Курсовая работа инфотейнмент как жанр современной тележурналистики. Инфотейнмент как универсальная телевизионная форма Инфотейнмент в политических коммуникациях пример

Современный мир перенасыщен различного рода информацией, которую широкой публике не всегда бывает легко воспринимать. Журналисты постоянно ищут такие способы подачи материала, чтобы заинтересовать ими массы. В последнее время в медиасфере все чаще применяют приемы инфотейнмента. Это уникальная разновидность современной культуры со своими особенностями и функциями.

Подробнее о понятии

Инфотейнмент (infoteiment) - заимствованное из английского языка слово, которое образовалось из двух слов «information» и «entertainment», в русском варианте «информация» и «развлечение».

Инфотейнмент - это новый способ работы современных СМИ, когда информация подается в развлекательной форме. С помощью театрализации и игры журналисты привлекают зрителя или читателя, заостряют его внимание на конкретном вопросе.

Инфотейнмент - это и метод работы маркетологов, иных экономических агентов, с помощью которого они формируют потребительский спрос на определенные товары или услуги.

Под инфотейментом также понимают целую культуру, отражающую тенденции развития современного общества. Это мощный инструмент в арсенале СМИ, с помощью которого и создаются мнения и тренды.

Истоки возникновения

Новый культурный феномен возник в 80-х годах XX столетия в Америке. Тогда начали стремительно снижаться, и редакторы телепередач применили формат инфотейнмента на практике: упор в отборе материала делался на социально важных и культурных темах. В эфире стали меньше использовать официальные и сухие выражения, которые и делали информацию скучной и тяжелой для восприятия. Больше внимания уделялось деталям, интересующим публику: предметам одежды, походке, манерам. Лексикон репортеров и ведущих ток-шоу стал более живым, эмоциональным и противоречивым.

Первой телепередачей, воплотившей в себе приемы инфотейнмента, стала американская программа «60 минут». В ней впервые ведущий участвовал в репортаже вместе с его героями. Таким образом зрители могли узнавать не только определенную информацию, но и скрытое мнение о ней самого рассказчика, которое он выражал жестами, мимикой или случайными, на первый взгляд, усмешками. Это был уже не беспристрастный монолог, а противоречивый диалог со множеством мнений и точек зрения.

С этого времени новости разделились на два вида: информационные и развлекательно-информационные. В первых сообщались точные и объективные факты, во вторых - эти же самые факты помещались в яркую оболочку, которая собирала массу людей у экранов и повышала рейтинги.

Особенности и признаки

Когда-то журналисты задавались следующим вопросом: «Что рассказать общественности?» Сегодня эта дилемма звучит так: «Как рассказать это интересно и увлекательно?» На этот вопрос и отвечает система инфотейнмента с огромным арсеналом разнообразных приемов. Для новой культуры СМИ характерны следующие признаки:

  • развлекательность и информативность;
  • главенство формы;
  • некоторое пренебрежительное отношение к содержанию;
  • эмоциональность и экспрессивность;
  • фрагментарное представление информации;
  • привлекательный визуальный ряд;
  • ориентация на коммерцию;
  • сочетание различных жанров и стилей.

Инфотейнмент - это, прежде всего, способ привлечения публики к тому или иному каналу связи. В погоне за высокими всячески изворачиваются, изобретая новые формы предоставления информации. Основной упор делается на игре и зрелищности, что придает содержанию эмоциональность и азартность. Это цепляет публику, завораживает ее, ведь ей интересно узнать, что будет дальше, чем все закончится.

В создании инфотейнмента очень важен творческий, нестандартный подход. Скучные новости или научные факты должны подаваться так, чтобы у читателя или слушателя возникло чувство непринужденности и свободы. Именно поэтому на современном телевидении очень много ток-шоу, где ведущий и приглашенные гости дискутируют на различные общественно важные темы. Очень часто все превращается в так называемый «балаган», где все стараются перекричать друг друга, однако это тоже часть привлечения большого количества зрителей.

Функции инфотейнмента

Современный культурный феномен выполняет множество функций. Чем-то они напоминают основные задачи СМИ, которые связаны с обществом и его развитием.

Инфотейнмент преследует следующие цели:

  • информативную;
  • развлекательную;
  • коммуникативную;
  • образовательную;
  • привлекает и удерживает внимание публики;
  • удовлетворяет потребности общества;
  • формирует определенное поведение и мнение;
  • упрощает информацию.

Почему это так актуально?

Людям очень сложно ориентироваться в бурном потоке информации, ведь ее слишком много. Теряясь в разнообразии новостей и открытий, они понемногу отчаиваются, оказываются неспособными воспринимать новый материал. Здесь на помощь приходит инновационный журналистский метод, представляющий информацию в легкой, непринужденной форме. Он избавляет людей от страха постоянно поступающих сведений, формирует у них определенное мнение об актуальных событиях.

Критичные мнения

Инфотейнмент в журналистике применяется повсеместно. Однако мнение насчет его использования весьма неоднозначно. Многие исследователи считают, что СМИ уделяют слишком много внимания развлекательности своих продуктов, вовсе не обращая внимания на содержание. Считается, что информативность в них сведена к минимуму, публика не извлекает полезные и важные для нее сведения. Такие СМИ многие журналисты относят к некачественным каналам связи, которые не выполняют своих основных функций, а преследуют лишь коммерческие цели.

Инфотейнмент в различных видах СМИ

Прежде всего, огромна роль инфотейнмента на телевидении, ведь именно здесь он был представлен впервые. Сегодня практически каждая передача является развлекательно-информативной, выполняет все функции и задачи этого метода.

Популярным телевизионным продуктом новой культуры стали различные ток-шоу. Это передачи, на которых приглашенные медийные личности и эксперты обсуждают актуальную в данный момент тему. Ток-шоу появились в Америке, где их ведущие - самые знаменитые и уважаемые журналисты страны. На российском телевидении этот тип передач также очень популярен. В основном, предмет обсуждения участников - социальные и политические темы.

Инфотейнмент применяется в различных познавательных передачах или документальных фильмах. Обычно это сюжеты о том, как производится тот или иной продукт. Такие фильмы являются и рекламой, привлекающей потенциальных потребителей. Публику посвящают в процесс производства того или иного товара. А знание технологии изготовления повышает доверие потребителей к товару. Можно сказать, фильмы такого рода соединяют в себе функции инфотейнмента в образовании и маркетинге. С одной стороны, они информируют общество, а с другой - внушают ему необходимость приобретения того или иного продукта.

В основном, в печатных СМИ этот способ подачи информации применяется в освещении светских новостей и сплетен. Общепринято считать, что инфотейнмент - оружие «желтой» прессы. Однако в современной действительности это не так, деление различных периодических изданий на качественные и таблоидные весьма условное. Главная цель печатных СМИ, как и телевизионных, - увеличение тиража, следовательно, ориентирование на потребности массовой аудитории.

Важным элементом создания инфотейнмента в прессе является заголовок статьи, ведь именно он бросается в глаза в первую очередь. Для достижения максимальной выразительности журналисты трансформируют известные пословицы, афоризмы или поговорки. Распространена также персонификация названия рубрик, например, «Час кино с Анатолием». В статьях делают акцент на разговорных словах и выражениях, что придает речи естественность.

Очень часто инфотейнмент в различных видах СМИ переплетается с инфотейнментом в политике, так как эта тема является предметом самых горячих и противоречивых дискуссий.

Инфотейнмент в России

На отечественном телевидении инфотейнмент появился после перестройки. Впервые его приемы были реализованы Леонидом Парфеновым в известной телепередаче того времени «Намедни». Создатели информационно-развлекательного контента ориентировались на опыт и наработки американских коллег. Основной акцент был сделан на разнообразии жанров и мнений, которые органично переплетались между собой в рамках одного проекта.

Сегодня информационно-развлекательный контент занимает значительную долю российского телевидения. Главными телеканалами, выпускающими такие передачи, стали "НТВ", «Россия» и «Первый канал».

Самые популярные и удачные примеры реализации

Помимо уже упомянутых телепередач и ток-шоу, существует множество иных примеров инфотейнмента на российском телевидении:

  • «Коллекция глупостей» на канале "НТВ";
  • «Хочу верить» на канале "СТС";
  • «Специальный корреспондент» на канале «Россия»;

Телепродукты «Первого канала»:

  • «Поле чудес»;
  • «Что? Где? Когда?»;
  • «Пусть говорят»;
  • «ПрожекторПерисХилтон» и многие другие.

Безусловно, потенциал развития инфотейнмента невероятно велик, в том числе, и в России. В каждой стране он приобретает свои, оригинальные особенности, однако глобализация сводит все к одному: удовлетворению запросов аудитории.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Анализ становления и развития развлекательного телевещания как специфического вида творческой деятельности. Особенности типологии развлекательных программ на российском телевидении. Роль ведущего в вечернем ток-шоу на примере программы "Вечерний Ургант".

    дипломная работа , добавлен 11.07.2015

    История развития сферы тележурналистики. Особенности процесса подготовки и создания авторской программы на российском телевидении. Анализ авторских программ на телевидении. Роль индивидуальности журналиста в успешности подхода и организации программы.

    статья , добавлен 10.05.2010

    Развитие темы путешествий в условиях российского телевидения. Особенности методов воздействия программ телепутешествий на современное общество. Познавательные функции: правдоподобность и близость к действительности. Качество подачи видеоматериала.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2015

    Молодежное телевидение: общая характеристика. История вопроса: появление молодежных программ на российском телевидении. Развитие молодежного телевидения. Специфика молодежных телеканалов. Популярные передачи современного телевидения и их анализ.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2016

    Ток-шоу как особый жанр телевизионной журналистики, появление и процветание на российском телевидении. Виды ток-шоу, различия в драматургии. Особенности подготовки программы. Главные личностные качества, которыми должен обладать ведущий телепередач.

    курсовая работа , добавлен 16.07.2012

    Основные свойства телевидения как СМИ. Специфика информационно-аналитической программы "Главное" с Никой Стрижак на телеканале "Пятый". Роль ведущего, описание профессиональных качеств и имиджа Ники Стрижак. Жанровое своеобразие и тематика передачи.

    дипломная работа , добавлен 10.11.2017

    Анализ специфики телевизионных новостей. Структура выпуска новостной программы. Особенности языка информационной программы. Сравнительный анализ новостных программ "24 часа" и "Сегодня" на белорусском телевизионном канале "СТВ" и российском - "НТВ".

    курсовая работа , добавлен 03.04.2016

    Авторское право и плагиат. Примеры плагиата на телевидении. Закупка телевизионных форматов на международных телевизионных рынках. Анализ факторов, необходимых для создания успешной адаптации зарубежного телевизионного формата на примере популярных шоу.

    дипломная работа , добавлен 25.01.2017

ИНФОТЕЙНМЕНТ - читателю все равно, с помощью каких методов, жанров вы расскажите все-все о наводнении в Якутске, авиакатастрофе по Иркутском и т. д. Испытывал ли на себе журналист ситуацию или нет, дополнил рассказ статистическими данными, узнал исторические закономерности явления... Именно инфотейнмент дает возможность играть гранями события, высвечивать тот или иной аспект, 8-10 новостными гранями. Вот что такое инфотейнмент. А уже право читателя - прочитать о событии все или какую-то часть. Но в любом случае - мимо такой новостной раскрутки он не пройдет.

В журналистике сегодня работать сложно, но безумно интересно. Материал любого объема требует по-настоящему творческой работы, поиска формы, шлифовки содержания.

Один из таких методов «ИНФОТЕЙНМЕНТ» - разыгрывание новости. Вот как была разыграна новость по поводу недопущения американского авиалайнера в российское воздушное пространство. Новость разыграна следующим образом:

1) фотография лучшего в мире авиалайнера;

2) тактико-технические данные самолета МД-11 (производство американской фирмы «Макдонелл - Дуглас»);

Информация о ситуации (Разворачивай оглобли! - примерно так сказал российский диспетчер американскому летчику, осуществившему перелет через океан». Автор З. Лобанова);

График маршрута рейса Атланта - Токио, выполненный ИТАР - ТАСС;

Что такое воздушный коридор и воздушная трасса? Разъясняющая заметка;

Новость - одна, но насколько грамотно, многомерно, профессионально она разыграна. Три автора, ИТАР - ТАССовский график, история проблемы, технические данные лайнера, заметка - разъяснение «что такое воздушный коридор».

Теперь представьте этот же газетный объем, но выданный сплошняком. Даже если бы он был разбит на внутренние подзаголовки, но написан одним автором. Именно участие нескольких авторов, индивидуальный стиль каждого создают выпуклость и наполненность данного явления.

Еще пример разыгрывания новости. «Сергею Доренко грозит три года тюрьмы»1 . С данной новостью ситуация такова: телеведущий Сергей Доренко катался на своем мотоциклу в пешеходной зоне «Крылатское». Прогуливающийся с семьей капитан 1 ранга Валерий Никитин сделал «лихачу» замечание, а в ответ - мотоциклист совершил наезд на офицера. Эти мотоциклистом был популярный телеведущий Сергей Доренко. В таком варианте новость обошла все печатные издания и электронные каналы. Но лучше и интереснее всех это сделала «Комсомолка». Опять же, новость панорамируется, делается выпуклой, идет многоходовое ее решение:

1) из досье «КП» - биографические данные капитана 1 ранга Валерия Никитина;

2) фотография капитана Никитина;

3) интервью А. Евтушенко с капитаном Никитиным;

4) комментарий В. Баранца с вице - адмиралом Михаилом Барсковым;

5) заявление диванной партии «КП» «Почему молчит президент?» И. Коца;

6) карта - схема «Как это случилось в «Крылатском»;

7) комментарий адвоката (что грозит Сергею Доренко, если наезд был? Если же Доренко был пьян, усугубляет ли это его вину? Как должна была действовать милиция после происшествия?);

8) В. Варенов «На каком мотоцикле был Доренко?» - техническая характеристика мотоцикла Доренко;

9) фото А. Жданова с подклишовкой: «Теперь Сергею Доренко придется дать «Интервью» следователю».

Итак, 9 новостных компонентов, 6 авторов и каждый со своим новостным отрезком. После такой точной, выверенной новостной раскрутки, тщательной, скурпулезной, читатель может вынести вердикт: виновен! И на фоне всего этого протест гражданина Доренко смешон и наивен: «Считаю все происходящее со мной политической провокацией, укладывающейся в цепочку политических провокаицй против прессы в последнее время». Как говорится, без комментариев!

Новостные аспекты в разыгрывании новостей - безграничны. Пример этого - разворот «Картина дня» - «Кто в Турции нужнее - русские туристы или чеченские террористы?» Раскручивается ситуация по поводу захвата террористами одной из лучших гостиниц Стамбула, но уже к традиционным рубрикам «свидетельство заложника», «Из досье «КП», «Звонок в турфирму», «Взгляд с шестого этажа», подверстывается новая рубрика «КП» - «Вопрос дня»: «Вы не боитесь лететь в Турцию?»

Чем привлекателен «инфотейнмент»? Высоким творческим потенциалом. Невольно напрашиваются параллели: разыгрывание новостей - разыгрывание спектакля. Действительно, у каждого журналиста своя роль и каждый неповторим в ее исполнении: тональности, оттенки, окраска, звучание. А в итоге - новостной спектакль - полоса.

/ от

В современном информационном мире мы наблюдаем «тектонические» сдвиги, которые происходят на разных уровнях развития журналистской отрасли: это касается способов и методов работы журналистов; технологий, используемых в работе СМИ; способов доставки информации, которые к настоящему времени претерпели существенные изменения; правовых и этических стандартов и. д.

Серьёзной и обсуждаемой проблемой в теории и практике журналистики является рост текстов СМИ, созданных в формате инфотейнмента на радио, телевидении, периодике и в интернет-СМИ.

Инфотейнмент (infotainment) - понятие, которое возникло в результате объединения двух английских слов: information и entertainment (информация и развлечение). Инфотейнмент - это симбиоз информации и развлечения. Это стиль преподнесения сообщения, когда серьезные события, действия, или идеи подаются в развлекательной, непринужденной, легкой, даже ироничной форме или с оттенком развлекательности.

Инфотейнмент - это форма, а не содержание.

Формат инфотейнмента родился в США в 1980-х годах и практиковался на телевидении. Рейтинги новостных программ общефедеральных каналов США были низкими, и именно поэтому возникла необходимость изменения принципов отбора и размещения информации в выпуск. Так постепенно новости разделились на информационные и информационно-развлекательные. Нил Шапиро, продюсер NBC, считал, что зрителю должно быть интересно не только слушать, но и смотреть. Рон Ховард, один из теоретиков инфотейнмента, считает, что важнее как , а не что преподносится аудитории. И именно этот принцип стал основой для такого формата не только в электронных, но и печатных СМИ.

Болгарский профессор Любомир Стойков приходит к выводу, что «инфотейнмент - дитя постмодернизма, чьи черты нашли выражение в различных сферах культуры. Постмодернистская ситуация в медиатексте означает смешение документального и художественного дискурса: реальное подвергается различным трансформациям, включается в условный контекст, который, в сущности, интереснее самой информации. Одна из особенностей постмодернистского медиатекста - то, что он не столько отражает действительность, сколько её моделирует - в полном смысле слова создаёт новую реальность, причём без угрозы санкции. Акцент при программировании передачи - это интертекстуальность, виртуальные декорации и всевозможные виды визуальных и лексических игр. Полиэкран из символа постмодернистской эстетики превращается в матрицу для нового типа телевизионной развлекательности» .

Инфотейнмент представляет собой своего рода игру, в которую СМИ вовлекают аудиторию и предлагают ей информационно-развлекательное меню, являющее собой по сути суррогат реальности. А игра, по меткому выражению М. Бахтина, есть «мир-перевёртыш, инобытие, где жизнь… разыгрывает другую свободную форму своего существования».

Всё это характерно для таблоидной журналистики, в чьи задачи входит именно игра, развлечение, эмоциональное воздействие на аудиторию. Концепции таких изданий отличаются высокой степенью таблоизации, эксплуатацией темы человека как существа биологического, они не представляют интереса в плане взаимодействия с аудиторией, организации информационного обмена, но «существуя в специфической постсоветской информационно-политической среде, они время от времени используются как инструменты пропаганды». Проблема состоит в том, что подобные каналы распространения информации, выполняя рекреативную функцию, трансформируют, форматируют ценностную картину мира человека. Меняют устоявшуюся систему ценностей, переориентируя индивида на маргинальное отношение к базовым моральным категориям.

Инфотейнмент как способ отражения реальности в журналистике имеет свои разновидности. По справедливому замечанию исследователя В. А. Евдокимова, «познавая этот симбиоз сообщения и шутки, аудитория в одних коммуникативных ситуациях узнает о чем-то новом, интересном или приподнимает завесу над каким-либо острым взаимодействием, а в других − получает суррогат журналистской мысли». Отталкиваясь от этого замечания, все медиатексты, «выполненные» в формате инфотейнмента, можно условно поделить на конструктивные и деструктивные. И те, и другие ориентированы в большей степени на эмоциональность, визуальность, клиповость, диктат которых мы и наблюдаем в медиатекстах таблоидной журналистики не только федеральной, но и региональной. Однако есть несколько нюансов. В случае с конструктивным инфотейнментом читатель получает текст в красивой, удобоваримой, легкоусваиваемой упаковке с достаточной степенью информативности для целевой аудитории издания: так, например, верстается небольшой текст, вокруг которого располагаются вспомогательные элементы: инфографика, фотографии, коллажи, врезки. И акцент по большей части сделан именно на эти вспомогательные элементы, на визуальную составляющую материала. Такие медиатексты могут нести полезную информацию, удовлетворяя не только интересы, но и потребности аудитории, однако преподносится всё в достаточно простой доступной форме. В случае с деструктивным медиатекстом читателю предлагается тот самый «суррогат журналистской мысли». В нём акцент делается исключительно на эмоции, на «эксплуатацию темы человека как существа биологического», когда новости превращаются в объект любопытства. В таких материалах нет места анализу того или иного явления действительности. Как правило, всё сводится к констатации факта, в котором суть смещена на задний план, поглощена какой-либо яркой, привлекающей деталью, подробностью, каким-либо персонажем, участвующем в новости. Однако всё это обусловлено спецификой в том числе журналистской работы в конкретном издании, где наблюдается диктат деструктивного инфотейнмента.

Успех инфотейнмента основывается на элементарной человеческой потребности удовлетворения эмоциональных нужд. Хороший инфотейнмент вызывает восклицание, создает чувство и ощущение чего-то.

Такие материалы, выполненные в формате инфотейнмента, безусловно, привлекают внимание, однако важна не только форма преподнесения материала, но и содержание.

Сегодня на телевидении практически не осталось жанров, которые бы не затронул инфотейнмент: информационно-аналитические, новостные, репортажные, очерковые. Инфотейнмент становится наиболее популярной формой при создании телевизионных программ. Большинство продюсеров в борьбе за рейтинг и популярность проекта делают ставку именно на инфотейнмент.

Но следует отметить, что инфотейнмент становится уже не только форматом телепрограммы, но и спецификой всего канала. Один из самых ярких примеров –телеканал СТС. Анализ сетки вещания позволяет сделать вывод, что это не только «развлекательный» канал. На телеканале СТС есть программы, составляющие не только его развлекательную компоненту, но и информационную.

Но в любом случае на данном этапе развития можно утверждать, что формат канала СТС – инфотейнмет.

Стремительно «ворвавшийся» на телевидение и сильно изменивший его облик, инфотейнмент сегодня может использоваться не только для создания телепрограмм любого жанра, но и стать особенностью всего телеканала. Поэтому сегодня инфотейнмент является уже универсальной телевизионной формой.

Теги: , https://сайт/wp-content/uploads/2015/06/bhanu532_l.2.jpg 425 600 Leonid Borislavsky /wp-content/uploads/2018/05/logo.svg Leonid Borislavsky 2015-06-24 12:11:32 2015-06-24 07:29:56 Инфотейнмент как универсальная телевизионная форма

В маркетинге всегда и все делалось с оглядкой на потребителя. В последнее время, все делается еще и с пониманием его системы ценностей. Теперь компании рассматривают людей не просто как потребителей (покупателей и пожирателей), а как людей, наделенных мыслями, эмоциями, душой. Это отражается на всем маркетинге и серьезные изменения видны и на разных уровнях маркетинговой журналистски: это касается способов и методов работы журналистов; маркетинговых технологий, используемых в работе с аудиторией; способов доставки информации; правовых и этических стандартов и т. д.

Впрочем, многие сочинители контента эту ориентацию на ценности потребителя понимают довольно условно. Бесконечные разговоры про какой-то

Контент-маркетинг – процесс привлечения и удержания клиентов путём постоянного создания контента с целью управления поведением потребителей

Википедиа

Серьёзное журналистское сообщество воспринимает с дрожью. И я их понимаю! Вместо качества коммуникаций и диалога, троллить клиентов текстами с целью их зомбирования – это не выдержит никто. Такой подход просто убивает коммуникацию. Сегодня журналисты заняты другим – они пробуют новые форматы, принципы и подходы к коммуникации, в первую очередь, ориентированные на эмоциональное и интеллектуальное вовлечение потребителей в коммуникацию и диалог.

Нативные тексты, инфографика, интерактивы, ответы на вопросы (вместо потока текстов и "продающих" заголовков) – коммерческая журналистика сегодня занята этим. В этой статье, речь пойдет о таком формате подачи контенте, как . Если кто не знает, в общем и целом,

Инфотейнмент (infotainment) – это симбиоз информации и развлечения и представляет собой стиль преподнесения сообщения, когда серьезные события, действия или идеи подаются в развлекательной, непринужденной, легкой, даже ироничной форме или с оттенком развлекательности

Немого истории

Понятие инфотейнмент возникло в результате объединения двух английских слов: information и entertainment (информация и развлечение), а сам формат контента в стиле инфотейнмента родился в США в 1980-х годах. Рейтинги новостных программ общефедеральных каналов ТВ были низкими, и именно поэтому возникла необходимость изменения подходов в отборе и принципов размещения информации. Так постепенно, в начале, новости, а потом и ТВ-каналы разделились на:
  • информационные;
  • информационно-развлекательные.
Нил Шапиро, продюсер NBC, считал, что зрителю должно быть важно не не только слушать новости, но и смотреть на то, как они преподносятся. Рон Ховард, один из теоретиков инфотейнмента, вообще считает, что важнее "как", а не "что" преподносится аудитории. И именно этот принцип стал основой для такого формата не только в электронных, но и печатных СМИ, а позднее и в маркетинговой журналистике при генерации контента.

Что это такое?

Инфотейнмент – это информация, представленная целевой аудитории в виде развлечения, за счёт подбора материала и(или) способа его оформления. Это интерпретация информации и ее подача, вместо потока данных. Базовые принципы очень просты:

  • развлекать и учить лучше, чем рекламировать и продавать;
  • история из жизни лучше, чем рассказ о предмете маркетинга;
  • притча, шутливый рассказ лучше, чем нудное повествование;
  • интервью с лидером лучше, чем констатация собственного мнения;
  • ток-шоу лучше, чем повествовательная программа;
  • интерактив и соучастие аудитории в обсуждении лучше, чем презентация;
  • эмоциональный репортаж с места события лучше, чем пересказ очевидца;
  • авторское видео с происходящим процессом лучше, чем инструкция по пользованию.
Основной отличительной чертой инфотейнмента является апелляция к эмоциям аудитории. Он представляет собой своего рода игру, в которую специалист вовлекают аудиторию и предлагают ей информационно-развлекательное содержание. А игра, по меткому выражению М. Бахтина:
Мир-перевёртыш, инобытие, где жизнь… разыгрывает другую свободную форму своего существования».

Бахтин, М. М. "Эстетическое наследие и современность".
Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1992. Т. 2. 368 с.

По справедливому замечанию исследователя В. А. Евдокимова:
Познавая этот симбиоз сообщения и шутки, аудитория в одних коммуникативных ситуациях узнает о чем-то новом, интересном или приподнимает завесу над каким-либо острым взаимодействием, а в других – получает суррогат журналистской мысли.

Евдокимов, В. А. "Инфотеймент в масс-медиа: панацея от скуки и эрзац дискуссии"
Наука о человеке: гуманитарные знания. - № 5, 2010. - с. 215

Инфотейнмент - это форма, а не содержание. Это стиль, а не информационный поток. Это упаковка той мысли, которую необходимо донести до аудитории. Однако, наличие мысли для маркетингового контента – обязательно.

Виды инфотейнмента

Сегодня инфотейнмент характерен для таблоидной и коммерческой маркетинговой журналистики, в чьи задачи входит именно эмоциональное воздействие на аудиторию. Сам же инфотейнмент имеет де разновидности – все медиатексты можно условно разделить:
  • на конструктивные
  • и деструктивные.

Конструктивный

В случае с конструктивным инфотейнментом читатель получает текст с достаточной степенью информативности для целевой аудитории и в красивой, удобоваримой, легкоусваиваемой форме. Такие медиатексты, помимо развлечения, несут полезную информацию, удовлетворяя не только интересы, но и потребности аудитории. Так, например, верстается небольшой содержательный и полезный для целевой аудитории текст, вокруг которого располагаются вспомогательные элементы: инфографика, фотографии, коллажи, врезки, иллюстрирующие и подтверждающие транслируемое журналистское мнение и информацию. Акцент по большей части сделан именно на доказательность и убедительность, которые и помогают передать эти вспомогательные элементы, а еще, на визуальную составляющую материала.

Пример того, как в развлекательной форме не акцентируя можно напомнить о бренде, рассказать о тенденции в цвете и развлечь, можно посмотреть . А на фото – кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию", иллюстрирующий пример того, как важна тема безопасности сбережений преподносится убедительно, но в развлекательной форме.


Деструктивный

В случае с деструктивным инфотейментом нет места журналистскому анализу того или иного явления действительности. Как правило, всё сводится к констатации факта, в котором суть, смещенная на задний план, поглощена какой-либо яркой, привлекающей деталью, подробностью. Часто информация не важна или отсутствует совершенного и на ее место выдвинуты:
  • Экшен;
  • ВАУ-эффект;
  • Скандал;
  • Персонаж, участвующий в событии, новости.
Чаще всего такой материал строится по принципу: в лид-абзаце или на первой полосе - броская, привлекающая внимание и вызывающая любопытство фотография и тизер материала. Материалы с такими «кричащими» тизерами, заголовками и хэдлайнами, безусловно, привлекают массового читателя. Кроме того, часто можно встретить двусмысленные тизеры и заголовки, которые сначала могут вызвать у читателя недоумение, но потом, когда прочитаем материал, оно исчезает. Часто тизер, лид-абзац или первая полоса построены "на спекуляции".


Далее идет текст, с довольно поверхностной проработкой материала, вокруг которого группируются эмоциональное окрашенные врезки, фотографии и т. д. Отмечу, что этот вид инфотейнмента не содержит как такового анализа информационного повода, а представляет собой лишь констатацию и описание того, что происходило и кто являлся участниками события. Более того, налицо тяготение к сенсационной, скандальной форме преподнесения факта.

Проблема деструктивного инфотейнмента состоит в том, что подобные форматы и методы подачи информации, выполняя рекреативную функцию, трансформируют, форматируют ценностную картину мира человека. Меняют устоявшуюся систему ценностей, переориентируя индивида на маргинальное отношение к устоявшимся в обществе моральным категориям.


Не очень понятно? Умные и образованные, а также те, кто уже успел сформировать барьер восприятия такого контента это просто это "не видят" – их ценностная картина мира дру-га-я, они и не могу это воспринять! Остальные из интересных нам представителей ЦА, сталкиваясь с плохим качеством товаров и услуг, как правило, стоящим за подобным информационным контентом, очень быстро учатся не потреблять и не воспринимать маргинальное.

Сознательные потребители же маргинального контента, часто и увы, не имеют возможности платить за большинство из предлагаемых и продвигаемых на рынке товаров и услуг или сознательно отказываются от их потребления в пользу низкопробных маркетинговых продуктов. Таким образом, Подобный контент работает только на молодых и не устоявшихся, извращая и деградируя их. Писать, к примеру, в рекламе: "на районе" – это сознательный прием деструктивного инфотейнмента, в надежда получить только внимание маргинальных.

Преимущества инфотейнмента

Имеющий признаки наивности, инфотейнмент проще принимается и усваивается целевой аудиторией. Ориентирован в большей степени на эмоциональность, визуальность, клиповость, диктат которых мы и наблюдаем сегодня в медиатекстах таблоидной и коммерческой маркетинговой журналистике.
Успех инфотейнмента основывается на элементарной человеческой потребности удовлетворения эмоциональных нужд. Хороший инфотейнмент вызывает восклицание, создает чувство и ощущение...

Стойков, Л. "Гедонистическая функция медий: инфотейнмент и реалити-шоу"
Relga, 2007, № 4.

Контент для маркетинга, выполненный в формате инфотейнмента, безусловно, привлекает внимание, однако важна не только форма преподнесения материала, но и содержание.

2 302 просмотра



Читайте также: