Пособие по истории отечества. Пособие по истории отечества Развитие культуры ссср 20 30 годы

Культура 20-30ых годов СССР

В ХХ веке в России была создана тотализированная социокультурная система, отличительными чертами которой были идеологический контроль над духовной жизнью общества, манипулирование сознанием, уничтожение инакомыслия, физическое уничтожение цвета российской и научной и художественной интеллигенции. Словом, культура советского периода была противоречива. В ней проявлялись как положительные, так и отрицательные явления. В ее оценке необходимо соблюдение принципа объективности, исключение каких-либо идеологических пристрастий. В таком ключе необходимо анализировать культуру России ХХ века.

После революции 1917 года начинается новый период в истории отечественной культуры, происходит переход к новой системе отношений. Главным вопросом для творческой интеллигенции в это время стал вопрос об отношении к революции. Следует признать, что далеко не все смогли понять и принять революцию. Многие воспринимали ее как крушение, катастрофу, разрыв с прошлой жизнью, разрушение традиций. Многие деятели русской культуры эмигрировали за границу. За границей оказались такие выдающиеся деятели русской культуры, как С.В.Рахманинов, К.А.Коровин, А.Н.Толстой, М.И.Цветаева, Е.И.Замятин, Ф.И.Шаляпин, А.П.Павлова, И.А.Бунин, А.И.Куприн и другие. Некоторые из них вернулись, осознав невозможность жить вне родины. Но многие остались за границей. Потеря была весьма ощутимой. За границей осталось примерно 500 крупных ученых, возглавивших кафедры и целые научные направления. Такая утечка умов привела к существенному понижению духовно-интеллектуального уровня в стране.

Большая часть интеллигентов осталось на родине. Многие из них активно сотрудничали с новой властью. Достаточно сказать, что в гражданской войне Советскую власть защищала почти половина офицерского корпуса бывшей царской армии. Инженеры и ученые восстанавливали промышленность, разрабатывали план ГОЭРЛО и другие проекты хозяйственного развития.

Советское государство в этот период ставило задачу преодолеть культурное неравенство, сделать доступным для трудящихся сокровища культуры, создать культуру для всего народа, а не для отдельных элит. Для достижения этой цели была проведена национализация. Уже в 1917 году перешли в собственность и распоряжение государства Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и многие другие музеи. Были национализированы частные коллекции Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, И.В.Цветаева, В.И.Даля, С.С.Щукина. Соборы Московского Кремля превратились в музеи, как и царские резиденции под Петроградом и Москвой.

К сожалению, в процессе национализации многое от неразумения и некультурности за ценности не принималось, многое расхищалось и уничтожалось. Пропали бесценные библиотеки, уничтожались архивы. В барских домах устраивались клубы, школы. В некоторых усадьбах были созданы музеи быта (усадьбы Юсуповых, Шереметьевых, Строгановых). В то же время возникали новые музеи, например музей изящных искусств при МГУ, быта 40-х годов 19 века, Морозовского фарфора и другие. Только с 1918 по 1923 годы возникло 250 новых музеев.

Другая важнейшая задача, которая стояла перед советским государством в послереволюционный период - это ликвидация неграмотности. Задача была актуальна ввиду того, что 75% населения страны, особенно в деревне и национальных районах, не умели читать и писать. Для решения этой сложнейшей задачи в 1919 году СНК принял декрет "О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР", по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В 1923 году было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность под председательством М.И.Калинина. Были открыты тысячи пунктов для ликвидации неграмотности, ликбезы.

Следующей важной вехой в развитии образования стало принятие в 1930 году постановления ЦК ВКП/б "О всеобщем обязательном начальном обучении". К концу 30-х годов массовая неграмотность в нашей стране в основном была преодолена.

Наука и техника

В 20-30-е годы удалось добиться значительных успехов и в развитии науки. В голодном Петрограде в 1918 году были основаны физико-технический и оптический институты, ученые которых впоследствии создавали ядерный щит страны. Под Москвой открылась знаменитая лаборатория ЦАГИ (центральный аэрогидродинамический институт) это значит, что наша дорога в космос началась в далеком 1918 году. Русские ученые становятся основоположниками новых направлений науки: Н.Е.Жуковский основателем современной аэродинамики, К.Э.Циолковский - создателем теории реактивного движения, которая лежит в основе современной реактивной авиации и космических полетов. Трудами В.И.Вернадского были заложены основы новых наук -биогеохимии, радиологии. Мировое признание получили работы русского ученого-физиолога И.П.Павлова, создавшего учение об условных рефлексах и высшей нервной деятельности. Еще в 1904 году Павлову - первому из русских ученых была присуждена Нобелевская премия.

В 30-е годы на основе научных изысканий академика С.В.Лебедева в Советском Союзе впервые в мире было организовано массовое производство синтетического каучука. Труды А.Ф.Иоффе заложили основы современной физики полупроводников. Ученые сделали ряд крупных географических открытий, в особенности в изучении Крайнего Севера. В 1937 году четверо исследователей: И.Д.Папанин, Э.Т.Кренкель, Е.А.Федоров и П.П.Ширшов - высадились в Арктике и открыли там первую в мире исследовательскую дрейфующую станцию "СП-1". Они проработали на льдине 274 дня, пройдя в дрейфе 2500 километров. Ученые сделали много для развития науки. Они впервые получили геологические данные об этой территории, провели магнитные измерения, которые вскоре помогли обеспечить безопасность полетов Чкалова, Громова, Леваневского, внесли огромный вклад в метереологию и гидрологию этой части планеты. После первой станции было открыто еще 30, последняя была открыта в 1989 году.

30-е годы - время расцвета самолетостроения. Советские ученые и техники создали первоклассные самолеты, на которых наши летчики ставили мировые рекорды дальности и высоты полета. В 1937 году на самолете АНТ-25 В.В.Чкалов, Г.Ф.Байдуков, А.В.Беляков совершили беспересадочный полет Москва-Портленд (США) через Северный полюс, преодолев расстояние 10 тысяч километров. Полет продолжался 63 часа. Ему придавали огромное значение. Была установлена воздушная магистраль СССР-США через Северный полюс.

Огромная работа была проведена по ликвидации неграмотности. В 1913 году Ленин писал: “Такой дикой страны, в которой массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания, - такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России”. В канун Октябрьской революции около 68% взрослого населения не умели читать и писать. Особенно безотрадным было положение деревни, где неграмотные составляли около 80%, а в национальных районах доля неграмотных достигала 99,5%.

26 декабря 1919 г СНК принял декрет “О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР”, по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В декрете предусматривалось сокращение рабочего дня для обучающихся с сохранением заработной платы, организация учета неграмотных, предоставление помещений для занятий кружкам ликбеза, строительство новых школ. В 1920 году была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, которая существовала до 1930 года при Наркомпросе РСФСР.

Религия и церковь

Особого внимания заслуживает вопрос об отношении советского государства к религии и церкви. Самым важным документом, регулирующим государственно-церковные отношения, явился декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви, принятый в 1918 году. В декрете подчеркивалось, что каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Согласно декрету, все имущество существующих в России церковных и религиозных обществ объявлялось народным достоянием.

В период гражданской войны духовенство выступило против Советской власти. На Урале, например, духовенство поддержало Колчака, встретило белых как своих освободителей. В колчаковской армии существовала религиозная присяга и насчитывалось более двух тысяч военных священников. В системе белой армии были созданы добровольческие отряды "Братства святого креста". Эти дружины носили имена своих покровителей: "полк Иисуса", "полк Богородицы", "полк пророка Ильи". В результате прокатилась массовая волна репрессий по отношению к духовенству.

С конца 20-х годов курс советского государства по отношению к религии и церкви становится более жестким. В массовом порядке закрываются церкви и монастыри, а то и уничтожаются. Всего по стране к 1933 году закрыли 15988 церквей. В советский период нашей истории предпочтение отдавалось атеистическому миросозерцанию. Активно велась антирелигиозная пропаганда под лозунгом "Борьба с религией борьба за социализм". В культурной атмосфере общества властвовал дух рациональности, преклонения перед могуществом науки, техники, разума и дерзновения. Вера в "светлое будущее" заменяла большинству населения веру религиозную.

Художественная культура. Скульптура

Как развивалась художественная культура в 20-30-е годы? В 1918 году началось осуществление ленинского плана монументальной пропаганды. В соответствии с этим планом были убраны памятники, не представлявшие, по мнению новой власти, исторической и художественной ценности, например памятники Александру III в Петербурге и генералу Скобелеву в Москве. В то же время стали создаваться памятники героям революции, общественным деятелям, писателям, художникам. Замысел плана монументальной пропаганды был навеян идеей "Города Солнца" Т.Кампанеллы, где городские стены украшались росписями, служившими воспитанию граждан. Новые памятники должны были сделать изобразительно наглядными идеи социализма. К работе были привлечены как известные мастера (С.Т.Коненков, Н.А.Андреев), так и молодые скульпторы разных школ и направлений вплоть до студентов художественных училищ.

К первой годовщине революции в Москве открылся памятник К.Марксу и Ф.Энгельсу. В Петрограде в 1917-1920 годах создается памятник "Борцам революции" - Марсово поле. В 1918-1919 годах в центре Советской площади Москвы был сооружен обелиск Свободы с текстом первой Советской конституции. Всего в 1918-1920 годы в Москве было установлено 25 памятников, в Петрограде 15. Многие памятники не сохранились в основном потому, что были исполнены во временных материалах (гипс, бетон, дерево).

Одним из самых выразительных памятников, выполненных в соответствии с планом монументальной пропаганды, является скульптурная группа "Рабочий и колхозница". Она была создана для международной выставки "Искусство, техника и современная жизнь", устроенной в Париже в 1937 году. Советский павильон был построен по проекту Б.М.Иофана наподобие лестницы со стремительно нарастающими ввысь уступами. Здание завершалось гигантским, поднятым на 33 м ввысь пилоном, который совершенно органично венчала 30-метровая скульптурная группа "Рабочий и колхозница". Они держат в вытянутых вверх руках серп и молот, составляющие герба Советского Союза. Автор этого произведения - В.И.Мухина, крупнейший скульптор этой эпохи, одна из самых знаменитых женщин страны. После окончания выставки, статуя была разобрана, перевезена в Москву и вновь смонтирована на гораздо более низком постаменте перед входом на ВДНХ, где находится до сих пор.

Архитектура. Дизайн

Ведущим направлением в архитектуре 20-30-х годов стал конструктивизм, который стремился использовать новую технику для создания простых, логичных, функционально оправданных форм, целесообразных конструкций. Характерные для конструктивизма приемы - это совмещение цельных плоскостей с большими застекленными поверхностями, сочетание разных по композиции объемов. Все это применяется с успехом в архитектуре сегодняшнего дня. Представителем конструктивизма в СССР был В.Е.Татлина. Он пытался использовать самые разнообразные материалы для строительства своих технических конструкций, включая проволоку, стекло и листы металла. Татлину принадлежит проект памятника III Интернационала. Это один из самых дерзких архитектурно-художественных замыслов 20 века. Эффектная каркасная конструкция спиралевидной формы в виде башни высотой примерно 433 метра несет подвешенные внутри три объема - куб, пирамиду и цилиндр, которые должны были вращаться вокруг вертикальной оси со скоростью одного оборота в год, месяц и день. Спираль должна была выражать символ революции. Разумеется, это огромное сооружение не могло быть воздвигнуто в те годы хозяйственной разрухи и нищеты.

В 20-е годы в творчестве художников-конструктивистов (А.М. Родченко, Л.М. Лисицкого, В.Е. Татлина) происходит переход к дизайну - художественному конструированию мебели, посуды, моделированию одежды, рисунков для тканей. Важную роль в развитии дизайна сыграла деятельность ВХУТЕМАСа - высших художественно-технических мастерских.

Архитектурный конструктивизм в 20-30-е годы широко использовался в строительстве общественных и жилых зданий, прежде всего Домов и Дворцов культуры, рабочих клубов. Это были новые, массовые типы зданий, не имевшие прототипов в прежние времена. О размахе клубного строительства можно судить по тому, что только в 1929-1932 годах в стране было возведено 480 клубов, в том числе 66 в Москве. Целый ряд оригинальных по архитектуре клубов построено в этот период по проектам архитектора К.С.Мельникова в Москве и Подмосковье. Среди них наиболее известен клуб имени Русакова в Сокольниках (1927-1928 гг.). Одним из лучших произведений советского конструктивизма 30-х годов стал дворец культуры имени Лихачева, созданный по проекту крупнейших советских мастеров братьев Весниных в 1931-1937 годах.

В 20-30-е годы велико было стремление соорудить главное здание страны Советов символ нового общества. Уже в 1918 году в Москве состоялась закладка Дворца народов, в 1922-1923 годах проводился конкурс на Дворец труда, а в 1931-1933 годах на Дворец Советов. О масштабах таких сооружений говорит, например, состав помещений Дворца труда. В центре Москвы (на месте теперешней гостиницы "Москва") предполагалось построить гигантский комплекс, соединяющий в себе Дворец съездов, Дом Советов, театр, Дом культуры, горком партии, музей и прочие помещения. Среди множества проектов (более 50) был отмечен проект Весниных, в котором доминирующий вертикальный призматический объем достигал по высоте 125 метров.

Но все же наиболее внушительным был конкурс на проект Дворца Советов, в котором участвовало 160 работ лучших зодчих Советского Союза и мира, в том числе проект Корбюзье. На основе результатов конкурса составление проекта Дворца Советов было в конечном счете поручено группе архитекторов (В.Г.Гельфрейх, Б.М.Иофан, В.А.Щуко). Согласно проекту предполагалось соорудить грандиознейшее многоярусное сооружение, служившее своеобразным пьедесталом гигантской 100-метровой статуи В.И.Ленина /скульптор С.Д.Меркулов/ и достигавшее вместе с ней высоты 416 метров. В 1939 году на месте взорванного храма Христа Спасителя началось возведение Дворца Советов. Оно было прервано войной, и после войны не возобновлялось. В I960 году на основании фундамента Дворца Советов был построен плавательный бассейн "Москва". Сейчас на этом месте вновь построен Храм Христа Спасителя.

Важной вехой в истории советской архитектуры стало создание по проекту А.В.Щусева Мавзолея В.И.Ленина на Красной площади в Москве. Первый деревянный Мавзолей был построен 27 января 1924 года. Это был скромный, невысокий, подкрашенный серой краской куб, увенчанный тремя уступами. Сооружение создавалось как временное, и не только потому, что для его строительства были отведены считанные часы, - не была определена сама форма увековечения памяти В.И.Ленина. Второй, уже более крупный, деревянный Мавзолей был построен весной 1924 года. Для окончательной его формы принципиальное значение имело объединение мемориального сооружения и трибуны. Определились и основные элементы трехъярусного построения: широкое массивное основание с торжественным порталом, поднимающаяся над ними ступенчатая пирамида и лаконичный венчающий портик. Окончательный проект Мавзолея из бетона и камня закончен в 1929 году, а в октябре 1930 года завершено его строительство.

Графика и живопись

Как развивались в 20 - 30-е годы различные виды изобразительного искусства? В 20-е годы самым мобильным, оперативным и распространенным видом изобразительного искусства была графика: журнальный и газетный рисунок, плакат. Они быстрее всего откликались на события времени в силу своей лаконичности, доходчивости. В эти годы развивались два типа плаката героический и сатирический, наиболее яркими представителями которых были Моор и Дени. Моору (Д.С. Орлову) принадлежат политические плакаты, ставшие классикой советской графики "Ты записался добровольцем?" (1920), "Помоги!" (1921 - 1922).

Плакаты Дени (В.Н.Денисова) построены по другому принципу. Они сатиричны, сопровождаются стихотворными текстами. Дени широко использует прием портрета-шаржа. Он автор таких известных плакатов, как "Или смерть капиталу, или смерть под пятой капитала" (1919), "Кулак-мироед" (1921).

В послереволюционные годы появляется совершенно новаторская форма агитационного искусства - "Окна РОСТА" (российского телеграфного агентства), в которых особую роль играли М.М.Черемных, В.В.Маяковский, Моор. Плакаты, сопровождаемые острым текстом, откликались на самые злободневные вопросы: призывали к обороне страны, клеймили дезертиров, агитировали за новое в быту. Они расклеивались в витринах или окнах магазинов, в клубах, на вокзалах. "Окна РОСТА" оказали большое влияние на графику времени Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Кроме графики, в 20 - 30-е годы развиваются и основные формы живописи. В изобразительном искусстве в эти годы существовали разные направления. Не только продолжало развиваться, но и переживало истинный расцвет искусство русского авангарда. Время революционных преобразований влекло художников к новым творческим экспериментам. В России получили распространение такие авангардистские направления, как кубизм, футуризм, абстракционизм. Крупнейшие представители русского авангарда - М.3. Шагал, Н.С. Гончарова, К.С. Малевич, В.В. Кандинский, М.Ф. Ларионов, А.В. Лентулов, П.Н. Филонов. Авангардисты нетерпимо относились к представителям классического искусства, считали себя революционными художниками, создающими новое пролетарское искусство. Они держали в своих руках многие печатные органы и выставочные помещения.

Наряду с авангардизмом существовало искусство, продолжавшее и развивавшее реалистические традиции. Реализм 20 - 30-х годов опирался на огромный опыт критического реализма, но он не мог не считаться и с находками искусства авангарда. В те годы реализм нередко имел романтическую или символическую окраску в творчестве таких художников, как А.А. Рылов, Б.М. Кустодиев, К.Ф. Юон, К.С. Петров-Водкин. В то время многие художники свое ощущение и переживание жизни, современных событий выражали при помощи поэтических метафор, символов и аллегорий. Примеры тому - картина Кустодиева "Большевик" (1920), Юона "Новая планета" (1921), Петрова-Водкина "1918 год в Петрограде" (1920).

Наряду с полотнами символическими, аллегорическими в эти годы создаются картины, в которых художники стремились к достоверному изображению событий, к документальной точности. Это были художники передвижнического направления. В 1922 году они объединились в АХРР - ассоциацию художников революционной России, с 1928 года АХР - ассоциацию художников революции. В 20-е годы в советском искусстве существовали самые разные художественные группировки со своими платформами, манифестами, системой выразительных средств. Среди них АХРР оказалась самым жизнестойким художественным объединением, просуществовавшим до 1932 года. Продолжая традиции передвижников, АХРР организовала 72 художественные выставки в Москве и других городах России, много сделала для распространения искусства в массах.

Согласно Постановлению ЦК партии 1932 года все существовавшие в 20-х годах художественные группировки были ликвидированы и создана единая организация - Союз художников СССР. В качестве главного метода советского искусства утверждается метод социалистического реализма, который предполагал правдивое, исторически конкретное изображение жизни в ее революционном развитии, активное участие искусства в современной жизни. Единственным заказчиком искусства становится государство. В его руках сосредоточились финансы и организационные структуры, управляющие культурой.

Литература и театр

Решительные перемены в первое революционное десятилетие произошли с русским театром. Революция способствовала созданию советского режиссерского театра. В эти годы в стране возникло много новых театральных коллективов, среди них Большой драматический в Ленинграде, первым художественным руководителем которого был А.А. Блок, Театр им В.Э. Мейерхольда, Театр им. Е.Б. Вахтангова, Московский театр им. Моссовета. Первым советским театральным спектаклем стала "Мистерия - Буфф" в постановке В.Э. Мейерхольда, (1921). В.Э. Мейерхольд обосновывал принципы публицистического, страстного, агитационного театра-митинга, он внедрял в театральное действие элементы цирка и кинематографа, гротеск и эксцентрику.

Новатором театрального искусства был Е.Б. Вахтангов. В его творчестве сближались эстетические принципы К.С. Станиславского и В.Э. Мейерхольда: глубокая правдивость раскрытия внутреннего мира человека органически сочеталась со стремлением придать спектаклю гиперболическую, причудливо гротескную форму. Вводя в спектакль музыку и танцы, используя условно-обобщенные декорации, варьируя световые эффекты, Вахтангов обогатил современный сценический язык. Осуществленная им в 1922 году постановка "Принцессы Турандот" К. Гоцци знаменовала собой утверждение принципа "праздничной театральности". Согласно замыслу Вахтангова, исполнители на всем протяжении спектакля сохраняли шутливо-ироническое отношение к сюжету разыгрываемой ими пьесы-сказки и к своим персонажам: то "входили в образ", целиком погружаясь в переживания героев, то "выходили из образа", непринужденно и весело общаясь с публикой. Живой контакт между актерами и зрительным залом, легкая, элегантная форма обеспечили спектаклю долгую сценическую жизнь.

К этому времени относится и начало профессионального театра для детей, у истоков которого стояла Н.И. Сац. К концу 30-х годов в стране насчитывалось уже более 70 детских театров.

Большую роль в художественной жизни страны играли литературно-художественные журналы. Популярными стали такие новые журналы как:

– “Новый мир”,

– “Красная новь”,

– “Молодая гвардия”,

– “Октябрь”,

– “Звезда”,

– “Печать и революция”.

На их страницах были впервые напечатаны многие выдающиеся произведения советской литературы, публиковались критические статьи, велись острые дискуссии. Увеличился выпуск газет, журналов, книг. Помимо общесоюзных и республиканских газет почти на каждом предприятии, заводе, шахте, в совхозе выходила своя многотиражная или стенная газета. Книги издавались более чем на 100 языках мира. Произошла радиофикация страны. Радиовещание велось 82 станциями на 62 языках. В стране насчитывалось 4 млн. радиоточек. Развивалась сеть библиотек, музеев.

Талантливая молодежь, прошедшая фронты гражданской войны, пришла в литературу. Только с 1920 по 1926 гг. впервые выступили в печати более 150 писателей, среди них. В.А. Каверин, Н.С.Тихонов, Л.М. Леонов, М.А.Шолохов, Н.Н. Асеев, А.А. Фадеев. Известными фигурами в культурной жизни республики в первое советское десятилетие были те литераторы, творческая деятельность которых началась и была признана еще до революции: А. С. Серафимович, В.В. Маяковский, С.А. Есенин, Д. Бедный, М. Горький. Эти имена олицетворяли собой преемственность в развитии русской художественной культуры. Особое место в этой плеяде занимал М. Горький. В 20-е были опубликованы его произведения "Мои университеты", "Дело Артамоновых".

В 20 - 30-е годы ведущей темой в литературе являлась тема революции и социалистического строительства. Первые попытки художественного осмысления революции относятся уже к первым ее месяцам и годам. Это стихи В.В.Маяковского, поэма А.А. Блока "Двенадцать". Неизбежный распад старого мира, приближение революции - главная идея романа М.Горького "Жизнь Клима Самгина" (1925 - 1936). Проблема человека в революции, его судьбы нашли отражение в эпопее М.А. Шолохова "Тихий Дон" (1928-1940). Символом героизма и нравственной чистоты стал образ Павла Корчагина - героя романа Н.А. Островского "Как закалялась сталь" (1934). Тема индустриального развития страны раскрывалась в произведениях Л.М.Леонова "Соть", М.С.Шагинян "Гидроцентраль", Ф.В.Гладкова "Цемент", В.П.Катаева "Время - вперед!". организовано издательство "Всемирная литература".

В 30-е годы заметно повышается роль исторического романа, проявляется глубокий интерес к истории отечества и к наиболее ярким историческим персонажам. Отсюда и целая серия серьезнейших исторических произведений: "Кюхля" Ю.Н. Тынянова, "Радищев" О.Д. Форш, "Емельян Пугачев" В.Я. Шишкова. В эти же годы блестящие образцы поэзии дали в своем творчестве А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, Б.Л. Пастернак. В жанре сатиры успешно работали М.М. Зощенко, И.А. Ильф и Е.П. Петров. Классикой советской детской литературы стали произведения С.Я. Маршака, А.П. Гайдара, К.Я. Чуковского.

Участь не подчинившихся коммунистическому диктату была, как правило, трагической. В концентрационных лагерях, застенках НКВД погибли талантливейшие представители советской культуры: О. Мандельштам, написавший стихотворение «Мы живем под собою не чуя страны…», И. Бабель, ярко описавший события гражданской войны в произведении «Первая конная», режиссер В. Мейерхольд, журналист М. Кольцов. Только из членов Союза писателей было репрессировано 600 человек. Немало деятелей культуры, например писатель А. Платонов, были лишены возможности издавать свои произведения. Многие из них, созданные в те годы, дошли до читателя \. Только в 1966 году был издан роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”, в 1986-1988 годах увидели свет “Ювенильное море”, “Котлован” и “Чевенгур” А. П. Платонова, в 1987 году опубликован “Реквием” А. А. Ахматовой.

Киноискусство

После революции, в годы гражданской войны лицо кинематографии определяли агитфильмы. Выдающимся мастером документального кино в 20-е годы был Дзига Вертов (Д.А. Кауфман). В области художественного кинематографа в эти годы работал такой великий мастер, как С.М. Эйзенштейн. Самая известная работа Эйзенштейна фильм "Броненосец Потемкин" (1925) - классическое произведение социалистического реализма в киноискусстве. В 1954 и 1958 гг. в результате международного опроса кинокритиков он признан "лучшим фильмов всех времен и народов". В центре фильмов Эйзенштейна, созданных в период немного кино (кроме "Броненосца Потемкина" это фильмы "Стачка", "Октябрь", "Старое и новое"), образ народных масс в эпоху революционных преобразований. Эйзенштейн стремился к созданию эпической, пластически выразительной формы кинофильмов. С этой целью он значительно расширяет функции монтажа, добивается того, чтобы фильм не только показывал, информировал, обогащал память, но и вызывал эмоциональное напряжение. Начиная с середины 30-х годов, внимание Эйзенштейна привлекают проблемы характера, личности и ее роли в истории. Его незаконченный, двухсерийный фильм "Иван Грозный" - это художественное исследование роли личности в истории. Другой великий кинорежиссер, один из основоположников советской кинематографии - А.П. Довженко. Он автор таких известных кинолент, как "Земля" (1930), "Аэрограф" (1935), "Щорс" (1939). Довженко создавал кинематограф поэтический, философский, романтический. Однако возвышенные образы революционных борцов, участников гражданской войны и социалистического строительства не отрываются в фильмах Довженко от земли, предстают в облике реальных, узнаваемых людей в реальных обстоятельствах.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

В 30-х годах в СССР, несомненно, произошел мощный культурный сдвиг. Если социальная революция уничтожила в стране полусредневековую сословность, разделявшую общество на "народ" и "верхи", то культурные преобразования за два десятка лет двинули ее по пути преодоления цивилизационного разрыва в повседневной жизни многих десятков миллионов людей. В невообразимо короткий срок материальные возможности людей перестали быть существенным барьером между ними и по крайней мере элементарной культурой, приобщение к ней значительно меньше стало зависеть от социально-профессионального статуса людей. И по масштабу, и по темпам эти изменения и в самом деле можно считать общенародной "культурной революцией".

Однако культурные преобразования, во-первых, оказались хотя и широкими, но весьма бедными. Они порождали, в сущности, "полукультуру" или даже квазикультуру, замешенную на причудливой духовной маргинальности миллионов и миллионов людей. Но это не ошибка и не вина советской власти тех лет - иначе и быть не могло: грандиозность масштабов и молниеностность темпов высокого качества культурности не обеспечивают. Во-вторых, культура "навязывалась" народу: жестким регулированием сельской жизни - колхозной системой, а городской - "мобилизационными возможностями" заводских ударных строек, организационным и пропагандистским натиском государственных планов "охвата", комсомольских кампаний, профсоюзных соревнований. Тем самым проращивание потребности в культуре подменялось, по существу, диктатом общественных структур и давлением общественной атмосферы. Это уже была историческая ошибка, порожденная уверенностью во всесилии "революционного натиска".

Рвение, с которым гиперполитизированный революцией строй стремился к созданию в нашей стране "культуры нового типа", уже в 30-е годы получило "марксистское" теоретическое обоснование. Были "установлены" эти "основные черты"; коммунистическая идейность и партийность, коллективизм, интернационализм и патриотизм, руководство КПСС и советского государства планомерным развитием культуры. Именно это и объявлялось "новым шагом в духовном развитии человечества", его "вершиной".

В нашей стране произошел насильственный разрыв с культурно-исторической традицией. Борьба с "пороками старой культуры" привела к значительному обеднению, а во многих отношениях и разрушению этой традиции.

Функция обслуживания предъявляла свои требования к облику культуры, ее содержанию: она стала создавать "положительные образы" для подражания, поставлять разоблачения явлений и характеров для их изживания, она стала "отражать", иллюстрировать, насаждать границы вместо того, чтобы изведывать непостигнутое и возвышать человека над изнуряющим его наличным бытием. Культура творящая и расковывающая превратилась в фабрику предписанного счастья. И все это - тоже "культурная революция". Она состоялась, хотя и вовсе не полностью достигла своих целей: Маяковский и Шолохов, Леонов и Твардовский, Шостакович и Свиридов, Эйзенштейн и Товстоногов, сотни других творцов сохранили и продолжили традиции отечественной и мировой культуры.

1. Реформирование в области образования и науки

В рассматриваемый период культурная жизнь страны развивалась весьма неоднозначно. Вместе с тем, во многих областях культурного развития были достигнуты значительные успехи. К таковым прежде всего относится сфера образования.

Историческим наследием царского режима явилась значительная доля неграмотного населения. Между тем необходимость быстрой индустриализации страны требовала огромное количество грамотных производительных работников.

Планомерные усилия советского государства, привели к тому, что доля грамотного населения в России неуклонно росла. К 1939 г. количество грамотных в РСФСР составляло уже 89 процентов. С 1930/31 учебного года вводилось обязательное начальное образование. Кроме того, к тридцатым годам советская школа постепенно отошла от многих не оправдавших себя революционных нововведений: была восстановлена классно-урочная система, в расписание были возвращены предметы, прежде исключенные из программы как «буржуазные» (прежде всего история, всеобщая и отечественная). С начала 30-х гг. быстро росло число учебных заведений, занимавшихся подготовкой инженерно-технических, сельскохозяйственных и педагогических кадров. В 1936 г. был создан Всесоюзный комитет по делам высшего образования.

Сложными оказались 30-е годы для отечественной науки. С одной стороны, в СССР разворачиваются масштабные исследовательские программы, создаются новые научно-исследовательские институты: в 1934 г. С.И. Вавилов основал Физический институт АН им. П.Н. Лебедева (ФИАН), тогда же создан Институт органической химии, в Москве П.Л. Капица создает Институт физических проблем, в 1937 г. создан Институт геофизики. Продолжают работу физиолог И.П. Павлов, селекционер И.В. Мичурин. Результатом работы советских ученых были многочисленные открытия как в фундаментальных, так и в прикладных областях. В частности, на этот период приходятся значительные открытия в изучении Арктики (О.Ю. Шмидт, И.Д. Папанин), разработке космических полетов и реактивного движения (К.Э. Циолковский, Ф.А. Цандлер). Возрождается историческая наука. Как было сказано, возобновляется преподавание истории в средней и высшей школе. Создается научно-исследовательский Институт истории при АН СССР. В 30-е г. работают выдающиеся советские историки: академик Б.Д. Греков - автор трудов по истории средневековой России («Киевская Русь», «Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVIII в.» и др.); академик Е.В. Тарле - знаток новой истории стран Европы и прежде всего Наполеоновской Франции («Рабочий класс во Франции в эпоху революции», «Наполеон» и др.).

В то же время сталинский тоталитаризм создавал серьезные препятствия для нормального развития научного знания. Была ликвидирована автономия Академии наук. В 1934 г. она была переведена из Ленинграда в Москву и подчинена Совнаркому. Утверждение административных способов руководства наукой привело к тому, что многие перспективные направления исследований (например, генетика, кибернетика) по произволу некомпетентных партийных функционеров были на долгие годы заморожены. В обстановке всеобщего доносительства и набирающих размах репрессий академические дискуссии часто заканчивались расправой, когда один из оппонентов, будучи обвинен (пусть и необоснованно) в политической неблагонадежности, не просто лишался возможности работать, но подвергался физическому уничтожению. Подобная участь была уготована очень многим представителям интеллигенции. Жертвами репрессий стали такие видные ученые, как биолог, основоположник советской генетики академик и президент ВАСХНИЛ Н.И. Вавилов, ученый и конструктор ракетной техники, в будущем академик и дважды Герой Социалистического Труда С.П. Королев и многие другие.

Репрессии нанесли тяжелый урон интеллектуальному потенциалу страны. Особенно сильно пострадала старая дореволюционная интеллигенция, большинство представителей которой добросовестно служили советскому государству. В результате фальсифицированных разоблачений ряда «вредительских контрреволюционных организаций» («Шахтинское дело», процесс «Промпартии») в массах разжигалось недоверие и подозрительность по отношению к представителям интеллигенции, что в результате облегчало расправу с неугодными и гасило всякое проявление свободной мысли. В общественных науках определяющее значение приобрел «Краткий курс истории ВКП (б)», вышедший в 1938 г. под редакцией И.В. Сталина. В качестве оправдания массовых репрессий была выдвинута идея о неизбежном усилении классовой борьбы по мере продвижения к построению социализма. История партии и революционного движения была искажена: на страницах ученых трудов и периодических изданий превозносились несуществующие заслуги Вождя. В стране утверждался культ личности Сталина.

2. Особенности развития литературы

Значительно изменилась ситуация в литературе. В начале 30-х гг. пришел конец существованию свободных творческих кружков и групп. Постановлением ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» был ликвидирован РАПП. А в 1934 г. на I Всесоюзном съезде советских писателей был организован «Союз писателей», в который вынуждены были вступать все люди, занимавшиеся литературным трудом. Союз писателей стал инструментом тотального контроля власти над творческим процессом. Не быть членом Союза было нельзя, т. к. в таком случае писатель лишался возможности публиковать свои произведения и, более того, мог быть привлечен к уголовной ответственности за «тунеядство». У истоков этой организации стоял М. Горький, однако его председательство в ней продолжалось недолго. После его смерти в 1936 г. председателем стал А.А. Фадеев (бывший РАППовец), остававшийся на этом посту на протяжении всей сталинской эпохи. Помимо «Союза писателей» были организованы другие «творческие» союзы: «Союз художников», «Союз архитекторов», «Союз композиторов». В советском искусстве наступал период единообразия.

Произведя организационную унификацию, сталинский режим принялся за унификацию стилистическую и идеологическую. В 1936 г. развернулась «дискуссия о формализме». В ходе «дискуссии» посредством грубой критики началась травля тех представителей творческой интеллигенции, эстетические принципы которых отличались от «социалистического реализма», становящегося общеобязательным. Под шквал оскорбительных выпадов попали символисты, футуристы, импрессионисты, имажинисты и пр. Их обвиняли в «формалистических вывертах», в том, что их искусство не нужно советскому народу, что оно уходят корнями в почву, враждебную социализму. В число «чуждых» попали композитор Д. Шостакович, режиссер С. Эйзенштейн, писатели Б. Пастернак, Ю. Олеша и др. В прессе появлялись статьи: «Сумбур вместо музыки», «Балетная фальшь», «О художниках-пачкунах». По существу «борьба с формализмом» имела целью уничтожить всех тех, чей талант не был поставлен на службу власти. Многие деятели искусства были репрессированы.

Как уже было сказано, определяющим стилем в литературе, живописи и других видах искусства стал так называемый «социалистический реализм». Стиль этот имел с настоящим реализмом мало общего. При внешнем «живоподобии» он не отражал действительность в настоящем ее виде, а стремился выдать за реальность то, что лишь должно было быть с точки зрения официальной идеологии. Искусству была навязана функция воспитания общества в строго заданных рамках коммунистической морали. Трудовой энтузиазм, всеобщая преданность идеям Ленина-Сталина, большевистская принципиальность - вот чем жили герои произведений официального искусства того времени. Реальность была гораздо сложнее и в целом далека от провозглашаемого идеала.

Ограниченность идейных рамок соцреализма стала значительным препятствием развития советской литературы. Тем не менее в 30-х гг. появляется несколько крупных произведений, вошедших в историю русской культуры. Самой, пожалуй, масштабной фигурой в официальной литературе тех лет был Михаил Александрович Шолохов (1905-1984). Выдающимся произведением является его роман «Тихий Дон», рассказывающий о донском казачестве в годы Первой мировой и Гражданской войны. Коллективизации на Дону посвящен роман «Поднятая целина». Оставаясь, по крайней мере внешне, в границах соцреализма, Шолохову удалось создать объемную картину произошедших событий, показать трагедию братоубийственной вражды в казачьей среде, развернувшейся на Дону в послереволюционные годы. Шолохов был обласкан советской критикой. Его литературный труд был отмечен Государственной и Ленинской премиями, дважды его награждали званием Героя Социалистического Труда, он был избран академиком АН СССР. Творчество Шолохова получило мировое признание: за писательские заслуги он был удостоен Нобелевской премии.

В тридцатые годы завершает свой последний роман-эпопею «Жизнь Клима Самгина» М. Горький. Метафоричность, философская глубина характерны для прозы Л.М. Леонова («Вор» 1927 г., «Соть» 1930 г.), сыгравшей особую роль в развитии советского романа. Огромную популярность имело творчество Н.А. Островского, автора романа «Как закалялась сталь» (1934 г.), посвященного эпохе становления Советской власти. Главный герой романа - Павка Корчагин был образцом пламенного комсомольца. В творчестве Н. Островского, как ни у кого, другого проявилась воспитательная функция советской литературы. Идеальный персонаж Павка стал в реальности примером для широких масс советской молодежи. Классиком советского исторического романа стал А.Н. Толстой («Петр I» 1929-1945 гг.). Тридцатые годы - время расцвета детской литературы. Несколько поколений советских людей выросло на книгах К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, А.П. Гайдара, С.В. Михалкова, А.Л. Барто, В.А. Каверина, Л.А. Кассиля, В.П. Катаева.

Несмотря на идеологический диктат и тотальный контроль, продолжала развиваться и свободная литература. Под угрозой репрессий, под огнем верноподданной критики, без надежды на издание продолжали работу писатели, не желавшие калечить свое творчество в угоду сталинской пропаганде. Многие из них так и не увидели свои произведения опубликованными, это случилось уже после их смерти.

М.А. Булгаков безо всякой надежды на публикацию начинает писать свой лучший роман «Мастер и Маргарита». Работа над романом продолжалась до самой смерти писателя. Произведение это было издано только в 1966 г. Еще позже, в конце 80-х, увидели свет произведения А.П. Платонова (Климентова) «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море». «В стол» работали поэты А.А. Ахматова, Б.Л. Пастернак. Трагична судьба Осипа Эмильевича Мандельштама (1891-1938). Поэт необыкновенной силы и большой изобразительной точности, он оказался в числе тех литераторов, которые, приняв в свое время Октябрьскую революцию, не смогли ужиться в сталинском обществе. В 1938 г. он был репрессирован.

В 30-е гг. Советский Союз постепенно начинает отгораживаться от остального мира, сводятся к минимуму контакты с зарубежными странами, проникновение любой информации «оттуда» ставится под строжайший контроль. За «железным занавесом» остались многие русские литераторы, которые, несмотря на отсутствие читательской аудитории, неустроенность быта, душевный надлом, продолжают работать. В их произведениях звучит тоска по ушедшей России. Писателем первой величины был поэт и прозаик Иван Алексеевич Бунин (1870-1953). Бунин с самого начала не принял революцию и эмигрировал во Францию, где и прошла вторая половина его жизни. Бунинскую прозу отличает красота языка, особая лиричность. В эмиграции были созданы лучшие его произведения, в которых запечатлелась дореволюционная, дворянская, усадебная Россия, удивительно поэтично была передана атмосфера русской жизни тех лет. Вершиной его творчества считаются повесть «Митина любовь», автобиографический роман «Жизнь Арсеньева», сборник рассказов «Темные аллеи». В 1933 г. он был удостоен Нобелевской премии.

литература искусство социалистический реализм

3. Изобразительное искусство, архитектура, театр и киноискусство в 1930 гг.

В данный период происходят значительные изменения и в изобразительном искусстве. Появляются новые объединения в духе времени - Ассоциация художников пролетарской России, Ассоциация пролетарских художников.

Классикой соцреализма в изобразительном искусстве стали работы Б. В. Иогансона. В 1933 г. была написана картина «Допрос коммунистов». В отличии от появившихся в то время в изобилии «картин», изображающих и прославляющих Вождя или нарочито оптимистических полотен вроде «Колхозного праздника» С.В. Герасимова, работа Иогансона отличается большой художественной силой - несгибаемая воля обреченных на смерть людей, которую мастерски удалось передать художнику, трогает зрителя независимо от политических убеждений. Кисти Иогансона принадлежат также большие картины «На старом уральском заводе» и «Выступление В.И. Ленина на 3-м съезде комсомола». В 30-е года продолжают работать К.С. Петров-Водкин, П.П. Кончаловский, А.А. Дейнека, серию прекрасных портретов современников создает М.В. Нестеров, пейзажи Армении нашли поэтическое воплощение в живописи М.С. Сарьяна. Интересно творчество ученика М. Нестерова и П.Д. Корина. Кориным была задумана большая картина, которая должна был изображать крестный ход во время похорон. Художником было сделано огромное количество подготовительных этюдов: пейзажи, множество портретов представителей православной Руси, от нищих до церковных иерархов. Название картины предложил М. Горький - «Русь уходящая». Однако после смерти великого писателя, оказывавшего художнику покровительство, работу пришлось прекратить. Наиболее известной работой П.Д. Корина стал триптих «Александр Невский».

Вершиной развития скульптуры социалистического реализма стала композиция «Рабочий и колхозница» Веры Игнатьевны Мухиной. Скульптурная группа была изготовлена В.И. Мухиной для советского павильона на всемирной выставке в Париже в 1937 г.

В архитектуре в начале 30-х гг. ведущим продолжает оставаться конструктивизм, широко использовавшийся для строительства общественных и жилых зданий. Эстетика простых геометрических форм, свойственная конструктивизму, повлияла на архитектуру Мавзолея Ленина, построенного в 1930 г. по проекту А.В. Щусева. Мавзолей по-своему замечателен. Архитектору удалось избежать излишней помпезности. Гробница вождя мирового пролетариата представляет собой скромное, небольшое по размерам, очень лаконичное строение, прекрасно вписывающееся в ансамбль Красной площади. К концу 30-х гг. функциональная простота конструктивизма начинает сменяться неоклассикой. В моду входит пышная лепнина, огромные колонны с псевдоклассическими капителями, проявляется гигантомания и склонность к нарочитому богатству убранства, часто граничившему с безвкусицей. Стиль этот иногда именуют «сталинским ампиром», хотя с настоящим ампиром, для которого характерна прежде всего глубочайшая внутренняя гармония и сдержанность форм, в реальности его роднит лишь генетическая связь с античным наследием. Вульгарное порой великолепие сталинской неоклассики призвано было выразить силу и мощь тоталитарного государства.

Отличительной чертой в области театра было становление новаторской деятельности театра Мейерхольда, МХАТа и др. Театр имени Вс. Мейерхольда работал под руководством режиссёра В.Э. Мейерхольда. При театре существовала специальная школа, сменившая несколько названий. Почти все спектакли ставил сам Мейерхольд (в редких случаях в сотрудничестве с близкими ему режиссёрами). Характерное для его искусства в начале 1930-х гг. стремление сомкнуть новаторские эксперименты («конструктивистские» постановки «Великодушного рогоносца» Ф. Кроммелинка и «Смерти Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылина, обе) с демократическими традициями простонародного площадного театра особенно заметно проступило в чрезвычайно вольной, откровенно осовремененной режиссёрской композиции «Леса» А.Н. Островского; игра велась в шутовской, балаганной манере. Во второй половине 1930-х гг. на смену стремлению к аскетичности пришло тяготение к эффектному зрелищу, которое проявилось в спектаклях «Учитель Бубус» А.М. Файко и особенно в «Ревизоре» Н.В. Гоголя. Среди других спектаклей: «Мандат» Н.Р. Эрдмана, «Горе уму» («Горе от ума») А.С. Грибоедова, «Клоп» и «Баня» В.В. Маяковского, «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина. Огромный успех театру принёс спектакль «Дама с камелиями» А. Дюма-сына. В 1937--1938 театр был подвергнут резкой критике как «враждебный советской действительности» и в 1938 решением Комитета по делам искусств закрыт.

В театре начинали свой творческий путь режиссёры С.М. Эйзенштейн, С.И. Юткевич, И.А. Пырьев, Б.И. Равенских, Н.П. Охлопков, В.Н. Плучек и др. В труппе театра раскрылись актёрские дарования М.И. Бабановой, Н.И. Боголюбова, Э.П. Гарина, М.И. Жарова, И.В. Ильинского, С.А. Мартинсона, З.Н. Райх, Е.В. Самойлова, Л.Н. Свердлина, М.И. Царёва, М.М. Штрауха, В.Н. Яхонтова и др.

Быстро развивается кинематограф. Увеличивается количество снимаемых картин. Новые возможности окрылись с появлением звукового кино. В 1938 г. на экраны выходит фильм С.М. Эйзенштейна «Александр Невский» с Н.К. Черкасовым в главной роли. В кино утверждаются принципы социалистического реализма. Снимаются фильмы на революционную тематику: «Ленин в Октябре» (реж. М.И. Ромм), «Человек с ружьем» (реж. С.И. Юткевич); фильмы о судьбе человека-труженика: трилогия о Максиме «Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона» (реж. Г.М. Козинцев); музыкальные комедии Григория Александрова с жизнерадостной, зажигательной музыкой Исаака Дунаевского ("Веселые ребята", 1934, "Цирк" 1936, "Волга-Волга" 1938), идеализированные сцены жизни Ивана Пырьева ("Трактористы", 1939, "Свинарка и пастух") создают атмосферу ожидания "счастливой жизни". Огромной популярностью пользовался фильм братьев (в действительности же только однофамильцев, «братья» - своеобразный псевдоним) Г.Н. и С.Д. Васильевых - «Чапаев» (1934 г.).

Список используемой литературы

Боханов А.Н., Горинов М.М. и др. История России ХХ век. - М.: Издательство АСТ, 1996.

Голубков М.М. Утраченные альтернативы. Формирование монистической концепции советской литературы в 1930-е годы. М.: Правда, 1992.

Полевой В.М. Малая история искусств. Искусство ХХ века.1901-1945. М.: Искусство, 1991.

Репрессированная наука / Под ред. М.Г. Ярошевского. Л., 1991.

Хрестоматия по истории СССР. 1917 - 1945 гг. Учебное пособие для педагогических институтов - М.: Просвещение, 1991.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Направления развития науки России XIX в. Этапы и отличия народного образования: приходские, уездные училища, гимназии, университеты. Открытия в области техники, физики, химии. Изобразительное искусство и архитектура, музыкальная культура, русский театр.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2010

    Краткая характеристика социалистического реализма как направления искусства 1920-1980 годов, восхвалявшее советское общество и государственную систему. Проявления соцреализма в живописи, литературе, архитектуре и кино, его основные представители.

    презентация , добавлен 16.06.2013

    Быт и жизненный уклад населения Советской России 20-30-х годов. Культура и искусство, как модель социалистического общества. Реформирования в области образования и науки. Идеологизация изобразительного искусства, архитектуры, театра и киноискусства.

    реферат , добавлен 18.05.2009

    Становление и развитие советской системы образования и науки в первые годы советской власти. Успехи и проблемы развития белорусской советской литературы. Архитектура и изобразительное искусство. Развитие театрально-музыкального искусства и кино Беларуси.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2011

    Развитие просвещения и науки: система народного образования, библиотеки и музеи, печать, наука и техника. Вклад Русской литературы и искусства в мировую культуру: архитектура, скульптура и живопись, литература, музыка и театр. Культура народов России.

    реферат , добавлен 05.01.2010

    Уровень развития науки и образования в Древней Греции. Древнегреческая художественная культура и ее место в истории мировой цивилизации. Музыка, изобразительное искусство и театр в культуре древних греков. Характерные черты эллинской архитектуры.

    презентация , добавлен 13.02.2016

    Художественная культура Западной Европы в XIX веке. Романтизм в литературе как сложное многогранное явление, охватывающее внешне непохожие произведения искусства. Особенности декоративно-прикладного искусства, живописи, музыки и архитектуры XIX века.

    реферат , добавлен 12.10.2009

    Формирование русской нации. Развитие внешних экономических и культурных связей России с западными странами. Организация среднего и высшего образования. Книгоиздание. Литература. Архитектура и строительство. Изобразительное искусство. Театр. Музыка.

    контрольная работа , добавлен 28.10.2008

    Культурная революция в СССР, ее цели и задачи. Борьба с неграмотностью. Успехи в области народного образования. Развитие отраслевой науки. Партия и духовная жизнь. Организация объединений советских архитекторов. Достижения в литературе, живописи и музыке.

    презентация , добавлен 16.01.2014

    Начало века классики в развитии европейской культуры с классической немецкой философии. "Золотой" век искусства. Популярность творчества Жорж Санд и Диккенса. Представители основных течений и направлений реализма в живописи, искусстве, литературе.

Советская культура в 20-30-е годы ХХ века

Революционные события раскололи интеллигенцию и творческую среду на тех, кто покинул Родину, и тех, кто, приняв революцию, активно участвовал в создании новой культуры. Культурная революция - была важнейшим условием построения социализма:

Разворачивается подготовка кадров через Коммунистиче­ский университет им. Свердлова;

Создается сеть общественных культурно-просветительских, литературно-художественных организаций;

Ведется активная работа по налаживанию диалога с пред­ставителями старой интеллигенции;

Формируется система образования и воспитания в рамках создания единой трудовой школы;

Проводится работа по формированию рабоче-крестьянской интеллигенции;

Возрождается система научных учреждений царской Рос­сии, наряду с привлечением более 800 ученых и специалистов к научному сотрудничеству;

В литературе появляется целое направление, в которой ре­волюция занимает особое место - А. Блок, А. Белый, В. Маяков­ский Ф. Гладков, А. Серафимович, А. Фадеев;

Приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми отстаивали в своем творчестве М.Булгаков, М. Цветаева, О. Ман­дельштам, особняком стояли А.Толстой и Б. Пастернак.

Постановлением от 23 апреля 1932 ᴦ. ʼʼО перестройке лите­ратурно-художественных организацийʼʼ многочисленные объеди­нения были ликвидированы. Вместо них в 1934 ᴦ. был создан Союз советских писателœей.

Одной из базовых задач в построении нового общества была задача воспитания человека. В сентябре 1918 ᴦ. началась ре­организация системы народного образования. Отменена плата за обучение, организована трудовая школа из двух ступеней со сро­ком обучения 5 лет и 4 года. В 1920 ᴦ. создана чрезвычайная ко­миссия по ликвидации неграмотности, результатом работы кото­рой стала ликвидация неграмотности уже в 1930 ᴦ.

В 1930 ᴦ. введено всœеобщее начальное образование. Новая школа организовывалась на дореволюционных традициях. В сфере образования запрещались всœе эксперименты. Оно проводилось на базе строгой дисциплины, расписания. Учебники составлялись в соответствии с государственным стандартом. Декретами СНК и ЦК ВКП (б) от 15 мая 1934 г учреждена начальная школа (1-4 классы), неполная средняя школа (1-7 классы), средняя (1-10 клас­сы). Идеологическое руководство осуществляли опытные партий­ные и комсомольские работники.

Техническая революция на производстве потребовала уве­личения числа грамотных специалистов. По этой причинœе в 1933­1937 гᴦ. для повышения образовательного уровня рабочих были созданы системы рабочих школ и профессиональных курсов.

Открывались технические и сельскохозяйственные вузы, широкое распространение получило образование без отрыва от производства. Применялась практика получения образования мо­лодежью, не имеющей начального образования, для дальнейшего обучения в вузах.

В 1925 ᴦ. из Ленинграда в Москву была переведена Акаде­мия наук СССР. В 1929 ᴦ. была учреждена Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук, которую возглавил Н.И. Вавилов. От­делœения академии наук создавались в союзных республиках и ре­гионах РСФСР. Было создано более 850 научно-исследовательских институтов (НИИ).

Большое внимание партийное руководство уделяло обо­ронным отраслям производства и научным выработкам в этой об­ласти. В многочисленных конструкторских бюро и НИИ разраба­тывались новые образцы танков (А. А. Морозов, М. И. Комкин, Ж.Я. Котин), самолетов (А.Н. Туполев, С.В. Илюшин, Н.Н. Поли­карпов, А.С. Яковлев), стрелкового оружия (В.А. Дегтярев, Ф.В. Токарев).

А. П. Александровым была создана уникальная защита ко­раблей ВМФ от магнитных волн.

Больших успехов достигли советские ученые, работавшие в фундаментальных и теоретических областях науки: физики -П. Л. Капица, атомного ядра И. В. Курчатов, Г. Н. Флеров и др., фи­зики полупроводников - А.Ф. Иоффе.

В серединœе 1930-х годов в культуре СССР утвердился ʼʼбольшой стильʼʼ, характерный для стран с тоталитарным режи­мом. Основными его чертами стала масштабность, пышность, ги­перболизированный оптимизм.

Главной задачей ʼʼбольшого стиляʼʼ было воздействие на мироощущение и поведение больших масс людей. Этот стиль должен был закрепить в сознании народа стабильность и силу со­ветской власти. Он выражался в массовых шествиях, парадах и празднествах, где прославлялись достижения народа под руково­дством КПСС.

Была пересмотрена российская история, которая стала представляться как череда сплошных побед, преемницей которых стала партия коммунистов.

Особое внимание уделялось кинœематографу. Плеядой та­лантливых режиссеров и актеров кино создавались произведения, которые сильнейшим образом воздействовали на сознание и пове­дение нового человека. Члены ЦК, как правило, лично просматри­вали новые фильмы.

Новый союз писателœей, живопись и скульптура находились под строжайшим контролем партии и органов. Деятелям культуры оказывалась необходимая помощь словом, делом и финансами. В результате в стране в данный период были созданы многие шедевры культуры, литературы и искусства, которые поражают своим та­лантом и сохраняют свою актуальность до сих пор.

Итоги культурного развития:

Достигнуты значительные успехи в ликвидации неграмот­ности;

Происходит подъем творческой интеллигенции;

Создаются новые и возрождаются старые творческие объе­динœения;

Появляются множество классических произведений, во­шедших в сокровищницу мировой культуры.

Но вместе с тем, культура стала частью государственной политики, попав под жесткий партийно-государственный кон­троль.

Советская культура в 20-30-е годы ХХ века - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Советская культура в 20-30-е годы ХХ века" 2017, 2018.

В 20-е годы главной задачей культурного развития стала задача ликвидации неграмотности. Декретом 1919 г. «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» вводилось обязательное обучение граждан в возрасте от 8 до 50 лет. К 1926 г. свою неграмотность ликвидировали 5 млн. человек. К концу 30-х гг. было введено обязательное начальное образование, а в городах – семилетнее. Для создания советской интеллигенции из рабочих и крестьян при институтах открывались рабочие фабрики. В высшем образовании с 1932 г. делается упор на качество и фундаментальность подготовки специалистов. Были восстановлены вступительные экзамены в Вузы, лекционный метод обучения. В 20-30 гг. советская наука добилась больших успехов: химики Лебедев и Губкин, физики Вавилов, Капица, Ландау и Курчатова. Деятели искусства встретили революцию. Часть старой интеллигенции подверглось репрессии и изгнанию. В 1922 г. большая группа деятелей культуры, среди них философы Бердяев, Булгаков, литераторы Осоргин, историк Мильгунов, были высланы из страны. В литературное искусство внедрялся метод социалистического реализма. Среди писателей выдвинулись Алексей Толстой, Шолохов, Твардовский. По-новому, раскрывая психологический конфликт, писали Бабель, Всеволод Иванов, Тринев. В этот же период раскрылся талант Сергея Есенина. В изобразительном искусстве возникают самые разные группировки со своими платформами, манифестами, системой изобразительных средств. Среди них ведущее место занимала ассоциация художников революционной России. Работы Грекова, Бродского, Чепцова раскрывали будни и героику социалистического строительства. Среди скульпторов выделялись работы Голубкиной, Матвеевой. Большой вклад в развитие культуры внес кинематограф. Были созданы такие фильмы, как «Чапаев» (Братья Васильевы), «Трилогия о Максиме» (Козинцев), «Мы из Кронштадта» (Зархи). Яркие образы в фильмах и спектаклях создавали артисты Жаров, Орлова, Олейников. Музыкальная жизнь страны связана с творчеством Прокофьева, Хачатуряна, Хренникова, Дунаевского, Кобалевского. Советская культура 20-х – 30-х гг. стала отражением социально-экономических и политических процессов, происходящих в стране.

Вариант 3

Культура СССР в 20 – 30 –е годы.

Одной из главных задач в области образования в послеоктябрьский период была задача ликвидации неграмотности (декрет о ликвидации безграмотности, 1919 г.; создание общества “Долой неграмотность”, 1923 г.; организация ликбезов, сети библиотек; реформирование образования - создание единой трудовой школы и т. д.). К началу 1930-х гг. была ликвидирована неграмотность, построено много новых школ, введено сначала всеобщее начальное, а затем - семилетнее образование. Школьная реформа 1930-х гг. была направлена на повышение уровня образования детей. Для подготовки квалифицированных кадров была расширена сеть вузов, рабфаков. Развитие науки, литературы, искусства находилось под жестким идеологическим (принцип классового характера культуры), а часто и административным контролем государства и партии. Призывы власти к достижению новых успехов в науке и искусстве, стремление привлечь научную и творческую интеллигенцию на свою сторону сочетались с административными методами управления, с высылкой из страны группы выдающихся ученых (1922). Многие деятели науки и культуры, не признавшие советскую власть, эмигрировали из страны. В стране были созданы Академия наук, ВАСХНИЛ и другие научные центры, образовано много научных институтов (научные достижения И. П. Павлова, К. Э. Циолковского, Н. Е. Жуковского, Н. И. Вавилова, В. И. Вернадского и др.). После революции были созданы новые организации в области культуры - Пролеткульт, Российская ассоциация пролетарских писателей и др. Борьба различных творческих групп, реалистов и авангардистов, в литературе и искусстве (можно дать характеристику творчества деятелей культуры разных направлений - литераторов, художников, архитекторов, музыкантов, представителей театра, кинематографа и др.). Утверждение в литературе и искусстве принципов социалистического реализма, тоталитаризм в области культуры обусловили прославление в художественных произведениях новых устоев жизни, парадность и пышность в ее изображении. Это оказывало большое влияние на массовое сознание. Представители всех областей культуры, вся советская художественная интеллигенция находились под прессом цензуры, в полной зависимости от существующего режима, который поощрял приближенных к власти, наказывал инакомыслящих (привести примеры сложных отношений интеллигенции и власти, трагических судеб многих представителей культуры). Особенно острый характер приняло противостояние власти и церкви (травля церковной интеллигенции, преследование патриарха Тихона и других церковных деятелей, разрушение храма Христа Спасителя в 1931 г. и т. д.).

СССР в конце 30-х гг.: внутреннее развитие, внешняя политика. (Билет 16)

Вариант 1

Характер общества, построенного в СССР к концу 30-х гг., определялся теми процессами, которые происходили в стране в послереволюционный период:
- утверждение тоталитарной системы, имевшей свои политические, экономические, духовные основания;
- проведение форсированной индустриализации, обеспечившей складывание в стране основ индустриального общества, развитой тяжелой промышленности ценой разорения сельского хозяйства, снижения жизненного уровня населения, отставания легкой промышленности и др.
- проведение сплошной коллективизации, превратившей СССР в страну колхозов и сопровождавшейся существенным снижением сельскохозяйственного производства - осуществление массовых репрессий, несколько волн которых (наиболее известен так называемый большой террор августа 1936 - конца 1938 г.) уничтожили руководящее звено партии, государства, армии, нанесли невосполнимый урон науке и культуре. Точное число жертв террора до сих пор не известно, но оно измеряется миллионами человек во всех социальных слоях и группах населения (см. билет № 11);
- изменение социального облика страны - очень быстрый рост рабочего класса, снижение численности крестьянства (не менее чем на 30%, несмотря на введение паспортной системы и запрет колхозникам уезжать из деревни без трудового договора с предприятием), увеличение численности партийно-государственной номенклатуры и качественное изменение ее состава (гибель старых кадров, преобладание молодых партийцев, выдвинувшихся на волне террора, рост численности заключенных, спецпереселенцев, людей, находящихся на поселении.
Конкретные направления внутренней политики СССР в конце 30-х гг. определялись обострением международной обстановки, нарастанием военной угрозы, особенно после 1 сентября 1939 г. (нападение фашистской Германии на Польшу, развязывание Второй мировой войны).
В этих условиях были предприняты дополнительные меры, направленные на жесткую централизацию управления и планирования, укрепление трудовой дисциплины, ускорение развития оборонной промышленности, усиление Красной Армии. Эти меры были также призваны преодолеть кризисные явления, нараставшие в конце 30-х гг. (снижение темпов промышленного развития, текучесть кадров, нехватка квалифицированной рабочей силы):
- особое внимание уделялось развитию топливно-энергетического комплекса (строительство новых гидроэлектростанций на Волге, Каме и др.; за кладка угольных шахт и рудников в Сибири, на Урале; освоение нефтеносного района между Волгой и Уралом);
- форсировалось строительство так называемых предприятий-дублеров на востоке страны (эти предприятия дублировали те, которые находились в европейской части СССР);
- строились и модернизировались железные дороги, автомобильные трассы и транспортные узлы;
- были резко увеличены затраты на оборонную промышленность и науку, начато серийное производство новых типов самолетов (Як-1, МиГ-3 и др.). созданы образцы танков (KB, T-34), артиллерийских установок типа «катюша»;
- было принято решение о переходе на семидневную рабочую неделю и восьмичасовой (с весны 1941 г. - одиннадцати-двенадцатичасовой) рабочий день, введены трудовые книжки, запрещен самовольный уход с предприятия, введена уголовная ответственность за нарушение трудовой дисциплины, выпуск некачественной продукции;
- была создана система профтехобразования для подготовки кадров для промышленности;
- была существенно увеличена численность Красной Армии, увеличены сроки службы рядового и младшего командного состава, призывной возраст установлен в 18 лет (ранее - 21 год), принят закон «О всеобщей воинской повинности», осуществлена реорганизация наркомата обороны, необходимость которой выявила неудачная для СССР зимняя война с Финляндией 1939-1940 гг.
О внешней политике СССР в конце 30-х гг. Подводя итоги, отметим: СССР готовился к отражению военной агрессии. Но первые дни и месяцы Великой Отечественной войны показали, что руководством страны были допущены серьезные военно-стратегические ошибки. Репрессии обезглавили армию, лишили ее опытных военачальников и офицеров. Документы показывают, что в начале войны лишь 7% офицеров имели высшее военное образование. Военная доктрина не учитывала особенностей современной механизированной войны и исходила из известного идеологического постулата о «переносе войны на территорию противника» и о «победе малой кровью». Неверно было определено направление главного удара гитлеровской армии. Генштаб справедливо полагал, что главным станет смоленско-московское направление, И. В. Сталин был уверен, что главный удар фашисты нанесут по Украине. Сталин упорно отказывался верить информации разведки о готовящемся нападении Германии. Трагически высокая цена этих ошибок определилась в начальный период Великой Отечественной войны.

1. Начало «культурной революции»

Сразу после октябрьского переворота для управления духовной жизнью общества был создан наркомат просвещения во главе с Анатолием Васильевичем Луначарским . Это ведомство осуществляло контроль над образованием, политическим просвещением, театрами, библиотеками, искусством, и т.д. Через эту централизацию большевики пытались «воспитать» нового человека в духе марксизма. С другой стороны, беднейшие слои населения получили доступ к культурным ценностям. Русская интеллигенция раскололась на три ветви : одни активно не принимали большевизм, другие были его сторонниками, третьи заняли нейтральную позицию. С 1918 года большевики начали активно привлекать старую интеллигенцию к работе на новую власть.

2. Культура в 20-е годы

С 1922 года большевизм начал борьбу со всеми небольшевистскими течениями. Были закрыты газеты других партий, ограничен доступ к образованию выходцев из непролетарских сословий, начались гонения на религию. С 1922 года все печатные издания стали подвергаться цензуре. В августе 1922 года около 160 ведущих профессоров были высланы из СССР.

В 1919 году был принят декрет о ликвидации безграмотности . С этой целью создавались ликбезы , где учили читать и писать. В школах большое значение придавалось изучению марксизма. Преподавание истории до конца 20-х годов было запрещено.

Литературно-художественная жизнь начала 20-х годов отличалась большим количеством творческих течений. К концу 20-х годов все писатели, художники и музыканты были объединены в профессиональные союзы. Через эти союзы они получали зарплату и должны были прославлять советскую власть. Исключение из союза означало голодную смерть. Неугодных деятелей травили через газеты, запрещали издавать свои произведения, устраивать выставки.

Несмотря на идеологическое давление, в 20-е годы был снят фильм «Броненосец Потемкин » (реж. С. Эйзенштейн), началось творчество М. Булгакова .

3. Культура в 30-е годы

В 30-е годы началось коренное искоренение старой интеллигенции, которые слабо критиковали большевизм за его экономическую и идеологическую деятельность. Их увольняли с рабочих мест и ссылали в лагеря. Из библиотек изымались книги дореволюционных изданий, разрушались храмы. Официальным историком стал М. Покровский .

С 1930 года было введено всеобщее обязательное начальное образование . К 1939 году 89% населения страны умело читать и писать.

Большими тиражами публиковались произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Л. Толстого, А. Горького. Появились первые звуковые фильмы: «Чапаев » (реж. Братья Васильевы). В театре работали режиссеры К. Станиславский и В. Немирович-Данченко . Ведущими композиторами были Шестакович и Прокофьев , скульпторами - В. Мухина .



Читайте также: