Нижегородская область,Сергачский район. Село Шубино.Нижегородская область,Сергачский район Храмы Московской области

как деревня вольнопоселенцев возникло между 1595 и 1602годами, и она названа по имени основателя селения - Шубы (Шобы), который, очевидно, был вотчинником, вольным поселенцем, основавшийся здесь до прихода служилых татар.

Сказание старожилов о том, что якобы первоначально пришли в наши места 3 брата. И методом жребия Кочкай бабай поселился на территории 1-2 км южнее от нынешнего села К-Пожарки и называлось поселение « Йортлар», Карга Али бабай(Карий) на месте с.Карга, а Шоба бабай на местности БИЛГЕ(мазарлар осте)- где наше старое кладбище, которое находится в 2-х километрах южнее от нынешнего местоположения с. Шубино и поселение тоже назвали « Йортлар». Вместе с ним в деревне жили и другие татары. Известен некто Семайка Арапов, не захотевший поступить на службу. Его потомки почти до конца 17-го века оставались вне общины служилых татар. Иначе говоря, по версии Орлова А.М. деревня Шубино уже существовала до появления служилых татар. Разные даты возникновения- 1602 и 1603г- можно объяснить тем, что в документе указаны одновременно 2 даты: выпись из писцовых книг 1602/03г.Или скорее всего связано с ошибочным переводом со старого стиля одного из историков.

Как уже выше было сказано, что 30 человек во главе Бекешом Розбахтеевым получили царскую грамоту на владения землей. Мной из Гос.архива Нижегородской области получен полный список служилых татар нашей деревни: Бекеш Розбахтеев, Бекбулат Килдеяров, Исен Богдав, Баиш Бабеков, Бурнаш Бичюрин, Маметка Кудабердеев, Алакай Тинеев, Ишей Кунеев, Токбулат Урусов, Кудаш Чинишев, Емаш Чернаев, Кудаш Нонаев, Семак Уразлеев, Акбулат Кулгонин, Еналей Сююндеков, Токбулат Кудашев, Янбохта Далишев, Енбарс Акманов, Тулуш Ногаев,Сангалей Кучюков, Милуш Толубаев, Чапкун Барашев, Семакай Арапов, Булат Аклушев, Ижбулат Битеев, Арослан Алкеев, Ишей Енбаков, Собак Ижбулатов, Иткин Мирясев, Уразай Розбахтеев. Хотя здесь Семакай Арапов числиться как служилый.

Методом жребия определились межами и участками. На 1-го человека приходилось по 42 четей, что составляет около 20 гектаров. Эти земли были не брошенными, они (дачи) находились раньше во владениях помещичьих детей, такими фамилиями: Патрикеевы, Недобровы, Арбузовы и другие. Скорее они сами там не жили, а жили под Арзамасом. Но необходимость наделения наших предков землями была важнее, т.к. только они могли защитить русских и мордву от набега ногайцев, о чем написано выше.

И в1612году, после ногайского нападения, когда они проскакали в том числе через нашу деревню, убивая и грабя, потерялась выданная нашим предкам царская грамота на владения землей. И они вынуждены были написать в 1613 г челобитную (просьбу) государю Михаилу Федоровичу(Романову) с просьбой потвердить права на выданные им земли в 1602г. В списке указали 29 человек во главе с братьями Бекешом и Уразлеем Розбахтеевыми. В числе подписавшихся также были Бекбулат Кильдеяров, Мирас Исенев, Баши Бабеков, Бурнаш Бичурин, Мамеш Кубардов, Олекай Тинеев, Ишей Кулдеев и другие. Но они не указали ни границ своих, ни названия деревни,т.е. место локализации. Этот документ хранился в фонде Алатырской приказной избы. Возможно, наша деревня в этот период еще не имела конкретного названия. Потому, что и в документе от 11 ноября 1611г. не указана название деревни, когда другие названы конкретно.

Копию грамоты на земли наши предки получили 20 июля 1613 года от П.Бутурлина и С.Беклемишева. Грамота начинается именами Бекбулата Килдеярова и Бекеша Розбахтеева, в которой отсутствует имя Уразая Розбахтеева. Это означает, что Уразай исчез между 1602 и 1613 годами, скорее всего погиб в ходе отражения Баюшем Розгильдеевым ногайского набега 1612 г. Значит в этом сражении наши участвовали достойно и без больших потерь, кроме Уразая и Иткина Мирясева(он тоже отсутствует в списке 1613г.).

Учет служилых людей и их хозяйств велся постоянно. Только не все сохранились документы. Например, в списке 1686г, где указаны и сами владельцы и их предки по мужской линии, выявлено, что 23 из них были прямыми потомками группы Розбахтеевых. Среди них был и прямой потомок внук Ишай Айтуганов, он в списке домовладельцев 1686г идет вторым, причем в графе « прежний владелец земли», указан его дед Уразай Розбахтеев. Кроме того указано, что 17 из них владеют поместьями дедов, 4- отцов, остальные- выморочными поместьями. Лишь в 1686г потомок Семайки Арапова -Утяш Мамешов зачислен в состав общины.

Впервые Шубино как татарская деревня упоминается 11 ноября 1611г, ее житель служилый татарин Исен Богдав (указан в единственном числе, в других случаях пишется татаровя) присутствует в качестве понятого на отделе земли близ Чуфарова на реке Пица. Вторым представителем был Бекбулат по произвищу Шуба.(так и пишет Сенюткин С.Б.) и он не указан как служилый татарин, а, скорее, действительно, был вольнопоселенцем. По версии Орлова А.М. - Бекбулат Шуба возможно является уже сыном основателя нашей деревни. Еще одна особенность этого документа в том, что наша деревня и Кочко-Пожарки не имели к этому времени конкретных названий.Только со временем стали называться Шоба иле, далее на русский лад Шубино, а кочкопожарцы позаимствовали название соседней мордовской деревни Пожарки и в честь основателя мурзы Кучкая деревня стала называться Кочко-Пожарки, но входили в состав Арзамасского уезда.

Как деревня вольнопоселенцев возникло между 1595 и 1602годами, и она названа по имени основателя селения - Шубы (Шобы), который, очевидно, был вотчинником, вольным поселенцем, основавшийся здесь до прихода служилых татар.

Сказание старожилов о том, что якобы первоначально пришли в наши места 3 брата. И методом жребия Кочкай бабай поселился на территории 1-2 км южнее от нынешнего села Кочко-Пожарки и называлось поселение « Йортлар», Карга Али бабай(Карий) на месте с.Карга, а Шоба бабай на местности БИЛГЕ(мазарлар осте)- где наше старое кладбище, которое находится в 2-х километрах южнее от нынешнего местоположения с. Шубино и поселение тоже назвали « Йортлар». Вместе с ним в деревне жили и другие татары. Известен некто Семайка Арапов, не захотевший поступить на службу. Его потомки почти до конца 17-го века оставались вне общины служилых татар. Иначе говоря, по версии Орлова А.М. деревня Шубино уже существовала до появления служилых татар. Разные даты возникновения- 1602 и 1603г- можно объяснить тем, что в документе указаны одновременно 2 даты: выпись из писцовых книг 1602/03г.Или скорее всего связано с ошибочным переводом со старого стиля одного из историков.

Как уже выше было сказано, что 30 человек во главе Бекешом Розбахтеевым получили царскую грамоту на владения землей.История села Шубино Нижегородской области. Мной из Гос.архива Нижегородской области получен полный список служилых татар нашей деревни: Бекеш Розбахтеев, Бекбулат Килдеяров, Исен Богдав, Баиш Бабеков, Бурнаш Бичюрин, Маметка Кудабердеев, Алакай Тинеев, Ишей Кунеев, Токбулат Урусов, Кудаш Чинишев, Емаш Чернаев, Кудаш Нонаев, Семак Уразлеев, Акбулат Кулгонин, Еналей Сююндеков, Токбулат Кудашев, Янбохта Далишев, Енбарс Акманов, Тулуш Ногаев,Сангалей Кучюков, Милуш Толубаев, Чапкун Барашев, Семакай Арапов, Булат Аклушев, Ижбулат Битеев, Арослан Алкеев, Ишей Енбаков, Собак Ижбулатов, Иткин Мирясев, Уразай Розбахтеев. Хотя здесь Семакай Арапов числиться как служилый.

Методом жребия определились межами и участками. На 1-го человека приходилось по 42 четей, что составляет около 20 гектаров. Эти земли были не брошенными, они (дачи) находились раньше во владениях помещичьих детей, такими фамилиями: Патрикеевы, Недобровы, Арбузовы и другие. Скорее они сами там не жили, а жили под Арзамасом. Но необходимость наделения наших предков землями была важнее, т.к. только они могли защитить русских и мордву от набега ногайцев, о чем написано выше.

И в1612году, после ногайского нападения, когда они проскакали в том числе через нашу деревню, убивая и грабя, потерялась выданная нашим предкам царская грамота на владения землей. И они вынуждены были написать в 1613 г челобитную (просьбу) государю Михаилу Федоровичу(Романову) с просьбой потвердить права на выданные им земли в 1602г. В списке указали 29 человек во главе с братьями Бекешом и Уразлеем Розбахтеевыми. В числе подписавшихся также были Бекбулат Кильдеяров, Мирас Исенев, Баши Бабеков, Бурнаш Бичурин, Мамеш Кубардов, Олекай Тинеев, Ишей Кулдеев и другие. Но они не указали ни границ своих, ни названия деревни,т.е. место локализации. Этот документ хранился в фонде Алатырской приказной избы. Возможно, наша деревня в этот период еще не имела конкретного названия. Потому, что и в документе от 11 ноября 1611г. не указана название деревни, когда другие названы конкретно.

Копию грамоты на земли наши предки получили 20 июля 1613 года от П.Бутурлина и С.Беклемишева. Грамота начинается именами Бекбулата Килдеярова и Бекеша Розбахтеева, в которой отсутствует имя Уразая Розбахтеева. Это означает, что Уразай исчез между 1602 и 1613 годами, скорее всего погиб в ходе отражения Баюшем Розгильдеевым ногайского набега 1612 г. Значит в этом сражении наши участвовали достойно и без больших потерь, кроме Уразая и Иткина Мирясева(он тоже отсутствует в списке 1613г.).

Учет служилых людей и их хозяйств велся постоянно. Только не все сохранились документы. Например, в списке 1686г, где указаны и сами владельцы и их предки по мужской линии, выявлено, что 23 из них были прямыми потомками группы Розбахтеевых. Среди них был и прямой потомок внук Ишай Айтуганов, он в списке домовладельцев 1686г идет вторым, причем в графе « прежний владелец земли», указан его дед Уразай Розбахтеев. Кроме того указано, что 17 из них владеют поместьями дедов, 4- отцов, остальные- выморочными поместьями. Лишь в 1686г потомок Семайки Арапова -Утяш Мамешов зачислен в состав общины.

Впервые Шубино как татарская деревня упоминается 11 ноября 1611г, ее житель служилый татарин Исен Богдав (указан в единственном числе, в других случаях пишется татаровя) присутствует в качестве понятого на отделе земли близ Чуфарова на реке Пица. Вторым представителем был Бекбулат по произвищу Шуба.(так и пишет Сенюткин С.Б.) и он не указан как служилый татарин, а, скорее, действительно, был вольнопоселенцем. По версии Орлова А.М. - Бекбулат Шуба возможно является уже сыном основателя нашей деревни. Еще одна особенность этого документа в том, что наша деревня и Кочко-Пожарки не имели к этому времени конкретных названий.Только со временем стали называться Шоба иле, далее на русский лад Шубино, а кочкопожарцы позаимствовали название соседней мордовской деревни Пожарки и в честь основателя мурзы Кучкая деревня стала называться Кочко-Пожарки, но входили в состав Арзамасского уезда.

Дата публикации или обновления 04.11.2017

Храмы Московской области

Храмы Домодедовского района

Успенская церковь. Село Шубино

История. Успенская церковь строилась на средства прихожан с 1785 по 1792 г. по проекту 1779 г. Внутренняя отделка завершена в 1794 г., колокольня - в 1799 г. Бывшая двустолпная трапезная перестроена в зальную с увеличением высоты в 1882 г. Здание сложено из кирпича с двусторонней белокаменной облицовкой. Одноглавый двусветный четверик бесстолпного храма с прямоугольным алтарем перекрыт сомкнутым сводом с люкарнами.

Колокольня из трех квадратных ярусов со шпилем сдержанной формы отвечает своему времени. Главный иконостас с иконами в семь ярусов - конца XVIII в., с поновлениями, вызолочен в 1856 г. Придельные иконостасы стиля ампир поставлены в 1880-х гг. Утварь, киоты, паникадила, недавно поновленная масляная роспись трапезной - того же времени.

Святыни. В церкви имеется фрагмент деревянной скульптуры «Плач Богоматери».


По даннымСенюткина С. Б. вначале 17 го века развернулся процесс наделения служилых татар землями в Алатырском уезде. Одной из первых деревень в тех местах можно считать Шубино , возникшую в марте 1602г. в связи поселениемслужилых татар.

А по данным Орлова А.М.наша деревня как поселение служилых татар возникло в августе 1603г, а Шубино как деревня вольнопоселенцев возникло между 1595 и 1603годами, и она названа по имени основателя селения – Шубы (Шобы), который, очевидно, был вотчинником, вольным поселенцем, основавшийся здесь до прихода служилых татар.

Сказание старожилов о том, что якобы первоначально пришли в наши места 3 брата. И методом жребия Кочкай бабай поселился на территории 1- 2 км южнее от нынешнего села К-Пожарки и называлось поселение « Йортлар», Карга Али бабай(Карий) на месте с.Карга, а Шоба бабайна местности БИЛГЕ(мазарлар осте)- где наше старое кладбище, которое находится в 2-х километрах южнее от нынешнего местоположения с. Шубино и поселение тоже назвали « Йортлар».Вместе с нимв деревне жилии другие татары. Известен некто Семайка Арапов, не захотевший поступить на службу. Его потомки почти до конца 17-го века оставались вне общины служилых татар. динились новая группа служилых во главе с Уразаем. Иначе говоря, по версии Орлова А.М. деревня Шубино ужесуществовала до появления служилых татар. Разные даты возникновения- 1602 и 1603г- можно объяснить тем, что в документе указаны одновременно 2 даты: выпись из писцовых книг 1602/03г. Илискорее всего связано с ошибочным переводом со старого стиляодногоиз историков.

Как уже выше было сказано, что 30 человек во главе Бекешом Розбахтеевым получили царскую грамоту на владения землей. Мной из Гос.архива Нижегородской области получен полный список служилых татар нашей деревни: Бекеш Розбахтеев, Бекбулат Килдеяров, Исен Богдав, Баиш Бабеков,Бурнаш Бичюрин,Маметка Кудабердеев,Алакай Тинеев,Ишей Кунеев, Токбулат Урусов,Кудаш Чинишев, Емаш Чернаев, Кудаш Нонаев,Семак Уразлеев, Акбулат Кулгонин,Еналей Сююндеков,Токбулат Кудашев,Янбохта Далишев,Енбарс Акманов, Тулуш Ногаев,Сангалей Кучюков, Милуш Толубаев,Чапкун Барашев,Семакай Арапов,Булат Аклушев,Ижбулат Битеев,Арослан Алкеев,Ишей Енбаков,Собак Ижбулатов,Иткин Мирясев,Уразай Розбахтеев. Хотя здесь Семакай Арапов числиться как служилый.

Методом жребияопределились межами и участками. На 1-го человека приходилось по 42 четей, что составляет около 20 гектаров. Эти земли были не брошенными, они (дачи) находились раньше во владениях помещичьих детей, такими фамилиями: Патрикеевы, Недобровы, Арбузовы и другие. Скорее они сами там не жили, а жили под Арзамасом. Но необходимость наделения наших предков землями была важнее, т.к. только они могли защитить русских и мордву от набега ногайцев, о чем написано выше.

И в1612году, после ногайского нападения, когда они проскакали в том числе через нашу деревню, убивая и грабя, потерялась выданная нашим предкам царская грамота на владения землей. И они вынуждены были написать в 1613 г челобитную (просьбу) государю Михаилу Федоровичу(Романову) с просьбой потвердить права на выданные им земли в 1602г. В списке указали 29 человек во главе с братьями Бекешом и Уразлеем Розбахтеевыми. В числе подписавшихся также были Бекбулат Кильдеяров, Мирас Исенев, Баши Бабеков, Бурнаш Бичурин, Мамеш Кубардов, Олекай Тинеев, Ишей Кулдеев и другие. Но они не указали ни границ своих, ни названия деревни,т.е. место локализации. Этот документ хранился в фонде Алатырской приказной избы. Возможно, наша деревня в этот периодеще не имела конкретного названия. Потому, что и в документе от 11 ноября 1611г. не указана название деревни, когда другие названы конкретно.

Копию грамоты на земли наши предки получили 20 июля 1613 года от П.Бутурлина и С.Беклемишева. Грамота начинается именами Бекбулата Килдеярова и Бекеша Розбахтеева, в которой отсутствует имя Уразая Розбахтеева. Это означает, что Уразай исчез между 1602 и 1613 годами, скорее всего погиб в ходеотражения Баюшем Розгильдеевым ногайского набега 1612 г. Значит в этом сражении наши участвовали достойно и без больших потерь, кроме Уразая и Иткина Мирясева(он тоже отсутствует в списке 1613г.).

Учет служилых людей и их хозяйств велся постоянно. Только не все сохранились документы. Например, в списке 1686г, где указаны и сами владельцы и их предки по мужской линии, выявлено, что 23 из них были прямыми потомками группы Розбахтеевых. Среди них был и прямой потомок внук Ишай Айтуганов, он в списке домовладельцев 1686г идет вторым, причем в графе « прежний владелец земли», указан его дед Уразай Розбахтеев. Кроме того указано, что 17 из них владеют поместьями дедов, 4- отцов, остальные- выморочными поместьями. Лишь в 1686г потомок Семайки Арапова –Утяш Мамешов зачислен в состав общины.

ВпервыеШубино как татарская деревня упоминается 11 ноября 1611г, ее житель служилый татарин Исен Богдав (указан в единственном числе, в других случаях пишется татаровя)присутствует в качестве понятого на отделе земли близ Чуфарова на реке Пица. Вторым представителем был Бекбулат по произвищу Шуба.(так и пишет Сенюткин С.Б.) и он не указан как служилый татарин, а, скорее, действительно, был вольнопоселенцем. По версии Орлова А.М. - Бекбулат Шуба возможноявляется уже сыном основателя нашей деревни. Еще одна особенность этого документа в том, что наша деревня иКочко-Пожарки не имели к этому времени конкретных названий.Только со временем стали называться Шоба иле, далее на русский лад Шубино , а кочкопожарцыпозаимствовали название соседней мордовской деревни Пожарки и в честь основателя мурзы Кучкая деревня стала называться Кочко-Пожарки, но входили в состав Арзамасского уезда.

ДОМОДЕДОВО, 11 ноября 2017, ДОМОДЕДОВСКИЕ ВЕСТИ - Древнее село Шубино, видевшее времена Дмитрия Донского и Ивана Грозного, село пережившее смутное время и наполеоновское нашествие, Великую Отечественную войну и перестройку, не только помнит свою историю, оно здесь и сейчас живет в ней…

Княжеский стяг

Во второй половине августа 1380 года недалеко от села Шубино, расположенного на дороге из Москвы в Коломну, показались колонны ратников. Жители
мгновенно разбежались и попрятались. Времена были неспокойные. Мало ли чья армия идет? Может, своя, а возможно - татарская или литовская. В столбах пыли тягуче скрипели обозы, на солнечных лучах сверкали острия пик, гул от бесчисленных лошадиных копыт далеко разносился по колосящейся хлебами земле. На высоком берегу речки Малая Северка, позже названной Гнилушей, два всадника наблюдали за войском. Первый был явно знатным военачальником, ведь его сопровождал воин в полном вооружении с притороченной к стремени хоругвью. На полотнище в лучах августовского солнца на алой парче полыхнул лик Нерукотворного Спаса.

«Да ведь это великий князь! - ахнул кто-то из схоронившихся жителей. - Что ж мы тут прячемся?» Но всадники уже тронули поводья и понеслись в сторону своих ратников. Московское войско шло на юго-восток к своему бессмертию. Князем был Дмитрий Иванович, позже прозванный Донским.

Село на воинской дороге

История села Шубино уходит в такую глубину веков, что даже приблизительную дату его основания невозможно вычислить. Расположенное на границе с Раменским районом в нынешней восточной части городского округа Домодедово, оно издревле находилось при дороге, которая связывала Московское княжество с Великой степью. Поэтому все завоеватели, которые шли с востока и юга, неизбежно проходили через эти земли. Горький опыт научил сельчан осторожности. А потому через год после Мамаева побоища они также прятались при приближении войска хана Тохтамыша, идущего на Москву. Сожженное село жители отстроили. Но еще не раз им приходилось видеть свои и чужие армии.

К XV веку жизнь наладилась и сельчане стали богатеть. В веке XVI Шубино находилось в вотчине боярина Ивана Дмитриевича Бельского. Это был знаменитый полководец времен Ивана Грозного. Он был первым воеводой Большого полка в Ливонской войне. Под его командованием русские камня на камне не оставили от окопавшихся в Прибалтике немецких рыцарей. Царь заподозрил талантливого военачальника в тайной измене и выслал с театра военных действий. В 1571 году, при приближении хана Девлета Гирея, опального боярина поставили защищать родную землю. Но хитрый хан обошел его войско, стоявшее на Оке, и внезапным броском атаковал Москву. Бельский поспешил на выручку, но застал только огромный пожар столицы, в котором и погиб. Возможно, только эта смерть спасла боярина от казни. В следующем году хан Гирей решил повторить успех, но был разбит в битве при Молодях другим героем Ливонского похода - князем Михаилом Воротынским. Царская награда за спасение Московского государства была «щедрой».

«Холопий своих, - часто говорил царь Иван Грозный, - мы вольны миловать и казнить!» А потому «холопа» князя Михаила Воротынского лично запытал до смерти. При всех этих военных волнениях пострадало и Шубино. Крымцы его разграбили и сожгли. Жителей, которые не успели спрятаться, как пишет летопись, «многих побили, а иных в полон поймали». Смерть боярина Ивана Бельского в московском пожаре 1571 года не защитила его семью. У царя была длинная память. В 1578 году «село Шубино с деревнями» у Бельских отобрали и передали Суздальскому архиепископу.


Село под церковным управлением

К XVI веку Православная церковь была одним из крупнейших землевладельцев на Руси. Такое положение сложилось во время татаро-монгольского ига. Дело в том, что суеверные ханы освободили все церковные земли от налогообложения. А потому крестьяне при любой возможности стремились под церковное управление. Там им жилось вольнее и богаче. Даже царь Иван Грозный не покушался на это богатство. Он был кровавым тираном, но не сумасшедшим. Он мог казнить удельных князей и бояр, отнимая их земли. Он мог казнить даже представителей духовенства. Но царь прекрасно понимал, что в стране, где душа народа - христианство, поход на Православие для него закончится мгновенным отлучением от Церкви. Одной рукой проводя жесточайшую репрессивную политику в отношении боярства, другой рукой царь постоянно пытался «задобрить» Церковь и щедро одаривал ее землями. Для крестьян уход под церковное управление оказывался благом. Село Шубино стало расти и богатеть. Но продлилось это только тридцать лет. Жестокость Иоанна IV подложила такую мину противоречий под Московское царство, что спустя 25 лет оно буквально взорвалось - Смутой.

Смутное время принесло с собой новых захватчиков. В 1611-1613 годах поляки и шайки разбойников равно грабили как земли помещиков, так и церковные. Подмосковье полыхало пожарами и стонало от насильников. Крестьяне разбегались. Некогда зажиточное, село Шубино к 1627 году обнищало. Возвращавшийся из Москвы Серпуховский архиепископ увидел возле большого храма Успения Пресвятой Богородицы только семь крестьянских дворов и обугленные палаты архиерейского подворья.

«Было время разбрасывать камни, - молвил владыка, - теперь настало время их собирать».

Началась кропотливая работа по восстановлению разрушенной сельской инфраструктуры. Под церковным руководством на протяжении XVII века село постепенно застраивалось, постоянно отвоевывая у природы заброшенные пахотные земли. В 1710 году в Шубино кроме дворов архиерея и церковного притча имелось уже 20 крестьянских, а население увеличилось до 103 человек. К XVIII веку их было более тысячи. Даже правление Екатерины Великой не смогло подорвать жизнь села. Императрица решилась на то, что было не по зубам грозному царю Ивану. Она отобрала церковные земли в казну. При этом она раздаривала крестьян направо и налево своим фаворитам. Так, часть жителей Шубино «добровольно» согласилась на переселение в Воронежскую губернию, в имение князя Потемкина. Это был каждый десятый житель Шубино! И подобное творилось по всем селам, отобранным Екатериной у Церкви. Десятки тысяч повозок с плачущими людьми потянулись с подмосковной земли. Потемкин был настолько доволен, что преподнес императрице табакерку, усыпанную бриллиантами. А с церковными деятелями, пытавшимися протестовать против беззакония, Екатерина поступила просто. Она рассовала их в каменные мешки темниц по всей империи - пожизненно.

Но вопреки всему село продолжало жить и богатеть.

Каменный храм

Беда не приходит одна. В 1771 году в Москву пришла чума. Московский чумной бунт, расстрелянный из пушек Григорием Орловым, шубинцев не коснулся. Но болезнь унесла каждого двадцатого жителя. К 1773 году их число сократилось до 870 человек. В том, что село при эпидемии не вымерло полностью, сельчане увидели особое покровительство Божьей Матери.

К этому времени церковь Успения Пресвятой Богородицы обветшала. И крестьяне попросили у духовных властей разрешение на строительство нового каменного храма. При этом они сами собрали нужную сумму, заготовили белый камень, кирпич, известь и железо.

Митрополит Платон (Левшин) весьма удивился предприимчивости жителей.

«Обязать священника и прихожан, - начертал митрополит на прошении, - дабы нынешним летом непременно строить церковь!»

В течении десяти лет храм поднимался от фундамента до креста на маковке. Сельчане строили не торопясь, но добротно - на века. В 1794 году митрополиту доложили, что Успенский храм с приделами в честь Иоанна Богослова и Богоматери «Всех скорбящих Радость» готов к освящению. В него из старой церкви торжественно перенесли церковную утварь и иконы, среди которых находился особо почитаемый в народе образ «Плач Богородицы». Спустя пять лет сельчане возвели над входом трехъярусную колокольню с высоким шпилем и обнесли храм каменной оградой. Покрытый домодедовским известняком, он стал настоящим центром и гордостью села. Свадьбы и похороны, ярмарки и царские указы, покаянная молитва Великого поста и радостное Пасхальное торжество - вся жизнь села проходила под белоснежными стенами Успенского храма.

Гроза 1812 года

Весть о вторжении в Россию огромной армии Наполеона быстро разнеслась по всей России. Но народ не знал, что силы агрессора более чем в три раза превосходили численность русских армий у западных границ. Менее чем через месяц после начала войны, 18 июля 1812 года, царь Александр I принял решение для помощи регулярной армии созвать народное ополчение.

В конце июля 1812 года с амвона Успенской церкви, как и по всем храмам России, был прочтен его Высочайший манифест. Император нашел нужные слова:

«Созывая народное ополчение… ныне взываем ко всем сословиям, приглашая их вместе с нами единодушно содействовать противу всех вражеских замыслов и покушений. Да найдет враг на каждом шаге верных сынов России, поражающих его всеми средствами и силами! Да встретит он в каждом дворянине Пожарского, в каждом духовном Палицына, в каждом гражданине Минина!.. Соединитесь все: со крестом в сердце и с оружием в руках никакие силы человеческие нас не одолеют!»


Гул прошел по Шубинскому храму после этих слов. Кто-кто, а сельчане помнили горе, которое приносили с собой на их землю многочисленные враги. Под руководством священника в помощь ополчения была собрана значительная сумма. Многие из сельчан сами отправились бить неприятеля. Когда русская армия отступала из Москвы, жители предоставили военным все имевшиеся в их распоряжении подводы. Зарево от московского пожара было видно издалека. Солдаты и шубинцы плакали, грозя кулаками невидимому врагу: «Подождите! Отзовутся вам еще наши слезы!».

С уходом армии в Тарутинский лагерь в селе появились французские фуражиры. Но жителей они в нем уже не застали. На колокольне одиноко маячила фигура дьячка. Он ударил в набат. Но французы так увлеклись грабежом, что не обратили на это никакого внимания. А зря. В село со свистом и гиканьем влетели казаки, рубя врага направо и налево. Мародеры, бросая награбленное, бросились наутек. Спаслись немногие. В 1813 году прихожане храма сдали священнику оставшиеся после отхода неприятеля 22 ружья и карабина, 12 пистолетов и 11 шпаг и штыков. За свою деятельность во время нашествия священник села был награжден наперсным крестом «В память 1812 года».

Центр паломничества

С конца 40-х годов XIX века село Шубино буквально расцвело. Император Николай I задолго до всеобщего освобождения крестьянства вывел всех жителей «государственных сел» в разряд «вольных хлебопашцев». Шубино относилось как раз к государственным селам, а потому развивалось динамичнее многих помещичьих. Священники Успенского храма одними из первых стали интенсивно заниматься народным образованием и открыли школу.

Построенный в 1794 году храм был отреставрирован. В народе особо почитались две его святыни. Это большая резная скульптура Богоматери «Плакучая», которая была изображена державшею на Своих коленях умершего Спасителя, и одноименная икона. Образ прославился избавлением села Шубина и его окрестностей от холеры 1848 года. К этим священным изображениям русский народ прибегал за помощью в житейских неурядицах и семейных проблемах из разных уголков России. Ведь Божья Матерь, которая так оплакивала Сына, просто не может не откликнуться на страдания и молитвы простых людей! Так село Шубино стало одним из центров паломничества общероссийского масштаба.

Не было бы счастья, да несчастье помогло

Революционное безумие, охватившее Россию в первой трети XX века, не могло обойти стороной древнее село. Духовные ценности были объявлены религиозным мракобесием, а самые трудолюбивые и зажиточные крестьяне - кулаками и мироедами.


Трагедия Гражданской войны и насильственной коллективизации стала трагедией шубинцев. Власть планомерно пыталась закрыть церковь с середины 20-х годов. Из храма изъяли ценные предметы и сняли колокола. Но православная община Успенского храма Шубино продолжала отстаивать свою святыню вопреки всему. Как свидетельствуют материалы архивов, лишь в 1938 году Шубинский храм был закрыт, а здание церкви было передано конторе «Заготзерно». В том же году настоятеля храма - священника Сергия Соловьева - арестовали и расстреляли. Казалось все: история церкви закончена. Храм обречен стать зернохранилищем или магазином, разделив судьбу тысяч и тысяч поруганных святынь по всей России.

Но началась Великая Отечественная война. На страшных уроках поражений первых дней войны Сталин понял, что на одном интернационализме ее не выиграть. Ему жизненно стали необходимы такие понятия как русский народ, Отечество и патриотизм. Без Православной церкви их попросту нет. А потому он остановил волну репрессий по отношению к Церкви. В России снова зазвучали колокола и стали открываться храмы. Выживших в годы репрессий священников стали возвращать к пастве.

По официальным документам, храм Успения Божьей Матери в Шубино власти разрешили открыть в 1946 году. Но по воспоминаниям старожилов, богослужения в нем начались с 1942-1943 годов. Получается, что шубинцы сами открыли свой храм, сами нашли священника, который не побоялся возглавить эти богослужения. Имя этого батюшки до нас не дошло. Но он, вместе с жителями села, совершил духовный подвиг. Власть просто смирилась с создавшимся положением и три года спустя закрепила фактический порядок вещей на бумаге.


Дни сегодняшние

С тех пор Шубинский храм не закрывался. В 1957 году он горел, была повреждена чудотворная статуя Богоматери «Плакучая», но жители села сделали все для восстановления древней святыни. Тучи снова нависли над церковью в начале 60-х годов.

«Мы построим коммунизм к 1980 году, - заявлял Генсек КПСС Никита Хрущев, - мы истребим религиозное мракобесие, а последнего попа покажем по телевизору!»

Но прошло совсем немного времени, и самого Хрущева сняли с должности, коммунизм не построили, а Шубинский храм продолжал стоять. Он пережил правление Брежнева, катастрофу горбачевской перестройки и дожил до того, когда священники появились на телеэкранах. Поток людей, идущих в храм за молитвой, верой и любовью в тяжелые годы развала СССР, все нарастал. В 1990 году его приписали к московскому Новодевичьему монастырю в качестве подворья. Храму вернули земельный надел, сестры Новодевичьего монастыря отстроили хозяйственные постройки и корпус для послушниц.

А древнее село Шубино, видевшее времена Дмитрия Донского и Ивана Грозного, село пережившее смутное время и наполеоновское нашествие, Великую Отечественную войну и перестройку, не только помнит свою историю. Оно здесь и сейчас живет в ней. Оно дышит молитвой и трудом, как то было испокон века. А значит - село смело глядит в будущее нашего Отечества. И это будущее, верю, будет как стены Шубинского храма - светлым.

Александр Ильинский
Фото - Марины Елгозиной, иллюстрации -
«Нашествие». Илья Глазунов/ «Царь Иоанн Грозный». Илья Глазунов/«Князь Дмитрий Донской». Моторин/ «Князь Дмитрий Пожарский». Василий Нестеренко/ Екатерина Великая и Григорий Потёмкин, коллаж с картин XVIII века/ Ополченцы 1812 года/ «Казаки. Преследование». С полотна Августа Дерзано/ Партизаны. Лубочная картинка 1812 года/ «Раскулачивание» Илья Глазунов
Домодедовские вести

Обсуждайте Новости на нашем форуме в Telegram @dmdvesti.forum

Подписывайтесь на наш Telegram канал @dmdvesti

КАК ДОБАВИТЬ КАНАЛ?
После установки приложения на компьютер или смартфон просто перейдите по ссылке https://t.me/dmdvesti и следуйте дальнейшим инструкциям.



Читайте также: