Население восточного макрорегиона. Восточный макрорегион россии. Общие черты районов Восточной зоны


Общая характеристика Восточного макрорегиона

Учитель географии

Первой квалификационной категории:

Волкова О.Ю.


  • сформировать общее представление об особенностях Восточной зоны;
  • сравнить Западную и Восточную зоны (природные условия, население, хозяйство).

«Всем Сибирь и щедра и богата!» Казимир Лисянский

Возникает вопрос: Почему, несмотря на огромные природные богатства, Восточный макрорегион до настоящего времени имеет низкую степень хозяйственной освоенности?

На этот вопрос мы и попытаемся сегодня ответить.


Что мы изучим….

1.Состав территории. Границы Восточного макрорегиона.

2.ЭГП района.

3.Природные условия и ресурсы. 4.Характеристика населения.

5.Отрасли специализации промышленности, факторы специализации, крупнейшие центры. 6.Структура сельского хозяйства, главные сельскохозяйственные районы и отрасли специализации сельского хозяйства. 7.Особенности транспорта, виды, основные магистрали, крупнейшие транспортные узлы. 8. Проблемы и перспективы развития района.


Назовите первопроходцев, чьи имена связаны с исследованиями Сибири и Дальнего Востока.

Ермак Тимофеевич, Фёдор Попов, Семён Дежнёв, Ерофей Хабаров, Иван Москвитин, С. Челюскин, братья Лаптевы и многие другие.

Ерофей Хабаров



  • Западно-Сибирский экономический район;
  • Восточно-Сибирский экономический район;
  • Дальневосточный экономический район.

Урал

Европейский

Север

Казахстан

Тихий океан

Урал

Определим границы Восточного макрорегиона

Северный Ледовитый

океан

Северная

Корея

Монголия

Водные границы с США и Японией


  • Восточный макрорегион простирается от Урала до Тихого океана и занимает площадь 12,8 млн. км 2 , что составляет почти 75% территории нашей страны. Это значительно больше территории любой страны мира.

Особенности ЭКГ

*Территория ВМР на западе граничит с Уралом и Европейским Севером;

*на юге государственные границы с Казахстаном, Монголией и с Северной

* На севере и востоке окраины омывается водами Северного Ледовитого и Тихого океанов;

* имеет водные границы с США и Японией.


Положительное

Отрицательное

омывается водами двух океанов

удален от центра;

имеет большую протяженность с севера на юг, с запада на восток;

большие по площади экономические районы; (Площадь всего региона составляет 75% площади страны (12 млн. км2).

нехватка железных и автомобильных дорог в северных регионах;

суровый климат и вечная мерзлота;

имеет железную и автомобильную дороги, соединяющие запад и восток

нехватка трудовых ресурсов отдельных территорий Азиатского макрорегиона;

имеет громадные запасы минерального сырья;

наличие крупных водных ресурсов;


Вывод: Таким образом, регион занимает огромную площадь, имеет периферическое положение. Чем дальше от европейской части, тем труднее осуществлять межрегиональные связи.


Природные условия

Природные условия неблагоприятные (они не способствуют, а затрудняют освоение территории). Суровость природы и удалённость территории от освоенных районов приводит к увеличению стоимости работ в регионе в 2-5 раз. Оплата труда работников на Севере в 1,5-3 раза выше (северный коэффициент).


Природные ресурсы

Основные природные ресурсы

Западно-Сибирский

Восточно-Сибирский

Уголь, железные, медные, никелевые, оловянные, молибденовые, урановые руды, золото, гидроэнергетические, лесные

Дальневосточный

Уголь, золото, алмазы, олово, вольфрам, сурьма, ртуть, графит, рыбные, лесные, гидроэнергетические

Вывод: Территория региона имеет огромные запасы природных ресурсов. Природные ресурсы Западной Сибири активно используются в западных районах и даже экспортируются. Нефть и газ Западной Сибири транзитом идёт в страны Европы. Перевозить руду, уголь, лес с Дальнего Востока на Запад экономически невыгодно. Для межрайонных перевозок используют уникальные ресурсы и продукты рыбной промышленности



  • По сравнению с другими территориями России число жителей Восточного макрорегиона невелико. Если в Европейской части страны плотность населения достигает 27 чел/км 2 , то в Азиатской в 10 раз меньше (2,5 чел/км 2 ). Население концентрируется на юге - вдоль трассы Транссибирской железной дороги. Здесь в отдельных районах плотность повышается иногда в десятки раз по сравнению со средним показателем.
  • Выборочный характер освоения, сложные условия для ведения сельского хозяйства предопределили преобладание городского населения. В целом, в макрорегионе доля горожан составляет 73%.
  • В отдельных субъектах федерации доля городского населения достигает 85-90% (Кемеровская обл., Ханты-Мансийский АО, Магаданская обл., Сахалинская обл.). В настоящее время здесь расположено 230 городов. Крупнейшими городами макрорегиона являются города-миллионеры - Новосибирск (третий по численности в стране) и Омск (седьмой по численности).

Размещение населения

Вывод: В целом регион имеет низкую плотность населения и слабо обеспечен трудовыми ресурсами.


Отрасли специализации

Роль региона в экономике страны постоянно возрастает. В 70-80-е годы Восточный макрорегион стал главной топливно-энергетической базой страны, основным производителем алюминия, поставщиком руд цветных, редких металлов, рыбы и лесопродуктов. Именно здесь началось формирование мощных ТПК, концентрирующих важнейшие производства (например, добычу более 70% нефти и 91% газа).Восточный макрорегион при его громадной территории слабо

освоен транспортом.

Транспорт

В Восточном макрорегионе в 70-80-е годы осуществлялось большое транспортное строительство -БАМ, дороги на западносибирский Север, -Амуро- Якутская магистраль- АЯМ.



Экономические районы

Территория

Западно-Сибирский

Восточно-Сибирский

Основные природные ресурсы

Дальневосточный

Нефть, газ, уголь, торф, железная руда, полиметаллы, древесина

Крупные города

Уголь, железная руда, медные, никелевые, оловянные, молибденовые, урановые руды, золото, гидроэнергетичес- кие, лесные ресурсы

Новосибирск, Омск, Кемерово, Новокузнецк, Барнаул

Красноярск, Иркутск, Норильск, Братск, Абакан

Уголь, золото, алмазы, олово, вольфрам, сурьма, ртуть, графит, рыбные, лесные, гидроэнергетичес- кие ресурсы

Владивосток, Хабаровск, Якутск, Петропавловск – Камчатский



  • Развитие региона, обладающего такой крупной ресурсной базой, сдерживается не только суровостью климата, но и крайней удаленностью от европейской части России. Поэтому развитие транспорта - жизненно важный вопрос для макрорегиона.

«Восточный макрорегион»

Цели и задачи:

Образовательные:

познакомить учащихся с особенностями Восточного макрорегиона

Развивающие:

продолжать отрабатывать умения и навыки работы с атласом и учебником, продолжить обучение интеллектуальным приёмам самостоятельной познавательной деятельности (выделение главного, структурирование учебного материала, систематизация знаний, оформление выводов),

продолжить обучение по сингапурскому методу образования.

Воспитательные:

воспитывать любовь к родному краю;

способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений как успешной характеристики современного человека.

Методы проведения занятия: частично-поисковый, урок изучения нового материала.

Оборудование: карточки с заданиями, атласы, контурные карты, настенные карты: физическая, транспортная, мультимедиа-презентация

Ход урока

    орг. момент

    изучение нового материала.

Мы продолжаем изучение региональной части курса. На прошлом уроке мы закончили изучение Западного макрорегиона.

Тема урока: Восточный (Азиатский) макрорегион

Сегодня вводный урок. Мы дополним имеющиеся знания об особенностях региона, обобщим и систематизируем их.

Начнём урок со слов Казимира Лисянского: «Всем Сибирь и щедра и богата!».

ОС ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН (учащиеся обдумывают ответ на вопрос, записывают и по очереди обсуждают свои ответы в команде) Возникает вопрос: Почему, несмотря на огромные природные богатства, Восточный макрорегион до настоящего времени имеет низкую степень хозяйственной освоенности?

На этот вопрос мы и попытаемся сегодня ответить.

Определим границы Восточного макрорегиона.

Показ по карте.

Территория ВМР на западе граничит с Уралом и Европейским Севером,

на юге государственные границы с Казахстаном, Монголией и с Северной Кореей, северные и восточные окраины омываются водами Северного Ледовитого и Тихого океанов, а также имеют водные границы с США и Японией.

Вопрос:

- Назовите первопроходцев, чьи имена связаны с исследованиями Сибири и Дальнего Востока.

Ермак Тимофеевич, Фёдор Попов, Семён Дежнёв, Ерофей Хабаров, Иван Москвитин, С. Челюскин, братья Лаптевы и многие другие.

Восточный макрорегион состоит из 3 экономических районов: Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского и Дальневосточного.

На прошлом уроке вы получили индивидуальные задания по характеристике региона. План изучения региона нам уже знаком.

План изучения региона

1. ЭГП

2. Природные условия

3. Природные ресурсы

4. Население

5. Хозяйство

На столах находятся Оценочные листы. В течение урока вы выставите оценку за работу себе и своим одноклассникам. Ваша итоговая оценка будет выставлена с учётом вашей самооценки, оценки товарищей и моей

    ЭГП

ОС РАУНД ТЕЙБЛ (учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном листе бумаги)

Задание на карточке:

1. Выделите положительные и отрицательные стороны ЭГП Восточного макрорегиона:

    омывается водами двух океанов;

    удален от центра;

    нехватка железных и автомобильных дорог в северных регионах;

    имеет большую протяженность с севера на юг, с запада на восток;

    большие по площади экономические районы; (Площадь всего региона составляет 75% площади страны (12 млн. км 2).

    суровый климат и вечная мерзлота;

    граничит с Уральским экономическим районом;

    нехватка трудовых ресурсов отдельных территорий Азиатского макрорегиона;

    имеет громадные запасы минерального сырья;

    наличие крупных водных ресурсов;

    имеет железную и автомобильную дороги, соединяющие запад и восток.

2. Определите по карте протяжённость региона с севера на юг и с запада на восток.

3. Сделайте вывод об ЭГП.

Вывод: Таким образом, регион занимает огромную площадь, имеет периферическое положение. Чем дальше от европейской части, тем труднее осуществлять межрегиональные связи.

2. Природные условия

Задание на карточке:

1.Используя карты атласа, дайте оценку природных условий Восточного макрорегиона:

Характер земной коры;

Воды – реки, многолетняя мерзлота.

2. Сделайте вывод о природных условиях данного региона.

Вывод: Природные условия неблагоприятные (они не способствуют, а затрудняют освоение территории). Суровость природы и удалённость территории от освоенных районов приводит к увеличению стоимости работ в регионе в 2-5 раз. Оплата труда работников на Севере в 1,5-3 раза выше (северный коэффициент).

3. Природные ресурсы

Задание на карточке:

1. Используя карты атласа, текст учебника стр. 302 и статистические материалы (см. табл.1) дайте оценку природных ресурсов Восточного макрорегиона:

Топливные;

2. Сделайте выводы об экономичности и целесообразности активного обмена между Центральной Россией и Западной Сибирью;

между Центральной Россией и Дальним Востоком.

Таблица 1

Основные природные ресурсы

Западно-Сибирский

Нефть, газ, уголь, торф, железная руда, полиметаллы, древесина

Восточно-Сибирский

Уголь, железные, медные, никелевые, оловянные, молибденовые, урановые руды, золото, гидроэнергетические, лесные

Дальневосточный

Уголь, золото, алмазы, олово, вольфрам, сурьма, ртуть, графит, рыбные, лесные, гидроэнергетические

Вывод: Территория региона имеет огромные запасы природных ресурсов. Природные ресурсы Западной Сибири активно используются в западных районах и даже экспортируются. Нефть и газ Западной Сибири транзитом идёт в страны Европы. Перевозить руду, уголь, лес с Дальнего Востока на Запад экономически невыгодно. Для межрайонных перевозок используют уникальные ресурсы и продукты рыбной промышленности.

4. Население

Задание на карточке:

1. Используя таблицу 67, стр. 308, текст учебника стр. 301 и карты атласа, карту на 1 форзаце учебника и статистические материалы стр. 45 – 47 дайте характеристику населения Восточного региона:

Численность населения;

Плотность населения;

Уровень урбанизации;

Миграции;

1. Сделайте вывод об обеспеченности региона трудовыми ресурсами.

2. Выскажите свои предложения, что необходимо сделать, чтобы люди оставались жить на Севере.

Вывод: В целом регион имеет низкую плотность населения и слабо обеспечен трудовыми ресурсами.

5. Хозяйство

Задание на карточке:

1. Используя карту учебника с. 298 (рис.76), карту на 2 форзаце учебника, карты атласа, приложение 5 стр. 393 и статистические материалы стр. 126 выясните особенности хозяйства Восточного макрорегиона:

Специализация макрорегиона (факторы развития);

Отрасли специализации.

2. Сделайте вывод об особенностях хозяйства региона.

Вывод: Хозяйство региона базируется на местных природных ресурсах, и преобладают отрасли добывающей промышленности.

4. Этапы развития региона

Задание: Выделите экономические этапы развития данного региона и запишите их в тетрадь по ходу моего рассказа.

В течение многих столетий население Сибири и Дальнего Востока занимались кочевым скотоводством: оленеводством на севере и разведением овец и лошадей в степной части, рыболовством в тайге и на побережье морей. Вплоть до 19 века. После отмены крепостного права и особенно проведения Транссибирской железной дороги в лесные и степные районы Сибири хлынули миллионы крестьян из центральных губерний. Их усилиями Западная Сибирь была превращена в крупный зерновой и животноводческий район. Восточная Сибирь и Дальний Восток по-прежнему оставались неразвитыми, освоение и использование земель шло экстенсивно. В 30-50 годы начались сталинские репрессии. Большое количество людей было переселено насильственно на территорию Сибири и Дальнего Востока. Благодаря им были построены города, мосты, дороги в труднодоступные районы, велись разработки и добыча полезных ископаемых. В годы великой отечественной войны большая часть военных предприятий была переброшена в города Западной Сибири, расположенные вдоль железной дороги, что послужило в дальнейшем развитию промышленности этого региона. В 60-е годы начинается добыча нефти и газа на севере Западной Сибири, что дало толчок развитию нефтяной и газовой промышленности. В 70-е годы осуществляется большое транспортное строительство (Байкалоамурская магистраль – БАМ, дорога на западносибирский Север, Амуро-Якутская магистраль – АЯМ). Эти дороги были проведены к местам месторождений полезных ископаемых Сибири и Дальнего Востока, что послужило строительству посёлков и городов. Всё это способствовало созданию крупных территориально-производственных комплексов на базе эффективных энергетических и сырьевых ресурсов. Хотя в целом транспортная и хозяйственная освоенность территории остаются низкими.

Проверим, какие вы выделили этапы.

Основные этапы:

    Строительство ж/д

    Развитие сельского хозяйства

    Внесение большого труда репрессированных в развитие региона

    Военные годы и дальнейшее развитие промышленности

    Разработка и добыча полезных ископаемых Западной Сибири.

    Строительство ж/д (БАМ и др.)

    Формирование ТПК

А теперь вспомним вопрос, который был поставлен в начале урока: Почему, несмотря на огромные природные богатства, Восточный макрорегион имеет низкую степень хозяйственной освоенности?

Возможные ответы:

Сложные природные условия;

Тяжёлые условия жизни;

Отток населения;

Слабая транспортная освоенность и социальная инфраструктура.

Исходя из выявленных проблем вам домашнее задание.

Продумать возможные перспективы развития региона.

Опережающие задания по Западно-Сибирскому району:

По картам атласа и дополнительной литературу дать характеристику узловых районов Западной Сибири.

Определить основные формы рельефа и крупные водные объекты Западно-Сибирского района.

Определить основные природные ресурсы Западно-Сибирского района.

К следующему уроку иметь контурные карты.

    Итак, что нового вы узнали сегодня на уроке о Восточном макрорегионе?

Общий вывод по уроку:

Восточный макрорегион занимает огромную территорию, удалён от освоенных районов. Численность населения здесь значительно ниже, чем в западных районах. Регион обладает огромными природными ресурсами, которые изучены и используются не полностью.

Список использованной литературы

Дронов В.П., Ром В.Я. “География населения

Где мне можно найти проблемы Западного и Восточного макрорегионов? и получил лучший ответ

Ответ от Панi Езопенко[гуру]
1. Сравнительная характеристика Западного и Восточного макрорегионов России. Природа, население, хозяйство
Западный макрорегион (Европейская часть страны) включает в себя Центральную Россию, Европейский Север, Урал, Поволжье, Северный Кавказ; Восточный макрорегион (Азиатская часть России) - Западную и Восточную Сибирь, Дальний Восток.
ЭГП Западного макрорегиона более выгодное, чем Восточного, так как он граничит с экономически развитыми странами Европы, а Восточный макрорегион - только с одной высокоразвитой страной - Японией. В Западном макрорегионе преобладают низменности, тогда как в Восточном (за исключением Западной Сибири) - нагорья и горы. В Восточном макрорегионе климат более континентальный и суровый (сильные морозы, преобладает вечная мерзлота) .
Однако в Восточном макрорегионе сосредоточено более 80% всех природных ресурсов страны (лес, гидроэнергетические ресурсы, нефть, природный газ, уголь, металлические руды, запасы пресной воды, рыбы и др.) . В то же время в Западном макрорегионе проживает 80% всего населения страны, 75% горожан, производится 85% промышленной и сельскохозяйственной продукции, расположено 90% научных центров, почти все крупные городские агломерации. Таким образом, между Западом и Востоком существует дисбаланс в размещении ресурсов, населения и хозяйства.
Основные отрасли специализации хозяйства Западного макрорегиона: обрабатывающая промышленность (машиностроение, химическая, легкая, пищевая) , сельское хозяйство, наука; Восточного макрорегиона - добывающая промышленность (топливная, гидроэнергетика, лесная).

Ответ от 2 ответа [гуру]

Тип урока: урок формирования новых знаний

Форма урока: комбинированный

Методы проведения занятия: частично-поисковый, урок изучения нового материала.

Материальное обеспечение:

учебник В.П. Дронов, В.Я. Ром “География населения и хозяйство России”, таблица «Сравнительная характеристика макрорегионов», атлас, контурные карты, экономическая карта России, презентации, опорные листы.

Цели:

Образовательные:

  • сформировать общее представление об особенностях Восточной зоны;
  • сравнить Западную и Восточную зоны (природные условия, население, хозяйство)
  • знать историю ВМР, ЭГП, его состав, ресурсы, проблемы и перспективы макрорегиона.

Развивающие:

  • продолжать отрабатывать умения и навыки работы с атласом, учебником, контурной картой и различными источниками информации (работа со статистическим материалом);
  • приобретение навыка работы с дополнительным материалом, умение выбрать необходимый материал;

Воспитательные:

  • приобретение навыка дискуссии, формирование умения обсуждать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения;
  • экономическое воспитание учащихся; воспитывать любовь к родному краю.

План занятия:

1. Организационный момент

2. Вводная часть: вступительное слово учителя

3. Изучение нового материала

4. Обобщение и закрепление материала

5. Подведение итогов урока

6. Информация о домашнем задании

Примечание: по ходу урока учащиеся оформляют опорные листы с последующей сдачей для проверки и оценки выполненной работы

Ход занятия

I. Организационный момент

II. Подготовка к основному этапу урока. Вводное слово учителя. (Слайд №1)

Я напомню вам слова А. Твардовского из поэмы «За далью – даль»:

Урал! Невольною печалью я отдаю прощанью дань…
А за Уралом – Зауралье, а там своя, иная даль.

Посмотрите на карту и скажите, как называется эта «даль», расположенная к востоку от Урала? Да, за Уралом начинается Сибирь и Дальний Восток! Раньше эти слова холодили сердца людей, наводили ужас на них, ибо с ними было связано представление о каторге и ссылке. Недаром раньше говорили: «Кто в Сибири не бывал, тот и горя не видал». Сейчас мало кто не знает о Сибири и Дальнем Востоке.

Вопрос классу: Какие ассоциации у вас вызывает этот край?

III. Изучение нового материала по плану: (Слайд №2 - №3)

1) Вводная часть
2) Сравнение Западного и Восточного макрорегионов
3) Общие черты районов Восточной зоны

Состав региона;
- ЭГП;
- основные этапы развития;
- природные ресурсы.

4) Проблемы и перспективы развития Восточного макрорегиона

1) Вводная часть (Слайд №4)

Мы продолжаем знакомиться с экономическими районами России.

Вопрос классу:

1. Что такое экономическое районирование и каковы принципы районирования?

ЭР – это выделение территорий, отличающихся своей специализацией хозяйства и территориальным разделением труда

Принципы:

- административный , определяющий единство экономического районирования и политико-административного деления;
- экономический, рассматривающий район как часть хозяйственного комплекса с определенным набором отраслей специализации;
- национальный, учитывающий особенности труда и быта населения.

2. Какие крупные макрорегионы выделяют на территории России? (Слайд №5)

На территории России выделяют два макрорегиона - Западный и Восточный, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития.

3. Сколько экономических районов на территории России? Распределение по регионам.

2) Сравнение Западного и Восточного макрорегионов. (Слайд №6-№8)

Главные принципы выделения - уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования. Западный макрорегион (Европейская часть и Урал) располагается в более благоприятных для жизни людей условиях, чем Восточный (Сибирь и Дальний Восток). За Уралом более половины территории лежит в зоне многолетней мерзлоты, много болот, сложных горных участков. Но именно здесь находятся основные минеральные, лесные и водные ресурсы страны. Почти 4/5 россиян живут в Западной зоне, заселение которой началось очень давно. Именно здесь сложилось ядро русского народа и сформировалось русское государство. И только в XVI веке началось освоение Сибири и Дальнего Востока.

Признаки

Западный макрорегион

Восточный макрорегион

Выгодное, центральное. Развитая транспортная связь
Близость к Европе

Удаленность от Центра (периферийное положение), редкая транспортная сеть. Близость к странам Азии.

Природные условия

На большей части территории условия благоприятные. Умеренно-холодная зима, теплое лето. Рельеф равнинный.

Условия неблагоприятные, суровые, зимой экстремальные. Рельеф на юге и востоке горный, сейсмичность, многолетняя мерзлота. Западная Сибирь - заболочена

Природные ресурсы

Ресурсы истощены. Леса сохранились на севере, рыбные ресурсы Баренцева моря. Железная руда КМА. Плодородные почвы в ЦЧР, Поволжье и на Северном Кавказе. Дефицит водных ресурсов на юге.

Богатые запасы древесины (80%), нефти (70%), газа (91%), угля, руд цветных металлов, алмазов, золота. Богатые рыбные ресурсы морей Тихого океана, Водные ресурсы составляют 75%, гидроэнергоресурсы-81%

Учитель: Прослушайте краткое сообщение о том, как шло освоение Сибири и Дальнего Востока (Опережающее задание наиболее подготовленному ученику)

Ученик:

В конце 16 века начинается освоение и заселение Сибири русскими. При этом закрепление за Россией огромной территории к востоку произошло чрезвычайно быстро: от походов легендарного Ермака в Западной Сибири (1582 год) до выхода отряда Ивана Москвитина к Тихому океану (1639 год) прошло 60 лет. Россия из Русского государства превратилась в Российское, так как включает в свой состав территории, населенные разными народами. После присоединения к России начинается создание сети городов, ставших опорной базой расселения и закрепления территорий. Начался этот процесс в 16-17 веках с создания крепостей-острогов: Тюменского (1586 года), Тобольского (1587 года), Томского (1604 года), Енисейского (1618 года), Красноярского (1628 года), Якутского (1632 года), Охотского (1648 года).
Таким образом, менее чем за 100 лет за Русским государством закрепились обширные пространства тайги от Урала до берегов Тихого океана. Позднее созданы города в лесостепной и степной зонах, а затем на юге Дальнего Востока. В целом до революции было создано 44 города. В настоящее время здесь сотни городов, из них два города- миллионера. Обладая огромными размерами и природными богатствами, регион еще слабо развит.

3) Общие черты районов Восточной зоны:

А) состав района (Слайд №9) стр. 309 в учебнике

Б) ЭГП (Слайд №10)

Предлагается работа, где нужно выделить положительные и отрицательные стороны ЭГП Восточного макрорегиона.

Текст слайда :

Омывается водами двух океанов; удален от центра; нехватка железных и автомобильных дорог в северных регионах; имеет большую протяженность с севера на юг, с запада на восток; большие по площади экономические районы; суровый климат и вечная мерзлота; граничит с Уральским экономическим районом; нехватка трудовых ресурсов отдельных территорий Азиатского макрорегиона; имеет громадные запасы минерального сырья; наличие крупных водных ресурсов; имеет железную и автомобильную дороги, соединяющие запад и восток.

В) Учитель дает задание выделить экономические этапы развития данного региона и записать в тетрадь со слов учителя. По ходу рассказа учителя учащиеся выделяют основные этапы развития

Учитель:

В течение многих столетий население Сибири и Дальнего Востока занималось кочевым скотоводством: оленеводством на севере и разведением овец и лошадей в степной части, рыболовством и охотой в тайге и на побережье морей. Промысловая стихия не была преодолена вплоть до 19 века. После отмены крепостного права и особенно проведения Транссибирской железной дороги в лесостепные и степные районы Сибири хлынули миллионы крестьян из центральных губерний. Их усилиями Западная Сибирь была превращена в крупный зерновой и животноводческий район. Восточная Сибирь и Дальний Восток остались по-прежнему неразвитыми, освоение и использование земель шло экстенсивно. В 30-50 годы начались сталинские репрессии. Большое количество людей было переселено насильственно на территорию Сибири и Дальнего Востока. Благодаря им были построены города, мосты, дороги в труднодоступные районы, велись разработки и добыча полезных ископаемых. В годы войны большая часть военных предприятий была переброшена в города Западной Сибири, расположенные вдоль железной дороги, что послужило в дальнейшем развитию промышленности этого региона. В 60-е годы начинается добыча нефти и газа на севере Западной Сибири, что дало толчок развитию нефтяной и газовой промышленности. В 70-е годы осуществляется большое транспортное строительство (БАМ, дорога на западносибирский Север, Амуро-Якутская магистраль – АЯМ). Эти дороги были проведены к местам месторождений полезных ископаемых Восточной Сибири и Дальнего Востока, что послужило строительству поселков и городов. За данный период формировались территориально-производственные комплексы.

Ученики выделяют основные этапы: (Слайд №12)

1. Строительство железной дороги.

2. Развитие сельского хозяйства.

3. Внесение большого труда репрессированных в развитие региона.

4. Военные годы и дальнейшее развитие промышленности.

5. Разработка и добыча полезных ископаемых Западной Сибири.

6. Строительство БАМа.

7. Формирование ТПК.

Г) Практическая работа с картой (Слайд №13)

Учитель: Используя атлас и картосхему в учебнике на стр. 300, дать характеристику основным ресурсам данного макрорегиона.

Ученик по картам дает ответ: (Слайд №14)

Минеральные

Западно-Сибирский экономический район богат на севере и в центральной части нефтью и газом, на юго-востоке углем, полиметаллическими и медными рудами.

– Восточная Сибирь богата бурым, каменным углем, апатитами, фосфоритами, золотом, железом, полиметаллическими рудами, никелевыми рудами.

– Дальний Восток – оловянными, медными, бурым и каменным углем, нефтью и газом.

Агроклиматические ресурсы.

Так как территория простирается с севера на юг, она проходит от холодного пояса до умеренного подпояса.

Почвенные ресурсы .

Богата только южная часть Западной Сибири и Восточной Сибири, так как большая часть территории вечная мерзлота.

Водные ресурсы .

Это крупные реки Обь, Иртыш, Енисей, озеро Байкал.

Лесные ресурсы .

По территории проходит зона тайги и смешанных лесов, поэтому территория богата лесом.

Вывод: Общие черты районов Восточной зоны: (Слайд №15)

Значительная площадь, но в целом слабая заселенность;
- значительные природные контрасты: «север-юг», горы – равнины, побережье – континент, а также общая экстремальность природных условий, создающая трудности при освоении;
- относительная (по сравнению с Западной зоной) «молодость» хозяйства;
- огромный природно-ресурсный потенциал при сравнительно низком уровне его современного использования;
- концентрация хозяйства к югу, где лучшая обеспеченность транспортом, в первую очередь железнодорожным;
- относительно большое значение водного и воздушного транспорта в осуществлении внутрирайонных связей.

4) Проблемы и перспективы развития Восточного макрорегиона

Учитель: Используя текст учебника (стр. 307) составить и выписать в таблицу проблемы региона и перспективы развития.

Ученики оформляют таблицу в тетради: (Слайд № 16)

Проблемы

Перспективы

1. Распад Советского Союза.

2. Железнодорожные магистрали (две) оказались на территории Казахстана.

3. Необходимость реконструкции Транссиба.

4. Экономические реформы привели к сокращению численности населения.

5. Конверсия на оборонной промышленности.

6. Слабое развитие транспорта.

1. Использование меридиональных речных путей.

2. Создание авиационных межконтинентальных сообщений через внутренние районы страны.

3. Развитие инфраструктуры транспортной и социальной.

4. Создание новых транспортных средств.

5. Использование спутниковой связи.

IV. Закрепление (Слайд №6)

Вопрос классу: Сделайте вывод об условиях развития Восточного макрорегиона и возможных перспективах данного региона

Вывод:

1. Регион занимает огромную территорию, удален от Центральных районов России. Чем дальше от европейской части, тем труднее осуществлять связи межрегиональные. Восточному региону необходимо развивать внешние экономические связи со странами Восточной и Центральной Азии. Слабо развита транспортная сеть, поэтому необходимо строить новые дороги, особенно на севере региона, развивать речной и воздушный виды транспорта.

2. Природные условия неблагоприятны (они не способствуют, а затрудняют освоение территории).

3. Природные ресурсы богатейшие, но их освоение обходится дороже, чем в европейской части страны. Хозяйство региона базируется на местных ресурсах, но необходимо развивать и наукоемкие отрасли.

4. Очень слабо развита инфраструктура, тяжелые условия жизни – причины слабой заселенности территории и недостатка трудовых ресурсов.

5.Острейшая проблема, особенно для Дальнего Востока и азиатского Севера, демографическая ситуация. Это одна из угроз национальной безопасности: если не будет населения, нас поглотят наши великие и могучие соседи .

Работа с картой

Показать экономические районы Восточного макрорегиона;

Федеральные округа региона;

Изменения в административно-территориальном устройстве макрорегиона;

Значение ЧАО в географическом разделении труда.

V. Подведение итогов занятия :

И все-таки, Сибирь и Дальний Восток перестали быть на периферии государственных интересов. Последнее время выделяется колоссальные финансовые средства на развитие. В частности, принята Федеральная целевая программа и ряд других программ для Дальнего Востока. Более подробное знакомство с экономическими районами Восточного макрорегиона вас ждет впереди.

VI. Домашнее задание: § 59-60 (заполнить таблицу до конца), вопросы на странице 309

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Каразирекская средняя общеобразовательная школа»

Ютазинского муниципального района РТ

Конспект урока географии

в 9 классе

«Восточный макрорегион»

подготовила

учитель географии и биологии

Сираева Руфия Рафкатовна

Старый Каразирек

2014

Цели и задачи:

Образовательные:

познакомить учащихся с особенностями Восточного макрорегиона

Развивающие:

продолжать отрабатывать умения и навыки работы с атласом и учебником, продолжить обучение интеллектуальным приёмам самостоятельной познавательной деятельности (выделение главного, структурирование учебного материала, систематизация знаний, оформление выводов),

продолжить обучение по сингапурскому методу образования.

Воспитательные:

воспитывать любовь к родному краю;

способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений как успешной характеристики современного человека.

Методы проведения занятия: частично-поисковый, урок изучения нового материала.

Оборудование: карточки с заданиями, атласы, контурные карты, настенные карты: физическая, транспортная, мультимедиа-презентация

Ход урока

    орг. момент

    изучение нового материала.

Мы продолжаем изучение региональной части курса. На прошлом уроке мы закончили изучение Западного макрорегиона.

Тема урока: Восточный (Азиатский) макрорегион

Сегодня вводный урок. Мы дополним имеющиеся знания об особенностях региона, обобщим и систематизируем их.

Начнём урок со слов Казимира Лисянского: «Всем Сибирь и щедра и богата!».

ОС ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН (учащиеся обдумывают ответ на вопрос, записывают и по очереди обсуждают свои ответы в команде) Возникает вопрос: Почему, несмотря на огромные природные богатства, Восточный макрорегион до настоящего времени имеет низкую степень хозяйственной освоенности?

На этот вопрос мы и попытаемся сегодня ответить.

Определим границы Восточного макрорегиона.

Показ по карте.

Территория ВМР на западе граничит с Уралом и Европейским Севером,

на юге государственные границы с Казахстаном, Монголией и с Северной Кореей, северные и восточные окраины омываются водами Северного Ледовитого и Тихого океанов, а также имеют водные границы с США и Японией.

Вопрос:

- Назовите первопроходцев, чьи имена связаны с исследованиями Сибири и Дальнего Востока.

Ермак Тимофеевич, Фёдор Попов, Семён Дежнёв, Ерофей Хабаров, Иван Москвитин, С. Челюскин, братья Лаптевы и многие другие.

Восточный макрорегион состоит из 3 экономических районов: Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского и Дальневосточного.

На прошлом уроке вы получили индивидуальные задания по характеристике региона. План изучения региона нам уже знаком.

План изучения региона

1. ЭГП

2. Природные условия

3. Природные ресурсы

4. Население

5. Хозяйство

На столах находятся Оценочные листы. В течение урока вы выставите оценку за работу себе и своим одноклассникам. Ваша итоговая оценка будет выставлена с учётом вашей самооценки, оценки товарищей и моей

    ЭГП

ОС РАУНД ТЕЙБЛ (учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном листе бумаги)

Задание на карточке:

1. Выделите положительные и отрицательные стороны ЭГП Восточного макрорегиона:

    омывается водами двух океанов;

    удален от центра;

    нехватка железных и автомобильных дорог в северных регионах;

    имеет большую протяженность с севера на юг, с запада на восток;

    большие по площади экономические районы; (Площадь всего региона составляет 75% площади страны (12 млн. км 2).

    суровый климат и вечная мерзлота;

    граничит с Уральским экономическим районом;

    нехватка трудовых ресурсов отдельных территорий Азиатского макрорегиона;

    имеет громадные запасы минерального сырья;

    наличие крупных водных ресурсов;

    имеет железную и автомобильную дороги, соединяющие запад и восток.

2. Определите по карте протяжённость региона с севера на юг и с запада на восток.

3. Сделайте вывод об ЭГП.

Вывод: Таким образом, регион занимает огромную площадь, имеет периферическое положение. Чем дальше от европейской части, тем труднее осуществлять межрегиональные связи.

2. Природные условия

Задание на карточке:

1.Используя карты атласа, дайте оценку природных условий Восточного макрорегиона:

Рельеф;

Характер земной коры;

Климат;

Воды – реки, многолетняя мерзлота.

2. Сделайте вывод о природных условиях данного региона.

Вывод: Природные условия неблагоприятные (они не способствуют, а затрудняют освоение территории). Суровость природы и удалённость территории от освоенных районов приводит к увеличению стоимости работ в регионе в 2-5 раз. Оплата труда работников на Севере в 1,5-3 раза выше (северный коэффициент).

3. Природные ресурсы

Задание на карточке:

1. Используя карты атласа, текст учебника стр. 302 и статистические материалы (см. табл.1) дайте оценку природных ресурсов Восточного макрорегиона:

Топливные;

Рудные;

Водные;

Лесные;

Рыбные;

2. Сделайте выводы об экономичности и целесообразности активного обмена между Центральной Россией и Западной Сибирью;

между Центральной Россией и Дальним Востоком.

Таблица 1

Районы

Основные природные ресурсы

Западно-Сибирский

Нефть, газ, уголь, торф, железная руда, полиметаллы, древесина

Восточно-Сибирский

Уголь, железные, медные, никелевые, оловянные, молибденовые, урановые руды, золото, гидроэнергетические, лесные

Дальневосточный

Уголь, золото, алмазы, олово, вольфрам, сурьма, ртуть, графит, рыбные, лесные, гидроэнергетические

Вывод: Территория региона имеет огромные запасы природных ресурсов. Природные ресурсы Западной Сибири активно используются в западных районах и даже экспортируются. Нефть и газ Западной Сибири транзитом идёт в страны Европы. Перевозить руду, уголь, лес с Дальнего Востока на Запад экономически невыгодно. Для межрайонных перевозок используют уникальные ресурсы и продукты рыбной промышленности.

4. Население

Задание на карточке:

1. Используя таблицу 67, стр. 308, текст учебника стр. 301 и карты атласа, карту на 1 форзаце учебника и статистические материалы стр. 45 – 47 дайте характеристику населения Восточного региона:

Численность населения;

Плотность населения;

Уровень урбанизации;

Миграции;

Города;

1. Сделайте вывод об обеспеченности региона трудовыми ресурсами.

2. Выскажите свои предложения, что необходимо сделать, чтобы люди оставались жить на Севере.

Вывод: В целом регион имеет низкую плотность населения и слабо обеспечен трудовыми ресурсами.

5. Хозяйство

Задание на карточке:

1. Используя карту учебника с. 298 (рис.76), карту на 2 форзаце учебника, карты атласа, приложение 5 стр. 393 и статистические материалы стр. 126 выясните особенности хозяйства Восточного макрорегиона:

Специализация макрорегиона (факторы развития);

Отрасли специализации.

2. Сделайте вывод об особенностях хозяйства региона.

Вывод: Хозяйство региона базируется на местных природных ресурсах, и преобладают отрасли добывающей промышленности.

4. Этапы развития региона

Задание: Выделите экономические этапы развития данного региона и запишите их в тетрадь по ходу моего рассказа.

В течение многих столетий население Сибири и Дальнего Востока занимались кочевым скотоводством: оленеводством на севере и разведением овец и лошадей в степной части, рыболовством в тайге и на побережье морей. Вплоть до 19 века. После отмены крепостного права и особенно проведения Транссибирской железной дороги в лесные и степные районы Сибири хлынули миллионы крестьян из центральных губерний. Их усилиями Западная Сибирь была превращена в крупный зерновой и животноводческий район. Восточная Сибирь и Дальний Восток по-прежнему оставались неразвитыми, освоение и использование земель шло экстенсивно. В 30-50 годы начались сталинские репрессии. Большое количество людей было переселено насильственно на территорию Сибири и Дальнего Востока. Благодаря им были построены города, мосты, дороги в труднодоступные районы, велись разработки и добыча полезных ископаемых. В годы великой отечественной войны большая часть военных предприятий была переброшена в города Западной Сибири, расположенные вдоль железной дороги, что послужило в дальнейшем развитию промышленности этого региона. В 60-е годы начинается добыча нефти и газа на севере Западной Сибири, что дало толчок развитию нефтяной и газовой промышленности. В 70-е годы осуществляется большое транспортное строительство (Байкалоамурская магистраль – БАМ, дорога на западносибирский Север, Амуро-Якутская магистраль – АЯМ). Эти дороги были проведены к местам месторождений полезных ископаемых Сибири и Дальнего Востока, что послужило строительству посёлков и городов. Всё это способствовало созданию крупных территориально-производственных комплексов на базе эффективных энергетических и сырьевых ресурсов. Хотя в целом транспортная и хозяйственная освоенность территории остаются низкими.

Проверим, какие вы выделили этапы.

Основные этапы:

    Строительство ж/д

    Развитие сельского хозяйства

    Внесение большого труда репрессированных в развитие региона

    Военные годы и дальнейшее развитие промышленности

    Разработка и добыча полезных ископаемых Западной Сибири.

    Строительство ж/д (БАМ и др.)

    Формирование ТПК

А теперь вспомним вопрос, который был поставлен в начале урока: Почему, несмотря на огромные природные богатства, Восточный макрорегион имеет низкую степень хозяйственной освоенности?

Возможные ответы:

Сложные природные условия;

Тяжёлые условия жизни;

Отток населения;

Слабая транспортная освоенность и социальная инфраструктура.

Исходя из выявленных проблем вам домашнее задание.

    Индивидуальное д/з:

Продумать возможные перспективы развития региона.

Опережающие задания по Западно-Сибирскому району:

По картам атласа и дополнительной литературу дать характеристику узловых районов Западной Сибири.

Определить основные формы рельефа и крупные водные объекты Западно-Сибирского района.

Определить основные природные ресурсы Западно-Сибирского района.

К следующему уроку иметь контурные карты.

    Итак, что нового вы узнали сегодня на уроке о Восточном макрорегионе?

Общий вывод по уроку:

Восточный макрорегион занимает огромную территорию, удалён от освоенных районов. Численность населения здесь значительно ниже, чем в западных районах. Регион обладает огромными природными ресурсами, которые изучены и используются не полностью.

Список использованной литературы

    Дронов В.П., Ром В.Я. “География населения и хозяйство России”



Читайте также: