Адрес липецкого центра переучивания летного состава. Государственный ордена Ленина Краснознамённый центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны Российской Федерации имени В.П. Чкалова (Липецкий авиацентр). Тихонов ю.

История Липецкого авиацентра началась в годы Первой мировой войны. Ещё в 1916 году здесь появились первые мастерские по сбору французских самолётов типа «Люран». В октябре 1918 года, по приказу Главвоздухфлота, в Липецке начала формироваться эскадра тяжёлых бомбардировщиков «Илья Муромец». Эскадра базировалась на аэродроме, находившемся в то время на бывшей окраине города недалеко от железнодорожного вокзала). Бомбардировщики «Илья Муромец» и сопровождавшие их лёгкие аэропланы «Лебедь» активно участвовали в боевых действиях в период гражданской войны.

В марте 1923 года началось формирование Липецкой авиационной школы, которая предназначалась для обучения будущих советских лётчиков, но в 1924 году школа закрылась, так и не успев организоваться.

Объект «Липецк» — немецкая авиационная школа

Истребители Fokker D.XIII в Липецке.

Научно-исследовательская деятельность в области самолётостроения и исследования материалов военной авиатехники на территории Германии, в рамках наложенных ограничений по Версальскому соглашению, была прекращена. Тем не менее, отдельные исследования могли проводиться за границей, в частности, в СССР.

Открытие немецкой авиационной школы в СССР планировалось с 1924 года. Документ о создании школы 15 апреля 1925 года в Москве подписаны начальником ВВС РККА П. И. Барановым и представителем «Зондергруппы Р» полковником X. фон дер Лит-Томзеном. Созданием школы руководила «авиационная инспекция № 1» германского оборонного управления. Использование аэродрома и сооружений школы было бесплатным, все расходы по полному оборудованию несла немецкая сторона. Ежегодно на содержание школы выделялось около 2 млн марок.

Немцы в очень короткий срок реконструировали производственные помещения, возвели два небольших ангара, ремонтную мастерскую, и уже 15 июля 1925 года совместная лётно-тактическая школа была открыта. Первоначально материальной базой служили 50 истребителей «Фоккер Д-XIII», закупленных «Вогру» на средства «Рурского фонда» в Нидерландах в 1923-1925 годах. 28 июня 1925 года самолёты прибыли из Штеттина в Ленинград на пароходе «Эдмунд Гуго Стиннес». Также были закуплены транспортные самолёты и бомбардировщики. Обучение лётного состава проходило в течение 5-6 месяцев. Руководил школой майор В. Штар, также предусматривалась должность советского заместителя, представителя РККА.

Летом, в лётный период, наземный персонал насчитывал свыше 200 человек, зимой цифра уменьшалась. В 1932 году общая численность личного состава центра достигала 303 человека: 43 немецких и 26 советских курсантов, 234 человека рабочих, служащих и технических специалистов. Руководство рейхсвера строго контролировало все детали деятельности совместных структур на территории СССР, особое внимание уделось секретности. Немецкие лётчики носили советскую форму без знаков различия.

При школе проводилась исследовательская работа, для которой материальная часть немецким Генштабом тайно приобреталась за границей. В практический курс подготовки лётчиков входило отрабатывание ведения воздушного боя, бомбометание из различных положений, изучение вооружения и оборудования для самолётов — пулемётов, пушек, оптических приборов и т. д.

За всё время работы школы в ней прошли боевую подготовку всего около 700 пилотов, их них около 120 немецких лётчиков и 100 человек технического персонала.

В начале 1930-х годов, ещё до прихода к власти в Германии Гитлера, немецкое участие в проекте стало заметно сокращаться. Уже на переговорах в ноябре 1931 года немецкая сторона уклонилась от обсуждения возможности превращения авиашколы в Липецке в крупный совместный научно-исследовательский центр. Происходило это по причине сближения СССР с другими западноевропейскими странами, в частности с Францией. Рапалльский договор, подписанный между РСФСР и Веймарской республикой в 1922 году, стал терять свою актуальность. 15 сентября 1933 года липецкий проект был закрыт, постройки, возведённые германскими специалистами, и значительная часть оборудования были переданы советской стороне.

Высшая лётно-тактическая школа ВВС

С января 1934 года на базе ликвидированного объекта стала действовать Высшая лётно-тактическая школа ВВС.

После Великой Отечественной войны произошло перевооружение на реактивные самолёты, добавился новый учебный авиаполк, готовивший командные кадры для частей дальней авиации. В тот же период соорудили два аэродрома: первый — с бетонным покрытием, в районе Венеры, второй — с грунтовым покрытием, в районе села Кузьминские Отвержки.

4-й центр боевого применения и переучивания лётного состава ВВС

Герб Липецкого авиацентра

4-й центр боевого применения ВВС был сформирован в Тамбове 19 апреля 1953 года. В 1954 году был переведён в Воронеж, а в 1960 году — в Липецк, после чего был преобразован в 4-й центр боевого применения и переучивания лётного состава ВВС.

В учебном отделе центра в советский период прошли подготовку более 45 тысяч офицеров различных специальностей. В Липецком авиацентре на новые типы самолётов переучивались также 11 советских лётчиков-космонавтов. Как символ славной авиационной истории Липецка, в августе 1969 года на площади Авиаторов установили памятник — устремлённый ввысь истребитель МиГ-19.

После распада СССР военно-промышленный комплекс деградировал, бюджет армии значительно сократился и, как следствие, для Липецкого авиацентра настали трудные времена. Лишь с 2003 года начались перемены к лучшему: увеличились лимиты топлива, стала укрепляться материальная база.

В июле 2003 года, к 300-летию Липецка, состоялось полуторачасовое авиашоу. К этому событию с визитом прилетела делегация французских военных лётчиков, которую возглавил генерал Жан Ромуальд Роберт. Делегация прибыла на двух военно-транспортных самолётах С-130, трёх истребителях «Мираж» и штурмовиках F-200.

22 апреля 2004 года авиацентр посетили президент России В. В. Путин и премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, приехавшие в Липецк на открытие итальянского предприятия Ariston. Была продемонстрирована в действии авиационная техника, показаны фигуры высшего пилотажа, в том числе наиболее сложные, с личным участием начальника центра Александра Харчевского.

Липецкий центр боевого применения и переучивания лётного состава, пилотажная группа «Соколы России» на МАКС-2009.

3 августа 2007 года с испытательного аэродрома Новосибирского авиационного промышленного объединения вылетел новейший российский истребитель-бомбардировщик Су-34. Под управлением лётчиков ГЛИЦ Сергея Щербины и Александра Ащенкова самолёт прибыл в Липецкий авиацентр, где был торжественно принят и заступил на службу в ВВС.

Фронтовые бомбардировщики Су-24 и Су-34 Липецкого ЦБП и ПЛС приняли участие в параде на Красной площади 9 мая 2008 года в честь 63-й годовщины Великой Победы над фашистской Германией. Су-34 управлял лично начальник авиацентра генерал-майор А. Н. Харчевский.

В 2011 году военная прокуратура Западного военного округа возбудила уголовное дело по факту вымогательства денег у летчиков Липецкого авиацентра. По сведениям «Интерфакса», основанием для этого стала информация, изложенная в интернет-обращении старшего лейтенанта Игоря Сулима, которая нашла своё подтверждение в ходе проверки. Фигурантами дела, возбужденного по 286-й статье УК РФ стали командир воинской части, полковник Эдуард Ковальский и его заместитель по воспитательной работе, полковник Сергей Сидоренко.

В задачу которого входит переподготовка лётного и технического состава, внедрение передовых методик и разработок пилотажных комплексов в строевые части.

У истоков Люфтваффе

Было загадкой нахождение в Липецке немецкого учебного и испытательного объединения с 1925 по 1933 годы при посредничестве ВВС РККА. Здесь проводились исследования материальной части, проверялось пилотажное оборудование. Лётчики липецкого авиацентра интенсивно обучались. Работа засекречена, курсанты школы одевались в обмундирование рядовых красноармейцев. Материальная часть приобреталась за границей и доставлялась секретными путями в школу. Это было в ведении немецкого Генштаба. Существование центра противоречило Версальским договорённостям.

Готовились кадры для будущих Люфтваффе Третьего рейха. Отрабатывались приёмы воздушного боя, новые наработки бомбометания, испытывались последние виды вооружений, оптики и приборов. Подготовлено 120 лётчиков-истребителей. Чем меньше информации о школе, тем больше легенд возникало вокруг неё. Живучими оказались две. Эта то, что в годы войны город не бомбили. Вторая гласит, что здесь обучался - основатель и командующий воздушного флота Германии. Ничего не подтвердилось.

Создание исследовательского объединения

Центр формировался с 1949 года. Первоначально это было учебное подразделение лётчиков истребительной авиации. Затем произошли объединения с другими курсами, укрупнение структуры, смена мест дислокации, пока не остановились уже окончательно в городе Липецке.

Продолжалась подготовка авиаторов и испытания в интересах МО России. Это исследовательское военное соединение осуществляло:

  • совершенствование способов боевого применения авиации;
  • постижение лётчиками новой техники;
  • внедрение передовых методик обучения;
  • освоение средств поражения.

Достижения

Освоены десятки типов летательных аппаратов. Подготовлены и обучены 50 тысяч офицеров авиационных специальностей, здесь совершенствовались космонавты СССР, 50 претендентов защитили учёную степень. Проведено 50 исследовательских и лётно-технических испытаний, выполнена сложная экспериментально-изыскательская программа.

Центр добросовестно выполнял поставленные задачи в интересах ВВС и МО. В короткий срок освоены комплексы последних поколений истребителей и разработана документация для эксплуатации этой техники в боевых условиях. В 1992-м лётчики научного соединения впервые перелетели на Су-27 в США, через три года в экспериментальных показательных воздушных боях с зарубежными коллегами вышли победителями. Непременные участники авиакосмических салонов, где демонстрировали манёвренные качества наших самолётов в воздушном групповом бою.

Липецкий авиацентр постоянно присутствует на выставках вооружения и военной техники, участник международных и российских учений.

Потомки будут помнить

Лётная специальность предъявляет жёсткие требования к профессионализму и моральным качествам пилота. Это неоднократно подтверждали героические поступки воздушных бойцов, отдавших жизнь ради спасения людей при исполнении долга.

Земля вокруг Липецка обильно полита кровью пилотов. Вдуматься, погибло пятьдесят лётчиков. Вот цена безопасности нашей Родины!

Однажды случилась трагедия. У экипажа С. Шерстобитов и Л. Кривенкова в полёте внезапно произошло возгорание сначала одного, затем другого двигателя. После тушения пожара нужно было немедленно садиться. Это произошло над городом. Ценой жизни пилотам удалось отвести машину в сторону окраины населённого пункта, экипаж погиб. Самолёт имел полную заправку и бомбовую загрузку. Можно себе представить последствия падения.

Герои России Липецкого авиацентра

Звание получили шесть человек: четверо живы и работают, а двое погибли.

Начальник Липецкого авиацентра генерал-майор С.С. Осканов стал первым. Он был опытным асом, профессионалом. При выполнении испытательного полёта в феврале 1992 года произошёл отказ техники, и машина стала падать на поселение. Ценой жизни истребитель удалось отвести в сторону, люди не пострадали. За этот подвиг Осканов представлен к высшему отличию.

Последний список пополнил подполковник которого предательски сбили в Сирии. Пилот погиб, став шестым.

Будни

Сегодня Липецкий авиацентр — исследовательская база боевых комплексов МиГ и Су. А пилотажные группы - это яркое подтверждение способностей ВВС России. Усилия Центра направлены на качество боевой подготовки, увеличение часов налёта. Созданный ряд тренажёров - это точная копия узлов и механизмов. Однако функциональность обучающего оборудования разграничена.

На одних шлифуют элементы пилотирования, на других закрепляется методика применения техники, на третьих - уроки по фиксированию навыков, полученных при изучении элементов управления. Создан многопрофильный процедурный тренажёр экипажа авиационного комплекса МиГ-29 УБ (учебно-боевой). Он включает в себя задачи и функции, которые выполняют воздушные профессионалы во время полёта: разведка, использование средств поражения в условиях радиоэлектронного противодействия.

В борьбе с терроризмом

Липецкий авиацентр даёт практический опыт пилотам на моделях МиГ и Су.

Самолёты России во время операции в Сирии нанесли сотни ракетно-бомбовых ударов. Отмечается ювелирная точность попаданий, которая обеспечена в том числе с помощью последнего российского аналитического комплекса "Ил-20". Самолёт оснащён не имеющими подобного средствами обнаружения и оптическими сенсорами. Это необходимая поддержка экипажей, пилотирующих Су. Летающую лабораторию называют российским пилотируемым разведчиком.

Самолёты наносят удары по целям с феноменальной точностью, исключающей попадания по другим объектам. В Сирии бомбят террористов ударные комплексы Су модификаций 24, 25, 30 СМ, 34.

Сегодня командир Липецкого авиацентра — военный лётчик ген.м-р Юрий Александрович Сушков.

На снимках и в видеозаписях на шлемах воздушных бойцов опущены светофильтры. Лиц показывать нельзя - требования безопасности. Это практикуется в мировой авиации. Не факт, что пилоты, проходящие учёбу в Липецком изыскательском Центре, будут воевать. Но те асы, кто заводит самолёты на цель в Сирии, учились здесь.

: ЬУВЛ

Информация Тип военный Страна Россия Расположение 8 км западнее города Липецка Высота НУМ +184 м Часовой пояс UTC+3/+4 Взлётно-посадочные полосы
Номер Размеры (м) Покрытие
15/33 3000х60 бетон

Начальник Липецкого авиационного центра с сентября 2016 года -генерал-лейтенант Юрий Александрович Сушков.

4 ЦБП и ПЛС ВВС расположен на аэродроме «Липецк-2» в 8 километрах западнее центра Липецка , недалеко от городских районов Венера и Шахта № 10 . На хранении находится большое количество списанной авиатехники, предназначенной для утилизации: Су-24 , Су-27 , МиГ-23 , МиГ-27 , МиГ-29 , МиГ-31

Помимо действующей бетонной взлётно-посадочной полосы (ВПП) 15/33, на аэродроме имеется старая бетонная ВПП 10/28 размерами 2 500×40 метров, она используется как места стоянок и рулёжная дорожка .

История

История Липецкого авиацентра началась в годы Первой мировой войны . Ещё в 1916 году здесь появились первые мастерские по сбору французских самолётов типа «Люран». В октябре 1918 года , по приказу Главвоздухфлота, в Липецке начала формироваться эскадра тяжёлых бомбардировщиков «Илья Муромец ». Эскадра базировалась на аэродроме, находившемся в то время на бывшей окраине города недалеко от железнодорожного вокзала (см.: Улица Терешковой (Липецк)). Бомбардировщики «Илья Муромец» и сопровождавшие их лёгкие аэропланы «Лебедь» активно участвовали в боевых действиях в период гражданской войны .

Немцы в очень короткий срок реконструировали производственные помещения, возвели два небольших ангара , ремонтную мастерскую, и уже 15 июля 1925 года совместная лётно-тактическая школа была открыта. Первоначально материальной базой служили 50 истребителей «Фоккер Д-XIII», закупленных «Вогру» на средства «Рурского фонда» в Нидерландах в 1923-1925 годах. 28 июня 1925 года самолёты прибыли из Штеттина в Ленинград на пароходе «Эдмунд Гуго Стиннес». Также были закуплены транспортные самолёты и бомбардировщики. Обучение лётного состава проходило в течение 5-6 месяцев. Руководил школой майор В. Штар, также предусматривалась должность советского заместителя, представителя РККА.

Летом, в лётный период, наземный персонал насчитывал свыше 200 человек (с немецкой стороны - около 140 человек), зимой цифра уменьшалась (с немецкой стороны - около 40 человек). В 1932 году общая численность личного состава центра достигала 303 человека: 43 немецких и 26 советских курсантов , 234 человека рабочих, служащих и технических специалистов. Руководство рейхсвера строго контролировало все детали деятельности совместных структур на территории СССР, особое внимание уделось секретности. Немецкие лётчики носили советскую форму без знаков различия .

При школе проводилась исследовательская работа, для которой материальная часть немецким Генштабом тайно приобреталась за границей. В практический курс подготовки лётчиков входило отрабатывание ведения воздушного боя , бомбометание из различных положений, изучение вооружения и оборудования для самолётов - пулемётов, пушек, оптических приборов (прицелы для бомбометания и зеркальные прицелы для истребителей) и т. д.

Всего за восемь лет существования авиашколы в Липецке в ней было обучено или переподготовлено 120 лётчиков-истребителей (30 из них являлись участниками первой мировой войны, 20 - бывшими лётчиками гражданской авиации) для Германии. Точное число советских авиационных специалистов, прошедших обучение под руководством немецких инструкторов, установить не удалось.

В начале 1930-х годов, ещё до прихода к власти в Германии Гитлера , немецкое участие в проекте стало заметно сокращаться. Уже на переговорах в ноябре 1931 года немецкая сторона уклонилась от обсуждения возможности превращения авиашколы в Липецке в крупный совместный научно-исследовательский центр. Происходило это по причине сближения СССР с другими западноевропейскими странами, в частности с Францией . Рапалльский договор , подписанный между РСФСР и Веймарской республикой в 1922 году, стал терять свою актуальность. 15 сентября 1933 года липецкий проект был закрыт, постройки, возведённые германскими специалистами, и значительная часть оборудования были переданы советской стороне.

Высшая лётно-тактическая школа ВВС

4-й центр боевого применения ВВС был сформирован в Тамбове 19 апреля 1953 года . В 1954 году был переведён в Воронеж , а в 1960 году - в Липецк, после чего был преобразован в 4-й центр боевого применения и переучивания лётного состава ВВС .

В учебном отделе центра в советский период прошли подготовку более 45 тысяч офицеров различных специальностей . В Липецком авиацентре на новые типы самолётов переучивались также 11 советских лётчиков-космонавтов. Как символ славной авиационной истории Липецка, в августе 1969 года на площади Авиаторов установили памятник - устремлённый ввысь истребитель МиГ-19 .

В 2013 году лётным составом авиацентра началось освоение сверхманевренных многофункциональных истребителей Су-30СМ ; в 2014 году началось освоение истребителя Су-35С .

В 2014 году аэродром авиацентра использовался как базовый аэродром на время проведения соревнований лётных экипажей ВВС и авиации ВМФ «Авиадартс ».

В августе 2015 года начальник авиацентра генерал-майор Александр Харчевский ушёл в отставку; его место занял Герой Российской Федерации генерал-майор С. И. Кобылаш .

Структура

  • 968-й исследовательско-инструкторский смешанный авиаполк (968 иисап) - Липецк - МиГ-29 , Су-24 , Су-25 , Су-27 , Су-30 , Су-34 , Як-130
  • 4020-я база резерва самолётов (4020 БРС) - Липецк

В 2007 году в центр поступили новейший истребитель-бомбардировщик Су-34 и модернизированные фронтовые бомбардировщики Су-24М2. В 2010 году в состав Липецкого авиацентра вошёл

Главная Структура Вооруженные Cилы РФ Военно-воздушные силы Липецкий авиацентр История Липецкого авиацентра


19.04.2013 (12:21)

Государственный ордена Ленина Краснознамённый центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны Российской Федерации имени В.П. Чкалова (Липецкий авиацентр)

1 января 1949 г. - сформирован 4 Учебный центр истребительной авиации (войсковая часть 62632), место дислокации п. Разбойщина Ворошиловского района Саратовской области. Основание: директива Генерального штаба от 24 сентября 1948 г. № орг /5/94613.

1 марта 1953 г. - на базе Высших авиационных курсов слепой и ночной подготовки летчиков-офицеров ВВС и 4 Учебного центра истребительной авиации сформирован 4 Центр боевого применения ВВС. Основанием для этого стала директива Военного Министра Союза ССР от 3 февраля 1953 г. № орг/5/567814, директива главнокомандующего ВВС Советской Армии от 27 февраля 1953 года № 135556, а местом его дислокации был определен город Тамбов.

С 1954 года Центр размещался в г. Воронеже. В 1960 году соединение перебазировалось в г. Липецк и было преобразовано в Центр боевого применения и переучивания лётного состава ВВС. В 2011 году ему присвоено наименование Государственного ордена Ленина Краснознамённого центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны Российской Федерации имени В.П. Чкалова. В 2009 году в его состав вошёл Центр показа авиационной техники имени И.П. Кожедуба (Кубинка), а с 2011 по 2013 годы под его управлением находились центры боевой подготовки дальней, армейской и военно-транспортной авиации.

Центр является специальным лётно-методическим, исследовательским и учебным соединением, предназначенным для разработки и развития способов боевого применения военной авиации, обучения и переучивания личного состава на существующие и поступающие на вооружение авиационные комплексы и средства поражения.

В Центре освоено свыше сорока основных типов пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов. В их числе реактивные первенцы Ил-28, МиГ-15 и все последующие серийные самолёты фронтовой авиации, а также беспилотные средства разведки типа «Стриж», «Рейс», «Крыло». В 1960 году в Центре был создан учебный отдел, в котором прошли подготовку более 60 тысяч офицеров различных специальностей. На новую авиационную технику в Центре переучились 11 лётчиков-космонавтов СССР.

В Центре проходили службу тридцать три Героя Советского Союза и Российской Федерации. За заслуги в освоении авиационной техники звания «Заслуженный военный лётчик (штурман)», «Заслуженный военный специалист», «Заслуженный работник связи» удостоены 56 человек. За большой вклад в научную разработку проблем боевого применения авиационных комплексов и средств поражения сорок военнослужащих получили учёную степень кандидата наук.

За время существования Центра было проведено более 50 исследовательских ЛТУ и выполнено более двух тысяч научно-исследовательских работ.

На протяжении всей своей истории Центр успешно выполнял задачи, поставленные руководством Министерства обороны и ВВС. Личный состав принимал участие в учениях по испытанию атомной бомбы на Тоцком полигоне в 1954 году, показывал боевые возможности фронтовых бомбардировщиков Су- 24 на учениях «Весна - 75», в числе первых осваивал в 80- е годы самолёты 4- ого поколения Су- 27 и МиГ-29 и разрабатывал методические документы для их эксплуатации в строевых частях, в 1992 году совершили первый в истории фронтовой авиации перелёт в США на самолётах Су-27, в 1995 году летчики провели 36 учебных воздушных боя с пилотами ЮАР и во всех одержали победу.

Авиацентр участвовал в авиакосмических салонах «МАКС-2007», «МАКС-2009», «МАКС-2011» ,«МАКС-2013» и «МАКС-2015», где лётчики на боевых самолётах Су-27, Су-30СМ, МиГ-29 и СУ-34 демонстрировали маневренный воздушный бой, одиночный и групповой пилотаж. В 2006 и 2010 годах Центр принимал инспекторов государств - участников ОБСЕ.

В 2006, 2008, 2009 2011, 2013 и 2015 годах Центр участвовал в Международной выставке вооружения и военной техники в Нижнем Тагиле, 9 мая 2008, 2009, 2010, 2013, 2014, 2015 2016 годов в воздушном параде над Красной площадью в честь дня Победы в Великой Отечественной войне. В 2012 году 57 экипажей оперативно-тактической, армейской и транспортной авиации участвовали в воздушном празднике «Общее небо», посвященном 100-летию ВВС России.

Авиацентр участник крупных международных и российских учений таких как «Рубеж-2005», коллективных сил безопасности стран СНГ, «Центр-2008», «Взаимодействие-2008» , «Запад-2009», «Восток-2010», «Щит Союза-2011». «Запад-2013». Центр явился базой для проведения совместных учений ВВС России и Франции в 2013 году, ВВС России и Индии «Авиаиндра-2014», а также Всероссийского и Международного конкурса летных экипажей «Авиадартс-2014»и «Авиадартс-2015»

Лётная профессия предъявляет высочайшие требования к моральным качествам, физическим возможностям и профессиональным навыкам человека. Липецкие авиаторы неоднократно проявляли мужество в критических ситуациях возникавших во время полётов. Лётчики Л.А. Кривенков и С.М. Шерстобитов, Е.И. Захаров и В.И. Новосёлов пожертвовали собой спасая жизни другим. За мужество и героизм проявленные при исполнении воинского долга звания Героя Российской Федерации были удостоены (посмертно) генерал-майор авиации С.С. Осканов и подполковник О. А. Пешков.

Символом славной авиационной истории является памятник на площади Авиаторов - устремлённый ввысь истребитель МиГ-19. Надпись на его постаменте гласит: «Монумент установлен в августе 1969 года в честь подвигов воинов-лётчиков местного гарнизона в годы гражданской, Великой Отечественной войн и в память о расположении в городе Липецке эскадрильи имени В.И. Ленина».

Сегодня Центр является основной базой исследования боевых возможностей самолётов , Су-30СМ и Су-35 с последующим внедрением в практику ВВС наработок, полученных в ходе лётных экспериментов. Находящиеся в его составе пилотажные группы , и - это визитная карточка ВВС России. На протяжении многих лет они успешно демонстрируют всему миру мощь российской авиации, маневренные возможности отечественных истребителей и мастерство летчиков.

В настоящее время основные усилия личного состава Центра направлены на повышение интенсивности боевой подготовки, увеличение налёта, дальнейшее исследование боевых возможностей стоящих на вооружении самолётов, переучивание лётного и инженерно-технического состава строевых частей.

В 2013 году на вооружение приняты сверхманевренные многоцелевые самолеты Су-30СМ, а с 2014 года начались исследования боевых возможностей Су-35С. Постоянно совершенствуется учебно-материальная база. Сейчас в распоряжении слушателей и преподавателей Центральных офицерских курсов имеются учебные компьютерные классы, автоматизированные рабочие места, комплексные и процедурные тренажеры, например, интерактивная система обучения на самолет МиГ-29CМТ, в состав которой входит учебно-компьютерный класс и процедурный тренажер.

С сентября 2016 года начальником Центра является заслуженный военный летчик России, кандидат технических наук генерал-майор Сушков Юрий Александрович.

История и современность Центра сформулированы в девизе: «Учить воевать самолёты, пилотов учить побеждать!»

Идет получение информации...

День Военно-воздушных сил отмечают в России 12 августа. Накануне профессионального праздника ведущий звена авиагруппы «Соколы России» Липецкого авиационного центра, летчик-снайпер и исследователь полковник Александр Гостев рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Екатерине Згировской о секретах мастерства самой «боевой» российской группы высшего пилотажа, дружбе «Соколов» с французским полком «Нормандия-Неман», а также требованиях к летчикам ВВС и перспективах создания в России женской пилотажной группы.

— Александр, как появилась группа и почему ей дали именно такое название — "Соколы России"?

— Липецкий авиацентр долго не хотел признавать, что в нем существует авиационная группа высшего пилотажа, потому что Центр занимается изучением вопроса боевого применения. Мы начали заниматься пилотажем потому, что определенная часть летчиков достигла совершенства и вышла на уровень, когда они уже могли делать то, что вы видите сейчас. Мы начали заниматься этим достаточно давно, просто сначала не было названия, было просто звено летного состава. А когда одной из задач Липецкого авиацентра стала демонстрация возможностей авиатехники, решили, хотя это было достаточно поздно, в 2006 году, что надо обзавестись названием. Как оно родилось? Сокол - стремительная хищная птица, под стать задачам, которые решают липецкие летчики.

— Какие именно самолеты сейчас используются группой и сколько их? Сколько летчиков Липецкого авиацентра входят в группу высшего пилотажа?

— Техника, которая должна поступать на вооружение Военно-воздушных сил России, сначала приходит в Липецкий авиацентр, мы ее облетываем, отрабатываем технику пилотирования, навигацию, боевое применение. Группа существует на базе 1-й авиационной эскадрильи, которая летает на самолетах типа Су-27 (многоцелевой высокоманевренный всепогодный истребитель четвертого поколения - прим ред). А Су-27 имеет множество модификаций - Су-27С, Су-27П, Су-27М, потом у нас появились самолеты Су-30 в первом виде, а далее — Су-27СМ модернизированные, и финишными самолетами стали Су-30СМ и Су-35, которые пришли совсем недавно.

В группу входит наша шестерка на Су-27, два летчика на МиГ-29, группа Су-25. В группе Су-25 полковник Александр Котов, который выполняет одиночный пилотаж. Кроме того, Су-25 сейчас широко применяют для демонстрации дымов в виде российского флага.

— Сколько сейчас летчиков осваивает самолет Су-30СМ?

— На нем у нас в Центре летает сейчас около 12 летчиков. Исследуем вопросы сверхманевренности и групповой слетанности, а также приступили к сложному высшему пилотажу. Из пилотажной группы все летчики летают - Харчевский (генерал Александр Харчевский - начальник Центра и командир авиагруппы - прим. ред.), я, майор Дмитрий Заев, подполковники Юрий Спрядышев и Александр Сорокин и другие. У нас, к сожалению, только четыре самолета Су-30СМ, пришли совсем недавно, мы на них делаем только первые шаги, изучаем. Кроме того, они постоянно на каких-то доработках и модернизации, поэтому все четыре самолета в группу поставить и летать на них «ромбом» нам еще не удавалось.

— В каких преимущественно сочетаниях на демонстрационных полетах «Соколы России» выполняют пилотаж?

— Шестеркой летаем, но крайне редко, хотя все показы, где мы были недавно - Нижний Тагил, Армавир, Краснодар, - везде начинали с шестерки, потом командир (Александр Харчевский - прим. ред.) показывал одиночный пилотаж, и основная программа выполнялась четверкой.

— А как обстоят дела с введением Су-35 (реактивный сверхманевренный многоцелевой истребитель поколения 4++)? Будут ли эти истребители участвовать в показах пилотажной группы "Соколы России"?

— Самолет предназначен абсолютно не для этого, впрочем, как и Су-30СМ. Это прежде всего боевые самолеты, а летчиков Липецкого авиацентра отличает от Центра показа авиационной техники в Кубинке (база пилотажных групп «Русские Витязи» и «Стрижи» — прим. ред.) то, что там летчики занимаются исключительно пилотажем, демонстрацией возможностей самолета и летают по плану боевой подготовки, а задачи нашего центра расширены. Это и написание методик, а для этого и выполнение полетов, инструкторская деятельность, а только потом демонстрация возможностей самолетов.

— Да, это так - мы принимаем участие во всех учениях, которые проводятся. В летную смену мы выполним полет-тренировку в составе четверки или шестерки, а второй-третий полет уже летим на полигон или на воздушные бои, готовим молодежь. У нас постоянные командировки для обучения летчиков других авиационных баз.

— К летчикам ВВС предъявляют очень серьезные требования — от физического характера до психологического. Что нужно, чтобы попасть на летную службу в Липецкий авиационный центр и стать частью группы "Соколы России"? Как идет отбор?

— Когда я попал в Липецкий авиацентр, это было в 1990 году, были очень определенные требования - летчик, старший летчик или командир звена, здесь все летчики были в должности командира звена. Летного состава в эскадрильях было ограниченное количество человек, он определялся не ниже второго класса. Это было при структуре ВВС, который был тогда.

В конце 90-х стали урезать налет из-за нехватки керосина, и начало прорыва было уже в 2000-е годы — в это время в Центр пошел молодой летный состав. С той поры этой планки, которая была раньше, не существует. Летчики могут прийти к нам и из училища. Сначала ребята отбирались с очень хорошей теоретической подготовкой - отличники или медалисты, эта традиция продолжается: при наличии вакансий могут и лейтенанта взять. А дальше уже мы вступаем в работу. Были примеры, что лейтенант с отличием окончил училище, летал на МиГ-29, а здесь не потянул. Может, потому что здесь более серьезные виды подготовки, происходит некая фильтрация летного состава, когда он достигает определенного мастерства, мы смотрим, потянет ли этот летчик полеты в полетных порядках.

Прежде чем рассматривать профессиональные качества летчика, естественно, мы смотрим, что этот летчик представляет из себя как человек. Если у него скверный характер, он ненадежный товарищ, то с ним летать в группе, где интервал и дистанция три метра, не хотелось бы. Человек, который в воздухе может принять самостоятельное решение и не подчиниться воле ведущего, который берет в полетах всю ответственность на себя, в группе не желателен.

— В ближайшее время состав группы "Соколы России" расширять не планируете?

— Мы этим постоянно занимаемся. Наша группа достаточно возрастная - средний возраст летчиков группы 45-50 лет, поэтому мы постоянно занимаемся подбором кандидатов. Те, кого уже отобрали, совершенствуются. Но так как мы не Центр показа, то занимаемся не только этим, есть масса других задач. Сейчас четыре наших летчика сидят на учениях на другом аэродроме, мы остались без простых самолетов, технический состав буквально разрывается.

— Есть люди, которые считают, что пилотажники — это пустая трата бюджетных денег.

— Я вас уверяю, что если сейчас пару из пилотажной группы "Соколы России" определить в участники конкурса воздушной выучки "Авиадартс", шансов не было бы ни у кого.

Три года по решению экс-министра обороны Анатолия Сердюкова Краснодарское летное училище не набирало курсантов, а сейчас набирает, но конкурс меньше двух человек на место. Наша беда в том, что у нас нет какой-то информационной программы, заинтересовывающей молодых людей в службе в армии и тем более в авиации. Сейчас наиболее престижные профессии - это юристы и банкиры - земные люди.
Выполнение демонстрационных полетов играют большую роль. Был у нас недавно показ в Оренбурге, после полетов людей пустили на экспозицию, двое молодых людей подошли, посмотрели и говорят: "Какой я дурак был, что не пошел в летное училище".

Это никакие не бюджетные деньги. А любая демонстрация - это лишняя тренировка. Есть коммерческие показы со стороны устроителей - всевозможные выставки вооружения. Они платят министерству обороны за то, что мы участвуем.

— Есть ли у Липецкого авиацентра доход от участия "Соколов" в этих коммерческих проектах?

— Ни Липецкий авиацентр, ни летчики пилотажной группы с этих показов не имеют ни копейки. Мы люди государевы, мы выполняем приказы верховного главнокомандующего и министра обороны. Они в праве отправить нас куда угодно. Деньги все мы зарабатываем в этом случае для министерства обороны.

— В чем "фишка", главная особенность группы "Соколы России", позволяющая не путать вас с "Русскими Витязями" и "Стрижами"?

— Если брать пилотаж четверки, я не вижу в исполнении "Витязей" восходящих фигур с поворотами, петель с поворотами, петель с поворотами на восходящей и нисходящей части. Основное отличие - это то, что мы демонстрируем элементы воздушного боя. Наша особенная черта — это то, что липецкие летчики летают на всех модификациях самолетов.

— "Витязи" и "Стрижи" гораздо более раскручены, чем вы? С чем это связано?

— Мы с ними в дружеских отношениях, ни в коем случае нет никаких проблем. Раскрученность их в чем-то определяется близостью Москвы. Центр показа авиационной техники в Кубинке - это развитая инфраструктуры и структура аэродрома, специально покрашенные самолеты (мы свои покрасили в начале двухтысячных и то немногие), демонстрационная база, здание командно-диспетчерского пункта и смотровая вышка для гостей, ангар для демонстрации техники. В советские времена, когда Кубинка начинала свое существование, два-три показа в неделю они проводили для иностранных представителей. Все иностранные делегации, которые приезжали с визитами в Россию, обязательным пунктом программы посещали Кубинку. Дальше шли уже международные показы.

У них штатно существует группа высшего пилотажа, у нас такого нет. В структуре Центра в Кубинке был специальный отдел, который занимался связями с общественностью, пропагандой.

А мы, как структура обычной боевой части, ничего этого не имели.

— По какому принципу делятся между пилотажниками мероприятия, на которых вы выступаете: куда летят "Витязи", куда — "Стрижи", куда — "Соколы"?

— Для этого в управлении авиации есть специальный человек, который занимается этими показами. Планируются мероприятия по показам внутри страны и за рубежом. Иностранные государства, как правило, присылают свои заявки, а там уже решают в управлении авиации Главного штаба ВВС, куда пойдет какая группа. Но, как правило, за рубеж идут "Витязи", немного "Стрижи" в силу того, что на МиГ-29 лететь куда-то проблематично. А полеты вдоль Тамбовской губернии все отдаются нам.

— Вы летаете за границу? Не возникает ли трудностей из-за вашего "боевого" имиджа? "Витязей", например, сейчас боятся пускать на авиашоу в Швейцарию из-за того, что в характеристике написано, что они способны на боевое применение.

— Нет, абсолютно. Мы бываем с дружественными визитами, перегоняли технику в Китай. Во Франции у нас дружеские отношения с полком "Нормандия-Неман" с 1993-1994 года развиваются, они прилетали к нам неоднократно, приглашали нас на открытие памятника полку "Нормандия-Неман" в Ле Бурже. Был у нас визит в Норвегию. Это все по плану военно-технического сотрудничества.

В ближайшее время, кстати, будут проводиться международные учения "Индра-2014" Индия-Россия. Первый этап в конце августа — начале сентября будет проводиться на базе Липецка, а второй этап — в ноябре, на базе Индии. Мы туда полетим, но не на своих самолетах, а там летаем на самолетах принимающей стороны. Будем летать совместными экипажами. Здесь они будут летать на наших самолетах Су-30СМ - впереди сядет русский летчик, сзади - индус. А в ноябре все наоборот.

— Не поступало ли вам предложение обучать высшему пилотажу летчиков новой пилотажной группы "Крылья Тавриды" на учебно-боевых Як-130? Их учат "Стрижи", хотя вы территориально гораздо ближе.

— Поступало предложение, этот вопрос очень долго муссировался. Буквально на следующий день после указа главнокомандующего о создании на базе Борисоглебска пилотажной группы на самолетах Як-130 замначальника ВУНЦа (Военно-воздушной академии - прим. ред.) позвонил нам и попросил оказать борисоглебским летчикам помощь по вопросам проведения юридических и практических мероприятий для создания пилотажной группы. И подумать, как их научить летать.

Рассматривался вопрос, что несколько наших летчиков должны были переучиться на Як-130 и потом научить их. Но в силу вступили доводы о том, что Кубинку собираются пересаживать на Як-130. Уже несколько лет она обсуждалась. Поэтому целесообразнее было тех летчиков, которых в будущем планируют пересадить на эти самолеты, и поставить для обучения борисоглебцев. Но теперь, раз пилотажная группа на Як-130 будет создана в Борисоглебске, вряд ли будут кубинцев пересаживать.

— Кстати, об обучении и боевой подготовке — каждую неделю из Украины идут сводки, что ополченцы сбили очередной Су-25 украинских ВВС. Это плохая подготовка летчиков или очень меткие ополченцы?

— Дело в том, что меткости там особо не надо, все выполняет ракета. Шансов у экипажа практически нет. Вспомним Афганистан - борьба за "Стингера" (ПЗРК "Стингер" — прим. ред.), наше правительство тогда хотело их получить, потому что безумное количество самолетов и вертолетов сбивали именно этими ПЗРК. Здесь вступила в силу тактика, летчики, осмыслив ее, подняли высоты, "Стингер" может достичь высоты в 3-4 километра, они стали летать выше и бросать бомбы, не снижаясь, и перестали попадать в зону действий этих ПЗРК. А на Украине это явно непрофессионализм их пилотов.

— Как вы считаете, есть ли шанс в России создать женскую пилотажную группу? Взялись бы за такую задачу?

— Нет, никак. Я несколько отрицательно отношусь к женщинам-летчицам. Разве только Светлана Капанина — это уникум, она одна на всю планету - шестикратная мировая чемпионка.

Был момент, когда с подачи командующего и министра обороны у нас прошли курс обучения девушки. Но сколько мы ни смотрели, понимали, что женщине лучше заниматься какой-нибудь женской профессией.

Чтобы создать пилотажную группу, летчику нужно полетать не менее 6-7 лет.

— На каких мероприятиях до конца этого года мы сможем увидеть "Соколов России"?

— На День ВВС к нам в Липецк приезжает главнокомандующий, мы исполняем показательные полеты, а 13 августа стартуем в Комсомольск-на-Амуре. Летим туда на военно-транспортных самолетах, а там будем летать на самолетах Домнинского полка (Забайкалье). Там будет юбилей авиазавода, 16-17 августа мы принимаем участие в полетах по случаю этих торжеств.

— Как отметите День Военно-воздушных сил?

— Мы отметим его дома, на своей липецкой земле, полетами в честь Дня ВВС, потом соберемся, вспомним всех наших ребят.



Читайте также: