План-конспект урока русской речи на тему "Имя существительное. Обобщение". Урок русского языка имя существительное план-конспект урока по русскому языку на тему Поурочный план на тему имя существительное

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

«Имя существительное как часть речи»

Подготовила: учитель русского языка и литературы Гончарова Т.В.,

МБОУ «ООШ №8»

Цели урока:
Учебно-познавательные:
закрепить и обобщить сведения об имени существительном, изученные за курс начальной школы.
Интеллектуально-развивающие: развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие самооценки.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать навыки сотрудничества
Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, учебно–исследовательская деятельность, контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность.
Тип урока: комбинированный.
Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, опережающего, игрового, здоровьесберегающего обучения, ИКТ.
Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД:
· Прием рефлексивной деятельности
· Метод конкретизации целей обучения
· Метод открытого обсуждения новых знаний
· Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников
Результаты: теоретик и практик – вот те роли, которые позволили ученику перейти от уровня «я - ученик» к уровню «я – исследователь».

Ход урока

  1. Орг. момент .

Здравствуйте, ребята. Вы готовы совершать сегодня новые открытия

2 . Лингвистическая разминка.

На доске предложение.

– В чём его необычность? (Записано звуками в транскрипции, как произносится.)

[Улыпкай’ й’аснай’у] [пр’эи]рода [сквос’] сон [фстр’эич’а]ет утро года. (А.С. Пушкин.)

– Прочитайте предложение, оформите его орфографически правильно.

– Обозначьте изученные орфограммы.

Сегодня мы отправимся в страну Морфологию. Но Морфология-огромная страна, а мы направимся в г. Предметинск. Какой частью речи являются слова, живущие в этом городе? Правильный ответ поможет определить тему урока.
3. Постановка проблемы и задач урока
- Правильно, это имя существительное.

Запишите в тетради тему урока (Имя существительное как часть речи).
- С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы вспомните свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.

А чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться , каждый из вас получит маршрутный лист, который будет указывать, по каким станциям нам предстоит пройти. Каждый будет выставлять себе баллы в эти листы.(Приложение№1)

Отправляемся в путь!

4. Работа по теме урока

1 остановка «Опознаватнльная»

Попробуем свои силы в первом испытании. Посчитайте, сколько существительных в упражнении 397 (Число запишите в маршрут)

А что помогло вам так легко справиться с заданием? (Теоретические сведения)

2.Остановка «Теоретическая».

Давайте с вами вспомним, что же такое имя существительное и его основные признаки.

Самопроверка по учебнику.Результаты оцените по 5бальной системе

3.« Морфологическая». Чтобы проверить ваши теоретические знания, мы выполним следующее задание.
Найди лишне слово. Я диктую группу слов, а вы должны выписать лишнее и определить по какому признаку оно лишнее.

  • Олень, дочь, мужчина. (род)
  • Собака, книга, девочка. (одуш.)
  • Москва, город, Россия. (собств.)
  • Песня, море, листопад. (склонение)
  • Ключи, уроки, класс. (число)

Какой морфологический признак мы не вспомнили?(падежи)

Учитель. Повторим название падежей и падежные вопросы. Игра «Кто быстрее». Задание: изменить по падежам имя существительное. На каждый ряд дается листок со словом, работа начинается с последней парты, ученики на каждой парте изменяют слово, ставя в определенный падеж. Побеждают ученики, первыми выполнившие задание.(Слова-бык, окно, мышь)

4.«Синтаксическая»

И мена существительные живут в городе Предметинске. А работают в соседнем городе Синтаксисе, где на них всё держится. Они всё могут! Могут быть и подлежащими, и сказуемыми, и дополнениями, и обстоятельствами

Давайте на примере слова РОССИЯ докажем, что существительное может быть любым членом предложения (работа по группам)

Россия – моя Родина.

Моя родная страна – Россия.

За границей я часто думаю о России.

С самого рождения я живу в России

Какими членами предложения могут быть существительные?

(Могут быть и подлежащим, и сказуемым, и дополнением, и обстоятельством.)

Физминутка

А сейчас мы отдохнем с пользой для нашего здоровья.

(Звучит релаксационная музыка, выполняются упражнения для снятия напряжения в мышцах спины, рук, для улучшения мозгового кровообращения, для предупреждения зрительного утомления.)

Руки "в замок"; потянулись вперёд, назад; повернулись вправо, влево.(1 раз)

Руки на пояс. Повернуть голову направо, посмотреть на локоть правой руки. Повернуть голову налево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. (3-4 раза)

Посмотрите на схему. Рисуем глазами круг, затем треугольник, фокусируем взгляд на точке.(3-4 раза)

5. «Проверочная». Тест (взаимопроверка)

«5» - 5 правильных ответов;
«4» - 4 правильных ответа;
«3» - 3 правильных ответа

Самостоятельная работа. Проверка по ключу.

1.Найди неверное утверждение.

А) Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.

Б) Имена существительные изменяются по родам.

В) Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.

2. Найди существительное?

А) Прыгать

Б) Прыжок

В) Подпрыгивающий

3.Как изменяется имя существительное?

А) Спрягается

Б) Склоняется

В) Не изменяется

4.Укажите существительное 3 склонения

А) В степи В) У дерева

Б) На солнце Г) На краю

5.Укажите, каким членом предложения является существительное ДЕРЕВО в предложении.

На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом.

А) Подлежащее В) Сказуемое

Б) Дополнение Г) Обстоятельство

6. «Творческая».

Употребление существительных в речи.

Запишем стихотворение и определим род и склонение всех имен существительных.

Вечер, поле,
Огоньки.
Дальняя дорога.(В.Маяковский)

Опять дожди, опять туманы.
И листопад, и голый лес,
И потемневшие поляны,
И низкий, серый свод небес.(С. Аксаков)

7) Сочинение – миниатюра.

А вы любите природу? Какое время года вам больше всего нравится? Составьте текст по картине за окном, употребив как можно больше существительных, описывающих все, что изображено.

5. Итог урока..

1.Учитель: Молодцы! Со своими заданиями вы справились. Наше путешествие завершилось.

Вспомните, какова была цель урока? Удалось ли её достичь?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

2. Рефлексия.

Вот и подошло к концу наше занятие, и мне очень хочется узнать, понравился ли вам наш урок. Если "да" - улыбнитесь, если "нет" - нахмурьтесь. Спасибо, ребята.

3. Выставление оценок.

– Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение.

– Кому и над чем ещё следует поработать?

Тема: Морфология. Имя существительное. Значение имен существителных.

    Образовательная: Расширить представление о морфологии, уточнить понятие «существительное»

    Развивающая: Совершенствовать навыки выделения в тексте имен существительных; их морфологические признаки; тренировать память, внимание, развивать самостоятельность мышление;

    Воспитательная: прививать любовь к русскому языку

Основные понятия: существителное,синквеин, блицопрос.стратегия,невежда,невежа.

Тип урока: получение новых знаний

Форма проведения урока: урок- беседа

Наглядность: Слайды

Ход урока :

I Организационный момент; (2мин)

Эпиграф урока: «Имя существительное - хлеб языка» Л.В.Успенский

II Актуализация: (10мин) « Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам»

Морфология- раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи (10 частей речи: 6- самостоятельная 3- служебные, междометие)

3) Изучение и освоение нового материала (60мин)

Существует много стран на свете,каждая из которых называется по-своему. А мы сегодня совершим путешествие в языковую страну, название которой- Морфология.Что вы знаете об этой стране? Что такое морфология? На какие группы делятся части речи? Какие вы знаете самостоятельные части речи? А служебные? Приведите примеры междометий. Первый город,который мы посетим называется…А как он называется, вы узнаете, разгадав загадку: «Давно живу я в мире этом- даю названья всем предметам». (…………………) .Итак,мы попали в город с интересным названием- Имя существительное. Эпиграфом нашего урока является высказывания Льва Васильевича Успенского «Имя существительное-хлеб языка»

Блицопрос:

    Имя существительное - это …

    Признаки имён существительных …

    Род имён существительных …

    Изучается в разделе …

    Существительное « лебедь» какого рода?

    Главные члены предложения …

    Способы образования имён существительных …

    Сколько склонений у имён существительных?

    Имена существительные бывают собственные и …

    Число имён существительных …

    Письменная работа (открываем тетради, записываем дату, тему)

    Работа со слайдами: Задание 1,2

Задание 1

Образуйте от глаголов имена существительные: бежать- (бег),играть - (игра), плавать- (плавание), читать- (чтение), писать- (письмо),кричать-(крик,стучать-(стук

Что обозначают эти существительные? (Процесс как предмет, так как образованы от глагола)

Задание 2

Образуйте имена существительные от прилагательных белый - (белизна), храбрый- (храбрость), добрый- (доброта),высокий-(высота,красивый-(кросата,темный-(темнота,смелый-(смелость,

Что обозначают эти существительные? (Признак как предмет,

так как образованы от имени прилагательного)

Преподаватель А вот какое определение имени существительному дает герой комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» Митрофанушка(инсценировка отрывка из комедии

Госпожа Простакова: За молитвы родителей наших доровал нам господь Митрофанушку. Не угодно ль, мой батюшка, взять на себя труд и посмотреть, как он у нас выучен?

Стародум: О, сударыня! До моих ушей уже дошло, что он теперь только и отучиться изволил. Любопытен бы я был послушать, чему немец его выучил.

Госпожа Простакова: Всем наукам, батюшка.

Правдин (Митрофану): Чему бы, например?

Митрофан: (подаёт ему книгу): Вот, грамматике.

Правдин: Вижу. Это грамматика. Что же вы в ней знаете?

Митрофан: Много. Существительна да прилагательна...

Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное

Митрофан: Дверь, котора дверь?

Правдин: Котора дверь! Вот эта.

Митрофан: Эта? Прилагательна

Правдин: Почему же?

Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та существительна.

Стародум: Так поэтому у тебя слово дурак- прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку

Митрофан: И ведомо

Преподаватель Согласны ли вы,ребята,с Митрофанушкой»

3.Письменная работа

    Подберите однокоренные к одушевлённым именам существительным - неодушевлённые: машинист (машина), компьютерщик(компьютер), баскетболист (баскетбол), программист (программа), банкир (банк).

Образуйте от неодушевлённых имён существительных - одушевлённые: игра(игрок), лыжи (лыжник),футбол (футболист), спорт (спортсмен)

Какую морфему вы использовали при образовании новых слов? (Суффикс)

4.Устная работа

Какое слово в каждом ряду лишнеее и почему?

    Страна, Казахстан, Родина, государство. (Казахстан - имя собственное)

    Молодёжь, человек, девушка, парень (Молодёжь- собирательное существительное)

    Проза, лирика, драма, пьеса (Понятие пьеса! Не относится к роду литературы)

Марс, Земля, Луна, Венера. (Марс- мужского рода)

Загадки- шутки

Для ответов подберите только существительные

    Этот город- название птицы.

2.Название какого города состоит из одного мужского и ста женских имён? (Сева- сто-поль)

Учитель: Ребята,однажды на уроке я услышала ответ от ученика: «Все существительные изменяются по родам, числам и падежам». Правильно ли это? (Нет, Имена существительные по родам не изменяются. Они относятся к одному и родов: мужскому, женскому, и среднему). Действительно, в русском языке каждое существительное относится к одному из трех родов.

Разминка «Кто быстрее»? Слайд №5.

Добавьте одну букву к казахским словам в начале, в середине или в конце слова и получите имя существительное на русском языке. Определите род и склонение существительных.

Аз-таз, аза-ваза, бор-борт, маса-масса,аза-азарт,ара-жара,жас-ужас,тон-трон.

А что вы знаете о существительных общего рода? (это существительное, которые могут

Обозначать лиц мужского и женского пола).

Переведите слова на русский язык и превратите их в имена существительные общего рода.

Отыру-сидеть-сиделка; кір-грязный - грязнуля.

Подберите примеры существительных общего рода.

Ученики: Подлиза, рёва, растрёпа, плакса, соня, хвастунишка, ябеда.

Почему и нам хочется иногда, проверяя род, сказать: плакса - она моя, соня - она моя.

Потому что в них оканчание-а (я) как у существительных женского рода первого склонения. Но плаксой бывает и девочка и мальчик. Поэтому это существительное общего рода.

Я согласна с вами. А в чем отличие между невежей и невеждой ?

Невежа – м. и ж. р. Грубый, невоспитанный человек. Невежда – м. и. ж. р. Малообразованный, малосведущий человек. Пример: Полный невежда в музыке.

Творческая работа. Слайд №6 .

Вставьте в стихотворение пропущенные разносклоняемые существительные.

В стародавнее древнее…(время)

В шалашах без окон и дверей

Жило- было лохматое…(племя)

Первобытных людей _ дикарей

Они не знали, для чего корове…(вымя)

Как написать свою фамилию и …(имя).

Зачем на лошадь надевать седло и. . . (стремя)

Стратегия «Синквейн» (ключевые слова: мама) Слайд 7.

Самостоятельная работа учащихся.

1.Придумайте название (существительное).

2.Опсание (два прилагательных).

3.Действие (три глагола, деепричастный оборот или причастный оборот или причастный оборот).

4. Чувство (фраза оценочная из четырёх слов).

5. Подтверждение сущностей (синоним или ассоциация с первой строчко

4. Закрепление урока (15мин)

Кто из вас знает телепередачу «Что? Где? Когда? О чём эта передача? (ответ учеников) Несколько десятков лет подряд эта игра является одной из любимых передач. В связи с этим чтобы закрепить наш урок мы с вами тоже проведем игру «Что? Где? Когда?» В нашей игре участвует две команды знатоков

Капитаны представляют свои команды.

Преподаватель: Против вас, знатоки играют ваши любимые друзья – герои сказок. Они приготовили вам интересные задания. Вы должны работать быстро. Первой отвечает команда, в которой все участники, закончив обсуждение, возьмутся за руки и поднимут зелёный светофор. Остальные игроки проверяют правильность ответа. Так что за ответом следим очень внимательно! За правильный ответ команда получает жетон. Итак, приготовились, мы начинаем!

Преподаватель: Против знатоков играет умница Мальвина. Вот наше устное задание: из букв составьте слова – существительные и определите их род.

1 команда: Слово, девочка, мальчик.

2 команда: Адрес, сосна, окно.

Даются жетоны, звучит гонг.

Преподаватель: Против вас играет Буратино. Запишите предложения, вставьте пропущенные буквы, назовите проверочное слово и определите падеж существительных:

1 команда: в небе вспыхнул первый луч со…нца.

2 команда: Дождь и сне… - это осадки.

Проверяется задание, даются жетоны, звучит гонг, затем проводится физминутка.

Преподаватель: Против вас играет Артемон. Посмотрите внимательно на картину « Зимний пейзаж», выпишите по семь существительных и, используя данные существительные, составьте два предложения и запишите их в тетради. Сделайте разбор по членам предложения.

(Команды выполняют задания). И так, проверяем. Чья команда готова? (Представитель каждой команды читает свои предложения). Читаем предложения и называем второстепенные члены предложения. (Вручаются жетоны, звучит гонг).

Преподаватель: В этом раунде играет команда, первая сказавшая в рифму имя сказочного героя, который будет сейчас играть с вами.

Он – дружок зверям и детям,

Он живое существо,

Но таких на белом свете

Больше нет ни одного,

Потому что он не птица,

Не котенок, не щенок,

Не волчонок, не сурок.

Но заснята для кино

И известна вам давно

Эта милая мордашка

Он зовётся … (Чебурашка).

Преподаватель: Итак, против вас играет Чебурашка. В блиц турнир играет … команда. Кто из вашей команды будет отвечать? На каждый опрос сразу дается ответ. За правильный ответ – жетон.

1. Чем кончается день и ночь? (ь)

2.Какое слово состоит из 7 одинаковых букв

3.В каком слове 40 гласных (сорока)

4.В семье две мамы, две дочки. Отгадайте, сколько их в семье (Трое: бабушка, мама, дочка)

5.Прочитайте слово: в и цифра три на (Витрина)

Выдаются жетоны, звучит гонг.

: против знатоков играет Буратино. Просклоняйте существительные по падежам. Работаете на листочках.

1 команда: лес, роща.

2 команда: дом, печка

Командам выдаётся по 1 жетону

Против знатоков играет Карбас – Барабас. На всех словах он поставил кляксу. Вы подумайте и скажите, какую букву спрятал Карбас – Барабас, и докажите это. Тогда вам даём еще один жетон

Улы..ка, оши…ка, чес..ный, бесе…ка, ша…ка, сказка, доро…ка.

Ведущая (дополнительный раунд): Вопросы задает лисичка. Вам предлагается поработать устно. Определите род, число отгадки существительного.

Кто в зоопарке выше всех?

Узнать его нам просто,

Узнать его легко:

Высокого он роста

И видит он далеко. (Жираф)

Ведущая: Наша игра подошла к концу. Давайте обобщим, с чем мы познакомились на уроке. За ответ - дополнительный жетон.

1. Что такое имя существительное?

2.На какой вопрос отвечает имя существительное?

3.Как изменяется имя существительные?

4.Каким членом предложения является имя существительное в именительном падеже?

5.Какой падеж не может жить без предлогов?

Ведущая: Подведем итоги игры. Самое большое количество жетонов у команды …, капитан который… . Команде, занявшей первое место, все мы говорим: « Молодцы!» Команде, занявшей второе место, все мы желаем: «Так держать! Не унывать!».

5 . Задание на дом: _законспектировать,просклонять несколько существительных (2мин)

«Русский язык» 10 класс. У.А. Жанпеисова А.А.Майбалаева Стр:58-64



Читайте также: