Произношение согласных звуков. Произношение гласных и согласных звуков в пении Произношение согласных звуков на конце слова

Современный русский алфавит состоит из 33 букв. Фонетика современного русского числа определяет 42 звука. Звуки бывают гласные и согласные. Буквы ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак) не образуют звуков.

Гласные звуки

В русском языке 10 гласных букв и 6 гласных звуков.

  • Гласные буквы: а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я.
  • Гласные звуки: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Для запоминания гласные буквы часто записывают парами по сходному звучанию: а-я, о-ё, е-э, и-ы, у-ю.

Ударные и безударные

Число слогов в слове равно числу гласных в слове: лес - 1 слог, вода - 2 слога, дорога - 3 слога и т.д. Слог, который произносится с большей интонацией, является ударным. Гласная, образующая такой слог, является ударной, остальные гласные в слове - безударными. Положение под ударением называют сильной позицией, без ударения - слабой позицией.

Йотированные гласные

Значимое место занимают йотированные гласные - буквы е, ё, ю, я, которые означают два звука: е → [й’][е], ё → [й’][о], ю → [й’][у], я → [й’][а]. Гласные являются йотированными в том случае, если:

  1. стоят в начале слова (ель, ёлка, юла, якорь),
  2. стоят после гласного (какое, поёт, заяц, каюта),
  3. стоят после ь или ъ (ручье, ручьём, ручью, ручья).

В остальных случаях буквы е, ё, ю, я означают один звук, но однозначного соответствия нет, так как различные позиции в слове и различные сочетания с согласными этих букв рождают разные звуки.

Согласные звуки

Всего 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Несоответствие в количестве означает, что некоторые буквы могут означать разные звуки в разных словах - мягкие и твёрдые звуки.

Согласные буквы: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.
Согласные звуки: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].

Знак ‘ означает мягкий звук, то есть буква произносится мягко. Отсутствие знака говорит о том, что звук твёрдый. Так, [б] - твёрдый, [б’] - мягкий.

Звонкие и глухие согласные

По тому, как мы произносим согласные звуки, существует разница. Звонкие согласные образуются в сочетании голоса и шума, глухие согласные образуются за счёт шума (голосовые связки не вибрируют). Всего 20 звонких согласных звуков и 16 глухих согласных звуков.

Звонкие согласные Глухие согласные
непарные парные парные непарные
й → [й"] б → [б], [б"] п → [п], [п"] ч → [ч"]
л → [л], [л"] в → [в], [в"] ф → [ф], [ф"] щ → [щ"]
м → [м], [м"] г → [г], [г"] к → [к], [к"] ц → [ц]
н → [н], [н"] д → [д], [д"] т → [т], [т"] х → [х], [х"]
р → [р], [р"] ж → [ж] ш → [ш]
з → [з], [з"] с → [с], [с"]
9 непарных 11 парных 11 парных 5 непарных
20 звонких звуков 16 глухих звуков

По парности-непарности звонкие и глухие согласные делятся на:
б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с - парные по звонкости-глухости.
й, л, м, н, р - всегда звонкие (непарные).
x, ц, ч, щ - всегда глухие (непарные).

Непарные звонкие согласные называются сонорными.

Среди согласных по уровню «шумности» также выделяют группы:
ж, ш, ч, щ - шипящие.
б, в, г, д, ж, з, к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ - шумные.

Твёрдые и мягкие согласные

Твёрдые согласные Мягкие согласные
непарные парные парные непарные
[ж] [б] [б"] [ч"]
[ш] [в] [в"] [щ"]
[ц] [г] [г"] [й"]
[д] [д"]
[з] [з"]
[к] [к"]
[л] [л"]
[м] [м"]
[н] [н"]
[п] [п"]
[р] [р"]
[с] [с"]
[т] [т"]
[ф] [ф"]
[х] [х"]
3 непарных 15 парных 15 парных 3 непарных
18 твёрдых звуков 18 мягких звуков

Согласный г в русском языке взрывной, мгновенный образуется так же, как к , но с участием голоса. Произнесение фрикативного, длительного звука (как в белорусском языке) сохраняется в междометиях ага, ей-богу, эге, эге-гей и других, в звукоподражании гав-гав , в слове бухгалтер и производных от не-го. Выработать правильное произношение помогает повторение пар слов, различающихся только звуками [г / к ]: голос – колос, глас – класс, гость – кость, корка – горка, икра – игра … В словах лёгкий, мягкий и производных от них облегчить , мягче , легче , мягчайший , мягкотелый , легковесный , налегке и других на месте буквы г сле-дует произносить звук [х].

А в окончаниях родительного падежа местоимений и прилагательных на -ого , -его , а также в словах сегодня , итого на месте буквы г следует произносить звук [в]: наше [в]о тракторно [в]о завода , се [в]одняшний .

В отличие от белорусского языка передаваемый буквой ч звук всегда мягкий. При его произнесении передняя часть языка приподнимается к передней части нёба, касается корней верхних зубов.

Краткие шипящие [ш] и [ж] произносятся мягко только в нескольких заимствованных словах: жюри, Жюль, пшют , однако в словах брошюра , парашют звук [ш] выговаривается твердо.

Различение твердых и мягких согласных – одна из самых характерных особенностей звуковой системы современного русского литературного языка. Твердые и мягкие согласные различают слова: брат – брать , лук – люк . При произнесении мягкого согласного звука средняя часть спинки языка высоко поднимается к нёбу.

Для белорусов восприятие русских звуков [р]ад и [р’]яд представляет большую трудность и приводит к произнесению твердого согласного вместо мягкого и наоборот или появлению после [р] лишнего звука: по [рjа]док .

По нормам русского языка следует произносить мягкие звуки на конце слов семь, восемь, голубь, кровь, оставь и подобных. В русскую речь белорусы часто переносят явления цеканья и дзеканья: [ц’ихъ] вместо [т’ихъ], [д’з’ад’з’ь] вместо [д’ад’ь].

В положении перед мягкими согласными т, д, с, н, л звуки [с], [з] должны смягчаться: пе [с’н’]я , вме [с’т’]е , ра [з’в’]е , [з’д’]есь . Согласный н становится мягким и перед ч или щ : ко [н’]чить , бараба [н’]щик , же [н’]щина . Перед [j] губные согласные б, п, м произносятся твердо: о [бj]ем , се [мj]я , а переднея-зычные д, т, л, р не на стыке приставки и корня – мягко: су [д’j]я , жи [л’j]ё , сы [р’j]ё .

Долгий мягкий шипящий, как в словах щука, щель произносится и на месте сочетаний букв сч, зч, жч, сщ (не на стыке приставки и корня): подписчик , грузчик, мужчина . Сочетания зж и жж совсем недавно требовалось выговаривать как долгий мягкий звук: вожжи, дрожжи, визжать . Теперь допустимо и твердое произношение. В слове помощник на месте буквы щ произносится твердый [ш]. В сочетании букв жд различаются оба согласных звука: подо [жд’]и . В слове дождь , его падежных формах и однокоренных словах на месте букв жд нужно произносить долгий мягкий шипящий, но допустимо выговаривать и [шт’] или [жд’]: до [жд’]ить .


По старой московской норме буквосочетание чн (иногда и щн ) должно произноситься как [шн]. Норма сохраняется лишь в нескольких словах: Все-нощная , коне [шн]о , горчи [шн]ый , скворе [шн’]ик , подсве [шн’]ик , праче [шн]ая , пустя [шн]ый , наро [шн]о , ску [шн]о , яи [шн’]ица , а также в женских отчествах: Никити [шн]а , Ильини [шн]а . В большинстве слов возможны варианты [шн] или [ч’н]: будничный, булочная, копеечный, порядочный, горчичник, двоечник . Только [ч’н] произносится в словах, появившихся в ХХ веке, в словах книжного происхождения: посадочный, деревообделочный, циничный … Различаются: шапо [ч’н]ая мастерская и явиться к шапо [шн]ому разбору , шапо [шн]ое зна-комство , серде [шн]ый друг и серде [ч’н]ая болезнь , кала [ч’н]ое тесто и кала [шн]ый ряд , заболеть моло [ч’н’]ицей и моло [шн’]ица принесла молока . Нет общего правила. О каждом слове надо знать, как его произносить: с сочетанием [ч’н] или [шн], или допустимы оба варианта.

НОРМЫ УСТНОЙ РЕЧИ

К нормам устной речи относятся акцентологические, орфоэпические и интонационные нормы.

Акцентологические нормы русского литературного языка

Акцентологические нормы –это правила постановки ударения в словах

Словесное ударение - это выделение одного из слогов неодносложного слова. Ударный гласный в слоге выделяется большей длительностью и силой.

В русском слове, как правило, одно ударение. Но в сложных словах, особенно в профессиональной речи, часто бывает два ударения: главное и второстепенное, т.е. побочное (на первой части длинного сложного слова): с уперобл о жка, эн ергосист е ма, н ефтепров о д, маш иностро е ние и др.

Овладение русскими акцентологическими нормами вызывает трудности не только у иностранцев, но и у носителей родного языка. Это связано с некоторыми особенностями ударения в русском языке:

1. Русское ударение свободное и разноместное. Оно может падать на любой слог в слове, любую морфему: ба"нты, докуме"нт, медикаме"нты.

В отличие от русского языка в некоторых европейских языках ударение является фиксированным: например, в эстонском, латышском, чешском, венгерском, финском языках ударение падает на первый слог, в польском, испанском, грузинском – на предпоследний, в армянском, французском ударным бывает последний слог.

2. Русское ударение может быть подвижным (в разных формах одного и того же слова ударение способно передвигаться с одного слога на другой: поня"ть, по"нял, поняла" )и неподвижным (во всех формах слова падает на один и тот же слог: па"рта, у па"рты, за па"ртой ). Эта специфика русского ударения позволяет разграничивать грамматические формы как одного и того же слова, так и двух разных слов, например: ру"ки и руки", по"лка и полка".

Для русского ударения характерна вариативность. Акцентологические варианты – допустимые способы постановки ударения. В русском языке около 5000 слов, у которых отмечены колебания в ударении.

Акцентологические варианты могут быть:

1) равноправными: петля" и пе"тля ;



2) стилистическими: догово"р – до"говор (разг.);

3) профессиональными: шпри"цы – шприцы" (в речи медиков); и"скра – искра" (в речи шоферов);

4) семантическими: а"тлас – атла"с; му"ка – мука" ;

5) хронологическими: украи"нский (нейтр.) – укра"инский (устар.).

Итак, русское ударение описывается сразу несколькими признаками:

· силовое и количественное по фонетическому типу;

· разноместное по характеру расположения в слове;

· подвижное по критерию прикрепленности к определенной морфеме (при образовании грамматических форм и при словообразовании).

Дать общие правила постановки ударения невозможно. При определении места ударения в слове советуем пользоваться следующими словарями:

Зарва М. В. Русское словесное ударение: Словарь нарицательных имён.
М., 2001.

Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. М., 2007;

Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / под ред. Р.И.Аванесова. М., 2001.

Орфоэпические нормы русского литературного языка

Термин орфоэпия (от греч. orthos – правильный и epos – речь, т.е. буквально правильная речь) употребляется в двух значениях:

1) раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения;

2) система норм произношения.

Орфоэпическая норма – это единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения.

Орфоэпические варианты – различия в произношении одного фонетического элемента, находящиеся в пределах нормы. Возникновение вариантов произношения обусловлено развитием произносительных норм, борьбой нового со старым. В связи с этим появилось понятие «младшей» и «старшей» орфоэпической нормы.

«Старшая» орфоэпическая норма – это произношение, характерное для лиц старшего поколения, а также для театральной и ораторской речи (например, бою [с ], одино [къ ]й, було [шн ]ая и др.).

«Младшая» норма произношения , характерная для лиц среднего и младшего поколения, распространена в бытовой и официальной речи (но не сценической или ораторской): бою [с’ ], одино [к’и ]й, було [ч’н ]ая и др.

Выделяются следующие группы орфоэпических норм: 1) правила произношения гласных (их мы подробно рассматривать не будем); 2) правила произношения согласных звуков и их сочетаний; 3) правила произношения отдельных грамматических форм; 4) правила произношения иноязычных слов.

Правила произношения согласных и их сочетаний

1. Звонкие согласные в абсолютном конце слова оглушаются в парные глухие: зу [п ], скла [т ], моро [с ], сторо [ш ]. Оглушение звука [г ] в непарный [х ] является литературной нормой лишь в слове Бог . Произношение фрикативного глухого [х ] в конце других слов недопустимо как диалектное (особенность южнорусских говоров).

2. Звонкие согласные перед глухими изменяются (уподобляются друг другу) в парные глухие: про [п ]ка, но [ш ]ка.

3. Глухие согласные перед звонкими за исключением сонорных (р, л, м, н ) и в уподобляются им по звонкости: про [з’ ]ба, та [г ]же.

4. Смягчение твердых согласных перед мягкими (ассимиляция, т.е. уподобление) чаще всего наблюдается перед суффиксом или внутри корня: го [н’ ]щик, [з’д’ ]есь.

Не допускается смягчение [з ]в словах на -изм во всех падежах: в механизме, о материализме.

5. На месте сочетаний букв зж, сж произноситсядолгий твердый шипящий [жж ]: безжизненный – бе [жж ]изненный, сжечь – [жж ]ечь.

Сочетание жж может произноситься как [жж ]и [ж’ж’ ]: во [жж ]и и во [ж’ж’ ]и.

6. Сочетания сш и зш произносятся как долгий твердый [шш ]: высший – вы [шш ]ий, низший – ни [шш ]ий.

7. Сочетания дч и тч произносятся как долгий звук [ч’ч’ ]: переводчик – перево [ч’ч’ ]ик, лётчик – лё [ч’ч’ ]ик .

8. Долгий мягкий звук [ш"ш" ] произносится на месте сочетаний букв зч, сч, жч, шч, здч, стч (резчик, счастье, мужчина, веснушчатый объездчик, жестче ).

9. На месте сочетаний букв тс, тц произносится [цц ]: золотце – золо [цц , борется – боре [цц .

10. При сочетании трех и более согласных фонем в русском языке происходит процесс упрощения групп согласных (диереза): один из согласных, обычно средний, не произносится. Это распространяется на сочетания стн , стл, здн , рдц и др.: местный – ме [сн ]ый, счастливый – сча [сл’ ]ивый, праздник – пра [з’н’ ]ик, сердце – се [рц ]е и т.п.

11. В некоторых случаях в русском языке представлена диссимиляция (расподобление) согласных по способу образования. Звук [г ] в сочетаниях гк , гч произносится как [х ]: мягче – мя [х ]че, легче – ле [х]че .

12. Сочетание чт в словах чаще всего произносится как [чт]: ме[чт]а. В слове что и производных от него (чтобы, ничто, что-либо и т.п.) сохраняется старомосковское произношение: на месте чт произносится [шт] , кроме слова нечто .

13. Произношение сочетания чн нередко вызывает затруднения, которые вызваны взаимодействием правил старомосковского и петербургского произношения. По старомосковской норме сочетание чн произносилось как [шн] в словах конечно, скучный, нарочно, двоечник, яичница, скворечник, пустячный и др., в женских отчествах на - ична : Ильинична, Кузьминична и т.п.

Во многих словах в современном русском литературном языке сочетание чн произносится как [чн]: елочный, дачник , вечный, точный, ночной .

Некоторые слова с сочетанием чн имеют допустимые варианты произношения [ч’н] и [шн] : порядочный, булочная, копеечный, молочный и др. Вариант произношения [шн] в таких словах оценивается как устаревающий. Но в отдельных случаях разное произношение чн выполняет смыслоразличительную функцию: А он, серде[шн]ый, все мается со своей серде[ч’н]ой болезнью .

Согласные звуки в русском языке четко произносятся только перед гласными. В остальных случаях они изменяются, следуя закону экономии речевых усилий.

Процессы, связанные с глухостью и звонкостью согласных

В русском языке согласные звуки делятся на глухие и звонкие.

ЗВОНКИЕ [Б] [Б’] [В] [В’] [Г] [Г’] [Д] [Д’] [Ж] [З] [З’]
ГЛУХИЕ [П] [П’] [Ф] [Ф’] [К] [К’] [Т] [Т’] [Ш] [С] [С’]

При этом нужно помнить, что существуют согласные, которые произносятся:
a) всегда звонко: [Л ], [ Л ’], [М], [М ’], [Н], [Н’], [Р], [Р’], [Й];
b) всегда глухо: [Х], [Х’], [Ц], [Ч’], [Щ].

1. Оглушение согласных. Процесс, когда согласный звук просто заменяется на парный ему глухой звук, следуя закону экономии речевых усилий. Это происходит:
- на конце слова

2. Озвончение (то есть замена глухого на звонкий) согласных происходит, если глухой согласный находится перед звонким.

Процессы, связанные с мягкостью и твёрдостью согласных

Согласные также делятся на мягкие и твёрдые. Таким образом, они составляют пары.

Твёрдые [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х]
Мягкие [н’] [п’] [р’] [с’] [т’] [ф’] [х’]

Однако не все согласные образуют пары по твёрдости мягкости.
Всегда твёрдые: [Ж], [Ш], [Ц]
Всегда мягкие: [Й], [Ч], [Щ]
Мягкость согласных на письме обозначается с помощью мягкого знака (Ь) и букв Е, Ё, Ю, Я, И. Перед гласными А, О, Э, У, Ы согласные произносятся твёрдо.

1. Смягчение согласных. Перед мягкими Т, Д, Н, Л, Ч, В, Щ согласные [С], [З], [Н] произносятся мягко.

2. Согласные Й, Ч, Щ произносятся всегда мягко, независимо от следующих за ними гласных или согласных звуков.

Произношение сочетаний согласных

1. Сочетание ЧН по нормам русского языка первой половины ХХ века должно было обязательно произноситься [ШН]. Сейчас эта норма уходит в прошлое и допустимо произнесение [ЧН]. Однако существуют слова исключения, в которых произнесение [ЧН] недопустимо (см. ниже)

3. Сочетания букв СЖ и ЗЖ произносятся как удлинённый звук [Ж]=[ЖЖ].

5. Сочетания букв СЧ, СЩ, ЗЧ, ЗЩ, ЖЧ произносятся как [Щ]

Пишем Произносим
Заказчик [закащик]
Счёт [щот]

6. Сочетания букв ДЦ, ТЦ, ТСЯ, ТЬСЯ = звуку [Ц]

8. В сочетаниях СТН, СТЛ, НТСК, СТСК выпадает звук [Т]

9. В сочетаниях ЗДН, НДСК, РДЦ выпадает звук [Д].

10. В сочетании ВСТ выпадает звук [В].


Основные законы произношения согласных - оглушение и уподобление.
В русской речи происходит обязательное оглушение звонких согласных в конце снова. Мы произносим хле[п] - хлеб, са[т] - сад, смо[к] - смог, любо[ф’] - любовь и т. д. Это оглушение является одним из характерных признаков русской литературной речи. Нужно учесть, что согласный [г] в конце слова всегда переходит в парный ему глухой звук [к]: лё[к] - лёг, поро(к] - порог и т. д. Произнесение в этом случае звука [х] недопустимо как диалектное: лё[х], поро[х]. Исключение составляет слово бог - бо[х].
Живое произношение в его прошлом и современном состоянии находит отражение в поэтической речи, в стихах, где та или другая рифма говорит о произношении соответствующих звуков: Так, например, в стихах А. С. Пушкина об оглушении звонких согласных свидетельствует наличие таких рифм, как клад -- брат, раб - арап, раз - час. Оглушение [г] в [к] подтверждается рифмами типа Олег -век, снег -рек, друг - звук, друг - мук.
В положении перед гласными, сонорными согласными и [в] звук [г] произносится как звонкий взрывной согласный. Только в нескольких словах, старославянских по происхожде- ншо - бо[у]а, [у]осподп, бла[у]о, бо[у]атый и производных от них, звучит фрикативный заднеязычный согласный [у]. Причем в современном литературном произношении и в этих словах [у] вытесняется [г]. Наиболее устойчивым он является в слове [у]осподи.
¦ [Г] произносится как [х] в сочетаниях гк и гч: лё[хк’]ий - легкий, ле[хк]о - легко.
Б сочетаниях звонкого и глухого согласных (так же, как и глухого и звонкого) первый из них уподобляется второму.
Если первый из них звонкий, а второй - глухой, происходит оглушение первого звука: ло[ш}ка - ложка, про[и]ка - пробка. Если первый -- глухой, а второй -¦ звонкий, происходит озвончение первого звука: [з]доба - сдоба, [з]губвть - сгубить. "
Перед согласными [л], [м], [н], [р], не имеющими парных глухих, й перед [в] уподобления йе происходит. Слова произносятся так, как пишутся: све[тл]о, [шв]ьгрять.
Уподобление происходит и при сочетании согласных. Например: сочетания сш и зш произносятся как долгий твердый согласный [ш]: ни[щ]іш -низший, вы[ш}ий - высший, ра[щ}уметься - расшуметься.
Сочетание сж и зж произносятся как двойной твердый [ж]: ра[ж]ать -разжать, [ж]изныо -сятзнъю, сжарить - [ж]арить.
Сочетания зж и жж внутри корня произносятся как долгий мягкий звук [ж’]. В настоящее время вместо долгого мягкого [ж’1 все шире употребляется долгий твердый звук [ж]: по[>к’]и и до[ж]е. - позже, дро[ж’]и и дрорк]и ~ дрожжи.
Сочетание сч произносится.как долгий мягкий звук , та К" же, как звук, передаваемый на письме буквой щ: [ш"]ас- тье - счастье, [щ’]ет ~ счет. .
Сочетание зч (на стыке корня и суффикса) произносится как долгий мягкий звук [ш ¦]: іірака[ш’}йк -приказчик, обра[ш’)й!к* - образчик.
Сочетания тч и дч произносятся как долгий звук fn’f: док- * ла[ч’]ик - докладчик, ле[*Г]ик -летчик.
Сочетания тц и дц произносятся как долгий звук [ц]: два[ц]ать - двадцать, золо[ц]с - золотце.
В сочетаниях стнг здн, стл согласные звуки [т] и [д] выпа-дают: преле{сн]ый - прелестный, по[зн]о - поздно, че[сн]- ый - честный, уча[сл]ивый - участливый.
Сочетания дс и тс на стыке корна и суффикса произносятся как [ц]: горо[ц]кой -городской, све[ц]кий - светский. Сочетание тс на стыке окончания 3 лица глаголов с частицей -ся произносится как долгий [ц]: катя[цъ] - катятся, бере[цъ] - берется. Так же произносится группа -ться (на стыке оконча- ния неопределенного наклонения и частицы -ся): учи[цъ] - учиться,J
Следует обратить внимание на сочетание чн, так как при его произношении нередко допускаются ошибки. В произношении слов с этим сочетанием наблюдается колебание, что связано с изменением правил старого московского произношения.
По нормам современного русского литературного языка сочетание чн обычно так и произносится [чн]г особенно это относится к словам книжного происхождения (алчный, беспечный), а также к словам, появившимся в недавнем прошлом (маскировочный, посадочный).
Произношение [шн] вместо орфографического чн в настоящее время требуется в женских отчествах на -ичпа. Ильини- а, Никити{шн]а, Савви[шн]а, Фомини- [ггш]а, - и сохраняется в отдельных словах: горчи[шн]ый, ко- не{нш]о, пере?шн]ицат праче[шн]ая, лустя[шн]ьш, скворе[шн1- ик, яи[шн]ица.
Некоторые слова с сочетанием чн в соответствии с современными нормами литературного языка произносятся двояко: було[шв]ая и було[чн]ая, копее[шн]ый и копее[чн]ый, моло- [шн]ый и моло[чн]ый, порядо[шн]ьщ и порядо[чн]ый, сливо- [шн]ый и сливо[чн]ый.
В отдельных случаях различное произношение сочетания чн служит для смысловой дифференциации слов: серде[чн]ый удар - серде[шн]ый друг.

Читайте также: