Какие институты закрылись. За три года прекратили существование более тысячи учебных заведений. Вузы и филиалы, подлежащие закрытию или реорганизации

Сначала мы перечислим вузы, лишенные лицензии и/или аккредитации. Потом разберемся в понятиях. И в самом конце статьи суммируем все в памятках для школьника и студента.

Узнавайте всю информацию о вузе до подачи документов

Лишенные лицензии вузы

Самая серьезная проблема вузов. Без лицензии они не имеют права вести образовательную деятельность. Обучение в таком учреждении не несет никакой ценности.

Список вузов без лицензии:

Сокращенное название

Полное название

г. Москва

Академический международный институт

Институт бизнеса , психологии и управления

Институт индустрии моды

Институт международных социально-гуманитарных связей

Институт экономики бизнеса

Индустриальный институт

Международная академия оценки и консалтинга

Московский институт аналитической психологии и психоанализа

Московский институт банковского дела

Муниципальный институт г. Жуковского

Московский институт права

Московский институт физической культуры и спорта

Московский новый юридический институт

Новый гуманитарный институт

Современная гуманитарная академия

Столичный гуманитарно-экономический институт

г. Санкт-Петербург

Европейский университет

Невский институт управления и дизайна

Регионы

Барнаул: Алтайская академия экономики и права

Екатеринбург: Уральский гуманитарный институт

Самара: Самарский институт бизнеса и управления

Сочи: Сочинский институт экономики и информационных технологий

Приостановлены лицензии:

Списки постоянно обновляются: кто-то возвращает себе право обучать студентов, кто-то его теряет. Будьте осторожны! Некоторые недобросовестные вузы не сообщают об отзыве лицензии и продолжают принимать документы.

Если лицензию отозвали во время учебного года, вы имеете право требовать перевода в другое учреждение с аналогичными условиями обучения.

Вузы, лишенные аккредитации

Только аккредитованные учреждения могут выдавать дипломы государственного образца. Вузы без аккредитации могут набирать студентов, вести учебный процесс. Но диплом вы получите установленного образца, который на рынке труда ценности не имеет. Также такие учреждения не имеют права предоставлять отсрочку от армии.

Список вузов, которые недавно лишились аккредитации:

Сокращенное название

Полное название

г. Москва

Институт Содружества Независимых Государств

Московский институт государственного и корпоративного управления

Московский институт психологии

Московский институт энергобезопасности и энергосбережения

Московский открытый институт

Международный славянский институт

Первый московский юридический институт

г. Санкт-Петербург

Балтийский гуманитарный институт

Балтийский институт иностранных языков и международного сотрудничества

Балтийский институт экологии политики и права

Институт телевидения, бизнеса и дизайна

Санкт-Петербургский институт гостеприимства

Санкт-Петербургский институт управления и права

Санкт-Петербургский институт экономики, культуры и делового администрирования

Регионы

Астрахань: Институт мировой экономики и финансов

Екатеринбург: Уральский институт коммерции и права

Екатеринбург: Уральский финансово-юридический институт

Ижевск: Международный Восточно-Европейский университет

Краснодар: Институт современных технологий и экономики

Курск: Региональный финансово-экономический институт

Новосибирск: Сибирская академия управления и массовых коммуникаций

Набережные Челны: Камский институт искусств и дизайна

Томск: Томский институт бизнеса

Хабаровск: Приамурский институт агроэкономики и бизнеса

ЧИЭП им. М. В. Ладошина

Челябинск: Челябинский институт экономики и права им. М. В. Ладошина

Спустя год после лишения аккредитации вуз может попытаться вернуть ее.

Вуз может быть лишен аккредитации полностью или только по некоторым направлениям. Если статус потерян в течение учебного года, вы имеете право на перевод в другое учебное заведение на аналогичных условиях обучения. При этом можете выбрать другую специальность. Для перевода нужно написать заявление.

Неэффективные вузы

Каждый год Минобрнауки проводит мониторинг эффективности вузов. При проверке анализируется:

  • образовательная деятельность (конкурсные баллы по ЕГЭ и ДВИ);
  • научно-исследовательская деятельность (доходы от ее ведения);
  • финансово-экономическая деятельность;
  • процент трудоустройства выпускников в течение первого года после окончания;
  • зарплата преподавательского состава;
  • численность приведенных студентов (для филиалов);
  • дополнительные показатели (наличие в штате преподавателей с высокой квалификацией, званиями и пр.).

Если вуз отстает от нормы по четырем и более показателям, он признается неэффективным. На исправление ситуации у таких учреждений есть девять месяцев. Самым слабым вузам грозит реорганизация или лишение лицензии.

Приведем список некоторых неэффективных вузов по результатам мониторинга за 2017 год.

Неэффективные вузы:

Сокращенное название

Полное название

г. Москва

Московский психолого-социальный университет

ВСШИ им. К. Райкина

Высшая школа сценических искусств им. К. Райкина

Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки

Институт информационных технологий, экономики и менеджмента

Институт международной торговли и права

Московская государственная академия водного транспорта

г. Санкт-Петербург

Петербургский институт иудаики

Регионы

Екатеринбург: Уральский институт экономики, управления и права

ДагГАУ им. М. М. Джамбулатова

Махачкала: Дагестанский государственный аграрный университет им. М. М. Джамбулатова

Нижний Новгород: Нижегородская правовая академия

Симферополь: Крымский институт бизнеса

Тверь: Тверской институт экономики и права

В этот список могут попасть не только малоизвестные учебные заведения, но и топовые вузы страны. Это может быть связано, например, с их узкой направленностью. Кроме результатов мониторинга, посмотрите на рейтинг вуза, найдите отзывы студентов, изучите преподавательский состав.

Реорганизованные вузы

Чаще всего реорганизация вузов проводится с целью повышения качества образования. Наиболее слабые учебные заведения присоединяют к сильным. Происходит это только по взаимному согласию обеих сторон.

Самые крупные процессы реорганизации за последние годы:

  • РГГРУ им. С. Орджоникидзе стал структурным подразделением РГУНГ;
  • МАМИ и МГУП им. И. Федорова объединились в Московский политех (МПУ);
  • ГКА им. Маймонида присоединяется к МГУДТ;
  • на базе МИИТ появился Российский университет транспорта.

На самом деле реорганизация для студентов и абитуриентов несет только положительные изменения. У них появится возможность получить более качественное образование в сильном вузе. Студенты, которые обучались в учреждении в момент его присоединения, с их письменного согласия переходят в новый вуз.

Памятка для абитуриентов

Статус вуза

Что это значит

Что с этим делать

Нет лицензии

Нет аккредитации

Запрет на обучение студентов

Нельзя получить диплом государственного образца и отсрочку от армии

Искать другой вуз для поступления

Реорганизованный

Присоединение к более сильному вузу

Поступать в объединенный вуз

Неэффективный

Не соответствует установленным нормам эффективности. Возможно, есть проблемы с качеством образования и оснащенности

Поступать с низкими баллами

Памятка для студентов

Статус вуза

Что это значит?

Что с этим делать?

Лишен лицензии

Обучение в вузе прекращается в течение пяти рабочих дней

Лишен аккредитации

Можно продолжить обучение. Но по итогам вы получите диплом негосударственного образца

Писать заявление о переводе в другой вуз с аналогичными условиями обучения

Реорганизован

В вашем дипломе будет написано название нового вуза

Продолжать учиться

Неэффективен

Скоро сменится ректор, начнется процесс переустройства вуза

Быть готовым перейти в другой вуз в случае лишения лицензии или реорганизации

Не спешите с выбором вуза. Проверьте несколько раз, все ли с ним в порядке. Тогда вам не придется тратить время зря. И помните, что из любой ситуации можно найти выход.

Которые нарушают права людей на качественное образование».

Этому заявлению предшест­вовали и их филиалами. Например, в станице Вёшенская Ростовской обл. за последние пять лет открылись представительства четырёх вузов, три из которых поселились в одном здании - местной библиотеке им. Шолохова. Как выяснилось, некоторые «головные» вузы о существовании «филиалов» даже не подозревали. Похожая ситуация сложилась в Свердловской обл. А один частный университет Иркутска преподавал программу, полностью «списанную» у Высшей школы экономики (ВШЭ), и немало на этом зарабатывал.

Вузовские чистки

Но, судя по всему, закрытие коснётся не только откровенно мошеннических организаций, которые незаконно работали под брендом известных учебных заведений. Ими должны заняться правоохранительные органы. Оптимизация же пройдёт гораздо шире. И она уже началась. «О каких вузах может идти речь? Во-первых, об аттестации филиальной сети, - поясняет Ирина Абанкина, директор Института развития образования ВШЭ . - У нас на тысячу вузов приходится около 3000 филиалов. В среднем по 11 филиалов у гуманитарных вузов и по 3-4 у технических. Во-вторых, о вузах, которые . Нужны тщательные проверки на соответствие вуза аттестату. Отобрать лицензию у вуза сложно. Сначала нужно ответить на вопрос: а студентам куда деваться, тем более если они уже оплатили обучение? Вопрос требует проработки».

Тем не менее, по некоторым данным, из тысячи вузов власти планируют через несколько лет оставить около трети, выкорчёвывая, как выразился один из высших чиновников, вузы-«поганки». Однако не все эксперты согласны, что слабые вузы нужно только закрывать.

«Сама идея закрытия вузов неправильная, - считает Марк Агранович, исполнительный директор Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования . - Надо закрывать не вузы, а программы. В одном вузе могут быть две хорошие программы, а 15 - дрянь. Скажем, в областном вузе сохранилась старая школа преподавания литейного дела. Её нужно сохранить. Что значит «плохая программа»? Это значит, что п . Не жалко тогда их и выставить, если они имеют наглость преподавать то, в чём не разбираются. Если студент приходит в вуз, а его обманывают, то такому вузу не место в системе высшего образования. Если в вузе из всех программ останется только одна хорошая, то его можно присоединить к более крупному. Нужно создавать системы внешней оценки качества вместо сегодняшней формальной аккредитации вузов».

Откуда «левые»

Возникают и другие вопросы. Если сейчас, по данным специалистов, высшим образованием охвачено 80-90% населения, то не получится ли, что из-за уменьшения числа вузов снизится доступность выс­шего образования, особенно для детей из регионов? И как результат - понизится общий интеллектуальный уровень населения.

«Почему «левые» вузы востребованы? - задаётся вопросом Кирилл Митрофанов, руководитель Центра независимой оценки качества образования ФИРО . - Самый простой ответ: продаются «корочки». Идёт снижение ценности высшего образования и дипломов. Человек с дипломом ничем не отличается от человека без него. Второй момент: мальчики идут в любой вуз, чтобы избежать прелестей организации под названием «армия», а девочки - вслед за ними, на поиски мужа. Ведь там образованная девушка имеет больше шансов выйти замуж за образованнного мужчину. Но даже у псевдовысшего образования есть позитивные аспекты. Например, почему многие бизнесмены даже продавцами в «ларёк» охотнее берут девушек с выс­шим образованием, чем ? Потому что у них более высокий культурный уровень, они разговаривают по-другому. Кстати, исторически высшее женское образование появилось для того, чтобы женщина могла грамотно общаться в семье - с прислугой (ставить цели гувернанткам, экономкам), детьми. Можно просто уничтожить слабые вузы, а можно заняться . Мы начинаем догонять по общему образованию европейские страны. В Европе учатся 12-14 лет, у нас - 9-10. Так пусть наши дети добирают недостающее за счёт 3 лет бакалавриата. А дальше уже по желанию - магистратура, а лучше не одна. И вообще, пока не сформулирована цель («Для чего это делается?», а не «Почему?»), сокращение вузов напоминает «зачистку».

Очевидно, что должна быть нацелена на повышение качества, а не на сокращение количества. Один из главных аргументов властей - якобы так много вузов иметь экономически неоправданно. Их больше, чем студентов. Ведь 5-6 лет назад у нас было 1,5 млн выпуск­ников школ, в прошлом году - 730 тыс.

Но не получится ли как с ? В 90-е, когда рождаемость в стране упала на рекордно низкий уровень, детские сады массово закрывались, помещения продавались, сдавались в аренду. А сегодня начался обратный процесс: за 2007-2011 гг. рождаемость выросла почти на 20%, мест в садах катастрофически не хватает, в результате строят новые, пытаются вернуть и отремонтировать старые. Но ведь эти малыши через 10-15 лет пойдут в вузы. Опять будем начинать выстраивать необходимое количество институтов заново?

Согласно обнародованным данным, число неэффективных вузов, подлежащих реорганизации, в российской столице составило 49. В списке оказались Гуманитарный институт имени Столыпина, Институт бизнеса и экономики, Национальный институт дизайна, Институт индустрии моды, Гуманитарно-прогностический институт, Институт деловой карьеры и другие.

В Санкт-Петербурге по итогам проведенного мониторинга будут реорганизованы 12 организаций. В частности, в опубликованном списке оказались Академический институт гуманитарного образования, Национальный открытый институт, Смольный институт Российской академии образования, Институт телевидения, бизнеса и дизайна, Балтийский гуманитарный институт и другие. Отметим, что все перечисленные организации являются негосударственными.

Кроме того, стало известно, что в 26 российских вузах будет проведена оптимизация деятельности. Три из них расположены в Центральном федеральном округе - Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Курская государственная сельскохозяйственная академия им. профессора И.И. Иванова, Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина. В столице процесс оптимизации затронет в первую очередь Государственную академию славянской культуры, Московскую академию предпринимательства при правительстве Москвы, Свято-Филаретовский православно-христианский институт.

В общей сложности по итогам мониторинга 2013 года неэффективными признаны 373 организации - вузы и их филиалы. Всего в проведенном чиновниками мониторинге приняло участие 934 государственных и негосударственных вуза и 1478 филиалов.

Обязательность мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования была нормативно закреплена в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в распоряжении Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2620-р «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» и в постановлении Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».

Эксперты указывают на то, что в основном реорганизация требуется негосударственным вузам. В их числе Кировский институт иностранных языков, Оренбургский институт экономики и культуры, Пермский гуманитарно-технологический институт, Самарский институт управления, Восточно-Сибирский институт экономики и права, Курский автодорожный институт, Сочинский институт экономики и информационных технологий, Институт практической психологии и психоанализа (Москва), Московская школа экономики - финансовый институт, Национальный институт дизайна (Москва).

Ранее сообщалось, что следующие государственные вузы: Волжский институт экономики, педагогики и права, Волгоградский государственный институт искусств и культуры, Волгоградская консерватория имени Серебрякова, Курская академия государственной и муниципальной службы, Арктический государственный институт искусств и культуры, Новочеркасская государственная мелиоративная академия.

В Минобрнауки подчеркнули, что при проведении мониторинга эффективности специалисты оценивали кадровый потенциал вуза, публикационную активность преподавателей, общий объем научных исследований, материально-техническое обеспечение, трудоустройство выпускников. Также при оценке финансового обеспечения учитывалась также средняя заработная плата преподавателей по отношению к средней заработной плате в регионе.

«В подавляющем большинстве вузов, признанных неэффективными, средняя зарплата преподавателей значительно не дотягивает до показателя по региону, а в отдельных случаях составляет лишь 10-15%», - заявил заместитель министра образования Александр Климов.

При оценке кадровой обеспеченности образовательного процесса анализировалось соотношение между числом преподавателей и студентов.

По словам Климова, «выяснилось, что в отдельных вузах фактически осуществляется не обучение, а потоковая выдача дипломов, на одного преподавателя приходится по несколько десятков студентов».

Высокопоставленный чиновник также отметил, что большую долю педагогической нагрузки в неэффективных вузах, как правило, выполняют внештатные преподаватели.

В прошлом году в участвовал 541 государственный вуз, некоторые из частных тоже представили сведения о себе, но заставить их это делать никто не имел право. В итоге почти 30 вузов были признаны неэффективными.

Тем временем Российский Союз ректоров уже приступил к формированию общероссийской сети консультационных центров поддержки преподавателей и студентов тех вузов, которые планируется оптимизировать или реорганизовать по итогам мониторинга 2013 года. Об этом сегодня, 13 января, сообщили в пресс-службе РСР. Как пояснили в пресс-службе, «советы ректоров федеральных округов и регионов России согласованно определяют вузовские площадки, на которых специалисты в области права, финансовой деятельности и социальной защиты будут оказывать психологическую и информационную поддержку работникам и учащимся вузов в случае прекращения деятельности высших учебных заведений по итогам прошедшего мониторинга эффективности».

Там также подчеркнули, что необходимо, что в условиях реорганизации «каждый член студенческой и преподавательской корпораций понял свою роль и перспективы в новом вузе». Кроме того, консультационные центры будут отслеживать соблюдение прав студентов и профессорско-преподавательского состава в ходе реорганизации - для информирования Минобрнауки России и оперативного совместного решения возникающих противоречий.

Предложение по списку образовательных организаций, на базе которых будут созданы координационные центры, формируется Союзом ректоров на основании поручения Минобрнауки России и будет представлено к утверждению 24 января текущего года.

Список вузов, подпадающих под реорганизацию

Перечень образовательных организаций высшего образования и филиалов, отнесенных к группе «образовательная организация высшего образования, являющаяся неэффективной
и нуждающаяся в реорганизации»

1. «Арктический государственный институт искусств и культуры»
2. «Кировский институт иностранных языков»
3. Академический Гуманитарный Институт
4. «Оренбургский институт экономики и культуры»
5. «Пермский гуманитарно-технологический институт»
6. «Уральский гуманитарный институт»
7. «Кумертауский институт экономики и права»
8. «Мордовский гуманитарный институт»
9. «Альметьевский государственный институт муниципальной службы»
10. «Самарский институт управления»
11. «Ижевский институт управления»
12. «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса»
13. Западно-Уральский институт экономики и права
14. «Пермский институт муниципального управления (Высшая школа приватизации и предпринимательства)»
15. «Региональный институт технологии и управления»
16. «Институт управления»
17. «Северный институт предпринимательства»
18. «Калининградский институт управления»
19. «Международный институт бизнес-образования»
20. «Балтийский институт экономики и финансов»
21. «Невский институт языка и культуры»
22. «Дагестанский медицинский стоматологический институт»
23. «Международная Гуманитарно-Техническая Академия» (институт)
24. «Институт мировой экономики»
25. «Дагестанский теологический институт имени Сайда Афанди»
26. «Северо-Кавказский гуманитарный институт»
27. «Институт Дружбы народов Кавказа»
28. «Ставропольский институт имени В.Д. Чурсина»
29. Ставропольский институт бизнеса и технологий «Бизнестранс»
30. «Байкальский гуманитарный институт»
31. «Восточно- Сибирский институт экономики и права»
32. «Кузбасский институт экономики и права»
33. Новосибирский институт экономики и менеджмента
34. «Сибирский институт бизнеса, управления и психологии»
35. Сибирский институт международных отношений и регионоведения
36. «Сибирская академия управления и массовых коммуникаций (институт)»
37. «Сибирская академия права, экономики и управления»
38. «Челябинский Многопрофильный Институт» (АНОВПО «ЧелМИ»)
39. Европейско- Азиатский институт управления и предпринимательства
40. «Институт бизнеса, информационных технологий и финансов»
41. «Курский автодорожный институт»
42. «Институт международных экономических отношений»
43. Автономная образовательная некоммерческая «Институт систем управления экономикой и международного права»
44. «Московский областной социально-гуманитарный институт»
45. «Современный технический институт»
46. «Рязанский институт управления и права»
47. «Восточно-европейский институт экономики, управления и права» (АНО ВПО ВЕИЭУП)
48. Институт законоведения и управления Всероссийской полицейской ассоциации
49. «Институт экономики и управления» (АНО ВПО «ИЭУ»)
50. «Курская академия государственной и муниципальной службы»
51. «Сергиево- Посадский гуманитарный институт»
52. «Липецкий эколого- гуманитарный институт»
53. «Институт права и экономики»
54. «Региональный открытый социальный институт»
55. «Международная академия образования (институт)»
56. «Институт журналистики и литературного творчества»
57. «Институт русского театра»
58. «Институт управления и информатики»
59. «Волгоградский институт экономики, социологии и права»
60. «Армавирский социально-психологический институт»
61. «Институт международного права, экономики, гуманитарных наук и управления имени К.В. Российского» (ЧОУ ВПО «Институт имени Российского»)
62. «Кубанский институт информзащиты»
63. «Отрадненский гуманитарный институт»
64. «Сочинский институт экономики и информационных технологий»
65.«Новочеркасская государственная мелиоративная академия»
66. «Донской институт дистанционного образования»
67. «Институт открытого образования»
68. «Волгоградская консерватория (институт) имени П. А. Серебрякова»
69. «Волгоградский государственный институт искусств и культуры»
70. «Волжский институт экономики, педагогики и права»
71. «Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере»
72. Южный институт менеджмента
73. «Институт финансового контроля и аудита»
74. «Гуманитарно- Прогностический институт»
75. «Гуманитарный институт (г.Москва)»
76. «Гуманитарный институт имени П.А. Столыпина»
77. Институт бизнеса и права
78. «Институт Бизнеса и Экономики»
79. «Институт государственного администрирования»
80. «Институт деловой карьеры»
81. «ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОГО ВОСТОКОВЕДЕНИЯ»
82. «Институт Практической Психологии и Психоанализа»
83. Институт современного права и экономики
84. «Институт социальных наук»
85. «Институт Экономики Бизнеса»
86. Институт экономики и культуры
87. «Институт экономики и управления в строительстве и промышленности»
88. «Международный еврейский институт экономики, финансов и права»
89. «Международный институт - «ИНФО-Рутения»
90. «Московская Школа Экономики - финансовый институт»
91. «Московский институт аналитической психологии и психоанализа»
92. «Московский институт мировой экономики и международных отношений»
93. «Московский институт управления и сервиса»
94. «Московский художественно-промышленный институт»
95. «Национальный Институт Дизайна»
96. «Открытый технологический институт»
97. «Столичный институт переводчиков»
98. «Экономико-правовой институт»
99. «Экономико- юридический институт»
100. Институт Коммерции и Права
101. «Институт управления и права»
102. «Академия сферы социальных отношений»
103. «Высшая школа психологии (Институт)»
104. «Институт гуманитарного образования и информационных технологий»
105. «Институт Индустрии Моды»
106. «Институт коммуникативных технологий»
107. «Институт международной торговли и права»
108. «Институт международных социально- гуманитарных связей»
109. «Институт менеджмента, экономики и инноваций»
110. «Институт управления, экономики, права и искусства»
111. Московский гуманитарно- экономический институт
112. «Московский институт государственного и корпоративного управления»
113. «Московский институт государственного управления и права»
114. «Московский институт национальных и региональных отношений» («МИНРО»)
115. Московский экономический институт «Высшая школа «Современное образование»
116. Автономная некоммерческая «Национальный институт имени Екатерины Великой»
117. Автономная некоммерческая «Российская академия предпринимательства»
118. «Русский институт управления имени В.П. Чернова»
119. «Московский социально-гуманитарный институт»
120. «Московский институт права»
121. «Экономико- энергетический институт»
122. «Московский институт открытого образования»
123. «Санкт-Петербургский медико- социальный институт»
124. «Академический Институт Гуманитарного Образования»
125. «Восточно-Европейский Институт психоанализа» (ЧОУ ВПО «ВЕИП»)
126. «Восточный институт»
127. «Национальный открытый институт г. Санкт-Петербург» (НЧОУ ВПО «Национальный открытый институт»)
128. «Санкт-Петербургский институт гуманитарного образования»
129. «Санкт- Петербургский институт управления и права»
130. «Санкт-Петербургский институт экономики и управления» (СПбИЭУ)
131. «Смольный институт Российской академии образования» (АНО ВПО) «СУРАО»
132. «Институт телевидения, бизнеса и дизайна»
133. «Институт дизайна, прикладного искусства и гуманитарного образования»
134. «Балтийский Гуманитарный институт»
135. «Институт экономики и финансов»

"Я из-за черных списков даже в отпуск не ушла"
Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования Елена Геворкян рассказала корреспонденту "Власти" Сергею Петухову о рисках в российской системе образования.

— Есть ли какие-то гарантии, что вуз, куда поступишь, не закроют?
— Есть две минимальные гарантии: наличие у вуза государственной аккредитации и лицензии на право ведения образовательной деятельности. Если же есть только лицензия и нет аккредитации, значит, вуз может вести образовательную деятельность, но не пользуется льготами, и вас могут, например, забрать в армию. Поэтому, если вы считаете, что вам нужны знания, которые даст вам именно этот вуз, вы должны быть готовы к риску угодить в армию. Но по окончании вы в любом случае не получите государственного диплома. Такие вузы часто гарантируют, что пройдут госаккредитацию в течение периода вашего обучения. Но к этому надо относиться очень настороженно. Гарантировать прохождение никто не может. Это очень длительная и трудоемкая процедура, и решение принимает не чиновник, а аккредитационная коллегия при нашей службе, состоящая из представителей вузов, общественности, объединения работодателей и т. д. Всего там полсотни человек, и как они проголосуют, не знаю даже я.
— Если гарантий нет, то как тогда снизить риск?
— Надо внимательно подойти к заключению договора с вузом. Если вам говорят, что гарантируют прохождение аккредитации, пусть это запишут в договор. По крайней мере у вас будет повод, если этого не случится, подать в суд на невыполнение условий договора. Кроме того, вас обязательно должна насторожить реклама, такие вузы всегда дают очень широкую рекламу и обещают несбыточные вещи. Например, высшее образование за три года. У нас образование бакалавра получают за четыре года, специалиста — за пять лет. Если это вечернее или заочное обучение, срок продлевается еще на год. Короче быть не может. Следующее, что вас должно насторожить,— это низкая стоимость. По нашим расчетам, год обучения на гуманитарных, то есть малозатратных специальностях стоит порядка $1200-1500. Если ниже, надо спросить, откуда остальные деньги. Ведь у вуза могут быть спонсоры. И наконец, не поленитесь поговорить с выпускниками выбранного вами вуза: где они устроились на работу, какие у них сложности после этого возникли с дипломами.
— А как насчет призыва в армию?
— В государственных вузах отсрочка от армии предоставляется просто потому, что вы — студент дневного отделения. В негосударственных — только в том случае, если вы обучаетесь по аккредитованной образовательной программе. Тут надо быть очень внимательным при поступлении. Кроме свидетельства об аккредитации у вуза есть еще приложение к нему. Там записано, по каким учебным программам аккредитован вуз — по всем или нет. Если только по некоторым, вас могут забрать в армию, а студентов с соседних факультетов или даже групп не тронут.
— А студенткам все равно?
— В армию девушек пока не забирают, но если они учатся на заочном отделении, то должны быть готовы к тому, что у них не будет льгот при оплате отпусков на сессию. И наконец, все студенты — и девушки и юноши — должны понимать, что диплом у них будет негосударственный.
— Ну и что?
— Выпускники с такими дипломами часто впервые задумываются над тем, что им дали вместо диплома о высшем образовании, когда собираются на работу за границу. Есть такая процедура — настрификация, то есть признание диплома, полученного в одной стране, годным для другой страны. Но даже если найдется страна, которая будет готова признать диплом неаккредитованного российского вуза, она не сможет это сделать. По международным правилам настрификации предшествует легализация диплома. К нам в Рособразование часто обращаются с просьбой сделать так называемый апостиль, то есть легализовать диплом,— и получают отказ.
— Последний вопрос: может, у вас все-таки есть секретные черные списки вузов?
— Я даже из-за них в отпуск в прошлом году не ушла, все искала эти списки.
— Нашли?
— Нет.

ФОТО: ЮРИЙ МАРТЬЯНОВ

Ректоры об олимпиадах, ЕГЭ и вступительных экзаменах
Виктор Садовничий, ректор МГУ им. Ломоносова
Результаты ЕГЭ при поступлении в МГУ засчитываться не будут. Это решение ученого совета университета. Без экзаменов могут быть зачислены победители и призеры пятого этапа Всероссийской олимпиады. Они зачисляются на определенную специальность, согласно классификатору соответствия предметов, рекомендованному Министерством образования и науки. Он есть у нас на сайте (www.msu.ru.— "Власть" ).
Будет легче на экзаменах победителям и призерам окружных и региональных олимпиад, то есть четвертого (проводится в семи федеральных округах) и третьего (проводится в субъектах) этапов Всероссийской олимпиады. При поступлении в МГУ их победа на олимпиаде будет засчитываться как высший балл на экзамене по соответствующему предмету. Поясню на примере: занявшему третье место на московской городской олимпиаде автоматически ставится высший балл по этому предмету на вступительном экзамене. Остальные испытания абитуриент должен будет пройти. Если школьник победил или стал призером двух или даже трех олимпиад, и все они соответствовали экзаменам на какой-то факультет, они засчитываются как вступительные. И может случиться, что по результатам олимпиад молодой человек уже поступил. Приравнены к третьему этапу еще две олимпиады: "Ломоносов" и национальный проект "Покори Воробьевы горы". Но победители этих олимпиад уже определены, и теперь можно говорить только об участии в этих олимпиадах на будущий год.

ФОТО: ЮРИЙ МАРТЬЯНОВ

Ярослав Кузьминов, ректор Государственного университета — Высшей школы экономики
Существенная новация этого года — абитуриент может подавать заявления одновременно на несколько факультетов. Причем достаточно сдать экзамены один раз. В этом году Москва присоединилась к эксперименту по проведению ЕГЭ, поэтому прием на половину наших факультетов регулируется несколько иными правилами: факультеты, которые вошли в состав эксперимента (экономико-менеджериального профиля), экзамен по русскому языку будут засчитывать только как результат ЕГЭ. Единственная альтернатива для этих факультетов — в качестве экзамена могут быть зачтены результаты проводившейся в ВШЭ в мае 2005 года межпредметной олимпиады. Победители этой олимпиады будут зачислены вне конкурса, ее призерам будут засчитываться результаты по одному или нескольким предметам (по их выбору). С результатами олимпиады связан и еще один момент: при поступлении в ГУ-ВШЭ существует возможность засчитывать результаты различных туров всероссийских предметных олимпиад. Победители четвертого и пятого, финального тура предметных олимпиад могут без экзаменов поступить на ряд наших факультетов. То же относится и к победителям московской городской и московской областной олимпиады. А вот победители региональных олимпиад по некоторым предметам (например, по математике, экономике, иностранному языку и др.), получившие высший балл по соответствующему предмету, могут не сдавать этот предмет в июле, а просто участвовать в конкурсе.

ФОТО: ДМИТРИЙ ЛЕКАЙ

Игорь Федоров, ректор МГТУ им. Баумана
Конкурс проводится раздельно по каждому из факультетов и формам обучения (бюджетная или платная). То есть уже при подаче документов каждому абитуриенту надо сразу определить свою будущую специальность и форму обучения. При приеме на бюджетные места засчитываются: результаты вступительных экзаменов; результаты собеседования для медалистов и лиц, окончивших с отличием средние профессиональные учебные заведения; результаты тестирования лауреатов конкурса всероссийской молодежной программы "Шаг в будущее", итоговой конференции программы "Шаг в будущее. Москва", итоговой конференции российской молодежной программы "Космонавтика"; результаты победителей окружного этапа Московской региональной олимпиады МГТУ им. Баумана по математике и физике; результаты ЕГЭ, соответствующие положительным оценкам при пересчете в систему оценок МГТУ. В этом году есть возможность сдавать вступительные испытания в смешанной форме. Если абитуриент сдал, например, русский язык по ЕГЭ, то у нас он может сдавать только физику и математику. Но подавать документы с результатами Единого госэкзамена можно не на все специальности. На платную форму обучения засчитываются: результаты соответствующих вступительных экзаменов; результаты платного тестирования, проведенного в МГТУ им. Баумана; перечисленные выше результаты вступительных испытаний на бюджетную форму обучения.

ФОТО: ЮРИЙ МАРТЬЯНОВ

Владимир Филиппов, ректор Российского университета дружбы народов
50% вступительных экзаменов проводятся в форме ЕГЭ. Список специальностей, по которым приемные экзамены принимаются в форме ЕГЭ, ежегодно утверждается ректором. С нынешним их перечнем можно ознакомиться на сайте университета (www.rudn.ru.— "Власть" ). Но сохранена и обычная форма вступительных экзаменов на другие 50% специальностей.
Мы принимаем абитуриентов как на бюджетную, так и на коммерческую основу обучения. Тем, кто решил учиться за деньги, достаточно не получить при поступлении неудовлетворительной оценки, показав минимальный уровень знаний. Отсев "контрактников" идет в процессе обучения.
В этом году без вступительных экзаменов в РУДН на все специальности университета поступят все обратившиеся к нам победители и призеры всероссийских олимпиад. Кроме того, вне конкурса на целевые места мы планируем принять победителей областных олимпиад — это решение ученый совет РУДН принял еще в прошлом году. Отдельно проводится целевой прием из автономий РФ. По его результатам зачисляют студентов из субъектов федерации. Таких в прошлом году у нас было около двухсот человек. Золотые и серебряные медалисты, как и в остальных вузах, имеют право на сдачу одного экзамена. Если он будет сдан на "отлично", абитуриент становится студентом.

Как скачет конкурс
Предсказать конкурс на ту или иную специальность со временем все труднее, что прекрасно демонстрирует пример МГУ*.

факультет 2000 2001 2002 2003 2004
биоинженерии и биоинформатики - - 10,6 11,7 8,0
биологический 4,5 4,6 5,4 7,0 4,6
вычислительной математики и кибернетики 7,2 7,3 7,3 7,3 6,0
географический 6,8 5,5 5,0 5,2 3,8
геологический 4,9 5,0 5,3 5,1 2,3
государственного управления 12,7 13,3 14,5 7,5 8,5
журналистики 2,6 2,9 3,0 3,3 4,1
иностранных языков 13,1 12,3 17,5 8,3 16,6
Институт стран Азии и Африки 4,2 4,0 4,1 3,7 5,1
исторический 5,2 4,6 4,1 4,6 4,8
механико-математический 7,4 6,9 9,8 9,3 8,0
мировой политики - - - 7,7 26,0
наук о материалах 14,4 11,6 13,5 11,0 2,8
почвоведения 6,4 7,7 4,9 5,0 2,3
психологии 7,9 5,1 4,8 4,6 4,8
социологический 3,7 2,8 3,1 3,8 9,5
физический 6,4 5,8 6,0 5,8 3,4
филологический 4,4 3,5 4,1 4,5 6,0
философский 2,9 3,5 3,7 4,2 5,3
фундаментальной медицины 5,6 6,3 6,1 10,9 9,03
химический 3,2 3,6 3,3 4,2 2,6
экономический 5,2 5,4 7,0 6,5 6,8
юридический 4,9 4,2 4,6 3,1 3,8
*Бюджетная форма обучения, человек на место.

Читайте также: