Поступки доктора из рассказа чудесный доктор. Характеристика пирогова из рассказа чудесный доктор. Главные герои и их характеристика

Важным персонажем рассказа Куприна является Пирогов. Герой создавался на основе образа военного хирурга по имени Николай Иванович. Так что прототип у Пирогова однозначно есть. Это делает персонажа статным лицом.

Каким представляется в произведении доктор? С первых абзацев понимается, что Пирогов довольно образованный, умный и отзывчивый человек. Его грамотность прослеживается в простом общении с окружающими. Он готов прийти на помощь нуждающемуся в любую минуту. Так семье Мерцаловых профессор Пирогов оказывает поддержку и неоценимую помощь. Казалось, что в современном мире уже нет места таким простым качествам, как доброта, сочувствие, взаимопомощь. Однако Пирогов – это явное доказательство того, что в жизни встречаются люди, способные на сострадание и взаимовыручку.

Человек он самый обыкновенный, но «лицо его умное, серьезное». Этот герой имеет доброе сердце. В его внешнем виде есть что-то «внушающее доверие». Даже голос Пирогова слишком мил и спокоен. С окружающими людьми персонаж очень любезен. Приятно с ним вести беседу, Пирогов, которого создал всеми известный Куприн, действительно приковывает внимание.

Простота героя привлекает. Он настолько скромный и обыкновенный, что западает в самое сердце. Это доказывает то, что обычный человек способен на грациозные поступки, причем не требует что-либо взамен.

Не зря сам Пирогов утверждает: чтобы добиться желаемого, никогда не следует падать духом. Иначе все усилия напрасны. Поэтому в любой ситуации герой никогда не сдается. Он способен завершить начатое даже если это неимоверно трудно. Преграды Пирогову не страшны, он человек действия, человек милосердия, человек доброты, человек спокойствия.

Доктор находится далеко не в бедственном положении, однако носит довольно простую одежку. Это подчеркивает героя как скромного, простого в общении человека.

Так, Куприн сумел нарисовать необычайный образ Пирогова, который и по сей день остается в наших сердцах! Автор хотел донести до нас, юных читателей, что в мире есть месту состраданию и помощи! Остались еще в жизни добрые люди, которые в тяжелейшую минуту ворвутся к тебе в дом и перевернут полностью твою судьбу в лучшую сторону. И за это стоит жить! Надо любить людей, надо жить не ради себя, нужно верить в то, что в мире понятие «взаимопомощь» еще не исчерпало себя! Вот чему учит рассказ Куприна «Чудесный доктор». И не зря создал писатель такого замечательного героя! Не напрасно!

Характеристика и образ Пирогова

В рассказе Куприна «Чудесный доктор» описана реальная история из жизни обычных людей. Доктор Пирогов является центральным действующим персонажем произведения. Благодаря своей душевной теплоте и способности чувствовать боль и горе других людей, он спас семью Мерцаловых, которые оказались в тяжелой жизненной ситуации.

Семья жила в маленькой комнатушке, печь топили дровами. На период встречи с доктором главу семейства выгнали с работы, дочка и жена серьезно заболели, денег на еду практически не было, они голодали. Именно тогда, когда выхода из сложившейся ситуации не было, мужчина повстречал доктора Пирогова. Один шел, счастливый на праздник с подарками (пирогов), а другой был в жутком отчаянии. Узнав о серьезной беде в этой семье, Пирогов приложил все усилия, чтобы им помочь. Он помог вылечить мать и ребенка, дал денег и самое главное, вселит в них надежду на то, что все обязательно будет хорошо. И на самом деле, прошло немного времени и в эту семью пришло благополучие. У мужчины появляется новая работа и материальный достаток.

Доктор Пирогов был обычным человеком, он не имел большого капитала, всегда носил один и тот же пиджак. Но его проникновенный взгляд, ласковое, умное лицо и доброе сердце располагало к себе окружающих, люди ему доверяли и любили. Пирогов мог лечить не только различные болезни, но и человеческую душу. Везде, в какой бы дом он не заходил, он спасал человека, не требуя ни от кого материальных благ и славы. Он был настоящим врачом, профессионалом в своем деле. Дав когда-то клятву Гиппократа, он стойко ее придерживался. Любой нуждающийся мог рассчитывать на бескорыстную помощь и поддержку.

Доктор Пирогов каждое доброе дело совершал от чистого сердца, даже не думая о какой-то своей выгоде. Оказывая помощь и поддержку семье Мерцаловых, он даже не назвал им своего имени.

«Чудесный доктор» Пирогов – удивительный и добрейшей души человек, вселяющий в людей надежду и помогающий найти силы и преодолеть самые большие трудности в жизни. Образ доктора Пирогова – это чистота души, милосердие и доброта. Именно эти важные качества должны быть внутри каждого человека. Только тогда, когда люди научаться сострадать и помогать друг другу, весь мир будет здоров и благополучен.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Характеристика 3 братьев в сказке Конек-горбунок 4 класс

    Тема семьи занимает важное место в литературе. Без описания близких герою лиц, его характеристика не может быть полной. Поэтому Пётр Ершов начинает повествование в своей сказке «Конёк-горбунок

  • Сочинение Как я убираю комнату, квартиру 7 класс, 5 класс

    На мой взгляд, чистота – это первое и самое главное, что должно быть в каждом доме/квартире. Некоторые из нас дома проводят большую часть времени, они занимаются личными делами, принимают пищу

  • Если бы была возможность выбирать себе жилье самостоятельно, следует остановиться на просторном доме. В нем обязательно должна быть большая гостиная, чтобы вся семья могла собраться и поговорить хотя бы раз в неделю

  • История одного города. История создания романа Салтыкова-Щедрина

    Произведение создается писателем на протяжении десятка лет и является результатом его наблюдений в период службы на различных чиновничьих должностях за происходящими в обществе событиями, отразив в содержании романа авторское отношение

  • Характеристика Снежной королевы в сказке и ее образ (Андерсен) сочинение

    Образ Снежной королевы в сказке Андерсена воплощает в себе холод, безжизненность, неспособность к любви и состраданию.

А. Куприн писал рассказы и повести не только о любви. Также в его творчестве поднимались темы человеколюбия, милосердия. Как отмечали многие, писатель любил изучать людей и все явления жизни. Поэтому нет ничего удивительного в том, что он затрагивал такие важные вопросы. О добре и милосердии говорится в рассказе "Чудесный доктор", анализ которого представлен ниже.

История создания

В анализе "Чудесного доктора" необходимо отметить следующее: еще в самом начале повествования автор настраивает читателя на серьезный лад. Он пишет, что данная история - это не выдумка. И в самом деле эту удивительную историю Куприну рассказал знакомый банкир.

Произведение написано в 1897 году, когда писатель был в Киеве. Его знакомый рассказал о событиях, случившихся около 30 лет назад. Это история про одно семейство, находящееся на грани отчаяния. Они ютились в каморке, не было денег не то что на еду и лекарства, им огонь-то развести было нечем.

Сестренка рассказчика заболела, а лечить было нечем. Родители пытались найти немного денег, но их отовсюду прогоняли. И, когда глава семейства уже решился покончить с собой, с ним случилось новогоднее чудо. Он познакомился с известным доктором Пироговым. Николай Иванович помог бедному семейству и даже не стал называть своего имени. Лишь позже они узнали, что это был Пирогов Николай Иванович.

Как отмечали те, кто знали доктора, для него такая бескорыстная помощь была естественной. Он отличался своим человеколюбием, милосердием. Он принес счастье в семейство Мерцаловых: после его визита их жизнь наладилась, дела пошли хорошо. Эта история настолько поразила писателя, что он создал произведение, которое относят к жанру рождественских историй.

Особенности построения композиции

В анализе "Чудесного доктора" следует отметить особенности композиции. В самом начале автор описывает двух мальчиков, которые стоят и разглядывают витрины - яркие, праздничные. Но когда они идут домой, то окружающая обстановка становится темнее, мрачнее. Уже нет праздничных огней, а их дом и вовсе напоминает подземелье. На таких контрастах и построено все произведение.

Все готовятся к новогоднему празднику, наряжают елки, покупают подарки. Все шумят, суетятся, и людям нет никакого дела до бедного семейства Мерцаловых. У них не было денег, они находились в весьма затрудненном положении. И вот такой резкий переход от праздника к тьме позволяет читателю глубже ощутить отчаяние Мерцаловых.

В анализе "Чудесного доктора" следует выделить, что имеется контраст и среди действующих лиц. Глава семейства показан как человек слабый, отчаившийся настолько, что он видит только один выход - покончить с собой. А Пирогов показан как человек добрый, сильный, деятельный. И он, словно луч света, озаряет мрак в семье Мерцаловых. Контрастность позволила передать всю важность встречи тех людей с Пироговым, всю чудесность его появления.

Основная мысль рассказа

В анализе "Чудесного доктора" Куприна нужно выделить главную идею произведения. Писатель хотел показать, насколько редкими качествами стали милосердие, внимание к ближнему, бескорыстность, что они воспринимаются как чудо. Автор на примере известного человека показал, как одно доброе дело может изменить к лучшему жизнь других.

Почему рассказ был так назван

В анализе произведения "Чудесный доктор" также стоит объяснить смысл названия рассказа. Николай Иванович Пирогов был удивительным человеком. Он обладал на самом деле чудесными способностями - доброта. Именно эти качества Куприн высоко ценил в людях. И для него их проявление было подобно чуду. Писатель хотел показать, что добрые дела нужно не только совершать по праздникам, а стараться их делать ежедневно. Тогда в жизни человека каждый день будет чудесным.

Урок для учащихся 11 - 12лет;

Тема: «По рецепту профессора Пирогова (рассказ Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор»)»

Дидактическая цель: анализ литературного произведения

· продолжить разговор о гуманности человека, о помощи другим людям

· развивать навыки анализа художественного произведения

· донести до сведения детей основные моменты из биографии известного хирурга Пирогова

· воспитывать в детских душах любовь и сострадание к людям

· пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как милосердие, сострадание, доброта.

Методические комментарии : Методы и приёмы: словарная работа, чтение по ролям, аналитическая беседа по тексту, индивидуальное задание, ролевая игра. Методы (проблемный, частично-поисковый, исследовательский)

Для проведения занятия необходимы: учебники, тетради, портреты, иллюстрации учащихся, репродукция иконы Владимирской Божьей Матери, мультимедийный проектор, компьютер. Слайды помогают выделить смысловую доминанту урока, способствуют лексическому комментарию, активизируют внимание учащихся на теме урока.

Заранее было дано задание: определить по Словарю значение слов «чудесный», доброта, милосердие. Ключевыми словами на уроке будут вопросы нравственности: добро, милосердие, сострадание. А эпиграфом урока станут слова автора

«…человеку надлежит быть…

верным в дружбе, милостивым

к больному и падшему, ласковым

к зверям»

К нему мы будем обращаться в течение всего урока. А также в качестве эпиграфа на доске записаны слова:

А ты? Скажи:

Какой ты след оставишь?

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

О. Высоцкая

Ход урока: Эмоциональный настрой.

1. Приветствие:

«Здравствуйте!»-

Скажем мы друг другу просто,

Улыбнемся и начнем.

Приоткроем с вами двери

В мир искусства и добра,

Чтобы в светлое поверить,

Чтобы многое понять.

И шагать мы будем вместе,

И нельзя свернуть с пути,

Дружно будем мы трудиться,

Чтобы истину найти.

Установка на восприятие.

В самые трагические минуты русские люди обращались к образу Богородицы, прося ее денно и нощно, шепча горячие слова молитвы:

Милосердия двери отверзи нам,

Благословенная Богородице,

надеющиеся на Тя да не погибнем,

но да избавимся Тобою от бед:

Ты бо еси спасение рода христианского.

Вглядитесь в репродукцию иконы Владимирской Божьей Матери. Что на ней изображено? (Ответы учащихся.)

Мы просим милосердия свыше, а можем ли быть сами милосердными? Существует мнение, что, чем жизнь тяжелее, тем одни люди становятся черствее, а другие милосерднее.

" И все дети будут смотреть на тебя, и протягивать к тебе свои руки.

И в каждый день рождения Младенца ёлку украшают яблоками, золочеными орехами, сладостями, всякими игрушками и звездами».

Рождество – самый светлый, самый счастливый, самый таинственный праздник христианской культуры.

И поэтому он нашел отражение в живописи, поэзии, прозе.

Методический комментарий :

Демонстрируются картины Сандро Боттичелли «Рождество», 1501 г., Питера Брейгеля старшего «Поклонение Христу», 1551 г. и др.

В новый год всем хочется верить в добрые чудеса, в изменения к лучшему. Когда-то в России готовили к Рождеству специальные сборники, существовала традиция семейного чтения вслух святочных рассказов.

«Чудесный доктор» относится именно к таким произведениям. Но в своем рассказе Куприн подчеркивает реальность случая. И даже подчеркивается, когда и где он произошёл:«В Киеве лет около 30 назад».

Рассказ подготовленного ученика: "Чудесный доктор" (1897), опубликованный в рождественском номере газеты «Киевское слово», написан в жанре святочного рассказа. Для этого жанра характерно описание чуда, спасающего человека в трагической ситуации. Для читателей 19в. святочные рассказы на страницах журналов и газет были привычным рождественским подарком. Они были очень разные: добрые и трогательные, фантастические и иронические, печальные и даже скорбные, назидательные и сентиментальные, но всегда пытались умягчить людские сердца. При всём их разнообразии сохранялось главное – особое, рождественское мировосприятие. Истории вмещали в себя мечты о доброй и радостной жизни, о милосердном отношении друг к другу, о победе добра над злом. писал: "Святочная история должна быть фантастична, иметь мораль и отличаться веселым характером повествования". Герой рассказа - русский хирург, внесший большой вклад в становление военно-полевой хирургии. Он способствовал организации движения сестер милосердия в России в период военных действий в 1853-1856гг. В 1867г. это движение оформилось в российское общество попечения о раненых и больных воинах, переименованное в 1879г. в Российское общество Красного Креста.

Вы получили индивидуальные задания. И одно из них было: подготовить рассказ о писателе, его творческой судьбе.

Но прежде, чем мы послушаем рассказ, посмотрите на этот портрет. (слайд)Перед вами портрет. Всмотритесь в это удивительное доброе, простое, уставшее лицо. Сдержанность, молчаливость и даже некоторая суровость видится во взгляде, но вместе с тем нескрываемая доброта.

Ученица делает сообщение о писателе Куприне

А сейчас вспомните о своих настроениях перед праздником (ответы детей)

Учитель: Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье? Ведь в жизни в реальности рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда и одиночество.

Понять красоту человеческой души, научиться понимать друг друга, вовремя прийти на помощь человеку, подарить радость и самому ощутить людское участи, - что может быть важнее всего на свете? Не это ли делает человека счастливым?

Жизнь людей на Земле – и взрослых, и детей – на протяжении всей истории человечества не была простой, безоблачной. Самые разные испытания и проблемы подстерегали и подстерегают буквально каждого не только во время войны, но и в мирные, казалось бы, спокойные дни.

Безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким дорогим людям… Эти испытания могут быть такими тяжелыми, что иногда у сильного человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние. И поэтому помощь, которая приходит в критический момент, воспринимается как чудо. А название этому чуду – добро и милосердие людей. «Все отчаянней сердце стучит, Не погибни во мне, доброта».

Бесценное это человеческое качество – доброта, милосердие, без них невозможна сама жизнь.

Методические комментарии: Словарная работа. Дать объяснение словам, данным в тексте: досужий, вымысел, управляющий, швейцар, залог, поденная работа, риза, сюртук, сочельник.

https://pandia.ru/text/80/116/images/image004_67.gif" width="12" height="27">НРАВСТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ

А как вы понимаете слова: доброта, милосердие? (ответы ребят)

А вот как дает толкование этих слов в разных словарях. (На экране слайд с записью):

Доброта - ы, ж. 1. см. добрый. 2. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Полон доброты кто-н.

· Милосердие - В христианском искусстве милосердие изображается в образе женщины, окруженной детьми, либо укачивающей ребенка, либо кормящей его. Она часто держит сердце или цветок. Другими символами милосердия являются сердце, ягненок, пеликан, кормящий своих птенцов собственной кровью, либо человек, принимающий детей или ухаживающий за ними, а также простой хитон Христа.

· Готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия, а также сама помощь, снисхождение, вызванные такими чувствами. Проявить милосердие

Рассказ называется «Чудесный доктор». Объясните значение слова «чудесный» (запись на экране)

У слова «чудесный» несколько значений: волшебный, сверхъестественный, сказочный, необычный.

А для вас что приятнее: дарить подарки или получать их?

Учитель: Не все любят дарить подарки. А ведь человек, который любит и дарить, и получать подарки. Испытывает двойную радость, двойное чудо.

Учитель: Сегодня мы станем свидетелями ещё одной рождественской истории. Это время, когда происходят необычные события, сбываются мечты, свершаются судьбы.

Учитель: Рассказ назван «Чудесный доктор». Почему?

Учитель: Рождество – это время, когда в каждую семью нисходит благодетельный ангел, и всё чудесным образом меняется.

На сегодняшнем уроке мы продолжим разговор о гуманности человека, о помощи другим людям, будем развивать навыки анализа художественного произведения, воспитывать чувство уважения, деятельного сострадания к человеку.

Методические комментарии .Работа с текстом. Краткий пересказ учителем первой части.

Композиция произведения необычна. Это рассказ в рассказе. Куприн услышал эту историю от преуспевающего банкира , благополучного, богатого человека, который слыл образцом порядочности и благодетельности. Но только жизнь этого человека в юности была трудной, безрадостной, тоскливой. Он вспоминает жуткую рождественскую стужу. Он и брат вышли из холодного промёрзлого подвала. Голодные дети прошли заиндевелыми улицами и оказались в ярком, красивом манящем городе. Городе – сказке. Но только там не было места страдающей семье Мерцаловых. Хозяин семьи не мог найти работу, Машутка умирала от голода, мальчики Гриша и Володя ели пустые щи и солили их своими слезами., а Елизавета Матвеевна была убита безденежьем и измождена трудом. Семья не раз пыталась найти выход: она просила помощи у многих, но те, кто материально мог спасти эту семью, отказывались, ссылались на нехватку времени, денег, желания. Трагедия Мерцаловых была настолько сильна, что сам хозяин чуть не покончил жизнь самоубийством. На Рождество все ждут сверхъестественного, забывая о том, что каждый человек способен на чудо. И вдруг… что же произошло?

Узнаем, какие события свершились в день накануне Рождества.

Методические комментарии .Педагог организует работу с текстом. Чтение по ролям.

Для чего Куприн так подробно описывает разговор мальчиков у витрины магазина?

-Могут ли мальчики Гриша и Володя надеяться на сюрприз, подарки в эти праздничные дни?

– Можно ли по началу рассказа увидеть противоречие между жизнью (бытом) мальчиков и окружающим миром?

Мир вокруг

Мальчики

Перед огромным окном гастрономического магазина

Приплясывали от жестокой стужи

Великолепная выставка

Возбуждавшая в одинаковой степени их умы и желудки

Эффектная картина:

Возвышались целые горы крепких яблок и апельсинов;

Стояли пирамиды мандаринов;

Протянулись огромные копченые и маринованные рыбы;

Красовались разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала.

Оба мальчика забыли о двенадцатиградусном морозе и о важном поручении, возложенном на них матерью.

Оба с утра ничего не ели, кроме пустых щей.

Очаровательное зрелище

Произнес сурово, подавив тяжелый вздох

-Что вы узнали о них и их поручении?

-Как вы думаете, о чем говорилось в письме к бывшему хозяину главы семейства Мерцаловых?

-Почему швейцар не передал письмо хозяину? (Очевидно, что он жестокий и злобный человек, не любит тех, кто беден)

Учитель: Рождественское чудо свершилось, и благодать снизошла на семью Мерцаловых.

Что мы узнаем о семье мальчиков из описания «подземелья» и его обитателей?

А как помогает нам писатель сильнее ощутить трагедию обездоленных людей?

Ребята, хочу обратить ваше внимание не только на бытовые контрасты. Постарайтесь увидеть пейзаж в рассказе и понять, зачем Куприн так подробно его описывает. Найдем это место в рассказе, прочитаем

Зачем писатель ведет своего измученного, голодного героя в городской сад?

Учитель: Красота пейзажа создается с помощью метафор, олицетворений, эпитетов. Все это, во-первых, служит контрастом, т. е. противопоставлением. Царственная, спокойная, роскошная природа и нищенское существование семьи Мерцаловых. Во-вторых, подталкивает Мерцалова к такому же спокойствию, такой же тишине, и он уже готов исполнить свое намерение.

Какую роль в рассказе играет портрет Мерцалова? Читаем эпизод героя в городском саду

Ребята, приходилось ли вам когда-нибудь испытать чувство обиды, одиночества и страха из-за того, что вы не в состоянии ничего изменить? (ответы уч-ся)

Методические комментарии. Работа с текстом. Разговор со стариком (чтение диалога в лицах)

-Как же повел себя после разговора с Мерцаловым незнакомый старик? Что он предложил Мерцалову?

-Какую картину увидел доктор, когда вошли в подвал, где жил Мерцалов?

-Кем оказался незнакомый старик?

- Как мало человеку нужно для счастья: тёплый дом, сытная еда, здоровье близких. Из этого складывается и наше благополучие, и благополучие близких людей. Спасение семьи свершил человек, которого мы можем назвать святым. Его имя – Николай Иванович Пирогов.

Кто из вас слышал о докторе Пирогове?

Методические комментарии. Заранее учителем подготовлен ученик, который делает сообщение по о Пирогове. Можно привлечь учащихся старших классов.

История жизни этого замечательного человека знакома многим по рассказам Гиляровского и Бунина, Куприна и Пикуля, о нем мы узнаем из дневников и писем петербургской и московской интеллигенции быстротекущего девятнадцатого столетия. Он пережил трех царей, уйдя из жизни, наверное, на пике своей славы...

В начале последнего года жизни, суровым зимним вечером 1881 года его можно было часто встретить на одной из присыпанных снегом петербургских аллей густого городского сада. Он был занят вечерним моционом, ибо считал, что подобные прогулки способствуют хорошему сну и прекрасному аппетиту. Прогуливаясь по зимнему саду, как обычно курил сигарету.

Седовласый старик умел ценить одиночество. Так бывает, когда человек устает от самого бесконечного людского потока и, как змейка, ищет маленькую лазейку, чтобы спрятаться, незаметно ускользнуть от общества. Впереди показалась маленькая скамейка. Но он проследовал мимо, слыша лишь скрип своих шагов, отчетливо раздававшийся в морозном воздухе. Казалось, он в эти минуты радовался этому одиночеству и возникшей вокруг него тишине, всем своим видом выказывая любезное радушие редким прохожим. - Славная, видит бог, ночка-то! - говорил он мягким и каким-то особенно ласковым голосом. - Что за прелесть - русская зима!

В лице этого человека было что-то до того спокойное и внушающее всем доверие, что каждому, кто застал его за прогулкой по зимнему саду, хотелось раскрыть свою душу, поделившись самым сокровенным и наболевшим, безо всякой утайки. Старик умел долго и внимательно слушать людей, не перебивая их ни словом, ни жестом, и был чрезвычайно терпелив. Наконец, он, бывало, вскакивал с садовой скамейки и цепко хватал собеседника за руку: - Счастье, голубчик, ваше, что вы встретились сегодня с врачом. Едемте, непременно едемте домой! Правда, признаюсь, ни за что ручаться я пока не могу...

Сад, окутанный в свои сказочно-белые ризы, казалось, дремал в неподвижной своей красоте и блеске ночного величия. Но среди этой зимней сказки уже не был заметен силуэт трогательного и очень милого старика, взявшего первого ямщика и умчавшегося по адресу пациента. Но мог ли успеть везде, этот уже в годах доктор совсем-таки небольшого роста, в теплой шапке, меховом пальто и высоких калошах, который вдруг одним быстрым движением нарушал эту иллюзию тишины и спокойствия и спешил на помощь очередному малознакомому собеседнику? Почему он внезапно вскакивал с места и сломя голову несся в один из бедных петербургских концов, в ночную неизвестность? Наверное, потому что он уважал себя и по-настоящему любил людей. Оттого, что сам человек был правильный и весьма порядочный, да и доктор редкий, чудесный.

Он был точно благодетельный ангел для простых людей, врачуя их и не беря за визит денег. Бывало, он сам оплачивал им лекарства и, торопливо распрощавшись с пациентом, оставлял под каким-нибудь чайным блюдечком или сахарницей вместе с выписанным рецептом несколько крупных кредитных билетов.

О фамилии своего благодетеля узнавали больные по надписи на аптечном ярлыке, прикрепленном к склянке с лекарством, где было четко написано: «По рецепту профессора Пирогова».

На прощание обычно чудесный доктор говорил своим спокойным и уверенным голосом отчаявшимся пациентам: Все поправится, сделается лучше. Дай бог здоровья вам, а главное - никогда не падайте духом!

Врачей от бога в далеком XIX веке было, впрочем, немного: можно по пальцам пересчитать имена Боткина и Захарьина - двух великих докторов, создавших две великолепные клинические школы, соответственно в Питере и Москве, физиологов Сеченова и Павлова. Но и среди них имя профессора Николая Ивановича Пирогова выделяется особым образом.

Будущий великий хирург родился 13 ноября 1810 года в семье небогатого казначейского чиновника. Ему шел лишь пятнадцатый год, когда Пирогов, приписав себе два года, поступил на медицинский факультет Московского университета. Увлекся хирургией и анатомией. Правда, в те годы «анатомички» в университетах закрывались, а само приготовление анатомических препаратов преследовалось законом как богопротивное дело, причем обнаруженные препараты, как водится, с панихидой предавали земле.

Однако пытливому Пирогову удалось поработать с настоящими препаратами, которые иногда добывались негласно. Работая в «анатомичке» круглый день, студент-препаратор едва находил время, чтобы успеть перекусить в трактире или же попросить кого-то из приятелей на полтинник купить чаю, сахару и булок в ближайшей лавке.

По окончании университета Пирогов был отправлен в Дерпт (Тарту), где готовится к получению звания профессора. В 1832 году он блестяще защитил докторскую диссертацию по хирургии, где разрешил ряд вопросов по технике перевязки аорты.

В 1833 году Пирогов уже во Франции, затем в Пруссии, где совершенствуется в хирургическом искусстве. Берлинский профессор Лангенбек научил его держать скальпель не полной рукой, а тянуть, как смычок, по разрезываемой ткани. (Так ставят руку начинающему пианисту!)

Однако то, что увидел Пирогов в Европе, должно было несколько разочаровать его. Здесь операции тянулись ровно столько, сколько мог терпеть пациент. Как правило, не дольше двух-трех минут. Ведь тогда еще не применялись ни наркоз, ни местное обезболивание. Больше всего он был поражен грубыми ошибками французских хирургов.

Возвратясь в Дерпт в 1835 году, где он был избран профессором, великий хирург будет особое внимание уделять анализу ошибок, допущенных студентами, врачами, а порой и им самим в диагнозе или в лечении болезни. Вскоре, в 1839 году, издадутся два тома «Клинических анналов», которые наделают много шума и принесут их автору скандальную славу. Пирогов в своей книге впервые в истории медицины осмелился открыто сообщить происшедшее в клинике врачебной публике. Тем самым молодой хирург дерзнул нарушить старую цеховую традицию медиков - не выносить сор из избы. Никто и никогда до его книги не обсуждал публично допущенные хирургами грубые ошибки.

«Прав ли я в моем воззрении или нет, предоставляю судить другим. В одном только могу удостоверить, что в моей книге нет места ни для лжи, ни для самохвальства», - писал о своем научном методе профессор.

В 1840 году он получает в ведение госпиталь на тысячу коек, а в 1846 году создает первый в Европе анатомический институт при кафедре хирургии Петербургской медико-хирургической академии. В это время он публикует несколько знаменитых научных трудов, главный из которых атлас «Топографической анатомии...». Атлас принес Пирогову всемирное признание. В 1847 году его избирают действительным членом Академии наук.

Но Пирогову не сидится в столице, где между лекциями и операциями он изо дня в день еле успевает перекусить пирогами с подливкой. Он возлагает на себя еще одну обязанность - заведует технической частью военно-врачебного завода, где создает наборы хирургических инструментов для работы в полевых условиях.

Так великий профессор постепенно превращается в военного хирурга. В том же году он уезжает в этом качестве в действующую армию на Кавказ. При осаде аула Салты Пирогов впервые в истории медицины использовал эфир для наркоза при проведении операций в полевых условиях. Позднее он пояснит, что эфир как наркотическое вещество оказывает через кровь действие на центральную нервную систему. О новшествах при лечении ранений Пирогов обстоятельно доложит военному министру графу Чернышеву.

Пожалуй, бессмертная слава придет к Пирогову во время обороны Севастополя. В боевых условиях он проявит себя на деле как превосходный организатор; к примеру, он впервые будет очень широко использовать в полевых условиях помощь сестер милосердия. Опыт военного хирурга во время Кавказской и Крымской войн позволит ему приступить к написанию главного и итогового труда по военно-хирургической практике, который он назовет «Начала общей военно-полевой хирургии» (1864).

В 1870 году Пирогов будет в районе боевых действий в качестве представителя Российского общества Красного Креста во время франко-прусской войны. В 1877 году он уже в Болгарии, где развернулись жестокие сражения между русскими и турецкими войсками.

Вернувшись в Россию, Пирогов поселился в своем имении близ села Вишня под Винницей. Добрые полвека он отдал российской медицине и, казалось бы, мог, наконец, уединиться и обрести долгожданный покой.

Как человек Пирогов пользовался в народе исключительной любовью и уважением. Как врач, профессор до самой своей кончины помогал всем - от бедняков до придворных. Он до последней минуты своей жизни продолжал практиковать, верный клятве Гиппократа. И те и другие считали Пирогова святым человеком, совершающим без конца чудо за чудом в хирургии.

Чудесного доктора петербуржцы видели последний раз в конце ноября 1881года, когда его забальзамированное тело перевозили в его собственное имение Вишню. С горечью замечали все: что-то великое, животворное и святое, что так ярко горело в чудесном докторе при его жизни, угасло навсегда...

Благотворительная деятельность Пирогова – врача оставила след в художественной литературе . Куприн в рассказе «Чудесный доктор» поведал, как Пирогов спас семью бедного чиновника от болезней и голода, помог ей «выбиться». Мы как-то не очень доверяем концам, где как в сказке появляется великий человек, который все устраивает, потому что все может. Но рассказ достоверен - это дань гуманности, доброте и благородству Пирогова.

Незнакомец ушёл, не назвал своего имени и не дал денег открыто. Почему?

Ответ учеников: Пирогов был не только опытным врачом, но незаурядным добрым спасителем человеческих душ. Он безвозмездно помогал страдающим людям, не требуя наград и похвал. Ведь истинную доброту не выставляют напоказ. А свершают её от чистого сердца, искренне, тайно. Именно поэтому Пирогову установлено много памятников. А в родной ему Виннице покоится в мавзолее тело хирурга, который даже после смерти завещал себя науке.

Методические комментарии.

Релаксация. Презентация заочно знакомит учащихся с родным городом Пирогова (познавательная функция), музыка на слайде способствует расслаблению и отдыху детей, способствует обобщению учителем содержательной стороны рассказа, подведению итогов на аналитическом уровне.

Отправимся в Винницу. Соберёмся. Сконцентрируемся. Закроем глаза. Послушаем прекрасную музыку. Протянем руки к миру. Откроем сердца любви.

Учитель: Какие душевные качества раскрываются в человеке, совершающем подобные гуманные поступки?(Отзывчивость, доброта, милосердие, любовь, толерантность, благородство, патриотизм, щедрость.)

Запишите для себя эти качества.

В чём смысл деятельного сострадания?(Главное в жизни – быть необходимым, нужным, протянуть руку помощи. И человек, обладающий всеми этими качествами, готов к деятельному состраданию)

Методические комментарии. Для учащихся нужно провести физминутку для снятия напряжения. Предлагается 2 варианта. Учитель выбирает тот, который ему больше понравится:

· Мы работали отлично

Отдохнуть не прочь сейчас.

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Улыбнитесь веселей.

Мы попрыгаем как зайки!

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вздохнули.

Отдохнули? Отдохнули!

· Стали стройными березки,

И дубочки подтянулись,

Распрямили свои листья,

Солнце нежно улыбнулись.

Поклонились земле низко

За тепло, за день, за ласку

Дружно все «Спасибо» скажем,

Что мы есть и что мы рядом

Методические комментарии. Учитель организует дискуссию. Класс заранее разделён на группы. Групповая работа: объяснить афоризмы . Какой из них может служить своеобразным итогом раздумий над рассказом Куприна? Какой эпизод рассказа находит отражение в афоризме?.Выберете из предложенных афоризмов тот, который бы соответствовал вашим жизненным принципам. Реализация жизненного опыта. Презентация знакомит с мудрыми мыслями великих людей и позволяет формировать активную жизненную позицию у учащихся.

· Доброта - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. Марк Твен

· Доброта – это прекрасное в действии. .

· Добро есть жизнь. .

· Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки. .

· И с другом и с врагом ты должен быть хорош!

Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь.

Обидишь друга - наживешь врага ты

Врага обнимешь - друга наживешь. Омар Хайям

· Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле.

Слово учителя. Обобщение.

Пройдёт много лет. Каждый из вас выберет себе дело по душе, у вас будет семья, близкие люди. И главное, чтобы вы стали личностью, готовой помочь, сострадать. Для этого необходима огромная работа над собой.

О чем заставляет задуматься рассказ?

Можем ли мы с уверенностью сказать, что рассказ актуален, современен в наши дни?

Учитель: В рассказе глубокое размышление писателя о добре и зле, которое существует не только где-то, но находятся в самом человеке. Прочитав этот рассказ, понимаешь, что надо любить ближнего. Ведь если ты будешь любить человека, то будешь любим и сам.

Один известный писатель сказал, что мир спасет красота. Я согласна с ним. Но что мы можем с вами добавить, чтобы мир стал лучше?

Не жалейте сердца.

Не таите доброты и нежности своей,

Не своих прозрений и открытий

Не таите в жизни от людей.

Жизнь – она всегда сплошные муки.

По земле, идя одной тропой,

Щедрый на любовь живет богато,

До могилы бедствует скупой.

Торопитесь все отдать при жизни,

И на помощь вовремя прийти,

Делом добрым, словом добрым,

И самим добро, встречая на пути.

Между словами милосердный и милостыня есть что-то общее? (Добро бескорыстно . Но можно совершать добро не для того, чтобы помочь, а продемонстрировать окружающим, кто тут лучший, добрейший).

А вот что об этом говорится в Библии:

- «Смотрите, не творите милостыни вашей перед людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. // Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою//.

У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая.//

«Чтобы милостыня твоя была втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаёт тебе явно». (Мф. 6,1-4).

Почему рассказ называется «Чудесный доктор?»

А надо ли помогать тому, кто тебя не просит?

Подведение итогов:

Умение помочь другому человеку, который нуждается в этой помощи. Каждый из нас должен быть готов к этому и помнить о том:

Какой след

Незримый прочный след. В чужой душе оставим мы

На много лет?

Такой след, который оставил в жизни других людей профессор Пирогов. И главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и при первой же возможности протянуть руку тому, кто нуждается в помощи.

Домашнее задание: Напиши сочинение “В какие чудеса следует верить людям?”

Используемая литература:

Все произведения школьной программы в кратком содержании /Авт.-сост. , 1997.

Данные всемирной компьютерной сети INTERNET.

Произведение Куприна “Волшебный доктор”, основанное на реальных событиях, похоже на добрую сказку. В рассказе “Чудесный доктор” герои попали в сложную жизненную ситуацию: отец семейства Мерцалов потерял работу, дети заболели, умерла младшая девочка. Вокруг кипит красивая сытая жизнь, а семья нищенствует. В преддверии праздника Рождества отчаяние достигает предела, Мерцалов думает о самоубийстве, не в силах выдерживать испытания, которые выпали на долю его семьи. Именно тогда главный герой встречает “ангела-хранителя”.

Характеристика героев «Чудесный доктор»

Главные герои

Емельян Мерцалов

Глава семьи, работавший управляющим в доме некого барина за 25 рублей в месяц. Потеряв работу из-за долгой болезни, вынужден скитаться по городу в поисках помощи, просить милостыню. В момент повествования находится на грани самоубийства, потерян, не видит смысла в дальнейшем существовании. Худой, с впавшими щеками и провалившимися глазами, он похож на мертвеца. Чтобы не видеть отчаяния своих близких, он готов в летнем пальто с посиневшими от холода руками бродить по городу, уже даже не надеясь на чудо.

Елизавета Ивановна Мерцалова

Супруга Мерцалова, женщина с грудным ребёнком, ухаживающая за больной дочкой. Ходит на другой конец города, чтобы стирать бельё за копейки. Несмотря смерть ребёнка и полную нищету, продолжает искать выход из ситуации: пишет письма, стучится во все двери, просит помощи. Постоянно плачет, находится на грани отчаяния. В произведении Куприн называет её Елизавета Ивановна, в отличие от отца семейства (его - просто Мерцалов). Сильная, волевая женщина, не теряющая надежду.

Володя и Гришка

Дети супругов, старшему около 10 лет. Накануне Рождества блуждают по городу, разнося письма матери. Дети заглядывают в витрины магазинов, с восторгом наблюдая за дорогой красивой жизнью. Они привыкли к нужде, к голоду. После появления “волшебного доктора” детей чудесным образом получилось устроить в казённую школу. В конце повествования автор упоминает, что узнал эту историю от Григория Емельяновича Мерцалова (именно тогда становится известно имя отца мальчиков), который был тем самым Гришкой. Григорий сделал карьеру и занимает хороший пост в банке.

Машутка

Маленькая дочь Мерцаловых, болеет: находится в жару, без сознания. Поправляется благодаря заботе доктора, его лечению и средствам, оставленным им для семьи вместе с рецептом на лекарство.

Профессор Пирогов, доктор

Его образ в произведении – образ доброго ангела. Встречает Мерцалова в городе, где покупает подарки для знакомых детишек. Он единственный, кто выслушал историю обнищавшей семьи и с радостью откликнулся помочь. В рассказе Куприна – это умный, серьёзный пожилой человек невысокого роста. У «чудесного» доктора ласковый приятный голос. Он не побрезговал нищенской обстановкой и отвратительными запахами подвала, где проживает семья. Его приход меняет всё: становится тепло, уютно, сытно, появляется надежда. Нужно отметить, что доктор одет в поношенный старомодный сюртук, это выдаёт в нем человека простого.

Второстепенный персонажи

Главные герои “Чудесного доктора” – простые люди, в силу обстоятельств, попавшие в отчаянное положение. Имена персонажей играют роль характеристики в произведении. Описание быта и жизни семьи Мерцаловых в начале и в конце рассказа – резко контрастны, что создаёт эффект волшебного перевоплощения. Материалы статьи могут быть полезны для составления читательского дневника или написания творческих работ по произведению Куприна.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Винница, Украина. Здесь в усадьбе «Вишня» на протяжении 20 лет жил и работал известный русский хирург Николай Иванович Пирогов: человек, за свою жизнь совершивший немало чудес, прототип «чудесного доктора», о котором повествует Александр Иванович Куприн.

25 декабря 1897 года в газете «Киевское слово» выходит произведение А.И. Куприна «Чудесный доктор (истинное происшествие)», которое начинается со строк: «Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла. Все описанное мною действительно произошло в Киеве лет около тридцати тому назад…», — что сразу настраивает читателя на серьезный лад: ведь реальные истории мы воспринимаем ближе к сердцу и сильнее переживаем за героев.

Так, историю эту Александру Ивановичу поведал знакомый банкир, который, кстати, также является одним из героев книги. Реальная основа рассказа ничуть не отличается от того, что изобразил автор.

«Чудесный доктор» – произведение об удивительном человеколюбии, о милосердии одного известного доктора, который не стремился к славе, не ждал почестей, а лишь бескорыстно оказывал помощь тем, кому она была необходима здесь и сейчас.

Смысл названия

Во-вторых, никто, кроме Пирогова, не захотел протянуть руку помощи нуждающимся людям, светлый и чистый посыл рождества прохожие заменили на погоню за скидками, выгодными товарами и праздничными яствами. В этой атмосфере проявление добродетели — чудо, на которое остается только надеяться.

Жанр и направление

«Чудесный доктор» – это рассказ, а если быть точнее, святочный, или рождественский, рассказ. По всем законам жанра, герои произведения оказываются в сложной жизненной ситуации: беды сваливаются одна за другой, не хватает денег, из-за чего персонажи даже задумываются о сведении счетов с жизнью. Помочь им может только чудо. Чудом этим становится случайная встреча с доктором, который за один вечер помогает им побороть жизненные трудности. Произведение “Чудесный доктор” имеет светлый финал: добро побеждает зло, состояние духовного упадка сменяется надеждами на лучшую жизнь. Однако это не мешает нам отнести данное произведение к реалистическому направлению, ведь все произошедшее в нем – чистая правда.

Действия рассказа происходят в предпраздничные дни. Из витрин магазинов выглядывают наряженные елки, всюду изобилие вкусной еды, на улицах раздается смех, а ухо улавливает веселые разговоры людей. Но где-то, совсем рядом царит нищета, горе и отчаяние. И все эти человеческие беды в светлый праздник Рождества Христова озаряются чудом.

Композиция

Все произведение построено на контрастах. В самом начале двое мальчишек стоят перед яркой витриной, в воздухе витает праздничный дух. Но когда они идут домой, все вокруг становится мрачнее: повсюду старые разваливающиеся дома, а их собственное жилище и вовсе находится в подвале. В то время как в городе люди готовятся к празднику, Мерцаловы не знают, как свести концы с концами, чтобы просто выжить. О празднике в их семье не идет и речи. Этот резкий контраст позволяет читателю ощутить то отчаянное положение, в котором оказалась семья.

Стоит отметить и контраст среди героев произведения. Глава семьи оказывается слабым человеком, который уже не способен решать проблемы, а готов бежать от них: он задумывается о самоубийстве. Профессор Пирогов же представлен нам невероятно сильным, бодрым и позитивным героем, который своей добротой спасает семью Мерцаловых.

Суть

В рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприн повествует о том, как человеческая доброта и неравнодушие к ближнему способны изменить жизнь. Действие происходит приблизительно в 60-е годы 19 века в Киеве. В городе царит атмосфера волшебства и приближающегося праздника. Начинается произведение с того, что двое мальчишек, Гриша и Володя Мерцаловы, радостно глазеют на витрину магазина, шутят и смеются. Но вскоре оказывается, что в семье их большие проблемы: живут они в подвале, денег катастрофически не хватает, отца погнали с работы, полгода назад умерла их сестренка, теперь и вторая, Машутка, сильно заболела. Все отчаялись и, кажется, готовы к самому худшему.

В этот вечер отец семейства идет просить милостыню, но все попытки тщетны. Он заходит в парк, где рассуждает о тяжелой жизни своей семьи, и его начинают посещать мысли о самоубийстве. Но судьба оказывается благосклонна, и в этом самом парке Мерцалов встречает человека, которому суждено изменить его жизнь. Они едут домой к обедневшему семейству, где доктор осматривает Машутку, выписывает ей необходимые лекарства и даже оставляет крупную сумму денег. Он не называет имени, считая содеянное своим долгом. И лишь по подписи на рецепте семья узнает, что доктор этот – знаменитый профессор Пирогов.

Главные герои и их характеристика

Рассказ предполагает небольшое количество действующих лиц. В этом произведении для А.И. Куприна важен сам чудесный доктор, Александр Иванович Пирогов.

  1. Пирогов – известный профессор, хирург. Он знает подход к любому человеку: он так внимательно и заинтересованно смотрит на отца семейства, что почти сразу внушает ему доверие, и тот рассказывает обо всех своих бедах. Пирогову не надо раздумывать, стоит ли помогать или нет. Он направляется домой к Мерцаловым, где делает все возможное, чтобы спасти отчаявшиеся души. Один из сыновей Мерцалова, будучи уже взрослым мужчиной, вспоминает его и называет святым: «… то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо».
  2. Мерцалов – сломленный невзгодами мужчина, которого гложет собственное бессилие. Видя смерть дочери, отчаяние жены, обездоленность остальных ребятишек, он стыдится своей неспособности им помочь. Доктор останавливает его на пути к малодушному и фатальному поступку, спасая, прежде всего, его душу, которая была готова согрешить.
  3. Темы

    Главными темами произведения являются милосердие, сострадание и доброта. Семья Мерцаловых делает все возможное, чтобы справиться с навалившимися бедами. И в момент отчаяния судьба посылает им подарок: доктор Пирогов оказывается настоящим волшебником, который своим неравнодушием и сочувствием излечивает их искалеченные души.

    Он не остается в парке, когда Мерцалов выходит из себя: будучи человеком невероятной доброты, он выслушивает его и сразу же делает все возможное, чтобы помочь. Мы не знаем, сколько таких поступков совершил профессор Пирогов за свою жизнь. Но можно быть уверенным, что в его сердце жила огромная любовь к людям, неравнодушие, которые оказались спасительной соломинкой для несчастной семьи, которую он протянул в самый нужный момент.

    Проблемы

    А. И. Куприн в этом небольшом рассказе поднимает такие общечеловеческие проблемы как гуманизм и утрата надежды.

    Профессор Пирогов олицетворяет человеколюбие, гуманизм. Ему не чужды проблемы незнакомых людей, а помощь ближнему он воспринимает как должное. Ему не нужны благодарности за содеянное, не нужна слава: важно лишь, чтобы люди вокруг боролись и не теряли веру в лучшее. Это и становится его главным пожеланием семье Мерцаловых: «…а главное – не падайте никогда духом». Однако окружение героев, их знакомые и коллеги, соседи и просто прохожие – все оказались безучастными свидетелями чужого горя. Они и не подумали, что чье-то бедствие их касается, не захотели проявить человечность, думая, что они не уполномочены исправлять социальную несправедливость. В этом и заключается проблема: никому нет дела до того, что происходит вокруг, кроме одного человека.

    Отчаяние тоже подробно описано автором. Оно отравляет Мерцалова, лишает его воли и силы двигаться дальше. Под влиянием горестных дум он опускается до трусливого упования на смерть, в то время как его семья погибает от голода. Ощущение безысходности притупляет все остальные чувства и порабощает личность, которая в состоянии жалеть только себя.

    Смысл

    Какова же основная идея А. И. Куприна? Ответ на этот вопрос как раз и заключен во фразе, которую говорит Пирогов, уходя от Мерцаловых: не падайте никогда духом.

    Даже в самые темные времена нужно надеяться, искать, а если совсем не остается сил, ждать чуда. И ведь оно случается. С самыми обыкновенными людьми в один морозный, скажем, зимний день: голодные становятся сытыми, замерзшие – согретыми, больные ­– выздоравливают. И чудеса эти совершают сами люди добротой своих сердец — это и есть главная мысль писателя, который видел спасение от социальных катаклизмов в простой взаимовыручке.

    Чему учит?

    Это небольшое произведение заставляет задуматься о том, как важно быть неравнодушным к окружающим нас людям. В суете дней мы часто забываем о том, что где-то совсем рядом страдают соседи, знакомые, соотечественники, где-то царит нищета и хозяйствует отчаяние. Целые семьи не знают, как заработать себе на хлеб, и еле-еле доживают до получки. Поэтому так важно не пройти мимо и суметь поддержать: добрым словом или поступком.

    Помощь одному человеку мир, конечно, не изменит, но изменит одну его часть, причем самую важную для того, что дает, а не принимает помощь. Даритель обогащается гораздо больше, чем проситель, ведь он получает духовное удовлетворение от того, что сделал.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!


Читайте также: