Опросник Г. Айзенка.Тесты для старших классов. Тест на тему: Личностный опросник Г. Айзенка Метод определения акцентуации выявляет

Тест-опросник Г. Айзенка EPi.

Адаптирован А. Г. Шмелевым

онлайн версия теста Айзенка EPi

Тест-опросник EPI (1963 г.) уверенно занимает первое место по частоте использования среди других психодиаг­ностических методик.

Содержание утверждений

Да

Нет

Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, чтобы отвлечься, испы­тать сильное ощущение?

Часто ли Вы чувствуете, что нуждае­тесь в друзьях, которые могут Вас по­нять, одобрить, выразить сочувствие?

Считаете ли Вы себя беззаботным чело­веком?

Очень ли трудно Вам отказываться от своих намерений?

Обдумываете ли Вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?

Всегда ли Вы сдерживаете свои обеща­ния, даже если это Вам невыгодно?

Часто ли у Вас бывают спады и подъе­мы настроения?

Быстро ли Вы обычно действуете и го­ворите и не растрачиваете ли много вре­мени на обдумывание?

Возникало ли у Вас когда-нибудь чув­ство, что Вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

Верно ли, что на спор Вы способны ре­шиться на все?

Смущаетесь ли Вы, когда хотите позна­комиться с человеком противоположно­го пола, который Вам симпатичен?

Бывает ли, что разозлившись, Вы вы­ходите из себя?

Часто ли Вы действуете необдуманно, под влиянием момента?

Часто ли Вас беспокоит мысль о том, что Вам не следовало бы чего-нибудь делать или говорить?

Предпочитаете ли Вы чтение книг встре­че с людьми?

Верно ли, что Вас легко задеть?

Любите ли Вы часто бывать в компа­нии?

Бывают ли у Вас иногда такие мысли, которыми Вам не хотелось бы делиться с другими людьми?

Верно ли, что иногда Вы настолько пол­ны энергии, что все «горит» в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?

Стараетесь ли Вы ограничить круг сво­их знакомств небольшим числом самых близких друзей?

Много ли Вы мечтаете?

Когда на Вас кричат, отвечаете ли Вы тем же?

Часто ли Вас терзает чувство вины?

Все ли Ваши привычки хороши и же­лательны?

Способны ли Вы дать волю своим чув­ствам и вовсю повеселиться в шумной компании?

Можно ли сказать, что нервы у Вас ча­сто бывают напряжены до предела?

Считают ли Вас человеком живым и веселым?

После того как дело сделано, часто ли Вы возвращаетесь к нему мысленно и думаете, что могли бы сделать лучше?

Верно ли, что Вы обычно молчаливы и сдержанны, когда находитесь среди людей?

Бывает ли, что Вы передаете слухи?

Бывает ли, что Вам не спится от того, что разные мысли приходят Вам в го­лову?

Верно ли, что Вам часто приятнее и лег­че прочесть о том, что Вас интересует в книге, хотя можно быстрее и проще узнать об этом у друзей?

Бывает ли у Вас сильное сердцебиение?

Нравится ли Вам работа, которая тре­бует пристального внимания?

Бывают ли у Вас приступы дрожи?

Верно ли, что Вы всегда говорите о зна­комых людях только хорошее даже тог­да, когда уверены, что они об этом не узнают?

Верно ли, что Вам неприятно бывать в компании, где постоянно подшучивают друг над другом?

Верно ли, что Вы раздражительны?

Нравится ли Вам работа, которая тре­бует быстроты действия?

Верно ли, что Вам нередко не дают по­коя мысли о разных неприятностях и «ужасах», которые могли бы произой­ти, хотя все кончилось благополучно?

Верно ли, что Вы неторопливы в дви­жениях?

Вы когда-нибудь опаздывали на свида­ние или на работу?

Часто ли Вам снятся кошмары?

Верно ли, что Вы такой любитель пого­ворить, что никогда не упустите удоб­ного случая побеседовать с незнакомым человеком?

Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?

Огорчились бы Вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями?

Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?

Есть ли среди Ваших знакомых такие, которые Вам явно не нравятся?

Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков или работы?

Могли бы Вы сказать, что Вы уверен­ный в себе человек?

Трудно ли получать настоящее удоволь­ствие от мероприятий, в которых мно­го участников?

Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем- то хуже других?

Сумели бы вы внести оживление в скуч­ную компанию?

Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?

Любите ли Вы подшучивать над други­ми?

Страдаете ли Вы бессонницей?

Код опросника

Искренность : ответы «да» на вопросы 6, 24, 36;

ответы «нет» на вопросы 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Экстраверсия: ответы «нет» на вопросы 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51

ответы «да» на вопросы 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56.

Нейротизм: ответы «да» на вопросы 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

Интерпретация показателей по шкале «Искренность»

Численный показатель

Интерпретация

0-3

Откровенный

4-6

Ситуативный

7-9

Лживый*

* Следует обязательно отметить, что в данном случае речь идет только лишь о степени искренности при ответах на вопросы теста, а отнюдь не о лживости как личностной характеристике .

Интерпретация показателей по шкалам «Экстраверсия» и «Нейротизм»

Численный показатель

0-2

3-6

7-10

11-14

15-18

19-22

23-24

Интерпрета­ция для шкалы «Экстраверсия»

Сверх интро­верт

Интро­верт

Потен­циаль­ный интро­верт

Амбиверт

Потен­циаль­ный экстра­верт

Экс­тра­верт

Сверх экстра­верт

Численный показатель

0-2

3-6

7-10

11-14

15-18

19-22

23-24

Интерпрета­ция для шкалы «Нейро­тизм»

Сверх кордант

Конкордант

Потенциаль­ный конкордант

Нормосте­ник

Потен­циаль­ный Дискордант

Дискордант

Сверх дискордант

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Вначале необходимо обработать результаты по шкале «Искренность». Она диагностирует Вашу склонность да­вать социально желаемые ответы. Если этот показатель превышает 5 баллов, то можно утверждать, что Вы, к со­жалению, не были искренни при ответах на вопросы теста.

Затем следует по каждому показателю посчитать сумму баллов, начисляя по одному баллу за каждый ответ, сов­падающий с ключом.

Сравнив полученные результаты по шкалам «Экстра­версия» и «Нейротизм» с интерпретацией в таблицах, от­ложите на схеме (см. рисунок) полученные результаты по шкале «интроверсия - экстраверсия» и по шкале «нейро­тизм» (эмоциональная устойчивость - нестабильность). Сочетание характеристик по двум шкалам укажет на тип Вашего темперамента.

«Круг» Айзенка

Вы определили тип своего темперамента. В основе каж­дого из четырех типов лежат особые сочетания свойств нервной системы:

У холерика сильная нервная система, он легко пере­ключается с одного на другое, но неуравновешенность его нервной системы уменьшает совместимость (уживчивость) с другими людьми. Холерик склонен к резким переменам в настроении, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоцио­нальным срывам;

У сангвиника также сильная нервная система, а зна­чит, и хорошая работоспособность, он легко переходит к другой деятельности, к общению с другими людьми. Сан­гвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на происходящие события, сравнитель­но легко переживает неудачи;

У флегматика сильная, работоспособная нервная си­стема, но он с трудом включается в другую работу и при­спосабливается к новой обстановке. У флегматика преоб­ладает спокойное, ровное настроение. Чувства обычно от­личаются постоянством;

- меланхолик характеризуется низким уровнем пси­хической активности, замедленностью движений, сдержан­ностью мимики и речи, быстрой утомляемостью. Его от­личают высокая эмоциональная чувствительность ко все­му, что происходит вокруг него. Чуткость к другим делает меланхоликов универсально уживчивыми (совместимыми) с другими людьми, но сам меланхолик склонен пережи­вать проблемы внутри себя и, следовательно, склонен к саморазрушению.

Показатель «Интроверсия - Экстраверсия» характери­зует индивидуально-психологическую ориентацию человека либо (преимущественно) на мир внешних объектов (экст­раверсия), либо на внутренний субъективный мир (интро­версия). Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, боль­шая инициативность (но малая настойчивость) и высокая социальная адаптированность. Экстраверты обычно обла­дают внешним обаянием, прямолинейны в суждениях, как правило, ориентируются на внешнюю оценку. Хорошо справляются с работой, требующей быстрого принятия решений.

Интровертам присуща - необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настой­чивости), склонность к самоанализу и затруднения к со­циальной адаптации. Интроверты лучше справляются с монотонной работой, они более осторожны, аккуратны и педантичны.

Амбивертам (см. таблицу) присущи черты экстра- и интроверсии. Иногда лицам, для уточнения этого пока­зателя рекомендуется дополнительное обследование с ис­пользованием других тестов.

Показатель нейротизма характеризует человека со сто­роны его эмоциональной устойчивости (стабильности). Показатель этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующи­еся чрезвычайной эмоциональной устойчивостью, прекрас­ной адаптированностью (показатель 0-11 по шкале «нейротизм»), а на другом - чрезвычайно нервозный, неустой­чивый и плохо адаптированный тип (показатель 14-24 по шкале «нейротизм»).

Эмоционально устойчивые (стабильные)- люди, не склон­ные к беспокойству, устойчивые по отношению к внешним воздействиям, вызывают доверие, склонны к лидерству.

Эмоционально нестабильные (нейротичные) - чувстви­тельны, эмоциональны, тревожны, склонны болезненно переживать неудачи и расстраиваться по мелочам .

Каждый тип темперамента природно обусловлен, нельзя говорить о «хороших и плохих» темпераментах, можно лишь вести речь о различных способах поведения и дея­тельности, об индивидуальных особенностях человека. Каждый же человек, определив тип своего темперамента, может более эффективно использовать его положительные черты.

ОПРОСНИК Г. ДЭВИСА
Методика Г. Дэвиса предназначена для определения творческих способностей учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в семестр с учащимися школ, ПТУЗ, ССУЗ. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

Прочитайте высказывания. Если Вы согласны с утверждением, то поставьте «+». Если Вы несогласны с утверждением, то поставьте «-».


  1. Я думаю, что я аккуратен (тна).

  2. Я любил(а) знать, что делается в других классах школы.

  3. Я любил(а) посещать новые места вместе с родителями, а не один.

  4. Я люблю быть лучшим(ей) в чем-либо.

  5. Если я имел(а) сладости, то стремился(ась) их все сохранить у себя.

  6. Я очень волнуюсь, если работа, которую я делаю, не лучшая, не может быть мною сделана наилучшим образом.

  7. Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину.

  8. В детстве я не был(а) особенно популярен(на) среди детей.

  9. Я иногда поступаю по-детски.

  1. Когда я что-либо хочу.сделать, то ничего не может меня остановить.

  2. Я предпочитаю работать с другими и не могу работать один.

  3. Я знаю, когда я могу сделать что-либо по-настоящему хорошее.
13. Если даже я уверен(на), что прав(а), я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.

  1. Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.

  2. Я часто скучаю.

  3. Я буду значимым и известным, когда вырасту.

  4. Я люблю смотреть на красивые вещи.

  5. Я предпочитаю знакомые игры, чем новые.

  6. Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю.

  7. Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать.

  8. Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать.

Ключ

Креативность (способность к творчеству) - в случае ответов (+) по вопросам: 2, 4, 6, 7. 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае ответов (-) по вопросам: 1, 3, 5, 11, 13, 14, 15, 18, 20, 21.

Сумма соответствующих ключу ответов указывает на степень креативности. Чем больше сумма, тем выше креативность.

Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Педагог дол­жен помнить, что это - еще нереализованные возможности. Главная проблема - помочь в их реализации, так как часто другие особенности характера таких людей мешают им в этом (повышенное самолюбие, эмоцио­нальная ранимость, нерешенность ядерных личностных проблем, романтизм и др.). Нужны такт, общение на равных, постоянное слежение за их творческими продуктами, юмор, периодическое подталкивание на «великие дела» и требовательность. Избегать острой и частой критики, чаще давать свободный выбор темы и режим творческой работы.

Инструкция:

Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак “+” (“да”), если нет – знак “––“ (“нет”). Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет.

1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, что­бы отвлечься, испытать сильные ощущения?

2. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять, выразить сочувствие?

3. Считаете ли Вы себя беззаботным человеком?

4. Очень ли Вы трудно отказываетесь от своих намерений?

5. Обдумываете ли Вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?

6. Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если это Вам не выгодно?

7. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Быстро ли Вы обычно действуете и говорите и не растрачи­ваете ли много времени на обдумывание?

9. Возникали ли у Вас когда-нибудь чувства, что Вы несчаст­ны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

10. Верно ли, что на спор Вы способны решиться на все?

11. Смущаетесь ли Вы, когда хотите познакомиться с челове­ком противоположного пола, который вам симпатичен?

12. Бывает ли, что, разозлившись, Вы выходите из себя?

13. Часто ли Вы действуете необдуманно, под влиянием момента?

14. Часто ли Вас беспокоит мысль о том, что Вам не следовало бы чего-нибудь сделать или сказать?

15. Предпочитаете ли Вы чтение книг встречам с людьми?

16. Верно ли, что Вас легко задеть?

17. Любите ли Вы часто бывать в компании?

18. Бывают ли у Вас такие мысли, которыми Вам не хотелось бы делиться с другими людьми?

19. Верно ли, что иногда Вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?

20. Стараетесь ли Вы ограничить круг своих знакомств неболь­шим числом самых близких друзей?

21. Много ли Вы мечтаете?

22. Когда на Вас кричат, отвечаете ли Вы тем же?

23. Часто ли Вас терзает чувство вины?

24. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?

25. Способны ли Вы дать волю собственным чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?

26. Можно ли сказать, что нервы у Вас часто бывают напряже­ны до предела?



27. Считают ли Вас человеком живым и веселым?

28. После того, как дело сделано, часто ли Вы возвращаетесь к нему мысленно и думаете, что могли бы сделать лучше?

29. Верно ли, что Вы обычно молчаливы и сдержанны, когда находитесь среди людей?

30. Бывает ли, что Вы передаете слухи?

31. Бывает ли, что Вам не спится от того, что разные мысли лезут Вам в голову?

32. Верно ли, что Вам часто приятнее и легче прочесть о том, что Вас интересует в книге, хотя можно быстрее и проще узнать об этом у друзей?

33. Бывает ли у Вас сильное сердцебиение?

34. Нравится ли Вам работа, которая требует пристального вни­мания?

35. Бывают ли у Вас приступы дрожи?

36. Верно ли, что Вы всегда говорите о знакомых Вам людях только хорошее, даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают?

37. Верно ли, что Вам неприятно бывает в компании, где посто­янно подшучивают друг над другом?

38. Верно ли, что Вы раздражительны?

39. Нравится ли Вам работа, которая требует быстроты действий?

40. Верно ли, что Вам нередко не дают покоя мысли о разных неприятностях и «ужасах», которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?

41. Верно ли, что Вы неторопливы в движениях?

42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?

43. Часто ли Вам снятся кошмары?

44. Верно ли, что Вы такой любитель поговорить, что никогда не упускаете удобного случая побеседовать с незнакомым человеком?

45. Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?

46. Огорчились бы Вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями?

47. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?

48. Есть ли среди Ваших знакомых такие, которые Вам явно не нравятся?

49. Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков или Ва­шей работы?

50. Могли бы Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек?

51. Трудно ли Вам получить настоящее удовольствие от мероп­риятий, в которых много участников?

52. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?

53. Смогли бы Вы внести оживление в скучную компанию?

54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?

56. Любите ли Вы подшучивать над другими?

57. Страдаете ли Вы бессонницей?

ТЕСТ ЛЕОНГАРДА-ШМИШЕКА

Выявление акцентуаций характера

Описание методики

Опросник Шмишека – личностный опросник, который предназначен для диагностики типа акцентуации личности, является реализацией типологического подхода к ее изучению. Опубликован Г. Шмишеком в 1970 г.

Методика состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». Разработан также сокращенный вариант опросника. С помощью данной методики определяются следующие 10 типов акцентуации личности (по классификации К.Леонгарда):

Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению.

Педантичный тип. Лица этого типа отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний.

Застревающий тип. Характерна чрезмерная стойкость аффекта.

Возбудимый тип. Повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.

Гипертимический тип. Повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью.

Дистимический тип. Сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни, заторможенность.

Тревожно-боязливый. Склонность к страхам, робость и пугливость.

Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимических фаз.

Аффективно-экзальтированный. Легкость перехода от состояния восторга к состоянию печали.Восторг и печаль – основные сопутствующие этому типу состояния.

Эмотивный тип. Родственен аффективно-экзальтированному, но проявления не столь бурны. Лица этого типа отличаются особой впечатлительностью и чувствительностью.

Максимальный показатель по каждому типу акцентуации – 24 балла. Признаком акцентуации считается показатель выше 12 баллов. Полученные данные могут быть представлены в виде «профиля личностной акцентуации».

Сушествует два варианта данной методики:

Взрослый вариант опросника Шмишека

Детский вариант опросника Шмишека

Оба варианта состоят из одинакового количества вопросов, имеют одинаковые типы акцентуаций личности и одинаковые методы обработки результатов. Различия состоят только в формулировке вопросов, описание опросника и определение доминирующих акцентуаций характера одинаково как для взрослых, так и для детей.

Теоретические основы

Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда. В соответствии с этой концепцией все черты личности могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты - стержень личности, они определяют ее развитие, процессы адаптации, психическое здоровье. При значительной выраженности основные черты характеризуют личность в целом. В случае воздействия неблагоприятных факторов они могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. Личности, у которых основные черты ярко выражены, названы К. Леонгардом акцентуированными. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических. Это случай «заострения» определенных, присущих каждому человеку, особенностей. По К. Леонгарду, в акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд.

К. Леонгардом выделены 10 типов акцентуированных личностей, которые достаточно произвольно разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективно-экзальтированный, эмотивный).

Обработка результатов

Для удобства обработки результатов можно изготовить трафареты в соответствии с ключом, которые накладываются на бланк ответов, заполненный испытуемым. Затем осуществляется подсчет ответов, соответствующих ключу и умноженных согласно ему на 2, 3 или 6. При совпадении ответа на вопрос с ключом ответу присваивается один балл.

1.Демонстративность/демонстративный тип:

«+»: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88.

Сумму ответов умножить на 2.

2.Застревание/застревающий тип:

«+»: 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81.

«-»: 12, 46, 59.

Сумму ответов умножить на 2.

3.Педантичность/педантичный тип:

«+»: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83.

Сумму ответов умножить на 2.

4.Возбудимость/возбудимый тип:

«+»: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86.

Сумму ответов умножить на 3.

5.Гипертимность/гипертимный тип:

«+»: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77.

Сумму ответов умножить на 3.

6.Дистимность/дистимический тип:

«+»: 9, 21, 43, 75, 87.

«-»: 31, 53, 65.

Сумму ответов умножить на 3.

7.Тревожность/тревожно-боязливый тип:

«+»: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82.

Сумму ответов умножить на 3.

8.Экзальтированность/аффективно-экзальтированный тип:

«+»: 10, 32, 54, 76.

Сумму ответов умножить на 6.

9.Эмотивность/эмотивный тип:

«+»: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79.

Сумму ответов умножить на 3.

10.Циклотимность/циклотимный тип:

«+»: 6, 18,28,40,50,62,72,84.

Сумму ответов умножить на 3.

Интерпретация результатов

Максимальная сумма баллов получаемых в результате тестирования - 24. По некоторым источникам, признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Другие же на основании практического применения опросника считают, что сумма баллов в диапазоне от 15 до 19 говорит лишь о тенденции к тому или иному типу акцентуации. И лишь в случае превышения 19 баллов черта характера является акцентуированной.

Выделенные К. Леонгардом 10 типов акцентуированных личностей разделены на две группы:

Акцентуации характера:

демонстративный,

педантичный,

застревающий,

возбудимый.

Аакцентуации темперамента:

гипертимический,

дистимический,

тревожно-боязливый,

циклотимический,

аффективный,

эмотивный.

Профиль характера

Типы акцентуации

1. Демонстративный тип

Характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, к авантюризму, артистизму, позерству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает его. Он демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроений) при отсутствии действительно глубоких чувств, склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Отмечается беспредельный эгоцентризм, жажда восхищения, сочувствия, почитания, удивления. Обычно похвала других в его присутствии вызывает у него особо неприятные ощущения, он этого не выносит. Стремление компании обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исключительное положение. Самооценка сильно далека от объективности. Может раздражать своей самоуверенностью и высокими притязаниями, сам систематически провоцирует конфликты, но при этом активно защищается. Обладая патологической способностью к вытеснению, он может полностью забыть то, о чем он не желает знать. Это расковывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом, поскольку то, о чем он говорит, в данный момент для него является правдой; по-видимому, внутренне он не осознает свою ложь или же осознает очень неглубоко, без заметных угрызений совести. Способен увлечь других неординарностью мышления и поступков.

2. Застревающий тип

Его характеризует умеренная общительность, занудство, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен легко отходить от обид. Для него характерна заносчивость, часто выступает инициатором конфликтов. Самонадеянность, жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие часто приводят к настойчивому утверждению своих интересов, которые он отстаивает с особой энергичностью. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, и проявляет большое упорство в достижении своих целей. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в проявлении аффектов, в мышлении, в моторике.

3. Педантичный тип

Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, тяжестью на подъем, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скрупулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы, брюзжанию, формализму. С охотой уступает лидерство другим людям.

4. Возбудимый тип

Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями сочетаются у людей такого типа с властью физиологических влечений. Ему характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной, провоцирующей стороной. Раздражителен, вспыльчив, часто меняет место работы, неуживчив в коллективе. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, тяжеловесность поступков. Для него никакой труд не становится привлекательным, работает лишь по мере необходимости, проявляет такое же нежелание учиться. Равнодушен к будущему, целиком живет настоящим, желая извлечь из него массу развлечений. Повышенная импульсивность или возникающая реакция возбуждения гасятся с трудом и могут быть опасны для окружающих. Он может быть властным, выбирая для общения наиболее слабых.

5. Гипертимический тип

Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и вместе с тем деловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству. Испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

6. Дистимический тип

Люди этого типа отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, медлительностью слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседе, даже молчаливость. Такие люди являются домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы, заторможенны, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни. Они добросовестны, ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться,располагают обостренным чувством справедливости, а также замедленностью мышления.

7. Тревожный тип

Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности. Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях они ищут поддержки и опоры. Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служат козлами отпущения, мишенями для шуток,

8. Экзальтированный тип

Яркая черта этого типа - способность восторгаться, восхищаться, а также улыбчивостъ, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние - от печальных. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики.

9. Эмотивный тип

Этот тип родствен экзальтированному, но проявления его не столь бурны. Для них характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная их черта - гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, они радуются чужим успехам. Впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди. Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угрожает опасность, сцена насилия может вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не выплескивая их наружу. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными.

10. Циклотимический тип

Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий. Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные - подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми.

В подростковом возрасте можно обнаружить два варианта циклотимической акцентуации: типичные и лабильные циклоиды. Типичные циклоиды в детстве обычно производят впечатление гипертимных, но затем проявляется вялость, упадок сил, то что раньше давал ось легко, теперь требует непомерных усилий. Прежде шумные и бойкие, они становятся вялыми домоседами, наблюдается падение аппетита, бессонница или, наоборот, сонливость. На замечания реагируют раздражением, даже грубостью и гневом, в глубине души, однако, впадая при этом в уныние, глубокую депрессию, не исключены суицидальные попытки. Учатся неровно, случившиеся упущения наверстывают с трудом, порождают в себе отвращение к занятиям. У лабильных циклоидов фазы смены настроения обычно короче, чем у типичных циклоидов. Плохие дни отмечаются более насыщенными дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выражены желания иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку.

Стимульный материал

Взрослый вариант

Инструкция

  1. Является ли ваше настроение в общем веселым и беззаботным?
  2. Восприимчивы ли вы к обидам?
  3. Случалось ли вам иногда быстро заплакать?
  4. Всегда ли вы считаете себя правым в том деле, которое делаете, и вы не успокоитесь, пока не убедитесь в этом?
  5. Считаете ли вы себя более смелым, чем в детском возрасте?
  6. Может ли ваше настроение меняться от глубокой радости до глубокой печали?
  7. Находитесь ли вы в компании в центре внимания?
  8. Бывают ли у вас дни, когда вы без достаточных оснований находитесь в угрюмом и раздражительном настроении и ни с кем не хотите разговаривать?
  9. Серьезный ли вы человек?
  10. Можете ли вы сильно воодушевиться?
  11. Предприимчивы ли вы?
  12. Быстро ли вы забываете, если вас кто-нибудь обидит?
  13. Мягкосердечный ли вы человек?
  14. Пытаетесь ли вы проверить после того, как опустили письмо в почтовый ящик, не осталось ли оно висеть в прорези?
  15. Всегда ли вы стараетесь быть добросовестным в работе?
  16. Испытывали ли вы в детстве страх перед грозой или собаками?
  17. Считаете ли вы других людей недостаточно требовательными друг к другу?
  18. Сильно ли зависит ваше настроение от жизненных событий и переживаний?
  19. Всегда ли вы прямодушны со своими знакомыми?
  20. Часто ли ваше настроение бывает подавленным?
  21. Был ли у вас раньше истерический припадок или истощение нервной системы?
  22. Склонны ли вы к состояниям сильного внутреннего беспокойства или страстного стремления?
  23. Трудно ли вам длительное время просидеть на стуле?
  24. Боретесь ли вы за свои интересы, если кто-то поступает с вами несправедливо?
  25. Смогли бы вы убить человека?
  26. Сильно ли вам мешает косо висящая гардина или неровно настланная скатерть, настолько, что вам хочется немедленно устранить эти недостатки?
  27. Испытывали ли вы в детстве страх, когда оставались одни в квартире?
  28. Часто ли у вас без причины меняется настроение?
  29. Всегда ли вы старательно относитесь к своей деятельности?
  30. Быстро ли вы можете разгневаться?
  31. Можете ли вы быть бесшабашно веселым?
  32. Можете ли вы иногда целиком проникнуться чувством радости?
  33. Подходите ли вы для проведения увеселительных мероприятий?
  34. Высказываете ли вы обычно людям свое откровенное мнение по тому или иному вопросу?
  35. Влияет ли на вас вид крови?
  36. Охотно ли вы занимаетесь деятельностью, связанной с большой ответственностью?
  37. Склонны ли вы вступиться за человека, с которым поступили несправедливо?
  38. Трудно ли вам входить в темный подвал?
  39. Выполняете ли вы кропотливую черную работу так же медленно и тщательно, как и любимое вами дело?
  40. Являетесь ли вы общительным человеком?
  41. Охотно ли вы декламировали в школе стихи?
  42. Убегали ли вы ребенком из дома?
  43. Тяжело ли вы воспринимаете жизнь?
  44. Бывали ли у вас конфликты и неприятности, которые так изматывали вам нервы, что вы не выходили на работу?
  45. Можно ли сказать, что вы при неудачах не теряете чувство юмора?
  46. Сделаете ли вы первым шаг к примирению, если вас кто-то оскорбит?
  47. Любите ли вы животных?
  48. Уйдете ли вы с работы или из дому, если у вас там что-то не в порядке?
  49. Мучают ли вас неопределенные мысли, что с вами или с вашими родственниками случится какое-нибудь несчастье?
  50. Считаете ли вы, что настроение зависит от погоды?
  51. Затруднит ли вас выступить на сцене перед большим количеством зрителей?
  52. Можете ли вы выйти из себя и дать волю рукам, если вас кто-то умышленно грубо рассердит?
  53. Много ли вы общаетесь?
  54. Если вы будете чем-либо разочарованы, придете ли в отчаяние?
  55. Нравится ли вам работа организаторского характера?
  56. Упорно ли вы стремитесь к своей цели, даже если на пути встречается много препятствий?
  57. Может ли вас так захватить кинофильм, что слезы выступят на глазах?
  58. Трудно ли вам будет заснуть, если вы целый день размышляли над своим будущим или какой-нибудь проблемой?
  59. Приходилось ли вам в школьные годы пользоваться подсказками или списывать у товарищей домашнее задание?
  60. Трудно ли вам пойти ночью на кладбище?
  61. Следите ли вы с большим вниманием, чтобы каждая вещь в доме лежала на своем месте?
  62. Приходилось ли вам лечь спать в хорошем настроении, а проснуться в удрученном и несколько часов оставаться в нем?
  63. Можете ли вы с легкостью приспособиться к новой ситуации?
  64. Есть ли у вас предрасположенность к головной боли?
  65. Часто ли вы смеетесь?
  66. Можете ли вы быть приветливым с людьми, не открывая своего истинного отношения к ним?
  67. Можно ли вас назвать оживленным и бойким человеком?
  68. Сильно ли вы страдаете из-за несправедливости?
  69. Можно ли вас назвать страстным любителем природы?
  70. Есть ли у вас привычка проверять перед сном или перед тем, как уйти, выключен ли газ и свет, закрыта ли дверь?
  71. Пугливы ли вы?
  72. Бывает ли, что вы чувствуете себя на седьмом небе, хотя объективных причин для этого нет?
  73. Охотно ли вы участвовали в юности в кружках художественной самодеятельности, в театральном кружке?
  74. Тянет ли вас иногда смотреть вдаль?
  75. Смотрите ли вы на будущее пессимистически?
  76. Может ли ваше настроение измениться от высочайшей радости до глубокой тоски за короткий период времени?
  77. Легко ли поднимается ваше настроение в дружеской компании?
  78. Переносите ли вы злость длительное время?
  79. Сильно ли вы переживаете, если горе случилось у другого человека?
  80. Была ли у вас в школе привычка переписывать лист в тетради, если вы поставили на него кляксу?
  81. Можно ли сказать, что вы больше недоверчивы и осторожны, нежели доверчивы?
  82. Часто ли вы видите страшные сны?
  83. Возникала ли у вас мысль против воли броситься из окна, под приближающийся поезд?
  84. Становитесь ли вы радостным в веселом окружении?
  85. Легко ли вы можете отвлечься от обременительных вопросов и не думать о них?
  86. Трудно ли вам сдержать себя, если вы разозлитесь?
  87. Предпочитаете ли вы молчать (да), или вы словоохотливы (нет)?
  88. Могли бы вы, если пришлось бы участвовать в театральном представлении, с полным проникновением и перевоплощением войти в роль и забыть о себе?

Детский вариант

Инструкция

«Вам предлагается ответить на 88 вопросов, касающихся различных сторон вашей личности. Рядом с номером вопроса поставьте знак «+» (да), если согласны, или «-» (нет), если не согласны. Отвечайте быстро, долго не задумывайтесь»

Согласно теории «акцентуированных личностей» существуют черты личности, которые сами по себе еще не являются патологическими, однако могут при определенных условиях развиваться в положительном или отрицательном направлении. Черты эти являются как бы заострением некоторых присущих каждому человеку индивидуальных свойств. У психопатов эти черты достигают особо большой выраженности.

Выделяют десять основных типов акцентуации (классификация Леонгарда).

  • Гипертимный — личности со склонностью к повышенному настроению.
  • Застревающие — со склонностью к «застреванию аффекта» и бредовым реакциям.
  • Эмотивные, аффективно лабильные.
  • Педантичные, с преобладанием черт ригидности, педантизма.
  • Тревожные.
  • Циклотимные, со склонностью к депрессивному реагированию.
  • Демонстративные, с истерическими чертами характера.
  • Возбудимые, со склонностью к повышенной, импульсивной реактивности в сфере влечений.
  • Дистимичные, с наклонностью к расстройствам настроения.
  • Экзальтированные, склонные к аффективной экзальтации.

Все эти группы «акцентуированных личностей» объединяются по принципу акцентуации свойств характера или темперамента. К акцентуации свойств характера относятся:

  • демонстративность (в патологии: психопатия истерического круга);
  • педантичность (в патологии: ананкастическая психопатия);
  • возбудимость (в патологии: эпилептоидные психопаты);
  • застревание (в патологии: паранояльные психопаты).

Остальные виды акцентуации относятся к особенностям темперамента и отражают темп и глубину эффективных реакций.

Признаком акцентуации является показатель свыше 18 баллов.

Акцентуации.

1. Гипертимностъ. Люди, склонные к повышенному настроению, оптимисты, быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят начатого до конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние неблагополучных компаний. Подростки склонны к приключениям, романтике. Не терпят власти над собой, не любят, когда их опекают. Тенденция к доминированию, лидированию. Чрезмерно повышенное настроение может приводить к неадекватности поведения — «патологический счастливчик». В патологии — невроз навязчивых состояний.

2. Застревание — склонность к «застреванию аффекта», к бредовым реакциям. Люди педантичные, злопамятные, долго помнят обиды, сердятся, обижаются. Нередко на этой почве могут появиться навязчивые идеи. Сильно одержимы одной идеей. Слишком устремленные, «упертые в одно», «зашкаленные». В эмоциональном отношении ригидны. Иногда могут давать аффективные вспышки, могут проявлять агрессию. В патологии — паранояльный психопат.

3. Эмотивностъ. Люди, у которых преувеличенно проявляется эмоциональная чувствительность, резко меняется настроение по незначительному для окружающих поводу. От настроения зависит все: и работоспособность, и самочувствие. Тонко организована эмоциональная сфера: способны глубоко чувствовать и переживать. Склонны к добрым отношениям с окружающими. В любви ранимы, как никто другой. Крайне болезненно воспринимают грубость, хамство, приходят в отчаяние, депрессию, если происходит разрыв или ухудшение отношений с близкими людьми.

4. Педантичность. Преобладание черт ригидности и педантизма. Люди ригидны, им трудно переключаться с одной эмоции на другую. Любят, чтобы все было на своих местах, чтобы люди четко оформляли свои мысли — крайний педантизм. Идея порядка и аккуратности становится главным смыслом жизни. Периоды злобно-тоскливого настроения, все их раздражает. В патологии — эпилептоидная психопатия. Могут проявлять агрессию.

5. Тревожность. Люди меланхолического (либо холерического) склада с очень высоким уровнем конституционной тревожности, не уверены в себе. Недооценивают, преуменьшают свои способности. Пугаются ответственности, опасаются всевозможных неприятностей для себя и своих родных, не могут унять свои страхи и тревогу, «притягивая» к себе и близким реализацию своих страхов и опасений.

6. Циклотимность. Резкие перепады настроения. Хорошее настроение коротко, плохое длительно. При депрессии ведут себя как тревожные, быстро утомляются, приходят в отчаяние от неприятностей, вплоть до попыток самоубийства. При хорошем ьшстроении ведут себя как гипертимные.

7. Демонетративность. В патологии — психопатия истерического типа. Люди, у которых сильно выражен эгоцентризм, стремление быть постоянно в центре внимания («пусть ненавидят, лишь бы не были равнодушными»). Таких людей много среди артистов. Если нет способностей, чтобы выделиться, тогда они привлекают внимание антисоциальными поступками. Патологическая лживость — чтобы приукрасить свою особу. Склонны носить яркую, экстравагантную одежду — могут быть определены чисто внешне.

8. Возбудимость, Склонность к повышенной импульсивной реактивности в сфере влечения. В патологии — эпилептоидная психопатия.

9. Дистимичность. Склонность к расстройствам настроения. Противоположность гипертимности. Настроение пониженное, пессимизм, мрачный взгляд на вещи, утомляемость. Быстро истощается в контактах и предпочитает одиночество.

10. Экзальтированность. Склонность к аффективной экзальтации (близко к демонстративности, но там из-за характера). Здесь идут те же проявления, но на уровне эмоций (все идет от темперамента). Религиозный экстаз.

Вопросы

  1. Ваше настроение, как правило, бывает ясным, неомраченным?
  2. Восприимчивы ли вы к оскорблениям, обидам?
  3. Легко ли вы плачете?
  4. Возникает ли у вас по окончании какой-либо работы сомнения в качестве ее исполнения и прибегаете ли вы к проверке — правильно ли все было сделано?
  5. Были ли вы в детстве таким же смелым, как ваши сверстники?
  6. Часто ли у вас бывают резкие смены настроения (только что парили в облаках от счастья, и вдруг становится очень грустно)?
  7. Бываете ли вы обычно во время веселья в центре внимания?
  8. Бывают ли у вас дни, когда вы без особых причин ворчливы и раздражительны и все считают, что вас лучше не трогать?
  9. Всегда ли вы отвечаете на письма сразу после прочтения?
  10. Вы человек серьезный?
  11. Способны ли вы на время так сильно увлечься чем-нибудь, что все остальное перестает быть значимым для вас?
  12. Предприимчивы ли вы?
  13. Быстро ли вы забываете обиды и оскорбления?
  14. Мягрсосердечны ли вы?
  15. Когда вы бросаете письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы, опустилось оно туда или нет?
  16. Требует ли ваше честолюбие того, чтобы в работе (учебе) вы были одним из первых?
  17. Боялись ли вы в детские годы грозы и собак?
  18. Смеетесь ли вы иногда над неприличными шутками?
  19. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые считают вас педантичным?
  20. Очень ли зависит ваше настроение от внешних обстоятельств и событий?
  21. Любят ли вас ваши знакомые?
  22. Часто ли вы находитесь во власти сильных внутренних порывов и побуждений?
  23. Ваше настроение обычно несколько подавленно?
  24. Случалось вам рыдать, переживая тяжелое нервное потрясение?
  25. Трудно ли вам долго сидеть на одном месте?
  26. Отстаиваете ли вы свои интересы, когда по отношению к вам допускается несправедливость?
  27. Хвастаетесь ли вы иногда?
  28. Смогли ли вы в случае надобности зарезать домашнее животное или птицу?
  29. Раздражает ли вас, если штора или скатерть висит неровно, стараетесь ли вы это поправить?
  30. Боялись ли вы в детстве оставаться дома один?
  31. Часто ли портится ваше настроение без видимых причин?
  32. Случалось ли вам быть одним из лучших в вашей профессиональной или учебной деятельности?
  33. Легко ли вы впадаете в гнев?
  34. Способны ли вы быть шаловливо-веселым?
  35. Бывают ли у вас состояния, когда вы переполнены счастьем?
  36. Смогли бы вы играть роль конферансье в веселых представлениях?
  37. Лгали вы когда-нибудь в своей жизни?
  38. Говорите ли бы людям свое мнение о них прямо в глаза?
  39. Можете ли вы спокойно смотреть на кровь?
  40. Нравится ли вам работа, когда только вы один ответственны за нее?
  41. Заступаетесь ли вы за людей, по отношению к которым допущена несправедливость?
  42. Беспокоит ли вас необходимость спуститься в темный погреб, войти в пустую, темную комнату?
  43. Предпочитаете ли вы деятельность, которую нужно выполнять долго и точно, той, которая не требует большой кропотливости и делается быстро?
  44. Вы очень общительный человек?
  45. Охотно ли вы в школе декламировали стихи?
  46. Сбегали ли вы в детстве из дому?
  47. Обычно вы без колебаний уступаете место в автобусе престарелым пассажирам?
  48. Часто ли вам жизнь кажется тяжелой?
  49. Случалось ли вам так расстраиваться из-за какого-нибудь конфликта, что после этого вы чувствовали себя не в состоянии пойти на работу?
  50. Можно ли сказать, что при неудаче вы сохраняете чувство юмора?
  51. Стараетесь ли вы помириться, если кого-нибудь обидели? Предпринимаете ли вы первым шаги к примирению?
  52. Очень ли вы любите животных?
  53. Случалось ли вам, уходя из дома, возвратиться, чтобы проверить: не произошло ли чего-нибудь?
  54. Беспокоили ли вас когда-нибудь мысли, что с вами или с вашими родственниками должно что-либо случиться?
  55. Существенно ли зависит ваше настроение от погоды?
  56. Трудно ли вам выступать перед большой аудиторией?
  57. Можете ли вы, рассердясь на кого-либо, пустить в ход руки?
  58. Очень ли вы любите веселиться?
  59. Вы всегда говорите то, что думаете?
  60. Можете ли вы под влиянием разочарования впасть в отчаяние?
  61. Привлекает ли вас роль организатора в каком-нибудь деле?
  62. Упорствуете ли вы на пути к достижению цели, если встречается какое-либо препятствие?
  63. Чувствовали ли вы когда-нибудь удовлетворение при неудач ах люде и, которые вам неприятны?
  64. Может ли трагический фильм взволновать вас так, что у вас на глазах выступят слезы?
  65. Часто ли вам мешают уснуть мысли о проблемах прошлого или о будущем дне?
  66. Свойственно ли было вам в школьные годы подсказывать или давать списывать товарищам?
  67. Смогли бы вы пройти в темноте один через кладбище?
  68. Вы, не раздумывая, вернули бы лишние деньги в кассу, если бы обнаружили, что получили их слишком много?
  69. Большое ли значение вы придаете тому, что каждая вещь в вашем доме должна находиться на своем месте?
  70. Случается ли вам, что, ложась спать в отличном настроении, следующим утром вы встаете в плохом расположении духа, которое длится несколько часов?
  71. Легко ли вы приспосабливаетесь к новой ситуации?
  72. Часто ли у вас бывают головокружения?
  73. Часто ли вы смеетесь?
  74. Сможете ли вы относиться к человеку, о котором вы плохого мнения, так приветливо, что никто не догадывается о вашем действительном отношении к нему?
  75. Вы человек живой и подвижный?
  76. Сильно ли вы страдаете, когда совершается несправедливость?
  77. Вы страстный любитель природы?
  78. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы закрыты ли краны, погашен ли везде свет, заперты ли двери?
  79. Пугливы ли вы?
  80. Может ли принятие алкоголя изменить ваше настроение?
  81. Охотно ли вы принимаете участие в кружках художественной самодеятельности?
  82. Тянет ли вас иногда уехать далеко от дома?
  83. Смотрите ли вы на будущее немного пессимистично?
  84. Бывают ли у вас переходы от веселого настроения к тоскливому?
  85. Можете ли вы развлекать общество, быть душой компании?
  86. Долго ли вы храните чувство гнева, досады?
  87. Переживаете ли вы длительное время горести других людей?
  88. Всегда ли вы соглашаетесь с замечаниями в свой адрес, правильность которых сознаете?
  89. Могли ли бы в школьные годы переписать из-за помарок страницу в тетради?
  90. Вы по отношению к людям больше осторожны и недоверчивы, чем доверчивы?
  91. Часто ли у вас бывают страшные сновидения?
  92. Бывают ли у вас иногда такие навязчивые мысли, что если вы стоите на перроне, то можете против своей воли броситься под приближающийся поезд или можете кинуться из окна верхнего этажа большого дома?
  93. Становитесь ли вы веселее в обществе веселых людей?
  94. Вы — человек, который не думает о сложных проблемах, а если и занимается ими, то недолго.
  95. Совершаете ли вы под влиянием алкоголя внезапные импульсивные поступки?
  96. В беседах вы больше молчите, чем говорите?
  97. Могли бы вы, изображая кого-нибудь, так увлечься, чтобы на время забыть, какой вы на самом деле?

Обработка результатов.

Количество совпадающих с ключом ответов умножается на значение коэффициента соответствующего типа акцентуации; если полученная величина превышает 18, то это свидетельствует о выраженности данного типа акцентуации.

Свойства характера

фици- ент

№ вопросов

№ вопросов

Гипертимность

1, 12, 25, 36, 50, 61, 75, 85

Дистимичность

10, 23, 48, 83, 96

Циклотимность

6, 20, 31, 44, 55, 70, 80, 93

Эмоциональность

3, 14, 52, 64, 77, 87

Демонстративность

7, 21, 24, 32, 45, 49, 71, 74, 81, 94, 97

Застревание

2, 16, 26, 38, 41, 62, 76, 86, 90

Педантичность

4, 15, 19, 29, 43, 53, 65, 69, 78, 89, 92

Тревожность

17, 30, 42, 54, 79, 91

Возбудимость

8, 22, 33, 46, 57, 72, 82, 95

Экзальтированность

9, 47, 59, 68, 83

Опросник предназначен для диагностики акцентуаций личности.

Понятие «акцентуация» впервые ввел немецкие психолог, профессор Неврологической клиники, университета Карл Леонгард. Им была разработана и описана классификация типов акцентуации личности. Согласно представлениям К. Леонгарда, все черты личности могут быть разделены на основные, определяющие ее развитие и адаптацию, и дополнительные. При значительной выраженности основные черты характеризуют личность в целом. В случае воздействия неблагоприятных факторов они могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. У К. Леонгарда личности, у которых основные черты ярко выражены, называются акцентуированными. В тоже время акцентуация определяется как дисгармоничность развития характера, гипертрофированная выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности определенного рода воздействий и затрудняет ее адабтацию в некоторых специфичных ситуациях. При этом важно отметить, что избирательная уязвимость в отношении определенного рода воздействий, имеющая место при той или иной акцентуации, очень часто может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью к другим воздействиям. Аналогично затруднения с адаптацией личности в некоторых специфичных ситуациях (сопряженных с данной акцентуацией) могут сочетаться с хорошими и даяже повышенными способностями к социальной адаптации в других ситуациях.

В работах К. Леонгарда используется как понятие «акцентуированная личность», так и понятие «акцентуированные черты характера», причем главным остается все-таки первое. Сама классификации К. Леонгарда есть классификация акцентуированных личностей. В нашей стране получила распространение иная классификация, предложенная известным детским психиатром, профессором А. Е. Личко. Он полагает, что правильнее было бы говорить об акцентуациях характера, потому что в действительности именно об особенности характера и типологии характера идет речь. Скорее всего справедливо использовать оба понятия – и «акцентуированная личность», и «акцентуация характера».

В работах К. Леонгарда подчеркивалось, что акцентуированная личность не есть патологическая личность. В противном случае нормой следовало бы считать только среднюю посредственность, а любое отклонение от нее рассматривать как патологию [Леонгард, 1981]. Акцентуированным личностям присуща готовность к oсобенному развитию как в области социально положительных достижений, так и в области социально отрицательных. Таким образом, с определенностью можно утверждать, что акцентуация является не патологией, а крайним вариантом нормы.



По различным данным, распространенность акцентуаций в обществе сильно варьирует и зависит от многих факторов – такт как социокультурные особенности среды, половые и возрастные отличия и др. По данным К. Леонгарда и его сотрудников, доля акцентуированных личностей во взрослом населении составляв приблизительно 50%.

Представляемый опросник был разработан Г. Шмишеком на основе концепции «акцентуированной личности» К. Леонгарди к впервые опубликован в 1970 г. С помощью данной методики определяются 10 типов акцентуаций личности по классификации К. Леонгарда.

ГИПЕРТИМИЧЕСКИЙ ТИП. Приподнятое настроение даже при отсутствии каких-либо внешних причин для этого сочетается с гиперактивностью, жаждой деятельности. Характерны общительность и повышенная словоохотливость. Они смотрят на жизнь оптимистически, не теряя этого качества и при возникновении препятствий. Трудности часто преодолевают без особого труда в силу органично присущей им активности. На них отрицательно влияет отсутствие интересной деятельности. В таких случаях они что-то ищут, выражают недовольство собой и окружающими.

ЗАСТРЕВАЮЩИЙ ТИП. Отличается высокой устойчивостью аффекта, длительностью эмоционального отклика, переживаний. Оскорбление личных интересов и достоинства, как правило, долго не забывается и никогда не прощается просто так. В связи с этим окружающие часто характеризуют их как злопамятных и мстительных людей. К этому есть основания: переживание аффекта часто сочетается с фантазированием, вынашиванием плана мести обидчику. Везненная обидчивость этих людей, как правило, хорошо заметна. Их также можно назвать чувствительными и легкоуязвимыми.

ЭМОТИВНЫЙ ТИП. Высокая чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций, мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость, высокоразвитая эмпатия хорошо видны и постоянно проявляются во внешних реакциях личности в различных ситуациях. Характерной особенностью являются повышенная слезливость (как принято говорить, «глаза на мокром месте»).

ПЕДАНТИЧНЫЙ ТИП. Повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность и осторожность, прежде чем что-либо сделать, долго и тщательно все обдумывают. Очевидно, за внешней педантичностью стоят нежелание и неспособность к быстрым переменам, к принятию ответственности. Эти люди без нужды не меняют место работы, лишь в самых крайних случаях и то с большим трудом. Любят свое производство, привычную работу, добросовестные в быту.

ТРЕВОЖНЫЙ ТИП. Повышенная тревожность по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких, при этом объективных поводов к такому беспокойству, как правило, нет или они незначительны. Отличаются робостью, иногда с проявлением покорности. Постоянная настороженность перед внешними обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах.

ЦИКЛОТИМИЧЕСКИЙ ТИП. Смена гипертимических и дистимических состояний нередки и систематичны. В гипертимической фазе поведения радостные события вызывают у циклотимов не только радостные эмоции, но и жажду деятельности, повывышенную словоохотливость, активность. Печальные события вызывают не только огорчение, но и подавленность. В этом состоянии характерны замедленность реакций и мышления, замедление и снижение эмоционального отклика.

ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ ТИП. Потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть и центре проявляется в тщеславном, часто нарочитом поведении, и частности в таких чертах, как самовосхваление, восприятие и преподнесение себя как центрального персонажа любой ситуации. Значительная доля того, что такой человек говорит о себе, часто оказывается плодом его фантазии или же значительно приукрашенным изложением событий.

ВОЗБУДИМЫЙ ТИП. Выраженная импульсивность поведения. Манера общения и поведения в значительной мере зависит не от логики, не от рационального осмысления своих поступков, а обусловлена порывом, влечением, инстинктом или неконтролируемыми побуждениями. В области социального взаимодействия для представителей этого типа характерна крайне низкая терпимость, что может расцениваться и как отсутствие терпимости вообще.

ДИСТИМИЧЕСКИЙ ТИП. Антипод гипертимического типа. Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. Это проявляется во всем: и в поведении, и в общении, и в особенностях восприятия жизни, событий и других людей (социально-перцептивные особенности). Обычно эти люди по натуре серьезны. Активность, а тем более гиперактивность им совершенно несвойственны.

ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ ТИП. Бурная, экзальтированная реакция на происходящее, легкие переходы от восторга к отчаянию. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу любого события или факта. При этом внутренняя впечатлительность и склонность к переживаниям находят в их поведении яркое внешнее выражение.



Читайте также: