Как помочь незрячему человеку. Как помочь близкому человеку, потерявшему зрение? В какой помощи нуждаются слепые люди

Наверняка, вы обращаете внимание не только на его слова, но и на внешний вид, манеру поведения, мимику, жесты и др. Психологами установлено, что эти невербальные элементы, большинство из которых воспринимается визуально, составляют 60 – 70% межличностных коммуникаций.

Именно такой доли информации о собеседнике лишается незрячий человек в процессе общения. Более того, это отражается и на его внешнем поведении – из-за отсутствия обратной связи мимика и жестикуляция незрячих часто бывают обедненными и даже неадекватными, что может затруднять их восприятие окружающими.

Не поддавайтесь первому впечатлению, если вдруг ваш незрячий партнер по общению выглядит немного странно. Просто он мог никогда воочию не наблюдать за общением людей: не видел, какие жесты они используют, как двигаются и во что они одеты. Не заостряйте внимание на внешних характеристиках, и тогда, возможно, вы поймете, что общаетесь с интересным человеком, у которого есть свои увлечения, семья и работа.

Все же некоторые невербальные элементы используются незрячими в качестве источника информации о собеседнике. К ним относятся голосовые и речевые характеристики, такие как громкость, темп, интонации и др. Например, эмоциональное состояние партнера незрячие обычно оценивают по голосу. По признанию многих незрячих, звучание голоса и речевые манеры также создают первое эмоциональное впечатление о человеке. Кроме того, на слух воспринимаются походка и общий стиль движений человека.

Вопреки распространенному мнению в социальной практике незрячих для получения информации о внешности окружающих неприемлемо осязательное восприятие. Так, в повести «Слепой музыкант» В.Г. Короленко, изображая сцену, в которой Петрусь ощупывает лицо Эвелины, описал нехарактерный случай. Слепые, даже дети, не ощупывают лица окружающих.

Обычно в общении большую роль играет зрительное взаимодействие. Взгляд на партнера мы часто используем в качестве сигнала готовности к общению, а зрительный контакт помогает поддерживать обратную связь. Отсутствие возможности использовать коммуникативное значение взгляда серьезно осложняет общение слепых с посторонними людьми, особенно установление первоначального контакта. Известны случаи, когда собеседник не мог сосредоточиться и вести разговор с незрячим человеком из-за отсутствия с ним зрительного контакта.

Чтобы не возникало подобных ситуаций и общение с незрячими не казалось вам неловким, хочется предложить некоторые рекомендации, которые, на наш взгляд, могут помочь лучше представить проблемы и возможности инвалидов по зрению и облегчить общение с ними.

Во взаимоотношениях зрячего и слепого нельзя брать за исходный момент слепоту. Здесь действует, прежде всего, комплекс общечеловеческих качеств: характер, эрудиция, внешность, а затем уже учитывается физический дефект. Если судьба столкнет Вас с незрячим человеком, знайте, что это такой же человек, как и Вы, что он живет в одном мире с Вами с теми же чувствами, мыслями, заботами.

Не стоит делать преждевременных выводов (ни положительных, ни отрицательных) о личностных качествах слепого человека на основании предыдущего опыта общения с другими слепыми, ведь незрячие люди отличаются друг от друга ничуть не меньше чем зрячие.

Общаясь с незрячими, не показывайте жалости, не спешите высказать свое соболезнование, сентиментальное сочувствие. Ведите себя ровно, спокойно, проявляйте необходимую требовательность, но вместе с тем и заботу.

При разговоре с незрячим не избирайте посредником его сопровождающего или родственников, а обращайтесь непосредственно к нему.

Не забывайте, что незрячий человек не видит обращенных к нему взглядов и жестов. Поэтому, желая начать разговор с незрячим, ему необходимо дать понять (словами или легким прикосновением), что Вы обращаетесь именно к нему, обращенного к собеседнику взгляда в данном случае недостаточно (разумеется, речь не идет об очевидных ситуациях, например, когда вы находитесь в помещении только вдвоем с незрячим).

Поскольку многие слова и выражения, связанные со зрением, часто употребляются в значительно более широком смысле (например, “увидим” часто обозначает “Узнаем” и т.п.), незрячие так же активно используют их. В разговоре со слепыми пользуйтесь обычной (традиционной для зрячих) лексикой, не стоит говорить “пощупайте” или “потрогайте” вместо “посмотрите”.

Помните, что слепота для многих незрячих является болезненной темой, многие из них не любят рассказывать о ее причинах, своих переживаниях по этому поводу и т.п. Поэтому постарайтесь не проявлять излишнего любопытства, а если все же решили расспросить незрячего о его слепоте, делайте это тактично и будьте готовы к его отказу от обсуждения этой темы.

Зрячим в присутствии слепого нужно избегать объяснений друг с другом только с помощью мимики и жестов. Незрячий замечает это и чувствует себя исключенным из общения.

В шумном помещении не отходите от незрячего, не предупредив его об этом. При сильном шуме он может не заметить, что Вы отошли, и продолжать говорить в пустое пространство. А затем, обнаружив, что Вас нет, почувствует себя неловко. И соответственно предупреждайте, когда возвращаетесь, иначе незрячий будет думать, что Вы еще отсутствуете.

Если оставляете незрячего одного в каком-либо помещении при включенном свете, не принимайте решения сами, узнайте у незрячего, оставить свет включенным или выключить его.

При встрече со слепым не гадайте и не спрашивайте его, узнает ли он Вас, лучше после приветствия сразу представиться.

Незрячим легче ориентироваться в знакомом помещении и находить необходимые предметы, если вещи находятся на отведенных им местах. Незрячий не имеет возможности быстро получить общую картину помещения, как это делают зрячие, окидывая комнату взглядом. Поэтому, чтобы обнаружить какой-либо переставленный с привычного места предмет, ему придется последовательно обследовать помещение.

Помните, что специфичные трудности испытывают не только совершенно слепые, но и слабовидящие – люди, имеющие глубокие нарушения зрения, но не утратившие его полностью. Поэтому не удивляйтесь (а тем более не обижайтесь), если мимо, не поздоровавшись с Вами, прошел Ваш слабовидящий знакомый. Даже, если он посмотрел в Вашу сторону, совершенно не означает, что он Вас узнал.

Ориентировку в пространстве и самостоятельное передвижение незрячих серьезно осложняют сильный ветер и осадки, нерасчищенный снег, громкие и продолжительные звуки (работа двигателей, играющие дети и т.д.). Поэтому, если Вы видите незрячего, идущего в одном с Вами направлении, предложите свою помощь. Также для незрячего особенно важна помощь при переходе через дорогу.

Зрячему сначала следует спросить незрячего, нужна ли его помощь и, получив положительный ответ, помочь. Если Ваше любезное предложение будет отклонено, не сердитесь, не раздражайтесь и помните, что есть незрячие, которые чужой помощи предпочитают самостоятельность.

Не следует голосом на расстоянии “регулировать” движения незрячего. Если это неизбежно и слепому грозит опасность, следует не только ясно и точно сказать незрячему, что надо сделать, но и проинформировать его о причине (например, остановитесь, впереди яма).

Если Вы сопровождаете незрячего, спросите, с какой стороны ему удобнее идти. Предпочтения у разных людей могут быть различными, однако общие правила рекомендуют, чтобы сопровождающий шел справа, то есть по той стороне, где встречается больше препятствий (зеленые насаждения, столбы, ларьки и т.п.).

При передвижении незрячий слегка берет сопровождающего под руку и идет, отставая на полшага. В таком положении незрячий по Вашим движениям может получать информацию о характере дороги (подъемах, спусках и т.п.). Однако о сложных препятствиях (крутой лестнице, луже, которую надо перешагнуть и т.п.) лучше специально предупредить. Когда не сопровождаемый держится за Вашу руку, а, наоборот, Вы берете его под руку, в процессе передвижения возникает неудобное для незрячего положение, в котором он должен идти чуть-чуть впереди Вас, а Вы непроизвольно его подталкиваете.

Перед спуском или подъемом по лестнице спросите незрячего, как ему удобнее идти под руку или держась за перила.

Когда идете со слепым и несете чемодан, портфель и т.п., по возможности не несите их в той руке, за которую он держится (иначе ноша будет бить его по ногам).

Не оставляйте незрячего одного на проезжей части улицы, на открытом крыльце или в дверях, проведите его в безопасное место.

По возможности информируйте незрячих об изменениях в окружающей среде (перестановках мебели, дорожных работах, перекрытии движения по улице и т.д.

Если Вы заметили незрячего человека на остановке, предложите ему свою помощь. Когда подойдет нужный транспорт, достаточно довести слепого до двери и при возможности указать поручень, положив на него его руку. Дальше незрячий справится сам. Если Вы по каким-либо причинам не можете продолжать ждать (например, Вам нужно уехать на подошедшем транспорте), обязательно проинформируйте об этом незрячего, иначе он будет продолжать ждать Вашей помощи. При этом не стоит испытывать неловкости.

При выходе из транспортного средства не пытаетесь поддержать слепого сзади, лучше выйдите первым и подайте руку.

В общественных местах или в транспорте не пытайтесь во что бы то ни стало усадить незрячего, прежде спросите, желает ли он этого. Чтобы помочь незрячему сесть, надо показать ему, где находится сидение. Для этого достаточно положить руку слепого на спинку стула или сиденья.

Обслуживая инвалида по зрению за столом, не давайте ему столовые приборы в руки, не кладите их в его тарелку, просто сообщите незрячему, где находятся столовые принадлежности. Он после этого все найдет сам.

Надо всегда информировать незрячего, что из еды находится на столе, чтобы он мог выбрать по своему вкусу.

Если знакомите незрячего с каким-либо предметом, не водите с силой его руками по поверхности, а слегка направьте руку на предмет, дайте незрячему самому его потрогать.

При этом Вы можете заострить внимание незрячего на интересных с Вашей точки зрения деталях.

Помочь незрячим людям, это благое дело. Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Рай станет обязателен тому, кто поможет пройти слепому человеку сорок шагов» .

Гульназ Сабитова

По данным Департамента здоровья и социального обеспечения, в США насчитывается 4,3 миллиона незрячих или слабовидящих. У многих из нас есть такие люди среди знакомых и нам бы хотелось оказывать им поддержку, но не каждый знает, как себя вести и быть полезным. Предупреждайте человека, когда вы входите в комнату, спрашивайте, чем вы могли бы помочь – это вполне простые способы проявить вежливость и помочь слепому человеку. Прежде всего, ваше поведение должно основываться на уважении и понимании того факта, что человек, которому вы желаете помочь, не просто незрячий.

Шаги

Основные нормы учтивости

    Громко здоровайтесь. Когда вы входите в помещение, где уже находится слепой человек, громкое приветствие оповестит его о вашем присутствии. Если молчать до тех пор, пока вы не приблизитесь к этому человеку, он или она могут подумать, будто вы возникли из ниоткуда, а это может поставить в неловкое положение любого.

    • Назовите себя, чтобы человек понял, с кем имеет дело.
    • Если человек предлагает вам руку для рукопожатия, то не отказывайте.
  1. Сообщайте о своем уходе из комнаты. Это не всегда интуитивно понятно, но по уходу следует что-нибудь говорить. Не следует полагаться на то, что человек услышит ваши удаляющиеся шаги. Уходить без предупреждения просто невежливо, ведь человек может продолжать обращаться к вам. Такая неловкая ситуация расстраивает.

    Предложите свою помощь. Если вам кажется, что человеку не помещает ваша помощь, то вместо предположений лучше всего спросить прямо. Вежливо предложите: «позвольте мне помочь вам?» Если ответ положительный, то спросите, что вам следует делать. Но если ответ отрицательный, то настаивать невежливо. Множество незрячих научились прекрасно обходиться без какой-либо помощи со стороны.

    • Если вашу помощь готовы принять, то делайте лишь то, что просят. Зачастую зрячие люди берут на себя слишком много из добрых побуждений, а незрячего человека такое поведение может оскорбить.
    • В некоторых случаях спрашивать даже не нужно. Например, когда все усаживаются за стол, а незрячий человек уже сидит, то нет нужды подходить и спрашивать, чем бы вы могли помочь. Старайтесь прочувствовать ситуацию, а не угадывать.
  2. Задавайте вопросы прямо. Многие не имеют опыта общения с незрячими людьми и не знают, как им следует обращаться. Например, в ресторане официанты зачастую обращаются к человеку, сидящему рядом со слепым, когда предлагают незрячему еще воды или принести меню. Незрячие люди не видят, но все слышат, поэтому всегда обращайтесь непосредственно к ним.

    Используйте слова «смотреть» и «видеть». У вас может возникнуть соблазн изменить своим речевым привычкам и попытаться не использовать слова вроде «смотреть» и «видеть». Лучше используйте их, иначе может возникнуть неловкая ситуация. Незрячему человеку будет неприятно не от использования этих слов, а от того, что с ним вы говорите иначе, нежели со всеми остальными.

    • Не стесняйтесь говорить фразы вроде «Очень рад видеть вас».
    • Но не используйте слова «смотреть» и «видеть», описывая действия этого человека. Например, если человек рискует наткнуться на что-то, то лучше сказать «Стойте!», а не «Смотрите под ноги!»
  3. Не следует гладить собаку-поводыря. Это специально обученное животные, которые призваны оберегать жизнь и безопасность незрячих людей. Слепые полагаются на собак-проводников в вопросах ориентирования, поэтому не следует их звать или гладить. Если пса отвлечь, то может возникнуть опасная ситуация. Не отвлекайте внимание пса. Гладить его можно только в том случае, если незрячий человек сам предложил вам это.

    Не стройте догадки о жизни слепых. Задавать много вопросов или обсуждать вопрос слепоты неэтично. Они постоянно отвечают на такие вопросы. Каждый день они попадают в места и ситуации, в которых зрячие чувствуют себя более комфортно. Вы окажете гораздо большую любезность, разговаривая со слепым о самых обычных вещах.

    • Распространенный миф, о котором часто спрашивают у слепых, это их невероятный слух или обоняние. Слепым приходится полагаться на эти чувства гораздо больше, чем зрячим, но у них нет никаких супер способностей, а предполагать такое некрасиво.
    • Обычно незрячие не любят говорить о причинах своей слепоты. Они могут сами начать этот разговор. Только в таком случае вы можете задать несколько вопросов.
  4. Помогайте пройтись по ступенькам. Сначала сообщите о том, следует ли подниматься или спускаться, также опишите примерный уклон и длину лестницы. Затем положите руку слепого на перила. Если вы ведете человека, то сделайте первый шаг и дождитесь, чтобы направляемый поспевал за вами.

    Помогайте проходить в дверные проемы. Приближаясь к двери, слепой должен находиться со стороны петель и ему следует сказать, в какую сторону открывается дверь. Сначала откройте дверь и пройдите в нее сами. Затем поместите руку слепого на дверную ручку и позвольте ему закрыть дверь за вами обоими.

Кто есть кто в благотворительности? Мы продолжаем публикацию серии интервью с действующими лицами и героями милосердия.

Вера Ремажевская создавала свою методику обучения и реабилитации слепых детей, чтобы помочь своей дочке. Сегодня основанный ею центр для детей с проблемами зрения «Львенок» — единственный в Украине.

Что ожидает в нашем жестоком мире слепого человека? Обидное название «инвалид», скудная помощь от государства, ощущение, что ты не нужен, ты – обуза. Родные, если и пытаются помочь, как это делать — не знают. Что делать? К кому обращаться за поддержкой?

Все эти вопросы обступили в одночасье юную студентку из Львова Веру Ремажевскую, когда ее новорожденной девочке в 1980 году был поставлен страшный диагноз «слепота». Надо отдать должное мужу героини нашего рассказа – он не испугался трудностей, добросовестно выполняя обязанности главы семейства. Но основное бремя ухода за незрячим ребенком легло на молодую маму. Детские сады в СССР не занимались слепыми детьми. И пришлось ей доходить до всего самой. Гуманитарное образование ответов на ее вопросы не давало, интернета тогда не было. Да что интернет – книги зарубежных психологов можно было достать лишь в «спецхранах». Но чего не могли дать книги, восполняла материнская любовь, интуиция, и врожденный педагогический талант. Занималась с дочерью как могла, как умела, как чувствовала.

Когда дочка подросла и пошла в школу для слепых детей, Вера устроилась туда же секретарем-машинисткой. Уже тогда она увидела: благодаря домашним занятиям, дочь лучше подготовлена к учебе, чем ее сверстники. Ремажевская тогда уже заочно получала второе высшее образование на дефектологическом факультете пединститута. И постепенно ее интуитивные наработки по дошкольному и школьному воспитанию детей с нарушениями зрения обрели форму стройной научной системы.

Для реализации своей мечты – помочь таким же мамам слепых детей, Вера Николаевна в 1996 году добилась открытия в родном Львове уникального учебно-реабилитационного центра «Левеня» («Львенок») для детей с проблемами зрения – единственного в Украине, руководителем которого является по сей день. Здесь Ремажевская внедрила свою систему помощи слепым и слабовидящим детям.

    В чем особенности методики Ремажевской? Если описывать очень упрощенно и кратко, она зиждется на «пяти китах»:
  • Раннее развитие остаточного зрения, слуха, двигательного восприятия, мелкой моторики рук. Ведь 90% информации об окружающем мире обычный человек получает благодаря зрению. А слепой всего этого лишен – поэтому ему приходится компенсировать сенсорный голод в первую очередь тактильной чувствительностью. Недаром такие люди даже читают пальцами – благодаря азбуке Брайля. Важно заметить: часто слепые дети не любят мягких игрушек, из-за своей бесформенности те для них малоинформативны. Вместо этого таким ребятишкам лучше дарить игрушки твердые – можно деревянные, с помощью которых гораздо легче осваивать формы окружающего мира.
  • Ранее приобщение к бытовому самообслуживанию, воспитание самостоятельности. Понятно, что мама быстрее накормит слепого ребенка с ложечки, оденет его, умоет. Но гораздо лучше, если все это он будет делать сам – пусть медленнее, пусть с ошибками, но постоянно тренируясь и лучше познавая окружающий мир через практическую деятельность.
  • Социальная адаптация, умение общаться со сверстниками. Важно рассказывать ребенку о реакции собеседника – ведь он ее не видит. Слепые дети четко слышат в голосе усталость, ложь, скрываемые эмоции. По этой причине из них получаются хорошие психологи, чье понимание душевного состояния пациента настолько глубоко и безошибочно, что вызывает у окружающих почти мистическое благоговение. Кстати, незрячая дочка Веры Николаевны успешно закончила университет и работает психологом в Центре «Львенок».
  • Осознание важности выстраивания отношений с другими детьми в семье. Если слепым родится младший ребенок – взваливать на старшего значительную часть обязанностей по уходу за ним категорически не следует. О младших здоровых детях – и говорить нечего. Ведь все должно идти от сердца – что и есть любовь в чистом виде, невозможная без свободы и добровольности. И здоровых детей ни в коем случае нельзя обделять любовью в пользу «особенного» ребенка – ведь она вернется к нему через любимых и любящих братьев и сестер. Понимание этого пришло в семью Ремажевских, когда у незрячей дочери родилась здоровая младшая сестра.
  • И, наконец, для нормального воспитания слепого ребенка необходимо принятие ситуации родителями. Это особенно близко Вере Николаевне — православной христианке. Ведь на все Воля Божья, Его Промысел и замысел. И как же нужно следование молитве: «Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить; терпения перенести то, что я изменить не могу; и мудрости – отличить одно от другого».

    А последнее бывает, ох, как трудно. Ведь все родители искренне любят своих детей, и хотят, чтобы те были здоровы. И каким же шоком оборачивается для них известие, что их ребенок родился слепым. А случаи эти, увы, наблюдаются все чаще. Количество детей с проблемами развития неизбежно растет. Несколько лет назад и Россия, и Украина приняли стандарты Всемирной организации здравоохранения относительно того, что «недоношенным ребенком» будет считаться любое дитя, родившееся преждевременно, после 20 недель беременности весом более 500 г. Статистика же, увы, насчет таких глубоко недоношенных детей безжалостна – у 90% из них наблюдаются, помимо других патологий, нарушения зрения, вплоть до полной слепоты.

    Конечно же, в таких случаях родителями немедленно предпринимаются попытки зрение вернуть. Но, увы, в большинстве случаев медицина пока оказывается бессильной. Однако смириться с этим очень нелегко. Начинаются поездки в специализированные клиники в поисках «самой надежной», дорогостоящие операции, не приносящие ожидаемого эффекта. Более того, их проведение не только требует огромных денег из карманов родителей, но и приносит слабому здоровью ребенка значительный, а часто и непоправимый вред. Ведь большинство хирургических вмешательств проводится под общим наркозом, а препараты, используемые для него, далеко не безвредны для клеток незрелого мозга. И чем больше на юный организм действуют наркотические лекарства – тем больше вероятность развития дополнительных проблем у недоношенных детей.

    В таких случаях важно вовремя понять, что твое жизненное предназначение не в том, чтобы вопреки здравому смыслу добиваться чуда, но дарить свою любовь «особенному» ребенку. Ведь из него, при соответствующем воспитании, может вырасти писатель, психолог, учитель, юрист и, главное, просто настоящий человек. Только важно помнить, и об этом Вера Николаевна всегда говорит на встречах с родителями: нельзя полностью «растворяться» в заботе о ребенке. Ведь только высокодуховная, самоценная личность может воспитать такого же человека. Вспоминая название центра, основанного героиней нашего рассказа, можно сказать, что «львенок рождается только у львицы», и львом его можно воспитать лишь не предав самого себя…

    Откуда бы ни позвонили в центр «Львенок» родители (а звонят и из Украины, и из других стран), их постараются принять максимально быстро. Для этого в центре есть комнаты для круглосуточного пребывания, ведь не каждый может позволить себе гостиницу или «частный сектор».

    Денежные пожертвования? От них не отказываются. Ведь, кроме государственного финансирования, центру помогают добровольные жертвователи. И, как в причте о бедной вдовице с ее двумя лептами, бедные люди жертвуют больше богачей. Может потому, что они сочувствуют таким же страждущим не из-за абстрактной благотворительности – а потому что сердцем понимают их боль и нужду, как собственные. Тем более, что помощь детям с проблемами зрения и их родителям периодом пребывания во «Львенке» не заканчивается, ведь в ней семья будет нуждаться довольно продолжительное время. Родители, которые обращаются в центр «Львенок», нуждаются в поддержке психологов, иначе их желание сотрудничать может просто перегореть. Поэтому сотрудники центра часто на своем стареньком служебном автомобиле, подобно бригаде «скорой помощи», выезжают к тем, кто нуждается в их помощи, в радиусе до 100 км от Львова.

    Коммерческой заинтересованности в монопольном использовании своей методики у основательницы центра «Львенок» нет. Кроме того, Вера Николаевна прекрасно понимает, что один центр не в состоянии помочь всем нуждающимся слепым детям. Поэтому она с удовольствием делится своим опытом – с педагогами и врачами, как отечественными, так и зарубежными. Совсем недавно, например, Львов посетили коллеги из Нижнего Новгорода и Софии.

    Благодаря этому, наработки героини нашего рассказа все шире используются в образовательных учреждениях для детей с нарушениями зрения. Выпускаются методические пособия для педагогов и родителей, специальные тетради и учебники для детей, в этом немалую помощь оказывает и Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины. Правда, возможности эти, ввиду перманентного экономического кризиса последних лет, довольно ограничены. К сожалению, до сих пор уникальная методика практически не представлена в интернете.

    Возможно, внедрение метода доцента Ремажевской пошло бы быстрее, согласись она перейти на более влиятельную должность, и тогда указанные разработки обрели бы силу обязательных рекомендаций. Вера Николаевна смеется: «Это не для меня». Центр стал для нее настоящим «третьим ребенком», а «своих детей не бросают никогда», говорит В. Н. Ремажевская. Настоящий педагог, она не мыслит себя без практической работы с детьми – а времени на это и так хватает с трудом.

    Наша героиня – еще и заведующая кафедрой коррекционной педагогики Института последипломного педагогического образования. Так что знания, так щедро раздаваемые, попадают на нужную почву. Ну а то, что не все специалисты в Украине эти рекомендации исполняют – так «насильно мил не будешь». Если нет желания самосовершенствоваться, нет веры в положительный результат, то работа не принесет ни радости самим педагогам, ни пользы детям с нарушениями зрения.

    Собственно, интервью у нее бралось в период отпуска, который, по сведениям, полученным автором статьи от секретаря директора «Львенка», отличается от обычной работы разве что более свободным графиком посещения «отпускницей» рабочего места. Вместо отдыха — регулярные семинары, поездки, встречи с сотрудниками. И, самое главное – работа с детьми и их родителями.

  • Оказывать помощь нуждающимся должен уметь каждый. Даже если в вашем окружении нет слепых, жизнь может столкнуть вас с таким человеком. Именно поэтому мы предлагаем усвоить соответствующие правила поведения.

    Помощь при переходе улицы

    • Спросите, нуждается ли слепой в помощи. Известны случаи, когда люди, пытаясь помочь, неправильно понимали намерения другого человека. Например, переводили через улицу, когда человек ждал трамвай.
    • Сообщите ему, что переведете его через улицу.
    • Возьмите за руку и осторожно ведите, предупреждая о подъемах, спусках, ступенях, тротуаре.

    Помощь в транспорте

    • Помогите слепому, вошедшему в транспорт, осторожно пройти вперед.
    • Покажите поручни, положив на них его руку.
    • Если человеку нужно выйти из транспорта, позвольте ему сделать это самостоятельно.
    • Если вы ведете слепого, следуйте впереди, указывая на поручни и ступени.
    • Сажая в автомобиль, подведите его к открытой двери и положите руку на ее верхний край, вторую руку - на крышу.
    • В любом случае, встречая слепого на улице или в транспорте, сначала предложите ему свою помощь, но не навязывайте её.
    • Провожая, предложите ему опереться на вашу руку. Не подталкивайте его и не берите под руку.
    • Слепые люди чувствуют движение и следуют за вами автоматически, поэтому не нужно озвучивать, куда вы поворачиваете.
    • Проводя его через дверь, идите впереди, протягивая руку назад.

    Помощь на тротуарах и подъемах

    • На тротуарах сообщайте слепому о предстоящем спуске и подъеме, не препятствуя ему в ощупывании поверхности тростью.
    • Перед ступеньками достаточно сказать: «Внимание, ступени», - и указать направление (вверх или вниз).
    • Помогите ему положить руки на перила, указав на сторону, в которой они расположены.
    • Если есть выбор – лестница или эскалатор, предупредите слепого и предоставьте право выбора ему.

    Помощь в магазине

    • Помогая слепому войти в магазин, проводите его к продавцу или до нужного отдела.
    • Если точно известно, что нужно, то он может купить товар сразу. В противном случае разложите перед ним ассортимент, чтобы он мог его ощупать.
    • Опишите слепому цвет и рисунок. Допускается дать совет, например: «Этот цвет Вам не подходит».
    • Если человек не называет номинал банкноты сам, то вам следует сказать, какую купюру вы получили.
    • Сдачу рекомендуется считать, складывая ее в руку слепого.

    Не бойтесь разговаривать!

    Не стоит акцентировать внимание на недуге человека, которому вы помогаете. Однако следует оставаться тактичным. Иногда сами слепые могут шутить над своим положением. Со стороны разговор с ними может казаться затруднительным. Не стесняйтесь глаголов «смотреть» и «видеть». Эти слова употребляются всеми людьми. Проявите терпение и не задавайте лишних вопросов. Поддерживайте непринужденную беседу и не нервничайте, чтобы не сказать лишнего.



    Читайте также: