Триумфальные красные ворота. Я живу в высотке на «Красных Воротах. Как возводилось здание

Разрушение старой Москвы началось не сегодня, хотя именно сегодня варварски уничтожаются последние - и потому самые ценные! - исторические памятники. Больше же всего в деле уничтожения Москвы постарались большевики, мечтавшие стереть с лица земли первую столицу России и на ее месте построить утопический Город коммунистического Солнца. И первой жертвой 3 июня 1927 года пали Красные ворота - Триумфальная арка, построенная по указу императора Петра Великого в честь победы в Полтавской битве.

Собственно, первая арка была деревянной, и в 1753 году ворота сгорели. И тогда Сенат распорядился на этом же самом месте возвести новые ворота — каменные, но в прежнем виде. Работу по восстановлению триумфальных Красных ворот поручили скульптору и архитектору Д. В. Ухтомскому. Выдающийся русский зодчий разработал проект новой площади, поместив в ее центре на возвышенности триумфальные ворота. В отличие от деревянных новые ворота представляли собой четырехгранное объемное сооружение, рассчитанное на круговой обзор со всех сторон площади. Ворота были расписаны под мрамор, позолочены и украшены 8 золочеными статуями, символизировавшими Мужество, Верность, Изобилие, Бодрствование, Экономию, Постоянство, Меркурия и Милость. Наверху ворот была бронзовая статуя Славы (Фамы), держащая в руках пальмовую ветвь и трубу.

За красоту и изящество по древнерусскому обычаю москвичи прозвали ее Красными воротами (кроме того, через арку проходила дорога на Красное село - ворота стояли поперёк нынешнего движения на Садовом кольце).

Во время большого московского пожара в 1812 году ворота обгорели. Правда, позже они были восстановлены.

Рядом с аркой виден дом Лермонтовых.

В последний раз Красные ворота ремонтировались уже при Советской власти, в 1926 году. И в конце того же года значились в списке, составленном отделом коммунального хозяйства Моссовета, в числе зданий, подлежащих сносу! Мотивировка была стандартной по тем временам: «...ввиду узости места для проезда транспорта».

Оказывается, именно здесь должен был пройти циклопический проспект Дворца Советов, который рассекал город от предполагавшегося в Измайлове стадиона через Стромынку, Комсомольскую площадь и далее — через обреченную на снос нечетную сторону улицы 25-го Октября (бывшую Никольскую), через почти полностью уничтожаемые Волхонку и Остоженку на Комсомольский проспект и Юго-Запад.

На защиту городской достопримечательности поднялась общественность Москвы. За сохранение Красных ворот выступили архитектор А.В. Щусев, художник А.М. Васнецов, академик, секретарь АН СССР С.Ф. Ольденбург, Московское архитектурное общество. 10 января 1927 года Наркомпрос РСФСР обратился в Президиум ВЦИК с просьбой приостановить постановление о сносе. В письме говорилось, что Красные ворота «являются единственными в своем роде не только во всесоюзном, но и в мировом масштабе... Указание Моссовета на помеху для движения... представляется неубедительным, так как центр площади всегда не используется».

6 апреля Московский отдел народного образования направил в Моссовет просьбу о включении Красных ворот «в список памятников на учете». 16 апреля пришел ответ: «...Надобности о включении Красных ворот в список памятников нет».

Вскоре ворота были снесены.

Некоторые декоративные украшения Красных ворот сохранились в филиале Музея архитектуры имени А.В. Щусева (бывшем Донском монастыре) и в Музее истории города Москвы. До наших дней дошли чертежи ворот, составленные в 1932 году архитектором С.Ф. Кулагиным по ранее выполненным обмерам. Увы, это все, что уцелело от великолепного памятника архитектуры стиля барокко — знаменитых Красных ворот».

Та же участь постигла в 1928 и церковь Трёх Святителей у Красных ворот. В 1814 году в этом храме был крещён М.Ю.Лермонтов. Придворный поэт Демьян Бедный радостно писал:

"У "Николы" сшибли крест -
Стало так светло окрест!
Здравствуй, Москва новая,
Москва новая - бескрестовая!"

Снесли и дом, где родился Лермонтов - на его месте было построено высотное административно-жилое здание, на нижнем этаже которого был устроен северный выход из метро Красные ворота. Основной же выход из метро Красные ворта был сооружён в 1935 году архитектром Н.А.Ладовским как раз на месте разобранных Красных ворот.

Разрушение старой Москвы началось не сегодня, хотя именно сегодня варварски уничтожаются последние - и потому самые ценные! - исторические памятники. Больше же всего в деле уничтожения Москвы постарались большевики, мечтавшие стереть с лица земли первую столицу России и на ее месте построить утопический Город коммунистического Солнца. И первой жертвой 3 июня 1927 года пали Красные ворота - Триумфальная арка, построенная по указу императора Петра Великого в честь победы в Полтавской битве.

Собственно, первая арка была деревянной, и в 1753 году ворота сгорели. И тогда Сенат распорядился на этом же самом месте возвести новые ворота — каменные, но в прежнем виде. Работу по восстановлению триумфальных Красных ворот поручили скульптору и архитектору Д. В. Ухтомскому. Выдающийся русский зодчий разработал проект новой площади, поместив в ее центре на возвышенности триумфальные ворота. В отличие от деревянных новые ворота представляли собой четырехгранное объемное сооружение, рассчитанное на круговой обзор со всех сторон площади. Ворота были расписаны под мрамор, позолочены и украшены 8 золочеными статуями, символизировавшими Мужество, Верность, Изобилие, Бодрствование, Экономию, Постоянство, Меркурия и Милость. Наверху ворот была бронзовая статуя Славы (Фамы), держащая в руках пальмовую ветвь и трубу.

За красоту и изящество по древнерусскому обычаю москвичи прозвали ее Красными воротами (кроме того, через арку проходила дорога на Красное село - ворота стояли поперёк нынешнего движения на Садовом кольце).

Во время большого московского пожара в 1812 году ворота обгорели. Правда, позже они были восстановлены.

Рядом с аркой виден дом Лермонтовых.

В последний раз Красные ворота ремонтировались уже при Советской власти, в 1926 году. И в конце того же года значились в списке, составленном отделом коммунального хозяйства Моссовета, в числе зданий, подлежащих сносу! Мотивировка была стандартной по тем временам: «...ввиду узости места для проезда транспорта».

Оказывается, именно здесь должен был пройти циклопический проспект Дворца Советов, который рассекал город от предполагавшегося в Измайлове стадиона через Стромынку, Комсомольскую площадь и далее — через обреченную на снос нечетную сторону улицы 25-го Октября (бывшую Никольскую), через почти полностью уничтожаемые Волхонку и Остоженку на Комсомольский проспект и Юго-Запад.

На защиту городской достопримечательности поднялась общественность Москвы. За сохранение Красных ворот выступили архитектор А.В. Щусев, художник А.М. Васнецов, академик, секретарь АН СССР С.Ф. Ольденбург, Московское архитектурное общество. 10 января 1927 года Наркомпрос РСФСР обратился в Президиум ВЦИК с просьбой приостановить постановление о сносе. В письме говорилось, что Красные ворота «являются единственными в своем роде не только во всесоюзном, но и в мировом масштабе... Указание Моссовета на помеху для движения... представляется неубедительным, так как центр площади всегда не используется».

6 апреля Московский отдел народного образования направил в Моссовет просьбу о включении Красных ворот «в список памятников на учете». 16 апреля пришел ответ: «...Надобности о включении Красных ворот в список памятников нет».

Вскоре ворота были снесены.

Некоторые декоративные украшения Красных ворот сохранились в филиале Музея архитектуры имени А.В. Щусева (бывшем Донском монастыре) и в Музее истории города Москвы. До наших дней дошли чертежи ворот, составленные в 1932 году архитектором С.Ф. Кулагиным по ранее выполненным обмерам. Увы, это все, что уцелело от великолепного памятника архитектуры стиля барокко — знаменитых Красных ворот».

Та же участь постигла в 1928 и церковь Трёх Святителей у Красных ворот. В 1814 году в этом храме был крещён М.Ю.Лермонтов. Придворный поэт Демьян Бедный радостно писал:

"У "Николы" сшибли крест -
Стало так светло окрест!
Здравствуй, Москва новая,
Москва новая - бескрестовая!"

Снесли и дом, где родился Лермонтов - на его месте было построено высотное административно-жилое здание, на нижнем этаже которого был устроен северный выход из метро Красные ворота. Основной же выход из метро Красные ворта был сооружён в 1935 году архитектром Н.А.Ладовским как раз на месте разобранных Красных ворот.

В послевоенные годы по всей нашей стране были развернуты грандиозные стройки. Разрушенные города отстраивались заново, а в наименее пострадавших возводились самые настоящие символы великой победы над фашизмом. Вычурные здания с богатым декором фасадов, выполненные в стиле сталинский ампир, и сегодня есть во многих населенных пунктах России. Особенно много их в Москве, и наиболее знамениты среди них «семь сестер» - первые советские небоскребы. В их число входит и административно-жилая высотка на Красных воротах.

Небоскребы товарища Сталина

С московскими небоскребами, построенными при И. Сталине, связано множество разнообразных легенд. Согласно одной из них, высоток должно было быть не 7, а 8. Торжественные церемонии закладки первого камня проводились одновременно для всех спроектированных зданий. Дата и даже точное время для этих мероприятий было выбрано не случайно - в тот день Москва отмечала свой 800-й день рождения.

Некоторые мистики утверждают, что закладка первых камней сооружений проводилась на основании астрологических расчетов. Как бы там ни было, высотка на Красных Воротах и еще 6 похожих зданий были заложены 7 сентября 1947 года. Для строительства небоскреба была выбрана самая высокая точка Садового кольца. Благодаря этому гениальному решению здание визуально выглядит еще более масштабным и величественным.

Описание и архитектурные особенности

Главные архитекторы проекта - А.Н. Душкин и Б.С. Мезенцев. Дом был введен в эксплуатацию в 1953 году. Высотка на Красных воротах состоит из трех изолированных друг от друга корпусов. Центральная башня имеет 24 этажа и увенчана шпилем. К ней по бокам примыкает два симметричных крыла высотой по 10-15 этажей. Попасть из одного корпуса в другой можно только через общий подвал. Небоскреб, как и другие здания из «семи сестер», отличается выраженной ступенчатой планировкой.

Величие геометрических форм подчеркнуто вертикальными пилястрами, идущими через весь нижний ярус здания. Фасад украшен крупным гербом СССР и другими барельефами с советской символикой. Согласно одной из версий, в первоначальном проекте небоскреб не имел шпиля со звездой. Этот элемент появился исключительно по желанию самого товарища Сталина. Быть может, это только красивый миф, но сегодня сложно представить легендарные сталинские высотки без ярких звезд.

Общая высота здания - 138 метров. В центральной башне разместилось Министерство транспортного строительства СССР. Жилые квартиры заняли выдающиеся работники этой и других организаций, а также заслуженные врачи и учителя.

Тайна постройки дома на Садовой-Спасской

В левом крыле легендарного здания находится выход со станции метро «Красные ворота». Эта особенность потребовала проведения сложнейших инженерных расчетов и применения инновационных технологий при строительстве. Часть возводилась непосредственно над котлованом станции метро. Во избежание обрушения постройки на время ее строительства часть грунта была искусственно заморожена. Но даже это смелое решение не предотвратило бы последующую усадку здания.

Высотка на Красных воротах строилась с наклоном. А после естественной усадки грунта здание отклонилось и приняло правильное положение. Эта технология была очень смелой и рискованной для своего времени. Впоследствии она более не применялась.

Чем отличается небоскреб на Красных воротах от своих "сестер"?

Садовая-Спасская 21/1 - это адрес одного из сталинских небоскребов, известного больше как дом на Красных воротах. Стоит заметить, что данная высотка отличается по многим параметрам от других шести зданий. Данный небоскреб является самым низким среди 7 "сестер". Но благодаря выгодному местоположению дома, эта разница визуально не заметна.

Сталинская высотка на Красных воротах не может похвастаться богатым внутренним убранством. В ее вестибюлях нет театральных люстр и мозаик. Все достаточно просто для дома такого масштаба, но со вкусом и умеренным лоском. Квартиры преимущественно двух- и трехкомнатные, отличающиеся небольшим количеством квадратных метров и неудобной планировкой. Зато счастливые новоселы могли наслаждаться высокими потолками, деревянным паркетом и типовой мебелью, идеально подходящей для размеров помещения.

Что примечательно, в большинстве квартир было предусмотрено специальное помещение для домработницы. Есть в знаменитой высотке и небольшое количество шикарных пятикомнатных апартаментов. Когда-то их занимали министры и прочие высокие чиновники.

Высотка на Красных воротах: история и наши дни

Для своего времени дом на Садово-Спасской отличался идеально продуманной инфраструктурой. В одном из жилых корпусов небоскреба располагался детский сад. Здание имеет подземную парковку. В подвалах высотки обстроены бомбоубежища со всем необходимым на случай экстренной эвакуации.

Если верить легендам, есть под сталинским небоскребом даже бассейн с большим запасом чистой воды. Адрес Садовая-Спасская 21/1 сегодня можно встретить во многих туристических буклетах.

Какова же современная судьба легендарного здания? В центральной башне сегодня по-прежнему располагается Министерство транспортного машиностроения, корпорация «Трансстрой», Московская валютная биржа, банк, а также ряд прочих организаций. Боковые корпуса занимают жилые квартиры, а на первых этажах открыты различные магазины и офисы.

Как добраться и можно ли попасть на экскурсию внутрь?

Где находится сталинская высотка на Красных воротах? Адрес легендарного дома: Садовая-Спасская улица, 21. Проще всего добраться сюда на метро. Ехать необходимо до станции «Красные ворота», северный выход с которой находится непосредственно в интересующем вас здании. Попасть в центральный корпус достаточно сложно - в здании серьезный охранно-пропускной режим. А вот в жилые корпуса пускают гостей, а иногда некоторыми из старых жильцов даже организуются частные экскурсии.

Изначально Красные ворота, называвшиеся Триумфальными воротами, были первой триумфальной аркой в России. Их построили из дерева по приказу Петра I в честь победы в 1709 году над шведами в Полтавской битве Северной войны в 1709 году.

Впоследствии его жена, Екатерина I заменила их новыми в честь собственной коронации в 1724 году.

unknown , Public Domain

Через 8 лет эта арка сгорела при большом пожаре и была восстановлена в 1742 году по случаю коронации Елизаветы Петровны для торжественного кортежа, который должен был проехать из Кремля в Лефортовский дворец через это сооружение.

В 1748 году произошёл ещё один пожар, и эти ворота опять сгорели. Причины столь незаурядных решений строительства из дерева до конца не ясны.

В 1753 году Д. В. Ухтомский построил каменную арку, которая в точности повторяла деревянную арку, построенную архитекторами Екатерины I. Это был типичный образец стиля барокко, с кроваво-красными стенами, белоснежным рельефом, золотыми капителями и более чем 50 яркими рисунками, олицетворявшими «Величество Российской Империи», гербы Российских губерний и т. д. Над пролётом арки располагался портрет Елизаветы, окружённый блестящим ореолом, который был впоследствии заменён двуглавым орлом для коронации Николая I в 1825 году. Конструкция была увенчана бронзовой статуей трубящего ангела, который сейчас находится на экспозиции Государственного исторического музея, перед залом Петра I.

3 (15) октября 1814 года в доме генерал-майора Ф. Н. Толля напротив Красных ворот родился М. Ю. Лермонтов (сейчас на этом месте находится высотное здание, на котором есть памятная доска с изображением М. Ю. Лермонтова). 23 октября в церкви Трёх святителей у Красных ворот новорожденного крестили.


неизвестен , Public Domain

Попытки сноса арки Красных ворот предпринимались московскими властями ещё в середине XIX века. Так в 1854 году от сноса она была спасена только благодаря ходатайству А. И. Дельвига.

Арка и неподалёку стоящая церковь Трёх святителей были снесены в 1927 году, при расширении Садового кольца, в соответствии с планом перепланировки. Площадь, на которой они находились, сейчас называется площадь Красных ворот.

В 1935 году на этом месте была открыта одноимённая станция метро, а в 1953 году над площадью возвысилась одна из сталинских высоток. В 1962 году площадь была переименована в Лермонтовскую. Она была заново переименована в площадь Красных ворот в 1986 году.

Некоторые декоративные элементы находятся в Музее истории Москвы. Несколько раз поднимался вопрос о воссоздании арки, однако в связи с транспортной перегруженностью площади её восстановление маловероятно.

История столичной площади Красные Ворота - память о военных и строительных победах России

Сквер у станции метро «Красные ворота» (Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look)

Площадь Красные Ворота — один из самых известных стличных топонимов, возникший задолго до того, как Москва сложилась в своих нынешних границах. Его история восходит к 1709 году, когда император Петр I распорядился возвести на Мясницкой улице у Земляного города (сегодняшний Земляной Вал) триумфальные ворота в честь победы русских войск в Полтавской битве. Именно эти невысокие (менее 10 м) деревянные ворота стали первой в России триумфальной аркой, которая за двести с небольшим лет несколько раз полностью перестраивалась.

Первая трансформация ворот связана с именем императрицы Екатерины I — в 1724 году по ее приказу на месте петровской арки была воздвигнута новая, тоже деревянная. Через десять лет постройка сгорела и была восстановлена уже во время царствования Елизаветы Петровны.


Российская Империя. Москва. Красные ворота, построенные по проекту архитектора Дмитрия Ухтомского в середине ХVIII века (из материалов Архитектурного музея СССР). Репродукция Фотохроники ТАСС (Фото: Фотохроника ТАСС)

В 1753-1757 годах ворота вновь были уничтожены в результате сильного пожара. Их увеличенную копию (постройка была на 26 м выше прежней), но уже в камне воссоздал главный архитектор Москвы Дмитрий Ухтомский, он же разработал проект новой площади, в центре которой возвышалась барочная триумфальная арка. Тогда же за триумфальными воротами закрепилось название Красных, то есть красивых.


Старая Москва. Красные ворота, архитектор Д.В.Ухтомский. /Репродукция Фотохроники ТАСС, 1954 год (Фото: Фотохроника ТАСС)

Ярко-красные ворота были декорированы лепниной, золотыми капителями, бронзовыми фигурами с изображением гербов губерний Российской империи, а также восемью статуями, которые олицетворяли собой Мужество, Верность, Изобилие, Бодрствование, Экономию, Постоянство, Меркурия и Милость. Арка была увенчана портретом Елизаветы Петровны и бронзовой статуей трубящего ангела.


Красные ворота. 1902 год (Фото: Фотохроника ТАСС)

В XIX веке Красные ворота трижды пытались снести, однако всякий раз у них находились защитники. Судьбу постройки Ухтомского решили большевики, постановившие снести арку, которая мешала проезду трамваев. В 1927 году при перепланировке Москвы по проекту Лазаря Кагановича Красные ворота были демонтированы и сохранились лишь в названии площади.


Станция метро «Лермонтовская» (ныне — «Красные Ворота»). 1985 год (Фото: Олег Иванов /Фотохроника ТАСС)

Под этой площадью в мае 1935 года в составе первого участка Сокольнической линии Московского метрополитена открылась станция «Красные Ворота» (в 1962-1986 годах — «Лермонтовская»), за которую архитектор Иван Фомин и конструктор Александр Денищенко в 1937 году получили Гран-при на Всемирной выставке в Париже. И сводчатый зал станции, выполненный из красного мрамора, и ее южный вестибюль, созданный по проекту архитектора Николая Ладовского, отсылают к образу триумфальных ворот Ухтомского.


Садово-Черногрязская улица. Вид на высотку у Красных Ворот. 1961 год (Фото: Наум Грановский/Фотохроника ТАСС)

В 1952 году рядом на площади была построена одна из семи сталинских высоток, созданная по проекту главного архитектора Центральной архитектурной мастерской МПС Алексея Душкина. Выбор не был случайным: высотка частично принадлежала Министерству путей сообщения (МПС), сотрудники которого впоследствии поселились в жилой части здания. Первоначальный проект Душкина и его соавтора Бориса Мезенцева мало походил на то, что мы видим сейчас, рассказывает внучка архитектора, историк и профессор МАРХИ Наталья Душкина.


Вместо остроконечного шпиля, которым увенчаны все сталинские высотки, здесь предполагалось установить шлемовидный купол — так распорядился Сталин. В результате дом походил на прижимистого богатыря в доспехах и шлеме — оммаж русскому воину, победившему в только что окончившейся войне. Однако впоследствии от этой идеи отказались из-за технической сложности замысла — «шлем» оказался слишком тяжелым для хрупкой конструкции здания. Тем более что его строительство в какой-то момент оказалось близко к краху в прямом смысле слова.


Южный вход на станцию метро «Красные ворота» (Фото: Николай Галкин/ТАСС)

В отличие от шести других высоток душкинское сооружение было связано с метро: здание возвышается прямо над станцией «Красные Ворота», которая до 1952 года имела только один, южный выход. Душкин настоял на строительстве второго выхода на противоположной стороне Садового кольца. Над наклонным спуском в метро находился тяжелейший каркас здания, перекрыть Каланчевскую улицу для строительства означало парализовать движение по основной городской трассе.


Высотное здание на площади Красных Ворот (Фото: Василий Шитов/ТАСС)

Тогда Душкин вместе с инженером-конструктором Виктором Абрамовым предложил заморозить грунт, а каркас здания строить с контркреном влево на 16 сантиметров. По их расчету, при оттаивании грунта здание будет постепенно опускаться, вследствие чего каркас выпрямится. Ничего подобного никто в мире тогда не делал (как не делал и после). Эксперимент завершился успешно, единственное, в чем просчитались архитекторы, оказались сроки: вместо запланированных двух-трех лет на выравнивание высотки ушло почти десять.



Читайте также: