Православие – основа государственности, духовной и военной мощи России. Православие – духовная основа воинской культуры России

О русских солдатах сложено множество легенд, их подвиги известны во всем мире и вызывают уважение земляков и граждан других стран. Образ русского воина особенно ярко формируется из тех качеств, которыми характеризуют его противники. Те, кто сталкивался с ними в боевых ситуациях, считают, что у русских особый набор черт, сформированных менталитетом, традициями и этническими особенностями. Так каких же качеств наших солдат больше всего опасались противники?

Секрет успеха военных операций

После того как германская армия в 1914-м и 1940 годах смогла уничтожить французов и англичан, армии которых считались самыми сильными в Европе, но при этом была разгромлена во время Великой Отечественной войны русскими, историки и военные аналитики стали задаваться вопросом, в чем истинная причина таких исходов? После тщательного анализа специалисты пришли к выводу, что дело не только в оснащении, современном оружии, тактической и технической подготовке - огромную роль играют психологические и физиологические особенности солдат и офицеров, их национальные традиции, ценности и приоритеты.

Боевой дух

Многие историки сходятся во мнении, что именно в загадочном боевом духе кроется секрет всех побед русской армии. Эта совокупность моральных и психологических качеств определяет боеспособность. Во время войны боевой дух солдат поддерживают командиры. Поднятие боевого духа достигается путем воспитания идейных убеждений, сплоченности, храбрости. Неотъемлемой частью формирования боевого духа является атмосфера товарищества и взаимовыручки.

Боевой дух определяет моральную и физическую готовность солдат противостоять врагам, терпеть лишения и тяготы военной жизни, преодолевать себя и постоянно стремиться к победе. О значимости этого качества говорил еще Наполеон: «Один солдат, обладающий высоким боевым духом, стоит трех, лишенных этого оружия».

Целеустремленность и стойкость

Русский солдат всегда четко знает, к чему он стремится. Конечная цель всех действий - победа. Выиграть каждое сражение, каждый бой и в конечном счете одержать победу в войне. Как говорят о русских европейцы, «для них не существует полумер - либо все, либо ничего».

Изучая эпизоды военных действий, аналитики сделали вывод, что именно целеустремленность русских солдат часто играла роль катализатора, ведь самое правильное и взвешенное, но не доведенное до конца решение в итоге проиграет по результативности спонтанному порыву, выполненному с точностью и логически завершенному.

Стойкость присуща всем русским воинам. В любом сражении солдаты бьются до последнего патрона, последнего вздоха. Стойкость русских в обороне пугает противников. Благодаря этому качеству многие нападения и осады были отражены.

Храбрость

Это качество русского воина воспето многими авторами. Храбрость считается национальной чертой русского человека. Способность спасать других ценой собственной жизни, бросаться на танки, закрывать своим телом боевые снаряды, осознавая, что это необходимо для Родины, для земляков, для будущих поколений, присуща русским офицерам и солдатам.

По признаниям тех, кто встречался с ними в бою, «русские смело идут на смерть, без страха и колебаний. Они верят в то, что если им суждено умереть, то смерть найдет их где угодно. Эти люди часто говорят странную фразу о том, что двум смертям не бывать». Русские презирают трусость так же, как в других армиях презирают подлость.

Немецкий военный историк генерал фон Позек отмечал в своих работах: «Русские часто шли в атаку на наши пулеметы и артиллерию, даже когда их атака была обречена на поражение. Они не обращали внимания ни на силу нашего огня, ни на свои потери».

Хладнокровие

Способность сохранять ясность ума в любой критической ситуации - еще одна характерная черта русских солдат. Русский солдат не впадает в панику. На поле боя среди убитых и раненых сослуживцев, находясь под пулями врага, он способен в считаные минуты собраться с мыслями. Известно много случаев, когда в состоянии, близком к гибели, солдаты предпринимали блестящие тактические действия и часто выходили из сложных ситуаций победителями.

Военный обозреватель одной из австрийских газет считал хладнокровие одной из самых ярких черт русских военных. Он писал: «Русские летчики хладнокровны. В атаках русских, быть может, отсутствует планомерность, как и у французов, но в воздухе русские летчики непоколебимы и могут переносить большие потери без всякой паники. Русский летчик есть и остается страшным противником».

Сплоченность и солидарность

И много лет назад, и сейчас русские поражают всех своим умением объединяться в самых сложных ситуациях. Для иностранцев настоящая загадка, каким образом в момент, когда все складывается очень плохо, русские находят силы, поднимаются с колен, встают плечом к плечу. И в этот момент они способны противостоять врагам, уверенно отстаивая интересы своей страны.

Ф. Энгельс отмечал: «Нет никакой возможности рассеять русские батальоны: чем опасность грознее, тем крепче держатся солдаты друг за друга».

Это актуально и в настоящее время. Чем опаснее угроза, нависающая над страной и русским народом, тем сильнее стремление объединиться и без тени сомнения биться за Родину.

Сила воли

Сила воли - неотъемлемая черта русского солдата. Эта способность преодолевать трудности помогает выдерживать тяжелые условия военного времени. Несгибаемая сила воли нашла отражение в разных военных эпизодах. Многие русские солдаты, офицеры, партизаны до конца терпели пытки, издевательства врагов, но не предавали Родину, не сдавались в плен и не выдавали секретных сведений.

Русский солдат способен длительное время переносить нужду и лишения. Он может долго терпеть голод, холод, отсутствие элементарных бытовых условий.

Величайший полководец XVIII столетия Александр Васильевич Суворов (1730-1800), имевший титулы: Рымникский, светлейший князь Италийский, граф Российской и Римской империи, генералиссимус российских морских и сухопутных войск, фельдмаршал австрийских и сардинских войск, Сардинского королевства гранд и принц, награжденный за выдающиеся боевые заслуги высшими российскими и зарубежными орденами, был истинно православным, глубоко верующим христианином; отец солдатам и скромнейший человек, завещавший написать на своей надгробной плите всего три слова: “Здесь лежит Суворов”.

Можно с уверенностью сказать, что мало найдется в мировой истории полководцев, у которых так сильно было бы развито духовно-нравственное начало, как у Суворова. В его вере в промысел Божий, в его милосердии, целомудрии и простоте таилась огромная сила. Об этом хорошо писали авторы биографии Суворова в дореволюционных изданиях, умалчивали в советских изданиях, уделяя больше внимания воинскому таланту Суворова, а сейчас наиболее полно и глубоко освещено духовно-нравственное начало личности Суворова в книге Марии Георгиевны Жуковой “Твой есмь аз Суворов”, дочери продолжателя суворовских традиций великого русского полководца, маршала Г.К. Жукова.

В день празднования 100-летия со дня кончины Суворова, Александр Васильевич был назван “русским Архистратигом”. Как святой Архистратиг Михаил - вождь воинства Небесного, так и Суворов - вождь воинства земного, всегда ставил на первое место веру в Бога, которая крепко связывала его с “витязями-офицерами” и “чудо-богатырями”- солдатами и помогала одерживать блестящие победы над врагами.

Суворов в святом крещении был наречен в честь святого благоверного князя Александра Невского, великого воина и дипломата, защитника Руси (память которого отмечается 23 ноября старого стиля). Мальчиком Суворов был хил и слаб, не отличался крепким здоровьем. Но еще ребенком Суворов любил читать книги о святых людях и о давних воинах, о сражениях и подвигах. По совету друга семьи Суворовых, старого генерала Ганнибала, отец Суворова Василий Иванович отдал юношу Александра рядовым в Семёновский полк. Находясь в полку, Суворов посещал кадетский корпус. Поступив в полк, Суворов одевался настоящим солдатом, учился с увлечением, изучал военные науки, закалял свое тело, укреплял здоровье, всегда молился Богу и был честен совестью, всякую обязанность или служебное требование исполнял с величайшей точностью.

Почти никаких подробностей о его службе в нижнем звании до нас не дошло, кроме одного случая, который он сам впоследствии рассказывал. Из числа военных занятий мирного времени караульная служба наиболее важна и исполняется почти без изменений в военное время. Поэтому строгое исполнение всех требований караульной службы есть непременное условие солдатского воспитания и образования. Именно в этом солдату Суворову пришлось однажды выдержать испытание. Будучи в Петергофе в карауле, он стоял на часах у Монплезира. Императрица Елизавета Петровна проходила мимо, Суворов отдал ей честь. Государыня обратила на него внимание и спросила, как его зовут. Узнав, что он сын Василия Ивановича Суворова, хорошо известного ей, она достала серебряный рубль и хотела дать молодому Суворову. Он отказался взять, объяснив, что караульный устав запрещает часовому брать деньги. “Молодец, - сказала Государыня - знаешь службу. Как сменишься, так возьми”. Рубль этот Суворов хранил всю жизнь.

Солдатская наука далась Суворову легко. Девять лет служил он в Семеновском полку в солдатском звании. Эти годы не прошли для него напрасно. Он полюбил солдат, а солдаты полюбили его. Суворов научился говорить их языком, и в дальнейшем мог просто и ясно объяснить военные премудрости самому непонятливому солдату. Он последовательно производился в капралы, подпрапорщики, сержанты, а в 1754 году был произведен в офицеры. Став офицером и поступив в Ингерманланский пехотный полк поручиком, Суворов старался и дальше не оставлять военные науки.

Суворов не хотел быть только ремесленником военного дела, хотя и ставил его выше всякого другого. Из предметов общего образования, история и литература стояли для него на первом месте. Литературные знаменитости последнего времени были ему хорошо известны, и он любил их цитировать при удобном случае. Он не только много читал, но и пробовал сам писать. Попав на войну, Суворов убедился, что солдат требуется обучать для войны иначе, не так как они были обучены в мирное время.
В 1763 году 33-летний Суворов, уже полковник, стал командовать Суздальским пехотным полком. Солдаты тогда служили в полку всю жизнь. Молодыми рекрутами поступали они на военную службу, а уходили седыми стариками. При полку было много солдатских и дворянских детей, которые ничему не обучались. Суворов живо принялся воспитывать свой полк. Он выстроил здание и открыл в нем две школы - для дворянских и солдатских детей, разделил их на классы и сам преподавал арифметику, Закон Божий, сам составил молитвенник для детей и краткий катехизис.
В 1764 году, будучи командиром Суздальского пехотного полка, Суворов основал и построил в Новой Ладоге деревянную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, которая с тех пор называлась Суворовской. Суворов сам лично носил бревна для этой церкви и вырезал для неё деревянный крест. Будучи командиром Кубанского корпуса, строил крепости на Кубани, и по личному распоряжению Суворова в 1778 году была построена церковь в Ейском укреплении, в которой он любил молиться. С именем Суворова связана закладка Екатеринодара, и укрепление России на кубанских землях.

Суворов ненавидел праздность, а постоянный труд и молитву он считал непременным условием достижения высших требований службы. Непобедимость суворовских “чудо-богатырей” заключалась в натренированности тела к любым тяжким испытаниям и в высокой духовно-нравственной силе их духа. Суворов сам отличался высоконравственной жизнью; милосердие, благотворительность, правдолюбие, целомудрие были добродетелями, украшавшими его. Строгую нравственность Суворов считал обязанностью христианина-воина. Суворов сам регулярно прибегал к церковным таинствам, молился, проезжая мимо церкви, клал земные поклоны перед образами, строго держал посты, крестился, входя в комнату, садясь за стол. Суворов начинал и заканчивал день молитвой. Перед обедом адъютант его читал “Отче наш” и каждый из гостей должен был отвечать “Аминь”. Особую ревность Суворов имел к церковной службе, сам читал Апостола и пел в церковном хоре. Благочестие его проявлялось в постоянных заботах по содержанию старых и сооруженнию новых церквей. Твердая вера в Бога, крепкая на Него надежда, усердная молитва, низводя невидимо помощь Божию, видимым образом сказывается в подъеме духа армии, в мужестве и энергии. Знали это предки и говорили: “Кто боится Бога, тот неприятеля не боится”.

В самом деле, человек верующий, всецело преданный Промыслу Божию, терпеливо переносит все лишения и испытания, спокойно и смело идет навстречу всякой опасности. Для него не страшна смерть. «За веру святую, за царя-батюшку, за землю родную положу жизнь и душу: на то давал присягу», - в простоте сердца рассуждает русский воин и безбоязненно вступает в бой с неприятелем. Он знает, что за смерть на поле боя ему уготовано Царствие Небесное, ибо “нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя” (Евангелие).

Все одержанные в прежние времена победы русских войск над врагами, в несколько раз сильнейшими и более к войне подготовленными, сопровождались великим подъемом религиозного чувства воинов. Помощь Божия, снисканная благочестием наших предков, венчала их победой. Суворов, как никто, сознавал это. Он говорил: “Безверное войско учить - что перегорелое железо точить”. Молитвой он всегда подготавливал войска к битве и одерживал блистательные победы. В своем завещании потомству Суворов пишет: “Все начинайте с благословения Божия и до издыхания будьте верны Государю и Отечеству”. “Помилуй Бог!” было обычным восклицанием Суворова. Соратников своих, Багратиона и других, Александр Васильевич приветствовал: “Бог на помощь!” На что они обыкновенно отвечали: “Помилуй нас Бог!” или “Господи, помилуй!”

Его “Тетрадь капральских бесед” начиналась советом: “Молись Богу, от него победа!”, а далее проводились обязательные для каждого воина молитвы: “Пресвятая Богородице, спаси нас!”, “Святителю отче Николае Чудотворче, моли Бога о нас!” и пояснялось так: “Без сей молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай!” Плодотворность этого совета особенно выразилась в итальянскую компанию, где на семьдесят пять убитых врагов приходился убитым только один русский солдат. Более того, солдаты, которые имели несгибаемую веру и молились, оставались невредимы и даже не имели обморожений во время перехода через Альпы, те же, которые такой веры не имели, отмораживали и руки, и ноги. О таких Суворов говорил: «Они Богу неугодны…” В “Тетради капральских бесед” говорится: “Короток взмах сабли, короток и штык, а врагу смерть. Божия же помощь быстрее мысли воину доблестному; посему просящего в бою пощады - помилуй, кто мститель - тот разбойник, а разбойникам Бог не помощник!”

Как понимал Суворов воинскую присягу? Нынешнее объяснение присяги говорит, что присяга есть клятва и кажется поэтому слабодушным только “цепью”, приковывающей их насильно к исполнению долга. Суворовское же объяснение присяги говорило прямо к сердцу: “Один десятерых своей силой не одолеешь, помощь Божия нужна! Она в присяге: будешь богатырь в бою, хоть овцой в дому; а овцой в дому так и останешься, чтобы не возгордился…”

Такое истолкование присяги, как завета с Богом, ободряла слабодушных, которые познавали, что в бою получат и храбрость, и силу от Господа. Суворов был непоколебим в своем уповании на Бога. В этом следует искать источник его гениальности, как полководца. Озарение свыше и сила Господа воинству дарованы были душе “ведущей воскликновение”. Например, при Треббии, в решающий момент, когда никакая тактика не помогала, Суворов, спрыгнув с лошади, пал ниц на землю и в молении к Богу пробыл в таком положении несколько минут, потом озаренно отдал такие приказания, что русские войска победили…
(Продолжение следует)

Духовник Краснодарского краевого
общественного объединения «Кадетское
суворовско-нахимовское братство»,
настоятель Свято-Преображенского храма
г. Геленджика, выпускник Киевского CВУ-73
Протоиерей Виталий КОВАЛЕВ

Калининградский государственный технический университет

Военно-Морская кафедра

Реферат на тему:

“ Патриотизм-источник духовных сил война ”

Задание принял Задание выполнил

Капитан II ранга студент группы 98-ис

Штучный С.А. СамолетовМ.В. "___"___________2001г. "___" __________2001г.

Калининград 2001 г.

ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПАТРИОТИЗМ

“Кто к знамени присягал единожды, тот у оного до смерти стоять должен”.

Все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать - флаги и вымпелы.

Из Петровского морского устава.

Любой человек всегда является членом какой-либо об­щности людей: нация, класс, социальный слой, произ­водственный коллектив, коллектив по интересам и так далее. Каждая общность имеет свои характерные черты, а ее члены, как правило, гордятся своей принадлежностью к ней. В результате можно говорить о различных частных вариантах патриотизма: классовый, национальный, про­фессиональный и другие. Военных людей обычно интере­сует военно-профессиональный патриотизм.

В истории России его появление связывают с рождени­ем регулярной армии. Ее основа - два потешных полка молодого Петра I. Когда дворяне-подростки вошли в зре­лый возраст, эти полки стали своеобразными военными училищами, выпускавшими офицеров в пехоту и кавалерию. Офицеров-специалистов готовили открытые по при­казу Петра навигационная, артиллерийская, инженерная школы. С развитием регулярной армии и становлением принципиально нового офицерского корпуса получает окончательное оформление военно-профессиональный патриотизм, как выражение сущности людей, посвятив­ших свою жизнь защите Отечества. В своих основных чер­тах он доходит и до наших дней.

Черты военно-профессионального патриотизма не с неба упали. Они обусловлены вполне объективными об­стоятельствами. Армия на Руси всегда почиталась, а воен­ный человек, как правило, был любимцем народа. XX век насчитывает всего две ситуации, когда заинтересованные силы настраивали общественность России против армии и флота. Первый раз - после русско-японской войны 1904-1905 годов, второй - после распада СССР и пере­хода к рыночным отношениям.

В русской армии были достаточно сильны военно-де­мократические традиции, представленные такими гене­ралами и адмиралами, как Петр I, Г. Потемкин, А. Суво­ров, М. Кутузов, Ф. Ушаков, П. Нахимов, М. Скобелев, М. Драгомиров, С. Макаров, М. Фрунзе, И. Исаков, К. Рокос­совский, Г. Жуков, Н. Кузнецов и многие другие.

Армия была важнейшим инструментом складывания русского государства, а флот очень часто служил орудием международной политики. Со времени Петра I сложилась своеобразная роль офи­церства в жизни общества. Офицеры не только защищали Отечество, но строили города и заводы, были изобрета­телями, открывали новые земли, управляли губерниями, служили дипломатами и одно время командовали Право­славной церковью. Первым обер-прокурором Святейшего Синода был полковник И. В. Болтин (1721-1726).

Важным обстоятельством, оказавшим влияние на фор­мирование военно-профессионального патриотизма явился также русский национальный характер.

Названные причины обусловили своеобразные черты русского военно-профессионального патриотизма и до 1917 года и после него. Вот они.

Беспредельная преданность Отечеству и готовность со­знательно отдать за него жизнь.

Высокие понятия воинской чести и воинского долга как у офицеров, так и у солдат и матросов.

Стойкость и упорство в бою, готовность к подвигу как норма поведения.

Преданность полку, кораблю, его знамени," его"тради­циям.

Уважение и соблюдение воинских ритуалов, наград и чести мундира.

Героическое поведение в плену.

Готовность прийти на помощь народам, оказавшимся в беде.

Личный пример офицера своим подчиненным.

Мастерское владение своей профессией от полководца до рядового.

А. В. Суворов дал неприятелям более шести­десяти боев и сражений и ни одного не проиграл. Военная история показывает, что такого набора черт не имеет никакая другая армия мира.

" Значение военно-профессионального патриотизма ве­лико, хотя он явление нематериальное: ни взвесить, ни измерить, ни просчитать. Но в критические моменты имен­но он каждый раз перетягивал чашу весов борющихся сто­рон в пользу России.

Для ясности два примера.

Один пример хрестоматийный - 28 героев панфилов­цев. Вдумаемся: всего 28 человек, в том числе один офи­цер. Вооружение - бутылки с “горючкой”, гранаты, не­сколько противотанковых ружей. Справа и слева - нико­го. Могли разбежаться и ищи ветра в поле. Могли сдаться и никто бы не узнал. Могли лечь на дно окопа и будь что будет. Но ни того, ни другого, ни третьего не случилось. Отбили две танковые атаки: одну - 20 танков, другую - 30. Половину сожгли! По всем мыслимым и немыслимым расчетам они должны были проиграть, ведь почти по два танка на брата. Но ведь не проиграли. Выиграли! Сегодня многие не верят и спрашивают: почему?

Ответ в трех сло­вах - присяга, долг, патриотизм:

· присяга - клятва Родине,

· долг - обязанность перед Родиной,

· патриотизм - любовь к Родине.

Если это есть у военных людей, они непобедимы. Под­виг двадцати восьми героев повергает ниц тех, кто хотел бы видеть на войне только кровь, муки и ошибки - на­стоящие и мнимые - и не замечать воли, таланта, уме­ния и презрения к смерти во имя Отечества.

Другой пример из другой войны. Дело было 26 февраля 1904 года. Малый миноносец “Стерегущий” против двух крейсеров и четырех больших миноносцев Японии. Семьдесят орудийных стволов, в том числе шестидюймовых, против четырех.

Японцы, окружив миноносец, предложили ему сдать­ся. На это предложение русские моряки даже не ответи­ли, а Андреевский флаг на всякий случай прибили гвоз­дями к мачте. В ходе боя из 52 человек экипажа 46, в том числе все офицеры были убиты, четверых израненных моряков японцы взяли в плен. Попытка взять на буксир полуразрушенный корабль не удалась. Два матроса: Иван Михайлович Бухарев - машинный квартирмейстер и Ва­силий Сергеевич Новиков - трюмный машинист броси­лись в машинное отделение, задраили помещение и, жер­твуя жизнью, открыли кингстоны.

Подвиг потрясает! Здесь все - верность присяге и во­инскому долгу, стойкость и упорство в бою, подвиг как норма поведения, личный пример офицеров, особенно командира корабля лейтенанта Александра Семеновича Сергеева.

10 мая 1911 года в Петербурге был открыт памятник работы художника К. В. Изенберга, изображающий двух матросов, открывающих иллюминаторы и кингстоны с целью затопить миноносец, чтобы он не достался непри­ятелю. Монумент отлили из стволов старинных корабель­ных орудий, хранившихся в Кронштадтском арсенале. Если присмотреться внимательно, то в наружных очертаниях скульптуры проглядывает массивный и широкий крест с одним лишь словом на перекрестье - “СТЕРЕГУЩИЙ”.

В словарях военно-профессиональный патриотизм оп­ределяется как гордость за принадлежность к армии и флоту, за свой полк, корабль, их честь и славу. Это опре­деление вполне употребимо, но в нем, на наш взгляд, не видно носителя военно-профессионального патриотизма: солдата, матроса, мичмана, курсанта, офицера. Поэтому дополним определение следующим размышлением: воен­но-профессиональный патриотизм - это способность во­ина в критический момент выйти на свой высший про­фессиональный физический, волевой, морально-нрав­ственный предел и превзойти его в интересах Родины.

По этому поводу прусский король Фридрих II уважи­тельно говорил: “Русского солдата мало убить, его надо повалить”. А знаменитому Наполеону принадлежат слова:“Дайте русского солдата, и я покорю весь мир”. Бернадот, бывший маршал Наполеона, затем король Швеции сове­товал шведам: “Подражайте русским, для них нет ничего невозможного”. Но лучше всех сформулировал А. В. Суво­ров, всего два слова: “Чудо-богатыри!”

Солдата и матроса воспитывают, учат и ведут в бой офицеры. Они же и умирают рядом с ними. Чтобы ни су­дачила обывательская молва о них - это особый, благо­родный и, как уже отмечалось, самый патриотичный слой граждан.

После строителя остаются дома.

После хлебороба - хлеб.

После писателя - книги.

Что же остается после офицера?

Только легендарные образцы высоко патриотичной службы, определяющие судьбу Родины и лицо армии и флота.

Несколько примеров.

· 1380 год. Куликово поле. Великий князь Дмитрий Ива­нович, сняв великокняжеское облачение и надев доспехи простого воина, встал в общий строй Большого полка и вместе с ним три часа держал страшный удар татарской конницы.

· 1812 год. Генерал Николай Раевский. В безнадежном положении под деревней Салтановкой лично повел свой корпус в атаку, взяв с собой двух сыновей - шестнадца­ти и одиннадцати лет. Пораженные решимостью генерала не пощадить ни себя, ни своих детей, солдаты в жесто­ком бою опрокинули врага.

· 1854 год. Адмирал Владимир Корнилов, организатор обороны Севастополя. Смертельно раненный, истекая кровью, он успевает произнести: “Скажите всем, как приятно умирать, когда совесть спокойна. Я счастлив, что умираю за Отечество”.

· 1904 год. Капитан 1 ранга В. Ф. Руднев, командир крей­сера “Варяг”, оказавшись один на один с японской эс­кадрой, отверг требование сдаться, вступил в бой и, одер­жав нравственную победу, на века прославил русский флот и русский национальный характер.

· 1945 год. Капитан 3 ранга А. И. Маринеско, командир знаменитой подводной лодки С-13, совершил известную всему миру “атаку века”, решившую судьбу немецкого подводного флота.

Этот перечень можно продолжать до бесконечности. На память приходит знаменитая строка М. Лермонтова: “Да, были люди в наше время...” Попробуем оценить наш день.

Первой, главной и самой важной мужской профессией является профессия офицера. Отчетли­во я осознаю, что для кого-то эта мысль спорная, а для кого-то и неприемлемая. Что ж, свою точку зрения не навязы­ваю, но имею право высказать суждения в ее защиту.

С. Г. Максимов. Русские воинские традиции

Путь русского воинства

И воистину светло и свято

Дело величавое войны,

Серафимы, ясны и крылаты,

За плечами воинов видны.

Духовные основы воспитания выражаются прежде всего в идеях и идеалах. Основополагающая общественная идея не может не быть национальной, так как влияние идей осуществляется на людей через их духовный уклад, отражающий принадлежность к данному народу. Этот духовный уклад называют еще «душой народа», и наиболее ярко проявляется он в воинском сословии, призванном защищать идеалы общества.

В основу древнерусского воспитания души было положено воспитание воли как «главного фактора человеческой жизни» и почитание рода-общины как условия существования человека. Воля русского человека, по мнению многих мыслителей, находится в дремлющем состоянии и пробуждается только в наитруднейшие времена. Она нуждается в повседневной активизации, в то время как многие родители, педагоги и начальники при воспитании насильственно ослабляют волю, как возможный инструмент своеволия (непослушания), но только люди волевые и энергичные являются опорой государства в трудные времена.


Переход Суворова через Альпы в 1799 г. Художник В.И. Суриков


Патриотизм воина вытекает из самой структуры его сословного статуса. Путь воина – это прежде всего путь чести, совести, путь защитника своей родины. Эти качества исторически были присущи воинству России.

Суть русской ратной традиции выражена св. благоверным князем Александром Невским: «Не в силе Бог, а в правде!» И воинское служение в России было путем общинного послушания по словам: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Филарет (Дроздов), митрополит Московский: «Своего личного врага – люби, врага Отечества – сокрушай, врага Божия – гнушайся!»

Горе той стране, которая в трудные времена забывает о воинстве, унижая его и попирая, поскольку это чревато потерей государственности. Задача русской армии и общества – восстановить нормальную воинскую идеологию, оживить воинские традиции, воссоздать Воина, каким он был в традиционной индоевропейской цивилизации, каким он был на Руси.

Эволюция воинских взглядов из афоризмов А.В. Суворова:

1. Я солдат, не знаю ни племени, ни рода. Поле – один мой элемент.

2. Честь моя мне всего дороже. Покровитель ей Бог.

3. Горжусь тем, что я Россиянин!.. Мы русские, мы все одолеем.

Генералиссимус А.В. Суворов завершил разработку русской военной тактики, наиболее подходящей для русского воинства. Он же сформулировал основные принципы успешного развития армии: самобытность и национальная гордость без зазнайства; изучение всего лучшего, что создано военной мыслью в мире; сознательное отношение к своему делу, инициатива, дисциплина, развитие успеха до конца. А венец всему – победа, малой кровью одержанная.

Русский человек не любит мелочности, ему претят сухость и педантизм, он склонен «не бить лежачего». Подтверждением сказанному являются строки из приказа М.И. Кутузова от 21 декабря 1812 г. при пересечении русской границы в ходе преследования бегущей французской армии: «Но не последуем примеру врагов наших в их буйстве и неистовствах, унижающих солдата. Они жгли дома наши, ругались святынею, и вы видели, как десница Вышнего праведно отмстила их нечестие. Будем великодушны, положим различие между врагом и мирным жителем. Справедливость и кротость в обхождении с обывателями покажут им ясно, что не порабощения их и не суетной славы мы желаем, но ищем освободить от бедствия и угнетения даже те самые народы, которые вооружились против России».

Духовным ядром и хранителем традиций воинской чести в любой армии является офицерство. Выпускаемый из училища офицер должен, по мнению М.И. Драгомирова быть твердым в тех основах, на которых зиждется воспитание солдата: а) преданность государю и Родине до самоотвержения; б) дисциплина; в) вера в нерушимость (святость) приказания; г) храбрость (решительность, неустрашимость); д) решимость безропотно переносить труды, холод, голод и все нужды солдатские; е) чувство взаимной выручки.


Штыковая атака. Гравюра начала XX в.


Воину нужна непоколебимая духовная опора. Для русского человека, традиционного русского воина огромное значение играет понимание того, ради чего он готов сражаться и умирать. М.И. Драгомиров говорил: «В бою только тот бьет, кто не боится погибнуть; для человека, воспитавшего себя таким образом, нет неожиданностей… И только при этом условии… дерзость и упорство в достижении цели станут делом естественным».

Эмоциональный подъем в сочетании с исторической памятью и частым пренебрежением к жизни создает благоприятные условия для совершения подвигов. Можно сказать, что героизм у русского народа в крови.



Фридрих Великий после сражения при Кунерсдорфе. Гравюра XVIII в.


Своим своеобразным эмоциональным подъемом, позволяющим совершать чудеса, мы весьма отличаемся как от рационального западноевропейского солдата, так и от идеализированного дальневосточного представления о состоянии духа воина. Идея о том, что в бою надо сохранять то же душевное состояние спокойствия, что и в обычной жизни, характерна для восточных единоборств. Приведем отрывок из книги «Пять колец» известного японского мастера фехтования Миямото Мусаси: «В бою состояние твоего духа не должно отличаться от повседневного. И в схватке, и в обыденной жизни ты должен быть целеустремлен, но спокоен. Встречай ситуацию без напряжения, однако не беспечно, с духом уравновешенным, но не предубежденным. Даже когда дух твой спокоен, не позволяй телу расслабляться, а когда тело расслаблено, не позволяй духу распускаться. Не допускай, чтобы тело влияло на дух, и не давай духу влиять на тело. Не будь ни недостаточно вдохновленным, ни вдохновленным сверх меры. Поднявшийся дух слаб, и опустившийся дух слаб. Не позволяй противнику проникнуть в твое состояние».

Данные утверждения скорее подходят для неспешных ритуализированных поединков в средневековой Японии, а не для современного, не ровного по темпу боя, хотя хладнокровие во время чрезвычайных обстоятельств отличает истинных профессионалов. Воинская стезя – это служение «без страха и упрека», но это и достойное существование в мирное время.

Особенности психотипа русского человека отражены в народном фольклоре, например, в поговорке: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Русскому человеку необходимо «завестись», для чего нужно какое-то время, но затем «дубина народной войны» начинает гвоздить неумолимо, хотя и частенько вслепую.

Суворов говорил: «Атакуй, с чем пришел! Коли, руби, гони, отрезывай, не пускай! Ура! Чудеса творит, братцы!.. Бей неприятеля, не щадя ни его, ни себя самого, держись зло, дерись до смерти, побеждает тот, кто меньше себя жалеет… Нет ничего страшнее отчаянных!»

«Ура» – это русский боевой клич, один из древних способов мобилизации воина, позволяющий ему оторваться от обыденности и настроиться на бой, в котором уже нет места сомнениям и страху.

Ярким примером особого служения русского воинства являются штыковые атаки, появившиеся во времена расцвета огнестрельного оружия и регулярной армии западного образца. В XVIII веке в России начинается период формирования официальных армейских приемов фехтования клинковым оружием и фланкировки (управления копьем, пикой, штыком). Приемы боя систематизируются и входят в боевые уставы русских войск. Знаменитые русские полководцы Румянцев, Суворов становятся разработчиками владения оружием рукопашной схватки. В результате русский штыковой бой превзошел в скором времени все армии мира.



Полтавская баталия в 1709 г. Художник Л. Каравак


Штыковая атака, встреченная штыками, представляет чрезвычайно редкое явление в военной истории западных армий. Принц де Линь, участник многих войн в Европе, свидетельствует, что лишь однажды за всю жизнь, в 1757 г., он слышал лязг удара штыка о штык.

Для штыковой атаки без выстрелов необходима определенная самоотверженность, которая не была характерна для наемных армий Запада. Маршал Савойский упоминает следующий факт: «Карл XII, шведский король, хотел ввести в свою пехоту атаку холодным оружием. Он об этом часто говаривал, и в армии знали, что это было его идеей. Наконец, в сражении против московитян в тот момент, когда дело должно было завязаться, он подъехал к своему пехотному полку, сказал прекрасную речь, слез с лошади перед знаменем и сам повел свой полк в атаку, но когда они приблизились на тридцать шагов к неприятелю, весь полк его стал стрелять, несмотря на его приказание и его присутствие... Король был этим так ужален, что прошел только по шеренгам, сел на лошадь и отъехал, не вымолвив ни одного слова».

К началу Семилетней войны Фридрих Великий склонился к этой же идее. Пехоте внушалось, что собственный ее интерес диктует не задерживаться под огнем неприятеля, а лезть на врага. При этом «король берет на себя ответственность перед каждым солдатом, что неприятель не пустит свои штыки в дело, а побежит». В сражениях 1757 г. под Прагой и Колином прусская пехота пыталась атаковать почти без выстрелов, результаты были неутешительны.

По-настоящему перевернул отношение к рукопашному бою в русской армии А.В. Суворов. В «Науке побеждать» он пишет: «Пуля обмишулится, а штык не обмишулится. Пуля – дура, а штык – молодец! Коли один раз! Бросай басурмана со штыка: мертв на штыке, царапает саблей шею. Сабля на шею – отскакни шаг, ударь опять! Коли другого, коли третьего! Богатырь заколет полдюжины, а я видел и больше. Береги пулю в дуле! Трое наскочат – первого заколи, второго застрели, третьему штыком карачун… В двух шеренгах сила, в трех полторы силы: передняя рвет, вторая валит, третья довершает». Одним из главных нововведений было то, что Суворов первым в штыковом бою стал сочетать рассыпной и плотный строй в зависимости от обстановки (даже на пересеченной местности и при штурме крепостей), то есть сделал его универсальным. Результатом послужило то, что русскую штыковую атаку в те времена ни один равный по силам неприятель выдержать не мог.

О рукопашном бое русской пехоты в Северной войне можно узнать из романа А. Толстого «Петр I», где герой романа во время схватки «видел только широкие спины преображенцев, работающих штыками, как вилами, – по-мужицки...», но от этого обращения враги бежали, как могли.

– стойкость;

– выносливость;

– храбрость;

– смекалка;

– самоотверженность;

– высочайшая сплоченность и дисциплинированность в случае крайней необходимости.

Качества эти могут проявляться не сразу. Бывает необходимо некоторое время для осмысливания угрозы на уровне национального сознания, что и показал нам опыт Отечественных войн 1812 и 1941 – 1945 гг.

Существенное влияние на формирование мировоззрения личности воина оказывает духовная жизнь общества. Господствующая идеология, не соответствующая глубинным чаяниям народа, может привести к первоначальным поражениям, ставящим иногда под сомнение возможность самого существования России. Данный феномен мы наблюдали на протяжении всей истории государства, и особенно ярко он проявился в начале Великой Отечественной войны.



Выезд Ивана Грозного на борьбу с Ливонией. Художник Г.-Э. Лисснер


К сожалению, нет возможности в этой книге рассказать о подвигах солдат в Великой Отечественной, поскольку автор ставит своей целью поведать об истоках становления отечественного воинства, а истоки эти следует искать в далеком, славном и трудном прошлом России.

Главное – за много поколений сформировались черты, делающие русских воинов и нашу армию лучшими в мире при условии грамотного военного и политического руководства, хорошего снабжения и невмешательства хитроумных идеологов разных мастей.

Несмотря на все реформы и передряги, в русском народе остался боевой дух наших предков: скифов-сколотов, антов, варягов, казаков, дружинников и безвестных воителей, мудрых старейшин и полководцев.

Воинские традиции Руси живы, и это показывают наши славные победы в прошлом. Будем же достойно жить в настоящем, и готовить фундамент для не менее славного будущего.


Битва на Куликовом поле. Лицевой летописный свод

Вопрос, за кого умирать, разделил общество на патриотов и пацифистов

Из нашей военной истории известны три модели формирования морального облика защитника Отечества: солдат Императорской русской армии, существовавшей до февраля 1917 года, советский воин периода 1918-1991 годов и, наконец, нынешний защитник Родины. Каков же современный моральный облик воина нашей многострадальной армии, подвергшейся суровому испытанию реформами?

Моральный облик русского солдата со времен создания регулярных частей русской армии до периода падения монархии в феврале 1917 года формировался под влиянием православия. Царь Петр впервые ввел в штат сначала военно-морских кораблей, а затем и полков военных священников как исполняющих роль воспитателей личного состава.

Хорошо известно, что Петр Первый не особенно церемонился с отжившими, на его взгляд, историческими категориями и традициями, легко меняя алфавит, календарь, порядки, внешний облик русских людей да и всего общества. Ничто не мешало ему взять на вооружение, к примеру, протестантизм, европейский нигилизм или даже ислам, хорошо известный на Руси еще со времен принятия оного ордынским ханом Узбеком. Очевидно, объехав практически всю тогдашнюю просвещенную Европу, Петр не нашел ничего лучшего для души русского солдата, чем православие.

Секрет русской армии

Ограниченный, забитый, запуганный глупыми и жадными царями и хитрыми попами сиволапый мужик - такими широкими мазками обычно рисовали портрет русского крестьянина-христианина. Формированию этих штампов-стереотипов в головах советских граждан способствовала разнузданная антицерковная, антирусская, антиимперская кампания, начатая доморощенными либералами еще в середине XIX века. Но нужны ли были царю Петру такие воины? Способен ли ограниченный, запуганный и трусливый солдат победить сильнейшую армию шведского короля Карла, отряды воинственных дагестанских князей, солдат персидского шаха или свирепых турецких янычар? Однозначно нет!

Часто не имевшая преимуществ ни в боевом опыте, ни в вооружении или тактике молодая русская армия одерживала верх в первую очередь благодаря христианским добродетелям русского солдата - стойкости, самопожертвованию, добросовестности, выносливости, необычайной терпеливости. В этом кроется один из важнейших секретов побед русского оружия. Так не пора ли пересмотреть устаревшие атеистические штампы о якобы низких морально-боевых качествах воина-христианина?

Конечно, крепостной мужик, еще не забритый в рекруты, - это еще не солдат армии-победительницы. Но поскольку само понятие службы (служения) в русском народе понималась как тяжелая, но необходимая ноша, обязанность, процесс перевоплощения из мужика в солдата происходил естественно. Неграмотные, но воспитанные Церковью крестьяне-мужики были готовы к службе и морально, и физически. Они знали, что для служения людям пришел на землю Христос, службой считалась и любая царская или барская повинность, да и сам монарх - помазанник Божий служил своему народу.

Воспитанный согласно Евангельским заповедям в уважении к родителям и старшим, в покорности к данным от Бога властям, русский мужик закалял волю, набирался мудрости. Он был твердо уверен, что его бессмертная душа принадлежит Творцу и предстанет на суд Единому Богу. Смерть на поле брани за правое государево дело его не страшила.

В отличие от потомков детей бесправных советских колхозников, выводящих под диктовку «Мы - не рабы, рабы - не мы!», наши верующие предки гордились именем «раба Божиего». Такие «рабы» и составляли большинство солдат, матросов и офицеров русской армии времен Петра Первого, П. А. Румянцева, Ф. Ф. Ушакова, М. И. Кутузова, П. С. Нахимова, М. Д. Скобелева, А. А. Брусилова… «Дух укрепляет в вере отеческой, православной. Безверное войско учить, что перегорелое железо точить», - наставлял А. В. Суворов.

И пока жив был его завет, русская армия оставалась непобедима.

«Нам нужна ненависть»

Чем больше оскудевало в народе и армии под воздействием революционной пропаганды религиозное чувство, тем более ощущал себя мужик и солдат «свободной личностью», начиная искать смысл в приказах начальников, посылавших его на верную смерть-погибель.

Самые высмеиваемые богоборцами христианские качества - терпение и смирение. Но лишенный их «человек с ружьем» становился в бою трусом, а в тылу - наглецом и подлецом. Убивать без смирения можно, умереть во имя Родины нельзя.

«Отрицание религии породило безверие, - писал Ф. М. Достоевский. - Мораль, оторванная от своего источника - религии, неизбежно должна была вылиться и вылилась в аморальность, в полнейшую беспринципность. Культ Божества сменился культом собственного «Я», культом сатанинской гордости и эгоизма. Богочеловека заменил человекобог. Нравственное падение, духовное убожество, эгоизм, бессердечие, откровенное, доходящее до цинизма отрицание самых элементарных понятий о человечности, о простой порядочности… стали обычным, нормальным явлением».

К февралю 1917 года русская армия окончательно деградировала. Разложенные большевистскими агитаторами и пропагандистами солдаты бросали окопы и толпами валили домой, грабя и убивая по дороге мирных жителей и встречных офицеров. Не желая отправляться на войну, они поддержали мятежников в Петрограде, пролив первую кровь. Нацепив красные повязки и назвав себя красногвардейцами, они трусливо бежали от немцев в феврале 1918-го из-под Нарвы, куда их под командой первого «наркомпоморде» (народного комиссара по морским делам) П. Е. Дыбенко отправили спасать молодую Республику Советов новые вожди.

И совсем не случайно в красноармейской памятке тех «огненных лет», подготовленной отцом-основателем РККА Л. Д. Троцким, были такие слова: «Долой любовь к ближнему, нам нужна ненависть. Мы должны уметь ненавидеть. Только этой ценой мы завоюем вселенную… Мы ненавидим христиан. Даже лучшие из них должны рассматриваться как наши худшие враги. Они проповедуют любовь к ближнему и милосердие, что против наших коммунистических принципов. Христианская любовь есть помеха развитию революции».

Жизнь за кого?

В РККА, как позже и в Советской армии, огромное внимание уделялось партийно-политической работе и пропаганде так называемого коммунистического мировоззрения. Абсурдность и низкую эффективность этого тотального идеологического прессинга явили первые месяцы Великой Отечественной войны, после чего Сталин надолго задвинул комиссаров на место, лишив их прежних прав.

Так что же нового включало в себя коммунистическое воспитание советского воина? Ничего, кроме упора на известные со времен Суворова морально-нравственные качества солдата: храбрость, мужество, честность, добросовестность, доблесть, верность Родине и долгу, крепкая воинская дисциплина. Только вместо выброшенных «религиозных догм», предъявляемых великим полководцем, появились преданность делу партии Ленина и интернационализм.

Хорошо известно, кого и какой ценой одолела наша армия в Великой Отечественной войне. Но за что отдавали свои жизни герои Брестской крепости и Краснодона, партизанка Зоя Космодемьянская и капитан Николай Гастелло? За Родину, за победу, за своих товарищей, за убитых и сожженных, за живых и нерожденных, за родителей, детей, братьев и сестер.

Да, были и те, кто, умирая, называл имя вождя партии. Но адресована ли эта жертва лично товарищу Сталину или скорее идее единого национального лидера, с которой связывались надежды на победу, на освобождение Родины от оккупантов? И разве не за это же отдали свою жизнь Иван Сусанин или десятки тысяч русских солдат в сражении при Бородино или на Малаховом кургане? У воинов 57-го Модлинского пехотного полка, героически оборонявших Севастополь, была в ходу песня с такими словами: «Жизни только тот достоин, кто на смерть всегда готов, православный русский воин, не считая, бьет врагов. За Царя и за Россию мы готовы умирать. За Царя и за Россию будем всех на штык сажать!».

Сталин в конфиденциальной беседе с личным представителем президента США Гарриманом, говоря о причинах, по которым русские так отчаянно сражаются с врагом, признавал: «Вы думаете, они воюют за нас, коммунистов? Нет, они воюют за свою матушку-Россию».

Коммунизм так и не стал той верой, за которую люди шли на смерть. Продолжали работать вполне уместные христианские мотивы - умирать «за други своя». Недавно рассекреченные данные переписи 1937 года показывают: больше половины населения СССР старше 16 лет (56,7 процента) составляли верующие люди.

Из полученных горьких уроков победы в Великой Отечественной войне руководство СССР, к сожалению, не смогло сделать правильных выводов. После смерти Сталина политика партии вернулась на прежнюю гибельную траекторию растрачивания сил и средств на построение коммунизма во всем мире и борьбу с международным империализмом. Число врагов и особенно «друзей» по соцлагерю заметно прибавлялось, и советских воинов все больше готовили для оказания братской помощи угнетенным народам других стран. К довоенным Испании, Монголии и Китаю прибавились Корея, Вьетнам, Лаос, Куба, Сирия, Египет, Ангола, Мозамбик, Афганистан...

Но даже в этой внешне благородной идее не было ничего нового. Императорская Россия не раз вступала в войну за своих братьев-единоверцев, не ища при этом выгоды. Это прежде всего неудачная для нее крымская война, начавшаяся, как известно, из-за притеснений турками православных на Святой земле, или Первая мировая, которую мы начали, заступаясь за сербов, неготовыми.

Ярчайший пример - Русско-турецкая война 1877-1878 годов, в результате которой Болгария получила независимость, а Сербия, Черногория и Румыния приросли территориями. Тогда погибли более 100 тысяч русских солдат, а сама Россия лишь вернула себе утраченные ранее земли. Это ли не пример бескорыстной помощи братским народам без навязывания себя в друзья-покровители, как это произошло в Восточной Европе после освобождения от фашистов чехов, поляков, немцев, мадьяр, румын, балканских славян, албанцев?

Oblico morale

Процесс реформирования нашей армии явно далек от завершения, но кое-что видно невооруженным глазом уже сейчас. Особенно на фоне разгорающегося скандала с воровством бюджетных средств в Министерстве обороны и его дочерних компаниях. Многое, наверное, можно объяснить поговоркой «Каков поп - таков приход», поскольку примеру своего бывшего шефа последовали некоторые наиболее ловкие и беспринципные его подчиненные. А сколько подобных «делишек» калибром поменьше творится в казармах, каютах, кубриках, канцеляриях, на складах и в боксах? Можно только гадать.

Зарабатывание бабла на всем, к чему имеешь отношение, - дурная примета нашей армии. Служба все больше превращается в выгодный бизнес. При этом с высоких трибун и страниц выхолощенной ведомственной прессы не перестают звучать никого не трогающие высокопарные слова о чести и совести, достоинстве и жертвенности. Один за другим в силовых министерствах и структурах принимаются «кодексы чести», проводятся офицерские собрания… А тем временем среди офицеров все реже и реже можно услышать разговоры о воинском долге, о служебно-боевом опыте, о подчиненных. Все больше говорят о деньгах, тачках и отдыхе за бугром. Очевидно, это и есть идеология нынешнего дня.

Так за какие высокие идеи мы будем умирать? Этот вопрос давно разделил общество на патриотов и пацифистов. И последних сегодня явно больше. По недавним опросам, лишь 23 процента наших соотечественников готовы по первому зову встать на защиту Родины.

Очевидно, причина отказа от самопожертвования кроется в упадке духа и отсутствии четкой гражданской позиции, которая не может быть сформирована в обществе потребителей, где каждый сам за себя.

Времен очаковских и покорения Крыма

Что же делать? Обратиться за «передовым опытом» за границу? Увы, ни армия США, ни ее европейские союзники ничего доброго предложить нам не могут. Рост суицидов, преступлений, правонарушений среди военнослужащих стран блока НАТО, включая наших бывших союзников и «братьев», говорит о кризисе идеологии и западных армий. Здесь идут те же процессы. Армии арабских стран и государств Ближнего Востока, по мнению большинства экспертов, ориентированы на религиозно-национальные традиции, где четко прослеживается культ шахидов (буквально - свидетелей, мучеников за веру) и героев, отдавших жизнь за Родину (израильский ЦАХАЛ). Остается мощнейшая на востоке НОАК, где под красными знаменами и коммунистическими лозунгами воспитываются национально ориентированные патриоты Поднебесной, готовящиеся совершить подвиги, но отнюдь не в интересах международного пролетариата.

Один мой оппонент - атеист предложил ввести для нынешних солдат вместо «пустой говорильни» (занятий по общественно-государственной подготовке) посещение моргов и скотобоен. По его мнению, именно это сделает воинов более смелыми и мужественными. Этот «полет атеистической мысли» говорит о высочайшей степени духовной опустошенности и безверия в человека.

Модернизированная и наконец окончательно отреформированная армия (если это когда-то произойдет) окажется небоеспособна, если не будут затронуты глубины духа и сознания военнослужащих. Уже сейчас солдаты и даже командиры пасуют перед уроженцами лишь одной маленькой северокавказской республики, вся сила которой заключается в непомерно раздутом национальном самосознании, базирующемся хоть и на искаженно понимаемой, но вере.

Исторический опыт национального русского самосознания сохранен нами в облике благородного, мужественного, славного, скромного и смиренного воина русской армии. Это наши деды и прадеды, наши близкие и далекие предки. Что мешает сегодня максимально использовать их опыт? Его проводниками могли бы стать ветераны, возвращаемые в строй офицеры-воспитатели и военные священники, которых новый министр обороны захотел как можно скорее увидеть в рядах армии. Похоже, сегодня альтернативы идеологии «времен очаковских и покорения Крыма» у нас нет.



Читайте также: