Доклад: Общество и природа, их взаимосвязь. Конспект лекций по философии Общество и природа кратко обществознание


Социальная философия изучает человека и общество. Но они неразрывно связаны с природой. Поэтому одним из первых шагов анализа общества является осмысление его отношений с природой, их многообразия, исторических типов.

Термин «природа» употребляется в нескольких значениях:

1) как синоним понятий «мир», «бытие», «вселенная», «материя»;

2) как сущность того или иного явления (например, природа болезни, электричества и др);

3) как относительно противостоящая обществу естественная среда.

В последнем случае природа - все то, что не является результатом труда человека.

В дальнейшем мы будем употреблять понятие «природа» именно в этом смысле – как совокупность естественных условий жизни человека и общества.

Проблема «природа и общество» сложна и многогранна. Она изучается многими науками. Наша задача – выявить философские аспекты взаимодействия общества и природы.

Материалистическая философия выделяет следующие аспекты взаимосвязей. Во-первых, генетическая связь, т.е. связь порождения. Человек и общество – результат эволюции природы. Процесс антропогенеза и социогенеза может осуществляться только при определенных природных условиях. Во-вторых, онтологическая связь т.е., связь существования. Природа – основа бытия человека и общества, источник необходимых для него продуктов, предметов, веществ. В третьих, гносеологическая, духовная связь, связь познания. Природа – предмет познавательной активности человека, а также условие его эмоционально-психологической стабильности.

Какая же сторона – природа или общество – является ведущей в их взаимодействии? Географический детерминизм - философское направление, сформировавшееся в XVIII веке в трудах Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, развитое в XIX веке Г. Боклем, Л.И. Мечниковым – утверждало, что ведущая роль принадлежит природе, ландшафту, климату, и т.д. Современный материализм считает, что при всей своей важности природные факторы не играют определяющей роли в историческом развитии, так как их воздействие на общество имеет опосредованный характер. Что, в каких объемах и с какими последствиями берет общество у природы, определяется развитием самого общества: уровнем развития производительных сил, характером производственных отношений, особенностями социально-политического устройства, состоянием культуры, законодательства и т.д. Например, уже в законах роста народонаселения проявляется ведущая роль социальных факторов. Так, уровень рождаемости в стране определяется не естественной способностью к деторождению, а уровнем развития экономики, культуры, образованности женского населения, состоянием медицинского обслуживания, национальными, религиозными, семейными традициями и др.

Опосредованная зависимость общества от природы ярко проявляется при анализе исторических этапов взаимодействия природы и общества.

I этап – присваивающий, когда слаборазвитое общество берет у природы главным образом готовые к употреблению предметы, вещества.

II этап – переход от присваивающей экономики к производящей, когда человечество начинает развивать скотоводство, земледелие, плавить металлы, развивать ремесла.

III этап – индустриальный – характеризуется переходом к массовому производству. Основной задачей науки и техники провозглашается господство человека над природой. Природа начинает пониматься как объект интенсивной преобразовательной деятельности и как кладовая, из которой человек может черпать без меры и счета.

Потребительская практика в отношениях общества и природы привела к возникновению в них дисгармонии. В середине XX века стал очевидным экологический кризис, создающий угрозу существованию самого человека как биологического вида: загрязнение воздуха, воды, почвы и т.д.; нехватка ресурсов (металлов, угля, нефти, газа, чистой воды и т.д.); исчезновение многих видов животных и растений; уничтожение лесов – «легких планеты»; глобальное потепление климата, озоновые дыры; ухудшение здоровья населения; деградация генофонда и т.п.

Истоки современного экологического кризиса: быстрый научно-технический прогресс; расточительное потребление природных ресурсов; экспоненциальный рост народонаселения; особенности сознания современного человека (его потребительская ориентация, вещизм), отношение к природе, растениям, животным как к созданным лишь для блага человечества.

Озабоченность экологией – характеристика массового сознания многих государств. Изменилось отношение к этой проблеме. Если 10 лет назад в состоянии экологии люди видели лишь угрозу самой природе и ее красоте, то сегодня - своему здоровью и благосостоянию. Успехи в экологической политике отдельных стран, например Германии, Голландии (переход к чистому производству, ресурсо- и энергосберегающим технологиям, частичной деиндустриализации тех секторов, которые нельзя сделать чистыми), не решают проблему в целом. Между тем, чужой природы нет. Природа едина, и она накануне катастрофы.

Человечество сегодня стоит на пороге нового этапа взаимодействия общества и природы, который связывают с понятием «ноосферы» (от греч. nous – разум) – сферы разума. Понятие, введенное в научный оборот Ле-Руа, активно использовалось Т. де Шарденом, получило материалистическое истолкование в работах В.И. Вернадского. Ноосфера – высшая ступень интеграции всех форм существования материи, результат человеческой деятельности, перестраивающей биосферу в интересах человека, берущего на себя ответственность за эволюцию биосферы в целом. Но это не власть над природой, подобная власти завоевателя над чужим народом, а коэволюция, параллельное развитие, переплетение, взаимодействие эволюции человека и всего живого. Иными словами, в концепции ноосферы воплощается идея необходимости разумной организации взаимодействия общества и природы в противоположность стихийному, хищническому отношению к ней.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Географическая среда; географический детерминизм; коэволюция; ноосфера; основные типы взаимодействия общества и природы; основные виды связей общества и природы; природа.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

7.3.1. Что такое коэволюция?

7.3.2. Что такое природа с точки зрения философии?

7.3.3. Кто ввел в научный оборот понятие «ноосфера»?

7.3.4. Как современная наука называет всю поверхность земли?

7.3.5. Какую роль играет природная, географическая среда в жизни и развитии общества с точки зрения географического детерминизма?

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какой взгляд (диалектический или метафизический) содержится в следующем высказывании: «Мы привыкли человеческий мир отделять каменной стеной от мира природы. Это несправедливо...Природа и общество - две главы одного романа»?

2. Назовите основные аспекты взаимосвязей общества и природы.

3. Отражением какого социально-философского направления являются мнения: «Немецкие войска были разбиты не противником, а пространством» (А. Гарт), «...грязь, в которой застрял германский транспорт за линией фронта, спасла Москву» (Ф.С. Фуллер)?

4. Какая теоретическая модель построения общества выражена в утверждении: «Судьбы народов и стран записаны на географической карте - надо только уметь ее читать» (В. Кузен)?

5. Кому принадлежит высказывание: «Слишком расточительная природа ведет человека как ребенка на помочах. Она не делает его собственное развитие естественной необходимостью. Не область тропического климата, с его могучей растительностью, а умеренный пояс был родиной капитала»?

6. Что такое географический детерминизм?

(c) Aбракадабра.py:: При поддержке InvestOpen

Природа (от гр. physis и лат. natura – возникнуть, быть рожденным) – одна из наиболее общих категорий науки и философии, берущая начало еще в античном мировоззрении.

Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования – «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком.

Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано.

Выделение человека из мира природы знаменовало рождение качественно нового материального единства, так как человеку присущи не только природные свойства, но и социальные.

Общество вступило в противоречие с природой в двух отношениях: 1) как социальная действительность оно есть не что иное, как сама природа; 2) оно целенаправленно с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее.

На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как у человека еще были примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни. Однако в те далекие времена полной зависимости человека от природы уже не было. По мере совершенствования орудий труда общество оказывало усиливающееся воздействие на природу. Человек не может обойтись без природы еще и потому, что технические средства, облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами.

Едва появившись на свет, общество стало оказывать весьма существенное воздействие на природу, где‑то улучшая ее, а где‑то и ухудшая. Но природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества, например, посредством снижения качества здоровья больших масс людей и т. д. Общество как обособившаяся часть природы и сама природа оказывают друг на друга значительное влияние. Вместе с тем они сохраняют специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. В этой тесной взаимосвязи природы и общества заключается основа единства мира.

Образец задания

C6. Раскройте на двух примерах взаимосвязь природы и общества.

Ответ: В качестве примеров, раскрывающих взаимосвязь природы и общества, могут быть приведены: Человек не только социальное, но и биологическое существо, а следовательно, является частью живой природы. Из природной среды общество черпает необходимые вещественно‑энергетические ресурсы для своего развития. Деградация природной среды (загрязнение воздуха, водоемов, вырубка леса и т. д.) ведет к ухудшению здоровья людей, к снижению качества их жизни и др.

Тема 3. Общество и культура

Вся жизнь общества основана на целесообразной и разнообразной деятельности людей, продуктом которой являются материальные блага и культурные ценности, т. е. культура. Поэтому нередко отдельные типы обществ называют культурами. Однако понятия «общество» и «культура» не являются синонимами.

Система взаимоотношений во многом складывается объективно, под влиянием закономерностей общественного развития. Поэтому они не являются непосредственным продуктом культуры, при всем том, что осознанная деятельность людей влияет на характер и форму этих отношений самым существенным образом.

Образец задания

B5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) В истории общественной мысли существовали различные, зачастую противоположные точки зрения на культуру. (2) Часть философов называла культуру средством закабаления людей. (3) Другой точки зрения придерживались те ученые, которые считали культуру средством облагораживания человека, превращения его в цивилизованного члена общества. (4) Это говорит о широте, многомерности содержания понятия «культура».

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Ответ: АББА.

1. В ХХ столетии в связи с резкой интенсификацией воздейст­вия человека на природу, бурным развитием науки и техники, возросшей необходимостью в полезных ископаемых, особенно энергоресурсов, с ростом населения, появлением новых видов оружия, в том числе ядерного, стала актуальной проблема отно­шений общества и природы.

Понятие "природа" имеет два основных значения. В широ­ком смысле - это весь окружающий мир (в том числе и чело­век, общество), то есть Вселенная. В узком смысле - та среда, в которой проходит жизнь человека и общества (то есть поверх­ность Земли с ее всевозможными качественными характеристи­ками, климат, полезные ископаемые и т. д.).

Общество - совокупность форм организации жизни и дея­тельности людей, целостная система совместной жизни индивидов (взаимоотношения, взаимодействие, порядок, традиции, культура).

Взаимоотношения общества с природой понимаются как от­ношения между обществом - целостной системой человеческого общежития - и природой в узком смысле этого слова, то есть средой обитания человеческой цивилизации.

2. Природа гораздо старше общества.

Если история природы насчитывает несколько миллиардов лет, то история человечества исчисляется только миллионами лет, а организованное человеческое общество существует лишь последние несколько тысячелетий.

Природа - неотъемлемое условие жизни человека и общест­ва, так как сама жизнь может развиваться только в особой среде, причем уникальной (необходимо наличие воздуха, воды, опти­мальной температуры, питания).

Такие уникальные условия (совокупность условий) встрети­лись только на планете Земля. В настоящее время исследовано большое количество планет в различных звездных системах, и ни на одной из них нет всех условий для возникновения жизни. Ис­ходя из предположения о бесконечности Вселенной, можно теоретически допустить, что где-либо находятся планеты, как и Земля, имеющие все возможности для жизни, однако современное развитие науки не позволяет их обнаружить. (Существует и иная теория, согласно которой жизнь на Земле - уникальное явление.)

Преимущества Земли (по сравнению с другими планетами) для возникновения жизни в том, что:

Солнце - звезда, вокруг которой вращается Земля и другие

планеты Солнечной системы - имеет средние размеры и уме-

ренную силу: вокруг слишком больших ("горячих") звезд и слишком маленьких ("холодных") жизнь невозможна;

Земля находится на оптимальном расстоянии от Солнца - 150 млн. км (в том случае, если бы Земля находилась на 10 - 15 млн. км ближе к Солнцу, то она превратилась бы в вы­жженную пустыню, а если бы на 10 - 15 млн. км дальше от Солнца, то покрылась бы льдом);

Земля имеет умеренные размеры: слишком маленькие пла­неты (Меркурий, Плутон) имеют слишком слабое притяже­ние, чтобы создать вокруг себя атмосферу и другие условия жизни; наоборот, планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн) имеют сверхпритяжение, труднопроходимую оболочку (наподобие атмосферы) вокруг себя, что подавляет саму возможность возникновения жизни;

Земля имеет атмосферу - особую газопаровую оболочку, которая, во-первых, защищает Землю от солнечной и иной радиации, иного непосредственного влияния космоса, во-вторых, содержит кислород и азот - вещества, необходимые для дыхания и существования живых организмов; в-третьих, не дает Земле быстро нагреваться и быстро охлаждаться, под­держивает температурное равновесие;

Земля имеет воду - также необходимый элемент для жизни. 3. Составными частями Земли (природы) являются:

Литосфера;

Атмосфера;

Гидросфера;

Биосфера.

Литосфера - (с греч. - каменная оболочка) - верхняя твер­дая оболочка земного шара, в которую входит земная кора и верхняя часть мантии (расплавленного слоя внутри Земли). Ли­тосфера имеет важное значение для жизни, потому что:

Создает твердую основу поверхности (а жизнь возможна только на поверхности, так как внутри Земли находится рас­плавленная масса - магма и в центре - железное ядро);

Содержит в себе полезные ископаемые;

Имеет особый органический слой - почву, создающую усло­вия для жизни растительных организмов, которые, в свою очередь, являются пищей для человека и животных. Атмосфера - газопаровая оболочка вокруг Земли, которая:

Защищает Землю от влияния открытого космоса;

Предотвращает перегрев и переохлаждение Земли, создает благоприятный температурный режим;

Содержит азот (около 80%) - вещество, которое входит в со­став почти всех живых организмов, и кислород (около 20%) - вещество (газ), необходимое для дыхания и при соединении с водородом превращающееся в воду (то есть служит составным элементом воды - другого обязательного для жизни природ­ного элемента).

Слой атмосферы очень тонок. 75% ее объема расположены в пространстве от поверхности Земли до высоты 10 км. Выше - так называемые разреженные слои атмосферы, содержащие все­го 25% ее объема и простирающиеся на 30 - 50 км, за которыми -открытый космос.

Гидросфера - водная оболочка Земли между поверхностью Земли (литосферой) и атмосферой. Вода (в виде соленых океа­нов, морей, озер, пресных озер, рек, льдов) покрывает большую часть земной поверхности - около 70%, и только 30 процентов земной поверхности составляет суша в виде материков и островов.

Значение гидросферы в том, что:

Благодаря ей, атмосфере и литосфере (их взаимодействию) осуществляется круговорот воды в природе, что способствует нормальному развитию и жизни растительных и животных организмов;

Вода является составной частью растительных и животных организмов (большую часть - около 80% - организма чело­века составляет вода);

Вода (моря, океаны, реки, озера и т. д.) является средой оби­тания подводных растений и животных, рыб (которых не меньше, чем обитателей поверхности суши);

Существует версия, что жизнь первоначально зародилась в воде и только затем часть живых организмов морей и океа­нов перешла на сушу.

Биосфера - сфера существования живых организмов ("обо­лочка Земли, наполненная жизнью"). Биосфера охватывает:

всю литосферу и гидросферу;

Нижние слои атмосферы (примерно 10 км от поверхности суши);

Подземные слои - до 10 км вглубь, включая 0,5 - 1 км под дном океана.

Только в этом ареале возможна жизнь.

Биосфера - целостный взаимосвязанный организм, который ох­ватывает надводный и подводный растительный и животные миры.

В настоящее время насчитывается пятьсот тысяч видов рас­тений и полтора миллиона видов животных, из них 160 тысяч видов растений и животных - морские.

4. Свои составные части имеет не только природа, но и обще­ство. В качестве главных составных частей общества современ­ные ученые (Ферсман, Плотников, Дьяконов и др.) выделяют:

Антропосферу;

Социосферу;

Биотехносферу.

Антропосфера - сфера жизни людей как биологических ор­ганизмов.

Социосфера - область сложных общественных отношений между людьми.

Биотехносфера (техносфера) - область распространения тех­нического влияния человека и человечества.

5. С появлением человека и общества природа вступила в новый этап своего существования - стала испытывать на себе антропо­генное влияние (то есть влияние человека и его деятельности).

Первоначально отношения человека и природы представля­ли собой взаимное воздействие друг на друга - человек само­стоятельно (без применения сложных технических средств) из­влекал для себя пользу из природы (пища, полезные ископае­мые), а природа воздействовала на человека, причем человек был не защищен от природы (например, различных стихий, климата и т. д.), сильно зависел от нее.

По мере становления общества, государства, роста техниче­ской оснащенности человека (сложные орудия труда, машины) возможность природы влиять на человека уменьшилась, а влия­ние человека на природу (антропогенное влияние) усилилось.

Начиная с XVI - XIX вв., когда было сделано большое число полезных для человека научных открытий, изобретений, значитель­но усложнились производственные отношения, влияние человека на природу стало систематическим и повсеместным. Природа стала рассматриваться человеком уже не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник для удовлетворения потребностей человека.

В ХХ столетии, когда планомерный научно-технический про­гресс ускорился в несколько раз и перерос в научно-техническую революцию, антропогенное влияние приблизилось к катастро­фическому уровню.

В настоящее время мир техники (техносфера) практически превратился в самостоятельную реальность (суперсовременные технические открытия, сделавшие возможности человека влиять на природу безграничными, всеобщая компьютеризация и т. д.), а природа почти полностью подчинена человеку.

Главная проблема (и опасность) современного антропогенно­го влияния заключается в несоответствии безграничных потребностей человечества и почти безграничных научно-технических возможностей влияния на природу и ограниченных возможностей самой природы.

В связи с этим возникает экологическая проблема - пробле­ма охраны окружающей среды от пагубного влияния человека.

Самыми опасными направлениями пагубного влияния человека на природу (и его последствиями) являются:

Истощение недр - на протяжении своей истории, а особенно в ХХ веке человечество беспощадно и в неограниченных ко­личествах добывало полезные ископаемые, что привело к ис­тощению (близкому к катастрофическому) внутренних ре­зервов Земли (например, запасы энергоносителей нефти, каменного угля, природного газа могут быть исчерпаны уже через 80 - 100 лет);

Загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промыш­ленными отходами;

Уничтожение растительного и животного мира, создание усло­вий, при которых техническое развитие (дороги, заводы, элек­тростанции и т. д.) нарушает привычный образ жизни растений и животных, изменяет естественный баланс флоры и фауны;

Вырубка лесов (в то время как леса - важный фактор очи­щения атмосферы);

Применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы.

Для того чтобы выжить и не довести планету до техногенной катастрофы, человечество обязано всячески уменьшить свое вред­ное влияние на окружающую среду, особенно вышеуказанные наиболее опасные его виды.

6. В последнее время среди экологических вопросов стала вы­деляться проблема социальной экологии - охраны человека, его личности, здоровья, общества в целом от последствий научно-технического прогресса. В частности, данная проблематика нередко затрагивалась в творчестве современных экзистенциалистов ("фило­софов жизни человека") - Ясперса, Хайдеггера, Камю, Сартра и др.

Современный человек (который биологически почти не изме­нился на протяжении последних тысячелетий) подвергается уже не влиянию природы, а массированному влиянию общества и техники:

Современный человек живет в перенасыщенном информаци­ей обществе, под беспощадным воздействием средств массо­вой информации (газеты, телевидение), а также становится все более зависимым от кибернетики (компьютеры, компью­терные сети, цифры, виртуальная реальность и т. д.);

Растет урбанизация - большинство людей в настоящее вре­мя проживает в городах-мегаполисах, зачастую в очень больших, насчитывающих от 10 до 25 миллионов населения и насыщенных высокими технологиями (Мехико, Токио, Нью-Йорк, Лос-Анджелес и др.), полностью подчиняется ритму, давлению мегаполиса, теряет свою индивидуальность (так называемая проблема "человека-песчинки");

Человек испытывает сильное влияние развитого общества и государства - мораль, традиции, законы, налоговая система, правоохранительная система, политические институты. Таким образом, человек находится "в тисках" современного

высокоорганизованного и техногенного общества, рискует поте­рять себя и превратиться в "песчинку", "винтик".

Задача социальной экологии - максимально оградить человека от негативного влияния общества и научно-технического прогресса. 7. Особой проблемой при взаимоотношениях человека, общества и природы в современную эпоху является проблема народонаселе­ния, которая в будущем будет становиться все актуальнее и акту­альнее и в конечном итоге станет главной проблемой человечества.

Данная проблема имеет несколько аспектов:

Рост населения приводит к количественному увеличению человечества, а, следовательно, его потребностей, что ведет к еще большей эксплуатации природы;

При росте населения возможно обострение противоречий внутри общества, поскольку прогресс может не успеть за ростом населения и благ не будет хватать на всех (в этой связи среди ученых дискутируется вопрос о "критической мас­се", "пороге" населенности, то есть каково максимальное ко­личество населения Земли, превышение которого станет опасным для всех?);

Проблема качества населения - хватит ли материальных возможностей у общества, у семьи (особенно в слаборазви­тых странах, где наблюдается высокая рождаемость - 8 - 10 детей в семье) обеспечить детям воспитание, образование, лечение, внимание со стороны общества?

Проблема народонаселения имеет и обратную сторону - в ряде стран наблюдается отрицательная динамика (снижение) роста населения. Это Германия, Великобритания, Швейцария, ряд государств европейской части бывшего СССР - Россия, Украи­на, Беларусь и др.

Выделяются две главные причины данного явления:

Высокоорганизованное техногенное общество требует от чело­века много сил (получение образования, работа) и не остав­ляет их на семью и детей, во многих семьях Запада стало тра­дицией обходиться минимумом детей - двумя, часто одним;

незащищенности, труд­ностей жизни стараются либо вообще не заводить детей, ли­бо ограничиваться их минимумом.

Наоборот, во многих странах Азии и Африки, зачастую сла­боразвитых, наблюдается тенденция чрезмерного роста населе­ния. Особенно в этом преуспели Китай (1 млрд. 300 млн.), Ин­дия (800 млн.), Индонезия (200 млн.), Вьетнам (80 млн.), Паки­стан (свыше 100 млн.), Бангладеш (свыше 100 млн.), Бразилия (свыше 100 млн.), Нигерия (свыше 100 млн.).

Данная тенденция вызвана, с одной стороны, отсутствием контроля за рождаемостью (за исключением Китая) и его не­возможностью, с другой - традициями, хотя такой рост населе­ния заведомо не оправдан с учетом экономической слаборазви­тости страны в целом и скудных материальных возможностей со стороны большинства семей.

Подобный рост населения в странах Азии и Африки приводит к резкому снижению качества жизни, качества подрастающего поколе­ния (необразованность, физическая истощенность и т. д.), создает как отдельным семьям, так и государствам неразрешимые трудности.

Возникает вопрос: а есть ли определенный порог населенности Земли, преодоление которого станет опасным для всех его жителей?

В этой связи интересен закон Мальтуса (Томас Роберт Мальтус, 1766 - 1834). Еще в 1798 году Мальтус в своей книге "Опыт закона народонаселения" доказал, что такой порог есть и человечество обречено его достигнуть. Это объясняется тем, что рост населения происходит в геометрической прогрессии, а развитие научно-технического прогресса - в арифметической (то есть прогресс, возможность обеспечить всех не успевает за ростом населения). Динамика роста населения Земли подтверждает данную гипотезу:

На момент начала нового летосчисления от рождества Хри­стова - 230 млн.;

1000 год - примерно 300 млн. (за тысячу лет население даже не удвоилось - возросло меньше чем в 1,5 раза);

1850 г. - 1 миллиард;

1930 г. - 2 миллиарда;

1976 г. - 4 миллиарда;

1987 г. - 5 миллиардов;

2000 г. - 6 миллиардов;

2025 г. - 8 миллиардов (ожидается).

Таким образом, если раньше для удвоения населения необ­ходимо было 1000 лет, то после 1850 года для этого понадоби­лось соответственно 80, 46, 50 лет - то есть внастоящее время наметилась тенденция удвоения населения в течение каждых 50 лет (и, скорее всего, данная тенденция сохранится за счет бес­контрольного и постоянно расширяющегося увеличения населе­ния со стороны Азии и Африки).

По подсчетам ученых, Земля способна прокормить 60 мил­лиардов человек (то есть количество, в 10 раз превышающее сегодняшнее население Земли - около 6 миллиардов), после чего людям на Земле станет тесно.

При сохранении современных (особенно афро-азиатских) темпов прироста населения (удвоение в течение 50 лет) "крити­ческий" порог может быть достигнут уже к 2150 - 2200 годам.

Чтобы избежать этого, человечество должно решить две проб­лемы:

Сбить темпы роста населения в Азии и Африке (поскольку в странах Запада наблюдается отрицательная динамика и они, наоборот, нуждаются в росте населения), осуществлять там государственную политику контроля за рождаемостью, по­ощрения малодетных семей;

Искать новые способы увеличения возможности Земли про­кормить и обеспечить человечество, раздвигать (отодвигать) "порог перенаселенности" (от 60 до 100 млрд. и дальше).

В целом проблема взаимоотношений человека, природы и общества приобретает глобальный характер.

Для предотвращения техногенной катастрофы человечество, не теряя времени, обязано:

прекратить или уменьшить опасное антропогенное влияние на природу;

Заняться решением экологических проблем;

Уделять внимание социальной экологии - не превращать чело­века в заложника информационно-техногенного общества;

Изыскивать новые средства, ресурсы для своего существования, не связанные с беспощадной эксплуатацией ресурсов Земли;

Контролировать рождаемость, решить проблему народонаселе­ния, соблюдать баланс между его количеством и качеством.

Понятие “природа” ученые употребляли в двух значениях. Первое (более широкое) - природа как окружающий мир во всем многообразии проявлений. Второе - природа как биосфера нашей планеты, т.е. оболочка, охваченная жизнью. Жизнь на Земле есть повсюду: в лесах, степях и пустынях, в океане и пресных водоемах, в горах и почве. Там, где не могут жить ни растения, ни животные, живут бактерии, многие из которых не нуждаются в кислороде. Научное знание подчеркивает единство мира. Все живое на Земле связано крепчайшими узами природного родства, взаимодействует друг с другом, это находит выражение в понятии “экосистема”.

Экосистема - сообщество живых существ и среда их обитания, объединенные в единое целое на основе взаимозависимости и причинно-следственных связей между отдельными экологическими компонентами. К экосистеме относятся лес, пруд, океан и т.п. Глобальная экосистема - биосфера.

Природа - естественная среда обитания человека, наш общий дом. Наука, изучающая взаимосвязь общества и природы, называется экологией. Взаимосвязь между обществом и природой существовала всегда, на всех этапах человеческой истории. Трудно помыслить жизнь человека вне природы. Хорошо, что это лишь сюжеты фантастических рассказов.

Нельзя нарушать связи существующего в природе, так как могут наступить необратимые последствия. Об этом всегда должен помнить человек, активно вторгающийся в природу. Нарушение экологического равновесия - изменение в экосистеме на длительный или бесконечный срок. Например, вырубка лесов в засушливой зоне может привести к образованию пустыни - устойчивого образования, возникающего взамен лесной экосистемы, находившейся до ее нарушения в равновесии со средой.

Природа - это огромная (до недавнего времени, казалось, неисчерпаемая) кладовая тех ресурсов, которые необходимы человеку в производственной деятельности. Судоходные реки, лес, руда, нефть, уголь - все это активно используется людьми. Необходимо помнить, что есть невозобновляемые природные ресурсы - часть ископаемых природных ресурсов, которая не обладает способностью к самовосстановлению за сроки, соизмеримые с темпами хозяйственной деятельности человека. К таким ресурсам относятся, в частности, богатства недр. Нарушение равновесия в экологической среде называется экологическим кризисом. Главной причиной экологического кризиса являются огромные масштабы хозяйственной деятельности в эпоху индустриальной цивилизации.

Проявления экологического кризиса: загрязнение окружающей среды, выражаемое прежде всего выбросами в атмосферу отходов современных промышленных предприятий и транспорта; резкое истощение природных ресурсов.

Экологические проблемы предстают сегодня как глобальные. Глобальные в том смысле, что для их решения необходимы усилия всего человечества, так как планета Земля - наш общий дом. Человечество должно осознать себя как единое целое в своем отношении к природе. Одно из главных условий сохранения равновесия и гармонии с природой - миролюбивое и разумное сосуществование людей друг с другом; необходимо всерьез задуматься об исчерпаемос-ти природных ресурсов; о возможности восстановительных процессов природы.

Как сделать, чтобы преобразования одной сферы жизни общества, например в средствах производства, не влияли негативно на природную среду, чтобы расцвет науки и техники не обесценивал эмоциональную и нравственную сферу? Необходимо сочетание изменений в научно-технической, социальной и духовной сферах; в центр всех видов социального изменения поставить человека; преодолеть далеко зашедшее отчуждение от него всех общественных структур; вернуться к важнейшей истине: Земля - наш общий дом.

Новые подходы человека к системе “природа - общество” связаны с понятием “ноосфера” (Шарден, Лe-Pya, Вернадский), под которой понималась область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью. Согласно Вернадскому, с появлением и развитием человеческого общества биосфера закономерно переходит в ноосферу, поскольку человечество, овладевая законами природы и развивая психику, все более преобразует природу в соответствии со своими потребностями. Ноосфера имеет тенденцию к непрерывному расширению за счет выхода человека в космос и проникновения в недра планеты. Понятие “ноосфера” подчеркивает особую роль сознания, разума в регулировании отношений между биосферой и обществом. Прежде всего следует понять, что природа требует от человека такого отношения, как будто она - “другой человек”. Она нуждается в любви, доверии, доброте, сострадании, помощи. Человек и физически, и духовно связан с природой, он должен отдать природе все свое духовное богатство, ибо оно “вложено” в него в ходе эволюционного развития природы, иными словами, современный человек должен пропускать проблемы природы “через себя”, через природу человеческого.

При любых формах социальности человек остается частью природы и космоса, специфическим проявлением феномена жизни. Все проекты переустройства должны исходить из данного факта, основываться прежде всего на необходимости поддержания жизни всей биосферы и возможности существования и развития каждого человеческого существа. Это суровая действительность.

Трудности обеспечения продовольствием растущего населения планеты, возрастающий дефицит легкодоступных энергетических ресурсов, истощение многих видов минерального сырья, дефицит ресурсов пресной воды, растущее загрязнение среды обитания, вымирание многих видов животных и растений - это проблема выживания человека, сохранения его как вида. Современные исследователи перспектив развития человечества все более склоняются к мысли, что человечество не переживет XXI века, если загрязнение природы, варварское использование ее богатств и впредь будут идти такими же масштабами и темпами, как и во второй половине XX века. Обществу придется во многом переосмыслить и перестроить свое мировоззрение. Прежде всего необходимо формирование представлений о целостности мира, единстве и взаимосвязи его составляющих. Должны быть государственные и межгосударственные программы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Разработаны основные механизмы реализации этих проблем: экономические (плата за использование природных ресурсов, за загрязнение окружающей среды и т.д.), нормативно-правовые (установление четких норм состояния окружающей среды, системы контроля за соблюдением этих норм, разработка законов об охране природы и т.д.), социально-политические (полная гласность о состоянии окружающей среды).

Многое зависит от того, какое место занимает природа в структуре ценностных ориентаций общества. Сохранение природы, признание ее самоценности необходимо должно быть возведено в этический принцип. Следование принципу сохранения живого есть возвращение человеку самого себя, человеческого в человеке. Это означает, что речь должна идти не просто о сохранении “среды обитания для благополучия человечества” - эгоистической цели, которой можно поступиться временно ради других эгоистических целей (именно этим объясняется половинчатый характер природоохранной деятельности), а о выполнении главного предназначения человека на Земле. Осознание этой миссии не только поможет сдвинуть приоритеты и утвердить экофильную стратегию экономических и социальных преобразований, но и сделает человеческое существование более осмысленным.

Природа, в предельно широком значении - все сущее, существующее в бесконечном многообразии своих проявлений. В этом смысле понятие "природа" выступает как синоним понятий Вселенная, материя, бытие, объективная реальность.

Общество - в широком смысле используется в философской и социологической литературе для обозначения всей совокупности исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

В своем развитии (эволюции) от простого к сложному, от низшего к высшему природа проходит ряд ступеней, которым соответствуют определенные структурные уровни материи. Простейшими из известных современной науке форм материи являются элементарные частицы и поля, составляющие космическую среду. Определенные виды элементарных частиц (нуклоны) формируют атомные ядра, а последние, вместе с электронами, - атомы, т.е. химические элементы. На планетах могут создаваться условия для возникновения и эволюции еще более высокой ступени развития материи - органического мира. Живое вещество, развиваясь во взаимодействии с окружающей средой, оказывает обратное организующее и преобразующее влияние на эту среду. По мере развития органического мира возникает особая планетная оболочка - биосфера, включающая живое вещество как организующий элемент и неживое, охваченное его влиянием, возрастающим в процессе эволюции (это проявляется, в частности, в установленном В.И. Вернадским росте биогенной миграции химических элементов).

Самый существенный скачок в развитии природы связан с возникновением и развитием общества, которое есть (обособившаяся) часть природы в широком смысле слова. Общество, формируясь на основе биосферы, приобретает ряд принципиально новых черт и потому оно есть особая часть природы, относительно противопоставленная всей остальной природе.

Общество выступает как особая, высшая ступень развития живых систем, которая проявляется в функционировании и развитии социальных организаций, институтов, групп.

Специфика взаимосвязи природы и общества приводит к употреблению термина "природа" в более узком значении, в котором он обозначает относительно противостоящую обществу природу; природа в этом плане - синоним природной среды (на земном шаре - географической среды).

В эволюции процесса взаимодействия природы и общества можно выделить ряд крупных этапов. На раннем этапе формирующийся человеческий род, подобно всем животным, непосредственно присваивает готовые продукты. На последующем этапе, который можно назвать допромышленным (древняя и средневековая история) на основе стихийного использования природных ресурсов происходит медленное развитие производительных сил. На промышленном этапе эволюции наступает качественный перелом во взаимоотношениях природы и общества, который связан с тем, что природные ресурсы перестают быть практически неисчерпаемыми. Общество переходит от стихийного потребления природных ресурсов к организации целенаправленного хода природных процессов, т.е. производству благоприятных для человека природных условий.

Формирование особой, организованной человеческим трудом естественно-исторической среды - сферы взаимодействия природы и общества - существенная черта качественного перелома в их взаимодействии.

В 20 в. понятие о сфере взаимодействия природы и общества под различными наименованиями (техносфера, антропосфера, социосфера, ноосфера), получило развитие в различных отраслях знания. Понятие ноосфера (греч. нппт - разум), употребляемое Владимиром Вернадским, подчеркивает важнейшую сторону следующего процесса: первостепенную активную роль сознания, науки в процессе взаимодействия природы и общества (преобразование одного другим, даже - подчинение, но в целом - противопоставление). В становлении ноосферы, наряду с научно-техническим, первостепенную роль играет социальный фактор. Ноосфера, рождаясь в рамках планеты, по своей сути - не планетная, а космическая (по социальному охвату природы) область. Появление общества отнюдь не подразумевает коренного преобразования самих законов природы - "... на каждом шагу факты напоминают нам о том, что мы отнюдь не властвуем над природой,... что все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять" (Энгельс, "Диалектика природы"). То есть господство, подчинение природы человеческим обществом происходит не за счет изменения ее законов, а за счет знания их и умения ими пользоваться в своих целях, что стало пониматься равносильным власти над природой (ее управлением). Сам человек - биосоциальное, или природно-общественное, существо, и в той мере, в какой он подчиняет или преобразует природу, он в той же мере воздействует и на свою природу (тело) своим сознанием (разумом). Разум (в форме языкового, логического мышления) в человеке является выражением общественной силы (истории), которая начинает значительно изменять саму природу человека (теория культурно - исторического развития Выготского) путем перевода его биологических свойств в биографические (социальные; напр., физическая память заменяется логической, физическая сила интеллектуальной).

К такому пониманию природы человек приходит в ходе своей истории. Формы восприятия природы можно указать в плане ее философско-научного осмысления:

Античность: Природа понималась как подвижное, изменяющееся, самодвижущееся целое; человек мыслился как одна из ее частей.

Средневековая христианская культура: Окружающая человека природа рассматривалась как нечто сотворенное богом и более низкое чем сам человек, так как только он наделен божественным началом - душой. Более того, природа нередко мыслилась как источник зла, который нужно преодолеть или подчинить, а жизнь человека выступала как божественное начала (души) с греховным природным началом (телом). И это служило оправданием для негативного отношения к природе. Природа начиналась как нечто неодушевленное, противостоящее человеку и человеческому обществу (полагают, что такие воззрения на природу, ее подчиненное положение и неразумность были использованы гораздо позднее и в другую уже эпоху (индустриальную и постиндустриальную) для оправдания вмешательства человека в природу и стремление ее преобразовать, очеловечить, подчинить, завоевать).

Эпоха Возрождения: отношение к природе меняется, человек открывает для себя красоту и великолепие окружающей природы, начинает видеть в ней источник радости, наслаждения, вдохновения.

Период становления промышленного капитализма: Природа начинает пониматься как объект интенсивной преобразовательной деятельности и как кладовая из которой человек может черпать без меры и без счета. Эти воззрения преобладали до середины 20 века, когда начали понимать всю опасность такого отношения к природе.



Читайте также: