Кто такие филистимляне? Филистимляне (догреческое население Средиземноморья – «народы моря») Стали причиной «Темных веков»

Вконтакте

Филистимляне - древний народ, населявший приморскую часть Израиля (от современного Тель-Авива до Газы), начиная с XII века до н. э. Неоднократно упомянут в Ветхом Завете (начиная с Быт. 10:14), а также в ассирийских и египетских источниках.

На Ближнем Востоке только филистимляне (пеласги) и хетты владели технологией выплавки стали, ознаменовав начало Железного Века. Согласно недавним открытиям, филистимляне в XII-IX вв. также проживали в Сирии (долина Амук).

Происхождение

Филистимляне не были аборигенами Палестины. Из Втор.2:23, Иер.47:4 и Амос.9:7 можно понять, что филистимляне происходили с острова Кафтор (Крит), однако об их дальнейших переселениях точных данных нет. Вероятно, они населяли область у горы Касиос, расположенную восточнее дельты Нила.

Часть филистимлян сначала переселилась туда с Крита вместе с теми «народами моря», которые в XII в. до н. э. совершили нападение на Египет. Позднее они достигли южных границ Ханаана (Палестины), пройдя через область у горы Касиос.

Другая часть филистимлян переселилась в Ханаан непосредственно с о-ва Крит. Предания о них сохранились со времён Авраама и Исаака (Быт.21:32,34; 26; Исх.13:17; 15:14; 23:31).

Критское происхождение филистимлян подтверждается и тем, что Крит соответствует той области (или её части), которую египетские тексты обозначают как «землю Кефто».

Faucher-Gudin , Public Domain

В одном из египетских документов встречается имя Анхус, которое в Библии носит царь Гета. Кроме того, на одном из египетских рельефов времен Рамсеса III пленные воины «народов моря» изображены в украшенных перьями головных уборах, какие носили древние жители Крита.

В 1 Цар. 30:14 говорится о Керети (Крите), в то время как в ст. 16 упоминается «земля Филистимская». (Ср. Иез. 25:16; Соф. 2:5, где критяне также отождествляются с филистимлянами).


Faucher-Gudin , Public Domain

По одной из версий филистимляне отождествляются с . Часть современных учёных отождествляет филистимлян с пеласгами, согласно одной из версий являвшимися индоевропейским народом.

Филистимляне в Сирии

В XI–IX веках на равнине Амук в Сирии существовало государство, созданное «народами моря» (его керамика идентична позднемикенской, как и для филистимлян Палестины), именуемое в позднелувийских источниках wa-la/li-sa-ti-ni, а в ассирийских как Pattin. Известны имена правителей этой страны IX века - царь Тайта и его жена Купапияс.

Филистимляне в Библии

Будучи морским народом и поклоняясь морскому божеству Дагону, филистимляне не слишком интересовались колонизацией внутренних, далёких от моря земель Ханаана, куда с востока начали вторгаться кочевые семиты-израильтяне. Тем не менее, филистимляне неоднократно покоряли израильтян, живших по обоим берегам (Суд. 10:7). Известный израильский богатырь погиб (Суд. 16:25-31) в плену в филистимском городе Газа. Именно для сопротивления филистимской экспансии израильские племена консолидировались под властью царя. Однако филистимляне не только нанесли израильтянам сокрушительное поражение, но и забрали в качестве трофея священный Ковчег Завета. Тем не менее, столкнувшись с многочисленными бедствиями, которые они связывали с ковчегом (согласно библейскому тексту, (1Цар. 5:1-6:18)), филистимляне вынужденно возвратили Ковчег Завета израильтянам.
Сам царь Давид начинал свою карьеру как филистимский вассал и не без помощи филистимлян воцарился сначала в Хевроне, а затем в Иерусалиме.

После разделения Израильского царства столкновения между филистимлянами и иудеями возобновились. При Иораме филистимляне грабили Иудею и Иерусалим (2Пар. 21:16 и след.), но при Озии они терпели поражения от израильтян (2Пар. 26:6 и след.). При Ахазе Иудея страдала от набегов филистимлян на города, расположенные на равнине и на юге, причём некоторые из этих городов филистимляне избрали местом своего поселения (2Пар. 28:18). Езекия одержал победу над филистимлянами (4Цар. 18:8).

Ко времени возвращения евреев из Вавилонского плена (VI век до н. э.) азотяне (жители библейского Ашдода) продолжали сохранять свой язык (местный ханаанейский диалект) и даже ассимилировали иудеев. (Неем. 13:24)

Фотогалерея



Полезная информация

Филистимляне
ивр. פלישתים
араб. فلستينيون
англ. Philistines‎
транслит. «плиштим»
досл. «вторгающиеся»

Известные филистимляне

  • Анхус - царь Гефа, покровитель Давида.
  • Голиаф - противник Давида.
  • Далила - подруга Самсона, предавшая его позднее.
  • Тайта и Купапияс - правитель сирийских филистимлян и его жена.

Материальная культура

Филистимская керамика достаточно близка к керамике крито-микенской культуры, так что даже если филистимляне не имели непосредственного отношения к Криту, по крайней мере, имели с этой культурой тесные связи и испытали её влияние. Ранняя филистимская керамика, найденная в раскопках Ашкелона, Ашдода, Экрона и Гата, является местным вариантом позднеэлладской керамики III-го периода. Аналогичная керамика элладского типа за пределами Греции, помимо территории филистимлян, известна также в Киликии и в долине Амук.

Филистимляне первыми привнесли культуру железа в Ханаан. Археологами обнаружены изготовленные филистимлянами железные кинжалы, серпы, мечи, наконечники копий, элементы плуга и даже украшения. Столь раннее владение технологией производства железа говорит в пользу их происхождения с северной Анатолии или с Кавказа, где она впервые, скорее всего, появилась. В руинах филистимских городов найдено большое количество пивных кувшинов, снабжённых носиками с фильтром для задержания ячменной шелухи, плавающей в свежесваренном пиве. Таким образом, филистимляне оказывали предпочтение пиву, традиционному напитку греческих воинов. Филистимляне изготовляли также и вино, найденные в раскопках свиные и собачьи кости позволяют предположить, что мясо этих животных входило в обычный рацион филистимлян.

Письменностьи язык

В первые века после миграции в Палестину филистимляне, вероятно, ещё говорили на собственном языке, глоссы которого сохранились в Ветхом Завете. Язык также, вероятно, представлен крайне скудными фрагментарными надписями.

Тем не менее, уже к IX в. до н. э. филистимляне, продолжая сохранять свою этническую и культурную идентичность, перешли в основном на местный ханаанейский (западносемитский) диалект, выработав собственный филистимский семитский язык, известный также как экронский язык, на котором выполнен ряд надписей.

Переход филистимлян около III в. до н. э. на язык примерно совпадает с прекращением их упоминания как отдельного народа.

Религия

Среди божеств филистимлян самое важное место занимал Дагон - храмы, посвященные этому богу находились в Газе и Азоте; и Баал-Зебуб (Вельзевул), почитавшийся в Екроне и богиня Астарта (Аштарт).

Согласно Ветхому Завету, за враждебность к народу Израиля филистимлян вновь и вновь постигали предсказанные пророками наказания (см. Ис.11:14; Иер.25:20; 47; Иез.25:15-17; Амос.1:6-8; Соф.2:4-7). Однако в Библии содержится также предсказание и о том, что в конечном итоге филистимляне познают истинного Бога (Зах.9:5-7).

древний народ, населявший с 12 в. до н.э. юго-восточное побережье Средиземного моря, из числа так называемых народов моря. Войны филистимлян с иудеями нашли отражение в Ветхом Завете Библии. В 8 в. до н.э. покорены Ассирией. От филистимлян происходит название Палестина.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ФИЛИСТИМЛЯНЕ

от др.-евр. пелиштим) - народ, поселившийся в 12 в. до н. э. в юго-зап. части Ханаана на вост. побережье Средиземного м. Место поселения Ф. названо в Библии Пелешет, от имени к-рого вся страна Ханаан получила назв. Палестина (греч. Palaistinn). Согласно библ. источникам, Ф. - выходцы из Кафтора (Крита). На егип. изображениях из Мединет-Абу колесницы, корабли и одежда Ф. близки к эгейскому типу. Керамика Ф. 12-11 вв. до н. э. воспроизводит тип микенской керамики 13 в. до н. э. О первоначальном языке Ф. пока достоверных сведений нет. Найденные в 1969 при раскопках Ашдода надписи на печатях с письмом Ф. еще не дешифрованы. Ф. входили в состав т. н. "народов моря", к-рые вторглись в М. Азию и сев. Сирию, разрушили Хеттское царство и Угарит (ок. 1200 до н. э.) и участвовали в нападениях на Египет. Отброшенные Египтом, Ф. вторглись в юж. часть вост. побережья Средиземного м., захватили ряд укрепленных городов и создали союз пяти городов-государств (греч. Пентаполис), в к-рый входили: Газа, Ашдод, Аскалон, Гат и Экрон (последний, по-видимому, был основан Ф.). Каждым городом управлял свой серен, во главе федерации стоял царь г. Гат. Вскоре Ф. восприняли ханаанейский язык и религию. Они принесли в этот р-н культуру железа и стали монополистами в производстве жел. колесниц и оружия. Воен. превосходство Ф. позволило им вторгаться в глубь Ханаана, вплоть до Бет-Шеана (в долине Иордана), и установить там свою гегемонию. Войны иудеев с Ф. (продолжавшиеся вплоть до 7 в. до н. э.) нашли отражение в ист. частях Библии и эпич. сказаниях о борьбе легендарных героев (израильтян Самегара (Шамгар), Самсона (Шимшон), а также филистимлянина Голиафа, с к-рым, по преданию, сражался царь Давид). Решительное поражение Ф. было нанесено в правление Давида (нач. 10 в. до н. э.). В 8 в. до н. э. Ф. были покорены ассир. царем Тиглатпаласаром III, в кон. 7 в. до н. э. - вавилон. царем Навуходоносором II, в кон. 6 в. до н. э. - персами. При Ахеменидах р-н расселения Ф. - Филистея входил в состав пятой сатрапии Персии. Во 2-1 вв. до н. э. города Ф. были завоеваны хасмонейскими царями. Начавшийся со времени походов Александра Македонского и диадохов процесс эллинизации Ф. полностью завершился к нач. н. э. Лит.: Macalister R., The Philistines. Their history and civilization, L., 1914 (перепечатка, L., 1965); Heurtley W. A., The relationship between Philistine and mycenaean pottery, "The Quarterly of the department of antiquities of Palestine", 1936, v. 5, e. 90-110; В?rard J., Philistins et Pr?hell?nes, "Revue arch?ologique", 1951, t. 37, s?r. 6, s. 129-42; Dothan T., Archaeological reflections on the Philistine problem, "Antiquity and Survival", 1957, v. 2, e. 151-64; Wright G. E., Fresh evidence for the Philistine story, "The Biblical archaeologist", 1966, v. 29, с 70-86; Mitchell T. G., Philistia, в кн.: Archaeology and Old Testament study, ed. by D. Winton Thomas, Oxf., 1969, с 404-427. И. Д. Амусин. Ленинград.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Филистимлянами называют народ, в древности занимавший узкую прибрежную полосу на западе современного Израиля (от Яффо до Газы). Именно этот народ дал имя Палестине.

Название «филистимляне» происходит от древнееврейского слова «плиштим» - те, кто вторгается. В XIII веке, когда еврейские племена обрушились на Ханаан с востока, на египетском побережье Средиземного моря появились другие пришельцы - «народы моря». В 1219 году до н. э. войска союза «народов моря» потерпели поражение от фараона Мернептаха, а в 1173 году - от Рамзеса III. Филистимляне названы в числе «народов моря».

Кто такие филистимляне, откуда они пришли? Специалисты по древней истории склоняются к версии, что филистимляне до переселения на Ближний Восток были жителями острова Крит; о критском происхождении филистимлян свидетельствует как Тора, так и древнеегипетские источники. Родство крито-микенской культуры и культуры филистимской доказывается сходством керамических изделий. Печати, обнаруженные на территории древнего Азота (Ашдода), имеют надписи, сделанные линейным письмом, похожим на крито-микенское письмо бронзового века.

После неудачной попытки в составе «народов моря» захватить дельту Нила филистимляне отступили по побережью на северо-восток и осели в Ханаане, захватив города Ашдод, Ашкелон, Газу и Гат. Эти города, а также построенный филистимлянами Экрон, составили Пятиградие (Пентаполис) - коалицию филистимских городов-государств. Городами управляли серены - независимые князья, объединявшие для военных действий. Главным городом Пятиградья на раннем этапе являлась Газа, затем таковым стал Ашдод.

Филистимляне поклонялись Дагону (храм в Газе), Бааль-Зебубу (Вельзевулу) и Астарте. Евреи, враждовавшие с филистимлянами, наделили вражеского бога Вельзевула демоническими чертами, отождествив его с Сатаной.

Филистимляне находились на высокой стадии технологического развития, умели обрабатывать железо и делать из него прочное оружие. Торговля железом стала основой экономики Пятиградья, а металлические доспехи воинов, железные мечи и использование боевых колесниц - залогом превосходства филистимлян на поле боя.

В Ханаане филистимляне столкнулись с евреями. Борьба с филистимлянами стала одной из причин объединения еврейских племен в Израильское царство. Филистимляне не раз вторгались в населенные евреями земли. Великий царь Давид занял трон не без помощи филистимлян. При иудейском царе Иораме филистимляне захватили Иерусалим. Оставаясь морским народом, они так и не колонизировали удаленные от моря районы Ханаана.

Пережив вторжение ассирийцев в VIII веке до н.э., города филистимского Пятиградья утратили политическую независимость после завоевания вавилонским царем Навуходоносором II в 605 году до н. э. Население было изгнано из городов вместе с правителями, а города заселены другими народами. Когда в IV веке до н. э. территория Пентаполиса входит в состав империи Александра Македонского, филистимляне эллинизируются и навсегда исчезают как самостоятельный народ.


  • На страницах Библии нередко встречается этноним филистимляне. Известно только, что народ этот некогда владел Палестиной и при вторжении еврейских

  • поселенцев оказал им ожесточенное сопротивление. Поселившись в Палестине, евреи практически сразу попали в политическую и культурную кабалу к филистимлянам.

  • Сбросить это иго израильтянам удалось лишь при царе Давиде, прежде служившем телохранителем царя филистимлян.

Это почти всё, что сообщает о филистимлянах Библия. Однако археологические, лингвистические и палеоэтнографические разыскания последнего времени многое добавляют к скудным сведениям о давно исчезнувшем народе.

Термин филистимляне — типичная в греческом переводе Библии переделка древнееврейского пелиштим . В свою очередь, библейское пелиштим — переделка слова пеласги с характерным переосмыслением этого этнонима, приобретшего значение странники , переселенцы . Сходному переосмыслению подверглось и самоназвание пеласгов у древних афинян, называвших этот народ пеларгами (аистами ) — очевидно, по отмеченной еще иудеями склонности пеласгов к странствиям.

От видоизмененного этнонима пелиштим и получила свое нынешнее название Палестина (Земля Филистимская). Интересно, что Древняя Греция прежде, чем именоваться Элладой, обозначалась словом Пеласгия (об этом свидетельствует Геродот).

Пеласги — забытый народ. Этрускам (по мнению некоторых этнографов, ближайшей родне пеласгов) повезло больше. Историки заново открыли их немногим более двух столетий назад, и с тех пор культура и история этрусков стали обьектом постоянного внимания специалистов и широкой публики. Именно в связи с этрусками иногда упоминаются и пеласги. Однако пеласги, пожалуй, сыграли гораздо более значительную роль в мировой истории, нежели этруски. Пеласги — это Греция до греков, Палестина до евреев, Магреб — до финикийцев, Италия до этрусков, Англия до кельтов...

По сохранившимся следам языка пеласгов лингвисты сделали заключение об индоевропейском происхождении этого народа. Известно также, что были его представители “златовласы”, что из богов превыше всего чтили владыку моря (Посейдона) и иногда назывались его сынами. Образ жизни пеласги вели оседлый, обитали в городах. Большинство городов, которые ныне почитаются греческими, были основаны пеласгами (Афины, Аргос, Коринф, Иолк и т.д.).

Излюбленное название пеласгийских городов — Ларисса . В процессе расселения пеласгов это имя появилось на огромной территории: от Черного моря до Сирии, от Северной Месопотамии до Северной Италии. До нашего времени дожила только одна Ларисса — Ларисса Пеласгийская на севере Греции.

Стены своих городов пеласги слагали из гигантских, тщательно пригнанных друг к другу камней. Эти стены назывались у греков циклопическими или стенами пеласгов .

Греки, пришедшие на Балканы много позднее пеласгов, именно от последних переняли навыки мореходства. Велика была роль пеласгов и в формировании самого греческого этноса; ведь, по словам Геродота, “до своего обьединения с пеласгами эллины были немногочисленны”.

XII век до Р.Х. — особая и, может быть, одна из самых значительных строк в исторической хронике. В этот период процесс миграции этносов внезапно приобрел всемирный, хаотический и лавинообразный характер: целые народы снимаются с насиженных мест, освобождая их для инородцев, а сами уходят за тысячи километров, чтобы там или погибнуть, или уничтожить, изгнать, поработить другой этнос...

В одночасье обнищала и обезлюдела Греция, рухнули стены Трои, погибли величайшие державы Средиземноморья: Хеттская и Минойская. Египет устоял, но перенес такой удар, что навсегда выбыл из разряда великих держав и стал легкой добычей череды иноземных завоевателей. Палестина, Индия, Китай, Корея обрели новых властителей. В Италии, Магребе, Англии, Мексике поверх старого культурного слоя или прямо на пустом месте одновременно возникли развитые цивилизации, явно основанные пришельцами. Всё это произошло в очень короткий по историческим меркам промежуток времени.

Виновников вселенского переполоха XII столетия египтяне называли народами моря . Впрочем, по египетским данным, из этого пестрого конгломерата племен можно вычленить собственно пеласгов. В одних памятниках они прямо называются пеласгами (пуласати ), в других фигурируют под именами троянских пеласгов-дарданцев (дардна ), пеласгов-тевкров (таккара ) или аргосских пеласгов--данайцев (дайниуна ). Упоминание дайниуна в египетских надписях породило целую литературу, в основном сосредоточенную на вопросе: а не были ли дайниуна знаменитыми гомеровскими греками-данайцами?

Впрочем, представляется сомнительной правомочность самой постановки подобного рода вопросов, потому что данайцами, скорее, были не греки, а те же пеласги. У Еврипида мы читаем:


Отец пятидесяти дочерей Данай,
Прибывши в Аргос, основал Инаха град
И всем, пеласгов имя кто носил,
Данаев прозвище велел в Элладе взять.



Битва за Египет между египтянами и народами моря завершилась вничью. Морскую битву египтяне выиграли, но, по признанию самого Рамзеса III, запечатленному на стене храма в Мединет-Абу, врагам удалось проникнуть в дельту Нила.

Рамзес явно приуменьшил размеры успехов своих противников; пеласги не только проникли в Нильскую дельту, но и надолго овладели ею. Судя по античным источникам, под контроль народов моря попало едва ли не всё пространство Дельты от ее Канопского устья до Пелузийского. Вблизи последнего Геродот даже видел остатки судоверфей; впрочем, и само имя города Пелузия, от которого пошло название устья, ясно указывает на древних жителей — пеласгов.

Кроме того, пеласги дали современное название Египту. Сами египтяне свою страну Египтом не именовали; поначалу это название носила только захваченная пеласгами Дельта. Весьма интересно, что в зоне сражений египтян с народами моря оказалась Земля Гесем, из пределов которой, согласно Библии, состоялся исход евреев.

Фараон Мернептах (1251—1231), отождествляемый историками с современником Моисея, фараоном из Книги Исхода , в своем победном гимне в честь отражения пеласгийской агрессии мимоходом уронил фразу о попутном уничтожении им некого “Израиля”. Видимо, исход евреев из Египта был обусловлен военными акциями пеласгов, а уходили израилитяне на территорию, пеласгами же контролируемую, — в Палестину. Филистимляне пришли на землю Палестины раньше иудеев и обосновались там столь прочно, что, несмотря на все усилия евреев, последним так и не удалось изгнать своих предшественников, хотя такие планы, безусловно, имелись (Нав., 15: 45).

Появление израилитян в Палестине принято представлять как победное шествие народа, вдохновленного верой, не знающего удержу в своем стихийном стремлении обладать Землей Обетованной. В действительности поход этот больше походил на медленное и постепенное просачивание согнанного с насиженного места, бесприютного племени. С самого начала успехи иудеев в завоевании Палестины были весьма скромными, им даже не удалось взять Иерусалим, в чем с горечью признавались сами авторы древнееврейских текстов: “Иевусеев, жителей Иерусалима, не могли изгнать сыны Иудины, и потому иевусеи живут с сынами Иуды в Иерусалиме даже до сего дня” (Нав., 15: 63).

Не лучше выглядела и дальнейшая история. Пришедшие на землю Палестины иудеи почти сразу же и на долгие годы подпали под власть филистимлян (Суд., 14: 4). Попытка сбросить с себя пеласгийское иго при первом израильском царе Сауле закончилась катастрофой и гибелью царя (1 Цар., 31). Параллельно политическому закабалению шло культурное. Не только весь хозяйственный инструмент иудеев из-за отсутствия у них кузнецов изготовлялся филистимлянами, но и точить его приходилось у них же (1 Цар.,19—22).

Избавителем иудеев от филистимского ига принято называть царя Давида. Однако в действительности дело, видимо, обстояло сложнее. Давид сам подолгу жил у филистимлян, скрываясь от Саула, а однажды чуть не принял участия в их походе на своих соплеменников (1 Цар., 29: 1—3). Не изменил своих симпатий Давид и после воцарения: в его свите состояло не меньше 600 филистимлян (2 Цар., 15: 18).

Складывается впечатление, что и культурного влияния пеласгов юный царь Давид также не избежал. Он, кажется, даже знал “Илиаду”. Конечно, “Илиады” в том виде, в каком она известна сейчас, во времена Давида еще не было, однако сюжеты и отдельные песни, положенные потом в основание знаменитой поэмы, уже, безусловно, существовали. С ними-то и был знаком Давид. Убеждает в этом наиболее знаменитый эпизод биографии израильского царя — его поединок с Голиафом.

Кому не известна эта история, вдохновившая на создание шедевров многих художников Возрождения? В преддверье одной из битв между филистимлянами и иудеями из рядов послених вышел гигант по имени Голиаф и стал выкликать себе поединщика, насмехаясь над иудеями. Не нашлось в израильском стане никого, кто бы решился принять вызов. Однако тогда в ряды израильтян случайно оказался подросток Давид. Он принял вызов и, кинув в голову Голиафа камень из пращи, убил гиганта (1 Цар., 17: 1—51).

История эта известна всем, но очень немногие знают, что Голиаф гибнет в Библии не один раз, а дважды. Впервые от рук Давида, а потом еще раз — много позднее, в другой битве, в которой сам сильно постаревший Давид едва не заканчивает свои дни (2 Цар., 16—19).

В какой из битв погиб Голиаф на самом деле, читатель волен решать по своему усмотрению. Но я бы выбрал второй вариант. И дело здесь не только в том, что рассказ о второй гибели Голиафа, непритязательный, лишенный романтических красок, более правдоподобен, — но и в том, что первая версия, выставившая израильского царя в наивыгоднейшем свете, сильно отдает плагиатом.

Точно такая же история рассказывалась еще под Троей. Когда никто из данайцев не смел выйти на единоборство с Гектором, старец Нестор, стыдя и возбуждая, рассказал данайцам одну из историй своей молодости. Будто некогда сошлись на плодородных полях Пелопоннеса два войска; впереди одного из них стоял “богу подобный” богатырь Эревфалион; он выкрикивал себе поединщика, но все трепетали, и выйти не решился никто. Вызов принял тогда совсем еще юный Нестор:


Вспыхнуло сердце во мне, на свою уповаю отвагу,
Я с ним сразился, — и мне торжество даровала Афина!
С гордым сразиться, хотя между сверстниками был я и младший,
Большего всех и сильнейшего всех я убил человека!
В прахе лежал он, огромный, сюда и туда распростертый.

(Илиада, 7: 150—156).



Не правда ли, узнаваемый сюжет? Самый юный принимает вызов поединщика, перед которым все трепещут, — и побеждает. Можно даже довольно точно сказать, от кого услышал Давид эту рассказанную под Троей историю: от филистимского царя, носившего очень характерное имя — Анхуз.

Если бы древние римляне взяли на себя труд вчитаться в Библию, думаю, они очень удивились бы, обнаружив имя Анхуза на страницах иудейского Священного Писания. Ведь сходное имя — Анхиз — носил их собственный легендарный предок. Анхизом звался престарелый троянский герой, которого на плечах вынес из горящей Трои его сын Эней, родоначальник римской аристократии.

В античных источниках, кажется, нигде не говорится, что Анхиз после гибели Трои переселился в Палестину, но известно, что он вместе с сыном некоторое время жил на Крите — главной морской базе филистимлян (Вергилий в “Энеиде” только намекает на это, а Овидий в “Метаморфозах” говорит об этом прямо). Поэтому, взяв на себя смелость оспорить мнение Вергилия, будто Анхиз умер на Сицилии, можно предположить, что троянский герой под именем Анхуза окончил свои дни в Палестине. Во всяком случае, такая версия хорошо обьясняет знакомство царя Давида с историей троянско-греческого конфликта.

Давид состоял телохранителем Анхуза (1 Цар., 28: 2) и за время прохождения службы вполне мог наслушаться от словохотливого старика разных троянских побасенок, историй и преданий, которыми потом, по воцарении, украсил свою биографию

Будем справедливы, не только израилитяне, но практически все семитские этносы Ближнего Востока в большей или меньшей степени испытали на себе влияние филистимлян. Например, давно замечено, что именно после нашествия народов моря финикийцы всерьез занялись мореплаванием.

Прошло еще какое-то время — и симбиоз филистимлян и семитского населения Ближнего Востока достиг таких размеров, что античный мир просто перестал отличать одних от других.

Уже в классическую эпоху дельфийская пифия называла финикийцев “троянским народом”, а римский историк Тацит уверял, что иудеи — выходцы с Крита...

На Ближнем Востоке только филистимляне (пеласги) и хетты владели технологией выплавки стали, ознаменовав начало Железного Века. Согласно недавним открытиям, филистимляне в XII—IX вв. также проживали в Сирии (долина Амук ). впоследствии их города были завоеваны маккавеями.

Филистимляне (История)

(догреческое население Средиземноморья – «народы моря»)

Современная реконструкция Филистимлянского воина.

Филистимляне (Происхождение)

Филистимляне (древнеегипетское Pw-rs-ty (пелесет)) - древний народ, который сначала участвовал в нашествии народов моря, а позже осел в Палестине, названная его именем.

Слово «филистимляне» впервые встречается в египетских источниках как название одного из так называемых «морских народов», вторгшихся в Египет в восьмой год правления фараона Рамсеса III (около 1190 г. до н. э.). Филистимляне участвовали и в предыдущей волне вторжений «морских народов», которые, согласно египетским источникам, опустошили хеттские земли, Сирийское побережье, Кипр и угрожали Египту в период царствования Мернептаха (1212 - 1202 гг. до н. э.)

Происхождение филистимлян достоверно неизвестно. Относительно прародины этого народа существует много теорий, называют Грецию, Крит, Западную Малую Азию и многие другие, однако ни одна из них не окончательная доводка. Некоторые филистимлянские имена и сроки, зафиксированные в Библии, похоже родственные лувийских языке, распространение на западном побережье Малой Азии, однако точность этих данных сомнительна. Видимо почву для размышлений дают археологические данные из Палестины - керамика народов моря резко отличается от местной, сначала это монохромная керамика очень похожа на пизднемикенську, позже в результате синтеза с местной традицией выработался самобытный бихромичний стиль. Также существует теория, связывающая пелесет и гомеровских пеласгов. Некоторые исследователи выводят пелесет с балканского побережья, на севере Греции. Часть Эпирского берегу называлась Раlаistе, Раlаistine, а некоторое время так называли и Эпир вообще.

О происхождении филистимлян говорится и в Библии. Сначала их выводят из Египта, однако дальше в Книге пророка Иеремии (47:4) "... ибо Господь разорит Филистимлян, остаток острова Кафтора...", а в Книге пророка Амоса (9:7) ".. . Разве не вывел Израиля из земли Египетской, а филистимлян из Кафтора... ". Однако, хотя несомненно утверждается, что Кафтора это Крит, на самом деле его точное отождествление не известно, скорее всего это Крит, Кипр или какой-то участок южного побережья Малой Азии.

На стенах храма Рамсеса III филистимляне изображены в одежде эгейского типа и в украшенных перьями шлемах; аналогичные изображения позднебронзового периода были найдены на Кипре. Филистимские корабли были необычной формы, в то время как их боевые колесницы и повозки не отличались от общепринятых. С начала 12 в. и вплоть до конца 11 в. до н. э. характерная филистимская керамика, обладающая выраженным сходством с обнаруженной на Кипре микенской керамикой, господствовала в Филистии и получила широкое распространение в прилегающих областях. Эту керамику часто находят на всей территории древнего Ханаана. Другим характерным признаком филистимского присутствия служат антропоидные керамические саркофаги.

Согласно Библии, плавка металла была сосредоточена в руках филистимлян.

Исконный язык филистимлян неизвестен ; вскоре после своего прихода в Эрец-Исраэль они усвоили ханаанский диалект, на смену которому позднее пришел арамейский язык. Поскольку не сохранилось эпиграфических свидетельств на языке филистимлян, исследователи затрудняются составить определенную картину специфических особенностей филистимской культуры и цивилизации. Хотя найденные в Ашдоде и Гезере культовые объекты близки к эгейским, все известные филистимские боги носили семитские имена.

Вплоть до победы Давида над филистимлянами их городами правили сраним ("лидеры"), которые составляли совет филистимского пятиградия; во власти совета было отменить решение каждого отдельного города. Филистимляне были способны выставить большое, хорошо оснащенное войско, включавшее тяжеловооруженную пехоту, лучников и боевые колесницы.




Филистимляне (захваченные города)

В начале и середине XII века до нашей эры филистимляне осели в пяти городах на побережье: Ашдоде, Ашкелоне, Газе, Екрон и Гати. В тех городах, где проводились раскопки выяснилось, что филистимлянские поселения стоят на слое обломков, то есть фактически города заново основаны на пепелищах. Сначала наверное существовали лишь относительно небольшие укрепления, однако они быстро разрослись в крупные города. Раскопки указывают на отсутствие связи с культурой предшествующих обитателей этих краев - пришельцы принесли свою родственную микенской культуре. Местные черты попадают в филистимлянские культуру как субстрат сразу после завоевания - в результате длительного процесса синтеза с остатками прежней культуры. Уже после 1150 г. до н. э. филистимлянская керамика приобретает своеобразные, отличные от позднемикенськои и постмикенськои черты. К концу XI века до нашей эры, т.е. за 150-200 лет жизни в Палестине, филистимлянская культура теряет свой уникально-чужеземное характер, вобрав в себя местные и египетские черты. Однако своеобразные филистимлянские имена, по крайней мере в царей, сохранялись вплоть до VII века до нашей эры.

Пять первых филистимлянских городов Ашдод, Ашкелон, Газа, Екрон и Гат образовали союз, называемый Пьятиградьем или на греческий манер Пентаполисом. Каждый город возглавлял правитель, титул которого именовался Серен. Не известно были ли города-государства характерны для филистимлян еще на прародине, или они позаимствовали эту форму ханнанцив, но именно эти первые пять городов были государствами филистимлян. Однако владения каждого из них не ограничивались собственно городом - крупным городам подчинялись мелкие. Раскопки указывают на большое количество мелких филистимлянские поселений и храмов в южной Палестине. Весь союз формировался вокруг общего центра - храма бога Дагона в Газе, и поначалу именно этот город был гегемоном. С середины XI в. до н.э. лидерство в союзе принадлежало Азот, где также был построен храм Дагона.

Захватив южное побережье Ханаана, филистимляне не остановились, а с середины XII в. до н. э. продолжили свои завоевания, пытаясь покорить всю страну. Им удалось захватить ряд городов, среди которых Мегиддо, Лахиш, Бетель, Гезер, контролировать Нижнюю Галилею и долину Иордан. Захваченные города сначала разрушались, однако быстро восстанавливались и там устанавливалась власть филистимьких правителей, а порой оставались гарнизоны. Так произошло в Мегиддо, которое не только возродили, а отстроили по старому Ханаанским плану с Ханаанским архитектурой. Достоверно неизвестно становились подчинены города самостоятельными или оставались в подчинении до городов Пьятиграддя, однако второе более вероятно. Однако не все города восстанавливались, например Лахиш был полностью разрушен, и новый город возник лишь через двести лет по совершенно другим условиям. Влияние филистимлян в страну был настолько большим, что она сама стала называться их именем, хотя до этого была лишь частью Ханаана и никогда не выделялась отдельно.

В XIII-XII вв. цивилизации восточного побережья Средиземного моря подверглись нападению т. н. «народов моря». Они завоевали Хеттское царство, Кипр, разрушили Угарит, Тир, Сидон и некоторые другие ближневосточные города. Небольшая их группа - филистимляне - вторглась в Палестину. Вероятно, они прибыли сюда через остров Крит и к этому моменту являлись носителями Крито-Микенской культуры . В отличие от обитателей Ханаана, они умели обрабатывать железо, имели металлические доспехи, щиты и боевые колесницы, а также постоянную армию, и таким образом сильно превосходили хананеев в военной силе.

Наряду с Газой, Гатом (Гат - винодавильня) и Ашкелоном (по-аккадски: - Искалуна) они завоевали Ашдод и сделали его одним из городов филистимского пентаполиса. Пятый город пентаполиса - Экрон, основали, по-видимому, сами филистимляне. Эти города управлялись независимыми правителями - серенами, но при необходимости они могли вместе проводить военные кампании. Главный город пентаполиса в этот период - Газа, в которой находился храм бога Дагона.

Гат-Плиштим (`Гат филистимлян`), один из пяти филистимских городов-государств, расположенный в районе современного Кирьят-Гата (точное местоположение Гата-Плиштим не установлено). Сюда перенесен был из Азота Ковчег Завета и отсюда в Аккарон, вследствие наростов и язв, появившихся на людях охранявших Ковчег (1Цар.5:1-12). В Гефе была родина Голиафа (1Цар.17:4,23);

В XI в. до н. э. Ашдод стал доминирущим филистимским городом.Вплоть до первой половины VIII в. до н. э. Ашдод - столица Филистии.Город укрепляется и расширяется. Здесь начинают делать особую ашдодскую керамику.

Площадь города составляет в этот период примерно 80 дунамов. Возникает Нижний город. Строится крепость Тель-Мор у устья реки Лахиш (порт Тель-Мор был построен ещё до филистимского нашествия, в XVI веке до н. э.).

Вплоть до вторжения ассирийцев не прекращались военные столкновения между филистимлянами и израильтянами. Военный успех сопутствовал то одной, то другой стороне. В 770 году до н. э. иудейский царь Азария совершил набег на филистимлян. Он захватил Ашдод, разрушил его стены, и оставил в городе свой гарнизон.

В XI веке до н. э. Ашдод становится доминирущим филистимским городом, и остается столицей Филистии вплоть до первой половины VIII веке до н. э. Город укрепляется и расширяется, в нем начинают производить особую ашдодскую керамику. Возникает Нижний город, строится крепость Тель-Мор в устьереки Лахиш, недалеко от порта Тель-Мор, который был построен еще до филистимского нашествия.

В 1066 г. до н. э. в битве между израильтянами и филистимлянами при Авен-Езере в окрестностях Афекафилистимляне захватили Ковчег Завета,перенесенный из Силома в лагерь израильтян.Филистимляне перенесли Ковчег Завета в Азот (Ашдод) и внесли его в храм Дагона - филистимского божества, покровителя земледелия и рыбной ловли, изображаемого в в виде получеловека - полурыбы.

«Филистимляне же взяли ковчег Божий, и принесли его из Авен-Езера в Азот. И взяли Филистимляне ковчег Божий, и внесли его в храм Дагона, и поставили его подле Дагона. И встали Азотяне рано на другой день, и вот, Дагон лежит лицом своим к земле перед ковчегом Господним. И взяли они Дагона, и опять поставили его на свое место. И встали они поутру на следующий день, и вот, Дагон лежит ниц на земле перед ковчегом Господним; голова Дагона и две руки его лежали отсеченными, каждая особо, на пороге осталось только туловище Дагона.» (1-я Царств, гл. 5, ст. 1- 4).

«И отяготела рука Господня над Азотянами, и Он поражал их, и наказал их мучительными наростами, в Азоте и окрестностях его. И увидели это Азотяне и сказали: да не останется ковчег Бога Израилева у нас; ибо тяжка рука Его и для нас и для Дагона, бога нашего. И послали, и собрали к себе всех властителей Филистимских, и сказали: что нам делать с ковчегом Бога Израилева? и сказали: пусть ковчег Бога Израилева перейдет в Геф. И отправили ковчег Бога Израилева в Геф.» (1-я Царств, гл. 5, ст. 6-8).

Ковчег Завета пробыл в областях Филистимских семь месяцев, и не знали филистимляне, как им избавиться от Ковчега и мучительных наростов, которыми наказал их Господь израильтян. По совету жрецов и прорицателей, филистимляне поставили Ковчег Завета на колесницу, запряженную коровами, на которых не было ярма. Сбоку от Ковчега Господня они поставили ящик, положив в него золотые вещи (пять золотых мышей и пять изваяний наростов), которые принесли в жертву повинности Богу Израилеву, и отпустили Ковчег Завета в вольный путь.

Ашдод (Азот) - древний ханаанский город, захваченный филистимлянами.



Ашкелон- древний ханаанский город, захваченный филистимлянами.

Первые упоминания о городе датируются 19 в. д.н.э. по наскальной надписи в Египте, а в 12 в. д.н.э. город был покорен Рамсэсом. Жители Ашкелона не раз пробовали восставать, но их недовольство подавлялось силой, жителей уводили в плен, а город разоряли.Это стало известно по египетским "черепкам проклятия" - табличкам, на которых писалось название города, а потом на особой церемонии их разбивали. тем самым показывая, что стирают даже имя города из истории.





Реконструкция типичного Храма Филистимлян



Типичный Храм этруссков (для сравнения)


Филистимляне (Скульптура и гробницы)

В Палестине находят так называемую керамика Микены III CIB, которая очень похожа как на собственно микенской, так и на кипрскую, где по мнению ученых появилась вследствие миграции группы микенских греков. Изначально филистимляне течение первых десятилетий жизни в Ханаане изготавливали типично микенской монохромную керамику, но позже под местным и египетским влиянием они выработали новый, оригинальный стиль двуцветной, так называемой "филистимской" керамики.

Первое поселение филистимлян в Ашдоде было хорошо распланирована но укреплен. Лишь в конце XI века до нашей эры они окружают город, разросшееся с 20 до 100 акров, мощной стеной. Возможно это связано с войнами с израильтянами. Похожая ситуация наблюдается и в Экрон (Тель Микней), который был окружен стенами только в 10 веке. Филистимлянские поселения найдены на севере Шфелы - Гезер, Тель Баташ (возможна Тимна), Бейт-Шемеш, подтверждают библейские данные о попытках филистимлян вторгнуться в глубину Ханаана. Также филистимляне были господствующей группой населения в северо-западной Негеве и на юге Прибрежной равнины.

Филистимская архитектура довольно необычна для Ханаана. В Тель Микней найдено два сооружения, в центральных залах которых находились кирпичные оштукатуренные очаги. Этот тип костра не известный в Ханаанской архитектуре, но был распространен в Анатолии, Эгейских островах и на Кипре. Также чуждой Ханаанскую традиции практика сооружения дополнительного маленького храма рядом с главным святилищем, которая отмечается в Тель Микней. Однако эта традиция имеет соответствия в Егеиды и на Кипре, где подобные комплексы известны с XIII-XII веков до н.э., например, в Микенах, Филакопи и острове Мелос, Китийский на Кипре. Культовые фигурки сидящих богинь или женщин из Ашдода имеют явное микенское происхождения и свидетельствуют о влиянии микенской традиции. На двух местных печатях из Ашдода есть короткие надписи линейным письмом напоминающее пор не расшифровано кипро-минойская письмо позднебронзового периода с Кипра. Хотя известно лишь несколько знаков, но они указывают на наличие у филистимлян письменности, предположительно эгейского происхождения.

Похожая чужеродность наблюдается и в погребениях. В Азора зафиксированы следы кремации, которая является абсолютно чужой Ханаанской практике поздней бронзы. Правда, сейчас еще нельзя сказать, насколько кремация была распространена среди народов моря. Другой тип захоронений найдены в могильнике 600 у южного Тель эль-Фара в северном Негеве. Здесь использовались погребальные ямы в высеченных в скалах пещерах. Также широкое распространение получила практика захоронения у человекообразных саркофагах найденных в Тель эль-Фари, Дейр эль-Балас и Бейт Сане (Скитополиси). Крышки этих саркофагов похожи на знаменитую "Маску Агамемнона", найденную Шлиманом в Микенах, хотя в некоторых из них ощущается сильный египетский влияние, что объясняется, вероятно, длительной службой филистимлян наемниками в войсках фараонов.

Филистимлянские саркофаги – 10 в. до н.э.

Ну и самое интересное … Данные ГЕНЕТИКИ (по состоянию на 2010 год.)

Согласно всемирно известному генетику и химику Клёсову А.А. (см. Клёсов А.А., Тюняев А.А.,ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКАпо данным археологии, антропологии и ДНК-генеалогии», Издание РАН, Бостон – Москва, 2009 г.. Рецензенты: Е.Я. Виттенберг, доктор исторических наук, профессор, Российский государственный гуманитарный университет (Россия, Москва), июль 2010 года (рецензия). А.Ф. Назарова, доктор биологических наук, координатор Межведомственной группы по комплексному исследованию популяций, Институт проблем экологии и эволюции Российской академии наук имени Северцова (Россия, Москва), февраль 2010 года. Ссылка - http://www.organizmica.org/archive/611/pcpda.shtml ) :

« … Во 2-м тыс. до н.э. пеласги начали проникать в Египет, где сохранились сведения о них, как о «народах моря» [Дъяконов, 1968]: ер. peoplesea - «морские народы»; pelasgoi - пеласги; Реlороппеsоs - Пелопоннес, названный по имени пеласгов; Pulasti - егип. филистимляне; Palastu - ассир. Филистимляне; Раlеstiпе - Палестина (по имени Филистимлян)

Для полноты сведений следует упомянуть, что в западной печати появились работы, в которых филистимлян определили в гаплогруппу J2 - фактически, только на том основании, что они были активны на побережье Средиземного моря. Эти работы являются хорошим примером совершенно некритичного анализа материала. Альтернативы, что филистимляне могли относиться к другим гаплогруппам, в тех работах даже не рассматривались.

… Египтяне называли эту землю [филистимлян] Рецену (Ретену), то есть при консонатности египетского письма - гсп, rsп, (rtn) – могло получать любые огласовки, в частности, и такие - гасеп, rusen, rasna и др.

… Железный век в Палестине начался с приходом к 1200 лет до н.э. филистимлян, которые и принесли в эти местности секрет изготовления железа, а также новые погребальные обычаи, расписную керамику микенского стиля и развитую технологию строительства из камня. В период с 1200 по 900 до н.э. филистимляне господствовали на всем побережье…

… Название филистимлян - ханаан. pelistim, англ. philistine, греч. раlаistiпе, егип. Pulasti, евр. Pelistim, ассир. Palastu, греч. библ. Fulistieim; классич. Palaistinoi Suгoi (народная этимология allojuloi, «иноплеменницы»), - от которого произошло название Палеlстины = реli/Раlаi/Рulаlstiпе = Пела(сгов)lстан. Это достаточно точно можно идентифицировать с названием пеласгов - греч. Pelasgoi (Pela + 5 + goi), - от которых произошло название Пелопоннеса - Pelolponnesos = «Пела(сгова) земля у моря»…

… Мы с уверенностью можем сказать, что «филистимляне не принадлежали к семитическому племени и не были туземцами (автохтонами) в Сирии...»

С искренним уважением,

Алекс. А. Алмистов

Координатор Проекта «Русское Атлантологическое Сообщество (Ассоциация) – РАС(А) - http://paca.ucoz.ru/
Авторское Видео



Читайте также: