Отношение к другому как к вещи. Как научиться проще относиться к жизни? К вещам относится как к живым


Отношение к вещам рассказывает о владельце гораздо больше, чем он сам думает. Возможно, и вы не придаете особого значения тому, как храните одежду, готовы ли дать книгу и не требовать возврата, как распоряжаетесь письменными принадлежностями на работе и какую сумку носите. Однако что же вы “транслируете” тем, кто знает секрет отношения к вещам?

Расхламление / экономность

Первое, что обращает на себя внимание в отношении к вещам – это их количество и разнообразие. Две-три ручки, пять карандашей (три погрызены, один сломался), засохший корректор, ненужные скрепки или степлер на столе – перед вами… человек, который распоряжается своей жизнью, собой, своим временем “как придется”. Может оправдываться, что “это не специально”, “как раз хотел(-а) прибраться”, но основное в жизни такого человека – сиюминутное желание и отсутствие слаженных привычек, которые как раз обычно делают жизнь легче и лучше.

Другой тип отношения к вещам – минимализм и даже в некотором роде аскетичность. Не надейтесь, что такой партнер подарит вам романтическое свидание или способен на частые проявления чувств. В отношениях с людьми (да и с самим собой) такой человек зачастую не менее экономен и прижимист, чем предыдущий – расхлябан и непоследователен.

Качество / Стоимость

Стоимость вещей, разумеется, – личное дело каждого. Однако если стоимость вещей выставляется напоказ, обсуждается – обладателю дорогих, “выпендрежных” и ультра-гига-супер (эпитеты применимы иногда даже к туалетной бумаге;) свойственно многое делать напоказ. Даже выбирая, пардон, новый рулон в туалет, он руководствуется не запахом, приятным цветом, мягкостью или еще какими-то параметрами, а тем, что его выбор могут увидеть гости .

Другой вариант этой категории – наплевательское отношение к стоимости, а третий – собственно покупка только самых дешевых вариантов. Ну а что, все равно же вещь израсходуется, а деньги останутся! Экономия на качестве – это тоже тревожный знак, что отношение к вещам переносится и в другие сферы жизни. Вы уйдете – а деньги на отношения с вами потрачены, так что давай просто прогуляемся по улице, здесь ведь так ароматно пахнет едой!

На долгий срок / Все новое – это про любовь к себе!

Еще две категории отношения к вещам – это стремление к обновкам и наоборот, нацеленность на солидные вещи. Пусть они и стоят дороже дешевых обновок, зато годы и годы службы обеспечены. По этому можно легко определить, как человек относится к связям с окружающими и общению – легко ли заводит новые отношения (а соответственно, и рвет прежние по первой же необходимости) или присматривается, с пристрастием выбирая подруг и друзей для разностороннего общения.

Когда пора пришла выбрасывать?

Кто-то настолько привыкает к вещам (читай, и к отношениям тоже), что старые простыни перешивает на полотенца, полотенца – на тряпочки, тряпочки – пыль смахивать с полочек. Другие же легко относятся, если оторвалась пуговица или вещи нужен ремонт – прощай, “старье”, здравствуй, новенькое, свежее, хрустящее!

Насторожить в этом случае может лишь такой вариант, когда вещь и не чинится, и занимает место в доме. И если таких вещей накапливается довольно много – “чемодан без ручки” человек может устроить и в своих отношениях.

Ведь порой для того чтобы попрощаться с вещью (выбросить, оставив самое нужное, или сопроводить в детский дом, отправить ковер или отслужившую толстовку в питомник для бездомных собак) – тоже требуются и время, и душевные силы.

Разумеется, здесь упомянуты только самые общие принципы отношения к вещам, которые прямо отражают отношение к жизни и тем ресурсам, которые она дает – от самых явных (еда, деньги) до неявных (поддержка, общение – дружеское и по интересам).

Сегодня прочитала статью, которая зацепила. Да и как не зацепить, если вопросы
личных границ, личного пространства, взаимоотношений - это все, на этом стро-
ится и самоуважение, и определяется место в обществе, и достигаются или не
достигаются какие-либо результаты, эта сфера, в конечном итоге, определяет и
уровень душевного комфорта и счастья. И, как всегда, многое узнаваемо, и в
окружении, и по отношению ко мне. В последнее время я двумя руками голосую за
то, чтобы чистить свое окружение. И то, о чем здесь написано, один из поводов.
Спустя пять лет сама не могу понять, как я могла более шести лет тесно общаться с
людьми, которые относились ко мне именно так.

Люди-объекты, люди-функции, люди-личности

" – ...А грех, молодой человек, – это когда к людям относятся как к вещам. Включая отношение к самому себе.
– Боюсь, все гораздо сложнее…
– А я не боюсь. Потому что не сложнее. Когда люди начинают говорить, что все гораздо сложнее, это значит, они боятся, что правда им может не понравиться. Люди как вещи, с этого все и начинается."

Т.Пратчетт

Представьте, что перед вами мультиварка. Хорошо работает, исправно готовит разного рода каши. Никому в голову не придет спрашивать мультиварку насчет ее чувств, планов на будущее, идей. Пока работает - просто нажимаем на кнопки, и все. Ну, в начале еще инструкцию по эксплуатации прочитаем, куда что насыпать и куда нажимать. Если вдруг сломалась - тогда или на починку, или выбросить, на замену купить новую. Можно, конечно, огорчаться и грустить по поводу того, что такая отличная и любимая вещь больше не функционирует - но было бы крайне странно, если бы вы озаботились переживаниями самой мультиварки на этот счет.

Это не странно и не удивительно - относиться к вещи как к вещи. Но, к сожалению, ничуть не более необычно то, что множество людей или сами к себе или к другим людям относятся как к мультиваркам. Объективируют друг друга.

Обнаружить объективацию очень просто. Что такое объект? Это любой предмет. На него воздействуют, с ним совершают разного рода манипуляции, его могут украшать, им могут восхищаться, делать предметом культа или презрения. Он может просто валяться где-то на земле, может лететь в космосе или качаться на волнах. В общем, можно много чего с объектами делать. А вот объект не может ничего - потому что у него нет своей воли, это просто нечто неживое. У него нет чувств, нет желаний, нет мотивов. Просто объект… Когда чувства и переживания другого человека исчезают из нашего поля зрения, становятся неважными - человек превращается в объект. Объективировать очень просто.

Подросток, мечтающий наконец-то лишиться этой проклятой девственности, делится своим желанием «трахнуть эту Ленку», которая в него влюблена, а он в нее - нет. Чувства и переживания «Ленки» по этому поводу - когда вскроется, что ее просто использовали - подростка не интересуют. «Чем тогда она отличается от резиновой куклы?» Да ничем. И парня это не волнует.

Родители, уже спланировавшие жизненный путь ребенка, не отходя от его младенческой колыбели, и все его детство прилагающие недюжинные усилия для корректировки ребенка в соответствии с заданными параметрами. Чувства и переживания ребенка? Что вы, это всего лишь ребенок, что он может знать или понимать?

Политик-социопат (а таких ой как много в верхних эшелонах власти, и не только государственной), воспринимающий людей как «электорат», двигающий их как пешки на шахматной доске. Как вы знаете, пешками - и даже более крупными фигурами - можно жертвовать для того, чтобы получить преимущество на доске. Чувства пешки? Да вы с ума сошли, как деревяшки могут разговаривать

Объекты бывают двух видов: полностью бесполезные и функциональные. Бесполезные объекты - это люди, от которых ничего не нужно, которых можно или даже нужно подвинуть или списать в утиль. Бесполезным объектам отказывают даже в базовом уважении к их чувствам: «уважение нужно еще заслужить». Что касается функциональных людей, то от них что-то нужно, и о них даже будут заботиться - ровно в той степени, в которой эти люди-функции могут выполнять те задачи, для которых они предназначены. Кофеварку же моют иногда, машины на профилактику можно отправлять, посудомойки тоже хорошо бы иногда проверять - не засорились ли где? Общее у людей-объектов и людей-функций одно - их собственные стремления и желания вообще отсутствуют в сознании тех, кто использует объекты и функции, и к тому же сами люди-объекты и люди-функции неспособы к тому, чтобы заявить о своих потребностях.

Большинство функций активируется кодовым словом «долг». Где долг (то есть отсутствие собственных желаний) - там функция. Иногда в этом нет ничего ужасного. Так, наши отношения с таксистами, продавцами, разносчиками пиццы - с любыми представителями сферы услуг - во многом функциональны, нас интересует в первую очередь удовлетворение наших потребностей, а не желаний таксиста. С 8 до 18 или на время осуществления профессиональной деятельности - сначала функция, потом - живой человек. Однако эта «частичная функциональность» часто разрастается туда, где ей нет места. На той же работе начальника его подчиненные могут интересовать исключительно как функции, обеспечивающие ему прибыль, и не имеющие своей личной жизни. Если что не так - деталь заменим, какие проблемы? «Незаменимых у нас нет» и «а ты сначала заслужи хорошее к себе отношение» - девиз пользователей функциональных людей.

Есть функция «муж/жена» - активируется исходным словом «долг» и подпрограммами «мужик должен», «жена обязана». Есть функция «хороший мальчик/сын» и «хорошая девочка/дочь». Есть "нормальная мать" и "настоящий отец". Есть нормы функциональности: например, зарабатывает столько-то - значит, объект хорошо работает. Иногда нужен профилактический ремонт/осмотр - но исключительно для продолжения заработка. Разумеется, что при функциональном подходе необходимо подсчитывать норму выработки и собственные затраты на поддержание функционирования объекта, вести детальную арифметику отношений. И не дай бог объект станет требовать больше затрат, чем он может выдать полезного продукта! Зачем тогда он нужен? Заменить!

С человеком-функцией нужно разговаривать через следующие типовые команды:

Ты должен /не должен делать то-то и то-то (Ты обязан/а окупить физические и психологические расходы на твое содержание («сыновний/дочерний долг»)

Делай что хочешь, но чтобы к завтрашнему дню это было.

Не выноси мне мозг скрипом своих плохо смазанных шестеренок («не истери!»). Иди на профилактику («полечи нервы», «иди к психологу») и возвращайся как новенькая/новенький.

Не можешь - научим, не хочешь - заставим.

Терпи казак, атаманом будешь (у тебя в инструкции по эксплуатации записано, что ты должен стать атаманом).

В таких отношениях, когда люди-функции вдруг начинают отказываться от того, что они объекты, подобное поведение воспринимается хозяевами с изумлением, как восстание машин. И это восстание нужно или подавить, или озаботиться обновлением программного обеспечения/масла в механизме. «Чего тебе не хватает-то, с жиру бесишься!». Неплохо себя показывает программа «героизм и самопожертвование» в версиях «солдат думает только о Родине», «учительский подвиг» и «вы же давали клятву Гиппократа!». Единственное, чего делать не станут - это искренне интересоваться причинами «восстания». Ясное дело - дефект механизма, а с механизмами не разговаривают… Хотя что это я - вон, автомобилям иногда имена дают, что не мешает расставаться с Машей Тойотой, когда на горизонте замаячил красавец Миша Лексус.

Самое грустное - когда люди сами себя объективируют. Сами к себе относятся не как к живым людям из плоти, которая устает и требует заботы, а как к кофеваркам. Не задаются вопросом «а нравится/люблю ли я это?», а листают инструкцию по эксплуатации: «как бы выжать дополнительные мощности из агрегата?!». Волшебная активирующая программа «долг»… Включают в себе программы «Героизм» и сканируют себя антивирусом на предмет обнаружения вредоносных троянских программ «эгоизм», «забота о себе», «что-то я устал» и так далее. Отдых - это лишь время для подзарядки аккумуляторов, ни секунды лишнего.

Вне объектно-функционального мира с его долгом и действием лежит другой мир, субъектно-душевный. Где нет типовых программ, а есть вопросы, обращенные к другому - или к самому себе.

В последнее время ты часто говоришь о том, что тебе плохо… Что с тобой и чем я могу помочь?

Мы с тобой постоянно ссоримся… Что происходит в наших отношениях?

Я хочу вот этого и этого… Как ты на это смотришь?

Какие у тебя планы на выходной/отпуск?

Давай подумаем вместе…

Чего хочешь/о чем думаешь ты?

Мне кажется, ты устал...

Мультиварки не устают. Они сразу ломаются.

Латыпов Илья Владимирович

Получил сей суперский опус по аське, так что источника не знаю. Однако попало сильно в масть с . Только очень простыми словами и максимально приближенно к бытовой реальности, в отличии от философствований предыдущей статьи, которых мало кто понял. Простыми словами о вечном:)
Внимание - в тексте присутствует мат!

заметила, что мужчины делятся на два типа - тех, кто относится к женщине, как к человеку и тех, кто относится к женщине, как к вещи. так вот вторые, в итоге, обращаются со своими "вещами" гораздо лучше и бережнее, чем те, которые "как с человеком".

попробую раскрыть тему.
мужчина, который относится к женщине, как к живому человеку, ждет от нее человеческих реакций и реагирует на них соотвественно. человеческие реакции женщинам не свойственны, поэтому они постоянно ведут себя не так, как надо (как ожидает мужчина). он злится, пытается с ней поговорить "по-человечески", натыкается на стену непонимания, злится еще сильнее, стена вырастает выше - ну и в конце концов разрыв отношений и разбитые сердца.

мужчина, который относится к женщине, как к вещи (пусть и любимой) - ждет от нее не более, чем он ждет от своей машины или мобильного телефона или, не знаю, кофеварки. он точно знает, какие функции эта женщина должна выполнять (и эта женщина их выполняет, потому что у нее в конструкции так заложено. давать, сосать, улыбаться и варить кофе). если неожиданно такая женщина выкинет какой-нибудь фортель, мужчина не будет выяснять с ней отношения, как ему никогда не придет в голову выяснять отношения со сломанным утюгом. он не обратит внимания, или попробует спокойно разобраться, что явилось причиной поломки, или произведет ремонт подручными средствами или, если уж совсем беда, произведет замену. но молча, спокойно, без ругани.

мужчина, который относится к женщине, как к человеку, ожидает, что она, в принципе, такое же существо, как он, только без хуя. значит она сама может со всем справиться. если у такой женщины кончатся деньги, он скажет, что ей надо меньше тратить и больше работать, если она влипнет в какие-то неприятности, он даже может пытаться помочь ей, но все равно будет ожидать от нее адекватных действий, короче, такому мужчине свойственно доверять решение всех проблем самой женщине (а иногда они умудряются возлагать на ее плечи и свои проблемы).
что в такой ситуации сделает мужчина, обладатель "вещи". ну вот что вы сделаете, если ваш утюг упал? будете ждать, пока он поднимется и встанет на место? да вам гораздо проще поднять его и больше не париться. то есть такой мужчина быстро решает все проблемы сам, если они не выходят за пределы разумного, ни секунды не доверяя женщине и правильно, надо сказать, делая!

теперь пара слов про женщин. если вы думаете, что быть вещью означает полный отказ от собственной личности, вы сильно ошибаетесь и ничего не понимаете в игрушках. посмотрите на поклонников макинтошей. они постоянно ломаются, глючат, пластик отходит, монитор мигает, софт не устанавливается, неудобно все и через жопу, но они будут обожать свой ненаглядный мак и носить его на руках, не смотря на все его "проявления характера". или автомобиль гелентваген - что может быть хуже и неудобней? а как любят! а какой характер у феррари? чуть что не так и отправит хозяина на тот свет, не задумываясь, а уж как он ее холит и лелеет, и говорит "ну, блять, и характер у моей девочки!"

так что мальчики, перестаньте искать в девочках чистое светлое и разумное, а вы, девочки, перестаньте строить из себя человека

Этот существенный признаксвойственен каждому манипулятору, который убежден, что людей не только можно, но и нужно использовать. При этом психологи все же советуют осторожно относиться к этому критерию, не абсолютизировать его и не воспринимать любую просьбу о помощи по принципу «ты меня используешь».

Разрушающий результат воздействия.

Этот критерий очень тесно связан с предыдущими и очевиден только на первый взгляд. Что же и кого разрушает манипулятор? Он может разрушить в различной степени все три базовые составляющие успешного делового общения: дело, отношения и личность. Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что жертва манипулятора пребывает в опасности. Манипулятору часто успешно удается разрушить чей-то бизнес, чьи-то хорошие отношения, чье-то психическое и физическое здоровье. Все эти разрушающие воздействия взаимосвязаны и взаимообусловлены. При этом многим ошибочно кажется, что сам манипулятор обычно остается в выигрыше. Отсюда стремление определенной группы людей освоить манипулятивные тактики для успешного продвижения по карьерной лестнице, К сожалению, зачастую игнорируется тот важный факт, что манипулятор сам рано или поздно становится жертвой своих манипуляций, что манипуляции – это вовсе не безобидное оружие для достижения корыстных целей. От манипулятора отворачиваются друзья, в нем разочаровываются коллеги, с ним предпочитают не иметь дела партнеры. Кроме того, даже очень успешный на первый взгляд бизнесмен - манипулятор часто впадает в серьезную депрессию, так как теряет доверие даже к самым близким и преданным ему людям. Манипулятору, который судит людей по себе, который глубоко циничен, в какой-то момент начинает казаться, что никто его не любит бескорыстно, что все его только используют. В результате воздействия таких деструктивных установок манипулятор сам разрушает собственное психическое и физическое здоровье, сам портит отношения с близкими людьми, а иногда и сам становится причиной краха своего бизнеса.

Концепция Эверетта Шострома

Манипуляторы Актуализаторы
Манипуляторы – это люди, основной целью (сознательной или бессознательной) которых является контроль над ситуацией. Актуализаторы– это люди, которые принимают себя и других, поэтому для них отпадает необходимость в контроле.
Для манипуляторов деятельность, которой они занимаются, обычно имеет второстепенное значение, главное для них – это роль, которую они играют в этой деятельности. Для актуализаторов первична деятельность и вторична та роль, которую они играют в этой деятельности.
Манипуляторы не принимают себя как личность, не ценят себя и видят вокруг только «вещи», то есть объекты для своих манипуляций. Актуализаторы относятся к себе как к неповторимой личности, и потому других людей ощущают такими же неповторимыми личностями.

Рис. 3.7.

Манипулятор

или актуализатор?

В своей книге «Анти-Карнеги, или человек-манипулятор» выдающийся американский психотерапевт Эверетт Шостром анализирует основные причины манипулятивного поведения в межличностном и деловом общении, выделяет основные манипулятивные тактики и психологические типы личности и предлагает важные пути решения проблемы манипулятивности. Несмотря на то, что предложенный автором термин «актуализатор » как антагонист манипулятору не очень прижился в психологической литературе, подход автора заслуживает пристального рассмотрения.

Э.Шостром подводит читателя к целому ряду важных и неожиданных, на первый взгляд, выводов, ниспровергает достаточно деструктивные стереотипы, которыми пронизано современное общество. Так, несомненно, важной представляется мысль о том, что чем менее человек способен принять какие-либо стороны своей личности, чем меньше он их ценит, тем в большей степени он ощущает себя «вещью». И именно от такой позиции – один шаг к признанию других людей бездушными вещами, которыми не только можно, но и нужно манипулировать. В отличие от актуализатора, манипулятор исходит из допущения собственной неполноценности, распространяя ее на всех представителей рода человеческого, он полагает, что эта неполноценность может быть преодолена путем борьбы с собой и с другими людьми. Автор советует не пренебрегать мыслью Эриха Фромма о том, что только вещи можно разделять на части, не разрушая их природы, Но человека невозможно расчленить, не умертвив его. Потому невозможно манипулировать людьми, не разрушая их. Отношение к человеку как к вещи и Э.Фромм, и Э.Шостром связывают с всепроникающими рыночными тенденциями в обществе, что нашло отражение в языке современного человека. Для многих людей стала нормой такая, например, «рыночная» фраза: «Этот менеджер стоит 2000 долларов». Не задумываясь, насколько это унизительно, многие люди способны сказать подобное как о самих себе, таки и о своих близких.



Читайте также: