Кто помог садко выбраться из моря. "Садко": описание, герои, анализ былины. Дальнее путешествие и шторм

Былина «Садко» - одна из жемчужин русских народных былин новгородского цикла. Ее главной темой является красочное описание торговой купеческой жизни Новгорода и фантастических странствий купца-гусляра по морским пучинам.

Сюжетное былины строится в условных трех частях, каждая из которых обладает свойственной самодостаточностью. А само произведение имеет ярко-выраженный драматический конфликт исторического характера.

История

По версии историков, первой основой древней былины о Садко была песня о новгородском купце, которого звали Содко Сотынець. Он был упомянут в Новгородской летописи 1167 года как строитель Борисоглебской церкви в Новгороде. Примечательно то, что прототипы главных персонажей - Садко-гусляра и морского царя, встречаются в эпических повествованиях разных народов - греческих, финских, эстонских, киргизских и старофранцузских сказаниях.

Анализ

Описание произведения

Действие происходит в богатом и процветающем Новгороде. Молодой певец-гусляр Садко ублажает своим сладкогласным пением многочисленных новгородских купцов. На одном из пиров, поняв, что его никто не слушает, опечаленный певец идет на берег Ильмень-озера. Излив душу в прекрасной, но при этом преисполненной печали песне, Садко взволновал своим пением морского царя, который отблагодарил гусляра возможностью обрести богатство. Выиграв спор у трех купцов, о том, что в Ильмень-озере водится рыба с золотыми перьями, Садко становится богатым человеком и в течение двенадцати лет многократно приумножает свое имущество.

Однажды пускается Садко-купец в дальнее торговое путешествие, нагрузив тридцать кораблей несметными богатствами. Внезапно разыгравшаяся сильная буря вынуждает Садко к попыткам задобрить морского царя, но жребий показывает - морскому властелину не нужны богатства, ему нужен сладкоголосый певец-гусляр. Ублажал Садко своей игрой с утра до вечера царя и всю его свиту, ему сулили несметные богатства, но мечты о своем любимый Новгороде оказались сильнее дьявольского соблазна подводного мира. Благодаря любви к морской красавице Чернавушке и помощи известного святого Николы Чудотворца(Можайского), садко возвращается в свой родной город, устраивает пир и строит церковь во имя спасшего его святого.

Цитаты былины

«А как чем-то, Садку, похвалятися? А нету у мня много несчетной золотой казны, А нету у мня как прекрасной молодой жены, А как мне, Садку, только есть одным да мне похвастати: Во Ильмень да как во озери A есте рыба как перья золотые ведь»

«А и как здравствуйте, купец богатыи, Садко да новгородский! А и как сколько ни по морю ездил ты, А и как морскому царю дани не плачивал в сине море, А и теперь уж сам весь пришел ко мне да во подарочках»

«А кто чем на пиру да похваляется: А иной хвастае как несчетной золотой казной, А иной хвастае да добрым конем, А иной хвастае силой, удачей молодецкою; А и как умной топерь уж как хвастает А и старым батюшком, старой матушкой, А и безумный дурак уж как хвастает, А и как хвастае да как своей молодой женой» (Рассказчик)

Главные герои

Талантливый молодой певец-гусляр. Жертвует собой во время бури, спасая тем жизни своей дружины. В этом поступке проявляется христианский дух героя наряду с высокой нравственностью и патриотизмом.

Образ властелина морей весьма неоднозначен, в нем совместилось как могущество и разрушительная сила, так и любовь к таланту певца-гусляра Садко. Этот персонаж выступает сначала благодетелем, а по прошествии времени - поработителем певца, при этом он не понимает, что для Садко дороже земной жизни в родном городе ничего нет.

Структура произведения

Сюжетно-композиционное построение былины включает в себя три самодостаточных части. По мнению Белинского, в произведении ярко выражен драматический конфликт исторического характера. Уникальность произведения - сочетание трех былин разного времени написания, начиная от раннеязыческого (образ доброго морского царя) и заканчивая христианским (образ святителя Николая Чудотворца). Необычным также является выбор главного героя - не эпического богатыря, а бедного талантливого певца-гусляра.

Итоговый вывод

Былина «Садко» - уникальный памятник русской культуры, в котором выражена вся историко-патриотическая сущность образа странствующего певца-гусляра, победившего как купцов, так и соблазнительные искушения фантастической подводной жизни.

Святость образа родного Новгорода - вот что оказывается выше всего для Садко - патриота и христианина. Былина представляет собой особую историческую ценность - в ней с большой правдивостью показана бытовая жизнь новгородцев во всех ее проявлениях.

1. Былина «Садко» относится к новгородскому циклу былин. Возникновение новгородских былин исследователи датируют XII веком, времени упадка Киевской Руси и расцвета Новгорода. Новгород был крупнейшим торговым городом, его непосредственно не затронуло татаро-монгольское нашествие. Д.С Лихачев писал: "Расцвет Киева был в прошлом - и к прошлому Киева прикрепляются эпические сказания о военных подвигах Расцвет же Новгорода был для XII века живой современностью, а темы современности были прежде всего социально-бытовые.

Тема былины - жизнь купечества. организация торговли.

Герой новгородской былины Садко - не воин-богатырь, а купец. Былина состоит из трех частей, которые встречаются и в качестве самостоятельных былин. В наиболее древней части былины рассказывается о пребывании Садко в подводном царстве. Этот сюжет восходит к мифам о путешествии героя в "иной мир". Такие мифы встречаются у всех народов.Позже в былину был включен рассказ о том, как Садко разбогател при помощи золотыхрыб, подаренных ему морским царем, услыхавшим его игру на берегу Ильмень-озера. Некоторые сказители в этой части былины говорят не "морской", а "водяной" царь. Это позволяет предположить, что речь идет о двух разных персонажах. Известно, что в русском фольклоре существует представление о трехступенчатой иерархии духов воды: водяные, обитающие в небольших ручьях, реках и озерах, водяные - хозяева более крупных водоемов, и морской царь - владыка мирового океана.Самой поздней частью былины является колоритный рассказ о том, как Садко пытался "повыкупить все товары новгородские".Некоторые исследователи считают, что у былинного Садко был реальный прототип -богатый новгородец Садко Сытинич, упомянутый в летописи в связи с тем, что он в 1167 году построил в Новгороде каменную церковь во имя Бориса и Глеба.

Жил Садко в славном городе Новгороде. Не было у Садко золотой казны, были только гусельки яровчатые. Ходил-играл Садко по честным пирам, веселил новгородский люд. Да случилось как-то раз - не позвали Садко на пир. От такой обиды пошел Садко на берег Ильмень-озера, сел на бел-горюч камень и стал сам для себя играть во гусельки яровчатые.Вдруг Ильмень-озеро всколыхнулося, от желтого песка замутилося, заходили по нему волны высокие - поднялся из воды царь водяной.Говорит водяной царь Садко: "Аи же ты, Садко новгородский! Распотешил ты меня в Ильмень-озере, разуважил! Чем же мне тебя за игру твою пожаловать? Пожалую-ка я тебя тремя рыбинами, да не простыми, а с золотыми перьями. Ступай сейчас в Новгород, побейся об заклад с купцами новгородскими, что выловишь таких рыб из озера. Клади в заклад свою буйную голову, а купцы пусть положат по лавке красного товару".Воротился Садко в Новгород, говорит новгородским купцам: "Аи же вы, купцы новгородские! Знаю я в Ильмень-озере чудо чудное: ходят там три рыбины - золотые перья. И я тех рыб выловлю".Купцы Садко не поверили, тогда побился он с ними о велик заклад - заложил свою буйну голову против лавок красного товару.

2. Садко - герой былин. Согласно новгородским былинам, гусляр Садко, игра которого полюбилась Морскому царю, бьется об заклад с новгородскими купцами о том, что выловит рыбу "золотые перья" в Ильмень-озере. С помощью Морского царя Садко выигрывает заклад и становится богатым. Садко снаряжает торговые корабли. Однако они останавливаются в море - гусляр должен спуститься по жребию на морское дно. Оказавшись в палатах Морского царя, Садко играет для него. Морской царь пускается в пляс, отчего волнуется море и гибнут мореплаватели. Садко, по совету явившегося ему Миколы Угодника, прекращает игру, обрывая струны гуслей. Морской царь предлагает Садко жениться на морской девице. Гусляр же выбирает по совету Миколы Угодника девушку Чернаву. Садко засыпает после свадебного пира и просыпается на берегу реки Чернава. Одновременно возвращаются его корабли. Садко в благодарность возводит церкви в Новгороде.

3. У морского царя было 12 дочерей и все не замужем.Садко на корабле плыл,морск.царь поднял не море страшную бурю,шторм, корабль пошёна дно, царь выстроил перед юношей всех дочерейи сазал выбирай, но тот любил свою Любаву и кит помог Садко выбраться на берег,спас его.Путешествие закончилось счастливо: Садко привёз несметные богатство в город и женился на Любаве,жили они долго и счстливо!

4. за гусли, махнуться на одну из дочек.
Как пошел Садко к Ильмень-озеру, Садился на бел-горюч камень И начал играть в гусельки яровчаты. Как тут-то в озере вода всколебалася, Показался царь морской, Вышел со Ильменя со озера, Сам говорил таковы слова: «Ай же ты, Садко Новгородский! Не знаю, чем буде тебя пожаловать от За твои утехи за великие, За твою-то игру нужную: Аль бессчетной золотой казной? А не то ступай во Новгород я И удар о велик заклад, Заложи свою буйну голову И выряжай с прочих купцов Лавки товара красного И спорь, что в Ильмень-озере Есть рыба — золоты-перья. Как ударишь о велик заклад, И поди — свяжи шелковый невод И приезжай ловить в Ильмень-озеро: Дам три рыбины — золоты-перья. Тогда ты, Садко, счастлив будешь!»

События в былине разворачиваются в городе Новгороде. Она распадается на две части (Садко получает богатство и Садко у Морского царя). Главный герой - гусляр Садко . В начале былины им пренебрегли новгородские бояре, перестали звать его на пиры. Обидевшись, Садко идет к Ильмень-озеру, садится на "бел-горюч камень" и начинает играть в "гуселки яровчаты". Его игра понравилась Морскому царю:

Как тут-то в озере вода всколюбалася, Показался царь морской, Вышел со Ильменя со озера, Сам говорил таковы слова: "Ай же ты, Садке Новгородский! Не знаю, чем буде тебя пожаловать За твои за утехи за великия, За твою-то игру нежную". 1

Решил Морской царь помочь Садко, одарить его несметным богатством. Велел ему побиться об заклад с купцами новгородскими, что поймает в озере рыбу - золотое перо. Эту рыбу царь пошлет Садко в сети.

Гусляр так и сделал и выиграл в споре с купцами три лавки красного товару, разбогател, воздвиг пышные палаты, украсив их дивной росписью:

Устроил Садке все по-небесному: На небе солнце и в палатах солнце, На небе месяц - и в палатах месяц, На небе звезды - и в палатах звезды. 2

Садко "зазывал к себе на почестен пир знатных гостей", которые на пиру наедалися, напивалися и похвальбами все похвалялися". Похвалился Садко скупить все товары в в Новгороде, поспорил в богатстве с ним. Но спор проиграл: сколько он ни скупал товаров в новгородских лавках, на утро в них появлялись привезенные со всей Руси все новые и новые. И понял Садко, что не он купец богатый новгородский - побогаче его славный Новгород. И если в начале былины народное сознание на стороне бедного гусляра, то Садко-купец, возомнивший, что он богаче и сильнее целого торгового города, лишен сочувствия народа. Былина заставляет его признать победу Новгорода. В ней со всей определенностью выражена мысль о торговой мощи великого города северной Руси.

Во второй части былины Садко, богатый купец, снаряжает корабли и отправляется с товарищами торговать за море:

На синем море сходилась погода сильная, Застоялись черлены корабли на синем море: А волной-то бьет, паруса рвет, Ломает кораблики черленые; А корабли не идут с места на синем море. 3

Так в былину вводится пейзаж. Корабли встали на море - Морской царь не пускает Садко, требует от него выкуп. Сначала корабельщики пытаются откупиться бочкой чистого серебра, красна золота, а волной все бьет, паруса рвет, а "корабли все не идут с места на синем море". Садко догадывается, что царь Морской требует "живой головы во сине море". Трижды кидают жребий, кому идти к Морскому царю. И как Садко не ловчил, жребий пал на него. Взяв только гусли, Садко бросается в морскую пучину.

Изображение подводного царства в былине реально, пейзаж реалистичен:

Во синем море на самом дне. Сквозь воду увидел пекучись красное солнышко, Вечернюю зорю, зорю утреннюю. Увидел Садко: во синем море Стоит палата белокаменная… 4

Перед нами скорее не фантастика, а определенная доля условности. Так же изображен и сам царь Морской. В былине дается лишь одна деталь его портрета: "голова у царя, как куча сенная". Певцы пользуются приемом гиперболизации: голова царя сравнивается с кучей сена, что указывает на значительные ее размеры и вносит элемент комизма.

Как начал играть Садко в гуселки яровчаты, Как начал плясать царь морской во синем море, Как расплясался царь морской. Играл Садке сутки, играл и другие, Да играл еще Садке и третьи, И все пляшет царь во синем море. 5

Благодарный за потеху, Морской царь стал уговаривать Садко жениться на одной из тридцати своих дочерей. А в это время в синем море вода колеблется, разбиваются корабли, тонут люди праведные.

Православный человек в реальной действительности в поисках избавления от несчастий всегда обращается к христианским святым, что находит отражение и в былине: "стал народ молиться Миколе Можайскому". Неслучайно в былину вводится образ христианского заступника Миколы - покровителя всех мореплавателей и мореходов. В этом проявляется общая христианская идея русского фольклора:

Святой предстал перед Садко на морском дне: Обернулся - глядит Садке Новгородский: Ажно стоит старик седатыий. Говорил Садке Новгородский: "У меня воля не своя во синем море, Приказано играть в гуселки яровчаты". Говорит старик таковы слова: "А ты струночки повырывай, А ты шпенечки повыломай. Скажи: "У меня струночек не случилося, А шпенечков не пригодилося, Не во что больше играть: Приломалося гуселки яровчатые". 6

Святой Микола учит незадачливого гусляра, как ему вернуться в Новгород. В невесты себе он должен выбрать последнюю дочь Морского царя - девушку Чернавушку. Послушавшись мудрого совета, наутро Садко оказался на суше, а девушка, которую он выбрал, оказалась новгородской рекой. В благодарность Садко построил соборную церковь Миколы Можайского.

В Новгородской летописи под 1167 годом упоминается имя некоего Садко Сытинца, который заложил церковь. Былинный Садко совпадает с реальным историческим лицом.

В.Г. Белинский писал о новгородских былинах, что перед ними видна вся остальная сказочная поэзия русская. Виден мир новый и особый, служивший источником форм и самого духа русской жизни, а следовательно и русской поэзии. О "Садко" он пишет: "Вся поэма проникнута необыкновенным одушевлением и полна поэзии. Это один из перлов русской народной поэзии".

Древней Руси, как правило, богатырях, сражающихся со злом за землю русскую. Отражали они действительность 11-16 вв. Былина - своеобразный жанр в котором вроде бы отражаются исторические события, но с образными преувеличениями. Герои в них имеют сверхсилу или иные способности (умение играть, петь); а враги и вовсе фантастичны: Змей Горыныч, Соловей-разбойник, Царь владыка морской. Поскольку былина - жанр песенный, она имеет ритм, особый слог. Читая её, будто попадаешь в историческое прошлое и видишь фильм, ведь она богата образными выражениями.

Былина "Садко"

Немного отличается от других историй былина "Садко", краткое содержание которой, кстати, вы будете читать не намного дольше, чем саму песню.

Если не поленитесь, то удовольствия и пользы от прочтения источника вы получите гораздо больше, чем от чужого пересказа. Хотя если у вас проблемы с пониманием древнеславянских слов, то, конечно, краткое содержание "Садко" вам поможет лучше понять суть мифической и немного фантастичной истории. Рекомендуем после прочтения изложения обратиться к первоисточнику и ощутить всю красоту игры слов.

О чем сказ?

Красива, необычна и отлична от других сказаний былина "Садко". Краткое содержание её, возможно, не произведёт должного впечатления. В ней нет героев-богатырей. В ней нет сражений с врагами явными. Но в ней есть идея о том, как важно иметь талант, покровительство Высших сил за личностные качества. Также в былине идёт речь о борьбе с человеческими пороками, в частности, хвастовством. Но всё это можно узнать косвенно, сделав свои выводы, причём необязательно такие, возможно, совсем другие. Читая же краткое содержание "Садко", вы узнаёте лишь последовательность событий.

Пересказ

В жил Садко - гусляр. Он был молод, красив и талантлив, вот только «гол как сокол». Гусли - всё его имущество было. Но любил Садко петь и играть настолько, что даже когда никто не желал его слушать, он приходил на берег Ильмень-озера и отдавался любимому делу в одиночестве. Во всяком случае, так ему казалось. Ведь стихало всё вокруг. Вся природа внимала чудесному пению.

Услышал его однажды и поднялся из глубин, чтобы наградить гусляра за игру его дивную. Велел он Садко побиться об заклад с торговцами, заложив свою голову, что живёт в Ильмень-озере чудная рыба золото перо. А взамен велел попросить их заложить свои товары и торговые лавки (бизнес по-нашему). Три самых богатых купца согласились на сделку - погубить хотели Садко из зависти. Но певец выиграл спор. Морской царь сдержал слово и поймал Садко золотую рыбку в сети. По совету Владыки не спорил он больше и вскоре разбогател благодаря обретённому добру. Но прошло несколько лет, женился он и стал купцом, богаче которого не было в городе. Устроил пир он знатный, как положено тогда было. На нём многие вели речи: глупые хвастались молодой женой, умные почитали родителей своих. Не удержался и Садко, начал хвалиться богатством своим да об заклад биться, что весь Новгород выкупить может. Но когда он стал скупать все товары, злато и серебро быстро кончаться начало. Принял решение Садко поплыть в другие города, чтобы продать добро своё. Во время путешествия поднялся на озере сильный шторм. И потопил бы корабли, но Садко вовремя понял: Царь морской дань требует.

Велел он высыпать в воду бочку серебра, потом злата, но не унимались волны. Понял Садко: человеческая жертва нужна царю. Был (это интересный момент, в краткое содержание "Садко" всё не уместить). Выбран был Садко, хоть и пытался хитрить. Спустили его на воду на доске, где он уснул, а проснулся на дне морском перед палатами Владыки, который рад был гостю. Садко играл царю, пока струны не порвал (не без вмешательства других сил, что мы тоже в краткое содержание "Садко" не уместим). Тогда царь предложил певцу выбрать жену - одну из дочерей, что означало навсегда остаться в подводном царстве. Герой (тоже не без помощи Святого) выбирает живую девушку, тем самым освобождая пленницу и себя.



Читайте также: