Королевский бастион в лопатинском саду смоленска. Ворота после перестройки

Советское время

Ворота после перестройки

(нем. Königstor ) - одни из семи сохранившихся городских ворот Калининграда. Расположены на пересечении улицы Фрунзе и Литовского вала. В 2005 году Королевские ворота были символом празднования 750-летия Калининграда. С того же года в воротах размещается Историко-культурный центр «Великое посольство», являющийся филиалом Музея Мирового океана. В воротах расположены экспозиции, посвящённые возникновению и развитию города-крепости Кёнигсберг, посещению Кёнигсберга выдающимися людьми и дипломатической истории Кёнигсберга-Калининграда (в частности, посещению Кёнигсберга Великим посольством Петра I.

Ворота выстроены в псевдоготическом стиле и внешне напоминают маленький замок.

История

Немецкое время

Нынешние Королевские ворота унаследовали своё название от более старых ворот, располагавшихся на том же месте. Первоначально на этом месте находились Кальтхофские ворота. В 1717 году они были снесены, а во время вхождения Кёнигсберга в состав России во время Семилетней войны ворота на этом месте были построены заново русскими инженерами. Эти ворота первоначально назывались Гумбинненскими, так как именно в Гумбиннен (ныне Гусев) вела шедшая через них дорога. В 1811 году ворота были переименованы в Королевские, по названию улицы, на которой они находились (нем. Königstrasse ). Название же улицы связано с тем, что по ней следовали прусские короли, направлявшиеся из кёнигсбергского замка на войсковые смотры в предместье Девау.

В конце первой половины XIX века в Кёнигсберге началась модернизация городских укреплений. Тогда старые ворота были снесены, а на их месте были построены новые, сохранившиеся до сих пор.

Торжественная закладка новых Королевских ворот состоялась 30 августа 1843 года в присутствии короля Фридриха-Вильгельма IV, а завершилось строительство в 1850 году.

В конце XIX века оборонительные сооружения, в состав которых входили Королевские ворота, устарели с военной точки зрения и стали мешать развитию города. В1910 году военное ведомство признало, что эти оборонительные сооружения окончательно утратили военное значение и продало их городу. Позднее в XX веке валы, примыкавшие к воротам по бокам, были срыты, поскольку они мешали возросшему автомобильному движению. Таким образом ворота стали свободностоящим, островным строением. Теперь они выполняли функцию своеобразной триумфальной арки.

Не известно, использовались ли Королевские ворота в качестве оборонительного сооружения во время штурма города советскими войсками в ходе Восточно-Прусской операции Великой Отечественной войны. По крайней мере в хрониках военных действий и в мемуарной литературе они не упоминаются (к примеру, нет упоминаний о боях у ворот ни в массово изданном советском сборнике «Штурм Кёнигсберга», ни в мемуарах руководителя немецкой обороны генерала Отто Ляша).

Ворота получили повреждения от артиллерии и бомбардировок, но это не говорит о том, что они были целью, ведь артобстрелам и бомбардировкам подвергался весь город.

Об истории ворот в период с 1945 по 1960 год ничего не известно. Первый официальный послевоенный документ, имеющий отношение к Королевским воротам - постановление Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года. Этот документ устанавливал перечень исторических памятников города, взятых на государственную охрану.

Однако единственным следствием этого постановления было то, что ворота украсились табличкой «Памятник состоит на учёте и охраняется государством». Никаких реставрационных и даже консервационных работ тогда не проводилось.

К тому времени сквозного проезда через ворота уже не было.

В течение ещё пятнадцати лет в истории ворот ничего не происходило. Их не реставрировали, о них не писали. Ворота постепенно разрушались.

В 1975 году в Министерство культуры РСФСР и Управление по охране памятников истории и культуры пришло следующее письмо, подписанное председателем калининградского горисполкома В. В. Денисовым:

Однако на деле эти благие намерения никаких последствий не вызвали. Наоборот, вскоре над воротами нависла новая угроза:

Однако московские эксперты не дали добро на «обтёсывание» ворот.

В том же году впервые с конца войны ворота стали использоваться: в них разместился книжный магазин № 6.

В последующие годы попытки местных властей уничтожить ворота не прекращались. В номере от 8 января 1978 года газета «Калининградская правда» написала о том, что ворота следовало бы снести. Вряд ли эта статья была случайностью, так как примерно тогда же Калининградский горисполком направил в Министерство культуры и Центральный совет Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры официальный запрос о снятии с Королевских ворот государственной охраны.

Однако и на этот раз инициатива калининградских властей по уничтожению свидетельств довоенной истории города не встретила поддержки в Москве. Статья из «Калининградки» попала на глаза начальнику Управления по охране памятников истории и культуры Министерства культуры РСФСР А. Н. Копылова, который резко раскритиковал инициативу.

Для того, что бы решить вопрос ценности Королевских ворот, в Калининград Министерством культуры была послана специальная комиссия. Она работала в городе с 10 по 16 сентября 1978 года. В результате охранный статус ворот был подтверждён, и из Министерства культуры в Калининград пришло письмо, в котором обосновывалось историческое и культурное значение ворот, и давался отказ на просьбу о снятии с них статуса охраняемого памятника.

К началу перестройки книжный магазин в воротах перестал существовать. Они вновь стали бесхозным сооружением, за которым никто не ухаживал, и которое постепенно разрушалось. Некоторое время ворота использовались под склад и магазин. В 1990 году в воротах располагалось кооперативное кафе.

Ворота после перестройки

К 1991 году ворота были заброшены. В течение последующих десяти лет это положение не менялось, несмотря на то, что существовало множество вариантов их восстановления и дальнейшего использования.

Поворотным событием в истории ворот стало празднование семисотпятидесятилетия Кёнигсберга, которое отмечалось в 2005 году. Королевские ворота стали не только одним из многих объектов, отреставрированных к юбилею, именно это сооружение стало главным символом юбилея.

Юбилейный символ представлял собой силуэт ворот на фоне российского флага с надписями «Калининград» и «750».

Осенью 2004 года из федерального бюджета для реставрации ворот было выделено 20 миллионов рублей, однако потом стоимость увеличилась более чем вдвое, до 49 миллионов рублей.

Реставрационные работы начались в ноябре 2004 года. К этому времени состояние ворот оставляло желать много лучшего, ведь они были повреждены ещё во время войны и простояли без ухода почти шестьдесят лет. Были повреждены барельефы: у Фридриха I, герцога Альбрехта и Оттокара II были отбиты головы.

Реставрационные работы здания проводились ООО «Монострой».

Ход реставрации ворот курировался на самом высоком уровне, так как оргкомитет по подготовке празднования 750-летия Кёнигсберга возглавлял министр экономики РФ Герман Греф. В феврале 2005 года он заявил, что если к 3 июля (последний день юбилейных торжеств) ворота не будут полностью отреставрированы, то рядом с ними для чиновников, ответственных за реставрацию, будет установлена Королевская виселица.

Однако прибегать к таким крутым мерам не пришлось: ворота были готовы в срок. Их открытие после реставрации состоялось 1 июля.

Реставрация барельефов «трёх безголовых королей», как их прозвали в Калининграде (хотя один из них, Альбрехт, не был королём) представляла собой особую трудность. Практически не было документации, и судить о том, как они выглядели до войны, можно было только по фотографиям. Отправить фигуры на реставрацию в Германию, где имеется большой опыт подобных работ, было крайне сложно из-за российских законов, которые предусматривают сложную процедуру оформления разрешения на временный вывоз объектов культуры за границу. В связи с этим было решено реставрировать фигуры на месте.

Для реставрации фигур в Калининград из Санкт-Петербурга прибыли мастера Алексей Кадыров и Сергей Бугаев, скульпторы-реставраторы, которые до этого реставрировали Певческую капеллу им. Глинки в Санкт-Петербурге. Также для реставрации барельефов был приглашён ведущий реставратор Государственного Эрмитажа Вячеслав Мозговой.

Трудность реставрации заключалась среди всего прочего в том, что фигуры были выполнены из песчаника особой породы, и для укрепления голов пришлось создавать специальный состав.

Не обошлось и без курьёзов: когда головы уже были практически готовы, в одном из польских архивов были обнаружены детальные фотографии фигур. Головы пришлось делать заново. Теперь на тот случай, если короли в будущем по каким-либо причинам вновь лишатся голов, их можно будет заменить запасными.

10 ноября 2005 года в стену Королевских ворот было вмуровано послание к потомкам - стеклянный футляр с книгой «Город моей мечты», из которой калининградцы будущего узна́ют, как представлялось их время калининградцам 2005 года. Одна из записей в книге была сделана президентом России Владимиром Путиным 2 июля, во время посещения им юбилейных торжеств.

Создание послания потомкам было инициативой Музея Мирового океана.

10 февраля 2005 года ворота были переданы Музею Мирового океана. Здесь разместилась экспозиция, посвящённая Великому посольству Петра I в Европу.

Архитектура ворот

Как и остальные ворота Кёнигсберга, Королевские ворота были выстроены в стиле неоготики, но именно в Королевских воротах стиль выражен наиболее ярко. Материал ворот - кирпич.

Автор проекта ворот - генерал Эрнст Людвиг фон Астер, (по неподтверждённой версии, за художественное оформление фасадов отвечал архитектор Фридрих Август Штюлер), барельефы создал скульптор Вильгельм Людвиг Штюрмер.

Королевские ворота состоят из одного проезда шириной в 4,5 метра, по бокам от которого расположены бывшие казематы. Со стороны города казематы имели окна и двери, а со внешней стороны - амбразуры. С внешней стороны ворот располагалась так называемая кордегардия - дворик, простреливавшийся со всех сторон.

Вертикальное членение ворот состоит из трёх равношироких частей (порталов), две боковые части членения заключают в себя казематы, средняя же принадлежит проезду. Горизонтальное членение обозначено пояском-карнизом, который делит ворота на два яруса. Казематы имеют высоту в один ярус, средняя часть ворот (часть с проездом) возвышается над ними на высоту ещё одного яруса. На краях крыши как казематов, так и центральной части расположены зубцы. На четырёх углах высокой центральной части расположено по башне. На внешних углах нижнего яруса имеются четыре таких же башни, таким образом, ворота имеют восемь башен. Сейчас все восемь башен выглядят одинаково, однако в XIX веке башни нижнего яруса имели форму турелей - стилизованных дозорных башенок. Скорее всего башни нижнего яруса приобрели свой теперешний вид тогда, когда ворота перестраивали после их продажи городу.

Первый ярус ворот украшен тремя порталами, второй - тремя нишами, в которых установлены барельефы короля Чехии Отакара II (слева), короля Пруссии Фридриха I (посередине) и герцога Пруссии Альбрехта I (справа). Под фигурами размещены их родовые гербы. Выше ниш изображены гербы прусских земель - Замланда и Натангии.

Лицевые стены имеют толщину в два метра, своды - 1,25 м. Покрытия ярусов и перекрытия между ярусами выполнены в виде системы крестовых сводов. Так как эти своды вызывали сильный распор, на боковых гранях ворот были устроены контрфорсы.

За время своего существования архитектура ворот претерпела изменения. Ещё в 1875 году северный каземат был переделан в проход для пешеходов, позднее то же самое произошло и с южным казематом. После продажи ворот городу была снесена кордегардия и некоторые другие элементы, необходимые оборонительному сооружению, но ненужные для ворот - триумфальной арки. Были перестроены торцевые стороны ворот, которые стали видны после срытия вала.

Ворота как возможное место сокрытия утраченных культурных ценностей

Во время войны в Кёнигсберг направлялись культурные ценности, похищенные немецкими войсками в музеях, архивах, библиотеках и церквях Советского Союза. Весной 1945 года эти ценности, вместе с ценностями из кёнигсбергских музеев и других учреждений культуры, захоранивались в разных тайниках. Возможным местом нахождения таких тайников являются и городские ворота, в том числе и Королевские.

Есть версии того, что ценности прятались в воротах Кёнигсберга, в том числе и в Королевских.

В архивах Калининградской геолого-археологической экспедиции (полузасекреченная организация, занимавшаяся поисками утраченных культурных ценностей) имелся документ с показаниями доктора Штрауса, работника органов культуры тогдашней ГДР. Вот что он рассказал:

В основном поиски экспедиции были сосредоточены на Ростгартенских воротах, так как имелись другие свидетельства того, что там были спрятаны ценности. Поиски большей частью ограничились визуальным осмотром помещений. Своих приборов у экспедиции не было, использовались приборы, взятые во временное пользование в военно-инженерном училище. Хотя эти приборы и не были предназначены для такого использования, выбора у поисковиков не было.

Дело № 82 было закрыто в 1975 году, хотя по вышеописанным причинам (отсутствие специализированного оборудования) исследования были довольно поверхностными.

Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
Андрей Пржездомский `Городом удивительных тайн` называет автор Калининград и своей книгой еще раз подтверждает это определение. Читатели найдут здесь семь фрагментов из истории Кенигсберга и совершат краткую экскурсию… - ЯНТАРНЫЙ СКАЗ, (формат: 90x108/32мм, 225 стр.) Тайны старого города 1998
421 бумажная книга
Андрей Пржездомский Городом удивительных тайн называет автор Калининград и своей книгой еще раз подтверждает это определение. Читатели найдут здесь семь фрагментов из истории Кенигсберга и совершат краткую экскурсию по… - Янтарный сказ, (формат: 90x108/32, 225 стр.) Тайны старого города 1998
530 бумажная книга
А. С. Пржездомский Документальная повесть А. С. Пржездомского посвящена одной из самых волнующих тайн XX века - Янтарной комнате. Загадочное исчезновение и безуспешные многолетние поиски этого шедевра мировой культуры… - Янтарный сказ, (формат: 90x108/16, 384 стр.) Тайны старого города 1997
760 бумажная книга

См. также в других словарях:

    Королевские ворота - Координаты: 54°42′49″ с. ш. 20°32′09″ в. д. / 54.713611° с. ш. 20.535833° в. д. … Википедия

    Фортификационные сооружения Кёнигсберга - … Википедия

    Форты Кёнигсберга

    Форты Кенигсберга - Оборонительная башня Врангеля Кёнигсберг (нынешний Калининград) был основан как замок и остававлся городом крепостью вполоть до конца Второй мировой войны. Кёнигсберг в военной науке считался «двойным тет де понтом», что означает «береговая… … Википедия

    Бранденбургские ворота (Калининград) - У этого термина существуют и другие значения, см. Бранденбургские ворота (значения). Координаты: 54°41′50.22″ с. ш. 20°29′41.11″ в. д. /  … Википедия

    Семь мостов Кёнигсберга - существовали в Кёнигсберге (нынешнем Калининграде) в XVI XX веках. Взаимное расположение мостов натолкнуло математика Леонарда Эйлера на размышления, приведшие к возникновению теории графов. Содержание 1 История семи мостов Кёнигсберга … Википедия

    Великое посольство - Великое посольство дипломатическая миссия России в Западную Европу в 1697 1698 годах. Содержание 1 Цели Великого посольства … Википедия

На след уникальной коллекции знаменитого Прусского музея, долгое время считавшейся безвозвратно утраченной во время Второй мировой войны, удалось выйти исследователям из Калининграда. Помог Его Величество Случай. В последнее время на местном рынке антиквариата стали появляться в большом количестве древние изделия из камня, кости, бронзы и серебра, имевшие уникальную научную ценность. По свидетельствам очевидцев, на всех изделиях просматривались инвентарные музейные номера. Все говорило о том, что попавшие в продажу ценности могли принадлежать к богатейшей коллекции Prussia-Museum, бесследно пропавшей во время отступления немцев из Кенигсберга.

Калининградские ученые и милиция развернули настоящую охоту за коллекцией. Вот что рассказал "Итогам" старший научный сотрудник Калининградского историко-художественного музея Анатолий Валуев: "Мы начали выяснять происхождение появившихся предметов и узнали, что все они были обнаружены в казематах одного из пятнадцати калининградских фортов. Мы решили выяснить, на каких именно фортах идут нелегальные раскопки. Оказалось, что практически на всех. Черный рынок сразу отреагировал на наши детективные изыскания. Слухи об активных поисках не позволяли спокойно продавать пропавшие экспонаты. И первым откликнулся владелец одного из частных калининградских антикварных магазинов. Он приехал в музей и под видом меценатства сдал несколько мешков с предметами из бронзы, железа, стекла и фарфора. В основном это были обломки прежних экспонатов. 3000 обломков мы изучили и выяснили, что многие имеют идентификационные номера фондов Прусского музея, а их описания есть в каталогах, сохранившихся с тех времен. Владелец мешков, в свою очередь, сообщил, что купил их у неизвестных".

Так из заброшенных казематов старой Кенигсбергской крепости потянулась тонкая ниточка к тайне этой коллекции. Следы уникальной экспозиции Прусского музея потерялись в августе 1944 года, когда английская авиация нанесла массированный бомбовый удар по Кенигсбергу. Тогда сгорел практически весь город. От Королевского замка, где хранились раритеты, остались руины. Из пылающего замка пытались вывезти отдельные витрины, но рушащиеся древние стены не позволили провести оперативную эвакуацию. Спустя время сотрудники музея во главе с директором Альфредом Роде (под его непосредственным руководством Янтарная комната была демонтирована и перевезена в 22 ящиках из Царского Села в Кенигсберг) с немецкой педантичностью тщательно упаковали все экспонаты в ящики и укрыли в нескольких тайниках.

Сразу после окончания войны специально созданная группа из числа сотрудников Комитета по делам культпросветучреждений при СНК СССР пыталась найти потерянные сокровища. Вот что писала в специальном докладе руководитель группы Т. А. Беляева: "Гражданского населения по всей Пруссии не было. Всех увела с собой отступавшая гитлеровская армия. Не было немцев и в Кенигсберге. Точнее, почти не было. Был Роде, который прикидывался несчастным старым алкоголиком с остановившимся взглядом и трясущимися руками, стариком, который ничего не знает и ничего не помнит. Однако он не сумел скрыть, а может, и не считал нужным, свое убеждение в том, что русские, да еще молодые, ничего в искусстве ни знать, ни понимать не могут. Он стал приносить мне обыкновенные глиняные черепки, которые якобы все здесь погибли. Пришлось попросить комендатуру провести с ним надлежащую беседу..." "Беседа" ничего не дала - Роде, кстати, ученый с мировым именем, тайны пропавшей экспозиции не раскрыл. Как не выдал он и тайны Янтарной комнаты.

Послевоенные поиски в руинах Королевского замка велись хаотично и принесли мизерные результаты. Учета и контроля найденного не было. Куда вывозились обнаруженные экспонаты, неизвестно. Есть документы о обнаружении около 1000 музейных экспонатов из серебра, бронзы, фарфора, фаянса, хрусталя, картин и мебели. Все это было упаковано в 60 ящиков и частично исчезло...

После войны раскопки в Калининграде велись практически без перерыва. Без всякой системы разгребались завалы Королевского замка, и археологи попадали в полузасыпанные подвалы. Что они там искали, не совсем понятно - по одной из версий, Янтарную комнату и архивы Рейха. По завершении работ составлялись весьма любопытные отчеты. Вот, к примеру, выдержка из письма министру культуры Николаю Михайлову от 9 октября 1959 года: "...поиски, которые проводились комиссией ранее, результатов не дали, находили лишь посуду, фарфор, хрусталь, серебро, золото..." С 1961 года организованных поисков на территории замка вообще не велось.

Было совершенно очевидно, что немцы успели вывезти из Королевского замка значительную часть коллекции. Однако куда она попала?

В заброшенных казематах

После находок на антикварном рынке поиски следов экспозиции Прусского музея начались с удвоенной силой. Удалось выяснить, что все предметы, принесенные антикваром, были в свое время выкопаны в форте "Король Фридрих III", более известном под названием "форт N3". Сам форт, находящийся на балансе Научно-производственного центра по охране, учету, реставрации и использованию памятников истории и культуры Калининградской области, одно время сдавался в аренду коммерческой фирме, разместившей там свои склады. Куратор объекта - начальник отдела по поискам культурных ценностей Авенир Овсянов, полковник в отставке, специалист по строительству, несколько раз сам обыскивал подземелья форта и попытался найти следы раскопов, однако его инженерный взгляд ничего интересного для истории не нашел. В последний раз, правда, ему подфартило: он нашел странную ржавую железку. Покрутив ее в руках, Овсянов выбросил "металлолом", приняв ее за крепеж водопроводной трубы. Ученым он сообщил, что форт N 3 пуст. Те не поверили и решили сами наведаться в форт. Прямо у входа они нашли конские рыцарские стремена XI века, которые Овсянов и принял за металлолом.

Однако сам форт осмотреть не удалось. Трое крепких молодых людей преградили ученым путь и предложили ретироваться. Пришлось вызвать наряд милиции. Когда все же удалось войти в казематы и забраться во внутренний ров форта, ученых ожидала долгожданная сенсация - земля была просто усыпана древними черепками, монетами и бусинами. Предприниматели отрицали свою причастность к нелегальным раскопам. Но сомнений, что всплывшие на рынке фрагменты коллекции Прусского музея были выкопаны именно на территории третьего форта, уже не было.

По данным "Итогов", во время войны немцы вывезли в форт "Король Фридрих III" ящики с экспонатами музея и спрятали их в глухих подземных казематах, замуровав дверные проемы. Советские войска, занявшие форт, наткнулись на тайники. Художественная ценность "черепков" их мало интересовала. Древние сосуды, фибулы (застежки) и черепки были для военных не более чем мусором. А потому ящики выносили ко рву, куда их содержимое и вываливали. А вот сама деревянная тара представляла огромную ценность - она шла на разведение костров. Впрочем, часть предметов была украдена. На сувениры, судя по всему, разошлась уникальная коллекция клинков. Например, один переселенец из Казахстана нашел при перестройке чердака огромный бронзовый меч и кинжал, завернутые в газету "Красная звезда". Крестьянин меч укоротил и приспособил для колки свиней. Только в 1996 году этот меч попал на черный рынок в Калининграде, что у Дома культуры рыбаков. Музею удалось найти спонсора, и меч, точнее, его обрезок выкупили для экспозиции.

Сейчас в третьем форте идут раскопки: в заброшенных казематах археологи просеивают грунт. На сегодняшний день в руках исследователей находится уже более 20 тысяч предметов из коллекции. Большинство из них в виде обломков - скорее всего, повреждения им были нанесены уже в послевоенное время. Среди найденных древностей много таких, которые считались навсегда утерянными. Это уникальные, хорошо сохранившиеся монеты разных эпох, начиная с периода Римской империи, а также античные украшения: пряжки, браслеты, фибулы, гривны (шейные украшения), бронзовые топоры, наконечники копий, ножей, фрагменты мечей викингов, детали внутреннего убранства Королевского замка.

После раскрытия тайны третьего форта исследователи воспряли духом. Появилась надежда, что удастся выйти и на следы Янтарной комнаты. Документы говорят о том, что ее следы тоже теряются в одном из кенигсбергских подземелий. Возможно, это один из фортов Кенигсбергской крепости...

Илья Скакунов, Дмитрий Пленкин (фото)

Врез 1


Удивительно, но этому форту посвящено весьма много воспоминаний. А ведь ни тяжелыми боями при взятии, ни конструкцией, ни интересной историей он не выделяется. Впрочем, какая-то интрига здесь есть, ведь никто до сих пор не знает точно, как был взят этот форт. Все версии сильно отличаются.

С форума калининградских диггеров:
Как известно, он был взят штурмом в ходе ночного боестолкновения с 29 на 30 января 1945 года частями 11 гв. армии. В настоящее время от форта мало что осталось, и на вопросы связанные с его разрушенным состоянием, к сожалению, нет однозначных ответов.
А.Овсянов в своей книжке «В казематах королевского форта» даёт несколько версий произошедших на нём событий. Все эти версии сходятся в одном – форт был взорван именно в ночь или утро 30 января, либо защитниками (О.Лаш), либо нападавшими (К.Галицкий, М.Григоренко, Ю.Плотников).
Перечитывая в очередной раз книжку К.Галицкого, я обратил внимание вот на что:
«…прибывшему на командный пункт армии в первой половине дня 3 апреля. Маршал Василевский решил сам посмотреть места предстоящих боёв. Поехали с ним на армейский наблюдательный пункт, оборудованный на форту «Понарт». С его верхнего этажа открывался вид на пригороды и южную часть города. Особенно хорошо просматривалось направление главного удара армии на высоту 17.1 и далее на товарную станцию железнодорожного узла».

Вот тут воспоминания ветерана 1-й Пролетарской Московской дивизии, вот что он пишет о форте "Дона":
Выдержки из интервью......

Полонский Лев Маркович
- И тем не менее, в этом наступлении, только частям 1-й гвардейской Пролетарской Московской дивизии удалось зацепиться за окраину Кенигсберга и захватить форт «Понарт», или как тогда говорили, форт №9 или №10 (нумерация согласно различным источникам) , во внешнем обводе южного кольца немецкой обороны в районе Альтенберг. В генеральских мемуарах Галицкого взятие форта «Понарт» представлено как очередное гениальное достижение нашей полководческой мысли. Но у Галицкого все мемуары написаны в подобном духе, и как их матерно комментируют фронтовики, мне уже приходилось неоднократно услышать. И что-то мне слабо верится, что форт был взят в результате классически подготовленной войсковой операции. Вы были одним из первых, кто ворвался в «Понарт». Как происходил его захват на самом деле?

П.Л.М – Форт был захвачен не в результате какой-то стратегической операции, а по стечению невероятных и счастливых для нас обстоятельств. Во внешнем полукольце обороны у немцев было 15 фортов, каждый в 3-4- километрах друг от друга. Стены трехметровой толщины, бункеры, казематы, все напичкано орудиями, зенитками, пулеметами всех мастей.
Каждый форт – настоящая крепость. В гарнизонах таких фортов находилось по 300-400 подготовленных бойцов. Все местность между фортами простреливалась фланговым и перекрестным огнем и контролировалась пехотой, зарывшейся в землю и бетон по обводу обороны. Внутренний обвод обороны состоял из 12 фортов. К форту мы, разведка 3-го артдивизиона, подошли темной ночью, первыми, вместе с разведротой дивизии. И поубивали бы нас там всех, за считанные минуты, но тут помог - то ли Бог, а то ли случай. Послушайте, как иногда на войне людям везет. Когда мы ворвались в укрепления перед фортом, то увидели перед собой крутой откос, а далее, глубокий ров с водой, шириной примерно 20 метров. Немцы, прямо перед нашим расположением забыли убрать переходной мостик! Попытаться перебежать по этому мостику, не было смысла, мостик почти упирался в глухую стену, и хорошо простреливался с боковых казематов.
И тогда появился какой-то лихой старшина, то ли из разведроты, то ли из саперов, который прикатил небольшую бочку с динамитом, и имел с собой детонаторы и запальные фитили. Эта бочка ровно покатилась по мостику и взорвалась у самой стены. Через, несколько мгновений, раздался еще один взрыв чудовищной силы. Стена форта исчезла в дыму и пламени. Когда мы, оглушенные и контуженные, снова стали что-то соображать, то увидели, что ров перед нами засыпан глыбами земли и обломками стены. Какой-то разведчик крикнул –«В форт! Бегом!». Быстро перебежали и ворвались в огромный проем в стене. По всей территории форта мы наталкивались на оглушенных и обезумевших от взрыва немцев, которые даже не пытались сопротивляться. Их просто пристреливали на бегу, не было времени брать кого-либо в плен.
От форта уходили подземные ходы в сторону города. Мы проскочили по ходам и даже захватили еще один укрепленный пункт, расположенный за западной стеной форта. В этом укреплении находилась стационарная зенитная батарея с центральным управлением.. Батарею развернули в немецкую сторону и стали бить по пригороду Кенигсберга. Пригородные дома находились в километре от нас! В этом укреплении мы просидели больше полутора месяцев. Я захватил себе еще один личный «трофей» - БТР с пушечкой Так что же произошло в форту…
Выяснилось, что от взрыва заряда, направленным, героем- старшиной, через мостик к стене, сдетонировал и взорвался огромный склад боеприпасов, находившийся прямо в этом месте под землей, этот взрыв и разнес стену форта, обломки которой засыпали глубокий ров, позволив нам перебраться в форт. В другой оконечности форта находился еще один большой склад снарядов и патронов, но он не взлетел на воздух и уцелел. В мемуарах командарма и еще в нескольких сборниках воспоминаний, взятие форта представлено как организованный и подготовленный штурм с массированной артподготовкой и поддержкой с воздуха. Но на самом деле ничего этого не было. Просто, нам крупно повезло в ту ночь…

Отто фон Ляш
Форт №9 «Дона» близ Высокого Каршау был окружен русскими еще в ночь с 29 на 30 января. Когда, несмотря на мужественное сопротивление, оборонявшиеся обнаружили, что русские танки стоят уже на казематах, требуя капитуляции, весь гарнизон форта (две роты выздоравливающих, взвод фольксштурма, радиотелефонный взвод, во главе с одним капитаном и унтер-офицером) взорвал себя. В итоге русские получили фланговую позицию, доставлявшую нам в боях на южном фронте немало неприятностей.
В тот же день, 29 января, мы потеряли и промежуточное укрепление Альтенберг, а за форт №10 «Канитц» в это время шли ожесточенные бои.

Координаты
Lon=20.48515131310029
Lat=54.65723839976549

Доступность
По слухам, доступен.

Состояние
Разрушен, целыми остались только напольный капонир и контрэскарп.
«То, что не взорвали в январе 45-го, добивают в наши дни. От левой части остался только каменный контрэскарп; в центре - огромная воронка от взрыва, сооружения правой части разбирают на кирпич. Единственно, что сохранилось, так это центральный капонир. Проход там же.»

Название
Александр фон Дона (1661 - 1728 г.г.), прусский генерал-фельдмаршал, министр.
Другие названия - Hoh Karschau, Ponarth
В описаниях боевых действий фигурирует исключительно название «Понарт»



Читайте также: