Чу ближе подходит седой. Некрасов николай - не ветер бушует над бором. Снежок порхает, кружится

Н. Некрасов
Мороз – воевода.
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз – воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идет – по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
. . . . . . . . . . . . . . .
Забравшись на сосну большую,
По веточкам палицей бьет
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поет:
. . . . . . . . . . . . . . .
«Метели, снега и туманы
Покорны Морозу всегда,
Пойду на моря–окияны –
Построю дворцы изо льда.
Задумаю – реки большие
Надолго упрячу под гнет,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
Где быстрые, шумные воды
Недавно свободно текли –
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли.
. . . . . . . . . . . . . . . .
Богат я, казны не считаю,
А все не скудеет добро;
Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро…»

Урок литературного чтения в 3 классе.
Учебник «Живое слово» Романовская З. И. (Москва, 2003)
Учитель Жданова Н. М.
Тема: Н. Некрасов «Мороз – воевода».
Задачи:
1. формировать умение анализировать художественное произведение
2. учить работать над художественным словом
3. воспитывать чуткое отношение к красоте родной природы посредством
художественного слова и образа
Цели урока:
1. расширять читательский кругозор
2. развивать способности внимательного отношения к языку художественных
произведений
3. развивать эстетическую восприимчивость детей
4. развивать речь, обогащать словарный запас
5. получать эмоциональное наслаждение от чтения художественных произведений
6. открыть тайну поэзии Некрасова
Оборудование: выставка книг о зиме, детские рисунки, картины и календари о зиме, учебник
«Живое слово», толковый словарь Даля.
Ход урока:
Организационный момент.
Сегодня на уроке мы с вами попробуем сравнить творчество писателей и художников, а также
попытаемся открыть тайну поэзии Некрасова. А для этого давайте вспомним, что необходимо
сделать на уроке, чтобы он прошел успешно? (нужно быть внимательными, уметь подбирать
синонимы, эпитеты, активно участвовать в беседах, выразительно читать…) Молодцы, а еще
нужно развивать свою память, воображение и речь. Вот сейчас мы над этим и поработаем.
Разминка. (текст записан на доске)
Дети, прочитайте стихотворение вслух выразительно.
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
(Дети хором читают) Прочитайте стихотворение еще раз про себя и выслушайте задание. А
задание такое – я дам минуту времени, вам надо запомнить стихотворение, а потом
воспроизвести­ написать в тетради по чтению. (Дети выполняют задание) Кто из вас желает
прочитать выразительно то, что записал? (опрос 5­7 детей, не только желающих) Молодцы, все
постарались. Но у некоторых еще не очень получается, а это значит, что дома надо
тренироваться читать выразительно не только произведения по чтению, но и по остальным

предметам. Ведь от выразительности зависит и то, как вы понимаете прочитанное. Может,
готовясь дома, вы уделили выразительности больше времени. Давайте это проверим.
Проверка домашнего задания.
Какое же произведение вы готовили дома? (Произведение Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою…»
на выразительное чтение) Прочитайте выразительно наиболее яркий отрывок, который
произвел на вас неизгладимое впечатление. (5­6 учеников зачитывают отрывки:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, ­
Не мертвец и не живой…
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.)
Кто желает прочитать произведение целиком, выразительно, постараться передать настроение
автора или свое настроение? (Читают 2­3 учащихся)
С каким чувством поэт пишет о зиме? (он удивляется, любуется, радуется, восхищается
картинами природы. Поэт очарован красотой природы.)
Мы вместе с поэтами пытались через поэзию понять красоту природы. А теперь посмотрите,
как фотографы, художники запечатлели на своих полотнах зиму. (показ зимних пейзажей из
календарей и на картинах) Какая же зима у Тютчева и фотографов, художников? (Чародейка,
Кудесница, Волшебница, русская красавица зима, нежная, красивая, белоснежная)
Вы правы, мы видим зиму легкой, изящной, творящей чудеса. Зима предстала перед нами
легкой и приятной. Но всегда ли она бывает такой? (нет, она бывает и суровой, и морозной, и
вьюжной) вспомните загадку, с которой мы уже с вами встречались: «Какой это мастер на
стекло нанес и листья, и травы, и заросли роз?» О ком эта загадка? (о морозе) Как в
загадке назван мороз? (его называют мастером, волшебником) А вот поэт Н. Некрасов решил
назвать его Мороз – воевода. Воевода – это предводитель войска в старое время на Руси.
(из толкового словаря)
Работа над произведением «Мороз – воевода» Н. Некрасова
Сейчас нам с вами предстоит знакомство с этим замечательным произведением. Все встали,
приготовились слушать. (после чтения дети садятся за парты) Чтение учителем. (отдельные
строки перечитываются для того, чтобы показать силу Мороза:
Мороз – воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Идет – по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
Пойду на моря–окияны –
Построю дворцы изо льда.

Задумаю – реки большие
Надолго упрячу под гнет…)
В тексте нам встретились новые незнакомые слова, смысл которых надо уточнить. Для этого
вам необходимо соотнести слова ­ определения с нужными значениями:
Обходить дозором Проверка, ходить осматривать
Косматая борода
Палица
Моря – окияны
Под гнет
Обозы с товаром
Казна
Не скудеет
Непричесанная, свалявшаяся борода
Вид дубины, орудие русских богатырей
Старорусское название, произношение слова океан
Пресс (что­то тяжелое)
Сбор повозок (телег) для перевозки товара
Деньги, звонкие монеты, доход, имущество
Не беднеет, не иссякает
Каким изображен Мороз в этом стихотворении? Прочитайте эти строки – что слышится вам в
них?
(Мороз – воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,­

Зоркий, внимательный, аккуратный в своей работе
Идет – по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.­

И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поет ­

. . . . . . . . . . . . . .
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ. –

Величественный, важный, властный
иногда веселый, озорной, хвастунишка
гордый от выполненной работы
Богат я, казны не считаю,
А все не скудеет добро;
Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро…­

Прочитайте произведение еще раз про себя. (дети читают) Как же живется Морозу – воеводе в
зимнем царстве? (Чудесно. Он творит всякие волшебства и поет свою хвастливую песню.)
Давайте прочитаем эту песню еще раз. (читают) Как поэт относится к своему герою? (он
любуется им, восхищается).
Домашнее задание.
С. 236­237 выучить отрывок наизусть (до строки: «хвастливую песню поет» или саму песню),
прочитать надо будет так, чтобы выразить свое отношение к воеводе.
Оценивание.
Итог урока.
Что же объединяет стихотворения поэтов о зиме? (любовь к природе, умение видеть ее
красоту и передать ее с помощью волшебных слов­красок). Какую же тайну скрывает поэзия
Некрасова? (без волшебства на свете не прожить. Каждый герой особенный)

Мороз-воевода

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Глядит — хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?

Идёт — по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.

Забравшись на сосну большую,
По веточкам палицей бьёт,
А сам про себя удалую,
Хвастливую песню поёт:

«Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда,
Пойду на моря-океаны —
Построю дворцы изо льда.

Задумаю — реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.

Где быстрые, шумные воды
Недавно свободно текли,
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли...

Богат я: казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство своё убираю
В алмазы, жемчуг, серебро».

Снежок порхает, кружится

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.

Саша

В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной.

Няня кричит: «Не убейся, родная!»
Саша, салазки свои погоняя,
Весело мчится. На полном бегу
Набок салазки — и Саша в снегу!

Выбьются косы, растреплется шубка
Снег отряхает, смеётся, голубка!
Не до ворчанья и няне седой,
Любит она её смех молодой

Мужичок с ноготок

Однажды, в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.

И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок!

«Здорово, парнище!» — Ступай себе мимо! —
«Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?» — Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу.
(В лесу раздавался топор дровосека.) —

«А что, у отца-то большая семья?» —
Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я... —
«Так вон оно что! А как звать тебя?»

— Власом. — «А кой тебе годик?» —
Шестой миновал...
- Ну, мертвая! — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.

В поэме "Мороз, Красный нос" Некрасов коснулся глубинных пластов нашей культуры, неиссякаемого источника выносливости и силы народного духа, столько раз спасавшего Россию в годины национальных потрясений.

Николай Некрасов.

"Не ветер бушует над бором..."
Из поэмы «Мороз, красный нос».

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи –
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?

Идет - по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.

Дорога везде чародею,
Чу! ближе подходит, седой.
И вдруг очутился над нею,
Над самой ее головой!

Забрался на сосну большую,
По веточкам палицей бьет
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поет:

«Вглядись, молодица, смелее.
Каков воевода Мороз!
Навряд тебе парня сильнее
И краше видать привелось?

Метели, снега и туманы
Покорны Морозу всегда,
Пойду на моря-окияны -
Построю дворцы изо льда.

Задумаю - реки большие
Надолго упрячу под гнет,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.

Где быстрые, шумные воды
Недавно свободно текли -
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли.

Люблю я в глубоких могилах
Покойников в иней рядить,
И кровь вымораживать в жилах,
И мозг в голове леденить.

На горе недоброму вору,
На страх седоку и коню,
Люблю я в вечернюю пору
Затеять в лесу трескотню.

Бабенки, пеняя на леших,
Домой удирают скорей.
А пьяных, и конных, и пеших
Дурачить еще веселей.

Без мелу всю выбелю рожу,
А нос запылает огнем,
И бороду так приморожу
К вожжам - хоть руби топором!

Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро.

Войди в мое царство со мною
И будь ты царицею в нем!
Поцарствуем славно зимою.
А летом глубоко уснем.

Войди! приголублю, согрею,
Дворец отведу голубой...»
И стал воевода над нею
Махать ледяной булавой.

Обращаясь в своем творчестве к жизни и быту простых людей, Николай Некрасов никогда не стремился к их приукрашиванию. Наоборот, он пытался показать, в каких рабских и неимоверно сложных условиях живут крестьяне, вынужденные зарабатывать себе на жизнь тяжелым физическим трудом. Стихи Некрасова, посвященные крепостным людям, наполнены болью и состраданием. При этом поэт постоянно задается вопросом о том, почему мир устроен так несправедливо, и мечтает о том, чтобы его изменить.

Большинство стихов, посвященных представителям низших слоев общества, было создано Некрасовым в зрелые годы, когда он уже распрощался с юношескими иллюзиями и осознал, что его благородные душевные порывы не найдут отклика в современном обществе. Тем не менее, поэт не мог и не хотел смиряться с тем неравноправием, которое видел вокруг. Но все, что ему оставалось, так это запечатлевать в своих произведениях нелицеприятные сценки из жизни крестьян, пытаясь хотя бы таким образом открыть глаза людям на то, что обратной стороной роскоши и благополучия являются нищета, голод и болезни.

Цели урока:

  • продолжить введение детей в мир поэзии XIX века, обогащая их читательский опыт и помогая становиться полноценным читателем;
  • обеспечить полноценное восприятие детьми стихотворения Н.А. Некрасова “Мороз-воевода”;
  • помочь учащимся понять структуру, тему текста и специфику его литературной формы (жанра);
  • исследовать содержание, язык произведения;
  • вывести детей на позицию автора;
  • формировать позицию читателя путём включения учащихся в эмоционально – творческую деятельность;
  • обеспечить формирование литературоведческих понятий и читательских умений;
  • реализовать систему работы над навыком выразительного чтения стихотворения Н. А. Некрасова “Мороз – воевода”;
  • развивать и обогащать речь, мышление, память, воображение учащихся; расширять их кругозор;
  • воспитывать интерес к классической литературе, к поэзии 19 века;
  • воспитывать любовь к русской природе;
  • способствовать сохранению и укреплению психического и физического здоровья учащихся.

Оборудование:

  • портрет Н.А. Некрасова,
  • презентация по теме урока,
  • компьютер,
  • мультимедиа проектор,
  • экран,
  • картина В. Васнецова “Три богатыря”,
  • рисунок Мороза-воеводы,
  • рисунок большого весёлого солнца,
  • рисунки маленького весёлого и грустного солнышка,
  • выставка книг с произведениями поэтов XIX века,
  • памятки по определению темы и жанра произведения, по подготовке к выразительному чтению,
  • листы белой бумаги,
  • цветные карандаши,
  • линейки,
  • таблички с новыми словами из текста, с названиями изобразительных языковых средств: олицетворение, метафора, эпитет, сравнение,
  • толковый словарь Ожегова.

Ход урока

1. Психологический настрой учащихся.

На улице зима, солнце закрыли снеговые облака, а у нас в зале есть яркое и красивое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучи к вашим щёчкам.

Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее! А теперь представьте себе, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе – вы видите, какие вы симпатичные и умные! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно!

2. Подготовка к восприятию стихотворения Н.А. Некрасова “Мороз-воевода”.

1. Работа с выставкой книг.

Ребята, рассмотрите выставку книг и подумайте, как её можно назвать? (Поэзия XIX века)- Произведения каких поэтов 19 века вы запомнили, читали с удовольствием?

Снова обратимся к выставке. Книги какого автора занимают на ней центральное место? Почему? (Это книги с произведениями Н.А. Некрасова, так как с его творчеством мы знакомились на прошлых уроках литературного чтения.)

Сегодня на уроке мы снова поговорим о творческом пути великого поэта – Николая Алексеевича Некрасова, продолжим изучать и исследовать его произведения. /Слайд 1 /

Какие произведения Николая Алексеевича Некрасова вам уже знакомы? /Слайд 2 /

3. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы прочитаем ещё одно произведение Николая Алексеевича Некрасова, которое называется “Мороз – воевода”, определим его тему, жанр, исследуем содержание, язык произведения; представим главных героев, картины, нарисованные автором, и, опираясь на своё отношение к прочитанному, будем учиться выразительно читать это произведение.

4. Первичное восприятие текста.

а) Чтение стихотворения учителем (настрой на восприятие величавости, приподнятости, торжественности произведения и образа Мороза-воеводы).

5. Проверка первичного восприятия.

Понравилось вам это произведение? Чем?

(Да, очень понравилось, потому что оно торжественное, интересное, красивое, величавое, величественное).

6.Определение темы и жанра произведения.

Смоделируйте обложку книги для одноимённого произведения.

Определите жанр и тему данного произведения.

Давайте проверим, какая обложка у вас получилась и почему?

(Жанр произведения – стихотворение, так как оно написано в ритмически организованной форме, поэтому на обложке я нарисовала треугольник. Это произведение о зимней природе, о её красоте, поэтому треугольник раскрасила зелёным цветом, автор произведения – Николай Алексеевич Некрасов, название произведения – “Мороз-воевода”). /Слайд 3 /

7. Анализ текста стихотворения.

а) Вторичное чтение стихотворения (про себя)

Перечитайте стихотворение про себя, представьте картины, описанные автором, это поможет вам более точно ответить на поставленные вопросы и подготовиться к выразительному чтению.

Вопрос 1.

Подумайте, напоминает ли это стихотворение сказку или былину? Чем? /Слайд 4 /

(Я думаю, что это стихотворение напоминает сказку, так как сказка – это устный рассказ о чём-то фантастическом, необычном, чудесном, а в этом стихотворении главный герой “Мороз – воевода” действует как волшебник, у которого по мановению волшебной палочки всё может получиться.)

- Пойду на моря-океаны –
Построю дворцы изо льда.
- Задумаю – реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
- Идёт , по деревьям шагает,
Трещит
по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет,
В косматой его бороде…

Вопрос 2.

Какие изобразительные средства языка использовал Николай Алексеевич Некрасов, чтобы показать “Мороза-воеводу”, похожим на сказочного героя? /Слайд 5 /

(Он использовал приём-олицетворение, чтобы представить “Мороза-воеводу” в образе живого существа, способного выполнять много действий: “пойду, построю, задумаю, упрячу, идёт, шагает, трещит”, причём многие его действия явно преувеличены, это может быть только в сказке, как, например, в русской народной сказке “Морозко”, автор показывает “Мороза-воеводу” умелым, хвастливым)

Вопрос 3.

(Эти глаголы в данном стихотворении имеют разное значение. Глагол “идёт” – показывает действие “Мороза-воеводы”, глагол “шагает” изображает главного героя могущественным, шагающим быстро большими широкими шагами над всеми, он “по деревьям шагает”, это какой высоты тогда “Мороз-воевода”?)

Вопрос 4.

Как природа реагирует на появление “Мороза-воеводы”?

(Природа с радостью, любовью встречает “Мороза-воеводу”, чтобы это мы увидели, автор использовал в стихотворении эпитет “яркое солнце”, олицетворение “солнце играет”. В жизни играть может ребёнок в бороде любимого дедушки, использовал также эпитет “косматая борода”, то есть лохматая, взъерошенная, в природе это похоже на ветки сосновых деревьев, покрытых снегом, и, когда солнце их освещает, то снег искрится, переливается, это так красиво).

(Некрасов использовал метафору – скрытое образное сравнение, уподобление одного предмета другому “упрячу под гнёт”, гнёт – это крышка, которой накрывали в деревне капусту, помидоры, огурцы, засоленные в бочках на зиму, чтобы они не выплывали из рассола и не портились, в данном случае гнёт – это лёд. Опять “Мороз-воевода” изображён всемогущим, сильным, суровым “задумаю, надолго упрячу под гнёт” (однокоренное слово угнетать, глаголы – синонимы “командовать, повелевать, брать в плен против их воли”)

(Автор использовал эпитеты – образные, художественные определения “моря-океаны, мосты ледяные”, “косматая борода”, чтобы опять показать силу, могущество героя, который способен владеть всем: и морями, и океанами, превосходство, гигантские размеры “Мороза-воеводы”)

Вопрос 5.

Каким вы представили “Мороза-воеводу”? /Слайд 6 /

(Всемогущий, сильный, суровый, умелый, хвастливый, умный, могущественный)

Обобщение: Николай Алексеевич Некрасов очень любил сказки, его няня была крепостной крестьянкой, она рассказывала маленькому Коле Некрасову старинные русские народные сказки, которые он запомнил на всю жизнь. В сказках Некрасов нашёл и замечательный образ “Мороза – воеводы”.

Вопрос 6.

Похоже ли это стихотворение на былину?

(Я думаю, что это стихотворение напоминает былину, так как былина – это произведение русского фольклора о подвигах былинных героев, которые боролись с врагами русской земли, а в этом стихотворении главный герой “Мороз-воевода как богатырь, сильный, великий, могучий, могущественный, заботливый, надёжный властитель огромного царства обходит владенья свои, украшает их и оберегает.)

Вопрос 7.

Как Николай Алексеевич Некрасов говорит о появлении Мороза-воеводы?

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Вопрос 8.

Какие образные средства языка он использует для того, чтобы ярче изобразить не только появление героя, но и лучше описать его образ, его силу, мощь?

“Мороз-воевода” - мощный, быстрый, сильный, могущественный как богатырь.

В этом четверостишии встретились незнакомые слова “бор”, “воевода”, “дозор”, “владенья”.

Давайте произнесём эти слова хором с ударением, узнаем их толкование в толковом словаре учебника и в толковом словаре Ожегова.

Вопрос 9.

(Мороза назвали воеводой потому, что он с войском объезжает, осматривает, охраняет свои владенья)

Обратите внимание на слово “воевода”, используя знания по русскому языку, ответьте на вопрос: Какое это слово?

(Сложное, состоит из двух корней, в транскрипции вой и вод, то есть водит воинов)

Вопрос 10.

Какие воины у “Мороза-воеводы”?

(“Метели, снега и туманы

Покорны морозу всегда… Это и есть его воины).

Вопрос 11.

Расскажите о его владениях.

(Луга, леса, поля, реки, моря, океаны, то есть земля и всё, что на ней находится).

Обобщение: Стихотворение “Мороз-воевода” напоминает былину ёще и тем, что он обходит свои владения с “палицей”, именно у былинных богатырей было такое оружие.

Новое слово “палица” давайте произнесём с ударением, узнайте его значение по словарю)

Забравшись на сосну большую,
По веточкам палицей бьёт
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поёт.

Вопрос 12.

Как он обходит, осматривает, охраняет свои владенья? (Как хозяин)

Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?

(Николай Алексеевич Некрасов употребляет образное средство языка повтор “и нет ли где”, чтобы нам ярче видно было, что “Мороз-воевода” хороший хозяин, заботливый, надёжный.)

Почему песню “Мороза – воеводы поэт называет хвастливой? Чем он хвастает?

И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поёт.

(Николай Алексеевич Некрасов использовал эпитет “хвастливую песню поёт”, чтобы показать, что песня “Мороза-воеводы” действительно хвастливая, в ней он гордится и хвастается тем, что он делает (как былинный герой стоит на страже, на защите своего царства). Автор называет песню “Мороза-воеводы” хвастливой ещё и потому, что “Мороз-воевода” в ней поёт о том, что ему все покорны, что он может всё сделать лучше, чем человек. В данной песне сила, умения “Мороза-воеводы” явно преувеличены, как у былинных героев.)

(Но автор ещё использовал эпитет “удалую песню” для того, чтобы показать, что “Мороз – воевода” не только хвастун, он удалой, делает всё, чтобы укрыть своё царство, защитить, сделать его красивым. В народе часто говорят “мал, да удал”, тем самым одобряют поступки этого человека, так и Николай Алексеевич Некрасов одобряет действия “Мороза – воеводы”.

Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда
Пойду на моря-океаны –
Построю дворцы изо льда.
- Задумаю – реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
Где быстрые, шумные воды
Недавно свободно текли –
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли…

(В этом четверостишии описаны быстрые, решительные действия Мороза-воеводы”. Чтобы показать это автор употребил слова - антонимы “недавно, сегодня”, эпитет “быстрые воды”).

Новое слово “обозы”, произнесите с ударением, найдите его лексическое в толковом словаре.

Перечитайте строки, где описана красота царства “Мороза-воеводы”.

Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?

Вопрос 13.

Почему первыми в строках поставлены краткие прилагательные?

(Идёт описание красоты его царства, именно сейчас зимой. Царство “Мороза-воеводы” богатое, но холодное.)

Вопрос 14.

Какие ещё строки стихотворения дополнят и укрепят наше утверждение о богатом, но холодном и суровом царстве “Мороза-воеводы”?

Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство моё убираю
В алмазы, жемчуг, серебро…

В этом четверостишии встретились новые слова “казна, добро, скудеет”, прочитаем их хором с ударением, найдём лексическое значение в толковом словаре.

Недаром автор Николай Алексеевич Некрасов в стихотворении “Мороза-воеводы” пишет так: “а всё не скудеет добро”, потому что в народе часто можно услышать краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение, афоризм: “Не скудеет рука дающего”.

Вопрос 15.

Какое образное средство языка употребил автор, чтобы подчеркнуть богатство и красоту зимней природы, царства “Мороза-воеводы”.

(Очень удачно употребил Николай Алексеевич Некрасов в данном случае “метафору”, подобрал точные слова по определению цвета).

- Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блеском и твёрдостью превосходящий все другие минералы, переливается на свету яркими разноцветными искристыми цветами, /Слайд 7 /

жемчуг – сокровище, состоящее преимущественно из перламутра, он бывает белого цвета с перламутровым, переливчатым, серебристо-розовым блеском, серебро – драгоценный блестящий металл серовато – белого цвета. Это всё драгоценности, богатство, украшения, оттенки цвета очень красивые, но у всех разные, они дополняют друг друга своей красотой.

В природе - это снег, иней, блестящие, искрящиеся, переливающиеся на солнце. Царство “Мороза-воеводы” очень красивое, но холодное, суровое, ведь недаром Н.А. Некрасов употребил в стихотворении цвет серебра при описании красоты зимней природы, так как серебряный оттенок, металлический, холодный.

Минутка отдыха для глаз

Ребята, закройте глаза и представьте себе луга, поля, леса, покрытые белым снегом, серебристым, искрящимся и переливающимся на солнце, представьте лёд на реках, озёрах, морях, океанах - глянцевый и блестящий.

Приложите ладошки к глазам, чувствуете, как им приятно и тепло, также тепло и деревьям, кустарникам, травам, всей земле под пушистым снежным покрывалом.

Откройте глаза и скажите:

Понравился ли вам образ “Мороза-воеводы”, созданный Н. А. Некрасовым?

А теперь расскажите, каким вы представляете “Мороза-воеводу”, не сказочного или былинного героя, а настоящего хозяина своего царства, царства зимней природы.

8. Словесное рисование образа “Мороза-воеводы”.

Это большой великан, всесильный богатырь, который с палицей и посохом в руках обходит свои владенья для того, чтобы позаботиться о лесных тропках, о земле, чтобы всё было укрыто. Он, как художник, украшает землю (сосны стали более пушистые, на дубах нарисованы красивые узоры), как архитектор и строитель строит ледяные мосты на реках, озёрах, морях и океанах. Он - волшебник с косматой бородой, богатства его велики и красивы, он их делает всё лучше и лучше. Всемогущий владыка, он всё может.

Хорошее описание образа “Мороза-воеводы” у вас получилось.

9. Домашнее задание. (по желанию)

Сделайте рисунок “Мороза-воеводы, напишите сказку о нём.

10. Представление сказочного образа Деда Мороза.

Образ “Мороза-воеводы” в стихотворении Н.А. Некрасова настоящий, он морозит, украшает, строит мосты ледяные, укрывает рыб подо льдом, чтобы не замёрзли.

А это разные образы сказочного Деда Мороза, который спешит к нам на Новый год. /Слайд 8-10 /

11. Подготовка к выразительному чтению.

Чем отличается выразительное чтение?

(Его хочется слушать, потому что чтец так умеет голосом передать смысл читаемого, что мы не только слышим, что он произносит, но и видим, представляем в своём воображении всё, о чём рассказано в тексте, становимся участниками события.)

У каждого чтеца есть свои “инструменты”. Какие?

12. Дыхательная гимнастика.

Стань прямо, спокойно, не напрягаясь. Положи одну руку на верхнюю часть живота, другую сбоку, выше талии. Вдох на 1 – 5. Задержка дыхания на 1 – 3. Выдох на 1 - 5 раскрыв рот, как бы на звуке – а.

Представьте торт с зажжёнными свечами, погасим все свечи сразу - фу -, а потом каждую свечу, прерывая дыхание - фу -, - фу -, - фу -, - фу -, - фу.

Жужжим без перерыва, а потом с перерывом.

Прочитаем на одном дыхании предложение, а потом, выделяя одно из слов:

Мама мыла раму.

Мама мыла раму. Мама мыла раму. Мама мыла раму.

13. Составление партитуры текста - употребление всех средств выразительности, необходимых для чтения текста. Работа над интонацией.

Голос звучит ровно, понижается в конце вопросительного предложения. Тон при чтении речи поэта - величавый, приподнятый, торжественный, при чтении песни “Мороза - воеводы” - весёлый, задорный, хвастливый, заносчивый. Темп медленный. Паузы грамматические там, где есть знаки препинания в конце строк, логические
в середине строк. Логическое ударение стоит там, где есть усиление смысла читаемого (повторы, глаголы в олицетворениях, прилагательные, показывающие красоту природы, эпитеты, противопоставления “недавно - сегодня”, “богат - не скудеет”, метафора “в алмазы, жемчуг, серебро”.

14. Хоровое чтение строф с логическими паузами:

Глядит - хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?

Идёт, по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет,
В косматой его бороде...

Задумаю - реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.

Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство моё убираю
В алмазы, жемчуг, серебро...

14. Индивидуальное чтение текста строфами.

Анализ чтения.

15. Слушание записи образца чтения. /Слайд 12-14 /

16. Выразительное чтение на оценку.

17. Итог урока.

Сегодня мы продолжили путешествие в мир поэзии XIX века, исследовали структуру, тему, специфику литературной формы (жанра), содержание, язык произведения “Мороз-воевода” Н.А. Некрасова; - реализовали систему работы над навыком выразительного чтения стихотворения Н.А. Некрасова “Мороз-воевода”;

18. Рефлексия.

Что интересного о сегодняшнем уроке вы сможете рассказать родителям? Продолжите предложения: /Слайд 15 /

Мне пришлось по душе...

Меня удивило...

Меня поразило...

Мне кажется, что...

19. Вот и подошёл к концу наш урок. Солнышко по - прежнему с улыбкой смотрит на вас. Ему интересно не загрустили ли вы на уроке? У вас на столах разные солнышки - весёлые и грустные, возьмите себе на память то, которое соответствует вашему настроению. Спасибо за работу! До свидания!

Из поэмы крестьянские дети

Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок!
- Здорово, парнище!- «Ступай себе мимо!»
- Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?- «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)
- А что, у отца-то большая семья?
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я...»
- Так вон оно что! А как звать тебя?- «Власом».
- А кой тебе годик?- «Шестой миновал...
Ну, мертвая!» - крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.

****************************************

Саша

В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки

Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной.

Няня кричит: "Не убейся, родная!"
Саша, салазки свои погоняя,

Весело мчится. На полном бегу
Набок салазки - и Саша в снегу!

Выбьются косы, растреплется шубка
Снег отряхает, смеётся, голубка!

Не до ворчанья и няне седой,
Любит она её смех молодой...


Мороз-Воевода

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,-
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?

Идёт - по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде...

Забравшись на сосну большую,
По веточкам палицей бьёт
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поёт.

"Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда,
Пойду на моря-окияны
Построю дворцы изо льда.

Задумаю - реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.

Где быстрые, шумные воды
Недавно свободно текли -
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли...

Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство моё убираю
В алмазы, жемчуг, серебро..."

**********************************************
Перед дождем

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок.

Полумрак на все ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.

Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перед закрыт;
И "пошел!"- привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит...

*****************************************

В Европе удобно, но родины ласки
Ни с чем несравнимы. Вернувшись домой,
В телегу спешу пересесть из коляски
И марш на охоту! Денек не дурной,

Под солнцем осенним родная картина
Отвыкшему глазу нова...
О матушка Русь! ты приветствуешь сына
Так нежно, что кругом идет голова!

Твои мужики на меня выгоняли
Зверей из лесов целый день,
А ночью возвратный мой путь освещали
Пожары твоих деревень.

*********************************************



Читайте также: