Беринг российский институт судебной медицины. Истинное лицо витуса беринга удалось восстановить. Образцовый «Иван Иванович»

Немногим путешественникам посчастливилось оставить свои имена на карте нашей планеты. Одним из тех, кому выпала подобная честь, является Витус Беринг. Его непростой судьбе и географическим открытиям, изменившим представления современников о расположении материковых линий и островов в самых северных широтах, посвящена эта статья.

Родители

Витус Беринг родился в 1681 году. Достоверно известно, что произошло это в Дании. По некоторым данным местом рождения путешественника является город Хорсенс, где он был крещен в лютеранской кирхе, о чем свидетельствует документ, который и по сей день хранится в старинной церковной книге. Мальчика назвали в честь маминого брата, который был известным датским историком и служил летописцем в Королевском суде. Что касается фамилии, то она досталась ему от матери - Анны Педердаттер Беринг, происходившей из знатного дворянского рода, который, однако, к моменту рождения Витуса уже разорился.

Отец будущего путешественника Ионас Свендсен работал в таможне и был весьма уважаемым человеком в Хорсенсе. От предыдущего брака и брака с Анной у него было в общей сложности 9 детей. Жалования таможенника не хватало, семья с трудом сводила концы с концами, но все дети, в том числе Витус Ионассен Беринг, отличались набожностью и смогли получить неплохое по тем временам образование.

Детство

Семья Берингов-Свендсен жила в Хорсенсе на улице Сендергаде. По соседству располагалась школа, принадлежавшая П. Дальхоффу, которую посещали дети Анны и Ионаса. В 1695 году сын Дальхоффа, который служил на королевском флоте, женился на старшей дочери Ионаса Свендсена. С тех пор юный Беринг постоянно слышал от новой родни увлекательные рассказы о морских путешествиях и баталиях.

Благодаря мужу сестры Витус стал частенько бывать на кораблях и водить дружбу с матросами. Он был очарован романтикой их жизни. Особенно его интересовали экспедиции в разные неисследованные уголки планеты. Уже в юном возрасте Витус в мельчайших подробностях изучил материалы экспедиций датского путешественника Йенса Мунка, который совершил морское путешествие в Гренландию и побывал в Индии.

Начало морской карьеры

Родители Беринга не жалели своих скудных средств на то, чтобы дать детям самое лучшее образование. Благодаря их усилиям старшие братья Витуса смогли поступить в университет Копенгагена. Однако юного Беринга не привлекала карьера юриста или доктора. Окончив школу, он в 14 лет вместе с двоюродным братом Свеном записался матросом на голландский корабль.

Первые путешествия

Вместе со Свеном и другом детства Сиверсом, который много лет спустя стал русским адмиралом, Витус Беринг дважды совершил плавание в Ост-Индию, пересек Атлантический океан, побывал на Карибах и в североамериканских европейских колониях.

Будучи уже достаточно опытным моряком, молодой человек осознал, что ему не хватает теоретических знаний, и поступил на учебу в морской кадетский корпус в Амстердаме, считавшийся одним из лучших в мире. В период учебы он заслужил похвалы преподавателей, которые в один голос утверждали, что из Витуса Ионассена Беринга выйдет превосходный капитан.

Судьбоносное предложение

В 1703 году Витус Беринг познакомился с Корнелием Крюйсом. Последний хотя и был норвежцем по происхождению, но уже более 10 лет служил на русском флоте и имел чин вице-адмирала. По приказу Петра Первого Крюйс ездил по Европе и нанимал толковых специалистов-иностранцев. Он разглядел в молодом кадете, проходившем учебу на последнем курсе, будущего известного исследователя и предложил поступить на службу в русский флот. Витус Ионассен Беринга сразу же оценил перспективы, которые перед ним открывались, и принял предложение Крюйса.

Первые годы службы в России

По рекомендации Крюйса Витуса Беринга зачислили в Балтийский военно-морской флот, присвоив чин подпоручика. В 1704 году он приехал в Россию, которая отныне стала его новой родиной. Сначала Витус Беринг стал командовать судном, доставлявшим лес на остров Котлин, где по приказу Петра Первого осуществлялось строительство крепости Кронштадт. Прилежание и рвение молодого датчанина не остались незамеченными - уже через 4 года Берингу присвоили чин поручика.

Дальнейшая карьера

В последующие несколько лет карьера Беринга пошла по нарастающей.

В 1710 году его корабль направили на побережье Финского залива для ведения наблюдения за шведской флотилией. Через несколько месяцев ему было присвоено звание капитана-лейтенанта, он был направлен на Азовский флот, где командовал парусной шнявой «Мункер».

В 1711 Беринг принял участие в походе Петра Первого в Молдавию, находящуюся в вассальной зависимости от Османской империи. После неудачного завершения этой компании он был направлен на Балтийский флот. В 1715 году ему присвоили чин капитана 4 ранга и отправили в Архангельск командовать судном «Селафаил». На этом корабле Беринг побывал в Копенгагене. Этот поход стал последним посещением родной Дании в жизни мореплавателя, который большую часть своей жизни провел в России.

В 1716 году Витус Беринг, биографии которого посвящена эта статья, принял командование над парусником «Перл». На этом судне он ходил к Бронкгольму.

К 1720-му году Беринг уже имел чин капитана 2 ранга, а под его командованием был фрегат на 90 пушек «Марльбург».

Отставка

Несмотря на все карьерные достижения, Беринг считал себя незаслуженно обойденным наградами. В частности, его очень задевало то обстоятельство, что за 17 лет службы он не получил чин капитана первого ранга.

В 1724 году мореплаватель написал прошение об отставке и был отправлен на покой. Когда об этом узнал Петр Первый он выразил крайнее неудовольствие Ф. М. Апраксину, который на тот момент был генерал-адмиралом русского флота. Царь приказал объявить на Коллегии, что Беринг возвращен в морской флот с назначением капитаном первого ранга. Уже через несколько дней после этого разговора Витуса отозвали из отставки и утвердили в должности командира фрегата «Селафаил».

Первая экспедиция на Камчатку

Как известно, одним из достижений царя-реформатора было создание условий для научного изучения географии страны и сопредельных земель. В конце 1724 года он подписал указ об организации Камчатской экспедиции. Согласно этому документу Коллегии Адмиралтейства поручалось найти кандидатуру для ее руководителя. После долгих обсуждений было решено назначить командиром экспедиции Витуса Беринга.

Задачи

Согласно распоряжениям Петра I, Первая Камчатская экспедиция Витуса Беринга должна была дать ответ на несколько вопросов, которые волновали всех мореплавателей, бороздивших северные широты.

Для этого ей было предписано:

  • отправиться на Камчатку;
  • соорудить один-два палубных бота;
  • выдвинуться на них вдоль побережья в северном направлении в поисках Американского континента;
  • установить место, где этот материк соединяется с Азией;
  • высадиться на территории Америки;
  • нанести все полученные данные на географические карты.

Ход экспедиции

Путешественник Витус Беринг вместе с остальными исследователями Камчатки выехали из Петербурга в начале 1725 года. Почти 2 года на речных судах, пешком, на телегах и на санях они добирались до Охотска. Дождавшись весны, Беринг и его команда отправились к устью Камчатки на собачьих упряжках и лодках. Летом 1728 на восточном побережье полуострова они завершили строительство бота «Святой Гавриил». Сразу же после спуска на воду судно выдвинулось на северо-восток вдоль побережья материка. В ходе этой экспедиции на карте мира появились:

  • Карагинский залив;
  • бухта Провидения;
  • остров св. Лаврентия;
  • Анадырский и залив Креста.

Важнейшим открытием экспедиции стал Берингов пролив. Витус Беринг вместе с товарищами вошел через него в Чукотское море и повернул домой. Хотя он не смог дойти до побережья Северной Америки, он посчитал свою задачу выполненной, так как установил, что этот материк не соединяется с Азией. Обогнув Камчатку с южной стороны, Беринг нанес на карту незамерзающую Авачинскую губу, а также Камчатский залив. Весной 1730 года мореплаватель прибыл с командой в Охотск и вернулся в Петербург тем же путем, который экспедиция преодолела, стартовав 5 лет назад.

В столице

По возвращении Витуса Беринга (что открыл путешественник на Камчатке, см. выше) им был представлен доклад, в котором мореплаватель утверждал, что Камчатка и Северная Америки находятся в непосредственной близости друг от друга, что позволяет организовать торговлю с местными коммерсантами. Кроме того, путешественник призывал к активному хозяйственному освоению Сибири, где по его предположениям можно было добывать железо и заниматься землепашеством.

Вторая Камчатская экспедиция: подготовка

Беринг не собирался останавливаться на достигнутом. Он представил в Адмиралтейство планы исследования северо-восточного российского азиатского побережья и разведки морских путей к Америке и к Японским островам.

Хотя задание Петра Первого (побывать на берегах Америки) не было выполнено, мореплаватель получил 1000 рублей премии и чин капитана-командора.

В 1733 году Витус Беринг был назначен руководителем Второй Камчатской экспедиции, которая должна была завершить то, что не удалось в ходе первого путешествия.

В начале 1734 года новоиспеченный капитан-командор выехал в Якутск, где в течение трех лет занимался организацией экспедиции. Местные власти вставляли ему палки в колеса, поэтому лишь в 1740 года из Охотска к востоку Камчатки отправились два пакетбота «Святой Павел» и «Святой Петр».

Ход экспедиции

В июле 1741 года корабли подошли к побережью Северной Америки. Обратно они проследовали вдоль Алеутской гряды и продолжили путь, исследуя южную береговую линию Аляски. В ходе экспедиции были открыты острова:

  • Св. Стефана;
  • Кадьяк;
  • Шумагинские;
  • св. Иоанна;
  • св. Маркиана;
  • Евдокеевские.

Смерть

Обратный путь Второй Камчатской экспедиции был очень трудным. В течение многих месяцев «Святой Петр» находился в море, так как был сильный туман, из-за которого не было возможности определить его местонахождение хотя бы по звездам. У членов экспедиции началась цинга, от которой скончалась часть моряков. Долгие годы считалось, что эта болезнь поразила и самого Беринга, однако исследование его останков, выполненное в 90-х годах прошлого века, показало, что зубы командора не были повреждены цингой.

Через некоторое время корабль стал практически неуправляемым, тем более что экипаж сильно поредел, а сам Беринг руководил им, уже будучи серьезно больным.

В первые дни ноября 1741 года моряки экспедиции увидели перед собой заснеженную землю, впоследствии получившую название острова Беринга. Они приняли решение перезимовать на суше, однако уже через месяц большинство больных членов экипажа погибло. В их числе был и Витус Беринг.

Конец экспедиции

После смерти Беринга командование принял штурман Свен Ваксель. Вместе с 46 выжившими членами экипажа он построил гукор, названный «Св. Петром», на котором в августе 1742 года достиг Авачинской губы. Потребовалось еще немало времени, чтобы участники экспедиции добрались до Петербурга и сообщили о кончине Беринга.

Признание заслуг

Географические объекты, названные в честь Витуса Беринга, сегодня известны всем. Однако заслуги мореплавателя были оценены лишь через многие годы после его смерти. В частности, Берингов пролив был назван так по настоянию Джеймса Кука.

Англичанин достиг Алеутских островов в начале октября 1778 года. Там он встретил русских охотников и получил от них карту, составленную членами экспедиции Беринга. Кук перерисовал ее, назвав пролив, разделяющий Азию и Америку, именем своего скончавшегося предшественника Беринга.

Личная жизнь

В 1713 году Витус Беринг (что открыл, вам уже известно) вступил в брак с Анной Христианой Пюльсе, которая была дочерью коммерсанта из Швеции. Спустя три года у пары родился первенец, названный в честь отца, однако ребенок скончался во младенчестве. После этого супруга Беринга рожала много раз, но из детей Берингов выжили только дочь Анна и трое сыновей.

Память

Первый монумент Витусу Берингу установили в Петропавловске-Камчатском. Точная дата его сооружения не сохранилась, однако его описание было дано в 1827 году одним английским путешественником, посетившим этот город.

В 2016 году на острове, названном в честь командора, был установлен памятник Витусу Берингу. Он представляет собой ростовую скульптуру из бронзы работы скульптора И. П. Вьюева.

Кроме географических объектов в честь путешественника были названы:

  • улицы во многих городах России: в Санкт-Петербурге, в Мурманске, в Якутске, Нижнем Новгороде, Томске, Астрахани, Артеме, Находке и в Петропавловске-Камчатском;
  • дизель-электроход;
  • один из самолетов «Аэрофлота».

Кроме того, в городе Петропавловске-Камчатском действует КАМГУ имени Витуса Беринга. А еще имя мореплавателя стало брендом датских наручных часов Bering.

Теперь вам известна биография Витуса Беринга. Этот датский мореплаватель, посвятивший жизнь служению России, навсегда вошел в мировую историю благодаря своим географическим открытиям, поставившим его в один ряд с величайшими путешественниками всех времен.

мореплаватель-датчанин, капитан-командор русского флота

Руководил 1-й и 2-й Камчатскими экспедициями. Прошёл между Чукотским полуостровом и Аляской, подтвердив наличие разделяющего их пролива (впоследствии пролив между Россией и США был назван Берингов пролив ), достиг Северной Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды.

Именем великого мореплавателя названы остров, пролив, подводный каньон, река, озеро, ледник, два мыса, улица в городе Петропавловск-Камчатский, море на севере Тихого океана, а также Командорские острова. В археологии северо-восточную часть Сибири, Чукотку и Аляску (которые, как сейчас считается, соединялись ранее полоской суши) часто называют общим термином Берингия .

Краткая хронология

1703 г. окончил Амстердамский морской кадетский корпус

1704 г. в чине подпоручика поступил на службу в Российский флот, на Балтику

1710-12 гг. переведен на Азовский флот, участвовал в войне с Турцией

1715 г. произведён в капитаны 4 ранга

1725-30 гг. возглавлял Первую Камчатскую экспедицию , обследовал и нанес на карту Тихоокеанское побережье Камчатки и Северо-Восточной Азии

1733-41 гг. возглавлял Вторую Камчатскую экспедицию , в ходе которой удалось нанести на карту северное и восточное побережье России, внутренние территории Восточной Сибири, разведали пути в Америку и Японию, открыли побережье Северо-Западной Америки, острова Курильской и Алеутской гряд

1741 г. в тяжелых условиях вынужденной зимовки на острове, впоследствии названным именем Беринга, капитан-командор скончался. Похоронен великий мореплаватель на острове Беринга в бухте Командор.

История жизни

Беринг Витус Йонассен родился в 1681 году в датском городе Хорсенс, закончил кадетский корпус в Амстердаме в 1703 году, в том же году принят в Балтийский флот в чине подпоручика, в 1707 году произведен в поручики. В 1710 году переведён на Азовский флот, произведён в капитан-лейтенанты, командовал шнявой "Мункер". В 1712 году переведен в Балтийский флот, в 1715 году произведён в капитаны 4 ранга.

В 1716 году командовал кораблем "Пёрл". В 1717 году произведён в капитаны 3 ранга. В 1719 году командовал кораблём "Селафаил". В 1720 году произведён в капитаны 2 ранга, командовал кораблём "Мальбург", затем - кораблём "Лесное". В 1724 году уволен по прошению со службы, а затем вновь принят на службу командиром "Селафаила" в чине капитана 1 ранга.

С 1725 по 1730 гг. - начальник Первой Камчатской экспедиции . В середине лета 1728 года обследовал и нанес на карту Тихоокеанское побережье Камчатки и Северо-Восточной Азии. Открыл два полуострова (Камчатский и Озерный), Камчатский залив, Карагинский залив с островом Карагинским, залив Креста, бухту Провидения и остров Святого Лаврентия.

В Чукотском море, пройдя пролив (позже названный Беринговым), экспедиция достигла 62° 24′ с. ш., но из-за тум ана и ветра не обнаружила землю и повернула назад. В следующем году Берингу удалось продвинуться от Камчатки на восток на 200 километров, осмотреть часть камчатского берега и выявить Авачинский залив и Авачинскую бухту. Первооткрыватель впервые выполнил съемку свыше 3500 километров западной береговой черты моря, позже названного Беринговым.

В 1730 году произведён в капитан-командоры.

После возвращения в конце апреля 1730 года в Санкт-Петербург Беринг предложил план исследования северного побережья континента и достижения морем устья Амура, Японских островов и Америки.

Беринг был назначен начальником Второй Камчатской (Великой Северной) экспедиции , его заместителем стал А. Чириков. 4 июня 1741 года Беринг и Чириков, командуя двумя пакетботами, направились от берегов Камчатки на юго-восток в поисках "земли Жуана да-Гамы", помещавшейся на некоторых картах XVIII века между 46 и 50° с. ш. Больше недели первопроходцы тщетно искали в северной части Тихого океана хотя бы клочок суши. Оба корабля взяли курс на северо-восток, но 20 июня из-за густого тумана разлучились навсегда. Три дня Беринг разыскивал Чирикова: он прошел на юг около 400 километров, потом двинулся на северо-восток и впервые пересек центральную акваторию залива Аляска. 17 июля за 58° с. ш. заметил хребет (Святого Ильи), но радости от открытия Американского побережья не испытал: чувствовал себя плохо из-за обострившейся сердечной болезни.

В августе - сентябре, продолжая плавание вдоль берегов Америки, Беринг открыл остров Туманный (Чирикова), пять островов (Евдокеевские), снеговые горы (Алеутский хребет) на "матером берегу" (полуостров Аляска), у юго-западного края которого обнаружил острова Шумагина и впервые встретился с алеутами. Продолжая идти на запад, иногда на севере видел сушу - отдельные острова Алеутской гряды . 4 ноября волна прибила корабль к земле, оказавшейся островом. Здесь капитан-командор скончался; от цинги умерли 14 человек из его отряда. Остров впоследствии был назван именем Беринга.

Похоронен на острове Беринга в бухте Командор . На месте гибели Беринга стоит четыре памятника. Непосредственно на месте захоронения на сегодняшний день стоят железный крест высотой 3,5 м. У его подножия чугунная доска с надписью: "1681-1741. Великому мореплавателю капитан-командору Витусу Берингу от жителей Камчатки июнь 1966 года".

Будучи любознательным по природе и, как просвещённый монарх, озабоченным выгодами для страны, первый русский император живо интересовался описаниями путешествий. Царь и его советники знали о существовании Аниана – так назывался тогда пролив между Азией и Америкой – и рассчитывали использовать его в практических целях. В конце 1724 года Петр I вспомнил «…то, о чем мыслил давно и что другие дела предпринять мешали, то есть о дороге через Ледовитое море в Китай и Индию… Не будем ли мы в исследованиях такого пути счастливее голландцев и англичан?…» и, не откладывая в долгий ящик, составил приказ об экспедиции. Её начальником был назначен капитан 1-го ранга, позднее – капитан-командор, 44-летний Витус Йонассен (в русском обиходе – Иван Иванович) Беринг, уже 21 год служивший в России. Царь вручил ему собственноручно написанную секретную инструкцию, согласно которой Беринг должен был большой массив суши, якобы протягивающийся в северо-западном направлении вблизи побережья Камчатки достичь большой массив суши, якобы протягивающийся в северо-западном направлении вблизи побережья Камчатки , пройти вдоль побережья, выяснить, соединяется ли она с Северной Америкой, и проследить побережье материка к югу до владений европейских государств. Официальная же задача состояла в разрешении вопроса, «сошлася ли Америка с Азией», и открытии Северного морского пути.

Состоявшая вначале из 34 человек, отправилась в дорогу из Петербурга 24 января 1725 года. Двигаясь через Сибирь, шли до Охотска на лошадях и пешком, на судах по рекам. Последние 500 км от устья Юдомы до Охотска наиболее тяжёлые грузы тащили, сами впрягаясь в нарты. Страшные морозы и голод сократили состав экспедиции на 15 человек. Передовой отряд во главе с В. Берингом прибыл в Охотск 1 октября 1726 г., а замыкавшая экспедицию группа лейтенанта Мартына Петровича Шпанберга, датчанина на русской службе, добралась туда только 6 января 1727 г. Чтобы дожить до конца зимы, людям пришлось построить несколько изб и сараев.

Дорога через просторы России заняла 2 года. На всем этом пути, равном четвёртой части длины земного экватора, лейтенант Алексей Ильич Чириков определил 28 астрономических пунктов, что позволило впервые выявить истинную широтную протяженность Сибири, а, следовательно, и северной части Евразии.

Из Охотска на Камчатку участники экспедиции добирались на двух небольших судах. Для морского продолжения странствия пришлось строить и снаряжать бот «Св. Гавриил», на котором 14 июля 1728 года экспедиция вышла в море.

Как отмечают авторы «Очерков по истории географических открытий», В.Беринг, неверно поняв замысел царя и нарушив инструкцию, которая предписывала сначала пройти от Камчатки на юг или восток, взял курс на север вдоль побережья полуострова, а затем на северо-восток вдоль материка.

«В результате, – говорится далее в «Очерках…», – было заснято более 600 км северной половины восточного берега полуострова, выявлены полуострова Камчатский и Озерной , а также Карагинский залив с одноимённым островом… Моряки положили на карту также 2500 км береговой линии Северо-Восточной Азии. Вдоль большей части побережья они отметили высокие горы, и летом покрытые снегом, подступающие во многих местах прямо к морю и возвышающиеся над ним подобно стене». Кроме того, они открыли залив Креста (не зная, что он уже был открыт К.Ивановым), бухту Провидения и остров Св. Лаврентия .

Однако искомая часть суши всё не показывалась. В. Беринг, не видя ни американского берега, ни поворота на запад берега чукотского, приказал А.Чирикову и М.Шпанбергу письменно изложить свои мнения, можно ли считать доказанным наличие пролива между Азией и Америкой, следует ли двигаться далее к северу и как далеко. В результате этого «письменного совещания» Беринг решил идти далее к северу. 16 августа 1728 года моряки прошли через пролив и оказались в Чукотском море. Затем Беринг повернул назад, официально мотивируя своё решение тем, что сделано всё полагающееся по инструкции, берег далее к северу не простирается, а «к Чукоцкому, или Восточному, углу земли никакой не подошло». Проведя ещё одну зиму в Нижнекамчатске, летом 1729 года Беринг опять сделал попытку достичь американского берега, но, пройдя чуть больше 200 км, из-за сильного ветра и тумана приказал вернуться.

Первая экспедиция описала южную половину восточного и небольшую часть западного берега полуострова на протяжении более 1000 км между устьями Камчатки и Большой, выявив Камчатский залив и Авачинскую губу . Совместно с лейтенантом А.И. Чириковым и мичманом Петром Авраамовичем Чаплиным Беринг составил итоговую карту плавания. Несмотря на ряд погрешностей, эта карта была значительно точнее предыдущих и получила высокую оценку Д.Кука. Подробное описание первой в России морской научной экспедиции сохранилось в судовом журнале, который вели Чириков и Чаплин.

Северная экспедиция не достигла бы успехов без вспомогательных походов, которыми руководили казачий полковник Афанасий Федотович Шестаков, капитан Дмитрий Иванович Павлуцкий, геодезист Михаил Спиридонович Гвоздев и подштурман Иван Федоров.

Именно М.Гвоздев и И.Фёдоров завершили открытие пролива между Азией и Америкой, начатое Дежневым и Поповым. Они осмотрели оба берега пролива, острова, расположенные в нём, и собрали все материалы, нужные для того, чтобы положить пролив на карту.

Вернувшись из экспедиции, Беринг предложил правительству план новой большой экспедиции и выразил готовность принять в ней участие. В 1733 году он был назначен начальником Второй Камчатской экспедиции. Его помощником («товарищем») стал А.И. Чириков , к этому времени уже капитан.

Их задачей было исследование американских берегов от Камчатки. Одновременно М.Шпанберг должен был плыть к Японии и установить с ней связь, а несколько отрядов – нанести на карты северные берега России от Печоры до крайнего северо-востока и по возможности до Камчатки. Был также сформирован Академический отряд, задачей которого было исследование внутренних районов Сибири. Северные отряды работали самостоятельно, однако вся их деятельность контролировалась В.Берингом. Работа экспедиции была рассчитана на 6 лет.

В начале 1734 г. В. Беринг собрал всех участников экспедиции в Тобольске. Отсюда вышли несколько сухопутных партий геодезистов для изучения побережья океана. Сам Беринг направился в Якутск , где ему пришлось провести три года. Там под его руководством были построены железоделательный завод и канатная мастерская, организованы сбор смолы, изготовление такелажа для судов и отправка в Охотск снаряжения и продовольствия для отряда М.Шпанберга.

Всего в Якутске собралось около 800 участников экспедиционных отрядов. Местная администрация, которую раздражала неподкупность и требовательность Беринга, чинила препятствия заготовке продовольствия и снаряжения, писала на упрямого «немца» доносы в Петербург. Однако В. Беринг покинул Якутск, лишь убедившись, что команда вполне обеспечена провизией. В Охотске ему также пришлось столкнуться с беспорядком и коррупцией местных властей. Столичное же начальство, как водится на Руси, доверяло доносам бездельников и взяточников, а не рапортам честного и педантичного Беринга.

Наконец, в начале сентября 1740 года В. Беринг отплыл из Охотска на двух 200-тонных судах с экипажами в 75 человек. Корабли были названы по именам апостолов Христа – «Св. Пётр» и «Св. Павел». Экспедиция провела зиму на восточном берегу Камчатки, у Авачинской губы. А 4 июня 1741 года, через восемь лет после отъезда из Петербурга, корабли Беринга и Чирикова вышли к берегам Америки. В составе экспедиции были молодой учёный Георг Вильгельм Стеллер и Свен (Ксаверий) Лаврентьевич Ваксель, оставившие интересные описания этого плавания.

Как упоминалось выше, на немецкой карте, которой пользовался Беринг, была нанесена мифическая суша. В поисках этой несуществующей земли В. Беринг пошел сначала на юго-восток, к указанным на этой карте координатам. Потеряв напрасно больше недели и убедившись, что никакой суши в этой части океана нет, корабли взяли курс на северо-восток. Но 20 июня на море пал густой туман, и корабли навсегда разлучились. С этого дня «Св. Пётр» и «Св. Павел» совершали плавания в автономном режиме.

«Св. Петр» достиг наконец американского берега 17 июля 1741 года. С палубы корабля был виден берег и – вдали – почти сливающийся с облаками снеговой хребет Св. Ильи с вершиной – горой Св. Ильи высотой в 5488 м. Цель, поставленная императором 17 лет назад, была достигнута. Но шестидесятилетний капитан-командор не разделял радости и торжества команды. Он страдал от цинги, не знал точно координат местонахождения судна; остро переживая потери и неудачи, бывалый мореплаватель видел будущее в мрачном свете.

Не приближаясь к материку, В. Беринг 4 дня двигался на запад вдоль побережья. 21 июля он отправил людей за пресной водой и, не наполнив даже всех бочек, несмотря на штормовую погоду, взял курс на запад, к берегам Азии.

Цинга уже свалила треть экипажа. 10 августа, отчаявшись продвинуться вперёд из-за сильного встречного ветра, В. Беринг решил идти прямо на Камчатку. 29 августа моряки открыли у юго-западной оконечности Аляски «безлесные и пустынные острова». Капитан-командор назвал их «Островами Шумагина» – в память матроса, похороненного на одном из них. Двигаясь всё время на запад в открытом море, моряки периодически видели на севере землю – это была Алеутская цепь. Там русские впервые встретились с местными жителями – алеутами.

Когда 4 ноября вдали показались высокие горы, покрытые снегом, моряки ошибочно решили, что подошли к Камчатке. Высадившись на берег, вырыли в песке прямоугольные ямы. Чтобы приспособить их для жилья, сделали крыши из парусов. Многие болели цингой. 20 человек умерли. Только 10 моряков ещё держались на ногах. Больной Беринг лежал, не поднимаясь. Как писал в «Земном круге» С.Н. Марков, «…о том, что было дальше, знают все. Песцы глодали ботфорты Беринга, когда он ещё был жив. В предсмертных мучениях Беринг зарывался в песок, чтобы хоть немного согреться». Пролежав так целый месяц, 6 декабря 1741 г. он умер.

Земля, к которой прибило его судно, получила позднее его имя и называется островом Беринга, а всю группу в честь погибшего капитан-командора окрестили Kомандорскими островами . «Море, открытое Ф. Поповым и С. Дежнёвым, по которому В. Беринг в 1728 г. так мало плавал, было названо Беринговым, пролив, через который не он первый прошел, а те же Ф. Попов и С. Дежнёв, нанесенный на карту не им, а М. Гвоздевым и И. Федоровым, наречён по предложению Д.Кука Беринговым проливом. К несчастливому капитан-командору Витусу Берингу… пришла исключительная посмертная слава»

Команду принял Свен Ваксель как старший офицер экипажа. Обойдя новую землю, моряки убедились, что находятся на острове. Зимовка была тяжёлой: частые штормы ураганы, неожиданные землетрясения, цинга… К лету 1742 года в живых оставалось 46 человек, в том числе десятилетний сын К.Л. Вакселя Лоренц, будущий офицер русского флота Лаврентий Ксаверьевич Ваксель.

Корабль «Св. Пётр» был сильно разрушен, и его пришлось разобрать, чтобы из его частей построить небольшое судно того же имени. Поскольку все три корабельных плотника умерли от цинги, судостроением занялся красноярский казак Савва Стародубцев и успешно завершил сооружение нового судна. 13 августа путешественники вышли в море и, по причине штиля двигаясь большей частью на вёслах, 26 августа 1742 г. достигли Петропавловска.

Судя по историческим и археологическим данным, принадлежность останков из захоронения А12* капитан-командору Витусу Берингу не вызывает сомнений. Это, безусловно, облегчает судебно-медицинскую идентификацию личности. И все-таки лишь исследования скелета могли дать исчерпывающий ответ. К ним мы и приступили осенью прошлого года в Москве, в Институте судебной медицины. В работе — и на острове Беринга, и в лабораториях Петропавловска-Камчатского, и в Москве — мне постоянно помогали: антрополог Андрей Белковский, историко-географ Сергей Епишкин, коллега по институту Михаил Березовский. Я благодарен также всем коллегам по отделу, без помощи которых эта работа была бы невозможна.

Останки Беринга сохранились несравненно лучше других. Сказалось, видимо, то, что капитан-командор — единственный из всех погребенных в этом могильнике был похоронен в гробу, хотя и без дна, сколоченном, вероятно, из толстых корабельных досок. Тем не менее очертания тела были весьма фрагментарны и лишь приблизительно соответствовали прижизненным контурам. Пришлось восстанавливать фрагменты черепа и длинных трубчатых костей. Реконструкция черепа — работа кропотливая и тонкая — осуществлялась двумя способами. Мы, сделав множество расчетов, математически смоделировали его, а М.Н.Елистратова, крупнейший специалист в этой области, полагаясь на свой опыт и интуицию, пользовалась методом пластической реконструкции. И наш вариант, и ее оказались очень близки.

Не буду вдаваться в подробности и рассказывать о средствах и методах изучения останков, это сугубо специальная область, скажу только, что мы старались быть предельно объективными, но, естественно, радовались, когда полученные данные совпадали с фактами исторических документов.

Итак, нам удалось установить, что исследуемые останки принадлежат мужчине европеоидной расы (более конкретно — среднеевропейскому расовому типу), который распространен по всей Европе, но основной ее ареал — Североевропейская равнина — от Атлантики до Волги. (Известно: Беринг — датчанин.) Диагностика пола показала, что репродуктивная функция у индивида не нарушена и он мог иметь, по крайней мере генетически, многочисленное потомство. (Один лишь факт: жена Беринга, Анна Матвеевна, отважившаяся сопровождать мужа в экспедициях, только за пять лет экспедиционной жизни потеряла пятерых детей...) Роста человек был среднего (немногим более или менее 170 см), веса — среднего (немногим более 70 кг); наиболее вероятен мускульный тип телосложения. Возраст — от 57 до 66 лет, предположительно — 61 с половиной. (Беринг родился в 1681 году, умер в 1741-м.)

Размеры скелета, как я сказал, средние, а вот кости, особенно лопаток и конечностей очень массивные; сильно выражен мышечный рельеф. Несколько лет назад мы производили идентификацию костных останков чемпиона мира 1922 года по тяжелой атлетике Сауля Халлапа, и меня тогда поразила степень адаптации скелета к силовым нагрузкам. Так вот, исследуемый нами индивид мало чем уступал С.Халлапу и не мог не выделяться своей физической силой. Вне сомнения, для него с юности была привычной работа, связанная с поднятием тяжестей. (Беринг всю жизнь был связан с морем, а работа моряка на парусном флоте — для сильных людей.)

Установлены и заболевания, которые перенес Беринг в старшем детском возрасте, и одно из них — краниостеноз — могло отзываться головными болями всю жизнь. Остеохондроз, развитие деформирующего артроза — это уже болезни стареющего Беринга, но вот хорошее в целом состояние зубов опровергает предположение, ходившее до сих пор, что он умер от цинги. Причина смерти пока не установлена. Очевидцы пишут об «антоновом огне», который «сжег» его, но это название нескольких болезней. Быть может, проведенный спектральный анализ костей прояснит вопрос. Есть предположение об инфекционном гепатите, разносчиками которого были корабельные крысы.

Теперь попробуем нарисовать портрет Витуса Беринга — на основе исследований признаков внешности. Лицо асимметричное: левая часть более высокая и узкая, правая — более широкая и низкая. Это так называемый левый тип асимметрии головы, характерный для большинства людей. Нос довольно узкий, лоб тоже. Глазницы высокие. Шея толстая и мускулистая.

Это лишь отдельные штрихи словесного портрета, в научном описании он куда как подробнее и сложнее. И когда мы сопоставили этот подробный словесный портрет с прижизненным портретом дяди (1617—1675) Витуса Беринга (а именно этот портрет принимали — правда, предположительно — за портрет самого капитан-командора), то установили, что из 34 сравниваемых признаков только половина — общая. В основном различия касаются полноты. У дяди лицо одутловатое, как бы болезненно «опухшее», со сглаженными чертами, набухшими веками. У человека из захоронения А12, судя по фактуре костной ткани черепа, лицо средней полноты с умеренным жироотложением в области щек и подбородка.

Вывод однозначен: это разные люди, но, вполне вероятно, родственники. Любопытно и сравнение «нашего» Беринга с фотографией, сделанной с литографии его праправнука А.А.Тимашова-Беринга (1812—1872). Эту фотографию нам предоставили после завершения реконструкции, и мы с удовлетворением отметили, что, несмотря на различия высоты лба и строения подбородка,—сходство явное, заметное даже непосвященному.

К скульптурной реконструкции головы Беринга мы шли долго. Вот, смотрите, на снимке: череп, найденный в захоронении; череп, точнее, гипсовый слепок, сделанный еще на Командорах; череп с восстановленными носом и челюстью; череп с восстановленной половиной лица; гипсовая голова, но еще без волос. И наконец — бюст, тонированный под бронзу, с прической и в мундире. При создании этого бюста мы пользовались методом реконструкции антрополога М.М.Герасимова.

Мы несколько омолодили Беринга — бюст изображает человека лет 50-55. Этот период в жизни Беринга был предельно насыщен событиями. Изображенный находится в состоянии душевного равновесия. Голова слегка обращена влево, веки чуть приопущены. Именно такое положение головы, по мнению психологов, характерно при выполнении зрительно-пространственных задач, восприятия музыки и ритмических звуков природы. Взгляд как бы обращен внутрь себя. Командор словно эмоционально оценивает обращенные к нему вопросы.

Много сомнений мы испытали по поводу прически. Не секрет, что у мужчин, страдающих нраниостенозом, наблюдается раннее облысение. Мы посчитали возможным — более скульптурным, что ли, — изобразить лобные залысины и теменную лысину, когда они еще не объединились.

Особенности прически и мундира моделировались по историческим материалам 1732—1742 годов. Тогда уже уходили в прошлое пышные парики стиля Луи, в моду входили прусские парики — стянутые волосы, косички с бантом. Но до парика ли было моряку, находящемуся в долгом плавании? Потому мы и остановились на гладко зачесанных волосах, стянутых бантом в косичку.

Да и с мундиром были сложности. Капитальный труд А.Висковатова по истории одежды (1896 г.) подсказывал, что во времена Петра I и некоторое время после морские офицеры носили скорее всего форму пехотных или артиллерийских офицеров. На Беринге — форма, близкая к форме офицеров Семеновского полка, которая была в 30-х годах XVIII века.

Реконструкция социальных характеристик человека только по результатам морфологических особенностей скелета — вещь заманчивая, но, прямо скажем, малонадежная. Хотя известны мастерские зарисовки характеров давно ушедших людей, созданные по скелетам рентгенологом Д.Г.Рохлиным и антропологом М.М.Герасимовым.

При реконструкции характера человека из погребения А12 можно исходить из установленной конституции — классический мускульный тип, предполагающий достаточно спокойный и уравновешенный характер. Определенное влияние на характер могли оказать заболевания, однако прекрасное состояние зубов и синхронное старение скелета позволяют утверждать, что это был внимательный к своему здоровью человек, активно противостоящий экстремальным условиям жизни.

Не противоречит нашим выводам и характеристика Беринга, данная Георгом Стеллером: «Покойный капитан-командор Витус Беринг был по рождению датчанин, по вере праведный и благочестивый христианин, по поведению благовоспитанный, дружелюбный, спокойный человек, по этой причине любимый всей командой, снизу доверху.

Его привлекали к исполнению различных предприятий, из коих наиболее важными были две экспедиции на Камчатку. Он всегда стремился изо всех сил и способностей наилучшим образом выполнить порученное, хотя сам признавал и часто сетовал, что у него не хватает сил нести такое бремя.

Хотя известно, что этот человек не был рожден принимать быстрые решения и осуществлять стремительные предприятия, спрашивается, учитывая его преданность, терпение и предусмотрительность, смог ли бы другой, более нетерпеливый, сделать больше?»

Вообще каких-либо признаков, находящихся в противоречии с историческими сведениями о Беринге, при исследовании скелета не обнаружено. Однако работа еще не завершена. Предстоит установить давность захоронения (уже в Москве мы нашли в останках прапорщика Ивана Лагунова серебряный крест — он лежал между позвоночником и черепом. Надеемся, что эта находка, в частности, поможет датировке). Предстоит также сравнительное исследование внешности Беринга с внешностью его потомков, сравнительное исследование химизма костного вещества найденных останков и т.п. И еще — нас ждут новые раскопки в бухте Командор, ведь восемь захоронений членов экспедиции Беринга еще не найдены.

Наш долг состоит в том, чтобы каждый из погибших 250 лет назад был достойно, поименно перезахоронен с соблюдением христианских обрядов и воинских почестей. Перезахоронение должно состояться на острове Беринга в сентябре этого года.

* Маркировка найденных погребений проведена с севера на юг, последовательно: А8, А11, А12, A3, А4 и А9. По реконструкции А.Шумилова, А.Станюковича и С.Епишкина, рядом с В.Берингом могли быть захоронены:
А9 — прапорщик (комиссар) Иван Лагунов (8.01.1742);
А4 — подшкипер Никита Хатяинцев (9.11.1741);
A3 — штурман Андрис Эйзельберг (22.11.1741);
А11 — морской гренадер Иван Третьяков (17.11.1741);
А8 — морской солдат Федор Панов (2.01.1742).

Виктор Звягин, доктор медицинских наук, профессор, заведующий отделом Института судебной медицины

Россия - самая необыкновенная и удивительная страна на свете. Это не формула официального патриотизма, это сущая правда. Необыкновенная, потому что бесконечно разнообразная. Удивительная, потому что всегда непредсказуемая. Нежное и ласковое весеннее солнце за десять минут тонет в смертоносном снежном буране, а вслед улетевшей черной туче светит яркая тройная радуга. Тундры сочетаются с пустынными барханами, болотистая тайга сменяется муссонными лесами, а необозримые равнины плавно переходят в столь же безграничные горные массивы. Через Россию проносят свои воды величайшие реки Евразии - ни в какой другой стране мира нет такого изобилия великих текучих вод. , Обь, Иртыш, Енисей, Амур... И крупнейшие озера мира - соленый Каспий и пресный . И самые протяженные в мире степи - от берегов Донца до Приамурья. Под стать географическому изобилию - разнообразие народов, их обычаев, религий, культур. Оленеводы-ненцы ставят свои чумы рядом с благоустроенными многоэтажками. Тувинцы и буряты кочуют со стадами и юртами вдоль федеральных трасс. В Казанском кремле большая новая мечеть соседствует со старинным православным собором; в городе Кызыле буддийский субурган белеет на фоне златоглавой церкви, а неподалеку от них ветерок треплет разноцветные ленточки у входа в шаманскую юрту...

Россия - страна, в которой не соскучишься. Все полно неожиданностей. Прекрасное асфальтовое шоссе внезапно сменяется разбитой грунтовкой, а та уходит в непролазное болото. На преодоление последних 30 километров пути, бывает, требуется втрое больше времени, чем на предшествующие десять тысяч. И самое неожиданное в этой загадочной стране - люди. Умеющие жить в самых трудных, даже невозможных природных условиях: в комариной тайге, в безводной степи, на высокогорьях и в затопляемых долинах, при 50-градусной жаре и 60-градусном морозе... Научившиеся выживать, замечу, кстати, под гнетом всевозможных властей, ни одна из которых никогда не была к ним милостива... Создавшие на этих болотах, в лесах, в степях и на горах неповторимую культуру, вернее, множество неповторимых культур. Сотворившие великую историю державы Российской - историю, тоже состоящую из бесчисленного множества великих, героических и трагических историй.

Живые свидетели исторического прошлого, творение рук известных, а в подавляющем большинстве случаев безвестных россиян - архитектурные памятники. Архитектурное богатство России велико и многообразно. В нем явлена и красота земли Русской, и изобретательность ума ее народа, и державная мощь, но главное - величие духа человеческого. Россия строилась тысячу лет в условиях самых трудных, какие только можно себе представить. Среди суровой и скудной природы, в непрерывных внешних войнах и внутренних борениях. Все великое, что было воздвигнуто на Русской земле, было воздвигнуто силой веры - веры в истину, в светлое будущее, в Бога. Поэтому в архитектурных памятниках, при всем их конструктивном, функциональном и идейном разнообразии, есть общее начало - стремление от земли к небу, от тьмы к свету.


Рассказать в одной книге обо всех замечательных местах России - природных, исторических, поэтических, промышленных, мемориальных - просто невозможно. Для этого не хватило бы и двадцати таких книг. Мы с издателями решили: я буду писать только о тех местах, где бывал сам, которые видел собственными глазами. Поэтому в нашем издании не дымится Ключевская сопка, не встают из тихоокеанских вод острова Курильской гряды, не сверкает белый покров ... В этих и во многих других местах я не бывал, мечтаю побывать и написать о них. Многие замечательные памятники истории и культуры не попали в книгу. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском и Софийский собор в Вологде, кремли Тулы и Коломны, усадьбы Воробьево в Калужской и Марьино в Курской области, здания краеведческого музея в Иркутске и драмтеатра в Самаре, Саратовская консерватория и «Городской дом» в Хабаровске... Список бесконечен.

Кроме того, мы решили не увлекаться рассказом о больших городах, о миллионных мегаполисах (ограничившись выборочным обзором архитектурных богатств Москвы и Петербурга), а отдать предпочтение России далекой, живущей в стороне от широких торных путей и от шума деловых и промышленных центров.

13:24 — REGNUM

Встреча русских с алеутами. Рисунок Свена Вакселя. 1741 год

1741 год. 19 декабря (8 декабря ст.ст.) во время второй камчатской экспедиции умирает знаменитый российский мореплаватель Витус Беринг. Остров, на котором скончался Беринг, был назван его именем.

Русская карта Дальнего Востока. 1745 год

"29 мая 1741 года началась вторая камчатская экспедиция. Из Авачинской бухты, где находится теперь Петропавловск-Камчатский, вышли два пакетбота: "Св. Петр" - под командованием начальника. экспедиции Витуса Беринга и "Св. Павел" - под командованием Алексея Чирикова.

20 июня густой туман разлучил корабли, и дальнейшее плавание они продолжали отдельно. Но оба судна достигли неизвестных берегов Америки. И открытия двух капитанов - Беринга и Чирикова - впоследствии хорошо дополнили друг друга.

Начались характерные для северной части Тихого океана ураганные ветры. Дальше продолжать плавание у американских берегов было опасно. И Беринг решил возвращаться на Камчатку.

Свирепый и затяжной шторм поджидал первопроходцев на обратном пути. Почти семнадцать суток не выпускал он пакетбот "Св. Петр" из своих объятий. Ни опытные офицеры, ни сам капитан-командор уже не могли точно определить местонахождение своего корабля.

4 ноября 1741 года вахтенный увидел землю, похожую на побережье Камчатки. К этому времени почти вся команда болела цингой. Шторм порвал ванты. Пользоваться парусами стало почти невозможно.

Гибель судна и людей казалась неминуемой. Около больного Беринга состоялся совет. Участвовали все, кто мог добраться до его каюты. После споров приняли решение подойти к берегу.

Однако и здесь первопроходцев поджидала беда. Лопнул прогнивший якорный канат, и подхваченное бурунами судно понесло к прибрежному рифу.

Вот она, гибель!.. Люди опускались на колени, молились, прощались с земной жизнью.

Но случилось чудо. Набежала огромная волна и перебросила корабль через камни. Пакетбот оказался неподалеку от берега, в спокойной воде.

Большинство участников экспедиции еще не знали, что земля эта - не Камчатка, а необитаемый, пустынный остров.

Измученные путешественники высадились на берег. Для жилья принялись выкапывать ямы. Сверху их покрывали остатками парусов.

Экипаж "Св. Петра" таял с каждым днем. Только во время высадки на берег умерло 12 человек. Больных укладывали в ямы, прикрывали парусиной и засыпали сверху песком. Это помогало согреться и спасало беспомощных людей от укусов наглых песцов. Их оказалось множество на острове, и они совсем не боялись пришельцев.

Отсутствие на неизведанной земле деревьев возмещалось выброшенным на берег плавником. Питаться в основном приходилось птицами. Потрепанный штормами "Св. Петр" был непригоден к плаванию. Необходимо было строить новый корабль из остатков старого. Но надвигалась долгая, метельная зима, и возвращение на Камчатку отложили на год.

Из 77 человек экипажа в живых осталось только 46.

8 декабря от цинги умер капитан-командор Витус Беринг. Умер он, как и другие моряки, в яме, полузасыпанный песком. Во время болезни командор не разрешал себя откапывать. Под толстым слоем песка, ему казалось, было теплее.

Командование экспедицией принял на себя старший по чину лейтенант Свен Ваксель. На офицерском совете по его предложению остров был назван именем Беринга".

Цитируется по: Бурлак В. Н. Хождение к морям студеным. М.: АиФ Принт, 2004

История в лицах

Свен Ваксель, из книги "Вторая Камчатская экспедиция Витуса Беринга" :

Капитан-командор Беринг скончался 8 декабря. Тело его привязали к доске и закопали в землю; все остальные наши покойники похоронены были без досок.

Не могу не описать печального состояния, в котором находился капитан-командор Беринг ко времени своей кончины, тело его было на половину зарыто в землю уже в последние дни его жизни. Можно было бы, конечно, найти средства помочь ему в таком положении, но он сам не пожелал этого и указывал, что те части тела, которые глубоко спрятаны в земле, сохраняются в тепле, а те, что остаются на поверхности, сильно мерзнут. Он лежал отдельно в небольшой песчаной яме - землянке, по стенкам которой все время понемногу осыпался песок и заполнил яму до половины, а так как он лежал в середине землянки, то и полечилось так, что тело его на половину было засыпано песком.

После смерти командора мне, как старшему по рангу, пришлось принять командование. Хотя в то время я лежал совершенно обессилевший от болезни, мне все же пришлось приняться за дело. Я решил руководить командой по возможности кротко и мягко, поскольку жесткость и строгость были бы при таких обстоятельствах совсем неуместными и не привели бы ни к каким результатам

Цитируется по: Ваксель С. Вторая Камчатская экспедиция Витуса Беринга. М.: Главсевморпуть, 1940

Мир в это время

В 1741 года в Омане происходит восстание против иранского шаха Надира, захватившего страну в 1737 году. В результате восстания захватчики были изгнаны из Омана.

Миниатюра с изображением Надир-шаха. Неизвестный художник. 1769 год

"На Аравийском полуострове власть турецких завоевателей никогда не была прочной. В 1633 г. в результате народных восстаний турки были принуждены покинуть Йемен, ставший независимым феодальным государством. Но они упорно держались в Хиджазе: турецкие султаны придавали исключительное значение своему номинальному господству над священными городами ислама - Меккой и Мединой, которое служило им основанием для притязаний на духовную власть над всеми "правоверными" мусульманами. Кроме того, эти города в сезон хаджжа (паломничества мусульман) превращались в грандиозные ярмарки, центры оживленной торговли, приносившей значительные доходы султанской казне. Поэтому Порта не только не налагала дани на Хиджаз, но, напротив, обязывала пашей соседних арабских стран - Египта и Сирии - ежегодно отправлять в Мекку дары для местной духовной знати и наделять щедрыми субсидиями вождей хиджазских племен, через территорию которых проходили караваны паломников. По этой же причине реальная власть внутри Хиджаза была оставлена мекканским духовным феодалам - шерифам, издавна пользовавшимся влиянием на горожан и кочевые племена. Турецкий паша Хиджаза по существу был не правителем страны, а представителем султана при шерифе.

В Восточной Аравии в XVII в., после изгнания оттуда португальцев, возникло независимое государство в Омане. Арабские купцы Омана обладали значительным флотом и, подобно европейским купцам, занимались наряду с торговлей пиратством. В конце XVII в. они отняли у португальцев остров Занзибар и прилегающее к нему африканское побережье, а в начале XVIII в. изгнали иранцев с Бахрейнских островов (позднее, в 1753 г., иранцы вернули себе Бахрейн). В 1737 г., при Надир-шахе, иранцы попытались захватить Оман, но вспыхнувшее в 1741 г. народное восстание завершилось их изгнанием. Руководитель восстания маскатский купец Ахмед ибн Сайд был провозглашен наследственным имамом Омана. Его столицами были Растак - крепость во внутренней горной части страны, и Маскат - торговый центр на морском побережье. В этот период Оман проводил независимую политику, успешно сопротивляясь проникновению европейских купцов - англичан и французов, тщетно пытавшихся получить разрешение на устройство своих факторий в Маскате".

Цитируется по: Всемирная история. Энциклопедия. Том 5. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1958



Читайте также: