Метод пошаговой детализации план урока. Ветвление и последовательная детализация алгоритма — Гипермаркет знаний. Неполная форма ветвления

Урок 32. Тема урока: Метод пошаговой детализации (1 час).

Цель урока: применению технологии программирования – метода пошаговой детализации, разработке подпрограмм.

Примерный ход урока: Данный урок можно рассматривать как некоторое резюме по технологии процедурного программирования, так как при решении задач с подпрограммами пользовались именно методом пошаговой детализации. Обсудите с учащимися особенности разработки достаточно сложного программного обеспечения , необходимость разбиения задачи на подзадачи, возможность (или даже необходимость) решения этих подзадач разными исполнителями, требования к таким решениям.

В качестве примера можно разобрать пример, представленный в учебнике, при этом, смоделировать работу команды разработчиков программы: обсудить общий план алгоритма, составить программу, а учащимся поручить разработать тексты подпрограмм, сравнить полученные решения. Обязательно обратите внимание на необходимость и важность(!) процесса тестирования программы.

Подведите итог занятия, обсудив систему основных понятий, вопросы после параграфа.

Домашнее задание. §2.2.11, составить программу методом пошаговой детализации для задачи: Создать два одномерных массива размером N и M с помощью генератора случайных чисел. Вставить минимальный элемент первого массива после минимального элемента второго массива (если минимальных элементов несколько, то вставить после первого из них).

Урок 33. Тема урока: Решение задач методом пошаговой детализации (1 час).


Цель урока: систематизация знаний и навыков поразработке подпрограмм и применению технологии программирования – метода пошаговой детализации.

Примерный ход урока:

Разобрать домашнее задание. Выяснить, как рассуждали учащиеся при разбиении задачи на подзадачи, какие подпрограммы применили учащиеся для составления программы. Решение может быть следующим:

Program Home_Work;

Type mas=array of integer;

var A, B:mas;

i, k,N, M:integer;

Procedure Create(var X:mas; N: integer);

var i:integer;

for i:=1 to N do X[i]:=Random(100)-50;

Procedure Print(X:mas; N: integer);

var i:integer;

writeln("Array:");

for i:=1 to N do

Function Nom_Min(X:mas; N: integer):integer;

var i, N_Min:integer;

for i:=2 to N do

if X[i]

Then N_Min:=i;

Writeln("Введите кол-во элементов в массиве 1");

Writeln("Введите кол-во элементов в массиве 2");

k:=Nom_min(B, M);

{вставка минимального элемента массива А после минимального элемента массива В:}

For i:=M downto k+1 do

B:=B[i]; {сдвинули элементы массива В вправо на 1 позицию}

B:=A; {непосредственная вставка }

Далее можно решить небольшие задачи в парах, при этом ученики должны разработать общий алгоритм, распределить обязанности по составлению подпрограмм, составить и отладить, протестировать программу. Например:

1) Создать два одномерных массива разного размера. Найти элементы, принадлежащие и первому, и второму массиву.

2) Создать два одномерных массива разного размера. Найти элементы, которые есть в первом массиве, и которых нет во втором массиве.

3) Создать два одномерных массива разного размера. Найти элементы, которые есть во втором массиве, и которых нет в первом.

4) Создать два одномерных массива разного размера. Найти максимальные значения в каждом массиве. Массив, максимальный элемент которого больше, упорядочить по убыванию.

Подведите итоги занятия, пусть учащиеся поделятся впечатлениями от работы.

Тип урока: урок закрепления знаний и изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный урок (лекция и практика). Цели урока: Общеобразовательные:

сформировать представление у учащихся об основных понятиях темы: команда ветвления, неполная форма команды ветвления;

сформировать навыки разработки алгоритмов с ветвлением в ГРИС «Стрелочка»;

Развивающие:

развитие информационного видения явлений и процессов окружающего мира;

Воспитательные:

воспитание информационной культуры учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированности, усидчивости;

воспитание познавательного интереса школьников

Структура урока:

I .Организационный момент (2 мин.)

Приветствие. Проверка присутствующих. Сообщение темы урока.

II

Письменный опрос 2 варианта работ

III

Объяснение с помощью презентации

Пример задачи с двух шаговой детализацией

Объяснение с помощью презентации «Демонстрация алгоритма с ветвлением «Орнамент» в среде исполнителя Стрелочка».

IV

V . Итог урока (2 мин.)

VI . Домашнее задание (1 мин.)

Ход урока:

I .Организационный момент

Тема урока: “ Ветвление и последовательная детализация

Основные темы параграфа:

команда ветвления;
♦ неполная форма ветвления;
♦ пример задачи с двух шаговой детализацией.
(слайд 2)

II . Актуализация знаний (5 мин.)

Тест на тему: Циклические алгоритмы

Вариант 1

1.В какой из фигур выполняется проверка условия:

2. Циклический алгоритм это:


    нц
    шаг
    кц

    пока впереди не край, повторять
    нц
    шаг
    поворот
    кц

    нач
    шаг
    кон

    нц
    шаг
    кц

4. Тело цикла – это:

    графический способ описания алгоритма

    это набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное число действий.

    алгоритм в котором какая-то последовательность команд должна быть выполнена несколько раз.

5.Нарисовать структуру цикла (блок-схема)

Тест на тему: Циклические алгоритмы

Вариант 2

1.В какой из фигур выполняется процедура:

2. Цикл - это:

  1. алгоритм в котором какая-то последовательность команд должна быть выполнена несколько раз.

    графический способ описания алгоритма

    это такая алгоритмическая структура, в которой осуществляется многократное повторение одной (или нескольких) команд.

    это набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное число действий.

3. Требуется нарисовать горизонтальную линию через весь экран. Выберите правильную программу:

    нач
    шаг
    кон

    нц
    шаг
    кц

нц

шаг

поворот

кц

    пока впереди не край, повторять

нц

шаг

кц

4. Блок-схема – это:

    последовательность команд, входящая в алгоритмическую структуру “цикл”.

    графический способ описания алгоритма

    это набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное число действий.

    алгоритм в котором какая-то последовательность команд должна быть выполнена несколько раз.

5. Написать программу зацикливание алгоритма.

III . Теоретическая часть (20 мин.)

Команда ветвления

Познакомимся еще с одной командой ГРИС. Она называется командой ветвления. Формат команды ветвления такой:

если <условие>
то <серия 1>
иначе <серия 2>
кв (слайд 3)

Служебное слово кв обозначает конец ветвления.

По-прежнему ГРИС может проверять только два условия: «впереди край?» или «впереди не край?». <Серия> - это одна или несколько следующих друг за другом команд. Если <условие> справедливо, то выполняется <серия 1>, в противном случае - <серия 2>. Пример показан на рис. 5.12.

(слайд 4)

Такое ветвление называется полным.

Неполная форма ветвления

В некоторых случаях используется неполная форма команды ветвления (рис. 5.13). Например:

если впереди край
то поворот
кв

(слайд 4)

Неполная команда ветвления имеет следующий формат:

если <условие>
то <серия>
кв

Здесь <серия> выполняется, если <условие> справедливо. слайд 5)

Составим последнюю, сравнительно сложную программу для ГРИС. На этом примере вы увидите, что применение метода последовательной детализации облегчает решение некоторых «головоломных» задач.

Пример задачи с двухшаговой детализацией

Задача 6. Построить орнамент, состоящий из квадратов, расположенных по краю поля. Исходное положение ГРИС - в верхнем левом углу, направление на юг (рис. 5.14).

(слайд 6)

Процедуру, рисующую цепочку квадратов от края до края поля, назовем РЯД. Процедуру, рисующую один квадрат, назовем КВАДРАТ. Сначала напишем основную программу.

программа Орнамент
нач
сделай РЯД
поворот
сделай РЯД
поворот
сделай РЯД
поворот
сделай РЯД
кон (слайд 7)

Теперь напишем процедуры РЯД и КВАДРАТ:

(слайд 8)

В процедуре РЯД в теле цикла содержится неполное ветвление. Структуру такого алгоритма можно назвать так: цикл с вложенным ветвлением.

На рис. 5.15 приведена блок-схема процедуры РЯД.

Составление этой программы потребовало двух шагов детализации алгоритма, которые выполнялись в такой последовательности:

Теперь вам известны все команды управления графическим исполнителем. Их можно разделить на три группы: простые команды; команда обращения к процедуре; структурные команды. К третьей группе относятся команды цикла и ветвления.

(слайд 9)

IV . Закрепление знаний (15 мин.)

Проработка алгоритма «Орнамент»

V . Итог урока (2 мин.)

Оценивание работы учеников на уроке.

VI . Домашнее задание (1 мин.)

§31, вопросы. Готовится к контрольной работе (слайд 10)

Вопросы и задания

1. Что такое пошаговая детализация?
2. Из каких команд могут состоять вспомогательные алгоритмы последнего уровня детализации?
3. Какой формат имеет команда ветвления? Какие действия исполнителя она определяет?
4. Чем отличается полное ветвление от неполного?
5. Путем пошаговой детализации составьте программы управления графическим исполнителем для решения следующих задач:
расчертить все поле горизонтальными пунктирными линиями;
нарисовать квадраты во всех четырех углах поля;
расчертить все поле в клетку со стороной, равной шагу.

Тема: "Метод пошаговой детализации"
Обуч цель: Повторить с учащимися этапы решения задач на компьютере: постановкой, алгоритмом, методом математической модели, программой, анализом результатов. Ввести понятие метода пошаговой детализации.
Развив цель: Развивать логическое мышление, память, интерес к предмету. Обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися основ информатики.
Воспит цель: Культуру поведения, общения. Воспитание у учащихся информационной культуры. Подготовка учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях информационного общества.
Ход урока:
1. Орг момент
2. Этап постановки цели урока
3. Опрос д/з
Этапы решения задач на компьютере: постановкой, алгоритмом, методом математической модели, программой, анализом результатов.
Тест
1. Четко сформулированная последовательность правил описывающих этот процесс является
а) блок-схемой
б) алгоритмом *
в) одно из свойств алгоритма
2. Свойства алгоритма
а) точность, определенность, результативность
б) ясность, понятность, результативность
в) дискретность, определенность, массовость, результативность*
3. Разработанный алгоритм можно зафиксировать несколькими способами
а) графическим
б) составление уравнений, правил, формул
в) словесное описание, блок-схема, на алгоритмическом языке *
4. Этап обработки информации изображается
а) прямоугольником *
б) ромбом
в) овалом
5. Проверка условий изображается
а) прямоугольником
б) ромбом *
в) квадратом
6. В фигуре подобной овалу записываем
а) ввод, вывод*
б) формулу
в) начало, конец
7. Ввод исходных данных и вывод результата записываем в…
а) параллелограмме *
б) квадрате
в) ромбе
8. Которые из документов являются алгоритмами?
а) Правило правописания приставок, оканчивающихся на з, с
б) Программа телепередач
в) Кулинарный рецепт приготовления блюда*
г) Инструкция по сборке проданного в разобранном виде шкафа*
9. В каких случаях правильно заканчивается предложение: Алгоритм – это
а) конечная последовательность действий, приводящая к искомому результату при любых допустимых исходных данных*
б) указание на выполнение действий
в) конечный набор понятных некоторому исполнителю команд, выполнение которых приводит к однозначному решению поставленной задачи
г) программа в машинных кодах
10. Расчлененность алгоритма на отдельные элементарные действия – это
а) Дискретность*
б) Определенность
в) Массовость
г) Детерминированность
11. Которые из документов являются алгоритмами?
А) Каталог книг в библиотеке
Б) Порядок набора международного телефонного номера*
В) Рецепт приготовления клея*
Г) Настенный календарь на текущий год

Проверка: Критерий оценок: 11 «+»-5, 9 «+»-4, 7 «+»-3, 5 «+»-2

4. Объяснение новой темы:
Успех любой деятельности зависит от тщательности планирования. И чем сложнее задача, тем важнее умение спланировать свои действия. Главным при этом всегда будет четкое определение конечных результатов, затем определение промежуточных результатов, без которых невозможно достижение поставленных целей.
Такой подход оказывается единственно возможным при составлении сложных алгоритмов и больших программ для решения задач с использованием ЭВМ. Этот способ называется пошаговой детализацией алгоритмов и программ. При пошаговой детализации алгоритмы записываются в виде множества вспомогательных алгоритмов, решающих вспомогательные подзадачи, а каждая из них требует получения определенных промежуточных результатов.
Разработав основной алгоритм, можно приступить к разработке алгоритмов «второго уровня», которые в свою очередь могут требовать дальнейшей детализации. Таким образом, основной алгоритм представляет собой план действий, который необходимо выполнить для достижения поставленной цели, а суть каждого действия расшифровывается в соответствующем вспомогательном алгоритме.
Использование пошаговой детализации для описания алгоритмов позволяет четко, ясно и понятно описывать способы решения задач.
Метод пошаговой детализации облегчает составление алгоритмов, т.к. позволяет решать задачу по частям и пользоваться в качестве вспомогательных алгоритмов еще не решенных задач. Такое построение называют программированием сверху вниз.
Рассмотрим задачу и составим алгоритм используя метод пошаговой детализации.
1. Имеются 2 кувшина емкостью 3л и 8л. Исполнитель Джин может набирать воду из реки в каждый кувшин, выливать из него воду и определять налита ли вода в кувшине доверху. Составьте алгоритм, выполнив который Джин наберет из реки 7 л. воды.
2. Исполнитель умеет заменять в слове одну букву, причем из осмысленного слова должно получиться снова осмысленное слово. Составьте алгоритм преобразования:
а) слова САД в слово КОТ;
б) слова МУХА в слово СЛОН.

5. Этап постановки Д/з: прочитать конспект, придумать несколько коротких (не более 15 команд) программ с ошибками, чтобы на следующем уроке дать отладить их своему соседу по парте. Предварительно сообщив с какой целью вы составляли эти программы.

6. Этап подведения итогов урока.

Тип урока : Изучение нового материала.
Вид урока : Комбинированный.
Цели урока:

Образовательные:

    познакомить с методом последовательной детализации для решения алгоритмических задач. Способствовать использованию этого метода при решении задач;

Развивающие:

    Способствовать развитию логического мышления; Способствовать развитию творческой активности учащихся, интереса к предмету; Способствовать развитию умения разрабатывать алгоритмы методом последовательной детализации; Способствовать развитию умения применять ранее полученные знания при изучении нового материала. Развивать навыки работы за компьютером: вставка рисунков, картинок, объектов WordArt.

Воспитательные:

    Воспитание интереса к урокам информатики и заботливого отношения к животным.

Методы и приемы обучения : объяснительно — иллюстративный; частично — поисковый; словесный (фронтальная беседа); наглядный (демонстрация компьютерной презентации); практический.
Средства обучения : авторская презентация; «Методическое пособие»; Е. П. Бененсон, А. Г. Паутова Учебник-тетрадь «Информатика» 3 класс; технические (ЭВМ, мультимедиа проектор с экраном).
Оборудование: доска, компьютеры, мультимедийная установка, учебники, тетради.

План урока:

Орг. момент (1-2 мин) Проверка домашнего задания (5 мин) Изучение нового материала (15 мин) Физкультминутка (3 мин) Подготовка к самостоятельной работе (1-2 мин) Самостоятельная работа (5 мин) Защита своих работ (3 мин) Подведение итогов (3 мин) Рефлексия (2 мин)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.
Слайд №1
- Тема нашего урока «Метод последовательной детализации» Сегодня на уроке познакомимся с тем, как…

    создавать сложные алгоритмы; продолжим учиться работать на компьютере; познакомиться с животными из «Красной книги».

2. Проверка домашнего задания
Слайд №2
Дома вы составляли многоуровневый список, состоящий из двух элементов.
Откройте тетради и сравните со списком на экране
1. Исчезающие виды
1.1 Амурский тигр.
1.2 Восточносибирский леопард.
1.3 Уссурийский пятнистый олень.
2. Малочисленные виды
2.1 Амурский кот.
2.2 Гималайский медведь.
2.3 Сахалинская кабарга.
3. Редкие виды
4. Малоизученные виды
4.1 Гигантская бурозубка.
5. Восстанавливающиеся виды
5.1. Зубр.
- Каким животным, благодаря заботе людей больше не угрожает вымирание? (Зубр) переход на Слайд №18 и обратно.
- Какие животные мало изучены? (Бурозубка) Слайд №17
- Редкие виды? (Не представлены в учебнике)
- Назовите животных, которые относятся к малочисленным видам. (Кабарга, медведь) Слайды №15 и №20
- Жизнь, каких животных вызывает особую тревогу? (Олень, леопард, тигр) Слайды №19, 16, 14 (фильм)

3. Новая тема «Метод последовательной детализации»
Слайд №3
- На плане участок леса с большим количеством пожаров. В беду попали редкие животные, занесённые в Красную книгу России. Нужно составить для Пожарного алгоритм спасения.
- Каким животным угрожает опасность?
- Какие животные требуют особой заботы?
- Смотрите в учебнике и помогайте составлять алгоритм (на экране постепенно появляются элементы алгоритма)
Слайд №4 (1 этап)

    Начало Потушить пожары вокруг амурского тигра Потушить пожар рядом с уссурийским пятнистым оленем. Потушить пожары рядом с зубром Потушить остальные пожары. Конец

Мы составили укрупнённый алгоритм. Он понятен нам, но не понятен исполнителю Пожарный.
Слайд №5 (2 этап)
- Уточним, как именно будем выполнять каждый шаг алгоритма «Спасение животных» Постараемся тушить пожары в таком порядке, чтобы Пожарный как можно меньше летал к водоёму.
- Какой пожар потушим первым и почему? (Первым потушим пожар П5, потому что он самый большой )
- Какой после П5 и почему? (Вторым потушим пожар П4, так как сложность пожаров П5 и П4 в сумме составляют 800, то есть вода из бака используется полностью. )
- Остальные пожары вокруг тигра можно тушить в любом порядке.
- После тигра мы собираемся спасать оленя. Уточните, какой пожар следующий? (П7 )
- После оленя спасаем зубра. (П1 )
- И завершается тушение? (П8, П9 )
Алгоритм «Спасение животных»

    Начало

Тушить пожар П5 Тушить пожар П4 Тушить пожар П2 Тушить пожар П3 Тушить пожар П6 Тушить пожар П7 Тушить пожар П1 Тушить пожар П8 Тушить пожар П9

    Конец

Нам стало понятней, в каком порядке тушить пожары? (Да )
- Но Пожарный не понимает таких команд.
Слайд №6 (3 этап)
- Давайте уточним алгоритм так, чтобы его мог исполнить Пожарный. Для этого в записи алгоритма будем использовать команды Пожарного. (НАБЕРИ ВОДЫ, ЛЕТИ, ТУШИ)
- Какие команды надо записать в алгоритм, чтобы Пожарный потушил пожар П5? (НАБЕРИ ВОДЫ, ЛЕТИ(4,3), ТУШИ(500) И т. д. до П7
Алгоритм, который составили на третьем этапе, ещё более подробный. Сколько в нём команд? (21)
- Пожарный сможет исполнить этот алгоритм? (Да )
- Вспомним, как мы составляли этот алгоритм?

    Сначала укрупнённый алгоритм. Потом постепенно уточняли, как выполнить каждую команду. Алгоритм становился более подробным, более детальным.

Такой способ составления алгоритма называется МЕТОДОМ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ ДЕТАЛИЗАЦИИ . Слайд №7
- Откройте учебник стр. 59
Слайд №8 Проверка. Слайд №21 Подсказка

4. Физкультминутка

5. Подготовка к сАмостоятельной работе
Слайд №9
- А теперь посмотрите, какие задания предлагает выполнить щенок на выбор:

Нарисовать рисунок в защиту животных из «Красной книги» Напечатать текст в защиту животных из «Красной книги» стр. 60 №53 и №54

Слайд №10, 11
(Показываю, какие и объясняю, как можно приготовить плакаты в защиту животных)

6. Самостоятельная работа Слайд №12 (он пустой, чтобы дети могли поработать творчески)

7. Защита своих работ

8. Подведение итогов.
Слайд №13
- Какие животные находятся под охраной? (Показ картинок на слайде, а дети вспоминают и называют)
Они стали исчезать по вине людей. Убивали несчётное количество из-за красивой шкуры, меха, мяса. А когда опомнились, чуть не стало поздно. Хотя есть, к сожалению, виды животных, которые исчезли навсегда. А ведь они тоже хотели и хотят жить. От нас с вами зависит, будут ли они жить. Сегодня за урок они говорят вам спасибо и очень надеются, что мы не дадим их в беду.

9. Рефлексия
- Что делали на уроке?
- Что получилось?
- Что не получилось?
- О чём стоит задуматься?


Технологическая карта урока русского языка в 3 классе ОС «Гармония», учитель Попова О.А.
Тема Изложения. Обучение составлению плана, детализации действий, словесному рисованию с помощью глаголов настоящего времени («Снова пересказываем и рассказываем»)
Цели
Образовательные:
Формирование умения передавать содержание рассказа по плану
Формирование УУД:
- Личностные УУД: Элементы способности оценивать свои достижения, осознавать границу собственных знаний и умений. Желание использовать разнообразные средства языка и осуществлять контроль за их выбором. Становление положительного отношения к изучению русского языка.
- Регулятивные УУД: Ставить, принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия для решения конкретных языковых и речевых задач, отражать план действий в памятках, осуществлять действия, использовать речь для регуляции своих действий. Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах, проверять.
- Познавательные УУД: Читать и понимать указанный учебный текст, уточнять свои знания. Пользоваться памятками учебника для решения поставленных вопросов. Понимать информацию, представленную в схематичном виде, анализировать её, сравнивать, переводить в словесную форму. Осознавать общий способ действия для решения определённых конкретных задач и выполнять его. - Наблюдать за языковым материалом, осуществлять целенаправленные действия анализа, сравнения, преобразования, аналогии, умозаключения, группировки, классификации, систематизации, обобщения. Проявлять лингвистическое мышление. Коллективно устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выводы, обобщения.
- Коммуникативные УУД: Пересказывать и создавать письменные тексты, использовать речевые секреты писателей, стараясь соблюдать нормы литературного языка, проявлять чувство слова, заботиться о точности и ясности выражения мысли, выбирать для этого языковые средства.
Планируемый результат Предметные:
- Коллективно анализировать текст: понимать тему и его главную мысль, отражать тему и главную мысль в заглавии; наблюдать за построением текста, за связью предложений, выявлять и озаглавливать его части, осознавать смысл действия по составлению плана; замечать средства языка, повышающие выразительность текста.

- Пользоваться орфографическими умениями при оформлении записи
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Основные понятия План текста, тема, главная мысль
Межпредметные связи Русский язык, литературное чтение
Ресурсы:
- основные
- дополнительные Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» 3 класс, 2ч.
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Тетрадь-задачник ч.2
Учебная презентация
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, в паре
Технология проведения Деятельность
учеников Деятельность
учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Цели: - актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- уточнение типа урока;
- уточнение тематических рамок. Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.
Проговаривают девиз урока, определяют тип урока.
Организует
уточняет тематические рамки. Психологический настрой на урок Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).
II. Формулирование темы урока, постановка цели. Мотивация учебной деятельности учащихся (5 мин)
Цели: организация формулирования темы урока учащимися;
- организация постановки цели урока учащимися;
- мотивация учащихся на дальнейшую деятельность.
Запись в тетрадях числа, оформление вида работы.
С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока. Организует формулирование темы урока учащимися
Организует постановку цели урока учащимися - Прочитайте тему нашего урока. Предположите, что нам предстоит сегодня выполнять на уроке.
Проверка домашнего задания
Строить предложения при ответе на вопросы.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
III. Творческое добывание и применение знаний в новой ситуации (проблемные задания) (18 мин)
Цели: работа над содержанием текста изложения, знакомство с составлением ПЛАНА; Сравнивают слова заголовка по значению и строению, выявляют сходство и различие. Читают и коллективно анализируют тексты с точки зрения темы, главной мысли, построения, использованных языковых средств. Озаглавливают тексты и его части; осмысливают понятие «план», анализируют готовые образцы планов и составляют свои.. Наблюдают за выбором языковых средств, за построением предложений и их связью, делают выводы о «секретах» авторов. Соотносят тексты и иллюстрации, дополняют (при наличии задания) тексты своими суждениями.
Воспроизводят повествовательные тексты, накапливают опыт построения таких текстов, обсуждают способ действия при составлении плана; учатся пользоваться разными формами глаголов; пишут изложения, целенаправленно перечитывают их, ищут возможности для улучшения, редактируют их. Применяют весь комплекс орфографических умений.
Актуализирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию.
Организует работу над заданием по инструкции
Введение понятия «анализ слова как части речи»
Актуализация опорных знаний
Задание 392 – Запишите в тетради заголовок.
– Чем глаголы, употребленные в теме, похожи по строению?
– Чем они отличаются?
– Объясните различие в их значении.
– Почему употреблено в заголовке слово «снова»?
– Подберите к нему синоним.
Задание 393 – (Первый раз текст читает учитель.)
– Вы догадались, что сделал зверек?
– Откройте учебники на с.22 и рассмотрите рисунок.
– Что же сделал хомячок?
– Какими словами можно выразить свое отношение к хомяку? (Восхищение, удивление.)
– Можно ли таким предложением закончить рассказ?
– Какой знак в конце предложения поставили?
– Прочитайте возможные варианты предложений для передачи восхищения, удивления.
– Как можно озаглавить рассказ?
Физминутка
Задание 394 – – Из скольких частей состоит текст?
– Как они отделены?
– О чем в них говорится?
– Выделите в тексте слова, которыми можно назвать то главное, о чем рассказывают части.
– Если мы запишем эти слова в столбик под номерами, у нас получится план:
1) Птичье гнездо.
2) Как быть?
3) Находка.
4) Догадался!
- Как вы считаете, чем план может быть полезен при пересказе, при создании своего рассказа?
Задание 395 – работа по содержанию текста - Коллективно анализировать текст: понимать тему и его главную мысль, отражать тему и главную мысль в заглавии; наблюдать за построением текста, за связью предложений, выявлять и озаглавливать его части, осознавать смысл действия по составлению плана; замечать средства языка, повышающие выразительность текста.
- Письменно пересказывать текст и создавать небольшие тексты повествовательного характера на основе разных источников; после записи улучшать текст.
- Пользоваться орфографическими умениями при оформлении записи. Уметь обмениваться впечатлениями о прошедших каникулах, выбирать наиболее точные синонимы и антонимы для выражения мыслей, чувств. (Коммуникативные УУД)
Наблюдать за языковым материалом (за изменениями слов), анализировать его, сравнивать, классифицировать, конструировать, делать умозаключения, выводы, обобщать (Познавательные УУД)
IV. Контролирующее задание (15 мин)
Цель: написание текста изложения; работа по памяткамТ, Р Строят ответы на вопросы, выполняют указанные в задании действия Организует работу над заданием в парах
Координирует действия учащихся в случае затруднений. Задание 396 – Прочитайте строки задания. Уточним, что такое план.
Действовать по памятке «Текст», «Редактор» Осознавать и принимать учебную задачу. Учитывать коллективно выделенные ориентиры своих действий. Различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой); оценивать правильность выполнения действий, вносить нужные коррективы. Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке, инструктаж о домашнем задании (5 мин)
Цели: работа по формированию адекватной самооценки учащихся. Выполняют самооценку работы, вносят исправления.
Сдают тетради на проверку.
Записывают домашнее задание. Организует рефлексию.
Выставляет отметки за урок.
Дает инструкцию по домашнему заданию. – Какие новые действия вы будете выполнять, пользуясь памяткамиТ, Р?
Закончите предложения:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Дома: Задание 398 Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).



Читайте также: