Понятие «воображения» в психологии. Виды воображения. Способы создания образов воображения. Развитие воображения. Аналитико-синтетический характер процессов воображения Воображение связано с созданием новых образов

В общей и специальной психологии различают активное и пассивное воображение.

Пассивное воображение, в свою очередь, подразделяется на преднамеренное и не преднамеренное. Активное воображение - на творческое и воссоздающее.

Пассивная форма воображения выступает тогда, когда при воображении подменяют деятельность фантастическими представлениями, далекими от реальной жизни, своей деятельности, анализа своих ошибок и т. д. Подобная форма пассивного воображения встречается как у взрослых, так и у детей. Преднамеренное воображение выражается в образах фантазии, но оно не связано с волевым действием. Эти образы имеют связь с потребностями и интересами и чаще могут быть радостными, заманчивыми и приятными. Они получили название «грезы».

Творческое воображение присуще людям всех возрастов. Оно формируется с самого раннего детства в форме новых образов, которые направлены на продуктивную деятельность («Вот вырасту буду тем-то или тем-то», «сделаю то-то и то-то» и т. д.). Данный вид воображения чрезвычайно важен, и его необходимо развивать у всех детей, как форму любого творчества и целеустремленности, направленную на поиск путей удовлетворения творческих потребностей. Воссоздающее воображение - это воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих преднамеренному описанию. Воссоздающее воображение возникает у детей при изучении географических карт, чтении книг, слушании рассказов, просмотре диафильмов, кино и т. д. Привычка детей сопереживать образам природы, книг, кино поможет им в жизни приблизить к своей деятельности образы воображения.

Как показывают исследования, воображение развивается в процессе обучения и формируется поэтапно. В развитии воображения важную роль играет повышение активности детей, совершенствование наглядно- образного и словесно-логического мышления. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, методов. Преобразование материала в воображении подчиняется определенным законам, выражающим его особенность.

Для воображения характерны процессы, которые представляют собой элементы наглядности. Так, операцией обобщения при создании образа воображения выступает операция типизации. Типизация, как специфическое обобщение, состоит в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т. д.

Приемом воображения является и комбинирование, представляющее собой подбор и создание определенных черт предметов или явлений. Комбинирование - это не простое механическое сочетание исходных элементов, а объединение их по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования является опыт человека.

Следующим существенным способом создания творческих образов является акцентирование, подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или преуменьшение. Классическим примером является шарж, карикатура. Определенное значение в деятельности воображения имеет и прием реконструкции, когда по части, признаку, свойству воссоздается целостная структура образа.

Имеется способ аплютинации, т. е. «склеивания» различных, не соединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок: человек-зверь или человек-птица.

Гипербализация - парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей (пример: Мальчик с пальчик).

Механизмом функционирования воображения является и прием уподобления, который в форме аллегорий, символов играет значительную роль в эстетическом творчестве. В научном познании прием уподобления тоже важен: он позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или иные процедуры (моделирование, схематизация и т. д.).

Прием расчленения заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов.

Прием замещения - это замена одних элементов другими.

Существует еще пример аналогии. Его сущность - в создании нового по аналогии (сходству) с известным.

Определяя особенность воображения, связанную с названными приемами действительности, следует подчеркнуть, что все они так или иначе протекают не только в абстракции, но и в форме чувственности. В основе этих процессов лежат мыслительные операции, но формой всех превращение здесь выступает именно чувственность. Конечный источник операций воображения - предметно-практическая деятельность, служащая фундаментом для преобразования и оформления содержания образов воображения. Следовательно, основой для воображения являются чувственные образы, но их преобразование осуществляется в логической форме.

Введение………………………………………………………………….2

    Общая характеристика воображения…………………………….3

    Способы создания образов воображения…………………………6

    Виды и формы воображения……………………………………….9

Заключение …………………………………………………………….12

Список используемой литературы…………………………………..13

ВВЕДЕНИЕ.

Человек постоянно вступает в контакт с окружающей его средой. Ежесекунд­но на наши органы чувств воздействуют десятки и сотни разнообразных стиму­лов, многие из которых надолго остаются в памяти человека. Причем одним из самых любопытных феноменов психики человека является то, что полученные в предшествующей практике впечатления от предметов и явлений реального мира не только сохраняются в памяти длительное время, но и подвергаются определен­ной обработке. Существование данного феномена обусловило возможность чело­века воздействовать на окружающую среду и целенаправленно изменять ее.

Следует отметить, что воздействие животного на внешнюю среду и изменение внешней среды человеком имеют принципиальные различия. В отличие от жи­вотного человек оказывает воздействие на среду планомерно, направляя свои уси­лия к заранее поставленной цели. Такой характер изменения действительности в процессе труда предполагает предварительное представление в сознании того, что человек хочет получить в результате своей деятельности. Например, паук совер­шает определенные операции, напоминающие операции ткача, и пчелы построй­кой своих восковых ячеек напоминают людей-строителей. Однако любой самый плохой специалист отличается от самой хорошей пчелы или самого искусного пау­ка тем, что он действует по заранее намеченному плану. Любой труд предполагает выработку такого плана, и лишь потом - его воплощение на практике.

Таким образом, рассматривая процесс создания человеком чего-либо нового, мы сталкиваемся еще с одним феноменом психики человека. Его суть состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока в реальности еще не существует, а основой создания подобного образа является наш прошлый опыт, который мы получили, взаимодействуя с объективной реальностью. Вот этот про­цесс - процесс создания новых психических образов - и получил название вооб­ражения.

1. Общая характеристика воображения.

Воображение - это процесс преобразования представлений, отражаю­щих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в пос­ледующей практической деятельности человека. Эта способность че­ловека заранее представлять конечный итог своего труда, а также про­цесс создания материальной вещи резко отличает человеческую дея­тельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.

Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформирова­лись в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имеющих­ся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание ново­го предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важ­ное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс вообра­жения представляет собой совместную работу обеих сигнальных сис­тем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепле­ния, их изменения.

Воображение всегда есть определенный отход от дей­ствительности. Но в любом случае источник воображения - объективная реальность. Воображение - это образное конструирование содержания поня­тия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само понятие (а схема получит отчетливое, верифи­цируемое и реализуемое в конкретном материале выражение).

Для воображения характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотнесение всеобще­го и единичного на чувственном уровне уже произведено. Благодаря этому в самом акте созерцания отдельный факт открывается в своем универсальном ракурсе, обнаруживая свой целостнообразующий по отношению к определенной ситуации смысл. Поэтому в плане вообра­жения целостный образ ситуации строится раньше расчлененной и де­тализированной картины созерцаемого.

Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда - специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности в преобразовании предметов реального мира. Например, имея перед глазами орудие труда, которое по своим характеристикам и свойствам было не совсем совершенным, человек мог представить себе другое орудие, которое соответствует его представлению о том, что необходимо для выполнения той или иной трудовой операции. Но потом, в хо­де исторического развития человека, деятельность воображения стала проявлять­ся не только в труде, но и в фантазиях и мечтах человека, т. е. в образах, которые вообще не могли быть созданы на практике в данный момент. Появились крайне сложные формы воображения, необходимые в научном, техническом и художе­ственном творчестве. Однако даже в этих случаях воображение выступает как ре­зультат преобразования наших представлений, полученных из реальной действи­тельности.

Следует отметить, что образы воображения создаются только путем перера­ботки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительно­сти. Например, читая фантастические романы, вы, наверное, замечали, что вымыш­ленные герои (инопланетяне, чудовища, несуществующие звери и т. д.) все равно своим обликом полностью или частично похожи на известные нам объекты, т. е. были трансформированы воображением писателя из реальной действительности.

Деятельность воображения тесно связана с мышлением.

Ориентируя человека в процессе деятельности, воображение создает психологическую модель конечного и промежуточных результатов работы и этим обеспечивает воплощение идеального образа в материальный или идеальный продукт.

Ценность воображения состоит в том, что оно помогает человеку ориентироваться в проблемных ситуациях, принимать правильные решения, предусматривать результаты своих действий в условиях, когда знаний недостаточно для непосредственной реализации познавательной потребности. Благодаря воображению становиться возможным эффективное поведение и деятельность человека в условиях неполной информации.

2. Способы создания образов воображения.

Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, не могут возникать из ниче­го. Они формируются на основе нашего предшествующего опыта, на основе пред­ставлений о предметах и явлениях объективной реальности. Процесс создания образов воображения из впечатлений, полученных человеком от реальной дей­ствительности, может протекать в различных формах.

Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представле­ний, на составные части. Другими словами, первый этап формирования образов воображения характеризуется анализом полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В хо­де такого анализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагиро­вание частей объекта.

С этими образами далее могут осуществляться преобразования двух основных типов. Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл. В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез. Эти операции, составляющие суть синтези­рующей деятельности воображения, являются вторым этапом формирования об­разов воображения. Причем формы, в которых осуществляется синтезирующая деятельность воображения, крайне многообразны.

Простейшей формой синтеза в процессе воображения является агглютинация, т. е. создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому. Примерами агглютинации могут служить: образ кентавра, образ крылатого человека в рисунках североамериканских индейцев, образ древнеегипетского божества (человек с хвостом и звериной головой) и т. д.

Агглютинация широко используется в искусстве и техническом творчестве. Например, всем известны советы, которые давал Леонардо да Винчи молодым художникам: «Если ты хочешь заставить казаться естественным вымышленное животное, - пусть это будет, скажем, змея, - то возьми для ее головы голову ов­чарки или легавой собаки, присоединив к ней кошачьи глаза, уши филина, нос борзой, брови льва, виски старого петуха и шею водяной черепахи». В технике, в результате использования агглютинации, созданы, например, автомобиль-амфи­бия и судно на воздушной подушке.

Одним из наиболее распространенных способов переработки образов воспри­ятия в образы воображения является увеличение или уменьшение объекта или его частей. С помощью такого способа были созданы различные литературные персо­нажи.

Агглютинация может осуществляться и с помощью включения уже известных образов в новый контекст. В этом случае между представлениями устанавливают­ся новые связи, благодаря которым вся совокупность образов получает новое зна­чение. Как правило, при включении представлений в новый контекст этому про­цессу предшествует определенная идея или цель. Данный процесс полностью кон­тролируем, если только это не сновидение, когда контроль сознания невозможен. При включении уже известных образов в новый контекст человек добивается со­ответствия между отдельными представлениями и целостным контекстом. Поэто­му весь процесс с самого начала подчинен определенным осмысленным связям.

Наиболее существенными способами переработки представлений в образы во­ображения, идущими по пути обобщения существенных признаков, являются схематизация и акцентировка.

Схематизация может иметь место при различных условиях. Во-первых, схема­тизация может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта. В этом случае представления схематизируются случайным образом, при­чем в них иногда выделяются второстепенные детали, случайно обнаруженные при восприятии предмета. В результате возникают искажения, которые приводят к созданию образов воображения, извращенно отражающих действительность. Подобное явление часто встречается у детей.

Во-вторых, причиной схематизации в случае достаточно полного восприятия объекта может быть забывание каких-либо несущественных деталей или частей. В этом случае в представлении на передний план выступают существенные дета­ли и черты. При этом представление утрачивает некую индивидуальность и ста­новится более обобщенным.

И наконец, в-третьих, причиной схематизации может быть сознательное отвле­чение от несущественных, или второстепенных, сторон объекта. Человек созна­тельно направляет свое внимание на существенные, по его мнению, черты и свой­ства объекта и в результате сводит представления до определенной схемы.

Акцентирование заключается в подчеркивании наиболее существенных, ти­пичных признаков образа. Как правило, этот способ используется при создании художественных образов. Главной особенностью такой переработки образов вос­приятия в образы воображения является то, что, отражая реальную действитель­ность и типизируя ее, художественный образ всегда дает широкое обобщение, од­нако это обобщение всегда отражено в конкретном образе. Причем переработка представлений при создании типического образа не совершается путем механи­ческого складывания или вычитания каких-либо черт. Процесс создания типиче­ского образа представляет собой сложный творческий процесс и отражает опреде­ленные индивидуальные особенности человека, создающего этотобраз.

3. Виды и формы воображения.

Деятельность воображения может быть охарактеризована со стороны участия в этом процессе волевой регуляции, в зависимости от характера деятельности и от содержания создаваемых образов.

В зависимости от участия воли и деятельности, воображение делят на произвольное и непроизвольное .

Непроизвольное – это такое воображение, когда в основе создания новых образов не лежит специальная цель. Непроизвольное возникновение представлений тесно связано с чувствами человека. Крайним случаем непроизвольной рабо­ты воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднаме­ренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях.

Процесс воображения может быть произвольным, когда он направляется специальной целью создать образ определенного предмета, возможной ситуации, вообразить или предусмотреть сценарий развития событий. Произвольное создание образов имеет место, главным образом, в творческой деятельности человека.

В зависимости от характера деятельности человека его воображение разделяют на творческое и репродуктивное .

Воображение, которое включается в творческую деятельность и помогает человеку создавать новые оригинальные образы, называется творческим.

Воображение, которое включается в процесс освоения того, что уже создали или описали другие люди, называется воспроизводящим или репродуктивным.

Так, у конструктора-изобретателя, который создает новую машину, воображение – творческое, а у инженера, создающего образ машины по словесным описаниям или чертежу, воображение – репродуктивное.

Важную роль в творческом воображении играет язык, который является способом осознания творческого замысла и инструментом аналитико-синтетической деятельности.

Репродуктивное воображение – это процесс создания человеком образов новых предметов на основании их словесного описания или графического изображения.

В зависимости от содержания деятельности, воображение подразделяется на техническое, научное, художественное и другие его виды, связанные с характером работы человека.

Художественное воображение имеет преимущественно чувственные образы, чрезвычайно яркие и детальные.

Для технического воображения характерно создание образов пространственных отношений в виде геометрических фигур и строения, их легкая диссоциация и объединения в новые соединения, мысленное перенесение их в разные ситуации.

Образы технического воображения наиболее часто объединяются в чертежах, схемах, на основании которых потом создаются новые машины, новые предметы.

Научное воображение находит свое выражение в построении гипотез, проведении экспериментов, выработке обобщений, осуществляемых при создании понятий. Фантазия играет важную роль в планировании научного исследования, в построении экспериментальной ситуации, в предвидении в ходе эксперимента.

Особой формой воображения является мечта.

Мечта – это процесс создания человеком образов желательного будущего.

Мечты могут быть реальными, действенными и нереальными, бесплодными. Действенность мечты – необходимое условие воплощения в жизнь творческих замыслов человека, направленных на реальное преобразование действительности. Такие мечты, в определенном понимании, являются движущей силой действий и поступков человека, помогают ему ставить цели, бороться с трудностями, противостоять неблагоприятным влияниям.

Мечты могут быть пустыми, бесплодными. Тогда они дезориентируют человека, лишают его видения реальных жизненных перспектив, делают неспособным противостоять трудностям реального бытия.

Положительное влияние на жизнь человека оказывает только активная, творческая мечта, она обогащает жизнь человека, делает ее яркой и интересной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Следует отметить, что наряду с восприятием, памятью и мышлением, воображение играет важную роль в дея­тельности человека. Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет это мысленно.

Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

С деятельностью воображения связано формирование ряда морально-психологических качеств человека – гуманности, чуткости, чувства обязанности и т.д.

Функции воображения: создания новых образов – опережающее отражение действительности.

Механизмы воображения: диссоциация впечатлений и элементов в новые комбинации.

Список используемой литературы:

1. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001. - 592 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»)

2. Максименко С.Д. Общая психология. – М.: 2004, изд. «Рефл-бук».

3. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1976. 479 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1. -М.: 1989.

Воображение - это процесс преобразования представлений, отражаю­щих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений . Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда - специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности в преобразовании предметов реального мира. Например, имея перед глазами орудие труда, которое по своим характеристикам и свойствам было не совсем совершенным, человек мог представить себе другое орудие, которое соответствует его представлению о том, что необходимо для выполнения той или иной трудовой операции. Но потом, в хо­де исторического развития человека, деятельность воображения стала проявлять­ся не только в труде, но и в фантазиях и мечтах человека, т. е. в образах, которые вообще не могли быть созданы на практике в данный момент. Появились крайне сложные формы воображения, необходимые в научном, техническом и художе­ственном творчестве. Однако даже в этих случаях воображение выступает как ре­зультат преобразования наших представлений, полученных из реальной действи­тельности.

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами - памятью и мышлением . Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направление психической деятельности. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельно­сти воображения.

Следует отметить, что образы воображения создаются только путем перера­ботки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительно­сти. Например, читая фантастические романы, вы, наверное, замечали, что вымыш­ленные герои (инопланетяне, чудовища, несуществующие звери и т. д.) все равно своим обликом полностью или частично похожи на известные нам объекты, т. е. были трансформированы воображением писателя из реальной действительности.

Говоря о воображении, нельзя недооценивать его роль в психической деятель­ности человека, потому что определенная переработка образов действительности происходит даже в самом простом варианте воспроизведения. Так, представляя себе какой-либо предмет или событие, мы очень часто не в состоянии воспроизве­сти соответствующие факты во всех подробностях и со всеми деталями. Однако вещи и события воспроизводятся не в виде бессвязных фрагментов или разроз­ненных кадров, а в их целостности и непрерывности. Следовательно, происходит своеобразная переработка материала, выражающаяся в восполнении представле­ний необходимыми деталями, т. с. в процессе воспроизведения начинает прояв­ляться деятельность нашего воображения.



В значительно большей степени деятельность воображения присутствует в формировании образов объектов или явлений, которых мы никогда не восприни­мали. Именно так возникают представления о природных зонах, где мы никогда не были, или представления об образе литературного героя.

Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека . Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему от­влечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и пе­реосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения.

Воображение связано и с реализацией наших волевых действий . Так, вообра­жение присутствует в любом виде нашей трудовой деятельности, поскольку, преж­де чем создать что-либо, необходимо иметь представление о том, что мы создаем. Более того, чем дальше мы отходим от механического труда и приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение нашего воображения.

Принято считать, что физиологической основой воображения является актуа­лизация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые сис­темы . Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы связаны не только с корой, но и с более глубоко залегающими структурами мозга. В частности, большую роль здесь играет гипоталамо-лимбическая система.

Следует отметить, что воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения. Воображение оказывает влияние на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др. Например, хорошо известно, что представление о вкус­ном обеде вызывает у нас обильное слюноотделение, а внушая человеку пред­ставление об ожоге, можно вызвать реальные признаки «ожога» на коже. Подоб­ная закономерность известна уже давно и широко используется при лечении так называемых психосоматических больных в ходе сеансов суггестивной терапии. С другой стороны, воображение оказывает влияние и па двигательные функции человека. Например, стоит нам вообразить, что мы бежим но дорожке стадиона во время соревнований, как приборы будут регистрировать едва заметные сокраще­ния соответствующих мышечных групп.

Другим примером влияния воображения на органические процессы может быть изменение газообмена в то время, когда мы представляем себе выполнение какой-либо физической работы. Например, мы представляем, что поднимаем тя­желую штангу на соревновании. В этом случае приборы будут регистрировать увеличение интенсивности газообмена. Это же явление будет обнаружено и в тех случаях, когда мы будем видеть лицо человека, поднимающего штангу.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что воображение играет суще­ственную роль как в регуляции процессов организма человека, так и в регуляции его мотивированного поведения.

Виды воображения

Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности . Крайним случаем непроизвольной рабо­ты воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднаме­ренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в сво­ей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полу­сонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид воображения проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача со­здания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со сторо­ны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызы­вать и изменять нужные представления.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения мы сталкиваемся, когда читаем описание географических мест или исторических событий, а также когда знакомимся с ли­тературными героями. Следует отметить, что воссоздающее воображение форми­рует не только зрительные представления, но и осязательные, слуховые и т. д. Так, читая описание Полтавской битвы в поэме А. С. Пушкина «Полтава», мы отчет­ливо представляем себе раскаты орудийных выстрелов, крики солдат, бой бараба­нов, запах пороха.

Чаще всего мы сталкиваемся с воссоздающим воображением, когда необходи­мо воссоздать какое-либо представление по словесному описанию. Однако быва­ют случаи, когда мы воссоздаем представление о каком-либо предмете не пользу­ясь словами, а па основе схем и чертежей. В этом случае успешность воссоздания образа во многом определяется способностями человека к пространственному во­ображению, т. е. способностью воссоздать образ в трехмерном пространстве. Сле­довательно, процесс воссоздающего воображения тесно связан с мышлением че­ловека и его памятью.

Следующий вид произвольного воображения - творческое воображение .Оно характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Творческое воображение, как и вос­создающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Поэтому между воссоздающим и творческим воображением нет жесткой границы. При воссоздающем воображе­нии зритель, читатель, или слушатель должен в большей или меньшей степени восполнять заданный образ деятельностью своего творческого воображения.

Особой формой воображения является мечта . Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. При этом мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выраже­ние то, что влечет к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта - это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т. д.

Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т. е. мечта - это воображение, направленное на желаемое будущее. Причем следует различать несколько подтипов данного вида воображения. Чаще всего человек строит планы в отношении будущего и в своей мечте определяет пути достижения задуманного. В этом случае мечта является активным, произ­вольным, сознательным процессом.

Но существуют люди, для которых мечта выступает в качестве замещения деятельности. Их мечты остаются только мечтами. Одна из причин этого явления, как правило, заключается в тех жизненных неудачах, которые они постоянно терпят. В результате ряда неудач человек отказывается от исполнения своих планов на практике и погружается в мечту. В этом случае мечта выступает как сознатель­ный, произвольный процесс, не имеющий практического завершения. При этом следует отметить, что подобный тип мечты не может рассматриваться только как негативное явление. Позитивное значение мечты подобного типа заключается в обеспечении сохранности механизмов регуляции систем организма. Например, неудачи в практической деятельности в большинстве случае способствуют фор­мированию негативного психического состояния, что может выражаться в повы­шенном уровне тревоги, чувстве дискомфорта или даже в депрессивных реакци­ях. В свою очередь, негативное психическое состояние выступает в качестве одно­го из факторов, обусловливающих затруднения в социально-психологической адаптации человека, формирование дезадаптивных расстройств и преморбидных характеристик какой-либо болезни. В этой ситуации мечта может выступать в ви­де своеобразной формы психологической защиты, обеспечивающей временный уход от возникших проблем, что способствует определенной нейтрализации нега­тивного психического состояния и обеспечению сохранности механизмов регуляции при снижении общей активности человека.

Следует отметить, что эти типы мечты являются активными, произвольными и сознательными психическими процессами. Однако воображение может существовать и в другой - пассивной форме, которая характеризуется непроизволь­ной игрой воображения. Примером такого непроизвольного воображения, как мы уже говорили, является сон.

Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т. е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть пред­намеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение соз­дает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Легко предугадать, о чем будет грезить человек, с волнением ожидающий значимо­го для него события. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом. Но если грезы начинают подменять деятельность и преобладать в психической жизни личности, то это уже свидетельствует об определенных нарушениях психического развития. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою оче­редь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека. Так, школьник, не готовясь к занятиям и получая неудовлетворительные отметки, мо­жет создать себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где ему все удается, где ему все

Рис. 11.1. Виды воображения

завидуют, где он занимает положение, на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной жизни.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении дея­тельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т. д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлю­цинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. Как пра­вило, галлюцинации наблюдаются при некоторых психических расстройствах.

Таким образом, при классификации видов воображения исходят из двух ос­новных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень актив­ности, или осознанности (рис. 11.1).

Механизмы переработки представлений в воображаемые образы

Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, не могут возникать из ниче­го. Они формируются на основе нашего предшествующего опыта, на основе пред­ставлений о предметах и явлениях объективной реальности. Процесс создания образов воображения из впечатлений, полученных человеком от реальной дей­ствительности, может протекать в различных формах.

Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представле­ний, на составные части. Другими словами, первый этап формирования образов воображения характеризуется анализом полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В хо­де такого анализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагиро­вание частей объекта.

С этими образами далее могут осуществляться преобразования двух основных типов. Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл. В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез. Эти операции, составляющие суть синтези­рующей деятельности воображения, являются вторым этапом формирования об­разов воображения. Причем формы, в которых осуществляется синтезирующая деятельность воображения, крайне многообразны. Мы рассмотрим лишь некото­рые из них.

Простейшей формой синтеза в процессе воображения является агглютинация, т. е. создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому. Примерами агглютинации могут служить: образ кентавра, образ крылатого человека в рисунках североамериканских индейцев, образ древнеегипетского божества (человек с хвостом и звериной головой) и т. д.

Агглютинация широко используется в искусстве и техническом творчестве. Например, всем известны советы, которые давал Леонардо да Винчи молодым художникам: «Если ты хочешь заставить казаться естественным вымышленное животное, - пусть это будет, скажем, змея, - то возьми для ее головы голову ов­чарки или легавой собаки, присоединив к ней кошачьи глаза, уши филина, нос борзой, брови льва, виски старого петуха и шею водяной черепахи». В технике, в результате использования агглютинации, созданы, например, автомобиль-амфи­бия и судно на воздушной подушке.

Процессы, лежащие в основе агглютинации, весьма разнообразны. Как прави­ло, их можно разделить на две основные группы: процессы, связанные с недоста­точностью критичности, или недостаточностью аналитичности восприятия, и про­цессы произвольные, т. е. контролируемые сознанием, связанные с мыслитель­ными обобщениями. Образ кентавра, по-видимому, возник, когда в условиях недостаточной видимости скачущий на лошади человек воспринимался как некое невиданное животное. В то же время образ крылатого человека, скорее всего, воз­ник сознательно, поскольку символизирует идею быстрого и легкого передвиже­ния по воздуху и конкретизирован в чувственном образе.

Одним из наиболее распространенных способов переработки образов воспри­ятия в образы воображения является увеличение или уменьшение объекта или его частей. С помощью такого способа были созданы различные литературные персо­нажи.

Агглютинация может осуществляться и с помощью включения уже известных образов в новый контекст. В этом случае между представлениями устанавливают­ся новые связи, благодаря которым вся совокупность образов получает новое зна­чение. Как правило, при включении представлений в новый контекст этому про­цессу предшествует определенная идея или цель. Данный процесс полностью кон­тролируем, если только это не сновидение, когда контроль сознания невозможен. При включении уже известных образов в новый контекст человек добивается со­ответствия между отдельными представлениями и целостным контекстом. Поэто­му весь процесс с самого начала подчинен определенным осмысленным связям.

Наиболее существенными способами переработки представлений в образы во­ображения, идущими по пути обобщения существенных признаков, являются схематизация и акцентировка.

Схематизация может иметь место при различных условиях. Во-первых, схема­тизация может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта. В этом случае представления схематизируются случайным образом, при­чем в них иногда выделяются второстепенные детали, случайно обнаруженные при восприятии предмета. В результате возникают искажения, которые приводят к созданию образов воображения, извращенно отражающих действительность. Подобное явление часто встречается у детей.

Во-вторых, причиной схематизации в случае достаточно полного восприятия объекта может быть забывание каких-либо несущественных деталей или частей. В этом случае в представлении на передний план выступают существенные дета­ли и черты. При этом представление утрачивает некую индивидуальность и ста­новится более обобщенным.

И наконец, в-третьих, причиной схематизации может быть сознательное отвле­чение от несущественных, или второстепенных, сторон объекта. Человек созна­тельно направляет свое внимание на существенные, по его мнению, черты и свой­ства объекта и в результате сводит представления до определенной схемы.

Акцентирование заключается в подчеркивании наиболее существенных, ти­пичных признаков образа. Как правило, этот способ используется при создании художественных образов. Главной особенностью такой переработки образов вос­приятия в образы воображения является то, что, отражая реальную действитель­ность и типизируя ее, художественный образ всегда дает широкое обобщение, од­нако это обобщение всегда отражено в конкретном образе. Причем переработка представлений при создании типического образа не совершается путем механи­ческого складывания или вычитания каких-либо черт. Процесс создания типиче­ского образа представляет собой сложный творческий процесс и отражает опреде­ленные индивидуальные особенности человека, создающего этотобраз.

Индивидуальные особенности воображения и его развитие

Воображение у людей развито по-разному, и оно по-разному проявляется в их деятельности и общественной жизни. Индивидуальные особенности воображения выражаются в том, что люди различаются по степени развития воображения и по типу образов, которыми они оперируют чаще всего.

Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмыс­ленностью результатов этой переработки. Сила и живость воображения легко оценивается, когда продуктом воображения являются неправдоподобные и при­чудливые образы, например у авторов волшебных сказок. Слабое развитие вооб­ражения выражается в низком уровне переработки представлений. Слабое вооб­ражение влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию. При недоста­точном уровне развития воображения невозможна богатая и разносторонняя в эмоциональномплане жизнь.

Наиболее отчетливо люди различаются по степени яркости образов воображе­ния. Если предположить, что существует соответствующая шкала, то на одном полюсе окажутся люди с чрезвычайно высокими показателями яркости образов воображения, которые переживаются ими как видение, а на другом полюсе будут люди с крайне бледными представлениями. Как правило, высокий уровень разви­тия воображения мы встречаем у людей, занимающихся творческим трудом, - писателей, художников, музыкантов, ученых.

Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преоблада­нием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов вооб­ражения. Эти люди могут быть отнесены к так называемому смешанному типу. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень существенно отра­жается на индивидуально-психологических особенностях человека. Например, люди слухового или двигательного типа очень часто драматизируют ситуацию в своих размышлениях, представляя себе несуществующего оппонента.

Следует отметить, что человек не рождается с развитым воображением. Разви­тие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопле­ния известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить ма­териалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.

Определить какие-либо конкретные возрастные границы, характеризующие динамику развития воображения, очень трудно. Существуют примеры чрезвычай­но раннего развития воображения. Например, Моцарт начал сочинять музыку в четыре года, Репин и Серов уже в шесть лет хорошо рисовали. С другой сторо­ны, позднее развитие воображения не означает, что этот процесс в более зрелые годы будет стоять на низком уровне. Истории известны случаи, когда великие люди, например Эйнштейн, в детстве не отличались развитым воображением, од­нако со временем о них стали говорить как о гениях.

Несмотря на сложность определения этапов развития воображения у челове­ка, можно выделить определенные закономерности в его формировании. Так, пер­вые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Например, дети в возрасте полутора лет не способны еще слушать даже самые простые рас­сказы или сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но с удовольствием слушают рассказы о том, что они сами пережили. В этом явлении достаточно ясно видна связь воображения и восприятия. Ребенок слушает рассказ о своих пережи­ваниях потому, что отчетливо представляет то, о чем идет речь. Связь между вос­приятием и воображением сохраняется и на следующей ступени развития, когда ребенок в своих играх начинает перерабатывать полученные впечатления, видо­изменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы. Стул превращается в пещеру или самолет, коробочка - в автомашину. Однако следует отметить, что первые образы воображения ребенка всегда связаны с деятельностью. Ребенок не мечтает, а воплощает переработанный образ в свою деятельность, даже несмотря на то, что эта деятельность - игра.

Важный этап в развитии воображения связан с тем возрастом, когда ребенок овладевает речью. Речь позволяет ребенку включить в воображение не только конкретные образы,но и более отвлеченные представления и понятия. Более того, речь позволяет ребенку перейти от выражения образов воображения в деятельно­сти к непосредственному их выражению в речи.

Этап овладения речью сопровождается увеличением практического опыта и развитием внимания, что позволяет ребенку легче выделять отдельные части предмета, которые он воспринимает уже как самостоятельные и которыми все чаще оперирует в своем воображении. Однако синтез происходит со значитель­ными искажениями действительности. Из-за отсутствия достаточного опыта и недостаточной критичности мышления ребенок не может создать образ, близкий к реальной действительности. Главной особенностью данного этапа является не­произвольный характер возникновения образов воображения. Чаще всего образы воображения формируются у ребенка данного возраста непроизвольно, в соответ­ствии с ситуацией, в которой он находится.

Следующий этап развития воображения связан с появлением его активных форм. На этом этапе процесс воображения становится произвольным. Возникнове­ние активных форм воображения вначале связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого. Например, когда взрослый человек просит ребенка что-либо сделать (нарисовать дерево, сложить из кубиков дом и т. д.), он активизирует про­цесс воображения. Для того чтобы выполнить просьбу взрослого человека, ребе­нок вначале должен создать, или воссоздать, в своем воображении определенный образ. Причем этот процесс воображения по своей природе уже является произ­вольным, поскольку ребенок пытается его контролировать. Позднее ребенок начи­нает использовать произвольное воображение без всякого участия взрослого. Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение прежде всего в характе­ре игр ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными. Окружающие ребенка вещи становятся не просто стимулами к развертыванию предметной дея­тельности, а выступают в виде материала для воплощения образов его воображе­ния. Ребенок в четырех-пятилетнем возрасте начинает рисовать, строить, лепить, переставлять вещи и комбинировать их в соответствии со своим замыслом.

Другой важнейший сдвиг в воображении происходит в школьном возрасте. Необходимость понимания учебного материала обусловливает активизацию про­цесса воссоздающего воображения. Для того чтобы усвоить знания, которые да­ются в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает про­грессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения.

Другой причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребенок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления слу­жат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятель­ность школьника.

Общая характеристика воображения и его функции

Сознание человека способно не только хранить информацию об объектах, но и производить с ней различные операции. Человек выделился из животного царства потому, что научился создавать сложные орудия труда. Но для тог, чтобы создать каменный топор, нужно было сначала создать его в своем воображении. Человек отличается от животных тем, что способен создавать в своем сознании образ еще не существующего предмета или явления, а потом воплощает его в жизнь. Ведь, чтобы преобразовать мир на практике, сначала нужно уметь преобразовывать его мысленно. Такое умение в мыслях строить новые образы называется воображением. Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового - новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы. Воображение - часть сознания личности, один из познавательных процессов. В нем своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и работать с образами прошлого.

Воображение - это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее.

Помимо данного, существуют и другие определения воображения. Например, его можно обозначить, как способность представлять отсутствующий (в данный момент или вообще в реальности) объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. Иногда в качестве синонима использует термин «фантазия», который обозначает как процесс создания чего-то нового, так и конечный продукт этого процесса. Поэтому в психологии принят термин «воображение», обозначающий только процессуальную сторону данного явления.
Воображение отличается от восприятия двумя особенностями:

Источником возникающих образов служит не внешний мир, а память;
- оно меньше соответствует реальности, так как всегда содержит элемент фантазии.

Функции воображения:
1 Представление действительности в образах, что дает возможность пользоваться ими, выполняя операции с воображаемыми предметами.
2 Формирование внутреннего плана действий (создание образа цели и нахождение способов ее достижения) в условиях неопределенности.
3 Участие в произвольной регуляции познавательных процессов (управление воспоминаниями).
4 Регулирование эмоциональных состояний (в аутотренинге, визуализации, нейро-лингвистическом программировании и др.).
5 Основа для творчества - как художественного (литература, живопись, скульптура), так и технического (изобретательство)
6 Создание образов, соответствующих описанию объекта (когда человек старается представить себе нечто, о чем он слышал или читал).
7 Продуцирование образов, которые не программируют, а заменяют деятельность (приятные грезы, подменяющие скучную реальность).

Виды воображения:

В зависимости от принципа, положенного в основу классификации, можно выделять разные виды воображения (Рис. 10.1):

Классификация воображения

Характеристика отдельных видов воображения

Активное воображение (преднамеренное) - создание человеком по собственному желанию новых образов или представлений, сопровождающееся определенными усилиями (поэт ищет новый художественный образ для описания природы, изобретатель ставит цель создать новое техническое устройство и пр.).

Пассивное воображение (непреднамеренное) - при этом человек не ставит себе цели преобразования реальности, а образы спонтанно возникают сами (этот тип психических явлений включает в себя широкий спектр явлений, начиная от сновидений до идеи, внезапно и незапланированно возникшей в сознании изобретателя).

Продуктивное (творческое) воображение - создание принципиально новых представлений, не имеющих непосредственного образца, когда действительность творчески преобразуется по-новому, а не просто механически копируется или воссоздается.

Репродуктивное (воссоздающее) воображение - создание образа предметов или явлений по их описанию, когда действительность воспроизводится по памяти в том виде, какова она есть.

Характеристика отдельных видов воображений:

Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. По степени преобразования действительности они могут быть или репродуктивными или продуктивными. Иван Михайлович Сеченов называл сновидения «небывалой комбинацией бывалых впечатлений», а современная наука полагает, они отражают процесс перевода информации из оперативной в долговременную память. Другая точка зрения заключается в том, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни.

Галлюцинация - пассивные и непроизвольные формы воображения. По степени преобразования действительности чаще всего бывают продуктивными. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие явной связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом каких-то нарушений психики или воздействием на мозг лекарственных или наркотических веществ.

Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Это пассивный и продуктивный тип воображения.

Мечта от грезы отличается тем, что она более реалистична и в большей степени осуществима. Мечта относятся к типу активных форм воображения. По степени преобразования действительности мечты чаще всего бывают продуктивными. Особенности мечты:
- Мечтая, человек всегда создает образ желаемого.
- Она не включена напрямую в деятельность человека и не дает сразу же практических результатов.
- Мечта направлена в будущее, в то время как некоторые другие формы воображения работают и с прошлым.
- Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются эмоциональной насыщенностью, ярким характером, и в то же время - отсутствием понимания конкретных путей к осуществлению мечты.

Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности.

Механизмы переработки представлений в воображаемые образы. Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов:

Агглютинация - «складывание», «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок - кентавр, Змей-Горыныч и пр.



Гиперболизация - существенное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей, которое приводит к качественно новым свойствам. Примером могут служить следующие сказочные и литературные персонажи: гигантский гомеровский циклоп, Гулливер, Мальчик-с-Пальчик.

Акцентирование - выделение характерной детали в создаваемом образе (дружеский шарж, карикатура).

С феноменом воображения в практической деятельности людей, прежде всего, связан процесс художественного творчества. С продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом человека не устраивает. Выделяют следующие способы создания образов воображения:

Агглютинация – «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей. Примером агглютинации являются многие сказочные и мифические герои: русалка (женщина с рыбьим хвостом), кентавр (конь с головой мужчины) и др.

Гиперболизация – характеризуется увеличением или уменьшением реально существующего предмета, а также изменением количества его отдельных частей и создание на этой основе нового фантастического образа. Например, многорукие богини, циклопы в мифических сказаниях; трёх, шести, девятиголовые драконы, мальчик-с-пальчик, великаны в русских народных сказках.

Схематизация – заключается в том, что при создании образа воображения отдельное представление сливается, различия сглаживаются, черты сходства выступают четко. На приёме схематизации строятся основные мотивы искусства русских народных промыслов: хохломы, гжели, Городецкой росписи. Схематизация воплотилась в создании образов исторических этнических народных костюмов: русских, чукотских, узбекских, грузинских, шотландских, испанских и др.

Заострение – это подчеркивание, акцентирование, каких-либо отдельных признаков. Дружеские шаржи, карикатуры, пасквили раскрывают сущность приёма заострения. Как правило, в литературных произведениях, киноискусстве и театральных постановках заострение используется для создания художественного образа «злодея» или, наоборот, положительного «героя».

Типизация – это выделение существенного повторяющегося в однородных образах. Очень часто этот приём творческого воображения используется в литературных художественных произведениях для создания образа героя того исторического периода, который описывается в книге. Наташа Ростова, Евгений Онегин – это собирательные образы типичных представителей молодых людей дворянского сословия той эпохи. Образ Иванушки-дурочка в русских народных сказках – это отражение типичного характера русского народа: ловкость, смекалка и находчивость, леность, доброта, смелость и пр.

Вопросы и задания

1. Что такое воображение? В чём состоят особенности процесса воображения?

2. Перечислите основные функции воображения. Приведите примеры из жизни.

3. Охарактеризуйте виды воображения. В чём состоят особенности образов мечты, как вида воображения?

4. Назовите способы создания образов воображения в процессе художественного творчества. Приведите примеры агглютинации, гиперболизации, схематизации, заострения и типизации в художественном творчестве.


Глава 12. Речь и общение

Краткое содержание

Понятие о речи и языке. Понятие о речи. Понятие о языке. Естественные и искусственные языки. Мертвые языки. Речь как способность и умение пользоваться языком.

Виды и функции речи. Виды речи: внешняя речь – устная, письменная, аффективная; внутренняя речь Внутренняя речь как основное средствоо человеческого мышления.

Функции речи. З наковая (сигнификативная) функция. Функция обобщения. Интеллектуальная функция. Коммуникативная функция. Три стороны коммуникативной функции: информационная, выразительная, волеизлиятельная.

Понятие общения. Функции общения. В процессе общения формируют­ся, проявляются и реализуются меж­личностные взаимоотношения. Проблема отношений в работах В. Н. Мясищева. Эффективность труда педагога и искусство общения.

Структура общения. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная сторона общения (по Г.М. Андреевой). Модель коммуникативного процесса (по Лаосуэлу)

Виды и средства общения. Принципы классификации видов общения.Неформальное общение. Социально-ориентированное общение.Групповое предметно-ориенти­рованное общение.Личностно ориентированное об­щение. Речь и неречевые средства общения. Вербальная речевая и невербальная коммуникация.

Стили общения и их характеристика. Педагогическое общение и его эффективность. Стили педагогического общения: демократический, авторитарный, либеральный.



Читайте также: