Тест 12 химические реакции уравнения реакций. Тест на тему: " Типы химических реакций". II. Целеполагание и мотивация

Изображения обложек учебников приведены на страницах данного сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации)

ГДЗ контрольно-измерительные материалы (ким) по химии 8 класс Троегубова Вако

  • Химия – наука с характером! Одержать победу над мудреными формулами и вычислениями, постичь суть веществ и проследить их связи, разобраться в особенностях элементов и тонкостях реакций поможет решебник онлайн – талантливый наставник, шустрый помощник и постоянный спутник школьника.
  • КИМы по химии, подготовленные Н.П. Троегубовой – сокровищница знаний и эффективный инструмент для их применения. Пособие составлено в формате ЕГЭ к учебнику Габриэляна. Вниманию восьмиклассников предлагаются задания разного уровня сложности и ключи к ним. Пройдя по проторенному специалистами пути, школьники смогут:
    - повторить пройденный материал;
    - сформировать необходимые навыки;
    - опробовать умения на практике;
    - проверить результаты и закрепить достижения.
    Химия в 8 классе: курс на уровень «ас»!
  • ГДЗ онлайн требуют особого подхода. Они созданы не для обмана. Миссия этого бесплатного репетитора облегчить жизнь школьников и их родителей, предложив скорректировать путь к новым открытиям и вершинам науки. Помните! Только правильное использование решебника гарантирует отличные отметки, уверенность на ЕГЭ и фундаментальные знания по предмету.
  • Списать готовые ответы и блеснуть безупречной «домашкой» может каждый, но что потом? Испорченная репутация, крах на самом важном в жизни экзамене, отсутствие элементарного кругозора. Списывать готовые ответы на КИМы онлайн не запретит никто, но стоит ли поступать таким образом, решать только вам!

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

Образовательное учреждение среднего профессионального образования

«ПЕТРОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ПАКЕТ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Для специальностей технического профиля

Составитель: Мифтахова Н.И.

Пояснительная записка

В процессе изучения химии и в ходе выполнения тестовых заданий студенты должны знать:

важнейшие химические понятия:

1. вещество, химический элемент, атом, молекула,

2. относительные атомная и молекулярная массы,

3. ион, аллотропия, изотопы,

4. химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления

5. моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ,

6. вещества молекулярного и немолекулярного строения,

7. растворы, электролит и неэлектролит,

8. электролитическая диссоциация,

9. окислитель и восстановитель, окисление и восстановление,

10. тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие,

11. углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

основные законы химии:

1. сохранения массы веществ,

2. постоянства состава веществ,

3. Периодический закон Д.И.Менделеева;

основные теории химии

1. химической связи,

2. электролитической диссоциации,

3. строения органических и неорганических соединений;

важнейшие вещества и материалы:

1. важнейшие металлы и сплавы;

2. серная, соляная, азотная и уксусная кислоты;

3. благородные газы, водород, кислород,

4. галогены, щелочные металлы;

5. основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи,

6. углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода,

7. природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен,

8. хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция,

9. бензол, метанол и этанол,

10. сложные эфиры, жиры, мыла,

11. моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза),

12. анилин, аминокислоты, белки,

13. искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.

Тест по теме «Типы химических реакций»

Вариант

1. Среди приведенных уравнение реакций укажите реакции соединения:

а) 2HgO→ 2Hg + O₂ в) CaCO₃ → CaO + CO₂ д) CH₄ +2O₂ → CO₂ + 2H₂

б) Fe + S → FeS г) 2H₂ + O₂ → 2H₂O₂

2. 2.Среди приведенных уравнений реакций реакция разложения…

а) 2HgO → 2Hg + O₂ в) MgCO₃ → MgO +CO₂

б) 2Mg + O₂ → 2MgO г) 4Al + 3O₂ → 2Al₂O₃

3. Какие из уравнений реакций являются примерами эндотермических процессов?


a) H₂ + O₂ → 2H₂O + Q в) 2H₂O → 2H₂ + O₂ - Q

б) N₂ +2H₂ → 2NH₃ + Q г) CaCO₃ → CaO + CO₂ - Q

4. Какие из уравнений р –ий являются примерами экзотермических процессов?

а) Hcl +NaOH → NaCl + H₂O + Q в) 2H₂O → 2H₂ + O₂ - Q

б) N₂ +3H₂ →NH₃ + Q г) CaCO₃ →CaO +CO₂ - Q

5. Укажите номер уравнения р-ии замещения.

а) 2H₂ + O → 2H₂Oв) 2H₂O → 2H₂ + O₂

б) 2Na +2H₂O → 2NaOH + H₂ г) Fe + CuCl₂ → Cu + FeCl₂

6. Укажите уравнения реакции обмена.

а) H₂ + Cl₂ → HClв) 2NH₃ → N₂ + 3H₂

б) CuO + H₂SO₄ → CuSO₄ +H₂O г) NaOH + HCl → NaCl + HOH

7. Какую реакцию относят к реакциям разложения?

а) Fe + O₂ → в) FeCO₃ →

б) Fe + HCl → г) FeO + C →

8. Уравнение Na₂CO₃ + 2HC → 2NaCl + Н₂O +CO₂ относят к реакции:

а) нейтрализации в) обмена

б) окисления – восстановления г) разложения

9. В раствор хлорида меди (2) опустили железный гвоздь.

Это реакция:

а) обмена в) Замещения

б) гидратации г) соединения

10. Оксид Mgреагирует с H₂SO₄

Это реакция:

а) обмена в) замещения

б) соединения г) нейтрализации

11. Из перечня реакций выберите эндотермическую.

а) 2H₂O → 2H₂ + O₂ в) SO₂ + H₂O→H₂SO₃

б) 3H₂ + N₂ → 2NH₃ г) 2Fe +3Cl₂ → 2FeCl₃

12. Примером реакций без изменения степеней окисления элементов является:

а) действие NaClна AgKO₃

б) взаимодействие Сu с Сl₂

в) растворение Znв кислотах

г) Разложение HNO₃

13. Вместо букв вставьте пропущенные слова.

Атомы, молекулы или отдающие электроны,называют (А).Во время реакция они (Б). Атомы, молекулы или ионы,присоединяющие электроны. Называют (В) . Во время реакций они (С)

14. В уравнение Fe⁺² + е →Fe⁺³показ процесс:

а) восстановления в) растворения

б) окисления г) разложения

15. В уравнении окислительной реакции H₂S + K₂MnO₄ + H₂SO₄ →H₂O + S + MnSO₄ + K₂SO₄ коэффициенты у исходных веществ соответственно равны:

а) 3,2,5 в) 2,2,5

б)5,2,3 г) 5,2,4

16. Через разбавленный раствор H₂SO₄ пропустили постоянный электрический ток.

Проходит реакция:

а) разложения H₂SO₄ в) восстановлениеS

б) окисление H₂ г) разложение воды

Типы химических реакций

Вариант

1. Среди приведённых уравнений реакций реакции разложений:

а) 2С + О 2 → 2CO в)NH 4 Cl → NH 3 +HCl

б) Cu(OH) 2 → CuO+H 2 O г)H 2 + Cl 2 → 2HCl

2. Среди уравнений реакций укажите реакции соединений.

а) 2Cu + O 2 → 2CuO в) 2H 2 O → 2H 2 + O 2

б) Ca CO 3 → Ca O + CO 2 г) 4Na + O 2 → 2Na 2 O

3. Какие из уравнений реакций является примерами экзотерических процессов?

а) C + O 2 → CO 2 + Q в) 2HgO → 2Hg + O 2 − Q

б) CH 4 + 2O 2 → CO 2 + 2H 2 O + Q г) 2H 2 O → 2H 2 + O 2 − Q

4. Какие из уравнений реакций является примерами эндотермических процессов?

а) H 2 + O 2 → 2H 2 O + Q в) 2H 2 O → 2H 2 O → O 2 − Q

б) N 2 + 3H 2 → 2NH 3 + Q г) CaCO 3 − CO 2 − Q

5. Укажите уравнения реакции замещения.

а) Zn + 2HCl → ZnCl 2 + H 2 в) 2HӀ→ H 2 +Ӏ 2

б) H 2 + Cl 2 → 2HCl г)N 2 + 3H 2 → 2 NH 3

6. Уравнение реакции обмена

а) 2H 2 +O 2 → 2H 2 O в) Fe 2 O 3 + 3H 2 SO 4 → Fe 2 (SO 4) 3 + 3H 2 O

б) Ca +2HOH → Ca (OH) 2 + H 2 г) H 2 + Cl 2 →2HCl

7. Какую реакцию относят к реакции соединения?

а)NH 3 + O 2 в)NH 3 →

б) NH 4 Cl + KOH → г) NH 3 + HCl →

8. Какую реакцию относят к реакциям замещения?

а) Zn + HCl → в) ZnO + H 2 SO 4 →

б) Zn + HNO 3 → г) ZnCl 2 + AgNO 3 →

9. Какую реакцию относят к реакции обмена?

а)Na 2 O + H 2 O → в) Na 2 O + CO 2 →

б) Na 2 O + H 2 SO 4 → г) Na + H 2 J →

10. Оксид Na реагирует с CO 2 . Это реакция:

а) обмена в) разложения

б) соединения г) замещения

11. К экзотермическим реакциям относят горение серы; взаимод. Fe с O 2 , горение N 2 ; реакцию Cl 2 с O 2; растворение H 2 SO 4 в воде; разложения (NH 4) 2 Cl 2 O 7 . Сколько ошибок в этом суждении?

а) 2; б) 1; в) 4; г) 3

12. Реакцию взаимодействия NaCl c AqNO 3 и реакцию окисления СО по признаку направления реакции относят к:

а) необратимым в) первая необратимая, вторая обратимая

б) обратимым г) первая обратимая, вторая необратимая

13. Примером окислительно – восстановительной реакции является:

а) разложение Са СО 3 в) нейтрализация HNO 3

б) разложение HNO 3 г) взаимодействие Ca CO 3 c HNO 3

14. Степень окисления Mr в KMrO 4 равна:

а) +7; б) -7; в) +6; г) +4

15. При окислении происходит:

а) взаимодействие с О 2

б) перемещение электронной пары

в) присоединение электроном

г) отдача ẽ атомом, молекулой или ионом

16. Вместо букв вставьте название химических элементов.

В IV периоде (А) – самый активный окислитель, а (Б) – самый активный восстановитель. Среда элементов V I группы главной подгруппы самым активным окислителем является (В), наиболее слабо окислительные свойства выражены у (Г).

Типы химических уравнений. (9кл)

1. Какое уравнение соответствует реакции нейтрализации?

1) HCl + KOH = KCl + H 2 O

2) H 2 + Cl 2 = 2HCl

3) HCl + AgNO 3 = AgCl + HNO 3

4) 2HCl + Zn = ZnCl 2 + H 2

2. Реакция, уравнение которой

3MgCl 2 + 2K 3 PO 4 = Mg 3 (PO 4) 2 +KCl

является реакцией

1) обмена 3) соединения

2) разложения 4) замещения

3. Какое уравнение соответствует реакции обмена?

1) MgO + CO 2 = MgCO 3

2) FeCl 3 + 3NaOH = 3NaCl + Fe(OH) 3

3) 2NaI + Br 2 =2NaCl + I 2

4) 2AgBr = 2Ag + Br 2

4. Какое уравнение соответствует реакции замещения?

1) MgСO 3 = CO 2 + MgO

2) Na 2 CO 3 + CO 2 +H 2 O = 2NaHCO 3

3) NaCl + AgNO 3 =NaNO 3 + AgCl

4) 2Na + 2H 2 O = 2NaOH + H 2

5. Какое уравнение соответствует окислительно - восстановительной реакции?

1) СaСO 3 = CO 2 + CaO

2) Zn +H 2 SO 4 = ZnSO 4 +H 2

3) BaCl 2 + Na 2 SO 4 = BaSO 4 +2NaCl

4) Na 2 CO 3 + H 2 O+ CO 2 = 2NaHCO 3

6. Какое из уравнений не относится к окислительно - восстановительным реакциям?

1) 2Al +6H 2 O = 2Al(OH) 3 + 3H 2

2) 2CO +O 2 = 2CO 2

3) 2KOH + CO 2 = K 2 CO 3 +H 2 O

4) 2H 2 S +3O 2 = 2SO 2 +2H 2 O

7. Какое уравнение соответствует реакции разложения?

1) Fe + H 2 SO 4 = FeSO 4 +H 2

2) 2HNO 3 + Fe(OH) 2 = Fe(NO 3) 2 +2H 2 O

3) 2H 2 SO 4 + C = CO 2 + 2SO 2 + 2H 2 O

4) 4Fe(NO 3) 2 = 2Fe 2 O 3 +8NO 2 +O 2

8. Взаимодействие калия с водой относится к реакциям

1) замещения 3) разложения

2) соединения 4) обмена

9. Какая из записей соответствует уравнению реакции соединения?

1) 2CO 2 + Сa(OH) 2 = Ca(HCO 3) 2

2) 2HCl+ Na 2 O = 2NaBr +H 2 O

3) H 2 SO 4 + Pb =PbSO 4 +H 2

4) 2NO 2 +H 2 O =HNO 3 + HNO 2

10. Без изменения степени окисления протекает реакция, схема которой

1) Ca + H 2 O --- Ca(OH) 2 +H 2

2) HCl + Na 2 CO 3 ---- NaCl +H 2 O +CO 2

3) H 2 SO 4 + H 2 S --- SO 2 + H 2 O

4) HNO 3 + FeO --- Fe (NO 3) 3 + NO 2 + H 2 O

Химические реакции. Вариант 1.

а) H 2 + N 2 →NH 3

б) CO +O 2 → CO 2

в) HNO 3 → NO 2 +H 2 O+O 2

г) Ca 3 N 2 + H 2 O → Ca(OH) 2 + NH 3

д) Ba + H 2 O → Ba(OH) 2 + H 2

а) Реакция соединения: Ag + O 2

б) Реакция соединения: P +Cl 2 →

в) Реакция замещения: Сr 2 O 3 + C →

г) Реакция обмена: A l 2 O 3 + HCI →

Вариант 2.

1. Расставьте коэффициенты, определите тип реакции:

а) Mg + N 2 →Mg 3 N 2

б) C +Cr 2 O 3 → CO 2 +Cr

в) HNO 3 + CaO→ Ca(NO 3 ) 2 +H 2 O

г) Na + H 2 O → NaOH+ H 2

д) Ba O+ H 2 SO 4 → BaSO 4 ↓+ H 2 O

2. Дописать уравнения реакций, расставить коэффициенты, назвать сложные вещества.

а) Реакция соединения: Al + O 2

б)) Реакция соединения: Mg +Cl 2 →

в) Реакция замещения: MnO 2 + H 2 →

г) Реакция обмена: A l 2 O 3 + H 2 SO 4 →

Вариант 3.

1. Расставьте коэффициенты, определите тип реакции:

а) P + S →P 2 S 3

б) CuO +Al → Al 2 O 3 +Cu

в) HNO 3 + CaCO 3 → Ca (NO 3 ) 2 +H 2 O +CO 2

г) KClO 3 → KCl+ O 2

д) KOH+ H 3 PO 4 → K 3 PO 4 + H 2 O

2. Дописать уравнения реакций, расставить коэффициенты, назвать сложные вещества.

2

б)) Реакция соединения: Al +S →

в) Реакция замещения: Cr 2 O 3 + C →

г) Реакция разложения(электролиз): H 2 O →

1) Zn + H₂SO₄ = ZnSO₄ + H₂

2) Ba + 2H₂O = Ba(OH)₂ + H₂

3) Na₂O + 2HCI = 2NaCI + H₂O

4) 2AI(OH)₃ = AI₂O₃ + 3H₂O

Вариант 4.

1. Расставьте коэффициенты, определите тип реакции:

а) P 2 О 5 + Н 2 О →Н 3 РО 4

б) Cl 2 +Al → AlCl 3

в) NaNO 3 → NaNO 2 +O 2

г) KBr +Cl 2 → KCl + Br 2

2. Дописать уравнения реакций, расставить коэффициенты, назвать сложные вещества.

а) Реакция соединения: B + O 2

г) Реакция обмена A l 2 O 3 + НСl →

3.С выделением газа протекает реакция между:

1) карбонатом натрия и нитратом магния

2) фосфорной кислотой и нитратом бария

3) хлоридом аммония и гидроксидом кальция

4) хлоридом калия и нитратом серебра

Вариант 5.

1. Расставьте коэффициенты, определите тип реакции:

а) N 2 О 5 + Н 2 О →НN О 3

б) Li + Cl 2 → LiCl

в) Cu(NO 3 ) → CuO+O 2 +NO 2

г) KOH +AlCl 3 → KCl+ Al(OH) 3 ↓

д) Mg+ H 3 PO 4 → Mg 3 (PO 4 ) 2 + H 2

2. Дописать уравнения реакций, расставить коэффициенты, назвать сложные вещества.

2

г) Реакция разложения: HgO →

3. Выделение газа происходит в результате реакции серной кислоты с

1) гидроксидом калия

2) карбонатом натрия

3) оксидом калия

4) нитратом свинца

Вариант 6.

1. Расставьте коэффициенты, определите тип реакции:

а) P 2 О 5 + Н 2 О →Н 3 РО 4

б) Cl 2 +Al → AlCl 3

в) NaNO 3 → NaNO 2 +O 2

г) KBr +Cl 2 → KCl + Br 2

д) K 2 O + H 3 PO 4 → K 3 PO 4 + H 2 O

2. Дописать уравнения реакций, расставить коэффициенты, назвать сложные вещества.

а) Реакция соединения: B + O 2

б)) Реакция соединения: Al +N 2 →

в) Реакция замещения: FeO + Al →

г) Реакция разложения(электролиз): A l 2 O 3 →

3. Выделение газа происходит в результате реакции серной кислоты с… Написать уравнение

1) SO₃ 2)HNO₃ 3) KCI 4) HBr

Вариант 7.

1. Расставьте коэффициенты, определите тип реакции:

а) K 2 O + Н 2 О → KOH

б) Li + N 2 → Li 3 N

2. Дописать уравнения реакций, расставить коэффициенты, назвать сложные вещества.

а) Реакция соединения: Ba + N 2

б)) Реакция соединения: K +Cl 2 →

в) Реакция замещения: Fe 2 O 3 + Mg →

г) Реакция разложения(электролиз): HgO →

3.К реакциям обмена относится взаимодействие между

1) оксидом натрия и углекислым газом

2) хлоридом железа (||) и хлором

3) соляной кислотой и гидроксидом магния

4) ортофосфорной кислотой и цинком

Вариант 8.

1. Расставьте коэффициенты, определите тип реакции:

а) K 2 O + P 2 O 5 → K 3 PO 4

б) Li + N 2 → Li 3 N

в) AgNO 3 → Ag +O 2 +NO 2

г) KOH +CuSO 4 → K 2 SO 4 + Cu(OH) 2 ↓

д) Mg+ HCl → MgCl 2 + H 2

2. Дописать уравнения реакций, расставить коэффициенты, назвать сложные вещества.

а) Реакция соединения: N 2 + O 2 →

б)) Реакция соединения: S +Cl 2 →

в) Реакция обмена: Fe 2 O 3 + H 2 SO 4 →

г) Реакция разложения(электролиз): NaCl →

3.Какое уравнение соответствует реакции обмена

1) CuO + H₂SO₄ = CuSO₄ + H₂O

2) CaO + H₂O = Ca(OH)₂

3) Zn + 2HCI = ZnCI₂ + H₂

4) 2Cr(OH)₃ = Cr₂O₃ + H₂O

Вариант 9.

1. Расставьте коэффициенты, определите тип реакции:

а) K 2 O + Н 2 О → KOH

б) А l + S → Al 2 S 3

г) NaOH +FeSO 4 → K 2 SO 4 + Fe(OH) 2 ↓

2. Дописать уравнения реакций, расставить коэффициенты, назвать сложные вещества.

а) Реакция соединения: Ba + Br 2

б)) Реакция соединения: Fe +Cl 2 →

в) Реакция обмена: Fe 2 O 3 + HNO 3 →

г) Реакция разложения(электролиз) KCl →

3. Какое уравнение соответствует реакции обмена

1) Zn + H₂SO₄ = ZnSO₄ + H₂

2) Ba + 2H₂O = Ba(OH)₂ + H₂

3) Na₂O + 2HCI = 2NaCI + H₂O

4) 2AI(OH)₃ = AI₂O₃ + 3H₂O

Вариант 10.

1. Расставьте коэффициенты, определите тип реакции:

а) NO 2 + Н 2 О+O 2 → HNO 3

б) А l 2 O 3 + SO 3 → Al 2 (SO 4 ) 3

в) Fe(OH) 3 → Fe 2 O 3 + H 2 O

г) NaOH +H 3 PO 4 → Na 3 PO 4 + H 2 O

д) ZnO + HCl → ZnCl 2 + H 2 O

2. Дописать уравнения реакций, расставить коэффициенты, назвать сложные вещества.

а) Реакция соединения: K + Br 2

б)) Реакция соединения: P +Cl 2 →

в) Реакция обмена: FeO + HNO 3 →

г) Реакция разложения(электролиз) LiCl →

3. С выделением газа протекает реакция между

1) силикатом калия и гидроксидом кальция

2) карбонатом кальция и соляной кислотой

3) нитратом цинка и оксидом бария

4) сульфатом калия и хлоридом магния

Вариант 11.

1. Расставьте коэффициенты, определите тип реакции:

а) SO 2 +O 2 → SO 3

б) P+ S → P 2 S 3

д) Zn + HCl → ZnCl 2 + H 2

2. Дописать уравнения реакций, расставить коэффициенты, назвать сложные вещества.

2

3. Газ выделяется при взаимодействии растворов. Написать уравнения.

1) хлорида калия и серной кислоты

2) карбоната кальция и азотной кислоты

3) серной кислоты и гидроксида бария

4) фосфата натрия и соляной кислоты

Вариант 12.

1. Расставьте коэффициенты, определите тип реакции:

а) Н 2 +O 2 → Н 2 О

б) Сl 2 + O 2 → Cl 2 O 7

в) CuOH → Cu 2 O + H 2 O

г) Ba (OH ) 2 +HPO 3 → Ba (PO 3) 2 + H 2 O

д) Fe + HCl → FeCl 2 + H 2

2. Дописать уравнения реакций, расставить коэффициенты, назвать сложные вещества.

а) Реакция соединения: Н 2 +N 2 →

б)) Реакция замещения: К +НОН→

в) Реакция обмена: CuO + H 2 SO 4 →

г) Реакция разложения(электролиз) BaF 2 →

3. К реакциям обмена относится взаимодействие между. Написать уравнения.

1) оксидом калия и водой

2) хлором и кислородом

3) азотной кислотой и гидроксидом бария

4) серной кислотой и магнием

Вариант 13.

1. Расставьте коэффициенты, определите тип реакции:

а) Н 2 +N 2 → NH 3

б) С +Ca → CaC 2

в) KClO 3 → KCl + O 2

г) Mg Cl 2 +AgNO 3 → Mg (NO 3 ) 2 + AgCl↓

д) Al + H 2 SO 4 → Al 2 (SO 4 ) 3 + H 2

2. Дописать уравнения реакций, расставить коэффициенты, назвать сложные вещества.

а) Реакция соединения: F 2 +B →

б)) Реакция замещения: Ca +НОН→

в) Реакция обмена: Ba (NO 3) 2 + Na 2 SO 4 →

г) Реакция разложения(электролиз) CaO →

3. Осадок не образуется при смешивании растворов

1) карбоната натрия и серной кислоты

2) сульфата натрия и нитрата бария

3) карбоната кальция и соляной кислоты

4) сульфита калия и хлорида бария

Вариант 14.

1. Расставьте коэффициенты, определите тип реакции:

а) Н 2 +F 2 → HF

б) С +Na → Na 4 C

в) KMnO 4 → K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2

г) Mg(OH) 2 +HNO 3 → Mg (NO 3 ) 2 + H 2 O

д) Al + HBr→ AlBr 3 + H 2

2. Дописать уравнения реакций, расставить коэффициенты, назвать сложные вещества.

а) Реакция соединения: Н 2 +Cl 2 →

б)) Реакция замещения: Ba +НОН→

в) Реакция обмена: BaCl 2 + H 2 SO 4 →

г) Реакция разложения(электролиз) BaO →

3. Какое уравнение соответствует реакции обмена

1) Zn + H₂SO₄ = ZnSO₄ + H₂

2) Ba + 2H₂O = Ba(OH)₂ + H₂

3) Na₂O + 2HCI = 2NaCI + H₂O

4) 2AI(OH)₃ = AI₂O₃ + 3H₂O

Вариант 15.

1. Расставьте коэффициенты, определите тип реакции:

а) SO 2 +O 2 → SO 3

б) P+ S → P 2 S 3

в) Cr(OH) 3 → Cr 2 O 3 + H 2 O

г) Ba(OH) 2 +H 3 PO 4 → Ba 3 (PO 4 ) 2 + H 2 O

д) Zn + HCl → ZnCl 2 + H 2

2. Дописать уравнения реакций, расставить коэффициенты, назвать сложные вещества.

а) Реакция соединения: Mg О+ SiO 2

б)) Реакция соединения: P +O 2 →

в) Реакция обмена: CuO + HNO 3 →

г) Реакция разложения(электролиз) LiF →

3. Газ выделяется при взаимодействии растворов. Написать уравнения.

1) хлорида калия и серной кислоты

2) карбоната кальция и азотной кислоты

3) серной кислоты и гидроксида бария

4) фосфата натрия и соляной кислоты























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений.

Дидактическая цель: обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные при изучении темы.

Задачи:

  • Образовательные:
    • повторить и закрепить знания о типах химических реакций по количеству и составу исходных и образующих веществ в стандартных и нестандартных ситуациях, признаки, характеризующие протекания химических реакций, умение применять закон сохранения массы веществ.
    • развивать умения сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия.
  • Развивающие:
    • развивать общеучебные умения и навыки (планирование ответа, логически рассуждать, применять свои знания на практике).
    • развивать самостоятельность, волю, умение преодолевать трудности в учении, логическое мышление
  • Воспитательные:
    • воспитывать коллективизм, умение работать в парах, проводить рефлексию собственной деятельности.

Психологическая цель: создание комфортного микроклимата для каждого обучающегося.

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная, индивидуализированная.

Оборудование и реактивы: кусочек мела в ступке, медная проволока, спиртовка, держатель, пробирки, штатив для пробирок, растворы: NаOH, СuСl 2 , Fe, таблицы: “Растворимость гидроксидов и солей в воде”, “Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева”, “Классификация химических реакций в неорганической химии”, тесты, опорные схемы, дидактические карточки.

План урока

  1. Оргмомент.
  2. Целеполагание и мотивация.
  3. Актуализация.
  4. Систематизация.
  5. Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях.
  6. Проверка уровня обученности.
  7. Информация о домашнем задании.
  8. Рефлексия.
  9. Завершение урока с выставлением и комментарием оценок.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Целеполагание и мотивация

Перед учащимися в доступной форме ставится цель урока, мотивируется значимость данной темы при дальнейшем изучении курса химии.

Учитель: Вот мы и научились писать химические предложения в виде химических уравнений. Как в русском языке предложения бывают восклицательные, вопросительные и побудительные, химические реакции бывают соединения, разложения, замещения, обмена.
Сегодня на уроке мы еще раз повторим и приведем в систему знания, о типах химических реакций опираясь на основные понятия.
Для чего они вам пригодятся?
Для изучения химических свойств веществ, которые характеризуем химическими уравнениями.
Решать расчетные задачи по уравнениям, ведь вы уже убедились, что если неверно составлено уравнение, не правильно расставлены коэффициенты задача будет решена неверно.

III. Актуализация

Учитель: Для начала давайте вспомним основные понятия и проведем химическую разминку.

Работа с классом путем фронтальной беседы по вопросам химической разминки (На каждом ученическом столе находится дидактический материал.

I. Химическая разминка

1. Что такое химическое явление, чем оно отличается от физического?
2. Укажите известные вам признаки химических реакций?
3. Дайте определение химической реакции.
4. Каковы условия течения химических реакций?
5. Какие реакции относятся к:

а) реакциям соединения,
б) реакциям разложения,
в) реакциям обмена,
г) реакциям замещения.

IV. Систематизация

Учитель: Продолжаем нашу разминку.

II. Дифференцированная работа по типам химических реакций и подбору коэффициентов.

Учитель: А теперь проверим, как вы умеете отличать химические реакции друг от друга. В задании №2 у вас записаны схемы химических реакций. Из предложенного перечня выберите реакции, и расставить коэффициенты: первый вариант – в реакциях соединения, второй – разложения, третий – замещения, четвертый – обмена.
Ученики работают самостоятельно в течение 3 минут. Правильность выполнения проверяется через запись на компьютере. На данном этапе закрепляется умения читать уравнения.
Критерии оценки: ошибок нет – оценка «5»; одна ошибка – оценка «4»; две ошибки – оценка «3»; более трех ошибок – незачет.

III. Работа с химическими уравнениями

Из приведенного перечня схем химических реакций выберите:

1 вариант – реакции соединения,
2 вариант – реакции разложения,
3 вариант – реакции обмена,
4 вариант – реакции замещения.

1. HgO ––> Hg + O 2 2. Сu(OH) 2 + HCl ––> H 2 O + CuCl 2
3. Al + O 2 ––> Al 2 O 3 4. KBr + Cl 2 ––> KCl + Br 2
5. Zn + HCl ––> ZnCl 2 + H 2 6. Ca + O 2 ––> CaO
7. СuCl 2 + NaOH ––> Cu(OH) 2 + NaCl 8. H 2 O ––> H 2 + O 2

1. По какому признаку определили тип реакции?
2. Почему приведенную запись мы называем схемой?
3. Что уравниваем в уравнении реакции?
4. На основании, какого закона расставляем коэффициенты?
5. Расставьте коэффициенты в приведенных выше схемах реакций.

Учитель: Всем вам известно выражение: “Теория проверяется практикой”.

Ученический эксперимент

Цель: закрепить знания о физических и химических явлениях.

Задачи:

  • Развить умения сравнивать классифицировать явления природы.
  • Развить умения и навыки логически рассуждать, планировать ответ.

№1. Растереть в ступке мел. Объяснить какое это явление и почему вы так считаете.

(Ученик у доски растирает в ступке мел и делает вывод, что произошло физическое явление, т. к. нового вещества не образовалось).

№2. Прокалить медную проволоку

Прокомментировать свои наблюдения, и определить вид явления.
Перед экспериментом повторяются правила по технике безопасности при работе со спиртовкой.

(2-й ученик прокаливает медную проволоку над пламенем спиртовки, наблюдает образование налета и делает заключение, что произошла химическая реакция, т. к. образовалось новое вещество).

Так как это химическое явление, то запишите уравнение реакции горения меди. Помните! При горении медь, проявляет высшую степень окисления. Определите тип и продукты химической реакции. Расставьте коэффициенты.
На основании опытов делается вывод: Теперь мы с вами на практике убедились и увидели чем отличается физическое явление от химического. Здесь же мы пронаблюдали один из типов химической реакции – реакции соединения.

V. Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях

Экспериментальная работа:

Цель: закрепить знания о химических реакциях.

Задачи:

  • Повторить и закрепить знания о типах химических реакций по количеству и составу исходных веществ и продуктов реакции;
  • Развить самостоятельность, логическое мышление;
  • Воспитать коллективизм, умение работать в парах.

1. Реакция обмена между хлоридом меди (II) и гидроксидом натрия.

На экране записана схема: NaOH + CuCl 2 ––>
Перед учащимися ставится задача определить продукты взаимодействия между гидроксидом натрия и хлоридом меди (II).

Учитель: Запишите по схеме уравнение реакции взаимодействия между гидроксидом натрия и хлоридом меди (II). (Ученики записывают уравнения реакции) .
Какие вещества вступают в реакцию? (Сложные)
Какой тип реакции? (Обмена)
– Какие продукты будут образовываться? (Гидроксид меди (II) и хлорид натрия).
Найдите в таблице растворимости эти вещества, что можно сказать о них? (Гидроксид меди (II) – нерастворимое основание, следовательно, выпадает в осадок, в уравнении около этой формулы ставим )
Спрогнозированный результат сравнивают с реальным при выполнении лабораторного опыта.
– Мы с вами спрогнозировали результат данной реакции. Давайте, убедимся, на практике проведя эксперимент.
Проводится лабораторная работа учениками под руководством учителя.
На основании всего этого делается вывод о типе проведенной реакции и признаке ее протекания.

2. Разложение гидроксида меди (II).

Учитель: Теперь возьмите пробирку, в которой получен гидроксид меди (II), закрепите в пробиркодержатель, проведите нагревание. Не забывая про технику безопасности:

1. Сначала прогреваем всю пробирку, а затем нагреваем раствор.
2. Нагревание проводим в верхней части пламени, т. к. именно оно обладает самой высокой температурой.

Учащиеся проводят опыт “разложение гидроксида меди (II)”, наблюдают за происходящими изменениями.

– Какие изменения вы наблюдаете? (Появление черного осадка, а на стенках пробирки капли воды)

Один ученик на доске, а остальные в тетрадях записывают уравнение реакции

Cu(OH) 2 ––> CuO + H 2 O

Вывод: Таким образом, произошла реакция разложения, т. к. из одного сложного вещества образовалось два новых сложных вещества.
3. Взаимодействие хлорида меди (II) с железом
Учитель: Нам осталось рассмотреть еще один тип химической реакции. Давайте заложим опыт. В пробирку со стальным гвоздем прильем раствор хлорида меди (II). Какие изменения происходят, мы увидим позже, а пока запишем уравнение реакции.
Пока протекает реакция, ученики записывают уравнение в дидактическую тетрадь.
CuCl 2 + Fe ––> Fe Cl 2 + Cu, определяется ее тип.
А теперь посмотрите, произошли или изменения в пробирке в заложенным нами опытом? (Стальной гвоздь покрывается красным налетом – медью, а раствор изменился с голубого на зеленый).
– Какой вывод можно сделать?
Ученики на основании наблюдений делают соответствующий вывод.
Учащиеся делают общий вывод о классификации химических реакций по числу исходных и образующихся веществ. Для затрудняющихся самостоятельно сделать вывод предлагается опорная схема

Классификация химических реакций по числу и составу исходных и образующих веществ

VI. Проверка уровня обученности

Задание 1. Работа по вариантам I, II

Определить тип каждой химической реакции.
Из букв, которыми обозначены правильные ответы, вы получите:

I вариант – фамилию французского химика, сформулировавшего в 1789 году независимо от Ломоносова, закон сохранения массы веществ.
II вариант – фамилию ученого, одного из основоположников атомно-молекулярного учения.

I вариант.


Из букв, которыми обозначены правильные ответы, вы получите фамилию французского химика, сформулировавшего в 1789 году независимо от Ломоносова, закон сохранения массы веществ.

Схема химической реакции Реакция
обмена

Реакция
соединения

Реакция
разложения

Реакция
замещения

2Na + S ––> Na 2 S К Л Е К
2Al + 3H 2 SO 4 ––> Al 2 (SO 4) 3 + 3H 2 П Ш Ж А
2H 2 O ––> 2H 2 + O 2 Р В В З
Na 2 O + H 2 O ––> 2NaOH Е У Л И
Mg(OH) 2 + 2HNO 3 ––> Mg(NO 3) 2 + 2H 2 O А Б О Р
Zn + 2HCl ––> ZnCl 2 + H 2 Н Г У З
2NO + O 2 ––> 2NO 2 Я Ь Ф С
2NaOH + H 2 SO 4 ––> Na 2 SO 4 + 2H 2 O Е Д Х Т

II вариант.

Определите тип каждой химической реакции.
Из букв, которыми обозначены правильные ответы, вы получите фамилию ученого, одного из основоположников атомно-молекулярного учения.

Схема химической реакции Реакция
обмена

Реакция
соединения

Реакция
разложения

Реакция
замещения

H 2 O 2 ––> H 2 + O 2
2KNO 3 ––> 2KNO 2 + O 2
Zn + 2HCl ––> ZnCl 2 + H 2
2NaOH+ ZnCl 2 ––> Zn(ОН) 2 + 2NaCl
2H 2 O + 2Na ––> 2NaOH + H 2
4Al + 3O 2 ––> 2Al 2 O 3
2Cu + O 2 ––> 2CuO
Fe 2 O 3 + 3H 2 ––> 2Fe + 3H 2 O (г)
BaCl 2 + H 2 SO 4 ––> BaSO 4 + 2HCl

Время работы: 3 минуты.
Критерии оценки: ошибок нет – зачет;
есть ошибки – незачет.

Задание 2. Дифференцированная самостоятельная работа по тестам, два уровня.
Время проведения: 7 минут;
Критерии оценки: ошибок нет – «5»; одна ошибка – «4»; две ошибки –«3»; более трех ошибок – незачет.



Читайте также: