В каком городе начался 1 крестовый поход. Годы Первого крестового похода, результат. Цель первых крестовых походов. Определение понятий «крестовый поход» и «крестоносец»

Первый крестовый поход 1096-1099 годов впоследствии развился в новое направление внешней политики западноевропейских государств. Что же повлияло на возникновение такого масштабного движения? Какие события произошли за годы Первого крестового похода? На эти и многие другие вопросы вы сможете найти ответы в данной статье.

Европа конца XI века

За годы Первого крестового похода, как вы узнаете впоследствии, произошло много изменений. Но что же послужило причиной такого всплеска народной активности, которая по масштабам сравнима только с Великим переселением народов? Давайте разберемся подробнее.

История Первого крестового похода начинается в последние пять лет одиннадцатого века. Хоть он официально и завершился взятием Иерусалима в 1099 году, но последствия продлились несколько столетий.

Почему же, собственно, он начался. Чуть позже рассмотрим отдельно мотивы рыцарей, византийцев и положение мусульман на востоке в этот период. Пока же стоит поговорить о состоянии дел в Западной Европе.

После веков насильственной христианизации венгров и скандинавов в европейских государствах сформировалась прослойка профессиональных солдат. Мирные профессии им были не по душе. Они хотели только воевать, поэтому с радостью шли в наемники. Но предложений было очень мало. Такие настроения были в нижних слоях общества.

Дворяне также выступили, как участники Первого крестового похода. Таблица их походов часто изучается на уроках истории. После прочтения нашей статьи вы будете с легкостью ориентироваться в этих вопросах.

Итак, верхи преследовали свои цели. Короли вели наступления против сарацинов в Испании и Северной Африке, знать старалась приобщиться к грабежам, но не всегда получалось.

Поэтому Первый крестовый поход, кратко говоря, стал отдушиной, куда вырвались агрессивные настроения большей части народных масс Западной Европы.
Давайте теперь поговорим о мотивах каждой из сторон.

Цели европейцев

Конец одиннадцатого века стал сложным периодом для Западной Европы. Как упоминалось выше, за предыдущие столетия сформировалась мощная прослойка профессиональных воинов, которые больше ничего не умели и не хотели делать.
Благородные рыцари и простые пехотинцы, нищие и священники, торговцы и крестьяне - все это участники Первого крестового похода. Таблица начала их движения на восток часто задается на дом в школе. Вы сможете ее с легкостью сделать, опираясь на материал данной статьи.

Итак, участники первых крестовых походов были разнородной социальной массой. Сразу ли они пошли помогать братьям-христианам? Конечно, нет. Они больше были заняты внутренними разборками, борьбой за власть в сотнях земель и княжеств.

Изменение решения проходило в два этапа. В 1074 году Папа Римский призвал на помощь византийскому императору. Но никакой военной помощи не последовало. Началось только массированное движение пилигримов на Ближний Восток.

Но вскоре пошли слухи о притеснении христианских паломников мусульманами. Это вызвало волну негодования, но активных действий все еще не было. Последней каплей стал призыв нового Папы Римского, Урбана II, который говорил больше не о помощи братьям, а о личной выгоде всех участников похода: «Ибо кто нищ здесь, станет королем в земле обетованной».

Период с 1096 по 1099 гг. - годы Первого крестового похода. 6 класс в школе изучает их в рамках истории Средневековья. Давайте далее поговорим про обстановку на востоке в это время.

Мотивы Византии

Византийская империя находилась в очень интересном положении в годы первых крестовых походов. До 1091 года в стране был политический и экономический кризис.

Государство терпело нападения с трех сторон. С севера угрожали печенеги, господствовавшие в южноукраинских степях. С юга поджимали турки-сельджуки, которые нанесли несколько поражений армии императора. В Мраморном море господствовал флот турецкого пирата.

Именно в это время Алексей Комнин занимается дипломатической перепиской с правителями западноевропейских государств. Он рассказывает о бедственном положении империи и просит помощи. Со временем даже стало намечаться сближение православной и католической церкви. Этот факт был очень приятен Папе Римскому, и стал одним из факторов, повлиявших на начало призывов к крестовому походу.

Но к осени 1092 года ситуация в Византийской империи значительно улучшается. Печенегам нанесено поражение в союзе со славянами. Турки больше заботятся о внутренних распрях и перестают тревожить границы христианского государства. Империя входит в период стабильности и постепенного подъема.

Но на западе об этом и не догадывались, поэтому цель первых крестовых походов европейцев кардинально отличалась от мотивов византийцев. В дальнейшем это стало почвой для раздоров в процессе переговоров императора и крестоносцев.

Ситуация в мусульманском мире

В годы первых крестовых походов территория всего исламского мира была охвачена междоусобицами. Практически в одно время, в последнее десятилетие одиннадцатого века, умирают правители сельджуков, аббасидов и фатимидов. На Ближнем Востоке начинается гражданская война между шиитами и суннитами за власть.

Шиитское государство Фатимидов, которое располагалось на территории современного Египта, надеялось получить поддержку в лице крестоносцев. Алексей Комнин, византийский император, также советовал европейским рыцарям заключить с ними союз против сельджуков-суннитов.

Фактически юг Турции, Иран, Ирак, часть Армении были в руках турок. На территории современных Сирии и Ливана появился ряд самостоятельных городов-государств. А Египет и юг Палестины оказался в руках фатимидов.

Именно внутренние раздоры помешали мусульманам выступить единой силой против крестоносцев. В этом вопросе враждующие стороны оказались равны, так как европейцы тоже не могли договориться.

Подобные распри оказались на руку только императору Византии, который смог хоть и хитростью, но вернуть себе часть утраченных земель.

Христиане на Ближнем Востоке

Участники Первых крестовых походов свято верили, что они идут не только отвоевывать «гроб Господень», но и защищать братьев-христиан от неверных сарацин. Особенно этот момент хорошо показан в кинофильме «Царство Небесное».

Но Западной Европы во многом заблуждались. На самом деле ситуация на Ближнем Востоке оказалась кардинально противоположной.

В мусульманских государствах христиан и иудеев притесняли редко, так как Коран запрещает насильно обращать в «истинную» веру людей Писания. Они просто считаются заблудшими. Поэтому в исламских городах восточного Средиземноморья немусульмане платили определенный налог государству и все.

Притеснения начались после «бескорыстной» помощи братских народов. Когда турки и арабы увидели, что делают европейцы, они начали изгонять христиан из городов, опасаясь, что те помогут единоверцам изнутри.

Таким образом, цель первых крестовых походов резко скорректировалась после попадания европейских солдат на землю обетованную. Они своими глазами увидели мирное отношение местных жителей, а также достаток, богатство и наличие ничейных территорий. После этого крестоносцы в основном руководствовались только алчностью.

События крестьянского похода

Участники первых крестовых походов были людьми из самых разнообразных слоев общества. Поэтому в статье мы поговорим фактически о трех передвижениях народных масс, которые в истории носят название Первого похода.

За несколько месяцев до того, как Папа Римский Урбан II официально объявил о начале Первого крестового похода, из многих европейских земель выдвинулась громадная «армия нищих». Вел их Петр Пустынник, монах из Амьена. Он зажег народ идеей достатка и сытости в новых землях.

Год начала Первого крестового похода совпал в Западной Европе с первым богатым урожаем после долгих лет засухи. Но основная масса бедноты его не увидела, так как вышли целыми семьями в путь ранней весной. Они полагали, что «братья-христиане» помогут им провиантом. Такая практика действительно существовала, но для немногочисленных паломников.

Здесь же шла голодная толпа в составе мужчин, женщин, стариков и детей. Они постепенно озлоблялись и начинали грабить поселения, которые попадались на пути. Им давали отпор местные организованные войска. Нищие участники Первых крестовых походов составляли основную массу погибших, так как они не имели оружия, сил для битв и навыков сражаться.

С большими сложностями добрался до Константинополя, потеряв около пятнадцати тысяч человек, четверти от изначального количества. В столице они устроили бесчинства, что вынудило византийского императора переправить их в Малую Азию.

Там крестьянскую армию встретили вооруженные отряды сельджуков.

Результат Первого крестового похода для нищеты оказался плачевным. По оценкам исследователей этого периода, около десяти тысяч молодых юношей и девушек были проданы в рабство. Более пятидесяти тысяч стариков, детей и людей зрелого возраста пали от болезней и сабель регулярных армий.

Судя по сохранившимся источникам, до византийских христианских городов дошло всего лишь около сотни человек из шестидесяти тысяч.

Германский поход

Следующим потоком стало движение в немецких и французских землях, которое организовал один мелкий рыцарь по прозвищу Готье Нищий.

Мотивы, которые подвигли десятитысячную обученную армию на этот поход, были просто уникальными. Они полностью соответствуют мышлению и мировоззрению европейских бюргеров того времени.

Папа Римский Урбан II призвал всех к оружию с целью защитить христианство от иноверцев, а также отвоевать Гроб Господень. Но эти рыцари услышали только первую часть воззвания. Немцы решили, что не стоит ехать на другой конец света, ведь и здесь они живут зажиточно, а веру отстоять нужно.

Поэтому десять тысяч вооруженных немцев и французов просто выехали на «охоту», занимаясь еврейскими погромами. Примечательно, что выдвинулись они на северо-запад, в совершенно противоположную от Иерусалима сторону.

Хоть католическая церковь и пыталась осуждать подобное поведение, но очевидные меры не предпринимались. Евреи пытались сами организовать оборону или нанимали солдат для защиты. Но ничего не помогало. Несколько лет продолжалось насильственное обращение иноверцев в христианство. Тех, кто отказывался, ждала неминуемая смерть.

Таким образом, результат Первого крестового похода для европейских евреев стал плачевным. Но подобные действия рыцарей только увеличили ненависть иудеев и мусульман к ним. От семитских общин разных стран начинают стекаться тысячи золотых монет в помощь мусульманам Африки и Ближнего Востока, которые противостояли крестоносцам.

Дворяне в Первом крестовом походе

Наибольшего успеха за годы Первого крестового похода достигли армии под предводительством дворян. Хоть они и не составляли единое целое, но в них было много хорошо обученных воинов, латников, арбалетчиков и кавалеристов.

В отличие от беспомощной крестьянской армии, эти могли дать отпор регулярным турецким и арабским войскам.

Дворяне выдвигались отрядами разной величины со своих владений, постепенно вливаясь в растянувшийся многотысячный обоз. Так, по разным оценкам, к Константинополю подошло от пятидесяти до ста тысяч солдат.

Но это движение началось только после гибели крестьянской армии и еврейских погромов в Европе. Знатные люди не пожелали терять богатый урожай. В путь, в отличие от нищеты, они отправились с провиантом, оружием и другими необходимыми вещами. Каждый отряд составлял самостоятельную боевую единицу.

Причины Первого крестового похода для этих господ были очевидными. «Безземельный дома станет обладателем слуг и баснословных богатств в Царстве Небесном Иерусалима».

Все события, произошедшее на Ближнем Востоке с 1096 по 1099 года, можно разделить на несколько периодов. Границу между ними будут составлять самые значительные осады, в которых были задействованы участники Первого крестового похода.

Таблица этих событий часто задается на дом на уроках истории в шестом классе. Давайте разберемся в них подробнее, чтобы помочь школьникам.

Ход событий в 1096-1099 годах

Фактически сам крестовый поход начался только после выхода армий из Константинополя. Там европейские дворяне заручились поддержкой византийского императора. Взамен они обещали передавать ему все захваченные земли, некогда принадлежавшие Византийской империи.

Первым испытанием клятвы на прочность стала осада турецкого города Никеи. Она началась в 1097 году. Штурм оказался безуспешным, потому что армия крестоносцев оказалась неспособной продолжать наступление после победы над турецким султаном. Облога продлилась несколько месяцев.

Император Византии Алексей Комнин справедливо заподозрил руководителей рыцарской армии в желании нарушить договор. Поэтому в критический момент, когда уже было ясно, что город в ближайшие дни падет, он отправил к горожанам своего парламентера. Последний договорился о сдаче города именно византийским войскам, во избежание грабежа крестоносцами.

Так все и произошло. Скрепя сердце, рыцарям пришлось соблюсти клятву и двинуться дальше. Следующим пунктом стала Антиохия. Город, который находился на половине пути к Иерусалиму.

Осада продлилась с октября 1097 по июнь 1098 года. Боэмунду Тарентскому, норманнскому князю из Южной Италии, удалось подкупить одного офицера из осажденного города. Он пообещал спустить лестницы на одном участке стены и помочь в захвате крепости.

За подобную услугу для европейских армий Боэмунд потребовал после захвата передать Антиохию в его владение. Частично убедить остальных рыцарей получилось, только пригрозив поражением в случае долгих раздумий. На подходе была многотысячная Кербоги.

После взятия крепости в городе были перебиты практически все жители. Через несколько дней после захвата Антиохии крестоносцами, она снова оказалась в осаде. Подошли турецкие войска. Осада переносилась европейцами тяжело, так как провианта осталось очень мало.

Боэмунд решил дать открытый бой туркам. Но перед этим он хитростью (как считают многие исследователи) поднял боевой дух армии. Однажды утром было рассказано о видении, которое случилось у одного крестьянина. Согласно ему, в стенах Антиохии, возле одной из церквей, было закопано копье, которым убили Христа. Действительно, его откопали.

Армии, «ведомые рукою Господа», смогли нанести поражение солдатам Кербоги.
Следующим этапом стал Иерусалим. Его удалось захватить только ценой многих тысяч жизней. Пришлось засыпать ров вокруг города, чтобы подошли к стенам. После взятия города, согласно хроникам, в нем началась резня, а после грабеж. По свидетельствам летописцев, в Иерусалиме за несколько дней было уничтожено более семидесяти тысяч горожан.

Таким образом, результат Первого крестового похода был неоднозначным и разделил историю Ближнего Востока и Европы на периоды «до него» и «после».

Последствия похода

Можно назвать следующие итоги Первого крестового похода.
Во-первых, это единственный раз, когда были полностью достигнуты цели, поставленные изначально.

Во-вторых, познакомившись с восточной культурой, получив имущество, земли, слуг, многие солдаты не захотели возвращаться на родину. Они оседали и постепенно перенимали культуру местного населения.

Но главным событием, произошедшим за годы Первого крестового похода, стало основание четырех новых христианских государств. Они были разбросаны по всему Леванту (область, включавшая в себя юг современной Турции и Ближний Восток), управлялись разными феодалами и просуществовали около столетия.

Итак, первым было образовано графство Эдесское. Собственно, название оно получило по имени столицы. Основал его Балдуин Булонский, один из трех братьев - лотарингских рыцарей. Он отделился от армии крестоносцев еще в 1098 году, по пути к Антиохии, и пошел на восток. Там он завоевал эту территорию и создал собственное государство, которое просуществовало около полувека.

В том же году образовалось и Антиохийское княжество. Его основателем и правителем стал Боэмунд Тарентский, о котором мы упоминали ранее. Государство просуществовало сто семьдесят лет.

После взятия Иерусалима, в 1099 году, было создано Первым правителем стал Готфрид Бульонский, брат Болдуина, который осел в Эдессе. Во владении короля были также территории четырех сеньорий. Монархия просуществовала до Третьего крестового похода, а пала в 1291 году, после взятия Акры.

Четвертое государство крестоносцев было основано в 1105 году тулузским графом. Раймонд IV, его первый правитель, назвал территорию графством Триполи. Оно просуществовало до 1289 года.

Таким образом, в данной статье мы с вами узнали о предпосылках, целях и событиях Первого крестового похода, а также поговорили о его последствиях.

В течение XI в. христианское общество преобразовалось. Церковь поднялась из упадка; папа, освободившись от влияния императора, был признан главой всего христианского мира; монастыри, преобразованные по образцу Клюни , аскеты, ведшие жизнь древних отшельников, способствовали восстановлению в Европе благочестия и уважения к церкви. Христианские воины, рыцари, организовались: они усвоили однообразную тактику и могли теперь действовать сообща. До сих пор они воевали большей частью друг с другом; папа внушил им мысль соединиться против врагов христианства. Крестовые походы были результатом союза между рыцарством и папством.

Этого хочет Бог. Первый Крестовый поход

Между тем фатимидский халиф Каира, воспользовавшись затруднительным положением сельджуков, отнял у них Иерусалим (1098); он предложил участникам первого крестового похода приходить на поклонение св. местам, но не иначе, как небольшими группами и без оружия. Вначале крестоносцы попытались заключить союз с Фатимидами против сельджуков; но они не хотели оставлять св. Гроб в руках мусульман. Они шли вдоль побережья, избегая городов, и затем повернули к Иерусалиму. Их оставалось 25 тысяч человек.

Приблизившись к городу, они рассеялись и, взобравшись кучками на высоты, с которых видны были стены, по обычаю того времени простерлись на земле, благодаря Бога за то, что он привел их к св. городу. Но Иерусалим был окружен крепкими стенами; крестоносцы не могли взять их приступом; приходилось начинать правильную осаду.

Взятие Иерусалима крестоносцами в 1099. Миниатюра XIV или XV вв.

В бесплодной местности, которой окружен Иерусалим, эти бойцы первого крестового похода не нашли ни съестных припасов, ни дерева для постройки машин; Кедронский ручей высох, цистерны были засыпаны; при невыносимом зное нельзя было найти для утоления жажды ничего, кроме луж зловонной воды. Генуэзские галеры, приставшие к Яффе, снабдили их съестными припасами и орудиями. Крестоносцы нарубили деревьев на расстоянии нескольких миль от города и построили две деревянные башни и лестницы. Прежде, чем идти на приступ, они босиком и в вооружении совершили крестный ход вокруг города (как повелел им легат Адемар, который явился во сне одному провансальскому священнику). Штурм продолжался полтора дня. Наконец воинам первого крестового похода удалось перекинуть с одной башни несколько балок, которые образовали мост между башней и стеной. Первыми перешли через него два фламандских рыцаря, затем – Готфрид Бульонский и его брат; вскоре после этого норманны с другой стороны проникли в город, пробив брешь в стене. Крестоносцы перебили всех, кого нашли в городе. В мечети Омара, куда спрятались мусульмане, «кровь доходила до колен рыцаря, сидящего на коне». Они на минуту прервали резню, чтобы отправиться босиком на поклонение Гробу Господню, и затем снова принялись убивать и грабить (15 июля 1099 г.).

Основание королевства Иерусалимского

После того как была осуществлена главная цель первого крестового похода, следовало подумать о том, кому вручить власть над Иерусалимом. Духовенство желало, чтобы во главе управления стоял патриарх, рыцари требовали, чтобы власть над городом была предоставлена одному из них. В конце концов выбрали Готфрида Бульонского, который получил титул защитника Гроба Господня.

Вскоре после этого армия в 20 тысяч человек, присланная из Египта, подступила к Иерусалиму со стороны Аскалона. Эта поспешность спасла христиан. Крестоносцы не успели еще оставить город; Готфрид повел их против мусульман, которые были обращены в бегство (12 августа). Но он не взял Аскалона из опасения, чтобы Раймонд не удержал его за собой.

Аскалонская битва. С гравюры Гюстава Доре

Впоследствии рассказывали, что Готфрид был единогласно избран иерусалимским королем , но что он отклонил это избрание крестоносцев, не желая носить золотого венца там, где Царь царей носил терновый венец. Это изречение принадлежит графу Тулузскому или Балдуину.

По-настоящему Первый Крестовый поход (1095 - 1099 гг.) в Святую землю начался 15 августа 1096 г., когда отряды рыцарей и солдат под началом знатных воинов, таких как Раймонд Тулузский, Готфрид Бульонский и Боэмунд Тарентский, по морю и по суше добрались до Константинополя.
Важно помнить, что многие из них имели звучные титулы, но не земельные владения, а посему были полны решимости заполучить их на Востоке.
Среди тех, кто возглавлял поход, также следует отметить французского епископа Адемара дю Пюи - отважного и благоразумного воина-священника, назначенного папским легатом и часто выступавшего посредником в спорах между несговорчивыми военачальниками. 7
Армии воинства креста , маршировавшие на восток, представляли собой пеструю картину, включая в себя представителей всех западноевропейских государств и всех слоев общества, однако не все страны были одинаково хорошо представлены. В Первом Крестовом походе больше всего участвовало жителей Франции, Западной Германии, включая современную территорию Бенилюкса, а также норманнских государств Южной Италии.

Различалась и военная организация. В Северной Франции и в норманнских государствах Южной Италии уже завершился процесс феодализации. В этих государствах феодалы выделились в класс, представляющий собой военную элиту.
Феодализация завершалась во Фландрии и в Южной Франции, однако в Германии военная феодальная элита еше только начинала складываться, а во многих областях Италии задачу вооруженной обороны брало на себя народное ополчение. 2

Византийский Император Алексей не слишком был рад этому «разношерстному» воинству креста , ведь он надеялся на приезд послушных наемников, а не этих независимых, непредсказуемых и, вероятно, опасных «варваров».
Слабое место этого предприятия было в недоверии, очень быстро возникшем между греками и «франками» - имя, которым и греки, и мусульмане называли крестоносцев независимо от их национальности. 1
Благодаря тонкому маневрированию, Алексей уговорил крестоносцев поклясться, что они признают его императором всех ранее принадлежавших Византии земель, которые им удастся отвоевать у сельджуков. Крестоносцев хитростью вынудили сдержать слово при осаде Никеи, но все было быстро забыто, когда начался исторический марш-бросок через Малую Азию, в битве при Дорилее (1097 г.), увенчавшийся первой победой.
Хотя броня рыцарей - крестоносцев была нелегкой ношей, особенно в жарком климате, но она придавала атакующей коннице силу и мощь железного кулака. Правда, легкая кавалерия турок уходила от прямого столкновения, предпочитая кружить и петлять, держа дистанцию и обстреливая крестоносцев из луков.
Но это равновесие было шатким, поскольку стрелы турок могли наносить лишь ограниченный урон, в то время как среди крестоносцев было немало профессиональных арбалетчиков, чье оружие имело гораздо большую дальность и убойную силу.
Следовательно, результат любого столкновения зависел от стратегии, временного фактора, а также строгого единоначалия - вещи, в которой феодальное войско европейцев обычно уступало, поскольку его предводители относились друг к другу с ревностью, а рыцарей больше заботила личная слава, чем успех всей армии. 1
С временным фактором первым крестоносцам особенно повезло - они появились, когда во владениях сельджуков не было единства.
После крупной победы турков над византийцами при Манзикерте в 1071 г., сельджуки Рума (Анатолия) еще не успели полностью овладеть Турцией.
Сельджукская Империя, раскинувшаяся на территории Ирака и Ирана, быстро разваливалась. Центральная власть над юго-востоком Турции и Сирией отсутствовала. Здесь спорили между собой несколько турецких, армянских, курдских и арабских правителей, захватывавших друг у друга города и замки.
В пустыне и в долине Евфрата племена арабов-бедуинов сохраняли полную независимость и участвовали в общей войне всех против всех за плодородные земли.
Фатимидский халифат в Египте тоже находился в упадке, хотя это не было так заметно. Фатимиды мечтали о покорении всех исламских земель, но эти мечты были оставлены, когда власть шиитских халифов фактически перешла в руки более реалистичных визирей.

Должность визиря заняло армянское семейство, которое сумело восстановить порядок в Каире, утраченный в ходе нескольких гражданских войн и политических переворотов. Под контроль взяли торговлю на Красном море и порты на сирийском побережье. Палестину фатимиды рассматривали в качестве буфера от грозящей турецкой агрессии.
Эта ситуация возникла лишь однажды, потому тех успехов, каких удалось достичь в ходе Первого Крестового похода , больше достичь не удалось. Более того, последовало усиление мусульман, которое, несмотря на эпизодические неудачи и поражения, завершилось изгнанием крестоносцев из Палестины спустя два столетия...
Первой целью рыцарского войска была Никея (ныне город Изник на северо-западе Турции), некогда место больших церковных соборов, а теперь столица сельджукского султана Кылыч-Арслана (Килидж-Арслана или «Львиная сабля»). Город стоял на восточном берегу Асканского озера, что благоприятствовало развитию торговых отношений с соседями. С другой стороны его защищали горы - естественное препятствие на пути возможных захватчиков. Плодородные окрестности были богаты лесами.
Кроме того, Никея, стены которой по свидетельству Стефана Блуаского охраняло около трёхсот башен, была хорошо укреплена: «… город защищен крепостными стенами, перед которыми были вырыты всегда заполненные водой рвы, которая поступает туда из ручьев и маленьких речушек, представляющие собой значительное препятствие для всех тех, кто намеревался осаждать город. Далее, в городе было многочисленное и воинственное население; толстые стены, высокие башни, находящиеся совсем близко друг от друга, соединённые между собой сильными укреплениями, дали городу славу неприступной крепости.»
Султан Кылыч-Арслан надеялся разгромить франков точно так же, как и крестьянское войско, а потому не воспринял всерьез приближение врага. Но ему суждено было жестоко разочароваться. Его легкая, вооруженная луками и стрелами конница и пехота были побеждены западной кавалерией в открытом бою.
Однако Никея была расположена так, что взять ее без военной поддержки с Асканского озера было невозможно. Отрезать Никею со стороны воды удалось лишь после того, как император Алексей Комнин отправил в помощь крестоносцам флот в сопровождении отряда под командованием военачальников Мануила Вутумита и Татикия.
Мануил Вутумит по приказу Алексея Комнина договорился с осажденными о сдаче города и сохранил эту договоренность в секрете от крестоносцев . Император не доверял предводителям похода и справедливо подозревал, что им будет сложно удержаться от соблазна нарушить данное ему в Константинополе обещание передавать завоеванные города Византии.
19 июня, когда согласно плану императора, Татикий и Мануил вместе с крестоносцами штурмовали стены Никеи, осажденные неожиданно прекратили сопротивление и сдались, пустив в город отряды Мануила Вутумита - со стороны казалось, что победа была одержана только благодаря усилиям византийской армии.
Узнав, что византийцы заняли город и взяли горожан под защиту императора, крестоносцы пришли в негодование, так как рассчитывали разграбить Никею и пополнить тем самым запасы денег и продовольствия. 3
Но падение Никеи подняло боевой дух крестоносцев . Воодушевленный победой Стефан Блуаский писал жене Адели, что рассчитывает через пять недель оказаться у стен Иерусалима.
А основное войско крестоносцев двинулось дальше по раскаленной от солнца земле Анатолии.
1 июля 1097 г. крестоносцы сумели одержать победу над сельджуками на прежней византийской территории неподалеку от Дорилеи (ныне Эскишехир, Турция).

Пользуясь традиционной тактикой конных лучников, турки (число их, по некоторым сведениям, превышало 50 тысяч человек) нанесли тяжелый урон колонне крестоносцев , которые мало того, что оказались в явном меньшинстве, но еще и никак не могли вступить в ближний бой с неуловимым, подвижным противником.
Ситуация была критическая. Но Боэмунд, сражаясь в первых рядах, сумел воодушевить на бой своих людей. 8
Колонна Боэмунда уже готова была нарушить строй, когда с тыла в левый фланг турок врезалась тяжелая кавалерия второй колонны воинов креста , возглавляли которую Готфрид Бульонский и Раймунд Тулузский.
Килидж-Арслан не сумел обеспечить прикрытия с юга. Турецкое войско оказалось зажато в тиски и потеряло убитыми 23 тысячи человек; остальные пустились в паническое бегство.
Общие потери крестоносцев составили примерно 4 тысячи человек. 7
Несколько дальше к юго-востоку войско крестоносцев разделилось, большая часть двинулась на Кесарию (ныне Кайсери, Турция) по направлению к сирийскому городу Антиохия (ныне г. Антакья, Турция).
Антиохия была одним из крупнейших городов в восточной части Средиземноморья. Над ее мощными крепостными стенами возвышалось 450 башен. Крепостная ограда усиливалась рекой, горами, морем и болотом. Во главе гарнизона был известный своей неустрашимостью Багасиан (Багги-Зиян).
Эмир Багасиан умело наладил оборону города. Вскоре после начала осады турки совершили удачную вылазку, которая привела к тяжелым потерям среди дезорганизованных крестоносцев , и впоследствии часто прибегали к подобного рода тактике.
Из Сирии на помощь осажденным дважды являлись турецкие армии, но оба раза были отбиты в сражениях при Харенке (31 декабря 1097г. и 9 февраля 1098 г.). Какое-то время среди крестоносцев свирепствовал голод, потому что они не позаботились о подвозе провизии, а запасы быстро растаяли.
Спасло осаждавших крайне своевременное прибытие небольших английской и пизанской флотилий, которые захватили Лаодикею (совр. город Латакия, Сирия) и Сен-Симеон (совр. город Самандагв, Турция) и доставили провиант.
За семь месяцев осады отношения между командующими войсками крестоносцев накалились до предела, особенно между Боэмундом Тарентским и Раймундом Тулузским.
В конце концов 3 июня 1098 г. после семимесячной осады - преимущественно благодаря Боэмунду и предательству одного из турецких офицеров - Антиохия была захвачена. 7
Боэмунд Тарентский сумел вступить в тайный сговор с неким Фирузом, который командовал отрядом антиохийцев, оборонявшим участок из трех башен. Он согласился пропустить «сквозь себя» рыцарей в город, но, разумеется, не безвозмездно.
На военном совете Боэмунд Тарентский изложил свой план взятия Антиохии. Но, как и Фируз, тоже не безвозмездно - он потребовал, чтобы Антиохия стала его личным владением.
Прочие участники совета вначале возмутились такой откровенной алчности своего соратника, но Боэмунд их припугнул: войско эмира Кербоги было уже близко.


В ночь на 3 июня 1098 года Боэмунд Тарентский первым поднялся по спущенной сверху кожаной лестнице на крепостную стену. За ним последовали 60 рыцарей его отряда.
Крестоносцы , внезапно ворвавшись в город, устроили там страшную резню, перебив более 10 тысяч горожан. В ночном бою пал и Багги-Зиян. Но его сыну удалось с несколькими тысячами воинов затвориться в городской цитадели, которую христиане взять не смогли. 8
Византийцы и армяне помогли крестоносцам взять город.
5 июня к Антиохии подступило войско эмира Мосула Кербоги. Теперь крестоносцы из осаждавших превратились в осажденных. Скоро в Антиохии начался голод, и с каждой ночью все больше и больше воинов креста спускались по веревкам с крепостных стен и убегали в спасительные горы. Среди таких «веревочных беглецов» были и очень знатные люди, как, напрмер, французский граф Стефан Блуасский.
Все же новоиспеченный владелец Антиохийского княжества во второй раз спас участников Первого крестового похода . Сперва Боэмунд Тарентский установил среди рыцарей самую строгую дисциплину, приказав поджигать дома тех, кто отказывался сражаться. Это была действенная мера.
Едва ли не самым значительным событием Первого крестового похода было чудесное обретение в Антиохии святого копья (>Копья Судьбы), которым, согласно евангельскому мифу, воин Лонгин пронзил ребро Христа.
Апостол Андрей, посещая в видениях провансальского крестьянина Петра Варфоломея, указал ему местонахождение копья. В результате раскопок в храме св. Петра драгоценная реликвия была обнаружена.
Cледует заметить, что мало кто из историков или теологов верит, будто копье> было именно тем (собственно, и среди самих крестоносцев еще тогда многие сомневались), но эффект оно возымело воистину чудодейственный. 7
«Благочестием своего народа, - пишет хронист Раймунд Ажильский, - склонился Господь к тому, чтобы явить нам копье».
Это произошло 14 июня 1098 г., когда, будучи окружены мусульманскими войсками Мосула Кербоги, крестоносцы уже потеряли надежду на благополучный исход затянувшейся осады Антиохии. Господь этим чудом, как полагали современники, послал весть о своей поддержке народа.
И действительно, 28 июня 1098 г. армия атабека Мосула Кербоги была разгромлена воинами креста . 6
28 июня Боэмунд Тарентский повел крестоносцев на вылазку из крепости. Атака на султанское войско, которое при своей многочисленности было ослаблено внутренними раздорами, получилась победной: мосульцы бежали.
Боэмунд Тарентский, теперь князь Антиохийский, одержал над эмиром Кербогой блестящую победу. 8
В июле - августе 1098 г. в Антиохии случилась эпидемия чумы. Одной из жертв эпидемии стал епископ Адемар дю Пюи. После его смерти отношения между командующими походом накалились еще сильнее, особенно между Боэмундом (который твердо вознамерился сохранить контроль над Антиохией) и Раймундом Тулузским (который настаивал, что крестоносцы обязаны вернуть город Византии, согласно данной Алексею клятве).
После продолжительной распри с Раймундом, Антиохией завладел Боэмунд, которому удалось ещё до падения её вынудить у остальных крестоносных вождей согласие на передачу ему этого важного города.
Пока шли споры из-за Антиохии, в войске, недовольном промедлением, произошло волнение, которое заставило князей, прекратив распри, двинуться далее. То же повторялось и потом: в то время, как войско рвалось к Иерусалиму, вожди спорили из-за каждого взятого города. 3
Среди простого парода, призывавшего продолжить крестовый поход , пользовалась популярностью позиция эбионитов (членов еретической христианской секты), чьи проповедники заявляли, что лишения являются условием Спасения.
Они составляли целую группу, которая стала ударным отрядом христианской армии, наводящим ужас на мусульман. Отряд был плохо вооружен, у них не было ни копий, ни щитов, только палки, да еще уверенность в то, что Провидение им поможет. Жестокость эбионитов держала в страхе не только мусульман, но и самих крестоносцев : эта группа не только убивала мусульман, но иногда после сражения ее члены становились настоящими людоедами и пожирали свои жертвы.
В декабре 1098 г. крестоносцы захватили Маарат-ал-Нуман в Сирии. Чтобы помешать баронам дать волю своей жадности, эбиониты истребили жителей и полностью разрушили город. Таким вот образом они вынудили баронов снова взять путь на Иерусалим... 9
После взятия Антиохии воины креста без особых препятствий продвигались вдоль побережья на юг и по дороге завладели несколькими портовыми городами. Через Бейрут, Сидон, Тир, Аккон они пришли в Хайфу и Яффу, а потом повернули на восток.
В покинутом жителями городе Рамла они оставили римско-католического епископа.
6 июня 1098 г. Танкред, племянник Боэмунда Тарентского, вступил наконец со своим войском в Вифлеем, место рождения Иисуса. С вершины лежащей поблизости горы перед крестоносцами открылась панорама Иерусалима. Они назвали эту гору Монжуа - «гора радости».
Иерусалим был хорошо укрепленным городом, защищала город сильная армия Фатимидов, намного превосходившая численностью осаждавших.
Христиане> и иудеи жили здесь в относительном мире и согласии с мусульманами. Вот уже несколько столетий городом правили мусульмане. Ислам проявлял большую терпимость к другим религиям, правда, мусульманские правители взимали с христиан особые налоги, но никогда не принуждали их перейти в мусульманство.
Однако, узнав о приближении христианского войска, они не раздумывая изгнали из города всех христиан. Мусульмане опасались, как бы те не предали их своим западным единоверцам.
Иерусалим основательно подготовился к осаде, запасов продовольствия было вдоволь. А чтобы оставить без воды неприятеля, все колодцы вокруг города были приведены в негодность. Крестоносцам для штурма города не хватало лестниц, таранов и осадных машин. Пришлось им самим добывать в окрестностях города древесину и строить военную технику. На это ушло много времени.
Ко времени штурма Иерусалима практически все крестоносцы признали командующим Готфрида Бульонского; помогали ему Раймунд Тулузский и Танкред.
Чтобы полностью блокировать город, войска крестоносцев было недостаточно, а рассчитывать, что осажденных удастся уморить голодом, не приходилось. Несмотря на сильную нехватку воды, крестоносцы стали решительно готовиться к штурму: строить высокую деревянную осадную башню и таран.
Осыпаемые с городских укреплений дождем стрел, они подкатили башню к стене, перекинули деревянный мост, и Готфрид повел войска на приступ (часть армии взбиралась на стены по штурмовым лестницам). Судя по всему это была единственная за всю двухлетнюю кампанию операция, скоординированная от начала и до конца. 7
В результате крестоносцам удалось взять Иерусалим. Танкред тотчас занял мечеть аль-Акса, важную мусульманскую святыню.
Взятие Иерусалима стало великим достижением христиан, которое они отметили массовой резней. Если не считать египетского коменданта Иерусалима и его ближайшего окружения, спастись не удалось почти никому, будь то мусульманин или иудей, мужчина, женщина или ребенок.
Согласно хроникам в резне погибло до 70 тысяч человек...
О событиях тех дней летописец пишет так:
«Войдя в город, наши пилигримы гнали и убивали сарацин (так европейцы называли всех мусульман Ближнего Востока) до самого храма Соломонова, скопившись в котором, они дали нам самое жестокое сражение за весь день, так что их кровь текла по всему храму.
Наконец, одолев язычников, наши похватали в храме множество мужчин и женщин и убивали, сколько хотели, а сколько хотели, оставляли в живых. (...)
Крестоносцы быстро рассеялись по всему городу, хватая золото и серебро, коней и мулов, забирая себе дома, полные всякого добра. После этого, совершенно счастливые, рыдая от радости, наши направились к гробу Спасителя нашего Иисуса Христа и загладили свою вину перед Ним». 5
Бессмысленная и жестокая резня в Иерусалиме надолго осталась в памяти мусульман и иудеев.

Цель кампании была достигнута, и многие крестоносцы вернулись домой. Оставшиеся продолжали воевать вдоль восточного побережья Средиземноморья, где, в конце концов, были основаны четыре государства крестоносцев :
Графство Эдесса - первое государство, основанное крестоносцам и на Востоке. Было основано в 1098 году Балдуином I Булонским после завоевания Иерусалима и создания королевства. Просуществовало до 1146 года. Столицей его был город Эдесса;
Княжество Антиохия - было основано Боэмундом I Тарентским в 1098 году после взятия Антиохии. Княжество просуществовало до 1268 года;
> Иерусалимское королевство, просуществовало вплоть до падения Акры в 1291 году. В подчинении у королевства находилось несколько вассальных сеньорий, в том числе четыре наиболее крупные: княжество Галилеи, графство Яффы и Аскалона, Трансиордания и сеньория Сидона.
Графство Триполи - последнее из государств, основанных в ходе Первого крестового похода . Было основано в 1105 году графом Тулузы Раймундом IV. Графство просуществовало до 1289 года. 3
Готфрид Бульонский, именовавший себя «защитником Гроба Господня», был избран первым правителем Иерусалимского королевства. В зените своей славы оно доходило до Акабы на Красном море; кроме того, он стал фактическим правителем и других завоеванных территорий.
Римско-католическая церковь распространяла свое влияние в Святой земле : после смерти Готфрида Даимберт, вновь провозглашенный патриарх Иерусалима, преемник умершего в Антиохии Адемара, в Рождество 1100 г. короновал брата Готфрида Балдуина I, получившего титул короля Иерусалима, и назначил ряд архиепископов и епископов.
Иерусалим был важнейшим государством крестоносцев , и ему подчинялись все ранее или позже основанные ими поселения. Многие крестоносцы и их потомки так и осели на Востоке, поселившись главным образом в городах.
На Востоке существовала древняя городская культура, и пусть даже дома снаружи выглядели старыми и убогими, внутри они зачастую поражали роскошью, удобствами и уютом. Что касается внешнего обустройства, такого, как канализация, уличное освещение или водопровод, все это было куда лучше, чем на родине крестоносцев .
Христианам жилось на Востоке очень вольготно. Они начали одеваться по-восточному: носить тюрбаны, длинные легкие одежды. Довольно быстро привыкли к арабским кушаньям, сдобренным имбирем, перцем и гвоздикой, начали пить вина и фруктовые соки.
Многие пришельцы с Запада стали даже учиться читать и писать, что для мусульман было вполне обычным делом. Заболев, христиане охотно обращались к местным врачам и позволяли лечить себя природными средствами.
Фульхерий Шартрский пишет:
«В прошлом люди Запада, мы стали теперь людьми Востока; человек из Реймса или Шартра стал тирийцем или антиохийцем.
Мы уже забыли места, где явились на свет; их имена уже стали для многих из нас незнакомыми или никогда не слышанными словами. У многих есть теперь собственные дома и слуги, словно бы унаследованные от отцов. (...)
Кто на родине был неимущ, того Бог сделал здесь богачом». 5
Государства крестоносцев никогда не пребывали в безопасности. Даже в период расцвета им не удавалось раздвинуть свои границы до естественного раздела, пустыни, что облегчило бы оборону территорий. Постоянно сохранялась угроза со стороны турок, удерживавших контроль над такими ключевыми городами, как Алеппо и Дамаск.
Даже в своих собственных землях крестоносцы оставались немногочисленным и рассредоточенным классом феодалов, правивших мусульманским населением, чья лояльность была весьма сомнительна.
Крестоносцы вряд ли продержались бы долго без помощи двух специально сформированных военно-монашеских орденов - рыцарей Храма (тамплиеров) и иоаннитов (госпитальеров). Как и монахи, члены орденов давали обет жить в бедности, целомудрии и покорности; в то же время это были воины, обязанные оборонять Святую землю и сражаться с «неверными».
В конце 1120-х годов туркам под предводительством Зенги из Мосула удалось добиться определенного единства и остановить продвижение крестоносцев .
В 1144 г. крестоносцы потеряли Эдессу - наиболее удаленное и открытое для нападения государство. Все это подтолкнуло европейцев к началу новой кампании.
Количество воинов, принимавших участие в Первом крестовом походе , дается разными летописцами по-разному, от 100 тысяч человек у Раймона Акуилерского до 600 тысяч у Фульхерия Шартрского.
Оба этих летописца сами принимали участие в кампании.
Письмо, написанное папе после взятия Иерусалима, сообщая о состоянии армии, говорит о 5 тысячах конных воинов и 15 тысячах пехотинцев.
Количество участвовавших в отдельных сражениях могло быть много меньше; в победе крестоносцев в сражении под Антиохией все силы, как утверждается, из-за нехватки лошадей состояли только из 700 кавалеристов. 10
Фантастический успех Первого Крестового похода заставил крестоносцев продолжать войну. Если изначально главной задачей Первого Крестового похода было «освободить» святые места, то еще до конца кампании крестоносцы стали все больше и больше осознавать свою миссионерскую задачу.
Едва крестоносцы вошли в Иерусалим, как стали выдвигаться предложения уничтожить исламский мир вообше.
Тем временем мусульмане меняли свое отношение к христианам>. Прежнее безразличие сменилось ненавистью.
Начался джихад, который, в конечном счете, вылился в захватнические планы Оттоманской империи... 2

Источники информации:
1. «Крестовые походы » (журнал «Древо познания» № 21/ 2002 г.)
2. военно-исторический альманах «Солдат» №7
3. сайт Википедия
4. «Саладин и сарацины 1071-1291 гг.» (альманах «Новый солдат» №70)
5. Вазоль М. «Крестоносцы »
6. Лучицкая С. «Идея обращения иноверцев в хрониках Первого крестового похода »
7. «Все войны мировой истории» (по Харперской энциклопедии военной истории Дюпюи)
8. Шишов А. «100 великих полководцев средневековья»
9. Тат Ж. «Крестовые походы »
10. Норман А. «Средневековый воин. Вооружение времен Карла Великого и

История человечества - это, к сожалению, не всегда мир открытий и достижений, а зачастую цепь несметного количества войн. К таким относятся и совершавшиеся с XI по XIII в. Разобраться в причинах и поводах, а также проследить хронологию вам поможет эта статья. К ней прилагается составленная по теме «Крестовые походы» таблица, содержащая важнейшие даты, имена и события.

Определение понятий «крестовый поход» и «крестоносец»

Крестовый поход - это вооружённое наступление армии христиан на мусульманский Восток, продолжавшееся в общей сложности более 200 лет (1096-1270) и выразившееся в не менее чем восьми организованных выступлениях войск из западноевропейских стран. В более поздний период так назывался любой военный поход с целью обращения в христианство и расширения влияния средневековой католической церкви.

Крестоносец - участник такого похода. На правом плече имел нашивку в виде То же самое изображение наносилось на шлем и флаги.

Причины, поводы, цели походов

Военные выступления были организованы Формальной причиной стала борьба с мусульманами с целью освобождения Гроба Господня, находящегося на Святой земле (Палестина). В современном понимании эта территория включает в себя такие государства, как Сирия, Ливан, Израиль, Сектор Газа, Иордания и ряд других.

Никто не сомневался в успехе. В то время считалось, что каждый, кто станет крестоносцем, получит прощение всех грехов. Поэтому вступление в эти ряды было популярно как у рыцарей, так и у городских жителей, крестьян. Последние в обмен на участие в крестовом походе получали освобождение от крепостной зависимости. Кроме того, для европейских королей крестовый поход был возможностью избавиться от могущественных феодалов, чья власть росла по мере увеличения их владений. Богатые купцы и горожане видели экономические возможности в военных завоеваниях. А само высшее духовенство во главе с римскими папами рассматривало крестовые походы в качестве способа укрепления могущества церкви.

Начало и конец эпохи крестоносцев

1 крестовый поход начался 15 августа 1096 года, когда неорганизованная 50-тысячная толпа крестьян и городских бедняков отправилась в поход без припасов и подготовки. В основном они занимались мародёрством (так как считали себя воинами Бога, которым принадлежит всё в этом мире) и нападали на евреев (которых считали потомками убийц Христа). Но в течение года это войско было уничтожено встретившимися по пути венграми, а затем турками. Вслед за толпой бедноты в крестовый поход отправились хорошо обученные рыцари. Уже к 1099 году они дошли до Иерусалима, захватив город и убив большое число жителей. Этими событиями и образованием территории с названием Иерусалимское королевство был завершён активный период первого похода. Дальнейшие завоевания (до 1101 года) имели цель укрепления завоёванных границ.

Последний крестовый поход (восьмой) начался 18 июня 1270 года с высадки армии французского правителя Людовика IX в Тунисе. Однако это выступление окончилось неудачно: ещё до начала сражений король умер от моровой язвы, что заставило крестоносцев вернуться домой. В этот период влияние христианства в Палестине было минимально, а мусульмане, наоборот, усиливали свои позиции. В итоге ими был захвачен город Акра, что положило конец эпохе крестовых походов.

1-4-й крестовые походы (таблица)

Годы крестовых походов

Предводители и/или основные события

Герцог Готфрид Бульонский, герцог Роберт Нормандский и др.

Взятие городов Никеи, Эдессы, Иерусалима и др.

Провозглашение Иерусалимского королевства

2-й крестовый поход

Людовик VII, король Германии Конрад III

Поражение крестоносцев, сдача Иерусалима войску египетского правителя Салах ад-Дина

3-й крестовый поход

Король Германии и империи Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II и английский король Ричард I Львиное Сердце

Заключение Ричардом I договора с Салах ад-Дином (невыгодного для христан)

4-й крестовый поход

Разделение византийских земель

5-8-й крестовые походы (таблица)

Годы крестовых походов

Предводители и основные события

5-й крестовый поход

Герцог Австрии Леопольд VI, король Венгрии Андраш II и др.

Поход в Палестину и Египет.

Провал наступления в Египте и переговоров по Иерусалиму из-за отсутствия единства в руководстве

6-й крестовый поход

Германский король и император Фридрих II Штауфен

Взятие Иерусалима путём договора с египетским султаном

В 1244 году город снова перешёл в руки мусульман

7-й крестовый поход

Французский король Людовик IX Святой

Поход на Египет

Поражение крестоносцев, взятие в плен короля с последующим выкупом и возвращением домой

8-й крестовый поход

Людовик IX Святой

Сворачивание похода из-за эпидемии и смерти короля

Итоги

Насколько успешны были многочисленные крестовые походы, таблица демонстрирует наглядно. В среде историков нет однозначного мнения, как повлияли эти события на жизнь западноевропейских народов.

Одни специалисты считают, что крестовые походы открыли путь на Восток, установив новые экономические и культурные связи. Другие отмечают, что это ещё успешнее можно было сделать мирным путём. Тем более что последний крестовый поход завершился откровенным поражением.

Так или иначе, в самой Западной Европе произошли существенные изменения: усиление влияния римских пап, а также власти королей; обнищание дворян и возвышение городских общин; появление класса свободных земледельцев из бывших крепостных крестьян, получивших свободу благодаря участию в крестовых походах.

Кратко о первом крестовом походе 1096-1099 гг. можно сказать, что он стал началом цикла военных кампаний европейцев на Ближнем Востоке. Его участники, ставя целью освобождение Святой земли, обострили отношения между христианами и мусульманами, но одновременно способствовали возрождению международной торговли.

Повод к началу первого похода

В конце XI в. на Ближнем Востоке усилилось исламское влияние. В 1071 г. христиане потерпели серьёзное поражение от мусульман на Востоке Анатолии. Гнев Папы Римского вызвала и весть из Святой земли, что благочестивые паломники-христиане якобы подвергаются издевательствам со стороны «нехристей». Это стало поводом к «вооружённому паломничеству» в Иерусалим и освобождению Гроба Господнего.

Рис. 1. Клермонский собор.

Папа Римский Урбан II на Клермонском церковном соборе в ноябре 1095 года не скупился на слова, ярко описывая все ужасы несчастных христиан в Палестине. Очевидно, что он всё несколько преувеличил. Фактом является то, что мусульманские правители Иерусалима взимали плату «за вход» в город. Христианским паломникам это казалось унизительным. Тем более, что в Иерусалиме действительно разрушались святые места и уничтожались памятники христианства. Положить этому конец - цель первого крестового похода.

Участники похода

В военной кампании участвовали представители всех слоёв населения Европы. Это были:

  • крупные и средние феодалы;
  • мелкие рыцари;
  • крестьяне и городская беднота;
  • ремесленники и торговцы;
  • католическая церковь.

Каждая группа имела свои причины и цели участия в крестовых походах.

Правители и светские феодалы видели в них возможность обогатиться, расширить владения или получить новые, возглавить государства. Купцы и ремесленники считали, что в результате крестовых походов смогут обогатиться за счёт открытия новых торговых путей и рынков сбыта. Крестьяне, городская беднота, мелкие ремесленники стремились обрести свободу, землю или открыть дело. Католическая церковь рассматривала походы как способ распространить влияние на Восток.

Ход событий

Дата 1096 - выступление западноевропейских рыцарей на Восток. Направление первый крестовый поход взял на Святую землю. Боевой дух участников Папа Римский Урбан II пытался поддержать тем, что обещал отпустить все грехи - и те, что были совершены в прошлом, и те, что будут совершены в будущем.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Весной 1096 тысячи крестьян, к которым иногда примыкали группы мелких рыцарей и горожан, соединились в отряды и двинулись на Восток. Не дойдя до Никеи в Малой Азии, были разгромлены сельджуками. Рыцарское войско несколькими колоннами двинулось в путь позже, в августе 1096, под руководством Готфрида IV герцога Бульонского.

За годы похода крестоносцы (их так прозвали за кресты, нашитые на плащи) не раз наталкивались на засады, отбивались от разбойников, страдали от жары. В июле 1099 крестоносцы подошли к Иерусалиму. Рыцари-христиане с криками «Так хочет Бог!» ворвались в город и устроили там кровавое побоище.

Рис. 2. Захват Иерусалима крестоносцами.

Результат и последствия похода

Итоги и последствия похода 1096 1099 годов были неоднозначными.
Их можно представить в виде таблицы.

В результате похода на Ближнем Востоке и в Малой Азии возник ряд государств крестоносцев. Просуществовали они недолго. Появились также несколько духовно-рыцарских орденов: тамплиеры, тевтонцы, госпитальеры и другие.



Читайте также: