Характеристика купцов 17 18 века. Что ели в средневековье. Высшие награды для купечества

12.07.2013 2281

Купечество

Уникальность и неповторимость Ельца объясняется особым местом, которое занимало в нём купечество. Знаменитое елецкое купечество начало зарождаться в начале XVII века. В Смутное время многие богатые и опытные торговцы бросали свои дома в центральных уездах, разоренных войной, и переезжали в более спокойные и выгодные в торговом плане города. Так, в Ельце приезжие торговцы и местное население, не занятое службой, основывали слободы. Первой слободой торговцев и ремесленников стала Чёрная слобода, которая вскоре оказалась самой богатой в городе, а со временем вокруг неё появлялись другие торгово-ремесленные слободы.

Первые торговцы в XVII веке занимались скупкой товаров у местных ремесленников или производили товар сами, а затем везли в соседние города или на Дон к казакам. Торговля в те времена была опасным и рискованным делом, она требовала предприимчивости, упорства и смелости.

Расцвет елецкого купечества начинается в начале XVIII века, а к концу столетия Елец уже смело можно назвать купеческим городом. Однако прежде, чем говорить о елецком купечестве, попробуем понять, что представляло собой купеческое сословие вообще.

В XVII веке торговлей занимался каждый, кто как умел. В книге о Ельце XVI-XVII веках мы видели, что предприимчивые ельчане ездили с товаром в соседние города, но чаще торговали в Ельце . В торговле не было специализации или стабильности. Стрелец, свободный от службы, мог стать торговцем на какое-то время, а посадский, торговый человек мог записаться в стрельцы, с лёгкостью расставаясь со своим прежним занятием. В отношении к торговле государство имело одну цель - взимать налог со всего, что продаётся. Реки, озёра, мельницы, бани, кабаки давались на откуп всякому предприимчивому человеку.

С XVIII века государство начало с большим вниманием относиться к торговой деятельности населения, поддерживая и выделяя торговый класс. Активизировались ярмарки, строились торговые дворы. Такое покровительство предпринимательству, в ущерб иностранным торговцам, имело очевидный практический смысл, ведь чем больше заработает предприниматель, тем больше он заплатит в казну. Иностранные торговцы были ненадёжны и хитры, иностранные купцы составляли гильдии, выступали корпоративно, по принципу все за одного и один за всех. С ними русскому правительству было опасно иметь дело. Поэтому Пётр I пошел на поощрение своего торгового слоя, который был более сговорчив и зависим от властей. В итоге, развитие русской торговли стало выгодным государственным делом. В рамках поддержки торговой деятельности населения в начале 20-х годов XVIII века в городах появился городской магистрат, который включал президента, бургомистров и ратманов. Члены магистрата были наиболее состоятельные граждане города, их задача - содействовать развитию ремёсел, торговли и города вообще. Елецкий магистрат инициировал много важных мер, направленных на развитие купечества.

Однако до 1775 года купечество не представляло собой единого сословия. Слово «купец» ещё распространялось по-старому на любого торгующего человека, того, кто покупал что-либо. Иногда всех посадских людей в документах называли купцами. В списках елецких «купцов», составленных в 1720 году, значится 186 человек . Здесь упоминаются только лица, занимающиеся торговлей - основа будущего купеческого сословия. В 1727 году елецкий магистрат составил списки елецких «купцов», в которых упоминались чуть ли не все посадские жители, приходившие на рынок продавать свой товар. В этих списках насчитывалось уже 1389 человек . Однако эта цифра не означает, что в городе половина населения были купцами. Говорить о купечестве как о единой группе можно лишь после образования купеческого сословия.

Важным шагом на пути к развитию купечества стал 1755 год, когда появился таможенный устав, согласно которому были отменены внутренние таможни между уездами. Теперь таможенные избы в городах ушли в прошлое. Кроме того, торговать лицам, не входящим в купечество, можно было только продуктами собственного производства. Так, постепенно правительство превращало купцов в отдельную замкнутую группу. «Жалованная грамота городам» 1785 года от Екатерины II определила сословные права и привилегии купечества, которое было освобождено от подушной подати и телесных наказаний. Сословный статус купца определял имущественный ценз, а с конца XVIII века купечество делилось уже на три гильдии, в зависимости от размера капитала.

Но вернёмся к елецкому купечеству. Итак, в первой четверти XVIII века посадское население города активно включилось в торговую деятельность. Большинство людей ограничивалось торговлей на местном рынке продуктами питания. Заглянем на елецкий рынок первой половины XVIII века и посмотрим на елецких купцов поближе .

Рынок, или как тогда говорили «торг», располагался возле старой крепостной стены, в районе Введенской церкви . Здесь стояли деревянные лавки, среди которых ходило большое количество народа, а торговля шла с самого утра. Среди толпящихся людей мы видим и крестьян Елецкого уезда, и приезжих жителей других уездов. Большинство торговцев разложили свой товар на лавке или прямо на земле. Продавцы, в основном мужчины - самые обычные жители местных посадов. Они продавали продукты - рыбу, мёд, орехи, сало, хлеб, рыбу, гречиху, овёс, рожь, а также лапти, чирики, коты (виды обуви), собачьи шапки, льняные рубахи, прочий товар. Торг вёлся вперемешку, всякий товар соседствовал друг с другом.

Далее, к центру рынка, стояли большие деревянные лавки богатых торговцев. Но сами купцы, хозяева этих лавок, появлялись здесь редко, а торговали в лавках их доверенные люди. Ассортимент товаров был разнообразен: хлеб, скот, соль, мёд, рыба, икра, товары из железа. Здесь можно было купить мясо - свиную или говяжью тушу, хотя вообще мясо являлось редкостью на рынке того времени. Вот лавка, где торгуют головными уборами: шляпами, шапками, колпаками, подзатыльниками из мишуры (подобие шарфов), кокошниками. Только одних шапок в лавке было более 15 видов: овчинные, бобровые, заячьи, куньи, ветошные, польские, венгерские, шведские, немецкие, туркменские и прочие. Лучшие шапки привозили сюда из Воронежа. Заодно торговали здесь и обувью: сапогами, башмаками, туфлями.

Владельцы лавок, несмотря на отсутствие их на рынке, были заняты важными торговыми делами. Купец Ростовцев отправлял телеги с железом в Воронеж, при этом нанимал охрану, давал своему человеку указания, как вести себя с таможенником. Опытный торговец Холин собирался сам ехать на рынок в село Раненнбург на большую ярмарку, где планировал сбыть бочки с солью и мёдом. Сын купца Черникина ехал на мельницу, которая расположена на одной из многочисленных мелких рек в окрестностях Ельца. Елецкие купцы редко следовали столичной моде, они носили бороды, одевались более практично, в тулупы и высокие сапоги.

В первой половине XVIII века купцы ещё не решались торговать одним видом товаров. Пока телеги с железом Ростовцева направлялись в Воронеж, чтобы утром следующего дня начать там торг, его лавка в Ельце с тканями и украшениями служила центром притяжения для ельчанок. Здесь продавали бусы, перстни, серьги, гребни из кости, полудрагоценные камни. Особой популярностью пользовались орнаментированные блестящие медные или оловянные пуговицы. Те, кто не мог позволить себе купить дорогое украшение, шли на ряды с более дешёвым товаром, где можно купить, к примеру, мишуру для украшения верхнего платья или сарафана.

В этой центральной части елецкого торга и зарождалось елецкое купечество. Всё это были предприимчивые, активные, готовые на риск люди. Купец XVIII века считал торговлю честным занятием и смотрел на свою прибыль, получаемую с процентов, без мучений совести. Если моральные нормы XVII века сдерживали предпринимательскую активность, то теперь торговля воспринималась положительно. Отчасти этому способствовали как политика государства, так и обмирщение русской культуры.

Война России со Швецией в 1700-1721 годы приносила прямую выгоду купечеству, поскольку страна нуждалась в железе. Производство железа стало на промышленную основу. В 1-й четверти XVIII века братья Криворотовы основали в Ельце чугунолитейный, колокольный и механический заводы. В 50-е годы такое же производство завел купец Ростовцев. Оборотный капитал этих предприятий составлял примерно 200 тысяч рублей.

В середине XVIII века в Елецком уезде было не менее 6 железоделательных заводов, которые обслуживались наёмными работными людьми. Уголь и руда скупались у крестьян, добывавших её вручную «по малому числу». Значительная часть выплавленного железа свозилась на переработку в Елец, где из него выделывались котлы, сошники и другие изделия, продававшиеся на ярмарках. Благодаря развитию торговли Елец превратился в крупный центр кузнечного ремесла. В 1780 году в Ельце насчитывалось 222 кузнеца.

Торговцев в Ельце было много, однако лишь часть из них зарабатывала хорошие деньги. Они проживали в Чёрной слободе за рекой Елец. Здесь до середины XVIII века скученно стояли их деревянные дома с большими подвалами и погребами. Каждый такой дом окружал большой забор с дубовыми воротами. В доме елецкого купца было тесно, так как пространства слободы не позволяли расширяться. Жили купцы во многом по-старому, в их домах возле больших печей стояли лавки и сундуки. Хотя новый быт всё больше проникал и в их хоромы. На стенах появились обои, гравюры и картины в стиле барокко. Купцы отличались большой набожностью, а Владимирский храм в их слободе быстро стал одним из самых богатых в городе.

Но в 1769 году очередной пожар уничтожил центр города, увы, такие пожары были частым явлением во всех городах России. Правительство Екатерины II в качестве основной меры борьбы с пожарами приступило к замене деревянных зданий на каменные в центральных районах городов.

В рамках правительственной политики елецкий магистрат предложил проживавшему в Чёрной слободе купечеству переселиться в центр города, построив за свой счёт каменные здания. Чёрную слободу заселили мещане и однодворцы, приехавшие из уезда. Правда, земли и выгоны для скота переселившиеся купцы сохранили за собой .

Теперь центр экономической жизни Ельца был перенесён в центр города. Купцы строили по новому генеральному плану красивые, белокаменные здания, украшали их резьбой и мостили улицы камнем. Многие купцы по-старому вешали ставни на окна, возле домов ставили лавки для отдыха. Но дома их были уже другими: комнаты имели больше простора, некоторые привозили новую мебель, ставили в углах комнат красивые изразцовые печи, камины. На стены клеили обои и вешали ковры. Хотя елецкие купцы по-прежнему читали Псалтырь, не любили гостей и ели сахар по праздникам, но в этих двухэтажных домах в центре города росло новое поколение елецких купцов, представители которого будут читать уже французские романы и устраивать роскошные салоны.

Во второй половине XVIII века торговля в Ельце приобретает более упорядоченный вид. Вернёмся снова на елецкий рынок. Теперь здесь стало гораздо меньше народа. Население торговало в отдельных местах разного рода товарами, а открытой лавочной торговли осталось совсем немного. Торговые места имели навесы, особые фасады и свой товар. Магистрат в 80-е годы XVIII века разрешил торговать и на площадях города.

В 1777 году в Ельце располагалось 149 лавок в нескольких торговых рядах: Красный, Москательный (нитки, ножницы, пуговицы, украшения, парфюмерия), Овсяной, Рыбный и Мясной. В 1787 году рынок располагался на Хлебной площади. Здесь стояли 202 лавки и 25 полок (прилавков) . Всё больший доход елецкому купечеству приносил хлеб, теперь рожь и пшеница пользовались большим спросом и были выгодней, чем железные котлы. Город превращался в зерновую столицу Черноземья, не случайно одна из главных площадей города носила название «Хлебной».

Елецкое купечество, окрепшее к концу XVIII века, решило перенести рынок на новое место и сделать его каменным. Эта разумная мера должна была предотвратить город от пожаров и способствовать развитию торговли. Новым местом для елецкого торга стала центральная часть города напротив старого Воскресенского собора. На средства, собранные с елецких торговцев, в 1792 году начали строительство Гостиного двора, который впоследствии получил название «Красные ряды», вероятно, по причине красоты новых каменных палат, поскольку слово «красный» тогда ещё означало «красивый». Строительство контролировалось Городской Думой, поручившей надзор за этим процессом купцу Григорию Хренникову.

Красные ряды строили по четкому плану и закончили в 1794 году. Они стали великолепным украшением купеческого Ельца. Ряды представляли собой резные каменные одноэтажные палаты с железными крышами, вся площадь вокруг них была вымощена камнем, здесь впервые в городе появились фонари. Красные ряды дали название площади, которую теперь тоже стали именовать «Красной».

Из документов мы видим, что большая власть в городе уже в конце XVIII века принадлежала купеческому сословию. Елецкие купцы заседали в магистрате и в городской думе. Все важнейшие вопросы решались на купеческих собраниях и, что не менее важно, на купеческие деньги.

Во многом благодаря стараниям елецких купцов, в последней четверти XVIII века в городе открылось малое народное училище, которое имело два класса из 10-15 учеников и двух учителей. Финансирование училища было возложено на местный бюджет. Елецкие купцы понимали значение образования, поэтому уже с конца XVIII века в городе формируется особая образовательная среда, которая через несколько поколений сделает Елец главным поставщиком образовательных кадров в Московский университет из провинции.

Таким образом, во многом благодаря купеческому сословию, которое сформировалось в XVIII веке, город стал одним из самых заметных в своём регионе. В 1800 году в Ельце проживало примерно 12 тысяч человек.

Примечания:

40. Ляпин Д.А. История Елецкого уезда в конце XVI-XVII веках. Тула, 2011, с.172-177.
41. Чекомазова В.И. Из истории елецкого купечества. Елец, 2007, с.16.
42. Там же.
43. См.: Мизис Ю.А. Формирование рынка Центрального Черноземья во второй половине XVII - первой половине XVIII вв. Тамбов, 2006.
44. См.: Чекомазова В.И. Из истории елецкого купечества…. с.17, 18.
45. Чекомазова В.И. Из истории елецкого купечества… с.18.
46. Важинский В.М. Указ соч… с.15.

Статья подготовлена по материалам книги Д.А. Ляпина «История Елецкого уезда в XVIII — начале XX веках», изданной в 2012 году. В статье воспроизведены все изображения, использованные автором в его работе. Пунктуация и стиль автора сохранены.

Семинар №5.

Купцы и промышленники XVIII века.

Развитие экономической науки.

Вопрос 1. Социальная роль и функции купеческого сословия – с. 182-.

Особенности развития купеческого сословия.

В XVIII веке понятие "купечество" не представляло опреде­ленной категории населения. Оно характеризовало вид торгово-промышленной деятельности. С 40-х годов XVIII века понятие купечества охватывает все посадское население определенной состоятельности. Доступ в это состояние был широко открыт и для крестьян. С 1750-х годов "купечество" - торговая часть по­сада, требует монополии на торговлю и получает ее в 1755 г. В 1760-х гг. эта монополия была подтверждена. Вплоть до 1755 г. предприниматель мог заниматься торговлей лишь в том случае, если был купцом. 1775 - 85 гг. - время окончательного оформления купечества. В XVIII веке купечество, как от­мечалось, в целом развивалось, но группы (составы) купечества заменились в России три раза. В XVIII веке главную роль игра­ли гости и гостинная сотня. В начале XVIII века происходит резкое сокращение количества гостей, так как их заменяли ку­печеские гильдии. Гости стали постепенно оскудевать еще по­сле московского разорения 1649 г. В начале XVIII века их предпринимательская деятельность из активной сферы торгово-промышленных интересов переместилась в использование ра­нее нажитого имущества путем сдачи его внаем.

Причинами разорения гостей были причины, характерные для военно-этатического государства:

1) государственная монополия при Петре I на выгоднейшие товары - пушнину и соль;

2) возросшие в Северную войну налоги; 3) благосостояние гостей строилось на льготах, которые умел получить разными способами глава семьи; с его смертью все приходило в упадок, льготы отменялись, пред­приимчивости наследники, как правило, не проявляли.

Гостинная сотня уцелела дальше, так как Северная война на ее торговлю (внутреннюю, в основном) повлияла меньше. Но их разоряли налоги. В 1713 г. брали десятую деньгу, "полтинные деньги", а также десятую деньгу "за умерших". Петр разорял купцов уже не отнятием насильно состояния в казну, как в прежние века, а душил налогами, причем страдали преж­де всего самые богатые. Многие переходили в мещане и более низкие сословия.

Гильдейские купцы при Петре I.

В экономической жизни страны в начале XVIII века веду­щую роль стали играть гильдейские купцы, которые делились на первостатейных, среднестатейных и третьестатейных - в за­висимости от капитала. До реформы Петра (1705 г.) купцы бы­ли подчинены общине (посаду), царь переподчинил их короне, но самоуправления не дал, поэтому зависимость от видимого "мира" заменилась на более бездушную и невидимую, но вез­десущую - от чиновников. Правда, за счет государства эти куп­цы и богатели. Наиболее прочные роды в XVIII веке были представлены владельцами фабрик и заводов. Но выделялись те из них, которые использовали возможности казны (например, Евреиновы). Им давали подряды, привилегии, беспроцентные ссуды, которые и спасли их от разорения при плохом россий­ском развитии конъюнктуры. Это опять был искусственный капитал предприятий феодального типа. Ухудшило положение купцов принятие Главным магистратом в 1721 г. нежизнеспо­собного принципа деления купцов по профессиональному при­знаку, который не соответствует зажиточности. Купцы все рав­но делились фактически по капиталу, но это усилило трудности приспособления и увеличило обман. Купец сам объявлял капи­тал и платил с него 1 % в казну. Читать доход нужно было при всех, и этот порядок стимулировал доносительство среди куп­цов. 16 % купцов первой гильдии вышли из посада, 21,1 % - из крестьян, 16,0 % - из разночинцев, 38,7 % переехали из других городов; основательные купцы стремились в Москву, поближе к привилегиям. В течение всего XVIII века государство огра­ничивало выход из крестьян в купцы - имущественным цензом, бюрократическими препонами, двойным окладом за переход. Судя по всему, душили самый активный слой народа, так как вопреки препятствиям Богомоловы, Сунгуровы, Грачевы и др. вышли в первую гильдию из крепостных крестьян, а всего они составляли пятую часть купечества.


1.3. Положение купечества при Ека­терине II.

Ослабление в 60-х годах правительственного контроля за торговлей и промышленностью, а также городские реформы в том же направлении в 1775 - 1785 гг. привели к постепенной за­мене торговых первогильдейцев "петровского образца" более предприимчивыми купцами I, II, III гильдий времен Екатери­ны. Купцы, по-прежнему должны были сами объявлять о своем достатке: третья гильдия - капитал до 500 рублей и торговля по городу; вторая гильдия - до 1 тыс. рублей, внутренняя оптовая торговля и розница; первая гильдия - до 10 тысяч рублей, внешняя торговля; она освобождалась от телесных наказаний.

Эта реформа наконец-то привела в соответствие состояние купцов и род их занятий. Переход из одной гильдии в другую стимулировался привилегиями, а также увеличивал обязанно­сти. Например, купцы первой гильдии могли ездить на тройке лошадей или цугом, а прочие - парою, в карете или коляске. Но и выбирали на обременительные должности только купцов I и II гильдий. Деление на гильдии сохранилось до 1863 года. Реформа Екатерины разделила также купечество и мещан (городские граждане), при этом верхушка купцов слилась с гос­подствующим классом, а низшая часть - с народом, что не по­зволяло третьему сословию формировать общие требования. Независимость от власти, которую предполагали реформы Ека­терины II (выбор старосты, бургомистра), ограничивала, как и раньше, сама государственная власть; даже "купеческие обще­ства" не имели реальных полномочий.

В конце XVIII века происходит третья смена состава купцов, которая продемонстрировала слабость их как предпринимате­лей без поддержки абсолютистского государства. Вытеснялись те купцы, которые достигли вершины после реформ 1775 -1785 гг. Появляются новые группы купцов буржуазного типа, вы­росшие путем конкуренции из недр мелкотоварного производ­ства. Подавляющее большинство прежних первогильдейцев к XIX веку было вынуждено покинуть первую гильдию, опустив­шись одной - двумя ступенями ниже в купеческой иерархии. Падение было не только массовым, но и бесповоротным, не менее глубоким по своему характеру и значению, чем исчезновение гостей и "петровских" купцов. Они разорились из-за конкуренции в производстве и продаже товаров широкого потребления, где победили мелкие предприниматели, лучше связанные с потребителем. Кроме того, отмена привилегий купцам во второй половине XVIII века разорила именно тех, кто был связан с капиталистическим производством, уцелели те, кто сумел сохранить привилегии. Разорялись из-за дробле­ния капиталов среди наследников и неумения их поддержать состояние, а также из-за перехода купцов при любом удобном случае во дворянство.

Наряду со связью крупных купцов с абсолютизмом и феода­лизмом, капиталистические отношения в конце XVIII века на­ходились на таком уровне, который не обеспечивал ус­тойчивости от одного предпринимательства, не приносил морального удовлетворения от принадлежности к своему сосло­вию. Мечта о дворянстве была типичной чертой русского ку­печества. Состояние купечества было менее устойчивым, чем дворян, так как принадлежность к дворянству не зависела от личных качеств, а у купцов личные качества являлись опреде­ляющими. Хотя общество активно развивается только тогда, когда тенденция прямо противоположная. В конце XVIII века положение купечества определялось и феодализмом, и капита­лизмом. Одни могли жить только в связи с абсолютизмом и представляемыми им льготами, их положение было уже неус­тойчивым. Новые же купцы не могут пользоваться шаткими еще капиталистическими отношениями, их положение еще неустойчиво. С этим противоречием торговое предпринима­тельство вступало в XIX.

Дом купцов Агаповых (XVIII век)


Адрес: г. Суздаль, ул. Толстого, д. 7.



В старину на Руси говорили: «Лишнее не бери, карман не дери, души не губи», ибо Божьим наказанием считали не бедность, а богатство. Заповеди нестяжательства непреложно следовало русское купечество. Деньги для купцов были не путём к наслаждению, а средством служения людям, Родине. Примером тому являются известные меценаты Третьяков и Мамонтов, Строганов и Демидов… Однако в их тени долго оставались провинциальные купцы – простые люди с мозолистыми руками и добрыми глазами. Тихо, как ежедневную работу, творили они добрые дела и, как писал о них Горький, «веками несли Россию на своих плечах».

Купечество составляло значительную и важную прослойку населения Суздаля. В конце XVIII века представителей купеческого сословия было более 1500 человек. Особенно активно купечество было в XVII-XVIII вв., когда город был известным центром транзитной торговли Ярославского и Нижегородского направления. В конце XVIII столетия в Суздале числилось более 1000 представителей купеческого сословия.
Строительство в конце XVIII века шоссейной, а затем во второй половине XIX века железной дороги Москва – Нижний Новгород оставило Суздаль в стороне от основных путей, что заставило наиболее предприимчивых купцов искать для жительства и торговли более перспективные места. Многие из них уехали в Москву, Иваново-Вознесенск, Санкт-Петербург и другие города. Значение Суздаля как торгового центра упало, сократилось и численность суздальского купечества.
В начале XIX века здесь проживало около 400 купцов и членов их семей, торговавших не только в Суздале, но и за его пределами.
В начале XIX века суздальские купцы строят большой каменный , в котором было более 100 лавок. Но в течение XIX в. торговая деятельность в Суздале идёт на убыль в связи с развитием путей сообщения, которые обошли Суздаль стороной.
К кон. XIX в. в Суздале осталось только 140 купцов, при этом многие из них не каждый год выкупали гильдейские свидетельства (разрешение вести торговлю). Купцы стали заниматься преимущественно розничной торговлей, мелким текстильным, кожевенным и колокололитейным производством, содержанием постоялых дворов и харчевен, а также огородным промыслом. Тем не менее, значение суздальских купцов в развитии города было весьма заметно: они часто избирались на различные выборные должности, гласными (депутатами) в Городскую думу, чаще других занимали должность Городского Головы, директора Общественного банка, городского ломбарда, были Председателями и членами Попечительских советов учебных заведений, больницы и социальных учреждений, церковными старостами. Занимались благотворительной деятельностью.

Из Суздальской Градской общей Думы дан сей билет Суздальскому купцу Василию Иванову сыну Шишкину в том, что по силе учиненного минувшего сентября 29 числа от строящих в городе Суздале в Гостином Дворе каменные лавки хозяев купцов и мещан общественного приговора досталась вам по жеребью в том Гостином Дворе в передней линии щепетинного ряду под № 39 лавка в смежности лавок Суздальских 2-ой гильдии купца Герасима Афанасьева сына Биркина, а по другую малолетнего купеческого сына Алексея Белина, которая лавка выбранными от них хозяев расценщиками положена в 485 рублей и сверх сложенных на строение одной по десяти приговорам 450-ти рублей суммы составляет 35 рублей, которые деньги от вас в здешнюю градскую думу внесены и следуют оные на раздачу прочим хозяевам тем коим достались расценённые ниже сложенной по оным десяти приговорам цены. В чём для надлежавшего и бесспорного тою лавкою владения сей билет вам купцу Шишкину и дан:
Градской Голова Лука Ермолин
Гласный Андрей Пахомов
Гласный Козьма Ульянов
Гласный Яков Мешков
У сего Билета Владимирской губернии
Суздальской Градской общей Думы печать
Октября 4 дня 1811 года.






Кожевенный завод купцов Кашиных. XVIII в. Фото с открытки нач. ХХ в.

Как и во всей России, суздальскому купечеству принадлежала важная роль в развитии благотворительности. Многое в этом отношении сделали такие купеческие семьи, как Жинкины, Жилины, Беловы, Вихревы, Дубынины, Агаповы, Холоповы и другие. Крупными благотворителями были выходцы из Суздаля московские купцы В.М. Блохин, И.В. Шишкин и харьковский купец И.Г. Вихрев. В XIX в. на их средства в городе были открыты 2 детских приюта и 3 богадельни.
Будучи членами попечительских советов земкой больницы, учебных и социальных заведений, многие купцы делали значительные вклады на их обустройство. Часто избиравшиеся церковными старостами купцы выделяли собственные средства на ремонт и украшение многочисленных храмов Суздаля. В традиции суздальских купцов было перед большими православными праздниками оказывать материальную помощь неимущим слоям населения.

Уроженец Суздаля московский купец 1-й гильдии Иван Васильевич Шишкин в 1888 г. завещал капитал в 100 тыс. рублей на строительство и содержание «дома призрения бедных» в Суздале.
Строительными работами руководил суздальский купец . В 1891 г. богадельня была открыта и освящена. находился в ведении Суздальской городской думы, был рассчитан на 60-100 человек, призреваемые содержались бесплатно.
«…С 1888 г. начинается бескорыстная, самоотверженная и энергичная деятельность И.Ф. Белова. Будучи сам не особенно богатым купцом, он более двух лет неустанно трудился над исполнением завещанного дела, и трудился не только без всякого вознаграждения, а даже в ущерб для своих торговых занятий… В доме всё устроено целесообразно, прочно, чисто, красиво и даже, можно сказать, роскошно для простых людей нашего города …» (Владимирские Епархиальные ведомости. 1891 г.).

Объявляется благословение Божие от Преосвященного Феогноста, Епископа Владимирского и Суздальского.

Суздальскому купцу Ефиму Васильевичу Головашкину – за пожертвование в ризницу суздальского 20-ти аршин серебряной цветной парчи на 70 р.;
Суздальскому купцу Федору Дмитриевичу Дубынину – за пожертвование в Богоявленскую церковь священнического бархатного облачения (фелони, епитрахили, набедренника, пояса и поручей) и бархатных же воздухов, шитых золотом на сумму 120 р.;
Суздальскому купцу ивану Яковлевичу Агапову – за пожертвование Государственного 4 % банковского билета в 115 р. В пользу братии Суздальского Васильевского монастыря.
Владимирские Епархиальные ведомости. 1880, 1881, 1882 гг.

«… В продолжении своей службы Холопов восполнил все недостатки по церковной утвари в ризнице, церковь привел в лучший благолепный вид, и все это сделано, несмотря на свое ограниченное состояние, большею частью из собственных средств … не благоугодно ли будет … за усердную и полезную службу по должности церковного старосты купца Холопова удостоить … ходатайства о награждении его, имеющего уже серебряную на Станиславской ленте медаль (в 1874 г.), золотой на Аннинской ленте …».
Из характеристики старосты кладбищенской всехсвятской церкви купца 2-й гильдии Григория Холопова, данной благочинным Суздальского собора протоиереем А. Кротовым. 1876 г.





Типичными представителями суздальского купечества среднего достатка были и купцы Агаповы.
Купец Агапов построил себе двухэтажный дом во второй пол. XVIII в. в заречной стороне на Щупачихе, где «щупали» (проверяли) возы приезжих торговцев, отсюда и название улицы.
В обывательской книге 1806 г. о владельце дома говорится: «Иван Яковлев сын Агапов 59 лет старожил, женат на купецкой дочери Ананье Яковлевой 57 лет, у них внучата Яков - 10 лет, Акулина - 13 лет, имеет дом на Борисовой стороне в большой улице и под ним каменная кузница подле домов в одну сторону купецкой вдовы Ирины Назаровой и по другую купца Карпа Капитонова, (дом) построенный им, а земля по данным наследственная и при ней огород под №846; (состоит) у работы кузнешной; был у продажи соли целовальником, потом добросовестным» (Целовальник - продавец соли, избиравшийся на определённый срок, дававший обязательства работать честно, целовавший крест - отсюда название целовальник, добросовестный - свидетель, помощник при оценке имущества, сборе налогов и т.д.).
Дом представляет собой распространённый в то время образец купеческой застройки с каменным служебным первым этажом и деревянным жилым вторым. Подобные купеческие дома во многом определили облик гражданской архитектуры исторической части Суздаля.
К сер. XIX в., вероятно, было несколько ветвей купцов Агаповых в Суздале. Агаповы держали кузницы у реки за кремлём, имели лавки и торговые места в Гостином дворе, так владельцы дома на Степачёвской улице (во второй пол. XIX в. название улицы Щупачиха трансформировалось в Степачёвскую) в разное время торговали мануфактурой, обувью, книгами, колониальными товарами (чай, кофе, пряности), овощами и ягодами. В кон. XIX в. Иван Яковлевич Агапов имел 4 каменных лавки в гостином дворе и капитал 2500 руб. У него было три сына – Яков, Фёдор и Капитон. Купцы Агаповы не чужды были общественной и благотворительной деятельности – несколько раз избирались в гласные Городской Думы, делали пожертвования в церкви, за заслуги и пожертвования по духовному ведомству в 1901 г. преподано благословение святейшего синода среди прочих и суздальским купцам Якову, Капитону и Фёдору Агаповым, о чём напечатали Владимирские епархиальные ведомости.
У Якова Ивановича были сыновья: Василий, Иван, Александр, Гурий и он был последним владельцем дома, в котором он уже не жил.
На первом этаже по-прежнему работала кузница, при доме был пчельник и большой плодовый сад, занимавший и часть нынешней территории Музея деревянного зодчества. Сад вымерз в последнюю войну и был выпилен на дрова.
В 1912 г. Агаповы открыли в доме мукомольню на нефтяном двигателе. Большая семья Якова Ивановича (у него было 5 сыновей и 6 дочерей) проживала в двух домах на улице Ивангорской (ныне Пушкарская).


Дома Я.И. Агапова на ул. Ивангорской. Справа . Фото нач. ХХ века.

События первой пол. ХХ в. изменили привычный образ жизни семейства Агаповых. В годы первой мировой войны погибли сыновья Якова Иван и Александр. После революции сам Яков Иванович и его брат Федор Иванович как «бывшие крупные торговцы» попали в разряд «лишенцев», их имущество (дома, торговые лавки в Гостином дворе, огородные земли) было конфисковано. В 1930-х гг. были репрессированы Василий Яковлевич (1884-1957 гг., агроном) и Гурий Яковлевич (родился в 1894 г., геодезист). Их младший брат Рафаил Яковлевич (1904-1996 гг.) с 1930-го г. жил во Владимире, участвовал в Великой Отечественной войне, был награжден. Его потомки и сейчас проживают во Владимире.
Старожилы города ещё помнят, что в советское время вплоть до 60-х гг. в нём была дизельная мельница на один постав. Затем дом был поставлен на реставрацию (автор проекта реставрации Н. Немцова), передан музею-заповеднику. В начале 80-х гг. в нём была открыта экспозиция «Суздаль и уезд в годы революции 1905 года» (автор тематико-экспозиционного плана научный сотрудник музея-заповедника Н.М. Курганова), именно на первом этаже данного дома в помещении кузницы непродолжительное время работала подпольная типография в 1905 г. и был найден типографский шрифт. Экспозиция вызывала интерес у посетителей, в ней были представлены интересные документальные материалы, фрагменты интерьеров кузницы и комнаты суздальской интеллигенции нач. XX в. И на тот момент выставка выполнила свои задачи - проиллюстрировать классовую борьбу в Суздале на рубеже веков.



Экспозиция «Суздальское купечество. Портрет в интерьере»

Суздальским купцам – кто «благородно служил» во славу родного города, незаслуженно забытым жертвователям и патриотам – Владимиро-Суздальский музей-заповедник посвящает эту экспозицию.
Экспозиция «Суздальское купечество. Портрет в интерьере» в доме купцов Агаповых начала работать в нач. 2012 г.
В экспозиции можно познакомиться с жизнью и бытом суздальцев кон. XIX - XX вв., посмотреть подлинные интерьерные вещи и документы той эпохи, ощутить аромат размеренной провинциальной жизни, узнать об общественной и благотворительной деятельности суздальского купечества. Представленные экспонаты второй пол. XIX в. дополнены современной стилизованной мебелью, на которой можно посидеть, посмотреть старинные документы и фотографии, ощутить атмосферу прошлых веков, подумать о быстротечности времени.
В доме Агаповых мебель, убранство, фотографии на стенах… - всё тз того, былого, жизненного уклада, купеческого естества, многоцветного русского мира, сутью которых была мудрая, отзывчивая православная душа.

Экспозиция на первом этаже














Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Жизнь крестьян и купцов в Сибири в XVII - XVIII веках. Котова Наталия Аркадьевна. Учитель истории и обществознания МБОУ Холмогорская СОШ

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Проникновение русских промысловиков в Восточную Сибирь началось в 17 веке. Традиционно колонизацию Сибири классифицируют по двум направлениям: на правительственную и вольнонародную. Цель переселенческой политики правительства заключалась в обеспечении служилого население хлебным довольствием за счет использования природных ресурсов присоединенных территории. В XVIII веке планировалось создание в Сибири земледельческого района, который не только обеспечивал нужды края, но и покрывал возрастающие потребности центра в хлебе. Желающим переселиться в Сибирь «на государеву пашню» давались льготы на два, на три года и больше, подмога и ссуда разных размеров. Земледельцы Сибири в XVII веке были пашенные и оброчные крестьяне. На первых порах крестьянам, направляемым в Сибирь, еще на старом месте оказывалась помощь. Правительство заботилось о том, чтобы крестьяне переселялись в Сибирь с полным хозяйством.

4 слайд

Описание слайда:

Пришлое население немало позаимствовало у туземцев из орудий охоты и рыболовства, а туземцы в свою очередь стали широко использовать орудия земледельческого труда. Заимствования с той и другой стороны в разной степени проявились в сооружаемых жилищах, в хозяйственных постройках, в предметах быта и одеж­де. Например, в низовьях Иртыша и Оби русские жители заимст­вовали у ненцев и хантов малицы, парки, обувь из оленьего меха и многое другое. Якуты охотно одалживали казакам свои каяки.

5 слайд

Описание слайда:

Свою специфику имели по­стройки в Западной и Восточной Сибири, в северных и южных районах. На окраинах Сибири, на Дальнем Востоке и особенно в низовьях Колымы, временные жилища русских на заимках мало чем отличались от хижин аборигенов. В первые годы в лесостепной и степной зонах, где был дефицит строительных материалов, крестьяне-новоселы строили только избы. Со временем доля построек двухчастного типа достигала 48 %. Дома трехчастной планировки в степных и лесостепных районах составляли 19 - 65 %.

6 слайд

Описание слайда:

Приписные крестьяне предпочитали вариант "изба - сени - клеть". Местная администрация способствовала его сохранению. Многокамерных построек, включавших несколько жилых помещений и сени, во всех районах Западной Сибири было очень мало - до 3 %. Ими владели семьи со сложным структурно-поколенным составом, торгующие крестьяне, сельские священники и мещане.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Основными продуктами питания были зерновые: рожь, пшеница и овес. Из овса мололи толокно, которое шло на приготовление киселей, кваса и пива. Из ржаной муки пекли повседневный хлеб, на праздники из белой пшеничной муки пекли хлеб и пироги. Большим подспорьем для стола были овощи с огорода, за которым приглядывали и ухаживали женщины. Крестьяне научились сохранять капусту, морковь, репу, редьку и огурцы вплоть до нового урожая. Капусту и огурцы солили в больших количествах. На праздники готовили мясные щи из кислой капусты. Рыба на столе крестьянина появлялась чаще, чем мясо. Ребятишки всей гурьбой отправлялись в лес на сбор грибов, ягод и орехов, что являлось существенными добавками к столу.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Русские служилые люди, проживавшие в укрепленных городках Западной Сибири, предприимчивые купцы-промышленники по своей инициативе проникали в новые земли. Следом за ними часто шли военные отряды. На берегах рек возникали новые небольшие укрепления - острожки, из которых потом выросли города Восточной Сибири - Енисейск, Красноярск, Иркутск, Якутск, Нерчинск и другие. Служилые люди и купцы-промышленники собирали здесь дань (ясак) для русского царя, захватывали богатую добычу для себя, брали в заложники местных старейшин и князьков, присоединяли к Российскому государству новые земли.

11 слайд

Описание слайда:

В Сибири купечество начало формироваться на рубеже XVII–XVIII вв., но термин «купец» вошел в употребление гораздо позднее. Сначала торговцев из числа горожан называли посадскими, только в 1730-х гг. стало применяться слово «купец», получившее распространение в 1740–1760-е гг.

12 слайд

Описание слайда:

Женская одежда в купеческой среде отличалась большим разнообразием. Самым распространенным женским костюмом купчих было платье с длинными рукавами из шерсти, шелка, кисеи, поверх которого надевалась короткая кофта без воротника, парчовая или шелковая. Широко распространенным украшением был жемчуг. Купчихи носили жемчужные нити на шее, жемчужные серьги. Зимой носили салопы, шубы и шубки на заячьем, лисьем, куньем мехах. Женские шубы были очень разнообразны, они отличались покроем и могли быть крыты сукном, штофом, нанкой, плисом, бархатом.

13 слайд

Описание слайда:

Русские купцы занимались торговлей. Они нанимали караваны, и перевозили свои товары из одного города в другой. Иногда враждебные купцы набегали на караваны своих недругов, и грабили их. Но зато они жили лучше крестьян, одевались они в лучших лавках города. Купцы носили богато украшенные камзолы, которые шились из тафта, парчи, атласа. Украшены они были позолотой и сфинктерами(большими золотыми пуговицами.

14 слайд

Описание слайда:

Жилище купцов. Здание было: выходящее на улицу узкий фасад, сам дом вытянут в глубь участка, во дворе расположены надворные пост­ройки (конюшни, хлев, пивоварня) и помещения для прислуги. Первое помещение в доме купца - просторное фойе с небольшой кухней, за которым находятся жилые помещения. Товары складировались в подвале и на верхних этажах.

Шведский дипломат Иоганн Филипп Кильбургер, который побывал в Москве еще в годы царствования царя Алексея Михайловича Романова, в своей книге "Краткое известие о русской торговле, каким образом оная производилась чрез всю Руссию в 1674 году" писал, что все москвичи "от самого знатного до самого простого любят купечество, что есть причиной того, что в городе Москве помещается больше торговых лавок, чем в Амстердаме или хотя бы ином целом княжестве". Такой увидел Москву Кильбургер. Но следует сказать, что в XVII -XVIII веках понятие "купечество" не представляло еще определенной категории населения. Оно характеризовало вид торгово-промышленной деятельности. С 40-х годов XVIII века понятие купечества охватило все посадское население определенной состоятельности. Доступ в это состояние был широко открыт и для крестьян. Это привело к тому, что количество купцов постоянно увеличивалось, а с 1750-х годов "купечество" потребовало для себя монополии на торговлю, и получила ее в 1755 г.

История собственно московского купечества началась в XVII веке, когда торговое сословие из разряда тяглых людей выделилось в особую группу городских или посадских людей, которая в свою очередь стала разделяться на гостей, гостиную и суконную согни и слободы. Самое высшее и почетное место в этой торговой иерархии принадлежало гостям (их в XVII веке было не более 30 человек). Звание это купцы получали лично от царя, и удостаивались его только самые крупные предприниматели, с торговым оборотом не меньше 20 тысяч в год, что являлось огромной по тем временам суммой. Гости были приближены к царю, освобождались от уплаты пошлин, вносимых купцами рангом пониже, занимали высшие финансовые должности, а также имели право покупать в свое владение вотчины. Если говорить о членах гостиной и суконной сотен, то в XVII веке их было около 400 человек. Они пользовались также большими привилегиями, занимали видное место в финансовой иерархии, но уступали гостям в "чести". Гостиные и суконные сотни имели самоуправление, их общие дела вершили выборные головы и старшины. Наконец Низший разряд московского купечества представляли жители черных сотен и слобод. Это были преимущественно ремесленные самоуправляемые организации, сами производившие товары, которые потом сами же и продавали. Этот разряд торговцев составлял сильную конкуренцию профессионалам-купцам высших разрядов, так как "черные сотни", торговали собственной продукцией, а, следовательно, могли продавать ее дешевле. Помимо этого, посадские люди, имеющие право вести торговлю, делились на лучших, средних и молодших.

Деятельность московского купечества регулировалась Новоторговым Уставом, принятым в 1667 году. Устав прописывал четкую систему налогообложения для купцов: вместо тамги1 был введен полавочный налог (с торговой деятельности) и тягло (с промысла). Для московского купечества XVII-XVIII веков было характерно отсутствие определенной специализации на торговле каким-либо одним товаром. Даже крупные торговцы одновременно торговали самыми разнообразными товарами, а к этому присоединяли еще и другие операции. Так, например, собранные в 1648 г. выписки из таможенных книг о привезенных купцом — гостем Василием Шориным товарах свидетельствуют о том, что в 1645 г. он провез чрез Архангельскую таможню 7 1/2 половинок сукна, 200 аршин атласу, 25 аршин красного бархата, золото пряденое в мишуру, но также тонкую медь, красную досчатую медь и 100 тысяч иголок, а на другом досчанике находилось 16 медных колоколов весом в 256 пудов и 86о стоп писчей бумаги. Из тех же книг следует, что в другой год им были привезены бакалейные товары. Из предметов вывоза приказчики Шорина везли сало топленое, клей, масло, рыбу, икру, но также юфть и весла. Так что один и тот же купец торговал сукном и бархатом, медью, иголками, бумагой, маслом, рыбой и другими разнообразными товарами. Торговля в XVII-XVIII веках в Москве шла прямо на улице или в специальных лавках, расположенных в пределах Гостиного Двора, который был заложен в середине XVI века при Иване Грозном. Тогда, по велению Государя в Китай-город переселили торговых людей со всей Москвы. Поначалу лавочные ряды были деревянные, но в 1595 г. после пожара их заменили на каменные. О старом Гостином дворе посланник при дворе Ивана Грозного барон Сигизмунд Герберштейн писал в своих "Записках о Московии": "Недалеко от великокняжеского замка стоит огромное каменное строение, называемое Гостиным двором, в котором купцы живут и товары свои выставляют".

Кстати, не все московские купцы имели право торговать в Гостином Дворе. Дело в том, что в XVII веке торговые площади в Москве делились на обычные торговые ряды и ряды Гостиного двора. По Уложению 1649 года в рядах должна была производиться розничная торговля, а на гостиных — оптовая — "врозь никаких товаров на гостиных дворах не продавать".

Типичной лавкой московского купца, что в торговых рядах, что в Гостином дворе, являлось помещение в 2 сажени в ширину, 2 1/2 в глубину. Такая лавка называлась полной. Наряду с полными лавками имелись так называемые полу-лавки, четверти лавки и даже восьмые части лавок. В 1726 года в Московском Китай-городе из 827 всех торговых владений было всего 307 владельцев полных лавок, тогда как в 76 случаях они занимали менее целой лавки, а в 328 случаях торговое место составляло всего пол-лавки.

Но были и другие случаи. Например, некоторые московские купцы соединяли нескольких лавок, но это было явлением весьма редким: насчитывалось всего 32 случая владения по 1 1/2 лавки и 15 случаев свыше 2 1/2 лавки, из них только один, когда торговец занимал 3 3/4 лавки. В 1701 г. 189 человек владело по одной лавке, тогда как 242 занимали всего пол-лавки, а 77 человек 3/4 лавки.

К лавкам присоединялось еще огромное количество торговых мест, которые представляли собою лишь временные, переносные помещения. Таких мест насчитывалось в Китай-городе, например, в 1626 году 680, из них 47 шалашей, 267 скамей и так называемых "мест скамейных", причем и тут нередко торговец занимал пол-шалаша или часть скамейного места.

Итак, крупная торговля в Москве существовала рядом с мелкой. Безусловно, у крупных купцов было явное преимущество. Например, в выборе места для торговли, которое, к тому же, немало стоило. Так московский садовник Кондратий Хвастливый, крупнейший винокур в Москве первой четверти XVIII века, купил в Китай-городе в Смоленском суконном ряду лавку за 1000 рублей, а В. Щеголин, один из первых "суконных" фабрикантов при Петре, приобрел каменную лавку за 500 рублей. Цена такой лавки равнялась стоимости большого двора с хорошими строениями. Ценилось и расположение ее на бойком месте. Лавочники платили солидный доход в казну, что представляло выгоду для всех участвующих сторон: покупателя (больше товара — ниже цены), самого купца и казны.

Главным торговым местом Москвы считался, конечно, Китай-город. Торговых рядов здесь насчитывалось более сотни: почти 20 одёжных, игольный, ножевой и другие, в которых торговали металлическими изделиями; ювелирные ряды, отличавшиеся чистотой и вежливостью продавцов; тишайший иконный ряд; белильный ряд, где торговали стрелецкие жёны и вдовы. Яблочный, дынные и огуречные ряды стояли отдельно. Хлебная торговля велась в основном на берегу Москвы-реки. На мосту, перекинутом через ров от Спасских ворот Кремля, торговали книгами и рукописями. Торговали и в других районах, например на площадях у ворот Белого и Земляного города, но там торг был гораздо менее оживлённым. В своей повседневной деятельности крупные и мелкие московские купцы, случалось, и конфликтовали. Так, например, в конце 20-х гг. XVIII века группа "купцов-компанейщиков" получили в откуп всю водочную торговлю в Москве. Заплатив в казну за откуп большие деньги, они чрезвычайно подняли цены на водку в городе. Увидев это, часть недовольных московских мелких торговцев стала покупать и привозить водку из пригородов, продавая ее по более низкой цене. "Компанейщики" не стали мириться с этим и возвели в 1731 году вокруг всех значительно населенных окраин города невысокий земляной вал со стеной из вбитых в землю деревянных столбов. На главных же дорогах поставили заставы, где все возы осматривали, проверяя, не ввозится ли в город водка. Однако такой частокол оказался для мелких торговцев не помехой. Скоро в нем образовалось множество лазеек, а затем его и вовсе растащили на дрова. И опять дешевое вино стало продаваться в Москве в большом количестве.

Интересно, что еще в начале XVIII века, по Указу 1714 года, все московские купцы и ремесленники были обязаны селиться в загородных слободах. Вскоре вокруг Земляного вала (старой границы Москвы) быстро начал складываться пояс разнообразных пригородных поселений.

Решение о выселении купцов из Китай-города было принято, в том числе, и в связи с тем, что количество московского купечества постоянно увеличивалось. В Китай-городе уже не то что было негде жить, но даже торговать. А потому, в конце XVIII века императрица Екатерина II поручила архитектору Джакомо Кваренги составить проект нового Гостиного двора в пределах улиц Ильинки и Варварки, так как старый Гостиный двор, который к этому времени насчитывал 760 лавок, амбаров, палаток уже не вмещал всех желающих. И это не удивительно, так как к концу XVIII века в Москве проживало более 12 тысяч купцов и членов их семей.

Тамга — с ХIII века в Русском государстве пошлина, взимавшаяся за провоз товара, на который накладывалось специальное клеймо — тамга.

Материал написан на основе монографий, статей, документов и материалов, представленных в разделе «Библиография».

Читайте также: