Что зеленая зона в городе. Об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон

Парковка транспортного средства на газоне и в пределах зеленой зоны – действие неправомерное. Такие действия влекут наложение административного штрафа.

Что такое газон согласно ПДД и что относится к газону? Есть ли разница между понятием газон и зеленая зона? Какой штраф за парковку на газоне или в зеленой зоне предусмотрен? Кто устанавливает размеры штрафов за стоянку на газоне? Как обжаловать постановление за парковку на газоне? Ответим на эти и другие вопросы в данной статье.

Газон или зеленая зона?

Оставлять машину на газоне запрещено, но вот легального определения данному понятию нигде не дано. Конечно, далеко не все участки с травой могут считаться именно газоном. Человека точно не оштрафуют за остановку на заросшем участке земли на окраине города.

В принципе, точное понятие в сфере дорожного регулирования особо не требуется. Если отталкиваться от энциклопедического понимания, то предполагается участок с ухоженной, зачастую декоративной многолетней травой. Но научное толкование в основу регулирования данных правоотношений не ложится, хотя и подразумевается. Также можно изучить законы соседнего государства – Беларуси, где газоном признается земельный участок с естественным или созданным растительным покровом, как правило, травяным.

Термин, в целом, отражения в федеральных документах не находит, что предоставляет возможность правоохранительным органам различных уловок. Во многом этот вопрос регулируется только на местном уровне.

Понятие зеленой зоны вообще отсутствует в каких-либо нормативных актах. В разных случаях под ней понимают территории, засаженные травянистыми и кустарниковыми растениями, а также площади за пределами города для отдыха населения, занятая лесопарками и лесами.

В общем, понятия газона и зеленой зоны отличаются, однако никакой роли не играют. Если территория обозначена как не предназначенная для парковки, за оставление транспортного средства на ней все равно полагается назначение административного наказания.

Размер штрафов за парковку на газоне

В каждом субъекте имеют юридическую силу документы, конкретизирующие положения о штрафных санкциях за нарушение парковки. К примеру, в Москве разработанный Кодекс об административных правонарушениях города предусматривает наказание, в несколько раз превышающее предусмотренное КоАП РФ.

В целом, статья за нарушение правил остановки ТС предполагает штраф – 500 рублей. Возможно даже получение предупреждения, без назначения взысканий. Однако в столице состав получил конкретизацию в ст. 8.25 с 2015 года. Так, за размещение транспорта на газоне и иных озелененных территориях полагается взыскание довольно крупных сумм.

Штраф за парковку на газоне в Москве:

  • для физлиц – 5 тысяч;
  • для должностных лиц – 30 тысяч;
  • для юридических лиц – 300 000 рублей.

Парковка на газоне в Санкт-Петербурге (на основании Закона города №273-70):

  • для гражданина – 3-5 тысяч рублей;
  • для должностного лица – 5-40 тыс.руб.;
  • для организаций – 150-500 тысяч.

В отличие от большинства специализированных законов и подзаконных актов в данной сфере, закон содержит толкование слова «газон». Так, это поверхность земли, ограниченная бортовым камнем, с травянистой или кустарниковой растительностью, как естественного, так и искусственного происхождения. Включается в понятие и территория, отведенная для озеленительных работ.

Подобные нормы содержатся в большинстве регионов страны. При их отсутствии применяется общая норма КоАП РФ, которая назначает штраф за оставление транспорта в не установленных для парковки местах.

Как избежать штрафа?

Лучший совет – знать местные нормы, касающиеся данного правонарушения. Акты в различных городах содержат отличающиеся понимания газона. Где-то наличие травы обязательно, но не везде, к примеру, требуется обозначение данного участка. Так, если человек уверен, что стоит на голой земле без травы, кустарников и ограждений, а его все равно оштрафовали, самое время убедиться, считается ли это место газоном.

Говоря о травяном покрове во дворах многоквартирных домов, то здесь все не так однозначно. Палисадники могут быть разбиты за счет энтузиазма проживающих здесь людей. Но этот вовсе не значит, что территория официально считается именно газоном.

Большинство местных актов содержат формулировки только стоянки и, максимум, парковки. В этом случае можно доказать, что наличествовал только факт остановки, что законом не запрещено. Главное, чтобы не было свидетелей длительного нахождения транспорта в запрещенной зоне и видеокамер. Хотя остановка считается заездом, что уже является основанием для наложения штрафа.

Наиболее рисковый вариант – постараться доказать, что парковка осуществлена в результате форс-мажора (предотвращения ДТП, резкого ухудшения самочувствия и пр.). Подобные случаи исключают или минимизируют наказание. Но камеры на близлежащих домах или освидетельствование врача быстро вскроют обман, и тогда штрафа уже точно не избежать.

Таким образом, лучший вариант подтвердить свою невиновность – доказать, что место парковки не является газоном. Только это гарантирует в большинстве случаев отмену штрафа.

Обжалование незаконно назначенного штрафа

Конечно, несправедливое наказание можно и нужно обжаловать. На это есть всего 10 суток со дня вручения копии постановления (ст. 30.3 КоАП РФ). Самое главное – уверенность в своей правоте или наличие лазейки в законе, которой можно воспользоваться.

Обжалование постановления ГИБДД осуществляется вышестоящему должностному лицу (в частности, начальнику выписавшего штраф инспектора). Никто не отменял и судебного порядка обжалования. Хотя, как правило, судебные траты гораздо выше суммы штрафа. Да и тяжбы могут затянуться на несколько месяцев. Но если принцип берет верх, возможно и обращение за таким разрешением спора.

Заключение

Итак, парковка на газоне – вопрос регулирования на местном и региональном уровнях. Соответственно, во многом назначение, отмена и обжалования вынесенного решения зависят от господствующих в субъекте норм. Для того чтобы избежать наказания, можно лишь посоветовать знать, что именно признается газоном в конкретном населенном пункте.

Об утверждении Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон

В соответствии с частью 7 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон.

Председатель Правительства Российской ФедерацииВ. Путин

Положение об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон

1. Настоящее Положение устанавливает порядок определения функциональных зон в лесопарковых зонах защитных лесов, площади и границ лесопарковых зон и зеленых зон защитных лесов (далее соответственно - лесопарковые зоны, зеленые зоны).

2. Лесопарковые зоны устанавливаются в целях организации отдыха населения, сохранения санитарно-гигиенической, оздоровительной и эстетической ценности природных ландшафтов.

3. Зеленые зоны устанавливаются в целях обеспечения защиты населения от неблагоприятных природных и техногенных воздействий, сохранения и оздоровления окружающей среды.

4. Лесопарковые и зеленые зоны могут устанавливаться на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, а также в городских и сельских поселениях, в которых расположены леса (за исключением городских лесов).

5. Границы лесопарковых частей и лесохозяйственных частей зеленых зон, которые созданы на землях лесного фонда до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, являются соответственно границами лесопарковых зон и зеленых зон.

№ 50 в пункт 6 настоящего положения внесены изменения

6. Площадь лесопарковой зоны определяется в зависимости от численности населения соответствующего поселения. Площадь зеленой зоны определяется в зависимости от лесорастительной зоны, отношения площади покрытых лесной растительностью земель к общей площади территории муниципального района или субъекта Российской Федерации, в границах которого устанавливается зеленая зона (лесистости), и численности населения соответствующего поселения. Нормативы для определения площади лесопарковой зоны и зеленой зоны устанавливаются Федеральным агентством лесного хозяйства .

7. Границы функциональных зон в лесопарковой зоне, лесопарковой зоны и зеленой зоны устанавливаются по квартальным просекам, границам лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов.

8. Функциональные зоны в лесопарковой зоне представляют собой части лесопарковой зоны, которые выделяются в целях дифференциации режима использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в различных частях лесопарковой зоны.

В лесопарковой зоне, которая имеет хорошо сложившиеся, устойчивые природные ландшафты, сформированную рекреационную инфраструктуру либо в случаях, когда не требуется дифференциация режима использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, функциональные зоны могут не выделяться.

9. В лесопарковой зоне выделяются зона активного отдыха и прогулочная зона.

В отдельных случаях для сохранения мест обитания фауны и восстановления нарушенных природных ландшафтов могут быть выделены функциональные зоны - зона фаунистического покоя и восстановительная зона.

10. Зона активного отдыха выделяется в местах лесопарковой зоны с наибольшей рекреационной нагрузкой в целях их благоустройства и формирования эстетически ценных природных ландшафтов повышенной устойчивости. Площадь зоны активного отдыха занимает до 30 процентов площади лесопарковой зоны.

11. Прогулочная зона выделяется в менее посещаемых населением местах лесопарковой зоны для организации прогулочных и туристических маршрутов, заготовки и сбора в установленном порядке пищевых и недревесных лесных ресурсов. Площадь прогулочной зоны может составлять более 70 процентов площади лесопарковой зоны.

12. Зона фаунистического покоя выделяется в целях обеспечения оптимальных условий обитания и размножения диких птиц и зверей.

13. Восстановительная зона выделяется в местах лесопарковой зоны, где произошли гибель лесных насаждений либо существенное снижение их устойчивости и требуется длительное (в течение не менее 10 лет) осуществление комплекса мероприятий по воспроизводству лесов.

Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2011 г. № 50 в пункт 14 настоящего положения внесены изменения

14. Нормативы благоустройства зоны активного отдыха и прогулочной зоны в лесопарковой зоне устанавливаются Федеральным агентством лесного хозяйства .

Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2011 г. № 50 в пункт 15 настоящего положения внесены изменения

15. Решение о подготовке документации по проектированию границ лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно либо по предложениям заинтересованных органов местного самоуправления.

Решение о подготовке документации по проектированию границ лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны (далее - проектная документация) городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга принимается органами государственной власти Московской и Ленинградской областей по согласованию с соответствующими органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

16. Проектная документация разрабатывается по заказу органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренных настоящего Положения, в порядке, установленном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Подготовку проектной документации осуществляют лица, обладающие правом проведения работ по лесоустройству или землеустройству в установленном порядке (далее - разработчик).

17. В состав проектной документации включаются текстовые и графические материалы, содержащие в том числе:

а) сведения о границах населенных пунктов и муниципальных образований, на территории которых проектируются лесопарковые зоны и (или) зеленые зоны;

б) сведения из государственного лесного реестра о правах пользования лесными участками, включаемыми в границы лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны;

в) карты (схемы) лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны, содержащие описание местоположения границ земельных участков (их частей), расположенных в границах соответствующей зоны;

г) выписка из государственного лесного реестра, содержащая перечень границ (кварталов, выделов) спроектированных лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны, а также сведения о лесистости района;

д) схема разбивки лесопарковой зоны на функциональные зоны.

18. При проектировании лесопарковых зон и зеленых зон в их границы не должны включаться земельные участки с расположенными на них объектами недвижимого имущества, размещение которых не допускается Лесным кодексом Российской Федерации в лесопарковых зонах и зеленых зонах.

19. Проектная документация до ее представления разработчиком в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации подлежит согласованию с органом местного самоуправления, в границах муниципального образования которого устанавливаются зеленые зоны или лесопарковые зоны.

В случае если установление границ лесопарковой зоны или зеленой зоны приводит к изменению границ эксплуатационных лесов, ценных лесов и резервных лесов, проектная документация до ее представления разработчиком в орган государственной власти субъекта Российской Федерации подлежит согласованию с органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий по установлению границ этих лесов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.

20. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение 30 дней со дня представления разработчиком проектной документации рассматривает ее и принимает решение об ее утверждении или о направлении на доработку.

21. Функциональные зоны в лесопарковой зоне, площадь и границы лесопарковой зоны, зеленой зоны устанавливаются решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации на основании утвержденной проектной документации.

Указанное решение должно содержать данные о площадях и границах зеленой зоны, лесопарковой зоны, входящих в ее состав функциональных зон.

22. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение 30 дней со дня принятия решения, предусмотренного настоящего Положения, обеспечивает в установленном порядке внесение соответствующей информации в государственный лесной реестр.

В случае если осуществление полномочий, указанных в части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, не передано в установленном порядке органам государственной власти субъекта Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение 7 дней со дня принятия решения, предусмотренного настоящего Положения, направляет его в Федеральное агентство лесного хозяйства для внесения в установленном порядке соответствующей информации в государственный лесной реестр.

Сведения об установлении границ лесопарковых зон и зеленых зон вносятся в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости по заявлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшего решение, указанное в настоящего Положения, в качестве сведений о зонах с особыми условиями использования территории.

23. Изменение площади и границ функциональных зон в лесопарковой зоне, лесопарковой зоны и зеленой зоны производится решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Положением.

Изменение границ лесопарковых зон и зеленых зон, которое может привести к уменьшению площади этих зон, не допускается. При изменении границ лесопарковых зон и зеленых зон площадь исключаемых лесных участков компенсируется включением в границы этих зон лесных участков, площадь которых не меньше площади исключаемых лесных участков и которые расположены на территории того же лесничества (лесопарка) либо на территории ближайших лесничеств (лесопарков).

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон


Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2011 года N 50 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 7, 14.02.2011);
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 46, 12.11.2012);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.08.2017, N 0001201708280014).
____________________________________________________________________

В соответствии с частью 7 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации

постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

Положение об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 декабря 2009 года N 1007

1. Настоящее Положение устанавливает порядок определения функциональных зон в лесопарковых зонах защитных лесов, площади и границ лесопарковых зон и зеленых зон защитных лесов (далее соответственно - лесопарковые зоны, зеленые зоны).

2. Лесопарковые зоны устанавливаются в целях организации отдыха населения, сохранения санитарно-гигиенической, оздоровительной и эстетической ценности природных ландшафтов.

3. Зеленые зоны устанавливаются в целях обеспечения защиты населения от неблагоприятных природных и техногенных воздействий, сохранения и оздоровления окружающей среды.

4. Лесопарковые и зеленые зоны могут устанавливаться на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, а также в городских и сельских поселениях, в которых расположены леса (за исключением городских лесов).

5. Границы лесопарковых частей и лесохозяйственных частей зеленых зон, которые созданы на землях лесного фонда до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации , являются соответственно границами лесопарковых зон и зеленых зон.

6. Площадь лесопарковой зоны определяется в зависимости от численности населения соответствующего поселения. Площадь зеленой зоны определяется в зависимости от лесорастительной зоны, отношения площади покрытых лесной растительностью земель к общей площади территории муниципального района или субъекта Российской Федерации, в границах которого устанавливается зеленая зона (лесистости), и численности населения соответствующего поселения. Нормативы для определения площади лесопарковой зоны и зеленой зоны устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
(Пункт в редакции постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 года N 1128 .

7. Границы функциональных зон в лесопарковой зоне, лесопарковой зоны и зеленой зоны устанавливаются по квартальным просекам, границам лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов.

8. Функциональные зоны в лесопарковой зоне представляют собой части лесопарковой зоны, которые выделяются в целях дифференциации режима использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в различных частях лесопарковой зоны.

В лесопарковой зоне, которая имеет хорошо сложившиеся, устойчивые природные ландшафты, сформированную рекреационную инфраструктуру либо в случаях, когда не требуется дифференциация режима использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, функциональные зоны могут не выделяться.

9. В лесопарковой зоне выделяются зона активного отдыха и прогулочная зона.

В отдельных случаях для сохранения мест обитания фауны и восстановления нарушенных природных ландшафтов могут быть выделены функциональные зоны - зона фаунистического покоя и восстановительная зона.

10. Зона активного отдыха выделяется в местах лесопарковой зоны с наибольшей рекреационной нагрузкой в целях их благоустройства и формирования эстетически ценных природных ландшафтов повышенной устойчивости. Площадь зоны активного отдыха занимает до 30 процентов площади лесопарковой зоны.

11. Прогулочная зона выделяется в менее посещаемых населением местах лесопарковой зоны для организации прогулочных и туристических маршрутов, заготовки и сбора в установленном порядке пищевых и недревесных лесных ресурсов. Площадь прогулочной зоны может составлять более 70 процентов площади лесопарковой зоны.

12. Зона фаунистического покоя выделяется в целях обеспечения оптимальных условий обитания и размножения диких птиц и зверей.

13. Восстановительная зона выделяется в местах лесопарковой зоны, где произошли гибель лесных насаждений либо существенное снижение их устойчивости и требуется длительное (в течение не менее 10 лет) осуществление комплекса мероприятий по воспроизводству лесов.

14. Нормативы благоустройства зоны активного отдыха и прогулочной зоны в лесопарковой зоне устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2011 года N 50 ; в редакции, введенной в действие с 20 ноября 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 года N 1128 .

15. Подготовка документации по проектированию границ лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны (далее - проектная документация) осуществляется по инициативе заинтересованного лица.
постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 года N 998 .

16. В случае разработки проектной документации по заказу органа государственной власти субъекта Российской Федерации проектная документация разрабатывается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 сентября 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 года N 998 .

17. В состав проектной документации включаются текстовые и графические материалы, содержащие в том числе:

а) сведения о границах населенных пунктов и муниципальных образований, на территории которых проектируются лесопарковые зоны и (или) зеленые зоны;

б) сведения из государственного лесного реестра о правах пользования лесными участками, включаемыми в границы лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны;

в) карты (схемы) лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны, содержащие описание местоположения границ земельных участков (их частей), расположенных в границах соответствующей зоны;

г) выписка из государственного лесного реестра, содержащая перечень границ (кварталов, выделов) спроектированных лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны, а также сведения о лесистости района;

д) схема разбивки лесопарковой зоны на функциональные зоны.

18. При проектировании лесопарковых зон и зеленых зон в их границы не должны включаться земельные участки с расположенными на них объектами недвижимого имущества, размещение которых не допускается Лесным кодексом Российской Федерации в лесопарковых зонах и зеленых зонах, а также территории, предусмотренные документами территориального планирования для размещения таких объектов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 сентября 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 года N 998 .

19. Проектная документация подлежит согласованию с органом местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа, в границах которых устанавливаются зеленые зоны или лесопарковые зоны, до принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о ее утверждении. Срок согласования проектной документации не превышает 15 календарных дней со дня ее поступления на согласование в орган местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа, в границах которых устанавливаются зеленые зоны или лесопарковые зоны.

Проектная документация подлежит согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства в случае, если установление границ лесопарковой зоны или зеленой зоны приводит к изменению границ иных категорий защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, органом государственной власти субъекта Российской Федерации до принятия решения о ее утверждении. Срок согласования проектной документации не превышает 15 календарных дней со дня ее поступления на согласование в Федеральное агентство лесного хозяйства.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 сентября 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 года N 998 .

20. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение 30 дней со дня представления проектной документации рассматривает ее и принимает решение об ее утверждении или о направлении на доработку.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 сентября 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 года N 998 .

21. Функциональные зоны в лесопарковой зоне, площадь и границы лесопарковой зоны, зеленой зоны устанавливаются решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации на основании утвержденной проектной документации.

Указанное решение должно содержать данные о площадях и границах зеленой зоны, лесопарковой зоны, входящих в ее состав функциональных зон.

22. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение 30 дней со дня принятия решения, предусмотренного пунктом 21 настоящего Положения, обеспечивает в установленном порядке внесение соответствующей информации в государственный лесной реестр.

В случае если осуществление полномочий, указанных в части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации , не передано в установленном порядке органам государственной власти субъекта Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение 7 дней со дня принятия решения, предусмотренного пунктом 21 настоящего Положения, направляет его в Федеральное агентство лесного хозяйства для внесения в установленном порядке соответствующей информации в государственный лесной реестр.

Сведения об установлении границ лесопарковых зон и зеленых зон вносятся в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости по заявлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшего решение, указанное в пункте 21 настоящего Положения, в качестве сведений о зонах с особыми условиями использования территории.

23. Изменение площади и границ функциональных зон в лесопарковой зоне, лесопарковой зоны и зеленой зоны производится решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Положением.

Изменение границ лесопарковых зон и зеленых зон, которое может привести к уменьшению площади этих зон, не допускается. При изменении границ лесопарковых зон и зеленых зон площадь исключаемых лесных участков компенсируется включением в границы этих зон лесных участков, площадь которых не меньше площади исключаемых лесных участков и которые расположены на территории того же лесничества (лесопарка) либо на территории ближайших лесничеств (лесопарков).

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Зеленая зона

Зеленая зона

Зеленая зона - пояс вокруг населенного пункта, где сохраняются древесная растительность, кустарники, травяной покров и животный мир в целях создания условий для очистки среды от загрязнений, обогащения воздуха кислородом и поддержания условий для отдыха жителей. Зеленая зона в РФ составляет 50 км вокруг населенного пункта.

По-английски: Green zone

Синонимы: Защитная зеленая зона

См. также: Средообразующие территории Пригородные зоны

Финансовый словарь Финам .


Смотреть что такое "Зеленая зона" в других словарях:

    зеленая зона - Территория вокруг и внутри городской застройки, занятая лесами, лесопарками и другими озелененными участками, выполняющая экологические функции и используемая для отдыха населения. Syn.: зеленый пояс … Словарь по географии

    Территория за пределами городской черты, занятая лесами, лесопарками и другими озелененными территориями, выполняющая защитные санитарно гигиенические функции и являющаяся местом отдыха населения (ГОСТ 28329 89.) EdwART. Термины и определения… … Экологический словарь

    Территория за пределами городской черты, занятая лесами, лесопарками и другими озелененными территориями, выполняющая защитные санитарно гигиенические функции и являющаяся местом отдыха населения Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    зеленая зона города - Территория за пределами городской черты, занятая лесами, лесопарками и другими озелененными территориями, выполняющая защитные и санитарно гигиенические функции и являющаяся местом отдыха населения. [ГОСТ 28329 89] Тематики озеленение … Справочник технического переводчика

    Снимок Багдада из космоса. «Зелёная зона» отмечена в правой верхней части снимка, на берегу Тигра Зелёная зона (англ. Green Zone) название района в центре Багдада (Ирак), где расположены иностранные и правительственные объекты. Содержание 1… … Википедия

    Снимок Багдада из космоса. «Зелёная зона» отмечена в правой верхней части снимка, на берегу Тигра Зелёная зона (англ. Green Zone) название района в центре Багдада (Ирак), где расположены иностранные и правительственные объекты. Содержание 1… … Википедия

    Зеленая зона города - 3. Зеленая зона города Территория за пределами городской черты, занятая лесами, лесопарками и другими озелененными территориями, выполняющая защитные и санитарно гигиенические функции и являющаяся местом отдыха населения Источник: ГОСТ 28329 89:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Территории вокруг городов и промышленных поселков, в том числе лесопарковые защитные пояса, выполняющие средозащитные (средообразующие, экологические), санитарно гигиенические и рекреационные функции (закон Об охране окружающей природной средыЭкологический словарь

    Пригородная зеленая зона - территории вокруг городов и поселков, выполняющие средозащитные (средообразующие), экологические, санитарно гигиенические и рекреационные функции, с установленными режимами особого регулирования градостроительной деятельности и использования… … Официальная терминология

Книги

  • Зеленая зона , Алеников В.М.. Стоял душный июльский день, в его летнем мареве очертания крысы были весьма расплывчаты, она скорей угадывалась, чем виделась, и от всего этого возникало ощущение чего-то призрачного,…
  • 6. О роли законов развития природы
  • II. Экологическое право как комплексная отрасль российского права
  • 1. Экологическая функция российского государства
  • 8. Система экологического права
  • 2. Конституционные основы регулирования экологических отношений. Федеративные договоры
  • IV. Экологические правоотношения
  • 1. Понятие и виды экологических правоотношений
  • 2. Субъекты экологических правоотношений. Правоспособность и дееспособность
  • 5. Возникновение, изменение и прекращение экологических правоотношений
  • V. Эколого-правовой статус человека
  • 1. Понятие экологических прав человека и значение их признания
  • 2. Состояние правового регулирования экологических прав человека
  • VI. Право собственности на природные ресурсы
  • 1. Природные богатства - общественное достояние
  • 2. Понятие, содержание и формы права собственности на природные ресурсы
  • 3. Объекты и субъекты права собственности на природные ресурсы
  • VII. Право природопользования
  • 1. Понятие права природопользования, его виды
  • VIII. Правовые основы управления
  • 1. Понятие и виды управления природопользованием и охраной окружающей среды
  • 4. Иные органы, уполномоченные в сфере государственного управления природопользованием и охраной окружающей
  • IX. Правовые основы информационного
  • 1. Понятие и роль экологически значимой информации
  • X. Правовые основы экологического нормирования
  • 1. Понятие экологического нормирования. Система экологических нормативов
  • 2. Нормативы качества окружающей среды
  • XI. Правовые основы оценки воздействия
  • 1. Понятие и место оценки воздействия на окружающую среду в механизме экологического права
  • 7. Объекты государственной экологической экспертизы
  • 8. Порядок проведения государственной экологической
  • XII. Лицензионно-договорные основы
  • 1. Лицензия и договор как правовые инструменты
  • 2. Лицензируемые виды экологически значимой деятельности
  • XIII. Эколого-правовые основы
  • 1. Понятие и основные характеристики технического регулирования
  • XIV. Правовые основы экологического аудита
  • 1. Понятие и цели экологического аудита
  • 2. Виды экологического аудита и порядок его проведения
  • 1. Понятие и роль экономического механизма обеспечения
  • 6. Меры экономического стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды
  • XVI. Правовые основы экологического контроля
  • 1. Понятие, виды и задачи экологического контроля
  • 2. Государственный экологический контроль
  • 4. Муниципальный и общественный экологический контроль
  • XVII. Юридическая ответственность за экологические правонарушения
  • 1. Понятие и функции юридической ответственности за экологические правонарушения
  • XVIII. Особенности правового режима природных объектов
  • 1. Общие черты правового режима природных объектов
  • 2. Особенности правового режима земель
  • 7. Особенности правового режима животного мира
  • XIX. Особенности правового режима
  • 1. Правовой режим использования и охраны
  • 1. Особо охраняемые природные территории: история, цели образования, виды
  • 3. Правовой режим национальных и природных парков
  • 1. Назначение и правовой режим зеленых зон
  • XXII. Правовые основы обращения с веществами, материалами и отходами
  • 1. Правовое регулирование обращения с потенциально опасными веществами и материалами
  • XXIII. Правовой режим экологически неблагополучных территорий
  • 1. Понятие и факторы создания экологически опасных
  • XXIV. Право окружающей среды в зарубежных государствах
  • 1. Право окружающей среды стран - членов снг и других государств Центральной и Восточной Европы
  • 2. Право окружающей среды в экономически развитых государствах1
  • 1. Факторы развития международного права окружающей среды
  • 1. Изменение климата
  • 2. Сокращение озонового слоя
  • 7. Ресурсный кризис
  • 4. Международные экологические организации
  • 7. Международная ответственность за экологические правонарушения
  • 8. Международный экологический суд
  • 9 Книги по ценам издательства
  • 1. Назначение и правовой режим зеленых зон

    Зеленые зоны, образуемые как вокруг городов и других посе­лений, так и внутри них, с учетом их экологического значения целесообразно относить к особо охраняемым природным террито­риям 1 . Но так как они не названы таковыми в Законе об особо

    Законом г. Москвы от 26 сентября 2001 г. «Об особо охраняемых природ­ных территориях в городе Москве» городской лес отнесен к категории особо охра­няемых природных территорий в городе Москве наряду с национальным парком; природным парком; природно-историческим парком; экологическим парком; во­доохранными зонами и др. (ст. 2). Городской лес - особо охраняемая природная территория, представляющая собой участок леса, расположенный в городской

    1. Назначение и правовой режим зеленых зон

    охраняемых природных территориях, то правовой режим зеле­ных зон рассматривается в данной главе.

    Под зелеными зонами понимаются выделенные в установлен­ном порядке покрытые зелеными насаждениями пригородные земли, образующие защитный лесной пояс и выполняющие сре-доулучшающие, санитарно-гигиенические, рекреационные и хо­зяйственные функции.

    Началом выделения пригородных лесов для загородного отды­ха людей считается принятое Совнаркомом СССР в 1932 г. реше­ние о выделении лесной зеленой зоны вокруг Ленинграда. Затем постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О генеральном плане реконструкции города Москвы» зеленый лесной пояс был выде­лен вокруг Москвы, а в 1969 г. к зеленой зоне были отнесены все леса Московской области. С принятием постановления СНК СССР от 23 апреля 1943 г. «О делении лесов на группы» началось мас­совое выделение зеленых зон 1 . Лесной кодекс РФ также относит леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов к лесам первой группы (ст. 56).

    В советский период размеры зеленых зон определялись чис­ленностью и перспективами роста населения городов: в городах с населением менее 10 тыс. человек на 1000 жителей выделялось 50 га, в городах с населением более 500 тыс. человек - 130 га и более. В то время общая площадь зеленых зон вокруг городов, промышленных центров и других населенных пунктов составля­ла около 16 млн га. На каждого городского жителя приходилось в среднем 0,13 га площади зеленой зоны.

    В современный период выделение зеленых зон было преду­смотрено Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды». В соответствии со ст. 67 вокруг городов и промышленных поселков выделялись пригородные зеленые зоны, в том числе лесопарковые защитные пояса, как территории, выполняющие средозащитные (средообразующие, экологические), санитарно-гигиенические и рекреационные функции. Границы зеленых зон определялись для столиц республик в составе Российской Феде­рации, краевых и областных центров Советами Министров соот­ветствующих республик, краевыми и областными Советами на-

    черте и выполняющая средозащитные, климаторегулирующие, санитарно-гигие­нические и рекреационные функции, оказывающие положительное влияние на экологическую обстановку и обеспечивающие благоприятные условия отдыха людей в лесной обстановке // Вестник Мэрии Москвы. 2001. Нояб.; Ведомости Московской городской думы. 2002. № 1.

    Справочник по охране природы. М., 1980. С. 230-231.

    504 XXI. Правовой режим охранных и иных специальных зон и территорий

    родных депутатов. В зеленых зонах запрещалась хозяйственная деятельность, отрицательно влияющая на выполнение ими эколо­гических, санитарно-гигиенических и рекреационных функций. Закон об охрлне окружающей среды не предусматривает выде­ление зеленых зон. В нем, однако, устанавливается, что природ-но-заповедный фонд образуют государственные природные запо­ведники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, при­родные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые тер­ритории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение (ст. 58).

    В этом Законе определяются общие требования по охране зе­леного фонда городских и сельских поселений. Зеленый фонд го­родских и сельских поселений представляет собой совокупность зеленых зон, в том числе покрытых древесно-кустарниковой рас­тительностью территорий и покрытых травянистой раститель­ностью территорий, в границах этих поселений. Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстанов­ки и создания благоприятной окружающей среды. На территори­ях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйст­венная и иная деятельность, оказывающая негативное воздейст­вие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рек­реационного назначения.

    Основными элементами правового режима зеленых зон явля­ются:

    Запрет на соответствующих территориях хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие и пре­пятствующей осуществлению ими функций экологического, са­нитарно-гигиенического и рекреационного назначения;

    В лесах зеленых зон поселений и хозяйственных объектов как лесах первой группы могут быть в соответствии с Лесным ко­дексом РФ выделены особо защитные участки лесов с ограничен­ным режимом лесопользования. Основные положения по выделе­нию особо защитных участков леса утверждены приказом Рослес-хоза от 30 декабря 1993 г. 1 На особо защитных участках лесов

    может быть запрещено применение рубок главного пользования. Решения о таком запрещении принимаются органами государст­венной власти субъектов РФ по предложениям территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством. Перевод лесных земель в нелесные земли в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда осуществляются Правительством РФ по представ­лению органа государственной власти субъекта Федерации, со­гласованному с федеральным органом управления лесным хозяй­ством.

    2. Назначение и правовой режим санитарно-защитных зон

    Санитарно-защитные зоны (СЗЗ) призваны создать барьер между жилой застройкой и предприятиями и иными объектами, являющимися источниками вредных химических, физических и биологических воздействий на состояние окружающей среды.

    Территория санитарно-защитной зоны предназначена для: обес­печения снижения уровня воздействия до требуемых гигиеничес­ких нормативов по всем факторам воздействия за ее пределами; создания санитарно-защитного и эстетического барьера между территорией предприятия (группы предприятий) и территорией жилой застройки; организации дополнительных озелененных площадей, обеспечивающих экранирование, ассимиляцию и фильтрацию загрязнителей атмосферного воздуха и повышение комфортности микроклимата. Создание санитарно-защитных зон относится к планировочным мерам охраны окружающей среды при градостроительстве и развитии иных населенных пунктов. Создание таких зон предусмотрено Законом об охране окру-

    |жающей среды (ст. 52), Градостроительным кодексом РФ (ст. 37), Законами о санитарно-эпидемиологическом благополучии насе­ления (ст. 12), об охране атмосферного воздуха (ст. 16), об исполь­зовании атомной энергии (ст. 31).

    Конкретные требования по созданию санитарно-защитных зон и их режиму регулируются Санитарно-эпидемиологически­ми правилами и нормативами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01 «2.2.1/2.1.1. Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 17 мая 2001 г.

    506 XXI. Правовой режим охранных и иных специальных зон и территорий

    В соответствии с этими Правилами предприятия, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющи­мися источниками воздействия на среду обитания и здоровье че­ловека, необходимо отделять от жилой застройки санитарно-за-щитными зонами.

    Санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который может быть источником химического, биологического или физического воздействия на среду обитания и здоровье человека. Использование площадей СЗЗ осуществляет­ся с учетом ограничений, установленных действующим законода­тельством и указанными нормами и правилами. Предоставление земельных участков в границах СЗЗ производится при наличии заключения территориальных органов Госсанэпиднадзора об от­сутствии нарушений санитарных норм и правил.

    Санитарно-защитная зона должна иметь последовательную проработку ее территориальной организации, озеленения и благо­устройства на всех этапах разработки всех видов градостроитель­ной, предпроектной и проектной документации, строительства и эксплуатации отдельного предприятия или промышленного ком­плекса.

    В предпроектной, проектной документации на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение дейст­вующих предприятий и сооружений должны быть предусмотре­ны средства на организацию и благоустройство санитарно-защит-ных зон, включая переселение жителей в случае необходимости, а в составе проектно-сметной документации должен быть пред­ставлен проект по ее организации, благоустройству и озеленению в соответствии с действующей нормативной документацией.

    Для объектов, их отдельных зданий и сооружений с техноло­гическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощнос­ти, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду токсических и пахучих веществ, создавае­мого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблаго­приятного влияния их на среду обитания и здоровье человека при обеспечении соблюдения требований гигиенических нормативов в соответствии с санитарной классификацией предприятий, про­изводств и объектов устанавливаются следующие минимальные размеры санитарно-защитных зон:

    Предприятия первого класса - 1000 м;

    Предприятия второго класса - 500 м;

    2. Назначение и правовой режим санитарно-защитных зон

    Предприятия третьего класса - 300 м;

    Предприятия четвертого класса - 100 м;

    Предприятия пятого класса - 50 м.

    К примеру, к предприятиям первого класса относятся пред­приятия, производящие связанный азот (аммиак, азотную кисло­ту, азотно-туковые и другие удобрения); второго - синтетичес­кие моющие средства; третьего - цветные металлы в количестве от 100 до 2000 т/год; четвертого - предприятия по добыче мра­мора, песка, глины открытой разработкой; пятого - предпри­ятия по производству бумаги из макулатуры.

    Размеры санитарно-защитных зон могут быть изменены для предприятий I и II классов - по решению Главного государствен­ного санитарного врача РФ или его заместителя, для предпри­ятий III и IV классов - по решению Главного государственного санитарного врача субъекта РФ или его заместителя.

    Размеры санитарно-защитных зон могут быть увеличены. В перечень причин, обусловливающих необходимость увеличе­ния их размера или создания индивидуальных зон для отдельных предприятий и промышленных комплексов сверх установленных по санитарной классификации производств входит:

    Превышение допустимых уровней воздействия по любому фактору за пределами требуемой СЗЗ по материалам лаборатор­ного контроля при невозможности снижения уровня загрязнения техническими средствами;

    Наличие новых, недостаточно изученных, не имеющих ана­логов в стране и за рубежом технологий.

    Размеры санитарно-защитной зоны могут быть уменьшены при:

    Объективном доказательстве стабильного достижения уров­ня техногенного воздействия на среду обитания и население в рамках и ниже нормативных требований по материалам система­тических (не менее чем годовых) лабораторных наблюдений за со­стоянием загрязнения воздушной среды;

    Подтверждении замерами снижения уровней шума и других физических факторов в пределах жилой застройки ниже гигиени­ческих нормативов;

    Уменьшении мощности, перепрофилировании предприятия и связанным с этим изменением класса опасности.

    Не допускается сокращение величины санитарно-защитной зоны на основании данных, полученных только расчетным путем.

    Законом об использовании атомной энергии предусмотрено об­разование санитарно-защитной зоны ядерных объектов и зоны

    508 XXI. Правовой режим охранных и иных специальных зон и территорий

    наблюдения. Такие зоны устанавливаются в целях защиты насе­ления в районе размещения ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радио­активных веществ. Размеры и границы зоны определяются в про­екте санитарна-защитной зоны в соответствии с нормами и пра­вилами в области использования атомной энергии, которые согласовываются с органами Госсанэпиднадзора и утверждаются органами местного самоуправления.

    Закон запрещает размещение в санитарно-защитной зоне ряда объектов, включая жилые и общественные здания, детские учреждения, а также не относящиеся к функционированию ядер­ной установки, радиационного источника или пункта хранения лечебно-оздоровительные учреждения, объекты общественного питания, промышленные объекты, подсобные и другие сооруже­ния и объекты, не предусмотренные утвержденным проектом са­нитарно-защитной зоны. Использование же для хозяйственных целей существующих объектов и сооружений, расположенных в санитарно-защитной зоне, при изменении профиля их использо­вания допускается по представлению эксплуатирующей органи­зации с разрешения органов государственного регулирования без­опасности.

    Необходимость установления зоны наблюдения, ее размеры и границы определяются в проекте на основании характеристик безопасности объектов использования атомной энергии и согласо­вываются с органами Госсанэпиднадзора. В зоне наблюдения этими органами могут вводиться ограничения на хозяйственную деятельность в соответствии с законодательством РФ. В зоне на­блюдения, включающей в себя санитарно-защитную зону, на граждан распространяется действие мер по социально-экономи­ческой компенсации за дополнительные факторы риска, а также мер по аварийному планированию.

    Убытки, причиненные установлением санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения, возмещаются эксплуатирующей орга­низацией в соответствии с законодательством РФ.

    Для некоторых объектов использования атомной энергии в со­ответствии с характеристиками безопасности этих объектов сани-тарно-защитная зона и зона наблюдения могут быть ограничены пределами территории объекта, здания, помещения.

    3. Назначение и правовой режим водоохранных зон водных объектов 509

    3. Назначение и правовой режим водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос

    Водоохранной зоной является территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью пред­отвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения вод­ных объектов, а также сохранения среды обитания объектов жи­вотного и растительного мира. Водоохранная зона создается как составная часть природоохранных мер, а также мероприятий по улучшению гидрологического режима и технического состояния, благоустройству водных объектов и их прибрежных территорий. В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные за­щитные полосы, на территориях которых вводятся дополнитель­ные ограничения природопользования.

    Земли водоохранных зон согласно ст. 97 ЗК РФ относятся к землям природоохранного назначения. Общие требования о соз­дании этих зон и их правовом режиме предусмотрены ст. 111 ВК РФ. Порядок установления размеров и границ водоохранных зон и их прибрежных защитных полос, а также режима их ис­пользования регулируется Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утверж­денным постановлением Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. № 1404.

    Размеры и границы водоохранных зон и прибрежных защит­ных полос, а также режим их использования устанавливаются ис­ходя из физико-географических, почвенных, гидрологических и других условий с учетом прогноза изменения береговой линии водных объектов и утверждаются органами исполнительной влас­ти субъектов РФ по представлению бассейновых и других терри­ториальных органов управления использованием и охраной вод­ного фонда Министерства природных ресурсов РФ, согласованно­му со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, органами сан-эпиднадзора и органами Федеральной пограничной службы РФ в соответствии с их полномочиями.

    Ширина водоохранных зон и прибрежных защитных полос ус­танавливается для рек, стариц и озер - от среднемноголетнего уреза воды в летний период; для водохранилищ - от уреза воды при нормальном подпорном уровне; для морей - от максималь­ного уровня прилива; для болот - от их границы (нулевой глуби­ны торфяной залежи).

    510 XXI. Правовой режим охранных и иных специальных зон и территорий

    Для болот в истоках рек, а также для других болот, форми­рующих сток в водосборном бассейне, водоохранные зоны уста­навливаются на прилегающих к ним территориях.

    Минимальная ширина водоохранных зон устанавливается для участков рек протяженностью от их истока: до 10 км - 50 м; от 10 до 50 км -- 100 м; от 50 до 100 км -- 200 м; от 100 до 200 км - 300 м; от 200 до 500 км - 400 м; от 500 км и более -500 м. Для истоков рек водоохранная зона устанавливается ради­усом не менее 50 м. Минимальная ширина водоохранных зон для озер и водохранилищ принимается при площади акватории до 2 кв. км - 300 м, от 2 кв. км и более - 500 м. Минимальная ширина водоохранных зон водных объектов, для которых уста­новлены запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых видов рыб, принимается равной ширине этих полос.

    Размеры и границы водоохранных зон на территории городов и других поселений устанавливаются исходя из конкретных ус­ловий планировки и застройки в соответствии с утвержденными генеральными планами.

    В пределах водоохранных зон запрещаются, в частности:

    Размещение складов горюче-смазочных материалов, мест складирования и захоронения промышленных, бытовых и сель­скохозяйственных отходов, накопителей сточных вод;

    Заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и механизмов;

    Размещение стоянок транспортных средств;

    Проведение без согласования с бассейновыми и другими тер­риториальными органами управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ строитель­ства и реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций и дру­гих объектов, а также работ по добыче полезных ископаемых, землеройных и других работ.

    В прибрежных защитных полосах водоохранных зон допуска­ется размещение объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйств, а также водозаборных, портовых и гид­ротехнических сооружений при наличии лицензии на водополь­зование.

    В прибрежных защитных полосах запрещаются распашка зе­мель, рубка и корчевка леса, размещение животноводческих ферм и лагерей, складирование отвалов размываемых грунтов, движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специ­ального назначения, а также некоторая иная деятельность.

    3. Назначение и правовой режим водоохранных зон водных объектов 511

    Участки земель в пределах прибрежных защитных полос предоставляются для размещения объектов водоснабжения, рек­реации, рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборных, порто­вых и гидротехнических сооружений при наличии лицензий на водопользование, в которых устанавливаются требования по со­блюдению водоохранного режима.

    Прибрежные защитные полосы, как правило, должны быть заняты древесно-кустарниковой растительностью или залужены.

    Поддержание в надлежащем состоянии водоохранных зон, прибрежных защитных полос и водоохранных знаков возлагается на водопользователей.

    Собственники земель, землевладельцы и землепользователи, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать установленный режим ис­пользования этих зон и полос.

    На приграничных территориях режим использования терри­торий водоохранных зон и прибрежных защитных полос уста­навливается органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению бассейновых и других территориальных орга­нов управления использованием и охраной водного фонда Ми­нистерства природных ресурсов РФ, согласованному с органами Федеральной пограничной службы РФ, а также специально уполномоченными государственными органами в области охра­ны окружающей природной среды в соответствии с их полно­мочиями.

    Согласно ст. 108 ВК РФ ведение строительных, дноуглуби­тельных, взрывных и иных работ на водных объектах и в их во­доохранных зонах осуществляется по согласованию со специаль­но уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.

    Согласно приказу Федеральной службы лесного хозяйства РФ от 25 марта 1997 г. № ЗЗ 1 выделенные в соответствии с Положе­нием о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах водоохранные зоны в лесах второй и третьей

    Справочная правовая программа «Гарант».

    512 XXI. Правовой режим охранных и иных специальных зон и территорий

    Поддержание в надлежащем состоянии водоохранных зон, прибрежных защитных полос и водоохранных знаков возлагается на водопользователей. Собственники земель, землевладельцы и землепользователи, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать уста­новленный режим использования этих зон и полос.

    Установление водоохранных зон не влечет за собой изъятия земельных участков у собственников земель, землевладельцев, землепользователей или запрета на совершение сделок с земель­ными участками, за исключением случаев, предусмотренных за­коном.

    Одна из серьезных экологических проблем России - высыха­ние малых рек. Это явление связано с нарушением правил экс­плуатации прибрежных территорий, выражающимся прежде всего в вырубке кустарников, распашке до уреза воды, необосно­ванной, волюнтаристской мелиорации земель.

    Задача исполнительных органов власти - доводить до сведе­ния заинтересованных организаций и граждан постановления (решения) о границах водоохранных зон и прибрежных полос рек, озер, водохранилищ и их водоохранном режиме. Государст­венный контроль за соблюдением порядка установления размеров и границ, а также режима хозяйственной и иной деятельности в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос воз­ложен на органы исполнительной власти субъектов РФ, бассейно­вые и другие территориальные органы управления использовани­ем и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ, специально уполномоченные государственные органы в об­ласти охраны окружающей природной среды, государственные органы управления использованием и охраной земель и специ­ально уполномоченные органы управления лесным хозяйством в пределах их полномочий.

    Лица, виновные в нарушении режима использования террито­рий водоохранных зон и прибрежных защитных полос, несут от­ветственность в соответствии с действующим законодательством.

    4. Назначение и правовой режим зон сан. охраны источников водоснабжения... 513

    4. Назначение и правовой режим зон санитарной охраны

    источников водоснабжения и водопроводов

    хозяйственно-питьевого назначения

    Основной целью создания и обеспечения режима зон санитар­ной охраны (ЗСО) источников водоснабжения является санитар­ная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водо­проводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

    Создание таких зон предусмотрено Градостроительным кодек­сом РФ (ст. 37), Законом о санитарно-эпидемиологическом благо­получии населения (ст. 18), Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.4.027-95 «Зоны санитарной охраны источников водо­снабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения», утвержденными постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 10 апреля 1995 г., которые определяют санитарно-эпидемиологи­ческие требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения.

    Зоны санитарной охраны источников водоснабжения органи­зуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок рас­положения всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозабор­ных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и ювреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) вклю­чают территорию, предназначенную для предупреждения загряз­нения воды источников водоснабжения.

    Принципиальное решение о возможности организации ЗСО должно приниматься на стадии проекта районной планировки или генерального плана, когда выбирается источник водоснабже-ния. В генеральных планах застройки населенных мест зоны са­нитарной охраны источников водоснабжения должны быть пока­заны на схеме планировочных ограничений.

    В пределах первого пояса ЗСО санитарные мероприятия долж­ны выполняться органами коммунального хозяйства или други­ми владельцами водопроводов за счет средств, предусмотренных на их строительство и эксплуатацию; в пределах второго и третье­го поясов ЗСО - владельцами объектов, оказывающих (или мо­гущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источ­ников водоснабжения.

    Санитарными правилами и нормами установлен перечень ме­роприятий, которые должны быть осуществлены для обеспечения

    514 XXI. Правовой режим охранных и иных специальных зон и территорий

    благоприятного состояния ЗСО, а также предусмотрены запреты на осуществление многих видов деятельности.

    В частности, территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озе­ленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружени­ям должны иметь твердое покрытие. Запрещается посадка высо­коствольных деревьев.

    На ней запрещаются все виды строительства, не имеющие не­посредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хо­зяйственно-бытовых зданий, проживание людей, а также приме­нение ядохимикатов и удобрений; спуск любых сточных вод, в том числе сточных вод водного транспорта, а также другие виды водопользования, оказывающие влияние на качество воды (п. 3.3.1.2).

    Здания должны быть оборудованы канализацией с отведением сточных вод в ближайшую систему бытовой или производствен­ной канализации или на местные станции очистных сооружений, расположенные за пределами первого пояса ЗСО с учетом сани­тарного режима на территории второго пояса.

    На территории второго пояса ЗСО запрещаются: " рубки леса главного пользования и реконструкции, а также закрепление за лесозаготовительными предприятиями древесины на корню и лесосечного фонда долгосрочного пользования. Разре­шаются только рубки ухода и санитарные рубки леса;

    Расположение стойбищ и выпаса скота, а также всякое дру­гое использование водоема и земельных участков, лесных угодий в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 м, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количе­ства воды источника водоснабжения.

    На территориях второго и третьего поясов бурение новых скважин и новое строительство, связанное с нарушением почвен­ного покрова, производится при обязательном согласовании с ор­ганом государственного санитарно-эпидемиологического надзора, органами и учреждениями экологического и геологического контроля.

    Добыча песка, гравия и проведение дноуглубительных работ в пределах акватории ЗСО допускаются по согласованию с органом санитарно-эпидемиологического надзора лишь при обосновании гидрологическими расчетами отсутствия ухудшения качества воды в створе на 1 км выше (в сторону) от водозабора.

    5. Назначение и правовой режим территорий градостроительной деятельности... 515

    Здесь запрещены:

    Закачка отработанных вод в подземные горизонты, подзем­ное складирование твердых отходов и разработки недр земли;

    Размещение складов горюче-смазочных материалов, ядохи­микатов и минеральных удобрений, накопителей промышленных стоков, шламохранилищ и других объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод.

    Размещение таких объектов допускается в пределах третьего пояса ЗСО только при использовании защищенных подземных вод, при условии выполнения специальных мероприятий по за­щите водоносного горизонта от загрязнения по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического над­зора, органами и учреждениями государственного экологическо­го и геологического контроля.

    В пределах санитарно-защитной полосы водоводов должны от­сутствовать источники загрязнения почвы и грунтовых вод. За­прещается прокладка водоводов по территории свалок, полей ас­сенизации, полей фильтрации, полей орошения, кладбищ, скотомогильников, а также прокладка магистральных водоводов по территории промышленных и сельскохозяйственных предпри­ятий.

    5. Назначение и правовой режим территорий и объектов градостроительной деятельности особого регулирования

    Требования к территориям и объектам градостроительной деятельности особого регулирования установлены Градострои­тельным кодексом РФ. В соответствии со ст. 6 Кодекса особому регулированию подлежит градостроительная деятельность в слу­чаях, если без введения специальных правил использования тер­ритории обеспечение частных, общественных или государствен­ных интересов в области градостроительства невозможно или затруднено.

    К территориям, на которых градостроительная деятельность подлежит особому регулированию, могут относиться территории объектов историко-культурного наследия; особо охраняемые при­родные территории; территории традиционного проживания ко­ренных малочисленных народов; территории свободных экономи­ческих зон; территории, подверженные воздействию чрезвычай­ных ситуаций природного и техногенного характера; территории зон чрезвычайных экологических ситуаций, экологического бед­ствия; территории депрессивных районов и иные территории.

    516 XXI. Правовой режим охранных и иных специальных зон и территорий

    Объекты градостроительной деятельности, подлежащие особо­му регулированию, могут быть федерального значения, значения субъектов РФ и местного значения. Отнесение указанных объек­тов к объектам федерального значения, значения субъектов РФ и местного значения осуществляется по основаниям и в порядке, установленным законодательством РФ и законодательством субъ­ектов Федерации.

    К поселениям, которые являются объектами градостроитель­ной деятельности особого регулирования, могут быть отнесены городские и сельские поселения, которые расположены в регио­нах с экстремальными природно-климатическими условиями или особо неблагоприятными экологическими условиями вслед­ствие радиоактивного загрязнения, повышенной сейсмичности или которые подвержены воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    Особое регулирование градостроительной деятельности на тер­риториях и в поселениях осуществляется посредством:

    Введения специальных государственных стандартов, госу­дарственных градостроительных нормативов и правил;

    Введения особого порядка разработки, согласования и ут­верждения градостроительной документации;

    Выдачи специальных разрешений на строительство.

    В соответствии со ст. 9 Градостроительного кодекса РФ требо­вания безопасности территорий и поселений и их защиты от воз­действия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха­рактера устанавливаются нормативными правовыми актами РФ, а также нормативно-техническими документами федеральных органов архитектуры и градостроительства, федеральных органов по охране окружающей природной среды, санитарно-эпидемиоло­гическому надзору, гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, земельным ресурсам и зем­леустройству, охране недр, вод, атмосферного воздуха, почв, нор­мативно-техническими документами других федеральных орга­нов государственного контроля и надзора, нормативными правовыми актами субъектов Федерации (п. 2).

    Для территорий и поселений, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, разрабатываются специальные схемы и проекты защиты террито­рий и поселений от указанных воздействий в соответствии с тре­бованиями, предусмотренными п. 2 ст. 9.

    Статья 10 Кодекса регулирует обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности соблюдения требований охраны

    5. Назначение и правовой режим территорий градостроительной деятельности... 517

    окружающей природной среды и санитарных правил. Собствен­ники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участ­ков и иных объектов недвижимости при осуществлении градо­строительной деятельности обязаны соблюдать требования охраны окружающей природной среды и экологической безопас­ности, предусмотренные градостроительной документацией, а также санитарные правила.

    Территории, загрязненные химическими и биологическими веществами, вредными микроорганизмами свыше предельно допустимых концентраций, радиоактивными веществами в ко­личествах свыше предельно допустимых уровней, в случаях, если проживание населения и осуществление хозяйственной и иной деятельности на таких территориях создают угрозу здо­ровью человека, подлежат консервации и специальной обработ­ке в порядке, установленном законодательством РФ об охране окружающей природной среды. Соответствующие требования установлены Положением о порядке консервации деградиро­ванных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными ве­ществами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г.

    В зависимости от степени загрязнения и способа оздоровле­ния указанных территорий может быть введен особый режим их использования или установлено иное функциональное на­значение. В случаях, если государственные или общественные интересы требуют осуществления хозяйственной и иной дея­тельности на территориях, неблагополучных в экологическом отношении, допускается временное проживание населения на таких территориях с установлением особого регулирования гра­достроительной деятельности в соответствии с градостроитель­ной документацией.

    Градостроительный кодекс РФ предусматривает зонирование территорий для обеспечения благоприятной среды жизнедеятель­ности, защиты территорий от воздействия чрезвычайных ситуа-1Й природного и техногенного характера; предотвращения чрез­мерной концентрации населения и производства, загрязнения экружающей природной среды; охраны и использования особо охраняемых природных территорий, в том числе природных ландшафтов, территорий историко-культурных объектов, а также сельскохозяйственных земель и лесных угодий.

    Согласно ст. 37 Кодекса при разработке градостроительной до­кументации о градостроительном планировании развития терри-

    518 XXI. Правовой режим охранных и иных специальных зон и территорий

    торий и поселений и об их застройке разрабатываются схемы зо­нирования территорий, определяющие вид использования терри­торий и устанавливающие ограничения на их использование, для осуществления градостроительной деятельности.

    Ограничения на использование территорий для осуществле­ния градостроительной деятельности устанавливаются:

    В зонах охраны памятников истории и культуры, историко-культурных комплексов и объектов, заповедных зон;

    В зонах особо охраняемых природных территорий, в том числе округов санитарной (горно-санитарной) охраны;

    В санитарных, защитных и санитарно-защитных зонах;

    В водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах;

    В зонах санитарной охраны источников водоснабжения;

    В зонах залегания полезных ископаемых;

    На территориях, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

    В зонах чрезвычайных экологических ситуаций и экологи­ческого бедствия;

    В зонах с экстремальными природно-климатическими усло­виями;

    В иных зонах, установленных в соответствии с законодатель­ством РФ и законодательством субъектов Федерации.

    В соответствии со ст. 40 Кодекса на территориях городских и сельских поселений могут устанавливаться рекреационные зоны. Рекреационные зоны предназначены для организации мест отды­ха населения и включают в себя парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи, иные объекты. В рекреационные зоны могут включаться особо охраняемые природные территории и природ­ные объекты. На территориях рекреационных зон не допускают­ся строительство и расширение действующих промышленных, коммунальных и складских объектов, непосредственно не связан­ных с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационно­го назначения.

    6. Назначение и правовой режим территорий традиционного природопользования

    Территории традиционного природопользования -- новая в природоохранной практике РФ разновидность особо охраняемых природных территорий. Они стали создаваться в 90-е гг. как про­явление демократизации государственной власти и в контексте правового государства.

    6. Назначение и правовой режим территорий традиционного природопользования 519

    Положения о традиционном природопользовании являются формой юридического опосредования обычаев как регуляторов отношений по охране природы и рационального природопользо­вания, сформировавшихся в обществе задолго до появления со­временных писаных правил. Обычаи малочисленных народов до сих пор остаются регуляторами общественных отношений, если такие обычаи не противоречат законодательству РФ и законода­тельству субъектов Федерации.

    Положения о территориях традиционного природопользова­ния предусмотрены многими законами - Земельным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, Законом о животном мире и др.

    Система общих положений в данной сфере установлена Феде­ральным законом от 7 мая 2001 г. «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

    Территории традиционного природопользования особо охраняемые природные территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Традиционное природопользование пред­ставляет собой исторически сложившиеся и обеспечивающие не-истощительное природопользование способы использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

    Территории традиционного природопользования с учетом осо­бенностей их правового режима относятся к особо охраняемым природным территориям федерального, регионального и местно­го значения.

    Законом урегулирован порядок образования территорий тра­диционного природопользования федерального, регионального и местного значения. Образование территорий традиционного при­родопользования федерального значения осуществляется реше­ниями Правительства РФ по согласованию с органами государст­венной власти соответствующих субъектов РФ на основании обра­щений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представите­лей. Образование территорий традиционного природопользова­ния регионального значения осуществляется решениями органов исполнительной власти субъектов РФ на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочис­ленных народов или их уполномоченных представителей. Образо-

    520 XXI. Правовой режим охранных и иных специальных зон и территорий

    вание территорий традиционного природопользования регио­нального значения, находящихся на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, осуществляется решениями органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ.

    Образование территорий традиционного природопользования местного значения осуществляется решениями органов местного самоуправления на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей. Образование территорий традиционного природопользования местного значения, находя­щихся на территориях нескольких муниципальных образований, осуществляется решениями органов местного самоуправления со­ответствующих муниципальных образований.

    Размеры территорий традиционного природопользования определяются с учетом следующих условий: поддержания доста­точных для обеспечения возобновляемости и сохранения биологи­ческого разнообразия популяций растений и животных; возмож­ности осуществления лицами, относящимися к малочисленным народам, различных видов традиционного природопользования; сохранения исторически сложившихся социальных и культур­ных связей лиц, относящихся к малочисленным народам; сохра­нения целостности объектов историко-культурного наследия. Границы территорий традиционного природопользования раз­личных видов утверждаются соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органа­ми местного самоуправления.

    Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления информируют насе­ление об образовании территорий традиционного природопользо­вания.

    На территориях традиционного природопользования могут выделяться следующие их части:

    Поселения, в том числе имеющие временное значение и не­постоянный состав населения, стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов;

    Участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного об­раза жизни, в том числе оленьи пастбища, охотнцчьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления промысла рыбы и морского зверя, сбора дикорастущих растений;

    Объекты историко-культурного наследия, в том числе куль­товые сооружения, места древних поселений и места захоронений

    6. Назначение и правовой режим территорий традиционного природопользования 521

    предков и иные объекты, имеющие культурную, историческую» религиозную ценность;

    Иные части территорий традиционного природопользова­ния, предусмотренные законодательством РФ и законодател*> ст ~ вом субъектов Федерации.

    Правовой режим территорий традиционного природопол!» 30 " вания устанавливается положениями о территориях традицйОН" ного природопользования, утвержденными соответственно Пра­вительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления с участием лйЦ, относящихся к малочисленным народам, и общин малочислен­ных народов или их уполномоченных представителей. Земельные участки и другие обособленные природные объекты, находяпцие-ся в пределах границ территорий традиционного природополь-зо-вания, предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов в безвозмездно 6 пользование. В случае изъятия земельных участков и других обо­собленных природных объектов, находящихся в пределах гра0 ип, территорий традиционного природопользования, для государ ст " венных или муниципальных нужд лицам, относящимся к мало­численным народам, и общинам малочисленных народов преД°~ ставляются равноценные земельные участки и другие природ0 ые объекты, а также возмещаются убытки, причиненные таким и:зъ-ятием.

    Закон устанавливает требования об использовании природных ресурсов, находящихся на территориях традиционного прирс»ДР~ пользования, и к охране окружающей среды. Так, использование природных ресурсов, находящихся на территориях традиционно* го природопользования, для обеспечения ведения традиционного образа жизни осуществляется лицами, относящимися к мало^ис-ленным народам, и общинами малочисленных народов в соответ­ствии с законодательством РФ, а также обычаями малочислен" ных народов. Лица, не относящиеся к малочисленным народ ам > но постоянно проживающие на территориях традиционного пР и " родопользования, пользуются природными ресурсами для лич­ных нужд, если это не нарушает правовой режим территорий т"Р а " диционного природопользования.

    Пользование природными ресурсами, находящимися на -тер­риториях традиционного природопользования, гражданам^ и юридическими лицами для осуществления предпринимательской деятельности допускается, если указанная деятельность не нэ-РУ" шает правовой режим территорий традиционного природопо»ль-

    522 XXI. Правовой режим охранных и иных специальных зон и территорий

    зования. На земельных участках, находящихся в пределах гра­ниц территорий традиционного природопользования, для обеспе­чения кочевки оленей, водопоя животных, проходов, проездов, водоснабжения, прокладки и эксплуатации линий электропере­дачи, связи и"трубопроводов, а также других нужд могут устанав­ливаться сервитуты в соответствии с законодательством РФ, если это не нарушает правовой режим территорий традиционного при­родопользования.

    Охрана окружающей среды в пределах границ территорий традиционного природопользования обеспечивается органами ис­полнительной власти Российской Федерации, органами исполни­тельной власти субъектов Федерации, органами местного самоуп­равления, а также лицами, относящимися к малочисленным народам, и общинами малочисленных народов.



    Читайте также: