Структурная теория черт личности реймонда кеттела. Теории черт Автор структурной теории черт личности

10.1 Диспозициональная теория личности Г. Олпорта . Структура личности: личные диспозиции и проприум. Общие и индивидуальные черты. Кардинальные, центральные и вторичные диспозиции. Мотивационные и стилистические диспозиции. Проприум (своё). Восемь стадий формирования личности.

ДИСПОЗИЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
(Г.У.Оллпорт)

Оллпорт определяет личн. как реальную сущность каждого конкретного чел., уникального в своем своеобразии. Личностью ученый наз. то, что лежит за конкретными поступками чел. внутри него самого. "Личн. – это динамическая организация тех психофизич. систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление". Она не явл. статичной сущностью, хотя и имеет основополагающую структуру, постоянно эволюционирует.

Наряду с интеллектом и физич. конституцией темперамент – это первичный генетич. материал, из которого строится личн. Он особенно важный наследственный аспект эмоц. природы чел. (наряду с легкостью эмоц. возбуждения, преобладающим фоном настроения, колебаниями настроения, интенсивностью эмоций). Характер явл. понятием этическим и традиционно ассоциируется с неким моральным стандартом или системой ценностей , в соответствии с которыми оцениваются поступки личн. По формулировке Оллпорта, характер – это оцененная личн., а личн. – это неоцененный характер.

Наиболее важной единицей анализа того, что представляют собой люди и как они в своем поведении отличаются друг от друга, явл. личност. черта. Оллпорт определяет ее как нейропсихология, структуру, способную преобразовывать функционально эквивалентные стимулы, стимулировать и направлять эквивалентные (в значит, степени устойчивые) формы адаптивного и экспрессивного поведения. Черта – это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций . Совокупность черт обеспечивают стабильность поведения чел., его узнаваемость, предсказуемость. Разнообразные стимулы вызывают одинаковые ответные реакции, так же как и реакции в форме чувств, ощущений, интерпретаций, поступков имеют одинаковое функцией, значение. Черты личности не пребывают в дремлющем состоянии. Ситуации, в которых личн. оказывается чаще всего, – это, как правило, именно те самые, в которые она активно стремится попасть.

В поздних работах Оллпорта черты получили название диспозиций , среди которых можно выделить три типа: кардинальные, центральные и вторичные. Кардинальной диспозицией, или гл. страстью, обладают очень немногие люди. Это в высшей степени генерализованная диспозиция, настолько пронизывающая поведение, что почти все поступки чел. можно свести к ее влиянию. Среди личностей с такой диспозицией можно назвать Дон Жуана, Жанну д"Арк, Альберта Швейцера. Центральные диспозиции явл. строительными блоками индивидуальности и представляют собой такие тенденции в поведении чел., которые легко обнаруживаются окружающими и упоминаются в рекомендат. письмах (напр., пунктуальность, внимательность, ответственность ). Вторичные диспозиции-менее заметны, менее устойчивы, менее обобщенные черты, такие как предпочтения в еде и одежде, ситуационно обусловленные характеристики, особые установки .

Личн. не явл. набором разрозненных диспозиций, она предполагает единство, интеграцию всех структ. элементов индивидуальности. Существует некий принцип организации оценок, мотивов, склонностей , ощущений в единое целое, который Оллпорт предлагает наз. проприумом. Проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеч. природы, осознаваемое как наиболее важное и центральное. Речь идет о такой части субъект. опыта, как "мое", о самости . Проприум есть некая организующая и объединяющая сила, назначение которой – формирование уникальности человеческой жизни .

Оллпорт выделяет семь аспектов самости, участвующих в развитии проприума с детства до зрелости, называя их проприотическими функциями. В результате их окончательной консолидации формируется "Я" как объект субъект, познания и ощущения. Стадии развития проприума: 1) ощущение своего тела, образующее телесную самость, которая остается на протяжении всей жизни опорой для самоосознания; 2) ощущение самоидентичности, значимым моментом которой выступает осознание себя посредством речи в качестве определённого и важного лица, появление чувства целостности и непрерывности "Я", связанное с именем ребенка; 3) чувство самоуважения как чувство гордости по поводу того, что некие действия уже выполняются самостоятельно; важнейший источник повышения самооценки на протяжении всего детства; 4) расширение границ самости, возникающее по мере осознания детьми того, что им принадлежит не только их физическое тело, но и определ. значимые элементы внеш. мира, включая людей; 5) образ себя, когда ребенок начинает ориентироваться на ожидания значимых близких, представляя себе, что такое "Я хороший" и "Я плохой"; 6) рациональное управление самим собой, явл. стадией выраженного конформизма , морального и социального послушания, когда ребенок учится рационально решать жизн. проблемы, догматично полагая, что семья, ровесники и религия всегда правы; 7) проприативное стремление , явл. постановкой перспективных жизненных целей , ощущение того, что жизнь имеет смысл .

Над проприумом стоит познание самого себя, синтезирующее перечисленные онтогенетич. стадии и представляющее собой субъективную сторону "Я", осознающую "Я-объективное". На заключит, стадии проприум соотносится с уникальной способностью чел. к самопознанию и самоосознанию.

Индивид представляет собой динамичную (мотивированную) развивающуюся систему. Адекватная теория мотивации , по мнению Оллпорта, должна рассматривать перспективные цели чел., его намерения. Ключом к пониманию чел. явл. ответ на вопрос: "Что ты хочешь делать через пять лет?". По Оллпорту, личность свободна от прошлого - связи с прошлым исторические, а не функциональные.

Созревание чел. – это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Поведение зрелых субъектов , в отличие от субъектов невротичных, функционально автономно и мотивировано осознанными процессами. Зрелый чел. характеризуется такими чертами: 1) имеет широкие границы "Я"; 2) способен к теплым, сердечным социальным отношениям ; 3) демонстрирует эмоц. неозабоченность и самопринятие; 4) имеет здоровое чувство реальности; 5) обладает способностью к самопознанию и чувством юмора; 6) имеет цельную жизн. философию.

Теория Оллпорта популярна среди практикующих клинич. психологов, психоаналитиков.

10.2 Факторная теория личности Х. Айзенка . Биполярные суперфакторы (эктраверсия – интроверсия, нейротизм – стабильность, суперэго – психотизм) как три измерения личности. Концепция иерархической четырёхуровневой модели личности: специфические действия или мысли; привычные действия или мысли; черты личности; высший уровень – уровень типов или суперфакторов.

Теория Г.Ю.Айзенка . Построена по иерархическому типу и включает описание трехфакторной модели психодинамич. свойств (экстраверсия – интроверсия, нейротизм и психотизм). Эти свойства Айзенк относит к типам общего уровня иерархич. организации структуры личн. На следующем уровне находятся черты, ниже – уровень привычных реакций, реально наблюдаемое поведение .

Факторы II порядка Кэттелла соответствуют первым двум факторам Айзенка, который при исследовании личн. также использовал методы оценки, опросники, ситуационные тесты , физиол. измерения, а также учитывал роль наследственности.

Существенным вкладом Айзенка в область факторного анализа была разработка техники критериального анализа, позволившая максимально выделять конкретные критериальные группы признаков, напр. дифференцировать контингента по нейротизму. Не менее важным концептуальным положением Айзенка явл. идея о том, что наследственный фактор обусловливает различия людей по параметрам реактивности автономной нервной системы, скорости и прочности условных реакций, т, е. по генотипич. и фенотипич. показателям, как основе индивидуальных различий в проявлениях нейротизма, психотизма и экстраверсии – интроверсии. Реактивный индивид склонен при соответствующих условиях к возникновению невротич. нарушений, а индивиды, легко формирующие условные реакции, демонстрируют интровертность в поведении. Люди с недостаточной способностью к формированию условных реакций и автономной реактивности, чаще других склонны к страхам, фобиям, навязчивостям и др. невротич. симптомам. В целом невротич. поведение явл. результатом научения, в основе которого лежат реакции страха и тревоги.

Считая, что несовершенство психиатрии, диагнозов связано с недостаточной личност. психодиагностикой, Айзенк разработал для этой цели опросники и соответственно скорректировал методы лечения в психоневрологии.

10.3 Факторная теория черт Р. Кеттела . Основные и поверхностные черты. Темпераментные черты. Нормальные черты. Аномальные черты. Черты второго порядка. Динамические черты. Эрги. Семы – социально сформированные проводящие структуры эргов. Генетическая основа черт. L-данные, Q-данные, T-данные.

Теория Р.Б. Кэттелла исходит из "теории черт" и построения на их основе личност. профиля. Мотивационным конструктом пространства личност. сферы явл. динамич. черты, структура которых формирует сущность личн. (черта описывается как "ментальная структура", отвечающая за наблюдаемое поведение , его регулярность и согласованность).

Личн. – это совокупность черт, позволяющая предсказать действия чел. в данной ситуации . Связана как со внеш., так и с внутр. поведением индивида . Целью психол. исследований личн. явл. установление законов, по которым люди ведут себя в типичных социальных ситуациях.

В структуре личн. Кэттелл различал поверхностные и исходные черты. Поверхностные черты – это кластеры открытых, внешне переменных, сопутствующих друг другу в ряде поведенч. актов. Исходные черты лежат в основе поверхностных поведенч. черт, более стабильны, важны, дают глубокую оценку поведения и определяются только методом факторного анализа. Любая изолированная черта явл. совокупным продуктом факторов среды и наследственности, но с преобладанием одной из сторон ("черты, формируемые средой" и "конституциональные черты").

По функциональному признаку Кэттелл разделяет черты на динамич., обеспечивающие активность в достижении цели, черты-способности , обусловливающие эффективность достижения цели; темпераментальные, связанные с конституциональным фактором, проявляющимся в скорости, энергичности, эмоц. реактивности. Более изменчивые структуры личн. Кэттелл относил к состояниям и ролям .

Кэттелл обосновал систему (источники) получения данных о личн. На основании описания личн. в терминах темперамента , способностей и др. черт он предложил "спецификационное уравнение" для интегральной оценки личн. Прогнозирование поведения личн. в прикладном плане достигается совмещением "профиля черт" и профиля индексов психол. ситуации.

В процессе развития личности происходит изменение ее структуры.

10.4 «Большая пятёрка факторов» как способ описания личности : открытость по отношению к опыту (О), добросовестность (С), экстраверсия / интроверсия (Е), дружелюбие (А), эмоциональная стабильность (N) (OCEAN).

ПЯТИФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ

В факторных теориях личность рассматривается как состоящая из стабильных внутренних факторов, обусловливающих индивидуальные различия . В этой теоретической рамке работали Оллпорт, Айзенк, Кэттелл , Р. Норман, Л. Голдберг.

Создание П. м. л., как и работы упомянутых авторов, базировались на лексическом подходе: выделении критериев для описания личн. из анализа естеств. языка и последующей науч. таксономизации. Типичная процедура исследования в рамках данной модели выглядит так. Подготовленные эксперты выделяют в словаре прилагательные, которые описывают индивидуальные различия в поведении . Затем выбираются понятия по критерию релевантности, употребимости, естественности и классифицируются по категориям личностных качеств. Структура черт подвергается тщательному анализу. Для получения окончательной таксономической структуры проводится факторный и кластерный анализ данных исследований, построенных как процедура оценивания и самооценки.

В результате проведенной работы выделились пять факторов, обнаруживших устойчивость на разных выборках, в т. ч. и в разных социокультурных условиях. Предложенная на основе исследований П. Коста и Р. Мак-Кра структура личности в 1961 г. получила название Big Five (Большая пятерка). Она состоит из следующих измерений (в скобках приводятся прилагательные, получившие наибольшие нагрузки по факторам):

1. Экстраверсия-интроверсия (общительный, ассертивный, энергичный, активный).

2. Уживчивость (добродушный, сотрудничающий, доверяющий).

3. Конформность (добросовестный, ответственный, дисциплинированный).

4. Эмоциональная стабильность (спокойный, не невротичный, не подавленный).

5. Открытость (интеллектуальный, независимо мыслящий). На основе П. м. л. разработан личностный опросник NEO PI-R. В настоящее время наиболее дискутируемыми вопросами является воспроизводимость полученных измерений, выяснение причин их универсальности, количество факторов и их содержание, необходимость выделения категорий среднего уровня. Проблема состоит в том, что полученные факторы могут отражать не структуру личн., а быть результатом метода. На это указывает сходство факторов с измерениями семантического дифференциала.

В качестве критического замечания следует отметить, что в теории не уделяется достаточного внимания проблеме развития (за исключением обсуждения отдельных лонгитюдных исследований и сравнения данных, полученных на разновозрастных выборках). По содержанию П. м. л. – структура индивидуальных различий, а не структура личности, которая позволяет понять и предсказать динамику развития, причины нарушений и т. п. Предметом изучения является наблюдаемое поведение, а не его причины и факторы. За пределами внимания оказались мотивационная система, эмоции, структура интеллектуальных качеств личности.

В отличие от перечисленных выше теорий личности, заключающих в себе как определенные допущения о природе человека и принципах его функционирования, так и четкие представления о ядерных и периферических структурах личности, факторные модели основаны на статистическом подходе. Суть данного подхода заключается в том, что на первом этапе производятся наблюдения над многими людьми. Потом данные наблюдений выражаются количественно. Например, рост кодируется в сантиметрах, вес – в килограммах, способности – баллами, набранными по соответствующим тестам, и т.д. Затем вычисляется коэффициент корреляции между переменными. Высокий коэффициент корреляции показывает, что переменные проявляются совместно, низкий коэффициент свидетельствует о том, что присутствие одной переменной исключает проявление другой, нулевой коэффициент означает, что зависимости не выявлено. Например, может оказаться, что длина ступни положительно коррелирует с ростом человека и отрицательно – с принадлежностью к женскому полу. Это означает, что человек, который носит большой размер обуви, скорее всего, будет мужчиной высокого роста. Связанные между собой переменные объединяются в факторы. Таким образом, факторный анализ позволяет свести большое количество переменных к меньшему числу более фундаментальных величин (рассчитывается также и вклад каждой переменной в тот или иной фактор). Например, мы обнаружили высокую позитивную корреляцию между оценками по русскому языку, литературе, беглостью речи и скоростью запоминания иностранных слов. Образовавшийся фактор можно назвать фактором В (вербальных способностей). Аналогично с помощью факторного анализа некоторые авторы пытались выделить основные свойства личности, к которым можно редуцировать все многообразие проявлений человека.

Модель личности по Р. Б. Кэттелу

Лучший способ охватить личность в целом, считал Рэймонд Бернард Кэттел (1905–1998), – это изучить лексический состав языка. Он предположил, что каждое слово, обозначающее то или иное свойство человека, потенциально представляет собой черту личности. Оказалось, что в английском языке с описанием личности связано 18 тыс. слов. Исключив синонимы, редко употребляемые и устаревшие слова, ученый составил список из 171 слова. Черту личности Кэттел определяет, как "то, что позволяет предсказать действия человека в определенной ситуации". Важно заметить, что начинал Кэттел свою работу, не имея никакой определенной "модели" личности, т.е. он не делал предположений относительно сути личности (ядра) и движущих сил ее развития. На деле он использовал обратную стратегию: описывая периферию личности, он надеялся совершить восхождение к ядру. В связи с этим ученый провел разделение на поверхностные (те, что можно наблюдать) и основные (глубинные) черты личности. Факторизуя поверхностные черты, он надеялся обнаружить основные. Логика Кэттела была такова: если несколько поверхностных черт проявляются в виде группы, значит, существует какая-то общая черта, которая стоит за ними. Для своих разработок ученый использовал три типа данных:

  • 1) данные, полученные наблюдением над людьми в естественных условиях (L-данные). Примером L-данных служит информация о том, сколько мест работы сменил человек или отзывы о нем коллег по службе;
  • 2) данные, полученные с помощью опросников (Q-данные). Например, ответ на вопрос "Часто ли вас посещают мрачные мысли?" – это типичные Q-данные;
  • 3) данные, полученные посредством объективных тестов (например, количество решенных задач). Эта информация составляет корпус Т-данных.

В результате факторного анализа Кэттел выделил 35 первичных черт, из которых 23 являются характеристиками нормальных людей, а 12 относятся к патологическим отклонениям. Исключив из 23 нормальных первичных черт семь (их так и называют "семь недостающих факторов"), Кэттел создал один из самых популярных до настоящего времени инструментов измерения свойств личности, получивший название 16-факторного личностного опросника Кэттела (16 PF). Первичные черты, измеряемые опросником 16 PF, представлены в табл. 10.4.

Таблица 10.4

Нормальные первичные основные черты личности, измеряемые опросником 16 PF

Отрицательный полюс

Положительный полюс

Сизотомия

Скрытный, держится обособленно, не интересуется делами других

Аффектотимия Добросердечный, открытый, беспечный, принимает участие в заботах других людей

Низкий интеллект

Высокий интеллект

Слабое "Я"

Эмоциональный, легко расстраивается, изменчивое поведение

Сильное"Я"

Эмоционально стабильный, реалистичный, спокойный

Конформность

Послушный, робкий, позволяет другим руководить собой, покорен обстоятельствам, легко приспосабливается

Доминантность Настойчивый, агрессивный, упрямый, склонный к соперничеству

Здравомыслящий, молчаливый, серьезный

Энтузиаст, невнимательный, беззаботный

Слабость "Сверх-Я" Пренебрегает правилами и моральными стандартами общества, потворствует своим желаниям

Сила "Сверх-Я"

Совестливый, упорный, высокоморальны й

Застенчивый, робкий, сдержанный, чувствительный к угрозам

Искатель приключений, нечуткий, смелый в общении с людьми

Реалист, не поддается иллюзиям

Мечтательный, чувствительный, зависимый, осторожный

Доверчивый, принимает мир таким, каков он есть

Подозрительный, ревнивый, догматичный

практичный

Мечтательный, рассеянный

Natural Forthrightness Прямой, открытый, простые вкусы

Проницательный, изысканный, вежливый, умеет вести себя в обществе

Гипертимия

Самоуверенный, безмятежный, довольный собой

Гипотимия

Боязливый, неуверенный, озабоченный, склонный обвинять себя

Ригидность

Не любит перемен, уважает традиции

Гибкость

Любит экспериментировать, мыслит свободно, ничего не принимает на веру

Зависимый от группы

Самодостаточный

Импульсивность Низкий самоконтроль, руководствуется своими сиюминутными желаниями

Самоконтроль Контролирует свое поведение,

обладает силой воли, дисциплинированный

Расслабленность Спокойный, не напряжен

Фрустрированность Напряжен, раздражительный, не удовлетворен

* Кэттел придумал оригинальные (непереводимые) названия полученным факторам, так как хотел, чтобы они рассматривались вне связи с привычным значением слон.

Поскольку опросник предназначен для быстрой диагностики черт личности, в него включены Q-данные, прошедшие проверку на устойчивость с помощью данных других типов.

Иерархическая модель личности Г. Айзенка. Воспользовавшись факторным анализом, Ганс Юрген Айзенк (1916–1997) создал свою четырехуровневую иерархическую модель личности. Ученый предположил, что нижний уровень – это уровень специфических действий или мыслей, он может быть достаточно случаен и не свидетельствует о свойствах личности. Второй уровень – это уровень привычных действий или мыслей, он более диагностичен относительно личности в целом. Третий уровень – это черты личности. Айзенк определяет черту как "важное, относительно постоянное личное свойство". Черта представляет собой пучок взаимосвязанных привычных реакций. Данный уровень примерно совпадает с 35 первичными чертами в концепции Кэттела. Четвертый, высший уровень, – это уровень типов. Тип формируется из нескольких связанных между собой черт. По сути, типы в концепции Айзенка – это результаты факторизации первичных черт.

Все три фактора, выделенных Айзенком, являются ортогональными (т.е. результаты замеров практически не коррелируют между собой). Это значит, что каждый из типов отражает независимую характеристику личности или одно из ее измерений. Взятые вместе, они образуют трехмерное пространство. Каждый человек может быть охарактеризован точкой в данном трехмерном пространстве, координатными осями которого являются факторы экстраверсии – интроверсии, нейротизма – стабильности и психотизма – "Сверх-Я" (рис. 10.4).

Рис. 10.4.

Фактор Экстраверсия/Интроверсия (Е) на положительном полюсе включает в себя общительность, живость, импульсивность, оптимизм, активность, доминантность, уверенность в себе, беззаботность, смелость на положительном полюсе. Негативный полюс данного фактора включает замкнутость, пессимизм, пассивность, неуверенность в себе, задумчивость, хороший контроль над поведением. Айзенк считая, что главная причина различия между экстравертами и интровертами – разный уровень возбудимости ретикулярной формации головного мозга (подробнее об индивидуальных различиях в функционировании нервной системы см. разд. 10.6.2). Поскольку у экстравертов этот уровень ниже, они менее чувствительны к сенсорной стимуляции. Экстраверты ищут острых впечатлений, чтобы повысить возбуждение, а интроверты, наоборот, стараются избегать ситуаций, которые могут вызывать слишком сильное возбуждение. Можно предсказать, что экстраверты будут получать удовольствие от таких занятий, как быстрая езда на автомобиле, прыжки с парашютом, путешествия, употребление стимулирующих веществ. Интроверты же предпочтут спокойные занятия, такие как чтение, прогулки и т.д.

Фактор Нейротизм/Стабильность (N) на позитивном полюсе включает в себя высокую тревожность, подавленность, низкую самооценку, склонность к сильным реакциям на стресс, частые боли психогенного характера. На отрицательном полюсе данного фактора находится низкая тревожность, высокая самооценка, устойчивость к стрессу.

Фактор Психотизм/"Сверх-Я" (Р) включает в себя на положительном полюсе эгоцентризм, эмоциональную холодность, агрессивность, враждебность к окружающим, подозрительность и часто склонность к асоциальному поведению. Отрицательный полюс данного фактора описывает склонность к сотрудничеству с другими людьми, просоциальные моральные нормы, стремление заботиться.

Поскольку факторы Айзенка независимы, личность в целом можно описать, только учитывая вклад всех трех факторов. Так, личность человека, схематически представленного на рис. 10.2, характеризуется высокими уровнями экстраверсии, эмоциональной стабильности и сильным "Сверх-Я". Другими словами, это активный, общительный человек, не склонный тревожиться по пустякам, с высокой самооценкой и твердыми моральными принципами.

В отличие от Кеттела Айзенк рассуждал не только индуктивно (обобщая эмпирические наблюдения), но и дедуктивно (конкретные наблюдения направлялись теоретическими построениями). Он установил четыре критерия, необходимых для того, чтобы фактор был принят:

  • 1) психометрическое подтверждение существования фактора;
  • 2) фактор должен наследоваться;
  • 3) фактор должен иметь смысл с точки зрения теории;
  • 4) фактор должен быть социально уместен, т.е. иметь отношение к социальным явлениям, например достижениям на профессиональном поприще, стабильностью брака и т.д.

Как видно из второго критерия, Айзенк делал особый акцент на биологических предпосылках личности, считая, что три выделенных им типа являются генетически обусловленными и прижизненный опыт не оказывает на них большого влияния. Можно считать, что типы Айзенка – это формальные характеристики функционирования личности, поэтому они описывают, скорее, не собственно ядро или периферию личности, а ее индивидные безличные предпосылки. В связи с этим теорию личности Айзенка часто относят к концепциям темперамента (см. ниже).

Таким образом, описания личности как совокупности отдельных (иногда коррелирующих между собой) черт отражают генерализованные, относительно устойчивые, инструментальные способы реагирования на разные классы ситуаций.

В отличие от идеографического изучения черт по Олпорту, существенно иное направление в психологии черт открывается благодаря статистическому методу, известному как факторный анализ. Теоретики, использующие факторный анализ, полагают, что основополагающие аспекты личности являются общими для всех. Основные элементы, из которых формируется структура личности, универсальны. Сторонники применения факторного анализа для изучения черт считают также, что люди обладают стойкой предрасположенностью реагировать определенным образом и что основные элементы личности имеют строго упорядоченную иерархическую структуру. Ключевая особенность данного подхода к изучению личности состоит в количественном измерении черт личности. Лидером развития факторных теорий является Раймонд Кеттел.

Целью исследований Кетелла было раскрыть основные черты личности с помощью точных эмпирических методов исследования. С этой целью он использовал метод факторного анализа.

В своей теории он стремится объяснить взаимодействия между: личностью как системой, с одной стороны, и социокультурной средой, с другой стороны.

Он считает, что теория личности должна учитывать:

  1. многочисленные черты личности, составляющие индивидуальность;
  2. степень обусловленности черт личности наследственностью и влиянием среды;
  3. взаимодействие факторов наследственности и среды между собой.

По Кеттелу личность - это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Формула Кетелла для предсказания поведения

R= f (S, P) - уравнение спецификации

Суть её: то, что человек делает, думает или выражает словами (R) или поведение, есть функция (f), от стимулирующей в данный момент ситуации (S) и от структуры личности (P) или совокупности черт.

Чтобы точно предсказать поведение человека нужно рассматривать черты личности (1) + другие переменные (настроение в данный момент и другие социальные роли, требуемые ситуацией) (2).

Черта - то, что определяет действия человека при столкновении с определенной ситуацией.

Черты личности представляют собой гипотетические психологические конструкты. Они обнаруживаются в поведении и обусловливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и различное время. Т.о. черты личности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики.
Структурные принципы: категории черт личности

В результате проведения многократных процедур факторного анализа при исследовании тысячи субъектов и полученного обширного эмпирического материала, Кеттэлл предложил классификацию черт (факторов) личности. Кеттел классифицировал все личностные черты.

В основу их классификации он положил следующие принципы или критерии:
1. поверхностные черты - исходные черты
Исходные черты - это основополагающие черты личности. Они образуют те блоки, из которых встраивается структура личности. Это объединенные величины или факторы (черты), определяющие постоянство, которое мы наблюдаем в поведении человека. Исходные черты более важные, это некоторый фундамент.

Кеттел пришел к выводу, что структура личности образована шестнадцатью исходными чертами или факторами.

Поверхностные - совокупность поведенческих характеристик, которые проявляются как черта, в том случае, когда они неразрывно связаны. Поверхностные черты - продукт взаимодействия исходных черт, они менее стабильны чем исходные. Например, наблюдаемые проявления поведения неспособности сосредоточиться, нерешительности и беспокойства могут быть тесно связаны друг с другом, и составлять поверхностную черту - невротизм. Т.е. такая черта как невротизм подтверждается набором взаимосвязанных элементов, а не одним из элементов.

2. конституциональные черты - черты, сформированные окружающей средой .

Исходные черты он делит на:

  1. Конституциональные - развиваются из биологических и физиологических данных индивидуума. Например, выздоровление от пристрастия к алкоголю - может быть причиной раздражительности, подавленности. Это поведение является следствием тех физиологических изменений в организме и отражает исходные конституциональные черты.
  2. Черты, сформированные средой - обусловлены влиянием социального и физического окружения. Например, человек выросший в мегаполисе, ведет себе иначе, чем в провинциальном городке.
  3. Способность, темперамент и динамические черты.

Исходные черты можно также классифицировать с точки зрения того, посредством чего они выражаются.

Черты личности, которые отражают способности человека - определяют умения человека и его эффективность в достижении цели (интеллект, музыкальные способности, зрительно-моторная координация).

Черты темперамента относятся к эмоциональным и стилистическим качествам поведения. Кто-то решает задачу быстро, кто-то медленно, реагирует на стресс спокойно-истерично.

Самым важным вкладом Кетелла в теорию личности является его систематическое описание личности. Он считал, что для того чтобы составить представление о личности человека нужно получить систематическое описание его личностных черт. Т.е. необходимо получить картину индивидуальных различий индивида и только после этого возможно исследование личностные мотивы поведения человека. Он полагал, что любому исследователю необходимо выявить черты личности. Для этой цели Кеттэл разработал личностный опросник шестнадцати личностных факторов (опросник «Шестнадцать личностных факторов») и в качестве основного метода исследования личности использовал факторный анализ. Целью диагностики являлось выявление исходных личностных черт по данным самооценки. Кеттел разработал также статистическое руководство - многосторонний абстрактный вариантный анализ для оценки относительной доли участия наследственности и среды в формировании данной черты. Он полагал, что личность на треть определяется генетикой, на две трети - средой.

Структура личности по Кеттелу состоит из шестнадцати факторов или исходных черт личности. Каждый фактор обозначен буквой, указывающей порядок, в котором он проявился в ходе факторного анализа .

Фактор А - отзывчивость-отчужденность
Фактор В - интеллект
С - эмоциональная устойчивость-неустойчивость
Е - доминантность-подчиненность
F - рассудительность беспечность
G - сознательность-безответственность
H - смелость-робость
I - жесткость-мягкость
L - доверчивость подозрительность
M - мечтательность практичность
N - дипломатичность-прямолинейность
О - склонность к опасениям-спокойствие
Q1 - радикализм-консерватизм
Q2 - самодостаточность-комформизм
Q3 - недисциплинируемость- контролируемость
Q4 - расслабленность-напряженоость

Касаясь вопроса о степени влияния черт личности на поведение, Кеттел высказал мнение, что одна черта сильнее другой в том случае. Если она имеет высокие нагрузки в большом количестве образцов поведения (то есть общего набора черт, которые могут быть использованы для описания личности). Поэтому фактор А (отзывчивость-отчужденность) является самой сильной чертой, поскольку он оказывает большее влияние на поведение людей в различных ситуациях, чем любая другая черта. Не столь многочисленны ситуации, в которых принимает участие фактор В (интеллект); и ещё меньше таких, в которых существенную роль играет фактор С (эмоциональная устойчивость. И так далее по всему списку.

Итак, мы уже указали, что личность по Кеттелу - это то, что позволяет предсказать, что сделает человек в данной ситуации . Он рассматривает личность как сложную и дифференцированную структуру черт. Мотивация поведения человека зависит от динамических черт. Исследование личности необходимо проводить на базе исследования его черт. Черты личности образует реальное единство, понимаемое нами как личность.

Последнее обновление: 13/03/2015

Ещё один подход к определению личности - диспозиционные теории.

Если бы кто-нибудь попросил Вас описать личность Вашего близкого друга, как бы Вы это сделали? Сразу приходят на ум описания вроде «общительный», «добрый» и «уравновешенный», не так ли? Всё это - черты характера. А что именно означает термин «черта»? Черту характера можно считать относительно устойчивой характеристикой, из-за которой люди ведут себя определенным образом. Такой подход к характеристике личности является одним из основных теоретических направлений в изучении личности. Теория личностных черт позволяет предположить, что личность каждого отдельного человека состоит из индивидуальных диспозиций.
В отличие от других теорий личности - таких, как, например, психоаналитические или гуманистические - диспозиционный подход к изучению личности ориентирован на различия между людьми. Сочетание и взаимодействие различных черт в каждом человеке образует уникальную во всех отношениях личность. Теории черт нацелены на выявление и возможное измерение этих индивидуальных особенностей личности.

Диспозициональная теория Гордона Олпорта

В 1936 году психолог Гордон Олпорт обнаружил в одном из словарей английского языка более 4000 слов, используемых для описания различных черт личности. В своей классификации он разделил эти черты на три группы (диспозиции):

  • Кардинальные черты характера - черты, которые доминируют в течение всей жизни индивида; часто до такой степени, что человек становится узнаваемым именно благодаря этим чертам. Люди с ярко выраженными особенностями зачастую становятся настолько известными, что их имена становятся синонимом этих качеств - отсюда в языке появляются такие понятия, как «нарцисс», «альфонс», «донжуан» и т.д. Олпорт предположил, что кардинальные черты всё-таки редки и, как правило, проявляются в более позднем возрасте.
  • Центральные черты характера. Это общие черты, которые формируют основные устои личности. Они, хотя и не столь ярко выражены, как кардинальные, являются основными характеристиками, которые мы можем использовать для описания другого человека. «Умный», «честный», «застенчивый» или «беспокойный» - как раз примеры центральных черт.
  • Вторичные черты. Они чаще всего связаны с отношением или предпочтениями, проявляются обычно лишь в определенных ситуациях или при определенных обстоятельствах. В качестве примера можно привести можно привести беспокойство, которое возникает у человека при необходимости говорить перед большой аудиторией, либо нетерпение, которое проявляется во время ожидания в очереди.

Шестнадцатифакторная модель личности Рэймонда Кэттелла

Один из видных психологов этого направления, Рэймонд Кэттелл, сократил количество основных личностных черт с более чем 4000 (в первоначальном списке Олпорта) до 171 - в основном, за счет исключения из составленного его предшественником списка нетипичных черт, а также объединения наиболее общих характеристик. Далее, Кэттелл провёл эксперимент - он попросил испытуемых оценить знакомых им людей при помощи этих признаков. Затем, используя статистический метод, известный как факторный анализ, он, в конечном итоге, сократил список всего до 16 главных качеств. По мнению Кэттелла, эти 16 черт являются источником всего разнообразия личностей. Он также разработал один из наиболее широко используемых способов оценки личности человека −16-факторный личностный опросник (16PF).

Три личностных измерения Ганса Айзенка

Есть что сказать? Оставть комментарий!.

Рэймонд Бернард Кеттел (Raymond Bernard Cattell) - британо-американский доктор психологии, автор 35 книг и свыше 400 статей, посвященных психологии человека.

Теория черт является уникальной теорией личности, так как позволяет анализировать объективные поведенческие характеристики при помощи сложного статистического анализа. В своей теории Кеттел описывает черты личности, выявленные с помощью факторного анализа .

Данные для анализа были взяты из трех источников:

  • L- данные – результаты наблюдения поведения в конкретных жизненных ситуациях, также оценки поведения человека хорошо знающими его людьми;
  • Q- данные – данные самооценки, полученные при заполнении анкет;
  • ОТ- данные – данные, полученные во время наблюдения за человеком в специально смоделированной тестовой ситуации.
Личность это то, что позволяет предсказать нам поведение человека в определенной ситуации. Кеттел считал, что ядро личности составляют определенные черты, и главные отличия людей заключены в комбинациях основных черт. Черта личности это относительно постоянная тенденция реагировать в разное время и в разных ситуациях определенным образом. Это своеобразные психические структуры, обнаруживаемые только в поведении.

Наиболее устойчивые и предсказуемые черты имеют большее значение при анализе поведения и описания психологических характеристик. Одна черта значимее другой в том случае, если она проявляется в большем количестве образцов поведенческих проявлений. В этой связи, все черты были ранжированы по степени влияния на поведение, получилось, что черта A в списке из 16 черт оказывает большее влияние на поведение, чем черты B и C. Черта B значимее черты C, но оказывает меньшее влияние на поведение, чем черта C, и так по всему списку из 16 черт.

  • Поверхностные черты (Surface trait) – это совокупность характеристик поведения, которые можно наблюдать в связке друг с другом. Например, нерешительность, суетность, беспокойство и тревожность – часто сопровождают друг друга и являются поверхностной чертой невротизма. Поверхностные черты управляются исходными чертами и имеют меньшее значение при анализе поведения человека.
  • Исходные черты (Source trait) – это базисные структуры, составляющие блоки целой личности. Значимость исходных черт подчеркивается их постоянством и закономерностями проявления в поведении. Исходные черты закреплены в более глубоких слоях личности и отвечают за типичные формы поведения на продолжительном временном отрезке.

Кеттел выделил 16 исходных черт и обозначил их как основополагающие личностные факторы. Именно они легли в основу опросника «



Читайте также: