Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Яркая молния передёрнула небо и я увидел над окном дымный облачный вал.
2) Идеальный дворянин должен был походить на героя рыцарских романов и на персонажа античной истории и на христианского проповедника.
3) Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребёнка в училище живописи.
4) Дачники лениво гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев.
5) Античность в Греции предстала перед В.А. Серовым в её чистом виде и художник воспринял эту страну как реализованную мечту о большом искусстве.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
1)Яркая молния передёрнула небо, и я увидел над окном дымный облачный вал.
2)Идеальный дворянин должен был походить на героя рыцарских романов, и на персонажа античной истории, и на христианского проповедника.
3)Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребёнка в училище живописи.
4)Дачники лениво гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев.
5)Античность в Греции предстала перед В.А. Серовым в её чистом виде, и художник воспринял эту страну как реализованную мечту о большом искусстве.
1-е и 5-е -предложения ССП.
Ответ: 1 и 5
Ответ: 15|51
Актуальность: 2016-2017
Сложность: обычная
Раздел кодификатора: Знаки препинания в ССП и предложении с однородными членами
Правило: Задание 16. Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ И В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
В этом задании проверяются знания двух пунктограмм:
1. Запятые в простом предложении с однородными членами.
2. Запятые в сложносочинённом предложении, части которого соединяют сочинительные союзы, в частности, союз И.
Цель : найти ДВА предложения, в которых нужно поставить ПО ОДНОЙ запятой в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно указывать номера тех предложений, где была ПОСТАВЛЕНА пропущенная запятая, так как бывают такие случаи, что в предложении уже есть запятая, например, при деепричастном обороте. Её мы не считаем.
Не следует искать запятые при различных оборотах, вводных словах и в СПП: по спецификации в данном задании проверяются лишь три указанные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены
Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.
Условные обозначения:
ОЧ - однородные члены.
ССП - сложносочинённое предложение.
Алгоритм выполнения задания должен быть таким:
1. Определяем количество основ.
2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.
3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).
Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.
15.1 ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ
Однородные члены предложения - это такие члены, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Однородные члены предложения (как главные, так второстепенные) всегда соединёны сочинительной связью, с союзом или без него.
Например: В «Детских годах Багрова–внука» С. Аксаков с подлинно поэтическим воодушевлением описывает и летние , и зимние картины русской природы.
В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.
В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов. Так, в предложении Вскоре ударил тяжёлый ливень и покрыл шумом дождевых потоков и порывы ветра, и стоны соснового бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл ; два дополнения, порывы и стоны .
Обратите внимание : в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.
Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.
15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.
Общая схема : О , О , О .
Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.
Пример : жёлтые, зелёные, красные яблоки.
15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ
Общая схема : О и/да/либо/или О .
Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.
Пример 1 : На натюрморте изображены жёлтые и красные яблоки.
Пример 2 : Везде её встречали весело и дружелюбно .
Пример 3 : Только ты да я останемся жить в этом доме.
Пример 4 : Я приготовлю рис с овощами либо плов .
15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.
Общая схема : О , О и О .
Правило: Если последний однородный член присоединяется союзом и, то запятая перед ним не ставится.
Пример : На натюрморте изображены жёлтые, зелёные и красные яблоки.
15.1.4. Однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дважды
Правило: При различных комбинациях союзного (пункт 15.1.2) и бессоюзного (пункт 15.1.1) сочетания однородных членов предложения соблюдается правило: если однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дважды, то запятая ставится между всеми однородными членами
Общая схема : О , и О , и О .
Общая схема : и О , и О , иО .
Пример 1 : На натюрморте изображены жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.
Пример 2 : На натюрморте изображены и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.
Более сложные примеры :
Пример 3 : От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи - от всего побежали далеко длинные тени.
Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.
Пример 4 : Было грустно и в весеннем воздухе , и на темневшем небе , и в вагоне . Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.
Пример 5 : Дома, и деревья, и тротуары были укрыты снегом . Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.
Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой , ибо это не между ОЧ, а после него.
Именно эта схема часто воспринимается за ошибочную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.
Обратите внимание : данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.
Рассмотрим примеры.
Пример 1 : По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые ; собирались и читали . Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.
Пример 2: Вечером Вадим ушёл в свою комнату и сел перечитывать письмо и писать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.
15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)
Схема: О , а/но/да О
Правило: При наличии союза А, НО, ДА(=но) запятые ставятся.
Пример 1: Ученик пишет быстро , но неаккуратно .
Пример 2: Малыш уже не хныкал , а плакал навзрыд.
Пример 3: Мал золотник, да дорог .
15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ
Схема: О , илиО , или О
Правило: при двукратном повторении других союзов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ставится всегда:
Пример 1: А старик расхаживал по комнате и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.
Обратите внимание, что в предложении имеются также однородные обстоятельства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.
После сказуемого «расхаживал» запятой нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4)
15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.
Правило: При двойных союзах запятая ставится перед второй его частью. Это союзы как... так и; не только... но и; не столько... сколько; насколько... настолько; хотя и... но; если не... то; не то что... но; не то чтобы... а; не только не, а, скорее... чем и другие.
Примеры: Я имею поручение как от судьи , так равно и от всех наших знакомых .
Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тонким психологом .
Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна .
Туманы в Лондоне бывают если не каждый день , то через день непременно.
Он был не столько расстроен , сколько удивлен сложившейся ситуацией.
Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при выполнении задания 7 (тип «ошибка на однородные члены») мы уже встречались с этими союзами.
15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно
Общая схема: Схема: О и О , О и О
Правило: При попарном объединении второстепенных членов предложения запятая ставится между парами (союз И действует локально, только внутри групп):
Пример1: Аллеи, засаженные сиренями и липами , вязами и тополями , вели к деревянной эстраде .
Пример 2: Песни были разные: про радость и горе , день прошедший и день грядущий .
Пример 3: Книги по географии и туристские справочники , друзья и случайные знакомые твердили нам, что Ропотамо – один из самых красивых и диких уголков Болгарии.
15.1.9.Не являются однородными, поэтому не выделяются запятыми:
Ряд повторов, имеющих усилительный оттенок - это не однородные члены.
А снег шёл и шёл.
Простые осложнённые сказуемые также не являются однородными
Сказал так сказал, пойду проверю.
Фразеологизмы с повторяющимися союзами не являются однородными членами
Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь
Если в предложении есть неоднородные определения , которые стоят перед поясняемым словом и характеризуют один предмет с разных сторон, между ними нельзя вставить союз и.
Из глубины цветка неожиданно поднялся сонный золотистый шмель.
15.2. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.
Пример: Три раза зимовал он в Мирном, и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.
В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основных разряда:
1) ССП с соединительными союзами (и; да в значении и; ни..., ни; тоже; также; не только..., но и; как..., так и);
2) ССП с разделительными союзами (то..., то; не то..., не то; или; либо; то ли..., то ли);
3) ССП с противительными союзами (а, но, да в значении но, однако, зато, но зато, только, же).
15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.
Запятая между частями сложного предложения ставится по основному правилу, то есть ВСЕГДА, за исключением особых условиях , которые ограничивают действие этого правила. Об этих условиях сказано во второй части правила. В любом случае, чтобы определить, является ли предложение сложным, необходимо найти его грамматические основы. Что нужно учитывать при этом:
а) Далеко не всегда каждое простое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, частотны предложения с одной безличной частью , со сказуемым в неопределённо-личном предложении . Например: Много труда предстоит ему, и он это знал .
Схема: [предстоит ], и [он знал ].
В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.
Схема: [позвонили ], и [никто не сдвинулся ].
б) Подлежащее может быть выражено местоимениями, как личными, так и других разрядов: Я вдруг услышал до боли знакомый голос, и это вернуло меня к жизни.
Схема: [Я услышал ], и [это вернуло ]. Не теряйте местоимения в роли подлежащего, если оно дублирует подлежащее из первой части! Это два предложения, у каждого своя основа, например: Художник был хорошо знаком со всеми гостями, и он немного удивился , увидев незнакомое ему лицо.
Схема: [Художник был знаком], и [он удивился ]. Сравним с аналогичной конструкцией в простом предложении: Художник был хорошо знаком со всеми гостями и немного удивился , увидев незнакомое ему лицо. [О Сказ и О Сказ].
в) Поскольку сложное предложение состоит из двух простых, то вполне вероятно, что каждое из них может иметь однородные члены в своём составе. Запятые ставятся и по правилу однородных членов, и по правилу сложносочинённого предложения. Например: Листья багряные, золотые падали тихо на землю, и ветер кружил их в воздухе и подбрасывал . Схема предложения: [Листья падали], и [ветер О Сказ и О Сказ ].
15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении
В школьном курсе русского языка единственным условием, при котором между частями сложного предложения не ставится запятая, есть наличие общего второстепенного члена .
Самое сложное для учащихся -это понять, есть ли общий второстепенный член предложения , который даст право не ставить запятую между частями, или его нет. Общий- значит, относящийся одновременно и к первой части, и ко второй. Если общий член есть -запятая между частями ССП не ставится . Если он есть, то во второй части не может быть аналогичного второстепенного члена , он только один, стоит в самом начале предложения. Рассмотрим простые случаи:
Пример 1 : Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу .
Оба простых предложения в равной мере могут претендовать на обстоятельство времени «через год». Что случилось через год ? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.
Перестановка общего члена в конец предложения меняет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смогла выйти на работу через год . И теперь этот второстепенный член уже не общий, а относится лишь ко второму простому предложению. Поэтому для нас так важно во-первых, место общего члена, только начало предложения , а во вторых, общий смысл предложения.
Пример 2 : К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру ? Ветер утих. Начало подмораживать.
Теперь более сложный пример 1 : На окраине города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была вполне весенняя картина . В предложении два обстоятельства, у каждого простого- своё. Именно поэтому запятая поставлена . Общего второстепенного члена нет. Таким образом, наличие второго второстепенного члена такого же типа (места, времени, цели) во втором предложении даёт право поставить запятую.
Пример 2 : К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится .
Необходимо отметить, что бывают и другие случаи, при которых запятая не ставится между частями сложносочинённого предложения. К ним относится наличие общего вводного слова, общей придаточной части, а также двух предложений неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти случаи не включались в задания ЕГЭ, и в пособиях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.
31. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Три раза зимовал он в Мирном () и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.
1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
32.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Ипполит Матвеевич (1) погрязая в стыде (2) стоял под акацией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три заученные фразы.
1) 1, 2 2) 1, 2, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 3, 4
33. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Во вновь организуемом туристическом лагере вовсю кипела работа: люди таскали дрова, ставили палатки, распаковывали грузы.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.
3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
34.Укажите предложение, в котором нужно поставить однузапятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.
2) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.
3) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.
4) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.
35.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Индивидуальность писателя проявляется даже в предпочтении того или иного цветового эпитета.
2) Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно и в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах.
3) Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.
4) Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.
36.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Для литераторов XVIII века (1) разумеется (2) была очевидна существенная разница между тогдашним разговорным «живым употреблением» и старинным литературным языком. Этот литературный язык соотносился с русским разговорным языком (3) по данным лингвистов (4) так же, как язык прошлого с языком современным.
1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 3
37.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Портрет В. Лопухиной (1) сочетающей в себе (2) красивую внешность и одновременно душевную пустоту (3) становится загадкой (4) скрывающей (5) истинный замысел художника.
1) 1, 3, 4 2) 1, 2, 3 3) 2, 4, 5 4) 1, 2, 3, 4, 5
38.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
40.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
1) Яркая молния передёрнула небо () и я увидел над окном дымный облачный вал.
2) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.
3) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность.
4) Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.
5) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.
Задание 16
Вскидывается мелкая рыбёшка (1) оставляя после себя на сонной воде (2) медленно разбегающиеся (3) колечки (4) похожие на шлепки дождевых капель.
Задание 17
А. П. Сумароков, последовательно выступавший за простоту и ясность художественной речи, был (1) конечно (2) талантливейшим писателем середины XVIII века. В своих поэтических и драматических произведениях он (3) по мнению многих литературоведов (4) опирался на повседневную, обыденную речь интеллигенции того времени.
Задание 18
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Пушкин крайне заинтересовался рассказом П. В. Нащокина и принялся за составление планов, а вскоре и за писание романа (1) герой (2) которого (3) в первоначальном плане (4) фигурирует под фамилией Островского, измененной затем на Дубровского.
Задание 19
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры укажите в порядке возрастания.
Вскоре Николай был произведён в ротмистры (1) и (2) когда полк был поставлен на военное положение (3) опять получил свой прежний эскадрон (4) в котором его помнили и любили.
Задание 20
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. Цифры укажите в порядке возрастания.
Родителей современных подростков более всего беспокоит то, что их дети целые дни проводят у телевизоров.
Родители современных подростков даже при большом желании не сумеют научиться ориентироваться в виртуальном пространстве.
Образованный человек не должен пользоваться Интернетом.
Современные подростки общаются сегодня через Интернет.
Визит к специалисту необходим лишь в том случае, если у подростка начинают проявляться признаки интернет-зависимости.
(1)В последние несколько лет к обычным страхам родителей прибавился ещё один. (2)Всё чаще подростки пугают нас пристрастием к виртуальному общению. (3)Вот примеры жалоб. «(4)Детей не оттащишь от компьютера. (5)Сидят сутками. (6)Какие-то аськи, агенты, чаты, форумы...» «(7)Я не понимаю, какое может быть от этого удовольствие. (8)Но сын сидит у монитора, смеётся чему-то, а то и кулаком по столу бьёт. (9)Мне кажется, он сходит с ума - разговаривает сам с собой». «(10)Раньше играл в видеоигры, это отнимало много времени, уроки забросил, а теперь вообще из рук вон - будто его нет дома. (11)Целыми днями в Сети, говорит, у них там тусовка...» (12)Примерно так начинается разговор обеспокоенных родителей с педагогами и психологами. (13)Потом выясняются детали: вместе с увлечением компьютерными разговорами стала падать успеваемость, ребёнок всё время проводит дома, сидит и смотрит в экран. (14)Уроки подросток не делает, по дому не помогает, на улицу не ходит, спортом не занимается. (15)Вместо разговоров по телефону и прогулок допоздна всё чаще дети общаются друг с другом через Интернет. (16)Вообще-то и раньше мы подобные жалобы слышали, только зло исходило тогда не от компьютера, а от телефона или телевизора. (17)Теперешние «компьютерные» дети - потомки своих «телевизионных» родителей. (18)Как решалась эта проблема, когда сегодняшние родители были подростками? (19)Скорее всего, они из неё просто выросли... (20)Мне могут возразить, что не все же просиживали бесконечные часы у телеэкрана; кто-то уже в юности чётко знал, чем будет заниматься в жизни. (21)Многие рано стали ответственными, потому что у кого-то были младшие братья и сестры, на кого-то подействовал пример ответственных взрослых, а кто-то - неизвестно как и почему. (22)И хотя родители всерьёз опасались за их будущее, они стали вполне самостоятельными людьми, с разными профессиями и судьбами, у многих семьи... (23)К чему я всё это говорю? (24)К тому, что вот телевидение оказалось не опасным само по себе. (25)Как ни обидно кому-то сознавать собственную «отсталость», придётся смириться с тем, что Интернет стал частью нашей жизни и уже никуда не денется. (26)Умение ориентироваться в нём и использовать его возможности становится условием успешной жизни во многих смыслах. (27)Из неограниченного источника информации он превратился также в торговую сеть, способ общения, средство образования... (28)То ли ещё будет. (29)Нам стоит поучиться у детей. (30)Мне тоже в своё время пришлось пройти через период раздражения и недовольства. (31)А сейчас с помощью сына стала неплохо ориентироваться в виртуальном пространстве. (32)Бывает, тоже «не оттащишь»... (ЗЗ)Времяпрепровождение в он-лайне вполне допустимо для подростков. (34)Скорее всего, это невредное увлечение лежит в пределах возрастной нормы. (35)Хотя в отдельных случаях необходимо провести анализ ситуации. (З6)Если виртуальное общение стало всепоглощающей страстью, подросток замкнулся или стал агрессивен, обеднел его словарный запас или есть другие волнующие вас симптомы, нельзя откладывать визит к специалисту. (37)Только важно учесть: борьбу надо будет вести не с компьютером, а с причинами, породившими зависимость.
- Прогулка или разговор с другом были одинаково приятны для меня.
- Сумрак скрыл очертания лица и фигуры Ольги и набросил на неё как будто покрывало.
- На земле жилось нелегко и поэтому я очень полюбил бездонное небо.
- Ученье да труд всё перетрут.
- В колледже он с увлечением занимался как гуманитарными так и естественно-математическими дисциплинами.
- Некоторые акварельные произведения относятся как к живописи так и к графике.
- Океан словно замер и рокочет тихо и вкрадчиво.
- Ответы вы можете дать или в устной или письменной форме.
- Арбуз и спел и сахарист и очень вкусен.
- Со стороны улицы у штакетника стоял пышный багряный клён и ронял свои листья в маленький садик.
- Жизнь для равнодушного человека быстро теряет краски и он остаётся один со своим благополучием.
- Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах.
- Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.
- Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.
- Человеческое мышление формируется с помощью языка и оказывается с ним прочно связанным.
- Яркая молния передёрнула небо и я увидел над окном дымный облачный вал.
- Идеальный дворянин должен был походить на героя рыцарских романов и на персонажа античной истории и на христианского проповедника.
- Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребёнка в училище живописи.
- Дачники лениво гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев.
- Античность в Греции предстала перед В.А. Серовым в её чистом виде и художник воспринял эту страну как реализованную мечту о большом искусстве.
. Части сложного предложения соединены союзом И
. У них нет общего второстепенного члена предложения или вводного слова, нет общей придаточной части, значит, в сложносочинённом предложении ставим запятую перед союзом: Яркая молния передёрнула небо, и я увидел над окном дымный облачный вал.
Второе предложение простое – в нём одна грамматическая основа: (кто?) дворянин (что делал?) должен был походить . Есть однородные члены предложения – дополнения: должен был походить (на кого?) на героя , (на кого?) на персонажа , (на кого?) на проповедника . Дополнения соединены повторяющимися союзами И…И , но однородный ряд начинается перед первым союзом, поэтому ставим запятые перед ним и перед следующим: Идеальный дворянин должен был походить на героя рыцарских романов, и на персонажа античной истории, и на христианского проповедника.
Третье предложение простое – в нём одна грамматическая основа, но с однородными сказуемыми: (кто?) преподаватель (что сделал?) обратил внимание , (что сделал?) убедил отдать . Сказуемые соединены одиночным союзом И , перед которым запятую не ставим. Ещё есть однородные дополнения: обратил внимание (на что?) на способности , (на что?) склонности . Они тоже соединены одиночным союзом И , перед которым запятую не ставим: Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребёнка в училище живописи.
Четвёртое предложение простое – одна грамматическая основа, но с однородными сказуемыми: (кто?) дачники (что делают?) гуляют , (что делают?) сидят . Сказуемые соединены одиночным союзом ИЛИ , перед которым не ставим запятую: Дачники лениво гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев.
Пятое предложение сложное, в нём две основы: (что?) античность (что сделала?) предстала и (кто?) художник (что сделал?) воспринял . Части сложного предложения соединены союзом И . У них нет общего второстепенного члена предложения или вводного слова, нет общей придаточной части. Значит, в сложносочинённом предложении ставим перед союзом запятую: Античность в Греции предстала перед В.А. Серовым в её чистом виде, и художник воспринял эту страну как реализованную мечту о большом искусстве.
Следовательно, правильный ответ – предложения 1 и 5 .
Задание 1
Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую .
Пояснение
Первое предложение простое, потому что в нём одна грамматическая основа с однородными подлежащими: (что?) прогулка , (что?) разговор были приятны ИЛИ . Значит, запятую в этом предложении не ставим: Прогулка или разговор с другом были одинаково приятны для меня.
Второе предложение тоже простое, потому что в нём одна основа с однородными сказуемыми: сумрак (что сделал?) скрыл , (что сделал? ) набросил . Сказуемые соединены одиночным союзом И . Запятую перед ним не ставим. И есть однородные дополнения: очертания (чего?) лица , (чего?) фигуры , которые тоже соединены одиночным союзом И , перед которым запятую не ставим. Значит, в этом предложении запятых нет: Сумрак скрыл очертания лица и фигуры Ольги и набросил на неё как будто покрывало.
Третье предложение сложное, потому что в нём две грамматические основы: первая – жилось (состоит из одного сказуемого), вторая – я полюбил . Части сложносочинённого предложения соединены союзом И . У них нет общего второстепенного члена предложения или вводного слова, нет общей придаточной части. Значит, в сложносочинённом предложении перед союзом И ставим запятую: На земле жилось нелегко, и поэтому я очень полюбил бездонное небо.
Четвёртое предложение простое, потому что в нём одна грамматическая основа с однородными подлежащими: (что?) ученье , (что?) труд перетрут . Подлежащие соединены одиночным союзом ДА в значении И Ученье да труд всё перетрут.
Пятое предложение простое, потому что в нём одна основа: он занимался дисциплинами (какими?) гуманитарными , (какими?) естественно-математическими КАК , ТАК И . Перед второй частью союза ставим запятую: В колледже он с увлечением занимался как гуманитарными, так и естественно-математическими дисциплинами.
Следовательно, правильный ответ – предложения 3 и 5 .
Пояснение
При выполнении этого задания в первую очередь определите грамматические основы в предложении: одна основа – простое предложение, две и более – сложное. Затем определите, есть ли в предложении однородные члены, связаны ли они союзной или бессоюзной связью, и в зависимости от этого применяйте подходящее правило.
Рассмотрим каждое предложение.
Первое предложение простое, потому что в нём одна грамматическая основа, но с однородными подлежащими и однородными сказуемыми: (кто?) дети , (кто?) взрослые (что делали?) собирались , (что делали?) читали . Однородные подлежащие соединены одиночным союзом И , перед которым запятую не ставим. И однородные сказуемые соединены одиночным союзом И , перед которым запятую не ставим. Значит, в этом предложении нет запятых: По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух.
Второе предложение простое, потому что в нём одна грамматическая основа: интонация лежит . В предложении есть однородные члены – дополнения: на грани (чего?) словесного , (чего?) несловесного , (чего?) сказанного , (чего?) несказанного . Они сгруппированы попарно, и в каждой паре слова соединены одиночным союзом И , перед которым запятая не ставится. А вот между собой эти пары соединены бессоюзной связью, значит, между ними надо поставить запятую (перед второй парой слов): Интонация всегда лежит на грани словесного и несловесного, сказанного и несказанного.
Третье предложение сложное: в нём две грамматические основы – безмолвие царило и солнце погружалось . Части предложения соединены союзом И , у них нет общего второстепенного члена предложения или вводного слова, нет общей придаточной части. Значит, перед союзом И в сложносочинённом предложении ставим запятую: Царило безмолвие, и солнце погружалось в пепел туч.
Четвёртое предложение простое, потому что в нём одна грамматическая основа: Иван был сонливый ленивый . Прилагательные сонливый , ленивый входят в составное именное сказуемое, соединены одиночным союзом ДА в значении И , перед ним запятая не ставится: Иван был почти всегда сонливый да ленивый.
Пятое предложение простое, потому что в нём одна грамматическая основа, состоящая только из сказуемого: хотелось застать . Есть однородные члены предложения – обстоятельства: хотелось застать (где?) на полянке , (где?) на берегу . Они соединены одиночным союзом ИЛИ , перед которым запятая не ставится: Мне хотелось застать медведя гденибудь на полянке или за рыбной ловлей на берегу реки.
Следовательно, правильный ответ – предложения 2 и 3 .
Задание 3
Пояснение
При выполнении этого задания в первую очередь определите грамматические основы в предложении: одна основа – простое предложение, две и более – сложное. Затем определите, есть ли в предложении однородные члены, связаны ли они союзной или бессоюзной связью, и в зависимости от этого применяйте подходящее правило.
Рассмотрим каждое предложение.
Первое предложение простое, потому что у него одна грамматическая основа: (что?) произведения (что делают?) относятся относятся (к чему?) к живописи , (к чему?) к графике . Они соединены двойным союзом КАК , ТАК И . Перед второй частью этого союза ставим запятую: Некоторые акварельные произведения относятся как к живописи, так и к графике.
Второе предложение простое, потому что одна грамматическая основа, но с однородными сказуемыми: океан словно замер, рокочет И , перед которым запятая не ставится. Есть ещё однородные члены – обстоятельства: рокочет (как?) тихо , (как?) вкрадчиво И , перед которым запятая не ставится: Океан словно замер и рокочет тихо и вкрадчиво.
Третье предложение простое – в нём одна грамматическая основа: (кто?) вы (что делаете?) можете дать . Есть однородные члены предложения – определения: в форме (какой?) устной , (какой?) письменной ИЛИ…ИЛИ , значит, перед вторым союзом ставим запятую: Ответы вы можете дать или в устной, или письменной форме.
Четвёртое предложение простое, в нём одна грамматическая основа с однородными сказуемыми: (что?) арбуз (каков?) спел , (каков?) сахарист , (каков?) вкусен . (Краткие прилагательные выступают в роли сказуемых.) Все три однородных сказуемых соединены повторяющимися союзами И…И , перед вторым и третьим союзами ставим запятые: Арбуз и спел, и сахарист, и очень вкусен.
Пятое предложение простое, в нём одна грамматическая основа с однородными сказуемыми: (что?) клён (что делал?) стоял , (что делал?) ронял И , перед которым запятую не ставим. Обратите внимание на определения к слову клён : пышный и багряный . Они не являются однородными, так как характеризуют предмет по разным признакам: форма – пышный , цвет – багряный . Значит, запятую не ставим: Со стороны улицы у штакетника стоял пышный багряный клён и ронял свои листья в маленький садик.
Следовательно, правильный ответ – предложения 1 и 3 .
Задание 4
Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
Пояснение
При выполнении этого задания в первую очередь определите грамматические основы в предложении: одна основа – простое предложение, две и более – сложное. Затем определите, есть ли в предложении однородные члены, связаны ли они союзной или бессоюзной связью, и в зависимости от этого применяйте подходящее правило.
Рассмотрим каждое предложение.
Первое предложение сложное, потому что в нём две грамматические основы: (что?) жизнь (что делает?) теряет и (кто?) он (что делает?) остаётся . Части сложного предложения соединены одиночным союзом И , у них нет общего второстепенного члена предложения или вводного слова и нет общей придаточной части. Значит, в сложносочинённом предложении перед союзом ставим запятую: Жизнь для равнодушного человека быстро теряет краски, и он остаётся один со своим благополучием.
каждый из скульпторов (что делал?) работал . Есть однородные определения к слову жанрах: (каком?) историко-мифологическом , (каком?) портретном , (каком?) пейзажном . Они соединены повторяющимися союзами И…И , но однородный ряд начат перед первым союзом, поэтому запятые ставим перед ним и следующим: Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно в историко-мифологическом, и в портретном, и в пейзажном жанрах.
Третье предложение простое – одна грамматическая основа: (кто?) Грин (что делал?) мог описать . В предложении есть однородные члены – дополнения: мог описать (что?) изгиб , (что?) расположение , (что?) леса , (что?) города . Эти дополнения сгруппированы в две пары. В первой паре слова соединены двойным союзом КАК , ТАК И (как изгиб, так и расположение ), перед второй частью союза ставим запятую. Во второй паре слова тоже соединены двойным союзом КАК , ТАК И (как леса, так и города ), тоже ставим запятую. Между собой эти пары однородных дополнений связаны бессоюзной связью, значит, между ними ставим запятую. В этом предложении три запятые: Грин мог подробно описать как изгиб реки, так и расположение домов, как вековые леса, так и уютные приморские города.
Четвёртое предложение простое, потому что в нём одна грамматическая основа: (что?) лес (что делал?) шумел . Есть однородные члены предложения – обстоятельства: шумел (как?) убаюкивающе , (как?) певуче , (как?) порывисто , (как?) тревожно . Эти обстоятельства сгруппированы в две пары. В первой паре слова соединены одиночным союзом И (убаюкивающее и певуче ), перед которым запятую не ставим. Во второй паре – тоже одиночный союз И (порывисто и тревожно ), запятую не ставим. Между собой эти пары соединены повторяющимися союзами ТО…ТО , перед вторым союзом ставим запятую: Лес шумел то убаюкивающе и певуче, то порывисто и тревожно.
Пятое предложение простое – в нём одна грамматическая основа, но с однородными сказуемыми: (что?) мышление (что делает?) формируется , (что делает?) оказывается связанным . Сказуемые связаны одиночным союзом И Человеческое мышление формируется с помощью языка и оказывается с ним прочно связанным.
Следовательно, правильный ответ – предложения 1 и 4 .
Задание 5
Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
Отводится 45 минут.
Ответами к заданиям 1–11 является число. Ответами к заданиям 12–18 являются число, слово, словосочетание или последовательность чисел и слов. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Обведите правильный(е) ответ(ы).
Бактерии поистине вездесущи. В воздухе и воде, в любом комочке почвы и в каждом живом организме обитают тысячи, а то и миллионы бактерий. Их удаётся обнаружить в верхних слоях атмосферы на высоте нескольких десятков километров и в глубоких подземных скважинах; в кипящих вулканических источниках и в толще антарктических ледников.
(Из энциклопедии)
1. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Бактерии живут везде.
2) Бактерии могут жить в самых суровых условиях.
3) В каждом живом организме обитают тысячи, а то и миллионы бактерий.
4) Бактерии обитают в каждом живом организме.
2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного.
1) сто двадцать пятым 3) сорока трёх
2) трёхстами пятнадцатью 4) двум третьим
3. Укажите пример с грамматической (синтаксической) ошибкой.
1) восторгаться музыке 3) оплатить покупку
2) работать согласно расписанию 4) не чувствовать холода
4. Значение какого слова определено неверно?
1) БУДНИЙ – рабочий, не праздничный
2) АВТОБИОГРАФИЯ – описание жизни известного человека
3) СМЕТЛИВЫЙ – хорошо и быстро соображающий, догадливый
4) ФОРМУЛЯР – библиотечная учётная карточка
5. Какое лингвистическое понятие иллюстрирует пара слов: безучастность – сочувствие ?
6. В каком предложении нет речевых ошибок?
1) Лексика современных школьников несколько иная, нежели чем их предшественников.
2) Тех, кто первыми позвонят в редакцию и ответят правильно, ждёт приз.
3) Номер телефона, который определил мобильник, который мне недавно подарили, был мне неизвестен.
4) Я думаю, что ты напрасно сначала не посоветовался с отцом.
7. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
1) Лучше (не)досолить, чем пересолить.
2) (Не)видно сегодня ни одного белеющего паруса.
3) Через окна, еще (не)закрытые на ночь, комната наполнилась удивительно свежим воздухом.
4) Утром ничто (не)напоминало вчерашнюю бурю.
8. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены).
1) Яркая молния передёрнула небо и я увидел над окном дымный облачный вал.
2) Идеальный дворянин должен был походить на героя рыцарских романов и на персонажа античной истории и на христианского проповедника.
3) Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребёнка в училище живописи.
4) Дачники лениво гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев.
9. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия на месте пропуска в предложении.
Бабушка читала малышкам сказку да украдкой рассматривала нового гостя.
1) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1)Удивительный июльский день. (2)Один из тех дней, которые случаются тогда, когда погода установилась надолго. (3)С самого раннего утра небо ясно. (4)Утренняя заря не пылает пожаром: она разливается мягким румянцем. (5)Солнце, не огнистое, не раскалённое жаром, как во время знойной засухи, но светлое и приветно лучезарное, мирно поднимается над узкой и длинной полосой тумана. (6)Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями.
(7)Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их прозрачными полосами ровной синевы, они почти не трогаются с места. (8)К вечеру эти облака исчезают. (9)Последние из них, черноватые и неопределённые, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца. (10)На месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сияние зари стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нём первая вечерняя звезда. (11)Такие дни всегда памятны. (12)Они надолго остаются в душе, как остаётся в ней всё то прекрасное, что дарит человеку летняя природа.
10. Какое утверждение противоречит содержанию текста?
2) Утренняя заря в июльский день напоминает автору пылающий пожар.
3) сравнивает появляющиеся на небе около полудня облака с островами.
4) Летняя природа дарит человеку много прекрасного.
11.Определите стиль и тип речи предложенного текста.
1) художественный, описание.
2) публицистический, рассуждение.
3) публицистический, повествование.
4) научный, описание с элементами повествования.
Ответ:___________________________
12. Из предложения 1 выпишите эпитет.
Ответ:___________________________
13.В предложении 5 найдите слово, в котором происходит оглушение согласного звука. Выпишите это слово.
Ответ:___________________________
14. В предложениях 11-12 найдите слово, имеющее следующий морфемный состав: приставка – корень – суффикс. Выпишите это слово.
Ответ:___________________________
15. Из предложений 8–9 выпишите все предлоги.
Ответ:___________________________
16. Укажите количество грамматических основ в предложении 12.
Ответ:___________________________
17. В предложении 10 найдите слово, выбор написания которого определяется правилом о написании корней с чередованием гласных. Выпишите это слово.
Ответ:___________________________
18. В приведённых ниже предложениях из прочитанного Вами текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые обозначают запятые, выделяющие обособленное(-ые) определение(-я), выраженное(-ые) причастным оборотом.
Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, (1) золотисто-серых, (2) с нежными белыми краями. Подобно островам, (3) разбросанным по бесконечно разлившейся реке, (4) обтекающей их прозрачными полосами ровной синевы, (5) они почти не трогаются с места. К вечеру эти облака исчезают. Последние из них, (6) черноватые и неопределённые, (7) как дым, (8) ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца.
Ответ:___________________________