Что меня удивляет в поэзии маяковского. Сочинение: Серебрянный век русской поэзии. Творчество Маяковского. Что такое сатира

Творчество Маяковского и по сегодняшний день остается выдающимся художественным достижением русской поэзии нач. XX ст. Его произведения не лишенные идеологических перекосов и пропагандистской риторики, но они не могут перечеркнуть объективной значимости и масштаба художественного таланта Маяковского, реформаторской сути его поэтических экспериментов, которые для современников, да и для потомков поэта ассоциировались с революцией в искусстве.

Маяковский родился в Грузии, где минуло его детство. После смерти отца в 1906 г. семья перебралась в Москву, где Маяковский вступил в 4-ий класс Пятой московской гимназии. В 1908 г. его отчислили оттуда, а через месяц Маяковского арестовала полиция в подпольной типографии Московского комитета РСДРП. На протяжении следующего года его еще дважды арестовывали. В 1910-1911 г. Маяковский занимался в студии художника П. Келина, а потом учился в Училище живописи, познакомился с художником и поэтом Д. Бурлюком, под влиянием которого формировались авангардистские эстетические вкусы Маяковского.

Первые стихи Маяковский написал в 1909 г.в тюрьме, к которой попал через связь с подпольными революционными организациями. Стихи поэта-дебютанта были написаны в довольно традиционной манере, которая подражала поэзии русских символистов, и сам М. сразу же от них отказался. Настоящим поэтическим крещением для М. стало его знакомство в 1911 г. с поэтами-футуристами. В 1912 г. M. вместе с другими футуристами выдал альманах «Пощечина общественным вкусам» («Пощёчина общественному вкусу»), подписанный Д. Бурлюком, О. Крученых и В. Маяковским. Со стихами Маяковского «Ночь» («Ночь») и «Утро» («Утро»), в которых в эпатажно дерзкой манере провозглашал разрыв с традициями русской классики, призвал к созданию нового языка и литературы, такой, которая бы отвечала духу современной «машины» цивилизации и задачам революционного преобразования мира. Практическим воплощением декларированных Маяковским в альманахе футуристических тезисов постоянная постановка в петербургском театре «Луна-парк» в 1913 г. его стихотворной трагедии «Владимир М.» («Владимир М.»). Лично автор выступил режиссером и исполнителем главной роли - поэта, который страдает в ненавистном ему современном городе, который калечит души людей, которые хотя и избирают поэта своим князем, но не способны оценить принесенную им жертву. В 1913 г. Маяковский вместе с другими футуристами осуществил большое турне городами СССР: Симферополь, Севастополь, Керчь, Одесса, Кишинев, Николаев, Киев, Минск, Казань, Пенза, Ростова, Саратов, Тифлис, Баку. Художественной интерпретацией программы нового искусства футуристы не ограничивались и старались внедрять у жизнь свои лозунги практически, в частности даже одеждой и поведением. Их поэтические выступления, посещение кофеен или даже обычная прогулка по городу нередко сопровождались скандалами, потасовкой, вмешательством полиции.

Под знаком увлечения футуристическими лозунгами перестройки мира и искусства находится все творчество М. дореволюционного периода, ее характеризует пафос возражения буржуазной действительности, которая, по мнению поэта, морально калечит человека, осознание трагедии существования человека в мире наживы, призывы к революционному обновлению мира: стихи «Пекло города» («Адище города», 1913), «Нате!» («Нате!», 1913), сборник «Я» (1913), поэмы «Облачко в штанах» («Облако в штанах», 1915), « Флейта-Позвоночник» (« Флейта-Позвоночник», 1915), «Война и мир» («Война и мир», 1916), «Человек» («Человек», 1916) и др. Поэт резко возражал Первую мировую войну, которую характеризовал как бессмысленную кровавую бойню: статья «Гражданская шрапнель» (Штатская шрапнель», 1914), стихе «Война объявлена» («Война объявлена», 1914),(«Мама и убитый немцами вечер», 1914) и др. С саркастической иронией поэт относится к лицемерному миру бюрократов, карьеристов, которые дискредитируют честную работу, чистая совесть и высокое искусство: («Гимн судье», 1915), «Гимн ученому»,(«Гимн ученому», 1915), «Гимн хабарю» («Гимн взятке», 1915) и др.

Вершиной дореволюционного творчества Маяковского есть поэма «Облачко в штанах», какая стала своеобразным программным произведением поэта, в которой он наиболее четко и выразительно изложил свои мировоззренческие и эстетичные установки. В поэме, которую сам поэт называл «катехизисом современного искусства», провозглашаются и в образной форме конкретизируются четыре лозунга: «Прочь ваша любовь», «прочь ваш порядок», «прочь ваше искусство», «прочь вашу религию» - «четыре вопля четырех частей». Сквозным лейтмотивом через всю поэму проходит образ человека, который страдает от неполноты и лицемерности бытия, которое его окружает, который протестует и стремится к настоящему человеческому счастью. Начальное название поэмы - «Тринадцатый апостол» - было перечеркнуто цензурой, но именно оно более глубоко и точно передает основной пафос этого произведения и всего раннего творчества Маяковского. Апостол - это учений Христоса, призван внедрять у жизнь его учения, но в М. этот образ быстрее приближается к тому, который позднее появится в знаменитой поэме О. Блока «Двенадцать». Двенадцать - это традиционное число ближайших учеников Христоса и появление в этом ряде тринадцатого, «лишнего» за библейскими канонами, апостола воспринимается как вызов традиционному мирозданию, как альтернативная модель нового мировозрения. Тринадцатый апостол Маяковского - это и символ революционного обновления жизни, к которому стремился поэт, и вместе с тем метафора, способна передать настоящий масштаб поэтического явления спикера нового мира - Маяковского.

Тогдашняя поэзия Маяковского порождает не просто отдельные нелады и недостатки современного общества, она порождает самую возможность его существования, основоположные, коренные принципы его бытия, приобретает масштаб космического бунта, в котором поэт ощущает себя равным Богу. Поэтому в своих желаниях было подчеркнуто антитрадиционность лирического героя Маяковского. Доходило к максимальным эпатажам, так, что, казалось бы давали «пощечины общественному вкусу», требовали у парикмахера «причесать он ухо» («Ничто не понимал...»), становится на корточки и лает по-собачьему («Вот так я сделался собакой... «) и с вызовом заявляет: «Я люблю смотреть, как умирают дети...» («Я»), бросает у зал во время выступления: «я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам...» («Нате!»). Вместе с высоким ростом и громким голосом Маяковского все это создавало неповторимый образ поэта-борца, апостола-предвестника нового мира. «Поэтика раннего Маяковского, - пишет О. Мясников, - это поэтика грандиозного.

В его поэзии тех лет все предельно напряжено. Его лирический герой ощущает себя способным и обязанным решать не только задачаи переустройства собственной души, а и всего человечества, задача не только земные, а и космические. Гиперболизация и сложная метафоризация - характерные особенности стиля раннего Маяковского. Лирический герой раннего Маяковского чувствует чрезвычайно неуютно в буржуазно-мещанскому среде. Он ненавидит и пренебрегает всех, кто мешает Человеку из прописной буквы жить по-человечески. Проблема гуманизма - одна из центральных проблем раннего Маяковского.

Разделы: Литература

Тема. В.Маяковский. Жизнь, творчество, личность поэта. Дооктябрьское творчество. Маяковский в Армавире.

Цели урока:

  • познакомиться с неизвестными страницами биографии, личностью и ранним творчеством В.Маяковского, новаторством его лирики, вспомнить ранее изученное о поэте;
  • развивать речь, творческие способности учащихся, умение анализировать стихотворения;
  • воспитывать интерес к литературе и истории родной страны, родного города, любовь к родному слову.

Форма урока: урок - ролевая игра с использованием мультимедиа.

Оборудование к уроку:

урок проводится в компьютерном классе, на экране высвечиваются слайды фотографий В.Маяковского, его семьи, друзей, тексты его стихотворений, запись чтения стихов самим автором и известными артистами, страницы пребывания поэта в Армавире.

ХОД УРОКА

Эпиграф

Я сам расскажу о времени и о себе…
И чувствую – “я” для меня мало.
Кто-то из меня вырывается упрямо.
В.Маяковский

1. Вступительное слово учителя.

Творчество Маяковского всегда было предметом острых споров. Споры эти носят не только узколитературный характер – речь идёт о взаимоотношениях искусства и действительности, о месте поэта в жизни. Маяковский прожил сложную жизнь, никогда от жизни не бегал, с юности эту жизнь творил и переделывал. Маяковский – одно из ярчайших имён в литературе XX века.

О Маяковском написано очень много. Мнения о нём часто полярны. Перед вами лежат листочки с тремя высказываниями о Маяковском. Давайте познакомимся с ними.

Чтение высказываний о Маяковском. (Приложение 1)

Не спешите соглашаться с каким-либо мнением, сначала прослушайте материал урока, а потом сделайте вывод.

А сейчас давайте вспомним, кто написал эти строки.

Крошка сын
к отцу пришёл,
и спросила кроха:
- Что такое
хорошо
и что такое
плохо?

Всем известны эти строки с детства. Это В.Маяковский. Оказывается, его творчество нам знакомо с раннего детства. Сегодня мы узнаем новые страницы жизни и творчества, личности поэта, вспомним ранее изученное, почитаем его ранние произведения, узнаем о пребывании Маяковского в нашем городе.

Эпиграфом к уроку станут слова В.Маяковского “Я сам расскажу о времени и о себе…”. И ещё одни строки: “И чувствую – “я” для меня мало. Кто-то из меня вырывается упрямо”. Вы услышите на уроке строки из биографии поэта, написанной самим Маяковским, которая так и называется “Я сам”. Это рвущееся наружу “я” невозможно не заметить в его автобиографии.

Сегодняшний урок - ролевую игру мы проведём в форме круглого стола. Творческая группа заранее получила задание изучить жизнь, творчество и личность В.Маяковского. И теперь представят нам итог своей работы. За круглым столом у нас разместятся литературовед, критик, корреспонденты, близкие и знакомые В.Маяковского. Главный гость – это сам поэт.

Все учащиеся в течение урока ведут необходимые записи, чтобы в конце урока представить отчёт о работе круглого стола. На столе у каждого лежит бланк с вопросами, который необходимо заполнить к концу урока. Дополнительные вопросы нашему гостю может задать любой желающий.

Итак, начинаем заседание нашего круглого стола. Ваши вопросы.

2. Заседание круглого стола.

Корреспондент газеты “Известия”. Известно, что вы родились 7 июля 1893 года в селе Багдады, Кутаисской губернии, Грузия. Ваш отец – Владимир Константинович, лесничий. Мать – Александра Алексеевна. Две сестры – Ольга и Люда. Расскажите о вашей семье, о детстве.

Маяковский. Семья принадлежала к дворянскому сословию, но жила она в весьма скромном достатке. Вольный дух Кавказа, дружба и развлечения с грузинскими детьми, поездки с отцом по лесничеству способствовали раннему взрослению и самостоятельности.

Чтобы учиться в гимназии, семье прошлось переехать в Кутаиси. Учился хорошо, обзавёлся новыми друзьями.

Но подошло время 1905 года. Волнения вспыхнули чуть ли не по всей России, в том числе и в Кутаиси. Я вместе с гимназистами старших классов принимал участие в демонстрациях и выступлениях.

Но вскоре в нашей семье произошло событие, которое круто переменило нашу жизнь: 19 февраля 1906 года от заражения крови умер отец. И летом семья переехала в Москву. Жили на отцовскую пенсию, снимали квартиру и сдавали комнаты.

В комнатах, которые семья сдавала, оказывались жильцами студенты-революционеры. У них собирались друзья и велись беседы и споры на политические темы. Я прислушивался к ним, потом просил почитать “что-нибудь революционное”. Меня стали принимать за своего и даже поручали кое-что по части нелегальщины.

В гимназии дела пошли неважно. Я всё больше вовлекался в общение с революционной молодёжью. И в начале 1908 года я ушёл из гимназии.

Корреспондент газеты “Труд”. Когда вы впервые попробовали писать?

Маяковский. В гимназии и попробовал писать. Другие пишут, а я не могу?! Стал скрипеть. Получилось невероятно революционно и в такой же степени безобразно. Не помню ни строки. Написал второе. Вышло лирично. Не считая таковое состояние сердца совместимым с моим “социалистическим достоинством”, бросил вовсе.

Корреспондент газеты “Труд”. Известно, что вы неоднократно подвергались в эти годы аресту. За что и как это повлияло на формирование ваше мировоззрения?

Маяковский. 1908 год, мне 14 лет – вступил в партию РСДРП. Затем нелегальная деятельность в типографии, за что и был арестован. При аресте ел блокнот с адресами и в переплёте.

Слежка, общение с профессиональными революционерами, чтение марксистской литературы, снова аресты.

За 11 бутырских месяцев перечёл всё новейшее. Символисты – Белый, Бальмонт. Темы, образы не моей жизни.

Вышел взбудораженный. Но до чего же нетрудно писать лучше их. Только нужен опыт в искусстве. Где взять? Я неуч. Я должен пройти серьёзную школу.

Я зашёл к тогда ещё товарищу по партии – Медведеву. Хочу делать социалистическое искусство. Он долго смеялся: кишка тонка.

Думаю всё-таки, что он недооценил мои кишки. Я прервал партийную работу. Я сел учиться.

Корреспондент газеты “Известия”. Но учиться вы начали живописи, которой увлекались с первых гимназических лет. Как получилось, что попали в литературу?

Д. Бурлюк. Разрешите, я объясню. Позвольте представиться: Давид Бурлюк, художник и поэт. С Владимиром мы познакомились в училище живописи. Сначала задирались – вскоре подружились. Это мне он прочёл свои первые стихи, выдав их за “чьи-то”. Я сразу понял, чьи это стихи, увидел в нём “дикого самородка” и на следующий день представил друзьям Маяковского как “гениального поэта”. Это смутило его. “Теперь пишите. А то вы меня ставите в глупейшее положение”, – сказал я ему. Но слово было сказано о том, что скрытой мечтой жило в нём: поэт. Совсем не исключено, что он ждал этого слова, и его оказалось достаточно, чтобы преодолеть сомнения.

Маяковский. Всегда с любовью думаю о Давиде. Прекрасный друг. Мой действительный учитель. Бурлюк сделал меня поэтом. Читал мне французов и немцев. Всовывал книги. Ходил и говорил без конца. Не отпускал ни на шаг. Выдавал ежедневно 50 копеек. Чтоб писать не голодая.

Литературовед. Да, девятнадцатилетний Маяковский круто переменил свою жизнь, как сказала А.Ахматова, скандально ворвавшись в “душный зал” русской поэзии. А в конце 1912 г. Маяковский, Бурлюк, Хлебников и Крученых выпустили альманах и манифест “Пощёчина общественному вкусу”. В автобиографии сказано: “Родился русский футуризм”.

Маяковский. Хочу от вас услышать, как вы понимаете, что такое футуризм.

Ответы учащихся. Проверка домашнего задания.

Д.Бурлюк : Чтобы “внедрить” в сознание читающей публики новое искусство, мы предприняли поездку по городам России. Наши выступления сопровождались шумными скандалами, полицейскими запретами, невиданной по активности и по преимуществу ругательной прессой, тем самым создавшей нам широкую известность. Желтая кофта и цилиндр М., его остроумие бьющие наотмашь реплики – ответы на “каверзные” вопросы из зала, наконец, стихи выделявшиеся мощной поэтической энергией и яркой, неожиданной метафорикой, сделали его самой заметной фигурой в нашей группе.

Корреспондент газеты “Труд”. Прочитайте нам что-нибудь из ранней лирики.

Звучит запись чтения Маяковским стихотворения “А вы могли бы?”

Затем чтение артистом В. Шерстяным стихотворения.

Словарная работа: ноктюрн – небольшое музыкальное произведение лирического характера.

Учитель. Анализ стихотворения “А вы могли бы?”. Ответы на вопросы.

Какие образы вы нашли в этом стихотворении? (Серые будни раскрасил краской, косые скулы человеческого лица при движении напоминают морские волны, водосточные трубы с поперечными “рёбрами” похожи на флейту, кларнет – они звучат при ветре, дожде, становятся частью “музыки большого города”.)

В каких строчках слышится скрежет? Как называется этот приём? Какие звуки повторяются? (Аллитерация)

На чешуе жестяной рыбы

Прочёл я зовы новых губ.

Обратите внимание на лексику. Что вы заметили? (Сталкивание в смысловом ряду разностильных слов: зовы, ноктюрн, Флейта и… стакан, студень, водосточные трубы.)

Литературовед. Это стихотворение очень близкое по настроению с уже известным всем стихотворением “Послушайте! ”, с которым мы познакомились в 9-м классе. Давайте вспомним его. (Чтение наизусть стих. “Послушайте!”)

Критик: Позвольте прокомментировать это стихотворение.

А.С.Субботин считает, что стихотворение “Послушайте!” - это “прямое обращение к слушателю”: “Поэт ещё плохо представляет себе своих союзников, не различает лица заинтересованных слушателей, но он страстно хочет, чтобы они скорее появились, разделили с ним радость и любовь, отчаяние и надежду. В мольбах и уверениях “тревожного, но спокойного наружно” персонажа стихотворения, не выносящего “беззвёздную муку”, много затаённых надежд и желаний автора”.

А.А.Михайлов утверждает: “Мир не раскрывает свои тайны перед поэтом, и он недоумённо вопрошает: “Послушайте!..”. Несовершенство, резкое несоответствие мечты и действительности порождало эти недоумённые вопросы”.

Поэт Б.Пастернак пишет: “Я очень люблю раннюю лирику Маяковского. На фоне тогдашнего паясничания её серьёзность, тяжёлая, грозная, жалующаяся, была так необычна”. Поэт использует здесь вечный поэтический образ – звёзды, заменяя его своим – “плевочки”.

Литературовед С.Бавин пишет: “Традиционный для Маяковского пренебрежительно вызывающий тон не мог скрыть внятного чуткому слушателю крика боли за страдающую душу современного человека”.

Литературовед. В полном разладе с этим миром появилось стихотворение “Нате!” - с его вызывающим названием оно нашло своего адресата в благопристойной буржуазной публике, когда Маяковский прочитал его на открытии кабаре “Розовый фонарь” 19 октября 1913 года.

Чтение наизусть стихотворения “Нате!”.

Литературовед или учитель. Проанализировав эти стихотворения, можно назвать особенности лирики Маяковского:

Необычные образы, форма, графика стиха, ошеломляющая поэтическая новизна;

Видит мир в красках, в веществе, в плоти, соединяет несоединимое;

Видит больше, чем окружающие, его мир ярок, резок, экзотичен;

За резкость скрывается глубокая лирика;

В стихах звучит идея жертвенности, служения людям, искусству.

Корреспондент газеты “Труд”. Как вы отнеслись к войне 1914 года? Участвовали ли в ней?

Маяковский. Отвращение и ненависть к войне. Война отвратительна. Пошёл записываться добровольцем. Не позволили. Нет благонадёжности. Позже идти на войну сам не хотел. Но забрили. Притворился чертёжником.

Корреспондент газеты “Известия”. А как вы приняли революцию?

Маяковский. Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов) не было. Моя революция.

В 19-м году езжу с моими вещами и товарищей по заводам. Радостный приём. Пошёл в агитацию РОСТа.

Корреспондент газеты “Известия”. Я много слышал об этой стороне вашей деятельности, интересовался. Вот что я узнал. (Сообщение учащегося по учебнику об окнах РОСТа).

Корреспондент газеты “Труд”. Позвольте один личный вопрос. Была ли в вашей жизни настоящая любовь?

Лиля Брик. На этот вопрос я могу ответить. Позвольте представиться:

Лиля Брик.

С Маяковским мы познакомились в 1915 году. “Июль 1915 года. Радостнейшая дата. Знакомлюсь с Л.Ю. и О.М. Бриками”, - записал Маяковский много лет позже в автобиографии. Наш дом скоро стал и его домом, наша семья - его семьей. Маяковский сразу влюбился в меня.

Маяковский ухаживал за мной бурно, безоглядно. Ему нравилось и то, что перед ним была дама, женщина другого круга - элегантная, умная, воспитанная, до конца непознаваемая, с прекрасными манерами, интересными знакомыми и лишенная всяких предрассудков. Мы встречались каждый день и стали неразлучны, но его чувства доминировали. Я же была спокойнее и умела держать его на расстоянии, от которого он сходил с ума. Я любила его, но не без памяти.

Втроем мы жили во всех квартирах в Москве, на даче в Пушкине. Одно время снимали домик в Сокольниках и жили там зимой, ибо в Москве была теснотища. В те годы обручальные кольца для меня являлись признаком буржуазности. Поэтому мы обменялись перстнями-печатками. На моём перстне он выгравировал инициалы Л Ю Б. По кругу они читались, как ЛЮБЛЮ - ЛЮБЛЮ. Эти три буквы поэт будет ставить как посвящения, художники - вписывать в орнаменты на его книгах.

Любовь наша была не простой, она не раз достигала кризисных рубежей. В годы, когда революция ломала и пересматривала все на свете, казалось, что и человеческие отношения должны найти новую форму, новые взаимосвязи. Осенью 1922 г. отношения наши выдержали кризис: мы приняли решение прожить два месяца врозь. 28 февраля в три часа дня истек для Маяковского “срок заключения”. В восемь часов вечера мы встретились на вокзале, чтобы поехать на несколько дней вместе в Петроград. Войдя в купе, Маяковский прочитал мне только что законченную поэму “Про это” и заплакал …

Маяковский виделся с нами в последний раз 18 февраля 1930 г., когда мы уезжали за границу. Последнюю открытку Маяковскому мы отправили из Амстердама 14 апреля, в день его самоубийства...

Любовь наша была очень непростой. Многое в наших отношениях остается непонятным.

Маяковский. Организуем “Леф” (Левый фронт) – новую литературную группу. Мы выдвинули три новых принципа искусства:

Принцип социального заказа;

Принцип литературы факта;

Принцип искусства-жизнестроения.

В работе сознательно перевожу себя на газетчики. Пишу в “Известия”, “Труде”, “Рабочей Москве”. Вторая работа – продолжаю прерванную традицию трубадуров и менестрелей. Езжу по городам и читаю. Новочеркасск, Харьков, Париж, Ростов, Берлин, Казань и т.д., и т.д. За 4 года я выступил с лекциями и стихами в 52 городах Советского Союза. Личное общение с читательской аудиторией считаю работой радостной и изнурительной. Был и на юге. Кстати, в вашем провинциальном городке тоже был.

П.И.Лавуту. Разрешите представиться: П.И.Лавуту – организатор выступлений поэта. Я везде сопровождал Маяковского.

В Армавир Маяковский приехал 30 ноября 1927 года. Он остановился в “1-й Советской гостинице”, располагавшейся на месте теперешнего универмага.

Больной и переутомленный, поэт предупредил, чтобы его не беспокоили и никого к нему не пускали, хотя обычно двери у Владимира Владимировича для всех были открыты настежь. Однако публика, узнавшая о приезде Маяковского, не желала признавать никакого запрета, иные настойчивые посетители подолгу и требовательно стучали в запертую дверь номера, так что мне - организатору выступлений поэта - приходилось объясняться.

Вечером кинотеатр “Марс”, заполненный в основном молодежью, взволновано гудел. Наконец, в зрительном зале погас свет. И вот перед аудиторией появился Маяковский - высокий, молодой, энергичный. Все с любопытством разглядывали поэта. Преподаватель литературы С.В. Киранов, присутствовавший на этом вечере, вспоминал в 1951 году: “ Маяковский начал читать чуть срывающимся голосом, видимо сильно волнуясь (да и болезнь, безусловно, давала о себе знать), но уже через минуту другую голос его окреп, слова и строки, произносимые им, приобрели сокрушающею силу”. После каждого стихотворения слушатели горячо аплодировали. Большое впечатление на армавирскую публику произвели такие стихотворения, как “Письмо Горькому”, “Письмо Есенину”, “Левый марш”. Потом Маяковский начал читать отрывок из поэмы “Хорошо!”.

Выступление поэта нашло широкий отклик у публики. На вечер Маяковского было продано 222 билета. В конце вечера, затянувшегося до глубокой ночи, состоялось нечто вроде диспута. 38 записок, поданных Владимиру Владимировичу на вечере, ныне хранятся в Государственном музее В.В. Маяковского в Москве. Вот некоторые из них: “Почему Ваша группа называется “левым фронтом”?”, “Что левого в Лефе?”, “Тов. Маяковский, Вы член партии или нет? А если нет, то почему?”.

В словесном турнире Маяковский был непобедим. Обладая феноменальной находчивостью и остроумием, он беспощадно разил противников. В выступлениях участников диспута отразились разноречивые оценки творчества поэта. Одни говорили, что поэзия Маяковского для широких масс малопонятна и трудна, что Маяковскому нужно “опроститься”. Другие утверждали, что поэт массам вполне понятен.

Радостным возвращался Маяковский в гостиницу. Поэт остался доволен встречей с читателями. Окружная газета “Трудовой путь” 4 декабря 1927 года писала по поводу выступления Маяковского: “К сожалению, армавирской аудитории не пришлось полностью познакомиться со всей поэмой “Хорошо!”, так как Маяковский по болезни читал лишь отдельные места...”. И далее газета продолжает: “Его выступление в Армавире, несомненно, представляет событие, мимо которого нельзя пройти. Армавирская публика, в известной части имеющая сумбурное представление о Маяковском, имела возможность близко познакомиться с его творчеством и поэзией. И нужно лишь пожалеть, что выступление поэта, по случаю его болезни, в Армавире было не полно и коротко”.

О пребывании в Армавире В.В. Маяковского, о его выступлении перед широкой читательской аудиторией напоминает мраморная доска, установленная на здание кинотеатра по улице Комсомольской, 129. Надпись гласит: “В этом здании 30 ноября 1927 года читал стихи В.В.Маяковский”. Одна из улиц Армавира носит имя талантливого советского поэта.

Маяковский. На этом разрешите проститься, меня ждут неотложные дела. До свидания, товарищи.

Корреспондент газеты “Рабочая Москва”. Корней Чуковский верно заметил: “Быть Маяковским очень трудно”. Последний отрезок жизни поэта окрашен в мрачные цвета. Совместная жизнь с Осипом и Лилей Брик стала тяготить поэта. Он не изменил революционным идеалам, но веру в них всё больше подрывала нарождавшаяся тоталитарная система власти. В литературе шла острая борьба. В пьесе “Клоп” официальная критика учуяла “антисоветский душок”, а в “Бане” обнаружила “Издевательское отношение к нашей действительности…”. Выставка “20 лет работы” была бойкотирована прессой и писателями. Маяковский заболел, врачи запретили ему выступать. Все эти события стягивались в тугой узел. Больной, издёрганный, с трудом перемогавший нервное напряжение, поэт ищет утешения во встречах с актрисой МХАТа Вероникой Полонской, милой, очаровательной, влюблённой в него молодой женщиной. Он хочет создать свою нормальную семью. Но и тут, находясь во взвинченном состоянии, торопя события, не может привести свои отношения с ней к гармонии.

4 апреля 1930 года в возрасте 36 лет Маяковский выстрелом из револьвера покончил с собой. В предсмертном письме он писал… (Зачитывается записка. Приложение 2)

Но никто никогда не узнает, каким был последний мотив этого поступка.

3. Заключительное слово учителя.

Спасибо всем участникам круглого стола. Вы проделали большую работу. Особое спасибо нашему Маяковскому. В его словах вы слышали строки из автобиографии поэта “Я сам”.

Маяковский… Кто же ещё соединил в себе столько непримиримых противоречий! Он отторгал от себя культуру прошлого, и его отторгали от культуры. Его возводили на пьедестал, им восторгались, его боготворили и славословили – о нём злословили и над ним издевались. Его любили и ненавидели.

И в силе, и в слабостях он предстал человеком предельной самоотдачи. Никакой идеи, никакому делу он не отдавал себя наполовину, он отдавал всего себя или не отдавал ничего. Он пришёл в мир для жизни, для борьбы, он перенасыщен энергией действия: “И чувствую – “я” для меня мало. Кто-то из меня вырывается упрямо”.

А теперь сделайте вывод вы и выберите одно из высказываний о Маяковском, с которым вы можете согласиться. Заполните бланк с вопросами, сдайте. (Приложение 3)

Все участники круглого стола получают оценки.

Домашнее задание: рассказывать о Маяковском, читать поэму “Облако в штанах”, пьесы “Клоп” и “Баня”.

Литература

1. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс. Москва, “Вако”, 2005 г.

2. В.В.Маяковский. Автобиография “Я сам”. Сочинения: В 2 т. Москва, 1987. Т.1.

Теме поэта и поэзии большое внимание в своем творчестве уделяли многие русские поэты - Пушкин, Лермонтов, Некрасов и другие. Владимир Маяковский не был исключением. Но эта тема осмысливалась поэтом в другое время, на фоне литературного развития 20-х годов XX века. Поэтому у Маяковского мы находим новое понимание этой проблемы. Но многое в его понимании роли поэта и поэзии идет именно от литературной традиции XIX века.
Владимир Маяковский был поэтом революции, он принял ее восторженно и воспевал ее. События, происходившие в молодой советской России, выдвинули перед литературой задачу создания нового искусства. Маяковский пытался всем своим творчеством ответить на запросы современности. В стихотворении “Приказ № 2 по армии искусств” он обращается к работникам пера с призывом: “Товарищи! Дайте новое искусство - такое, чтобы выволочь республику из грязи”. Свою задачу он определил как “светить всегда, светить везде”. Маяковский считал, что время требовало от поэта такого напряжения сил и такой самоотдачи, чтобы он стал светилом новой жизни. В этом выражалась гражданская позиция Маяковского. И, несмотря на всю неоднозначность политических событий того времени, можно сказать, что этот поэт служил своей стране. И именно в
этом мы видим в творчестве Маяковского продолжение литературной традиции XIX века.
Давайте вспомним, что говорили о роли поэта классики. Пушкин призывал “глаголом жечь сердца людей” и “милость к падшим призывал”. Лермонтов уподоблял поэзию боевому оружию, утверждая действенность поэтического слова в преобразовании общества. Некрасов считал, что поэт должен быть прежде всего гражданином. Именно таким гражданином своей социалистической республики и был Маяковский. Говоря о преемственности его взглядов с взглядами писателей предыдущего столетия, нужно упомянуть о том, что в адрес поэта не раз поступали упреки в его якобы неуважительном отношении к классикам. Скорее всего, эти упреки были основаны на строках его стихотворения “Юбилейное”, в котором Маяковский мысленно обращается к Пушкину. В нем поэт говорит великому классику: “Вам теперь пришлось бы бросить ямб картавый”. По мнению Маяковского, бурное время, в котором он жил, требовало другого оружия (“штык да зубья вил”). Поэт утверждает, что “битвы революций посерьезнее “Полтавы”, и любовь пограндиознее онегинской любви”. Эти строки говорят о том, что Маяковский считал, что новое время требует новой поэзии. Но это не означает, что он не признает заслуг величайшего русского поэта. В этом же стихотворении Маяковского находим такие строки:

Александр Сергеич,
да не слушайте ж вы их!
Может,
я
один
действительно жалею,
что сегодня
нету вас в живых...
Я люблю вас,
но живого,
а не мумию.
Навели
хрестоматийный глянец.
Вы, по-моему,
при жизни
- думаю - тоже бушевали,
Африканец!

Поэзия в понимании Маяковского - это труд. И вот к такому поэту-труженику заглядывает летом на дачу... солнце. Этот интересный сюжет придумывает поэт в стихотворении “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче”. Аллегорическая форма этого стихотворения помогает поэту ярко и образно выразить свое понимание роли поэзии. Цель солнца - светить людям, поддерживать жизнь на земле. Таким же тружеником должен быть и поэт. И его миссия столь же значительна:

Светить всегда,
светить везде, до дней последних донца,
светить -
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой - и солнца!

Владимир Маяковский большое внимание уделял профессионализму поэта. Проблеме поэтического мастерства посвящено стихотворение “Разговор с фининспектором о поэзии”. Маяковский считал, что настоящий поэт, работая над стихотворением, должен затрачивать большие усилия. Только в этом случае его слово будет достойным того, чтобы его услышали (“Эти слова приводят в движение тысячи лет миллионов сердца”). “Труд мой любому труду родствен”, говорил Маяковский. Его перу принадлежат и такие известные строки:

Поэзия -
та же добыча радия, В грамм добыча,
в год труды. Изводишь
единого слова ради
Тысячи тонн
словесной руды.

Владимир Маяковский считал, что поэт должен быть строителем новой жизни.
В неоконченной поэме “Во весь голос” поэт подводит итог своей 20-летней деятельности. По форме это произведение представляет собой разговор поэта того времени с потомками. Маяковский говорит с теми, кто будет жить после него, “как живой с живыми”. Поэма “Во весь голос” по своей тематике перекликается с пушкинским “Памятником” - в ней Маяковский, так же, как Пушкин в своем известном стихотворении, дает оценку своему творчеству, его общественному значению. Маяковский, поэт своего времени, считает, что только тот достоин остаться в памяти народа, кто посвятил себя строительству новой, лучшей жизни.

И все
поверх зубов вооруженные войска, что двадцать лет в победах
пролетали, до самого
последнего листка я отдаю тебе,
планеты пролетарий.

Поэма Маяковского и стихотворение Пушкина “Памятник” были написаны в разные исторические эпохи, но оба поэта рассчитывают, что их поэзия и после их смерти будет нужна людям. Так, Маяковский пишет:

Заглуша
поэзии потоки, я шагну
через лирические томики, как живой
с живыми говоря.

Про Маяковского можно сказать, что он действительно бескорыстно служил людям, даже презирал личную славу:

Мне наплевать
на бронзы многопудъе,
мне наплевать
на мраморную слизь...
пускай нам
общим памятником будет
построенный
в боях
социализм.

Политическая острота этих строк сегодня приглушилась. Но мы с уверенностью можем сказать, что Владимир Маяковский действительно остался в нашей памяти не только как яркий выдающийся поэт своего времени, но и как создатель оригинального и необычного поэтического стиля. Многие из его стихотворений и сегодня злободневны. Например, его сатира на бюрократов и приспособленцев. Интересна и его лирика, открывающая нам новые грани человеческих чувств. Про Маяковского можно сказать, что этот человек был искренним, он верил в то, что писал, и поэтому, я думаю, не зря надеялся, что его “стих трудом громаду лет прорвет”.

Поэты всегда задумывались о цели поэтического творчества, о месте поэта в жизни страны, народа. Что и для кого должен писать поэт - эти вопросы возникли еще в глубокой древности одновременно с самой поэзией. Поэт или гражданин? Поэт и гражданин? Поэт - гражданин? Необходимо ли поэту - Божьему избраннику - быть еще и гражданином?
Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..." писал:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Трагична была судьба великого русского поэта М. Ю. Лермонтова, который не нашел себе места в жизни среди бесчисленных "масок". Одиночество тяжелой печатью легло на его стихи. О своем назначении поэта, о своих стихах он говорил:
И отзыв мыслей благородных
Звучал, как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных,
Поэт-демократ Н. А. Некрасов свои лучшие стихи посвятил народу, он до конца пронес на плечах всю тяжесть труда и ответственности поэта, чтобы в конце жизни с гордостью сказать: “Я лиру посвятил народу своему”.
Творчество Владимира Маяковского представляет новый этап в развитии русской поэзии. Он стал одним из лучших поэтов начала XX века, века глубоких социальных перемен. Это было время ломки не только политического строя, но и этических и эстетических норм. В его лирике наиболее ярко, может быть, даже демонстративно запечатлены черты новой человеческой личности. Герой поэзии Маяковского - это и сам поэт, и обобщенный образ россиянина.
Место своей поэзии в жизни современного ему общества поэт определил не сразу и не скоро. Задумываясь о кажущейся бесполезности поэта среди повседневных будничных забот людей, он задает вопрос:
Ведь, если звезды зажигают - значит -
это кому-нибудь нужно?
Поэт - та же звезда, и свет ее служит нравственным ориентиром людям. Внутренне убежденный в необходимости поэтического слова для человеческой души, Маяковский видит миссию поэта в том, чтобы впитать в себя всю боль миллионов страдающих и одиноких людей и рассказать о ней миру. Обращаясь к окружающим, к грядущим поколениям, поэт заявляет:
Вот -я, весь
боль и ушиб. Вам завещаю я сад фруктовый
Моей великой души!
После Октябрьской революции поэт обращается ко всем художникам слова с призывом направить свое мастерство на воспитание людей: “Товарищи, на баррикады -баррикады сердец и душ”. Маяковский уже не сомневается в том, что его искусство нужно народу, что оно необходимо стране. Как капитан, который является душой и сердцем корабля, так и поэт, в понимании Маяковского, выполняет большое и ответственное дело: управляет сердцами и умами людей на одном большом корабле, называемом страной. Сердца - такие же моторы. Душа - такой же хитрый двигатель.
По Маяковскому, поэзия необходима людям, как солнце. И здесь не случайно сравнение настоящей поэзии со светилом, которое издавна считалось символом жизни на земле, без которого не было бы ни тепла, ни света. Стихи согревают душу каждого человека, наполняя ее вечным огнем жизни, заставляя осознать себя неотъемлемой частью огромного мира.
А солнце тоже:
“Ты да я, нас, товарищ, двое!
Я буду солнце лить свое, а ты - свое,
стихами".
В стихотворении "Необычайное приключение..." возникает тема двух солнц: солнца света и солнца поэзии. Эта тема развивается в произведении и дальше, находя очень точное и меткое воплощение в поэтическом образе "двухстволки солнц", из одного ствола которой вырываются снопы света, а из другого - свет поэзии. Перед силой этого оружия падает ниц "стена теней, ночей тюрьма". Поэт и Солнце действуют сообща, сменяя друг друга. Поэт заявляет, что когда "устанет" и захочет "прилечь" Солнце, то он "во всю светает мочь - и снова день трезвонится".
Размышления о поэтическом труде В. Маяковский продолжает в стихотворении "Разговор с фининспектором о поэзии". Это его произведение является одним из ключевых к пониманию того, какой глубокий смысл вкладывал автор в слово "поэт". Стихотворение представляет собой шутливый, но страстный монолог - спор, где Маяковский отстаивает свою точку зрения.
Прежде всего, он говорит о поэте как о труженике, человеке, который недаром ест хлеб, а является полезным членом общества: "Мой труд любому труду равен". Этими словами автор строк хочет сказать, что поэзия - нелегкий, кропотливый, требующий высочайшего мастерства и квалификации труд, нуждающийся в шлифовке каждого стихотворения, как драгоценного камня, чтобы он "сверкал всеми гранями":
Поэзия -
та же добыча радия. В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь единого слова ради тысячи тонн
словесной руды.
Работа поэта-мастера оправдывается глубоким воздействием меткого слова на умы и сердца людей. Как и Пушкин, видевший задачу поэта в том, чтобы "глаголом жечь сердца людей", так и Маяковский пишет об "испепеляющем слов этих жжении".
А что, если я
народа водитель
и одновременно -
народный слуга?
Важной особенностью поэзии В. Маяковского было то, что круг жизненных явлений, отраженных в его произведениях, был ничем не ограничен. Поэт считал, что он обязан писать обо всем, что видит вокруг себя, обо всем, что волнует и мучает его, ведь любая тема - это познание чего-то нового, каждое стихотворение - это первооткрытие, а поэзия в целом - “езда в не-" знаемое".
Возможно, и революцию Маяковский принял от жажды чего-то нового, неведомого доселе, от желания идти в ногу со временем, участвовать в созидании новой жизни, новых идеалов, а вовсе не оттого, что он глубоко верил в идеи коммунизма. Революция "пожирает" своих детей. Поэт, "наступая на горло собственной песне", превратился в производителя штампов певца Моссельпрома:
Но я себя
смирял, становясь
на горло
собственной песне.
Как нельзя лучше эти строки показывают душевную борьбу Маяков- " ского, его мучительные раздумья, В 1930 году, незадолго до своей трагической гибели поэт пишет поэму "Во весь голос"", которая является как бы его поэтическим завещанием. Именно в этом произведении мы видим истинное лицо и настоящие чувства поэта, который через головы современников обращается к грядущим поколениям, к своим потомкам, обещая рассказать "о времени и о себе". Начиная этот рассказ, автор не торопится называть себя поэтом”.
: Я ассенизатор
и водовоз, революцией
мобилизованный и призванный
Поэт борется с грязью и "мразью" жизни. Почему он водовоз? Потому что стихи, как и вода, необходимы людям, без них не может гармонично развиваться ни один человек. "Водовоз" противопоставляется тем, кто "строчит романсы", кто "мандолинит из-под стен", создавая литературные побрякушки в угоду низкопробным мещанским вкусам.
И теперь, уже громко и ясно называя себя поэтом, В. Маяковский резко отмежевывается от всех тех, кто считает поэзию делом сугубо личным. Маяковский с полным сознанием своего значения утверждает, что его стихи будут известны потомкам:
Мой стих
трудом громаду лет прорвет и явится
весомо, грубо,
зримо,
Как в наши дни
вошел водопровод,
сработанный еще рабами Рима.
Поэт оказался прав: его стихи, пройдя сквозь время, не обесценились, а его "звонкая сила поэта" напоминает людям о том месте, которое занимает творчество поэта и гражданина Владимира Маяковского в нашем литературном наследии.

Владимир Владимирович Маяковский так начал автобиографическое повествование «Я сам »: «Я — поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу». Его поэтическое слово всегда было ориентировано на творческий эксперимент, на новаторство, на устремленность к будущему миру и будущему искусству. Он всегда хотел быть услышанным, поэтому приходилось сильно форсировать голос, как бы кричать во всю глотку; в этом смысле название незавершенной поэмы «Во весь голос » может характеризовать все творчество Маяковского.

Устремленность к будущему выразилась в самом начале пути: в 1912 году он вместе с поэтами Д. Бурлюком, В. Хлебниковым и А. Крученых подписывает манифест «Пощечина общественному мнению». Футуристическое мироощущение осталось у него на всю жизнь: это и обоготворение будущего, его безмерная идеализация и представление о том, что оно намного ценнее настоящего и прошлого; это и «устремленность к крайнему, предельному», как характеризовал такое мироощущение Н. Бердяев; это радикальное отрицание современных жизненных устоев, которые мыслятся как буржуазные, эпатаж как важнейшая цель поэтического слова. Программные произведения этого периода творчества Маяковского — трагедия двадцатилетнего поэта «Владимир Маяковский », поставленная в Петербурге и провалившаяся, стихотворение «А вы могли бы? » и поэма «Облако в штанах » (1915). Ее лейтмотивом оказывается слово «долой», выражающее органичную для личности поэта черту: крайнюю революционность и потребность коренного переустройства миропорядка в целом — черту, которая привела Маяковского к футуризму в поэзии и к большевикам в политике. В этом же году создается поэма «Флейта-позвоночник ». Ее сюжетом стало начало драматических и даже трагических отношений с женщиной, прошедшей через всю жизнь Маяковского и сыгравшей в ней очень неоднозначную роль, — Лилией Брик.

После революции Маяковский ощущает себя ее поэтом, принимает ее полностью и бескомпромиссно. Задача искусства — в служении ей, в принесении практической пользы. Практицизм и даже утилитаризм поэтического слова — одна из основополагающих аксиом футуризма, а затем и ЛЕФа, литературной группировки, принявшей к практической разработке все основополагающие футуристические идеи. Именно с утилитарным отношением к поэзии связана агитационная работа Маяковского в РОСТА, выпускавшем «Окна сатиры» — злободневные листовки-плакаты с рифмованными строчками к ним. Основные принципы футуристической эстетики отразились в послереволюционных программных стихотворениях поэта: «Наш марш » (1917), «Левый марш » и «Приказ по армии искусств » (1918). Диссонансом к поэтически-утилитарным стихам звучит тема любви — поэмы «Люблю » (1922); «Про это » (1923), хотя и здесь проявляются характерный для мироощущения лирического героя гигантизм и чрезмерная гиперболизация, стремление предъявить себе и объекту своей любви исключительные и невыполнимые требования.

Во второй половине 20-х годов Маяковский все более ощущает себя официальным поэтом, полпредом не только российской поэзии, но и советского государства — и дома, и за рубежом. Своеобразным лирическим сюжетом его поэзии оказывается ситуация выезда за рубеж и столкновение с представителями чуждого, буржуазного, мира («Стихи о советском паспорте », 1929; цикл «Стихи об Америке », 1925). Своего рода девизом «полпреда стиха» можно считать его строки: «У советских / собственная гордость: / на буржуев / смотрим свысока».

В то же время во второй половине 20-х годов в творчестве Маяковского начинает звучать нота разочарования в революционных идеалах, вернее, в том, какое реальное воплощение нашли они в советской действительности. Это несколько изменяет проблематику его лирики. Увеличивается объем сатиры, изменяется ее объект: это уже не контрреволюция, а собственная, доморощенная, партийная бюрократия, «мурло мещанина», вылезающее из-за спины РСФСР. Ряды этой бюрократии пополняют люди, прошедшие гражданскую войну, испытанные в боях, надежные партийцы, не нашедшие в себе сил противостоять соблазнам номенклатурной жизни, прелестям НЭПа, пережившие так называемое перерождение. Подобные мотивы слышны не только в лирике, но и в драматургии (комедии «Клоп », 1928, и «Баня », 1929). В качестве идеала выдвигается уже не прекрасное социалистическое будущее, а революционное прошлое, цели и смысл которого искажены настоящим. Именно таким пониманием прошлого характеризуются поэма «Владимир Ильич Ленин » (1924) и октябрьская поэма «Хорошо » (1927), написанная к десятилетию революции и обращенная к идеалам Октября.

Итак, мы рассмотрели творчество Маяковского кратко. Не стало поэта 14 апреля 1930 года. Причиной его трагической гибели, самоубийства, явился, вероятно, целый комплекс неразрешимых противоречий как творческого, так и глубоко личного плана.

Сочинение

Маяковский был больше, чем кто-либо другой, характерен для своего времени и трудно понимаем из иной эпохи.

Начало поэтической деятельности Маяковского совпало с общемировоззренческим кризисом первого десятилетия XX в., с его крушением этических идеалов и понятий. Из всех возник­ших на этой почве модернистских течений Маяковского при­влек футуризм с его анархическим бунтарством, ниспроверже­нием старых кумиров и стремлением к новаторству в форме.

Раннее творчество Маяковского имеет антибуржуазную на­правленность. Поэту противны покорность, сытость, мещанст­во. Не приемля мир, современный ему, Маяковский переносит свои чувства и на человека. Зрение его избирательно: будущий пролетарский поэт не обращает внимания ни на рабочих, ни на крестьян. Для него истина в том, что есть какой-то буржуазный усредненный тип - «два аршина безлицего розоватого теста»,
только колышутся спадающие на плечи
легкие складки лоснящихся щек.

Маяковский сатирически изображает обывателя, который для него - символ всего старого мира («Нате!», «Вам!»).

В дореволюционных стихах Маяковского нет ни сочувствия, ни сострадания «маленькому» человеку. У обрюзгшего обывате­ля только тело большое - туша, а все остальное: душонка, стра­стишки, любвишки - мелкое. Утопическое воображение Мая­ковского лишь в будущем видит «нового», «идеального» челове­ка. Поэт надеется, что
он,
свободный,
ору о ком я,
человек - придет он,
верьте мне,
верьте!

Этот человек наново пересоздаст мир, в котором все будет иное: природа, города, искусство, мораль. Маяковский связы­вал понятие о новом мире с образом человека-титана, свобод­ного от прошлого.

В ранний период творчества Маяковский способен выразить боль и страдание, донести эти, тогда еще живые чувства до дру­гих. В трагедии «Владимир Маяковский» он пишет о «себе, любимом», потому взволнованность не декларативна, искрен­ность - не притворна. Образ страдающего человека обретает поэтическое завершение в поэмах «Человек» и «Облако в шта­нах». Источником страданий поэта является не только неуст­ройство мира, но и любовь («Послушайте!», «Флейта-позво­ночник», «Люблю»):
И только
боль моя
острей -
стою,
огнем обвит,
на несгорающем костре
немыслимой любви.

Первая мировая война углубила понимание Маяковским не­состоятельности буржуазного мира. Мотив страдания человека приобретает всеобщий масштаб, проблема «человек и Вселен­ная» находит конкретное выражение в проблеме «война и мир» (поэма «Война и мир»).Революция для Маяковского стала возможностью реализа­ции всех его желаний и утопий: уничтожения буржуазного мира, ниспровержения старого искусства, старой морали:
Граждане!
Сегодня рушится тысячелетнее «Прежде».
Сегодня пересматривается миров основа.
Сегодня
до последней пуговицы в одежде
Жизнь переделаем снова!

Принимая идеалы революции, Маяковский увидел вместе с тем ее двуликость и противоречивость («Ода революции»), а за­тем и искажение идеалов свободы, человечности, демократии. В его творчестве начинают параллельно развиваться две линии: утверждающе-оптимистическая, прославляющая революцию и социалистическое преобразование жизни («Хорошо!», «Влади­мир Ильич Ленин», «Комсомольское», «150000000», «Во весь голос»), и сатирически-обличающая, направленная против бю­рократизма, советского чиновничества, против советской обы­вательщины и мещанства, которые оказались ничем не лучше буржуазных.

Революция изменила поэтический голос Маяковского. «Бес­ценных слов мот и транжир» в поэме «Пятый Интернационал» так формулирует идею поэтического языка:
я
поэзии
одну разрешаю форму:
краткость,
точность математических формул.

Если исходить из аксиомы, что поэзия - голос души, то вряд ли душа говорит формулами. Маяковский все меньше остается поэтом, все больше превращается в гениального конструктора и оратора, которому нужен разум, острое зрение, но не обяза­тельна душа. Маяковский лукавит, когда говорит, что «наступал на горло собственной песне». Его трагедия была в том, что Пес­ня исчезла, ее место заняли плакат, лозунг, площадная декла­мация. Его стремление соответствовать времени выливалось в отклик на каждое событие в стране (добыча руды, субботник, строительство нового завода или города).

Поэт понимал, что его личность, его творчество будут вызы­вать споры и через десятки лет, что вряд ли можно будет одно­значно оценить все, что он написал:
Будет
с кафедры лобастый идиот
что-то молоть о богодьяволе.
Склонится толпа,
лебезяща,
суетна.
Даже не узнаете -
я не я:
облысевшую голову разрисует она
в рога или в сияния.

В итоге было божье - огромный талант, вылившийся в гени­альные строки. Было и дьявольское - стремление служить боль­шой, но ложной идее, лишившей эти строки души.



Читайте также: