Муниципальное бюджетное учреждение "центр психолого-педагогической, медецинской и социальной помощи доверие" азовского района. Развитие познавательных способностей детей с овз при ознакомлении с предметами окружающей среды Познавательное развитие дошкольн

«Познавательное развитие детей с ОВЗ посредством логико- математических игр»

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.

Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка.
Развитие логико-математического мышления у детей надо начинать уже с раннего возраста, так как именно в нем осуществляется контроль за психическимразвитием необходимый для раннего выявления отклонений, планирования индивидуальных мер коррекции и профилактики, направленных на создание условий полноценного развития всех сторон психики ребенка.

Дети с ОВЗ- это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Основными проблемами в обучении детей с ОВЗ являются:

Частая заболеваемость, плохая посещаемость детей, из-за чего снижается уровень познавательного развития.

Сниженная работоспособность.

Трудности в обучении, нарушение внимания, мышления, воображения, памяти.

Коррекционно - развивающая деятельность педагога с детьми с ОВЗ является обеспечение доступного, качественного и эффективного развития с учетом возможностей и возрастных особенностей детей, а также развития адаптивных социальных качеств, необходимых для поступления в школу.

Особо подчеркну роль логико – математической игры как метода обучения и развития математических представлений.
Логико – математические игры развивают у детей: самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности. Способствуют: освоению детьми средств познания: эталонов (цвет, форма), эталонов мер (размер, масса), моделей образов, представлений речи; накоплению логико - математического опыта, овладению способами познания: сравнением, обследованием, уравниванием, счетом.
Логико – математические игры конструируются на основе современного взгляда на развитие математических способностей ребенка. К ним относятся стремление ребенка получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически.
Данные игры способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребенка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к обучению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.
Таким образом, проблема логико – развивающей, математической игры, как средства познавательной активности ребенка, является актуальной.

Цель: логико – математической игры – способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через логико-математические игры.

Задачи:
1. Развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
2. Способствовать развитию образного и логического мышления, умений воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т.д.
3. Развивать произвольное внимание, умение использовать приемы мнемотехники.
4. Повышать способность к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения, и др.

Для успешного решения задач необходим индивидуальный подход в обучении и воспитании детей. Именно такой подход помогает создавать представления о каждом ребенке, совместно с воспитателем и родителями вовремя влиять на его развитие.
Все логико-математические игры учат детей мыслить логически, удерживать в уме сразу несколько свойств предмета, уметь кодировать и декодировать информацию.
Использование развивающих, логико - математических игр способствует появлению у детей интереса к познавательной деятельности, развитию их мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук. Каждый ребенок учился играть в своем темпе, так как после занятий можно было еще раз выполнить задание, лучше понять его суть.
Опыт показывает, что воспитатель, умеющий правильно подбирать игры, стимулировать самостоятельную познавательно-игровую деятельность дошкольников «обречен» на хороший результат.

Примеры игр:

1.Игровое упражнение:

«кто назовет как можно больше признаков отличия?»

Цель. Развивать умение видеть характерные признаки предметов, сравнивать.

2.Игровое упражнение: «Исключение лишнего»

Цель.Развивать аналитические способности, умение обобщать, выделяя существенные признаки.

3.Игровое упражнение:

«Поможем хрюше собрать разбросанные игрушки»

Цель. Развивать умение группировать предметы по признаку величины и формы.

4.Игра «вопрос-ответ»

Цель. Развивать смекалку, фантазию, умение рассуждать.

Примеры вопросов: «Что у птицы по два?», «Сколько хвостов у двух слонов?» и т. д.

5.Игровое упражнение:

«Помоги Матроскину сделать покупки»

Цель. Развивать умение сравнивать, классифицировать по одному признаку.

6.Игра «Танграм» (знакомство)

Цель. Развивать умение сравнивать, анализировать, объединять части в целое.

7.Игра «Орнаменты» (логическая цепочка)

Цель. Развивать умение сравнивать и обобщать по одному существенному признаку.

8.Игра «Кто быстрее соберет гирлянду?»

Цель. Развивать умение обобщать.

9.Игра «Украсим елочки»

Цель. Развивать умение группировать предметы по двум признакам (величине и цвету, форме и цвету, распознавать условные обозначения).

10.Игра «Заполни квадрат»

Целю. Развивать умение сравнивать, анализировать, делать логические выводы.

11.Игра «Волшебные фигуры»

12.Игра «Найди предмет непохожий на другие»

Цель. Развивать умение обобщать и сравнивать.

13.Игра «Животные, рыбы, растения, птицы»

Цель, развивать умение классифицировать по одному признаку, свойству.

14.Игра «Угадай, что спрятано»

Цель. Развивать аналитические способности.

15.Игровое упражнение: «Разложи по порядку»

Цель. Развивать умение располагать предметы по возрастанию или убыванию степени проявления заданного свойства.

16.Игра «Кто, где живет?»

Цель. Развивать умение сравнивать и группировать предметы по одному характерному признаку.

17.Игра «Конструктор»

Цель. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.

18.Игра «Кто в каком домике живет?»

Цель. Развивать умение классифицировать предметы по двум признакам или свойствам.

19.Игра «Телевизор»

Цель. Развивать умение делать логические выводы.

20.Игра «Соберем букет»

Цель. Развивать умение группировать одни и те же предметы по разным признакам.

21.Игра «Кто быстрее соберет пирамидку?»

Цель. Развивать умение упорядочивать предметы по выделенным признакам.

22.Игровое упражнение «Дом»

Цель. Развивать умение сравнивать, представление о целом и части.

Суворова Ольга Ивановна
Должность: учитель физической куоьтуры
Учебное заведение: МБОУ школа– интернат №1
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие познавательных способностей детей с ОВЗ через игровую деятельность"
Дата публикации: 07.12.2018
Раздел: среднее образование

Развитие познавательных способностей детей с ОВЗ через игровую деятельность .

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это

огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается

живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности. В. А. Сухомлинский

Тема выбрана не случайно. В нашей школе – интернат 50% детей с ОВЗ

(задержка

психического

развития).

незрелость

эмоционально-волевой сферы.

городской

Им характерны

специфические черты, к которым относятся:

отставание в развитии мышления (как наглядно – образного,

так и словесно –

логического), затруднения в процессе восприятия, недостаточная сформированность

представлений

о предметах и явлениях окружающей действительности, бедность

словарного запаса. Часто при выполнении заданий

у детей отсутствует

готовность к интеллектуальному и волевому усилию, необходимому для успешного

решения поставленной перед ними задачи, испытав малейшую трудность, стараются

отказаться от выполнения поставленной задачи.

Замедленность и неравномерность протеканий психических процессов,

конкретность мышления, специфические особенности памяти и функций внимания у

обусловливают

выраженную

замедленность

формирования

двигательных навыков. При разучивании упражнений, подвижных и спортивных игр

требуется

многократное

повторение

сочетании

правильным

обучения

периодические

повторения

дальнейшем.

сформированные

навыки, в силу особенностей развития, могут быть частично или полностью утрачены.

Для детей с ОВЗ развитие познавательных интересов имеет свои особенности.

Познавательный интерес, как мотив учения побуждает учащегося к самостоятельной

деятельности.

интереса

овладения

двигательными

навыками и умениями становится более активным, творческим, что в свою очередь,

укрепление

интереса.

Развитие

познавательных

интересов

происходит в доступной для них форме, то есть через применение игр, использование

игровых технологий

Развитие познавательных способности через игровую деятельность - самый

оптимальный способ решения данной проблемы. Игровые упражнения с мячами и без,

всевозможные

подвижные

спортивные

используются

физической культуры и во внеурочной деятельности положительно влияют на психо-

эмоциональное состояние учащихся.

Также я предусматриваю возможность усложнения заданий по мере их освоения.

Большая роль отводиться упражнениям и играм на координацию, на внимание, на

быстроту. Рассмотрим подробно виды деятельности:

Подвижные

игры. По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является

упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Подвижная игра с

правилами - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся

своевременным

выполнением

соблюдением

Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к

определенным

умственным

физическим

следствие

развитию

познавательных способностей

Играм с мячом отводится особая роль. Известный немецкий педагог Ф. Фребель,

разностороннее

воздействие

психофизическое

развитие

подчеркивает его роль в развитии координации движений, кисти руки, а следовательно,

совершенствовании

головного

нуждается ребенок для своего разностороннего развития, ему дает мяч.

В системе физического воспитания, разработанной П.Ф. Лесгафтом, игры с

мячом также занимают значительное место. Ребенок играя, выполняет разнообразные

манипуляции

отбивает,

подбрасывает,

перебрасывает,

соединяет

движения с хлопками, различными поворотами и т.д. Эти игры развивают глазомер,

двигательные

координационные

совершенствуют

деятельность

головного мозга. Все действия с мячом

повышают настроение, снимают агрессию,

помогают

избавиться

мышечных

напряжений,

вызывают

удовольствие.

Удовольствие

телодвижения

мышечной

мышечного

напряжения.

как итог все используемые виды деятельности в системе

к развитию

познавательных способностей наших учащихся.

Критерии для оценки эффективности обучения детей с ОВЗ с учетом их познавательного развития.

Важно создать такую систему оценки, в который был бы четкий перечень системы критериев, показателей и индикаторов, позволяющих делать объективные выводы о реальных достижениях разных групп детей с ОВЗ. Вероятно, критерии оценки могут быть общими для обучающихся с разными нарушениями в развитии, а отдельные показатели могут отличаться. Содержание адаптированной образовательной программы позволяет формировать у учащихся доступной им системы знаний о социальном, природном и предметном окружении, которое позволит им продолжить образование и составит основу формирования социально-личностных компетенций, обеспечивающих их дальнейшую социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Как указано в ФГОС, в качестве ведущих результатов обучающихся, осваивающих Программы, построенные в соответствии с третьим вариантом ФГОС, выступают жизненные компетенции. Вместе с тем, вполне закономерно осуществлять и оценку академических достижений.

С учетом этих соображений, программа оценки достижений обучающихся, осваивающих АОП третьего варианта ФГОС может структурно включать два направления оценки:

  1. оценка образовательных результатов;
  2. оценка социально-личностных результатов.

В каждом направлении обозначаются критерии, которые раскрываются системой параметров оценки и индикаторов, т.е. знаний, умений, способностей и др., которые могут быть охарактеризованы с количественной и качественной точки зрения. Оценка достижений обучающихся по Программе может осуществляться в традиционной балльной форме, применяемой в сложившейся практике образования обучающихся с соответствующими нарушениями развития.

Аналогичным образом может быть построена программа оценки социально-личностных результатов (жизненной компетенции). Оценка достижений обучающихся по программе оценки социально-личностных результатов (жизненной компетенции) может осуществляться различным образом по выбору образовательной организации. Одним из вариантов может стать использование в процессе оценки метода экспертной оценки, предложенного в ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья. Мы используем вариант «Модель безотметочного оценивания» (Е.Б.Аксенова, И.К. Йокубаускайте. Модель безотметочного оценивания как механизм управления качеством образования учащихся в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида. Ж. «Нижегородское образование»№3 2010 с.83-93)

Условия для эффективной поддержки обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику.

Педагоги, отмечая у обучаемых с ОВЗ равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов, пытаются конструировать более эффективные формы, модели, способы, условия обучения.

Для ребёнка с ограниченными возможностями школа является одним из важных факторов социализации, а также важным символом здоровья и полноценной жизни. Поэтому в представлении детей с ограниченными возможностями о своём будущем школа занимает существенное место. Часто у детей с ограниченными возможностями имеются отклонения в развитии, связанные с перенапряжением нервной системы ребёнка, а также различных болезненных состояний нервной системы - неврозов. У значительной части детей с ограниченными возможностями наблюдаются затруднения в усвоении программного материала, связанные с нарушением развития речи и особенностями их психической деятельности.

У многих детей с отклонениями в развитии, трудности учебной деятельности могут быть обусловлены несформированностью зрительно-моторной координации, то есть у них имеет место несогласованная работа руки и глаза. Часто имеет место несформированность пространственного анализа и синтеза. Такие дети затрудняются в дифференциации левой и правой стороны, сложении целого из частей. Они не могут соблюдать линейки в тетрадях, различать правую и левую стороны, плохо ориентируются в тетрадном пространстве.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Специальными задачами инклюзивного образования, помимо обычных задач по развитию и социализации обучающихся, являются коррекция нарушенного развития личности детей, преодоление негативного отношения к учебной и другой позитивной деятельности, повышение самооценки и гармонизация внутреннего мира ребенка. Выполнение этих задач возможно лишь при условии коренного изменения отношений с ребенком, создания благоприятных условий для его успешной позитивной деятельности, соответствующей его возможностям, а также построения образовательного процесса как реабилитационного. С этой целью разрабатываются индивидуальные учебные планы и программы по всем предметам с учетом возможностей и способностей детей-инвалидов.

Повысить результативность обучения позволяют мотивационные составляющие урока, применение заданий с уровневой дифференциацией, учитывающей актуальный уровень ЗУН, состояние ОУУН, уровень обучаемости, условия свободы выбора уровня сложности учебного материала. Повышение заинтересованности, осознанности характера деятельности и своих возможностей определяют эти ресурсы как приемы индивидуализации обучения, приближающие к переходу на личностно ориентированный образовательный процесс.

Повышению мотивации, активизации познавательной деятельности ребенка служит использование познавательных задач - специальных дидактических заданий, упражнений на развитие психических функций (памяти, внимания, воображения, мышления), лежащих в основе творческих способностей. Виды таких упражнений многократно описаны в психолого-педагогической литературе, но практика их использования в ходе освоения учебных предметов разработана слабо. Исходя из содержания учебного материала и индивидуальных возможностей, ставятся дифференцированные задачи для ученика (что нужно знать, что уметь, о чем иметь представление) и цели для учителя - предметные (отбор понятий, терминов, вопросов, фактов) и коррекционно-развивающие (определение характера помощи: стимуляция, организация) и ее объема, развитие ОУУН, научение способам действия и обучение рассуждению).

На дифференцированной основе планируется и диагностика знаний. Наличие обязательной и дополнительной частей в контрольных и самостоятельных работах с усложнением задания соответствует сути коррекционного обучения, позволяет учитывать возможности ребенка, создает ситуацию успеха и психологической комфортности. Этим же целям служат информационные карты урока с необходимым справочным материалом, опорным конспектом, тренировочными заданиями с различным объемом помощи.

На практике в настоящее время инклюзивное образование испытывает большие трудности и противоречия. Результаты обучения детей с ОВЗ напрямую зависят от педагога, от его принятия такого ребенка (даже с незначительными нарушениями, не говоря уже о более тяжелых состояниях).

Примеров могу привести массу:

  1. ребенок имеет слабое зрение - контрольная работа ему предоставляется как и всему классу, на листке 12 шрифтом, а учитель считает, что он никому ничего не обязан;
  2. у ребенка легкий левосторонний парез, он не успевает писать за всем классом диктанты, хотя и пишет грамотно, но получает неудовлетворительные оценки (написать бы диктант после уроков? Но это время учителю же оплачивают!);
  3. пример со здоровым ребенком: в классе проверяют технику чтения, вдруг один ученик начинает икать и это икание продолжается 2 часа (вот так случилось), но учитель же обязан проверить всех - читает и этот ребенок, продолжая икать!!!

Даже эти незначительные случаи говорят о неполной готовности принять детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения, а сколько еще незатронутых проблем!
Методы формирования познавательной активности учащихся с ОВЗ.

Наиболее широко в специальном образовании на практике используются активные методы обучения. Активные методы - это методы, которые побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями. Применение активных методов в деятельности преподавателя позволяют дать учащимся не только знания, но и обеспечивают формирование познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.

Психологические основы активных методов обучения заложены еще в 1930-годы в работах Л.С. Выготского: во-первых, процессы развития не совпадают с процессами обучения; во-вторых, процессы развития следуют за процессами обучения.

«… Только то, обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой».

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Ведущим в системе целенаправленной коррекционно-педагогической деятельности при использовании АМО является принцип единства коррекционных, профилактических и развивающих задач, где системность и взаимообусловленность задач отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и их гетерохронность, т. е. неравномерность развития.

Появление методов активного обучения связано со стремлением педагогов активизировать познавательную деятельность детей или способствовать её повышению в образовательном процессе. В образовательном процессе в явном виде проявляется три вида активности: мышление, действие и речь. Ещё один в неявном — эмоционально-личностное восприятие информации. В зависимости от типа используемых методов активного обучения на занятии может реализовываться либо один из видов, либо их сочетание.

Игры-энергизаторы с учащимися 1-4 классов коррекционных школ VIII вида

Для работы с детьми любого возраста педагогам коррекционных и общеобразовательных школ предлагаю игры-энергизаторы. Энергизаторы - это короткие упражнения, восстанавливающие энергию учащихся. Они являются средством, позволяющим успешно преодолевать спад активности класса, восстанавливать интерес к занятию и концентрацию внимания участников, продолжать продуктивно работать. Энергизаторами могут служить физические упражнения, подвижные игры, танцы, актуализирующие творческие способности детей, повышающие их настроение и общий тонус.

Благодаря упражнениям-энергизаторам в классе или группе создается атмосфера безопасности для ее участников, они получают удовольствие от пребывания вместе.

  1. Игры на деление группы на команды. Прежде чем приступить к той или иной игре, зачастую бывает необходимо предварительно разделить группу на команды.
  2. Игры для начала занятия. Самый простой способ создать непринужденную атмосферу - это провести игру, которая задаст позитивный тон и придаст заряд энергии педагогу и всей группе. Дружелюбная и веселая атмосфера позволяет участникам расслабиться и способствует установлению понимания и ощущения безопасности. Игры-приветствия используются в начале занятия для поднятия настроения и активизации группы. Особенно эффективны они на первых занятиях для раскрепощения и снятия напряжения, когда участники еще плохо знакомы друг с другом. Важно и то, как будет закончено занятие. Оставить хорошее впечатление от всего занятия помогают и игры-прощания, дающие заряд отличного настроения.
  3. Игры на знакомство. Эти игры направлены на знакомство участников группы между собой, запоминание имен, снятие напряжения в группе, вызванное присутствием большого количества незнакомых людей, а также на подготовку участников к дальнейшей совместной работе. Упражнения на представление членов группы друг другу очень разнообразны. Можно изменять предложенные игры, придумывать свои варианты, соединять несколько игр в одну и т.д.
  4. Игры для активизации группы.
  5. Игры на концентрацию внимания.
  6. Игры на снятие напряжения. Эти упражнения целесообразно проводить, если группа слишком напряжена или возбуждена. А также после занятий или упражнений, требующих большого эмоционального напряжения.
  7. Релаксации. Включается инструментальная, спокойная, возможно, «природная» музыка. Ведущий дает участникам инструкции: «Сядьте удобно. Расслабьтесь. Если вы чувствуете, что какая-то часть тела напряжена или «зажата», напрягите эту область как можно сильнее, подержите 5 секунд и расслабьте.
  8. Игры на сплочение группы. В этом разделе приведены примеры игр, не несущих информационной нагрузки, но помогающих сплотить группу и развить командное и межличностное взаимодействие.

Я считаю, что не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:

  • обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
  • урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
  • адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
  • одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
  • использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);
  • дополнительные упражнения;
  • оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.

Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:

  1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой - минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
  2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д.Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
  3. Узелки на память(составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).
  4. Данный приём можно использовать в конце изучения темы - для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала - для оказания помощи при выполнении заданий.
  5. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
  6. Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия. Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса. Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
  7. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
  8. Активные методы рефлексии. В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

В педагогической литературе существует следующая классификация видов рефлексии:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;
  • рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);
  • рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).

Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно.

При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.

На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния. Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.

У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель должен обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.
«Дерево чувств» - учащимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт.

«Море радости» и «Море грусти» - пусти свой кораблик в море по своему настроению.

Рефлексия окончания занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.

Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.

Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у учащихся с ОВЗ.

Литература:

  1. Коррекция письма на уроках. 3-4 классы: задания и упражнения / авт.-сост. Л.В. Зубарева. - Волгоград: Учитель, 2009.- 143 с.: ил.
  2. Локалова, Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике / Н.П. Локалова. - М.: «Ось-89», 2001. - 96 с.
  3. Е.Б.Аксенова, И.К. Йокубаускайте. Модель безотметочного оценивания как механизм управления качеством образования учащихся в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида. Ж. «Нижегородское образование»№3 2010 с.83-93

Развитие познавательных способностей детей с ОВЗ средствами нетрадиционных техник рисования.

Восприятие - познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира и заключается в отражении предмета или явления при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Построение образа воспринимаемого объекта тесно связано со способом его обследования. В процессе обучения при многократном восприятии объекта происходит видоизменение структуры действий с объектом (за счет погружения).

Немецкий врач, физиолог и психолог Вильгельм Максимилиан Вундт с точки зрения эмпирической психологии заявлял о том, что механизм восприятия таков: раздражение органов чувств воспринимаемым объектом вызывает в сознании индивида соответствующую мозаику ощущений, которая затем связывается с кинестетическими ощущениями и прошлым опытом.

Таким образом, человек воспринимает информацию через основные пять каналов: зрительный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный. И после восприятия информация перерабатывается в нашей голове, причем интересно то, что перерабатывается она на основе одной преобладающей системы .

Основными у человека являются первые три канала восприятия информации. В зависимости от того, какой из трёх будет ведущим, каждого человека относят к аудиалам, визуалам или кинестетикам. Особенности того или иного вида восприятия проявляются достаточно рано в поведении ребенка.

Аудиал. - это ребенок, который лучше всего воспринимает информацию на слух. Для него важны интонации, тембр голоса, то есть не то, что говорят, а то, как говорят.

Визуал ьное восприятие - зрительное. Такие дети ориентируются прежде всего на образы, картинки

Кинестетики – это дети, которые всё воспринимают через ощущения, чувства и движение, все стремятся исследовать на ощупь.

Редко можно встретить человека с одним ярко выраженным видом восприятия, у большинства людей он смешанный. Но доминирующий способ восприятия остается на всю жизнь. Но не следует думать, что доминирование одной означает слабость другой. Просто одна из систем чаще всего является пусковой, ведущей. Именно ведущая система запускает процесс мышления, становится толчком для других ментальных процессов: памяти, представления, воображения.

Можем ли мы задействовать все каналы восприятия информации при развитии познавательных процессах на уроках русского языка, чтения, музыки для того, чтобы все дети смогли усвоить в достаточной степени материал? Скорее нет. А уроки изобразительной деятельности и трудового воспитания дают нам такую возможность. Конечно, существует школьная программа, которая регламентирует нам тематику и направленность проведения уроков. Но ни один автор не запрещает нам вносить изюминку, творчество и неординарность в наши уроки.

Внимание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) характеризуется неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью. Эти недостатки внимания особенно выступают при длительном выполнении однообразных заданий, которыми, к сожалению, нам приходится пользоваться на основных школьных предметах, таких как русский язык, математика, чтение. Как известно, огромную роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Творческая деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем творческая деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, изобразительная деятельность развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Таким образом, в восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность (в данном случае желание).

Когда ребёнок собирается осуществлять творческую деятельность, то у него возникают разные замыслы, которые нередко оказываются нереализованными из-за недостатка изобразительных умений. Данную проблему помогают решить нетрадиционные техники рисования, которые демонстрируют необычное сочетание материалов и инструментов. Рисование нетрадиционными способами снимает противоречие между замыслами, желаниями и возможностями детей. Художественная деятельность становится привлекательной для детей с любыми способностями: дети становятся более уверенными, раскрепощенными, эмоциональными, уверенными, активно фантазируют. Им доставляет удовольствие то, что решать изобразительную задачу можно разными способами. Таким образом, повышается интерес к художественной деятельности вообще.

В процессе такого рисования ребенок учится видеть необычное в обычном, учится действовать не по шаблону, смело отходит от штампов. Дети становятся наблюдательнее и воспринимают мир сложнее и разнообразнее, внимательнее относятся к окружающему миру и к себе. Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют школьников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса. Как известно, дети с ОВЗ часто копируют образец, предъявленный им. Нетрадиционные техники изображения не позволяют этого сделать, так как педагог вместо образца показывает только способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные техники изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать. Затем они анализируют, сравнивают свои рисунки, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, проявляется фантазия. Нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения последовательности производимых действий. Следовательно, дети учатся планировать процесс рисования. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, а при рисовании по представлению - память. Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, а также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения и т. п. Создание образа невозможно без обобщения, без целостного восприятия предметов. На основе умственных операций ребенок представляет результат своей работы, учится оперировать понятиями. Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения. Благодаря рисуночной деятельности развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук. На занятиях с использованием нетрадиционной техники изображения развивается ориентировочно-исследовательская деятельность, школьникам предоставляется возможность экспериментировать. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. Ознакомлению с новыми цветами, их оттенками помогает игра с цветом. Дети видят, что при добавлении разного количества воды в акварель можно получить различные оттенки цвета. Таким образом, происходит развитие тактильной чувствительности, цветового восприятия. Всё вышесказанное упоминается в требованиях ФГОС для детей НОО, следовательно, нетрадиционные техники как нельзя лучше помогают нам реализовывать государственный стандарт в учебной деятельности.

Начиная использовать нетрадиционные техники рисования, следует придерживаться принципа постепенного расширения содержания работы:

От простого к сложному (рисование отдельных предметов рисование сюжетных эпизодов сюжетное рисование);

От готового материала к самоизготовленному;

От подражания к самостоятельному выполнению;

От одинарного вида использования к смешанной технике.

Хотелось бы привести несколько наиболее распространённых нетрадиционных техник рисования, которые мы с ребятами используем и планируем далее осваивать на уроках изобразительной деятельности.

Пальцеграфия (рисование ладонью, ребром, кулаком, пальцами) является наиболее эффективной техникой для развития мелкой моторики. Известно: рука учит мозг – чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление.

Техника «Оттиск» (рисование различными штампами: от покупных до сделанными самостоятельно из картофеля, мятой бумаги, пробки и т.д) помогает познакомить ребёнка с пятном, фактурой, цветом. С помощью данной техники ребёнок учится регулировать силу нажима, что является развитием зрительно-двигательной координации.

Техника «Рисование мыльными пузырями» способствует развитию творческого воображения, мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания. Школьник начинает оперировать понятиями «объём» и «плоскость».

Техника «Монотипия» развивает воображение и цветоощущение, даёт возможность анализа цветового пятна с последующим преображением его в фигуру.

Техника «Кляксография» или по-другому раздувание рисунка «от пятна» развивает фантазию, а следовательно, наглядно-образное и наглядно-логическое мышление, что наиболее затруднено в развитии у детей с ОВЗ, а также ориентировку на листе бумаги, координацию и глазомер.

Техника «Набрызг» способствует развитию у ребёнка навыков самоконтроля, а также координации своих движений, формирует у ребёнка адекватную самооценку, т.к качество исполнения работы в данной технике будет зависеть только от самого ребёнка. С помощью данной методики ребёнку будет легче понять теорию об явлениях природы и их свойствах.

Техника « Тычкование» стимулирует развитие мелких мышц кисти руки, поэтому детям впоследствии легче овладевать и другими способами рисования. Данный метод вырабатывает у ребёнка терпение и усидчивость, сосредоточенность и самоконтроль. Чаще всего данный метод выполняется ватными палочками и помогает ребёнку создать объём в рисунке. Многие сочетают этот метод с аппликацией ватой. Изначально вата создавалась из хлопка, поэтому на ощупь и по внешнему виду она очень похожа на шерсть животных, а также на мягкий пушистый снег. Такие сравнения помогут овладеть знаниями об окружающем мире детям кинестетикам.

Техника « Граттаж» наиболее эффективная техника в стимулировании познавательного интереса, активизируется самостоятельная мыслительная деятельность. Ребёнок, процарапывая острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью как бы заглядывает, открывает для себя процесс «проявления» гравюры. Данная методика как ничто иное показывает ребёнку, что такое сила нажима, ровность линий.

Техника «Рисование солью» позволяет детям познакомиться с солью не только как с продуктом питания, но и средством для творчества. А значит, провести исследовательскую деятельность, проанализировать данный продукт. В ходе работы с мелкими кристаллами развивается мелкая моторика, зрительно-двигательная координация.

Выполняя работу с помощью данных методик, ребёнок подключает в работу все виды восприятия, что наиболее эффективно для развития психических процессов.

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что нетрадиционные техники рисования помогают детям развить не только вышеперечисленные психические процессы, такие как память, мышление, воображение, через ведущую систему восприятия, но и такое сложное ощущение, как кинестезия. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. С помощью данных техник развивается мозолистое тело, повышается стрессоустойчивость, синхронизируется работа полушарий, улучшаются мыслительная деятельность, а также память и внимание, облегчается процесс чтения и письма. Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.

Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы учащихся в целом.

Развитие познавательной деятельности у младших школьников с ОВЗ

Задачи:

    Изучить теоретические основы ФГОС;

    Повышать уровень квалификации через обучение на курсах;

    Развивать познавательную активность на уроках;

Развитие познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с целями и задачами специального образования, обучения детей с интеллектуальными нарушениями должно иметь подлинно практическую направленность, т.е. быть ориентировано на формирование социально значимых умений, владение которыми позволит выпускнику коррекционной школы максимально реализоваться во «взрослой» жизни, занять адекватное своим возможностям социальное положение в обществе.
Использование наглядности и игр в младших классах помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует в дальнейшем появлению элементарного познавательного интереса. Появление интереса к обучению у школьников в значительной степени повышает прочность знаний, умений, навыков, соответствует коррекции внимания, мышления и других психических процессов.
К.Д.Ушинский говорил: «С развитием мышления детей тесно связывает и воспитание внимания - эта единственная дверь души, через которую проходит все, что есть в сознании. Научить детей держать эту дверь открытой Ушинский считал делом большой важности, на успехе которого основывается успех всего учения. Привычка владеть своим вниманием, отрывая его от предметов, которые привлекают, направляя на нужные предметы».
Внимание у детей с нарушенным интеллектом очень неустойчиво! Дети быстро отвлекаются, устают, им трудно сосредоточиться порой даже на самом интересном, если оно продолжительно.
Открывать перед малышом дверь в мир знаний – значит помочь ему выйти в большой мир и не потеряться в нем. Ласковое, доброе, внимательное отношение, но и в то же самое время строгость в меру приближают учащихся к учителю и дают возможность направить действие ребёнка в нужное русло. В этом и заключается настоящее педагогическое мастерство. Мало просто вложить в ребенка знания по ряду предметов. Необходимо, чтобы эти знания способствовали развитию его личности и интереса к учебной деятельности.
Урок – главное звено в учебном процессе. Он даёт возможность, и учить и воспитывать. Какой простор для учителя, но и какая ответственность. На каждом уроке надо открыть ребёнку важность предмета, его красоту, богатство.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. Дидактические игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
При работе с младшими школьниками, а особенно с детьми с ОВЗ необходимо использовать дидактические игры. В качестве игрового материала могут использоваться:

  • пословицы, поговорки, скороговорки;

    задачи – шутки;

    загадки, ребусы;

    нахождение сходств и отличий между несколькими предметами;

игры «Рассыпанные буквы и слоги», «Буквы заблудились», «Полубуковка», «Живые буквы» и др.

Любой учитель, работающий с детьми с ОВЗ, может использовать различные методы и приемы активизации познавательной деятельности:

    Использование сигнальных карточек;

    Использование вставок на доску;

    Узелки на память;

    Использование ИКТ
    Младшим школьникам обязательно надо давать отдохнуть, расслабиться. Для этого я включаю релаксацию под запись пения птиц, шум моря, шелест листьев, воды и т.д. Например, предлагаю ребятам лечь на парты и закрыть голову руками, ровным спокойным голосом произношу: « Я лежу на берегу моря, смотрю в голубое небо. Ярко светит солнце, плывут облака, поют птицы, свежий ветер приятно дует мне в лицо…»

Выводы:

Познавательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья характеризуется рядом специфических особенностей, которые можно скорректировать с помощью специально подобранных дидактических игр, методов и приемов, включенных в образовательно-воспитательную работу образовательного учреждения.

Развивая познавательную деятельность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности младшего школьника, а особенно школьника с ОВЗ актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.

Список используемой литературы
1. Шевченко С. Г. Коррекционно - развивающее обучение. Организационно - педагогические аспекты. - М., 2001. -136 с.
2. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, - М.: Издательский центр "Академия", 2002-160с.
3. Чилингрова Л. Играя учимся математике.- М.:Просвещение,1995.
4. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция. - М.: Просвещение, 2002.
5. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2002. - 752с.
6. Рубештейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2003. - 713с.
школьников. М.: МПГУ, 2005. 183 с.



Читайте также: