Краткое содержание рассказа шукшина приезжий. Срезал. Рассказ Шукшина делится на три части

«Студент - рослый парняга с простым хорошим лицом» опаздывает на экзамен по русской литературе. Профессор сердится, но одергивает себя: парень опоздал потому, что на работе выполнял срочный заказ. Студент берет билет, готовится, начинает отвечать на вопрос по «Слову о полку Игореве». Профессор очень быстро понимает, что студент произведение не читал, а знаком в лучшем случае с «дурацким предисловием». Профессор называет такие ситуации «ягодками заочного обучения».

Студент признается, что «Слово...» только просмотрел, потому что было много срочной работы. Профессор принимается стыдить и бранить студента за нерадивость, за то, что тот, русский человек, не читал «величайшее национальное произведение». Студент смущенно просит задать ему еще вопросы, объясняет, что «готовился», Профессор задает несколько наводящих вопросов, раздражается, издевательским тоном интересуется, как же это князь попал в плен. Студент резким, решительным тоном заявляет, что профессору надо поставить ему двойку и отпустить. Он сам воевал и был в плену три месяца, а потом бежал с этапа. Профессор настойчиво пытается заставить студента связно рассказать об этом эпизоде, но тот отвечает односложно. Он ни о чем не думал в плену, ни с кем ни о чем не говорил.

Профессор принимается рассказывать студенту, что в Киеве, над Подолом (район Киева), ему постоянно приходила в голову мысль о том, что он уже когда-то бывал там, в прошлой жизни, может быть, во времена князя Игоря. Там, над Подолом, профессор «каким-то образом постигал все, что относится к войне». Например, там ему в голову пришла мысль, что часовых надо «снимать» бесшумно, напугав, подползти незаметно и очень тихо спросить о чем-нибудь нейтральном. По мнению профессора, это ощущение над Подолом приходит к нему потому, что «страна наша много воюет. Трудно воюет. Это почти всегда народная война и народное горе. И даже тот, кто не принимает непосредственного участия в войне, все равно живет теми же чувствами и заботами, какими живет народ».

Профессор интересуется, не считает ли студент его старым чудаком. Тот отвечает, что ему, напротив, очень интересно, и он старается понять профессора. Профессор дарит студенту экземпляр «Слова о полку Игореве» с дарственной надписью, настаивает, чтобы тот обязательно прочел книгу.

Выйдя из аудитории, студент открывает зачетку. Его бы устроило «удовлетворительно» по сегодняшнему предмету, и было бы неловко, если бы профессор поставил ему «хорошо» или «отлично». Ho в зачетке стоит «плохо». Засмеявшись, студент выходит на улицу. А профессор долго стоит у окна, думает.

Жительнице села в Алтайском крае бабке Маланье приходит из Москвы письмо от сына Павла. Ее приглашают погостить в столицу и обещают выслать денег на дорогу. Павел просит мать заранее дать телеграмму. Он советует лететь самолетом: так будет намного быстрее.

С Маланьей живет ее внук Шурка, ученик шестого класса. Мать отправила его к бабушке в деревню, чтобы не мешал налаживать личную жизнь. Узнав о предложении дяди, Шурка начинает мечтать о поездке в Москву. Он давно хотел побывать в далекой столице. Маланья тоже никогда не была в Москве, а детей Павла видела только на фотокарточке.

Немного поразмыслив, женщина решает взять Шурку с собой – не так будет «боязно» вдвоем. Придется только подождать школьных каникул. Посоветовавшись с соседями, Маланья окончательно решает ехать. Она диктует внуку телеграмму в Москву. В ней женщина сообщает, что приедет с Шуркой после новогодних праздников. Телеграмму Маланья составляет как письмо, полное переживаний и пространных рассуждений. На замечание внука, что обойдется такое послание рублей в двадцать, она только отмахивается.

Маланья никогда не летала самолетом и поэтому приглашает к себе школьного завхоза Егора Лизунова, бывалого путешественника. Она усаживает гостя за стол и угощает его пивом собственного изготовления. Лизунов, нахваливая напиток, рассказывает, что прямого рейса в Москву нет, до столицы можно долететь самолетом из Новосибирска. Он предостерегает, чтобы бабушка с внуком не перепутали кассы, а то и во Владивосток улететь можно.

Выпивая стакан за стаканом, Егор делится собственным опытом перелетов, объясняя опасности во всех деталях. Он начинает сочинять всякие небылицы. Лизунов рассказывает, что двигатели самолетов часто воспламеняются. Он сам был свидетелем такого происшествия: во время полета вспыхнул мотор. А еще пассажирам не раздают парашюты. Поэтому, когда самолет падает, все погибают. От человека остается всего 300 граммов вместе с одеждой.

Баба Маланья, слушая эти рассказы, приходит в ужас. Шурка сначала с большим интересом смотрит на Лизунова, а потом начинает подозревать в словах завхоза ложь. На прощание пьяный Егор советует Маланье лететь в хвостовой части салона, поскольку там безопаснее.

Бабка, не на шутку напуганная рассказами Егора, решает ехать поездом. Но Шурка замечает, что дорога в один конец займет все зимние каникулы, поэтому съездить в столицу и обратно до начала учебы они не успеют. Тогда Маланья откладывает поездку до летних каникул.

В тот же день бабка диктует внуку письмо. В нем она сообщает Павлу, что прибудет в Москву не раньше лета. Маланья хочет взять собой внука, а зимой его каникулы слишком короткие. Шурка приписывает к письму строчки от себя, в которых объясняет, что бабушка напугана глупыми рассказами Егора Лизунова. Он советует Павлу пристыдить Маланью. Сын – летчик, Герой Советского Союза, а его мать боится какого-то гражданского самолета.

Шурка просит дядю, чтобы тот уговорил бабушку лететь зимой, ведь летом много хлопот по хозяйству. Они – сельские жители и не смогут вырваться в самый разгар сезонных работ, поэтому летний вояж, скорее всего, не состоится.

Маланья сама запечатывает и подписывает конверт. Ночью бабушка и внук долго не могут уснуть, размышляют о возможном путешествии.

  • «Сельские жители», анализ рассказа Шукшина
  • «Чудик», анализ рассказа Шукшина
  • «Микроскоп», анализ рассказа Шукшина
  • «Калина красная», анализ повести Шукшина

Название произведения: Срезал

Год написания: 1970

Жанр произведения: рассказ

Главные герои: Константин Иванович - кандидат наук, Валя - его жена, Глеб Капустин - мужик

Сюжет

К старухе в гости приехал сын Константин с женой - кандидаты наук и внучка школьница. С собой имели много поклажи. Из деревни походило много известных людей. Всех их, по традиции, экзаменовал, или срезал Глеб Капустин. Деревенские мужики пошли проведать кандидата. Тот их дружелюбно принял, но вскоре разговор пошел в другое русло. Глеб поднимал вопросы о стратегической философии, натурфилософии, проблеме шаманизма и даже космической темы. Константину Ивановичу беседа кажется нелепостью. Оказавшись под давлением в итоге кандидат наук выглядел растерянно. Тогда Глеб посоветовал ему быть скромнее. Он восхитил мужиков шириной знаний и умением «срезать» оппонента. Но они, все же, испытывали жалость к приезжим гостям.

Вывод (мое мнение)

Урок рассказа заключается в том, что жестокостью и словесными баталиями ничего не достичь. Люди могут такого человека уважать, но не любить. Когда человеком движет зависть - разрушаются отношения. Важно радоваться успехам других, хвалить за достижения. Тогда будет процветать мир и любовь. В то же время интеллигентному человеку не стоит опускаться до уровня ниже, оскорбляя пустословов. Доказывать правоту нужно поступками, а не словами.

Рассказ «Срезал» Шукшина, написанный в 1970 году, поднимает серьезные социальные и нравственные проблемы, среди которых наиболее выделяются падение нравов и невежество деревенских жителей.

Для лучшей подготовки к уроку литературы и рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Срезал», а после – проверить свои знания при помощи теста на нашем сайте.

Главные герои

Константин Иванович Журавлев – кандидат, умный образованный, воспитанный мужчина.

Глеб Капустин – неглубокий, ехидный, завистливый к чужим успехам мужчина.

Другие персонажи

Валентина Журавлева – супруга Константина Ивановича, также кандидат.

Агафья – мать Константина Журавлева.

Мужики – односельчане Журавлева, малограмотные жители села.

В небольшую деревушку под названием Новая приезжает кандидат наук Константин Журавлев с супругой и дочкой – мать « попроведовать, отдохнуть ». Будучи уже совершенно городским жителем, он решает с семьей провести время в родной деревне, вдали от суеты и проблем большого города.

К вечеру все жители Новой знали, что к старухе Агафье Журавлевой на такси приехал « богатый, ученый » сын и привез подарки: « электрический самовар, цветастый халат и деревянные ложки ».

Вечером того же дня селяне после работы собираются у крыльца дома Глеба Капустина – начитанного и ехидного мужика сорока лет. Так уж сложилось, что из этой деревни вышло немало « знатных людей: один полковник, два летчика, врач, корреспондент ».

По заведенным обычаям, когда такой человек приезжал на малую родину, в его доме собирался народ, чтобы послушать истории успешного земляка. Капустин же славился умением «срезать» знатного гостя – то есть, поставить его в неловкое, иногда даже унизительное положение перед сельчанами.

В этот раз Капустин в компании товарищей держит путь к дому старухи Журавлевой. По дороге он узнает, что кандидатом является не только Константин Иванович, но и его жена Валя, вот только « в какой области кандидаты » – неизвестно.

Константин Иванович радостно встречает гостей, просит мать накрыть на стол. Он принимается вспоминать детство, школьные годы со своими давнишними приятелями. Тем временем Глеб, который « был родом из соседней деревни », разговор этот не поддерживает, и явно готовится к нападению.

Узнав, что Журавлев работает на филфаке, Глеб оживает, и принимается задавать вопросы, касающиеся философии – о « первичности духа и материи », « понятии невесомости ». Эти мудреные слова вычитаны Капустиным из журналов и газет, и смысла их он совершенно не понимает, но держит перед односельчанами марку.

Капустин вызывает у супругов искренний смех своим вопросом об их отношении « к проблеме шаманизма в отдельных районах Севера », а также к тому, « что Луна тоже дело рук разума ». Журавлевы теряются, и не знают, как правильно реагировать на этот поток явного абсурда, но, будучи хорошо воспитанными людьми, не уличают гостя в безграмотности.

Константин Иванович старается держать доброжелательный тон с гостем, но Капустин настроен весьма решительно – он во что бы то ни стало должен доказать перед односельчанами свое превосходство над кандидатами, ничего не смыслящими в «серьезных» вопросах.

Заметив, как на одну из сказанных им глупостей Журавлев многозначительно переглядывается с женой, Капустин « взмыл ввысь », чтобы нанести сокрушительный удар. Он принимается обвинять супругов в том, что они не читают газет, и « что кандидатство – это ведь не костюм, который купил – и раз и навсегда ». Напоследок он просит чету Журавлевых чаще спускаться на землю – « падать будет не так больно ».

На закономерный вопрос Валентины, в чем же, собственно, заключается их нескромность, Капустин по своему обычаю уходит от прямого ответа и предлагает им подумать на этим на досуге.

Глеб признается, что любит « по носу щелкнуть – не задирайся выше ватерлинии ». Он в одиночестве покидает дом Журавлевых, а мужики, всегда с большим удовольствием наблюдающие его нападки на знатных людей, довольны – и в этот раз Глебу удалось их ловко «срезать». Капустин восхищает и неизменно удивляет односельчан, но не пользуется любовью из-за своего злого, жестокого характера, потому что « жестокость никто, никогда, нигде не любил еще ».

На следующий день Капустин, придя на работу, как бы между прочим интересуется у мужиков: «Ну, как там кандидат-то?» . Ему обязательно нужно узнать о безоговорочном унижении городского «выскочки» и услышать подтверждение собственной значимости.

Заключение

В своей книге Шукшин высмеивает невежественных людей, не способных принять чужого успеха и из чувства сильной зависти желающих унизить и как можно больнее уколоть действительного умного и образованного человека.

Краткий пересказ «Срезал» пригодится для читательского дневника, а также при подготовке к уроку литературы.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 362.

Сашку Ермолаева обидели. В субботу утром он собрал пустые бутылки из-под молока и сказал маленькой дочери: «Маша, пойдешь со мной?» - «Куда? Гагазинчик?» - обрадовалась девочка. «И рыбы купите», - заказала жена. Саша с дочкой пошли в магазин. Купили молока, масла, пошли смотреть рыбу, а там за прилавком - хмурая тетя. И почему-то продавщице показалось, что это стоит перед ней тот самый парень, что вчера дебош пьяный в магазине устроил. «Ну как - ничего? - ядовито спросила она. - Помнишь про вчерашнее?» Сашка удивился, а та продолжала: «Чего глядишь?.. Глядит, как Исусик…» Почему-то Сашка особенно оскорбился за этого «Исусика». «Слушайте, вы, наверно, сами с похмелья?.. Что вчера было?» Продавщица засмеялась: «Забыл». - «Что забыл? Я вчера на работе был!» - «Да? И сколько плотют за такую работу?.. Да ещё стоит, рот разевает с похмелья!» Сашку затрясло. Может, оттого он так остро почувствовал обиду, что последнее время наладился жить хорошо, забыл даже, когда выпивал… И оттого, что держал в руке маленькую руку дочери. «Где у вас директор?» И Саша ринулся в служебное помещение. Там сидела другая женщина, завотделом: «В чем дело?» - «Понимаете, - начал Сашка, - стоит… и начинает ни с того ни с сего… За что?» - «Вы спокойнее, спокойнее. Пойдемте выясним». Сашка и завотделом прошли в рыбный отдел. «Что тут такое?» - спросила завотделом у продавца. «Напился вчера, наскандалил, а сегодня я напомнила, так ещё вид возмущенный делает». Сашку затрясло: «Да не был я вчера в магазине! Не был! Вы понимаете?» А между тем сзади уже очередь образовалась. И стали раздаваться голоса: «Да хватит вам: был, не был!» «Но как же так, - обратился Сашка к очереди. - Я вчера и в магазине не был, а мне скандал какой-то приписывают». - «Раз говорят, что был, - ответил пожилой человек в плаще, - значит, был». - «Да вы что?» - попытался что-то ещё сказать Сашка, но понял, что бесполезно. Эту стенку из людей не прошибешь. «Какие дяди плохие», - сказала Маша. «Да, дяди… тети…» - бормотал Сашка.

Он решил дождаться этого в плаще и спросить, зачем он угодничает перед продавцом, ведь так мы и плодим хамов. И тут вышел этот пожилой, в плаще. «Слушайте, - обратился к нему Сашка, - хочу поговорить с вами. Почему вы заступились за продавца? Я ведь действительно не был вчера в магазине». - «Иди проспись сначала! Он ещё будет останавливать… Поговоришь у меня в другом месте», - заговорил мужчина в плаще и тут же кинулся в магазин. Милицию пошел вызывать, понял Сашка и, даже немного успокоившись, пошел с Машей домой. Он задумался о том человеке в плаще: ведь мужик. Жил долго. И что осталось: трусливый подхалим. А может, он и не догадывается, что угодничать нехорошо. Сашка и раньше видел этого человека, он из дома напротив. Узнав во дворе у мальчишек фамилию этого человека - Чукалов - и номер квартиры, Сашка решил сходить объясниться.

Чукалов, открыв дверь, сразу же позвал сына: «Игорь, вот этот человек обхамил меня в магазине». - «Да это меня обхамили в магазине, - попытался объясниться Сашка. - Я хотел спросить, почему вы… подхалим­ничаете?» Игорь сгреб его за грудки - раза два стукнул головой о дверь, протащил к лестнице и спустил вниз. Сашка чудом удержался на ногах - схватился за перила. Все случилось очень скоро, ясно заработала голова: «Довозмущался. Теперь унимай душу!» Сашка решил сбегать домой за молотком и разобраться с Игорем. Но едва выскочил он из подъезда, как увидел летящую по двору жену. У Сашки подкосились ноги: с детьми что-то случилось. «Ты что? - спросила она заполошно. - Опять драку затеял? Не притворяйся, я тебя знаю. На тебе лица нет». Сашка молчал. Теперь, пожалуй, ничего не выйдет, «Плюнь, не заводись, - взмолилась жена. - О нас подумай. Неужели не жалко?» У Сашки навернулись слезы. Он нахмурился, сердито кашлянул. Дрожащими пальцами вытащил сигарету, закурил. И покорно пошел домой.



Читайте также: