Фета (сопоставительный анализ). Поэтический образ весны в лирике Ф. Тютчева и А. Фета (сопоставительный анализ) Жду я тревогой объят анализ

Одной из центральных тем поэзии А. Фета является тема природы. Функции пейзажа у Фета, можно сказать, универсальны. Множество стихов посвящены зарисовкам различных состояний русской природы, обычных и незаметных, но как бы увиденных в первый раз. Подготавливая свои стихи к изданию, Фет расположил их,подчиняя смене времен года (циклы «Весна», «Лето», «Осень»,«Снега», «Вечера и ночи»). Природа рождает его вдохновение в самых различных ее проявлениях - это и целостная картина мироздания («Тихая звездная ночь» (1842), «На стоге сена...», и крошечная деталь окружающего поэта знакомого и привычного мира («Зреет рожь над жаркой нивой» (конец 50-х), «Ласточки пропали...» (1854), «Кот поет, глаза прищуря» (1842), «Колокольчик» (1859),«Первый ландыш» (1854) и др.).
Кроме того, природа является точкой опоры, точкой отсчета, от
которой начинаются и философские размышления о жизни и смерти, и утверждение бессмертной силы искусства, и ощущение возрождающей силы любви.
Мир в лирике Фета полон шорохов, звуков, которые человек с
менее утонченной душой не услышит. Даже «у дыханья цветов есть понятный язык». Он слышит, как «плачась, комар пропоет,/Свалится плавно листок», как обрывает жужжание майский жук, внезапно налетевший на ель:

Слух, раскрываясь, растет,
Как полуночный цветок.
(«Жду я, тревогой объят...»)
(1886)

Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало,
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой...
(«Я пришел к тебе с приветом...»)
(1843)

Свобода ассоциаций, умение уловить самые трепетные чувства и ощущения позволяют Фету создать образы, удивляющие одновременно своей точностью и фантастичностью. Таково стихотворение «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер» (1859). Огонь - одна из первооснов бытия -не просто сравнивается с солнцем, он заменяет его, образуя как бы вторую реальность, споря с ночью, согревая сердце путника и весь окружающий
мир: можжевельник, ели, стоящие на опушке. Тепло и живой, земной свет костра для исстрадавшегося путника ближе и ярче далекого и бесчувственного светила, равнодушно освещающего все вокруг:

Я и думать забыл про холодную ночь, -
До костей и до сердца прогрело.
Что смущало, колеблясь, умчалося прочь,
Будто искры в дыму, улетело...

Как истинное произведение искусства, это стихотворение загадочно, многозначно. Костер в ночном лесу - это символ, рождающий многочисленные ассоциации. Смысл стихотворения дробится, расширяется и углубляется. Из пейзажной зарисовки рождается философское осмысление природы в ее смене дня и ночи, а отсюда нити протягиваются к постижению смысла человеческого существования во всей сложности этой проблемы.
Такой многозначностью, выразительностью и глубиной обладает подавляющее большинство стихотворений Фета, о чем бы они ни говорили.

У Фета великое множество этюдов, дробная и настойчивая разработка одной и той же темы в бесконечной цепи вариантов.

Вслед за Тютчевым, вместе с ним, Фет усовершенствовал и бесконечно разнообразил тончайшее искусство лирической композиции, построения миниатюр. За кажущейся повторяемостью их стоит бесконечное разнообразие и многообразие, непрекращающийся лирический контрапункт, запечатлевающий сложность духовной жизни человека.

Первый ландыш Фета состоит из трех строф. Первые два четверостишья о ландыше, который из-под снега просит солнечных лучей, который чист и ярок дар воспламеняющей весны. Далее о ландыше поэт не говорит. Но его качества опрокинуты на человека:

Так дева в первый раз вздыхает

О чем неясно ей самой,

И робкий вздох благоухает

Избытком жизни молодой.

Это тютчевское построение, тонко и умно воспринятое Фетом и освоенное им.

Конечно же, это не подражание и не заимствование. Общие задачи русской философской лирики, дух эпохи, родство творческих манер играют здесь решающую роль.

Не мысль, не философскую или социальную тенденцию ценит Фет в поэзии Тютчева, а ясновидение красоты: Столько красоты, глубины, силы, одним словом поэзии!. Фет определил основную сферу эстетического ясновидения Тютчева. Если Некрасов подчеркивал глубокое понимание природы Тютчевым, то у Фета творчество поэта вызывало ассоциацию с ночным звездным небом.

Для Некрасова Тютчев связан с землей, ее формы он умеет передать в пластических образах. Для Фета Тютчев самое воздушное воплощение романтизма, он певец полночи нездешней.

Вхождение Тютчева в поэзию Фета, фетовское художественное осмысление любимого поэта выражены в его посвящении 1866г. Прошла весна темнеет лес. Три строфы из четырех (первая, третья, четвертая) сотканы из тютчевских образов и мотивов: весна, весенние ручьи, грустные ивы, нивы, вешний певец, полночь нездешняя, весны зов, улыбнулся сквозь сон.

Заключение

Вместе с Тютчевым Фет самый смелый экспериментатор в русской поэзии XIX в., прокладывающий путь в области ритмики достижениям ХХ в.

Выделим их общие черты: единство эстетических воззрений; общность тематики (любовь, природа, философское осмысление жизни); склад лирического дарования (психологическая глубина, тонкость чувства, изящество слога, отточенность языка, сверхчуткое художественное восприятие природы).

Общее для Тютчева и Фета философское осмысление единства человека и природы. Однако у Тютчева, особенно в ранней лирике, образы, связанные с природой, тяготеют к отвлечённости, обобщённости, условности. В отличие от Тютчева, у Фета они на уровне деталей более конкретны, нередко предметны. Это видно из тематической близости стихотворений, особенностей их построения, совпадения отдельных слов, особенностей образного ряда у обоих поэтов, символики деталей у Тютчева и их конкретности у Фета.

Сравнивая лирические произведения Фета и Тютчева можно сделать вывод о том, что тютчевское стихотворение всегда предполагает знакомство читателя с предыдущим творчеством поэта, давая синтез образных исканий автора на данный момент, вместе с тем оно открыто для ассоциативных связей с новыми стихотворениями, которые могут быть созданы поэтом; фетовское стихотворение как бы запись одного мгновенного переживания или впечатления в цепи переживаний, оно звено в этой цепи, не имеющей взаимного начала и конца, но этот кусочек жизни самостоятелен. Т.е. таких, как у Тютчева, обязательных ассоциаций с другими стихотворениями, у Фета нет.

Итак, подытожим еще раз, какие признаки, или качества, природы выделяет Тютчев, создавая поэтический образ весны в своем творчестве. Краски интересуют его лишь в малой степени. Цветовые эпитеты немногословны и, как правило, неоригинальны. Они лишены у него обычно основной смысловой нагрузки. Зато большую роль у него обычно играют глаголы движения, передающие состояние объектов природы. На первый план выдвигаются слуховые и тактильные, осязательные признаки пейзажа. До Тютчева слуховые образы не играли подобной роли ни у одного из русских поэтов.

У Фета природа лишь объект художественного восторга, эстетического наслаждения, отрешенного от мысли о связи природы с человеческими нуждами и человеческим трудом. Он очень дорожит мигом, стремится к фиксации изменений в природе и любит описывать точно определимое время суток. В его творчестве поэтический образ весны сопоставлен с переживаниями, психологическим настроем человека; в весеннем цикле Фет проявил способность передать природные ощущения в их органическом единстве.

В лирике Фета, как и Тютчева, поэтический образ весны неотделим от человеческой личности, его мечтаний, стремлений и порывов.

Список использованной литературы:

1. Литературоведческий словарь-справочник. М.: Академия, 2005.

2. ТютчевФ.И.. Стихотворения. Письма. М., ГИХЛ, 1957.

3. ФетА.А. Сочинения. В 2 т. Т.2. М., 1982.

4. Бухштаб Б.Я. А.А. Фет: Очерк жизни и творчества / АН СССР. 2-е изд.Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1990.

5. Предисловие Б.Я. Бухштаба к кн.: А.А. Фет. Стихотворения. Л., 1966.

6. Горелов А.Е. Три судьбы: Ф. Тютчев, А. Сухово-Кобылин, И. Бунин. Л.: Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1976.

7. Григорьева А.Д. Слово в поэзии Тютчева. М.: Наука, 1980.

8. Григорьева А.Д. А.А. Фет и его поэтика // Русская речь №3, 1983.

9. Касаткина В.Н. Поэтическое мировоззрение Ф.И. Тютчева. Саратов, Изд. Сарат. ун-та, 1969.

10. Лагунов А.И. Афанасий Фет. Х.: Ранок; Веста, 2002.

11. Некрасов Н.А. Полн. собр. соч., Т.9, М., ГИХЛ, 1950.

12. Никитин Г. Люблю грозу в начале мая… // Лит. учеба №5, 2003.

13. Озеров Л. Поэзия Тютчева. М.: Худож. лит., 1975.

14. Озеров Л. А.А. Фет (О мастерстве поэта). М.: Знание, 1970.

15. Озеров Л. Люблю грозу в начале мая… // Юность №2, 1979.

16. Орлов О.В. Поэзия Тютчева: пособие по спецкурсу для студентов-заочников филол. фак. гос. ун-тов. М.: Изд-во МГУ, 1981.

17. Сильман Т. Заметки о лирике. М.Л., 1977.

18. Скатов Н.Н. Лирика А.А. Фета (истоки, метод, эволюция). М., 1972.

19. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений, юбилейное издание, Т.11. Гослитиздат, М., 1932.

20. Чагин Г.В. Федор Иванович Тютчев: (185 лет со дня рождения). М.: Знание, 1985.

Солнечных лучей, с полупрозрачными листьями распустившихся берез, с пчелами, вползающими «в каждый гвоздик душистой сирени», с журавлями, кричащими в степи». Давайте рассмотрим стихотворение «Жду я, тревогой объят…»: Жду я, тревогой объят, Жду тут на самом пути: Этой тропой через сад Ты обещалась прийти. Плачась, комар пропоет, Свалится плавно листок… Слух, раскрываясь, растет, Как полуночный цветок. Словно струну оборвал Жук, налетевши на ель; Хрипло подругу позвал Тут же у ног коростель. Тихо под сенью лесной Спят молодые кусты… Ах, как пахнуло весной!.. Это наверное ты! «Стихотворение, как часто у Фета, предельно напряжено, взвинчено сразу не только потому, что о тревоге сказано: эта тревога и от нагнетающего напряжение повтора в самом начале («Жду… Жду…»), и от странного, вроде бы бессмысленного определения – «на самом пути». Но в этом «самом» тоже есть предельность, конечность, как например и в стихотворении «Сияла ночь…» – «Рояль был весь раскрыт…», где слово «весь» несет отдачу до конца и раскрытый рояль здесь как распахнутая душа. Простая тропа «через сад» стала «самым путем» с бесконечной уже многозначностью смыслов: роковым, первым, последним, путем сожженных мостов и т.д. В этом максимально напряженном состоянии человек обостренно воспринимает природу, и сам, отдаваясь ей, начинает жить как природа. «Слух, раскрываясь, растет, Как полуночный цветок» – в таком сравнении с цветком есть не только смелое и удивительно наглядное опредмечивание человеческого слуха, материализация, выявляющая его природность. Здесь передается процесс самой этой вживаемости в мир природы («Слух, раскрываясь, растет…»). Потому-то и стихи «Хрипло подругу позвал / Тут же у ног коростель» уже перестают быть простой параллелью из жизни природы. Это «хрипло» относится не только к птице, но и к человеку, стоящему здесь, на «самом пути», уже, быть может, с перехваченным, пересохшим горлом. И также органично включенной в мир природы оказывается она: Тихо под сенью лесной Спят молодые кусты… Ах, как пахнуло весной!.. Это наверное ты! Это не аллегория, не сравнение с весной. Она и есть сама весна, сама природность тоже, в этом мире органично живущая. «Ах, как пахнуло весной!» – эта средняя строка относится столько же к ней, молодой, сколько к молодым кустам, но эта же строка и объединяет ее и природу, так, что она является как весь природный мир, а весь природный мир как она» – такое прочтение рассматриваемого стихотворения находим у Н.Н. Скатова. В «Вечерних огнях» – позднем сборнике стихотворений Фета – принцип организации текстов на основе



Читайте также: