Распад австро-венгерской империи и образование новых государств в европе. Европа после первой мировой войны Образование новых государств в европе таблица

События мировой войны оказались тяжёлым испытанием для народов. На её завершающем этапе стало очевидно, что некоторые из воевавших государств не выдержали обрушившихся на них трудностей. Прежде всего это были многонациональные империи: Российская, Австро-Венгерская и Османская. Бремя войны, которое они несли, обостряло социальные и национальные противоречия. Многолетняя изнурительная война с внешними противниками перерастала в борьбу народов против собственных правителей. Известно, как это происходило в России.

Образование новых государств

А вот как распалась Австро-Венгрия.

Даты и события

  • 16 октября 1918 г . - глава венгерского правительства заявил о расторжении Венгрией союза с Австрией.
  • 28 октября - Национальный чехословацкий комитет (учреждён в июле 1918 г.) принял решение об образовании независимого чехословацкого государства.
  • 29 октября - в Вене создан Национальный совет и провозглашена независимость немецкой Австрии; в этот же день Национальный совет в Загребе провозгласил государственную независимость южных славян Австро-Венгрии.
  • 30 октября - в Кракове создана Ликвидационная комиссия, которая взяла в свои руки управление польскими землями, входившими до этого в состав Австро-Венгрии, и провозгласила принадлежность этих земель возрождавшемуся польскому государству; в этот же день Национальный совет Боснии и Герцеговины (которые были захвачены Австро-Венгрией в 1908 г.) заявил о присоединении обеих земель к Сербии.

На завершающем этапе мировой войны произошёл также распад Османской империи, от которой отделились территории, населённые нетурецкими народами.

В результате падения многонациональных империй в Европе появился ряд новых государств. Прежде всего это были страны, восстановившие некогда утраченную независимость, - Польша, Литва и другие. Возрождение потребовало значительных усилий. Порой сделать это было особенно трудно. Так, «собирание» польских земель, разделённых ранее между Австро-Венгрией, Германией и Россией, началось ещё в ходе войны, в 1917 г., и лишь в ноябре 1918 г. власть перешла в руки единого временного правительства Польской Республики. Некоторые из новых государств впервые возникли на карте Европы в таком составе и границах, например Республика Чехословакия, объединившая два родственных славянских народа - чехов и словаков (провозглашена 28 октября 1918 г.). Новым многонациональным государством стало Королевство сербов, хорватов, словенцев (провозглашено 1 декабря 1918 г.), впоследствии получившее название Югославия.

Образование суверенного государства было поворотным событием в жизни каждого из народов. Однако оно не решало всех проблем. В наследство от войны достались экономическая разруха и обострившиеся социальные противоречия. Революционные волнения не утихли и после обретения независимости.

Парижская мирная конференция

18 января 1919 г. в Версальском дворце под Парижем открылась мирная конференция. Политики и дипломаты из 32 государств должны были определить результаты войны, оплаченные кровью и потом миллионов воевавших на фронтах и работавших в тылу людей. Советская Россия приглашение на конференцию не получила.

Главная роль на конференции принадлежала представителям США, Великобритании, Франции, Италии и Японии, но реально основные предложения вносили три политика - президент США В. Вильсон, британский премьер-министр Д. Ллойд Джордж и глава французского правительства Ж. Клемансо. Они по-разному представляли условия мира. Вильсон ещё в январе 1918 г. предложил программу мирного урегулирования и послевоенного устройства международной жизни - так называемые «14 пунктов» (на её основе было заключено перемирие с Германией в ноябре 1918 г.).

В «14 пунктах» предусматривалось следующее: установление справедливого мира и отказ от тайной дипломатии; свобода мореплавания; равноправие в экономических связях между государствами; ограничение вооружений; урегулирование колониальных вопросов с учётом интересов всех народов; освобождение оккупированных территорий и принципы определения границ ряда европейских государств; образование самостоятельного польского государства, включающего «все земли, населённые поляками» и имеющего доступ к морю; создание международной организации, гарантирующей суверенитет и целостность всех стран.

В программе отражались как устремления американской дипломатии, так и личные воззрения В. Вильсона. До избрания президентом он в течение многих лет был университетским профессором, и если прежде стремился приобщить к истине и идеалам справедливости студентов, то теперь - целые народы. Не последнюю роль в выдвижении «14 пунктов», очевидно, играло и желание автора противопоставить «позитивную демократическую программу» идеям большевиков и внешнеполитическому курсу Советской России. В доверительной беседе в то время он признавал: «Призрак большевизма таится везде... Во всём мире серьёзнейшее беспокойство».

Иную позицию занимал французский премьер-министр Ж. Клемансо. Его цели имели практическую направленность - добиться возмещения всех потерь Франции в войне, максимальной территориальной и денежной компенсации, а также экономического и военного ослабления Германии. Клемансо придерживался девиза «Германия заплатит за всё!». За непримиримость и яростную защиту своей точки зрения участники конференции называли его закрепившимся за ним прозвищем «тигр».


Опытный и гибкий политик Д. Ллойд Джордж и здесь стремился уравновесить позиции сторон, избежать крайних решений. Он писал: «...мне кажется, что мы должны попытаться составить мирный договор как объективные арбитры (судьи), забыв о страсти войны. Этот договор должен иметь в виду три цели. Прежде всего - обеспечить справедливость в том, чтобы учесть ответственность Германии за возникновение войны и за способы, которыми она велась. Во-вторых, это должен быть договор, который ответственное германское правительство может подписать с уверенностью, что оно в состоянии выполнить предписанные ему обязательства. В-третьих, это должен быть договор, который не будет содержать никаких провокаций последующей войны и создаст альтернативу большевизму тем, что будет предлагать всем разумным людям настоящее урегулирование европейской проблемы...»

Обсуждение условий мира длилось почти полгода. За кулисами официальной работы комиссий и комитетов главные решения принимали участники «большой тройки» - Вильсон, Клемансо и Ллойд Джордж. Они вели закрытые консультации и согласования, «забыв» об «открытой дипломатии» и других принципах, провозглашённых В. Вильсоном. Важным событием в ходе затянувшихся обсуждений стало принятие решения о создании международной организации, способствующей поддержанию мира, - Лиги Наций.

28 июня 1919 г. в Зеркальном зале Большого Версальского дворца был подписан мирный договор союзных держав с Германией. По условиям договора Германия передавала Эльзас и Лотарингию Франции, округа Эйпен, Мальмеди - Бельгии, область Познани и части Поморья и Верхней Силезии - Польше, северную часть Шлезвига - Дании (по итогам плебисцита). Левый берег Рейна оккупировали войска Антанты, а на правом устанавливалась демилитаризованная зона. Саарская область на 15 лет переходила под управление Лиги Наций. Данциг (Гданьск) объявлялся «вольным городом», Мемель (Клайпеда) отошёл от Германии (позже включён в состав Литвы). Всего от Германии была отторгнута 1/8 часть территории, на которой проживала 1/10 часть населения страны. Помимо этого Германия лишалась колониальных владений, её права в провинции Шаньдун в Китае передавались Японии. Вводились ограничения численности (не более 100 тыс. человек) и вооружений германской армии. Германия должна была также выплачивать репарации - плату отдельным странам за ущерб, причинённый в результате германского нападения.

Версальско-Вашингтонская система

Версальский договор не ограничивался решением германского вопроса. В нём содержались положения о Лиге Наций - организации, создаваемой в целях урегулирования международных споров и конфликтов (здесь же приводился и Устав Лиги Наций).

Позже были подписаны мирные договоры с бывшими союзниками Германии - Австрией (10 сентября 1919 г.), Болгарией (27 ноября 1919 г.), Венгрией (4 июня 1920 г.), Турцией (10 августа 1920 г.). В них определялись границы этих стран, установившиеся после распада Австро-Венгрии и Османской империи и отторжения от них части территорий в пользу держав-победительниц. Для Австрии, Болгарии, Венгрии вводились ограничения численности вооружённых сил, предусматривалась выплата репараций победителям. Условия договора с Турцией были особенно жёсткими. Она лишалась всех своих владений в Европе, на Аравийском полуострове, в Северной Африке. Вооружённые силы Турции сокращались, держать флот ей было запрещено. Зона черноморских проливов переходила под контроль международной комиссии. Этот унизительный для страны договор был заменён в 1923 г., после победы турецкой революции.

Учреждённая в соответствии с Версальским договором Лига Наций приняла участие в переделе колониальных владений. Вводилась так называемая мандатная система, согласно которой отобранные у Германии и её союзников колонии по мандату Лиги Наций передавались под опеку «передовым» странам, в первую очередь Великобритании и Франции, которые сумели занять главенствующее положение в Лиге Наций. В то же время Соединённые Штаты Америки, президент которых выдвинул идею и активно способствовал созданию Лиги Наций, не вступили в данную организацию и не ратифицировали Версальский договор. Это свидетельствовало о том, что новая система, устраняя одни противоречия в международных отношениях, порождала новые.

Послевоенное урегулирование не могло ограничиться Европой и Ближним Востоком. Значительные проблемы существовали также на Дальнем Востоке, в Юго-Восточной Азии и на Тихом океане. Там сталкивались интересы ранее проникших в этот регион британцев, французов и новых претендентов на влияние - США и Японии, чьё соперничество оказалось особенно острым. Для решения проблем была созвана конференция в Вашингтоне (ноябрь 1921 г. - февраль 1922 г.). В ней участвовали представители США, Великобритании, Японии, Франции, Италии, Бельгии, Голландии, Португалии и Китая. Советская Россия, чьи границы находились в этом регионе, приглашения на конференцию и на этот раз не получила.

На Вашингтонской конференции были подписаны несколько договоров. В них закреплялись права США, Великобритании, Франции и Японии на принадлежавшие им территории в данном регионе (для Японии это означало признание её прав на захваченные владения Германии), устанавливалось соотношение военно-морских сил отдельных стран. Особо рассматривался вопрос о Китае. С одной стороны, был провозглашён принцип уважения суверенитета и территориальной целостности Китая, а с другой - положение о «равных возможностях» великих держав в этой стране. Таким образом предотвращался монопольный захват Китая одной из держав (подобная угроза существовала со стороны Японии), зато были развязаны руки для совместной эксплуатации богатств этой огромной страны.

Сложившиеся к началу 1920-х годов расстановка сил и механизмы международных отношений в Европе и мире получили название Версальско-Вашингтонской системы.

Старое и новое в международных отношениях

С 1920 г. Советское государство стало налаживать отношения с соседними странами, подписав мирные договоры с Эстонией, Литвой, Латвией, Финляндией. В 1921 г. были заключены договоры о дружбе и сотрудничестве с Ираном, Афганистаном, Турцией. Они основывались на признании независимости названных государств, равноправии партнёров и этим отличались от полукабальных соглашений, навязываемых странам Востока западными державами.

В это же время, вслед за подписанием англо-советского торгового соглашения (март 1921 г.), встал вопрос о возобновлении экономических связей России с ведущими европейскими странами. В 1922 г. представители Советской России были приглашены на международную экономическую конференцию в Генуе (она открылась 10 апреля). Советскую делегацию возглавил нарком по иностранным делам Г. В. Чичерин. Западные державы рассчитывали получить доступ к российским природным ресурсам и рынку, а также найти пути экономического и политического влияния на Россию. Советское государство было заинтересовано в налаживании экономических связей с внешним миром и дипломатическом признании.

Средством давления на Россию со стороны Запада стало требование об уплате ею внешних долгов царской России и Временного правительства и компенсации за имущество иностранных граждан, национализированное большевиками. Советская страна готова была признать довоенные долги России и право бывших собственников-иностранцев получить в концессию ранее принадлежавшее им имущество при условии юридического признания Советского государства и предоставления ему финансовых льгот и кредитов. Военные долги Россия предлагала аннулировать (объявить недействительными). Одновременно советская делегация внесла предложение о всеобщем сокращении вооружений. Западные державы не согласились с этими предложениями. Они настаивали на выплате Россией всех долгов, в том числе военных (в сумме около 19 млрд золотых рублей), возвращении всей национализированной собственности прежним владельцам, отмене в стране монополии внешней торговли. Советская делегация сочла эти требования неприемлемыми и со своей стороны предложила, чтобы западные державы возместили убытки, нанесённые России интервенцией и блокадой (39 млрд золотых рублей). Переговоры зашли в тупик.

Достичь общего соглашения на конференции не удалось. Но советские дипломаты сумели провести переговоры с представителями германской делегации в Рапалло (пригороде Генуи). 16 апреля был заключён советско-германский договор о возобновлении дипломатических отношений. Обе страны отказались от претензий на возмещение убытков, причинённых друг другу в годы войны. Германия признавала национализацию германской собственности в России, а Россия отказывалась от получения репараций с Германии. Договор оказался неожиданностью для международных дипломатических и политических кругов как из-за самого факта его подписания, так и по содержанию. Современники отмечали, что он произвёл впечатление разорвавшейся бомбы. Это был успех дипломатов двух стран и пример для прочих. Становилось всё более очевидным, что проблема отношений с Советской Россией превратилась в одну из основных проблем международной политики того времени.

Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.

Страны Западной Европы всегда играли заметную роль в мировой политике и экономике. В первую очередь это относится к Англии, Германии, Франции, России. В 1900 г. соотношение сил в мировом промышленном производстве было следующим - на долю Англии приходилось 18,5%, Франции - 6,8, Германии - 13,2, США - 23,6%. На Европу в целом приходилось 62,0% всего промышленного производства мира.

После распада Австро-Венгрии чехи и словаки объединились и создали независимое государство - Чехословакию . Когда в Праге стало известно, что Австро-Венгрия запросила мира, 28 октября 1918 года Пражский национальный комитет взял на себя власть в чешских и словацких землях и создал Временное национальное собрание из представителей различных партий. Собрание избрало первого президента Чехословакии - Томаша Масарика. Границы новой республики были определены на Парижской мирной конференции. В ее состав вошли чешские земли Австрии, Словакия и Закарпатская Украина, входившие ранее в состав Венгрии, а позже часть Силезии, входящей в состав Германии. В результате около трети населения страны составили немцы, венгры и украинцы. В Чехословакии были проведены крупные реформы. Дворянство было лишено всех привилегий. Был установлен 8-часовой рабочий день и введено социальное страхование. Земельная реформа ликвидировала немецкое и венгерское крупное землевладение. Конституция 1920 года закрепила сложившийся в Чехословакии демократический строй. Будучи одной из самых развитых промышленных стран Европы, Чехословакия отличалась сравнительно высоким уровнем жизни и политической стабильностью.

31 октября 1918 года император Австро-Венгрии и одновременно король Венгрии Карл IV поручил венгерскому графу М.Каройи сформировать правительство из демократических партий. Это правительство ориентировалось на Антанту и пыталось сохранить Венгрию в довоенных границах. 16 ноября 1918 года Венгрия была провозглашена республикой. Но укрепиться демократии в Венгрии не удалось. Венгерские коммунисты призвали к революции и начали создавать по всей стране Советы по российскому образцу. Прийти к власти им «помогла» Антанта, в ультимативной форме потребовавшая освободить территории, которые должны были быть переданы теперь соседям Венгрии. Ультиматум был воспринят в стране как национальная катастрофа. Правительство и сам Каройи ушли в отставку. Казалось, что выход из этого кризиса один - попытаться опереться на помощь Советской России. Это нельзя было осуществить без коммунистов. 21 марта 1919 года они и социал-демократы объединились и бескровно провозгласили Венгерскую Советскую республику. Были национализированы банки, промышленность, транспорт, крупные земельные владения. Лидер коммунистов Бела Кун стал наркомом иностранных дел и предложил «вооруженный союз» с Россией. Этот призыв был поддержан в Москве. Две Красные Армии пытались пробиться друг к другу, венгерская, при этом оттеснила чехословацкие войска и вошла в Закарпатскую Украину. Но их соединение так и не произошло. 24 июля началось наступление чехословацкой и румынской армий. 1 августа Советское правительство ушло в отставку, а вскоре в Будапешт вошли румынские войска. Власть в Венгрии перешла к антикоммунистическим группировкам, выступившим, кроме того, за восстановление в Венгрии монархии. В этих условиях в 1920 году были проведены выборы в парламент. Советская республика пала, к власти пришел Миклош Хорти. Он запретил коммунистическую партию. Летом 1920 года новое правительство подписало Трианонский мирный договор. По нему Венгрия теряла 2/3 территории, 1/3 населения и выход к морю. 3 миллиона венгров оказались в соседних государствах, а сама Венгрия приняла 400 тысяч беженцев. Внешняя политика хортистской Венгрии была однозначно направлена на восстановление Венгрии в ее прежних границах. Ее отношения с соседями были постоянно натянутыми.

В тяжелом положении оказалась и Австрия . В Австрии 30 октября 1918 года власть на себя взяли Временное национальное собрание и Государственный совет, коалиционное правительство во главе с социал-демократом Карлом Реннером. Временное национальное собрание упразднило монархию. Император Карл IV, сменивший в 1916 году умершего Франца Иосифа, стал последним Габсбургом на австрийском троне. Условия мирного договора, который была вынуждена подписать Австрия, были для нее необыкновенно тяжелыми. Столетиями складывающиеся экономические связи Австрии с Венгрией и славянскими землями были искусственно разорваны, страна потеряла выход к морю. Вена, воздававшаяся как столица громадной империи и соперничающая по величию с Лондоном и Парижем стала столицей небольшого государства. Став почти чисто австрийско-немецким государством, Австрия естественно стала тяготеть к Германии. Но и эти связи были ограничены. Это стало питательной средой для роста националистических и фашистских умонастроений.

Югославянские народы, входившие в Австро-Венгрию, объединились вокруг Сербии и создали 4 декабря 1918 года Королевство сербов, хорватов и словенцев . Однако сербы стремились занять в этом государстве ведущее положение. При этом они не хотели считаться с интересами других народов, весьма отличающихся друг от друга, несмотря на общее происхождение (хорваты и словенцы - католики, македонцы, черногорцы и сами сербы - православные, часть славян приняла мусульманство, албанцы же - неславяне, исповедующие в большинстве ислам). Это почти сразу сделало национальный вопрос главным источником нестабильности политической жизни. При этом основным оказалось противоречие между сербами и хорватами - двумя самыми крупными народами страны. Власти же пытались подавить всякое недовольство. Страна стала называться Королевство Югославия, что должно было символизировать «национальное единство» населения. В ответ хорватские националисты убили в 1934 году короля. Только в 1939 правящий режим решил пойти на уступки в национальном вопросе: объявило о создании автономной хорватской области.

Потерявшая независимость и разделенная в XVIII веке Польша более столетия боролась за восстановление своего государства. Первая мировая война создала условия для достижения этой цели. Восстановление независимого польского государства связано с именем Юзефа Пилсудского. Наблюдая за ростом противоречий между Россией и Австро-Венгрией, он пришел к идее использовать эти противоречия для достижения своей цели. Предложил австрийцам услуги революционного подполья для борьбы с Россией. С началом Первой мировой войны Пилсудский получил возможность сформировать польские национальные части, которые уже в 1914 году вступили в бой с русской армией. Отступление русской армии из Польши в 1915 году способствовало росту влияния Пилсудского, что вызвало тревогу у немцев и австрийцев, менее всего думавших о польской независимости. Они отводили Пилсудскому только роль орудия в антирусской борьбе. Февральская революция в России и признание новой властью права поляков на независимость изменили ситуацию. Пилсудский даже подумывал о переходе на сторону России, и для начала прекратил сотрудничество с австрийцами и немцами. Те не стали с ним церемониться: он оказался в немецкой тюрьме. Но этот эпизод еще более способствовал росту его авторитета в Польше и, что не менее важно, делал его приемлемой фигурой для Антанты в качестве лидера Польши, восстановление независимости которой стало неизбежным. Германская революция позволила провозгласить независимость Польши, она же освободила Пилсудского.

Прибыв в Варшаву, став главой возрождающегося польского государства, всю свою энергию он сосредоточил на создании из разрозненных частей и отрядов боеспособной польской армии, которая, по его мнению, должна была сыграть решающую роль в определении границ польского государства. Западные границы Польши были определены на Парижской мирной конференции. Восточные же Пилсудский пытался воссоздать в том виде, в каком они были в 1772 году, когда в нее помимо собственно польских земель входила вся Белоруссия, Литва, часть Латвии и Правобережная Украина. Такие планы не могли не встретить противодействия со стороны народов, населяющих эти территории. Они противоречили и принципу самоопределения народов, положенному в основу послевоенного переустройства.

В декабре 1919 года Высший совет Антанты установил в качестве временной границы Польши на востоке «линию Керзона», которая проходила по приблизительной границе проживания поляков, с одной стороны, украинцев и литовцев, с другой. Однако, опираясь на поддержку Франции, видевшей в сильной Польше надежный противовес Германии на востоке, Пилсудский мог игнорировать это решение. Этому способствовала и слабость государств, только что провозгласивших свою независимость (Литва, Украина, Белоруссия) после распада Российской империи.

Польские войска последовательно установили контроль над Галицией (эта часть Украины была до Первой мировой войны в составе Австро-Венгрии), Виленским краем Литвы, а в мае 1920 года заняли Киев. После подписания мирного договора, в марте 1921 года советско-польская граница прошла восточнее «линии Керзона», в составе Польши оказалась западная часть Украины и Белоруссии. Вскоре поляки опять захватили у Литвы Виленский край. Так сложились границы Польши, в которой треть населения составили неполяки .

В 1921 году была принята конституция, провозгласившая Польшу парламентской республикой. Во внешней политике Польша, находясь с 1921 года в союзе с Францией, проводила антигерманскую и антисоветскую политику.

31 декабря 1917 года была предоставлена независимость Финляндии . Уже в январе 1918 года левые социал-демократы и финская Красная Гвардия попытались установить Советскую власть. Они захватили столицу Финляндии Хельсинки, промышленные центры на юге страны, создали революционное правительство, которое заключило договор о дружбе с Советской Россией. К тому же после провозглашения независимости на территории Финляндии оставались части русской армии, поддержавшие революцию. Финское правительство переехало в город Васе на берегу Ботнического залива и приступило к формированию национальной армии, поручив это бывшему российскому генералу К.Г.Э. Маннергейму. Присутствие российских войск дало Финляндии повод просить помощи у Германии. В начале апреля 1918 года около 10 тысяч немецких солдат высадились в Финляндии. Революционеры были разгромлены. Но страна оказалась в зависимости от Германии, обсуждались планы провозглашения Финляндии королевством и приглашения на престол германского принца. После поражения Германии в Первой мировой войне в Финляндии была провозглашена республика, немецкие войска покинули страну. До формирования выборных органов власти новое государство возглавил Маннергейм. Советско-финские отношения долго оставались напряженными .

Территория будущей независимой Литвы уже в 1915 году была оккупирована германскими войсками. Под покровительством Германии там была создана Литовская Тариба (Ассамблея) во главе с А. Сметоной. 11 декабря 1917 года она провозгласила воссоздание Литовского государства. Независимость Литвы признала Германия, заставив Советскую Россию признать ее по Брестскому миру. Однако после Компьенского перемирия в Литву вторглась Красная Армия, там была провозглашена Советская власть, Литва и Белоруссия были объединены в одну советскую республику. Начались переговоры о ее федеративном союзе с Советской Россией. Планы эти не осуществились. Виленский край был захвачен польскими войсками, а с остальной части Литвы Красная Армия была вытеснена при помощи добровольческих отрядов, состоящих из остатков германской армии. В апреле 1919 года Литовская Тариба приняла временную конституцию и избрала президентом А.Сметону. Были отменены все декреты Советов. Однако власть Сметоны на первых порах была чисто номинальной. Часть территории страны была оккупирована польской армией, север Литвы контролировали немецкие отряды, отношения с Советской Россией оставались неурегулированными. Страны Антанты с подозрением относились к новой власти, видя в ней германских ставленников. Только что сформированную литовскую армию решено было бросить на очистку территории от немецких отрядов, затем на почве антипольских интересов удалось урегулировать отношения с Советской Россией. С ней был подписан договор, по которому Виленский край признавался литовским.

В советско-польской войне Литва придерживалась нейтралитета, но Советская Россия передала ей Виленский край, из которого были выбиты польские войска. Однако после отступления Красной Армии поляки вновь захватили Виленский край, между польской и литовской армиями шли непрерывные столкновения. Лишь в ноябре 1920 года при посредничестве стран Антанты было заключено перемирие. В 1923 году Лига Наций признала факт присоединения Виленского края к Польше. Столицей Литвы стал Каунас. В виде компенсации Лига Наций согласилась с захватом Литвой Мемеля (Клайпеды) на побережье Балтийского моря - германской территории, перешедшей после мировой войны под управление Франции. В 1922 году Учредительный сейм принял конституцию Литвы. Она стала парламентской республикой. Была проведена аграрная реформа, в ходе которой было ликвидировано крупное землевладение, польское по преимуществу. Около 70 тысяч крестьян получили в результате этой реформы землю.

Территория будущих независимых республик Латвии и Эстонии к моменту Октябрьской революции была лишь частично занята германскими войсками. На оставшейся части Латвии и в Эстонии была провозглашена Советская власть, но в феврале 1918 года германская армия захватила и эту территорию. По Брестскому миру Советская Россия признала отделение Латвии и Эстонии. Германия планировала создать здесь Балтийское герцогство во главе с одним из представителей прусской династии Гогенгдоллернов. Но после Компьенского перемирия Германия передала власть в Латвии в руки правительства К. Ульманиса, а в Эстонии - правительства К. Пятса, провозгласивших независимость своих государств. И то, и другое правительство состояло из представителей демократических партий. Почти одновременно была предпринята попытка восстановить здесь Советскую власть. В Эстонию вошли части Красной Армии. Была провозглашена Эстляндская трудовая коммуна, РСФСР признала ее независимость. По инициативе правительства РСФСР Эстонии была передана часть территории Петроградской губернии с преимущественно русским населением.

В Латвии было создано Временное советское правительство из латышских большевиков, которое обратилось за помощью к РСФСР. Красная Армия установила контроль над большей частью Латвии. Затем было провозглашено создание Социалистической Советской Республики Латвии. В борьбе против советских войск правительства Ульманиса и Пятса были вынуждены опираться на помощь германской армии, а после ее эвакуации, на добровольческие отряды, состоящие из прибалтийских немцев и солдат германской армии. С декабря 1918 года помощь этим правительствам стала поступать от англичан; их эскадра пришла в Таллинн. В 1919 году советские войска были вытеснены. Переориентировавшись на Антанту и создав национальные армии, правительства Ульманиса и Пятса изгнали немецкие отряды.

В 1920 году РСФСР признала новые республики. В них были проведены выборы в Учредительные собрания и приняты конституции. Важную роль в стабилизации внутренней жизни этих государств сыграли, как и в Литве, аграрные реформы. Крупные земельные владения, принадлежавшие по преимуществу немецким баронам, были ликвидированы. Десятки тысяч крестьян получили на льготных условиях землю. Во внешней политике эти государства ориентировались на Англию и Францию.

Учитель: Зайцева В.А.

Конспект урока по истории Всеобщей для проведения в 11 классах

Тема: Образование национальных государств в Европе

Тип урока: комбинированный урок

Цель: Образовательная: совместно с обучаемыми выяснить события, происходившие после распада трех империй: Российской, Австро-Венгерской и Германской; развивающая: развивать умение работать с текстом учебника, логически мыслить, сравнивать события, происходившие в новообразованных государствах; воспитательная: воспитывать чувство патриотизма на фоне того, что именно после революции в России – модель построения советского общества стала актуальной во многих молодых государствах послевоенной Европы.

Методы: фронтальный опрос, анализа происходящих событий, синхронизации и хронологии фактов, логического мышления, наглядность, работа с картой, с текстом учебника и отрывками из исторических источников, метод инновационных технологий.

Оборудование: учебник История. Всеобщая история. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / А.А. Улунян, Е.Ю. Сергеев; под ред. А. О. Чубарьяна.– М.: Просвещение, 2014. – 287 с; рабочие тетради, раздаточный материал; мультимедийная доска.

Ход урока:

Организационный момент

Опрос Домашнего задания (по п.1-2). Количество вопросов взято из расчета 15 чел.учащихся:

  1. Предпосылкой к Первой мировой войне послужило:.. (образование 2-х блоков Тройственного союза и Антанты).
  2. Австро-Венгрия, Германия, Италия … - (государства, входившие в Тройственный союз)
  3. Россия, Великобритания и … - государства… (Франция, входившие в Антанту)
  4. 28 июня 1914 г…. (убийство эрцгерцога Франца Фердинанда)
  5. Франц Фердинанд – наследник престола… (Австро-Венгрии)
  6. Гаврило Принцип – представитель какого государства?... (Сербии)
  7. Первая мировая война началась… (28 июля 1918 г.)
  8. Австро-Венгрия объявила войну Сербии… (28 июля 1918 г.)
  9. Какое государство и когда объявило войну России в ходе Первой мировой? (Германия, 1 августа 1918 г.)
  10. Какие государства заявили о своем суверенитете до 1917 г.? (США, Бельгия, Испания, Нидерланды, Норвегия, Люксембург и др.)
  11. Что предполагал «план Шлиффена»? (захват Парижа за 42 дня)
  12. В сентябре 1914 г. – битва… (на р. Марна)
  13. На стороне какого блока выступила Япония? (Антанта)
  14. Во время какой битвы впервые использовались новинки огневой техники: огнеметы, аэропланы, танки (р. Сомма)
  15. Во время какой битвы впервые использовались отравляющие газы? (р. Ипр)
  16. Количество жертв с обеих сторон по итогам битвы у Вердена… (ок. 1 млн.)
  17. Одно из самых крупных морских сражений войны, происходившее с 31 мая по 1 июня г. …(Ютландское)
  18. Количество государств, принимавших участие в Первой мировой войне …(38)
  19. Главный итог Первой мировой войны:… (распад 4 империй)
  20. Как на начальном этапе войны реагировало население на начавшуюся Первую мировую войну? (поддерживало национальную идею, подъём патриотического духа)
  21. Почему уже в первые недели войны ограничивались демократические свободы в государствах? (в условиях войны невозможно)
  22. От чего страдали и от чего выигрывали государства, объявившие нейтралитет? (от потока беженцев от спроса продовольствия, обмундирования и пр. нужд войны)
  23. Как профсоюзы содействовали идеологии войны? (сдерживали стачки рабочих, пользуясь своим авторитетом)
  24. Какие 2 организации оказывали основную массу помощи беженцам? (МКК и АРА)
  25. В каких условиях содержались пленные солдатские низы? (борьба за выживание: антисанитария, отсутствие надобного питания, эпидемии)
  26. Почему пленные офицеры содержались в лучших условиях, чем пленные солдатские низы? (были информированы; возможен выкуп)
  27. На территории какого государства социал-демократы проводили конференции? (Швейцария)
  28. Назовите основных членов социал-демократической конференции в Швейцарии. (В.Ленин, Карл Либкнехт и Роза Люксембург)
  29. С какого периода начинается массовый антивоенный общественный подъем? (Весна 1916 г.)
  30. Назовите годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.)

Новый материал:

  1. Крушение империй
  2. Образование Чехословакии
  3. Образование Югославии
  4. Воссоздание польского государства
  5. Образование Австрийской республики
  6. Создание Венгерского независимого государства
  7. Образование новых государств на территории бывшей Российской империи
  8. Образование Латвии, Литвы, Эстонии
  9. Установление Веймарской республики в Германии.

Актуализация темы. На экране изображение некоторых почтовых марок государств, которые будут изучены на уроке. Учащиеся должны внимательно рассматривать каждое изображение, вглядываясь и допрашивая его. На основании этого приходят к выводу, что сегодня мы будем на уроке изучать новые послевоенные государства, образовавшиеся в ходе распада Российской, Германской и Австро-Венгерской империи.

  1. Крушение империй

Слово учителя.

В след за революцией в России, революции охватили и другие страны Европы.

Распад империи на территории Австрии отличался от России и Германии. Еще летом 1918 г. страны Антанты создали национальные организации чехов, словаков, поляков, украинцев и южнославянских народов. Они выступали за независимость своих административно-территориальных образований.

В Польше, Литве, Латвии, Эстонии и Финляндии – гражданская война, - отклик на события в революционной России.

Самостоятельная работа учеников с текстом параграфа: С.37-46.

Заполнение таблицы:

Образованное государство

Дата образования

Входившие земли

Глава государства

Реформы

Чехословакия

Чехия, Словакия

Томаш Масарик

Отмена дворянских титулов и привилегий; свобода слова, свобода печати; закон о социальном страховании и помощи безработным; аграрная реформа

Югославия

Хорватия, Сербия, Словения, Черногория, Босния и Герцеговина, Македония

Принц Александр Карагеоргиевич

Социальные и экономические реформы

Польское государство

часть германской провинции Позен , часть Померании , Данциг (Гданьск) получил статус «вольного города».

Юзеф Пилсудский

Ю. Пилсудский должен был исполнять свои обязанности до принятия постоянной контитуции. С 1926 г. – режим санации

Австрийская республика

Австрия

Карл Зейц

Отмена дворянских титулов и привилегий; частично национализированы крупные предприятия; введён 8-часовой рабочий день; принято трудовое законодательство с широкими социальными гарантиями

Венгерское независимое государство

Венгрия.

После Трианонского мирного договора

потеряла значительную часть земель

Михай Каройи

(Венгерская Народная Республика)

Бела Кун

(Венгерская Советская Республика)

Миклош Хорти

(Венгерское королевство)

Аграрная реформа

Политические, экономические и социальные реформы по образцу Советской России

Объединил две ведущие партии в новую Объединенную партию, начал диалог с социал-демократами, провел ограниченную земельную реформу

Новые государства на территории бывшей Российской империи

Украинская Народная Республика

Молдавская Народная Республика

Белорусская Народная Республика

Закавказская Демократическая Республика

Сторонники демократии

Максимальная централизация и милитаризация управления страной

Латвия, Литва, Эстония

Латвия

Литва

Эстонская республика

Карлис ульманис

Антанас Сметона

Аугуст Рей

Аграрная реформа

Национализация земель

Финляндия

Декабрь 1918 г.

Финляндия

Карл Маннергейм

Неустойчивость политической системы

Веймарская республика в Германии

Германия (10 свободных государств)

Фридрих Эберт

Введение всеобщего избирательного права, провозглашение демократических свобод, установление 8-часового рабочего дня; национализация крупных промышленных предприятий; расширение прав профсоюзов

После заполнения классом таблицы предлагается ее проверка с помощью карты из учебника под названием «Территориальные изменения в Европе в 1918-1923 гг». Учитель называет государство, а учащиеся по карте ищут территории, входившие в его состав; называют деятелей, стоявших у истоков государств и кратко характеризуют реформы, проходившие в нем.

Рефлексия . Вызывается ученик, который оценивает работу одноклассников на уроке и делает вывод, что государства, образовавшиеся в результате падения европейских империй по тогу Первой мировой войны, были слабыми; многие из них попали под просоветское влияние и реформы, проводившиеся в них, - были похожими на реформы, проводимые в советской России.

Домашнее задание: П.3, с.47-48 проанализировать отрывок из источника «Съезд представителей народов и областей России».

Одной из первых стран, которую затронул процесс распада, была Австро-Венгрия. После войны среди народов Авст-ро-Венгрии резко усилился рост сепаратистских на-строений. В октябре 1918 г. в Чехии началась всеоб-щая политическая стачка, переросшая в революцию. Новые власти Чехии объявили о выходе из состава Австро-Венгрии. К концу октября империя оконча-тельно развалилась. Её покинула и Словакия. 28 ок-тября в Праге было провозглашено создание двуна-циональной Чехословацкой Республики во главе с философом и журналистом Томашем Масариком . 31 октября 1918 г. демократические революции в Ав-стрии и Венгрии довершили распад империи, провозгласив образо-вание Австрийской и Венгерской республик. Новые республикан-ские лидеры подписали мир на условиях Антанты.

В Австрийской Республике было сформировано коалиционное правительство в составе либералов, консерваторов и социал-демо-кратов. Новые власти отменили дворянские привилегии, ввели 8-часовой рабочий день, разрешили деятельность рабочих комите-тов на предприятиях. Конституция, принятая в 1920 г., гарантиро-вала населению целый ряд прав и свобод и превратила Австрию в одно из самых прогрессивных в области социального законода-тельства государств Европы.


Т. Масарик

Антиавстрийские выступления в Истрии и Далмации осенью 1918 г. завершились созданием Народного веча (совета) словенцев, хорватов и сербов. Новый орган власти, собравшись в Загребе, отменил законы, связывавшие югославян-ские земли с Австрией и Венгрией, и провозгласил создание Госу-дарства словенцев, хорватов и сербов (ГСХС). Вскоре к ГСХС при-соединилось Королевство Сербия. 1 декабря 1918 г. на карте Евро-пы появилось Королевство сербов, хорватов и словенцев во главе с сербской династией Карагеоргиевичей. Через некоторое время к нему присоединилась Черногория. Позднее новое государство стало именоваться Югославией.


В ноябре 1918 г. жители Польши сумели восстановить свою неза-висимость, утерянную в конце XVIII в. 11 ноября социалист Юзеф Пилсудский сформировал широкое коалиционное правительство, в котором, кроме его партии, были министры от крестьянской пар-тии и ряда других партий и групп. В декабре 1918 г. правительству удалось взять под контроль часть польских земель, до того принад-лежавших Германии. В 1921 г. после окончания советско-польской войны (спровоцированной Антантой, чтобы свергнуть советскую власть на Украине, а затем использованной большевистским руко-водством, чтобы продвинуть «красный штык» вглубь Европы) под властью Польши оказались западноукраинские и западнобелорус-ские земли. Конституция страны была принята в марте 1919 г. Гла-вой государства стал Пилсудский, проводивший жёсткую внутрен-нюю и внешнюю политику.

В декабре 1917 г. Советская Россия признала созданное в Финляндии демократиче-ское правительство. Но практически сразу в стране вспыхнула гра-жданская война. Сторонники социалистической революции, полу-чившие негласную поддержку со стороны Советской России, созда-ли Красную гвардию, а их противникам, объединившимся в Белую армию под командованием бывшего царского генерала Карла Густа-ва Маннергейма, помогали немецкие войска. Немцы захватили го-рода Тампере и Хельсинки, в апреле 1918 г. финская Красная гвар-дия сдала Выборг. Финско-советская граница прошла поблизости от Петрограда.


К июлю 1919 г. власти сумели подавить революционное движе-ние, а правительство было сформировано в виде коалиции из соци-ал-демократов и либерально-консервативных партий. В 1921 г. Фин-ляндия также получила от Швеции Аландские острова, но была обя-зана демилитаризовать архипелаг. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

В 1918-1919 гг. в Латвии, Литве и Эстонии возникли советские республики, которые вскоре были разгромлены. Власть перешла к буржуазно-демократическим партиям, провозгласившим незави-симость бывших прибалтийских губерний Российской империи.

Ещё во время Первой мировой войны британские войска заняли ряд арабских провинций Османской империи, од-нако не сумели сохранить контроль над этой территорией на дол-гое время. В 1920-1922 гг. массовое восстание привело к образова-нию Иракского королевства , ещё через десять лет оно оконча-тельно стало независимым. Дольше пробыла под британским контролем Трансиордания, являвшаяся с 1921 г. полуавтономной территорией в составе подмандатной Палестины . В 1920 г. было сформировано Сирийское королевство , территория которого вскоре оказалась захвачена французами и управлялась ими соглас-но мандату Лиги Наций (так же, как и Ливан). Монгольская На-родная Республика в 1921 г. получила независимость от могуще-ственного китайского соседа. В 1922 г. британцы признали незави-симость Египта . На развалинах Османской империи возникла Турецкая Республика .

iv>

Источник: doklad-referat.ru

Образование новых государств

А вот как распалась Австро-Венгрия.

Даты и события

  • 16 октября 1918 г . - глава венгерского правительства заявил о расторжении Венгрией союза с Австрией.
  • 28 октября - Национальный чехословацкий комитет (учреждён в июле 1918 г.) принял решение об образовании независимого чехословацкого государства.
  • 29 октября - в Вене создан Национальный совет и провозглашена независимость немецкой Австрии; в этот же день Национальный совет в Загребе провозгласил государственную независимость южных славян Австро-Венгрии.
  • 30 октября - в Кракове создана Ликвидационная комиссия, которая взяла в свои руки управление польскими землями, входившими до этого в состав Австро-Венгрии, и провозгласила принадлежность этих земель возрождавшемуся польскому государству; в этот же день Национальный совет Боснии и Герцеговины (которые были захвачены Австро-Венгрией в 1908 г.) заявил о присоединении обеих земель к Сербии.

На завершающем этапе мировой войны произошёл также распад Османской империи, от которой отделились территории, населённые нетурецкими народами.

В результате падения многонациональных империй в Европе появился ряд новых государств. Прежде всего это были страны, восстановившие некогда утраченную независимость, - Польша, Литва и другие. Возрождение потребовало значительных усилий. Порой сделать это было особенно трудно. Так, «собирание» польских земель, разделённых ранее между Австро-Венгрией, Германией и Россией, началось ещё в ходе войны, в 1917 г., и лишь в ноябре 1918 г. власть перешла в руки единого временного правительства Польской Республики. Некоторые из новых государств впервые возникли на карте Европы в таком составе и границах, например Республика Чехословакия, объединившая два родственных славянских народа - чехов и словаков (провозглашена 28 октября 1918 г.). Новым многонациональным государством стало Королевство сербов, хорватов, словенцев (провозглашено 1 декабря 1918 г.), впоследствии получившее название Югославия.


Образование суверенного государства было поворотным событием в жизни каждого из народов. Однако оно не решало всех проблем. В наследство от войны достались экономическая разруха и обострившиеся социальные противоречия. Революционные волнения не утихли и после обретения независимости.

Парижская мирная конференция

>

18 января 1919 г. в Версальском дворце под Парижем открылась мирная конференция. Политики и дипломаты из 32 государств должны были определить результаты войны, оплаченные кровью и потом миллионов воевавших на фронтах и работавших в тылу людей. Советская Россия приглашение на конференцию не получила.

Главная роль на конференции принадлежала представителям США, Великобритании, Франции, Италии и Японии, но реально основные предложения вносили три политика - президент США В. Вильсон, британский премьер-министр Д. Ллойд Джордж и глава французского правительства Ж. Клемансо. Они по-разному представляли условия мира. Вильсон ещё в январе 1918 г. предложил программу мирного урегулирования и послевоенного устройства международной жизни - так называемые «14 пунктов» (на её основе было заключено перемирие с Германией в ноябре 1918 г.).

В «14 пунктах» предусматривалось следующее: установление справедливого мира и отказ от тайной дипломатии; свобода мореплавания; равноправие в экономических связях между государствами; ограничение вооружений; урегулирование колониальных вопросов с учётом интересов всех народов; освобождение оккупированных территорий и принципы определения границ ряда европейских государств; образование самостоятельного польского государства, включающего «все земли, населённые поляками» и имеющего доступ к морю; создание международной организации, гарантирующей суверенитет и целостность всех стран.


В программе отражались как устремления американской дипломатии, так и личные воззрения В. Вильсона. До избрания президентом он в течение многих лет был университетским профессором, и если прежде стремился приобщить к истине и идеалам справедливости студентов, то теперь - целые народы. Не последнюю роль в выдвижении «14 пунктов», очевидно, играло и желание автора противопоставить «позитивную демократическую программу» идеям большевиков и внешнеполитическому курсу Советской России. В доверительной беседе в то время он признавал: «Призрак большевизма таится везде… Во всём мире серьёзнейшее беспокойство».

Иную позицию занимал французский премьер-министр Ж. Клемансо. Его цели имели практическую направленность - добиться возмещения всех потерь Франции в войне, максимальной территориальной и денежной компенсации, а также экономического и военного ослабления Германии. Клемансо придерживался девиза «Германия заплатит за всё!». За непримиримость и яростную защиту своей точки зрения участники конференции называли его закрепившимся за ним прозвищем «тигр».



Опытный и гибкий политик Д. Ллойд Джордж и здесь стремился уравновесить позиции сторон, избежать крайних решений. Он писал: «…мне кажется, что мы должны попытаться составить мирный договор как объективные арбитры (судьи), забыв о страсти войны. Этот договор должен иметь в виду три цели. Прежде всего - обеспечить справедливость в том, чтобы учесть ответственность Германии за возникновение войны и за способы, которыми она велась. Во-вторых, это должен быть договор, который ответственное германское правительство может подписать с уверенностью, что оно в состоянии выполнить предписанные ему обязательства. В-третьих, это должен быть договор, который не будет содержать никаких провокаций последующей войны и создаст альтернативу большевизму тем, что будет предлагать всем разумным людям настоящее урегулирование европейской проблемы…»

Обсуждение условий мира длилось почти полгода. За кулисами официальной работы комиссий и комитетов главные решения принимали участники «большой тройки» - Вильсон, Клемансо и Ллойд Джордж. Они вели закрытые консультации и согласования, «забыв» об «открытой дипломатии» и других принципах, провозглашённых В. Вильсоном. Важным событием в ходе затянувшихся обсуждений стало принятие решения о создании международной организации, способствующей поддержанию мира, - Лиги Наций.

28 июня 1919 г. в Зеркальном зале Большого Версальского дворца был подписан мирный договор союзных держав с Германией. По условиям договора Германия передавала Эльзас и Лотарингию Франции, округа Эйпен, Мальмеди - Бельгии, область Познани и части Поморья и Верхней Силезии - Польше, северную часть Шлезвига - Дании (по итогам плебисцита).


вый берег Рейна оккупировали войска Антанты, а на правом устанавливалась демилитаризованная зона. Саарская область на 15 лет переходила под управление Лиги Наций. Данциг (Гданьск) объявлялся «вольным городом», Мемель (Клайпеда) отошёл от Германии (позже включён в состав Литвы). Всего от Германии была отторгнута 1/8 часть территории, на которой проживала 1/10 часть населения страны. Помимо этого Германия лишалась колониальных владений, её права в провинции Шаньдун в Китае передавались Японии. Вводились ограничения численности (не более 100 тыс. человек) и вооружений германской армии. Германия должна была также выплачивать репарации - плату отдельным странам за ущерб, причинённый в результате германского нападения.

Версальско-Вашингтонская система

Версальский договор не ограничивался решением германского вопроса. В нём содержались положения о Лиге Наций - организации, создаваемой в целях урегулирования международных споров и конфликтов (здесь же приводился и Устав Лиги Наций).

Позже были подписаны мирные договоры с бывшими союзниками Германии - Австрией (10 сентября 1919 г.), Болгарией (27 ноября 1919 г.), Венгрией (4 июня 1920 г.), Турцией (10 августа 1920 г.).


них определялись границы этих стран, установившиеся после распада Австро-Венгрии и Османской империи и отторжения от них части территорий в пользу держав-победительниц. Для Австрии, Болгарии, Венгрии вводились ограничения численности вооружённых сил, предусматривалась выплата репараций победителям. Условия договора с Турцией были особенно жёсткими. Она лишалась всех своих владений в Европе, на Аравийском полуострове, в Северной Африке. Вооружённые силы Турции сокращались, держать флот ей было запрещено. Зона черноморских проливов переходила под контроль международной комиссии. Этот унизительный для страны договор был заменён в 1923 г., после победы турецкой революции.

Учреждённая в соответствии с Версальским договором Лига Наций приняла участие в переделе колониальных владений. Вводилась так называемая мандатная система, согласно которой отобранные у Германии и её союзников колонии по мандату Лиги Наций передавались под опеку «передовым» странам, в первую очередь Великобритании и Франции, которые сумели занять главенствующее положение в Лиге Наций. В то же время Соединённые Штаты Америки, президент которых выдвинул идею и активно способствовал созданию Лиги Наций, не вступили в данную организацию и не ратифицировали Версальский договор. Это свидетельствовало о том, что новая система, устраняя одни противоречия в международных отношениях, порождала новые.

Послевоенное урегулирование не могло ограничиться Европой и Ближним Востоком. Значительные проблемы существовали также на Дальнем Востоке, в Юго-Восточной Азии и на Тихом океане. Там сталкивались интересы ранее проникших в этот регион британцев, французов и новых претендентов на влияние - США и Японии, чьё соперничество оказалось особенно острым. Для решения проблем была созвана конференция в Вашингтоне (ноябрь 1921 г. - февраль 1922 г.). В ней участвовали представители США, Великобритании, Японии, Франции, Италии, Бельгии, Голландии, Португалии и Китая. Советская Россия, чьи границы находились в этом регионе, приглашения на конференцию и на этот раз не получила.

На Вашингтонской конференции были подписаны несколько договоров. В них закреплялись права США, Великобритании, Франции и Японии на принадлежавшие им территории в данном регионе (для Японии это означало признание её прав на захваченные владения Германии), устанавливалось соотношение военно-морских сил отдельных стран. Особо рассматривался вопрос о Китае. С одной стороны, был провозглашён принцип уважения суверенитета и территориальной целостности Китая, а с другой - положение о «равных возможностях» великих держав в этой стране. Таким образом предотвращался монопольный захват Китая одной из держав (подобная угроза существовала со стороны Японии), зато были развязаны руки для совместной эксплуатации богатств этой огромной страны.

Сложившиеся к началу 1920-х годов расстановка сил и механизмы международных отношений в Европе и мире получили название Версальско-Вашингтонской системы.

Старое и новое в международных отношениях

С 1920 г. Советское государство стало налаживать отношения с соседними странами, подписав мирные договоры с Эстонией, Литвой, Латвией, Финляндией. В 1921 г. были заключены договоры о дружбе и сотрудничестве с Ираном, Афганистаном, Турцией. Они основывались на признании независимости названных государств, равноправии партнёров и этим отличались от полукабальных соглашений, навязываемых странам Востока западными державами.

В это же время, вслед за подписанием англо-советского торгового соглашения (март 1921 г.), встал вопрос о возобновлении экономических связей России с ведущими европейскими странами. В 1922 г. представители Советской России были приглашены на международную экономическую конференцию в Генуе (она открылась 10 апреля). Советскую делегацию возглавил нарком по иностранным делам Г. В. Чичерин. Западные державы рассчитывали получить доступ к российским природным ресурсам и рынку, а также найти пути экономического и политического влияния на Россию. Советское государство было заинтересовано в налаживании экономических связей с внешним миром и дипломатическом признании.

Средством давления на Россию со стороны Запада стало требование об уплате ею внешних долгов царской России и Временного правительства и компенсации за имущество иностранных граждан, национализированное большевиками. Советская страна готова была признать довоенные долги России и право бывших собственников-иностранцев получить в концессию ранее принадлежавшее им имущество при условии юридического признания Советского государства и предоставления ему финансовых льгот и кредитов. Военные долги Россия предлагала аннулировать (объявить недействительными). Одновременно советская делегация внесла предложение о всеобщем сокращении вооружений. Западные державы не согласились с этими предложениями. Они настаивали на выплате Россией всех долгов, в том числе военных (в сумме около 19 млрд золотых рублей), возвращении всей национализированной собственности прежним владельцам, отмене в стране монополии внешней торговли. Советская делегация сочла эти требования неприемлемыми и со своей стороны предложила, чтобы западные державы возместили убытки, нанесённые России интервенцией и блокадой (39 млрд золотых рублей). Переговоры зашли в тупик.

Достичь общего соглашения на конференции не удалось. Но советские дипломаты сумели провести переговоры с представителями германской делегации в Рапалло (пригороде Генуи). 16 апреля был заключён советско-германский договор о возобновлении дипломатических отношений. Обе страны отказались от претензий на возмещение убытков, причинённых друг другу в годы войны. Германия признавала национализацию германской собственности в России, а Россия отказывалась от получения репараций с Германии. Договор оказался неожиданностью для международных дипломатических и политических кругов как из-за самого факта его подписания, так и по содержанию. Современники отмечали, что он произвёл впечатление разорвавшейся бомбы. Это был успех дипломатов двух стран и пример для прочих. Становилось всё более очевидным, что проблема отношений с Советской Россией превратилась в одну из основных проблем международной политики того времени.

Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX — начало XXI века.

Название государства

Форма правления.

Политический режим

Способ установления власти

Чехословакия

Президентская республика. Демократия

Югославия

Монархия

Президентская республика. Демократия

Республика. Демократия

Германия

Республика. Демократия

Революционный

Республика. Демократия

Революционный

Парламентская республика. Демократия

Революционный

Республика. Демократия

Революционный

Финляндия

Республика. Демократия

Революционный

3. Версальская конференция ее решения. Особо выделяем вопрос об унижении германской нации, о возможном появлении в стране идеологии реваншизма. Даем определение реваншизма (1, с. 326).

4. Приводим основные решения Вашингтонской конференции.

5. Следует отметить, что на Версальской конференции была создана Лига Наций, указываются цели ее создания.

6. Рассматривается вопрос о противоречивости и нестабильности созданной в результате войны Версальско-Вашингтонской системы. Это была первая попытка построить международные отношения на основе принципов коллективной безопасности и самоопределения народов и заложить основы мира, который базировался бы не на равновесии сил, а на силе морали, на равенстве всех субъектов международных отношений, на открытости дипломатии (28, с. 57).

Но в начале отмечаем, что она несла в себе определенные конструктивные начала:

а) Лига наций была призванна содействовать мирному решению споров, пресечению агрессивных действий, разоружению;

б) были предприняты первые конструктивные шаги в области ограничения гонки военно-морских вооружений, установлены как количественные, так и качественные ограничения на основные классы кораблей;

в) страны-победительницы исходили из принципа ответственности Центральных держав, особенно Германии, за агрессию, это имело большое значение для развития норм международного права.

После этого выделяем основные обстоятельства, которые характеризуют противоречивость и нестабильность этой системы:

а) обострение национального и религиозного вопроса в результате территориальных изменений в Европе (за пределами Германии оказались миллионы немцев, а за пределами Венгрии – сотни тысяч венгров);

б) стремление побежденных государств к возвращению утраченных территорий, формирование реваншистских настроений и появление политических сил, которые проповедуют тоталитарные идеи;

в) недовольство держав-победительниц условиями договоров, усилением их бывших союзников;

г) фактическое пренебрежение интересами колониальных и зависимых стран (не были предоставлены права на самоопределение народов этих стран);

д) недооценка экономических проблем послевоенного устройства мира, желание ограбить побежденных, а не способствовать восстановлению их экономики (непомерные репарационные платежи);

е) недостаточные возможности Лиги наций для выполнения возложенных на нее функций (вне Лиги наций оказались США, Германия, СССР).

Для лучшего осознания этой проблемы можно предложить в сильном классе следующий вариант изучения этого вопроса (43, с. 31).

Работа проводится по группам «Исторические шляпы». Учащиеся в начале урока разбиваются на группы по 4-5 человек, и каждая группа получает от учителя шляпу определенного цвета: желтую, черную, белую, красную и синюю (учитель может раздать группам цветное изображение шляп, объяснив смысл каждого цвета и работу группы с ним).

Желтая шляпа - шляпа оптимиста.

Группа, получившая желтую шляпу, должна найти все положительные моменты в пройденной теме. Надо перечислить все вопросы мировой поли­тики, которые были решены на конференциях после окончания первой ми­ровой войны, найти успехи в решении своих проблем для каждой страны (там, где они есть).

Черная шляпа - шляпа пессимиста.

Группа, получившая черную шляпу, должна найти все вопросы, которые не были решены на послевоенных конференциях, выделить все неудачи в международных отношениях для каждой страны, показать несправедли­вость решений конференций.

Белая шляпа - шляпа объективного наблюдателя

Группа, получившая белую шляпу, должна найти и перечислить только конкретные факты по теме без оценок (какие конференции состоялись, их итоги).

Красная шляпа - шляпа эмоционального участника

Группа, получившая красную шляпу, должна объяснить, какие эмоции и чувства испытывали страны-участницы конференций и почему, кто остался доволен новой системой международных отношений, а кто - нет.

Синяя шляпа - шляпа философа.

Группа, получившая синюю шляпу, должна подготовить рассуждения по вопросам: насколько прочной была созданная Версальско-Вашингтонская система международных отношений и правомерно ли говорить о прочных международных отношениях вообще, извлекли ли страны-участницы, пер­вой мировой войны какие-либо уроки из нее, судя по решениям послевоен­ных международных конференций?

После обсуждения в группах (20 мин) каждая группа выступает со своим сообщением. Учащиеся других групп имеют право после сообщения дополнять, задавать вопросы, спорить с прозвучавшими утверждениями. Учитель регламентирует обсуждение выступления каждой группы и резю­мирует его.

В завершение урока можно поставить перед учащимися проблему: «Мы видим, с одной стороны, в Германии зреют реваншистские силы, для усиления которых имеются достаточно серьезных условий, а с другой стороны, создается международная организация, целью которой является недопущение пересмотра итогов первой мировой войны с помощью силы. Какая линия одержала победу? На этот вопрос вы можете ответить даже сейчас».

Большое внимание учитель на этом уроке уделяет работе с картой (1, с.58) и атласами.

В качестве домашнего задания – вопросы по учебнику (1, с. 65, вопросы № 1, 4, 5, а № 8 требует более широкого анализа).

Для ответа на 4 вопрос учащихся следует либо отослать к источникам, где имеются эти документы, либо раздать учащимся копии этих документов. В учебнике Л.Н. Алексашкиной приводится изложение «14 пунктов В. Вильсона» (1, с. 60).

В связи с этими вопросами следует отметить, что война кардинально изменила положение США в мире, усилилась ее экономическая и военная мощь. Все это подталкивало американских политиков и, прежде всего, президента страны В.Вильсона к борьбе за изменение статуса США на международной арене. Ее отражением стали «14 пунктов» Вильсона, в которых США недвусмысленно выразили свои претензии на роль арбитра в международных отношениях и гаранта послевоенного устройства мира.

Все задания, которые даются на уроке проверяются на следующем уроке с применением самых разнообразных методов.

Выводы :

1) первая мировая война – это важнейшая веха в истории ХХ в.;

2) Версальско-Вашингтонская система договоров заложила основу послевоенного мирового порядка и во многом эта система явилась причиной второй мировой войны;

3) претензии США на роль арбитра в международных отношениях были отвергнуты европейскими странами и США возвращаются к традиционному изоляционизму;

4) произошло колоссальное унижение германской нации;

5) созданная Лига Наций – это первая попытка создать международную организацию для предотвращения возникновения войны.



Читайте также: