Open Library - открытая библиотека учебной информации. Профессиональная этика ученого и педагога. Общая характеристика Современная наука философия, ее учения и концепции

Описание презентации по отдельным слайдам:

2 слайд

Описание слайда:

Этика – от древнегреческого от греч. ethos – нрав, обычай, образ мыслей. Термин «этика» был введен Аристотелем более 2000 лет назад как обозначение особой области исследования философии. В его учении этика – это наука о нравственности, о развитии у человека таких качеств, как честность, благородство, мужество. Латинским аналогом слова «этика» является слово «мораль» (от лат. mores - общепринятые традиции, негласные правила) – принятые в обществе представления о хорошем и плохом, добре и зле, а также нормы поведения, вытекающие из этих правил.

3 слайд

Описание слайда:

Наука тесно связана с развитием нравственности, зависит от моральных ценностей эпохи, в свою очередь мораль часто регулируется, а также определяется наукой. Научное знание, выясняя, что можно и что нельзя в действительности, намечает границы и ориентиры познания, границы дозволенного и недозволенного, тем самым осознается сфера реальных возможностей человека, совершенствуются критерии нравственного выбора. Таким образом, наука занимается не только деятельностью, направленной на выработку объективных знаний о мире, но и выработкой определенных этических норм.

4 слайд

Описание слайда:

В научном обществе со временем сложилась своя система этических, моральных норм, запретов, регулирующих научную деятельность - то есть этический кодекс или императивы ученого. (Императив – общее нравственное предписание) В этическом кодексе ученого находят свое отражение, общечеловеческие моральные требования и запреты. Настоящее научное творчество - моральное занятие...

5 слайд

Описание слайда:

Первый императив ученого - провозглашение высшего долга ученого служению Истине. Аристотель – «Платон мне друг, но истина дороже». В стремлении к истине ученый не должен считаться ни со своими симпатиями и антипатиями, ни с какими бы то ни было другими внешними обстоятельствами. Второй императив ученого - провозглашает полезность его деятельности для общества. Сегодня это звучит особенно актуально, потому что научные результаты быстро внедряются в практику и дают ощутимый эффект, но необходимо помнить, что применение научных достижений может приносить не только благо, но и зло, что порождает чрезвычайно сложную проблему ответственности ученых за свои открытия. Ученый несет ответственность за возможную опасность для отдельного человека, общества, экономики или вреда для природы, которые может причинить использование непроверенных новых научных знаний.

6 слайд

Описание слайда:

Профессиональная этика педагога. Ежедневно педагогическому работнику приходится находить выход из нетипичных профессиональных ситуаций, решать конфликты, преодолевать противоречия в сложной системе отношений «педагог - ученик», «педагог - педагог», «педагог - родители ученика», «педагог - руководитель учебного заведения.

7 слайд

Описание слайда:

Анализ современной философской и педагогической литературы позволяет обобщить и выделить основные три группы профессионально-этических требований к педагогу: требования к гражданину, 2) требования к профессионалу, 3) требования к личности педагога.

8 слайд

Описание слайда:

Гуманизация и демократизация, как приоритетные направления развития образования в российском обществе, выдвигают высокие требования к профессиональному уровню педагога, его человеческой совести и ответственности. Компетентность педагога становится необходимым условием социальных преобразований, когда именно через образование требуется формировать у подрастающего поколения социально-важные качества и опыт. Содержательной основой деятельности компетентного педагога является его ценность, влияющие на формирование всей системы взаимоотношений, отношений, характерных для учительской профессии. Ведь общечеловеческие ценности: Истина, Добро, Красота - остаются моральными императивами деятельности педагога.

9 слайд

Описание слайда:

Деятельность педагога отличается от деятельности других категорий специалистов тем, что профессия требует от него развивать и совершенствовать, кроме профессиональных качеств, личностных. Перед педагогом, как и перед врачом, профессия предъявляет особые требования. Никакие профессиональные качества не компенсируют человеческое равнодушие, невоспитанность, грубость, агрессию по ученика, безответственность.

10 слайд

Описание слайда:

Этика является неотъемлемой частью педагогического воздействия. Ведь педагог постоянно находится в состоянии морального выбора. Все отношения, складывающиеся в условиях педагогической деятельности, являются производными от уровня сформированности у учителя его профессиональной этики. В этой связи В. О. Сухомлинский отмечал, что учитель, осуществляя процесс обучения и воспитания молодежи, призван заботиться о целостности своего нравственного «Я». При этом профессиональная этика содержит совокупность моральных норм, которые определяют отношение работника к своему профессиональному долгу, а через него - к людям, с которыми он контактирует в процессе деятельности.

11 слайд

Описание слайда:

Итак, профессиональная деятельность педагога и ее результат должны быть оценены обществом не только в аспекте знаний учащихся, которых учил этот педагог, но и с позиции нравственных инвестиций, примеров нравственного поведения в меняющихся ситуациях учебной жизни. В связи с этим встает вопрос четкого определения этических измерений педагогической профессии - под ними подразумевается совокупность этических требований к последней, моральных регуляторов деятельности педагога. Он всегда является носителем общественных целей, достижению которых, соответственно, подчиняет и средства педагогического воздействия. Именно выбор средств по достижению цели может по своей сути противоречить этическим измерениям.

12 слайд

Описание слайда:

Моральная регуляция педагогической деятельности осуществляется благодаря специфической дифференциации моральных норм на нормы-запреты, нормы-рамки, нормы-образцы.

















1 из 16

Презентация на тему: Этика науки - судьба великих открытий

№ слайда 1 https://ppt4web.ru/images/1344/36032/310/img1.jpg" alt="АннотацияТема: «Этика науки - судьба великих открытий.»Автор: ученик 9 «В» класс" title="АннотацияТема: «Этика науки - судьба великих открытий.»

Описание слайда:

АннотацияТема: «Этика науки - судьба великих открытий.»Автор: ученик 9 «В» класса Попов АлексРуководитель: учитель химии Шелуханова Ирина НиколаевнаЦель работы: исследование проблемы соотношения нравственного выбора и социальной ответственности ученого. Задачи:1. Дать оценку научной и социальной деятельности Фрица Габера и Николая Дмитриевича Зелинского.2. Ознакомиться с нравственной позицией ученых в отношении открытий, несущих угрозу выживания человечества.3. Привлечь внимание к проблеме возрастания социальной ответственности и нравственного выбора ученого. Гипотеза: прежде всего моральные критерии должны играть главную роль в жизни ученого. Если человечество не сделает выбор в пользу нравственных принципов, то оно уничтожит себя. Методы: анализ сопоставления, индукция, дедукция, наблюдение. Актуальность работы заключается в том, что рассматривается важный вопрос социальной ответственности ученого за свои изобретения. А именно развитие нашей технической цивилизации требует настоящих профессионалов своего дела. Но, если игнорировать их личностные качества, отрицать нравственность, то вполне возможно саморазрушение не только человеческой личности, но и всей цивилизации. Игнорирование психологии и нравственного воспитания при подготовке специалистов приводит к непрерывному росту количества и масштабов техногенных катастроф. Практическая направленность: работа может быть использована на уроках обществознания, истории, химии, биологии, а также во внешкольных мероприятиях.

№ слайда 3

Описание слайда:

Каждая из исторических эпох - от отдаленной до более близкой к нашему времени рождает своего гения, изобретение которого каким-либо образом меняет ход истории. Но не является ли первое наиболее успешное открытие «началом конца» в длинной череде событий. Можно ли запретить гению изобретать? XX –XXI вв. – апофеоз человеческой военной изобретательности. Будет ли этому конец? Возобладает ли разум?«Мы сделали работу за дьявола.»Роберт Оппенгеймер

№ слайда 4

Описание слайда:

Наверное, во все времена не было человека, который был бы так непосредственно (или косвенно) повинен в смерти миллионов людей, как Фриц Габер. Его называли «отцом немецкого химического оружия». «Он удушил тысячи и спас от голода миллионы». Он же гений,Как ты, да я. А гений и злодейство,Две вещи несовместные. Не правда ли? «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкин

№ слайда 5

Описание слайда:

22 апреля 1915 года немецкие войска выпустили из баллонов за 5 минут около 180 т хлора. На участке фронта шириной 6 км в долине реки Ипр было поражено около 15 тысяч человек, из них сразу погибли 5 тысяч. Англо-французский фронт был на этом участке уничтожен. Немецкое командование не ожидало такого страшного эффекта и не использовало реальный шанс победы в сражении.

№ слайда 6

Описание слайда:

Именно Фриц Габер создал печально известный газ, «Циклон Б», первоначально разработанный в качестве пестицида, но затем применяемый как средство для «окончательного решения еврейского вопроса». На процессе против управляющего фирмой Degesch, производившей «Циклон Б», было подсчитано, что 4 килограммов «Циклона Б» было достаточно для убийства 1000 человек.

№ слайда 7

Описание слайда:

Впервые для массового уничтожения людей «Циклон Б» был применён в сентябре 1941 г. в лагере уничтожения Освенцим по инициативе первого заместителя коменданта лагеря Карла Фрицша к 600 советских военнопленных и 250 других узников. Комендант лагеря Рудольф Гёсс одобрил инициативу Фрицша, и впоследствии именно в Освенциме этот газ применялся для убийства людей в газовых камерах.

№ слайда 8

Описание слайда:

Однако в то же время Фриц Габер спас человечество от азотного голода. Он придумал способ синтеза аммиака из водорода и атмосферного воздуха. Изобретение Габера драматически увеличило сельскохозяйственную продукцию во всём мире. Благодаря этому открытию Германия могла продолжать войну, поскольку она начала производить из аммиака селитру, которую раньше она ввозила из Чили.

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Предвидение растущей опасности ещё в разгаре Первой мировой войны поставило Н.Д.Зелинского, как русского патриота и выдающегося естествоиспытателя, перед принципиально новой задачей. Но её надо было решать очень быстро. «Где же искать защиту, противоядие?» - спрашивал себя учёный. И здесь Николаю Дмитриевичу пришло спасительное решение: найти защиту в самой Природе. Этот способ превращения обычного древесного угля в активированный уголь и составлял суть открытия Н.Д.Зелинского, не говоря уже о самой идее использования угля в борьбе с отравляющими газами.

Описание слайда:

Академик П.Л. Капица отказался участвовать в создании советской атомной бомбы, за что в 1945 г. уволен с поста директора созданного им Института физических проблем АН СССР и в течение восьми лет находился под домашним арестом. Он был лишен возможности общаться со своими коллегами из других научно-исследовательских институтов. Занимался физикой на даче с сыном С.П. Капицей.

№ слайда 13

Описание слайда:

После взрывов в Хиросиме и Нагасаки ужаснувшийся Эйнштейн разослал крупнейшим бизнесменам телеграмму о запрещении использования ядерного оружия. Но было уже поздно… «Я не знаю, каким оружием будет вестись Третья мировая война, но совершенно очевидно то, что четвертая - только палками и камнями.»Альберт Эйнштейн

№ слайда 14

Описание слайда:

Реакторы Фукусимы были изготовлены по проектам компании General Electric При их проектировании в 70-е годы среди группы американских инженеров возник конфликт: трое инженеров подписали докладную записку, в которой говорилось, что реактор спроектирован неправильно, технически безграмотно и опасно. General Electric проигнорировал особое мнение инженеров, в результате чего ядерщики ушли в отставку, не подписав чертеж "Версии 1в". А General Electric возвела в Японии АЭС по фактически аварийному проекту.

№ слайда 15

Описание слайда:

Люди столько всего напроизводили и насозидали, что уже не справляются с этим богатством. В настоящее время необходимо уменьшить процессы созидания, и переключиться на процессы спасения планеты Земля. И становится очевидным возрастание персональной ответственности ученых за свои действия и их непосредственные и возможные в будущем результаты. «Чего ради нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы - команда одного корабля. Хорошо, когда в споре между различными цивилизациями рождается нечто новое, более совершенное, но чудовищно, когда они пожирают друг друга». А. де Сент-Экзюпери

№ слайда 16

Описание слайда:

Список литературы1. «Воспитать ученого» Загорский Вячеслав Викторович - Образование: исследовано в мире, 20032. Куликов В.А. «История оружия и вооружения народов и государств с древнейших времен до наших дней.» - Уфа: Восточный университет, 2003. - 764 с.3. Новиков В.П. «Оружие Третьей мировой войны» / Под ред. В.П. Сальникова. – СПб.: Лань, 2001. – 356 с.4. Расторгуев С. «Формула информационной войны.»: - М.: Белые альвы, 2005. – 96 c.5. Аблесимов Н.Е. «А 154 Концепции современного естествознания: Учебн. пособие по проведению семинаров» / Н.Е. Аблесимов. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2005. – 89 с.6. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» - Москва 1982 год 7. Веб-сайт «Википедия»

Выступление

Социальная и нравственная ответственность учёного.

Подготовил

Сысуев Вадим Николаевич

Кривой Рог


Гуманитарии уделяют все большее внимание тому, что западные ученью называют иногда «кризисом иден­тичности», т.е. утрате человеком представления о своем месте в современном, непрестанно изменяющемся обще­стве, о самоценности собственно личности. Мы стоим перед несомненной угрозой, как бы за общим рассмотрением глобальных проблем, касающихся широ­ких масс населения, вплоть до всего человечества в целом, но позабыть об одном, но в конечном счете самом важном. Что является этим «одним»? Это один человек, это личность, индивидуум. О нём мы должны постоянно помнить.

Современное внимание направлено на внешнюю, мате­риальную окружающую среду. Заботятся об ее сохране­нии, стремятся избежать загрязнения. Но жизнь настоя­тельно требует внимания и к «внутренней среде» чело­веческой личности, к ее более глубоким аспектам. В поис­ках наиболее эффективных форм деятельности естественно сосредоточивать внимание на проблемах, затрагивающих широкие массы населения, но надо думать также и об отдельном человеке, о человеческой личности, о духов­ном мире современного человека.

Типичная для современной эпохи ситуация возникаю­щих кризисов, последствия которых отзываются на судь­бах крупных масс населения и представляют собой порой опасности подлинно глобального характера, налагают особую ответственность на науку как силу, участвующую в возникновении подобных ситуаций, и на творцов этой науки, т.е. на ученых.

Обвинения в адрес науки, а следовательно, и ученых, приходится слышать нередко, и это естественно. Ведь значительная часть кризисов возникает как следствие применения современной технологии в базирующейся на ней экономике. Стало трюизмом, что прогресс техники, ее развитие и новые формы имеют своей почвой дости­жения пауки. Наука стала не просто одной из произво­дительных сил национальных хозяйств и мирового хозяй­ства в целом, она, по существу, является едва ли не самой мощной из этих сил, если не непосредственно, то, во всяком случае, косвенно, как универсальный источ­ник новых достижений, становящихся основой развития и технического прогресса.

Причины возникающих в наше время кризисов наря­ду с несовершенством различных экономических и со­циальных структур в большом числе случаев кроются в количественной и качественной неоднозначности резуль­татов технического прогресса, который открывает воз­можность как для разумного использования достижений техники, так и для со применения во вред человеку (атомная промышленность и радиационная угроза; неудержимый рост масштабов использования природных ресурсов; возрастание мощности средств массовой инфор­мации; поток новых лекарственных веществ, часто с далеко не изученными действиями и т.д.). Усматривая прямую или хотя бы косвенную первопричину возникно­вения тревожных ситуаций в успехах и достижениях науки, приходится считать, что наука песет определен­ную ответственность за складывающиеся условия, хотя не она, конечно, является главной их причиной. А отсюда с очевидностью следует, что особая ответственность ложится и на творцов пауки, на ученых, своими трудами прокладывающих путь к возникновению отрицательных последствий.

Проблема ответственности ученого перед обществом уже давно привлекает к себе большое внимание. Она сложна и многообразна, складывается из немалого числа факторов, тесно сплетается с более широкой проблемой этических аспектов пауки, которую здесь затрагивать не будем. Ученый в своей деятельности естественным об­разом несет ответственность, если можно так выразить­ся, общечеловеческого характера. Он ответствен за пол­ноценность вырабатываемого им научного «продукта»: от него ожидается безупречная требовательность к достоверности материала, корректность в использовании ра­боты своих собратьев, строгость анализа и прочная обоснованность делаемых выводов. Это элементарные, сами собой разумеющиеся стороны ответственности ученого, так сказать, его персональная этика. Гораздо шире ста­новится ответственность ученого, когда вопрос встает о формах и результатах использования его трудов через посредство техники и экономики. Наивно думать, что дей­ствия, поведение отдельного ученого скажутся на возник­новении или протекании того или иного кризиса. Речь идет здесь об ином - о голосе содружества ученых, об их профессиональной позиции.

Примером, получившим уже довольно широкую из­вестность и касающимся коллективной акции ученых, является согласованная добровольная приостановка ис­следований в новой области пауки - генной инженерии. Тут непродуманная методика или неосмотрительность при «ускользании» опасного, потенциально патогенного мате­риала из лабораторий вследствие случайной небрежности могли бы иметь крупные, даже глобальные последствия, вплоть до возникновения новой, неведомой ранее эпиде­мии, против которой медицина еще не располагает сред­ствами борьбы. Этот вопрос был обсужден на специально созванной в Азиломаре (США). В очень острой дискуссии в конечном счете было принято решение об объявлении моратория, т.е. о приостановке соответствую­щих исследований впредь до разработки тщательно про­думанных мер предосторожности, гарантирующих от воз­можной опасности.

Противниками этого мероприятия выступали поборни­ки «свободы научного поиска», но здравое начало взяло верх, и в настоящее время соответствующие правила работы приняты в большинстве стран, иногда они приоб­ретают даже законодательный характер. Таким образом, «Азиломарский моратории» по Ирану можно считать про­тотипом проявления учеными своей ответственности перед лицом опасности, могущей достичь размеров широ­кого народного бедствия, масштабов кризиса.

Проблема ответственности ученого с большой ясностью и отчетливостью встает, когда он сталкивается с дилем­мой «за» или «против», как это имело место, например, в медицине в начале века, при эпохальном открытии Эрлихом его первого радикального средства против сифилиса - препарата «606». Медицинская наука и вместе с ней практика в те времена управлялась одним принци­пом, да и теперь еще он фигурирует в «гиппократовой клятве». Это принцип, ставший непререкаемым законом: «прежде всего не вреди». Эрлих выдвинул и мужественно отстаивал другой принцип: «прежде всего приноси пользу». Эти принципы прямо адресованы к ответственности, к со­вести ученого. Ясно, что они выходят далеко за рамки одной лишь медицинской науки, имеют самое широкое общее значение. Такие проблемы встают многократно, и здесь нет абсолютного рецепта. Каждый раз ученые должны взвешивать «за» и «против» и брать на себя ответственность, как поступать.

В случае Эрлиха ответственность ученого была необы­чайно высокая, можно сказать, гигантская. На одной чаше весов была страшнейшая болезнь, имеющая колос­сальное распространение повсеместно. На другой чаше - многообещающее, но до конца неизведанное лечебное средство с опасностью вторичных, быть может, тяжелых побочных явлений. Но уверенность в своей правоте, в на­дежности проверок способствовала тому, что принцип «прежде всего приноси пользу» восторжествовал. Несмотря на риск некоторого, предположительно возможного вреда, была побеждена тяжелейшая, подлинно глобальная болезнь.

Нет сомнения, что в случае глобальных проблем, кризи­сов ученым не раз придется обращаться к своей совести, призывать чувство ответственности, чтобы найти правиль­ный путь преодоления возникающих угроз. И, разумеет­ся, дело общественной совести ученых мира, общей ответственности - всемерно бороться с причинами, вызываю­щими вредные, губительные последствия, направлять научные поиски на исправление вреда, который сама паука, не взвесив и не учтя возможных последствий, могла бы принести и тем самым оказаться причастной к возникновению тех или иных глобальных проблем. И не чем иным, как капитуляцией, следует считать встре­чающуюся в последнее время своеобразную форму реак­ции на возникающие перед совестью ученого трудные решения, которая находит свое выражение в выдвижении лозунгов «контрнауки» и «контркуль­туры» с призывом приостановить поступательное движе­ние научного исследования.

Можно признать, что в язвах, поражающих и разъ­едающих тело современного западного общества, повин­ны в определенной степени и ученые, даже если это вы­ражается в их неучастии, в стремлении уйти от ответ­ственности, так сказать, в новой форме «невмешательства» сочленов мирового сообщества ученых. Многие из нас, старшей возрастной прослойки, вспомнят, какие плачев­ные плоды принес злополучный принцип невмешатель­ства в области международной политики, который привел в дни Мюнхена к пожару второй мировой войны. Он не­сет в себе дурные семена, когда становится нормой по­ведения ученого.

Надо приветствовать движение за коллективную от­ветственность ученых. В настоящее время привлекают все более пристальное внимание такие широкие формы общественного движения, какими являются Международ­ная федерация ученых, их профессиональные объедине­ния в отдельных странах, возникновение организаций с четко выраженной специальной целью, таких, как Бри­танская ассоциация по социальной ответственности уче­ных (BSSRS), и т.д. В развитии этого движения мы видим важную форму проявления учеными своей ответ­ственности в периоды, характеризующиеся особенно широкими, достигающими глобальных масштабов пробле­мами, затрагивающими различные стороны современного общества.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Проблема ответственности ученого перед обществом сложна и многообразна, складывается из немалого числа факторов, тесно сплетается с более широкой проблемой этических аспектов науки.

Ученый в своей деятельности естественным образом несет ответственность общечеловеческого характера. Он ответствен за полноценность вырабатываемого им научного "продукта": от него ожидается безупречная требовательность к достоверности материала, корректность в использовании работы своих собратьев, строгость анализа и прочная обоснованность делаемых выводов. Это элементарные, сами собой разумеющиеся стороны ответственности ученого, его персональная этика.

Гораздо шире становится ответственность ученого, когда вопрос встает о формах и результатах использования его трудов через посредство техники и экономики. Наивно думать, что действия, поведение отдельного ученого скажутся на возникновении или протекании того или иного кризиса. Речь идет здесь о голосе содружества ученых, об их профессиональной позиции.

Ответственность ученого является оборотной стороной свободы его научного творчества. С одной стороны, ответственность немыслима без свободы, с другой - свобода без ответственности становится произволом.

Одним из необходимых условий и особенностей развития науки является свобода научного творчества. Во всех своих аспектах - в психологическом (свобода воли), гносеологическом (свобода как познанная необходимость), социально-политическом (свобода действий), связанных между собой, свобода в области науки проявляется в особых конкретных формах и выступает, как необходимое основание ответственности не только ученого, но и человечества в целом.

Свобода должна проявляться не только во вне и при помощи науки, но и внутри нее самой во всех формах свободы мысли (постановка научных проблем, научная фантазия, предвидение и т.п.), свободы выбора объектов исследований и методов научной работы, свободы действий, социальной свободы ученого как личности.

Одним из проявлений свободы научного творчества, а следовательно, и ответственности, является способность ученого освободится от предвзятых мнений, умение практически проанализировать свою работу и доброжелательно отнестись к работе другого, увидеть в ней зерна истины. Постоянное сомнение в правильности и достоверности выводов и открытий, является одним из оснований научной добросовестности, чувства ответственности ученого за истинность научных взглядов. Победа сомнений, которой предшествовала интенсивная работа мысли по проверке выводов и выражает подлинную свободу творчества.

Следует отметить, что научная деятельность требует от человека определенных качеств. Это не только беспредельное трудолюбие, пытливость и одержимость, но и высокое гражданское мужество. Настоящий ученый ведет бескомпромиссную борьбу с невежеством, защищает ростки нового, прогрессивного против попыток законсервировать устаревшие взгляды и представления. История науки бережно хранит имена ученых, которые, не жалея жизни, боролись с отсталым мировоззрением, тормозившим прогресс цивилизации. На костре инквизиции был сожжен Джордано Бруно, великий мыслитель, материалист, смело заявивший о бесконечности Вселенной.

В эксплуататорском обществе у науки и ученых был и остается еще один противник - стремление власть имущих использовать труд ученых в целях своего обогащения и в целях войны. Когда четкие нравственные критерии утрачивает современный ученый, вооруженный всей мощью современной техники и поддерживаемый всеми "активами" современных государств, когда он "в интересах науки", а не из нравственности, а часто и из чисто "эстетического" интереса к "делу", к открытию и творчеству, как таковому, изобретает наборы ядов, атомное, бактериальное, психопатогенное оружие, это смертельно для человечества, не говоря о том, что это смертельно и для науки. ответственность ученый научный оружие

Среди областей научного знания, в которых особенно остро и напряженно обсуждаются вопросы социальной ответственности ученого и нравственно-этической оценки его деятельности, особое место занимают генная инженерия, биотехнология, биомедицинские и генетические исследования человека, все они довольно близко соприкасаются между собой.

Именно развитие генной инженерии привело к уникальному в истории науки событию, когда в 1975 году ведущие ученые мира добровольно заключили мораторий, временно приостановив ряд исследований, потенциально опасных не только для человека, но и для других форм жизни на нашей планете. Мораторию предшествовал резкий рывок в исследованиях по молекулярной генетике. Однако другой стороной этого прорыва в области генетики явились таящиеся в нем потенциальные угрозы для человека и человечества. Такого рода опасения и заставили ученых пойти на столь беспрецедентный шаг, как установление добровольного моратория. Тем не менее, дискуссии вокруг этических проблем генной инженерии отнюдь не утихли.

Ответственность ученых перед обществом за развитие оружия массового поражения

Ученые во все времена высказывались за недопущения войн и кровопролития, а так же за прекращение использования ядерных технологий. Так, в декабре 1930 года Альберт Эйнштейн высказал мысль: "Если бы можно было добиться того, чтобы только два процента населения земли заявили в мирное время, что откажутся воевать, вопрос о международных конфликтах был бы разрешен, ибо нельзя было бы заключить в тюрьму два процента населения земного шара, для них не хватило бы места в тюрьмах всей земли". Тем не менее, призыв Эйнштейна оставил заметный след: это был неизбежный и необходимый этап в непростом процессе осознания учеными своего гражданского долга перед человечеством.

А. Эйнштейн и ряд других видных ученых, в том числе Поль Ланжевен, Бертран Рассел, входили в инициативный комитет по подготовке Всемирного антивоенного конгресса, состоявшегося в Амстердаме в августе 1932 года. Значительный шаг к объединению ученых против войны, был сделан антивоенным конгрессом в Брюсселе, в 1936 году. В рамках этого конгресса представители научной общественности тринадцати стран обсудили вопрос об ответственности ученых перед лицом военной опасности.

В резолюции, принятой научным комитетом конгресса они осудили войну как подрывающую интернациональный характер науки и обязались направить свои усилия на предотвращение войны. Участники конгресса призывали ученых разъяснять пагубные последствия применения в целях войны научных достижений, вести антивоенную пропаганду разоблачать псевдонаучные теории, с помощью которых определенные силы пытаются оправдать войну.

Это решение, принятое в канун второй мировой войны, не имело сколько-нибудь серьезных практических последствий, но оно заставило многих западных ученых задуматься о социально-экономических причинах войны, о той роли, которую могут сыграть ученые в просвещении широких масс относительно причин и последствий войны, в содействии организации сопротивления силам, заинтересованным в развязывании войны.

Эти мысли подтолкнули ученых-антифашистов к действию, которое с позиций сегодняшнего дня можно оценить, как проявление стремления не допустить, чтобы атомное оружие оказалось в руках Гитлера и его союзников.

Гитлеровская Германия могла создать ядерное оружие и использовать его для порабощения народов - так думали многие ученые, особенно те, кто познал на практике что такое фашизм. Они делали все, чтобы не позволить Гитлеру использовать эту мощную силу. Отважный сын французского народа Фредерик Жолио-Кюри, исследования которого о делении ядра урана на два осколка под действием нейтрона выявили последнее звено в цепной реакции, принял все меры к тому, чтобы не допустить захвата гитлеровцами находившихся во Франции запасов урана и тяжелой воды, необходимой для создания атомного реактора.

Тревога за судьбы народов и возможность овладения ядерным оружием Германией побудили прогрессивных ученых в США, многие из которых являлись беженцами из Европы, обратиться к американскому правительству с предложением о незамедлительном создании атомной бомбы.

Такое решение было принято, а для разработки и изготовления атомной бомбы создана специальная организация под названием "Манхэттенский проект". Руководство этой организацией было поручено генералу Л. Гровсу - представителю Пентагона.

23 апреля 1957 года известный ученый, лауреат Нобелевской премии, врач и философ А. Швейцер привлек внимание общественности в обращении, переданном Норвежским радио, к генетическим и иным последствиям продолжающихся испытаний ядерного оружия. Жолио-Кюри поддержал это обращение, подчеркнув настоятельную необходимость прекращения испытательных взрывов ядерного оружия. Это обращение встретило положительный отклик со стороны ученых многих стран. Советские ученые так же категорически заявили, что они поддерживают запрещение ядерного оружия и требуют заключения между странами соглашения о незамедлительном прекращении испытаний атомных и водородных бомб, считая, что любая ядерная война, где бы она ни возникла, обязательно превратилась бы во всеобщую войну с ужасными последствиями для человечества.

Современного ученого нельзя представить без высокого чувства гражданственности, без обостренной ответственности за результаты своей деятельности, без серьезной озабоченности судьбами мира и человечества. Ученый любой специальности при любых обстоятельствах должен рассматривать заботу о благе человечества как свой высший моральный долг.

Ответственность ученых за разработки в области генной инженерии и клонирования.

Генная инженерия возникла в 1970-е гг. как раздел молекулярной биологии, связанный с целенаправленным созданием новых комбинаций генетического материала, способного размножаться в клетке и синтезировать конечные продукты. Решающую роль в создании новых комбинаций генетического материала играют особые ферменты, позволяющие рассекать молекулу ДНК на фрагменты в строго определенных местах, а затем "сшивать" фрагменты ДНК в единое целое.

Генная инженерия открыла перспективы конструирования новых биологических организмов - трансгенных растений и животных с заранее запланированными свойствами. Огромное значение имеет так же изучение генома человека.

Ответственность ученых в ходе развития генной инженерии можно охарактеризовать тем, что они должны соблюдать конфиденциальность генетической информации о конкретных людях. Например, в некоторых странах приняты законы, ограничивающие распространение такой информации.

Несмотря на то, что в лабораторных условиях проведена значительная работа по конструированию трансгенных микробов с самыми разнообразными свойствами, ученые ответственны перед обществом за недопущение применения в открытой среде трансгенных микробов. Это обусловлено неясностью последствий, к которым может привести такой в принципе неконтролируемый процесс. К тому же сам мир микроорганизмов изучен крайне слабо: наука знает в лучшем случае около 10% микроорганизмов, а об остальных практически ничего не известно, недостаточно исследованы закономерности взаимодействия микробов между собой, а также микробов и других биологических организмов. Эти и другие обстоятельства обусловливают повышенное чувство ответственности ученых-микробиологов, выраженное не только к трансгенным микроорганизмам, но и вообще к трансгенным биоорганизмам.

Нельзя так же недооценивать важность осознания своей ответственности учеными, занимающимися клонированием. В последнее время в средствах массовой информации распространяется много предсказаний, пожеланий, догадок и фантазий о клонировании живых организмов. Особую остроту этим дискуссиям придает обсуждение возможности клонирования человека. Вызывают интерес технологические, этические, философские, юридические, религиозные, психологические аспекты этой проблемы, а также последствия, которые могут возникнуть при реализации такого способа воспроизводства человека.

Конечно, ученые защищаются тем, что в XX веке было проведено немало удачных экспериментов по клонированию животных (амфибий, некоторых видов млекопитающих), но все они были выполнены с помощью переноса ядер эмбриональных (недифференцированных или частично дифференцированных) клеток. При этом считалось, что получить клон с использованием ядра соматической (полностью дифференцированной) клетки взрослого организма невозможно. Однако в 1997 г. британские ученые объявили об успешном сенсационном эксперименте: получении живого потомства (овечка Долли) после переноса ядра, взятого из соматической клетки взрослого животного.

Особо следует относиться к ответственности за клонирование человека. Не смотря на то, что пока отсутствуют технические возможности клонировать человека, принципиально клонирование человека выглядит вполне выполнимым проектом. И здесь возникает множество уже не только научных и технологических проблем, но и этических, юридических, философских, религиозных.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Деонтология как учение о долге и должном поведении. Истоки долженствования в человеческом бытии. Понятия долга и ответственности социального работника перед обществом и государством, перед профессией и профессиональной группой, клиентом и перед собой.

    контрольная работа , добавлен 09.11.2015

    Меры ответственности социального работника перед клиентом и его близкими. Главные требования профессионального долга специалиста. Особенности этического отношения к клиенту в социальной работе. Вежливость в отношениях, принципы гуманизма и тактичность.

    реферат , добавлен 20.04.2015

    Роль информации в развитии общества. Почему появление письменности дало толчок развитию науки и культуры. Как связаны развитие технологий и информационное развитие общества. Какие новые информационные возможности открыли перед обществом средства связи.

    презентация , добавлен 27.09.2017

    Общая характеристика юношеского периода жизни человека, становление интеллектуальной основы его личности и создание системы ценностей. Новая социальная ситуация развития юношеского возраста, проблема личной ответственности перед современной молодежью.

    контрольная работа , добавлен 08.06.2009

    Г.В. Осипов как один из авторитетнейших российских ученых, социолог с мировым именем. Условия, в которых проходили жизнь ученого, его становление как социолога и научная деятельность. Награды и премии ученого. Вклад Г.В. Осипова в возрождение социологии.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2012

    Лояльность персонала и реализация программы социальной ответственности. Условия социальной ответственности в современном обществе. Уровни реализации программ социальной ответственности. Программа социальной ответственности в компании "Балтика".

    реферат , добавлен 04.12.2007

    Принцип научно-технической революции как социокультурной характеристики Запада в новое время. Путь к науке: парадоксы самосознания науки и проблема соотношения теологии и науки. Гипотеза происхождения опытной науки. Проблемы приложения опытного знания.

    контрольная работа , добавлен 03.02.2011

    Роберт Оуэн (1771-1858) как утопист, социалист, социальный реформатор XIX в. Мысли Оуэна о необходимости переустройства всего общества на основе образования производительных ассоциаций. Неизбежность смены капитализма новым обществом в работах ученого.

    статья , добавлен 11.05.2009

    Понятие и характеристики корпоративной социальной ответственности, ее внешние и внутренние источники. Реализация интересов компании (корпорации) посредством обеспечения социального развития её коллектива и активного участия компании в развитии общества.

    реферат , добавлен 25.05.2016

    История изучения массового сознания, специфические и интересные примеры его формирования. Проблема исследования массового сознания в социологической науке. Два основных уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Методы анализа и синтеза.


Введение

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Научная деятельность требует от человека определенных качеств. Это не только беспредельное трудолюбие, пытливость и одержимость, но и высокое гражданское мужество. Настоящий ученый ведет бескомпромиссную борьбу с невежеством, защищает ростки нового, прогрессивного против попыток законсервировать устаревшие взгляды и представления. История науки бережно хранит имена ученых, которые, не жалея жизни, боролись с отсталым мировоззрением, тормозившим прогресс цивилизации. На костре инквизиции был сожжен Джордано Бруно, великий мыслитель, материалист, смело заявивший о бесконечности Вселенной.

В эксплуататорском обществе у науки и ученых был и остается еще один противник -- стремление власть имущих использовать труд ученых в целях своего обогащения и в целях войны.

Цель работы - изучение ответственности ученых за судьбы мира.

В ходе работы решались следующие задачи:

Определить ответственность ученых перед обществом за развитие оружия массового поражения;

Изучить степень ответственности ученых за разработки в области генной инженерии и клонирования;

1. Ответственность ученых перед обществом за развитие оружия массового поражения

Ученые во все времена высказывались за недопущения войн и кровопролития, а так же за прекращение использования ядерных технологий. Так, в декабре 1930 года Альберт Эйнштейн высказал мысль: «Если бы можно было добиться того, чтобы только два процента населения земли заявили в мирное время, что откажутся воевать, вопрос о международных конфликтах был бы разрешен, ибо нельзя было бы заключить в тюрьму два процента населения земного шара, для них не хватило бы места в тюрьмах всей земли». Тем не менее, призыв Эйнштейна оставил заметный след: это был неизбежный и необходимый этап в непростом процессе осознания учеными своего гражданского долга перед человечеством.

А. Эйнштейн и ряд других видных ученых, в том числе Поль Ланжевен, Бертран Рассел, входили в инициативный комитет по подготовке Всемирного антивоенного конгресса, состоявшегося в Амстердаме в августе 1932 года. Значительный шаг к объединению ученых против войны, был сделан антивоенным конгрессом в Брюсселе, в 1936 году. В рамках этого конгресса представители научной общественности тринадцати стран обсудили вопрос об ответственности ученых перед лицом военной опасности Емельянов В.С. О науке и цивилизации. - М.: Мысль. - 1986. С. 166. .

В резолюции, принятой научным комитетом конгресса они осудили войну как подрывающую интернациональный характер науки и обязались направить свои усилия на предотвращение войны. Участники конгресса призывали ученых разъяснять пагубные последствия применения в целях войны научных достижений, вести антивоенную пропаганду разоблачать псевдонаучные теории, с помощью которых определенные силы пытаются оправдать войну.

Это решение, принятое в канун второй мировой войны, не имело сколько-нибудь серьезных практических последствий, прежде всего, потому, что правительства империалистического Запада думали не о том, как пресечь гитлеровскую агрессию, а о том, как направить ее на Восток. Но оно заставило многих западных ученых задуматься о социально-экономических причинах войны, о той роли, которую могут сыграть ученые в просвещении широких масс относительно причин и последствий войны, в содействии организации сопротивления силам, заинтересованным в развязывании войны.

Эти мысли подтолкнули ученых-антифашистов к действию, которое с позиций сегодняшнего дня можно оценить, как проявление стремления не допустить, чтобы атомное оружие оказалось в руках Гитлера и его союзников.

Следует вспомнить, при каких условиях оно создавалось. Основные закономерности, связанные с процессами деления ядер урана, были открыты перед началом второй мировой войны, а само деление осуществлено уже в начале войны. В этих работах участвовали выдающиеся ученые многих стран мира.

Гитлеровская Германия тоже могла создать ядерное оружие и использовать его для порабощения народов -- так думали многие ученые, особенно те, кто познал на практике что такое фашизм. Они делали все, чтобы не позволить Гитлеру использовать эту мощную силу. Отважный сын французского народа Фредерик Жолио-Кюри, исследования которого о делении ядра урана на два осколка под действием нейтрона выявили последнее звено в цепной реакции, принял все меры к тому, чтобы не допустить захвата гитлеровцами находившихся во Франции запасов урана и тяжелой воды, необходимой для создания атомного реактора.

Сведения о том, что гитлеровская Германия проводит работы с целью военного использования атомной энергии, определили направление дальнейших исследований ученых западных стран. Тревога за судьбы народов и возможность овладения ядерным оружием Германией побудили прогрессивных ученых в США, многие из которых являлись беженцами из Европы, обратиться к американскому правительству с предложением о незамедлительном создании атомной бомбы.

Такое решение было принято, а для разработки и изготовления атомной бомбы создана специальная организация под названием «Манхэттенский проект». Руководство этой организацией было поручено генералу Л. Гровсу -- представителю Пентагона.

23 апреля 1957 года известный ученый, лауреат Нобелевской премии, врач и философ А. Швейцер привлек внимание общественности в обращении, переданном Норвежским радио, к генетическим и иным последствиям продолжающихся испытаний ядерного оружия. Жолио-Кюри поддержал это обращение, подчеркнув настоятельную необходимость прекращения испытательных взрывов ядерного оружия. В предупреждении, подписанном более чем 2 тыс. американских ученых, которое было опубликовано Л. Полингом, говорилось: «Как ученые мы знаем о грозящих опасностях и несем особую ответственность за ознакомление людей с этими опасностями. Мы считаем необходимым предпринять немедленные действия для достижения международного соглашения в целях полного прекращения испытаний ядерного оружия» Емельянов В.С. О науке и цивилизации. - М.: Мысль. - 1986. С. 168. .

Это заявление встретило положительный отклик со стороны ученых многих стран. Советские ученые так же категорически заявили, что они поддерживают запрещение ядерного оружия и требуют заключения между странами соглашения о незамедлительном прекращении испытаний атомных и водородных бомб, считая, что любая ядерная война, где бы она ни возникла, обязательно превратилась бы во всеобщую войну с ужасными последствиями для человечества.

Можно было бы привести множество других примеров, свидетельствующих о бескомпромиссной борьбе прогрессивных ученых за запрещение ядерных испытаний. Благородное человечество воздает должное тем, кто самоотверженно выступает за прекращение испытаний и производства ядерного оружия, за запрещение его использования.

Современного ученого нельзя представить без высокого чувства гражданственности, без обостренной ответственности за результаты своей деятельности, без серьезной озабоченности судьбами мира и человечества. Ученый любой специальности при любых обстоятельствах должен рассматривать заботу о благе человечества как свой высший моральный долг.

2. Ответственность ученых за разработки в области генной инженерии и клонирования

Генная инженерия возникла в 1970-е гг. как раздел молекулярной биологии, связанный с целенаправленным созданием новых комбинаций генетического материала, способного размножаться (в клетке) и синтезировать конечные продукты. Решающую роль в создании новых комбинаций генетического материала играют особые ферменты (рестриктазы, ДНК-лигазы), позволяющие рассекать молекулу ДНК на фрагменты в строго определенных местах, а затем «сшивать» фрагменты ДНК в единое целое. Только после выделения таких ферментов стало практически возможным создание искусственных гибридных генетических структур -- рекомбинантных ДНК. Рекомбинантная молекула ДНК содержит искусственный гибридный ген (или набор генов) и «вектор-фрагмент» ДНК, обеспечивающий размножение рекомбинированной ДНК и синтез ее конечных продуктов -- белков. Все это уже происходит в клетке-хозяине (бактериальной клетке), куда вводится рекомбинированная ДНК Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. Проблемы и дискуссии: Политиздат, 1986.С. 144. .

Методами генной инженерии сначала были получены трансгенные микроорганизмы, несущие гены бактерии и гены онко-генного вируса обезьяны, а затем -- микроорганизмы, несущие в себе гены мушки дрозофилы, кролика, человека и т.д. Впоследствии удалось осуществить микробный (и недорогой) синтез многих биологически активных веществ, присутствующих в тканях животных и растений в весьма низких концентрациях: инсулина, интерферона человека, гормона роста человека, вакцины против гепатита, а также ферментов, гормональных препаратов, клеточных гибридов, синтезирующих антитела желаемой специфичности, и т.п.

Генная инженерия открыла перспективы конструирования новых биологических организмов -- трансгенных растений и животных с заранее запланированными свойствами. Огромное значение имеет так же изучение генома человека.

Ответственность ученых в ходе развития генной инженерии можно охарактеризовать тем, что они должны соблюдать конфиденциальность генетической информации о конкретных людях. Например, в некоторых странах приняты законы, ограничивающие распространение такой информации.

Несмотря на то, что в лабораторных условиях проведена значительная работа по конструированию трансгенных микробов с самыми разнообразными свойствами, ученые ответственны перед обществом за недопущение применения в открытой среде трансгенных микробов. Это обусловлено неясностью последствий, к которым может привести такой в принципе неконтролируемый процесс. К тому же сам мир микроорганизмов изучен крайне слабо: наука знает в лучшем случае около 10% микроорганизмов, а об остальных практически ничего не известно; недостаточно исследованы закономерности взаимодействия микробов между собой, а также микробов и других биологических организмов. Эти и другие обстоятельства обусловливают повышенное чувство ответственности ученых-микробиологов, выраженное не только к трансгенным микроорганизмам, но и вообще к трансгенным биоорганизмам Этико-правовые аспекты проекта «Геном человека»: Международные документы и аналитические материалы. М., 1998. .

Нельзя так же недооценивать важность осознания своей ответственности учеными, занимающимися клонированием.

В последнее время в средствах массовой информации распространяется много предсказаний, пожеланий, догадок и фантазий о клонировании живых организмов. Особую остроту этим дискуссиям придает обсуждение возможности клонирования человека. Вызывают интерес технологические, этические, философские, юридические, религиозные, психологические аспекты этой проблемы; последствия, которые могут возникнуть при реализации такого способа воспроизводства человека.

Конечно, ученые защищаются тем, что в XX в. было проведено немало удачных экспериментов по клонированию животных (амфибий, некоторых видов млекопитающих), но все они были выполнены с помощью переноса ядер эмбриональных (недифференцированных или частично дифференцированных) клеток. При этом считалось, что получить клон с использованием ядра соматической (полностью дифференцированной) клетки взрослого организма невозможно. Однако в 1997 г. британские ученые объявили об успешном сенсационном эксперименте: получении живого потомства (овечка Долли) после переноса ядра, взятого из соматической клетки взрослого животного (донорской клетке более 8 лет).

Но особо следует относиться к ответственности за клонирование человека. Не смотря на то, что пока отсутствуют технические возможности клонировать человека, принципиально клонирование человека выглядит вполне выполнимым проектом. И здесь возникает множество уже не только научных и технологических проблем, но и этических, юридических, философских, религиозных.

Вместе с тем ученые очень осторожно относятся к перспективам клонирования, указывают на ограниченности этого метода. В частности, отмечают, что, исходя из закономерностей молекулярной генетики, можно сформулировать ряд предположений.

Заключение

В результате исследования ответственности ученых за судьбы мира, можно сделать следующие выводы.

Значение науки в общественной жизни непрерывно возрастает. Из года в год увеличивается число людей, имеющих отношение к научной работе, сокращается промежуток времени, проходящий между научными исследованиями и практическими приложениями. Наука становится производительной силой, следовательно, растет и ответственность ученых перед обществом и человечеством.

Ученый творит в обществе, чья история, чье современное состояние оказывают на него непрерывное воздействие. И, конечно, существует обратная связь -- ученые наравне с остальными мыслящими людьми воздействуют на общество.

Служение нравственным идеалам следует из понимания ученым своей ответственности перед обществом. Ученому многое дано. Его творческая работа вырабатывает у него строгое и непредвзятое мышление, способность к точному логическому рассуждению. Общество внимательно прислушивается к словам ученого; его деятельность может иметь серьезные последствия для человечества. Ответственность ученого перед обществом требует от него гражданского мужества. Это свойственно далеко не всем. И далеко не все зависит от ученого.

История атомной бомбы общеизвестна. Эйнштейн, Ферми, Сциллард, Оппенгеймер руководствовались высокой целью борьбы с беспримерными в истории человечества преступниками -- с германским фашизмом. Однако открытие физиков попало в руки американских военных, которые сожгли Хиросиму и Нагасаки. Попытки ученых остановить это ужасное дело оказались тщетными. Физики -- не Теллер, конечно, -- пережили тяжелую нравственную травму.

Во времена Ломоносова ученый мог творить в одиночку, сейчас же ситуация изменилась. Современность выдвинула новый тип ученого-организатора и руководителя. Невероятное усложнение и увеличение масштаба научного оборудования, необходимого для решения актуальных задач физики или астрономии, делает в ряде случаев невозможной работу в одиночку или малыми коллективами. Вместо скромной лаборатории -- грандиозное научное учреждение, в деятельности которого участвуют многие сотни людей. Ими руководит крупный ученый. Он вынужден ежедневно и ежечасно преодолевать громадные трудности совмещения творческой умственной работы с решением конкретных задач общественного, организационного, экономического, финансового характера. Таланта и сосредоточенности здесь недостаточно. Руководитель должен быть и сильной личностью.

Сказанное не означает невозможности в наши дни индивидуальной работы или работы с малым числом сотрудников. Молекулярная биология, наряду с физикой микромира ставшая ведущей областью современного естествознания, в значительной мере создана именно такими индивидуальными усилиями.

Ученый, вне зависимости от того, работает он в группе или же является ярким индивидуалистом, сталкивается с этическими проблемами непрерывно.

Научная работа требует абсолютной правдивости. Очень часто результаты опыта противоречат ожиданиям, режут под корень исходную концепцию. Основной этический принцип научной работы -- честное отношение к этим результатам. Здесь нужно мужество. Тем более оно необходимо, когда уже опубликованная работа оказывается ошибочной, и ее опровергают. Честный ученый вынужден признать свою ошибку, принять научно аргументированные возражения.

Особенно это актуально, если речь идет о биоэтике. Большинство ученых сходятся в том, «что во многих случаях приобретает актуальность и вопрос о необходимости предварительного этического обоснования предпринимаемого научного исследования» Волькенштейн М.В. Наука людей: Новый мир №11, 1969. . Так, например, проблемы, возникающие с развитием генной инженерии, должны быть решены на широкой гуманистической основе, предполагающей приоритет блага человека. Вместе с тем это решение не должно закрывать новые пути познания природы, которое также, в конечном счете, служит благу человека. Таким образом, возникает одна из важнейших проблем современной философии, которая касается свободы исследования и социально-этической ответственности ученого.

Как написал в своем труде М. Волькенштейн: «Подлинное научное творчество -- нравственное занятие.… На высшем уровне служения истине ученый оказывается поборником нравственных идеалов человечества» Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. Проблемы и дискуссии: Политиздат, 1986. .

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волькенштейн М.В. Наука людей: // Новый мир №11, 1969.

2. Герцик Ю.Г. Основы этики ученого //Знание - сила, 1990, №6. С. 34-38.

3. Емельянов В.С. О науке и цивилизации. - М.: Мысль. - 1986. - 239 с.

4. Емельянов В.С. Ответственность ученых. - М.: Мысль. - 1988. - 134 с.

5. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. Проблемы и дискуссии: Политиздат, 1986.

6. Этико-правовые аспекты проекта «Геном человека»: // Международные документы и аналитические материалы. М., 1998.

Подобные документы

    Понятие и задачи генной инженерии и молекулярного клонирования. Характеристика векторов на основе плазмид, бактериофагов и космид. Биотехнологические манипуляции с кишечной палочкой, этапы ее трансформации. Применение трансформированных микроорганизмов.

    реферат , добавлен 20.12.2013

    Влияние научно-технической революции на современное естествознание, на отношение ученых к проблеме ответственности. Этика науки как глобальная проблема XXI века. Проблема ответственности ученого. Генная инженерия: этика и ответственность ученых.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2008

    Основы и техника клонирования ДНК. Этапы генной инженерии бактерий. Развитие генетической инженерии растений. Генетическая трансформация и улучшение растений с помощью агробактерий, источники генов. Безопасность генетически модифицированных растений.

    реферат , добавлен 11.11.2010

    Достижения генной инженерии. Понятие и сущность клонирования. Клонирование животных. Репродуктивное и терапевтическое клонирование. Проблемы клонирования человека: этическая (религиозная), правовая, моральная. Возможные последствия клонирования человека.

    доклад , добавлен 21.01.2008

    Сущность генной и клеточной инженерии. Основные задачи генной модификации растений, анализ вредности их употребления в пищу. Особенности гибридизации растительных и животных клеток. Механизм получения лекарственных веществ с помощью генной инженерии.

    презентация , добавлен 26.01.2014

    Определение генетически модифицированного организма, генотип которого был искусственно изменён при помощи методов генной инженерии. Этапы и методы создания ГМО. Продукция, содержащая трансгенные компоненты. Высказывания известных ученых России о ГМО.

    презентация , добавлен 20.10.2014

    Генная инженерия: история возникновения, общая характеристика, преимущества и недостатки. Знакомство с новейшими методами генной инженерии, их использование в медицине. Разработка генной инженерии в области животноводства и птицеводства. Опыты на крысах.

    курсовая работа , добавлен 11.07.2012

    Получение, обоснование, систематизация и оценка новых знаний. Структурные элементы, специфические признаки науки. Объективность, рационализм, системность, упорядоченность и проверяемость. Функции и уровни науки. Ответственность ученых перед обществом.

    презентация , добавлен 30.05.2014

    Использование генной инженерии как инструмента биотехнологии с целью управления наследственностью живых организмов. Особенности основных методов и достижений генной инженерии в медицине и сельском хозяйстве, связанные с ней опасности и перспективы.

    доклад , добавлен 10.05.2011

    Пересадка генов и частей ДНК одного вида в клетки другого организма. История генной инженерии. Отношение к генетически модифицированным организмам в мире. Новые ГМ-сорта. Что несёт человечеству генная инженерия. Какие перспективы генной инженерии.



Читайте также: