Судан 1983 война. Голод — Эфиопия и Судан. Южный Судан в составе независимого Судана

В Южном Судане начинается гражданская война. Причины для Африки традиционны: нежелание элит делиться доходами от разграбления страны и племенная разобщенность. Серьезных оснований не вступать в смертельную схватку у противоборствующих сторон нет, поэтому жестокий и продолжительный конфликт представляется почти неизбежным.

Отделение черного Южного Судана от арабского Судана и создание там образцово-показательного демократического африканского государства было одним из любимых проектов международного сообщества. Хартум вполне справедливо ругали за расизм, религиозную нетерпимость, насильственную арабизацию, правовой беспредел, авторитаризм, хищническое выкачивание нефти из южных регионов страны, коррупцию и прочие черты типичной восточной деспотии. По общему мнению, избавление от тирании жестокого северного диктатора Омара аль-Башира (кстати, разыскиваемого за военные преступления) открыло бы южанам путь к более или менее сносной жизни. Президент США Барак Обама пошел еще дальше, посулив «мирное и процветающее будущее для всего южносуданского народа».

Надо сказать, что Обама несколько ошибся в прогнозах. То, что происходило в Южном Судане после провозглашения независимости в 2011 году, миром и процветанием не назовет даже самый убежденный оптимист. С процветанием для всего народа с самого начала не задалось. Единственный конкурентоспособный южносуданский товар на мировом рынке - это сырая нефть. А единственный способ доставить ее покупателям - нефтепровод, проходящий через Судан к Красному морю. Как поясняли власти в Джубе, Омар аль-Башир заломил такие цены на прокачку нефти, что продавать ее стало невыгодно. Сам суданский диктатор, к слову, делал все возможное, чтобы укрепить свою дурную репутацию среди бывших сограждан: например, его авиация периодически бомбила нефтепромыслы южан. В результате быстро разбогатеть на продаже нефти Южному Судану не удалось.

Фото: Mohamed Nureldin Abdallah / Reuters

Несмотря на вынужденное снятие «сырьевого проклятья», другие сферы экономики новорожденной страны быстро развиваться также не стали. Но в этом виноват уже не столько старый правитель, сколько новые - они развели в стране ужасающую коррупцию. Инвестициям препятствует и своеобразное понимание права собственности в Южном Судане. Например, скотоводы, кочующие с пастбища на пастбище в долине Нила, не брезгуют возможностью увеличить свое стадо за счет встречающихся на пути коллег. Интересная деталь: отъем коров и быков осуществляется дедовскими, можно сказать, способами - с помощью луков, стрел, мечей и копий.

С миром, на который надеялся американский президент, получилось еще хуже. Многочисленные повстанческие группировки, боровшиеся против суданских войск, быстро переквалифицировались в банды, ведущие либо оседлый образ жизни (терроризируя местное население), либо кочевой (устраивая набеги на оседлых сограждан). На фоне слабости центральной власти и полного беззакония в отдаленных районах страны расцвела работорговля. Армейские подразделения, направляемые на разгон этих банд, к неудовольствию местных жителей, зачастую сами с усердием грабят сограждан.

Но беззаконие, коррупция и авторитаризм - это еще не главные проблемы самой молодой страны мира. Наибольшую опасность для Южного Судана представляет глубоко укоренившаяся взаимная ненависть между главными этническими группами - динка (примерно 15 процентов населения) и нуер (10 процентов). Надо отметить, что цифры, конечно, очень приблизительные, так как никто точно не знает, каково население страны в принципе.

История отношений между динка и нуер изобилует случаями обоюдных массовых убийств. Даже во время войны против Хартума в редкие минуты отдыха представители двух народностей резали друг друга, а также всех прочих, кто под руку подвернется. Собственно, многие грабежи, убийства и угоны скота в «мирное время» проводились по этническому принципу. В западной прессе не очень любят упоминать об этом, но динка и нуер испытывают друг к другу примерно те же чувства, что и сербы с хорватами во время балканских войн в 1990-е. В Южном Судане это означает вялотекущее этнически мотивированное насилие.

От окончательного сползания страны в гражданскую войну Южный Судан спасали три фактора: наличие общего врага (Судана), относительно справедливое распределение постов в правительстве между представителями обеих народностей и то обстоятельство, что даже вместе они едва дотягивают до четверти общего населения страны. Приблизительно 75 процентов населения – это представители других племен, а всего в Южном Судане только различных наречий более 60.

Однако в 2013 году ситуация начала быстро меняться. Во-первых, Хартум и Джуба договорились о холодном мире. Никакой дружбы между ними, разумеется, как не было, так и нет, но и боевых действий они уже не ведут. Во-вторых, президент Салва Киир (динка) уволил вице-президента Риека Мачара (нуер), а также очистил все органы власти от представителей других племен. Это, кстати, среди местных наблюдателей породило термин «динкакратия». Ну и в-третьих, на фоне изгнания из правительства всех не-динка, нуер начали консолидировать вокруг себя другие народности, недовольные засильем динка. Таким образом, все ингредиенты для начала гражданской войны были подготовлены.

И она не заставила себя долго ждать. На прошлой неделе в Джубе произошел ночной бой, который президент Киир объявил неудавшейся попыткой государственного переворота. В главные заговорщики он предсказуемо записал Мачара и его людей, лишенных власти президентскими перестановками в правительстве. Бывший вице-президент успел сбежать из столицы, но некоторым его соратникам повезло меньше: как минимум 11 бывших чиновников из племени нуер были арестованы.

Еще хуже пришлось простым представителям этого племени, проживающим в столице. По свидетельствам очевидцев, правительственные силы начали проводить зачистки, сотнями убивая «заговорщиков». В расположенные в столице лагеря беженцев хлынули тысячи людей, опасающихся за свою жизнь.

Тем временем в штате Джонглий (бастионе нуер) начались аналогичные процессы. Только жертвами там стали уже представители народа динка. Силы, верные Мачару, захватили главный город штата - Бор, где незамедлительно начались этнические чистки. Кстати, представителей народа динка нуер вычисляют по двум признакам: особенностями произношения (языки у них схожи) и высокому росту. Динка считаются самыми высокорослыми людьми на планете.

На фоне начавшегося мятежа активизировались и другие вооруженные группировки, которыми Южный Судан изобилует со времен войны за независимость. Мировые лидеры призывают стороны воздержаться от насилия и решить возникшие проблемы за столом переговоров, однако их, конечно, никто не слушает. Динка, нуер и прочие полностью заняты взаимным уничтожением. Отвлекаются они лишь на обстрел вертолетов ООН и американских конвертопланов, вывозящих из страны иностранцев. Ситуацию там можно описать одним словом: хаос.

Государственный департамент США, выступив с осуждением обстрела своего конвертоплана, столкнулся с неожиданной проблемой: не очень ясно, кого именно осуждать. По стране сейчас кочует такое количество никому не подчиняющихся вооруженных людей, что понять, где, кто и за (против) кого, сейчас не представляется возможным.

Скорее всего, Южный Судан ждут крайне непростые времена. Победить друг друга динка и нуер не могут, а прекращать вражду и мириться они совсем не собираются. Конечно, им можно было бы тоже разделиться на две страны, но тогда процесс деления может стать необратимым. Дело может кончиться тем, что независимости потребует каждая из 60 народностей, населяющих Южный Судан. Никакого приемлемого выхода из складывающейся ситуации пока не видно.

Международное сообщество в некотором оцепенении смотрит на то, как проект создания мирной, процветающей, демократической африканской страны оборачивается своей полной противоположностью. В мире уже зазвучали голоса, призывающие ввести в Южный Судан иностранных миротворцев, пока там не началась резня, как в соседней ЦАР или еще хуже - как в Руанде в 1994 году. Как показывает многолетний опыт, африканские страны к югу от Сахары с большим трудом удерживаются от гражданской войны, будучи предоставленными сами себе.

Независимое государство под названием Республика Южный Судан появилось на карте мира совсем недавно. Ему всего лишь чуть более трех лет. Официально суверенитет этой страны был провозглашен 9 июля 2011 года. При этом практически вся новейшая Южного Судана - это история длительной и кровопролитной борьбы за независимость. Хотя боевые действия начались в Южном Судане практически сразу же после провозглашения независимости «большого» Судана - в 1950-е годы, тем не менее, лишь в 2011 году Южному Судану удалось получить независимость - не без помощи Запада, прежде всего США, преследовавшего свои цели в разрушении столь крупного государства, находившегося под арабо-мусульманским контролем, каким был единый Судан со столицей в Хартуме.

В принципе, Северный и Южный Судан - столь разные регионы, что наличие серьезной напряженности в отношениях между ними было исторически обусловлено и без западного влияния. Во многом единый Судан, до провозглашения независимости Южного Судана, напоминал Нигерию - те же проблемы: мусульманский Север и христианско-анимистический Юг, плюс свои нюансы в западных регионах (Дарфур и Кордофан). Однако в Судане конфессиональные различия усугублялись еще и расовыми, и культурными. Север единого Судана населяли арабы и арабизированные народы, относящиеся к европеоидной или переходной эфиопской малой расе. А вот Южный Судан - это негроиды, в основном - нилоты, исповедующие традиционные культы или христианство (в его местном понимании).

«Страна черных»

Еще в XIX веке Южный Судан не знал государственности, по крайней мере, в том понимании, который вкладывает в это понятие современный человек. Это была территория, населенная многочисленными нилотскими племенами, наиболее известны среди которых - динка, нуэр, шиллук. Доминирующую роль в ряде регионов Южного Судана играли племена азанде, говорившие на языках убангийской ветви адамава-убангийской подсемьи гур-убангийской семьи нигеро-кордофанской макросемьи языков. С севера в южносуданские земли периодически вторгались отряды арабских работорговцев, захватывавших «живой товар», пользовавшийся большим спросом на невольничьих рынках, как самого Судана, так и Египта, Малой Азии, Аравийского полуострова. Однако набеги работорговцев не меняли тысячелетний архаичный уклад жизни нилотских племен, поскольку не влекли за собой политических и экономических преобразований в южносуданских землях. Ситуация изменилась, когда египетский правитель Мухаммед Али в 1820-1821 гг., заинтересовавшийся природными богатствами южносуданских земель, решил перейти к колонизационной политике. Однако египтянам не удалось до конца освоить этот регион и интегрировать его в состав Египта.

Повторная колонизация Южного Судана началась в 1870-е годы, однако и она не была успешной. Египетским войскам удалось покорить лишь область Дарфур - в 1874 году, после чего они были вынуждены остановиться, поскольку далее находились тропические болота, существенно затруднявшие их перемещение. Таким образом, собственно Южный Судан оставался практически неконтролируемым. Окончательное освоение этого обширного региона пришлось лишь на период англо-египетского владычества над Суданом в 1898-1955 гг., однако и в этот период оно имело свои нюансы. Так, англичане, совместно с египтянами осуществлявшие управление Суданом, стремились не допустить арабизации и исламизации южносуданских провинций, населенных негроидным населением. Арабо-мусульманское влияние в регионе всячески сводилось к минимуму, в результате чего народам Южного Судана либо удалось сохранить исконные верования и культуру, либо они были христианизированы европейскими проповедниками. Среди определенной части негроидного населения Южного Судана распространялся английский язык, однако основная масса населения говорила на нилотских и адамава-убангийских языках, практически не владея арабским языком, обладавшим фактической монополией на севере Судана.

В феврале 1953 года Египет и Великобритания, в контексте набиравших в мире силу процессов деколонизации, пришли к соглашению о постепенном переходе Судана к самоуправлению, а затем и к провозглашению политического суверенитета. В 1954 году был создан суданский парламент, а 1 января 1956 года Судан получил политическую независимость. Англичане планировали, что Судан станет федеративным государством, в котором в равной степени будут соблюдены права арабского населения северных провинций и негроидного населения Южного Судана. Однако, в суданском движении за независимость ключевую роль играли суданские арабы, которые пообещали британцам реализовать федеративную модель, но в действительности предоставлять реальное политическое равенство Северу и Югу не планировали. Как только Судан получил политическую независимость, хартумское правительство отказалось от планов создания федеративного государства, что вызвало резкий рост сепаратистских настроений в его южных провинциях. Негроидное население юга не собиралось мириться с положением «людей второго сорта» в новопровозглашенном арабском Судане, в особенности по причине насильственной исламизации и арабизации, осуществляемой сторонниками хартумского правительства.

«Жало змеи» и первая гражданская война

Формальным поводом к началу вооруженного восстания народов Южного Судана стали массовые увольнения чиновников и офицеров, происходивших из христианизированных нилотов Юга. 18 августа 1955 года на Юге Судана началась гражданская война. Первоначально южане, несмотря на готовность стоять до последнего, не представляли серьезной опасности для суданских правительственных войск, поскольку лишь менее трети повстанцев имели огнестрельное . Остальные, как и тысячи лет назад, сражались с помощью луков со стрелами и копий. Ситуация стала меняться к началу 1960-х гг., когда сформировалась централизованная организация южносуданского сопротивления, получившая название «Анья Нья» («Жало змеи»). Эта организация заручилась поддержкой со стороны Израиля. Тель-Авив был заинтересован в ослаблении крупного арабо-мусульманского государства, которым был единый Судан, поэтому приступил к помощи вооружением южносуданским сепаратистам. С другой стороны, в поддержке «Анья Нья» были заинтересованы южные соседи Судана - африканские государства, имевшие к Хартуму определенные территориальные претензии или политические счеты. В результате учебные лагеря южносуданских повстанцев появились на территории Уганды и Эфиопии.

Первая гражданская война Южного Судана против хартумского правительства длилась с 1955 по 1970 гг. и привела к гибели по меньшей мере 500 тысяч мирных жителей. Сотни тысяч человек стали беженцами в соседних государствах. Хартумское правительство увеличило свое военное присутствие на юге страны, направив туда контингент войск общей численностью 12 тысяч военнослужащих. Вооружение Хартуму поставлял Советский Союз. Тем не менее, южносуданским повстанцам удавалось держать под контролем многие районы сельской местности в провинциях Южного Судана.

Учитывая, что вооруженным путем преодолеть сопротивление мятежников не удавалось, Хартум вступил в переговоры с руководителем повстанцев Джозефом Лагу, который в 1971 году сформировал Освободительное движение Южного Судана. Лагу настаивал на создании федеративного государства, в котором каждая часть будет обладать собственным правительством и вооруженными силами. Естественно, что арабская элита Северного Судана соглашаться с этими требованиями не собиралась, но в конечном итоге миротворческие усилия императора Эфиопии Хайле Селассие, который выполнял функции посредника в переговорном процессе, привели к тому, что было заключено Аддис-Абебское соглашение. В соответствии с соглашением, три южных провинции получали автономный статус и, более того, создавалась 12-тысячная армия со смешанным офицерским корпусом из северян и южан. Английский язык получал статус регионального в южных провинциях. 27 марта 1972 года соглашение о перемирии было подписано. Хартумское правительство амнистировало повстанцев и создало комиссию для контроля за возвращением беженцев на территорию страны.

Исламизация и начало второй гражданской войны

Однако относительный мир в Южном Судане продлился не столь долго после заключения Аддис-Абебского соглашения. Причин нового обострения ситуации было несколько. Во-первых, в Южном Судане были обнаружены значительные нефтяные месторождения. Естественно, что хартумское правительство не могло упустить шанса заполучить южносуданскую нефть, однако контроль над нефтяными месторождениями требовал укрепления позиций центральной власти на Юге. Не обращать внимания на нефтяные месторождения Южного Судана центральное правительство также не могло, поскольку испытывало серьезную нужду в пополнении своих финансовых ресурсов. Второй момент заключался в усилении политического влияния исламских фундаменталистов на хартумское руководство. Исламские организации имели тесные связи с традиционными монархиями Арабского Востока, кроме того пользовались серьезным влиянием на арабское население страны. Существование христианского и, тем более, «языческого» анклава на территории Южного Судана являлось для исламских радикалов крайне раздражающим фактором. Тем более, что они и так продавливали идею о создании в Судане исламского государства, живущего по законам Шариата.

В период описываемых событий Судан возглавлял президент Джафар Мухаммед Нимейри (1930-2009). Профессиональный военный, 39-летний Нимейри еще в 1969 году сверг тогдашнее суданское правительство Исмаила аль-Азхари и провозгласил себя председателем Революционного совета. Первоначально он ориентировался на Советский Союз и опирался на поддержку суданских коммунистов. Кстати, Суданская компартия была одной из наиболее мощных на Африканском континенте, ее представителей Нимейри ввел в состав хартумского правительства, провозгласив курс на социалистический путь развития и антиимпериалистическое сопротивление. Благодаря сотрудничеству с коммунистами, Нимейри мог рассчитывать на военную помощь со стороны Советского Союза, которой благополучно пользовался, в том числе и в конфликте с Южным Суданом.

Однако, к концу 1970-х годов нараставшее в суданском обществе влияние исламистских сил заставило Нимейри кардинальным образом поменять политические приоритеты. В 1983 году он провозгласил Судан шариатским государством. В состав правительства вошли представители организации «Братья - мусульмане», началось повсеместное строительство мечетей. Шариатские законы были введены на территории всей страны, в том числе и на Юге, где мусульманское население находилось в абсолютном меньшинстве. В ответ на исламизацию Судана в южных провинциях началась активизация местных сепаратистов. Они обвинили хартумское правительство Нимейри в нарушении Аддис-Абебского соглашения. В 1983 году было заявлено о создании Суданскую народную освободительную армию (SPLA). Показательно, что СНОА выступала за единство суданского государства и обвиняла правительство Нимейри в действиях, способных повлечь за собой распад страны по национальному и конфессиональному признакам.

Повстанцы Джона Гаранга

Суданскую народную освободительную армию возглавил полковник суданской армии Джон Гаранг де Мабиор (1945-2005). Выходец из нилотской народности динка, он с 17 лет принимал участие в партизанском движении в Южном Судане. Как один из наиболее способных юношей, был направлен на учебу в Танзанию, а затем в США.

После получения степени бакалавра экономики в США и завершения учебы по сельскохозяйственной экономике в Танзании, Гаранг вернулся на родину и вновь присоединился к партизанскому сопротивлению. Заключение Аддис-Абебского соглашения сподвигло его, как и многих других партизан, на службу в суданских вооруженных силах, куда в соответствии с соглашением интегрировались повстанческие отряды южносуданских народов. Гаранг, как человек образованный и активный, получил капитанские погоны и продолжил службу в вооруженных силах Судана, где за 11 лет дослужился до звания полковника. Последнее время он служил в штабе сухопутных войск, откуда был направлен на Юг Судана. Там его и застало известие о введении в Судане шариатского законодательства. Тогда Гаранг увел целый батальон суданских вооруженных сил, укомплектованный южанами, на территорию соседней Эфиопии, куда вскоре прибыли и другие южане, дезертировавшие из суданской армии.

Подразделения, находившиеся под командованием Джона Гаранга, действовали с территории Эфиопии, но вскоре им удалось поставить под свой контроль значительные районы провинций Южного Судана. В этот раз сопротивление хартумскому правительству было более удачным, поскольку в рядах повстанцев было много профессиональных военных, успевших за годы мира получить военное образование и опыт командования армейскими подразделениями.

Тем временем, в 1985 году в самом Судане произошел очередной военный переворот. Пока президент Нимейри находился с визитом в Соединенных Штатах Америки, генерал-полковник Абдель Рахман Свар аль-Дагаб (род.1934), занимавший пост начальника генерального штаба вооруженных сил, произвел военный переворот и захватил власть в стране. Это произошло 6 апреля 1985 года. Первоочередным решением мятежников была отмена конституции 1983 года, устанавливавшей шариатское законодательство. Правящая партия «Суданский социалистический союз» была распущена, бывший президент Нимейри оказался в изгнании, а сам генерал Свар аль-Дагаб в 1986 году передал власть правительству Садика аль-Махди. Последнее начало переговоры с южносуданскими повстанцами, стремясь заключить мирное соглашение и не допустить дальнейшего кровопролития. В 1988 г. южносуданские повстанцы договорились с хартумским правительством о проекте мирного урегулирования ситуации в стране, включавшего отмену чрезвычайного положения и шариатского законодательства. Однако уже в ноябре 1988 г. премьер-министр аль-Махди отказался от подписания данного плана, что привело к усилению позиций исламских фундаменталистов в хартумском правительстве. Тем не менее, в феврале 1989 г. премьер-министр, испытывавший давление военных кругов, принял план мирного урегулирования. Казалось - ничего далее не останавливает хартумское правительство от выполнения договоренностей и мир на Юге Судана может быть восстановлен.

Однако, вместо умиротворения южных провинций последовало резкое обострение ситуации. Его причиной стал новый военный переворот, произошедший в Судане. 30 июня 1989 года бригадный генерал Омар аль-Башир - профессиональный военный-десантник, командовавший прежде парашютной бригадой в Хартуме - захватил власть в стране, распустил правительство и запретил политические партии. Омар аль-Башир находился на консервативных позициях и симпатизировал исламским фундаменталистам. Во многом, именно он стоял у истоков дальнейшей эскалации конфликта на Юге Судана, приведшей к распаду единого суданского государства.

Результатами деятельности аль-Башира стали установление диктаторского режима в стране, запрещение политических партий и профсоюзных организаций, возвращение к шариатскому законодательству. В марте 1991 г. был обновлен уголовный кодекс страны, в состав которого были включены средневековые меры наказания, такие как насильственные ампутации рук за определенные виды преступлений, побиение камнями и распятие. Вслед за введением нового уголовного кодекса Омар аль-Башир приступил к обновлению судейского корпуса на Юге Судана, заменяя там судей - христиан на судей - мусульман. Фактически это означало, что против немусульманского населения южных провинций будет применяться шариатское законодательство. В северных провинциях страны шариатская полиция приступила к проведению репрессий в отношении выходцев с Юга, не соблюдавших нормы шариатского законодательства.

На территории южных провинций Судана возобновилась активная фаза боевых действий. Повстанцы Суданской народной освободительной армии взяли под контроль часть провинций Бахр-эль-Газаль, Верхний Нил, Голубой Нил, Дарфур и Кордофан. Тем не менее, в июле 1992 года хартумским войскам, лучше вооруженным и подготовленным, удалось в результате стремительного наступления взять под контроль штаб-квартиру южносуданских повстанцев в Торите. Против мирного населения южных провинций начались репрессии, включавшие в себя и угон десятков тысяч женщин и детей в рабство на север страны. По данным международных организаций, до 200 тысяч человек было захвачено в плен и обращено в рабство северосуданскими войсками и неправительственными арабскими формированиями. Таким образом, в конце ХХ века все вернулось к ситуации столетней давности - набегам арабских работорговцев на негритянские селения.

Одновременно хартумское правительство приступило к дезорганизации южносуданского сопротивления путем сеяния внутренней вражды, основанной на межплеменных противоречиях. Как известно, Джон Гаранг, руководивший народной освободительной армией, происходил из народности динка - одной из крупнейших нилотских народностей Южного Судана. Суданские спецслужбы стали сеять национальную рознь в рядах повстанцев, убеждая представителей других национальностей в том, что в случае победы Гаранг установит диктатуру народности динка, которая будет осуществлять геноцид в отношении других этносов региона.

В результате произошла попытка свержения Гаранга, закончившаяся отделением в сентябре 1992 года группировки под руководством Уильяма Бани, а в феврале 1993 года - группировки под руководством Керубино Боли. Казалось, что правительству Хартума вот-вот удастся расправиться с повстанческим движением на юге страны, сея раздор между повстанческими группировками и, одновременно, усиливая репрессии в отношении немусульманского населения южных провинций. Однако все испортила излишняя внешнеполитическая самостоятельность хартумского правительства.

Омар аль-Башир, симпатизирующий исламистам, поддержал во время операции «Буря в пустыне» Саддама Хусейна, что повлекло за собой окончательное ухудшение взаимоотношений Судана с Соединенными Штатами Америки. После этого от Судана как «страны - изгоя» стали отворачиваться и многие страны Африки. Свою поддержку повстанцам выказывали Эфиопия, Эритрея, Уганда и Кения, при этом первые три страны усилили свою военную помощь повстанческим группировкам. В 1995 году произошло объединение оппозиционных политических сил Северного Судана с повстанцами Южного Судана. В так называемый «Национальный демократический альянс» вошли Суданская народная освободительная армия, Демократический союз Судана и ряд других политических организаций.

Все это привело к тому, что в 1997 году хартумское правительство подписало соглашение с частью повстанческих группировок о примирении. Омару аль-Баширу не оставалось иного пути и как признать культурно-политическую автономию Южного Судана. В 1999 году Омар аль-Башир сам пошел на уступки и предложил Джону Гарангу культурную автономию в составе Судана, но лидера повстанцев уже было не остановить. До 2004 г. велись активные боевые действия, хотя одновременно продолжались и переговоры о прекращении огня между противоборствующими группировками. Наконец, 9 января 2005 года в столице Кении Найроби было подписано очередное мирное соглашение. От лица повстанцев его подписал Джон Гаранг, от лица хартумского правительства - вице-президент Судана Али Осман Махаммад Таха. В соответствии с условиями данного соглашения было решено: отменить действие на юге страны шариатского законодательства, прекратить огонь с обоих сторон, демобилизовать значительную часть вооруженных формирований, установить равномерное распределение доходов от эксплуатации нефтяных месторождений в южных провинциях страны. Южному Судану предоставлялась автономия на шесть лет, после чего населению региона предоставлялось право провести референдум, на который был бы вынесен вопрос о независимости Южного Судана как отдельного государства. Командующий Суданской народной освободительной армией Джон Гаранг стал вице-президентом Судана.

Ко времени заключения мирных соглашений, по данным международных организаций, в боевых действиях, во время репрессий и этнических чисток, погибло до двух миллионов человек. Приблизительно четыре миллиона человек покинули Южный Судан, став внутренними и внешними беженцами. Естественно, что страшны были последствия войны и для суданской экономики, социальной инфраструктуры Южного Судана. Однако 30 июля 2005 года Джон Гаранг, возвращавшийся на вертолете со встречи с президентом Уганды Йовери Мусевени, погиб в авиакатастрофе.

Его сменил Салва Киир (род.1951) - заместитель Гаранга по руководству военным крылом Суданской народной освободительной армии, известный более радикальными позициями по вопросу о предоставлении политической независимости Южному Судану. Как известно, Гаранга устраивала и модель сохранения южных провинций в составе единого Судана, при отсутствии вмешательства в их дела со стороны исламистской арабской элиты Хартума. Однако Салва Киир был настроен куда решительнее и настаивал на полной политической независимости Южного Судана. Собственно, после крушения вертолета у него не оставалось иных препятствий. Сменив погибшего Гаранга на посту вице-президента Судана, Салва Киир взял курс на дальнейшее провозглашение политической независимости Южного Судана.

Политическая независимость не принесла мир

8 января 2008 года с территории Южного Судана были выведены северосуданские войска, а 9-15 января 2011 года проведен референдум, на котором 98,8% участвовавших граждан высказались за предоставление политической независимости Южному Судану, которая и была провозглашена 9 июля 2011 года. Салва Киир стал первым президентом суверенной Республики Южный Судан.

Однако провозглашение политической независимости не означает окончательного решения всех конфликтных ситуаций в этом регионе. Во-первых, сохраняются крайне напряженные отношения между Северным Суданом и Южным Суданом. Они вылились в несколько вооруженных столкновений между двумя государствами. Причем первое из них началось еще в мае 2011 года, то есть за месяц до официального провозглашения независимости Южного Судана. Это был конфликт в Южном Кордофане - провинции, которая в настоящее время входит в состав Судана (Северного Судана), но населена в значительной степени представителями африканских народов, родственных жителям Южного Судана и поддерживавших с ними исторические и культурные связи, в том числе и в период длительной борьбы за независимость южносуданского государства.

Наиболее серьезные противоречия с хартумским правительством имели жители Нубийских гор - так называемые «горные нубийцы», или нуба. Миллионный народ нуба говорит на нубийском языке - одной из двух ветвей тама-нубийской семьи языков, традиционно включаемой в состав восточносуданской надсемьи нило-сахарской макросемьи. Несмотря на то, что формально нуба исповедуют ислам, они сохраняют очень сильные пережитки традиционных верований, обусловленные их проживанием в горах и сравнительно поздней исламизацией. Естественно, что на этой почве у них наблюдаются напряженные отношения с исламскими радикалами из арабской среды Северного Судана.

6 июня 2011 года вспыхнули боевые действия, причиной которых формально стала конфликтная ситуация вокруг вывода южносуданских подразделений из города Абьей. В результате боевых действий погибло не менее 704 южносуданских солдат, 140 000 мирных жителей стали беженцами. Многие жилые строения, объекты социальной и экономической инфраструктуры были разрушены. В настоящее время территория, на которой происходил конфликт, остается в составе Северного Судана, что не исключает возможность его дальнейшего повторения.

26 марта 2012 года вспыхнул другой вооруженный конфликт между Суданом и Южным Суданом - из-за пограничного города Хеглиг и окрестных районов, многие из которых богаты природными ресурсами. В конфликте участвовали Суданская народная освободительная армия и вооруженные силы Судана. 10 апреля 2012 года Южный Судан захватил город Хеглиг, в ответ хартумское правительство объявило всеобщую мобилизацию и 22 апреля 2012 г. добилось вывода южносуданских подразделений из Хеглига. Этот конфликт способствовал тому, чтобы в Хартуме официально определили Южный Судан как вражеское государство. В то же время, соседняя Уганда официально и в очередной раз подтвердила, что будет поддерживать Южный Судан.

Между тем, и на территории самого Южного Судана не все спокойно. Учитывая, что данное государство населено представителями целого ряда народностей, которые претендуют на первостепенную роль в стране, либо обижаются, что у власти находятся другие этнические группы, легко предугадать, что Южный Судан практически сразу после провозглашения независимости стал ареной междоусобной борьбы противостоящих этнических вооруженных группировок. Наиболее серьезное противостояние развернулось в 2013-2014 гг. между народностями нуэр и динка - одними из наиболее многочисленных нилотских этнических групп. 16 декабря 2013 г. в стране была предотвращена попытка военного переворота, которую, по данным президента Салва Киира, пытались совершить сторонники бывшего вице-президента Риека Мачара. Риек Мачар (род.1953) - также ветеран партизанского движения, воевал сначала в составе Суданской народной освободительной армии, а затем заключил сепаратные договоренности с хартумским правительством и возглавлял прохартумские Южносуданские силы обороны, а затем - Народные силы обороны Судана / Демократический фронт. Затем Мачар опять стал сторонником Гаранга и занимал пост вице-президента в Южном Судане. Мачар принадлежит к народности нуэр и рассматривается представителями последней как выразитель их интересов, в противовес динка Салва Кииру.

Попытка переворота, предпринятая сторонниками Мачара, положила начало новой кровопролитной гражданской войне в Южном Судане - на этот раз между народностями динка и нуэр. По данным международных организаций, только в период с конца декабря 2013 года по февраль 2014 года 863 тысячи мирных жителей Южного Судана стали беженцами, не менее 3,7 млн. человек остро нуждаются в продовольствии. Все старания международных посредников обеспечить проведение переговорного процесса между противниками оканчиваются неудачно, поскольку всегда находятся неконтролируемые группировки, продолжающие дальнейшую эскалацию насилия.

Президенты Северного Судана Омар Аль-Башир (cлева) и Южного Судана Салва Киир (справа) на церемонии в честь независимости Южного Судана в июле 2011 года.
Фото с сайта www.un.org

Недавно на политической карте мира появилось новое государство – Южный Судан. Дипломаты и журналисты разных стран бодро рапортуют о том, что многолетняя гражданская война между севером и югом наконец-то закончилась и на северо-востоке Африки теперь установлены мир и спокойствие. Но так ли это на самом деле?

ИСТОКИ ВОЙНЫ ЗАЛОЖЕНЫ ЕВРОПОЙ

9 июля 2011 года Республика Южный Судан (РЮС) официально объявила о своей независимости. До этого 9–15 января 2011 года в новоиспеченной стране был проведен референдум, на котором 99% населения южной части тогда еще единого государства проголосовали за отделение от Хартума – столицы теперь уже Северного Судана, или просто Судана.

Обретение независимости Южным Суданом должно завершить переходный период, предусмотренный Всеобъемлющим мирным договором, который был подписан в 2005 году между правительством Судана и повстанцами юга – так называемым Суданским народно-освободительным движением. Этот мирный договор завершил вторую гражданскую войну, длившуюся в Судане 22 года, с 1983 по 2005 год. Причиной войны стала прежде всего политика исламизации, начатая правительством Судана в 1983 году. Результатом – война арабов Судана против исповедующих преимущественно христианство или сохранивших местные культы народов юга. Многолетняя гражданская война сопровождалась массовыми убийствами, голодом и эпидемическими заболеваниями. Ей предшествовала первая гражданская война в 1955–1972 годах.

В действительности причины конфликта в Судане лежат гораздо глубже, и их следует искать в колониальном прошлом этой многострадальной страны. На Берлинской конференции в 1884 году европейские державы навязали такие границы своим африканским колониям, что представители многих этнических групп, не имеющих ничего общего друг с другом, фактически оказались перемешаны между собой или, напротив, были разделены. В 1956 году Судан официально стал независимым государством. Но это не избавило его от проблем – сразу началась затяжная гражданская война между севером и югом. С самого начала существования независимого Судана жизнь этого государства осложняют территориальные споры с соседями, этнические и конфессиональные противоречия внутри страны.

ПОВТОРЕНИЕ УКРАИНСКОГО СЦЕНАРИЯ

По истечении месяца с момента признания независимости Южного Судана стало понятно: трудности в отношениях между севером и югом не закончились. Похоже, они только начинаются. Все дело в нефти. Власти Хартума всерьез обеспокоены потерей месторождений, которые расположены на территории десяти штатов Южного Судана. У них есть весомый козырь: добываемая на юге нефть по нефтепроводам, проходящим через северную часть Судана, доставляется в Порт-Судан, расположенный на Красном море. Поэтому северосуданские власти претендуют на значительную долю в нефтяных прибылях юга. Кроме того, северяне не хотят терять расположенный на стыке юга и севера район Абьей, где добывается более четверти суданской нефти. «Переговоры по этому вопросу продолжаются, но если представители племени динка в одностороннем порядке объявят, что Абьей принадлежит югу, может начаться война», – переходит к угрозам президент Судана Омар аль-Башир. Вопрос о принадлежности района Абьей и его месторождений должен был решиться на отдельном референдуме, но его проведение отложено.

Судан ежедневно добывает 500 тыс. баррелей нефти, при этом около 75% нефтедобычи приходится на месторождения на юге. Президент Судана Омар аль-Башир уже заявил, что не позволит Южному Судану после его отделения монопольно пользоваться доходами от добычи нефти.

Юг либо продолжит делиться добываемой нефтью с севером, или будет платить налоги и пошлины за использование нефтяной трубы, проходящей по территории севера, – только так, по мнению президента Судана, может быть решен вопрос о распределении доходов от нефтедобычи после разделения страны на два государства. В случае неуплаты пошлин югом, официальный Хартум готов перекрыть нефтяную трубу. В то же время, после отделения юга в июле этого года, Южный Судан наотрез отказывается от предложения властей севера делить доходы от нефтедобычи в течение нескольких лет.

В целом ситуация в суданских взаимоотношениях ухудшается по нескольким причинам, не только из-за раздела доходов от добычи нефти – властям севера и юга до сих пор не удалось договориться по многим важным вопросам, в частности по определению границ, принадлежности спорных пограничных районов.

Не добавляет оптимизма и намерение Омара аль-Башира продолжить исламизацию Судана. По словам суданского президента, 98% северян Судана исповедуют ислам, и поэтому они готовы построить сильное и монолитное исламское государство в Африке. Обеспокоенные исламизацией христиане-африканцы, проживающие на севере Судана, бегут в Южный Судан. Накануне январского референдума об отделении Южного Судана агентство ООН по делам беженцев сообщило, что с севера на юг страны в последние месяцы мигрировали более 120 тыс. человек. Их число в ближайшие годы скорее всего только увеличится.

НЕФТЯНОЕ МАРОДЕРСТВО

Северный Судан напоминает сегодня раненого зверя, которого лишили последней добычи. Оказавшись без нефти, Омар аль-Башир, похоже, готов пойти даже на самые крайние меры в погоне за нефтяными ресурсами. Поэтому он теперь может представлять серьезную опасность в регионе. Уже после провозглашения независимости Южного Судана аль-Башир заявил в интервью BBC, что готов применить силу для овладения спорным регионом Абьей.

Тем временем в этом районе постоянно происходят перестрелки между отрядами севера и юга. Напомним, что вооруженный конфликт из-за района Абьей длится с конца мая 2011 года. Армия Северного Судана с боем захватила этот спорный район и находится там до сих пор. В развязывании конфликта северяне и южане обвиняют друг друга.

Накануне провозглашения Южным Суданом независимости произошло очень важное событие, которое практически никак не было освещено в СМИ. Армия Северного Судана захватила нефтеносный район Куфра на юге Ливии, а также взяла под контроль город Джауф и шоссейную дорогу к центру нефтяных полей Сарир и Мисла.

Суданские военные взяли под свой контроль самое южное месторождение Ливии и теперь контролируют юго-восток этой североафриканской страны. Как пишут английские журналисты, «понятно, что суданцы получат теперь долю во вновь возрождающемся рынке ливийской нефти». Вызывает неподдельное удивление, почему ООН никак не отреагировала на эту ситуацию. Ведь совершенно очевидно, что имело место нарушение государственной границы с последующей военной оккупацией части независимого государства.

Логично предположить, что НАТО была как минимум в курсе намерений суданской армии, тем более что от суданской границы до Куфры немалое расстояние – 800 км. Вполне возможно, что между правительством Судана и НАТО было заключено негласное соглашение: западная коалиция предоставляет Хартуму южные нефтеносные месторождения на юге Ливии в обмен на мирное и тихое признание Южного Судана, к которому отходит большая часть нефтеносных районов некогда единого государства.

КТО БУДЕТ БИТЬСЯ ЗА СУДАН?

По оценкам некоторых экспертов, Судан обладает запасами нефти, сопоставимыми по объемам с резервами Саудовской Аравии, а еще огромными запасами природного газа, урана и меди. Было бы недальновидно рассматривать признание независимости Южного Судана только в контексте противоречий Хартума и Джубы в нефтяной сфере, игнорируя «китайский фактор» и американо-китайское соперничество в Африке. Начиная с 1999 года, только по официальным данным, Китай инвестировал в экономику Судана 15 млрд. долл. Китайская национальная нефтяная корпорация на сегодняшний день является самым крупным суданским иностранным инвестором, вложив 5 млрд. долл. в разработку нескольких нефтяных месторождений на юге Судана.

Появление независимой Республики Южный Судан на практике означает, что Поднебесной по поводу своих нефтепроектов теперь придется договариваться с администрацией Джубы, а не Хартума. А если вспомнить, что только западные демократии оказывали активную поддержку южанам в их стремлении к отделению от Хартума, тогда как Китай был заинтересован в единстве Судана ввиду налаженных контактов с администрацией Омара аль-Башира, то Пекину теперь придется непросто.

Показательно, что первыми из мировых держав новое государство признали Соединенные Штаты Америки и следом за ними Китай. Другой любопытный факт: наиболее тесные и дружеские отношения у правительства Южного Судана сложились с Угандой, которая является основным стратегическим партнером РЮС в совместной борьбе против угандийской националистической парахристианской повстанческой группировки «Армия сопротивления Господа». Между тем на сегодняшний день Уганда – главный проводник западных интересов на Африканском континенте. «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» – эта древняя мудрость вполне применима и к Южному Судану. Можно не сомневаться, что в скором времени проамериканская ориентация Южного Судана проявится. Учитывая стремление США выдавить из Африки обосновавшийся там Китай, можно понять, в каком направлении будут развиваться процессы на северо-востоке Африки.

В опубликованном Стивеном Эллиотом сборнике документов «Сценарии дальнейших вторжений США. Официальные документы Пентагона» в числе вероятных целей для американского вторжения называются Иран, Пакистан, Узбекистан, Венесуэлу, Северную Корею, Сирию и Судан. Неспокойная ситуация в западной провинции Судана Дарфуре, где также находятся большие запасы нефти, дает повод американцам для «гуманитарного вмешательства».

По мнению американских военных, после многих лет неподчинения Хартума и провала гуманитарных миссий, кризис в Судане может разрешить только военная интервенция, поскольку все средства международной дипломатии в отношении Башира были исчерпаны. Повод для вмешательства, если верить этим документам, уже найден: совместная резолюция ООН и Африканского союза по объединенному миротворческому контингенту в Дарфуре (UNAMID) содержит наглядную программу для гуманитарной интервенции в Дарфур. США могут провести интервенцию, ссылаясь на то, что они проводят в жизнь уже существующую резолюцию, высказываются американские военные.

В феврале 2006 года Сенат США принял резолюцию, которая требовала введения в Дарфур войск НАТО и миротворческих сил ООН. Через месяц президент Джордж Буш-младший призвал к размещению усиленных подразделений НАТО в Дарфуре. Китай также проявляет большой интерес к этому региону. Так что «битва за Дарфур» еще предстоит.

Опыт проведения военных операций в Африке у Североатлантического альянса уже есть: в ноябре 1997 года на территории Германии НАТО провела маневры под кодовым названием «Союзные усилия». На этих учениях моделировалась следующая ситуация: идет война между двумя африканскими странами на одном из островов Юго-Восточной Африки, а миссия НАТО заключается в том, чтобы развести армии этих стран по поручению ООН.

В связи с нынешней ситуацией на Ближнем Востоке и в Северной Африке вызывают опасение слова бывшего верховного главнокомандующего вооруженными силами НАТО в Европе, американского генерала Уэсли Кларка, которые он произнес в 2007 году в эфире Voice of America: «Cпустя несколько недель я переспрашиваю генерала из Объединенного комитета начальников штабов США: Так что там решили? Наступаем мы на Ирак или нет? А он отвечает: «Ладно бы Ирак. Вот полюбуйся, что мне сегодня спустили сверху. В течение следующих пяти лет мы демонтируем семь стран. Начинаем с Ирака. Затем у нас в планах Сирия и Ливан, Ливия, Сомали, Судан. И заканчиваем в Иране». Так что, вполне возможно, что Судан – на очереди. Остается только немного подождать.

Говорят, что самые страшные ссоры - это ссоры между близкими людьми, родственниками. Одни из самых тяжелых и кровопролитных войн - гражданские.

Серия гражданских войн между католиками и протестантами шли 36 лет

Серия гражданских войн между католиками и протестантами шли с 1562 по 1598 годы. Гугенотов поддерживали Бурбоны, католиков - Екатерина Медичи и партия Гизов. Началась с нападения на гугенотов в Шампани 1 марта 1562 года, организованного герцогом де Гиз. В ответ принц де Конде взял город Орлеан, который стал оплотом гугенотского движения. Поддержку протестантам оказывала королева Великобритании, за католические силы выступали король Испании и Папа Римский.

Первое мировое соглашение было заключено после гибели лидеров обеих воюющих групп, был подписан Амбуазский мир, затем подкрепленный Сен-Жерменским эдиктом, который гарантировал свободу вероисповедания в определенных округах. Конфликт это, впрочем, не решало, а переводило в разряд замороженных. В дальнейшем игра условиями этого эдикта приводила к возобновлению активных действий, а плохое состояние королевской казны к их затуханию. Сен-Жерменский мир, подписанный в пользу гугенотов, сменился страшной резней протестантов в Париже и других французских городах - Варфоломеевской ночью.

Лидер гугенотов Генрих Наваррский вдруг становился королем Франции, приняв католичество (ему приписывают знаменитую фразу «Париж стоит мессы»). Именно этому королю, с весьма экстравагантной репутацией, удалось объединить государство и закончить эпоху страшных религиозных войн.

Гражданская война в России 1917−1922

Итогом Гражданской войны стало бегство из России интеллектуальной элиты

Началом Гражданской войны считают переселение первых групп противников едва установившейся большевистской власти на юг России, где стали формироваться «белые» отряды из бывших офицерских чинов и добровольцев, не признававших итоги большевистской революции (или большевистского переворота). В составе антибольшевистских сил были, конечно, самые разные люди - от республиканцев до монархистов, от одержимых безумцев, до борцов за справедливость. Они притесняли большевиков со всех сторон - и с юга, и с запада, и со стороны Архангельска и, конечно, с Сибири, где обосновался адмирал Колчак, ставший одним из ярчайших символов белого движения и белой диктатуры. На первом этапе с учетом поддержки иностранных сил и даже прямой военной интервенции белые одерживали определенный успех. Лидеры большевиков даже думали об эвакуации в Индию, однако смогли переломить ход борьбы в свою пользу.

Начало 20-х - это уже отступление и окончательное бегство белых, жесточайший большевистский террор и страшные преступления антибольшевистских маргиналов вроде фон Унгерна. Итогом Гражданской войны стало бегство из России значительной части интеллектуальной элиты, капитала. Для многих - с надеждой на скорое возвращение, которое фактически так и не состоялось. Сумевшие устроиться в эмиграции, за редким исключением, так и остались за рубежом, подарив своим потомкам новую родину.

Гражданская война в Китае 1927−1950

Противостояние войск Гоминьдана и коммунисов шло в течение почти 25 лет

Противостояние войск Гоминьдана и коммунистических сил упорно шло в течение почти 25 лет - с 1927 по 1950 годы. Началом служит «Северный поход» Чан Кайши - националистического лидера, который собирался подчинить себе северные территории, контролировавшиеся Бэйянскими милитаристами. Это группа, основанная на боеспособных частях армии Империи Цин, но она представляла собой довольно разрозненные силы, быстро сдающие позиции Гоминьдану. Новый виток гражданскому противостоянию возник из-за конфликта Гоминьдана с коммунистами. Эта борьба ожесточилась в результате борьбы за власть, в апреле 1927 года произошла «Шанхайская резня», подавление коммунистических выступлений в Шанхае. Во время еще более жестокой войны с Японией внутренние распри поутихли, но о борьбе ни Чан Кайши, ни Мао Цзэдун не забыли и после окончания второй мировой Гражданская война в Китае возобновилась. Националистов поддерживали американцы, коммунистов, что не удивительно - СССР.

К 1949 году фронт Чан Кайши фактически развалился, он сам сделал официальное предложение о мирных переговорах. Условия, выдвинутые коммунистами, отклика не нашли, сражения продолжились, а гоминьдановская армия оказалась разделенной.

1 октября 1949 года была провозглашена Китайская народная республика, коммунистические войска постепенно подчиняли себе один регион за другим. Одним из последних был присоединен Тибет, вопрос о независимости которого периодически ставится и сегодня.

Гражданская война в Гватемале 1960−1996

Среди примкнувших к повстанцам в Гватемале были индейцы-майя

Началом противостояния стал государственный переворот, во время которого был смещен президент страны Хакобо Арбенс. Выступление военных, впрочем, было довольно быстро подавлено, но значительная их часть покинула страну, начав подготовку партизанского движения. Именно ей и предстояло сыграть основную роль в этой долгой войне. Среди примкнувших к повстанцам были индейцы-майя, это привело к тяжелой реакции против индейских деревень вообще, говорят даже об этнических чистках майя.

В 1980-м действовало уже четыре фронта гражданской войны, их линия проходила как по западу и востоку страны, так и по северу, и по югу. Повстанческие группировки скоро оформились в Гватемальское национальное революционное единство, их борьбу поддерживали кубинцы, с ними нещадно боролась гватемальская армия.

В 1987 году в решении конфликта пытались принять участие президенты и других центральноамериканских государств, через них осуществлялся диалог и предъявление требований воюющих сторон. Серьезное влияние в деле переговоров получила и Католическая церковь, способствовавшая формированию Комиссии национального примирения.

В 1996 году был заключен «Договор о прочном и длительном мире». По некоторым данным, война унесла жизни 200 тысяч человек, большинство из которых - индейцы-майя. Около 150 тысяч пропали без вести.

Гражданская война в Судане 1955−1972, 1983−2005

Первая и вторая войны в Судане случились с перерывом в 11 лет

Первая и вторая войны в Судане случились с перерывом в 11 лет. Обе разразились из-за конфликта между христианами юга и мусульманами севера. Одна часть страны в прошлом контролировалась Великобритании, другая - Египтом. В 1956 году Судан получил независимость, госучреждения были размещены в северной части, что создавало серьезный перекос влияния внутри нового государства. Обещания федеративного устройства, данные арабами в правительстве Хартума, не были воплощены, христиане юга восстали против мусульман, а жестокие карательные акции лишь разожгли огонь Гражданской войны. Бесконечная череда новых правительств не была способна справиться с этническими трениями и экономическими проблемами, повстанцы Южного Судана захватывали селения, но не обладали достаточными силами для нормального контроля своих территорий.

В результате Аддис-абебского соглашения 1972 года признавало за югом автономию и армию страны, которая включала в себя и мусульман и христиан, примерно в равных пропорциях. Следующий виток продолжался с 1983 по 2005 год и была гораздо более зверской по отношению к мирному населению. По оценке международных организаций, жертвами стали около 2 миллионов человек. В 2002 году начался процесс подготовки мирного соглашения между представителями Армии освобождения Судана (Юг) и правительством Судана. Он предполагал 6 летнюю автономию и последующий референдум о независимости Южного Судана. 9 июля 2011 был провозглашен суверенитет Южного Судана

ТАСС-ДОСЬЕ /Александр Панов/. В соответствии с его итогами 9 июля 2011 г. была провозглашена независимость Республики Южный Судан, ставшей 54-м и самым молодым государством Африки. В свою очередь утрата южных территорий лишила Республику Судан статуса самой большой по площади страны континента.

Колониальный период

Территория Южного Судана населенная скотоводческими (динка, нуэр, шиллук и др.) и земледельческими (народы группы банту) народами, в 1899 г. была включена в состав Судана, над которым был установлен режим совместного англо- египетского управления (кондоминиума). В отличие от населения Севера Судана, которое составляли арабы и африканцы, исповедующие ислам, народы Юга придерживались традиционных африканских верований.

В 1924 г. британские власти фактически монополизировали управление над Суданом. С целью предотвращения распространения арабского и исламского влияния со стороны суданцев-северян на народы Юга были введены правила, максимально ограничивавшие передвижение между северной частью и тремя южными провинциями. Север и Юг Судана были подчинены отдельным администрациям. В южных провинциях англичане оказывали активную поддержку христианским миссиям, поощряя христианизацию местного населения.

Южный Судан в составе независимого Судана

1 января 1956 г. Судан был провозглашен независимым государством со столицей в Хартуме. В 1958 г. произошел военный переворот, в результате которого в стране был установлен военный режим во главе с маршалом Аббудом.

Суданские власти развернули репрессии против оппозиции, а проблему спровоцированного британской политикой сепаратизма на Юге попытались решить путем насильственной исламизации. Такие шаги привели к росту напряженности и началу вооруженных столкновений между военно-политическими организациями южан и отрядами суданской армии. Жертвами первой гражданской войны (1955-1972) стали около полумиллиона суданцев с обеих сторон.

Пришедшее к власти в ходе очередного военного переворота в 1969 г. правительство Джафара Нимейри пошло на предоставление южным провинциям региональной автономии. 26 февраля 1972 г. в столице Эфиопии Аддис-Абебе было подписано соглашение между правительством Судана и лидерами южан, в соответствии с которым Юг Судана получал автономный статус в составе единого государства. Все повстанцы, согласившиеся прекратить боевые действия, попадали под амнистию.

После того как в 1978 г. на Юге Судана были обнаружены большие запасы нефти (район Верхнего Нила), хрупкий мир в южном регионе вновь оказался под угрозой. В мае 1983 г. введение в Судане исламского законодательства, действие которого распространялось и на южные провинции, а также планы проведения административной реформы, ослабляющей региональную автономию, спровоцировали возобновление вооруженного противостояния, переросшего во вторую гражданскую войну (1983-2005).

Созданное в том же 1983 г. Народно-освободительное движение Судана (НОДС) возглавил полковник суданской армии Джон Гаранг. Будучи выходцем из южной части страны, он, тем не менее, выступил против отделения Юга и заявил, что борется за освобождение всего Судана, в котором будет устранена дискриминация по расовому, религиозному или этническому признаку. Однако его лозунг "перемешать расы и культуры" по образцу американского "плавильного котла" не нашел достаточной поддержки на севере страны и стал одним из факторов роста арабского национализма и исламского фундаментализма. Боевые действия вскоре охватили весь Юг страны и прилегающие к нему северные районы. Война продолжалась более 20 лет. Ее жертвами стали более 2 млн человек. Около 4 млн стали внутриперемещенными лицами и еще 600 тыс. человек - беженцами в соседних странах.

На пути к независимости

Процесс урегулирования конфликта на Юге Судана проходил при активном посредничестве представителей международного сообщества в лице Межправительственного органа по вопросам развития (ИГАД), Африканского Союза, ООН, США, Евросоюза.

9 января 2005 г. представители правительства и повстанцев подписали в Найроби (Кения) договор о мирном урегулировании на юге Судана, в соответствии с которым устанавливался шестилетний переходный период. 9 июля 2005 г. вступила в силу временная конституция. Лидер НОДС Джон Гаранг стал вице-президентом Судана и главой правительства автономного Южного Судана. После гибели Гаранга в авиакатастрофе 30 июля 2005 г. его место занял Сальваторе Киир Маярдит (Салва Киир). В отличие от своего предшественника он выступал за выход Южного Судана из состава Судана. 11-15 апреля 2010 г. Салва Киир был избран президентом автономного региона Южный Судан, получив почти 93 % голосов избирателей.

Вопрос о будущем статусе региона, согласно условиям мирных соглашений, был вынесен на референдум, прошедший на территории автономии 9-15 января 2011 г. За независимость Южного Судана проголосовали 98,83 % его участников (3 млн 792 тыс. 518 его жителей). Явка составила 97,6 % от числа зарегистрированных избирателей. Власти Судана официально признали результаты референдума и согласились на предоставление Южному Судану независимости. Столицей нового государства стал город Джуба.

После провозглашения независимости

Однако конфликт между Хартумом и Джубой не был исчерпан ни после референдума, ни после провозглашения независимости Южного Судана 9 июля 2011 г. По-прежнему нерешенным остается вопрос о принадлежности спорного района Абьей, расположенного в приграничной зоне на территории суданского штата Южный Кордофан, богатого нефтяными запасами. Власти Южного Судана продолжают настаивать на проведение в Абьее референдума по вопросу о статусе района и его включении в состав своей страны. 20 июня 2011 г. было подписано соглашение о создании в районе Абьей демилитаризованной зоны и размещении там миротворческого контингента под флагом ООН.



Читайте также: