Подготовка к школе задания по письму. Традиционные направления работы по подготовке руки ребенка к письму в условиях доу. Лучшие методы подготовки руки дошкольника к письму

Разнообразная самостоятельная практическая деятельность не только оказывает ценное общеразвивающее воздействие на личность старшего дошкольника, но и заключает в себе возможности для подготовки к овладению письмом в школе.

Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонко - координированных графических умений. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, правильной координации движения тела, зрительной сосредоточенности к произвольной регуляции деятельности, а также определенной функциональной зрелости коры головного мозга.

Овладение письмом - длительный, трудоемкий процесс. Значительное число пяти- шести - семилетних детей испытывают трудности в освоении письма. Ученые отмечают, что неподготовленность к письму, неразвитость двигательных координаций, зрительного восприятия, слабость волевых устремлений приводят к развитию негативно - напряженного, тревожного состояния ребенка в школе. [Бабаева Т.И. - У школьного порога. - М, 1993].

Задача детского сада состоит в том, чтобы в содружестве с семьей подготовить детей к письму, т.е. по возможности развить механизмы, необходимые для его осуществления, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и, прежде всего ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно освоить навык письма. Воспитатель должен своевременно разъяснять родителям будущих школьников важность именно подготовки детей к письму, а не его непосредственному обучению, что, к сожалению, имеет место в ряде семей и чаще всего приводит к формированию неправильной технике письма.

Прежде чем учить писать элементы букв, детей нужно подготовить к этому. Такой подготовкой будут изобразительная деятельность: лепка, рисование, вырезывание и наклеивание - и специально подготовленные упражнения: обводка и штриховка геометрических фигур и контурных изображений овощей, фруктов, листьев и т.д. Обводкой, штриховкой, составлением различных узоров дети могут заниматься самостоятельно. .

В школе играет важную роль подготовленность детей к письму, для этого необходимо следовать целенаправленным, последовательным занятиям.

В работе А.И. Воскресенской «Грамота в детском саду» предложена программа обучения письму. Программа расчитана на учебный год и предполагает такую работу по месяцам (4 занятия в месяц по 20 - 25 минут):

· Упражнения для развития глаза, кисти руки и мелких мышц пальцев. Обводка и штриховка геометрических фигур.

· Продолжение работы в тех же тетрадях в клетку. Отсчитывание клеток по 2 сверху вниз и слева направо. Овладение строчкой в две клетки. Рисование различных узоров, состоящих из горизонтальных, вертикальных, волнистых и округленных линий.

· Знакомство с тетрадью в косую линейку для письма в первом классе. Обложка тетради, страницы, строчки на странице, линейки в строчке. Рисование узоров, состоящих из различных линий. Овладение строчкой. Подготовка к письму элементов букв.

· Продолжение работы в той де тетради. Овладение строчкой. Подготовка к письму элементов букв.

· Письмо простым карандашом элементов букв: прямой короткой палочки, длинной прямой палочки, палочки с закруглением внизу.

· Повторение изученных элементов букв. Письмо новых элементов букв: длинной палочки с петлей, палочки с закруглением вверху и внизу.

· Повторение изученного. Письмо новых элементов букв: полуовала и первого элемента буквы м (волосная наклонная линия с точкой внизу).

· Повторение изученного. Письмо овала без соединительной линии. Письмо букв а, м.

· Повторение изученного. Письмо букв а, м, п. Письмо слов: мама, папа.

По окончании учебного года проводится диктант, включающий все знакомы элементы букв.

Воскресенская А.И. раскрывает более подробное содержание каждого занятия своей программы (по месяцам).

Для начала можно познакомить детей с тетрадью (обложка, страницы, разлиновка, правая и левая сторона страницы, середина, верх, низ). Обводка и штриховка квадратов. Штриховать нужно так, как предлагается на образцах.

После дети начинают обводить и штриховать прямоугольник и круг. Педагог обращает внимание детей на направление линий при штриховке, определяет вместе с детьми цвет карандашей, особое внимание обращает внимание на круги, где штриховка начинается от центра справа налево и идет непрерывной круговой линией. Дети располагают фигуры в своей тетради так, как показано на образце и заштриховывают.

Натренировавшись обводить квадраты, прямоугольник и круг, дети приступают к треугольникам (заполняют непрерывной петлей сверху вниз; продолжают штриховать круги - непрерывной круговой линией от середины справа налево). Такой вид штриховки полезен для развития кисти руки, мелких мышц пальцев и глазомера. Овалы обыгрываются сливами, обводят простым карандашом и располагают как на образце. Затем штрихуют, от края овала ведут дугообразную непрерывную линию к середине рисунка.

Важно закрепить полученные навыки штриховки - дети самостоятельно составляют узор из всех знакомых фигур. .

В следующем цикле занятий дети продолжают рисовать в тетрадях в клеточку. Они должны овладевать строчкой, научиться отсчитывать нужное количество клеток сверху вниз и слева направо. При рисовании различных узоров, состоящих из горизонтальных, вертикальных, волнистых и округлых линий, у детей развивается глазомер, кисть руки и мелкие мышцы пальцев. Для ориентировки на строчке воспитатель ставит отправные точки с левой стороны страницы.

Занятия начинаются с ориентировки на строчке - отсчитывание клеток, расстановки точек. Рисование узора, состоящего из вертикальных и горизонтальных линий. Позднее упражнение в правильном расположении тетради и карандаша. Рисование узоров, состоящих из прямых, наклонных и волнистых линий, штриховка.

Важно упражнять детей в сгибании и разгибании кисти руки и пальцев, в правильной посадке и правильном положении тетради и карандаша. Учатся отсчитывать клеток по две, расстановке точек. Рисование узоров, состоящих из длинных прямых и наклонных линий, штриховка. Дети тренируются в рисовании завитков от центра справа налево, штриховка кругов и овалов.

Ознакомившись с тетрадью в клетку, дети знакомятся с тетрадью по письму (обложка, страницы, строчка, линейка).

Педагог заранее ставит отправные точки простым карандашом, от них ребенок и начинает строчку. Ребенок тренируется в рисовании прямых горизонтальных линий с целью установления границы строчки. Далее знакомится с линиями сверху вниз на строчке, по которым надо будет писать.

Обязательным условием является закрепление предыдущего материала, добавляется рисование елочек и окошек, выделение прямой палочки. В последующие упражнения входят узор, в которых есть длинная палочка - флажки. Круги рисуют от середины линии на строчке справа налево, добавляются узоры, состоящие из овалов, полуовалов и петель.

Все построенные друг за другом узоры развивают глазомер, кисть руки и мелкие мышцы пальцев. Все это служит подготовкой к письму элементов букв. .

Задачей педагога также является подготовка ребенка к написанию элементов букв. Свою работу можно выстроить в такой последовательности:

1. Просмотр и анализ предыдущих детских работ.

2. Показ воспитателем на доске нового материала.

3. Разбор образца детьми под руководством воспитателя.

4. Письмо детьми нового материала под счет, который ведет воспитатель, и самостоятельно.

5. Анализ написанного. Дели самостоятельно рассматривают свою работу, выбирают на строчке элемент буквы, написанный лучше остальных, и по этому образцу пишут еще строчку или две.

Работа по подготовке детей к письму начинается задолго до поступления в школу. Она включает в себя ряд взаимосвязанных моментов:

Развитие ручной умелости;

Развитие пространственной ориентации детей, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения;

Развитие изобразительных и графических умений детей [Бабаева Т.И. - У школьного порога. - М, 1993].

Как отмечает Т.И. Гризик , кандидат педагогических наук, письмо - сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику. Беседы с педагогами, наблюдения за их работой, ее анализ позволяют выявить как положительные, так и отрицательные моменты в процессе подготовки детей дошкольников к обучению письму.

Положительным является то, что все понимают необходимость и значимость такой работы и большинство воспитателей имеют практический опыт. Однако этот опыт касается в основном лишь отдельных сторон подготовки (например, развитие мелкой моторики при проведении пальчиковых игр, на занятиях по ручному труду, в упражнениях по штриховке). [ //Ребенок в Детском саду, №1, 2006 - «Подготовка к обучению письму»/ Т.И. Гризик]

Вместе с тем анализ методик по подготовке к обучению письму показал, что данной проблеме уделяется недостаточное внимание. Рекомендации даются лишь по отдельным направлениям работы и часто без учета возрастных особенностей дошкольников.

Подготовка к обучению письму требует особенного педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.

Работу по подготовке дошкольников к обучению письму следует осуществлять по 4 основным направлениям :

1. Развитие руки.

Каждое направление имеет свои задачи и учебное содержание.

1. Развитие руки.

1.1. Сформировать правильный захват орудия письма: карандаш держат тремя пальцами - большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате указательный палец должен легко приподниматься, при этом карандаш не падает.

Для развития щепоти используются пальчиковые игры (особенно большого и указательного пальцев), упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя пальцами, тремя пальцами»), игровые упражнения типа «Посолим суп».

1.2. Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки.

Такое распределение подразумевает быстрое чередование силового напряжения и расслабления.

Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки осуществляется в играх типа «Мозаика», «Лего», «Конструктор», при работе со штампами, в ручном труду (например, манипулирование с иголкой), в процессе лепки.

1.3. Развивать мелкую моторику рук (возможное использование нетрадиционных пособий, упражнений) .

2. Подготовка к технике письма.

2.1. Развивать пространственную ориентировку.

В зависимости от своих возможностей ребенок учится ориентироваться в пространстве относительно себя, относительно какого-либо предмета и относительно человека, стоящего напротив.

Прежде всего, ребенок должен знать, где у него правая (левая) сторона туловища. Во время физкультминутки можно отработать знания детей по ориентировке, как в своих частях тела, так и ориентировке относительно себя (над головой - верх, под ногами - низ, за спиной - сзади, перед собой - спереди).

При выполнении заданий по ориентировке используются игровые упражнения типа «Ты направо (налево, вверх, вниз) посмотри. Что ты видишь, назови».

Самым сложным для ребенка является ориентировка по отношению к человеку, который стоит напротив. На практике это может быть педагог. «Зеркальное» отражение ребенок запоминает труднее, но и это он должен усвоить с помощью упражнений.

Полученные знания по ориентировке в пространстве ребенок должен «перенести» на лист бумаги (половина формата А4). Насколько правильно ориентируется ребенок на листе, можно определить с помощью диктанта (каждое последующее задание дается после выполнения детьми предыдущего): «Перед вами лежит лист бумаги. Нарисуйте в правом верхнем углу солнышко. В нижнем правом углу нарисуйте цветок». Диктант продолжается, пока не будут заполнены все углы и середина листа.

Для выяснения представлений ребенка о пространственных отношениях между предметами можно использовать сюжетные картинки. .

У детей, испытывающих трудности в различении левой и правой сторон, при обучении грамоте часто возникают затруднения в усвоении зрительного образа букв (наблюдается склонность к их «зеркальному» изображению. Поэтому на занятиях с таким ребенком следует использовать дополнительные пояснения и достаточное количество упражнений для определения формы, величины предметов, их пространственного расположения по отношению к самому ребенку и друг к другу.

2.2. Развивать чувства ритма.

Учить детей слышать ритм и воссоздавать его (по образцу и собственный), фиксировать ритм посредством ритмических рисунков (бордюров) и читать их.

Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмики вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память. Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, формируют временную ориентировку, то есть способность уложить свои движения во времени в соответствии с различным метроритмическим рисунком музыкального сопровождения.

То же самое о выполнении ритмических упражнений в письме. В данном случае ритм как понятие является новым. Необходимо соединить в представлении ребенка ритм как движение и навыки письма (рисунка).

2.3. Познакомить с разлиновкой и научить ориентироваться в ней.

В рамках подготовки к обучению письму детей знакомят с понятием «разлиновка», с разлиновкой «линейка», с дополнительными опорными линиями. Через игровые упражнения закрепляют умения ориентироваться в «линейке», а затем печатать в ней элементы букв и сами буквы. Печатание букв школьного шрифта может выполняться только тогда, когда ребенок сам хочет это делать и когда сформированы предпосылки к письму.

В большинстве случаев обучению в ориентировке на разлинованном листе бумаги не уделяется должного внимания. Все эти навыки приобретаются в школе, хотя в дошкольном учреждении дети, в силу своих возрастных особенностей, способны понять и запомнить правила письма в разлиновке.

2.4. Познакомить с правилом проведения горизонтальных и вертикальных линий и закрепить его в практических упражнениях игрового характера.

Правило: при письме все горизонтальные линии ведутся слева направо, затем - рисовать стрелочки, указывающие направление движения руки. Необходимо, чтобы движение действительно начиналось в нужной точке и ребенок научился понимать, чувствовать, что рука может двигаться в разных направлениях согласно заданию и правилам письма. При этом торопить его не следует.

Важно также объяснить детям, какие линии считаются параллельными. Нарушение параллельности необходимо показывать наглядно.

3. Аналитико-синтетическая деятельность.

Процесс письма подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графического образа букв. Старшие дошкольники работают только с печатными буквами.

3.1. Анализ и синтез графических, условных изображений предметов.

Игровые упражнения данного направления предшествуют работе с буквами. Они основаны на анализе и синтезе упрощенных графических изображений, состоящих из знакомых детям элементов (что позволяет ребенку назвать части, из которых состоит рисунок).

3.2. Анализ образа букв.

Этот процесс состоит из умения ребенка определять:

Количество элементов (сколько элементов составляет буква?)

Характеристику элементов (какие это элементы?)

Пространственное расположение элементов в букве

3.3. Синтез образа букв.

Дошкольник не должен писать буквы. Необходимо подготовить образы букв из бумаги, разрезать на элементы и попросить ребенка воссоздать образ путем составления из элементов.

3.4. Дифференцифция образа букв.

В игровых упражнениях ребенок сопоставляет, сравнивает схожие по написанию буквы.

4. Формирование элементарных графических умений.

Задача педагога направить формирование элементарных графических умений в нужное русло, способствовать их закреплению.

4.1. Упражнять в осознанном печатании элементов букв и самих букв (в учебной разлиновке и без нее).

4.2. Проводить упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта («Клубочки», «Волны»).

Систему упражнений по формированию готовности старших дошкольников к обучению письму следует включить в ежедневное планирование. Педагогу необходимо видеть весь объем предстоящей работы и проводить ее с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка. .

Т.И.Бабаева обращала свое внимание на этот вопрос тоже и выделяет следующие компоненты по подготовке руки к письму:

Развитие ручной умелости (выполнение разнообразных практических дел, создание с помощью различных инструментов, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность);

Развитие пространственной ориентации детей, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева направо, сверху вниз, вперед-назад и т.д.)

Развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;

Развитие изобразительных и графических умений детей (в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью графических упражнений). [Бабаева Т.И. - У школьного порога. - М, 1993]

Развитие ручной умелости.

К старшему дошкольному возрасту, ребенок без труда застегивает пуговицы, завязывает шнурки на обуви, тесемки. Если у кого-то из детей в группе этот навык не получается, воспитатель обязан помочь ему приобрести соответствующий навык с помощью тренировок и упражнений. Для развития кистей рук организуются игры с мелкими игрушками, занятия с мелким конструктором, мозаикой, лепка из глины или пластилина. Замечено: чем больше дети занимаются лепкой, тем увереннее и координированнее становятся движения их пальцев. К пяти годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.

Точность и ловкость, движений пальцев приобретаются детьми в увлекательных занятиях «Сделаем бусы». Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т.е. качеств, необходимых для письма.

Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезывание, аппликация, а также вырезывание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок - полезное и увлекательное занятие для будущих школьников. Особую роль в подготовке руки к письму играет рукоделие: вышивка, шитье, вязание. Рукоделие приучает детей к аккуратности, точности, настойчивости, внимательности. Опыт показывает, что детям шести лет доступны и простейшие виды вязание крючком и на спицах. Как показала работа Е. Шулешко, вязание на спицах служит эффективным средством подготовки шестилеток к письму.

Воспитатель, желающий хорошо подготовить детей к школе, постоянно держит в поле своего внимания детей с недостаточно развитой умелостью. Он анализирует причины их отставания. Возможно, это связано с неправильной техникой выполнения какого-либо задания. Тогда ребенок нуждается в дополнительных упражнениях. А может, причина его отставания в неправильном воспитании в семье, когда родители недооценивают важность развития у ребенка самостоятельности, мелких движений кисти руки. [Бабаева Т.И. - У школьного порога. - М, 1993].

Развитие пространственных ориентировок и чувства ритма.

Письмо связано с умением ребенка свободно ориентироваться на листе бумаги. Поэтому в старшем дошкольном возрасте воспитатель уделяет значительное внимание развитию пространственных ориентировок. Дошкольники должны уметь различать правую и левую руку и соответствующие направления движений или расположения предметов.

С этой целью воспитатель использует игры на развитие и закрепление умения ориентироваться в пространстве. В его речи, обращенной к детям, часто употребляются точные пространственные термины.

Специально проводятся упражнения для ознакомления детей с тетрадью, вызывают интерес детей игры-соревнования, игры с пространственной ориентировкой часто включают в себя графические задания (закрашивание или обведение клеток, зарисовка геометрических фигур и т.д.), воспитатель использует диктанты, закрепляющие умение детей ориентироваться на плоскости. Задания постепенно усложняются. Оценивая работы детей, воспитатель получает ценную информацию о том, умеют ли ребята ориентироваться на листе бумаги.

Овладение письмом связано с освоением чувства ритма. Его развитию способствуют различные танцевальные и физкультурные движения под музыку, требующие от детей согласованных действий. Полезны упражнения, в которых согласуются движения и речь. Это могут считалки. Воспитателю надо следить, чтобы слова сопровождались точным указательным движением руки водящего. Считалки произносятся в разном темпе, и соответственно меняется быстрота движения руки. Остальные дети слушают и наблюдают, правильно ли согласует слова и движения водящий. Шуточные считалки и скороговорки делают это упражнение веселым и интересным. [Бабаева Т.И. - У школьного порога. - М, 1993].

Развитие графических умений.

Важнейшую роль в подготовке детей к письму играет освоение ими разнообразных изобразительных графических умений. Наблюдения показывают, что у части детей формируется неправильный навык обращения с пишущими предметами (карандашом, фломастером, ручкой). Он проявляется в следующем:

· неправильное положение пальцев. Ребенок держит карандаш «щепотью», собрав пальцы «горсточкой» или сжав руку в кулак. При этом часто карандаш лежит не на среднем пальце, а на указательном и т.д.

· неправильное положение руки. Кисть вывернута так, что верхний конец карандаша или ручки ориентирован не на плечо пишущей руки, а в сторону или на себя. При этом кисть и локоть зависают над столом.

· слишком сильный (чаще) или слишком слабый (реже) нажим при рисовании и письме, напряженное сжимание пишущего предмета.

· неправильная поза. Ребенок горбится, изгибается, подкладывает под себя ногу и т.д.

О недостаточной работе пальцев можно судить, наблюдая за тем, как рисует или закрашивает ребенок. Если при этом он постоянно поворачивает лист, не меняя направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, необходима соответствующая тренировка пальцев и руки. Иначе отставания в письме могут быть значительными. Поэтому систематический контроль взрослого за ребенком является условием предупреждения неправильного формирования двигательного стереотипа. [Бабаева Т.И. - У школьного порога. - М, 1993].

Важную роль в формировании правильных графических навыков играют не только учет возрастных особенностей дошкольников и закономерности их развития, но и соблюдение санитарно-гигиенических требований и правильная организация позы ребенка в процессе подготовки руки к письму.

В процессе организации обучения столы, за которыми сидят дети, должны соответствовать их росту. Стул можно поставить так, чтобы передняя правая ножка находилась на одной линии с краем стола, левая же должна отстоять на 7 - 10 см от линии края стола. При письме туловище ребенка должно быть в прямом положении, не сгибая его ни вперед, ни в стороны, не опуская плечи, оба плеча должны быть на одной высоте. Грудь не должна касаться стола. Голова несколько наклонена вперед, чтобы глаза находились на расстоянии 20 - 30 см от бумаги (для ребенка маленького роста это расстояние может быть чуть меньше). Ноги согнуты в коленях под прямым углом, ступни на полу или на подставке. Необходимо следить за тем, чтобы дети не подгибали ноги под стул, не клали одну ногу на другую, не вытягивали их чрезмерно вперед и не отставляли их в сторону.

Поставив руки локтями на край стола, дети опускают предплечья на стол. Локти ребенка должны немного выступать за край стола и находиться на расстоянии около 10 см от туловища. При этом правая рука лежит на тетради, а левая слегка придерживает ее левый край. Такая поза не только облегчает процесс письма, но и позволяет сохранить работоспособность, предотвращает нарушения зрения и осанки.

Правильное положение рук во время письма чрезвычайно важно, так как предохраняет от слишком сильного наклона головы, очень вредно отражающегося на зрении детей.

Карандаши для письма следует брать мягкие. Они должны быть хорошо отточены, но с коротким острием. Держать карандаш нужно так же, как и ручку с пером - тремя пальцами. Карандаш должен лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца. Воспитатель на первых занятиях знакомит детей с правильной посадкой, умением держать карандаш, пользоваться тетрадью.

Прежде чем учить писать элементы букв, детей нужно готовить к этому. Такой подготовкой будут изобразительная деятельность: лепка, рисование, вырезывание и наклеивание - и специально подобранные упражнения: обводка и штриховка геометрических фигур и контурных изображений овощей, фруктов, листьев и т.д. Обводкой, штриховкой, составлением различных узоров дети могут заниматься самостоятельно. [Воскресенская А.И. - Грамота в Детском саду. - М.: Просвещение, 1965].

В детском саду абсолютно все занятия направлены на развитие ребенка: физическое воспитание, экологическое воспитание, развитие речи, сенсорное воспитание и т.д. На каждом из занятий воспитатель продумывает те или иные комплексы упражнений и заданий на развитие и тренировку мелких мышц кистей рук и пальцев.

Богата разными видами работа по изобразительной деятельности. Особое значение имеет декоративное рисование - рисование орнаментов, узоров. При этом ребенок практически осваивает изображение различных элементов на плоскости, позднее на выпуклых плоскостях; учится правильно определять направление линий и движения руки, знакомится с ритмическим, композиционным построением орнаментов, развивает глазомер. Все это имеет непосредственное отношение к подготовке к письму.

Положительное влияние на подготовку руки ребенка к письму оказывает и раскрашивание. С этой целью могут использоваться готовые альбомы для раскрашивания. Воспитателю необходимо обращать внимание детей на то, чтобы изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно, аккуратно. Нередко можно видеть целые альбомы, раскрашенные ребенком небрежно, без соблюдения контуров изображений, отдельными штрихами, ломаными линиями и т.д. Надо приучать детей не спешить, раскрашивать старательно, в несколько приемов, чтобы избежать переутомления. Можно предложить детям раскрашивать одну картинку по очереди. Пока один раскрашивает, другой успевает отдохнуть. [Бабаева Т.И. - У школьного порога. - М, 1993.]

Большую роль в развитии графических умений выполняют различные задания, связанные со штриховкой. Штриховка выполняется под руководством воспитателя. Он показывает, как она выполняется, контролирует параллельность линий, их направление, позу ребенка и то, как он держит карандаш. Должны выполняться и правила штриховки:

ь штриховать в заданном направлении

ь не выходить за контуры фигуры

ь соблюдать параллельность линий

ь не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

1) Для упражнения в штриховке могут использоваться готовые контурные изображения предметов, рисование изображений с последующей штриховкой и обведение детьми готовых трафаретов. В работе с шестилетками в настоящее время успешно используются линейки - трафареты геометрических фигур, фигурные линейки (лекала). Вначале дети ощупывают трафареты указательным и средним пальцем. Затем, положив трафарет (фигурную линейку) на лист бумаги, левой рукой прижимают его к бумаге, а правой карандашом обводят контур фигуры. После того как дети научились обводить контуры фигур, они приступают к штриховке. Способ штриховки сообщает воспитатель. [Бабаева Т.И. - У школьного порога. - М, 1993.]

Учитель - новатор Е.Н. Потапова успешно применяет работу с линейками - трафаретами и штриховкой подготовке к письму шестилеток. Она советует составлять с помощью трафаретов целые картины (праздничный салют, аэродром, метро). Каждая картина обыгрывается с детьми, обсуждаются способы штриховки. Расстояние между штрихами должно составлять ширину строчной буквы. Основные направления штриховки: сверху вниз, слева направо, наклонными, волнистыми и т.д. У каждого ребенка должен быть свой личный альбом для штриховки.

2) Для развития точности и уверенности движения руки используются игры, в которых детям необходимо проводить параллельные линии в определенном направлении. Например, игры «От дома к дому», «Кто быстрее - кто ровнее?», «Парашютисты». Широко используются различные графические упражнения в тетради в клетку: обведение клеток, составление узоров, вписывание в квадрат различных изображений (овалов, линий, крючков, треугольников). В тетрадях в линейку воспроизводятся элементы письма. Графические упражнения учат тем приемам и движениям пальцев и кисти, с помощью которых осуществляется письмо. [Бабаева Т.И. - У школьного порога. - М, 1993.]

3) В начале каждого занятия надо показать детям как должны двигаться пальцы и кисть при выполнении очередного элемента. Затем это движение отрабатывается, имитируется в воздухе. Потом дети воспроизводят отработанное движение, обводя по пунктирной копии образец элемента и самостоятельно. Через 2-3 минуты непрерывного письма (обычно за это время ребенок заполняет одну - две строки) следует перерыв: физкультурная пауза, рассмотрение работ, затем заполняются еще две строки. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. [Бабаева Т.И. - У школьного порога. - М, 1993.]

В ручную умелость относятся разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы (например, плетение ковриков из бумажных разноцветных полос). Ребенку можно сложить пополам лист бумаги, сделать ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика. Освоив принцип плетения из бумаги, дети самостоятельно начинают придумывать узоры ковриков, сочетания цветов, используют этот способ плетения в других поделках. Старшим дошкольникам вполне доступны и простейшие приемы плетения макраме. Этот вид труда можно рекомендовать для совместных занятий родителей и детей в семье.

Могут организовываться небольшие подгруппы детей для занятия рукоделием. Вначале ребята рассматривают швейные принадлежности, уточняют их названия, знакомятся с образцами вышивок. Знакомятся с иголкой, видами швов, постепенно осваивают шитье.

Точность и координация движений развиваются у ребенка в процессе пришивания пуговиц. Дети рассматривают пуговицы крупных и средних размеров, учатся пришивать сначала пуговицу с двумя отверстиями, затем с четырьмя. [Бабаева Т.И. - У школьного порога. - М, 1993.]

Таким образом, мелкая моторика развивает зоны головного мозга, отвечающие за функции речи. Но и крупная моторика посредством физических упражнений тренирует и укрепляет связь с другими структурами головного мозга, что благоприятно влияет на физическое и психическое развитие ребенка. Задача детского сада состоит в том, чтобы подготовить руку дошкольника к процессу письма, сформировать образ графических изображений. Гризик Т.И. и Бабаева Т.И. раскрывают основные направления подготовки руки к письму. Подробно излагают содержание каждого направления, которые находят свою реализацию на занятиях в детском саду.

Здравствуйте, уважаемые коллеги и заботливые родители!

Я провожу занятия со старшими дошкольниками по подготовке к школе. Занятия мои комплексные и конечно, подготовка руки к письму — это один из важных этапов в моих занятиях.

В своей работе я использую пропись Олеси Жуковой «Готовим руку к письму. Учимся писать». Лично мне очень нравится это учебное пособие. Сегодня, хочу познакомить Вас поближе с прописью «Готовим руку к письму».

Весь материал прописи логически выстроен и по принципу «от простого к сложному». Каждая страница соответствует одному занятию.

Первые занятия в прописи — это обучение ребенка проводить различные линии: горизонтальные, вертикальные, линии под углом, волнистые линии.

Следующий блок занятий «Учим цвета. Разноцветные странички».

Каждая страница прописи несет обучающий и развивающий характер. На страничках прописи вы найдете много различных интересных заданий: упражнения для развития логики, мышления, общего кругозора.

В прописи «Готовим руку к письму» есть блок занятий по письму печатных цифр от 1 до 5 и блок занятий «Учимся писать по клеткам».

Ну, и конечно, самый большой блок — «Учимся писать буквы» (печатные, конечно).

Чтобы не тратить деньги на покупку прописи для каждого ученика, я распечатываю на принтере сканированные страницы прописи.

Сегодня я поделюсь с Вами всеми сканированными страницами прописи Олеси Жуковой «Готовим руку к письму. Учимся писать».

Что ещё важно, я распечатываю страницы в формате А4. Для дошкольников размер шрифта и картинки очень важен.

Будет лучше, когда ученики-дошкольники обводят буквы и другие картинки в большом размере, потому что мелкие мышцы их пальчиков ещё слабы и быстро устают, особенно при при рисовании или штриховке мелких картинок.

На страницах прописи мои дошколята пишут и рисуют мягкими цветными карандашами. Под лист прописи подкладываю картонные листы, чтобы деткам писать и рисовать было приятнее.

Чтобы разнообразить занятия по подготовке руки к письму можно использовать простые, но очень увлекательные упражнения .

Скачать пропись: https://yadi.sk/d/qOmBix0Oa9GFB

Подготовка этой выкладки заняла у нас немало времени. Мы постарались собрать здесь все известные нам прописи для дошкольника, которые когда-либо выпускались на рынок. Некоторые из них уже давно не используются в образовательных учреждениях., но это не делает их неэффективными в обучении детей письму.
С помощью прописей букв и цифр Ваш ребенок научится основам письма и грамоте, сможет самостоятельно выводить цифры на бумаге в клетку или линейку.

По математике (цифры)

Математические прописи - незаменимый помощник в ходе подготовки к школе. Практика показывает, что детки, с которыми родители занимались изучением того, как правильно писать цифры, чаще становятся отличниками и хорошистами в начальной школе.

Колесникова Е.В. для 5-7 лет по математике по клеточкам

Скачать

Колесникова Е.В. для 4-5 лет математические ступеньки


Ссылка для скачивания

Шевелев К.В. для 6-7 лет математические прописи


Часть 1
Часть 2

Перерсон Л.Г. и Суворина Е.А. - учимся писать числа 3-4 года и старше

Эта книга в двух частях от изветных авторов для бесплатного скачивания. В подготовительной группе детского сада она часто используется педагогами. Потренироваться с ребенком никогда не помешает.

Часть 1
Часть 2 Пособие научит ребенка правописанию цифр, что так необходимо для изучения математики в 5 классе. Также в нем присутствуют задания для развития графических навыков, а для математического уклона - геометрические фигуры.

Нефедова и Узорова 3000 упражнений для дошкольника

В этом пособии не только образец и пример, как должны выглядеть подобного рода пособия, но и полный цикл обучения правописанию цифр. Пожалуй, это лучшие прописи..
Скачать бесплатно и без регистрации

По русскому языку и грамоте (буквы)

Рабочая тетрадь по русскому для 5-6 лет в клетку

Данное пособие по грамоте предназначено для детей старшей группы детского сада. Веселые прописи для детей, главный герой в которых - утенок, помогут научить будущих первоклассников, как писать элементы букв. Весь алфавит в виде прописи перед нами.

Печатные и письменные буквы Федосова Н.А. для 5-7 лет

Эти прописи научат выводить и заглавные и прописные буквы любого ребенка. Они соответствуют ФГОС. Предназначены для работы в дошкольных образовательных учреждениях.

Лункина - подготовка к школе 5-7 лет обучение грамоте

В данных прописях автор Лункина занимательно учит детей грамоте. Сначала палочки и крючочки, а потом уже и вся азбука, затем соединения букв. И все это с рабочей тетрадью с заданиями.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронин О.В. по письму

2 части учебного пособия от известных авторов для подготовки к школе. С их помощью можно научиться выводить печатные буквы. Мы и сами учимся писать буквы с их помощью.

Скачать и печатать часть 1
Скачать и напечатать часть 2

Развивающие письмо букв от Нянковской Н.Н.

Помогает сформировать графическое представление букв, их соединение. Интересное и развивающее пособие для дошкольников. Большая часть книги посвящена крючкам, черточкам, штриховке, галочкам, линиям. Только потом обучение переходит к буквам.

Первые и правильные! Со штриховкой

В данном пособии содержится целая азбука. 98 страниц для того, чтобы научиться писать все буквы русского алфавита. Все изображено достаточно крупно. Отличная идея, как для подготовки к школе, так и для младших дошкольников.

Денисова, Дорожкин для подготовительной группы

Уроки грамоты для малышей от метров отечественного издательства прописей.

Жиренко, Колодяжных - элементы букв, основы письма

Отличное пособие для формирования навыков письма у детей дошкольников.

Гласные и согласные буквы. Автор: Жукова



Прописи авторов Илюхиной, Козловой, Васильевой, Белых и Нищевой мы выкладывать не стали, в связи с тем, что уже наслышаны историями о жалобах правообладателей на сайты, где размещены файлы для скачивания. Надеемся на Ваше понимание и постоянно работаем над улучшением контента сайта.
В косую линейку

Прописи картинки (шаблоны)

Буквы русского алфавита

Буква А

Рабочая программа по подготовке руки к письму

Пояснительная записка

Актуальность

«История письма ребенка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо писать буквы» ,- считал известный русский психолог Л.С. Выготский.

Письмо-это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного влияния.

Вопрос подготовки дошкольников ко владению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания школьных программ, становятся все актуальнее. Родителей и педагогов волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности со владением навыков письма Многие дети боятся ручки, неправильно ее держат, не могут ориентироваться в тетради, при рисовании,закрашивании активно поворачивают лист бумаги в разные стороны, изображают слишком маленькие предметы на листе.

Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучения. Это связано с психофизиологическими особенности 5-6 летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма с другой стороны. Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Цель и задачи :Помочь детям старшего дошкольного возраста подготовить руку к письму и сформировать определенные графические навыки для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.

Развить зрительно-моторную координацию, мышление, внимание, память, речь, слуховое восприятие.

Формировать терпение, усердие, усидчивость, желание учиться в школе.

Особенности программы

Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста и направлена именно на подготовку руки к письму, а не обучению ему. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки.

Учитывается ведущая игровая деятельность дошкольников. Все задания, упражнения представлены в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки.

Поэтапное освоение разнородных графических движений правильно сформирует графические навыки, разовьет зрительно-моторные координации, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.

Выполнение разнообразных пальчиковых игр, графических заданий и тренингов способствует не только совершенствованию тонкокоординированных движений пальцев и кистей рук, их произвольности, но и развитию речи.

Возраст обучающихся детей – 5-7 лет.

Особенности детей данной возрастной группы

  • Функциональное несовершенство руки ребенка. Не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев, слабо развиты мелкие мышцы руки, координация движений пальцев. Наблюдается неполное амплитуда движений и быстрая утомляемость.
  • Несформированность навыка работы с пишущим предметов, когда маленький ребенок свое внимание сосредотачивает не на правильном захвате орудия труда(карандаша, кисточки, ручки и др.) а на точке соприкосновения пишущего предмета и бумаги, что затрудняет свободное движение пишущей руки.
  • Неправильная поза при рисовании и письме – это приводит к быстрому утомлению мышц шеи и спины, увеличивает нагрузку на зрительный анализатор.
  • Низкая способность к произвольной регуляции движений, несовершенство зрительно-моторной координации, чем объясняется недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу.

Сроки реализации программы: долговременные

Форма и режим организации образовательного процесса:

Режим занятий: 2 занятия в неделю по 30 минут.

Форма занятий: по подгруппам (8-10 детей в подгруппе)

Методы и средства:

Беседа, объяснение, показ, отгадывание загадок.

Пальчиковая гимнастика, самомассаж ладоней и пальцев руки, подвижные игры, пальчиковые игры с предметами

Графические упражнения

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

К концу года предполагается развитие и совершенствование у детей:

Мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой);

Крупных движений и умения владеть своим телом;

« -пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве – на примере собственного тела, ориентация во времени);

Активной речи, словарного запаса;

Мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;

Навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).

Работа детей оценивается в течение всего периода обучение. Оценивая их, педагог учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка. Основным показателем полученных результатов является сумма необходимых знаний, умений и навыков, которым ребенок должен овладеть за определенное время. Критериями оценки могут быть игры в процессе занятий, позволяющие детям самим оценивать собственные достижения, а также тестовые задания в начале и конце учебного года, определяющие уровень их развития.

Средства для реализации программы: доска, мебель, соответствующие росту детей, альбом с нелинованной бумагой, ручка, простые карандаши, цветные карандаши, ножницы, цветная бумага, игровые пособия (фасоль, горох, камешки, счетные палочки, резиновые мечи, клубочки ниток, прищепки, тонкие шнурки, губка),раздаточные листы, тетрадь в клетку, тетрадь в узкую линейку.

Программное содержание осваивается детьми особенно продуктивно, если поддерживается связь с воспитателями, преподавателями по изобразительной деятельности, и встречается понимание и оказание помощи со стороны родителей.

Работа с родителями:

  1. Беседы, консультации об особенностях психо - физиологическом развитии детей 5-7 лет, об особенностях и своеобразии детского мышления.
  2. Выполнение небольших домашних заданий родителями с детьми.
  3. Разучивание пальчиковой гимнастики.

Перспективное планирование.

Октябрь

п/п

Тема, цели

Кол-во часов

Знакомимся с правилами при письме (Здравствуй карандаш)

Познакомить детей с правильным хватом карандаша пальцами рук, правильная посадка, положение листа. Развивать внимание, слуховое восприятие, двигательную активность гибкость пальцев, кистей рук, умение понимать словесные установки.

Карандаши неотточенные с гранями, карандаш отточенный, цветные карандаши, демонстрационный материал, раздаточный лист № 1.

Правила при письме. Ориентировка на листе бумаги

(Здравствуй карандаш)

Карандаши неотточенные с гранями, карандаш отточенный, цветные карандаши, демонстрационный материал, раздаточный лист № 1

Рисуем вертикальные линии.

(Веселый дождик)

Формировать пространственную ориентацию на листе бумаги, умение правильно держать карандаш, проводить вертикальные линии сверху вниз, не отрывая карандаш от листа бумаги.

Цветные карандаши, простой

карандаш, камешки, раздаточный

лист 2

Регулируем нажим на карандаш.

(Дождик тише, дождик громче.)

Продолжать учить правильно держать карандаш, придавать телу правильное положение, формировать пространственную ориентацию на

листке бумаги (справа, слева, в центре, в верху, внизу) Учить проводить линии сверху вниз регулируя нажим на карандаш.

Цветные карандаши, простой

карандаш, счетные палочки,

раздаточный лист 2

Вырезаем ножницами.

(Аппликации Дом для трех поросят)

Развивать у детей мелкую моторику рук, умение пользоваться ножницами, резать строго по линии, умение ориентироваться на листе бумаги

Цветная бумага, клей, ножницы, демонстрационный лист, раздаточный лист №3

Рисуем вертикальные линии.

(Строим забор)

Учить детей «строить» забор из палочек слева направо, беря по одной палочке правой рукой, выкладывать их на полоску на расстоянии друг от

друга, рисовать забор также слева направо, проводя вертикально линии сверху вниз, от верхней полоски к низшей, не заходя за них

Карандаши неотточенные по 2 на каждого ребенка, фасоль по 10 штук, тарелочки по 3 штуки, счетные палочки, цветные

карандаши, раздаточный лист №3

Регулируем нажим на карандаш

(Разукрашиваем забор)

Учить проводить вертикальные линии сверху вниз, меняя нажим на карандаш (слабо, сильнее, сильно), рисовать в ограниченном пространстве. Развивать моторные движения и действия

правой и левой руки.

Простые неотточенные

карандаши, цветные карандаши,

счетные палочки, раздаточный

лист №4

Раскрашиваем рисунок

(Цыплята гуляют на лужайке)

Учить рисовать линии (травку) сверху вниз слева на право в ограниченном пространстве, раскрашивать в пределах контура рисунка. Следить за позой ребенка, положением бумаги

и карандаша.

Карандаши неотточенные по 2 на

каждого ребенка, фасоль по 10

штук, тарелочки по 3 штуки,

счетные палочки, цветные

карандаши, раздаточный лист №5

Ноябрь

№ п/п

Тема, цели

Кол-во часов

Используемый материал для работы

Горизонтальные линии

(Учимся рисовать дорожку)

Учить детей понимать словесные установки педагога, выполнять движение по показу, рисовать прямые горизонтальные линии по середине, слева на право не отрывая карандаш от бумаги. Продолжать развивать согласованное действие обеих рук.

Игровое пособие с лентой, карандаши, демонстрационный и раздаточный лист №6

Горизонтальные линии

(Дорожки для автомобилей)

Продолжать учить проводить горизонтальные линии слева на право, не отрывая карандаш от бумаги, формировать умение пространственной ориентации, развивать мелкую моторику руки.

Игровое пособие с лентой, карандаши, демонстрационный и раздаточный

Пунктирные линии

(Чудесный платочек)

Познакомить с пунктирной линией, учить правильно ее рисовать. Продолжать формировать умение правильно держать карандаш. Следить за позой ребенка, положением бумаги на столе.

Прищепки по 1 шт. на каждого ребенка, карандаши, демонстрационный и раздаточный лист №8

Пунктирные линии

(Украсим платочек)

Продолжать формировать умение правильно рисовать пунктирную линию, используя ее для украшения платочка, регулировать нажим на карандаш (слабо, сильнее, сильно), развивать моторные умения и гибкость рук.

Прищепки по 2 шт. на каждого ребенка, карандаши, демонстрационный и раздаточный лист №9

Вертикальные, горизонтальные, наклонные линии

(Расчески для куклы)

Развивать зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать на листе бумаги направление линий (вертикальные, горизонтальные, наклонные) рисуя по образцу

Карандаши не отточенные по 2 штуки на каждого ребенка, счетные палочки, цветные карандаши, демонстрационный лист и раздаточный лист №10

Штриховка горизонтальными линиями

(Учимся штриховать)

Познакомить детей с правилами штриховки: проводить линии только в заданном направление, не выходя за контуры фигуры (квадрата, прямоугольника). Соблюдать параллельность линий. Продолжать активизировать моторику рук при помощи пальчиковой гимнастики

демонстрационный лист и раздаточный лист №11

Штриховка вертикальными линиями

(Учимся штриховать)

Учить детей рисовать вертикальные штрихи, увеличивая и уменьшая высоту линии, постепенно заштриховывая треугольник. Продолжать развивать мышцы пальцев и кистей рук

Карандаши неотточенные по 2
на каждого ребенка, фасоль
по 10 штук, тарелочки по 3
штуки, счетные палочки,
цветные карандаши, демонстрационный лист и
раздаточный лист №12

Штриховка наклонными линиями

(Учимся штриховать
)

Учить рисовать наклонные линии, постепенно заштриховывая ими геометрическую фигуру. Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии.

Мячи резиновые маленькие по 2 на каждого ребенка, карандаши, демонстрационный лист и раздаточный лист №13

Декабрь

№ п/п

Тема, цели

Кол-во часов

Используемый материал для работы

Рисование по точкам

(Учимся рисовать по точкам)

Учить детей обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги, развивать пространственное видение, заштриховывать рисунок аккуратно в пределах контура рисунка.

Карандаши неотточенные по 2 на каждого ребёнка, фасоль, горох, тарелочки по 3 штуки, цветные карандаши, раздаточный лист №14

Волнистая линия

Учить рисовать волнистую линию, слева на право.

Закрепить умение регулировать нажим на карандаш, продолжать формировать зрительно-моторную координацию.

Фасоль, мелкие камешки, тарелочки, тонкий шнурок, цветные карандаши, демонстрационные лист, раздаточный лист №15.

Волнистая линия

(Волны большие, волны маленькие)

Закрепить умение рисовать волнистые линии, закрашивать рисунок в пределах контура

Фасоль, мелкие камешки, тарелочки, тонкий шнурок, цветные карандаши, демонстрационный лист №15

Вырезание ножницами

(Резные снежинки)

Формировать умение вырезать по заданнымлиниям, развивать зрительно-моторную координацию, двигательную активность пальцев

Белый лист, ножницы, карандаш простой, счетные палочки, демонстрационный материал

Линии в различных направлениях

(Елочка - зеленая иголочка)

Развивать воображение зрительно-моторнуюкоординацию, чувство пространства, умение

соблюдать направление линии.

Счетные палочки, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный листы №16

Цветная и белая бумага, ножницы, клей

Вырезание ножницами

(Волшебные ладошки (елка))

Учить детей вырезать по сложной линии контура собственной ладони. Развивать глазомер, двигательную активность пальцев рук.

Плотная бумага (по размеру открытки), цветная бумага, краски, кисти, ножницы, клей

Рисование и вырезание

(Приглашение на праздник)

Воспитывать у детей положительное отношение к окружающим, желание пригласить их на праздник елки, самостоятельно использовать умение,

полученное в рисование и аппликации. Продолжать развивать зрительно-моторную координацию

Цветные карандаши, краски, альбомный лист, демонстрационные листы

Рисование

(Ах, ты зимушка-зима)

Учить детей самостоятельно выбирать содержание рисунка, располагать предметы, передавать не сложный сюжет, аккуратно закрашивать, используя приемы

штриховки сверху вниз, слева на право.

Карандаши, фломастеры, альбомный лист, демонстрационный лист

Январь

№ п/п

Тема, цели

Кол-во часов

Используемый материал для работы

Лепка

(Кто приходил к нам на праздник)

Вызвать у детей эмоциональный отклик от
прошедшего праздника, развивать у детей
воображение умением передавать в лепке
характерные фигурки персонажей: зверей, сказочных героев.

Пластилин

Линии разных направлений

(Мороз рисует узоры на стекле)

Развивать воображение, зрительно-моторную

координацию, чувство пространства, умение

соблюдать на листе бумаги направление линий.

Линии разных видов: горизонтальные, вертикальные, волнистые, пунктирные

(Украсим рукавички)

Закрепить умение проводить линии разных видов:

вертикальные, горизонтальные, волнистые,

пунктирные. Развивать зрительно-моторную

координацию

Лист фольги, 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №18

Спираль

(Волшебный клубочек)

Учить «разматывать» и «сматывать» клубочки по точкам в направление стрелок, формировать

восприятия форм предмета, зрительно-двигательную координацию. Закрепить понятие правый, левый, верхний угол, нижний угол, верх,

низ.

Клубочки ниток 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №19

Спираль

(Волшебный клубочек)

Продолжать формировать умение самостоятельно

рисовать клубочки на свободном пространстве

листа.

Клубочки ниток 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №19

Штриховка

(Заштрихуй рисунок)

Продолжать формировать умение штриховать
только в заданном направление, не выходить за
контуры фигуры, соблюдать параллельность линей,
не сближать штрихи.

Клубочки ниток 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №19

Февраль

№ п/п

Тема, цели

Кол-во часов

Используемый материал для работы

Обрывание бумаги

(Снеговик . Аппликация)

Развивать умение выполнять аппликацию способом
обрывания, аккуратно наклевать элементы аппликации.. Развивать мелкую моторику рук.

Цветной картон, белые листы,

клей, ножницы, карандаши,

демонстрационный материал

№21

Рисование полукругов

(Цветы на лугу)

Учить детей на листочках в клетку рисовать узор из полукругов по образцу, а затем его раскрашивать, не заходя за контур. Формировать умение анализировать и воспроизводить образец.

Горох, фасоль, листок в клетку,

цветные карандаши, демонстрационный лист №22

Рисование полукругов

(Цветы на лугу)

Продолжать учить детей рисовать лепестки цветов полукруглой формы. Вначале по образцу, а затем самостоятельно. Развивать воображение, умение ориентироваться в пространстве

Мячи резиновые маленькие, на

каждого по 2 шт., цветные

раздаточный материал №23

Рисование круглой формы

(Угощение для друзей)

Учить рисовать предметы круглой формы, формировать умение различать форму, величину предмета

Мячи резиновые маленькие, на

каждого по 2 шт., цветные

карандаши, демонстрационный и

раздаточный материал №24

Рисование круглой формы

(Угощение на тарелочках)

Продолжать учить рисовать предметы круглой формы

(тарелочки). Самостоятельно дорисовывать «тарелочки» вокруг угощения

Фасоль, тарелочки, цветные

карандаши, демонстрационный и

раздаточный материал №25

Рисование круглой формы

(Рисуем веселого снеговика)

Закрепить умение рисовать предметы круглой формы,

продолжать формировать зрительно-моторную координацию, умение ориентироваться в пространстве

листа.

Горох, фасоль, цветные

карандаши, демонстрационный

лист №26

Вырезание ножницами

(Открытка для папы (аппликация))

Формировать умение детей выполнять аппликацию, используя навыки вырезания: круглых форм из квадратов, овальных из прямоугольников. Вырезать и наклеивать силуэты танков, самолетов, кораблей по готовым формам.

Цветной картон и бумага,

ножницы, клей, демонстрационный №27

Рисование круглой формы

(Платье для куклы)

Учить самостоятельно рисовать колечки, кружки разных размеров украшая ими вырезанный силуэт платья.

Прищепки по 2 шт. на каждого,

трафарет платья, цветные карандаши

Март

№ п/п

Тема, цели

Кол-во часов

Используемый материал для работы

Вырезание ножницами

(Цветы для мамы (аппликация))

Развивать у детей эстетическое восприятие, вырезать лепестки круглой формы из бумаги сложенной несколько раз. Развивать ручную умелость.

Цветная бумага и картон, клей,

карандаши цветные, ножницы,

демонстрационный материал

№28

Линии разных видов

(Украсим шапочки)

Закрепить умение проводить линии разных видов (вертикальные, горизонтальные, волнистые,
пунктирные). Развивать зрительно-моторную координацию

Лист фольги 1 на каждого, силуэты шапочек, цветные карандаши, демонстрационный лист, раздаточный лист №29

Раскрашивание

(Села птичка на окошко)

Продолжать формировать умение обводить рисунки точно по линиям. Правильно держать карандаш, раскрашивать в пределах контура

Цветные карандаши, мечи, демонстрационный, раздаточный лист №30

Волнистая линия

(Кораблик качается на волнах)

Закрепить умение рисовать волнистую линию.

Раскрашивать в пределах контура. Умение ориентироваться в пространстве

Мячи, тонкие шнурки, цветные

карандаши, демонстрационный и

раздаточный листы №31

Графические узоры

(Узоры на коврике)

Продолжать формировать умение
ориентироваться на листе бумаги, самостоятельно
рисовать графические узоры по образцу. Развивать
зрительно-моторную координацию.

Клубочки ниток 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №32

Рисование

(Весна, ручейки, солнце ярко светит)

Воспитывать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, стремление передавать ее в

рисунке, располагать рисунок на широком пространстве листа, закрепить умение проводить линии в разных направлениях

Мячи резиновые маленькие, на

каждого по 2 шт., цветные

карандаши, демонстрационный и

раздаточный материал №33

Штрихуем разными способами

Продолжать формировать умение детей заштриховывать фигуры разными способами: горизонтальными, вертикальными, наклонными,

волнистыми линиями, не выходя за контуры рисунка, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними.

Карандаши, лист фольги, демонстрационный, раздаточный материал №34

Лепка

(Мои любимые игрушки)

Развивать у детей эмоциональное отношение к образу, вызывать стремление самостоятельно

выбрать любимый персонаж и передать его характерные признаки, используя знакомые приемы лепки, развивать мелкую моторику рук.

Пластилин, демонстрационный материал

Апрель

№ п/п

Тема, цели

Кол-во часов

Используемый материал для работы

Учимся писать цифры (цифра 1)

Познакомит детей с тетрадью в клетку. Учить писать цифру 1. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации: слева на право,сверху вниз, верхний левый угол.

Учимся писать цифры

(Цифра 2)

Учить писать цифру 2. Согласовывать свои

хватом карандаша.

Учимся писать цифры

(Цифра 3)

Учить писать цифру 3. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации: слева на право, сверху вниз, верхний левый угол. Развивать слуховое восприятие, следить за правильным хватом карандаша.

Горох, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

Учимся писать цифры

(Цифра 4)

Учить писать цифру 4. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации: слева на право, сверху вниз, верхний левый угол. Развивать правильным положением тела.

Счетные палочки, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

Учимся писать цифры

(Цифра 5)

Учить писать 5. Согласовывать свои действия с пространственных ориентации.. Развивать

внимание, сосредоточенность, следить за

правильным положением тела

Пластилин, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

Учимся писать цифры

(Цифра 6)

Учить писать 6. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия внимание, сосредоточенность, следить за

правильным положением тела

Пластилин, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

Учимся писать цифры

(Цифра 7)

Учить писать 7. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за

правильным положением тела. Совершенствовать двигательные функции руки

Фасоль, каштан 2 шт. на кадого, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

Учимся писать цифры

(Цифра 8)

Учить писать 8. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за правильным положением тела, карандаша. Совершенствовать графо моторные навыки.

Пластилин, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

Май

№ п/п

Тема, цели

Кол-во часов

Используемый материал для работы

Учимся писать цифры

(Цифра 9)

инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за

Совершенствовать графомоторные навыки.

Горох, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

Учимся писать цифры

(Цифра 10)

Учить писать 8. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за правильным положением тела, карандаша.

Совершенствовать графомоторные навыки

Счетные палочки, фасоль, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

Дорисование

(Путешествие божий коровки)

Закрепить понятие пространственных ориентации: с право на лево, правый верхний и левый нижний углы, сверху вниз, слева на право, наклонные линии. Развивать умение дорисовывать и располагать изображение на всем листе бумаги, раскрашивать аккуратно в пределах контура рисунка.

Мячи резиновые маленькие, на каждого по 2 шт., цветные

карандаши, демонстрационный и

раздаточный материал № 35

Линии разных видов

(Сказочные цветы)

Закрепить умение рисовать линии разного вида: прямые, пунктирные, волнистые, спиралевидные, в разных направлениях. Развивать воображение.

Рисование по точкам

(Чудная картина)

Продолжать совершенствовать умение детей

обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги, раскрашивать рисунок аккуратно, соотносить направление штрихов с формой рисунка. Формировать зрительно-моторную координацию.

Каштаны по 2 шт. на каждого,

цветные карандаши,

демонстрационный материал №37

Штриховка

(Вот как мы умеем штриховать)

Закрепить умение детей заштриховывать фигуры разными способами: горизонтальными, вертикальными, наклонными, волнистыми линиями, не выходя за контуры рисунка, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними.

Прищепки по 2 шт. на каждого,
простые карандаши.

Рисование по замыслу

(Вот как мы умеем рисовать)

Закрепить умение детей самостоятельно выбирать содержание рисунка, располагать предметы, передавать не сложный сюжет, аккуратно закрашивать, используя приемы штриховки сверху вниз, слева на право.

Демонстрационный материал, каштан, цветные карандаши, альбомный лист.


Рисование по замыслу

(Вот как мы умеем рисовать (продолжение))

Каштан, цветные карандаши.


Ирина Гурова
Подготовка руки ребёнка к письму

Консультация для родителей

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте? Что нужно для того, чтобы ребёнок был хорошо подготовлен к школе?

Здесь очень важно не упустить время, чтобы малышу в современной школе было учиться легко.

Одним из направлений работы по подготовке ребёнка к обучению в школе является развитие графических навыков.

Руки – это совершенный инструмент. Если руки не развивать, то их достоинства так и не раскроются. Современному школьнику очень нужны «умные руки» А. М. Горький писал: «… рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга».

Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев.

И. М. Сеченов писал: «Движение руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».

В. М. Бехтерев предлагал учить детей правильно держать карандаш с полутора до 2-х лет – иначе закрепится неправильный навык, могут угаснуть потенциальные способности.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких, координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.

Очень важно развивать у детей возможность управлять своими руками и пальцами, что создаёт основу для овладения пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями. Подготовка руки ребёнка к письму начинается задолго до поступления ребёнка в школу. Захват погремушки, игры с пальчиками малыша, массаж кончиков пальцев, рисование каракулей, лепка из пластилина, глины, теста, шнуровка, игры с мозаикой и многое другое поможет будущему ученику научиться красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций.

Таким образом, решаются две задачи: во-первых – общее интеллектуальное развитие, в том числе и развитие речи, во-вторых – готовность к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Пишущие предметы (карандаш, кисточка, фломастер, маркер, мел) чаще всего привлекают внимание детей и попадают к ним в руки уже в раннем возрасте.

Важно сразу научить ребёнка правильно держать пишущий предмет! Это, как показывает практика, остаётся без должного внимания взрослых. Ребёнок закрепляет неточный навык обращения с пишущим предметом во время рисования, раскрашивания, письма печатными буквами, штриховки. Казалось бы, пусть пишет, как ему удобно, но правила пользования пишущим предметом разрабатывались недаром: в них учитываются правильная посадка, сохранение зрения, развитие определённых мышц руки, способных выдержать максимальную нагрузку сегодня и в будущем. Ребёнка, научившегося неправильно держать пишущий предмет, очень трудно переучить.

А как же правильно?

При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным; большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего конца пишущего предмета до указательного пальца примерно 1,5 – 2 см. Конец пишущего предмета направлен на плечо. Кисть находится в движении, а локоть от стола не отрывается. Следует понаблюдать за тем, как ребёнок пишет (рисует, штрихует, раскрашивает, и определить, правильно ли он выполняет это действие.

Как распознать неправильно сформированный навык?

С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова отмечают, что все случаи неправильного навыка письма можно условно разделить на несколько видов и предлагают приёмы для исправления неправильного навыка.

Неправильное положение пальцев: ребёнок держит пишущий предмет «щёпотью», «горсточкой», в кулаке, большой палец ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце, средний палец не за ручкой, а на ней.

Неправильное положение пальцев относительно пишущего предмета: ребёнок держит ручку (карандаш) слишком близко к её нижнему кончику или слишком далеко от него.

Неправильное положение руки: кисть вывернута таким образом, что верхний кончик ручки (карандаша) направлен в сторону или от себя. Кисть при рисовании или письме зависает над столом, зависает локоть, зависают локоть и кисть.

Неправильное движение руки: кисть жёстко фиксирована на месте, двигаются только пальцы (получаются слишком маленькие предметы).

Слишком сильный или слабый нажим при письме и рисовании.

Неправильное положение тела: ребёнок принимает неудобную позу, изгибая тело в сторону, подкладывает под себя ногу, приподнимается со стула и др.

Родителей также должен насторожить и такой явный признак недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании. В этом случае малыш не умеет изменять направление линии при помощи пальцев. Поворачивая лист, ребёнок лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой в дальнейшем для овладения письмом.

Приёмы для исправления неправильного навыка.

Установить руку в нужном положении. Вложить карандаш в руку ребёнка и помочь удержать. Затем попросить ребёнка выполнить то же самостоятельно. После этого заданная позиция пальцев воспроизводится без карандаша.

Ребёнок берёт карандаш и крепко удерживает его пальцами. Взрослый говорит: «Возьми так крепко, чтобы я не мог его вытащить» и тянет карандаш вверх, вниз, вправо, влево с одного и другого конца.

Движения с сопротивлением. Это движения пальцев при захвате карандаша с препятствием со стороны взрослого. Например, если ребёнок слабо удерживает карандаш указательным пальцем, необходимо поддерживать ему правую руку и просить поднять и опустить указательный палец. При этом палец взрослого препятствует движению пальца ребёнка вверх и вниз, а ребёнок должен преодолеть сопротивление. Кроме этого, очень полезно выполнять различные действия указательным пальцем (нажимать на кнопки, клавиши, рисовать, оставляя мокрые или цветные отпечатки и др.).

При неправильном положении пальцев при письме на верхней фаланге среднего пальца можно поставить точку ручкой или фломастером, объяснив ребёнку, что ручка должна лежать на этой точке.

Если ребёнок держит ручку (карандаш) слишком близко к нижнему кончику (или, наоборот, слишком высоко, то можно нарисовать на ней черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец (или не должен подниматься выше – во втором случае).

Когда имеет место жёсткая фиксация кисти на плоскости листа, может помочь обведение, раскрашивание (а затем и рисование) крупных фигур, размером, примерно в одну треть листа, без отрыва руки. Для этого могут быть использованы альбомы для раскрашивания, а также задания по обведению контурных изображений предметов.

При неправильном положении пальцев при рисовании или письме (особенно, когда ребёнок держит большой палец перпендикулярно указательному, помогают упражнения на захват мелких предметов большим и указательным, большим, указательным и средним пальцами, например, счётных палочек или спичек. Для этого можно поставить перед ребёнком на столе открытую коробочку со счётными палочками (спичками, пуговицами и другими мелкими предметами). Ребёнок должен брать палочки из коробочки и складывать их в кучку под рукой, при этом стараясь не сдвигать руку с места, а только разгибать и сгибать большой, указательный и средний пальцы, а затем также сложить всё обратно. Помогут в этом случае и игры-упражнения с горохом и фасолью, например, «Покормим птичек», «Солим щи».

С этой же целью можно использовать следующее упражнение: взять спичку и крепко держать её в горизонтальном положении большим и указательным пальцами левой руки. Одновременно большим и указательным пальцами правой руки подтягивать её к себе.

Очень полезно использовать игры-упражнения с прищепками. Эти упражнения развивают силу пальцев, особенно большого и указательного правой руки. Протяните верёвку от одного стула к другому и покажите ребёнку, как прикреплять прищепками к ней носовые платочки или носочки, ленточки.

Для обучения правильному удержанию пишущего предмета можно использовать «Раскрашивание понарошку» (мнимое раскрашивание). Для этих упражнений можно взять обыкновенную книжку-раскраску и кисточку. Желательно вырезать из бумаги или картона круги разного цвета – «краски». Ребёнок – «художник». Он выбирает краски и раскрашивает понарошку предметы и их детали. Взрослый обращает внимание на то, как ребёнок держит кисточку. Эта игра также способствует развитию восприятия цвета, мышления, воображения, речи.

Некоторые педагоги и родители считают, что не нужно детям даже в младшем возрасте давать фломастеры или маркеры для рисования и раскрашивания. По их мнению, нужно предлагать только карандаши, потому что при их использовании необходима достаточная сила нажима, чтобы получить изображение. Таким образом, это способствует развитию силы пальцев рук. Но по отношению к детям, имеющим нарушения двигательной сферы, такой подход недопустим. Повышенный или пониженный тонус, а также неравномерное его распределение в мышцах кисти, пальцев рук часто не позволяют им научиться выполнять графические задания (раскрашивание, обведение, штриховка и др., правильно удерживая карандаш. Задания могут оказаться недоступными или трудновыполнимыми. Из-за этого качество их работы может оказаться очень низким. В таких случаях ребёнок не испытывает радости и удовлетворения от своей деятельности и, соответственно, теряет к ней интерес. Может появиться и негативное отношение к упражнениям по развитию графических навыков.

Поэтому детям, имеющим нарушения пальчиковой моторики, целесообразно давать маркеры, фломастеры, мел и в раннем возрасте, и позже, в том случае, если у ребёнка появляется тенденция к неправильному удержанию карандаша, кисточки и других пишущих предметов. У некоторых педагогов есть тетради для развития графических навыков, покрытые прозрачной плёнкой. Дети наносят линии фломастером, выполняя задание, а после этого могут всё стереть.

Кроме того, рисование различными материалами (простым карандашом, цветными карандашами, фломастерами, маркерами, кисточкой, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. А это способствует развитию ручной умелости.

Иногда взрослые уже в детском саду дают детям шариковые ручки. Хорошо это или плохо? Есть разные мнения на этот счёт. Но многие специалисты, в частности, профессор Ольга Ратмировна Орлова (Московская мед. академия) считают, что это вредно. Почему? По её мнению, когда детей начинают учить писать шариковой ручкой, у них мышцы сгибатели и разгибатели действуют все одновременно – вместо того, чтобы работать поочерёдно и давать друг другу отдохнуть. В результате двигательная программа письма, которую призваны создать в мозге ребёнка все эти упражнения, получается ошибочная – она не только травмирует мышцы кисти и локтевой нерв, но и запускает настоящую цепную реакцию, губительную для ребёнка. Сначала, чтобы скомпенсировать дисбаланс, функции кистевых мышц берут на себя другие мышцы – как раз тогда возникает неестественная поза кисти, она как бы вывернута за счёт того, что противоположные мышцы её избыточно напрягают и меняют позу. Это, в свою очередь, травмирует нервы и приводит к тому, что нагрузка на мышцы растёт ещё больше. Перегруженные мышцы, со своей стороны, кричат «караул», буквально бомбардируя сигналами «SOS» те зоны мозга, где эта моторная программа расположена физически, что постепенно портит её… Зоны мозга, предназначенные для акта письма, вызревают к 8-9 годам, а не к 5-6, как хотелось бы некоторым ретивым родителям и педагогам. Поэтому появляется часто в наше время так называемый писчий спазм. Немало случаев, когда ребёнок совершенно утрачивает эту функцию – вообще не может писать. Писчий спазм – это ошибка определённой моторной программы. Так что, по мнению профессора Орловой О. Р., нужно отбросить письмо шариковой ручкой в дошкольном возрасте.

Литература:

Безруких М. В. Леворукий ребёнок в школе и дома. – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2001.

Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиввем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2000.

Шматко Н. Д. Дети с отклонениями в развитии. – М. ; Аквариум, 1997.

Кузьмина В. Н. Подготовка руки ребёнка к письму. – http//rin.ru/

Ряжская Т. М. Развитие детской руки и подготовка её к письму. – http//festival.1september.ru/



Читайте также: