Логотерапия психология. Франкл - основные понятия логотерапии. Логотерапия представляет собой специфическую терапию при экзистенциальной фрустрации, экзистенциальном вакууме или фрустрации воли к смыслу. Эти состояния, когда они приводят к невротической с

Логотерапия (с греч. logos - слово, речь и thererapeia - забота, уход, лечение) - одно из направлений психотерапии, ориентированное на исследование смыслозначимых характеристик существования и на оказание помощи в поиске и осознании смысла жизни, что дает хороший лечебный эффект. Логотерапию трудно назвать теорией в строгом смысле слова. Она близка к гуманистической психологии , хотя во многом основывается на психоанализе. Логотерапия - это терапия, ориентированная на обретение смысла жизни.

Создатель логотерапии - В. Франкл , основатель 3-й Венской школы психотерапии (после школ Фрейда и Адлера). После краткого увлечения психоанализом В. Франкл работал над созданием своей концепции, окончательное оформление которой произошло в экстремальных условиях фашистского концентрационного лагеря, узником которого В. Франкл был в 1942 - 1945 гг. Его теоретические и психотерапевтические взгляды прошли серьезную апробацию как собственным опытом, так и опытом его пациентов, психолого-философскими воззрениями его коллег и учеников. Самая известная книга В. Франкла - «Человек в поисках смысла» - неоднократно переиздавалась во всем мире.

Концептуальная база логотерапии складывается из трех сопряженных учений экзистенциального типа : 1) о стремлении к воле, к смыслу; 2) о смысле жизни; 3) о свободе воли.

В этом аспекте заложено несогласие - с бихевиоризмом , по сути, отвергающим представление о свободе воли; - с психоанализом , выдвигающим идеи о стремлении к удовольствию или воле к власти; что же касается смысла жизни, то Фрейд полагал, что человек, задающийся этим вопросом, тем самым проявляет психическое неблагополучие.

Стремление к осознанию смысла жизни В. Франкл считает врожденным, и именно этот мотив является ведущей силой развития личности. Смыслы не являются универсальными, они уникальны для каждого человека в каждый момент его жизни, и смысл жизни всегда связан с реализацией человеком своих возможностей, но обретение и реализация смысла всегда связаны с внешним миром, с творческой активностью человека и его продуктивными достижениями.

Франкл, отстранившись от глубинных психоаналитических ориентаций, стремился к постижению вершинных психических переживаний и использованию знаний о них для терапии. Он обратил особое внимание на ноогенные неврозы (характеризуются утратой смысла жизни) и, ставя целью, раскрытие стремления человека к обретению смысла существования, ориентировал терапию на преодоление «экзистенциального вакуума» - чувства пустоты и бессмысленности, а также на преодоление избыточного давления «трагического триединства человеческого существования» - страдания, вины и смерти.


Согласно Франклу, вопрос о смысле жизни естественен для человека, и именно то обстоятельство, что человек не стремится обрести его и не видит ведущих к тому путей, выступает основной причиной психологических трудностей и негативных переживаний в связи с отсутствием бессмысленности и никчемности жизни.

Теория и практика логотерапии исходят из того, что основная движущая сила в поведении и развитии личности - именно стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни . Отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать порождает состояния экзистенциального вакуума и экзистенциальной фрустрации, которые являются причиной ноогенных неврозов, связанных с апатией, депрессией и утратой интереса к жизни, а также со стремлением к минимизации внутреннего напряжения.

В центре концепции В. Франкла стоит учение о ценностях, т.е. понятиях, несущих в себе обобщенный опыт человечества о смысле типичных ситуаций. Он выделял три класса ценностей, позволяющих сделать осмысленной человеческую жизнь: ценности творчества (например, труд), ценности переживания (например, любовь), и ценности отношения, сознательно принимаемого по отношению к тем критическим жизненным обстоятельствам, которые невозможно изменить. Так как смысл жизни можно найти в любой из этих ценностей и поступках, порождаемых ими, то из этого следует, согласно логике В. Франкла, что нет таких ситуаций и обстоятельств, в которых человеческая жизнь утратила бы свой смысл. Нахождение смысла в конкретной ситуации В. Франкл называет осознанием возможностей действия по отношению к данной ситуации. Именно на такое осознание и направлена логотерапия, помогающая человеку увидеть весь спектр потенциальных смыслов, содержащихся в ситуации, и выбрать тот, который согласуется с его совестью. Важно: смысл должен быть не только найден, но и реализован, т.к. его реализация связана с реализацией человеком самого себя. Деятельность человека в реализации смысла должна быть абсолютно свободной.

В. Франкл ввел понятие о ноэтическом уровне существования человека, пытаясь вывести его из-под действия биологических законов. Признавая, что наследственность и внешние обстоятельства задают определенные границы возможностей, он подчеркивает наличие трех уровней существования человека: биологического, психологического и ноэтического, или духовного уровня. Именно в духовном существовании находятся смыслы и ценности, играющие определяющую по отношению к нижележащим уровням роль.

Главное препятствие в поисках смысла жизни - центрация человека на самом себе, неумение выйти «за пределы себя» - как к другому человеку, так и к смыслу жизни. Смысл существования объективно заложен в каждом моменте жизни; психотерапевт не может определить его для клиента, так как он для каждого свой, но может помочь его увидеть.

Особый, уникальный смысл жизни или выполняющие его функцию обобщенные ценности можно найти в одной из трех сфер : творчестве, переживании и сознательно принимаемом отношении к тем обстоятельствам, которые невозможно изменить.

Таким образом, В. Франкл формулирует идею о возможности самодетерминации, которая связана с существованием человека в духовном мире. В этом плане понятие ноэтического можно рассматривать как более широкое по отношению к тем, что связывают свободу воли с каким-то одним видом духовной жизни.

Австриец Виктор Эмиль Франкл, один из наиболее выдающихся мыслителей XX века, значительно меньше известен широкой публике, нежели его современники — Фромм, Хорни, Маслоу и др. Между тем его учение (учение, потому что это больше, нежели психологическая теория) прошло наиболее суровую проверку самой жестокой практикой — концлагерем.

Франкл, как еврей стал жертвой нацистской политики. Он прошел через такие известные лагеря смерти, как Дахау и Аушвиц. Именно там он впервые имел возможность проверить правильность своего психологического подхода, названного им впоследствии логотерапией — (от греч. logos — смысл, знание), — то есть речь идет о терапии смыслом.

Обычно логотерапию относят к гуманистическому направлению в теориях личности. Однако, это не вполне верно, хотя не стоит забегать вперед, у Вас будет возможность самостоятельно оценить разницу между логотерапевтическим и гуманистическим взглядом на человека.

В своей теории человека, Франкл исходит из трех фундаментальных положений: 1) Свобода воли; 2) Воля к смыслу; 3) Смысл жизни. Разберем по порядку. Что понимается под свободой воли. Полагается, что человек всегда свободен, и никто не вправе эту свободу у него отнять.

Разумеется, речь идет не о полной и абсолютной свободе от всего. Каждый человек в своем поведении ограничен: социальными и экономическими обстоятельствами, рамками своей культуры, своим психотипом, наконец. Речь идет, прежде всего, о свободе осознанного отношения к обстоятельствам, о свободе занять личностную позицию по отношению даже к тому, чего изменить или предотвратить человек не в силах.

Например, когда массы людей сгонялись нацистами в концлагеря, сами люди, разумеется, были не властны над обстоятельствами своей жизни: лишения, голод, побои — все это было общим. Однако, люди были свободны в том, как им относится к данным тяжелым обстоятельствам. Свободны как позитивно, так и негативно. Они могли выбирать — пойти на поводу у нечеловеческих обстоятельств и превратиться в забитое животное, или несмотря ни на что остаться человеком, сохранить свою личность.

Второе положение — воля к смыслу — связано с другой фундаментальной чертой человека — разумностью. Мы обладаем абстрактным мышлением и рефлексией (способностью взглянуть на себя со стороны). И мы отличаемся от животных тем, что точно знаем: мы обязательно умрем. Осознание своей конечности, заставляет нас искать ответ на вопрос «Зачем и ради чего я живу?».

Этот вопрос, отнюдь не праздный. Если мы не имеем на него ответа, то жизнь может лишиться для нас своей ценности. «Жизнь ценность сама по себе!» — возразите Вы. Да, но она заканчивается смертью. Человеку, который не знает, зачем жить, вполне может показаться, что жить просто незачем. Поэтому мы ищем смысл, мы мотивированы поиском смысла, реализацией смысла в наших действиях. Мы не переносим бессмысленности. Когда мы что-то делаем, нам нужно знать зачем мы это делаем. Это принципиально отличается от взгляда на человека с позиций других психологических школ.

Например, поведение художника, пишущего картину, можно объяснить в рамках динамического подхода, как сублимацию эроса. Однако сам художник, скорее будет говорить о смысле, который он пытается выразить в своей картине. Первое объяснение связано с причинами поведение (почему?), второе — с целью, смыслом (зачем?).

Сторонники динамического подхода говорят о воле к удовольствию. Но ведь удовольствие, как правило — побочный продукт. Мы получаем удовольствие от хорошо выполненной работы, от приятного общения, от занятий сексом, наконец. Однако при этом, удовольствие проявляется, как последствия реализации смысла. Ведь, выполняя работу, мы думаем не об удовольствии, а о конечной цели. Общаясь с другими, мы тоже не думаем об удовольствии, а сосредоточены на теме общения.

Наконец, если, занимаясь сексом, мы думаем в первую очередь об удовольствии, а не о нашем отношении к партнеру, то это наверняка закончится сексуальным неврозом, любой сексолог это подтвердит. Когда удовольствие становится самоцелью — оно становится почти недостижимым. Мы стремимся к идеалам и, готовы жертвовать ради них жизнью, а удовольствие чаще всего, приходит как нечто побочное.

Когда говорят о воле к власти и превосходству, как движущем мотиве человеческого поведения, то игнорируется тот факт, что власть нужна как средство для реализации чего-то большего — смысла. Когда власть становится самоцелью, личность патологически деформируется: достаточно вспомнить биографию любого тирана. Человек, дорожащий властью ради власти, крайне несчастное существо — он везде видит врагов, заговоры и постоянно боится эту власть потерять, что ведет к психогенным деформациям личности.

Продолжение следует…

Логотерапия – это направление психотерапии, в основе которой лежит предположение о том, что развитие личности происходит через ее стремление к поиску жизненного смысла. При отсутствии у человека смысла жизни, когда он не понимает зачем живет, у него развивается экзистенциальная фрустрация, проявляющаяся в неврозах и расстройствах.

Логотерапия имеет ориентацию на исследование, имеющих смысл для существования характеристик и оказывает помощь в осознании этих характеристик, их значимости. Осознав этот смысл, человек выздоравливает, что и является целью логотерапии.

Направление логотерапии имеет похожие принципы, как у гуманистической психологии, но в большей мере все-таки основывается на положениях психоанализа.

Создателем направления логотерапия психология является Виктор Франкл. В логотерапевтической психотерапии логотерапевт направляет свои силы на то, чтобы человек смог приобрести значение своего бытия и сделать это так, чтобы сам логотерапевт своих мыслей и советов при этом не навязывал, а всего лишь подталкивал человека к тому, чтобы он сам нашел утраченный смысл. Для того чтобы это получилось, психотерапевт пользуется методом сократического диалога.

Потерянный смысл жизни и связанные с ним обобщенные ценности могут быть найденными человеком среди таких областей: переживание, творчество и сознательно принимаемое отношение к тем ситуациям и обстоятельствам, которые не поддаются изменению, и где пациент самолично сделать ничего не может.

То есть, благодаря логотерапии, человек учиться смотреть шире, минуя сложившуюся ситуацию и находить смысл вне ее пределов. Одним из самых основных источников смысла является религиозная вера, иногда она есть даже единственным смыслом бытия человека.

Логотерапия Франкла

Метод логотерапия Франкла основные принципы, на которых она основана – воля к смыслу, смысл жизни и свобода воли.

В. Франкл считает принцип «воли к смыслу» самодостаточной мотивацией без определенного ее выражения и порождения иных потребностей. Именно это стремление является центральным понятием между другими, составляющими основы логотерапии. Активное стремление отыскать свое место в жизни является самой сильной человека.

Также основы логотерапии включают понятие ноодинамики, ее В. Франкл определял, как основную движущую силу духа человека. Она создается в поле напряжения, которое возникает между двумя полюсами, то есть между человеком и смыслом. И именно поиск предназначения быстрее доведет человека к состоянию внутреннего напряжения, чем к обретению гармонии и душевного равновесия. Но, важно, что именно это напряжение и будет главным условием человеческого благополучия, как свидетельствуют положения логотерапии. В. Франкл не считает смысл тем, что человек придумывает и изобретает, это слишком просто для него.

Если рассмотреть семантический аспект, то становится понятным, что ядро смысла уходит в трансцендентную духовную сферу. Исходя из этого, Франкл дал название этому направлению не «смыслотерапия», что, казалось бы, очевидным, а «логотерапия», то есть «терапия духом и словом».

Основы логотерапии составляет также понятие сверхсмысла, введенное основателем метода. Такой сверхсмысл невозможно познать с помощью рациональных средств, он шире человеческого познания. Он доступен тому, что передается от ядра личности, от того что имеется в бытии человека, посредством экзистенциального акта, который называется Франклом, как «основополагающая вера в бытие». Только имея волю к смыслу, личности удастся встретиться со сверхсмыслом, в результате чего она будет свободной и сможет отвечать за свои деяния. Итак, воля к смыслу является стремлением человека постигнуть смысл и обретение , если этого не состоится.

В. Франкл считал и высказывал это в своей логотерапии, что предназначение жизни для каждого человека есть особенным, поэтому он меняется в зависимости от людей, от ситуации.

Логотерапия твердит, что всегда есть такой смысл, который бы был под силу осуществить конкретному человеку. Здесь жизнь сама предлагает человеку варианты и требует от него действий.

В роли смысла выступают ценностно-смысловые установки, закрепившееся, вследствие обобщения характерных ситуаций в эволюционном развитии человечества.

Франкл в логотерапии выделил три смысловые системы: ценности творчества (человеческие творения, то, что отдается миру), ценности переживания (опыт, который приобретается от внешнего мира), ценности отношений (позиция относительно судьбы).

Также Виктор Франкл уделил внимание понятию совести в логотерапии, он утверждал, что посредством совести человек реализовывает потребность в бытии. Называет ее «органом бытия» и относит к специфическим проявлениям, считая неотъемлемым компонентом условия человеческого существования.

Совесть – интуитивная способность по отысканию единого смысла, направляющая действия человека, оценивая его поступки (что хорошо или плохо) относительно реализации тех смыслов, на которые человек направляет деятельность.

Свобода воли человека относится непосредственно к его опыту. Существуют некие категории людей, считающих свою волю несвободной – это больные , которым кажется, что их волей управляет кто-то другой, и философы-детерминисты, которые уверенны, что люди чувствуют волю так, как будто она свободна, но, как они говорят, это самообман. Поэтому различием в их убеждениях и мыслями Виктора Франкла есть то, что нужно дать ответ на вопрос, насколько истинным есть опыт.

Логотерапия Франкла основные принципы, которые описаны выше, являются особенным направлением, в том смысле, что имеют мощное философское основание и каждый может найти свой смысл жизни.

С возникновением направления логотерапия приобрела новый опыт, до Виктора Франкла никто настолько сильно не занимался терапией в подобном направлении, хотя философских суждений насчет смысла жизни было очень много. Франкл сосредоточил свое внимание на вопросах о роли смысла в терапии и психопатологии. Благодаря своему опыту пребывания в концлагере, он осознал, что только наличие смысла помогает человеку выживать в самых невыносимых условиях.

В. Франкл в теории логотерапии отошел от глубинных ориентаций, как в к стремлению постижения более «вершинных» психических явлений и процессов.

Методы логотерапии являются достаточно практичными в их применении, и, как доказано, эффективными. Выделяются три основные техники логотерапии: парадоксальная интенция, дерефлексия и логоанализ. Они созданы для применения их в работе с пациентами, у которых наблюдаются состояния тревоги, интимные неврозы и обсессивно-компульсивный синдром.

Цель логотерапии состоит в описании процесса смысловосприятия посредством феноменологического анализа для того, чтобы понять, как люди обретают смысл и чувство осуществления.

Логотерапия применяется в различных сферах, которые можно распределить на специфические и на не специфические. К не специфической сфере применения относится психотерапия, занимающаяся разного рода заболеваниями. В специфическую область применения логотерапии входят ноогенные неврозы, которые возникли в связи с утратой значения жизни. В таких случаях применяется методика сократовского диалога, сущность которой заключается в том, что она, лучше всех способна подтолкнуть пациента к размышлениям об адекватном смысле жизни.

Цель логотерапии в расширении способностей увидеть всю плоскость потенциальных смыслов, способных содержаться в любой ситуации.

Франкл начал свою профессиональную карьеру в психиатрии с психоанализа, будучи учеником Фрейда. Вместе с тем он испытал влияние работ экзистенциальных философов, включая Хайдеггера, Шелера и Ясперса, и стал развивать собственную экзистенциальную философию, а также экзистенциальную психотерапию. В 1938 г. он впервые употребил термины экзистенциальный анализ и логотерапия в своих сочинениях. Чтобы избежать путаницы с экзистенциальным анализом Бинсвангера, Франкл остановился на термине логотерапия .

Термин экзистенциальный анализ продолжает использоваться и относится к анализу существования индивида, логотерапия обозначает собственно вмешательство. Термин логотерапия употребляется гораздо чаще, и под ним подразумеваются оба аспекта.

Природа человека. Логотерапия делает акцент на духовном, измерении. Франкл называет 3 характеристики человеческого существования, отличающие людей от животных:

    Духовность - главный атрибут человека. Из духовности происходят совесть, любовь и эстетическое сознание.

    Свобода от инстинктов, наследственной предрасположенности и окружения. В связи с возможностью подняться над этими условиями, на которых строятся прогнозы, люди непредсказуемы. Свобода - это не только свобода от ,но также свобода для чего-либо.

    Ответственность: человек ответственен перед собой, своей совестью или Богом. Ответственность соотносится с сознанием через совесть. Категорический императив логотерапии: «Живи так, как будто ты живешь уже второй раз, и как будто в первый раз ты поступил неправильно, именно таким образом, как собираешься поступить сейчас!»

Природа неврозов.

Пациенты часто жалуются на проблемы, касающиеся смысла жизни, то есть философские или духовные проблемы. Эти проблемы могут быть признаком заболевания или невроза.

Экзистенциальные конфликты могут развиваться и без невроза, но каждый невроз имеет экзистенциальный аспект.

1. Ноогенные неврозы . Термин ноэтический относится к духовному измерению. Ноогенные неврозы возникают из экзистенциальных проблем, ведущую роль среди которых играет фрустрация воли к смыслу. Ноогенные неврозы есть заболевания «из-за духа», но это не болезни самого «духа».

Экзистенциальный вакуум - переживания внутренней пустоты, вакуума внутри себя. Проявляется преимущественно в состоянии скуки.

Экзистенциальная фрустрация - это фрустрация воли к смыслу. Иногда она компенсируется жаждой власти, удовольствия, в т.ч. сексуального. Экзистенциальная фрустрация сама по себе не является патологической.

Озабоченность или даже отчаяние человека по поводу смысла жизни есть экзистенциальное страдание ,но не психическое заболевание. Поиск смысла может привести к напряжению, но это не патологическое напряжение. Психическое здоровье основывается на определенной степени напряжения между уже достигнутым и еще требующим завершения, или разрывом между тем, каков человек, и тем, каким он должен стать. В первую очередь человеку требуется не разрядка напряжения, а «ноодинамика» - экзистенциальные движущие силы в поляризованном поле напряжения, где один полюс представлен смыслом, который предстоит реализовать, а другой полюс - человеком, который должен это сделать.

2. Коллективный невроз . Некоторые особенности современного человека могут быть определены как коллективный невроз:

    беспорядочное отношение к жизни без долгосрочного планирования;

    фаталистическое восприятие жизни;

    коллективное мышление;

    фанатизм.

В конечном счете все эти симптомы берут свое начало из страха ответственности и бегства от свободы.

Неврозы и психозы, включая органические, имеют экзистенциальный, конституциональный и психогенный аспекты. Они затрагивают как свободу духовного отношения к конституциональным и психологическим факторам, так и способ существования. Следовательно, лечение должно должно также рассматривать экзистенциальные аспекты.

Логотерапия направлена именно на эти проблемы. Слово logos имеет двойное значение «смысла» и «духовности». Логотерапия, таким образом, имеет дело с экзистенциальной и духовной природой человека.

«Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим увидеть смысл в своей жизни»

Виктор Франкл

Виктор Эмиль Франкл родился в Вене 26 марта 1905 года. Известен как один основателей экзистенциальной психотерапии, автор логотерапии (терапии поиском жизненного смысла) или Третьей венской школы психотерапии.

Первой считается школа классического психоанализа Зигмунда Фрейда, а второй - школа индивидуальной психологии Альфреда Адлера.

Будучи еще школьником, Франкл переписывался с Фрейдом, и, окончив школу, послал ему статью, которая была опубликована в Международном Психоаналитическом журнале. Надо сказать, что преклоняясь перед Фрейдом, Франкл одновременно интересовался и идеями Адлера и даже стал активным членом Общества индивидуальной психологии, однако после нескольких критических выступлений в адрес адлерианцев, ушел оттуда в 1927 году. После этого, в его дальнейших трудах Фрейд и Адлер стали оппонентами.

Кроме того, на Франкла оказали влияние экзистенциальные философы: Керкъегор, Ясперс, Шеллер, Ницше, Достоевский и другие. Экзистенциалисты (от слова exist - сущность, существовать) всегда интересовались проблемами сочетания высшего и индивидуального смысла существования человека. Этот интерес нашел свой отклик во время и после Второй мировой войны, показавшей зыбкость культурных и нравственных ценностей и самого существования человечества. Философские идеи органично переплелись у Франкла с фрейдовскими и адлеровскими.

Франкл с самого начала хотел стать врачом. Его интересовала невропатология, в чем сказывалось явное влияние Фрейда, который, как мы знаем, невропатологом (нейрофизиологом) по первому образованию. В результате Франкл становится Доктором медицины и работает в клинической психиатрии. Это о «корнях» его учения.

Не меньшее влияние на формирование его научных идей оказала и личная биография. Судьба Виктора Эмиля Франкла интересна и трагична.

К созданию теории логотерапии и экзистенциального анализа Франкл пришел в результате поиска собственного жизненного смысла. В молодости он пережил кризис веры, но не только веры в Бога, а и веры в себя, в друзей, в общество, в смысл жизни. У Франкла была долгая глубокая депрессия - полное ощущение безысходности и отсутствие смысла жизни. Пройдя через отчаянье, ощущение бессмысленности бытия, нигилизм, внимательно и глубоко изучив Фрейда, Юнга, Адлера и других психологов и философов, и увидев, что потеря веры свойственна не только ему, но и очень многим людям, Франкл сумел выработать иммунитет против нигилизма, и стал учить других находить выход из подобных кризисных состояний. Так возникла ло- готерапия Виктора Франкла.

Слово «логос» имеет семь переводов и первый, самый емкий, означает «высший, божественный смысл», знание, изначально присутствующее во вселенной, как говорил Кант "априорная трансценденция". Таким образом «логотерапия » в данном случае трактуется, исходя именно из "высшего смысла", "знания", "идеи".

Логотерапия противостоит, с одной стороны, ортодоксальному психоанализу , а с другой - поведенческой психотерапии, не отрицая их, а придавая главное значение обретению человеком смысла своего существования, без которого, по мнению Франкла, никакие психотехники не излечат от невротических зависимостей.

Получив медицинское образование, Франка в 1928 году открывает первый из Центров консультирования молодежи в Вене, функционировавших до 1938 года. Его идеи находят отклик среди коллег, понимающих, что молодежи не хватает консультирования именно по проблемам поиска жизненного смысла, многие психотерапевты и психиатры присоединились к такой деятельности Франкла. В 1930 году он становится доктором медицины. С 1938 по 1942 гг., работая профессором и консультируя в нейропсихиатри- ческой клинике при Венском Университете, Франка постоянно проводил научные исследования. Тогда же он начал писать черновик своей первой книги.

А потом началась Вторая Мировая война. К тому времени Франка был уже достаточно авторитетен и ему предложили уехать в Америку на хорошо оплачиваемую работу. Но его родители, несмотря ни на какие доводы о фашистской опасности переезжать отказались. И Франкл остался с ними, надеясь, что его авторитет и престижная должность в нейропсихиатрической клинике, несмотря на национальность, смогут спасти семью от концлагеря. Но он ошибся. В результате с 1942 по 1945 гг. - он прошел пять концлагерей, в том числе Освенцим и Дахау, потерял и родителей, и брата, и жену. Выжить удалось только его сестре и ему самому.

С точки зрения обывателя Франкл сделал неправильный выбор: «и родителей не спас и себя подверг многолетним страданиям». Но только не с точки зрения самого Франкла. У человека с обостренным чувством совести, религиозности («чти отца своего») и высшего смысла жизни в такой ситуации не было выбора. По сравнению с мучениями в концлагерях, мучения его совести были бы намного сильней от одной мысли: «а вдруг, останься я с ними, я смог бы, учитывая мой авторитет, спасти их...». И это «а вдруг...» отравило бы ему всю оставшуюся жизнь, и к тому же он вряд ли достиг бы такой мировой известности и возможности помогать миллионам людей, если бы не его знаменитая книга «Психолог в концлагере», где теоретические положения логотерапии нашли конкретное практическое воплощение.

В концлагерях он, как и все узники, много и тяжело работал: рыл окопы, клал рельсы. И только в самом конце войны Франклу дали возможность поработать врачом. Это было для него как для психолога огромнейшим опытом, который он изложил в упомянутой книге «Психолог в концлагере».

Именно в лагерях он обратил внимание, что в таких невыносимых для многих людей условиях преимущество получали те, кто концентрировал свои мысли и чувства не на тоске по прошлому и не на сегодняшних личных переживаниях, а на будущем, на практическом осуществлении смысла своего существования ради более высоких целей, чем просто выживание. Как здесь не вспомнить апостолов Христа, 10 из которых погибли за веру, протопопа Аввакума, Николая Островского, Эрнста Тельмана и многих других людей, смысл существования которых был в беззаветном служении идеям (о ценностях которых можно спорить, но для них этих сомнений не существовало и именно это делало для них страдания, непосильные для обывателей, не только ничтожными, но и возвышенно-экстатическими). Эти люди, говоря словами Ницше, «превращали трагедию в триумф». (Ведь Ницше тоже относится к философам-экзистенциалистам).

Франкл часто приводил другую цитату из Ницше: "Тот, кому есть для чего жить, сможет выдержать почти любое как".

В частности самому Франклу помогли выжить не только долг врача («помо

гать другим»), но и ненависть к фашистам. Важным «подспорьем» оказалось то, что фашисты нашли и сожгли уже почти законченную им книгу, в которой он описывал свой бесценный трагический опыт и учил людей выживанию в невыносимых условиях. Эта акция настолько задела его, что он поставил себе целью, во чтобы то ни стало, восстановить сожженную книгу и даже сделать ее еще лучше. И ему это удалось. Его книга «Психолог в концлагере», изданная сразу после войны моментально и триумфально разошлась по всему миру тиражом в два с половиной миллиона экземпляров и принесла Франклу невиданную популярность.

По окончанию войны в 1946 году Франкл становится заведующим неврологическим отделением больницы в Вене. С 1947 года преподает психиатрию и неврологию в Венском Университете, становится Доктором философии и возглавляет Австрийское общество врачей-психотерапевтов. С 1955 г. - профессор неврологии и психиатрии Венского Университета. В 40-е годы, после публикации и перевода на английский язык его книг, главные из которых: «Доктор и душа: от психотерапии к логотерапии», « Человек в поисках смысла: введение в логотерапию», «Психотерапия и экзистенциализм», «Подсознательный бог:

психотерапия и теология», «Неслышный крик смысла: психотерапия и гуманизм», Франкл стал всемирно известен. И будучи почетным и приглашенным профессором в Стенфорде, Гарварде и других престижных университетов читал лекции по всему миру: ЮАР, Австралия, Азия, Африка. «Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим увидеть смысл в своей жизни»,- говорил Франкл.

В 50-60 гг. он констатирует распространение утраты смысла жизни и приводит статистику, подтверждающую, что такая утрата приводит к наиболее распространенной

трагической триаде - депрессия, наркомания , включая алкоголизм, и агрессия. Если по Фрейду, агрессию порождают подавленные, неразрешенные сексуальные инстинкты, то Франкл считал, что не меньшую агрессию вызывает и отсутствие смысла жизни. Он говорил: «Эту пустоту люди стремятся занимать чем попало или выжигать».

Франкл считает,что около восьмидесяти процентов алкоголиков и ста процентов наркоманов - люди, не имеющие жизненного смысла или его утратившие, т.е. испытывающие экзистенциальный вакуум - внутреннюю пустоту, бессмысленность существования. И действительно, бесполезно лечить алкоголика, если после выхода из клиники он не будет знать, ради чего он не станет больше пить, будет терпеть тяжелейшую перестройку не только организма, но и всего привычного образа, проведения досуга, заполнявшего хоть как-то бессмысленность его жизни.

Надо сказать, что экзистенциальный вакуум, сам по себе, не невротический, но конечно, является зоной риска. Он может приводить, и чаще всего приводит, к так называемым, ноогенным неврозам.

Ноогенный невроз - это невроз мучительного поиска своего жизненного смысла в экзистенциальном вакууме. Это может быть связано с разрушением ценностей и традиции (революция, дискредитация религии, «перестройка», словом, древнекитайское проклятие: «Чтоб тебе жить во времена перемен!»).

Для человека в отличие от животных традиции и моральные ценности очень важны, и их разрушение и дискредитация приводит к потере высокого смысла жизни и к редукционизму (сужению интересов и дел до мелких, эгоистично-обывательских). В связи с этим Франкл вводит еще один термин "экзистенциальная фрустрация". Фрустрация - это определенное крушение планов, невозможность их осуществить. В данном случае экзистенциальная фрустрация - это блокировка на пути к поиску смысла. Существует несколько видов блокировки: апатия, скука, вялость, лень.

Еще Юнг утверждал, что все его пациенты после 35 лет так или иначе страдали от отсутствия веры (смысла жизни) и не обретали душевного равновесия пока не находили свою веру. Франкл показывает, что эта вера может быть не только религиозной, но и обретением любого другого трансцендет- ного (то есть вырвавшегося из «камеры-одиночки» мелкого эгоизма) смысла жизни. Франкл утверждает, что обретение смысла существования доступно каждому нормальному человеку, независимо от пола, возраста, интеллекта, характера, окружающей среды, религиозных и идеологических убеждений.

С позиции классического психоанализа, как и его оппонента - бихевиоризма, люди достаточно жестко детерминированы: по Фрейду - различными биологическими потребностями, в бихевиоризме - «стимул- реакциями». Следовательно, для личной свободы, а значит и ответственности, места почти не остается. Экзистенциалисты с этим принципиально не согласны. Они считали, что человек обладает свободной волей, хотя и признают определенные биологические и социальные ее ограничения. Франкл называет это свободой человека в пространстве, ограниченном смертью и судьбой. Как же связываются понятие личная ответственность и судьба, которая, казалось бы, уже все решила за нас?

Мне кажется, что под судьбой можно понимать определенное потенциальный путь развития индивидуума внутри общей программы развития человечества и природы в целом. Он не может быть жестко детерминирован, поскольку жизнь есть творчество (Бог - творец), а значит поиск с правом на эксперименты и ошибки. Какое-то количество растений, животных, людей погибает, какое-то выживает, но общий прогресс очевиден, иначе жизнь бы давно прекратилась. Таким образом, индивидуальный путь (судьба) это как бы поток, ограниченный определенными берегами (наследственно- биологических, социальных условий), но в этом потоке один может сразу погибнуть, а другой проплывет долгую жизнь и зависеть это будет не только от случайностей, но и от мастерства, опыта и внимательности пловца. То есть, несмотря на неизбежные случайности у опытного, хорошо тренировавшегося (учившегося), умеющего выплывать (выживать, терпеть, ладить с людьми) в разных условиях пловца значительно больше шансов проплыть (прожить) дольше, полезнее и интереснее. Вот это и предполагает сочетание судьбы с индивидуальным смыслом жизни и ответственности:

Бихевиорист сказал бы:

Посеешь поступок - пожнешь привычку - посеешь привычку - пожнешь характер -

посеешь характер - пожнешь судьбу.

Экзистенциалист добавит:

Достойная Цель, как смысл жизни.

Иначе даже эта прекрасная пословица не принесет тебе счастья. Ибо «Не бывает попутного ветра у того, кто не знает куда плыть».

Экзистенциалисты очень большое внимание уделяют смерти. Франка это понятие считает исключительно важным для обретения жизненного смысла. Такой подход не нов. Например, древние греки, советовали периодически повторять про себя «Memento mori» (Помни о смерти!) не для огорчения, а для ощущения ценности каждого мгновения жизни, умения ценить ее, спрашивая себя: «не трачу ли я ее по пустякам?», «Не гонюсь ли за ложными ценностями», «Не треплю ли нервы себе и любимым из-за ерунды?».

Я назвал это ММТ (мементо-мори-терапией), так как термин тана- тотерапия (терапия смертью используется в доведении человека почти до ощущения клинической смерти с целью изменения состояния сознания). В ММТ я советовал своим ученикам в моменты печали и тревоги, спокойно лечь и представить, что тебе осталось жить одну минуту. Суетится поздно, изменить уже ничего нельзя, надо принять это как факт и приготовиться достойно уйти. И тут, успокоившись перед неизбежностью, начинаешь понимать, что тебе совсем не страшно, напротив, ты как бы освобождаешься от всех забот, тревог, страданий и входишь «кайф» вечного покоя. А после этого, поняв, что ты не боишься смерти, скажи себя: «Так чего же я боюсь в этой жизни, если я смерти не боюсь?».

Я даже написал себе и другим такую памятка-камертон:

Не боящийся смерти - ничего не боится, если помнит, что он - «Не боящийся смерти».

Когда человек говорит, что он боится не смерти, а за судьбу детей, дела и т.п., он, по-своему прав, однако корнем-первопричиной всех остальных страхов является генетически заложенный страх смерти, остальные - производные от него. И если страх смерти преодолен, то остальные страхи превращаются в заботы, с возможностью их рациональной терапии.

Что же позволяет человеку самостоятельно найти свой жизненный смысл? Экзистенциалисты считают, что таким путеводителем является совесть, которую В.Франкл называет органом смысла, а способность самостоятельно находить этот смысл - самотрансценденцией человека (то есть выходом за пределы индивидуально-эгоистического Я). Человек может найти смысл своего существования только выйдя за пределы своего личного Д переключая внимание с внутренних переживаний собственной персоны на реальную действительность, на активное сотрудничество, на практическую помощь другим.

Чем больше человек выходит из пассивного переживания своих проблем «наружу» (на активную полезную деятельность, помощь другим), тем более полноценным и психологически здоровым он становится. Пифагор говорил: "Не ищите счастья - оно в Вас". Истинное человеческое счастье о можно ощутить, только выйдя за пределы своего "Я". Помните, у Адлера: "Если тебе плохо, найди того, кому еще хуже, и начни ему помогать" или «тот, то постоянно сотрудничает с другими никогда не станет невротиком».

Так, что «Твоя любовь к другим нужней тебе, чем им!», потому что, помогая другим, делая общее дело, вы высвобождаете колоссальную энергию, которая была до этого заперта где-то внутри и в основном шла на саморазрушение: на бесполезные невротические переживания и конфликты «недооцененного Я». Это неизбежно происходит пока вы находитесь в экзистенциальном вакууме (отсутствии достойного жизненного смысла жизни) и в свою очередь не дает заполнить этот вакуум, упорно защищая свою неправоту как и любой невроз. Психоаналитики называют это механизмами защиты Я , а Франкл - способами поддержания экзистенциального вакуума , которым он относит в первую очередь: подавление, уход от ответственности, недостаточное внимание самотрансценденции (попыткам найти высший, или по крайней мере, более высокий смысл своего существования, чем мелко-эгоистические цели и страдания от их недостижения).

Таким образом, лечение человека сводится к выводу его из экзистенцио- нального вакуума, т.е. к постановке более высоких жизненных целей и формированию ответственности перед собой.

Франкл ввел в психотерапию ряд принципиальных понятий например, «медицинское пастырство» - помощь людям найти смысл при соматических психозах. Он, почти как Чехов, говорил, что есть какой-то высший, не доступный человеческому уму, смысл в страдании («Кажется еще немного и мы узнаем, зачем живем, зачем страдаем...»). Многие люди в какой-то мере даже любят страдания или преклоняются перед ними. И это не болезненный мазохизм, а здоровая душевная потребность принять жизнь «полной грудью» со всеми ее чувствами и переживаниями, а не прятаться от них, так как выдавленные из сознания они начнут свою разрушительную работу в подсознании и вернутся в виде конфликтов и неврозов. Пушкин писал: «Я жить хочу, чтобы мыслить и страдать». А невротик так старается спрятаться от малейших страданий, что само это прятание (причем, безуспешное) причиняет ему страдания.

Многие покланяются Христу именно за его страдания, идентифицируются с ним, и на более высоком уровне переживают свои страдания и обретают очищение (катарсис - «очищение через страдание»). Значит, есть в этом какая-то ощутимая в нем потребность. Логотерапевт должен помочь человеку когда человек вынужден страдающему человеку найти в этом высший смысл очищения, переосмысления жизненных ценностей, поиска новых путей. Ведь страдание духовное как и физическое, показывает что что-то не в порядке и это надо либо философски принять, либо наметить четкую стратегию изменения обстоятельств и отношений к ним.

Помните древнюю мудрость:

Боже дай мне силы изменить то, что я могу,

Дай мне терпение вынести то, что я не могу изменить.

И дай мне мудрость отличить первое и второго».

В этом и оказывает помощь логотерапевт с добавлением того, что даже то, «что я не

могу изменить» терпеть можно по-разному (унизительно и возвышенно), но для это надо знать «зачем живешь, зачем страдаешь...».

Надо сказать о еще двух известных методах логотерапии.

Это - парадоксальная интенция (парадоксальное намерение) и дерефлексию (то есть противодействие рефлексии, как бесполезному самокопанию). Эти методы в основном применятся при преодолении неврозов, навязчивых состояний и фобий (навязчивых преувеличенных страхов). Считается, что классические характеристики механизмов образования фобий и неврозов навязчивых состояний даны Фрейдом. Подход Франкла не противоречит им, но достаточно наглядно их дополняет. Процесс формироания фобий Франкл описывает по схеме: страх порождает страх. То есть данный индивид, испытавший какой-то страх, начинает бояться того, что этот страх может повториться. Он уже боится не первопричины страха, а самого страха, вызванного этой причиной. Он боится вновь испытать это состояние, и так часто думает об этом, то сама эта боязнь (ненормальность, болезненность которой он сознает) становится причиной его постоянных переживаний. В широком смысле (иллюстрируя основную идею Франкла) можно сказать, что человек очень часто становится несчастным, больным, одиноким, безработным, бедным именно от страха стать несчастным, больным, одиноким и т.д. То есть, еще не став тем, кем он боится стать, он уже живет его эмоциями, страхами и страданиями, входит в его образ и в конечном итоге таким и становится.

(На «противоходе» этому процессу строится имаготерапия (от image - образ), когда индивид вживается в образ своего лучшего Я - такого человека (здорового, счастливого, уверенного в себе и т.п.), каким он хотел бы себя видеть.) Однако здесь происходит парадоксальная реакция - чем сильнее индивид подавляет в себе навязчивое состояние, старается отторгнуть его, тем сильнее оно оказывает на него давление. Франкл предлагает использовать этот парадоксальный механизм в противоположном направлении. То есть индивид должен постараться внушить себе, что он очень хочет испытать, как можно более ярко то чувство, которое он до этого стремился во что бы то ни стало подавить, забыть, уничтожить. Этот метод широко применяется в современной психотерапии и консультировании под названием пародоксалъная интенция (от слова intention - намерение).

Например человек страдающий кардиофобией объявляет, что ровно через 15 минут с ним случится инфаркт или боящийся ездить в метро, что с ним случится что-то жуткое на первой же станции. Сначала их кто-то сопровождает, затем они начинают убеждаться в необоснованности своих страхов и постепенно уменьшать и даже высмеивать их. Процесс это далеко не разовый и требующей от психотерапевта и его клиента большого терпения и готовности пройти путь эксперимента до конца, иначе и начинать не надо, так как страх лишь усилится.

Другой, не менее популярный метод логотерапии Франкла - дерефлексия , то есть преодоление рефлексии - болезненного самокопания, неврозов навязчивых состояний. Этот метод часто используется при лечении неврозов, связанных с различными сексуальными расстройствами или с боязнью таких расстройств и проблем. Как правило, это проблемы потенции и оргазма (или страхи импотенции, фригидности и пр.).

Франкл утверждает, что большинство неврозов навязчивых состояний сексуальных расстройств связано со стремлением клиента к сексуальному удовольствию и боязнью того, что он его не сможет получить. То есть вновь иллюстрируется основная идея Франкла - именно в погоне за счастьем (наслаждением) человек теряет его. Индивид уходит в рефлексию, и вместо того, чтобы полностью отдаться сексуальному контакту, он постоянно наблюдет себя как бы со стороны, анализирует свои огцущения с опасением того, что у него ничего не получится. Франкл ссылается на многие практические примеры. Вот один из них:

"... женщине, озабоченной своей фригидностью, было сказано, что курс лечения будет проводиться через 2 месяца, пока же не следует думать о своей проблеме, а во время интимных отношений уделять больше внимания партнеру. Случилось то, что пациентка пришла не через 2 месяца, а через 2 дня - полностью исцеленная. Таким образом, простое переключение внимания с себя на партнера, дерефлексия, ведет к здоровью и счастью».

Нечто похожее происходит с актерами и ораторами. Когда они озабочены тем впечатлением, какое производят на публику, рефлектируют во время выступлении, они выступают очень слабо и полностью теряют внимание публики, а порой и нить выступления. Простое переключение внимания с себя на публику, на то, чтобы донести до зрительного зала смысл выступления, самоотдача делают выступление ярким, живым, сильным и привлекающим внимание публики”. (Цит. По Н.Линде). Отсюда Франкл делает вывод, что избавление от такого невроза лежит через преодоление рефлексии (дерефлексию ), полное самозабвение и самоотдачу.

Учитывая выявленные Якобом Морено возможности более полного и спонтанного самораскрытия индивидуальностей через психодраму , Франкл успешно использует логодраму. Однако задачей логодрамы является поиск и выделение положительных жизненных смыслов через ролевую игру, тогда как психодрама Морено, направлена на катарсическое отреагирование подавленных отрицательных эмоций.

Так же и анализ сновидений , который психоаналитики проводят с целью выявления глубоких причин неврозов, Франкл использует для поиска истинных (пока скрытых) жизненных смыслов в процессе позитивного обсуждения сновидений со своими клиентами.

В заключение нашей краткой беседе о Викторе Франкл, нельзя не привести его фразу, которая на первый взгляд кажется странной для такого великого гуманиста:

«Несмотря на нашу веру в потенциал человека, мы не должны закрывать глаза на то, что человечные люди всегда будут оставаться в меньшинстве. Но именно поэтому каждый порядочный человек чувствует в себе вызов присоединиться к этому меньшинству. Дела плохи, но они станут еще хуже, если мы не будем делать все, что в наших силах, чтобы их улучшить».

Но Франкл выстрадал право на такой взгляд, который он называет трагический оптимизм, призывающий любить не выдуманных, а реальных людей и стараться помочь им даже не ожидая наград и благодарностей. Вспомним Святого Франциска:

«Боже пошли мне искать, чтобы я любил, а не чтобы меня любили».

Наверно это и есть настоящая христианская, а не рыночная любовь («А ты меня?», «А то не буду любить!»).

И все же Виктор Франкл не был обделен любовью и благодарностью людей. Он признанный автор Третьей венской школы психотерапии (вслед за школами Фрейда и Адлера). Его книги изданы миллионными тиражами, а д логотерапия именно потому не часто упоминается, что давно переросла отдельное направление и стала синонимом всей экзистенциальной и позитивной психологии и применятся психотерапевтами практически всех школ.

РЕЗЮМЕ:

Главная цель логотерапии при наличии экзистенциального вакуума и ноогенных неврозов - найти смысл, «выход-вектор-стрелу», прорывающую «скорлупу» эгоцентризма - он лопается и весь мир - твой. То есть ты - Его, а Он - твой. Всё взаимно - синхронность существования вселенной - везде ищи обратное, противодействие, «теле» (его не может не быть).

Логотерапевты - воспитатели ответственности.

Методы фокусировки на смысле:

  • - обучение принятию ответственности за свой смысл (а не по-солдатски, - что прикажут), пониманию «голоса» собственного сознания;
  • - постановка вопросов о смыслах, увеличение количества потенциальных источников смысла;
  • - анализ сновидений;
  • - извлечение смысла в ходе сократического диалога;
  • - использование логодрамы;
  • - предложение новых смыслов.

Поиск смысла жизни не должен идти до ипохондрического самокопания и невроза с чувством «обреченности на нереализацию»).

«Первичная сила в жизни» - бессознательное стремление к самоактуализации. За пределами «Я» (трансценденция) включаются метафизические закономерности.

Сознание - этический инстинкт (совесть - голос трансцендентности духовного подсознания).

Сознательность. Быть человеком значит быть сознательным, ответственным, но различным (живым, а не ригидным невротиком). Ответственность в пределах ситуаций и возможностей. «Свобода воли в пределах смерти и судьбы». Люди сдерживаются био-, соц- ограничениями, но в их пределах они каждый

момент могут выбирать и обязаны отвечать за свой выбор, а не оправдывать его внешними обстоятельствами (Булгаков: «На собачьем месте - собака»).

Духовное ядро не поддается полному самоанализу (психоанализ) и больше проявляется в деятельности (бихевиоризм - «По делам их судите их»).

Любовь и искусство - соединение сознания и бессознательного.

Самотрансценденция - выход за пределы своего эгоистического Я - от которого все несчастья невротика («Себялюб не кому не люб » и обречен не страдания от «нелюбви» других). Поиск Высшего смысла, но цепочка начинается с первого шага выхода из скорлупы эгоизма к ближнему.

Источники смысла. Человек живет полноценно, делая общее дело, переживая ценности, любя, радуясь и страдая (Пушкин: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать»).

Смысл в работе, безработица, депрессия.. .Экзистенциальный вакуум.

Смысл в любви. Любовь выше секса, так как более постоянна. Уметь любить реальную, а не выдуманную или желаемую личность, но при этом видеть ее потенциал и стимулировать его реализацию.

Любовь - главный смысл жизни, но если он эгоистична и закрывает остальные стороны жизни, то неизбежно переходит в невроз и страдания для себя и других.

Смысл в прошлом. Золотой резерв памяти. Осмыслить даже ошибки, поблагодарить судьбу («Не говори с тоской «их нет», а с благодарностию - «были»). Не имея запаса памяти добрых дел и встреч к последнему возрастному кризису (по Эрику Эриксону) человек приходит с ощущением катастрофы, которую уже не поправить (Спешите делать добрые дела и любить, любить, любить...).

Сверхсмысл страданий и смерти. Люди не способны понимать предельный смысл человеческого страдания. (Чехов".«Кажется еще немного и мы поймем зачем живем, зачем страдаем ...»).

Трагическая триада: боль, вина, смерть.

Если нельзя избежать, то можно изменить отношение к ним и даже увидеть высший философский смысл («Если боль и страданья сопутствуют смерти, это вол судьбы благодетельной, верьте»).

Страдания Христа и мучеников облегчают страдания миллионов людей. Страдания за веру, идеи, высокие цели - превращение трагедии в триумф.

Еете: «Не существует такого затруднительного положения, которое мы не могли бы облагородить деянием, либо терпением».

Смысл смерти. Девиз древних «Memetnto mori» (помни о смерти) не

пессимистичен. Он напоминает об ответственности за каждый миг жизни, о ценности времени: не откладывай добрых дел, не трать время силы и нервы по пустякам.

Экзистенциальная фрустрация порождает апатию, скуку, пассивность. Ставьте себе и клиентам «адреналиновые» цели, когда уже сама цель выплескивает в кровь адреналин и делает жизнь осмысленной (по крайней мере, на этапе борьбы за цель).

ПРАКТИКУМ.

Логотерапевты не имеют такой четой схемы работы с клиентами как школы поведенческой терапии. Их оппоненты считают это минусом, затрудняющим создание единой системы подготовки психотерапевтов.

Однако сами экзистенциалисты считают это своим плюсом - они принципиально отходят от схем и диагнозов, чтобы не потерять за ними уникальную неповторимость каждого человека. Соответственно, этапы работы и их содержание у логотерапевта определяются не жестко, а творчески приспосабливаясь к разным клиентам, проблемам и ситуациям. Логотерапевты являются в психотерапии не «технарями», а философами. Естественно не каждый к этому предрасположен. Да и далеко не всем клиентам нужен такой подход. Однако важность учета философии каждого человека и работы и поиска более высоких смыслов существования, учитываются творческими псхотерапевтами всех направлений.

Поэтому, не ждите готовых рецептов, а попробуйте творчески развить основные положения и условные этапы логотерапии и наполните их конкретным содержанием работы над вашими проблемами или проблемами своих клиентов:

  • - Гуманные отношения.
  • - Диагностирование состояния экзистенциального вакуума.
  • - Углубление экзистенциального осознания.
  • - Объяснение.
  • - Предложение «максим» (изложенных в краткой форме принципов, правил поведения).
  • - Использование сравнений.
  • - Фокусирование на поисках смыслов.
  • - Оказание клиентам помощи в осознании важности взятия на себя ответственности за нахождение смысла.
  • - Оказание клиентам помощи в выслушивании ими голоса своего сознания.
  • - Постановка перед клиентами вопросов о смысле.
  • - Увеличение числа источников смысла.
  • - Выделение смысла через сократический диалог.
  • - Выделение смысла в логодраме.
  • - Предложение смысла (смыслов).
  • - Анализ сновидений (для поиска смыслов).

Примените на практике парадоксальную интенцию и дерефлекцсию (на себе или на клиентах). Опишите это.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САИМОПРОВЕРКИ.

  • 1. Переведите точно смысл терапевтического направления логотера- пия.
  • 2. Какая главная цель логотерапии ?
  • 3. Отметьте основные этапы жизни и деятельности Виктора Франкла и то, как они повлияли на разработку логотерапии.
  • 4. Почему логотерапия относится к экзистенциальной психотерапии.
  • 5. Что такое метод парадоксальной интенции ? Для чего и как он применяется. Приведите пример.
  • 6. Что такое метод дерефлекции ? Для чего он применяется. Приведите примеры.
  • 7. Что такое медицинское пасторство и когда оно применяется?
  • 8. Чем логодрама отличается от психодрамы ?
  • 9. Как анализируются сновидения в логотерапии в отличии от классического психоанализа ?
  • 10. Перечислите основные смыслы человеческой жизни согласно лго- тотерапии и коротко объясните их.
  • 11. Что такое медицинское пасторство и когда оно применяется?
  • 12. Чем логодрама отличается от психодрамы ?
  • 13. Как анализируются сновидения в логотерапии в отличии от классического психоанализа ?
  • 14. Перечислите основные смыслы человеческой жизни согласно лго- тотерапии и коротко объясните их.


Читайте также: