Фаддей фаддеевич беллинсгаузен антарктида. Фаддей Беллинсгаузен — первооткрыватель Антарктиды. Плавание в Индийском океане и стоянка в Сиднее

«Восток» и «Мирный» вышли из Кронштадта летом 1819 года. Первым судно командовал Фаддей Беллинсгаузен, вторым — Михаил Лазарев. Оба они к тому моменту уже зарекомендовали себя как опытные моряки: Лазарев, например, с командой корабля «Сувоворов» добирался до Сиднея, а Беллинсгаузен участвовал в кругосветном плавании. Теперь перед ними стояла сложная задача — наконец южный материк, о существовании которого географы того времени лишь догадывались.

Предположения о том, что у южного полюса должен находиться большой кусок земли, начали появляться у моряков ещё в XVI веке. Впрочем, вплоть до начала века XIX считалось, что доказать его существование фактически невозможно из-за невероятно сложных погодных условий. «Холод был так силен, что никто из нашей флотилии не мог переносить его», — писал флорентийский путешественник Америго Веспуччи, предположительно оказавшийся на острове Южная Георгия, который лежит в полутора тысячах километров от Антарктиды. Вторая причина, по которой долгое время никто не пытался достичь Атлантиды, заключается в том, что эту землю — для того времени весьма закономерно — считали практически бесполезной.

«Восток» и «Мирный» перед отплытием в Кронштадте. (infourok.ru)

Тем не менее, определенные попытки исследовать материк всё-таки предпринимались: англичане, например, направляли к Южному полярному кругу экспедицию во главе с Джеймсом Куком. Его корабли, уходя все дальше на юг, столкнулись с непроходимым ледовым покровом, из-за чего были вынуждены развернуться. Кук тогда решил, что никакого материка в тех землях попросту не существует.

В России идею об исследовании Южного полярного круга в первую очередь продвигал известный путешественник и мореплаватель Иван Крузенштерн. Есть даже данные о том, что Крузенштерн сам хотел возглавить экспедицию, однако всё-таки отказался от этого, ссылаясь на свой преклонный возраст и проблемы со здоровьем. В правительстве идея первой антарктической экспедиции понравилась ответственным министрам: в спешке — нельзя было допустить, чтобы другие страны опередили российских моряков — началась подготовка к плаванию.


Команда корабля рассматривает айсберг. (klin-demianovo.ru)

Корабли «Восток» и «Мирный», которые получили в распоряжение Лазарев и Беллинсгаузен, не были предназначены для плавания во льдах. Хоть это и были относительно новые судна, команды постоянно сталкивались с протечками и поломками корпуса. Экипаж сформировали исключительно из добровольцев — их, к слову, нашлось немало, около 200 человек. Также на борт взяли профессора университета, художника и иеромонаха.

Задачу экспедиции сформулировали очень коротко и точно: мореплавателям предписывалось «продолжать свои изыскания до отдаленной широты, какой только можно достигнуть». «Восток» и «Мирный», проследовав через Портсмут и Рио-де-Жанейро, достигли острова Южная Георгия — он лежит на расстоянии двух тысяч километров к востоку от аргентинского побережья. Команда занялась исследованием и сделала опись берега, открыв подспудно ещё одни небольшой остров — его впоследствии назвали в честь мореплавателя, одного из лейтенантов корабля «Мирный» Михаила Анненкова. Вообще члены экспедиции взяли за правило называть открываемые острова в честь своих товарищей: таким образом ещё несколько встреченных вулканических островов получили названия по фамилиям офицеров корабля «Восток».


Военные шлюпы «Восток» и «Мирный» у побережья Антарктиды.(rgo.ru)

«В сей бесплодной стране скитались мы или, лучше сказать, блуждали, как тени, целый месяц; беспрестанный снег, льды и туманы были причиной столь долгой описи», — писал своему товарищу Михаил Лазарев. Экспедиция, действительно, затягивалась, а климатические условия становились всё более пугающими. Небольшие деревянные судна прокладывали путь — зачастую в кромешной тьме или тумане — через гигантские айсберги и льдины. В конце января 1820 года мореплаватели всё-таки достигли берегов Антарктиды, в следующем месяце смогли подойти к ним практически вплотную, однако высадиться так и не получилось. Из-за нехватки провизии и заканчивающихся дров экспедиция решила добраться до Австралии, чтобы пополнить все запасы.

После передышки в Сиднее команда вновь отправилась покорять берега южного материка: подплывая к нему, экспедиция неожиданно наткнулась на американский бот — люди на нём занимались тем, что охотились на морских котиков. Команда «Востока» и «Мирного» нанесла на карту множество новых островов: их называли либо в честь битв недавно минувшей Отечественной войны 1812 год, либо в честь правителей Российской империи — так, например, появился остров Петра I и земля Александра I.


Корабли «Восток» и «Мирный» в открытом море. (topwar.ru)

Поскольку мореплаватели так и не смогли высадиться на берег и провести полноценные исследования, то ни Беллинсгаузен, ни Лазарев не отчитывались о том, что обнаружили материк. Хотя это, безусловно, было именно так. Описание всего путешествия, которое длилось 751 день и заставило команду преодолеть почти 100 тысяч километров, подтолкнуло исследователей вплотную заняться изучением Антарктиды. Первая антарктическая экспедиция привела к тому, что со временем шестой континент из белого пятна на карте превратился в арену политических баталий — сегодня территориальные притязания на Антарктиду, помимо России, выдвигают США, Чили, Аргентина, Австралия, Норвегия, Великобритания и другие страны.

    Советская Антарктическая экспедиция - (САЭ) постоянная экспедиция Арктического и Антарктического научно исследовательского института Академии наук СССР (1955 1991 годы). Содержание 1 История 1.1 Список экспедиций … Википедия

    Комплексная Антарктическая экспедиция - Марки, выпущенные в честь САЭ Советская Антарктическая экспедиция (САЭ) работавшая в 1955 1991 гг экспедиция Арктического и Антарктического научно исследовательского института Академии наук СССР. Возникла для подготовки к Международному… … Википедия

    Экспедиция - В Викисловаре есть статья «экспедиция» Экспедиция путешествие, со специально определённой целью научной или военной … Википедия

    1-я Камчатская экспедиция (монета) - Памятные монеты Банка России, посвящённые Первой Камчатской экспедиции 1725 1730 гг. Основная статья: Памятные монеты России «Географическая серия» Содержание 1 1 я Камчатская экспедиция 1.1 Камчадалы 3 рубля … Википедия

    2-я Камчатская экспедиция (монета) - Памятные монеты Банка России, посвящённые Второй Камчатской экспедиции 1733 1743 гг. Основная статья: Памятные монеты России «Географическая серия» Содержание 1 2 я Камчатская экспедиция 1.1 3 рубля 1.2 25 рублей … Википедия

    Мирный (антарктическая станция) - Координаты: 66°33′20″ ю. ш. 93°00′11″ в. д. / 66.555556° ю. ш. 93.003056° в. д. … Википедия

    Антарктида - Антарктида … Википедия

    Антарктика - (греч. antarktikós антарктический, от anti против и arktikós северный) южная полярная область, включающая материк Антарктиду и окружающее его океаническое пространство Южного океана с мелкими островами. Общие сведения. Границей А … Большая советская энциклопедия

    Платиновые монеты - Аверс платиновой монеты American Platinum Eagle. Платиновые монеты монеты, изготовленные из платины, в настоящее время выпускаются для коллекционных и инвес … Википедия

    Палладий - (Palladium) Палладий это один из элементов таблицы Менделеева, входящий в платиновую группу История открытия палладия и его нахождение в природе, биологические, химические и физические свойства палладия, применение палладия в ювелирной… … Энциклопедия инвестора

Книги

  • На шлюпах "Восток" и" Мирный" к Южному полюсу. Первая русская антарктическая экспедиция Купить за 615 руб
  • На шлюпах&171;Восток&187;и&171;Мирный&187;к Южному полюсу. Первая русская антарктическая экспедиция , Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич. В 1819-1821 годах автор руководил первой российской кругосветной антарктической экспедицией. За 751 день плавания была открыта Антарктида континент-загадка, в самом существовании которого… Купить за 487 грн (только Украина)
  • На шлюпах 171;Восток 187;и 171;Мирный 187;к Южному полюсу. Первая русская антарктическая экспедиция , Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич. В 1819-1821 годах автор руководил первой российской кругосветной антарктической экспедицией. За 751 день плавания была открыта Антарктида - континент-загадка, в самом существовании которого…

Русской экспедицией открыта Антарктида

16 (28) января 1820 г. первой русской антарктической экспедицией на шлюпах «Восток» и «Мирный» под руководством Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева была открыта Антарктида.

Гипотеза о существовании Южной земли была выдвинута ещё географами древнего мира и поддерживалась учёными средних веков. Начиная с XVI в. её поиски вели португальцы Б. Диаш, Ф. Магеллан, голландец А. Тасман, англичанин Д. Кук. После неудачных попыток найти Южный материк Кук заявил: «...я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне. Земли, что могут находиться на юге, никогда не будут исследованы».

4 (16) июля 1819 г. экспедиция в составе 2 шлюпов под командованием капитана 2-го ранга Ф. Ф. Беллинсгаузена вышла из Кронштадта в Рио-де-Жанейро. Экипажи были укомплектованы военными моряками-добровольцами. Шлюпом «Восток» командовал Беллинсгаузен, шлюпом «Мирный» - лейтенант Лазарев. Целью экспедиции были открытия «в возможной близости Антарктического полюса». Мореплавателям предписывалось исследовать Южную Георгию и Землю Сандвича (ныне Южные Сандвичевы острова, открытые некогда Куком) и «продолжать свои изыскания до отдалённой широты, какой только можно достигнуть», употребляя «всевозможное старание и величайшее усилие для достижения сколь можно ближе к полюсу, отыскивая неизвестные земли».

В антарктических водах «Восток» и «Мирный» произвели гидрографическую опись юго-западных берегов о. Южная Георгия. Были открыты мысы, заливы и группа островов, названные именами участников экспедиции: остров Анненкова, остров Завадовского, остров Лескова, остров Торсона. Плавание было чрезвычайно трудным и опасным. Небольшие парусные деревянные суда были вынуждены маневрировать вблизи льдов и айсбергов, зачастую в тумане. Следуя курсом на юг, русские мореплаватели 16 (28) января в районе 69°21" - 69°29" южной широты и 2°14" - 2°35" западной долготы открыли шестой материк Земли.

Экспедиция Беллинсгаузена - Лазарева справедливо считается одной из самых важных и трудных антарктических экспедиций. Ею было пройдено в общей сложности 4 тыс. 972 мили - путь, в два с четвертью раза превышающий длину экватора. Плавание продолжалось 751 сутки, из них шлюпы находились на ходу 527 дней, причем 122 дня южнее 60-й параллели и 100 дней во льдах. Помимо географических открытий (материк Антарктида и 29 островов), экспедицией была сделана масса интересных и ценных астрономических, океанографических, синоптических и этнографических наблюдений.

Лит.: Ларионов А. Открывшие Антарктиду // Моделист-Конструктор. 1968. № 4; Открытие Антарктиды: Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев [Электронный ресурс] // Россия в красках. 2004-2015. URL: http ://ricolor .org /history /eng /expedition /antarctida / .

См. также в Президентской библиотеке:

В Антарктиде открыта первая советская научная станция «Мирный» // День в истории. 13 февраля 1956 г. ;

В Ленинграде был открыт первый в мире музей Арктики // День в истории. 8 января 1937 г. ;

Беллинсгаузен Ф. Ф. Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжении 1819, 20 и 21 годов, совершённые на шлюпах Восток и Мирном под начальством капитана Беллинсгаузена, командира Шлюпа Востока. Шлюпом Мирным начальствовал лейтенант Лазарев. СПб., 1831. Ч. 1 ;

Беллинсгаузен Ф. Ф. Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжении 1819, 20 и 21 годов, совершённые на шлюпах Восток и Мирном под начальством капитана Беллинсгаузена, командира Шлюпа Востока. Шлюпом Мирным начальствовал лейтенант Лазарев. СПб., 1831. Ч. 2 ;

Митинг в честь русских капитанов Михайло Лазарева и Фаддея Беллинсгаузена на флотилии «Слава», 1951 г. : [фрагменты кинохроники / реж. монтажа Т. И. Дьяконова]. СПб., 2010 ;

Тарапыгин Ф. А. Известные русские военные деятели: краткое их жизнеописание. СПб., 1911 .

К началу XIX века на земле по-прежнему оставалось немало уголков, где не ступала нога человека. Казалось, что Великие географические открытия остались позади: последний триумф путешественников — открытие Австралии — состоялся в 1606 году. О том, что где-то за Южным полярным кругом лежит неведомая земля, люди подозревали еще в XVI веке. Вот только доплыть до нее не получалось — слишком суровы были климатические условия, да и корабли тогда строились не самые крепкие.

На долгие годы крайней точкой для многих неугомонных путешественников оставался субантарктический остров Южная Георгия.

Попытаться открыть неведомую Южную Землю хотел и Джеймс . Ему это сделать не удалось — мешали многолетние льды, хотя Кук и продолжал верить в существование еще не открытого континента. Спустя пару лет знаменитый капитан отправился навстречу своей судьбе: в 1779 году Кука убили аборигены Гавайских островов. А следующие попытки открыть неведомый континент потерпят фиаско.

В 1819 году адмирал направил в Морское министерство Российской империи письмо, в котором заявил о необходимости подготовки экспедиций для достижения Южного и Северного полюсов соответственно. Южного полюса должны были достичь шлюпы «Мирный» и «Восток». Первым командовал лейтенант , а вторым — капитан 2-го ранга Фаддей Беллинсгаузен.

«Восток» был построен британскими инженерами и довольно сильно уступал «Мирному» по характеристикам. Главная проблема заключалась в недостаточной плотности корпуса и низкой скорости хода.

15 июля 1819 года оба шлюпа покинули Кронштадт. В историю эта дерзкая попытка достичь Южного полюса вошла как Первая русская антарктическая экспедиция.

Российские моряки отправились в направлении Латинской Америки. Уже в начале ноября «Мирный» и «Восток» прибыли в Рио-де-Жанейро. Здесь моряков ужаснула процветавшая в тех краях работорговля. Впрочем, в России с личными свободами в ту пору тоже было не все благополучно: до отмены крепостного права на тот момент оставалось еще 42 года. От берегов Бразилии экспедиция отправилась в направлении острова Южная Георгия. Исследователям удалось нанести на карту ту часть острова, которой не удалось достичь Джеймсу Куку.

Дальнейший ход экспедиции был богат на мелкие географические открытия. Так, например, моряками был открыт остров Анненкова, названный в честь члена экипажа «Востока» Михаила Анненкова.

Вообще россияне в этой экспедиции увидели немало интересного. По пути мореплавателям все чаще попадались гигантские айсберги. Видели они и китов.

На острове, названном в честь помощника командира шлюпа «Восток» Ивана Завадовского, морякам удалось полакомиться яйцами пингвинов.

Удалось российским морякам и опровергнуть, а вернее, расширить одно из открытий Джеймса Кука: Сандвичев остров оказался группой из 11 небольших островков. В дальнейшем экипажам «Востока» и «Мирного» то и дело приходилось проявлять чудеса навигации, спасая корабли из вроде бы безнадежного ледяного плена. Несмотря на ухудшавшиеся условия, экспедиция продолжалась.

А 28 января 1819 года шлюпы достигли 69°25′ южной широты. А Беллинсгаузен и Лазарев открыли Антарктиду.

«Я называю обретение сие берегом потому, что отдаленность другого конца к югу исчезала за предел зрения нашего. Сей берег покрыт снегом, но осыпи на горах и крутые скалы не имели снега. Внезапная перемена цвета на поверхности моря подает мысль, что берег обширен или, по крайней мере, состоит не из той только части, которая находилась перед глазами нашими», — писал в бортовом журнале на следующий день Фаддей Беллинсгаузен.

Первая русская антарктическая экспедиция продолжалась 751 день. Ее участники нанесли на карту 29 новых островов. А самое главное — первыми открыли новый континент.

В начале XIX в. корабли русского флота совершили ряд кругосветных путешествий. Эти экспедиции обогатили мировую науку крупнейшими географическими открытиями, в особенности в Тихом океане. Однако огромные пространства Южного полушария все еще оставались на карте «белым пятном». Не выяснен был вопрос и о существовании Южного материка.

Шлюпы «Восток» и «Мирный»

В 1819 г. после длительной и очень тщательной подготовки из Кронштадта отправилась в дальнее плавание южная полярная экспедиция в составе двух военных шлюпов — «Восток» и «Мирный». Первым командовал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, вторым — Михаил Петрович Лазарев. Экипаж судов состоял из опытных, бывалых моряков.

Морское министерство назначило начальником экспедиции капитана Беллинсгаузена, имевшего уже за плечами большой опыт дальних морских плаваний.

Беллинсгаузен родился на о-ве Эзель (о-в Сарема в Эстонской ССР) в 1779 г. «Я родился среди моря, — говорил он о себе впоследствии, — как рыба не может жить без воды, так и я не могу жить без моря».

Мальчику было десять лет, когда его отдали учиться, в Морской кадетский корпус в Кронштадте. Будучи кадетом, юный Беллинсгаузен во время летней практики плавал к берегам Англии. Окончив Морской корпус в 18 лет, он получил чин мичмана.

В 1803—1806 гг. молодой моряк участвовал в первом русском кругосветном путешествии на корабле «Надежда» под начальством талантливого и опытного мореплавателя И. Ф. Крузенштерна. Во время экспедиции Беллинсгаузен занимался главным образом составлением карт и астрономическими наблюдениями. Эти работы получили высокую оценку.

Командир шлюпа «Мирный» М. П. Лазарев родился в 1788 г. во Владимирской губернии Вместе с двумя братьями он также поступил в Морской корпус. Во время обучения он впервые побывал в море и полюбил его навсегда.

Службу на флоте Михаил Петрович начал в Балтийском море. Он участвовал в войне России со Швецией и отличился в морском бою 26 августа 1808 г. В 1813 г. во время войны за освобождение Германии от наполеоновского ига Лазарев принимал участие в операциях по высадке десанта и бомбардировке г. Данцига, и в этой кампании он зарекомендовал себя как храбрый, находчивый и старательный офицер.

После окончания войны лейтенанта Лазарева назначили командиром корабля «Суворов», посланного в Русскую Америку. Это кругосветное плавание русских обогатило географическую науку новыми открытиями. В Тихом океане Лазарев открыл группу неизвестных островов, которые назвал именем Суворова.

В плавании вокруг света, которое было для Лазарева хорошей практической школой, он проявил себя как талантливый организатор и командир. И не удивительно, что именно он был назначен помощником начальника новой кругосветной экспедиции.

16 июля 1819 г. корабли «Восток» и «Мирный», составлявшие «Южную дивизию» (см. стр. 364, «Северная дивизия»), снялись с якоря и под салют артиллерийских береговых батарей покинули родной Кронштадтский рейд. Предстоял долгий путь в неведомые страны. Перед экспедицией поставили задачу как полно дальше проникнуть на юг, чтобы окончательно разрешить вопрос о существовании Южного материка.

В крупном английском порту Портсмуте Беллинсгаузен задержался почти на месяц, чтобы пополнить запасы провизии, приобрести хронометры и разные мореходные инструменты.

В начале осени, при попутном ветре, корабли взяли курс через Атлантический океан к берегам Бразилии. Погода благоприятствовала плаванию. Редкие и слабые штормы не нарушали распорядка жизни на кораблях. С первых же дней плавания велись научные наблюдения, которые Беллинсгаузен и его помощники тщательно и подробно заносили в вахтенный журнал. Ежедневно под руководством проф. Казанского университета астронома Симонова офицеры занимались астрономическими наблюдениями и вычислениями географического положения судна.

Через 21 день плавания шлюпы подошли к о-ву Тенериф. Пока команды кораблей запасались свежей водой и провизией, офицеры обследовали гористый живописный остров.

Дальнейшее плавание проходило в зоне постоянных северо-восточных пассатов при безоблачном небе. Ход парусных судов значительно ускорился. Достигнув 10° с. ш., шлюпы вошли в полосу затишья, обычного для приэкваториальных мест. Моряки измеряли температуру воздуха и воды на разных глубинах, изучали течения и собирали коллекции морских животных. Корабли пересекли экватор, и вскоре при попутном юго-восточном пассате шлюпы подошли к Бразилии и стали на якорь в красивом удобном заливе, на берегах которого раскинулся г. Рио-де-Жанейро. Это был большой грязный город, с узкими улицами, по которым бродило множество бездомных собак.

В то время в Рио-де-Жанейро процветала работорговля. С чувством негодования Беллинсгаузен писал: «Здесь находится несколько лавок, в коих продаются негры: взрослые мужчины, женщины и дети. При входе в сии мерзостные лавки представляются взорам в несколько рядов сидящие, коростой покрытые негры, малые напереди, а большие позади… Покупщик, выбрав по желанию своему невольника, выводит его из рядов вперед, осматривает у него рот, ощупывает все тело, руками колотит но разным частям, и после сих опытов, уверясь в крепости и здоровье негра, его покупает… Все сие производит омерзение к бесчеловечному хозяину лавки».

Запасшись провизией и проверив хронометры, корабли покинули Рио-де-Жанейро, взяв курс на юг в неизвестные районы полярного океана.

В умеренной полосе южной части Атлантического океана в воздухе стала чувствоваться прохлада, хотя уже начиналось южное лето. Чем дальше к югу, тем больше встречалось птиц, в особенности буревестников. Большими стадами проплывали мимо киты.

В конце декабря 1819 г. шлюпы подошли к о-ву Южная Георгия. Моряки занялись описанием и съемкой его южного берега. Северную сторону этого гористого острова, покрытого снегом и льдом, снял на карту еще английский мореплаватель Джемс Кук. Корабли медленно продвигались вперед, очень осторожно лавируя среди плавающих льдов.

Вскоре лейтенант Анненков открыл и описал небольшой остров, который назвали его именем. Беллинсгаузен на дальнейшем пути сделал несколько попыток измерить глубину океана, но лот не доставал дна. В то время ни одна научная экспедиция не пыталась измерить глубину океана. Беллинсгаузен на много десятилетий опередил в этом других исследователей; к сожалению, технические средства экспедиции не позволили решить эту задачу.

Затем экспедиция встретила первый плавающий «ледяной остров». Чем дальше к югу, тем чаще стали попадаться на пути гигантские ледяные горы — айсберги.

В начале января 1820 г. моряки открыли неизвестный остров, сплошь покрытый снегом и льдом. На другой день с корабля увидели еще два острова. Их также нанесли на карту, назвав именами участников экспедиции (Лескова и Завадовского). Остров Завадовского оказался действующим вулканом высотой более 350 м. Высадившись на берег, члены экспедиции поднялись по склону вулкана до середины горы. По пути собрали яйца пингвинов и образцы горных пород. Пингвинов здесь было множество. Моряки взяли на корабль несколько птиц, развлекавших в пути экипажи кораблей.

Яйца пингвинов оказались съедобными, и их использовали в пищу. Открытую группу островов назвали в честь тогдашнего морского министра — о-вами Траверсе.

На судах, совершавших дальние плавания, люди обычно страдали от отсутствия свежей пресной воды. Во время этого плавания русские моряки изобрели способ получения пресной воды из льда айсбергов.

Продвигаясь все дальше на юг корабли вскоре снова встретили небольшую группу неизвестных скалистых островов, которые назвали о-вами Сретения. Затем экспедиция подошла к открытым английским исследователем Джемсом Куком Сандвичевым о-вам. Выяснилось, что Кук принял архипелаг за один большой остров. Эту ошибку русские моряки исправили на карте.

Всю группу открытых островов Беллинсгаузен назвал Южными Сандвичевыми о-вами.

Туманная, пасмурная погода сильно затрудняла плавание. Кораблям постоянно грозила опасность наскочить на мель.

С каждой милей к югу становилось все труднее пробираться меж льдов. В конце января 1820 г. моряки увидели густой разбитый лед, простирающийся до горизонта. Решено обойти его, круто повернув на север. Снова шлюпы прошли мимо Южных Сандвичевых о-вов.

На некоторых антарктических островах мореплаватели встречали огромное количество пингвинов и морских слонов. Пингвины обычно стояли плотным строем, морские слоны были погружены в глубокий сон.

Но Беллинсгаузен и Лазарев не оставляли попыток пробиться к югу. Когда корабли попадали в сплошные льды, они то и дело поворачивали на север и поспешно выбирались из ледового плена. Требовалось большое искусство, чтобы спасти суда от повреждении. Повсюду встречались массы многолетних сплошных льдов.

Корабли экспедиции все же пересекли Южный полярный круг и 28 января 1820 г. достигли 69°25′ ю. ш. В туманной дымке пасмурного дня путешественники увидели ледяную стену, преградившую дальнейший путь на юг. Это были материковые льды. Участники экспедиции были уверены, что за ними скрывается Южный материк. Это подтверждало и множество полярных птиц, появившихся над шлюпом. И действительно, всего несколько миль отделяло корабли от берега Антарктиды, названного норвежцами спустя сто с лишним лет берегами Принцессы Марты. В 1948 г. в этих местах побывала советская китобойная флотилия «Слава», установившая, что лишь плохая видимость помешала Беллинсгаузену отчетливо увидеть все побережье Антарктиды и даже горные вершины в глубине материка.

В феврале 1820 г. шлюпы вышли в Индийский океан. Пытаясь пробиться к югу с этой стороны, они еще два раза подходили к берегам Антарктиды. Но тяжелые ледовые условия вынуждали суда снова отходить к северу и двигаться на восток вдоль кромки льдов.

В марте, с наступлением осени, ночи стали длиннее, усилились морозы, участились штормы. Плавание среди льдов становилось все опаснее, сказывалось общее утомление команды от непрерывной суровой борьбы со стихией. Тогда Беллинсгаузен решил вести суда в Австралию. Чтобы охватить исследованием более широкую полосу, капитан решил направить шлюпы в Австралию разными путями.

21 марта 1820 г. в Индийском океане разыгрался сильнейший шторм. Беллинсгаузен писал: «Ветер ревел, волны поднимались до высоты необыкновенной, море с воздухом как будто смешалось; скрип частей шлюпа заглушал все. Мы остались совершенно без парусов на произвол свирепствующей бури; я велел растянуть на бизань-вантах несколько матросских коек, дабы удержать шлюп ближе к ветру. Мы утешались только тем, что не встречали льдов в сию ужасную бурю. Наконец, в 8 часов с баку закричали: льдины впереди; сие извещение поразило всех ужасом, и я увидел, что нас несло на одну из льдин; тотчас подняли фок-стаксель 2 и положили руль на ветер на борт; но как все сие не произвело желаемого действия и льдина была уже весьма близко, то мы только смотрели, как нас к оной приближало. Одну льдину пронесло под кормою, а другая находилась прямо против средины борта, и мы ожидали удара, которому надлежало последовать: по счастию, огромная волна, вышедшая из-под шлюпа, отодвинула льдину на несколько сажен».

Шторм продолжался несколько суток. Измученная команда, напрягая все силы, боролась со стихией.

А птицы альбатросы с распростертыми крыльями как ни в чем не бывало плавали между волнами.

В середине апреля шлюп «Восток» бросил якорь в австралийской гавани порта Жаксои (ныне Сидней). Спустя семь дней сюда же пришел шлюп «Мирный». Так закончился первый период изысканий.

В течение всех зимних месяцев шлюпы плавали в тропической части Тихого океана, среди островов Полинезии. Здесь участники экспедиции выполнили много важных географических работ: уточнили положение островов и их очертания, определили высоту гор, открыли и нанесли на карту 15 островов, которым дали русские названия.

Возвратившись в Жаксои, команды шлюпов стали готовиться к новому плаванию в полярные моря. Подготовка заняла около двух месяцев. В середине ноября экспедиция снова вышла в море, держась юго-восточного направления. Вскоре в носовой части шлюпа «Восток» открылась течь, которую с большим трудом удалось уничтожить. Продолжая плыть на юг,* шлюпы пересекли 60° ю. ш. На пути стали попадаться плавающие льдины, а затем появился сплошной лед. Суда направились на восток вдоль кромки льда. Погода заметно портилась:

температура понижалась, холодный порывистый ветер гнал темные снежные тучи. Столкновения с мелкими льдинами грозили усилить течь в корпусе шлюпа «Восток», а это могло принесли к гибельным последствиям.

Неожиданно разыгрался сильный шторм. Пришлось снова отходить на север. Обилие плавающих льдов и плохая погода препятствовали продвижению на юг. Чем дальше двигались шлюпы, тем чаще встречались айсберги. Временами до 100 ледяных гор окружали корабли Лавирование между айсбергами при сильном ветре и снегопаде требовало огромного напряжения сил и большого искусства. Подчас только мастерство, ловкость и быстрота команды спасали шлюпы от неминуемой гибели.

При малейшей возможности корабли снова и снова поворачивали прямо на юг и шли до тех пор, пока сплошные льды не преграждали путь.

Наконец 22 января 1821 г. счастье улыбнулось мореплавателям. На горизонте показалось чернеющее пятно.

«Я в трубу с первого взгляда узнал,— писал Беллинсгаузен,— что вижу берег, но офицеры, смотря также в трубы, были разных мнений. В 4 часа телеграфом1 известил лейтенанта Лазарева, что мы видим берег. Шлюп «Мирный* был тогда поблизости от нас за кормой и понял ответ… Невозможно выразить словами радости, которая являлась на лицах всех при восклицании: «Берег! Берег!».

Остров назвали именем Петра I. Теперь Беллинсгаузен был уверен, что где-то поблизости должна быть еще суша.

Наконец его ожидания оправдались. 29 января 1821 г. Беллинсгаузен записал: «В 11 часов утра мы увидели берег; мыс оного, простирающийся к северу, оканчивался высокою горою, которая отделена перешейком от других гор». Эту сушу Беллинсгаузен назвал Берегом Александра 1.

«Я называю обретение сие берегом потому» что отдаленность другого конца к югу исчезала за предел зрения нашего. Сей берег покрыт снегом, но осыпи на горах и крутые скалы не имели снега. Внезапная перемена цвета на поверхности моря подает мысль, что берег обширен или, по крайней мере, состоит не из той только части, которая находилась перед глазами нашими».

Земля Александра 1 до сих пор еще недостаточно исследована. По открытие ее окончательно убедило Беллинсгаузена, что русская экспедиция подошла к неизвестному еще Южному материку.

Так совершилось величайшее географическое открытие XIX в.

Разгадав многовековую загадку, мореплаватели решили идти на северо-восток для исследования Южных Шетландских о-вов. Выполнив работы по съемке их южного побережья, моряки были вынуждены срочно уходить на север: с каждым днем усиливалась течь в потрепанных штормами кораблях. И Беллинсгаузен направил их в Рио-де-Жанейро.

В начале марта 1821 г. шлюпы встали на якорь на рейде Рио-де-Жанейро. Так закончился второй этап замечательного плавания.

Через два месяца, после основательного ремонта, корабли вышли в море, держа курс к родным берегам.

5 августа 1821 г. «Восток» и «Мирный» прибыли в Кронштадт и бросили якорь на том же месте, с которого снялись более двух лет назад.

Они пробыли в плавании 751 день и прошли более 92 тыс. км. Это расстояние в два с четвертью раза больше длины экватора. Кроме Антарктиды, экспедиция открыла 29 островов и один коралловый риф. Собранные ею научные материалы дали возможность составить первое представление об Антарктиде.

Русские моряки не только открыли огромный материк, расположенный вокруг Южного полюса, но и провели важнейшие исследования в области океанографии. Эта отрасль пауки в то время только зарождалась. Ф. Ф. Беллинсгаузен впервые правильно объяснил причины, вызывающие морские течения (например, Канарское), происхождение водорослей Саргассова моря, а также коралловых островов в тропических областях.

Открытия экспедиции оказались крупным достижением русской и мировой географической науки того времени.

Вся дальнейшая жизнь Беллинсгаузена и Лазарева после возвращения из антарктического плавания проходила в непрерывных плаваниях и боевой морской службе. В 1839 г. Беллинсгаузена в чипе адмирала назначили главным командиром Кронштадтского порта. Под его руководством Кронштадт превратился в неприступную крепость.

Умер Беллинсгаузен в 1852 г., в возрасте 73 лет.

Михаил Петрович Лазарев много сделал для развития русского морского флота. Уже в чине адмирала, командуя Черноморским флотом, он добился полного перевооружения и перестройки флота. Им было воспитано целое поколение славных русских моряков.

Скончался Михаил Петрович Лазарев в 1851г. Уже в наше время капиталистические государства стремились поделить между собой Антарктиду. Географическое общество Советского Союза выразило решительный протест против односторонних действий этих государств. В резолюции по докладу покойного президента графического общества акад. Л. С. Берга говорится: «Русские мореплаватели Беллинсгаузен и Лазарев в 1819—1821 годах обошли вокруг антарктического материка, впервые подошли к его берегам и открыли в январе 1821 г. остров Петра I, Землю Александра I, острова Траверсе и другие. В знак признания заслуг русских мореплавателей одно из южных полярных морен было названо морем Беллинсгаузена. А поэтому все попытки решать вопрос о режиме Антарктиды без участия Советского Союза не могут найти никакого оправдания… СССР имеет все основания не признавать любого такого решения».



Читайте также: