Статье приведены результаты исследовательских работ. Формы представления исследовательских работ методическая разработка на тему. Анализ качественного состава газированных напитков

Я провела социологический опрос среди обучающихся третьих и шестых классов, в котором приняли 47 человек, содержащие следующие вопросы:

1. Покупая продукты, обращаете ли Вы внимание на их состав?

2. Знаете ли Вы, как расшифровываются пищевые добавки, обозначаемые с помощью индекса E?

3. Знаете ли Вы, как они влияют на Ваше здоровье?

Результаты социологического опроса

Этот социологический опрос показал, что только 2% опрошенных обращают внимание на состав продуктов, 98% не знают как расшифровывается индекс Е, и не знают как

Результаты анкетирования

Также в ходе исследовательской работы было проведено анкетирование обучающихся третьих и шестых классов. В анкетировании приняло участие 47 человек, им предлагалось ответить на следующие вопросы:

1. Любите ли Вы газированные напитки, сухарики, чипсы?
2. Часто ли Вы употребляете газированные напитки, сухарики, чипсы?
3. Используете ли Вы и ваши близкие для приготовления домашней пищи полуфабрикаты и продукты быстрого приготовления (суповые брикеты, картофельное пюре, лапшу, котлеты и т.д.)?

Анализ анкетирования показал, что все опрошенные учащиеся 95% употребляют те или иные продукты в своём пищевом рационе, 90% обучающихся ответили, что очень любят газированные напитки, сухарики, чипсы. Из них 30% употребляют газированную воду и 15% сухарики и чипсы очень часто (практически каждый день).

10% отметили, что в приготовлении домашней пищи они и родители используют полуфабрикаты и продукты быстрого приготовления (лапша, картофель и т.д.).

Результаты исследования пищевых добавок

Пользуясь информацией, предоставленной на этикетках, мы исследовали пищевые добавки , используемые при производстве сухариков, чипсов и газированных напитков.
Результаты приведены ниже:

Анализ качественного состава сухариков

Сухарики "Флинт" содержат такие добавки: Е621,Е551 - усилитель вкуса. Производитель - ООО "Фактор".

Сухарики "3 корочки" со вкусом семги, сыра содержат добавки: Е621, Е527, Е631. Производитель - Бриджтаунт Фудс.

Сухарики "3 корочки" со вкусом томата, зелени - Е621, Е627, Е631, Е160. Производитель - Бриджтаунт Фудс.

Анализ качественного состава чипсов

Чипсы "Lays" содержат добавки: Е621, Е631, Е627
Чипсы "Эстрелла" - Е621, Е627, Е631
Чипсы "Читос" - Е621, Е551

Анализ качественного состава газированных напитков

В лимонаде содержатся такие добавки: Е330, Е211, Е952, Е951, Е950, сахарат натрия.

В напитке Pepsi - Е338 - ортофосфорная кислота, Е330, Е124, Е152,
В апельсиновом соке ТОВ "Сандора" по технологии "ПепсиКо Инк" - Е950, Е951, Е952, Е954, Е330,Е221.

В результате исследования образцов газированных напитков были обнаружены такие пищевые добавки как Е211 - бензонат натрия , Е338 - ортофосфорная кислота , подсластители Е951, Е952, Е953, и углекислый газ, которые могут привести к серьёзным заболеваниям.

В результате исследования образцов чипсов и сухариков было выявлено большое содержание ароматизаторов и усилителей вкуса, таких как Е621 - глутамат натрия, Е551 - диоксид кремния, Е631 - инозинат натрия и многие другие.

В ходе исследования :

  1. Систематизирован теоретический материал о пищевых добавках в продуктах питания.
  2. Установлена связь между пищевой добавкой и её воздействием на организм человека.
  3. Вырабатаны рекомендации по употреблению продуктов, содержащих пищевые добавки.
  4. Выявлены основные пищевые добавки, используемые в производстве газированных напитков, чипсов, сухариков.

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ВОСТОЧНЫМИ ЕДИНОБОРСТВАМИ НА

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ

ПОДРОСТКОВ

А.Л. Сивков

В статье приведены результаты исследования влияния занятий восточными

единоборствами на формирование ценностно-мотивационной сферы подростков.

Показано, что занятия подростков восточными единоборствами являются одним из

эффективных способов формирования ценностно-мотивационной сферы подростков с целью предотвращения формирования у них девиантных форм поведения, развития и закрепления у подрастающего поколения адекватных, социально-одобряемых ценностей и мотивов деятельности.

Ключевые слова: ценности, мотивы, ценностно-мотивационная сфера, восточные единоборства, подростки.

The influence of oriental combat sports training on the formation of value-motivational sphere of teenagers. The results of the study the influence of oriental combat sports training on the formation of value-motivational sphere of teenagers are presented. It is shown that oriental combat sports training are an effective way of forming value-motivational sphere of teenagers in order to prevent the formation of their deviant behavior, development and consolidation of the younger generation of adequate, social values and motives of approved activities.

Key words: values, motives, values and motivational sphere, martial arts, teenagers.



В современном российском обществе остро стоит проблема девиаций среди подростков. Все более широкое распространение получают такие формы девиантного поведения, как алкогольная и наркотическая зависимость, асоциальное поведение, подростковая преступность, приверженность молодежным субкультурам. Это является следствием существующих дефектов социализации подрастающего поколения, таких как нарушения в системе детско-родительских отношений, ослабления воспитательного, социализирующего потенциала как современной общеобразовательной школы, так и дополнительного, внешкольного образования, употребление алкоголя родителями и др. В результате неправильной социализации происходит деформация ценностно-мотивационной сферы подростков.

Ценности человека являются основанием для выбора того или иного поведения в социальной среде. В отечественной психологии можно выделить несколько подходов к пониманию ценностных ориентаций.

Ряд авторов, изучающих личность в связи с установками, отмечают, что понятие «ценностные ориентации» близко к таким понятиям, как установки, потребности, интерес и отражает установку личности на те или иные материальные или духовные ценности, существующие в обществе (Давыдова К.Д., Здравомыслов А.Г., Кон И.С., Ядов В.А. и др.). Идеи о родстве потребностей и ценностей представлены в работах Алишева Б.С., Ленгле А., Николаевой И.А., Шакурова Р.Х. и др.

Авторы, изучающие психологические отношения личности, под ценностями личности понимают как осуществляемый во взаимодействии план личностных отношений. Отношение свидетельствует о субъективности, пристрастности человека, избирательности предпочтения одних ценностей другим (Грузд Л.В., Грязнов А.Н., Мясищев В.Н., Рогов М.Г. и др.).

Авторы, рассматривающие личность в связи с анализом ее деятельности, характеризуют ценности как устойчивые, внеситуативные обобщенные мотивационные образования, функцией которых является опосредованное побуждение к деятельности через порождение конкретноситуативных мотивов (Зубова Л.В., Карандашев В.Н., Леонтьев Д.А., Нурлыгаянов И.Н. и др.).

Исследованию ценностей учащихся различного уровня профессионализации посвящены работы Б.С. Алишева, С.П. Дырина, В.Т. Лисовского, П.Н. Осипова, М.Г. Рогова, Р.Х. Шакурова и др. .

Как отмечают многие исследователи, ценности, с одной стороны, определяют процесс познания человеком социального мира, с другой стороны, осуществляют регуляцию поведения человека в социальной среде. То есть «ценности, организуемое ими познание и мотивируемое ими поведение, задают важнейшие смыслы человеческой жизнедеятельности» .

Ценностно-мотивационная сфера личности выступает как сложная иерархизированная совокупность ценностей, мотивов и ее отношений к действительности. По своей сути здесь прослеживается взаимосвязь деятельности и ценностных ориентаций личности .

Ценностно-мотивационной сфере личности присущи все структурные компоненты системы:

общие интегративные свойства, целостность, структурность, многомерность и множественность, иерархичность и динамичность . Если “положить” выделенные компоненты системы на ценностно-мотивационную сферу подростков, то можно отметить:

1. Общие интегративные свойства, т.е. ценности и мотивы, выделенные в целом для всей социальной группы, будут отличаться от свойств образующих ее компонентов, т.е. от конкретных ценностей и мотивов.

2. Ценности и мотивы структурированы, т.е. им присуща вполне конкретная форма организации, включающая в себя разнообразные формы и способы взаимосвязи и взаимодействия элементов.

3. Система ценностей и мотивов обладает целостностью, ибо включает в себя конкретные ценности и мотивы.

4. Системе ценностей и мотивов присуща многомерность и множественность, так как в нее могут включаться ценности и мотивы различных видов жизнедеятельности (профессиональных, учебных и т.д.). Этот показатель отражает, прежде всего, развитость содержания ценностей и мотивов.

5. Ценностям присуща иерархичность, проявляющаяся в зависимости от гендерных особенностей и социально-демографических характеристик. Под иерархичностью мы будем понимать доминирование определенных ценностей и мотивов внутри выделенных нами для анализа групп подростков.

6. Ценности и мотивы имеют тенденцию к изменениям в зависимости от возраста и конкретной ситуации. Ценности и мотивы носят как устойчивый, так и ситуативный характер. Все они имеют как общие проявления, свойственные всем представителям данной социальной группы, так и отличные, связанные с конкретными ситуациями жизнедеятельности. Здесь мы особо отмечаем, что достижение вполне конкретной ценности может привести к тому, что она снизит свою значимость в дальнейшем, уступит место другой ценности. Но она не “пропадет”, а включится в “системную детерминацию” и будет выступать в роли внутреннего фактора и предпосылки образования новой ценности .

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что ценности и мотивы лежат в основе любого поведения. Ценности дают ответ на вопрос «ради чего?», «какой смысл…?», а мотивы отвечают на вопросы «почему?», «зачем?» совершено то или иное действие, реализуется то или иное поведение. Ценностно-мотивационную сферу личности, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Ценностно-мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта.

Необходимо искать эффективные пути коррекции ценностно-мотивационной сферы подростков с целью предотвращения формирования у них девиантных форм поведения, развития и закрепления у подрастающего поколения адекватных, социально-одобряемых ценностей и мотивов деятельности.

Занятия восточными единоборствами считаются очень распространенным в среде современных подростков способом самовоспитания. Увлечение подростков единоборствами связано не только с возможностью развития у себя физических и волевых качеств, ни и с возможностью приобщиться к культуре Востока, в которой сильный акцент делается на формирование социально-одобряемых ценностей и мотивов поведения. И если в обычной физкультурно-спортивной деятельности происходит интенсивное физическое и волевое становление личности, то при занятиях восточными единоборствами происходят изменения в картине мира, в ценностно-мотивационной структуре личности, что является важнейшим элементом социализации в подростковом возрасте.

Анализ работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных истории, философии и методике обучения боевым искусствам (С.В. Биджиев, С.А. Иванов-Катанский, И.В. Оранский, В.Д. Осокин, М. Ояма, Г. Фунакоси и др.) показал, что в них практически не определены теоретические основы формирования ценностно-мотивационной сферы подростков средствами восточных боевых единоборств, недостаточно изучен потенциал восточных единоборств в формировании социально-одобряемых ценностей и мотивов деятельности, поведения у подростков.

Таким образом, противоречия между потребностями системы дополнительного образования в научно-методическом обеспечении процесса формирования ценностно-мотивационной сферы подростков, занимающихся восточными единоборствами, и недостаточной теоретической и эмпирической разработанностью данного вопроса, обуславливают актуальность темы нашего исследования.

Объектом нашего исследования явились подростки, занимающиеся восточными единоборствами.

Предмет – особенности ценностно-мотивационной сферы подростков, занимающихся восточными единоборствами.

В 2011 году в г. Казани нами было проведено исследование, в котором приняло участие 44 подростка, занимающихся в секциях восточных единоборств, и 47 подростков, не занимающихся восточными единоборствами.

При изучении ценностных ориентаций подростков, занимающихся восточными единоборствами, мы опирались на понимание ценностей как мотивационных целей, которые они выражают .

Исследование проводилось с использованием методики для изучения ценностей личности Ш.Шварца, адаптированной Карандашевым В.Н., Реттгес С.В., Методики диагностики полимотивационных тенденций в Я-концепции личности С. М. Петровой и методики изучения школьной мотивации (W.Henning).

В результате статистической обработки полученных в ходе исследования данных с помощью Ткритерия Стъюдента, у подростков, занимающихся и не занимающихся восточными единоборствами, были выявлены достоверные различия средних показателей по таким элементам ценностно-мотивационной сферы на уровне индивидуальных приоритетов, как конформность (t = 2,64, р 0,01), традиции (t = 2,90, р 0,01) и универсализм (t = 2,32, р 0,05). Это говорит о том, что подростки, занимающиеся восточными единоборствами, более, чем их сверстники, ограничивают свои действия и побуждения, которые могут причинить вред другим или привести к конфликтам. Для них важно гармонично взаимодействовать с другими людьми, подавляя свои асоциальные наклонности. Такие подростки более уважительно относятся к обычаям и традициям, сложившимся в обществе, следование традициям для них означает принадлежность к данному обществу, к его культуре. Также они больше своих сверстников, не занимающихся восточными единоборствами, настроены на понимание других людей, терпимость, благодарность и поддержание благополучия как окружающих их людей, так и общества в целом, у них более выражена потребность в красоте, гармонии и справедливости. Причем, так как эти достоверные различия выявлены на уровне индивидуальных приоритетов, а на уровне нормативных идеалов достоверных различий между двумя этими группами подростков не выявлено, мы можем говорить о том, что данные особенности подростки, занимающиеся восточными единоборствами, не только декларируют как ценности, но и проявляют в своем поведении.

Что качается различий в мотивационной направленности подростков двух изучаемых групп, то выявлены достоверные различия средних показателей по шкале трудовой мотивации (t = 2,02, р 0,05), что указывает на то, что подростки, занимающиеся восточными единоборствами для достижения своих целей готовы больше и упорнее трудиться, чем их сверстники, не занимающиеся данным видом спорта.

Таблица 1.

Значимые достоверности различий средних показателей по школьной мотивации у подростков, занимающихся и не занимающихся восточными единоборствами.

–  –  –

Значимые достоверности различий средних показателей по мотивации к учебе в школе представлены в таблице 1.

Из таблицы видно, что для подростков, занимающиеся восточными единоборствами, в процессе учебы в школе более, чем для их сверстников, не занимающихся восточными единоборствами, важно одобрение их знаний и поведения со стороны учителей. Они более заинтересованы в получении знаний, им интереснее учиться, причем они понимают, что хорошие знания принесут им уважение со стороны одноклассников, сделают их лидерам в своем коллективе. Они разделяют интересы одноклассников, участвуют в жизни класса, для них важно ощущать принадлежность к своему школьному коллективу. Также они получают больше удовольствия от учебы в школе, чем подростки, не занимающиеся восточными единоборствами.

На основании изложенных выше результатов исследования можно сделать следующие выводы:

1. Занятие восточными единоборствами способствует формированию у подростков социально направленных ценностных ориентаций, направленных на интересы как своей группы, так и общества в целом, и подчеркивающих возможность сохранения стабильности за счет добровольного самоограничения и подчинения, потребности в гармонии и справедливости.

2. Занятия восточными единоборствами ориентируют подростков на труд для достижения своих целей, а также значительно усиливают и расширяют их мотивацию к учебе в школе.

Следовательно, занятия подростков восточными единоборствами являются одним из эффективных способов формирования ценностно-мотивационной сферы подростков с целью предотвращения формирования у них девиантных форм поведения, развития и закрепления у подрастающего поколения адекватных, социально-одобряемых ценностей и мотивов деятельности. В системе дополнительного образования важно сделать акцент на создание у подростков интереса и широких возможностей для занятий данным видом спорта.

Литература:

Грязнов А.Н. Терциарная социализация: дисс… док. псих. наук / А.Н. Грязнов. Ярославль. 2007.

Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое 2.

руководство. Спб, изд-во РЕЧЬ. 2004. 72 с.

Лебедева Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре // 3.

Психологический журнал. 2001. Том 22. №3. С. 26.

Рогов М.Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального 4.

Чеверикина Е.А. Ценностные ориентации студентов, склонных к зависимости от психоактивных 5.

Исследовательскую работу можно представить в различных формах. Наиболее распространены текстовые работы:

Литературный обзор

Рецензия

Научная статья

Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации или видеофильма с текстовым сопровождением. Реже её демонстрируют в форме действующей модели или макета с текстовым сопровождением.

Доклад

Доклад - это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории. В докладе должна быть отражена новизна и практическая значимость темы, раскрыто её основное содержание и обоснованы выводы и предложения докладчика. Всё это отмечается и в тезисах доклада, которые, как правило, публикуются в сборнике по итогам мероприятия (конференции, семинара и т.п.).

Литературный обзор

Литературный обзор - это краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении из различных источников. В нём указываются направления исследований, которые ведут различные учёные.

При подготовке литературного обзора следует начинать работу с общего ознакомления - прочитать оглавление и бегло просмотреть содержание источника. Затем при внимательном прочтении источника по главам и разделам необходимо выделить наиболее важные части текста. Далее целесообразно:

Составить план прочитанного материала, в пунктах которого отразить наиболее существенные мысли и идеи;

Выписать из прочитанного текста полные и содержательные цитаты с точными ссылками на источник, указав его выходные данные.

После этого нужно сравнить и сопоставить данную информацию с информацией, полученной из других источников. В заключении важно дать критическую оценку прочитанного и записать замечания, обратив при этом внимание на объективность суждений. В литературном обзоре нужно показать, что его автор знаком с областью исследования по нескольким источникам и способен поставить перед собой исследовательскую задачу. Подготовка литературного обзора помогает исследователю овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время научного доклада.


Рецензия

Рецензия представляет собой критический разбор и оценку научной работы. Также в качестве рецензии может рассматриваться отзыв на научную работу или художественное произведение перед их публикацией, защитой. Рецензия может быть опубликована в виде статьи в газете или в журнале. Основные функции рецензии - информирующая и оценочная.

Научная статья

Научная статья является своеобразным литературным жанром. В научной статье должна быть обозначена проблема, отмечены известные попытки её решения. Исходя из этого в структуре научной статьи целесообразно выделить:

Описание проблемы и её актуальности для теории и практики;

Краткие данные о методике исследования;

Анализ собственных научных результатов и их обобщение;

Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем;

Научный отчёт

Научный отчёт - документ, содержащий подробное описание методики и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно - исследовательской или опытно - экспериментальной деятельности. Назначение научного отчёта - исчерпывающе осветить выполненную работу по её завершении или за определённый промежуток времени.

Структура научного отчёта:

1. Краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы.

2. Значимость проведённой работы, её исследовательская ценность и практическая значимость.

3. Характеристика применявшихся методов исследования.

4. Описание результатов исследования.

5. Заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешённые вопросы.

6. Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем.

Реферат

Это сжатое изложение основной информации первоисточника на основе ее смысловой переработки. Реферат пишется для того, чтобы глубоко изучить материал. В нем раскрывается суть исследуемой проблемы; приводятся различные точки зрении, а также собственные взгляды на нее. В нем дается ответ на вопрос, что нового, существенного содержится в тексте по интересующей проблеме. Формулирование цели: при помощи глаголов «проанализировать, систематизировать, ответить, создать, изложить, рассмотреть, обобщить».

Общие требования к разработке реферата

1.Продумайте проблему, тему и цель своей работы. В общих чертах определите ее содержание, набросайте предварительный план.

2.Составьте список литературы, который необходимо проработать. Читая, отмечайте, сканируйте или выписывайте все, что должно быть включено в работу.

3.Разработайте как можно более подробный план всех пунктов и подпунктов, укажите, откуда надо взять необходимый материал.

4.Во вступлении к работе раскройте значение проблемы, темы, определите цель реферата.

5.Последовательно раскройте все предусмотренные планом вопросы, обосновывайте, разъясняйте основные положения, подкрепляйте их конкретными примерами и фактами.

6.Проявляйте в работе свое личное отношение к проблеме, отразите собственные мысли и чувства по поводу.

7.Пишите грамотно, точно, делите текст на абзацы, не допускайте повторений, кратко формулируйте выводы.

9.Каждая глава начинается с новой страницы.

11.Обязательно соблюдайте этику работы с авторским текстом, делайте сноски, ставьте кавычки, выделяя цитаты.

12.В конце работы сделайте обобщающий вывод.

13.Самокритично прочитайте свою работу, установите и исправьте все замеченные недостатки, перепишите работу начисто.

Критерии оценки реферата

1. Актуальность темы исследования.

2. Соответствие содержания теме.

3.Глубина проработки и логика изложения материала.

4. Самостоятельность выполнения работы.

5.Правильность и полнота использования источников.

6. Соответствие оформления принятым стандартам.

Оформление работы. В тексте работы используется научный стиль, повествование идет от третьего лица: На наш взгляд… Как показало проведенное нами исследование…

Работа должна быть написана грамотно, литературным языком, набрана на компьютере на белой бумаге формата А4 . Для текста используется Times New Roman , кегль (размер) шрифта 14 пгт , межстрочный интервал - 1,5 , отступ первой строки абзаца - 1,25-1,5 . Текст пишется на одной стороне листа с полями вокруг текста. Размер левого поля - 2-3,5 см , правого - 1 см , верхнего и нижнего - 2 см . Выравнивание текста производится по ширине .

Все страницы исследовательской работы, кроме титульного листа , должны быть обязательно пронумерованы. Номера страниц проставляются вверху страницы в центре или справа.

Слишком много цитат в работе приводить не следует, цитирование используется как прием аргументации.

В случае необходимости можно излагать чужие мысли своими словами, но в этом варианте надо делать ссылку на первоисточник. Ссылка делается под чертой внизу той страницы, где заканчивается цитата или изложение чужой мысли (указывается фамилия, инициалы автора, название работы, издательство, место и год издания, страницы).

Если в работу включены таблицы, то нумерация таблиц должна быть сквозной на протяжении работы. Слово «таблица» и ее порядковый номер (без знака №) пишется сверху самой таблицы, затем дается ее название и единица измерения (если она общая для всех граф и строк таблицы).

При ссылке на таблицу следует указать номер таблицы, на которой она расположена. Разрывать таблицу и переносить ее на другую страницу можно только в одном случае, если она целиком не умещается на одной странице.

ТРУДНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ (РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА)

Трифилова Екатерина Анатольевна
ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»
аспирантка кафедры риторики и речеведения учитель русского языка и литературы ЧУОО Школа «Выбор»


Аннотация
В статье анализируются результаты констатирующего эксперимента, направленного на выявление трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся при подготовке и выполнении учебно-исследовательской работы в школе, а также предлагаются ключевые направления деятельности, обеспечивающие высокий уровень результатов данного аспекта обучения школьников.

DIFFICULTIES IN ORGANIZING AND CONDUCTING RESEARCH WORK OF STUDENTS (RESULTS OF AN EXPERIMENT)

Trifilova Ekaterina Anatolyevna
Moscow State Pedagogical University
graduate teacher of russian language and literature, School «Vybor»


Abstract
The article analyzes the results of ascertaining experiment aimed at identifying the difficulties faced by students when preparing and performing educational research work in the school as well as proposes key activities, providing high level results of this aspect of student learning.

Библиографическая ссылка на статью:
Трифилова Е.А. Трудности в организации и проведении исследовательской работы школьников (результаты констатирующего эксперимента) // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]..03.2019).

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС от 15.05.2012 года) устанавливает единые требования к освоению основного общего образования, опираясь на предметные, личностные и метапредметные результаты освоения учебной программы , что включает в себя «самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории». В условиях системно-деятельностного подхода в образовании важнейшим этапом обучения становится «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы» .

В связи с вышесказанным исследовательская деятельность в школе становится неотъемлемой частью обучения. Если ранее в основном отдельные учащиеся представляли лучшие работы на тематических конференция, то сейчас перед всеми старшеклассниками стоит задача создания исследовательской работы и публичной защиты полученных результатов. Важно определить направление работы школьников и педагогов-наставников, организовать систематическую подготовку учащихся в условиях общего среднего образования.

Таким образом, чтобы повысить качество исследований школьников, упростить задачу педагогов по подготовке учащихся к проведению самостоятельного исследования, мы провели опрос с целью выявления основных трудностей, испытываемых в процессе реализации, а также для определения ключевых направлений деятельности, на которые следует обратить внимание руководителям проектов старшеклассников.

В опросе приняли участие 56 старшеклассников, участников Учебной исследовательской конференции в ГБОУ Школа №1347. Им было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. Тема проекта была выбрана самостоятельно или совместно с руководителем?
  2. Что вызвало наибольшие затруднения в подготовке исследовательской работы? С какими трудностями пришлось столкнуться?
  3. На какую помощь руководителя ты рассчитывал? В чем она должна заключаться?
  4. Все ли задуманное получилось? На что ты обратишь особое внимание, когда будешь готовить новый проект?

Выбор темы исследования у школьников часто вызывает сложности. Отметим, что большинство учащихся выбрали исследовательские работы по истории и информатике, при этом 29 учащихся ответили, что тема была выбрана ими самостоятельно в соответствии с предметными интересами, 27 человек прибегли к помощи руководителя при определении темы исследования.

На вопрос,«Что вызвало наибольшие затруднения в подготовке исследования? С какими трудностями пришлось столкнуться в ходе работы?»большинство школьников ответили, что испытывали трудности с поиском и анализом информации (16 человек), а также с оформлением работы (16 человек). Причем под источником информации учащиеся понимают в первую очередь интернет, о чем говорят некоторые комментарии в ответах «в интернете не было достаточного количества информации», «не смог найти в интернете» и т.д. Работу с печатными источниками не назвал ни один из опрошенных. Сложности в оформлении научного аппарата назвали всего 5 человек, при этом по оценке членов жюри большинство школьников не справились с формулировкой целей, задач исследования, а выводы зачастую не соответствовали теме работы.

В целом, определяя трудности исследовательской работы, учащиеся назвали следующие из них:

  • Поиск и анализ информации – 16
  • Оформление работы – 16
  • Оформление научного аппарата – 5
  • Создание оформленного текста (реферата) – 6
  • Лень, нехватка времени – 5

В ответах также были отмечены сложности в работе над практической частью, связанные со спецификой предмета: «большое количество мнений на данную тему» – история; «трудности в ходе опроса респондентов» – информатика; «не получилось измерить давление» – биология, «построение модели» – физика и др. Отдельные учащиеся отметили, что им неизвестны критерии оценивания их деятельности, что говорит о недостаточной проработке системы оценки подобного вида работ и предварительном знакомстве с ней учащихся. О трудности выявления проблемы (как важнейшего этапа исследования) сказал лишь один человек из общего числа опрошенных, а 7 человек отметили, что никаких сложностей в ходе работы не было, что говорит о недостаточном уровне понимания специфики данного вида творческих учебных исследований.

Обратим внимание на результаты опроса среди учителей , в ходе которого мы выяснили, что ключевые моменты в подготовке учебного исследования действительно отметили лишь 5-6 человек из общего числа опрошенных, многие руководители проектов не придают значения важным этапам исследовательской деятельности школьников, не представляют систему подготовки к ней учащихся, что является причиной затруднений школьников при работе над ключевыми этапами исследования. Свою роль в подготовке учащихся к исследовательской работе педагоги связывают с помощью в выборе темы исследования, в сборе материала и оформлении результатов работы (около 20% опрошенных руководителей проектов), про остальные важнейшие этапы работы (составление плана, обсуждение содержания работы, ознакомление с научным аппаратом исследования, поиск проблемы и др.) упомянули менее 10% из общего числа опрошенных учителей. Таким образом, трудности, которые испытывают школьники в проведении исследовательской работы, обусловлены прежде всего недостаточной методической подготовкой педагога.

В связи с этим мы задали учащимся вопрос «На какую помощь руководителя ты рассчитывал? В чем, по твоему мнению, она должна заключаться?»Наибольшее количество респондентов ответили,что руководитель должен оценивать правильность написания и оформления проектной работы, корректировать текст – 16. При этом 11 человек отметили, что за помощью к учителю не обращались, все делали самостоятельно, а 7 человек хотели бы, чтобы им предоставили необходимую информацию по теме работы и оказали помощь в раскрытии темы (4 человека), трое участников хотели только моральной поддержки от наставника и его «адекватной оценки». Таким образом, отсутствие систематической подготовки к исследовательской работе и контроля над выполнением ведет к тому, что важные этапы работы не осваиваются школьниками, в результате их качество значительно снижается. Роль руководителя проекта сводится в основном к корректировке итогового текста и помощи в подборе информации по теме исследования.

На вопрос «Все ли задуманное получилось? На что ты обратишь особое внимание, когда будешь готовить новый проект?»Около 35 человек ответили, что довольны результатом работы («все получилось»). Однако многие школьники отметили недостаточно высокий уровень как практической, так и теоретической части своей работы. Заслуживают отдельного внимания ответы, связанные со временем подготовки исследования: около 10% опрошенных сказали, что при подготовке следующей работы планируют начать подготовку заранее. Действительно, по оценке членов жюри, многие представленные проекты были сделаны наспех и представляли собой реферативный обзор, даже не всегда соответствующий заявленной теме. Отметим, что только 3 человека хотели бы сделать работу более интересной для слушателей («обращу внимание на то, что надо заинтересовать», «хочу сделать работу более интересно»). И лишь один человек сказал о более качественной подготовке публичного выступления в целом.

Таким образом, в процессе осуществления учебной научной деятельности школьников при подготовке и организации учебно-исследовательской работы в школе необходимо обратить внимание на формирование общеучебных умений, обеспечивающих высокий уровень результатов этого аспекта обучения школьников. Назовем наиболее значимые из них:

  • умение самостоятельно и с помощью учителя определять тему исследования с учетом личностных целей, интересов и актуальности исследования в целом;
  • умение отбирать и анализировать информацию по теме исследования;
  • умение пользоваться различными методами исследования, которые используются в определенных сферах научной деятельности;
  • умение оформить работу в соответствие с требованиями, которые сформулированы и реализуются в научном общении;
  • умение выступать публично с докладом (сообщением) по результатам проведенного исследования;
  • 2269/файл/572/12/05/15-ФГОС.pdf (дата обращения: 14.02.2016). Количество просмотров публикации: Please wait
    Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по

Наиболее адекватной формой представления результатов научной работы (апробированной многовековой практикой мировой науки) можно считать трехчастную форму. Три одинаково важных основных раздела:

Введение в проблему исследования (литературный обзор) с постановкой целей и задач, разработкой программы исследования,

Описание и анализ собственных результатов,

Обсуждение результатов в соответствии с исходными целями и задачами - структурируют изложение в логике, удобной для понимания сути научного исследования.

Основные критерии работы, на которые обращено особое внимание при защите научной работы:

1) реальная научная новизна работы - учитываются содержание (суть) предложенного автором подхода, полученных результатов и обоснованность сделанных выводов, вклад автора в изучение данной проблемы исследования.

2) оформление работы - учитывается, в какой степени автор сумел представить (выразить, донести) свое понимание проблемы исследования, полученные данные, согласованность собственных и литературных данных (например, если работа содержит невыправленные опечатки, то это снижается оценка работы).

3) трудоемкость - оценка реального объема проделанной работы (трудоемкость организации, методического обеспечения и проведения исследования).

4) гармоничность (общая культура работы) - итоговая оценка того, в какой степени согласуются содержание и способ представления (оформление) в работе, согласования замысла и реализации, общее впечатление читателя о проделанной автором работе, показанных им умениях, знаниях и затраченных усилиях.

Структурными элементами отчета о НИР являются:

Титульный лист;

Список исполнителей;

Определения;

Обозначения и сокращения;

Введение;

Основная часть;

Заключение;

Список использованных источников;

Приложения.

В соответствии с главной целью, научная работа оформляется для представления специфическому читателю - ученому, специалисту в определенной области знания, который должен ее понять и извлечь интересующую именно его информацию, а также оценить ее с точки зрения научной новизны, обоснованности полученных результатов, перспективности использования и т.п. Поэтому при оформлении работы необходимо это учитывать, максимально облегчая процесс понимания на всех уровнях:

Использовать хороший литературный русский язык;

Текст должен быть легко читаемым;

Следует использовать лаконичный объективно-беспристрастный стиль изложения;

Специально структурировать работу и представлять результаты в удобной форме;

Строгий и единообразный способ ссылок на цитированные литературные источники;

В итоге оценивается научная позиция самого автора, четкость и логичность изложения материала работы, практическая значимость позиций работы.

23. Методы теоретического исследования

Основными методами теоретического исследования являются:

Дедукция;

Моделирование;

Аксиоматика;

Математизация и Формализация.

Название дедуктивный метод происходит от слова “дедукция”, что означает умозаключение от общего к частному. При дедуктивном методе первый этап формирования навыков и умений - ознакомление - реализуется в процессе знакомства с правилом и примерами, второй этап - тренировка - включает отработку изолированных формальных операций, третий этап - речевая практика - организуется на базе переводных упражнений. В научном познании дедукция тесно связана с Индукцией.

Моделирование - 1) изготовление и использование моделей; 2) изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели). Моделирование - одна из основных категорий теории познания, один из методов прогнозирования. Достоверность познания и эффективность прогнозирования при моделировании значительно возрастают при формировании и исследовании нескольких вариантов моделей изучаемых объектов.

Аксиоматический метод - один из способов дедуктивного построения научных теорий, при к-ром:

1) выбирается нек-рое множество принимаемых без доказательства предложений определенной теории (аксиом);

2) входящие в них понятия явно не определяются в рамках данной теории;

3) фиксируются правила определения и правила вывода данной теории, позволяющие вводить новые термины (понятия) в теорию и логически выводить одни предложения из других;

4) все остальные предложения данной теории (теоремы) выводятся из (I) на основе (3)

Математическое кодирование явлений природы и общества позволяет понимать, управлять и предсказывать ход реальных процессов



Читайте также: