Проверте пожалуйста моё сочинение по критериям. Сборник идеальных эссе по обществознанию Астафьев по возвращении из краев далеких

Вариант 24 (ОГЭ-2015 Цыбулько)

Часть 2Прочитайте текст и выполните задания 2-14.

(1)По возвращении домой из краёв далёких засаживал я свой огород в деревне рябинами. (2)0дну рябинку, росшую возле обочины современной бетонной дороги, на крутом повороте давило колёсами машин, царапало, мяло. (3)Каждый путник её бранил за то, что в неудачном месте выросла. (4)И решил я: увезу деревце в свой одичавший огород и посажу рядом с другими рябинками из питомника.(5)Два года спустя дичка моя совсем взрослая и весёлая сделалась. (6)Одной осенью особенно уж много крупных гроздей с яркими ягодами на ней появилось.

(7)И вдруг стая свиристелей* на неё сверху свалилась, дружно начали птицы лакомиться ягодой. (8)И переговариваются, переговариваются: вот какую рябину мы сыскали, экую вкуснятину нам лето припасло. (9)Минут за десять, наверное, хохлатые нарядные работницы обчистили деревце. (10)Обработали деловые птахи дикую рябинку, а на те, что рядом росли, даже и не присели. (11)Думал я, что птицы непременно прилетят позже, когда корма меньше по лесам и садам останется. (12)Нет, не прилетели.

Вследующие осени, коли случалось свиристелям залетать в мой разросшийся по огороду лес, они уж привычно рассаживались на рябинке-дичке, а на деревца, привезённые из питомника, так ни разу и не позарились.

Есть, есть душа вещей, есть, есть душа растений. (15)Дикая рябинка со своей благодарной и тихой душой услышала, приманила и накормила прихотливых лакомок-птичек, да и я однажды пощипал с веток ярких плодов. (16)Крепки, терпки, тайгою отдают - сохранило деревце в жилах своих сок таёжный.



(17)А вокруг рябины цветы растут - медуница-веснянка. (18)После долгой зимы первой из цветов начинает радовать глаз. (19)Первое время густо её цвело по огороду: на грядках кое-где вырастало по несколько бархатных кустиков, которые сразу же начинали цвести. (20)Следом календула появляется и всё-то лето светится горячими угольями ярко-жёлтых соцветий.

Тётка моя невоздержанна на слово была: взялась полоть в огороде и ну отчаянно бранить медуницу с календулой, да и я - доблестный хозяин - к тётке подсоединился и раз-другой обругал свободные неприхотливые растения.

Приезжаюследующей весной - в огороде у меня пусто, скорбная земля покрыта бурьяном, ни медуницы, ни календулы нет, и другие растения как-то испуганно растут, к забору жмутся, под строениями прячутся.

Поскучнелмой огород, впору его уж участком назвать. (24)Лишь поздней порой где-то в борозде, под забором, увидел я униженно прячущуюся, скромно синеющую некрупными цветами медуничку. (25)Встал я на колени, разгрёб мусор и старую траву вокруг цветка, взрыхлил пальцами землю и попросил у растения прощения за бранные слова.

(26)Медуничка имела милостивую душу, простила хозяина и растёт ныне по всему огороду широко и привольно. (27)Но календулы, уголёчков этих радостных, нигде нет... (28)Пробовал сажать - одно лето поцветут, а на следующее уже нигде не всходят.

(29)Вот тут и гляди вокруг, думай, прежде чем худое слово уронить на землю, прежде чем оскорбить растение и благодать всякую.

(По В. Астафьеву)*

Свиристель - небольшая птица отряда воробьиных, имеющая мягкое шелковистое оперение, красные наконечники перьев на крыльях и пышный хохолок на голове.Астафьев Виктор Петрович (1924-2001) - русский прозаик, один из немногих писателей, кого ещё при жизни называли классиком. В его творчестве в равной мере воплотились две важнейшие темы отечественной литературы - военная и деревенская.

Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

Потому что рябинку-дичку пересаживали, а цветы нет.

Потому что у растений есть душа, и грубости они не терпят.

Потому что цветы были однолетними растениями.

Потому что рассказчик попросил прощения у цветов, а у рябинки-дички нет.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

Одну рябинку, росшую возле обочины современной бетонной дороги, на крутом повороте давило колёсами машин, царапало, мяло.

И вдруг стая свиристелей на неё сверху свалилась, дружно начали птицы лакомиться ягодой.

Дикая рябинка со своей благодарной и тихой душой услышала, приманила и накормила прихотливых лакомок-птичек, да и я однажды пощипал с веток ярких плодов.

Следом календула появляется и всё-то лето светится горячими угольями ярко-жёлтых соцветий.

4. Из предложений 7-12 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением - «приближение».

5. Из предложений 21-24 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В краткой форме прилагательного пишется столько Н, сколько пишется в этом слове в полной форме».

6. Замените устаревшее слово «ныне» в предложении 26 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

7. Замените словосочетание «бетонная дорога», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 27. Ответ:.

9. Среди предложений 26-28 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения..10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Минут за десять/1* наверное/2* хохлатые нарядные работницы обчистили деревце. Обработали деловые птахи дикую рябинку/3* а на те/4* что рядом росли/5* даже и не присели.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 22. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

В следующие осени/1* коли случалось свиристелям залетать в мой разросшийся по огороду лес/2* они уж привычно рассаживались на рябинке-дичке/3* а на деревца/4) привезённые из питомника/5* так ни разу и не позарились.

13. Среди предложений 7-12 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 17-21 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной

сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Г.Я. Солганика: «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Я. Солганика. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Вот тут и гляди вокруг, думай, прежде чем худое слово уронить на землю, прежде чем оскорбить растение и благодать всякую». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3. Как Вы понимаете значение слова СИЛЬНЫЙ (человек)? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Какого человека можно считать сильным», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Ответы к варианту 24 (ОГЭ-2015)

4 прилетят

5 невоздержанна

6 теперь <или> сейчас

7 дорога из бетона

10 12 <или> 21

12 12 <или> 21

Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде - очень распространённое явление, и свидетельствует оно о незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости.

По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш дурной поступок, каждое наше дурное слово отражаются на окружающих и враждебны самому дорогому, что есть на свете, - человеческой жизни. И сильный человек, понимая всё это, как раз и силён своим благородством и великодушием.

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно - это нужно, действительно нужно! Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

(По Д.С. Лихачёву) 138 слов

Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца Микротема1 Грубость в языке и поведении человека свидетельствует о его слабости и невоспитанности, а иногда и жестокости.

2 Сильный человек силён своим благородством и великодушием.

3 Учиться хорошей речи - долго, но необходимо, поскольку речь - важнейшее свойство личности.


Переставши слышать свой труд, любить его «звук», мы теряем себя.

Лучшие слова

«Жизнь сладка и печальна», - когда-то я скользнул по этой строчке Сомерсета Моэма и пропустил ее мимо памяти.

Но вот она вернулась ко мне и звучит, звучит грустной музыкой в усталой, стареющей душе.

Если писательство есть умение расставлять лучшие слова в лучшем порядке, английский классик владел этим умением в совершенстве. Да вот понимание сие приходит не вдруг, на закате дней приходит, когда всякое слово, всякая музыка звучат в одном только настрое, в значении особом, в смысле уже неоспоримом.

Худого слова и растение боится

По возвращении из краев далеких засаживал я свой огород в деревне всякой древесной разностью, допрежь всего рябинами и калинами. Одну рябинку, на слизневском утесе угнездившуюся, возле обочины современной бетонной дороги, на крутом заносе давило колесами машин, царапало, мяло. Решил я ее выкопать и увезти в свой одичавший огород.

Осенью дело было. На рябине уцелело несколько пыльных листочков и две мятых розетки ягод. Посаженная во дворе, под окном, рябинка приободрилась, летом зацвела уже четырьмя розетками. И пошла, и пошла в рост, детишек-поконов вокруг себя навыталкивала из земли столько, что и самой жить негде, и питаться нечем. Я обрубил, вычистил землю вокруг дикой рябинки, и давай она расти, крепнуть одним стволом. И каждое лето, каждую осень украшалась добавленно одной-двумя розетками и такая яркая, такая нарядная и уверенная в себе сделалась - глаз не оторвать!

А коли осень теплая выпадает, рябинка пробует цвести по второму разу. Застенчиво, притаенно высветит три-четыре белых розетки с сиреневым отливом.

Два года спустя привезли саженцы из городского питомника, на свободном месте я посадил еще четыре рябинки. Эти пошли вширь и в дурь. Едва одну-две розетки ягод вымучат, зато уж зелень пышна на них, зато уж листья роями, этакие вальяжные барышни с городских угодий.

А дичка моя совсем взрослая и веселая сделалась. Одной осенью особенно уж ярка и рясна на ней ягода выросла.

И вдруг стая свиристелей на нее сверху свалилась, дружно начали птицы лакомиться ягодой. И переговариваются, переговариваются - вот какую рябину мы сыскали, экую вкуснятину нам лето припасло. Минут за десять хохлатые нарядные работницы обчистили деревце. Одни обклевыши на розетках остались.

Обработали деловые птахи дикую рябинку, а на те, что из питомника, даже и не присели.

Думал я, потом, когда корма меньше по лесам и садам останется, птицы непременно прилетят. Нет, не прилетели.

В следующие осени, коли случалось свиристелям залетать в мой разросшийся по огороду лес, они уж привычно рассаживались на рябинку-дичку и по-прежнему на те питомниковые деревца, лениво вымучивающие по нескольку розеток, так ни разу и не позарились.

Есть, есть душа вещей, есть, есть душа растений. Дикая рябинка со своей благодарной и тихой душой услышала, приманила и накормила прихотливых лакомок-птичек. Да и я однажды пощипал с розеток ярких плодов. Крепки, терпки, тайгою отдают - не забыло деревце, где выросло, в жилах своих сок таежный сохранило. А вокруг рябины и под нею цветы растут - медуница-веснянка. На голой еще земле, после долгой зимы радует глаз. Первое время густо ее цвело по огороду, даже из гряд кое-где выпрастываются бархатные листья - и сразу цвесть, стебли множить. Следом календула выходит и все-то лето светится горячими угольями там и сям, овощи негде расти.

Тетка-покойница невоздержанна на слово была, взялась полоть в огороде и ну по-черному бранить медуницу с календулой. Я - доблестный хозяин - к тетке подсоединился и раз-другой облаял свободные неприхотливые растения.

Приезжаю следующей весной - в огороде у меня пусто и голо, скорбная земля в прошлогодней траве и плесени, ни медуницы, ни календулы нет, и другие растения как-то испуганно растут, к забору жмутся, под строениями прячутся.

Поскучнел мой огород, впору его уж участком назвать. Лишь поздней порой где-то в борозде, под забором увидел я униженно прячущуюся, сморщенно синеющую медуничку. Встал я на колени, разгреб мусор и старую траву вокруг цветка, взрыхлил пальцами землю и попросил у растения прощение за бранные слова.

Медуничка имела милостивую душу, простила хозяина-богохульника и растет ныне по всему огороду, невестится каждую весну широко и привольно.

Но календулы, уголечков этих радостных, нигде нет… Пробовал садить - одно лето поцветут, но уж не вольничают, самосевом нигде не всходят.

Вот тут и гляди вокруг, думай, прежде чем худое слово уронить на землю, прежде чем оскорбить Богом тебе подаренное растение и благодать всякую.

Свеча над Енисеем

Напротив села, на скале, обкатанной дождями и временем, похожей на запекшийся кулич, чуть ниже гор и отрогов скал, отдаляясь, скорее отскочив от прибрежного леса, растет береза. Я помню ее с детства. Она уже старая, но по росту все девушка - не хватило ни почвы, ни свету, ни размаха дереву.

Эта береза распочинает осень на левом, скалистом берегу Енисея: числа двадцатого - двадцать пятого августа приоткрывается на ней полоска едва видной прожелтины, и быстро-быстро, за несколько дней, от низу до верху вся береза сделается будто свечка восковая. Последним пламенем, словно ярким вскриком в оконце лета, заявит она о себе и сразу же отделится от мира, от леса, от реки и всего своего земного окружения.

Стоит деревце одиноко и тихо светится, молитвенно догорает. Только белый ствол, будто кость, с каждым утренником проступает все явственней, все отчетливей от корня до вершинки.

Но вот конец августа, завершение прошлогоднего лета. Вышел я на берег, нашел взглядом деревце, которому так и суждено вековать в девичьем облике. Зеленая стоит березка, разве что чуть приморилась, ужалась в себе.

Быть благодатной осени, извещает. Молчит святая душа березки, которую язык не поворачивается назвать бобылкой. Но ласточки уже улетели, в палисаднике моем со стороны солнца окалиной покрылись листья на черемухе.

Все равно быть осени, быть непогоде, все равно зазимиться и на сей раз за день облететь и погаснуть, но пока стоит, молчит тихая вещунья на голой скале.

Ниже ее в камне пещера таинственно щурится, под нею ключ шевелится, еще ниже Енисей под солнцем сиянием исходит, вроде бы и не шевелится, только дышит холодом, навевая предчувствие неминуемой осени.

Свечечка, родная, не зажигайся подольше, не сгорай дотла, пусть дни погожие и ясные дольше постоят, порадуют людей, их, кроме природы, уже некому и нечем радовать.

И останься за нами, красуйся, как и до нас красовалась на утесе. Гори и не гасни над Енисеем, над миром, в храме природы, негасимым желтым огоньком свеча вечности.

Благоговение

У коми-пермяков, как и у многих давних народов, еще не забывших себя и Бога, существуют тайные, торжественные, порой причудливые обычаи. Почти все они связаны с землей-кормилицей и природой, землю оберегающей, скотов и людей производящей.

Один из них, из обычаев, заключается в том, чтобы в момент цветения ржи никакая зараза о себе не заявляла, никакой крик, даже громкий разговор не проникали на ржаное поле, не достигали слуха его. В период цветения ржи не только от какого-либо шума, неблагоприятно сказывающегося на урожае, - следовало воздерживаться и от супружеских отношений, не стирать, не полоскать белье, не белить холста.

Самое цветение ржи, по поверьям пермяков, происходит в полдень. В старину в полдень люди прятались в избах, запирали двери, занавешивали окна, ложились в пологи и молчали. В это время никто не должен касаться голыми руками колосьев ржи, курить табак возле цветущего поля и производить какой-либо гам, тем более лаяться на земле.

Я почти четверть века прожил на Урале, прикипел к этой усталой, присмирелой земле, кажется, помню, понимаю, слышу и вижу, ощущаю пору цветения ржи, когда и в самом деле сделается тихо-тихо в селении, оно вдруг отдалится от всего и жители села, кого где застал полдень, сомлело замрут в себе. Только зарницы, томительные зарницы, сверкают, плещутся над лесами и полями, голубым и белым пламенем озаряя покорные колосья.

ВАРИАНТ 28 ОГЭ-2015

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14.

(1)Жил в станице старый-престарый дед. (2)Все давно позабыли его фамилию и имя, звали просто Гриничка...

(3)Дед Гриничка любил петь песни. (4)Сядет, бывало, на завалинку, зажмёт отполированный руками костыль и начинает петь. (5)Он пел хорошо, молодым, совсем не скрипучим, как у его односельчан, голосом, пел старинные казачьи песни. (6)Закрыв глаза, закинув простоволосую белую голову чуть назад, он мог выводить целыми днями, помогая песне плавными взмахами руки.

(7)Ребятишки всегда собирались вокруг него, ложились на траву, подперев кулачками непутёвые головы и пораскрыв рты, слушали, как сказку. (8)Песни плыли про удалых казаков, про ворогов окаянных, про Дон-батюшку. (9)Песен Гриничка знавал много и редко когда повторял одни и те же. (10)Говорят, что дед был лихим казаком-рубакой в молодости, за удаль награждён «Георгием», был запевалой в казачьей сотне от станицы.

(11)Он пел протяжно, с надрывом и какой-то нечеловеческой грустью. (12)Приходили его слушать нередко и взрослые: сядут вокруг деда, а Гриничка, никого не замечая, как бы разговаривая с самим собой, пел и пел...

(13)Его однополчане почти все перемёрли, оставшиеся охали и болели, а он, к удивлению всех, ужился со своей старостью. (14)Многие считали, что именно песни держали дух бодрым, худое тело – прямым, а глаза – острыми и молодыми.

(15)Жил Гриничка один в полуразвалившейся, крытой соломой хате. (16)Получал пенсию за убитых на войне сыновей, изредка забегала прибраться и постирать дочь, живущая на другом краю станицы. (17)Она, говорят, несколько раз уводила к себе жить старика, но проходило время, он опять возвращался на свою завалинку.

(18)Много историй и сказок знал дед, но все сказы начинал и завершал удалой или грустной песней. (19)Казалось, смежив глаза, представлял он себя молодым, чинно сидящим за столом заполошной казачьей свадьбы, или летел он на коне в атаку. (20)Тогда он вскакивал и показывал, как рубали австрияков.

(21)Шашки вон! – командовал старик, тряс узловатыми землистыми пальцами свой дубовый костыль и одним махом срубал метёлки жирной лебеды. (22)Потом садился, долго сидел бесшумный, что-то перебирая сизыми губами, отыскивая, как на чётках, нужный камушек, и как бы сама собой сначала тихо, потом всё сильней и отчётливей, неторопливо и просторно, как сама степь, с губ его текла песня, грустная, горькая, как полынь, о казачке, не дождавшейся мужа с войны, и сиротинушках детках её, напрасно убитой горлице, об умирающем ямщике и наказе его или ещё о чём-то таком, что сердце сводило печалью, навёртывалась горячая слеза. (23)Ребятня шмыгает носами и вытирает чумазыми ладошками большие, ещё глупые глазёнки...

(24)А Гриничка всё пел! (25)Постепенно голос его креп, старик вставал и, отмахнув корявые руки назад, как бы приглашал взглянуть на это прошлое... (26)Раскатисто, могуче пел о казачьих набегах и удалом Стеньке Разине.

(27)Жгуч и пронзителен взгляд из-под сивых и лохматых бровей! (28)И не приведи Бог, если он отыскивал в ком-то скрытую червоточину! (29)Ходили к нему, как на исповедь, ходили за негласным советом: как жить? (30)Чего стоишь? (31)Что можешь оста вить после себя?

(32)Когда Гриничка пел, теплела душа, и уходил дурман суетного дня, и каждый становился добрей и чище.

(По Ю. Сергееву)*

*Сергеев Юрий Васильевич (род. в 1948 г.) – современный русский писатель. Главной темой творчества является тема Родины.

Ответами к заданиям 2 – 14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которое следует записать в поле ответа в тексте работы.

2. В каком предложении текста содержится предположение , почему Гриничка «ужился со своей старостью»?

1) Говорят, что дед был лихим казаком-рубакой в молодости, за удаль награждён «Георгием», был запевалой в казачьей сотне от станицы.

2) Приходили его слушать нередко и взрослые: сядут вокруг деда, а Гриничка, никого не замечая, как бы разговаривая с самим собой, пел и пел...

3) Многие считали, что именно песни держали дух бодрым, худое тело – прямым, а глаза – острыми и молодыми.

4) Ходили к нему, как на исповедь, ходили за негласным советом: как жить? 

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Много историй и сказок знал дед, но все сказы начинал и завершал удалой или грустной песней.

2) Ребятишки всегда собирались вокруг него, ложились на траву, подперев кулачками непутёвые головы и пораскрыв рты, слушали, как сказку.

3) – Шашки вон! – командовал старик, тряс узловатыми землистыми пальцами свой дубовый костыль и одним махом срубал метёлки жирной лебеды.

4) Потом садился, долго сидел бесшумный, что-то перебирая сизыми губами, отыскивая, как на чётках, нужный камушек, и как бы сама собой сначала тихо, потом всё сильней и отчётливей, неторопливо и просторно, как сама степь, с губ его текла песня, грустная, горькая, как полынь, о казачке, не дождавшейся мужа с войны, и сиротинушках детках её, напрасно убитой горлице, об умирающем ямщике и наказе его или ещё о чём-то таком, что сердце сводило печалью, навёртывалась горячая слеза.

Ответ: ________________________________.

4. Из предложений 21-23 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

Ответ: ________________________________.

5. Из предложений 3-6 выпишите слово, в котором правописание -НН- определяется правилом: «В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишется НН».

Ответ: ________________________________.

6. Замените книжное слово «смежив» в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

Ответ: ________________________________.

7. Замените словосочетание «казачьи набеги» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ________________________________.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 6.

Ответ: ________________________________.

9. Среди предложений 7-11 найдите предложение, осложнённое однородными обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ________________________________.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных конструкциях.

Его однополчане почти все перемёрли, 1 оставшиеся охали и болели, 2 а он, 3 к удивлению всех, 4 ужился со своей старостью. Многие считали, 5 что именно песни держали дух бодрым, 6 худое тело – прямым, 7 а глаза – острыми и молодыми.

Жил Гриничка один в полуразвалившейся, 8 крытой соломой хате. Получал пенсию за убитых на войне сыновей, 9 изредка забегала прибраться и постирать дочь, 10 живущая на другом краю станицы. Она, 11 говорят, 12 несколько раз уводила к себе жить старика, 13 но проходило время, 14 он опять возвращался на свою завалинку.

Ответ: ________________________________.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 32. Ответ запишите цифрой.

Ответ: ________________________________.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Много историй и сказок знал дед, 1 но все сказы начинал и завершал удалой или грустной песней. Казалось, 2 смежив глаза, 3 представлял он себя молодым, 4 чинно сидящим за столом заполошной казачьей свадьбы, 5 или летел он на коне в атаку. Тогда он вскакивал и показывал, 6 как рубали австрияков.

Шашки вон! – командовал старик, 7 тряс узловатыми землистыми пальцами свой дубовый костыль и одним махом срубал метёлки жирной лебеды.

Ответ: ________________________________.

13. Среди предложений 22-28 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ________________________________.

14. Среди предложений 27-32 найдите сложное предложение с подчинительной и сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ________________________________.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста М.В. Панова: «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, ..., слово, словосочетание, предложение... И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами М.В. Панова.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Когда Гриничка пел, теплела душа, и уходил дурман суетного дня, и каждый становился добрее и чище». 

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3. Как Вы понимаете значение слова КРАСОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое красота» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для изложения

Красота окружающего мира: цветка и полета ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица – вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека, потом неизбежно началась отдача. Изображение цветка или оленя появилось на рукоятке боевого топора. Изображение солнца или птицы украсило берестяное ведёрко либо первобытную глиняную тарелку. Ведь до сих пор народное искусство носит ярко выраженный прикладной характер. Всякое украшенное изделие – это прежде всего изделие, будь то солонка, дуга, ложка, трепало, салазки, полотенце, детская колыбелька...

Потом уж искусство отвлеклось. Рисунок на скале не имеет никакого прикладного характера. Это просто радостный или горестный крик души. От никчемного рисунка на скале до рисунка Рембрандта, оперы Вагнера, скульптуры Родена, романа Достоевского, стихотворения Блока, пируэта Галины Улановой...

(По В.А. Солоухину) 191 слово

ОТВЕТЫ

ВАРИАНТ 28 ОГЭ-2015

Проверка задания 1

Информация о тексте для сжатого изложения

абзаца

Микротема

Красота окружающего мира постепенно накапливалась в душе ч еловека, потом неизбежно началась отдача, выражающаяся прежде всего в украшении быта.

Потом искусство отвлеклось и перестало носить прикладной хара ктер, став радостным или горестным криком души.

Проверка заданий 2 – 14

задания

ответы

2

3

4

бесшумный

5

отполированный

6

сомкнув <или> закрыв

7

набеги казаков

8

он мог выводить

9

10

341112 <или> любая другая последовательность этих цифр

11

12

13

14

  1. Задумайтесь, что для Вас означает слово “природа”? Красота или ресурс удовлетворения потребностей? Как природа взаимосвязана с жизнью человека? В предложенном для анализа тексте В. П. Астафьев предлагает читателю поразмышлять о проблеме бережного отношения человека к природе. Обидев колким словом медуницу с календулой, он даже не задумался о том, какую боль он причинил растению, которое не […]...
  2. Дружба в жизни человека играет важную роль. Ведь мы не можем жить без друзей так, как нам всегда надо с кем-то посоветоваться или поделиться какой-то новостью. Что такое настоящая дружба и какую роль она играет в жизни человека? Над этой проблемой размышляет В. П. Астафьев. Автор убеждает нас в том, что друзья людям несомненно нужны […]...
  3. С давних времен человек и природа тесно взаимосвязаны. Мы не знаем, какой видели природу в прошлом веке. Но мы можем ее представить по тем картинам, которые нам дали в своих произведениях И. Тургенев, Л. Толстой, И. Бунин… Люди научились добывать огонь, строить жилища и создавать орудия труда. Человек подчинил себе саму природу. Провозгласив себя царем […]...
  4. Астафьев замечательный русский писатель 20-го века. Его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе. Автор в своем произведении ставит актуальную проблему: воздействие природы на душу человека. В небольшом по объему, но емком по содержанию тексте писатель рассуждает о том что природа способна побудить человека к размышлениям о скоротечности времени:”…и самая бесценная, бескорыстно дарованная […]...
  5. Сочинение ЕГЭ по тексту В. Солоухина. Это Сочинение по одной из наиболее популярных проблем ЕГЭ. Рассматривая взаимоотношения природы и человека, автор вслед за известным публицистом приходит у выводу о необходимости бережно относиться к природным богатствам. В текст сочинения “Природа и человек” включены аргументы ЕГЭ, взятые из художественной литературы. В предложенном тексте русский публицист В. Солоухин […]...
  6. Роман В. Астафьева относится к онтологической прозе, проблемы взаимоотношений природы и человека являются центральными в произведении. Форма повествования в рассказах, выбранная В. Астафьевым определила дискретность романа: каждая новелла содержит определенную ситуацию, конфликт, который разрешается в финале рассказа, но, тем не менее, художественная целостность романа сохраняется благодаря развитию объединяющих авторских тем. Две центральные темы романа – […]...
  7. К чему ведет жестокое, потребительское отношение к природе? Достигло ли человечество черты, перейдя которую ему грозит самоуничтожение, или все же есть надежда пробудить в сердцах ответственность ради сохранения нашей уникальной планеты? Российский писатель В. П. Астафьев заставляет читателя задуматься над этими насущными вопросами. Автор поднимает проблему варварского отношения человека к окружающему живому миру. Он с […]...
  8. Вступление Известный поэт, Василий Федоров, в одном из своих стихотворений призывал ввести непогрешимый культ “природы”. Зачем? Дело в том, что связь между человеком и окружающим его миром сегодня разрывается. “Сильный мира сего” забыл простую истину: потеряв природу, люди постепенно теряют себя и свои нравственные устои. Проблема, которую поднял автор текста Виктор Астафьев поднимает в […]...
  9. Я считаю, что человечность это, прежде всего, осмысленное и гуманное отношение к окружающим. Доброта, любовь, забота – качества определяющие настоящего человека. Ведь именно это отличает нас от зверей. Только человек может сочувствовать чужому горю, или наоборот порадоваться успеху другого человека. Для того что бы это доказать приведу пример из текста и из жизни. Так, например, […]...
  10. Чтобы однажды в доме том Перед дорогою большою Сказать: – Я был в лесу листом! Н. Рубцов В 70-е и 80-е годы нашего столетия лира поэтов и прозаиков мощно звучала в защиту окружающей природы. Писатели выходили к микрофону, писали статьи в газеты, отложив работу над художественными произведениями. Они отстаивали наши озера и реки, леса и […]...
  11. “Царь-рыба” В. Астафьева Человек и природа, их единство и противоборство – стержневая тема “Повествования в рассказах” Виктора Астафьева. Пожалуй, никогда еще проблема взаимоотношений человека и природы не стояла так остро, как в наше время. И это не случайно. “Нам не привыкать к потерям, – писал С. Залыгин, – но только до тех пор, пока не […]...
  12. Есть ли люди, которые не уважают труд и старания других людей? Выдающийся русский писатель Виктор Петрович Астафьев раскрывает проблему неуважительного отношения к людям. В предложенном для анализа тексте автор говорит о том, что нередко люди проявляют неуважение друг к другу. Для понимания данной проблемы важны примеры из текста, один из которых является собственным примером рассказчика. […]...
  13. В момент проговаривания персонажем внутреннего монолога, мы понимаем, каков его характер, а не только чувства и мысли. Приведу примеры на основе текста В. П. Астафьева. Во-первых, в предложениях 13 и 19 мы видим, как главный герой очень сильно хочет есть и как подозревает своего напарника в том, что тот один съест их общую макаронину. Это […]...
  14. Какие нравственные уроки усваиваются лучше всего? Те, которые преподает нам жизнь, особенно в тяжелое кризисное время. Они остаются надолго в памяти и служат ориентиром в жизни. Об одном из таких уроков, преподанном молодому солдату пожилым бойцом, рассказывает в предложенном тексте В. П. Астафьев. Писатель, как исследователь человеческих душ, прошедший через огненные годы войны, поднимает важную […]...
  15. Природа в литературе играет далеко не самую последнюю. С помощью наделенной автором живописностью природы, мы можем увидеть, ка она идеально подчеркивает образ, действия или события в произведении. Природа в “Слове…” наделена своим особым символизмом. Изумительно тонкой и мощной связью наделил автор природу с людьми. Благодаря слиянию природы с героями, действиями, происходящими перед битвой, читатель может […]...
  16. В центре нашего внимания текст выдающегося советского и российского писателя Виктора Петровича Астафьева описана проблема роли музыки в нашей жизни, силы ее воздействия на человека. Автор размышляет над этой проблемой и рассказывает читателям о чудодейственной силе музыки в жестоком и трудном мире. Виктор Петрович говорит, что духовное песнопение позволяет его сердцу и мыслям очиститься, открыться […]...
  17. Текст известного писателя В. П. Астафьева наводит на размышление о возможном исчезновении из нашей жизни такого понятия, как бескорыстие. Не уничтожат ли “высоковельможные чиновники” скромность и честность в людях? Виктор Петрович поднимает одну из важнейших проблем современности – человеческое бескорыстие. Для привлечения внимания читателя писатель повествует притчу о парнях, живущих среди природы, вдали от “оголтелого […]...
  18. Известный писатель В. П. Астафьев в своем тексте задается сложным философским вопросом: до каких пор человек будет с содроганием относиться к внезапной мысли о скоротечности жизни? Чтобы подойти ближе к ответам на вечные вопросы бытия, Виктор Петрович проводит параллель между осенью жизни человека и природы. По мнению автора, горестно опадающий на холодную землю лист подобен […]...
  19. Еще с самого детства сказки учат детей жить в полной гармонии с природой. Нет ни одного ребенка, у которого бы не было любимой игрушки – зверя. Дети считают животных самыми дорогими и верными друзьями. Всю красоту и Явления природы описывают и многие писатели, пытаясь приблизить человека к ее истокам. Ведь в природе существует тесная связь […]...
  20. 1. Образ рыбака-браконьера. 2. Поединок человека с рыбой. 3. Нравственное очищение человека природой. Иди, рыба, иди! Поживи сколько можешь! Я про тебя никому не скажу!” – молвил ловец, и ему сделалось легче. В. П. Астафьев В рассказе показан один день из жизни умелого рыбака-браконьера Зиновия Игнатьича Утробина, который жил в сибирском поселке Чуш на Енисее. […]...
  21. Могут ли близкие отношения строиться на неуважении одного человека другим? Каково быть с человеком, который не любит, а позволяет себя любить? Я задумалась над этими серьезными вопросами после прочтения текста В. Астафьева. В центре внимания автора проблема взаимоотношения между близкими людьми. Астафьев раскрывает данную проблему на примере жизни инвалида войны и его супруги. “Инвалид был […]...
  22. К сожалению, в современном мире люди все больше и больше отрываются от природы. Это грустно и неприятно, но в этом мало удивительного. Концентрация людей, которые проживают в городах, постоянно растет. В свою очередь, города представляют собой места с ограниченным количеством природы. Таким образом, человек отрывается от природы, начинает чувствовать себя чем-то другим, чем природа, хотя […]...
  23. Жанна д’Арк, Иисус Христос, Моисей, этот список можно еще продолжить. Все эти люди отдавали себя народу, не щадили собственных сил, чтобы помочь людям. Но люди не всегда готовы были благодарить их за добро. Но разумно ли это, любить, спасать народ, а взамен быть сожженным на костре или распятым на кресте? В предложенном для анализа тексте […]...
  24. Как человек должен относиться к природе – вот вопрос, над которым рассуждает Г. Черников. Автор раскрывает данную проблему на примерах из повседневной жизни, когда человека наказывают силы природы по его же вине. Публицист убежден в том, что большинство катастроф происходит из-за разгильдяйства и халатного отношения человека к природе. Г. Черников призывает нас задуматься над своей […]...
  25. Природа – это наша мать, верный друг и самый ярый союзник. Относится к природе и ее дарам нужно не только бережно, но и с любовью. Ведь каждое дерево, каждый маленький цветок – это прекрасная жизнь. Автор текста поднимает проблему взаимоотношения с природой. Он считает, что природа выступает как друг человека, помогает преодолевать одиночество, учит мудрости […]...
  26. Проблема, которую поднял автор текста Современный писатель-прозаик А. П. Владимиров в своем тексте поднимает проблему взаимоотношений человека с природой. В век научно-технического прогресса по-прежнему актуален вопрос о единстве человека и природы. Невозможно представить жизнь на Земле без животных растений, но проблема состоит в том, что часто человек вредит живой природе, не задумываясь о последствиях. Текст […]...
  27. Музыка считается вещью настолько удивительной, что сердце умеет слушать все, что она говорит! Иногда человеческая душа остается глухой, а все потому, что важно дорасти до понимания умной серьезной музыки! Проблема, связанная с восприятием музыкального произведения и зависимостью чуткости человеческой души к мелодии от общей культуры развития личности, затронута в данном тексте. Проблема, которую поднял автор […]...
  28. А. Пьерон говорил: “Ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека”. Мне хотелось бы начать свое сочинение-рассуждение с понятия человека. Что есть человек? Это существо, которое стоит на самой высокой ступени развития жизни, он является субъектом общественной и исторической деятельности. Кроме того, человек – это своеобразная система, где объединяются физическое и психическое […]...
  29. Настоящее искусство затрагивает самые глубокие душевные струны, оно способно пробуждать светлые чувства, дарить незабываемые мгновения. Подлинное искусство нейтрализует отрицательные эмоции и очищает душу. Порой только истинное искусство способно возродить волю к жизни. Оно может окрылять, заставлять совершенствоваться и думать о смысле бытия. Искусство обогащает духовно, расширяет горизонты представлений об окружающем нас мире. Огромное достоинство искусства […]...
  30. Горит весь мир, прозрачен и духовен, Теперь-то он поистине хорош, И ты, ликуя, множество диковин В его живых чертах распознаешь. Н. А. Заболоцкий В творчестве известного русского поэта Н. А. Заболоцкого центральное место отведено теме природы. Писатель вырос в живописной сельской местности. Впечатления от этих мест, от красоты окружающего мира он сохранил на всю жизнь […]...
  31. Если вы живете в городе, то задумайтесь, как часто вы видите землю? Я говорю не про парки и клумбы, а про настоящие леса, равнины, поля. На данный момент, в нашей стране около семидесяти трех процентов населения живет в городах. Люди ведут сумасшедший образ жизни: постоянная работа, шумный транспорт, толпы людей. У них не остается времени […]...
  32. В предложенном тексте Дмитрием Сергеевичем Лихачевым поднимается такая проблема, как интеллигентность человека. Она продолжает оставаться актуальной в современное время. Раскрытие проблемы проводится в тексте на основе стереотипов, царствующих в обществе, а так же на личном жизненном опыте автора. Кроме этого, помогают развивать мысль множество риторических вопросов, также используемых в рассуждении. Дмитрий Сергеевич в своем тексте […]...
  33. Как влияет на человека весенний лес? Многие из вас были в весеннем лесу, и вы, наверное, замечали, что лес влияет на человека, что-то меняет в нем. Вот и в предложенном тексте Г. Н. Троепольский поднимает проблему влияния природы на человека. Затронутая автором проблема актуальна в любое время, ведь природа влияет на человека круглогодично. В то […]...
  34. Зачастую нам не удается вовремя осознать силу той любви, которую испытывает в наш адрес самый близкий нам человек – наша мама. Подобное отношение не есть показателем черствости и равнодушия. Порой присутствие в нашей жизни мамы становится настолько привычным для ребенка, что он и представить себе не может ее отсутствия. Он думает, что мама будет в […]...
  35. А. де Сент-Экзюпери Эрнест Миллер Хемингуэй – крупнейший американский писатель XX века, лауреат Нобелевской премии. Это был неповторимый, талантливый человек, мужественно и вольно проживший свою жизнь, не раз подтвердивший оброненную когда-то фразу: “Я ничего не боюсь”. Создатель известных всему миру романов “Прощай, оружие!”, “По ком звонит колокол”, Хемингуэй писал повести, рассказы, стихи, был прекрасным журналистом. […]...
  36. В центре нашего внимания текст Михаила Михайловича Пришвина, русского писателя и публициста, в котором описана проблема доброго и сострадательного отношения к природе. Размышляя над этой проблемой, автор рассказывает читателям историю, произошедшую ранней весной. Мануйло вместе с детьми отправляется на охоту за глухарями. Проходя по лесу, люди наслаждаются природой и понимают, что она прекрасна. Но выйдя […]...
  37. Я считаю, что данное высказывание известного литературного критика Виссариона Белинского можно отнести к разделу обществознания – философии. Это вполне логично, так как это высказывание затрагивает весьма важные проблемы не только в науке, но и в жизни, – человек, природа и общество. Объяснить мой выбор темы достаточно легко: эта тема мне интересна, и она является одной […]...
  38. Первые поэтические опыты Б. Пастернака сближали его с авангардными исканиями футуристов. Некоторое время поэт даже входил в состав “Центрифуги” – футуристической поэтической группировки, которая довольно сдержанно относилась к отрицанию культуры прошлого. Но уже второй сборник “Поверх барьеров” (1916) отразил своеобразие пастернаковского голоса среди молодых авангардистов. Своеобразие это состояло, прежде всего, в философском осознании единства человека […]...
  39. Владимир Солоухин – автор многих текстов о значении природы для человека. Он затрагивает важную проблему взаимоотношений человека и окружающей среды. Чем дальше развивается человечество, тем меньше оно перестает заботиться о природе. Недальновидному человеку кажется, что богатства природы никогда не закончатся. “На мой век хватит” – рассуждают многие и спешат взять от окружающей среды по максимуму, […]...
  40. В данном тексте Сергей Иванович Сивоконь поднимает проблему качеств, характерных для талантливого человека. В предложениях 1-2 говорится о том, что главное качество талантливого человека – это любовь к людям и своему делу. Действительно, без этих качеств невозможно раскрыть свой талант, не возможно даже узнать о его существовании. Это два больших кита, на которых держится все […]...

Проверочный диктант по теме: «Сложное предложение» .

Ночь в Балаклаве

В конце октября, когда дни ещё по-осеннему ласковы, Балаклава начинает жить своеобразной жизнью. Уезжают обременённые чемоданами последние курортники, которые в течение долгого здешнего лета наслаждались солнцем и морем, и сразу становится просторно, свежо и по-домашнему деловито, как будто уехали нашумевшие непрошеные гости.

Поперёк набережной расстилаются рыбачьи сети, и на полированной булыжниками мостовой они кажутся нежными и тонкими. Капитаны рыболовецких баркасов точат иступившиеся белужьи крючки, несмотря на то, что в магазинах большой выбор рыбацких принадлежностей. А у каменных колодцев, где беспрерывно серебряной струйкой лепечет вода, судачат, собираясь в свободные минуты, темнолицые женщины, местные жительницы.

Опускаясь за море, садится солнце, и вскоре звёздная ночь, сменяя короткую вечернюю зарю, обволакивает землю. Весь город погружается в глубокий сон, и наступает тот час, когда ниоткуда не доносится ни звука. Лишь изредка хлюпает вода о прибрежный камень, и этот одинокий звук ещё более подчёркивает ничем не нарушаемую тишину. Чувствуешь, как ночь и молчание слились в одном чёрном объятии. Нигде, по-моему, не услышишь такой совершенной, такой идеальной тишины.

(По А. Куприну) (161 слово)

Грамматические задания.


  1. Произведите полный синтаксический разбор СПП.
Вариант 1.

В конце октября когда дни ещё по-осеннему ласковы Балаклава начинает жить своеобразной жизнью.

Вариант 2.

А у каменных колодцев где беспрерывно серебряной струйкой лепечет вода судачат собираясь в свободные минуты темнолицые женщины, местные жительницы.


  1. В4. Выпишите из текста слово, разберите его по составу:
Вариант 1 .

Из первого абзаца: причастие, образованное от глагола совершенного вида с НН в суффиксе.

Вариант 2.

Из второго абзаца: прилагательное с НН, где одна Н является частью корня, а вторая – суффиксом.


  1. Из предложений второго абзаца выпишите слова:
Вариант 1 . В2

с чередующейся безударной гласной.

Вариант 2. В3

Правописание которых определяется правилом: В приставках, оканчивающихся на З-(С-), перед глухой согласной, пишется С, перед звонкой - З

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Стемнело. На западе погасли просветы между деревьями. Морозная надвигающаяся тьма обступила лощину. Тут было тихо, но ночной ветер гулял по вершинам сосен, лес шумел то убаюкивающе-певуче, то порывисто и тревожно. По лощине тянул не видимый уже глазом, тихо шуршащий, покалывающий лицо снежок.

Неопытный в лесных делах, Алексей не позаботился заблаговременно ни о ночлеге, ни о костре. Застигнутый кромешной тьмой, ощущая невыносимую боль ву разбитых натруженных ногах, он не нашел в себе силы идти за топливом, забрался в густую хвойную поросль молодого сосняка и замер, жадно наслаждаясь наступившим покоем и неподвижностью.

Он спал как каменный, не слыша ни ровного шума сосен, ни уханья филина, стонавшего где-то у дороги, ни далекого воя волков – ничего из тех лесных звуков, которыми была полна густая и непроницаемая, плотно обступившая его тьма.

(По Б.Полевому.)

Задания:

1. Подчеркните грамматические основы сложного предложения.

2. Составьте схему однородных членов с повторяющимся союзом (на выбор).

3. Подчеркните неоднородные определения в одном из предложений.

4. Подчеркните как член предложения один причастный и один деепричастный оборот.

Контрольное сжатое изложение элементами сочинения

По возвращении из краев далеких засаживал я свой огород в деревне всякой разностью, прежде всего рябинами и калинами. Одну рябинку, на утесе угнездившуюся, возле обочины современной бетонной дороги, на крутом заносе давило колесами машин, царапало, мяло. Решил я ее выкопать и увезти в свой одичавший огород.

Осенью дело было. На рябине уцелело несколько пыльных листочков и две мятых розетки ягод. Посаженная во дворе, рябинка приободрилась, летом зацвела уже четырьмя розетками. И пошла, и пошла в рост. И каждое лето, каждую осень украшалась сверх того одной - двумя розетками и такая яркая, такая нарядная и уверенная в себе сделалась – глаз не оторвать!

Два года спустя привезли саженцы из городского питомника, на свободном месте посадил я еще четыре рябинки. Эти пошли вширь и в дурь. Едва одну – две розетки вымучат, зато уж зелень пышна на них.

А дичка моя совсем взрослая и веселая сделалась. Одной осенью особенно уж ярка и обильна на ней ягода выросла.

И вдруг стая свиристелей на нее сверху свалилась, дружно начали птицы лакомиться ягодой. И переговариваются – вот какую рябину мы сыскали, экую вкуснятину нам лето припасло. Минут за десять хохлатые нарядные работницы обчистили все дерево. Обработали деловые птахи дикую рябинку, а на те, что из питомника, даже не присели.

Есть, есть душа вещей, есть, есть душа растений. Дикая рябинка со своей благодарной и тихой душой услышала, приманила и накормила прихотливых лакомок-птичек. Да и я однажды пощипал с розеток ярких плодов. Крепки, терпки, тайгой отдают – не забыло деревце, где выросло, в жилах своих сок таежный сохранило.

(По В.Астафьеву)

Подготовка к домашнему сочинению в жанре эссе

1)Когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор, на нижней площадке лестницы я увидел мать. (2)Я, вспомнив про конверт, подумал, что она, видно, не стерпела и принесла его с собой.

(3)Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики, и с заметным волнением, как-то еще более усиливавшим ее жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов. (4)Некоторые из них, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.

(5)Приблизившись, я хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой, но не весёлой улыбкой, позвала меня. (6)Я, хоть мне и было ужас как стыдно перед товарищами, подошёл к ней.

(7)- Вадичка, мальчик, - старчески глухо заговорила она, протягивая мне конверт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, касаясь пуговицы моей шинели, - ты забыл деньги, мальчик, а я думаю - испугается, так вот - принесла.

(8)Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни. (9)Но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.

(10)Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза. (11)Я же, сбежав по уже опустевшей лестнице и открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, оглянулся и посмотрел на мать. (12)Однако сделал это не потому вовсе, что мне стало ее сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется. (13) Мать все так же стояла на площадке и, печально склонив свою голову, смотрела мне вслед. (14) Заметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой и конвертом так, как это делают на вокзале. (15)И это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.

(16)На дворе ко мне подошли несколько товарищей, и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал. (17)Я, весело смеясь, ответил: «Это обнищавшая гувернантка пришла с письменными рекомендациями».

(18)Уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать еще меньше, стукая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к воротам. (19)И я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.

(20)Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.

(По М.Агееву)

*Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли орфографии.

Помогите Антону доказать свою точку зрения.

Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Зачем нужна орфография?»

Обдумывая теоретические положения своей работы, прочитайте ещё раз текст

и найдите необходимые примеры использования орфографических правил, аргументирующие ваши мысли.

В сочинении-рассуждении приведите из прочитанного текста два примера, иллюстрирующих разные орфографические правила.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте частичное цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Контрольное тестирование №1

I вариант

A. Сложные предложения могут быть союзными, сложносочиненными, сложноподчиненными.

Б. Простые предложения могут соединяться в сложные с помощью интонации и союзов или союзных слов.

B. Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи интонации (без союзов и союзных слов).

2. Союз, связывающий части сложного предложения Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре, является...

A. подчинительным
Б. соединительным

B. разделительным
Г. противительным

3. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких?

A. и, да (в значении и), ни - ни, тоже

Б. или (иль), либо, то ~ то, не то - не то

B. а, но, да (в значении но), однако, зато, же

Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели желтые круглые листья и, промокая, ложились на мокрую траву луга.

A. простое

Б. сложносочиненное

B. сложноподчиненное
Г. бессоюзное

A. Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в сторону удаляющегося человека.

Б. Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон.

B. Собрав последние остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до нее шагов двести, сели отдыхать на шпалы.

A. Улыбка была слабая, чуть заметная, и, несмотря на улыбку, строгое выражение глаз не изменилось.

Б. В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише.

B. Впереди были люди и, следовательно, бояться мне было нечего.

7. В предложение Деревья сбросили листву, и не слышно птичьих голосов вставьте общий второстепенный член и запишите полученное предложение.

8. Прочитайте предложение Выпал снег и.... Продолжите его дважды, добавив:

а) однородное сказуемое;

Б) простое предложение.

9. Запишите предложение Надвинулась туча, и подул сильный ветер, вставив обособленный оборот после союза и.

10. Присоедините последнее простое предложение к предыдущему союзом и. Запишите полученное предложение

Приближался теплый фронт, облака не выдержали его натиска, треснули, из них повалил снег.

11. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены):

[безличное], и [двусоставное].

А. На земле на небе и всюду кругом было спокойно и ничто не предвещало непогоды.

Б. Каждый цветок был похож на знакомый мне мак и от них пахло весной.

В. На площади открыли киоск и там теперь продают газеты и журналы.

12. Спишите предложения, расставляя знаки препинания

A, Я ни на минуту не заставил его дожидаться тотчас сел на лошадь и мы выехали за ворота крепости.

Б. Темнело и сбоку несло речным холодом.

B. Из лесу доносится протяжный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук похожий на чей-то голос.

Г. Деревья сбросившие свой летний наряд тучи низко плывущие над землей дождь моросящий холодный обычные картины глубокой осени и они милы моему сердцу.

а) [двусоставное], и [безличное];

б) [безличное], [однако... двусоставное];

в) [безличное], и [безличное].

2 вариант

1. Какие из следующих утверждений верны?

A. Простые предложения, объединяясь в сложное по смыслу, обладают интонационной законченностью.

Б. Сложные предложения бывают союзные и бессоюзные.

B. Союзные сложные предложения бывают сложносочиненными и сложноподчиненными.

2. Прочитайте предложение Голова болела, сознание же было ясное, отчетливое. Простые предложения соединены в нем в сложное при помощи...

A. подчинительного союза
Б. союзного слова

B. сочинительного союза
Г. интонации

3. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором одно явление противопоставляется другому?
A. и, да (в значении и), ни - ни, тоже

Б. или (иль), либо, то - то, не то - не то

B. а, но, да (в значении но), однако, зато, же

4. Определите вид предложения Стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель.

A. простое

Б. сложносочиненное

B. сложноподчиненное
Г. бессоюзное

5. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.

A. Смешно сказать, более часа мы проплутали в знакомом лесу и вернулись, как говорится, с пустыми руками.

Б. Споров больше не затевалось, а напротив, после обеда все были в самом хорошем расположении духа.

B. Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться на них.

6. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

A. В избушке, распевая, дева прядет, и, зимний друг ночей, трещит лучина перед ней.

Б. Но вот во ржи и по основному полю пробежала первая волна, рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.

B. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики и, может быть, где-нибудь белеет ландыш.

7. В предложении Днем дул легкий ветерок и перепадал снежок опустите общий второстепенный член и запишите полученное предложение.

8. Прочитайте предложение Отец заправил бензином машину и.. Продолжите его дважды, добавив: а) однородное сказуемое; б) простое предложение.

9. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены):

[безличное], и [безличное].

A. Небо заволокло тучами и дождю конца не видится.

Б. Объявили об окончании обеденного перерыва и приступили к прополке свеклы.

B. Становилось темно и мы долго плутали по лесу.

10. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

А. Мальчики сидели за столом склонив головы и произнося шепотом слова выполняли по-видимому какую-то работу и я старался им не мешать.

Б. Ветер срывал листья с деревьев и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.

В. Уже вечерело и народ возвращался с полей.

Г. Его добрые глаза светились ясным светом и худое лицо казалось прекрасным.

11. Запишите предложение, вставив обособленный оборот после союза и.

К вечеру небо очистилось от туч, и ночь обещала быть холодной.

12. Присоедините последнее предложение к предыдущему союзом и. Запишите полученное предложение.

Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит, повисли перлы дождевые, солнце нити золотит.

13. Придумайте и запишите предложения, структура которых соответствует схемам:

а) [безличное], [зато... двусоставное];

б) [двусоставное], [также... двусоставное];

в) [неопределенно-личное], и [двусоставное]



Читайте также: