Карл I Великий, король франков, император Запада (Священной Римской империи) (742 (или743) —814). Священная Римская империя: краткая история Король страны римской

Sacrum Imperium Romanum Nationis Teutonicae (лат.),
Heiliges Römisches Reich Deutscher Nation (нем.)

Священная Римская Империя германской нации - замечательное политическое учреждение, сохранившее в продолжение десяти веков (800 - 1806) одну и ту же форму, одни и те же притязания. Внешняя история империи есть, в сущности, история Германии от IX до XIX столетия и Италии в средние века. По своему происхождению, С. Римская империя была церковной и германской; форму ей дала неувядающая традиция всемирного владычества вечного Рима; германские и римские элементы, сливаясь, обусловливали собою всеобъемлющий и отвлеченный характер империи, как центра и главы западного христианского мира. Начало священной Римской империи относится к 800 г., когда был коронован римским императором. Событие это было заранее подготовлено, но Карл не думал об отделении Рима от Константинополя: до 800-го года законной наследницей Римской империи была Византия, возобновленная Карлом империя была продолжением древней Римской империи, и Карл считался 68-м императором, преемником восточной линии непосредственно после низложенного в 797 г. , а не преемником . Событие 800 г. явилось результатом соглашения между папой, церковными и светскими сановниками и королем. Карл фактически владел империей; он распоряжался в Риме - столице империи (matrona imperii), был защитником церкви. Но Римская империя считалась единой, неделимой; коронование Карла, не провозглашая отделения Запада от Востока, объявляло Рим столицей как политической, так и церковной. Власть Карла была освящена коронованием, но не увеличена. Императорский титул изменил положение Карла, окружил его особенным блеском; вся деятельность Карла вращалась с тех пор в кругу теократических идей.

Вторичное восстановление империи было совершено Оттоном Великим. Несмотря на предшествовавшие смуты, Рим представлялся «золотым городом» (aurea Roma), его судьба - судьбой всего мира. «Пока Колизей будет цел, Рим будет жить; когда падет Колизей - падет и Рим, а когда падет Рим, падет и весь мир» - таково было представление современников о величии древней империи. 2 февраля 962 г. Оттон возбудил общий энтузиазм своим короновнием в сане «императора Августа». В уме средневекового человека, которому древность завещала идею всемирной монархии, сложилось глубокое убеждение в необходимой связи Римской империи и католической церкви. Положение императора и его функции определялись из сравнения власти императорской с властью папской. Он - imperator terrenus, т. е. наместник Бога на земле в делах светских, и «patronus», т. е. защитник церкви; его власть во всем соответствует власти папы, отношения между ними аналогичны отношениям между душой и телом. «Как на небе», говорил император Фридрих I, «только один Бог, так и на земле только один папа и один император». Коронационный церемониал и официальные титулы императора указывают на стремление придать императорской власти божественный характер. Император считался представителем всех христиан. Он - «глава христианского Mира», «светский глава верных», «покровитель Палестины и католической веры», превосходящий достоинством всех королей. До своего коронования в Риме императоры с XI до XVI вв. носили титул «Romanorum rex semper Augustus», а после коронования - «Romanorum Imperator semper Augustus». С 962 г. положено начало соединению в одном лице двух титулов - императора римского и короля германского. Сначала это соединение носило чисто личный характер, потом - официальный и реальный. Империя Х в. была, однако, в сущности феодальной монархией. Усвоив идею своей власти от древнего мира, императоры думали осуществить ее феодальным путем; императорская власть постепенно феодализовалась.

В Риме Оттон был только императором, а не королем; он распоряжался апостольской кафедрой (низложение Иоанна XII), руководил прениями синода, смотрел на папу, как на свою креатуру, но никак не мог прочно утвердиться в столице, фактически не имел здесь силы, как и его преемники. Византия не признавала императором грубого «франка» Во Франции притязания императоров тоже не признавались. В состав империи Х - XI вв. входили собственно Германия, большая часть (2/3) Италии, Бургундия, Богемия, Моравия, Польша, Дания, отчасти Венгрия. Преемники Оттона I, преследуя химерические цели, встретили во всем отпор со стороны папства, феодализма и национального обособления. Оттон III (983 - 1002) всецело погрузился в идею всемирной Римской империи, отвернулся от единоплеменников, считал себя римлянином, мечтал об утверждении Рима во главе Германии, Ломбардии и Греции. Значительной силы достигла империя при Генрихе III (1039 - 1056) франконском, воспользовавшемся моментом, когда еще не успела окрепнуть папская власть. Он был полным господином Италии, свободно распоряжался судьбой папского престола, но вызвал страшную реакцию, погубившую его преемника. Борьба Генриха IV и Григория VII нанесла первый и самый тяжелый удар империи, понизив значительно ее обаяние и внушив Италии, вместе с германскими князьями, доверие к своим силам. Вормский конкордат 1122 г. оставил поле сражения за папой. После смерти Генриха V (1124) юрисдикция короны стала значительно меньше: признана была самостоятельность князей и баронов.

Блестящими представителями идеи императорской власти были во второй половине XII и первой половине XIII в. Гогенштауфены. Между ними первое место принадлежит Фридриху I (1152 - 1189), в лице которого императорская власть выступила против папы с теоретическими доводами. Фридрих считал свою власть зависящей непосредственно от Бога и такой же священной, как и папская. Болонские юристы утверждали, что право устанавливать законы принадлежит императору, воля которого есть закон, ибо написано: «quod principi placuit legis habet vigorem, quum populus ei et in eum omne suum imperi um et polestatem concesserit». Истинным властителем, однако, Фридрих I был только в Германии В состав империи в то время входили сев. часть Италии и королевство Бургундское, т. е. Прованс, Дофинэ, Франш-Конте, Швейцария, Лотарингия, Эльзас и часть Фландрии. Зависели от империи Богемия и славянские земли в Мекленбурге и Померании. Византия, по-прежнему, питала к императорам вражду, считая их узурпаторами и варварами, оскорбительно извращая титулы императоров: так, Исаак Ангел называл Фридриха I «главным князем Алеманнии».

Императоры короновались четырьмя коронами: корона в Аахене делала монарха «королем франков», а со времени Генриха II - «королем римлян», коронование в Милане - королем Италии, в Риме он получал двойную корону «lirbis et orbis», а Фридрих I, под конец жизни, принял и четвертую корону - бургундскую (regnum Burgundiae или regnum Arelatcase). Коронуясь в Милане и Аахене, императоры не называли себя королями лангобардов и франков, так как эти титулы терялись в сравнении с титулом императора. Императорский титул принимался только после коронации в Риме, а это создавало чрезвычайно важную основу для притязаний папы, из рук которого передавалась корона. К названию «Римская империя» Фридрих I присоединил эпитет «Священная», не прибавлявший ничего нового к действительной власти императора, но указывавший на божественное ее происхождение. Вместе с Гогенштауфенами сошла в могилу идея императорской власти. В Германии императорская власть рухнула вследствие основания территориальной независимости князей (эпоха великого междуцарствия).

Новый период истории С. империи начинается со времени Рудольфа Габсбургского (1273). К XIV в. Священная империя есть, в сущности, немецкая империя. Власть императора признавалась только в Германии, да и то лишь теоретически, так как в действительности она перешла в руки феодалов. Императоры XIV в. не стесняются ничем в преследовании своих династических интересов и умножении своих родовых владений. От пышного титула священной римской империи оставалось только одно название: князья расхитили все земли и разделили между собою атрибуты императорской власти, оставив императору почетные права и считая его своим ленным господином. Императоры этой эпохи закладывают короны, города, живут на чужой счет, переносят всякое унижение перед папой, но продолжают называть себя наследниками цезарей, главами христианства и властелинами мира, жертвуя всем для формы и внешности.

Карл IV дает обещание папе не оставаться в Риме больше одного дня и получает корону от папы, как дар. Сигизмунд (1410 - 1437) любил жить на счет имперских городов и охотно бывал там, где его угощали. Особенного унижения достигла императорская власть при Фридрихе III (1440 - 1493), твердившем А. Е. I. О. U. (Austriae est imperare orbi universo) - и кормившемся по монастырям и имперским городам. Его роль в отношении к папе делала его жалким в глазах всех. После Фридриха III ни один император не был коронован в Риме.

Во время междуцарствия империя потеряла часть своей территории: Польша свергла иго Германии, венгры жестоко опустошали восточную границу империи. После Генриха VII (1308 - 13) окончилась власть императоров над Италией; в 1350 и 1457 г. к Франции перешло Дофинэ, а в 1486 г. - Прованс. Швейцария тоже перестала быть зависимой от империи (трактат 1499 г.). К этому присоединялась и внутренняя слабость империи, как агрегата постоянно враждующих мелких государств. Габсбургская династия стремится слить империю с Австрийской монархией. В царствование Карла V (1519 - 1555) императорская власть значительно усилилась, но попытка вернуть ей прежнее значение встретила оппозицию как со стороны немецких князей, так и со стороны других государств. Реформация уничтожила теорию, на которой основывалась империя.

Последний период существования Священной империи - самый печальный (1648 - 1806). Вестфальский мир лишил императора всякой возможности непосредственного вмешательства в администрацию. Священная империя делается исключительно Германской империей, непрочной конфедерацией, существование которой постепенно теряет всякий смысл. «Наследственным врагом Священной империи» был Людовик XIV. В XVIII в. существование империи было почти забыто: остались только громкие титулы. Весь дух XVIII в. противоречил идее Священной империи. Революция, разрушив феодализм, потрясла до основания старое средневековое здание. Раштатский конгресс (1797 - 98) вполне обнаружил внутреннее разложение Священной империи, всегда страдавшей недостатком национального единства и политической свободы. Последним императором Священной империи был Франц II (1792 - 1806). В это время судьбами Европы распоряжался Наполеон, который считал себя истинным преемником Карла Великого и увлекался идеей «всемирной монархии»; в марте 1805 г. он короновался в Милане железной короной. После Пресбургского мира (26 декабря 1805 г.) Франц II отрекся от сана императора: еще с 1804 г. он стал называть себя «наследственным императором Австрии». Это было концом священной Римской империи.

При саксонских и франконских императорах императорский престол был избирательным. Каждый христианин (т. е. католик) мог быть императором, хотя обыкновенно выбирался в императоры член одной из могущественных княжеских фамилий в Германии. Так царствовали, после Конрада Франконского, Саксонская династия (919 - 1024), Франконская (1024 - 1125), после Лотаря Супплембургского (1125 - 1138) - Гогенштауфены (1138 - 1250), Габсбурги (1273 - 1291 и 1298 - 1308), Люксембургской дом (1308 - 1313 и 1346 - 1437), с 1438 г. - снова Габсбурги. Избирали императора курфюрсты. Независимость их узаконила золотая булла. Порядок этот продержался до 30-ти летней войны.

Императоры

Каролинги

Людольфинги

962-973
973-983
996-1002
1014-1024

Франконская династия

1027-1039
1046-1056
1084-1105
1111-1125
(из Саксонского дома) 1133-1137

Гогенштауфены

1155-1190
1191-1197
(из дома Вельфов) 1209-1215
1220-1250
1303-1308

Люксембурги

1312-1313
(Виттельсбах) 1328-1347
1355-1378
1410-1437

Габсбурги

Римский король (лат. Rex Romanorum , нем. Römischer König , реже - король римлян ) - титул избранного, но ещё не утвержденного папой римским императора Священной Римской империи.

После превращения Восточно-Франкского королевства в Священную Римскую империю для каждого нового монарха стала традиционной как минимум двойная процедура: избрание в Германии и коронация в Риме (иногда между ними происходила коронация в Милане как короля Ломбардии). Организация поездки из Германии в Рим в Средние века требовало большого времени. Кроме того, требовалось заручиться поддержкой римского папы либо дождаться смерти или свержения враждебно настроенного римского папы. От избрания до коронации в Риме будущие императоры называли себя римскими королями.

У этого титула была ещё одна функция. Чтобы обеспечить переход власти своему сыну, почти каждый император организовывал выборы римского короля при своей жизни. Таким образом, титул римского короля часто означал наследного принца.

В 1508 году Максимилиан I так и не смог проехать в Рим для коронации. Римский папа Юлий разрешил ему пользоваться титулом «избранного императора». В дальнейшем преемники Максимилиана I (кроме Карла V) уже не стремились к коронации. Титул "римский король" теперь означал лишь наследника престола, избранного курфюрстами при жизни своего отца.

В современной литературе для устранения путаницы с древнеримскими царями и итальянскими королями римских королей нередко называют король Германии (нем. Römisch-deutscher König ). Начиная с Максимилиана I титул "король в Германии" (лат. Rex Germaniae , нем. König in Germanien ) действительно существовал, но входил в титул императоров, в качестве второстепенного.

В 1811 году французский император Наполеон I объявил своего новорождённого сына Наполеона II своим наследником и дал ему титул "римский король".

Список Римских королей и антикоролей

Курсивом выделены имена антикоролей (de:Gegenkönig) .

· Оттон II Рыжий, 961-967 (сын Оттона I)

· Оттон III, 983-996 (сын Оттона II)

· Генрих II Святой, 1002-1014 (троюродный брат Оттона III)

· Конрад II, 1024-1027

· Генрих III, 1028-1046 (сын Конрада II)

· Генрих IV, 1054-1084 (сын Генриха III)

· Рудольф Швабский , 1077-1080 (шурин Генриха IV)

· Герман фон Сальм , 1081-1088 (нем., англ.)

· Конрад, 1087-1098 (сын Генриха IV) (нем., англ.)

· Генрих V, 1099-1111 (сын Генриха IV)

· Лотарь II, 1125-1133

· Конрад III , 1127-1135

· Конрад III, 1138-1152 (он же)

· Генрих Беренгар, 1146-1150 (сын Конрада III) (нем., англ.)

· Фридрих I Барбаросса, 1152-1155 (племянник Конрада III)

· Генрих VI, 1169-1191 (сын Фридриха I)

· Филипп Швабский, 1198-1208 (сын Фридриха I)

· Оттон IV, 1198-1209

· Фридрих II, 1196-1220 (сын Генриха VI)

· Генрих (VII), 1220-1235 (сын Фридриха II)

· Генрих Распе , 1246-1247

· Вильгельм Голландский , 1247-1256

· Конрад IV, 1237-1250 (сын Фридриха II)

· Ричард Корнуэльский, 1257-1272

· Альфонс Кастильский , 1257-1273

· Рудольф I, 1273-1291

· Адольф Нассауский, 1292-1298 (нем., англ.)

· Альбрехт I, 1298-1308 (сын Рудольфа I)

· Генрих VII, 1308-1312

· Людовик IV, 1314-1328

· Фридрих Австрийский , 1314-22, 1325-30

· Карл IV , 1346-47

· Карл IV, 1349-55 (он же)

· Гюнтер фон Шварцбург , 1349

· Венцель I, 1376-1378 (сын Карла IV)

· Рупрехт Пфальцский, 1400-1410 (нем., англ.)

· Сигизмунд, 1410-1433

· Йост , 1410-1411

· Альбрехт II, 1438-1439

· Фридрих III, 1440-1452

· Максимилиан I, 1486-1508 (сын Фридриха III)

· Карл V, 1519-1530

· Фердинанд I, 1531-1558 (брат Карла V)

· Максимилиан II, 1562-1564 (сын Фердинанда I)

· Рудольф II, 1575-1576 (сын Максимилиана II)

· Фердинанд III, 1636-1637 (сын Фердинанда II)

· Фердинанд IV, 1653-1654 (сын Фердинанда III)

· Иосиф I, 1690-1705 (сын Леопольда I)

· Иосиф II, 1764-1765 (сын Франца I)

· Наполеон II, 1811-1832 (сын Наполеона I)

Священная Римская Империя Германской Нации (лат. Sacrum Romanum Imperium Nationis Germanic æ , нем . Heiliges Römisches Reich Deutscher Nation), также известная как «Первый рейх» – крупное государственное образование в центре Европы, просуществовавшее с 962 по 1806 гг. Это государство позиционировало себя как прямой преемник франкской империи Карла Великого (768-814), которая наряду с Византией считала себя наследницей античной Римской империи. Несмотря на номинальный имперский статус, эта империя на протяжении всей своей истории оставалась децентрализованной , имевшей сложную феодальную иерархическую структуру, объединявшую множество государственных единиц. Хотя во главе империи стоял император, его власть не являлась наследственной, так как титул присваивался коллегией курфюрстов. Кроме того, эта власть не была и абсолютной, ограничиваясь сначала аристократией, а позже, с конца XV века – рейхстагом.

Образование Священной Римской империи

Предпосылки формирования крупного имперского государства в центре Европы следует искать в сложном положении, сложившемся в регионе в поздней античности и раннем средневековье. Крушение Западной Римской империи было болезненно воспринято современниками, которым идейно казалось, что империя существовала всегда и будет жить вечно – настолько универсальной, древней и священной была сама ее идея. Это наследие античности дополнялось и новой мировой религией – христианством. На некоторое время, к VII в., идея общеримского христианского единства, присутствовавшая в Римской империи начиная с ее христианизации, была в основном забыта. Однако церковь, находившаяся под сильнейшим влиянием римских законов и учреждений, выполнявшая объединительную функцию для смешавшегося после Великого переселения народов населения, о ней помнила. Церковная система, требуя единообразия в вероучении и организации, поддерживала чувство единства у народов. Многие представители духовенства сами были римлянами, живя по римскому праву и пользуясь латинским языком как родным. Они хранили античное культурное наследие и идею единого всемирного светского государства. Так святой Августин в трактате «О граде Божием» (De Civitate Dei) предпринял критический анализ языческих представлений об универсальной и вечной монархии, но средневековые мыслители истолковали его учение в политическом аспекте, более позитивно, чем подразумевал сам автор.

При этом до середины VIII в. на Западе формально признавалось верховенство византийского императора, однако после того как в Византии началось ударившее по церкви иконоборческое движение, римские папы стали все больше ориентироваться на Франкское королевство, правители которого сами проводили объединительную политику. Реальная власть короля франков Карла Великого (768-814) к тому моменту, когда на Рождество 800 г. в церкви Св. Петра в Риме папа Лев III (795-816) увенчал его императорской короной, была сравнима в глазах современников лишь с властью правителя Римской империи, выполнявшего роль покровителя церкви и святого престола. Коронация явилась освящением и легализацией его власти, хотя по сути явилась результатом соглашения между папой, королём, церковными и светскими сановниками. Сам Карл придавал большое значение титулу императора, возвышавшего его в глазах окружающих. При этом ни он, ни короновавший его папа не имели в виду восстановление только Западной Римской империи: возрождалась Римская империя в целом. В силу этого Карл считался 68-м императором, преемником восточной линии непосредственно после низложенного в 797 г. Константина VI, а не преемником свергнутого в 476 г. Ромула Августула. Римская империя считалась единой, неделимой. Хотя столицей империи Карла Великого был Ахен, имперская идея была связана с Римом, центром западного христианства, который объявлялся как политическим, так и церковным центром империи. Императорский титул изменил положение Карла, окружил его особенным блеском; вся деятельность Карла с тех пор была связана с теократическими идеями.

Однако империя Карла Великого оказалась недолговечной. По итогам Верденского раздела 843 г. империя опять угасла как единое государство, вновь трансформируясь в традиционную идею. Титул императора сохранился, однако реальная власть его носителя ограничилась лишь территорией Италии. А после кончины последнего римского императора Беренгара Фриульского в 924 г. власть над Италией в течение нескольких десятилетий оспаривалась представителями ряда аристократических родов Северной Италии и Бургундии. В самом Риме папский престол оказался под полным контролем местного патрициата. Источником возрождения имперской идеи стала Германия, где возрождение наметилось в первой половине X в., в период правления в восточной части бывшей Каролингской империи Генриха I Птицелова (919-936), основателя первой немецкой (Саксонской) династии. Он заложил основы не только Германского королевства, но и будущей Священной Римской империи. Его дело продолжил Оттон I Великий (936-973), при котором в состав государства вошла Лотарингия с бывшей имперской столицей Каролингов Ахеном, были отражены набеги венгров, началась активная экспансия в сторону славянских земель, сопровождавшаяся энергичной миссионерской деятельностью. При Оттоне I церковь превратилась в главную опору королевской власти в Германии, а племенные герцогства, составлявшие основу территориальной структуры Восточнофранкского королевства, были подчинены власти центра. В итоге к началу 960-х годов Оттон I стал наиболее могущественным правителем среди всех государств-наследников империи Карла Великого, приобретя репутацию защитника церкви и положив начало итальянской политике, так как в то время имперская идея связывалась с Италией и получением императорского достоинства от папы в Риме. Будучи религиозным человеком, он хотел быть христианским императором. В конечном итоге по завершении трудных переговоров 31 января 962 г. Оттон I принес папе Иоанну XII присягу с обещанием охранять безопасность и интересы папы и Римской церкви, что послужило юридическим основанием для становления и развития средневековой Римской империи. 2 февраля 962 г. в церкви Св. Петра в Риме состоялась церемония помазания и венчания Оттона I имперской короной, после чего он, уже в новом качестве, заставил Иоанна XII и римскую знать присягнуть ему на верность. Хотя Оттон I не намеревался основывать новую империю, рассматривая себя исключительно как преемник Карла Великого, фактически переход императорской короны к германским монархам означал окончательное обособление Восточнофранкского королевства (Германии) от Западнофранкского (Франции) и формирование нового государственного образования на основе немецких и североитальянских территорий, выступавшего наследником Римской империи и претендующего на роль покровителя христианской церкви. Так родилась новая Римская империя. Византия не признала императором грубого франка, также как и Франция, что изначально ограничило универсальность империи.

Основы и история титулатуры Священной Римской империи

Традиционный термин «Священная Римская империя» появился довольно поздно. После своей коронации Карл Великий (768-814) пользовался длинным и вскоре отброшенным титулом «Карл, светлейший Август, боговенчанный, великий и миролюбивый император, правитель Римской империи». После него вплоть до Оттона I (962-973) императоры именовали себя просто «Император Август» (лат. imperator augustus) без территориальной конкретизации (подразумевая, что в перспективе вся бывшая античная Римская империя, а в перспективе и весь мир подчинятся им). Первый монарх Священной Римской империи Оттон I использовал титул «император римлян и франков» (лат. imperator Romanorum et Francorum). В дальнейшем Оттона II (967-983) иногда именовали «Император Август римлян» (лат. Romanorum imperator augustus), а начиная с Оттона III () этот титул становится обязательным. При этом между вступлением на трон и своей коронацией кандидат пользовался титулом королей Римлян (лат. rex Romanorum), а начиная со своей коронации носил титул Германский Император (лат. Imperator Germanic æ ). Словосочетание «Римская империя» (лат. Imperium Romanum) как название государства стало использоваться с середины X в., окончательно закрепившись к середине XI в. Причины задержки кроются в дипломатических осложнениях из-за того, что преемниками Римской империи считали себя и византийские императоры. При Фридрихе I Барбароссе () с 1157 г. к словосочетанию «Римская империя» в знак ее христианско-католического характера впервые было добавлено определение «Священная» (лат. Sacrum). Новый вариант названия подчёркивал убежденность в святость мирского государства и претензии императоров к церкви в контексте завершившейся недавно борьбе за инвеституру. Эта концепция получила дальнейшее обоснование в ходе возрождения римского права и оживления контактов с Византийской империей. С 1254 г. в источниках укореняется полное обозначение «Священная Римская империя» (лат. Sacrum Romanum Imperium), по-немецки (нем. Heiliges Römisches Reich) оно стало встречаться при императоре Карле IV (). Добавление к названию империи словосочетания «германской нации» появилось после того, как в руках австрийской династии Габсбургов в XV в. оказались все земли (кроме швейцарских), населенные в основном немцами (нем. Deutscher Nation, лат. Nationis Germanicae), изначально чтобы отличить собственно немецкие земли от «Римской империи» в целом. Так в указе императора Фридриха III () от 1486 г. о «всеобщем мире» говорится о «Римской империи германской нации», а в постановлении Кёльнского рейхстага 1512 г. императором Максимилианом I () впервые официально была использована окончательная форма «Священная Римская империя германской нации», сохранившаяся до 1806 г., хотя в своих последних документах это государственное образование обозначалось как просто «Германская империя» (нем. Deutsches Reich).

С точки зрения государственного строительства в 962 г. было положено начало соединению в одном лице двух титулов – императора Римского и короля Германского. Сперва это соединение носило личный характер, но затем – вполне официальный и реальный. Однако, основанная в Х в. империя являлась, в сущности, обычной феодальной монархией. Усвоив идею преемственности своей власти от древнего мира, императоры осуществляли ее феодальными методами, управляя племенными герцогствами (основными политическими единицами в Германии) и марками (пограничными административно-территориальными образованиями). Сперва Священная Римская империя имела характер феодально-теократической империи, претендующей на высшую власть в христианском мире. Положение императора и его функции определялись из сравнения власти императорской с властью папской. Считалось что он был «imperator terrenus», наместником Бога на земле в светских делах, а также «patronus», защитником церкви. Поэтому власть императора во всем соответствовала власти папы, а отношения между ними считались аналогичными отношениям души и тела. Коронационный церемониал и официальные титулы императора указывали на стремление придать императорской власти божественный характер. Император считался представителем всех христиан, «главой христианского мира», «светским главой верных», «покровителем Палестины и католической веры», превосходящий достоинством всех королей. Но эти обстоятельства стали одной из предпосылок многовековой борьбы германских императоров за обладание Италией с папским престолом. Борьба с Ватиканом и усиление территориальной раздробленности Германии постоянно ослабляли императорскую власть. Теоретически находясь выше всех королевских домов Европы, титул императора не давал королям Германии дополнительных полномочий, так как реальное управление осуществлялось используя уже существующие административные механизмы. В Италии императоры мало вмешивались в дела своих вассалов: там их главной опорой являлись епископы ломбардских городов.

По сложившейся традиции императоры короновались четырьмя коронами. Коронование в Ахене делало монарха «королем франков», а со времени Генриха II () – «королем римлян»; коронование в Милане – королем Италии; в Риме монарх получал двойную корону «urbis et orbis», а Фридрих I (), под конец жизни, принял и четвертую корону – бургундскую (regnum Burgundiae или regnum Arelatense). Коронуясь в Милане и Аахене, императоры не называли себя королями лангобардов и франков, менее значимыми титулами в сравнении с титулом императора. Последний принимался только после коронации в Риме, а это создавало чрезвычайно важную основу для притязаний папы, из рук которого передавалась корона. До Людвига IV (), гербом империи являлся одноглавый орёл, а начиная с Сигизмунда () таковым становится двуглавый орёл, в то время как герб короля римлян сохранился в виде одноглавого орла. При саксонских и франконских правителях императорский престол был избирательным. Каждый христианин-католик мог стать императором, хотя обыкновенно выбирался член одной из могущественных княжеских фамилий Германии. Избирали императора курфюрсты, чью независимость узаконила золотая булла 1356 г. Этот порядок этот продержался до Тридцатилетней войны.

Социально-экономическое развитие Священной Римской империи

Социально-экономическое развитие Священной Римской империи на протяжении всего времени существования этого государственного образования коррелировалось с тенденциями общеевропейского развития, но имело и свои особенности. В частности, входящие в состав империи территории значительно отличались друг от друга по населению, языку, уровню развития, поэтому политическая раздробленность империи сопутствовала экономической дезинтеграции . Начиная с раннего средневековья в Германских землях основой хозяйствования являлось пашенное земледелие, сопровождавшееся активным освоением пустошей и лесов, а также мощным колонизационным движением на восток (оно выражалось и в переселении крестьян на пустующие или отвоёванные земли, а также в силовой экспансии немецких рыцарских орденов). Процессы феодализации развивались медленно, закрепощение крестьянства также происходило замедленными темпами в сравнении с соседями, поэтому на раннем этапе основной хозяйственной единицей являлся свободный или полузависимый крестьянин. Позднее, с ростом продуктивности земледелия наблюдалось усиление эксплуатации крестьян со стороны феодалов разного уровня. С XI-XII вв. в результате активного развития сеньориальных и свободных имперских городов стало формироваться сословие бюргерства . В сословной иерархии особую роль стал играть поддерживаемый императорами слой мелких и средних рыцарей и министериалов, мало зависящей от местных князей. Последние две группы населения стали опорой центральной имперской власти.

В Итальянских владениях империи процессы экономического развития оказались более интенсивными. Сельское хозяйство развивалось значительно быстрее, чем в немецкой метрополии и характеризовалось многообразием форм крестьянского землевладения , при этом главным движителем экономики стали города, быстро превратившиеся в крупные торгово-ремесленные центры. К XII-XIII вв. они добились и фактически полной политической самостоятельности от феодалов, а их богатства приводили к продолжавшейся борьбе императоров за усиление своей власти в итальянском регионе.

В эпоху позднего средневековья в связи с трансформацией империи в сугубо немецкое образование, социально-экономическое развитие зависело от процессов, происходивших в Германии. В этот период повышение спроса на хлеб привело к повышению товарности аграрного сектора в Северной Германии, с укрупнением крестьянских владений на западе и ростом вотчинного хозяйства на востоке. Южногерманские земли, отличавшиеся мелкими крестьянскими хозяйствами, испытали активное наступление феодалов, выражавшееся в увеличении барщины , росте повинностей и других форм ущемлений крестьян, что приводило (вместе с нерешёнными церковными проблемами) к серии крестьянских выступлений (гуситские войны, движение «Башмака» и др.). Разразившаяся в середине XIV в. эпидемия чумы, серьёзно сократив численность населения страны, положила конец немецкой аграрной колонизации и привела к оттоку производительных сил в города. В неаграрном секторе экономике на первый план вышли ганзейские города Севера Германии, сосредоточившие в своих руках торговлю в Северном и Балтийском морях, а также текстильные центры Южной Германии (Швабия) и Исторических Нидерландов (пока они примыкали к империи). Новый импульс получили и традиционные центры горного дела и металлургии (Тироль, Чехия, Саксония, Нюрнберг), при этом огромную роль в развитии индустрии стали играть и крупные купеческие капиталы (империя Фуггеров, Вельзеров и др.), финансовый центр которых располагался в Аугсбурге. Несмотря на значительный рост экономических показателей субъектов империи (прежде всего торговых), необходимо отметить, что он наблюдался в условиях отсутствия единого немецкого рынка. В частности, наиболее крупные и успешные города предпочитали развивать связи с заграничными партнёрами, а не с немецкими, притом, что значительная часть городских центров вообще оказалась изолированной от контактов даже с ближними соседями. Такое положение способствовало сохранению как экономической, так и политической раздробленности в империи, от чего в первую очередь выигрывали князья.

Усиление эксплуатации крестьянства Южной Германии, обострение межсословных противоречий на раннем этапе Реформации привели к масштабному народному восстанию, получившему названию Великой крестьянской войны (). Поражение немецкого крестьянства в этой войне на ближайшие века определило его социально-экономическое положение, приведя к усилению феодальной зависимости на Юге Германии и распространению крепостничества на другие регионы, хотя свободное крестьянство и общинные институты сохранились в ряде районов страны. При этом в целом социальное противостояние между крестьянством и дворянством в XVI-XVII вв. утратило остроту, во многом за счёт развития разных форм патронажа, религиозной солидарности и наличия судебных возможностей защиты крестьянами своих интересов. Поместное и крестьянское хозяйства в XVII в. имели тенденцию консервации существующих порядков. Развитие имперских городов в раннее новое время характеризовалось стагнацией бывших экономических лидеров и переходом первенства в руки центральнонемецких городов во главе с Франкфуртом и Нюрнбергом. Наблюдалось и перераспределение финансовых капиталов. Процесс усиления бюргерского сословия в эпоху реформации постепенно сменился обратным явлением, когда на первое место вышло дворянство. Даже в рамках городского самоуправления происходил процесс роста олигархических институтов и укрепления власти городского патрициата. Тридцатилетняя война окончательно добила Ганзу и разорила многие немецкие города, подтвердив экономическое лидерство Франкфурта и Кёльна.

В XVIII в. в ряде регионов страны наблюдалось существенное оживление суконной и металлургической промышленности, появились крупные централизованные мануфактуры, однако по темпам своего индустриального развития империя оставалась отсталым государством в сравнении с соседями. В большинстве городов продолжал господствовать цеховой строй, а производство в значительной степени зависело от государства и дворян. В большинстве регионов страны в сельском хозяйстве сохранялись старые формы феодальной эксплуатации, а появившиеся крупные помещичьи предпринимательские хозяйства основывались на барщинном труде крепостных крестьян. Наличие мощных военных машин у ряда княжеств и королевств империи позволяло не опасаться возможностей крупных крестьянских выступлений. Процессы экономического обособления территорий продолжались.

Эпоха правления Оттонов и Гогенштауфенов

Как император Оттон I (962-973) имел власть в наиболее могущественном государстве Европы, однако его владения оказались существенно меньше тех, что принадлежали Карлу Великому. Они ограничивались в основном германскими землями, северной и центральной Италией; нецивилизованными пограничными областями. При этом главной заботой для императоров представляло удержание власти одновременно и к северу, и к югу от Альп. Так Оттон II (967-983), Оттон III () и Конрад II () были вынуждены подолгу находиться в Италии, защищая свои владения от наступающих арабов и византийцев, а также периодически подавляя волнения итальянского патрициата. Однако окончательно утвердить имперскую власть на Апеннинском полуострове германским королям так и не удалось: за исключением короткого царствования Оттона III, перенёсшего свою резиденцию в Рим, ядром империи оставалась Германия. К правлению Конрада II, первого монарха Салической династии, относится формирование сословия мелких рыцарей (включая министериалов), чьи права гарантировались императором в постановлении «Constitutio de feudis» 1036 г., которое легло в основу имперского ленного права. Мелкое и среднее рыцарство в дальнейшем стало одним из главных носителей тенденций интеграции в империи.

Важную роль при ранних династиях Священной Римской империи играли отношения с церковью, особенно касающиеся кадровых назначений в церковную иерархию. Так выборы епископов и аббатов осуществлялись по указанию императора, и ещё до рукоположения священнослужители приносили ему клятву верности и ленную присягу. Церковь была включена в светскую структуру империи и превратилась в одну из главных опор трона и единства страны, что отчётливо проявилось в правление Оттона II (967-983) и во время несовершеннолетия Оттона III (). Тогда папский престол оказался под доминирующим влиянием императоров, часто единолично решавших вопросы назначения и смещения римских пап. Наибольшего расцвета имперская власть достигла при императоре Генрихе III (), который начиная с 1046 г. получил право назначать пап подобно епископам в германской церкви. Однако уже в период несовершеннолетия Генриха IV () началось падение влияния императора, что происходило на фоне подъёма клюнийского движения в церкви и развившихся из него идей григорианской реформы, утверждавших верховенство папы римского и полную независимость церковной власти от светской. Папство обратило принцип свободы «божественного государства» против власти императора в делах церковного правления, в чём особенно прославился папа Григорий VII (). Он утверждал принцип превосходства духовной власти над светской и в рамках так называемой «борьбы за инвеституру», противостояния папы и императора по кадровым назначениям в церкви в период с 1075 по 1122 гг. Борьба Генриха IV и Григория VII нанесла первый и самый тяжелый удар империи, значительно понизив ее влияние как в Италии, так и среди германских князей (самым запоминающимся эпизодом этого противостояния было хождение в Каноссу в 1077 г. тогда ещё германского короля Генриха IV). Борьба за инвеституру завершилась в 1122 г. подписанием Вормского конкордата, закрепившего компромисс между светской и духовной властью: отныне выборы епископов должны были происходить свободно и без симонии, однако светская инвеститура на земельные владения, а тем самым и возможность императорского влияния на назначение епископов и аббатов, сохранялась. В целом, итогом борьбы за инвеституру можно считать существенное ослабление контроля императора над церковью, что способствовало подъёму влияния территориальных светских и духовных князей. После смерти Генриха V () юрисдикция короны стала значительно меньше: была признана самостоятельность князей и баронов.

Отличительными чертами политической жизни империи во второй четверти XII в. оказалось соперничество между двумя крупными княжескими родами Германии – Гогенштауфенами и Вельфами. Достигнутый в 1122 г. компромисс не означал окончательной ясности в вопросе о верховенстве государства или церкви, и при Фридрихе I Барбароссе () борьба между папским престолом и империей разгорелась вновь. Плоскость противостояния на сей раз сместилась в сферу разногласий о принадлежности итальянских земель. Главным направлением политики Фридриха I стало восстановление императорской власти в Италии. При этом его правление считается периодом наивысшего престижа и могущества империи, так как Фридрих и его преемники централизовали систему управления подконтрольных территорий, покорили итальянские города, установили сюзеренитет над государствами вне империи, распространили свое влияние даже в восточном направлении. Не случайно, что Фридрих считал свою власть в империи зависящей непосредственно от Бога, такой же священной, как и папская. В самой Германии позиции императора значительно укрепились благодаря разделу владений Вельфов в 1181 г. с формированием достаточно крупного домена Гогенштауфенов, к которым в 1194 г. в результате династической комбинации перешло Сицилийское королевство. Именно в этом государстве Гогенштауфены смогли создать сильную централизованную наследственную монархию с развитой бюрократической системой, в то время как в собственно немецких землях усиление региональных князей не позволяло закрепить подобную систему правления.

Фридрих II Гогенштауфен () возобновил традиционную политику по установлению имперского господства в Италии, пойдя на жёсткий конфликт с папой римским. Тогда в Италии развернулась борьба гвельфов, сторонников папы римского, и гибеллинов, поддерживавших императора, развивавшаяся с переменным успехом. Концентрация на итальянской политике вынудила Фридриха II пойти на большие уступки немецким князьям: по соглашениям 1220 и 1232 гг. за епископами и светскими князьями Германии признавались суверенные права в рамках их территориальных владений. Эти документы стали правовой основой для формирования в составе империи полунезависимых наследственных княжеств и расширения влияния региональных правителей в ущерб прерогативам императора.

Священная Римская империя в позднее средневековье

После прекращения династии Гогенштауфенов в 1250 г. в Священной Римской империи начался длительный период междуцарствия (), завершившийся в 1273 г. вступлением на германский трон Рудольфа I Габсбурга (). Хотя новые монархи предпринимали попытки восстановить былое могущество империи, династические интересы вышли на первый план: значение центральной власти продолжало падать, а роль правителей региональных княжеств – возрастать. Избираемые на имперский престол монархи прежде всего старались максимально расширить владения своих семей и править на основе их поддержки. Так Габсбурги закрепились в австрийских землях, Люксембурги – в Чехии, Моравии и Силезии, Виттельсбахи – в Бранденбурге, Голландии и Геннегау. В этом отношении показательно правление Карла IV (), при котором центр империи переместился в Прагу. Ему же удалось провести важную реформу конституционного устройства империи: Золотой буллой (1356) была учреждена коллегия курфюрстов из семи членов, в состав которой вошли архиепископы Кёльна, Майнца, Трира, король Чехии, курфюрст Пфальца, герцог Саксонии и маркграф Бранденбурга. Они получили исключительное право избрания императора и фактически определять направления политики империи, при сохранении за курфюрстами права внутреннего суверенитета, что закрепило раздробленность немецких государств. Таким образом в позднее Средневековье принцип выборности императора приобрёл реальное воплощение, когда во второй половине XIII в. – конце XV в. императора выбирали из нескольких кандидатов, а попытки установления наследственной власти оказывались неудачными. Это не могло не привести к резкому росту влияния крупных территориальных князей на имперскую политику, причём семь наиболее могущественных князей присвоили себе исключительное право избрания и смещения императора (курфюрсты). Эти процессы сопровождались укреплением среднего и мелкого дворянства и ростом феодальных усобиц. В периоды междуцарствий империя теряла свои территории. После Генриха VII () окончилась власть императоров над Италией; в 1350 г. и 1457 г. к Франции перешло Дофине, а в 1486 г. – Прованс. По трактату 1499 г. Швейцария тоже перестала быть зависимой от империи. Священная Римская империя всё более ограничивалась исключительно немецкими землями, превращаясь в национальное государственное образование немецкого народа.

Параллельно наблюдался процесс освобождения имперских учреждений из-под власти папства, что произошло благодаря резкому падению авторитета пап в период Авиньонского пленения. Это позволило императору Людвигу IV (), а вслед за ним и крупным региональным немецким князьям, выйти из подчинения римскому престолу. Было устранено и всякое влияние папы на выборы императора курфюрстами. Но когда в начале XV в. резко обострились церковно-политические проблемы в условиях раскола католической церкви, функцию её защитника на себя взял император Сигизмунд (), которому удалось восстановить единство римской церкви и престиж императора в Европе. Но в самой империи ему пришлось вести длительную борьбу с гуситской ересью. При этом попытка императора найти опору в городах и имперских рыцарях (т. н. программа «Третьей Германии») провалилась из-за острых разногласий между этими сословиями. Потерпела неудачу имперская власть и в попытке покончить с вооружёнными конфликтами между субъектами империи.

После смерти Сигизмунда в 1437 г. на престоле Священной Римской империи окончательно утвердилась династия Габсбургов, представители которой, за одним исключением, продолжали править в ней до её роспуска. К концу XV в. империя оказалась в глубоком кризисе, вызванном несоответствием её институтов требованиям времени, развалом военной и финансовой организации, децентрализацией. В княжествах началось формирование собственного аппарата управления , военной, судебной и налоговой систем , возникли сословные представительные органы власти (ландтаги). К этому времени Священная Римская империя представляла уже, в сущности, лишь немецкую империю, где власть императора признавалась только в Германии. От пышного титула Священной Римской империи оставалось одно название: князья расхитили все земли и разделили между собой атрибуты императорской власти, оставив императору только почетные права и считая его своим ленным господином. Особенного унижения достигла императорская власть при Фридрихе III (). После него ни один император не был коронован в Риме. В европейской политике влияние императора стремилось к нулю. В то же время упадок имперской власти способствовал более активному вовлечению имперских сословий в процессы управления и формированию всеимперского представительного органа – рейхстага.

Священная Римская империя в раннее новое время

Растущая из-за постоянно враждующих мелких государств внутренняя слабость империи требовала её реорганизации. Закрепившаяся на троне Габсбургская династия стремилась слить империю с Австрийской монархией и начала реформы. Согласно Постановлению Нюрнбергского рейхстага 1489 г. учреждались три коллегии: курфюрстов, духовных и светских имперских князей, имперских вольных городов. Обсуждение ставившихся императором на открытии рейхстага вопросов теперь производилось отдельно по коллегиям, а решение принималось на общем собрании коллегий тайным голосованием, причем коллегия курфюрстов и коллегия князей обладали решающим голосом. В случае одобрении императором решений рейхстага они принимали силу имперского закона. Для принятия постановления требовалось единогласие всех трех коллегий и императора. Рейхстаг обладал широкими политическими и законодательными компетенциями: рассматривал вопросы войны и мира, заключение договоров, являлся высшей судебной инстанцией империи. Его постановления охватывали обширный спектр вопросов – от нарушения предписаний против роскоши и шулерства до упорядочения монетной системы и учреждения единообразия в уголовном судопроизводстве. Однако реализации законодательной инициативы рейхстага препятствовало отсутствие общеимперских исполнительных органов власти. Рейхстаг созывался императором по согласованию с курфюрстами, определявшими место его проведения. С 1485 г. рейхстаги созывались ежегодно, с 1648 г. исключительно в Регенсбурге, а с 1663 г. до 1806 г. рейхстаг можно считать постоянно действующим органом власти со сложившейся структурой. Фактически он трансформировался в постоянный конгресс посланников германских князей во главе с императором.

К моменту смерти императора Фридриха III (1493) система управления империей находилась в глубоком кризисе из-за существования в ней нескольких сотен государственных образований различного уровня независимости, доходов и военного потенциала. В 1495 г. Максимилиан I () созвал в Вормсе всеобщий рейхстаг, на утверждение которого предложил проект реформы государственного управления империи. По итогам обсуждения была принята так называемая «Имперская реформа» (нем. Reichsreform), по которой Германия была разделена на шесть имперских округов (в 1512 г. в Кёльне к ним были добавлены ещё четыре). Этой реформой также предусматривалось создание высшего имперского суда, ежегодный созыв рейхстага и закон о Земском мире – запрет использования военных способов разрешения конфликтов между субъектами империи. Органом управления округа стало окружное собрание, в котором право участия получили все государственные образования на его территории. Утверждённые границы имперских округов просуществовали практически без изменений до разрушения окружной системы в начале 1790-х гг. из-за войн с революционной Францией, хотя часть из них просуществовала до самого конца империи (1806). Имелись и исключения: так не являлись частью системы округов земли Чешской короны; Швейцария; большинство государств Северной Италии; некоторые немецкие княжества.

Однако дальнейшие попытки Максимилиана углубить реформирование империи, создав единые органы исполнительной власти, а также единую имперскую армию провалились. В силу этого, осознавая слабость императорской власти в Германии, Максимилиан I продолжил политику своих предшественников по обособлению Австрийской монархии от империи, что выразилось в налоговой самостоятельности Австрии, её неучастии в делах рейхстага и других общеимперских органов. Австрия фактически была поставлена вне империи, а её независимость была расширена. Кроме этого, преемники Максимилиана I (кроме Карла V) уже не стремились к традиционной коронации, а в имперское право вошло положение, что сам факт избрание германского короля курфюрстами делает его императором.

Реформы Максимилиана были продолжены Карлом V (), при котором Рейхстаг превратился в периодически созываемый орган законодательной власти , ставший центром осуществления имперской политики. Рейхстаг также обеспечивал сложившийся устойчивый баланс власти между разными социальными группами страны. Была разработана и система финансирования общеимперских расходов, которая хотя и оставалась несовершенной из-за нежелания курфюрстов вносить свою долю в общий бюджет, но позволявшая вести активную внешнюю и военную политику. При Карле V был утверждён единый уголовный кодекс для всей империи – «Constitutio Criminalis Carolina». В результате преобразований конца XV – начала XVI вв. империя приобрела организованную государственно-правовую систему, позволившую ей сосуществовать и даже успешно конкурировать с национальными государствами нового времени. Однако реформы не были завершены, из-за чего империя до конца своего существования продолжала оставаться совокупностью старых и новых институтов, так и не приобретя атрибутов единого государства. Формирование новой модели организации Священной Римской империи сопровождалось ослаблением выборного принципа избрания императора: с 1439 г. на престоле империи прочно установилась династия Габсбургов – наиболее сильный немецкий род в регионе.

Большое значение для повышения эффективности имперских округов имели постановления рейхстага 1681 г., передавшие вопросы военного строительства и организации армии империи на уровень округов. В компетенции императора были оставлены лишь назначение высшего командного состава и определение стратегии военных действий. Финансирование армии осуществлялось по округам за счёт взносов окружных государств-членов в соответствии с пропорцией, утверждённой в 1521 г. Эта система демонстрировала эффективность в случае, если подавляющее большинство членов округа принимали реальное участие в обеспечении войск. Однако многие крупные княжества (например, Бранденбург или Ганновер) преследовали в основном собственные цели, поэтому зачастую отказывались от участия в окружных мероприятиях, что практически парализовало деятельность округов. Округа, где отсутствовали крупные государства, часто являлись примером эффективного взаимодействия и даже создали межокружные союзы.

Начавшаяся в 1517 г. Реформации быстро привела к конфессиональному расколу империи на лютеранский север и католический юг. Реформация уничтожила ту религиозную теорию, на которой основывалась империя. В условиях возрождения претензий на гегемонию в Европе императора Карла V, а также его политики централизации имперских институтов, это привёло к обострению внутреннего положения Германии и росту конфликта между императором и сословиями государства. Нерешённость церковного вопроса и провал Аугсбургского рейхстага 1530 г. в достижении компромисса привели к оформлению двух политических союзов в Германии – протестантского Шмалькальденского и католического Нюрнбергского, чьё противостояние вылилось в Шмалькальденскую войну гг., потрясшую конституционные основы империи. Несмотря на победу Карла V, вскоре против него сплотились все основные политические силы империи. Их не устраивали универсализм политики Карла, стремившегося создать «всемирную империю» на основе своих обширных владений, а также непоследовательность в решении церковных проблем. В 1555 г. на рейхстаге в Аугсбурге появился Аугсбургский религиозный мир, признавший лютеранство в качестве легитимной конфессии и гарантировавший свободу вероисповедания имперским сословиям в соответствии с принципом «cujus regio, ejus religio». Это соглашение позволило преодолеть вызванный Реформацией кризис и восстановить работоспособность имперских институтов. Хотя конфессиональный раскол и не был преодолён, политически империя восстановила единство. При этом Карл V отказался подписать этот мир и вскоре сложил с себя полномочия императора. В результате на протяжении следующего полувека католические и протестантские субъекты империи весьма эффективно взаимодействовали в органах управления , что позволяло сохранять в Германии мир и социальное спокойствие.

Основными тенденциями развития империи во второй половине XVI – начале XVII вв. стали догматическое и организационное оформление и обособление католицизма, лютеранства и кальвинизма, и влияние этого процесса на социальные и политические аспекты жизни немецких государств. В современной историографии этот период определяется как «Конфессиональная эпоха» (нем. Konfessionelles Zeitalter), во время которой ослабление власти императора и развал правительственных институтов привёли к формированию альтернативных властных структур: в 1608 г. протестантскими князьями была организована Евангелическая уния, на что католики в 1609 г. ответили учреждением Католической лиги. Межконфессиональное противостояние неуклонно углублялось и привело в 1618 г. к пражскому восстанию против нового императора и короля Чехии Фердинанда II (). Поддержанный Евангелической унией мятеж обернулся началом тяжёлой и кровавой Тридцатилетней войны (), в которую включились представители обоих конфессиональных лагерей Германии, а затем и иностранные государства. Заключённый в октябре 1648 г. Вестфальский мир положил конец войне и кардинальным образом преобразовал империю.

Завершающий период Священной римской империи

Условия Вестфальского мира оказались тяжёлыми, имевшими фундаментальное значение для будущего империи. Территориальные статьи договора закрепили утрату империей Швейцарии и Нидерландов, признанных независимыми государствами. В самой же империи значительные земли попали под власть иностранных держав (особенно усилилась Швеция). Мир подтверждал проведённую секуляризацию церковных земель Северной Германии. В конфессиональном плане католическая, лютеранская и кальвинистская церкви уравнивались в правах на территории империи. Для имперских сословий было закреплено право свободного перехода из одной религии в другую, для религиозных меньшинств гарантировались свобода вероисповедания и право на эмиграцию. При этом конфессиональные границы были строго зафиксированы, а переход правителя княжества в другую религию не должен был приводить к смене конфессии его подданных. Организационно Вестфальский мир привёл к кардинальной реформе функционирования органов власти империи: отныне религиозные проблемы отделялись от административно-правовых вопросов. Для их решения в рейхстаге и имперском суде был введён принцип конфессионального паритета, по которому каждой конфессии предоставлялось равное количество голосов. В административном плане Вестфальский мир перераспределил полномочия между властными институтами империи. Теперь текущие вопросы (включая законодательство, судебную систему, налогообложение, ратификацию мирных договоров) передавались в компетенцию рейхстага, ставшего постоянно действующим органом. Это существенным образом изменило баланс сил между императором и сословиями в пользу последних. В то же время, имперские чины не становились носителями государственного суверенитета: субъекты империи оставались лишёнными ряда атрибутов независимого государства. Так они не могли заключать международные договоры, входящие в противоречие с интересами императора или империи.

Таким образом, согласно условиям Вестфальского мира император фактически лишался всякой возможности непосредственно вмешиваться в администрацию, а сама Священная Римская империя становится сугубо Германским образованием, непрочной конфедерацией , существование которой постепенно теряет всякий смысл. Это выражалось в существовании в поствестфальской Германии около 299 княжеств, ряда самостоятельных имперских городов, а также неподдающегося учёту множества мелких и мельчайших политических единиц, зачастую представлявших собой небольшое поместье, наделённое правами государства (в качестве примера можно привести около тысячи лиц со званиями баронов или имперских рыцарей, не сохранивших сколько-нибудь значительных владений).

Поражение в Тридцатилетней войне также лишило империю ведущей роли в Европе, которая перешла к Франции. К началу XVIII в. Священная Римская империя утратила способность к экспансии и ведению наступательных войн. Даже внутри империи западнонемецкие княжества тесно блокировались с Францией, а северные ориентировались на Швецию. Кроме того, крупные образования империи продолжали идти по пути консолидации , укрепляя собственную государственность . Впрочем, войны с Францией и Турцией рубежа XVII – XVIII вв. вызвали возрождение имперского патриотизма и вернули императорскому престолу значение символа национальной общности немецкого народа. Укрепление императорской власти при преемниках Леопольда I () привело к возрождению абсолютистских тенденций, но через укрепление Австрии. Уже при Иосифе I () имперские дела фактически перешли в ведение придворной австрийской канцелярии, а эрцканцлер со своим ведомством были отстранены от процесса принятия решений . В XVIII в. империя существовала как архаичное образование, сохранив лишь громкие титулы. При Карле VI () проблемы империи оказались на периферии внимания императора: его политика определялась в основном его претензиями на испанский престол и проблемой наследования габсбургских земель (Прагматическая санкция 1713 г.).

В целом, к середине XVIII в. крупные немецкие княжества де-факто вышли из-под контроля императора, а тенденции дезинтеграции явно превалировали над робкими попытками императора сохранить баланс сил в империи. Попытки же перенести на имперское пространство успехи централизаторской политики в наследственных землях Габсбургов встретили резкую оппозицию имперских сословий. Против «австризации» имперской системы решительно высказался целый ряд княжеств во главе с Пруссией, взявшей на себя роль защитника немецких свобод от «абсолютистских» притязаний Габсбургов. Так Францу I () не удалась попытка восстановить прерогативы императора в сфере ленного права и создать эффективную имперскую армию. А к концу Семилетней войны немецкие княжества вообще перестали повиноваться императору, что выражалось в самостоятельном заключении сепаратного перемирия с Пруссией. В период войны за Баварское наследство гг. имперские сословия во главе с Пруссией открыто выступили против императора, пытавшегося силовыми методами закрепить за Габсбургами Баварию.

Для самого императора корона Священной Римской империи неуклонно теряла привлекательность, становясь главным образом средством для укрепления Австрийской монархии и позиций Габсбургов в Европе. Одновременно застывшая имперская структура входила в противоречие с австрийскими интересами, ограничивая возможности Габсбургов. Особенно ярко это проявилось в период правления Иосифа II (), вынужденного практически отрешиться от имперских проблем, сосредоточившись на интересах Австрии. Этим успешно пользовалась Пруссия, выступавшая защитником имперского порядка и под шумок усиливающая свои позиции. В 1785 г. Фридрихом II был создан Союз немецких князей как альтернатива подконтрольным Габсбургам имперским институтам. Австро-прусское соперничество лишало остальные немецкие государственные образования возможности оказывать хоть какое-нибудь влияние на внутриимперские дела и реформировать имперскую систему в своих интересах. Всё это вело к так называемой «усталости от империи» почти всех входящих в неё субъектов, даже тех, которые исторически являлись главной опорой конструкции Священной Римской империи. Устойчивость империи была окончательно утрачена.

Ликвидация Священной Римской империи

Великая Французская революция первоначально привела к консолидации империи. В 1790 г. между императором и Пруссией был заключён Райхенбахский союз, временно прекративший австро-прусское противостояние, а в 1792 г. подписана Пильницкая конвенция с взаимными обязательствами оказать военную помощь французскому королю. Однако целями нового императора Франца II () оказались не укрепление империи, а реализация внешнеполитических планов Габсбургов, включавших расширение собственно Австрийской монархии (в том числе за счёт немецких княжеств) и изгнание французов из Германии. 23 марта 1793 г. рейхстаг объявил общеимперскую войну Франции, однако имперская армия оказалась крайне слабой из-за ограничения субъектами империи участия их воинских контингентов в боевых действиях за пределами собственных земель. Они также отказывались платить военные взносы, стремясь скорее добиться сепаратного мира с Францией. С 1794 г. имперская коалиция стала распадаться, а в 1797 г. армия Наполеона Бонапарта вторглась из Италии на территорию наследственных владений Австрии. Когда император-Габсбург из-за поражений от революционной французской армии перестал оказывать поддержку мелким государственным образованиям, рухнула вся система организации империи.

Однако в этих условиях была предпринята ещё одна попытка реорганизовать систему. Под нажимом Франции и России после длительных переговоров и при фактическом игнорировании позиции императора был принят проект реорганизации империи, утверждённый 24 марта 1803 г. В империи производилась всеобщая секуляризация церковных владений, а свободные города и мелкие графства поглощались крупными княжествами. Это фактически означало конец системы имперских округов, хотя юридически они просуществовали до официального роспуска Священной Римской империи. Всего, не считая аннексированных Францией земель, в составе империи было упразднено свыше 100 государственных образований, при численности населения секуляризированных земель около трёх миллионов человек. В результате реформы наибольшие приращения получили Пруссия, а также французские сателлиты Баден, Вюртемберг и Бавария. После завершения территориального размежевания к 1804 г. в составе империи осталось около 130 государств (не считая владений имперских рыцарей). Произошедшие территориальные изменения затронули положение рейхстага и коллегии курфюрстов. Были упразднены титулы трёх церковных курфюрстов, чьи права предоставлялись правителям Бадена, Вюртемберга, Гессен-Касселя и эрцканцлеру империи. В результате в коллегии курфюрстов и палате князей имперского рейхстага большинство перешло к протестантам и сформировалась сильная профранцузская партия. При этом ликвидация традиционной опоры империи – вольных городов и церковных княжеств – привела к потере империей устойчивости и полному падению влияния императорского престола. Священная Римская империя окончательно превратилась в конгломерат реально независимых государств, утратив перспективы политического выживания, что стало очевидно даже для императора Франца II. Стремясь оставаться равным по рангу Наполеону, в 1804 г. он принял титул императора Австрии. Хотя этот акт не нарушал напрямую имперскую конституцию, он свидетельствовал об осознании Габсбургами возможности потери престола Священной Римской империи. Тогда также появилась угроза того, что римским императором будет избран Наполеон. Этой идее симпатизировал даже эрцканцлер империи. Однако последний, смертельный удар по Священной Римской империи нанесла победоносная для Наполеона война с Третьей коалицией в 1805 г. Отныне перед империей стояло две перспективы: либо роспуск, либо реорганизация под французским господством. Учитывая властные аппетиты Наполеона, сохранение Францем II имперского престола грозило привести к новой войне с Наполеоном (о чём свидетельствовал соответствующий ультиматум), к которой Австрия была не готова. Получив гарантии французского посланника, что Наполеон не будет искать короны римского императора, Франц II решился пойти на отречение. 6 августа 1806 г. он объявил о сложении с себя титула и полномочий императора Священной Римской империи, объяснив это невозможностью исполнения обязанностей императора после учреждения Рейнского союза. Одновременно он освободил имперские княжества, сословия, чины и должностных лиц имперских учреждений от обязанностей, наложенных на них имперской конституцией. Хотя с юридической точки зрения акт об отречении не считается безупречным, отсутствие в Германии политической воли поддерживать существование имперской организации привело к тому, что Священная Римская империя германской нации перестала существовать.

Литература:

Балакин Священной Римской империи. М., 2004; Брайс Дж. Священная Римская империя. М., 1891; Бульст-, Священная Римская империя: эпоха становления / Пер. с нем. , под ред. СПб., 2008; История Австрии: культура, общество, политика. М., 2007; «Священная Римская империя»: притязания и действительность. М., 1977; Медведева Габсбурги и сословия в нач. XVII в. М., 2004; Прокопьев в эпоху религиозного раскола: . СПб, 2002; Низовский Священной Римской империи германской нации. М., 2008; Священная Римская империя германской нации / Пер. с фр. . СПб., 2009; Социальные отношения и политическая борьба в средневековой Германии ХIII-ХVI веков. Вологда, 1985; Австро-Венгерская империя. М ., 2003; Angermeier H. Reichsreform 1410–1555. München, 1984; Aretin von K. O.F. Das Alte Reich . 4 vols. Stuttgart, ; Brauneder W., Höbelt L. (Hrsg.) Sacrum Imperium. Das Reich und Österreich 996–1806. Wien, 1996; Bryce James. The Holy Roman Empire. New York, 1911; Gotthard A. Das Alte Reich 1495–1806. Darmstadt, 2003; Hartmann P. C. Das Heilige Römische Reich deutscher Nation in der Neuzeit . Stuttgart, 2005; Hartmann P. C. Kulturgeschichte des Heiligen Römischen Reiches 1648 bis 1806. Wien, 2001; Herbers K., Neuhaus H. Das Heilige Römische Reich – Schauplätze einer tausendjährigen Geschichte (843–1806). Köln-Weimar, 2005; Moraw P. Von offener Verfassung zu gestalteter Verdichtung. Das Reich im späten Mittelalter 1250 bis 1490. Berlin, 1985; Prietzel M. Das Heilige Römische Reich im Spätmittelalter. Darmstadt, 2004; Schmidt G. Geschichte des Alten Reiches. München, 1999; Schindling A., Ziegler W. (Hrsg.) Die Kaiser der Neuzeit 1519–1806. Heiliges Römisches Reich, Österreich, Deutschland. München, 1990; Weinfurter S. Das Reich im Mittelalter. Kleine deutsche Geschichte von 500 bis 1500. München, 2008; Wilson P. H. The Holy Roman Empire, . London, 1999.

100 великих политиков Соколов Борис Вадимович

Карл I Великий, король франков, император Запада (Священной Римской империи) (742 (или743) -814)

Карл I Великий, король франков, император Запада (Священной Римской империи)

(742 (или743) -814)

Создатель крупнейшей после Римской империи в Западной Европе, король франков и император Запада Карл Великий был сыном короля франков Пипина Короткого – основателя династии Каролингов и внуком короля Карла Метелла и королевы Берты. Он родился 2 апреля 742 или 743 года в Ахене. В 745 году Карл вместе со своим братом Карломаном были помазаны королями франков папой Стефаном III. В детстве Карла учили только военному делу и основам государственного образования, но систематического образования он не получил. В 768 году после смерти отца Карлу досталась западная часть франкского королевства с центром в Нуайоне, а Карломану – восточная. В 771 году Карломан умер, и Карл объединил всех франков под своей властью. В 772 году он отправился в первый из 40 своих завоевательных походов: Карл разбил саксов, грабивших пограничные франкские области. Затем в 773–775 годах он по призыву папы римского отправился в Италию, где нанес поражение лангобардам во главе с королем Дезидерием. В 774 году в битве при Павии лангобарды были разгромлены, а Дезидерий попал в плен и был заточен в монастырь. Карл провозгласил себя королем лангобардов, присоединив Северную Италию к Франкскому королевству. После захвата Лангобардии Карл двинулся на Рим, где вынудил папу короновать его королем франков и лангобардов. К концу 776 года Карл завершил покорение Северной и Средней Италии. Следующим объектом завоевания стали арабские эмираты в Испании. Однако здесь Карл потерпел неудачу при осаде крепости Сарагоса и в 778 году вынужден был отступить за Пиренеи. Только в 796 году Карлу удалось предпринять новый поход в Испанию, в 801 году он захватил Барселону, а к 810 году завоевал север страны.

Карл стремился обратить саксов в христианство. К 779 году территория Саксонии была оккупирована франкскими войсками. Однако в 782 году вспыхнуло восстание во главе с вождем племени анграриев Видукиндом, ранее бежавшим в Данию к своему шурину королю Сигурду. Франкские гарнизоны были разбиты, а франки, взятые в плен в битве при Зюнтеле, – уничтожены. В ответ Карл казнил 4,5 тысячи саксов в городе Вердене на реке Адлер и разбил вождя саксов Видукинда в 785 году в битве под Минденом, после которой Видукинд присягнул Карлу и крестился. В 793 году в покоренной Саксонии вспыхнуло новое восстание, которое Карл жестоко подавил, по преданию приказав обезглавить в один день 4 тысячи саксов. Основная часть Саксонии была замирена к 799 году, а север страны, из-за активного противодействия датчан, – только в 804 году. Часть славянских племен под натиском франков и саксов ушла на восток, положив начало восточным славянам.

В 787 году войну против Карла начала Византия, в союзе с которой выступили часть лангобардов, баварцы и кочевники авары. Карлу удалось быстро продвинуться в Южную Италию и заставить отступить оттуда византийский десант. В 787–788 годах Карл захватил Баварию, изгнав оттуда герцога Тосиллу III, заточенного впоследствии в монастырь. Затем ему пришлось выдержать длительную войну с аварами, продолжавшуюся с 791 по 803 год. В этой войне союзниками франков были славянские князья Славонии и Каринтии. В результате государство франков было расширено до озера Балатон и Северной Хорватии.

В 799 году римская знать изгнала из Папской области папу Льва III. Тот призвал на помощь Карла. Франкские войска вернули папе престол. Во главе франкского войска Карл вступил в Рим и заставил собрание епископов одобрить тезис о том, что никто не вправе судить папу. Лев III был признан главой всей католической церкви.

В благодарность за помощь в Рождество 800 года Лев III короновал Карла императором возрожденной Западной Римской империи. В дальнейшем она называлась Священной Римской империей. Но фактической столицей империи стал не Рим, где Карл был всего четыре раза, а родной Карлу Аахен. С целью признания своего титула Карл в 802–812 годах еще раз воевал с Византией и добился своего, хотя и не получил сколько-нибудь существенных территориальных приобретений. В 786–799 годах франки под командованием Карла завоевали Бретань.

После 800 года большие походы прекратились. Карл, располагая сильнейшей армией на континенте, теперь был озабочен защитой завоеванного. Это уже не требовало большого напряжения сил, и больше внимания теперь можно было уделить внутреннему устройству империи. На местах функции управления выполняли вассалы императора – графы и маркграфы (последние управляли пограничными округами – марками и командовали пограничными военными отрядами). Граф возглавлял ополчение, собирал налоги и вместе с заседателями – шеффенами вершил суд. За графами и маркграфами наблюдали назначенные Карлом специальные представители – «государевы посланцы», своего рода ревизоры, имевшие также право вершить суд от имени Карла. Дважды в год Карл собирал государственные сеймы. На первом из них – весеннем, получившем название «майские поля», – могли присутствовать все свободные франки, но на деле присутствовали лишь отдельные их представители – светские и духовные феодалы. На втором же сейме – осенью – присутствовали только крупные землевладельцы. На этих собраниях Карл издавал указы, которые потом собирались в сборники – капитулярии. Эти сборники распространялись по всей империи, чтобы подданные имели возможность познакомиться с принятыми законами.

Карл также предпринял ряд мер по просвещению населения. В его владениях было организовано изучение латыни, при монастырях были созданы школы, а всем детям свободных людей было предписано получить образование. Карл организовал также преподавание богословия и переписку книг, прежде всего церковных.

Карл реформировал франкскую армию. Прежде ее сила заключалась в пехоте, состоявшей из свободных крестьян. Карл же сделал упор на феодальное конное ополчение. Карл предписывал всем бенефициариям (держателям крупных земельных пожалований) являться по первому требованию в войско с конем, оружием, снаряжением. Все снаряжение стоило тогда в среднем 45 коров. Королевские вассалы приходили на войну со своими слугами, которые составляли тяжеловооруженную пехоту и легкую конницу. Пешими лучниками становились свободные крестьяне и беднейшие из числа слуг бенефициариев. Все свободные франки обязаны были вооружаться для войны за свой счет. Из каждых пяти франков, имевших по одному наделу земли, снаряжался один воин. В ходе войны воины имели право присваивать себе часть военной добычи, другую часть ее отдавая императору.

Внутри своей империи Карл усовершенствовал судебную систему. Суд вершили наместники (графы) совместно с епископами или монахами. Также уполномоченные императором военачальники совместно со священнослужителями совершали поездки по провинциям для проведения выездных судов по уголовным и гражданским делам. С именем Карла связывают расцвет искусства, известный под названием Каролингское Возрождение. Империя Карла стала сильнейшей державой Запада.

Карл скончался в Аахене 28 января 814 года от лихорадки. Ему наследовал его сын Людовик, два других законных сына, Карл и Пипин, умерли раньше отца. Кроме того, Карл, у которого было три законные жены (одна из них считалась старшей) и пять любовниц, имел четверых незаконнорожденных сыновей и восемь дочерей. В 843 году по Верденскому договору империя была разделена между внуками Карла на три государства, примерно соответствующие современным Франции, Германии и Италии, которые в дальнейшем раздробились на большее число стран. Карла Великого часто считают основоположником современной западной цивилизации. Интересно, что имя Карла в латинизированной форме, Carolus, «король», в дальнейшем было использовано для титулования монархов Восточной Европы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

ДЕЗИРЕ КЛАРИ И ЖАН-БАТИСТ БЕРНАДОТ Император и король на выбор Скажите, пожалуйста, как вы думаете: личное положение любимого человека при дворе – или при министерстве, или при директоре – имеет значение? Или любовь превозмогает все? За кого идти замуж – за директора или

КАРЛ ВЕЛИКИЙ (или ШАРЛЕМАНЬ) 742-814 Король франков с 768 года. Император Священной Римской империи с 800 года. Франкский полководец.Происходил из франкской королевской династии Каролингов, был внуком Карла Мартелла. Родился в семье Пипина Короткого в городе Ахене, в

Карл V, император Священной Римской империи (1500–1558) Карл V, объединивший под своим скипетром Священную Римскую империю и Испанию (там он считался королем Карлом I) с ее испанскими колониями, так что над его империей никогда не заходило солнце, был сыном короля Филиппа I

Петр I Великий, император России (1672–1725) Первый российский император, приобщивший Россию к современной ей европейской культуре и сделавший решающий шаг к превращению страны в действительно великую державу, Петр I из династии Романовых родился в Москве 9 июня 1672 года. Он

Фридрих II Великий, король Пруссии (1712–1786) Фридрих Великий, вошедший в историю как один из величайших полководцев, знаменит также тем, что превратил Пруссию в великую державу благодаря своему военному и дипломатическому гению. Он родился 24 января 1712 года в Берлине, в

Глава 4 Влияние нашествия гуннов на положение Римской империи, или варвары и Рим Каким же образом разворачивались далее события в Европе?Итак, не встречая серьезного сопротивления, гунны покоряли один народ за другим, а слухи об их чудовищных деяниях облетали окрестные

Формирования Священной Римской империи - крупнейшего европейского государства эпохи Средних веков, кроются в сложной ситуации, сложившейся в регионе между античностью и ранним средневековьем и были связаны со следующими факторами.

  • Болезненное восприятие современниками процесса распада Западной Римской империи , считавшегося незыблемым государственным образованием.
  • Популяризация церковнослужителями идеи существования всемирного светского государства , в основе которого лежит римское право, латинский язык и античная культура.

До середины $VIII$ века Западная Европа формально признавала верховенство Византийских императоров, но после начала иконоборчества, Рим обратил свои взоры на сформировавшееся Франкское королевство.

Замечание 1

Реальная власть Карла Великого, увенчанного императорской короной, была сравнима лишь с властью правителя Рима. Акт коронации формально считался легализацией власти Карла, но, по сути, стал результатом соглашения между папой и королем.

Сам Карл придавал большое значение императорскому титулу, что возвышало его в глазах мирового сообщества и укрепляло внешнеполитическое положение империи. При этом, акт коронации подразумевал возрождение не Западной Римской империи, а Римского государства в целом. Именно поэтому Карл считался преемником низложенного в $797$ году византийского императора Константина $VI$, а не последнего римского императора Ромула Августа. Рим был объявлен церковным и политическим центром империи, несмотря на то, что официальной столицей государства был Ахен. Однако, восстановленная империя оказалась недолговечным государственным образованием, и уже в $843$ году постепенно угасла благодаря итогам Верденского раздела.

Источником очередного возрождения империи в первой половине X века стала Германия. Фундамент будущей Священной Римской империи заложил основатель Саксонской династии Генрих I Птицелов ($919-936$). Продолжателем его начинаний стал Оттон $I$ ($936 – 973$), при котором, в состав государства вошла Лотарингия с бывшей столицей империи Ахеном, отражено венгерское нашествие и началась активная экспансия на славянские земли. В это время церковь становится главным союзником правящего дома, а крупные племенные герцогства были подчинены власти единого сильного центра.

К $960$ – м годам Оттон $I$ становится самым могущественным правителем среди государств бывшей Франкской империи.

Он объявил себя защитником церкви, стремясь получить из рук папы императорскую корону. В итоге, $31$ января $962$ года, Оттон $I$ принес присягу папе Иоанну $XII$, что послужило юридическим основанием для становления Священной Римской империи. $2$ февраля $962$ года состоялась коронация Оттона $I$ императорской короной, и в тот же день новый правитель заставил папу и римскую знать присягнуть ему на верность. Византия, как и Франция не признали нового императора, что ограничило универсальность империи.

Формирование Священной Римской империи германской нации

Священная Римская империя, основанная в $962$ году, просуществовала до $1806$ года. В ее состав вошли области Северной и Средней Италии (включая Рим), а также Чехия, Бургундия, Нидерланды.

Становление германской государственности проходило на фоне зависимости королевской власти от племенных герцогств. Вследствие чего, король, в строительстве нового государства опирался на церковь, как носительницу государственного начала. Так, единственными органами государственного управления стали церковные институты: монастыри, аббатства, епископства, заинтересованные в создании единого государства.

Монархи стали раздавать обширные земельные владения духовенству, включая и политические права на пожалованную территорию в отношении населения от крестьян до феодалов. В начале $XI$ века в руки церкви передали крупные графства, в которых графы назначались епископами и получали, наравне с аббатами, право королевского банна.

Определение 1

Банн – Право государства осуществлять высшую судебную, законодательную, исполнительную и военную власть. В эпоху раннего средневековья принадлежал королю и государственным должностным лицам. В период развитого средневековья Банн переходит к сеньорам. Также, банном также называли распоряжение судебно-административной власти феодала на определенную территорию.

Король осуществлял назначение высшего духовенства. Этот факт говорит о фактическом превращении церковной власти в государственную, поскольку клирики привлекались к дипломатической и военной службе. Вассалы епископов и аббатов составляли основной костяк армии, нередко сами епископы возглавляли полки.

Подобное слияние церкви и государства имело свои политические последствия.

  • Епископства превращаются в обособленные, политически замкнутые территории.
  • Германия включается во внешнеполитическую борьбу за доминирование над Италией, Римом и папством.
  • Борьба королевской и церковной власти за инвеституру.

Определение 2

Церковная Инвеститура - назначение и церемония введения епископа и аббата в должность. Сопровождалась двумя актами: вручение посоха и кольца, символизирующие духовную власть и передачу земельного владения, и скипетра – символа светской власти.

Борьба между империей и папством завершилась в $1122$ году подписанием Вормсского конкордата, согласно которому, выборы епископов в Германии проводились под надзором императоров, а в других частях империи под контролем папской администрации.

История термина «Священная Римская империя»

Термин Священная Римская империя появился лишь к $XII$ веку благодаря императору Фридриху Барбароссе, который, в знак обозначения христианско-католического государства, сделал приставку Священная к уже утвердившемуся в $XI$ веке названию Римская империя, что подчеркивало убежденность в святость государственного образования и претензии императоров к церкви вследствие обострившейся борьбы за инвеституру. Первые императоры – Карл Великий и Оттон $I$ не пользовались данным названием, подразумевая, однако что вскоре станут правителями всего христианского мира. Оттон $I$ носил скромный титул «императора римлян и франков». Причины такой задержки в обозначении государства имеют дипломатическую подоплеку, поскольку преемником Римской империи считалась Византия. Однако, в процессе возрождения римского права и оживления отношений с Византией, название укореняется в сознании, а при Карле $IV$ проявляется приставка «германской нации». Это произошло после того, как в руках австрийской династии Габсбургов оказались земли, заселенные преимущественно германцами. Изначально он был введен для отделения немецких земель от Римской империи в целом.

Основанная империя, по сути, представляла собой обычную феодальную монархию, где император управлял племенными герцогствами и марками.

Определение 3

  1. Соседская сельская или территориальная община германцев, сложившаяся в $V – VI$ вв., для которой характерно наличие индивидуальной собственности на надельные пахотные земли, общинная собственность на пастбища, леса и луга.
  2. Во Франкском государстве и Священной Римской империи - укрепленный административно-пограничный округ, управляемые маркграфами. Создавались в военных целях.

Изначально империя обладала чертами феодально– теократической монархии, где император считался наместником Бога на земле в светских делах и выступал защитником церкви. Следовательно, власть императора соответствовала власти папы, а отношения между ними были аналогичны сосуществованию души и тела. Император объявлялся также «покровителем Палестины и католической веры», «защитником верных». Однако, такой статус стал причиной многовековой борьбы между императорами и папством, что, наряду с усилившейся раздробленностью, постоянно ослабляло империю.



Читайте также: