Что означают данные выражения каша во рту. Советы логопеда - как быть с "кашей во рту". Инсульт может случиться даже после гриппа

Достаточно часто можно услышать такое выражение родителей о речи своего ребенка: «говорит, будто каша во рту». Действительно, существует такая речевая патология, которая именуется ДИЗАРТРИЯ.

Достаточно часто можно услышать такое выражение родителей о речи своего ребенка: «говорит, будто каша во рту». Действительно, существует такая речевая патология, которая именуется ДИЗАРТРИЯ. Это речевое расстройство, которое характеризуется «смазанностью», нечеткостью произношения. Причиной дизартрии являются разного рода нарушения проведения нервного импульса в мышцы артикуляционного аппарата - губ, нижней челюсти, мягкого нёба, и, чаще всего, языка. При этом в мышцах, не получающих полноценного управления нервной системой, изменяется тонус. Он может быть пониженным, повышенным, пониженным в состоянии покоя и резко нарастяющим в момент начала артикулирования. По этой причине ребенок с дизартрией не может овладеть точной артикуляцией звуков речи, особенно артикуляционно сложных звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ш, Ж, Щ, Л, ЛЬ, Р, РЬ. Наиболее трудно им дается овладение звуками-аффрикатами Ц и Ч, произношение которых требует быстрого переключения артикуляционных действий. Даже, овладев точной артикуляцией отдельных звуков, ребенок зачастую не может сохранить их качество в речевом потоке, может допускать замены одних звуков на другие (например, звук Ш на звук С или наоборот), смешивать звук с разными звуками (например, звук Ш со звуками Ж и С). Нередко такое речевое нарушение сопровождается повышенным слюноотделением и в момент речи изо рта ребенка могут вылетать брызги слюны. Такие дети «проглатывают» окончания слов, «смазывают» окончание фраз, произнося их неразборчиво, на «затухающей» интонации. Все это довольно часто приводит к издержкам овладения грамматическим строем речи. В целом дети с дизартрией, как правило, не любят есть твердую пищу - морковь, жареное мясо, твердые сорта яблок и т.д. В повседневной жизни они не очень организованы - им трудно дается порядок в комнате, одежде. У школьников овладение разборчивым подчерком может занимать долгое время. А все издержки устной речи - замены, смешения звуков, «проглатывание» окончаний переносятся в письменную речь.

Важно знать, что дизартрия может быть выявлена в раннем возрасте, на этапе грудного кормления. Она поддается лечению и коррекции. Стратегию лечения и коррекции определяют невролог и логопед. Легкие формы проявления дизартрии становятся очевидны в период овладения сложными звуками, т.е. в 3-4 года. Они зачастую поддаются коррекции без неврологического лечения.

Стоит сказать о том, что дизартрия не является только детским недугом. Она может появиться во взрослом возрасте, после сильных нервных стрессов, черепно-мозговых травм, инсультов. В таких случаях прежде благополучная речь взрослого человека становится смазанной, нечеткой, затухающей в конце фраз. Если вдруг проявилась такая симпотоматика, необходимо в первую очередь обратиться к неврологу за медикаментозным лечением. Если же картина не улучшается, то важно, не затягивая ситуацию, обратиться к логопеду.

Помните! Здоровье и благополучие в ваших руках!

Каша во рту у кого, чьём . Пренебр. Кто-либо невнятно говорит, неправильно произносит слова.

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Каша во рту" в других словарях:

    каша во рту - См. произносить... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. каша во рту косноязычный, произносить; фифект фикции, глотать звуки, невнятно, говорить, шамкать … Словарь синонимов

    Каша во рту - (иноск.) о неясно, непонятно выговаривающемъ слова. Ср. Klösse im Munde клецки во рту … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Каша во рту - КАША, и, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    каша во рту - (иноск.) о неясно, непонятно выговаривающем слова Ср. Klösse im Munde клецки во рту …

    Каша во рту - у кого. Разг. Неодобр. О чьей л. невнятной речи, непонятном произношении. ФСРЯ, 197; БМС 1998, 255 … Большой словарь русских поговорок

    каша во рту - у кого О невнятном произношении … Словарь многих выражений

    у него вехотка(каша) во рту - (иноск.) не ясно говорит, картавит Вехотка тряпка, которой моют посуду … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    каша - Каша во рту у кого (разг. фам.) о невнятном произношении. Если у тебя каша во рту, то ты в артисты не годишься. Заварить кашу (разг.) перен. затеять хлопотливое дело. К ночи будь готов: заварится каша! Расхлебывать кашу (разг.)… … Фразеологический словарь русского языка

    КАША - КАША, каши, жен. 1. Кушанье из крупы, вареной в воде или молоке. Гречневая каша. Молочная каша. 2. перен. О том, что, разжижаясь, становится похожим на это кушанье (преим. о грязи; разг.). После оттепели и первых дождей дорога превратилась в… … Толковый словарь Ушакова

    КАША - КАША, и, жен. 1. Кушанье из сваренной или запаренной крупы. Крутая, густая, жидкая к. Гречневая, пшённая, рисовая, манная к. Заварить кашу кипятком. Маслом каши не испортишь (посл.). Мало каши ел (перен.: молод, неопытен или недостаточно силён;… … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Жили-были Линь и Язь. Тридцать три скороговорки , Яснов Михаил Давидович. "Нередко, когда я прихожу, скажем, к первоклашкам, я приглашаю самых отважных быстро повторить за мной простую-препростую" Скороговорку-дразнилку" :Верка-вертушка, Во рту ватрушка! Вот тут-то…

По семейным обстоятельствам

Существует много дефектов речи. Например, алалия, когда человек вообще не говорит, дизартрия, при которой у человека в результате поражения мозга в прямом, а не в переносном смысле не ворочается язык, неподвижны губы и небо, афазия, когда речь исчезает из-за болезни. Но чаще всего логопеды сталкиваются с дислалией, когда человек не может произносить некоторые звуки, пропускает их или заменяет другими. Яркий пример – логопед из фильма, который не выговаривал большинство звуков. Помните: «фефекты фикции», «фефочка», «улица кой-кого»?

Дислалия проявляется в самом раннем детстве, примерно с двух лет, когда ребенок только начинает говорить. Многие родители не придают этому значения, считая, что со временем малыш начнет и сам говорить чисто и четко. В семидесяти процентах случаев так и бывает: к семи годам заканчивается формирование речевого аппарата и ребенок начинает говорить правильно. Но рассчитывать на это не стоит. В три года ребенка нужно показать логопеду, чтобы исправить дефекты речи до того, как он пойдет в школу. Это важно еще и потому, что дети с дислалией плохо осваивают и письменную речь.

«Каша» во рту может появиться из-за нарушений строения артикуляционного аппарата, например, неправильного прикуса, щелей между зубами, высокого неба, короткой уздечки языка. Иногда причина плохой дикции – аденоиды: достаточно их удалить, и речь налаживается.

Пример заразителен

Но бывает, что ребенку ничто не мешает, никаких причин, препятствующих правильной речи, нет, а он все равно шепелявит, мямлит, гнусавит. Дело может быть в том, что он просто подражает члену семьи или соседу с таким же дефектом речи. Бывает, в косноязычии ребенка виноваты взрослые: не поправляют его, если он говорит неправильно, «сюсюкают», коверкают слова на детский манер: «На-ка, выпей молоська». Писатель Корней Чуковский, изучавший детскую речь, писал: «Как бы ни нравились нам слова «колоток» и «кусарик», мы обязаны тут же заметить ребенку: «Так не говорят, ты ошибся. Нужно сказать «молоток» (или нужно сказать «сухарик»)».

Проблемы с дикцией нередко возникают и у детей из двуязычных семей. Они учатся говорить сразу на двух языках, и, говоря на русском, могут невольно использовать фонетику другого языка.

Бывает, что нарушения речи вызваны тем, что ребенок на слух не различает нюансов между свистящими и шипящими, твердыми и мягкими звуками. Ослабленным, астеничным детям может быть трудно говорить из-за плохого тонуса артикуляционного аппарата – языку, губам и челюсти просто не хватает сил производить правильную речь.

Вррредные буквы

Чаще всего трудности возникают с буквой «р». В народе этот дефект называется картавостью, а по-научному ротацизмом.

Второй по распространенности дефект речи – так называемый сигматизм, когда искажаются свистящие (с-з), шипящие (ш-ж) и так называемые аффрикаты (ч-щ). Пример – вор-карманник Кирпич из кинофильма «Место встречи изменить нельзя».

Реже встречается так называемый ламбдацизм – нарушение произношения «л». Типичный пример – дама из книги Сергея Довлатова «Компромисс», которая говорила: «У нас есть свадкие бувочки» или «Я так плакава, так плакава».

Есть множество упражнений, чтобы исправить эти дефекты. Однако посоветовать, какое именно подходит вашему ребенку, заочно невозможно, ведь только у буквы «р» есть тринадцать способов неправильного произнесения. Так что без консультации специалистов – логопеда, ортодонта, лора – не обойтись. Исправить плохую дикцию можно в любом возрасте, но лучше это сделать в детстве, пока у человека не выработался стойкий навык говорить неправильно.

Фитнес для спикера

Иногда человек говорит без явных ошибок, но речь его звучит невыразительно, монотонно, плоско. В результате теряется мысль, уходит смысл сказанного, зачастую собеседники не хотят его дослушать до конца. Кстати, 30% от первого впечатления, которое производит человек, приходится на его голос.

Выявить и устранить эти проблемы может только профессионал по технике речи. Кстати, сегодня к их услугам все чаще обращаются обычные люди, которые понимают, что хорошая речь – залог успешной карьеры.

Но неплохого результата можно добиться и самостоятельно. Для начала оцените свою осанку. Если она неправильная, речь не будет выразительной. Старый проверенный способ – встать, прислонившись спиной к стене. При хорошей осанке вы будете касаться стены пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Приучите себя всегда держать голову под прямым углом к шее.

Чтобы говорить легко, нужно правильно дышать. Часто речь звучит косноязычно только потому, что говорящему не хватает воздуха, чтобы закончить предложение, и он «прожевывает» окончания, комкает финал. Проверьте: при правильном дыхании на счет раз-два делается вдох, на счет три-четыре-пять-шесть – выдох.

Существует много упражнений для тренировки дыхания. Например, зажгите большую свечу, вдохните и попытайтесь задуть ее с одного раза на расстоянии около двадцати сантиметров. Потом научитесь задувать с одного вдоха две-три свечи. Кстати, вскоре, когда вы поймете, какой интенсивности должен быть выдох, свечу можно будет «зажигать» мысленно.

Хорошее упражнение – на одном вдохе как можно дольше распевать гласные («ааа-ооо-ууу-иии»), пока не кончится дыхание. Нормальный результат – 25 секунд.

Послушайте себя со стороны: запишите на магнитофон, как звучит ваш голос, прочитав отрывок из книги. Проделайте это упражнение несколько раз, стараясь добиться более выразительного чтения. Чтобы речь звучала более убедительно, делайте по ходу рассказа смысловые паузы, сбавляйте темп (особенно это касается женщин, которые привыкли тараторить).

Вот, казалось бы, история из разряда интернет-баек: родители узнали о том, что ребёнок не говорит, только тогда, когда у них сломался планшет. До этого при любом писке малышу вручали гаджет и радовались, что он успокоился. Но, увы, такое бывает на самом деле, признаёт логопед-дефектолог ульяновского центра «Лого-радуга» Олеся Мартынова. сайт она рассказала, почему современные дети позже начинают говорить и как помочь ребёнку «запустить речь».

История с родителями и планшетом - конечно, крайность. Но она доказывает: необходимым условием для формирования речи является социальная среда. Не номинальное присутствие родителей, а реальное общение с ними. Все известные случаи лишения ребенка человеческой среды приводили к грубейшей задержке развития психики. Позже никакие попытки обучения не могли всерьёз это компенсировать. В лучшем случае удавалось развить речь и интеллект до уровня трехлетнего ребенка. Это в мультфильме Маугли выглядит стройным и умным юношей, а жизнь обычно гораздо прозаичнее.

Гулит - значит общается

По наблюдениям Олеси Мартыновой, родители обычно обращают внимание на то, что ребёнок не говорит, примерно между двумя и тремя годами. Однако специалист уверена: это поздно. Оценивать успехи ребёнка в освоении речи можно и нужно уже с первых месяцев жизни.

Речь как высшая психическая функция начинает формироваться ещё до рождения ребёнка, - рассказывает логопед-дефектолог. - Поэтому, как только малыш появится на свет, вы уже можете обратить внимание на то, как он фиксирует взгляд, как реагирует на обращённую речь, следит ли за игрушками. Всё это - предпосылки для возникновения речи, и их очень много.

Конечно, записываться к логопеду сразу после рождения не нужно. Но всерьёз относиться к детскому лепету всё же стоит: специалист уверена, что тяжёлые речевые нарушения нужно выявлять как можно раньше, в противном случае решить проблему будет гораздо сложнее.

Развеивает наша собеседница и миф о том, что до трёх лет к логопеду идти нет смысла. Да, коррекция звукопроизношения действительно производится после четырёх лет, когда сформирована звуковая сторона речи. Однако занятия с логопедом направлены не только на саму речь, но и на развитие мелкой моторики, памяти, внимания, мышления. Поэтому при необходимости работать со специалистом можно уже примерно с полутора лет.

Когда тревожиться?

Так как же родители могут понять, что развитие речи у ребёнка задерживается? Для этого есть возрастные нормы. Примерно ориентируясь на них, можно понять, чего уже можно ждать от ребёнка, а о чём говорить ещё рано.

Памятка для родителей

Родители должны обратить внимание, если ребёнок:

Не гулит до 6 месяцев, не лепечет до 10 месяцев;

Не реагирует на речь;

Не пользуется речью при сохранности работы артикуляционного аппарата;

Не произносит какие-либо слова к полутора годам;

Речь эхолаличная (неконтролируемое повторение слов);

Речь скудная и объём словарного запаса значительно снижен;

Не говорит фразами после двух лет;

Присутствует логорея (многословие, быстрый темп и безудержность речи);

Присутствуют тяжёлые аграмматизмы (сложности при построении и восприятии предложений).

Если развитие речи задерживается - это повод обратиться за консультацией.

Первый специалист, к которому обращаются родители с жалобами на отсутствие речи, это невролог, - рассказывает Олеся Мартынова. - Он должен понять, нет ли у ребёнка нарушений функций головного мозга, нет ли проблем с коммуникацией, как он справляется с решением бытовых задач - к примеру, может ли сам есть ложкой. Если невролог решает, что в этом плане всё хорошо, а речь пока не сформирована, то мы ждём. Если же есть проблемы - возможно, для того, чтобы простимулировать речь, ребёнку нужна не только психолого-педагогическая, но и медикаментозная поддержка, назначенная специалистом.

По словам логопеда-дефектолога, первые признаки речевых нарушений можно обнаружить уже в полтора года. При этом важно учитывать заключения и других специалистов - педиатра, психолога или психиатра, сурдолога и даже остеопата. В некоторых случаях бывает необходим генетический анализ, так как задержка речевого развития может быть симптомом генетических заболеваний.

Жуй хорошо!

А между тем новые вызовы подбрасывает нам и современность. Учёные всё чаще говорят о том, что количество детей с логопедическими проблемами растёт с каждым годом. Расширяется и спектр этих нарушений. Причин тому множество - здесь и экология, и особенности течения беременности, и даже, как ни парадоксально, технический прогресс.

Наши дети зависимы от технических средств, они мало гуляют, получают мало ощущений и впечатлений, ведь эти экранчики не дают им полной картины мира и не способствуют их развитию, - отмечает Олеся Мартынова.

На моторику артикуляционного аппарата влияет и необходимость жевать твёрдую пищу. Современные педиатры тем временем отмечают, что родители всё чаще оттягивают ввод твёрдой пищи, предпочитая кормить детей пюрешками из баночек.

Как помочь?

Если у ребёнка нет серьёзных нарушений здоровья, помочь ему заговорить могут и сами родители. О том, что нужно как можно больше общаться с ребёнком и развивать мелкую моторику, известно, наверное, каждому. Олеся Мартынова уверяет: это далеко не всё, что может запустить нужные механизмы.

Мы советуем родителям заниматься сенсорной интеграцией, то есть стимуляцией всех органов чувств, - отмечает она. - Например, чтобы простимулировать слух, мы делаем шумящие коробочки с горохом, рисом, бусинами и металлическими колокольчиками, и ребёнок по звуку определяет, что внутри. Потом, благодаря такой игре, он научится дифференцировать различные по звучанию звуки.

Точно также надо стимулировать зрительную, вестибулярную, вкусовую, обонятельную системы ребёнка. А для этого делать простейшие упражнения на фитболе, давать попробовать разные вкусы и запахи, помогать ощущать своё тело в пространстве.

Детский мозг очень пластичен, и даже в случае наличия нарушений его возможности к восстановлению поражают. При этом успех зависит не столько от педагога или методики, сколько от внутренних возможностей самого ребёнка. Задача специалистов - помогать развиваться этим возможностям.

Анастасия Гайнутдинова

«Да у тебя каша во рту», - говорят о людях с не четкой, смазанной речью. Согласитесь, сложно общаться с человеком, который говорит непонятно, но и самому человеку непросто. Помимо сложностей с повседневным общением, нечеткая речь может стать препятствием при устройстве на работу. Множество профессий связанно с общением: сотрудники банка, администраторы, юристы, учителя, продавцы и многие другие, а если у человека есть дефект речи, то, скорее всего, работодатель откажет ему, так как у такого сотрудника могут возникнуть трудности в процессе работы.

Что же это за «каша» и как от неё избавиться? В народе «кашей во рту» называют такие нарушения речи как дислалия, дизартрия и тахилалия (ускоренный темп речи).

Дислалия - это нарушение звукопроизношения, которое возникло по следующим причинам:

  • неправильное строение артикуляционного аппарата (нарушение прикуса, укороченная подъязычная уздечка, неправильное строение зубного ряда и др.), в результате чего органам артикуляции сложно принять правильную позу для произнесения определенного звука;
  • нарушение восприятия звуков на слух (фонематический слух), т.е. человек не различает звуки на слух, а, следовательно, не может определить правильно ли он сказал слово (вместо «жук» может быть «шук», вместо «коза» - «коса»);
  • неправильно сформировавшиеся артикуляционные уклады, которые негативно сказываются на звукопроизношение (например, звук [л] произносится с помощью губ как английское «w», при произнесении звука [с] кончик языка высовывается между зубов и др.).

При дизартрии нарушения носят более серьезный характер, так как нарушенным оказывается не только звукопроизношение, но и интонация, тембр и ритм речи. Причиной этого нарушения служит недостаточное обеспечение мышц артикуляционного аппарата нервными импульсами, в результате чего нарушается их связь с центральной нервной системой. В результате этого нарушается тонус артикуляционной мускулатуры (повышенный, пониженный или изменяющийся характер). При таком состоянии человеку трудно управлять органами артикуляции, поэтому речь и получается смазанная. Помимо звукопроизношения , нарушенным может быть и речевое дыхание (поверхностное, слабое), голос (тихий, слабый, прерывистый), кроме этого голос становится монотонным и маловыразительным.

Как видно, дизартрия более серьезное нарушение речи, чем дислалия, и оно требует большего внимания, а иногда для устранения этого дефекта необходимо медикаментозное лечение.

Как уже было отмечено, при обоих нарушениях страдает звукопроизношение. Существует несколько типов нарушения звукопроизношения:

  • Искажение, когда звук произносится неверно, например горловое [р] или картавость, произношение звука [л] с помощью губ и др.
  • Смешение, недостаточное различение схожих по артикуляции или близких по звучанию звуков при произношении (рыба-лыба, шуба-суба)
  • Замена, использование другого звука вместо отсутствующего в речи (шапка-фапка, хапка, рыба-лыбй, йыба, сумка-фумка, дом-том)
  • Пропуск, когда звук просто не используется в речи (ракета-акета, кошка-кока и др).

Все эти нарушения могут быть как вследствие не развитого фонематического слуха так и из-за того что человек не может принять правильную артикуляционную позу.

В отличие от дислалии и дизартрии, при тахилалии нарушается не звукопроизношение, а темп речи. Человек с таким нарушением говорит быстро, невнятно, «проглатывая» окончание слов, переставляя слоги местами. Это все происходит непроизвольно, но если говорящий будет внимательно следить за речью, то она приблизится к норме.

Существует несколько причин возникновения данной проблемы:

  • наследственный фактор;
  • подражание быстрой речи взрослого у ребёнка, что со временем закрепляется и уже негативно сказывается на речь взрослого человека;
  • опухоли головного мозга;
  • черепно-мозговые травмы и др.

Для устранения этих недостатков лучше всего обратиться за помощью к логопеду. Безусловно, в интернете можно найти много информации и видеороликов по устранению нарушений звукопроизношения, но, не зная причин нарушения можно либо потратить время впустую, применяя бесполезные методики, либо вовсе ухудшить свое положение.

Логопед сможет определить причину нарушения, его вид и, конечно же, разработает индивидуальный план работы по преодолению речевой проблемы. Если возникнет необходимость, логопед может посоветовать пройти обследование у других специалистов (ортодонт, невролог, лор) , для того чтобы работа по устранению дефектов была результативнее. Возможно, при наличии проблем с тонусом мышц, будет необходимо провести курс специального логопедического массажа. Кроме этого, при нарушениях голоса, тембра и речевого дыхания также необходимы специальные упражнения, которые подбираются логопедом индивидуально.

Несмотря на сложность дефекта и кажущуюся невозможность решения проблемы, не стоит отчаиваться, работа под руководством логопеда принесет свои плоды. Главное помнить, что даже высококвалифицированный специалист будет бессилен, если человек сам не будет прилагать усилий. Да, исправление звукопроизношения непростая задача в любом возрасте, но все обязательно получится, если постараться.

В заключении приведем примеры из жизни:

Юрий 20 лет, пришел на консультацию с жалобами на невнятную речь. В ходе диагностики было выявлено нарушение звуков [ш],[л], [р], нарушение речевого дыхания и голоса. По результатам диагностики логопед составил индивидуальный план работы и в течение года (занятия 3 раза в неделю) полностью поставили все звуки и устранили другие недостатки речи, конечно же, молодой человек был заинтересован в результатах и занимался еще и дома.

Ксения 18 лет. Пришла на консультацию к логопеду после самостоятельной попытки исправить произношение звука [р]. В течение года девушка занималась по видео урокам, но успехов не отмечала. По результатам диагностики, логопед составил план работы, который включал в себя и логопедический массаж, так как у девушки были проблемы с тонусом мышц языка, по истечении полугода регулярных занятий удалось поставить звук.



Читайте также: