Беспилотный грузовой космический корабль. «Буран»: прошлое, настоящее и будущее Первый беспилотный грузовой космический корабль

До сих пор не утихают споры, а вообще, был ли нужен Буран"? Встречаются даже мнения, что Советский Союз погубили две вещи — война в Афганистане и непомерные расходы на «Буран». Так ли это? Зачем и для чего создавался« Буран», и кому он был нужен? Почему он так похож на заокеанский« Шаттл»? Как он был устроен? Чем является« Буран» для нашей космонавтики — «тупиковой ветвью» или техническим прорывом, намного опередившим свое время? Кто его создавал и что он мог дать нашей стране? Ну и конечно, самый главный вопрос — почему он не летает? Мы открываем рубрику в нашем журнале, в которой постараемся ответить на эти вопросы. Кроме« Бурана» мы расскажем и о других многоразовых космических кораблях, как летающих сегодня, так и не ушедших дальше конструкторских кульманов.

Вадим Лукашевич



Создатель «Энергии» Валентин Глушко


«Отец» «Бурана» Глеб Лозино-Лозинский



Так мог бы стыковаться «Буран» с МКС


Предполагавшиеся полезные нагрузки «Бурана» в несостоявшемся пилотируемом полете

Пятнадцать лет назад, 15 ноября 1988 года, совершил свой полет, закончившийся не повторенной до сих пор автоматической посадкой на посадочную полосу Байконура, советский многоразовый космический корабль «Буран». Самый масштабный, самый дорогой и продолжительный проект отечественной космонавтики был прекращен после триумфального единственного полета. По количеству затраченных материально-технических и финансовых ресурсов, человеческой энергии и интеллекта программа создания «Бурана» превосходит все предыдущие космические программы СССР, не говоря уже о сегодняшней России.

Предыстория

Несмотря на то, что впервые идея космического корабля-аэроплана была высказана русским инженером Фридрихом Цандером в 1921 году, идея крылатых многоразовых космических кораблей не вызывала особого энтузиазма у отечественных конструкторов — решение получалось чрезмерно сложным. Хотя для первого космонавта наряду с «гагаринским» «Востоком» ОКБ-256 Павла Цыбина проектировало крылатый космический корабль классической аэродинамической схемы — ПКА (Планирующий Космический Аппарат). Утвержденный в мае 1957 года эскизный проект предусматривал трапециевидное крыло и нормальное хвостовое оперение. Стартовать ПКА должен был на королевской ракете-носителе Р-7. Аппарат имел длину 9,4 м, размах крыла — 5,5 м, ширину фюзеляжа — 3 м, стартовую массу 4,7 т, посадочную — 2,6 т и был рассчитан на 27 часов полета. Экипаж состоял из одного космонавта, который перед посадкой аппарата должен был катапультироваться. Особенностью проекта было складывание крыла в аэродинамическую «тень» фюзеляжа на участке интенсивного торможения в атмосфере. Успешные испытания «Востока», с одной стороны, и нерешенные технические проблемы с крылатым кораблем — с другой, вызвали прекращение работ по ПКА и надолго определили облик советских космических аппаратов.

Работы же по крылатым космическим кораблям разворачивались только в ответ на американский вызов, при активной поддержке военных. Например, в начале 60-х в США начались работы по созданию небольшого одноместного возвращаемого ракетоплана Dyna-Soar (Dynamic Soaring). Советским ответом стало развертывание работ по созданию отечественных орбитальных и воздушно-космических самолетов в авиационных конструкторских бюро. В ОКБ Челомея были разработаны проекты ракетопланов Р-1 и Р-2, в КБ Туполева — Ту-130 и Ту-136.

Но наибольших успехов из всех авиационных фирм добилось ОКБ-155 Микояна, в котором во второй половине 60-х годов под руководством Глеба Лозино-Лозинского были развернуты работы по проекту «Спираль», ставшему предтечей «Бурана».

Проект предусматривал создание двухступенчатой авиационно-космической системы, состоящей из гиперзвукового самолета-разгонщика и орбитального самолета, выполненного по схеме «несущий корпус», выводимого в космос с помощью двухступенчатой ракетной ступени. Работы завершились атмосферными полетами пилотируемого самолета-аналога орбитального самолета, названного ЭПОС (Экспериментальный Пилотируемый Орбитальный Самолет). Проект «Спираль» значительно опередил свое время, и наш рассказ о нем еще впереди.

В рамках «Спирали», уже фактически на стадии закрытия проекта, для проведения натурных испытаний были выполнены ракетные запуски на орбиту искусственных спутников Земли и суборбитальные траектории аппаратов «БОР» (Беспилотный Орбитальный Ракетоплан), которые сначала представляли собой уменьшенные копии ЭПОСа («БОР-4»), а затем и масштабные макеты космического корабля «Буран» («БОР-5»). Падение интереса американцев к космическим ракетопланам повлекло фактическое прекращение работ по этой тематике и в СССР.

Страх перед неизвестным

К 70-м годам стало окончательно ясно, что военное противостояние перенесется в космос. Возникла потребность в средствах не только для построения орбитальных систем, но и для их обслуживания, профилактики, восстановления. Особенно это касалось орбитальных ядерных реакторов, без которых не могли бы существовать боевые системы будущего. Советские конструкторы склонялись к хорошо зарекомендовавшим себя одноразовым системам.

Но 5 января 1972 года президент США Ричард Никсон утвердил программу создания многоразовой космической системы (МКС) Space Shuttle, разрабатывавшейся с участием Пентагона. Автоматически проснулся интерес к таким системам и в Советском Союзе — уже в марте 1972 года обсуждение МКС состоялось на Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам (ВПК). В конце апреля этого же года состоялось расширенное обсуждение этой темы с участием главных конструкторов. Общие выводы сводились к следующему:

— МКС для вывода полезных грузов на орбиту не эффективны и существенно уступают по стоимости одноразовым ракетам-носителям;

— серьезных задач, требующих возврата грузов с орбиты, — нет;

— создаваемая американцами МКС не несет военной угрозы.

Стало очевидно, что США создают систему, не представляющую непосредственной угрозы, но могущую угрожать безопасности страны в будущем. Именно неизвестность будущих задач «Шаттла» с одновременным пониманием его потенциала и обусловили в дальнейшем стратегию его копирования для обеспечения аналогичных возможностей для адекватного ответа будущим вызовам вероятного противника.

В чем заключались «будущие вызовы»? Советские ученые дали волю своей фантазии. Исследования, проведенные в институте прикладной механики АН СССР (теперь институт имени М.В.Келдыша), показали, что «Спейс Шаттл» дает возможность, осуществляя маневр возврата с полу- или одновитковой орбиты по традиционной к тому времени трассе, проходящей с юга над Москвой и Ленинградом, сделав некоторое снижение (нырок), в их районе сбросить ядерный заряд и парализовать систему боевого управления Советского Союза. Другие исследователи, анализируя размеры транспортного отсека шаттла, пришли к выводу, что челнок может «красть» с орбиты целые советские космические станции, прямо как в фильмах про Джеймса Бонда. Простые аргументы, что для противодействия такой «краже» достаточно разместить на космическом объекте пару килограммов взрывчатки, почему-то не работали.

Страх перед неизвестным оказался сильнее реальных страхов: 27 декабря 1973 года было принято решение ВПК, предписывавшее разработать технические предложения по МКС в трех вариантах — на базе лунной ракеты Н-1, ракеты-носителя «Протон"и на базе «Спирали». Работы по «Спирали» не пользовались поддержкой первых лиц государства, курировавших космонавтику, и фактически были свернуты к 1976 году. Такая же участь постигла и ракету Н-1.

Ракетные летательные аппараты

В мае 1974 года бывшие королевские КБ и заводы объединяют в новое НПО «Энергия», а Директором и Генеральным конструктором назначают Валентина Глушко, горящего желанием поставить победную точку в давнем споре с Королевым по поводу конструкции «лунной» суперракеты и взять реванш, войдя в историю как создатель лунной базы.

Сразу после утверждения в должности Глушко приостанавливает деятельность отдела по МКС — он был принципиальным противником «многоразовой» тематики! Рассказывают даже, что сразу после прибытия в Подлипки Глушко высказался конкретно: «Не знаю пока, чем мы с вами будем заниматься, но точно знаю, чего мы делать НЕ будем. Не будем копировать американский «Шаттл»!" Глушко небезосновательно считал, что работа над многоразовым кораблем закроет лунные программы (что впоследствии и получилось), затормозит работы по орбитальным станциям и помешает созданию его семейства новых тяжелых ракет. Через три месяца, 13 августа, Глушко предлагает свою космическую программу, основанную на разработке серии тяжелых ракет, получивших индекс РЛА (Ракетные Летательные Аппараты), которые создавались путем параллельного соединения различного числа унифицированных блоков диаметром 6 м. На каждом блоке предполагалось установить новый мощный четырехкамерный кислородно-керосиновый ЖРД тягой более 800 тс в пустоте. Ракеты отличались друг от друга количеством одинаковых блоков в составе первой ступени: РЛА-120 грузоподъемностью 30 тонн на орбите (первая ступень — 2 блока) для решения военных задач и создания постоянной орбитальной станции; РЛА-135 грузоподъемностью 100 тонн (первая ступень — 4 блока) для создания лунной базы; РЛА-150 грузоподъемностью 250 тонн (первая ступень — 8 блоков) для полетов на Марс.

Волевое решение

Однако опала многоразовых систем продолжалась на «Энергии» менее года. Под давлением Дмитрия Устинова вновь появилось направление МКС. Работы были начаты в рамках подготовки «Комплексной ракетно-космической программы», предусматривавшей создание унифицированного ряда ракетных летательных аппаратов для высадки пилотируемой экспедиции на Луну и постройки лунной базы. Пытаясь сохранить свою программу создания тяжелых ракет, Глушко предложил использовать будущую ракету РЛА-135 в качестве носителя многоразового корабля. Новый том программы — 1Б — назывался «Многоразовая космическая система «Буран».

Программу с самого начала раздирали противоположные требования: с одной стороны, разработчики постоянно испытывали жесткое давление «сверху», направленное на копирование «Шаттла» с целью снижения технического риска, сроков и стоимости разработки, с другой — Глушко жестко пытался сохранить свою программу унифицированных ракет.

При формировании облика «Бурана» на начальном этапе рассматривались два варианта: первый — самолетная схема с горизонтальной посадкой и расположением маршевых двигателей второй ступени в хвостовой части (аналог «Шаттла»); второй — бескрылая схема с вертикальной посадкой. Основное ожидаемое преимущество второго варианта — сокращение сроков разработки за счет использования опыта по КК «Союз».

Вариант бескрылого корабля состоял из кабины экипажа в передней конической части, цилиндрического грузового отсека в центральной части и конического хвостового отсека с запасом топлива и двигательной установкой для маневрирования на орбите. Предполагалось, что после запуска (корабль располагался сверху ракеты) и работы на орбите корабль входит в плотные слои атмосферы и совершает управляемый спуск и парашютную посадку на лыжи с использованием пороховых двигателей мягкой посадки. Проблема дальности планирования решалась приданием треугольной (в сечении) формы корпусу корабля.

В результате дальнейших исследований для «Бурана» была принята самолетная схема с горизонтальной посадкой как наиболее отвечающая требованиям, предъявляемым военными. В целом для ракеты выбрали вариант с боковым расположением полезного груза при размещении неспасаемых маршевых двигателей на центральном блоке второй ступени носителя. Основными факторами в выборе такой компоновки была неуверенность в возможности разработки многоразового водородного ракетного двигателя в сжатые сроки и желание сохранить полноценную универсальную ракету-носитель, способную самостоятельно выводить в космос не только многоразовый орбитальный корабль, но и другие полезные грузы больших масс и габаритов. Забегая вперед, отметим, что такое решение себя оправдало: «Энергия» обеспечивала выведение в космос аппаратов массой в пять раз больше, чем ракета-носитель «Протон», и в три раза — чем «Спейс Шаттл».

Работы

Широкомасштабные работы развернулись после выхода секретного постановления Совета Министров СССР в феврале 1976 года. В Министерстве авиационной промышленности организовывалось НПО «Молния» под руководством Глеба Лозино-Лозинского для создания космического корабля с разработкой всех средств спуска в атмосфере и посадки. Изготовление и сборка планера «Буранов» были поручены Тушинскому машиностроительному заводу. Авиационщики также отвечали за строительство посадочного комплекса с необходимым оборудованием.

Опираясь на свой опыт, Лозино-Лозинский совместно с ЦАГИ предложил для корабля использовать схему «несущий корпус» с плавным сопряжением крыла с фюзеляжем на основе увеличенного орбитального самолета «Спирали». И хотя такой вариант имел явные компоновочные преимущества, решили не рисковать — 11 июня 1976 года Совет главных конструкторов «волевым порядком» окончательно утвердил вариант корабля с горизонтальной посадкой — моноплана со свободнонесущим низкорасположенным крылом двойной стреловидности и двумя воздушно-реактивными двигателями в хвостовой части, обеспечивавшими глубокое маневрирование при посадке.

Действующие лица определились. Оставалось только сделать корабль и носитель.

Исследование космоса и проникновение в его пространство - извечная цель научно- технического прогресса и вполне логичный этап прогресса. Эра, которую принято называть космической, была открыта 4 октября 1957 года в момент запуска первого искусственного спутника Советским Союзом. Всего через три года в иллюминатор на Землю смотрел Юрий Гагарин. С того времени человеком происходит по экспоненте. Интерес людей ко всему космическому нарастает. И семейство "грузовиков" космоса «Прогресс» - не исключение.

Доставить груз

Станции на орбите «Салют» эксплуатировались недолго. И причинами того была необходимость доставки на них топлива, элементов жизнеобеспечения, расходных материалов и ремонтного оборудования в случае поломок. Для третьего поколения «Салютов» было решено включить в проект пилотируемых кораблей «Союз» и грузовой элемент, позже получивший название грузовой космический корабль «Прогресс». Бессменным разработчиком всего семейства «Прогрессов» и сегодня остается ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени Сергея Павловича Королева, расположенная в г. Королев, что в Московской области.

История

Разработка проекта велась под кодом 7К-ТГ с 1973 года. На базовом пилотируемом корабле типа «Союз» решено было предусмотреть проектирование автоматического транспортного космического корабля, который будет доставлять до 2,5 тонн груза на орбитальную станцию. Грузовой космический корабль «Прогресс» в испытательный запуск отправился в 1966 году, а в следующем году - в пилотируемый. Испытания оказались успешными и оправдали надежды конструкторов. Первая серия грузовых кораблей «Прогресс» пробыла в эксплуатации до 1990 года. Всего взлетело 43 корабля, включая неудачный запуск под названием «Космос-1669». Далее были разработаны модификации корабля. Грузовой космический «Прогресс М» осуществил 67 взлетов на протяжении 1989-2009 годов. С 2000 по 2004 года 11 взлетов сделал «Прогресс М-1». А грузовой корабль «Прогресс М-М» запускался до 2015 года 29 раз. Последняя модификация «Прогресса МС» актуальна и сегодня.

Как все происходит

Грузовой корабль «Прогресс» - это автоматический беспилотный аппарат, который выводится на орбиту, затем включает двигатели и сближается с Через 48 часов он должен состыковаться и разгрузиться. После этого в него помещается то, что уже не нужно на станции: мусор, отработанное оборудование, отходы. С этого момента это уже объект, засоряющий околоземное пространство. Его отстыковывают, при помощи двигателей он отходит от станции, сбрасывает скорость, попадает в атмосферу Земли, где грузовой корабль «Прогресс» сгорает. Происходит это в заданной точке над Тихим океаном.

Как это устроено

Все модификации грузового корабля «Прогресс» устроены в целом однотипно. Различия в начинке и специфических обеспечивающих системах понятны лишь специалистам и не являются темой статьи. В строении любой модификации выделяют несколько существенно разных отсека:

  • грузовой;
  • дозаправочный;
  • приборный.

Грузовой отсек герметичный и имеет стыковочный агрегат. Его предназначение - доставить груз. Отсек дозаправки не герметичный. Он содержит токсичное топливо и именно не герметичность защищает станцию в случае его утечки. Агрегатный или приборный отсек позволяет осуществлять управление кораблем.

Самый первый

Грузовой космический корабль «Прогресс-1» взмыл в космос 1978 года. Проверка работы систем управления, аппаратуры сближения и стыковки показала возможность сближения со станцией. Он совершил стыковку с орбитальной станцией «Салют-6» 22 января. За работой корабля осуществлял контроль а руководили процессом космонавты Георгий Гречко и Юрий Романенко.

Самый последний

Последняя модификация «Прогресс МС» имеет рад существенных отличий, которые улучшили функциональность и повысили надежность грузового корабля. Кроме того, он оснащен более мощной защитой от метеоритов и космического мусора, имеет дублирующие электрические двигатели в стыковочном аппарате. Он оснащен современной командно-телеметрической системой «Луч», которая поддерживает связь в любой точке орбиты. Запуски проводятся при помощи ракет-носителей «Союз» с космодрома «Байконур».

Катастрофа корабля «Прогресс МС-4»

В канун нового года, 1 декабря 2016 года с Байконура совершила старт ракета-носитель «Союз-У», что вывозила на орбиту грузовой корабль «Прогресс МС-4». Он вез космонавтам новогодние подарки, оранжерею «Лада-2», скафандры для работы в режиме открытого космоса «Орлан-МКС» и другой груз общей массой 2,5 тонн для космонавтов Международной космической станции. Но на 232 секунде полета корабль пропал. Позже выяснилось, что ракета взорвалась и корабль орбиты не достиг. Обломки корабля упали в районе гористой и безлюдной территории республики Тыва. Причины крушения предлагались различные.

«Прогресс МС-5»

Эта катастрофа не повлияла на дальнейшие космические работы. 24 февраля 2017 года на орбиту вышел грузовой корабль «Прогресс МС-5», который донес часть техники, что была потеряна в предыдущей катастрофе. А 21 июля он был отсоединен от и благополучно затоплен в той части Тихого океана, которую называют «кладбище космических кораблей».

Планы на будущее

Ракетно-космическая корпорация «Энергия» объявила о своих планах - создании многоразового пилотируемого транспортного корабля «Федерация», который придет на смену беспилотным прогрессам. Новый «грузовик» будет более грузоподъемный, иметь более совершенные бортовую и навигационную системы. Но самое главное - он сможет вернуться на Землю.

Добрый вечер, дорогие читатели сайта Спринт-Ответ. Сегодня суббота, а значит в эфире Первого канала идёт еженедельная интеллектуальная телеигра "Кто хочет стать миллионером?" с ведущим Дмитрием Дибровым. В статье можно узнать все вопросы и ответы в игре "Кто хочет стать миллионером?" за 24 июня 2017 года (24.06.2017).

Итак, за игровым столом находятся игроки: Ольга Погодина и Алексей Пиманов. Участники телеигры "Кто хочет стать миллионером?" за 24.06.2017 выбрали несгораемую сумму в 200 000 рублей.

1. Как заканчивается пословица: "И волки сыты..."?

  • и дед Мазай рад
  • и премии лишили
  • и пастухов уволили
  • и овцы целы

2. Кто пришёл к отцу в стихотворении Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо"?

  • крошка сын
  • крошка Енот
  • смешарик Крош
  • Крошечка-хаврошечка

3. Что ответит суеверный охотник на вопрос, куда он направляется?

  • к чёрту на кулички
  • на кудыкину гору
  • в тридевятое царство
  • на седьмое небо

4. Как звали коллегу Тарапуньки в популярном советском эстрадном дуэте?

  • Рубильник
  • Провод
  • Штепсель
  • Разъём

5. Как закончить строчку песни: "Мир не прост, совсем не прост, не боюсь я..."?

  • ни смеха, ни слёз
  • ни пуль и ни роз
  • ни бурь и ни гроз
  • ни снов и ни грёз

6. Под каким псевдонимом писал стихи Игорь Лотарёв?

  • Сибиряк
  • Полярник
  • Северянин
  • Снеговик

7. Как называется самый старый ботанический сад в России, находящийся в ведении МГУ?

  • "Больничный огород"
  • "Аптекарский огород"
  • "Госпитальный огород"
  • "Санитарный огород"

8. Как называют одного из героев пьесы Горького "На дне"?

  • Принц
  • Барон
  • Князь

9. В каком году Швейцария стала членом ООН?

  • 2002

10. Как возвращаются в Петербург герои фильма "Окно в Париж"?

  • через волшебное окно
  • прорыв тоннель
  • угнав самолёт
  • обратившись в посольство

К сожалению на этот вопрос игроки ответили неправильно и выиграли 0 рублей. Их места в креслах игроков заняли другие участники игры "Кто хочет стать миллионером?" от 24 июня 2017 года: Натали и Митя Фомин. Игроки выбрали стандартную несгораемую сумму в 200 000 рублей.

1. К чему обычно прикрепляют сувенирные магнитики?

  • к утюгу
  • к автомобилю
  • к кастрюле
  • к холодильнику

2. Что произошло с компьютерной программой, не реагирующей на нажатие клавиш?

  • заснула
  • зависла
  • застряла
  • залетела

3. Где чаще всего звучит камерная музыка?

  • в тюрьме
  • в фотоателье
  • в консерватории
  • в камере хранения

4. Кто в расчётах использует постоянную Планка?

  • плотники
  • физики
  • портные
  • прыгуны в высоту

5. Кто попрошайничал: "Подайте на домики для бездомных поросят!"?

  • Пятачок
  • Хрюша
  • Фунтик
  • Свинка Пеппа

6. В разметке какой площадки используются только прямые линии?

  • баскетбольной
  • гандбольной
  • волейбольной
  • хоккейной

7. Какой советский космический корабль был грузовым и беспилотным?

  • "Восток"
  • "Восход"
  • "Союз"
  • "Прогресс"

8. Кто из актёров не имеет звания мастера боевых искусств?

  • Джеки Чан
  • Стивен Сигал
  • Брюс Уиллис
  • Жан-Клод Ван Дамм

9. Какой город находится в Белгородской области?

  • Старый Оскол
  • Старая Купавна
  • Старая Русса
  • Старица

10. Кому мы обязаны появлению фразеологизма "тютелька в тютельку"?

Беспилотный корабль

Беспилотный корабль – космический корабль, который осуществляет свой полет в автоматическом режиме. 19 августа 1960 г. был осуществлен первый успешный запуск беспилотного корабля. На борту находились подопытные собаки Белка и Стрелка, мыши, насекомые и другие биологические объекты. На Землю успешно вернулся спускаемый аппарат корабля. 9 марта 1961 г. состоялся запуск корабля «ЗКА», который разрабатывался для полета человека. Полет был завершен успешно, и на Землю возвратились подопытные животные и манекен человека. В середине 1970-х гг. в Советском Союзе начался проект по разработке многоразового космического корабля. 15 ноября 1988 г. космический корабль «Буран», стартовав с космодрома Байконур, совершил свой первый и единственный беспилотный полет. За время полета он осуществил три витка и посадку недалеко от стартовой площадки. Во многом советский корабль был похож на американскую версию космического корабля «Шаттл», но имел некоторые отличия, которые можно считать принципиальными. Вместо твердотопливных ускорителей на советском корабле использовались четыре мощных жидкостных ракетных двигателя. Двигатели были расположены в донной части внешнего топливного бака. На орбитальном корабле располагались только двигатели системы маневрирования. Полет был единственным, так как из-за нехватки финансирования проект был закрыт. В Японии в 80-х гг. XX в. Национальное агентство космических исследований работало над экспериментальным орбитальным самолетом «HOPE», на начальном этапе планировалось его использование в качестве беспилотного грузового корабля.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СТ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФЛ) автора БСЭ

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века автора Новиков В И

Сумасшедший корабль Роман (1930)В доме этом елисаветинских времен и чуть ли не Бирона жили писатели, художники, музыканты. Впрочем, жили здесь и совслужащие, и портные, и рабочие, и бывшая прислуга… Так было и позже, а не только в пограничные с нэпом и первые нэповские

Из книги Всё о Нью-Йорке автора Чернецкий Юрий Александрович

Корабль В Нью-Йорк регулярно заходят океанские лайнеры, главным образом круизные. Его два пассажирских морских порта расположены в «среднем городе» Манхаттана, на Гудзоне и в Бруклине, на полуострове Ред-Хук, омываемом водами Верхней Нью-Йоркской бухты. Второй из этих

Из книги 100 знаменитых изобретений автора Пристинский Владислав Леонидович

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении.Сюжеты и характеры.Зарубежная литература XX века.Книга 1 автора Новиков В. И.

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Корабль военный Корабль военный – крупное морское судно, используемое в военных целях для уничтожения морских и прибрежных объектов противника.С древних времен в военных действиях различных стран и народов принимали участие морские и речные судна. По тем временам это

Из книги Рок-энциклопедия. Популярная музыка в Ленинграде-Петербурге, 1965–2005. Том 2 автора Бурлака Андрей Петрович

Противолодочный корабль Противолодочный корабль – судно военно-морского флота, предназначенное для уничтожения подводных лодок противника.Противолодочные корабли начали появляться в годы Первой мировой войны сразу же после первых ударов немецкого подводного флота

Из книги автора

Корабль-модуль Корабль-модуль – часть постоянно действующей орбитальной станции.После выведения на орбиту и стыковки становится одним из отсеков станции, в котором могут проводится различные эксперименты и исследования. Советская станция «Мир» имела в своем составе 6

Из книги автора

Космический корабль Космический корабль – космический аппарат, используемый для полетов по околоземной орбите, в том числе под управлением человека.Все космические корабли можно разделить на два класса: пилотируемые и запускаемые в режиме управления с поверхности

Из книги автора

КОРАБЛЬ ДУРАКОВ Питерская группа конца 60?х, в которой приобрел свой первый музыкальный опыт будущий лидер САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Владимир Рекшан, КОРАБЛЬ ДУРАКОВ был создан на историческом факультете Университета в сентябре 1967 года тремя студентами-первокурсниками, хотя


Практически каждый, кто жил в СССР и кто хотя бы немного интересуется космонавтикой, слышал о легендарном «Буране», крылатом космическом корабле, выводившемся на орбиту в комплексе с ракетой-носителем «Энергия». Гордость советского космического ракетостроения, орбитальный аппарат «Буран» совершил свой единственный полёт во времена перестройки и был сильно повреждён при обвале крыши ангара на Байконуре в начале нового тысячелетия. Какова же судьба этого корабля, и почему был заморожена программа многоразовой космической системы «Энергия-Буран», мы и попытаемся разобраться.

История создания



«Буран» - крылатый космический орбитальный корабль многоразового применения самолётной конфигурации. Его разработка началась в 1974-1975 годах на основе «Комплексной ракетно-космической программы», которая была ответом советской космонавтики на известия в 1972 году о том, что США приступило к осуществлению программы «Спейс-Шаттл». Так что разработка подобного корабля была в то время стратегически важной задачей для сдерживания потенциального противника и сохранения Советским Союзом позиций космической сверхдержавы.

Первые проекты «Бурана», появившиеся в 1975 году, были практически идентичны американским шаттлам не только по внешнему виду, но также по конструктивному расположению основных узлов и блоков, включая маршевые двигатели. После многочисленных доработок «Буран» стал таким, каким его запомнил весь мир после полёта в 1988 году.

В отличие от американских челноков, он мог доставлять на орбиту больший вес грузов (до 30 тонн), а также возвращать на землю до 20 тонн. Но главным отличием «Бурана» от шаттлов, определившим его конструкцию, было иное размещение и количество двигателей. На отечественном корабле отсутствовали маршевые двигатели, которые были перенесены на ракету-носитель, но имелись двигатели довыведения его на орбиту. Кроме того, они получились несколько тяжелее.


Первый, единственный и полностью успешный полёт «Бурана» состоялся 15 ноября 1988 года. Запуск на орбиту МКС «Энергия-Буран» осуществился с космодрома Байконур в 6.00 утра. Это был полностью автономный полёт, не управляемый с Земли. Полёт длился 206 минут, в течение которых корабль стартовал, вышел на земную орбиту, облетел два раза вокруг Земли, благополучно вернулся и сел на аэродроме. Это было чрезвычайно радостное событие для всех разработчиков, конструкторов, всех, кто как-либо участвовал в создании данного технического чуда.

Печально, что именно этот корабль, совершивший «самостоятельный» триумфальный полёт, в 2002 году был погребён под обломками обрушившейся крыши ангара.


В 90-е годы государственное финансирование на космические разработки стало резко сокращаться, и в 1991 году МКС «Энергия-Буран» перевели из оборонной программы в космическую программу для решения народно-хозяйственных задач, после чего в следующем 1992 году Российское космическое агентство решило прекратить работы над проектом многоразовой системы «Энергия-Буран», и созданный задел подвергся консервации.

Устройство корабля



Фюзеляж корабля условно разделяется на 3 отсека: носовой (для экипажа), средний (для полезного груза) и хвостовой.

Нос корпуса конструктивно состоит из носового кока, герметичной кабины и двигательного отсека. Внутреннее пространство кабины разделено полами, которые образуют палубы. Палубы вместе со шпангоутами обеспечивают необходимую прочность кабине. В передней части кабины сверху находятся иллюминаторы.


Кабина разделена на три функциональные части: командный отсек, где размещён основной экипаж; бытовой отсек - для размещения дополнительного экипажа, скафандров, спальных мест, системы обеспечения жизнедеятельности, средств личной гигиены, пяти блоков с аппаратурой системы управления, элементами системы терморегулирования, радиотехнической и телеметрической аппаратурой; агрегатный отсек, обеспечивающий работу систем терморегуляции и жизнеобеспечения.

Для размещения на «Буране» груза предусмотрен вместительный грузовой отсек общим объёмом примерно 350 м3, длиной 18,3 м и диаметром 4,7 м. Сюда поместился бы, например, модуль «Квант» или основной блок станции «Мир», при этом данный отсек позволяет также обслуживать размещённые грузы и осуществлять контроль за работой бортовых систем до самого момента выгрузки из «Бурана».
Общая длина корабля «Буран» 36,4 м, диаметр фюзеляжа 5,6 м, высота на шасси 16,5 м, размах крыла 24 м. Шасси имеет базу 13 м, колею 7 м.


Основной экипаж планировался из 2-4 человек, однако космический корабль может взять на борт дополнительно ещё 6-8 исследователей для проведения на орбите различных работ, то есть «Буран» фактически можно назвать десятиместным аппаратом.

Длительность полета определяется специальной программой, максимальное время установлено до 30 суток. На орбите хорошие маневренные возможности корабля «Буран» обеспечиваются благодаря дополнительным запасам топлива до 14 тонн, номинальный топливный запас 7,5 тонн. Объединенная двигательная установка аппарата «Буран» представляет собой сложную систему, включающую 48 двигателей: 2 двигателя орбитального маневрирования для довыведения аппарата на орбиту с тягой по 8,8 тонн, 38 реактивных двигателей управления движением с тягой 390 кг и ещё 8 двигателей для прецизионных перемещений (точной ориентации) с тягой по 20 кг. Все эти двигатели питаются из единых баков углеводородным горючим «циклином» и жидким кислородом.


В хвостовом отсеке «Бурана» располагаются двигатели орбитального маневрирования, а в блоках носового и хвостового отсеков находятся двигатели управления. В ранних проектах также предусматривались два воздушно-реактивных двигателя с тягой по 8 тонн для возможности полета с глубоким боковым маневром в режиме посадки. Эти двигатели не вошли в более поздние конструкции корабля.

Двигатели «Бурана» дают возможность выполнять следующие основные операции: стабилизация комплекса «Энергия-Буран» перед его разделением со второй ступенью, отделение и увод корабля «Бурана» от ракеты-носителя, довывод его на начальную орбиту, формирование и коррекция рабочей орбиты, ориентация и стабилизация, межорбитальные переходы, сближение и стыковка с другими космическими аппаратами, уход с орбиты и торможение, управление положением аппарата относительно его центра масс и др.


На всех стадиях полёта «Бураном» управляет электронный мозг корабля, он также управляет работой всех ботовых систем и обеспечивает навигацию. На участке довыведения контролирует выход на опорную орбиту. При орбитальном полете обеспечивает коррекцию орбиты, сход с орбиты и погружение в атмосферу на допустимую высоту с последующим возвратом на рабочую орбиту, программные развороты и ориентацию, межорбитальные переходы, зависание, сближение и стыковку с сотрудничающим объектом, закрутку вокруг любой из трёх осей. При спуске контролирует сход корабля с орбиты, его снижение в атмосфере, необходимые боковые маневры, прибытие на аэродром и посадку.


Основа автоматической системы управления кораблём - быстродействующий вычислительный комплекс, представленный четырьмя взаимозаменяемыми компьютерами. Комплекс способен моментально решать все задачи в рамках своих функций и, в первую очередь, увязывать с программой полёта текущие баллистические параметры корабля. Система автоматического управления «Бурана» настолько совершенна, что при будущих полетах экипаж корабля в этой системе рассматривается лишь как звено, которое дублирует автоматику. В этом было принципиальное отличие советского челнока от американских шаттлов – наш «Буран» мог весь полёт выполнить в автоматическом беспилотном режиме, побывать в космосе, благополучно вернуться на землю и сесть на аэродроме, что наглядно продемонстрировал его единственный полёт в 1988 году. Посадка же американских шаттлов осуществлялась полностью на ручном управлении при неработающих двигателях.

Наша машина была гораздо манёвреннее, сложнее, «умнее» своих американских предшественников и могла автоматически выполнять более широкий спектр функций.


Помимо этого, в «Буране» была разработана система экстренного спасения экипажа при чрезвычайных ситуациях. На небольших высотах для этого предназначалась катапульта для первых двух пилотов; при возникновении аварийной ситуации на достаточной высоте корабль мог отсоединяться от ракеты-носителя и производить экстренную посадку.

Впервые в ракетостроении на космическом аппарате была использована система диагностики, охватывающая все системы корабля, подключающая резервные комплекты оборудования или осуществляющая переход на резервный режим работы в случае возможных неисправностей.


Аппарат рассчитан на 100 полётов как в автономном, так и в пилотируемом режимах.

Настоящее



Крылатый космический корабль «Буран» мирного применения не нашёл, поскольку программа сама по себе была оборонной и в мирную экономику, тем более после распада СССР, интегрироваться не смогла. Тем не менее, это был большой технологический прорыв, на «Буране» отработаны десятки новых технологий и новых материалов, и жаль, что эти достижения не стали применять и развивать далее.

Где теперь находятся знаменитые в прошлом «Бураны», над которыми работали лучшие умы, тысячи рабочих и на которые было потрачено так много усилий и возлагалось столько надежд?


Всего существовало пять экземпляров крылатого корабля «Буран», в том числе недостроенные и начатые аппараты.

1.01 «Буран» - осуществил единственный беспилотный космический полет. Хранился на космодроме Байконур в монтажно-испытательном корпусе. На момент уничтожения при обрушении крыши в мае 2002 года был собственностью Казахстана.

1.02 – корабль был предназначен для второго полёта в режиме автопилота и стыковки с космической станцией «Мир». Находится также в собственности Казахстана и установлен в музее космодрома Байконур в качестве экспоната.

2.01 – готовность корабля составляла 30 - 50 %. Он находился на Тушинском машиностроительном заводе до 2004 года, затем провёл 7 лет на причале Химкинского водохранилища. И, наконец, в 2011 году переправлен для реставрации на аэродром г. Жуковский.

2.02 - 10-20 % готовности. Частично демонтирован на стапелях Тушинского завода.

2.03 - задел был полностью уничтожен.

Возможные перспективы



Проект «Энергия-Буран» закрыли в том числе из-за ненадобности доставки больших грузов на орбиту, а также их возвращения. Строящийся скорее для оборонных, нежели мирных целей, в эпоху «звёздных войн», отечественный космический челнок «Буран» намного опередил своё время.
Кто знает, возможно, его время ещё придёт. Когда освоение космоса станет более активным, когда на орбиту и, наоборот, на землю потребуется часто доставлять грузы и пассажиров.


И когда конструкторы доработают ту часть программы, которая касается сохранения и относительно благополучного возвращения на землю ступеней ракеты-носителя, т. е. сделают систему вывода на орбиту более удобной, что значительно удешевит и сделает многоразовым не только использование крылатого корабля, но и системы «Энергия-Буран» в целом.

Читайте также: