Правда о немецком золотом поезде. Пропавшие сокровища: Куда делось и кому досталось золото Третьего рейха? Кому это все принадлежит

В среду, 19 августа, мир облетела сенсация: поляк и немец , что обнаружили в Польше легендарный железнодорожный состав Третьего рейха, груженный золотом, драгоценностями и предметами искусства. Не исключено, что в его вагонах могут находиться и сокровища знаменитой «Янтарной комнаты» Царского Села. Пока разные претенденты богатства, само существование которых еще под вопросом, «Лента.ру» разбиралась, как железнодорожный состав попал в польское подземелье и что его теперь ждет.

Закат империи

Сентябрь 1943-го, четвертый год Второй мировой войны. Развязка пока не очевидна, но «тысячелетний рейх» уже сотрясается под могучими ударами союзнической коалиции. На восточном фронте Красная армия в ходе Курской битвы только что разгромила одну из сильнейших группировок вермахта.

Англо-американские войска в ходе операции «Хаски» взяли под контроль Сицилию, а верхушка итальянских фашистов свергла диктатора Бенито Муссолини, лишив фюрера важного союзника на юге Европы. Инициатива полностью переходит к антигитлеровской коалиции: американцы с британцами приступили к освобождению Италии, а советские войска начали операцию по ликвидации немецких войск на территории Левобережной Украины.

Проект «Гигант»

Учитывая сложившиеся обстоятельства и постоянные налеты союзнической авиации, руководство нацистской Германии принимает решение перенести стратегически важные промышленные объекты в более безопасные районы. Самые важные объекты - военные заводы - планировалось разместить в сложной сети подземных тоннелей. Личный архитектор Гитлера Альберт Шпеер, занимающий пост рейхсминистра вооружений и военного производства, ведет переговоры с организацией Тодта о возможных вариантах выполнения задания.

Военно-строительная организация, названная в честь ее создателя и предшественника Шпеера на посту рейхсминистра Фрица Тодта, занималась координацией действий различных немецких фирм для осуществления масштабных строительных проектов еще до войны. Под эффективным руководством Тодта на территории рейха было построено больше трех тысяч километров современных автомобильных дорог - автобанов. С началом боевых действий организация была привлечена для работ за пределами страны. К 1942 году в ней числилось уже почти полтора миллиона человек, по статусу они были приравнены к военнослужащим. Радикально изменился состав рабочей силы: один процент - негодные к военной службе немцы, полтора процента - узники концлагерей, все прочие были либо военнопленными, либо призванными на принудительную трудовую службу жителями захваченных территорий.

В результате переговоров для Силезии была создана отдельная организация, а проект по строительству сети тоннелей получил кодовое обозначение Riese (Гигант). Уже в ноябре для рабочих были готовы особые лагеря. В них разместили пленных и угнанных из СССР, Польши и Италии. Была поставлена задача прокопать тоннели под Совиными горами в Польше. Развернулись масштабные работы по вырубке лесов, прокладке дорог и созданию системы водоотвода. Горную породу сверлили и взрывали под руководством нанятых специалистов-горняков.

Дело продвигалось медленно из-за эпидемий и твердости состоящей из гнейса породы. В апреле 1944 года Гитлер, недовольный темпами строительства, передал его под прямое управление организации Тодта. Фюрер также приказал направить на объекты заключенных Освенцима - руководство лагеря выделило для этого около 13 тысяч евреев. Питание на стройке было скудным, нормы завышенными, а работы опасными, к тому же в лагерях случались эпидемии тифа.

К февралю 1945 года стало очевидно, что стройку закончить не удастся: советские войска наступали слишком быстро. Грандиозный проект был далек от завершения: успели прокопать лишь девять километров тоннелей. Общая площадь подземных помещений достигла 25 тысяч квадратных метров. В мае в район, где должен был разместиться «Гигант», вошла Красная армия.

Наследие «Гиганта»

19 августа 2015 года власти города Валбжих в Силезии получили сообщение от представителей двух кладоискателей о том, что недалеко от местной достопримечательности - замка Ксёнж - в замурованном тоннеле обнаружен железнодорожный состав. В нем предположительно находятся награбленные нацистами ценности, которые они хотели перевезти из Бреслау (ныне польского Вроцлава) в Берлин.

В годы Второй мировой власти Третьего рейха отобрали Ксёнж у его владельцев - семьи Хохберг - и сделали там штаб-квартиру Немецких имперских железных дорог. Позже замок был включен в состав грандиозного проекта: под ним выкопали два уровня тоннелей, внутри возвели новые лестничные пролеты и установили лифтовые шахты. После войны ходили легенды о таинственном поезде: местные жители рассказывали, что немцы, покидая Польшу, но надеясь вернуться, замуровали в подземном тоннеле состав с золотыми слитками.

Сперва польские власти отнеслись к заявлению кладоискателей со скепсисом, но изменили свое мнение, увидев снимки с георадара. И согласились с претензиями удачливых охотников за сокровищами на одну десятую всех найденных драгоценностей.

Заместитель министра культуры Польши Петр Жуховский поделился некоторыми подробностями. По его словам, о «золотом поезде» на смертном одре поведал поляк, помогавший его прятать. «Это невероятно. Состав длиной больше 100 метров, к тому же он бронирован. Мы не знаем, что внутри, но его бронирование говорит о том, что там необычный груз, - рассказал чиновник. - Скорее всего, в вагонах не только военное оборудование, но и драгоценности, предметы искусства и архивные документы, о существовании которых мы знали, но понятия не имели, где они могут находиться». Жуховский также отметил, что с вероятностью 99 процентов кладоискатели действительно нашли тот самый поезд, о котором говорится в местных легендах. Разве что вместо золотых слитков в бронированных вагонах могут оказаться награбленные личные вещи и предметы искусства, конфискованные из частных коллекций и музеев.

Узнав о находке, в Валбжих кинулись искатели приключений, жаждущие добраться до таинственного железнодорожного состава раньше остальных. Однако на подходах к тоннелю местные власти выставили наряды полиции: при эвакуации подземного комплекса все было заминировано, и срок действия многих взрывных устройств еще не истек.

Кладезь раздора

Хотя неясно, что именно находится внутри «золотого поезда Третьего рейха», его уже делят. Когда сообщили о том, что внутри состава скорее всего не золотые слитки, а личные вещи, официальная Варшава поспешила заверить, что все они будут возвращены законным владельцам или их наследникам - если таковых удастся установить. Остальное поступит в собственность государства.

О своих правах заявил и Всемирный еврейский конгресс. «Если какие-либо из этих предметов были украдены у евреев перед их убийством или отправкой в концлагеря, мы должны предпринять все необходимое, чтобы вернуть это собственникам или их наследникам», - заявил генеральный секретарь организации Роберт Зингер. Он подчеркнул, что отнятые у евреев ценности должны послужить благу польских евреев, которые «не получили должной компенсации за страдания и экономические потери во время холокоста».

Фото: Kornelia Glowacka-Wolf / Agencja Gazeta / Reuters

Со стороны России официальных требований о передаче какой-либо части найденного пока не поступило, однако в эфире радио Sputnik юрист Михаил Йоффе отметил: «Бесспорно, имущество должно быть описано и доступно странам-участницам антигитлеровской коалиции. И если это имущество вывезено с территории, в том числе Советского Союза, то данный груз по нормам международного права должен быть передан российской стороне». Он также сообщил о том, что кладоискатели не имеют права требовать вознаграждение в размере 10 процентов стоимости найденного - по его словам, у нацистов не было своего имущества, они везли награбленное, и потому нашедшим его ничего не полагается.

Но прежде чем поделить содержимое «Золотого поезда», нужно попасть в тоннель, вход в который был взорван нацистами при отступлении. На соответствующие раскопки, по словам археологов, может уйти несколько месяцев. Но и это не конец истории - директор замка Ксёнж по культурным вопросам Магдалена Вох (Magdalena Woch) в интервью The Telegraph заявила , что всего «золотых поездов» в районе замка было три, и в каком именно спрятана основная часть награбленных нацистами сокровищ, остается загадкой.

Сенсация! В Польше два кладоискателя нашли в заброшенном горном тоннеле . В окрестностях города Валбжих. Удачливые парни через юристов передали координаты громкой находки властям, требуя 10 процентов от стоимости клада. Точное место не раскрывается. Власти Валбжиха провели пресс-конференцию, фактически подтвердив сенсацию. Неужели в самом деле нашли драгоценный состав?

"Поезд искали с 1945 года!"

Легенды о золотом эшелоне ходят в этих краях с конца Второй мировой вой­ны, - сказал "Комсомолке" историк Третьего рейха Константин Залесский. -­ Недаром "Золото Бреслау" вошло в книгу "100 великих кладов".

- Причем здесь Бреслау? В новостях фигурирует Валбжих.

Валжбих находится в Нижней Силезии. Она перешла Польше после войны. До того это была германская земля со столицей Бреслау (ныне польский город Вроцлав). Здесь издавна жили богатые немецкие землевладельцы, аристократы. Золото у них имелось. В историю Второй мировой Бреслау вошел как немецкий Брест. С февраля 45-го советские вой­ска пытались взять город-крепость. Но капитулировал он лишь 6 мая. Обороной руководил гауляйтер обергруппенфюрер СС Карл Ханке, любимец фюрера.

Этот Ханке и отправил вроде бы в конце 1944-го или в начале 1945-го бронепоезд с золотом в Берлин (или еще куда), понимая, что город вот-вот окружат советские вой­ска. Состав вышел из Бреслау в сторону Вальденбурга (нынешний Валбжих). Но до станции не дошел. По одной из версий, секретный эшелон въехал в тоннель возле замка Ксенж и… исчез. В тех краях фашисты построили целую систему тоннелей. По другой версии, его загнали под гору Собес у городка Пелерсдорф, где был подземный военный завод. Там тоже имелась железная дорога. В штольнях, тоннелях и укрыли якобы ценный груз. По третьей версии, золото спрятали под горой Снежка в Судетах.

Поиск золотого эшелона в тех краях начался сразу после войны. Черные копатели искали сокровища и в многочисленных подземельях Вроцлава, но безрезультатно.

- Вы верите в находку?

Слишком уж серьезно все обставлено. И юридическая фирма, и пресс-конференция властей Валжбиха. Это не блеф. Обратите внимание, что сказал на днях представитель министерства культуры Польши Петр Жуковский: "Я призываю прекратить все поиски до завершения официальной процедуры, направленной на обеспечение безопасности этой находки… В спрятанном поезде, в существовании которого я не сомневаюсь, могут находиться опасные материалы времен Второй мировой войны. Существует большая вероятность, что поезд заминирован". Какие тут могут быть сомнения? Нашли!

В эшелоне везли шедевры музеев

- И что там может быть?

Возможно, ценности, награбленные нацистами в странах Восточной Европы, в СССР. Золото, монеты, алмазы... Не исключаю старинные сокровища. В Бреслау был знаменитый Королевский музей искусства и старины (ныне - Национальный музей Вроцлава), другие музеи. Туда же в 1944 году нацисты свезли коллекции из Берлина, других городов, поскольку Бреслау еще не бомбили. За эвакуацию всех сокровищ в конце войны у гауляйтера Ханке отвечал музейный хранитель Гюнтер Грундманн. Часть ценностей он успел вывезти, часть спрятал в здешних замках, шахтах. По его описи польские власти после вой­ны нашли в Нижней Силезии около 80 таких захоронок. Но многие музейные сокровища Бреслау не всплыли до сих пор. Возможно, они в этом бронепоезде. Впрочем, не будем гадать. Дождемся официальных сообщений. Ждать недолго.

- Этот поезд - последняя громкая находка времен Второй мировой?

Да что вы! Вспомним хотя бы бесценную Янтарную комнату, похищенную нацистами в Царском Селе. До сих пор энтузиасты ищут ее и в Калининграде, Германии, Польше, Чехии. Много легенд о нацистских сокровищах ходит в Австрийских Альпах, где в конце войны фюрер создавал особый укрепрайон. Там действительно много чего запрятано в шахтах, тоннелях, на дне озер. Мрачную славу приобрело озеро Топлицзее. Вроде бы сюда фашисты сбросили много загадочных ящиков. Немало любителей-аквалангистов погибло, пытаясь их найти. 16 ящиков обнаружили. Но там оказались… фальшивые банкноты. Многие тайники времен Второй мировой еще ждут своих кладоискателей.

НАША СПРАВКА

Откуда у фашистов столько ценностей

Нацисты в оккупированных странах забирали все золото в монетах и слитках из национальных казначейств и других банков. Старт величайшему золотому грабежу в истории был дан в марте 1938 года. Аннексировав Австрию, нацисты забрали из ее Национального банка 91147 кг золота. В Чехословакии взяли золотой запас на 44 миллиона долларов, Голландия лишилась $163 млн, Люксембург - $4,8 млн, Бельгия - $223 млн, Италия - $80 млн. Количество реквизированного греческого золота неизвестно. Дания, Норвегия, Франция успели переправить большую часть золотого запаса в Англию и США. Польша умудрилась свои 65 тонн драгметалла окольными путями, с большими приключениями увезти в Африку, оттуда - в США. Это же пыталась проделать и Бельгия. Но нацисты накрыли в Африке бельгийские 270 тонн и вывезли в Берлин.

Пусть вас не смущают незначительные по нынешним временам суммы. Унция благородного металла (31,1 грамма) тогда стоила 37 долларов, сейчас - примерно 1130 долларов.

Нацистскую казну пополняли и другими путями. 1 января 1939 года Герман Геринг подготовил указ, по которому все имущество эмигрирующих из Третьего рейха евреев конфискуется в пользу государства. Они обязаны были сдавать "находящиеся в их собственности предметы из золота, платины, серебра, а также драгоценных камней". Когда же настала пора концлагерей, нацисты выдергивали у жертв золотые зубы. Только в Освенциме ежедневно переплавляли до 11 кг золота - зубные коронки, ювелирные украшения, часы.

В ТЕМУ

Борман переправлял ценности в Южную Америку на подводных лодках

Уже к 1943 году хитрый рейхс­ляйтер Мартин Борман, правая рука фюрера, понял - война проиграна. И начал готовить "запасные аэродромы" для четвертого рейха. Он спланировал и провел тайную операцию "Полет орла" по выводу из Германии золота и прочих ценностей. Прежде всего в Южную Америку, где были сплоченные немецкие колонии. Сокровища тайно отправляли на самолетах, кораблях, подводных лодках. Одного лишь золота Борман вывез на сумму в 1,12 миллиарда долларов в тогдашних ценах. Ныне стоимость возросла многократно. Плюс платина, драгоценные камни, монеты, картины, акции, облигации. Приходилось расплачиваться с местными властями. Золотой запас Аргентины увеличился с 346 до 1173 тонн к концу вой­ны. В Бразилии - с 50 до 346 тонн. Но основное золотишко осталось в Латинской Америке у законспирированных нацистов.

Часть сокровищ спрятали в Европе. Только на территории Третьего рейха под контролем Бормана было 134 тайных хранилища, большинство - в шахтах. Одним из главных нацистских хранилищ шедевров мирового искусства стал замок Нойшванштайн в Альпах. Эсесовцы собирались взорвать его в конце вой­ны, но им помешали союзные вой­ска. Целых шесть недель потом из замка выносили награбленные шедевры.

По "Декрету Нерона" от 19 марта 1945 года во многих тайниках нацисты заложили взрывчатку, чтобы ценности не попали в руки союзников. Так что предположение министерства культуры Польши о том, что спрятанный в тоннеле "золотой бронепоезд" может быть заминирован, имеет все основания.

…Австрийский городок Бад-Аусзее в области Зальцкаммергут издавна привлекает к себе туристов. Курорт славится прохладными озёрами: в летнюю жару температура воды не превышает 20°. В сезон (июль - август) все отели забронированы - номер не найдёшь и за 200 евро.

Лет семьдесят назад он был популярен не меньше: здесь селились люди, знающие толк в роскоши. Историк Герхард Заунер только и успевает показывать из окна машины - это дом Отто Скорцени, вон тот, деревянный, - генерала Власова, а беленькое строение - дача Геббельса. В этом симпатичном городке теряются последние следы золотого запаса Третьего рейха: в апреле 1945 года на станциях вокруг Бад-Аусзее исчезли десятки вагонов с тысячами тонн золота и платины, килограммами бриллиантов и картинами из музеев всей Европы вместе с СССР. По самым скромным оценкам, нынешняя цена тех сокровищ - 500 миллиардов (!) долларов.

Исчезнувший поезд № 277

Золото из подвалов рейхсбанка - это ещё далеко не всё, - уверяет Герхард Заунер. - С февраля 1945 года в горы Зальцкаммергута массово свозились ценности из оккупированных городов. Доставили золотой запас Муссолини и хорватского режима Павелича, два ящика бриллиантов из банков Бельгии. Казачий корпус СС и штаб генерала Власова привезли с собой платину в слитках, татарский легион «Идель-Урал» - бочонки с червонцами, словацкий диктатор Тисо - изумруды. Общая стоимость не поддаётся учёту. После войны американцы нашли на дне озёр (в частности, Топлицзее) ящики с золотом, но удалось отыскать лишь ПЯТУЮ ЧАСТЬ сокровищ рейха. Остальное - как растворилось.

…10 августа 1944 года руководитель канцелярии Адольфа Гитлера, «наци № 2» Мартин Борман провёл секретное совещание в страсбургском отеле «Мезон Руж». На встрече с финансистами Швейцарии шёл разговор о переводе за границу денег рейха.

Уполномоченным назначили Банк международных расчётов (BIS) - со штаб-квартирой в Базеле. С помощью BIS Борман перевёл на счета в Аргентине, Чили и Перу $10 миллиардов в валюте. Однако столь огромное количество золота и платины банк оказался не в состоянии «переварить». 31 января 1945 года министр финансов Германии Вальтер Функ предложил эвакуировать ценности в «безопасное место». Берлин покинули 24 вагона поезда № 277, доверху забитые слитками из хранилищ имперского банка. Поезд пропал, словно не было: судя по документам, найденным союзниками, состав с золотом никуда не прибыл.

Первоначально ценности отправили в баварское местечко Оберзальцберг, - считает Эрнст Голдберг, профессор истории из Вены. - Главе спецназа СС - штандартенфюреру Отто Скорцени поручили обустройство тайников в горах и озёрах Австрии. После войны союзники, разбирая тайники, удивлялись: Скорцени словно специально сделал так, чтобы их нашли. Вопрос - для чего ему это было нужно?

Тайники-обманки?

С пятидесятых годов в озёрах Зальцкаммергута (в основном Топлицзее и Грюнзее) энтузиасты ведут поиск сокровищ Третьего рейха. Как ностальгически вспоминает хозяин ресторана «Рыбацкая лачуга» Альбрехт Сьен, местные жители сделали на прокате аквалангов целое состояние. В Топлицзее на глубине ста метров нашли контейнеры с фальшивыми британскими фунтами, шесть ящиков с золотом (последний - в 1987 году), нацистские награды - на этом всё. Ни ларцов с бриллиантами, ни рубинов из коллекции королевы Нидерландов, ни золотых талеров из датской казны.

Посмотрите на номер этого слитка, - историк Герхард Заунер демонстрирует мне «кирпич» из чистого золота - со свастикой и надписью Deutsche Reichsbank. - Вес - 12,5 килограмма. В 1974 году я лично достал его на глубине 70 метров - со дна озера Грюнзее. Номер B425: та самая серия была на поезде № 277, исчезнувшем после выезда из Берлина.

Стоит отметить - Потсдамская конференция в августе 1945 года постановила: золотой запас Третьего рейха должен быть поровну поделён между Британией, США, Францией и СССР. Таким образом, России (как правопреемнице СССР) нацисты должны $100 миллиардов. Но вряд ли деньги лежат там, где их пытаются найти искатели приключений.

Тайники в озёрах и горах - попросту «обманка», - подтверждают как историк Заунер, так и хозяин ресторана Сьен. - Очевидно, план Скорцени состоял в том, чтобы спрятать малую часть золота рейха. Ставилась цель - убедить союзников: всё спрятано здесь, надо только хорошо искать. Остальные ценности ушли дальше, на юг - по секретному маршруту.

…Очень хочется узнать: а куда же делось остальное золото?

Пропавшие сокровища

Поезд № 277, или «поезд Функа», - 24 вагона с золотом, бриллиантами и платиной из хранилищ рейхсбанка: не пришёл к месту назначения.

Три вагона с золотом из банков советской Украины - вывезены при отступлении штандартенфюрером СС Йозефом Спасилем, начальником полиции «Зюд-Руссланд»: пропали у озера Альтзее.

Один вагон с церковным золотом из Румынии. Оклады икон, кресты и чаши, которые вывез с собой лидер марионеточного режима в «изгнании» Хория Сима. Вагон исчез на станции у Бад-Аусзее.

120 тонн золота - «запас Муссолини». Вывезены спецкомандой СС с севера Италии. Следы теряются на станции Бад-Ишль. Впоследствии в заброшенных колодцах (в 1983 г.) обнаружено лишь 20 тонн.

100 тонн золота диктатора Хорватии Павелича. Переправлены в Грац (Австрия). Из запаса удалось найти ОДНУ (!) золотую монету.

Виллы и автомобили из золота - как нацисты везли ценности за границу? О чём Скорцени поведал советскому журналисту? Куда дальше проследовали сокровища рейха? Читайте продолжение в следующем номере «АиФ»!

Также по теме .

А когда приборы показали, что под землей действительно есть что-то ценное, свой интерес появился и у государства. До тайны века - всего 9 метров, масштабные раскопки уже начались. Наш корреспондент Екатерина Иванова узнала, кто и на что может рассчитывать, если всё подтвердится:

Наряды полиции, оцепление, грозные таблички по периметру - «прохода нет». Со стороны раскопки больше напоминают место проведения спецоперации. Впрочем, меры предосторожности не помешают - а вдруг следопыты, и в самом деле, наткнуться на немецкий бронепоезд доверху набитый золотом и бриллиантами. Поисковики в чудо беззаветно верят.

«Наши ожидания оправданы. Мы должны найти подземный путь, возможно, туннель. И если он действительно существует, там должен быть поезд, который мы ищем меньше года, хотя о его существовании догадываемся около 20 лет».

Настроены кладоискатели решительно. Копать будут сразу в трех местах. Подогнали тяжёлую технику и приступили к работам. Разведка при помощи георадаров показала наличие под землей неких аномальных зон.

Анджей Гаик, представитель союза кладоискателей: «Вчера я видел результаты георадаров шести независимых компаний, полученные на восьми разных приборах. Я должен заявить вам, что все эти люди не были специально приглашены компанией, это просто обычные люди, которые сказали: «Если мы можем принять участие в исследовании, мы примем». Здесь нет совпадений, показания каждого радара говорят о существовании туннеля».

Золото третьего Рейха ищут семь десятков охотников за сокровищами. Грандиозные раскопки, которые ведутся еще и вплотную к действующей железной дороге, удовольствие не из дешевых - организаторам работ пришлось выложить 150 тысяч злотых, это более двух с половиной миллионов рублей.

Легенда о поезде фашистов с сокровищами гласит - в 1945, когда Красная армия вела наступление, немцы спасались бегством. Последний рейхсфюрер СС решил собрать всю добычу нацистов с оккупированных территорий и вывезти ценности на поезде. Состав якобы даже вышел из Вроцлава, но в районе Валбжиха бесследно исчез. Кладоискатели решили - вагоны могли спрятать в одном из многочисленных туннелей, но в результате бомбардировок советской авиации он обрушился. Немцы действительно вырыли в Польше целую сеть подземных ходов. Например, вокруг замка Ксенж. Или в поселке Мамерки, где располагалась штаб- квартира гитлеровской армии. Здесь, кстати, тоже снова ищут клад - знаменитую янтарную комнату.

Бартоломей Плебанчик, администратор комплекса бункеров в Мамерках: «Я очень надеюсь, что в данный момент стою на сокровищах, которые оцениваются в 500 миллионов долларов».

Впрочем, пока рассказы о несметных сокровищах третьего рейха не более, чем красивая легенда. Образумить неугомонных кладоискателей пытались даже ученые. Они тоже приезжали к предполагаемому месту нахождения поезда со специальном оборудованием, но пришли к неутешительному выводу - туннель, может, и есть, а вот состава точно нет. Слишком много металла - приборы бы показали. Но следопыты продолжают гнуть свою линию. И пусть место первого котлована выбрали неудачно - на глубине четырех с половиной метров они наткнулись на каменную породу, поиски продолжаются. Уверенные в своем успехе следопыты даже запросили вознаграждение - 10 процентов от стоимости клада. 30 тонн золота.

О золоте нацистов ходит много легенд и мифов. До сих пор в Германии находят то клады с золотыми слитками Третьего рейха, то пустые хранилища. Есть несколько версий того, куда исчезло золото нацистов, и где его искать.

Существует версия, что фашистская Германия полностью растратила награбленное в последние годы войны. Якобы поэтому золото нацистов — миф. Однако доподлинно известно, что нацисты не просто готовились к краху, с помощью награбленного золота они собирались продолжить борьбу и после окончания Второй мировой. Именно поэтому Мартин Борман объявил золото неприкосновенным запасом Рейха. И этот запас к концу войны, по самым скромным оценкам, составлял $400 — 500 млрд.

Мартин Борман (по правую руку от Гитлера) на мосту, апрель 1941 год

Что в него входило? В 1938 году нацисты захватили золотые запасы Австрии, Чехословакии и Данцига. А позже — золотые запасы Бельгии, Нидерландов, Дании, Франции, Польши. Только из банковских отделений советской Украины было вывезено 3 вагона с золотом. К этому надо добавить частные банки, тысячи ювелирных магазинов, церковные ценности, коллекции музеев и самые ужасные доходы фашистской Германии — украшения и зубные коронки узников концлагерей. Только Освенцим позволил нацистам обогатиться на 8 тонн золота.

Только Освенцим позволил нацистам обогатиться на 8 тонн золота


Первые переговоры нацистов с американскими спецслужбами прошли в 1943 году в Берне. Отдел VI управления СД «Аусланд», возглавляемый Вальтером Шелленбергом, представил рейхсфюреру СС Генриху Гиммлеру доклад о тайной встрече принца Макса Эгона фон Гогенлоэ с руководителем УСС США Алленом Даллесом. Считается, что переговоры закончились безрезультатно. Однако есть мнение, что именно тогда нацисты нащупали каналы, по которым позже смогли вывести золото из Европы.



Обручальные кольца, обнаруженные американскими солдатами 5 мая 1945 года в Бухенвальде

Ситуация обострилась в 1944 году. Осенью с востока на запад пошли эшелоны с ворованным золотом. Например, в Будапеште был сформирован эшелон из 80 вагонов, 38 из которых были забиты драгоценностями жителей гетто, большая часть из которых к тому времени уже погибла в концлагерях. В декабре эшелон двинулся в сторону Германии по маршруту Веспрем — Фертебоз — Вена — Зальцбург.

До конца марта 1945 года поезд с сокровищами находился в Венгрии, в городке Бреннербанья, на самой границе с Австрией, а затем до 11 мая блуждал по Австрии, пока в туннеле Тауэрн, вблизи местечка Бекштайн, недалеко от Зальцбурга не попал в руки американцев.


Львиная доля награбленного досталась США. Меньшая часть, та, которая вывозилась из банков и музеев, то есть государственная собственность, вскоре вернулась на родину. К концу 1947 года тремя частями уже из Германии в Венгрию был доставлен золотой запас Нацбанка и Торгового банка, собрание золотых монет государственного Монетного двора, картины Национальной галереи, ценные экспонаты Исторического и других музеев. Не вернулись только сокровища, конфискованные у обитателей гетто — те самые 38 вагонов.

Возможно, со временем вернулись бы и они, но в 1948 году командующий американской оккупационной зоной в Австрии генерал Марк Кларк отказался возвращать оставшиеся в Австрии вагоны в Венгрию, ссылаясь на то, что происхождение их содержимого доказать невозможно. Удобная позиция, особенно если учесть тот факт, что Венгрия в это время находилась под влиянием Советского Союза. Дальнейшая судьба золота неизвестна.


Генерал Дуайт Эйзенхауэр, сопровождаемый генералами Омаром Брэдли и Джорджем Паттоном, осматривает произведения искусства и другие сокровища, награбленные нацистами в Европе и спрятанные в соляной шахте в Германии, 1945 год

В горах Австрии исчез не только этот поезд. Сюда вывозили золото из хранилищ Рейхсбанка, тысячи тонн золота и платины, килограммы бриллиантов из Бельгии и СССР. 31 января 1945 года по предложению министра финансов Германии Вальтера Функа было решено эвакуировать золотой запас имперского банка. Поезд № 277 с 24 вагонами золота вышел из Берлина в Оберзальцберг и опять пропал. Возле озера Альтзее теряются следы трех вагонов золота Советской Украины. Один вагон с церковным золотом из Румынии — оклады икон, кресты и чаши, которые вывез с собой лидер марионеточного режима в «изгнании» Хория Сима, — исчез на станции у города Бад-Аусзее.

Из 100 тонн «запаса Павелича» удалось найти только одну золотую монету


На станции Бад-Ишль теряются следы «запаса Муссолини» (120 тонн золота). 100 тонн золота диктатора Хорватии Анте Павелича были переправлены в Грац. Из запаса удалось найти только одну золотую монету. Также исчезли: 50 тонн платины казачьего корпуса СС, тонна золотых червонцев татарского легиона СС «Идель-Урал», бриллианты гауляйтера Верхней Австрии Августа Айгрубера, 200 кг золота эстонских СС.

Зато точно известно, что нацист Хорст Фульднер вывез в Аргентину $400 млн. А 17 августа 1945 года на субмарине U-977 в Аргентину было вывезено слитков на $3 млрд. После войны американцы нашли только пятую часть сокровищ Рейха.


Хорст Фульднер, 1930-е годы

В августе 1945 года Потсдамская конференция постановила: золотой запас Третьего рейха должен быть поровну поделен между Британией, США, Францией и СССР. В 1946 году союзники создали трехстороннюю комиссию по вопросам реституции нацистской собственности. Представители СССР по какой-то причине в эту комиссию не вошли. В 1945 году МГБ СССР начало собственное расследование. Операция по поиску золота нацистов получила название «Крест». Ее целью было выяснить историю перемещения не только золота Рейха, но и золота царской России. Однако после смерти Сталина операция «Крест» была прекращена.

России, как правопреемнице СССР, нацисты должны $100 млрд


Трехсторонняя комиссия работала долго, но нашла золота только на $60 млн. До 1997 года удалось найти 329 тонн золота. Известно, что слитки нацистов хранилось в банках Турции, Португалии и Аргентины, но банкиры отказались делиться данными.

В 1995 году Всемирный еврейский конгресс обвинил швейцарские банки в хранении золота Третьего рейха. После проверки всех счетов, начиная с 1934 года, нашли золото нацистов на $2,5 млрд. В 1997 году швейцарские банкиры были вынуждены выплатить 270 млн франков фонду Холокоста.



Читайте также: