Пересказ повести "Заколдованное место" Гоголя Н.В. « Заколдованное место Где горела свеча символизирующая клад заколдованное место

Тема: Тропа к Гоголю. В начале бесконечного пути.

Цели урока:

Образовательные:

Пробудить интерес к личности Гоголя.

Развивающие:

Обучить умению находить “ключ” к пониманию личности писателя;

развивать познавательную активность, умение работать с дополнительным материалом, используя возможности Интернета.

Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность, организованность, ответственность и эстетический вкус.

Опережающие задания :

  1. Прочитать повесть Гоголя «Заколдованное место» .

Оборудование урока :

Компьютер для показа презентации и фрагментов фильма;

Мультимедийный проектор с экраном

Используемая литература:

Видео для образования «Биографии писателей» часть 2,

Учебник-хрестоматия «Литература» 5 класс под ред. В.Я. Коровиной;

И.П. Золотусский «ГОГОЛЬ» Серия: Жизнь замечательных людей. Издательство: Молодая гвардия 1984 г.

Музыкальное оформление:

П. Лукоянов «Бандурист для гуслей» соло;

Таисия Повалий «Цвiте терен» (украинская народная песня).

Ход урока

1. Вводное слово учителя.

Звучит народная украинская музыка( П. Лукоянов «Бандурист для гуслей» соло)

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята. Наш сегодняшний урок литературы открывает нам долгий и интересный путь в мир одного из гениальнейших писателей мировой литературы. Дорога эта, на которую мы сегодня вступаем, действительно долгая – и это только по меркам школьной жизни: на протяжении всех 6 лет обучения нам предстоит раскрывать всё новые и новые грани незабвенного таланта мастера прозы.

Обращение к портрету писателя художника Моллера (слайды 1,2).

  • Знаете ли вы, кто изображен на этом портрете?
  • Каким представляется вам писатель по этому портрету? (необычная прическа, добрые внимательные глаза, смотрит насмешливо)
  • Дома вы прочитали повесть «Заколдованное место». Каким человеком вам представился писатель по этому произведению? Ваши предположения. (Приблизительный ответ: повествователь - человек с юмором.

(слайд 4)

Учитель: перед нами Николай Васильевич Гоголь. Невероятный Гоголь, Веселый Гоголь, Поэтический Гоголь, Печальный Гоголь, Таинственный Гоголь – такими эпитетами называли и называют этого писателя.

(слайд 3)

Сегодня на уроке мы попробуем сделать открытия и приступить к разгадке тайн творчества Гоголя. Возьмем с союой в дорогу знания, сообразительнось, вдохновение и вместе пойдем дорогами его жизни, его творчества. И хочется верить, что школьное изучение творчества Николая Васильевича станет лишь началом бесконечного пути в художественный мир его, и путь этот будет длиться всю вашу жизнь.

Поэтому и тема нашего сегодняшнего урока звучит именно так: " Тропа к Гоголю. В начале бесконечного пути…" Открываем тетради, записываем тему урока.

На уроке мы будем продолжать работу по заполнению таблиц из рабочей тетради о жизни и творчестве писателей и поэтов. В течение урока в ходе сообщений и просмотра фильма вы заполняете правую графу «Мои замечания об услышанном».

Перечитайте правый столбик. Посмотрите, что вы должны заполнить. Итак, в путь…

  1. Рассказ о писателе:

(из фильма)

Н.В. Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика. Детские годы прошли в имении родителей Васильевке, рядом с селом Диканька, краем легенд, поверий, исторических преданий. В воспитании будущего писателя определенную роль сыграл отец, Василий Афанасьевич, который обладал литературными способностями и передал сыну юмор и писательский талант.

Мать Гоголя, Марья Ивановна, - женщина добрая, нежная, суеверная. Она происходила из помещичьей семьи. По преданию, она была первой красавицей на Полтавщине. Замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет.

Кроме Николая у Василия и Марии Гоголей было пятеро детей - сын Иван (1810 - 1819), дочери Мария (1811 - 1844), Анна (1821 - 1893), Елизавета (1823 - 1864), Ольга (1825 - 1907).

Учитель: чтобы лучше узнать человека и писателя, необходимо знать, как прошло его детство, годы учебы в школе. Урок мы готовили с вами вместе, и ваши сообщения помогут нам продолжить путешествие.

(Сообщения учеников) (слайды 5,6,7)

1 ученик: о детстве Гоголя

Никоша научился говорить в три года: природа как бы замедлила его развитие, чтоб затем дать выплеснуться его силам. Первые годы он находился при своих родных. Особенно любил он бабушку Татьяну Семеновну, которая жила в отдельном домике, стоящем поодаль от большого дома. Бабушка научила его рисовать, вышивать гарусом. Она рассказывала ему о травах, которые висели у нее по стенам, о том, от чего какая трава лечит, от нее же услышал Гоголь и казацкие песни.

Бывали дни, когда он убегал в степь и лежал там часами, глядя в небо и слушая подземные звуки, когда ни докликаться, ни найти его было невозможно. Но бывали часы, когда нельзя его было оторвать от матери, от бабушки, от дома. В такие часы он предавался тихим домашним занятиям - рисовал, раскрашивал географические карты, помогал женщинам разматывать нитки. Он был кроток, послушен, молчалив, ласков.

Детей было много, забот тоже много, и Никоша проводил время один. Так привык он к одиночеству - к одиночеству среди людей и одиночеству наедине с собой. Это создало характер скрытный, закрытый, но и способный сосредоточиться на себе.

До десяти лет рядом был брат Иван, но разница натур сказывалась в их отношениях. Оставались иные собеседники - парк, пруд, дорога и степь. За церковью, стоящей на возвышении против дома, начиналась дорога в яворовый лес, идя которым можно было добрести до сельца Жуки, а оттуда до Диканьки.

Быт детства Гоголя соединял прозаическое настоящее с призрачносказочным прошлым. Рядом была Диканька, про которую рассказывали много легенд. Когдато там стояли густые дубовые леса - дикие леса, оттого и место назвали Диканькой. В их заросли не попадал солнечный луч, они пугали своей таинственной темнотой и глубиной.

2 ученик: о друге

Позже его одинокие прогулки стал разделять Саша Данилевский - сосед и ровесник, - с которым сошлись они в одночасье - сошлись прочно, навсегда. На всю жизнь запомнил Гоголь тот день, когда Саша вдруг оказался у его постели, и внимательные, добрые, живые черные глаза взглянули на него сквозь туман: у Никоши был жар, он болел. Перед постелью на столике стояла чашка с клюквой - Никоша предложил Саше отведать ее, тот вежливо взял несколько ягод. И этот жест доброты, согласия, участия соединил их сердца. Вместе гуляли они по окрестностям Васильевки, вместе встречали праздники, шатались с ряжеными в ночь под рождество, разрисовывали для родителей подарки - картинки из книг, пейзажи, вместе мечтали о служении на пользу отечеству.

«Ближайший мой», «брат», «ненаглядный» - такими словами станет называть взрослый Гоголь своего друга Данилевского. К нему он будет привязан крепче, чем к комулибо. Ему станет прощать обиды, молчание, охлаждение. О нем будет тосковать в своих путешествиях, ему писать нежнейшие письма. Вместе пройдут они через учебу в гимназии, через жизнь в Петербурге, вместе покинут Россию, но и расставшись, не расстанутся душою.

Слово учителя: дом Гоголей был весёлым, хлебосольным и весьма изобильным, несмотря на то, что семья никогда не была богата. Отец брал его с братом с собой в коляску, когда объезжал имение. А дома Николай с удовольствием рассказывал об увиденном всем домашним, и они восхищались тем, как хорошо он умеет всё подметить и описать. На кухне что-то постоянно варилось, парилось и жарилось, было тепло, уютно и привольно.

Из всех гостей, какие приезжали в Васильевку, Никоша любил только одного. Он загорался счастьем, когда еще издали слышал бубенчики его коляски. Хлопчик тотчас выбегал на дорогу, цеплялся за коляску, помогал гостю сойти на землю, принимал шляпу, целовал руку. И, сияя от удовольствия, бежал рядом. Большой загадкой была для Василия Афанасьевича эта дружба маленького ребенка с 60-летним стариком, прославленным сочинителем Василием Васильевичем Капнистом. Все началось с шутки…Василий Афанасьевич, отец Никоши, сказал, что, чего доброго появится трагедия, которую напишет его сынок…Капнист, засмеявшись, всплеснул руками: Где же этот милый малыш, собрат по вдохновению? В эту минуту собрат по вдохновению сидел за столом в соседней комнате. Левой рукой он нервно теребил свои волосы, в правой же руке красовалось судорожно сжатое перо.

Василий Афанасьевич и Капнист на цыпочках подошли к Никоше. И тут старый поэт негромко проскандировал: “На чем запнулся, о поэт?”, испуганный Никоша вскочил со стула. Капнист ласково ему сказал: “Нет, хлопче, ты не должен прятаться со своим вдохновением: ведь ты же вверял его бумаге для того, чтобы сказать людям слово. Ну-ка покажи нам свою триумфальную песню”. Никоша еще крепче прижал листок к своей груди. Василий Васильевич Капнист, усмехнувшись, промолвил:

Понимаю. Стало быть ты стыдишься простых смертных? Но ведь мы с тобой родные братья по музе.

Исписанный листок слегка дрогнул в руке Никоши. И тут старый поэт понял, что коснулся нужной струны.

Конечно, ты не привык еще к большой аудитории. Но мы с тобой пойдем туда, где нас будет только трое: ты, я, и муза нашей поэзии…

Капнист взял его под руку и, сияя улыбкой, удалился с ним в соседнюю комнату. Наконец двери отворились…Старый поэт молчал. И только поднимаясь в коляску, неожиданно сказал почти шепотом:

А ведь у хлопца, пожалуй, талант. Кажется, напрасно мы с вами шутили. Но кто бы мог подумать!

Учитель: В мае 1821 г. Гоголь успешно поступает в гимназию в Нежине (слайд 8)

просмотр фрагмента видеофильма (2 мин) с записью в таблице из рабоч. тетради

1821-1828 гг. Десяти лет Гоголя отвезли в Полтаву для приготовления в Гимназию, к одному из тамошних учителей; затем он поступил в гимназию высших наук в Нежине (с мая 1821 г. по июнь 1828 г.), где был сначала своекоштным, потом пансионером гимназии. Гоголь не был прилежным учеником, но обладал прекрасной памятью, в несколько дней подготовлялся к экзаменам и переходил из класса в класс; он был очень слаб в языках и делал успехи только в рисовании и русской словесности. Гоголь учится в Нежинской гимназии. Время отрочества - время сложной и глубокой внутренней работы, внешне носящей печать замкнутости и скрытности. В это время, как и все в юности, он испытывает романтические влияния: «он загадочный, одинокий и гонимый светом мечтатель».

Из письма к матери в 1828 г.: «Я почитаюсь загадкой для всех; никто не разгадал меня совершенно. Здесь меня называют смиренником, идеалом кротости и терпения. В одном месте я самый тихий, скромный, учтивый; в другом - угрюмый, задумчивый, неотесанный и проч.; в третьем - болтлив и докучлив до чрезвычайности; у иных умен - у других глуп. И обязательное гонение света».

Его называли «таинственный карла». Юный Гоголь мечтает о подвиге, об исключительной миссии. В основе его мечтаний лежит желание самоутвердиться.

Учитель: В последних классах гимназии Гоголь завел “Книгу всякой всячины”. В эту толстую тетрадь в коричневом кожаном переплете он в алфавитном порядке заносил разнообразные полезные сведения, были здесь и словарь украинских слов с переводом на русский, описание игр и увеселений малороссиян, их обрядов, обычаев, запись песен, загадок, пословиц, названия малороссийских кушаний. Не случайно Гоголь назвал свои записи «подручной энциклопедией», ведь этот материал он активно использовал при работе над своими произведениями. Некоторыми объяснениями малорусских слов, внесенными в эту записную книгу, Гоголь пользовался, например, при издании «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

В 1829 г. едет в Петербург. Ему 20 лет. Столица встретила его неприветливо.

просмотр фрагмента видеофильма (2 мин) с записью в таблице из рабоч. тетради

Приехав в Петербург, он с изумлением увидел, как велик интерес в столице ко всему украинскому. В столичных журналах печатали сочинения украинских писателей, издавались сборники песен, книги по истории Украины.

Обращение Гоголя к украинской теме было закономерно. Его детство и юность прошли на Украине. Отсюда он вынес свои первые впечатления о жизни, здесь зародилась в нем любовь к украинскому фольклору. Приехав в Петербург, Гоголь неожиданно для себя почувствовал здесь атмосферу глубокого интереса к украинской культуре. “Здесь так занимает всех все малороссийское”, - с радостным изумлением сообщает матери Гоголь через несколько месяцев после своего приезда в Петербург.

Итак, Гоголь работал над “Вечерами…” вечером, ночью, в свободное время. Может быть, поэтому в них так вдохновенны сны. Гоголь – поэт ночи: “Ночь перед Рождеством”, “Майская ночь, или Утопленница”. На ночь падают фантастические события “Сорочинской ярмарки”, ночью совершается убийство в “Вечере накануне Ивана Купала”, месть в “Страшной мести”. По ночам морочат черти героев в “Пропавшей грамоте” и “Заколдованном месте”.

III. Народные предания о кладах - основа повести «Заколдованное место»

Учитель: На этом мы пока прервем свой путь по жизни Николая Гоголя и перейдем к его творчеству. В основу «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголь положил одно из народных преданий. Кто знает, может быть и такое?

3 ученик: «Жил-был бедняк-бобыль, и терпел он страшную нужду. Вот однажды довелось пахать ему свою пашенку, а пашня находилась невдалеке от курганов. Вечерело. Вот на одном могилище видит бобыль коня, весь будто из золота и горит как огонь. Бобыль не струсил: погнался за конем. С кургана на курган прыгала чудная лошадь; но наконец умаялась и остановилась на одном из курганов. Бобыль к ней, - почти касается лошадиной гривы и готовится ухватиться за нее. Глядь - расступилась земля, - и конь исчез под курганом. На другой день, на том же самом кургане, поблазнилось ему, что теплится свечка. Бобыль был человек досужливый и тотчас смекнул, что под курганом находится клад, которому пришла очередь выйти на свет Божий. Знал бобыль, как добываются клады, и, хотя много вытерпел от нечистой силы, достал-таки себе кучи серебра и золота и сделался первым богачом в своем обществе».

IV. Анализ текста. «Заколдованное место».

Дома вы читали повесть „Заколдованное место“. Понравилось произведение?

Кто рассказчик в повествовании Гоголя о заколдованном месте.? (быль, рассказанная дьячком …ской церкви)

Какие слова он использует? Все ли слова были понятны? (слайд 10)

нечистый дух

Обморочить

Батько

Худо

Уши развешивать

Россказни

Раздобары

Нанимали её у батька под баштан

Учитель: Рассмотрим иллюстрации к повести. Таким ли вы представляли себе это фантастическое место? И почему фантастическое? (слайды 11 - 15)

Учитель: В письмах к матери Н.В. Гоголь прочит написать ему “об Иване Купале, о русалках... Множество носится между простым народом поверий, страшных сказаний, преданий...” Какие из них Гоголь использовал в прочитанной вами повести? Отразилось ли народное предание о кладах в тексте Гоголя? Что не похоже на народное предание? Чем занимательнее текст Гоголя?

Вывод: Писатель переосмыслил текст предания по-своему: «нечистое» богатство» превращается в мусор. Почему? (достается даром)

  1. Какое любимое занятие было у деда? (Послушать разные байки от проезжих.)
  2. Что случилось однажды, как он пошел плясать? (На одном месте руки-ноги слушаться отказывались.)
  3. Где горела свечка? (На кладбище, это верный знак, что припрятан клад.)
  4. Как дед попал в нужное место во второй раз? (Ударил в сердцах по «заколдованному месту», где не плясалось.)
  5. Понравился ли вам клад, который с таким трудом «добыл» дед? Какой клад ему достался? (Котел с мусором.)
  6. Что росло на заколдованном месте? (Ничего доброго там не росло: «Арбуз – не арбуз, тыква – не тыква, черт знает что такое!»)

Таким образом, повесть „Заколдованное место“, как и другие повести „Вечеров“, опирается на традиционные фольклорные мотивы. Но и в этой повести, как и в других, Гоголь не воспроизводит в точности фольклорный материал, а создает свое собственное произведение. Для „Заколдованного места“ особенно характерен юмористический тон изложения. Фантастические элементы вставлены в бытовую реалистическую рамку, автор вводит множество бытовых деталей комического характера и самой речи придает сугубо-житейский разговорный характер.

V. Домашнее задание.

Повесть «Заколдованное место» является завершающей в сборнике «Вечеров…». Литературовед Н. Л. Степанов отмечает, что в ней «фантастика переплетается с жизненными, бытовыми подробностями». Выписать реальное и фантастическое, оформив в виде таблицы. (слайд 17)

VI. Общие выводы по уроку.

Итак, вернемся к началу урока. (На слайде портрет Гоголя) (слайд 18)

Понравился ли вам урок? Что показалось интересным? О чем хотелось бы узнать?

На фоне тихой музыки (Таисия Повалий «Цвiте терен, украинская народная песня).

Любой человек – это мир. А у каждого свой мир. Писатели, поэты – особенные люди. И каждый открывает мир этих необыкновенных людей по-своему. Сегодня мы сделали первые шаги в мир удивительного писателя. Пусть сегодняшняя тропинка не прерывается, пусть она перерастет в большую дорогу. И пусть творчество Гоголя находит в вашей душе скромное место


«Мёртвые души Гоголь» - Изображение жизни русских помещиков. Композиционное своеобразие поэмы. Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Изображение мира чиновников. И за границей писатель приступает к доработке уже сделанных и к написанию новых глав. Цель у Гоголя – показать лишь темные стороны жизни. Все гоголевские помещики? характеры яркие, индивидуальные, запоминающиеся.

«Игра о Гоголе» - Не даёт ответа. («Мёртвые души» Ноздрёв). Какую науку преподавал Гоголь в Петербургском университете? Из биографии Н.В.Гоголя. 2 команды Команду возглавляет капитан. Я знаю, тебе не золото нужно…» («Ну слушай. Историю средних веков. «Зимняя, ясная ночь наступила. К 200-летию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя.

«Гоголь писатель» - В душе небо и рай! Содержание. Растёт мастерство писателя от сочинения к сочинению. Что за дни! Пью - не напьюсь, гляжу - не нагляжусь. Гравюра на стали Ф.И. Иордана 1857 г. с портрета Ф.А. Боллера 1841 г. Санкт-Петербург. Гоголь создал собственный неповторимый образ северной столицы. По мнению Николая Васильевича, писатель должен быть не только художником, но и учителем.

«Писатель Николай Гоголь» - Изучение трудов по истории Украины легло в основу замысла "Тараса Бульбы". Отец писателя. В «Петербургских повестях» с огромной силой раскрывалась обличительная направленность творчества Гоголя. В 1835 оставил университет и целиком отдался литературному творчеству. Разочаровавшись, летом 1829 уезжает за границу, но скоро возвращается.

«Гоголь Николай Васильевич» - Во Святом Граде Гоголь проводит ночь в алтаре у Гроба Господня. Занимается изучением истории – украинской и всемирной. Премьера пьесы состоялась в Москве, в Малом театре. В доме – музее в Васильевке. Комната писателя. Гоголь готовится к паломничеству по святым местам. 1848 – Иерусалим. Посмертная маска Гоголя.


Урок литературы в 5 классе
Н.В. Гоголь «Заколдованное место». Реальное и фантастическое в повести.
Ход урока
Сейчас прочёл «Вечера на
Хуторе близ Диканьки». Они
изумили меня. Вот настоящая
весёлость, искусность,
непринуждённость, без
жеманства, без чопорности. А
местами какая поэзия!
А.С. Пушкин
Организационный момент.
Мотивация, целеполагание.
Учитель обращается к эпиграфу и объявляет цель урока.
Формулировка темы урока учащимися.
Запись в тетрадях: Н.В. Гоголь «Заколдованное место».
Проверка д/з
Заранее подготовленный ученик кратко рассказывает об основных биографических данных Н.В. Гоголя (мультимедийная презентация), остальные делают пометки в тетрадях.
Слово учителя
1831 – 1 часть
1832 – 2 часть
-Откройте оглавление сборников. В какой части находится повесть, которую вы читали дома?
-Давайте подробнее познакомимся со сборником. В начале есть предисловие, и з которого мы узнаем о том, кто рассказчик (Рудый Панько), о каких героях пойдет речь и т.д. И далее составленный самим писателем словарь. Когда вы читали повесть, наверняка не все слова были понятны, поэтому сегодня будем обращаться за разъяснением к этому словарю.
6. Подготовка к восприятию повести
-Показался ли вам сюжет повести «Заколдованное место»
необычным? В чем?
(Он напоминает легенды, предания, сказки.)
- Послушайте одну из легенд со схожим сюжетом и ответьте на
вопросы.
Учитель рассказывает народную легенду о кладе «Золотая курушка».
- О чем эта легенда? (о заговоренном кладе)
- А какие легенды о кладах знаете вы?
(возможные ответы детей – Приложение 1)
Изучение повести
Запись в тетрадях: «Н.В. Гоголь «Заколдованное место».
- Легко ли было понимать прочитанное? Все ли слова были понятны?
У вас на столах лежат карточки (перед уроком положить каждому) со словами. Вы знаете их значение? Давайте найдем их толкование в СЛОВАРЕ в начале сборника. (Работа по цепочке)
Вывод. -Какова же одна из особенностей языка этой повести? (много уркаинских слов, выражений, свойственных украинскому народу)
-Как вы думаете, для чего? (чтобы более правдоподобно, достоверно показать героев, передать национальный колорит, Н.В. Гоголю эта культура близка, т.к. он сам родился в Украине, как сообщалось в начале урока).
8. Работа с иллюстрациями.
А сейчас по вопросам и иллюстрациям восстановим содержание произведения. Составим картинный план, используя предложенные к данному произведению иллюстрации, и прикрепим их на доску.
Какое любимое занятие было у деда? (Послушать разные байки от проезжих.)
Чем решил развлечь дед знакомых чумаков? (танцами внуков)
А что неожиданно случилось с самим дедом во время танца внуков? (ноги неожиданно задергались, сами пустились в пляс)
Что необычного случилось с дедом во время его танца? (На одном месте руки-ноги слушаться отказывались, а потом очутился с гладком поле)
Где горела свечка? (На кладбище, это верный знак, что припрятан клад)
Что задумал дед сделать наутро? (вернуться и выкопать клад, но не нашел это место в поле)
Как дед попал в нужное место во второй раз? (Ударил в сердцах по «заколдованному месту», где не плясалось)
Какой клад откопал дед? (Котел с мусором)
Что росло на заколдованном месте? (Ничего доброго там не росло: «Арбуз – не арбуз, тыква – не тыква, черт знает что такое!»)
Работа с текстом.
Выразительное чтение учеником фрагмента повести «Третья ночь поиска клада» (от слов «Стал копать - земля мягкая...» до слов «...тогда только перевел дух»)
Анализ прочитанного:
Почему дед Максим решил, что в заколдованном месте есть клад?
Когда он отправился на поиски? (поздно вечером, на месте оказался уже ночью)
Как думаете, что чувствует человек в темноте, один в малознакомом месте? Как вы можете объяснить страхи деда?
Найти строчки, которые помогли бы нам озвучить эту картинку?
Что это могло быть в действительности? Слышали ли вы когда-нибудь отзвуки собственного голоса в лесу, в большом помещении? (Эхо)
Что ему чудилось (виделось и слышалось)?
Что он в итоге выкопал?(Котел тяжелый)
Каким вам видится дед? Смешно наблюдать за ним или страшно? Прочитайте примеры?
Какое качество подвело его? (жадность)
Смешно или страшно было читать этот фрагмент?
Над кем смеется Гоголь? Почему?
Постановка проблемного вопроса урока. «Что в повести реальное, а что фантастическое?
Работа с понятиями «реальность» и «фантастика» (своими словами с корректировкой учителя).
Реальность – то, что действительно существует не в воображении.
Фантастика – то, что основано на воображении, вымысле, что-то волшебное, невероятное.
Запись в тетрадях:
Составление таблицы «Фантастическое и реальное в повести» и заполнение ее примерами в ходе беседы.
Где происходит действие повести? В некотором царстве? Место действия реальное или фантастическое?(Украина)
О какое время происходят события? В незапамятные времена? Подтвердите это цитатами из текста. (в детстве рассказчика, весна)
От чьего имени ведется рассказ? Кто является рассказчиком повести? Назовите других действующих лиц. Они реальные или фантастические?
А предметы обихода, окружающие их, реальны или нет? Приведите пример из домашнего задания?
А одежда героев? Посмотрите нашу табличку?
Какие события описываются?
О каком месте рассказывает дьячок в этой повести?
Составление таблицы
Материал для сравнения Реальность Фантастика
Место действия Время Герои Быт и жизнь людей Одежда События Разделите иллюстрации на 2 части: описание реальных и фантастических событий.
Выводы: чего же больше в повести? Чему больше уделяет внимание Н.В,Гоголь? Почему? Обратите внимание на подзаголовок – «быль».
(Повесть «Заколдованное место» имеет подзаголовок быль. Все события изображены реалистично и правдиво. Подробно даны описания одежды, быта и жизни людей.)
-Так для чего же писателю нужно было соединять в одном произведении быль и сказку? Подумаем.
-Закончите слова Пушкина: «Сказка – ложь…»(Возможно, Гоголь хочет нас чему-то важному научить, предупредить о чем-то)
Подведение итогов.
- Какой же урок дает нам Гоголь?
Запись под диктовку:
«Заколдованное место» - повесть, где автор говорит с читателями о призрачности нечистым путем добытого богатства. Гоголь разоблачает жажду обогащения, губительную страсть к деньгам, приводящую в конце концов к катастрофе.
Рефлексия, объявление оценок
Чем запомнится вам сегодняшний урок?
Закончите предложения:
Сегодня на уроке я понял… Мне было трудно … Мне понравилось… - Я доволен
- Чью работу на уроке вы хотите похвалить?
Моё настроение похоже на (выбирают карточку) : солнышко,солнышко с тучкой,тучкуДомашнее задание: приготовьте пересказ запомнившегося эпизода.
Приложение 1
Золотая курушкаНу вот, шла старушка одна из байны, и впереди ее бежит курушка, и вся такима золотыма копеечками. Она за курушкой этой вслед - и хотела ее поймать, а она от ней прочь - а она вслед. Такая золотая курушка бежит - и в черемушку. Она поглядела: потерялась в черемушке. Искала-искала, потом заходила, опеть снова ходили искать, не могли найти. Курушка так потерялась. Потом, которы люди знают, говорят: тут клад через Черемушки попал. И так найти не могли. <...> Да вот я и сама ходила искать, ладила найти... золота бы и получила, дак ничего не могла найти.
Носить - не выносить
<...> Он служил в армии. И вот один какой-то проезжающий говорит: - Вот в таком-то месте в Олонецкой губернии Каргопольского уезда есть камечник. Там есть клад: носить - не выносить и возить - не вывозить. А место: в камечнике в этом есть камень, и в камню есть родничок. И вот в этом месте есть клад. Дак вот никто не знает, что вот какой там есть клад: носить - не выносить и возить - не вывозить. Милицию бы туда направить, может, она бы нашла.
Вертится, а в руки не дается
Есть клад такой: горшок вертится, а в руки не дается. Это было в Великом Дворе, в Алмозере. Копали - он уже близко. Его бы уже взять только - а он опять загремит - да вниз. Копают глубже - опять он вниз. Надо ведь не торопиться, да слова знать, да с иконой подступать...
Барашек из-под пола
Жила одна семья спокойно, тихо. Большая была семья. Уходят родители в поле, детей оставляют дома. В одно прекрасное время приходят родители домой, дети жалуются, что с ними барашек играет. - Какой барашек? - спрашивают. - Да с-под пола, - отвечают дети. Просят дети достать барашка. Но кто поверит? И пошла легенда по селу. Под страхом деревня стала жить. Дети припухли, играть не стали. А барашек все вылазил и играл с детьми. Золотой шарик вылазил... то золотым человеком, то барашком вновь прикидывался. Так шли годы. Из бань стали выходить ведьмы. В пустых домах музыка играла, черти плясали. Молодежь отсиживалась по вечерам дома. И дошла эта весть до станичного атамана. Взял он добрых казаков и пришел в деревню проверить, насколько это правда. Пришли в эту семью и начали делать раскопки. И обнаружили на глубине трех метров саблю дамасской стали и корзину с золотом. И оказалось, что тот, кто ложил клад, сделал заклинание и что клад таким образом должен обнаружиться. И так в этом доме хозяин стал богатым купцом. Все это было завещано предками потомству.
Приложение 2
Словарь
коморачумаки
курень
цыбуляхутор
галушки
хлопец
курень
люлька
сопилкасвитка
хусткажупан

Н.В. Гоголь «Заколдованное место»

План пересказа

1. Рудый Панько вспоминает историю из своего детства.
2. Дед идет на баштан (на бахчу) с внуками гонять воробьев и сорок.
3. Приезд чумаков (крестьян, занимавшихся торговлей солью, рыбой).
4. Ребята и старый дед танцуют.
5. Герой попадает в заколдованное место, где, как он думает, находится клад.
6. Поиски заколдованного места на следующий день.
7. Встреча старика с нечистой силой.
8. Клад оказался обманом.
9. Дед решил больше никогда не верить черту.

Пересказ
Главный герой, Рудый Панько, известный рассказчик баек, начинает свое очередное повествование, подтверждающее поверье: если «захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит; ей-богу, обморочит». Он вспоминает давнюю историю, случившуюся с его дедом.

Однажды дед взял их с братом, тогда еще мальчишек, гонять воробьев и сорок на баштане. Проезжали мимо знакомые чумаки. Стал их дед угощать дынями, а внуков попросил сплясать казачка. Да сам не усидел и пустился в пляс. И случилась здесь чертовщина какая-то. Только захотел дед «разгуляться и выметнуть ногами на вихорь какую-то свою штуку — не подымаются ноги, да и только». Пустился снова, да не вытанцовывается, оглянулся, ничего знакомого не увидел, а только гладкое поле. Стал приглядываться, наткнулся на дорожку в темноте. В стороне от дорожки на могилке вспыхнула свечка. Решил он, что это клад, да копать было нечем. Чтобы не потерять это место, повалил большую ветку дерева.

На другой день, чуть стало смеркаться в поле, дед взял заступ и лопату и пошел искать клад. Но так и не нашел, только дождь его замочил. Обругал дед сатану и вернулся ни с чем. На следующий день дед, как ни в чем не бывало, пошел на баштан выкопать грядку для поздних тыкв. А когда проходил мимо того заколдованного места, зашел на его середину и ударил заступом в сердцах. И вдруг опять очутился в том же самом поле. Нашел тайник, отпихнул камень, да решил табаку понюхать. Вдруг кто-то чихнул сзади. Огляделся - никого. Стал копать, увидел котел. Тут нечисть начала его пугать: попеременно появлялись перед ним птичий нос, баранья голова и медведь. Страшно было так, что хотел уже дед все бросить, но жалко было расставаться с кладом. Схватил он кое-как котел и «давай бежать, сколько доставало духу; только слышит, что сзади что-то так и чешет прутьями по ногам...»

Уже давно с хутора пришла мать с горшком горячих галушек, все повечеряли, мать вымыла посуду, а деда все нет. Вымыла она горшок и вышла на кухню, а там дед оказался. Он расхвастался, открыл котел, а там: «Что ж бы, вы думали, такое там было? ну по малой мере, подумавши хорошенько, а? золото? Вот то-то, что не золото: сор, дрязг... стыдно сказать, что такое».

С той поры дед и внукам наказал не верить черту: «И бывало, как услышит, что в ином месте неспокойно, сам крестится и нас заставляет. А место заколдованное плетнем загородил и весь бурьян и сор, который выгребал из баштана, бросал туда. Так на этом месте ничего доброго никогда и не выросло».



Читайте также: