Весеннее царство. Стихотворения классиков о весне В крестьянской семье

Спиридон Дмитриевич Дрожжин


Спиридон Дмитриевич Дрожжин родился в деревне Низовке, Тверской губернии. О своей жизни он очень хорошо рассказал сам, когда стал уже писателем, в своих стихах и в своей автобиографии.

Маленький мальчик из бедной крестьянской семьи, он бегал с ребятишками по берегу Волги, ходил в лес по грибы и ягоды, радовался солнцу, цветам. Зимой, в холод, мёрз в убогой одежонке. Вот он идёт первый раз с матерью в школу к дьячку, робко стоит у двери, а дьячок экзаменует его и потом сажает в последний ряд, где сидят самые бедные ученики. Долгими зимними вечерами лежит он на печке в бабушкиной избе, смотрит, как девушки прядут пряжу, слушает песни, сказки, рассказы каких-нибудь прохожих людей. Больше всего нравились ему песни. И позднее он не раз вспоминал, как часто потихоньку от всех убегал на огород и, сидя под развесистой черёмухой, сочинял и пел свои песни-сказки.

Всего две зимы проучился Дрожжин в школе. Когда ему пошёл двенадцатый год, родители отправили его на заработки в Петербург. Он поступил «мальчиком» в трактир - прислуживал посетителям, мыл посуду, полы.

Проходили годы. Дрожжин сменил немало профессий, жил в разных городах, всегда очень бедствовал. Учиться дальше ему не пришлось, но он много читал, полюбил стихи Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Никитина и особенно Некрасова.

После нескольких лет жизни в городе Дрожжин навсегда вернулся в родную деревню. В свободные от тяжелого крестьянского труда минуты он писал свои песни-стихи. Дрожжин старался писать так, чтобы стихи похожи были на народные песни, чтобы были понятны всем.

Первое его стихотворение, «Песня про горе добра-молодца», появилось в печати, когда Дрожжину было двадцать пять лет. К этому времени он познакомился и подружился с писателями, которые помогли ему издать первый сборник стихов. О чём он писал? Об этом он сам лучше всего сказал в одном из своих стихотворений:


Я для песни задушевной

Взял лесов зелёных шёпот,

А у Волги в жар полдневный

Тёмных струй подслушал ропот;

Взял у осени ненастье,

У народа взял я счастье

И глубокое страданье...


В последние годы своей жизни поэт-крестьянин с радостью приветствовал Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Новые песни стал писать Дрожжин:


Прошли века неволи злой

Великого народа,

И долгожданная свобода

Из мрака ясною зарёй

Взошла над русскою землёй.

ПРИВЕТ

Привет тебе, мой край родной,

С твоими тёмными лесами,

С твоей великою рекой

И неоглядными полями!

Привет тебе, народ родимый,

Герой труда неутомимый

Среди зимы и в летний зной!

Привет тебе, мой край родной!

ПЕРВАЯ БОРОЗДА

Вышел внук на пашню к деду

В рубашонке, босиком.

Улыбнулся и промолвил:

Здравствуй, дедушка Пахом!

Ты, я вижу, притомился,

Научи меня пахать,

Как зимой, в избе, бывало,

Что ж, изволь, коли охота

И силёнка есть в руках,

Поучися, будь помощник

Деду старому в трудах! -

И Пахом к сохе с любовью

Внука за руку подвёл;

Внук тихонько бороздою

За лошадкою пошёл...

Бодро, весело лошадка

Выступает впереди,

А у пахаря-то сердце

Так и прыгает в груди.

«Вот, - он думает, - вспашу я

Эту полосу, потом

Из кошницы дед засеет

Золотым её зерном;

Уродится рожь густая;

А весною - благодать,

Как начнёт она по зорькам

Жёлтый колос наливать;

Уберётся васильками,

Словно море, зашумит,

Выйдут жницы на полоску,

Серп на солнце заблестит.

Мы приедем на телеге

И из связанных снопов

На гумне намечем много

Золотых тогда скирдов!»

Долго издали на внука

Смотрит дедушка седой

И любуется глубоко

Проведённой бороздой.


В КРЕСТЬЯНСКОЙ СЕМЬЕ

Детство золотое,

Грустно ты прошло!

Предо мной родное,

Милое село.

В ожиданье лета,

С рожью и травой,

Спит оно, одето

Снежной пеленой.

Из-за туч уныло

Солнышко глядит,

Ветер легкокрылый

Жалобно шумит.

Улицей гуляет

Дедушка-мороз,

Иней рассыпает

По ветвям берёз;

Ходит, бородою

Белою трясёт,

Топает ногою,

Только треск идёт,

Иль на окна дышит

Закоптелых хат

Да узоры пишет,

Глядя на ребят...

Вот изба родная

В том селе стоит;

На печи больная

Бабушка лежит,

Охает, вздыхает,

В сердце грусть храня;

Полночь наступает,

Не видать огня.

Бабушка в кручине

С вечера без сна:

О родимом сыне

Думает она.

ВЕСЕННЕЕ ЦАРСТВО

Вернулось царство вешних дней:

Звенит по камушкам ручей,

Река шумит,

И с криком стая журавлей

Уж к нам летит.

Смолою пахнет от лесов,

Краснея, почки лепестков

Вздохнули вдруг,

И миллионами цветов

Покрылся луг.

Настала чудная пора!

Свалилась с плеч моих гора

Гнетущих бед,

Я на работу со двора

Иду чем свет.

Железо землю бороздит,

А солнце весело глядит

В сиянье дня

И всё ласкает и живит

Вокруг меня.

Из норки чёрный жук ползёт,

И сеть прозрачную плетёт

Себе паук,

Летит пчела и издаёт

Протяжный звук.

На распустившийся цветок

Садится пёстрый мотылёк,

Качаясь в нём,

Пока не тронет ветерок

Его крылом.

Лошадка весело межой

Идёт, а солнце, за горой

Кончая день,

Уже бросает над землёй

Ночную тень.

Пора на отдых! В деревнях

Зажглись огни, на небесах

Взошла луна,

Покой на вспаханных полях

И тишина.


В ЗАСУХУ

Печаль и скука одолела,

Несносный жар меня томит,

Вчера одно село сгорело,

Сегодня лес горит!

Воды на Волге по колено,

Не свищет больше пароход,

С полей давно убрали сено,

И жатва настаёт.

Сосед мой ходит озабочен:

Надежды нет на урожай,

Оброк за целый год не плочен,

Хоть в гроб ложись да умирай!

Его хозяйка нездорова,

И просит хлеба детвора;

За долг последнюю корову

Кулак уводит со двора.

Бедняк глядит унылым взором

Вокруг себя, сам чуть живой,

И кулаку с немым укором

Вослед качает головой.

Тени вечера сгущаются,

Воздух влажен и душист,

И росою умывается

На деревьях каждый лист.

Птицы в гнёзда схоронилися,

И у берега реки,

Чуть мерцая, засветилися

По деревне огоньки.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

В дошкольном возрасте у детей проявляется определенный интерес к стихам . Ведь все первые рассказы и сказки они слышат от своих родителей также в стихах. И это, можно сказать, неспроста, так как речь, произнесенная в форме стихов значительно отличается от разговорной. Она является более выразительной, наполненной яркими образами, красочной и эмоциональной. Ребенок без труда усваивает легкие формы и четкий ритм стиха , запоминает его и рассказывает с удовольствием наизусть. Мы подготовили для вас выборку одних из самых лучших стихов о весне русских поэтов ,которые легко сможет выучить наизусть и ребенок дошкольного возраста.

Стихи помогают тренировать мозг малыша и развивать его интеллект,а тематические стихотворения о весне помогут ребенку ярче понять смену зимнего периода на теплые,солнечные весенние дни. Стихи завлекают детей, они с большим удовольствием их запоминают и читают, но больше всего любят стихи о природе, о самой прекрасной и любимой поре года – весне. Для ребенка весна – это игра красок окружающего мира, бескрайнее синее небо, золотое солнце, ласкающие морские волны, зеленая мягкая и ароматная трава по которой так и хочется пробежаться босиком. Замечательные стихи о весне русских поэтов ,которые вы найдете в конце статьи,вобрали в себя лучшие характеристики этого времени года.

Бесспорно, стихи прекрасно развивают речь и память ребенка, помогают ему легче и веселее познать окружающий мир, особенно если это стихи о природе и животных. Стихи в форме загадок способствуют развитию логического мышления, а стихи – считалки обучают счету.

Если же заглянуть еще глубже, то можно увидеть, что стихи оказывают влияние на развитие ритмического слуха , который является важным компонентом музыкального слуха. Кстати эти компоненты неплохо развивают у детей и математические способности.

Уже к трем годам, благодаря стихам, ребенок вполне может научиться выступать на публике. Потом этот навык может пригодиться ему в школьной и последующей жизни.

Когда же все-таки необходимо приучать ребенка к стихам?
Первые рифмы малыш запоминает уже тогда, когда мама поет ему колыбельные или рассказывает какие нибудь потешки.

Классические стихи о весне русских поэтов представляют собой зарифмованные строки. Поэтому малыш, повторяя их, поневоле начинает говорить полными предложениями. Такой момент очень важен, так как в быту дети ленятся разговаривать и ограничиваются одним или двумя словами.

Раньше уже говорилось про память, но хочется добавить, что, заучивая стихи, дети задействуют механизмы долговременной памяти, которая у них остается до конца жизни. Память, наподобие мускулатуры, также может развиваться. Ведь развивается же малыш физически, чтобы стать в дальнейшем здоровым и крепким. То же происходит и с памятью. Поэтому начинать развивать ее нужно с самого раннего возраста.

Частое повторение стихов еще помогает выработать правильное произношение. Ведь чтобы соблюсти рифму и форму необходимо выговаривать слова полностью. Для этого существует множество различных скороговорок, которые необходимо заучивать с малышом, чтобы в будущем избежать дефектов речи.

Учим вместе с ребёнком красивые стихи о весне русских поэтов.

Интегрированный урок по литературному чтению

в 4 классе.

Тема урока : Царство вешних дней.

Цели урока:

    повышение интереса ученика к изучаемому предмету через нестандартные формы проведения урока;

    c овершенствование навыков работы с текстом ;

    развивать у каждого ребёнка положительные самоощущения;

    стимулировать коммуникативную, познавательную активность детей;

    развивать инициативность, любознательность, творческое самовыражение .

Методическое оснащение урока:

    музыкальный отрывок Шопена « Весенний вальс»

    презентация на тему « Весна»

Техническое оснащение урока:

    ноутбук

    проектор

Ход урока:

    О рганизацион н ый момент . Эмоциональный настрой.

Ребята, вы заканчиваете первую ступень обучения. Целый год мы готовились к итоговой аттестации, цель которой – оценить уровень готовности к обучению в среднем звене. Вот и сегодня мы продолжим подготовку к итоговому тестированию.

Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач.

    Актуализация знаний.

Звучит музыка Шопена «Весенний вальс», чтение стихотворения

С.Д. Дрожжина « Весеннее царство». Просмотр презентации.

Вернулось царство вешних дней:

Звенит по камушкам ручей,

Река шумит,

И с криком стая журавлей уж к нам летит.

Смолою пахнет от лесов,

Краснея, почки лепестков вздохнули вдруг,

И миллионами цветов покрылся луг.

Из норки чёрный жук ползёт,

И сеть прозрачную плетёт себе паук,

Летит пчела и издаёт протяжный звук.

На распустившийся цветок

Садится пёстрый мотылёк,

А солнце весело глядит в сиянье дня

И всё ласкает и живит вокруг меня.

Прослушав стихотворение, посмотрев слайды, в какую волшебную страну перенёс нас автор этого стихотворения?

Правильно, мы попали в весеннее царство.

А что такое весна? (пробуждение природы)

Ребята, а можно ли увидеть весну? (перечисляют признаки весны)

А можно весну почувствовать ? (открыв окно, вдохнуть свежего воздуха)

Михаил Пришвин писал: «Мы все немного глохнем зимой, а с приходом весны – глухие начинают лучше слышать»

Как вы понимаете это высказывание? (природа спала, а с приходом весны всё оживает)

Можно ли услышать весну? (пение птиц, шумят ручьи, жужжат насекомые)

Давайте попробуем услышать звуки весны в стихотворении Е.Баратынского

(чтение отрывка наизусть)

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Шумят ручьи! Блестят ручьи!

Взревев, река несет

На торжествующем хребте

Поднятый ею лёд!

Ещё древа обнажены,

Но в рощах ветхий лист,

Как прежде, под моей ногой

И шумен, и душист.

Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жавронок поёт

Заздравный гимн весне.

Слышали ли вы весну в этом стихотворении? (шумят ручьи, взревев, река несет, шум прошлогоднего листа, пение жаворонка) прослушивание

Жаворонок нам пропел гимн о наступлении весны.

Что означает слово «гимн»?

А какая птица является первым вестником весны?

Итак, птица, которая приносит известие о приходе весны. Давайте как можно больше узнаем о скворце. Открываем страницу 108, тест 35.

    Работа над текстом.

Первичное чтение текста учителем .

(Ученики с карандашом в руках делают пометки в тексте, определяют темы в каждом абзаце)

    Докажите, что перед нами текст.

Какие типы текстов вы знаете?

    Определить тип текста по содержанию.

Докажите.

    Объясните смысл названия текста .

Как вы понимаете слово вестник?

Подберите однокоренные слова к этому существительному

(вестник - известие)

    Указать слова, определяющие тему каждого абзаца .

Для чего мы проводим такую работу?

    Словарная работа.

Встретились ли в тексте слова непонятные для вас?

Что значит «опустошать сады», «звукоподражание»?

    Вопросы по тексту.

Опишите скворца.

Какого цвета бывают скворцы?

Где селятся обыкновенные скворцы?

Кто занимается строительством гнезда? А самец?

Когда появляются птенцы?

Какой вред наносят кочующие стаи людям?

В какое время суток скворец заводит песню?

Чем мы можем помочь скворцу?

4. Физминутка.

Под весенние напевы

Повернёмся вправо, влево.

Руки вверх, руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг. На месте стой!

Топни левою ногой!

Повернись направо к другу.

Правую дай руку другу.

5.Используя информацию из текста, отвечают на вопросы.

    Куда отправляются скворцы с наступлением осени?

    Кто из скворцов строит гнездо?

    Чем питаются скворцы?

    Почему песни скворца становятся короче, а затем прекращаются?

    Продолжи предложение: То вдруг пустит скворец…

    Работа в парах

Из последнего абзаца выпиши три слова, которые нельзя переносить. Определи в них количество слогов. (правило переноса)

    Из четвёртого абзаца выпиши два слова с приставкой на гласную. Разобрать их по составу (правило морфемного разбора)

    Взаимопроверка. Просигналить правильность написания .

Из последних двух предложений второго абзаца выписать два слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Записать проверочные слова.

    Записать предложение под диктовку, найти грамматическую основу, выписать словосочетания, составить схему предложения. (правила)

Вечером он садится на ветку и заводит красивую песню.

6.Обобщение по уроку.

Что полезного вы узнали на уроке?

Какое задание вызвало у вас затруднение?

Какая птица поёт гимн весне?

Какая птица является первым вестником весны?

Вы сегодня очень хорошо все работали, я предлагаю самим оценить свою работу на уроке. На доске лист зелёной бумаги, а на столе разноцветные цветочки. Если вы считаете, что работали прекрасно, в силу своих возможностей – возьмите и приклейте розовый цветок ;

Если вы считаете, что работали хорошо – возьмите жёлтый цветок;

Если вы считаете, что мало поднимали руки, были неактивны на уроке – возьмите синий цветок.

Посмотрите, как расцвела наша поляна. Скоро все поля покроются цветами и будут похожи на нашу полянку.

Первый вестник весны.

Скворцы - небольшие и средние по величине птицы (длина тела 18-43 см). Клюв у скворцов прямой, иногда слегка крючковатый. Ноги сильные. У большинства видов оперение тёмное, коричневое или черное с металлическим блеском (некоторые виды за яркое оперение называют блестящими скворцами). Есть виды скворцов, окрашенные в красный, синий и другие цвета. Самцы несколько крупнее самок, иногда ярче окрашенные. У молодых птиц оперение более тусклое. Некоторые виды имеют на голове хохолок из удлинённых перьев.

Они прилетают стаями в наши края уже в феврале или марте, когда ещё лежит снег, и являются одними из первых вестников весны. Обыкновенные скворцы селятся везде, где можно найти пустоты, и начинают петь, раскрыв клюв и распустив перья. Но больше всего им подходят скворечники, благодаря которым скворцы стали распространённым видом. Гнездо строит самка. Скворец помогает лишь символически, изредка принося какой -нибудь строительный материал- солому, сухую траву, веточки или перья. Птенцы появляются через две недели после откладки яиц. Спустя некоторое время птенцы требуют пищу громким писком около входа в гнездо. Скворцы очень заботливые родители, оба родителя выкармливают птенцов.

Скворцы – удивительно всеядные птицы. Кормятся на земле, в кронах деревьев и кустарников. Поедают насекомых, пауков, червей, мелкие плоды, семена, проростки растений. Уничтожают вредных насекомых. Осенью кочующие стаи могут опустошать виноградники, сады, расклёвывая плоды винограда, вишни, черешни. Скворцы никогда не остаются без дела. Весь день бегают в саду по дорожкам, заглядывая под каждый листик, собирают для птенцов корм. То и дело прилетают они к скворечнику с добычей в клюве. Но даже в самые хлопотливые дни выкармливания птенцов скворец ухитряется петь песни. В вечерний час он садится на ветку у своего скворечника и заводит необычайно красивую песню. Каких только звуков не услышишь в скворцовой песне! У некоторых птенцов развито звукоподражание. Они умеют подражать голосам многих птиц. То вдруг пустит скворец соловьиную звонкую трель, то закрякает дикой уткой. Вот какой умелец! Но чем больше подрастают птенцы, тем короче становятся песни скворца. Когда молодые скворчата начинают летать, вся семья покидает домик и песни скворцов прекращаются.

Уже в августе можно наблюдать перелёт огромных стай скворцов, они останавливаются на ночь в зарослях вокруг водоёмов или в кронах деревьев, прежде чем отправиться на юг Европы и в Северную Африку до следующей весны.



Читайте также: