Краткий пересказ 8 главы мертвых душ. Мертвые души. Том первый. Чичиков - главный герой «Мертвых душ» Гоголя

«Мертвые души» — это сложное произведение с многоуровневым текстом, где могут заплутать даже опытные читатели. Поэтому никому не повредит краткий пересказ поэмы Гоголя по главам, а также ее , который поможет ученикам проникнуть в масштабные замыслы автора.

Замечания по поводу всего текста или изображения того или иного сословия он просит прислать ему лично, за что он будет благодарен.

Глава первая

Бричка Павла Ивановича Чичикова (вот его ) — коллежского советника — в сопровождении слуг Селифана и Петрушки заезжает в город NN. Описание Чичикова довольно типично: он не красивый, но и не дурной наружности, не тонкий, но и не толстый, не молодой, но и не старый.

Чичиков, проявляя мастерское лицемерие и умение к каждому найти подход, знакомится со всеми важными чиновниками и производит на них приятное впечатление. У губернатора он знакомится с помещиками Маниловым и Собакевичем, а у полицеймейстера – с Ноздревым. Всем он обязуется нанести визит.

Глава вторая

Автор пишет о слугах Чичикова: Петрушке и пьющем кучере Селифане. Павел Иванович едет к Манилову (вот его ), в деревню Маниловку. В манерах и портрете помещика все было слишком слащаво, он думает только об абстрактных вещах, никак не может дочитать одну книгу и мечтает построить каменный мост, но только на словах.

Манилов живет здесь с женой и двумя детьми, которых зовут Алкид и Фемистоклюс. Чичиков говорит, что хочет приобрести у него «мертвые души» — умерших крестьян, которые до сих пор находятся в ревизских списках. Он ссылается на желание избавить новообретенного приятеля от уплаты налогов. Помещик после недолгого испуга с радостью соглашается отдать их гостю бесплатно. Павел Иванович поспешно покидает его и едет к Собакевичу, довольный удачным началом своего предприятия.

Глава третья

По дороге к дому Собакевича вследствие невнимательности кучера Селифана бричка заезжает далеко от верной дороги и попадает в аварию. Чичиков вынужден проситься на ночлег к помещице Настасье Петровне Коробочке (вот ее ).

Старуха чересчур бережлива, непроходимо глупа, но очень успешна. В ее имении царит порядок, она ведет торговые дела со многими купцами. Вдова хранит у себя все старые вещи и с подозрением принимает гостя. Утром Чичиков попробовал заговорить о «мертвых душах», но Настасья Петровна долго не могла понять, как можно торговать мертвыми. Наконец, после небольшого скандала, раздраженный чиновник совершает сделку и отправляется в путь на отремонтированной бричке.

Глава четвертая

Чичиков заходит в трактир, где встречает помещика Ноздрева (вот его ). Он заядлый игрок, любитель придумывать небылицы, кутила и болтун.

Ноздрев зовет Чичикова в свое имение. Павел Иванович спрашивает его о «мертвых душах», но помещик допытывается о цели такой необычной покупки. Он предлагает герою купить вместе с душами другие дорогие товары, но все заканчивается ссорой.

На следующее утро азартный Ноздрев предлагает гостю сыграть в шашки: приз – «мертвые души». Чичиков замечает мошенничество помещика, после чего сбегает от опасности драки, благодаря вошедшему капитану-исправнику.

Глава пятая

Бричка Чичикова наезжает на карету, что вызывает небольшую задержку. Симпатичная девушка, примеченная Павлом Ивановичем, позже окажется губернаторской дочкой. Герой подъезжает к огромной деревне Собакевича (вот его ), в его доме все имеет внушительные размеры, как и сам хозяин, которого автор сравнивает с неуклюжим медведем. Особенно характерна деталь: массивный грубо сколоченный стол, который отражает нрав хозяина.

Помещик грубо отзывается обо всех, о ком говорит Чичиков, вспоминая о Плюшкине, у которого без конца умирают крепостные из-за скупости хозяина. Собакевич спокойно назначает высокую цену за умерших крестьян, сам начинает говорить о продаже. После долгих торгов Чичикову удается купить несколько душ. Бричка отправляется к помещику Плюшкину.

Глава шестая

Деревня Плюшкина имеет убогий вид: окна без стекол, сады заброшены, дома обросли плесенью. Чичиков принимает хозяина за старую ключницу. Плюшкин (вот его ), похожий на нищего, проводит гостя в пыльный дом.

Это единственный помещик, о прошлом которого рассказывает автор. Жена и младшая дочь барина умерли, остальные дети покинули его. Дом опустел, и Плюшкин постепенно опустился до такого жалкого состояния. Он рад избавиться от мертвых крестьян, чтобы не платить за них налоги, и с радостью продает их Чичикову по низкой цене. Павел Иванович уезжает обратно в NN.

Глава седьмая

Чичиков по пути рассматривает собранные записи и замечает разнообразие имен умерших крестьян. Он встречает Манилова и Собакевича.

Председатель палаты быстро оформляет документы. Чичиков сообщает, что купил крепостных на вывод, в Херсонскую губернию. Чиновники празднуют успех Павла Ивановича.

Глава восьмая

Огромные приобретения Чичикова становятся известными на весь город. Распространяются разные слухи. Павел Иванович находит у себя анонимное письмо любовного содержания.

На балу у губернатора он встречает девушку, которую видел по дороге к Собакевичу. Он увлекается губернаторской дочкой, забыв о других дамах.

Внезапное появление пьяного Ноздрева чуть не срывает план Чичикова: помещик начинает рассказывать всем, как путешественник покупал у него умерших крестьян. Его выводят из зала, после чего Чичиков покидает бал. В это же время Коробочка едет узнавать у знакомых, правильную ли цену назначил ее гость за «мертвые души».

Глава девятая

Приятельницы Анна Григорьевна и Софья Ивановна сплетничают о приезжем чиновнике: они думают, что Чичиков приобретает «мертвые души», чтобы понравиться губернаторской дочери или похитить ее, в чем Ноздрев может стать его сообщником.

Помещики боятся наказания за аферу, поэтому оставляют сделку в тайне. Чичикова не приглашают на обеды. В городе все заняты новостью, что где-то в губернии скрывается фальшивомонетчик и разбойник. Подозрение сразу падает на скупщика мертвых душ.

Глава десятая

У полицеймейстера ведутся споры, кто же такой Павел Иванович. Некоторые думают, что он Наполеон. Почтмейстер уверен, что это не кто иной, как капитан Копейкин, и рассказывает его историю.

Когда капитан Копейкин воевал в 1812 году, он потерял ногу и руку. Он приехал в Петербург, чтобы просить помощи у губернатора, но встречу несколько раз переносили. У солдата вскоре закончились деньги. В результате ему советуют вернуться домой и ждать помощи государя. Вскоре после его отъезда в рязанских лесах появились разбойники, атаман у которых, по всем признакам, — капитан Копейкин.

Но у Чичикова есть все руки и ноги, поэтому все понимают, что эта версия ошибочна. Из-за волнения умирает прокурор, Чичиков третий день простужен и не выходит из дома. Когда он выздоравливает, ему отказывают в приеме у губернатора, так же с ним обходятся и другие. Ноздрев говорит ему о слухах, хвалит за идею похитить губернаторскую дочку и предлагает свою помощь. Герой понимает, что надо срочно убегать из города.

Глава одиннадцатая

Утром после небольших задержек с приготовлениями Чичиков отправляется в путь. Он видит, как хоронят прокурора. Павел Иванович покидает город.

Автор рассказывает о прошлом Чичикова. Он родился в дворянской семье. Его отец часто напоминал сыну о том, что надо всем угождать и беречь каждую копейку. В училище Павлуша уже умел зарабатывать, например, продавая пирожки и показывая за плату выступления дрессированной мыши.

Потом он стал служить в казенной палате. Павел Иванович пробился на высокую должность, объявив старому чиновнику, что собирается жениться на его дочери. На всех должностях Чичиков пользовался служебным положением, из-за чего однажды попал под суд за дело о контрабанде.

Однажды Павел Иванович загорелся идеей закупить «мертвые души», чтобы попросить себе для их размещения Херсонскую губернию. Тогда он мог бы получить большие деньги под залог несуществующих людей и нажить себе большое состояние.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Герои восьмой главы - жители губернского города. Несмотря на то что имена некоторых указаны и повествователь упоминает их таким образом, как будто они знакомы всем, в том числе, читателям, - это персонажи эпизодические и индивидуализация их в авторскую задачу не входила. Степан Дмитриевич, Алексей Иванович, Иван Григорьевич - одни из многих. Обсуждая вопрос о том, как будет новый помещик вывозить приобретенных крестьян, каков «мужик у Чичикова» (VI, 154), станет ли он хорошо работать или окажется пьяницей, эти персонажи высказывают мнения, типичные для чиновников и в целом горожан. В главе и воссоздается особая атмосфера «толков, мнений, рассуждений» (там же). Они порождены конкретным фактом («покупкой» Чичикова), но вместе с тем выражают распространенные представления о русском мужике, содержащие полемический заряд и пробуждающие вопросы: действительно ли «русский человек способен ко всему и привыкает ко всякому климату». «Пошли его хоть в Камчатку да дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошел рубить себе новую избу» (там же) - или возобладает «привычка к бродяжнической жизни» (VI, 155); нужно ли помещику самому держать крестьян «в ежовых рукавицах» или можно передать в руки «хорошего управителя». Подобные вопросы становились предметом обсуждения в русском обществе, и ответы выразителями различных направлений русской общественной мысли предлагались разные. О знании Гоголем реалий русской жизни той поры и о готовности его включать в текст определенные наименования, отсылающие к конкретным явлениям, свидетельствует, например, упоминание Ланкастеровой школы взаимного обучения. Английским педагогом Дж. Ланкастером (1771–1838) была основана новая система обучения, при которой педагог обучает лучших учеников, а они в свою очередь обучают других учеников. Ланкастерская школа приобрела определенную популярность в России, в частности сторонниками ее были декабристы, они способствовали внедрению этой системы в солдатскую среду.

Однако отсылки к реальным явлениям или теориям могут нести в тексте и комическую окраску. Идеи приведены в соприкосновение с абсурдом жизни, а в свете аферы Чичикова и перспективная система обучения, и любые теории (как идеализирующие мужика, так и компрометирующие его) становятся некой отвлеченностью, которая не предполагает воплощения. Действительность в восьмой главе располагается именно в плоскости слухов и толков, а потому неизбежно приобретает алогичные, неизъяснимые черты. Слухи до поры до времени благоприятны для Чичикова (его произвели в «миллионщики»), но оказывается, столь же легко они могут обернуться и против него. Слух летуч, подвижен, следовательно, им можно оперировать как угодно и даже манипулировать.

Город, взбудораженный слухами, находится в особом состоянии, когда выходят на поверхность какие-то тайные, подчас самим жителям неведомые желания и способности. Оказывается, председатель палаты знает наизусть «Людмилу» Жуковского и мастерски ее читает. Почтмейстер «вдался более в философию и читал весьма прилежно, даже по ночам, Юнговы „Ночи" и „Ключ к таинствам натуры" Эккартсгаузена» (VI, 156–157). Названные книги относятся к мистической литературе, приобретшей известность в начале XIX века, когда распространились идеи «универсального», единого для всех европейских народов христианства. Юнг-Штиллинг и Эккартсгаузен (в главе «Мир литературы…» о них сказано несколько подробнее) принадлежали к наиболее сложным для чтения авторам, и что мог извлечь из названных сочинений почтмейстер, трудно представить. Но благодаря этому упоминанию он из обычного губернского «остряка» превращается в несколько загадочную фигуру, а читатель оказывается уже немного подготовлен к тому, что именно почтмейстер расскажет повесть о капитане Копейкине, пытаясь разгадать тайну Чичикова.

Действительность, изображенная в «Мертвых душах», становится все более фантасмагорической. Фантастическое у Гоголя, как правило, вырастает из эмпирики бытовой жизни нередко в результате гипертрофии некоторых, самых привычных, непритязательных форм. Дамы губернского города как будто вполне обыкновенны. Гоголь лишь чуть-чуть преувеличил привычки и манеры дам, как и «робость» автора перед ними («даже странно, совсем не подымается перо, точно будто свинец какой-нибудь сидит в нем» - VI, 158). Необычно разве что «руло» внизу платья одной из дам, «которое растопырило его на полцеркви, так что частный пристав, находившийся тут же, дал приказание подвинуться народу подалее» (VI, 160), но это не более чем выражение желания обратить на себя внимание «миллионщика», каковым был объявлен Чичиков. Как будто все можно объяснить, а ощущение странности города, привычек его жителей не исчезает.

В восьмой главе торжествует ничем не стесняемая материальность жизни. Она подменяет, девальвирует все, в чем может проявиться духовное содержание. Чичиков получает письмо от неизвестной дамы, и данный текст выглядит как великолепный образец массовой литературы, беззастенчиво пользующейся литературой классической и невольно опошляющей и даже пародирующей ее. Дама явно читала Пушкина - готов допустить автор или представить, как мог бы быть тиражирован пушкинский текст, если б он попал в руки новой «Татьяны»: «„Нет, я должна к тебе писать!" Потом говорено было о том, что есть тайное сочувствие между душами…» (там же). Автор прерывает строки корреспондентки Чичикова, перемежая далее «цитаты» и свой пересказ. «Неволя душных городов» из пушкинских «Цыган» («Там люди, в кучах, за оградой, / Не дышат утренней прохладой…») преобразуется в «город, где люди в душных оградах не пользуются воздухом» (там же). Помесь романтического стиля с сентиментальным порождает опошленный, сниженный вариант классического литературного текста. Тем не менее письмо дамы Чичиковым «свернуто и уложено в шкатулку, в соседстве с какою-то афишею и пригласительным свадебным билетом, семь лет сохранявшимся в том же положении и на том же месте» (VI, 161).

Телесное, материальное явственно проступает в Чичикове и кажется определяющим все его существо. «Целый час был посвящен только на одно рассматривание лица в зеркале» (там же). Павел Иванович словно примеряет к своему лицу разнообразные выражения, которые ему могут пригодиться на бале; он также отрепетировал расшаркивания и раскланивания и вновь, уже не впервые в поэме, совершил прыжок, максимально выражающий состояние торжества и радости жизни; на этот раз это было «антраша», от чего «задрожал комод и упала со стула щетка» (VI, 162). Оставаясь собой, Чичиков вместе с тем уподобляется другим персонажам поэмы. «Свадебный билет», семь лет сохраняемый в шкатулке, напоминает о Плюшкине. Возглас Чичикова, обращенный к самому себе по завершении туалета - «Ах ты, мордашка эдакой» (VI, 161) - стилистически близок Ноздреву. Прибыв на бал, «герой наш… чувствовал какую-то ловкость необыкновенную» (VI, 162).

Атмосфера, вихрь бала всех подчиняют себе, и можно заметить, как действительность утрачивает равновесие и правдоподобие. Наряды дам поражают воображение и создают впечатление, что «это не губерния, это столица, это сам Париж! Только местами высовывался какой-нибудь невиданный землею чепец или даже какое-то чуть не павлиное перо в противность всем модам, по собственному вкусу» (VI, 163–164). Результат ли это ухищрений какой-то модницы или непокорность натуры, не желающей подчиниться насилию приличий и мод, трудно сказать. Но фантасмагория жизни вскоре уже целиком подчиняет себе все пространство. «Галопад летел во всю пропалую…» Галопад - это бальный танец в быстром темпе (впервые появился в России в 1825 г.), однако описание этого танца в поэме Гоголя создает ощущение несущейся неведомо куда жизни, потерявшей надежную точку опоры; «Почтмейстерша, капитан-исправник, дама с голубым пером, дама с белым пером, грузинский князь Чипхайхилидзев, чиновник из Петербурга, чиновник из Москвы, француз Куку, Перхуновский, Беребендовский - все поднялось и понеслось…» (VI, 164).

Чичиков, на первый взгляд, - тот же, что был, он по-прежнему характеризуется через внешние его проявления, и это позволяет допустить, что герой может быть в полной мере сведен к видимым, внешним его чертам: движениям, жестам, в исключительные минуты, как мы помним, к прыжкам. «Посеменивши с довольно ловкими поворотами направо и налево, он подшаркнул тут же ножкой в виде коротенького хвостика или наподобие запятой» (VI, 165). Веселое расположение духа героя названо, но внутреннее состояние, мысли Чичикова не раскрыты. Впрочем, никаким размышлениям герой, скорее всего, в эти минуты и не предавался, если не считать его попытки (достаточно скоро оставленной) угадать, которая из дам отправила ему письмо. Сам Чичиков воспринимает данный момент свой жизни как апофеоз, достижение заданной цели - зачем же тут размышлять, предаваться отвлеченным размышлениям?!

Однако автор, знающий о герое больше, чем тот сам знает о себе, проводит его через некое испытание. Чичиков, уже готовый произнести подошедшей к нему губернаторше привычные любезные слова, «ничем не хуже тех, какие отпускают в модных повестях Звонские, Линские, Лидины, Гремины…» (Лидин упомянут в «Графе Нулине» Пушкина, Гремин - герой повести А. Бестужева-Марлинского «Испытание»), «остановился вдруг, будто оглушенный ударом» (VI, 166). Он видит перед собой губернаторскую дочку, «ту самую блондинку, которую он встретил на дороге, ехавши от Ноздрева» (там же), - и лишается дара речи. Гоголь прибегает к ситуации окаменения героя. Можно сказать, он вновь, как и в финале «Ревизора», выстраивает немую сцену, только в данном случае немотой и неподвижностью поражен один Чичиков. Он «стоял неподвижно на одном и том же месте» и «вдруг сделался чуждым всему, что ни происходило вокруг него» (VI, 167). «Аферу» Чичикова вскоре раскроют Ноздрев и Коробочка, однако первый толчок к недовольству и недоумению города дает сам Чичиков, лишившийся вдруг своей способности быть ловким и любезным с каждым, кто ему полезен. «Приятные фразы канули, как в воду» (там же), и это «решительное невнимание» ко всем сыграло свою роковую роль - дамы в конце концов обиделись на Павла Ивановича.

Чичиков же ведет себя как романтический герой, который забывает обо всем на свете, устремляясь к предмету своей любви. Правда, автор не преувеличивает рыцарские порывы своего героя, позволяя себе в комментарии усомниться в истинности, глубине его чувства: «Нельзя сказать наверно, точно ли пробудилось в нашем герое чувство любви, даже сомнительно, чтобы господа такого рода, т. е. не так чтобы толстые, однако ж и не то чтобы тонкие, способны были к любви; но при всем том здесь было что-то такое странное, что-то в таком роде, чего он сам не мог себе объяснить» (VI, 169). Странными чаще всего именовались герои романтических повестей. Своим «спутником странным» поименовал героя и автор «Евгения Онегина», вовсе не романтического романа, но романа в стихах, указывая, что это была «неподражательная странность», т. е. не литературная, не заемная, а означающая подлинную непохожесть героя на других.

Странность поведения Чичикова - знак непроявленных, невоплотившихся свойств его души, которых он сам не в состоянии понять. Но как только читатель увлечется подобным предположением и станет ожидать от героя действий, соответствующих романтической логике характера, автор напомнит ему, что Чичиков - герой «средних лет и осмотрительно-охлажденного характера» (VI, 92–93). Правда, сказано это было при описании первой встречи Чичикова с губернаторской дочкой, следовательно, осмотрительность и охлажденность не помешали герою вновь отдаться мечтам, поэтому автор замечает, что, конечно, «и Чичиковы, на несколько минут в жизни, обращаются в поэтов; но слово поэт будет уже слишком» (VI, 169). Речи, которыми Чичиков пытается увлечь шестнадцатилетнюю блондинку, подтверждают, что он точно не поэт. Между порывами души и словом, душевным состоянием и действием - бездна или во всяком случае неодолимое для Чичикова расстояние.

Итак, минуты наивысшего торжества, успеха оборачиваются для Чичикова поражением. «Негодование» дам, оскорбленных невниманием, уже совершало невидимый поворот общественного мнения, но все же решающую роль сыграло появление Ноздрева с его восклицанием: «А, херсонский помещик!.. Что? Много наторговал мертвых?» (VI, 171–172). В первый момент оно показалось столь необъяснимым, что все пришли «в замешательство», и покой города оказывается непоправимо нарушен.

В поэме вновь появляются герои, уже знакомые читателю по первым главам, но теперь они раскрывают себя с новой стороны. Гоголь не изменяет радикально характеры, не обнаруживает некие невидимые прежде психологические черты героев-помещиков. По-прежнему неуемен Ноздрев, прижимист Собакевич, опаслива (не продешевить бы) Коробочка. Но действительность - волей автора - словно утратила некие точки опоры, сдвинулась со своего устойчивого места, понеслась («пошла писать губерния» говорит про себя Чичиков, оглядывая зал с мелькающими в танце парами), и этот вихрь жизни подхватил всех без исключения, бытовым поступкам и словам придавая оттенок абсурда, нелогичности.

Что хочет Ноздрев? Уличить Чичикова? Вряд ли. Привлечь к себе всеобщее внимание? Для этого он слишком непроизволен и непрактичен. А может быть, ему и в самом деле не дает покоя вопрос, зачем Чичиков покупал мертвые души? Может быть, ему досадно, что самому не пришла в голову столь непривычная идея?

И вновь перед нами немая сцена: «Эта новость так показалась странною, что все остановились с каким-то деревянным, глупо-вопросительным выражением» (VI, 172). Бессмысленное, кажущееся бесконечным движение прекратилось на лету, замерло неестественным образом. Эту неизъяснимую и досадную остановку губернский город пытается преодолеть, спешит вернуть жизнь в прежнее русло. Павел Иванович садится играть в вист (правда, делает изумляющие всех ошибки), Ноздрев выведен из залы (после того как «посреди котильона он сел на пол и стал хватать за полы танцующих» - VI, 174). Восстановленное движение, однако, придает жизни уже вовсе алогичные, даже абсурдные черты: «Офицеры, дамы, фраки - все сделалось любезно, даже до приторности. Мужчины вскакивали со стульев и бежали отнимать у слуг блюда, чтобы с необыкновенною ловкостию предложить их дамам. Один полковник подал даме тарелку с соусом на конце обнаженной шпаги» (там же).

Комната гостиницы, в которой скрывается Чичиков, потерпевший фиаско и ставший похожим «на какого-то человека, уставшего или разбитого дальней дорогой» (там же), - «комнатка», напоминает автор, стараясь вызвать улыбку, знакомая читателю, «с дверью, заставленной комодом и выглядывающими иногда из углов тараканами» (там же), теперь она не побуждает героя сделать «антраша»: «Положение мыслей и духа его было так же неспокойно, как неспокойны те кресла, в которых он сидел» (там же). Читатель, знающий дальнейшее развитие сюжета, может испытать некоторое недоумение. В заключительной главе будет представлена биография Чичикова, и она не оставляет сомнений в том, что этот «ни толстый, ни тонкий» господин умел найти выход из любой ситуации. Не все ему удавалось, но он не падал духом, не терял уверенности в себе, разве что недолго сетовал на коловращение жизни. Теперь же «неприятно, смутно было у него на сердце, какая-то тягостная пустота оставалась там» (там же). Душевное смущение, внутреннюю пустоту героя отмечает автор, и мы можем понять, почему в следующем томе он предполагал привести Чичикова к потребности душевного очищения. Однако автор собственное знание героя отделяет от его самооценки. Как ни «смутно» было на сердце, Чичиков сетует только на внешние обстоятельства. «„Чтоб вас черт побрал всех, кто выдумал эти балы!" говорил он в сердцах» (VI, 174). В его устах упрек в бездумности жизни звучит комично: «В губернии неурожаи, дороговизна, так вот они за балы!» (там же). Но можно заметить, что не отказываясь от комического эффекта, автор передает герою те суждения, которые вскоре выскажет сам в «Выбранных местах из переписки с друзьями»: о чиновниках, берущих взятки для того, чтобы удовлетворять прихоти жен (как сказано в «Мертвых душах», «жене достать на шаль или на разные роброны»); «губернаторше» в «Выбранных местах…» он советует: «Гоните роскошь… Не пропускайте ни одного собрания и бала, приезжайте именно затем, чтобы показаться в одном и том же платье, три, четыре, пять, шесть раз надевайте одно и то же платье. Хвалите на всех только то, что дешево и просто» (VIII, 309).

Чичиков испытывает досаду от того, что под угрозой оказалась столь удачно проведенная сделка, но, находясь в необычном для него «неспокойном состоянии», невольно начинает испытывать дискомфорт и от тех форм жизни, на искусственность которых прежде не обращал внимания: «Кричат: „бал, бал, веселость!". Просто, дрянь бал, не в русском духе, не в русской натуре; черт знает что такое: взрослый, совершеннолетний вдруг выскочит весь в черном, общипанный, обтянутый, как чертик, и давай месить ногами… Что француз в сорок лет такой же ребенок, каким был в пятнадцать, так вот давай же и мы! Нет, право… после всякого бала точно как будто какой грех сделал; и вспомнить даже о нем не хочется» (VI, 174–175). Продолжение текста и вовсе создает впечатление, что размышления Чичикова подхватил и развил сам автор: «В голове, просто, ничего, как после разговора с светским человеком: всего он наговорит, всего слегка коснется, все скажет, что понадергал из книжек, пестро, красно, а в голове хоть бы что-нибудь из того вынес, и видишь потом, как даже разговор с простым купцом, знающим одно свое дело, но знающим его твердо и опытно, лучше всех этих побрякушек» (VI, 175). Автор еще раз заметит, что Чичиков, конечно, сетовал не на балы, а на то, что случилось с ним, но словечко странный еще дважды появится в этом контексте. Чичикову досадно, что он «сыграл какую-то странную, двусмысленную роль»; «странен человек, - прокомментирует автор, - его огорчало сильно не рас положенье тех самых, которых он не уважал» (там же). Чичиков рассуждает о предметах, мало его занимавших. Но автор знает: «странен», непредсказуем, загадочен, сложен человек, и многое может случиться с ним на жизненном пути не только по воле внешних обстоятельств, но и потому, что неведомы ему самому скрывающиеся глубоко внутри его собственные потребности и способности.

Наметив новый образ Чичикова, сказав в заключение, что тот всю ночь «сидел в жестких своих креслах, тревожимый мыслями и бессонницей» (при этом «угощая усердно Ноздрева и всю родню его» - VI, 176), автор переходит к другому персонажу, также томимому бессонницей. В закоулках города «дребезжал странный экипаж». Поистине странность становится определяющей чертой жизни губернского города. Экипаж Коробочки, который «был скорее похож на толстощекий выпуклый арбуз, поставленный на колеса», переполненный «ситцевыми подушками», «мешками с хлебами, калачами, кокурками, скородумками и кренделями из заварного теста» (там же), въезжает в город и усиливает атмосферу абсурда, порожденного неизъяснимым сочетанием материального и трансцендентного. Обеспокоенная тем, не продешевила ли, заключив сделку с Чичиковым, Коробочка приезжает в город с интригующим вопросом: почем ходят мертвые души? - и губернский город начинает приобретать отчетливые черты мира, находящегося в преддверии Страшного суда.

Главной темой для разговоров в городе стано­вятся покупки Чичикова. Многие сочувствовали гостю, поскольку, ему еще предстояло переселить уйму крестьян на свои земли. Слухи разрослись настолько, что стали поговаривать, будто приез­жий «не менее как миллионщик». Жители еще бо­лее полюбили Павла Ивановича, который не мог устоять перед просьбами своих новых друзей по­жить еще одну недельку. Не меньший интерес но­вое лицо вызывало и у дам.

Дамы города NNодевались с большим вкусом. В нравах они были «строги, исполнены благород­ного негодования противу всякого порочного и вся­ких соблазнов, казнили без всякой пощады всякие слабости». Слухи о богатстве гостя привели к то­му, что довольно скоро во многих гостиных стали говорить, «что, конечно Чичиков не первый кра­савец, но зато таков, как следует быть мужчине». Дамские наряды запестрели различными новыми прибавлениями, в гостином дворе сделалась тол­котня, образовалось даже гуляние из-за количе­ства съехавшихся экипажей. Павел Иванович так­же заметил дамское внимание, более того, как-то на столе нашел письмо любовного содержания. Скоро гостю принесли приглашение на бал к гу­бернатору. Собираясь на это мероприятие, Чичи­ков только час рассматривал себя в зеркале. По­явление гостя на балу произвело фурор. Он из одних дружеских объятий тут же попадал в дру­гие. Чичиков пытался узнать, какая из дам напи­сала ему письмо, однако был окружен таким жен­ским вниманием, что найти именно ту не было никакой возможности. Он ловко обменивался с не­которыми дамами приятными словами, семенил и пошаркивал ножкой, что приводило прекрасный пол в умиление.

В самый разгар бала к гостю подошла губерна­торша. Когда Чичиков повернулся к ней лицом, то просто остолбенел. Губернаторша держала за ру­ку ту самую молоденькую блондинку, однажды встретившуюся гостю на дороге. Она оказалась гу­бернаторской дочерью. Чичиков смешался и даже после ухода дам остался неподвижен. Ничто его больше не интересовало. Он даже отошел от наи­более навязчивых дам. Это не понравилось свет­ским прелестницам. Гость совершенно перестал интересоваться ими и развлекал разговорами толь­ко блондинку.

Тут из буфета показался Ноздрев и пошел пря­мо к Чичикову. Гость хотел было потихоньку рети­роваться, однако, как на беду, его нашел наконец губернатор и остановил, попросив быть судьей в ка­ком-то споре с прекрасными дамами. Ноздрев, за­ливаясь смехом, закричал на весь зал: «А, херсон­ский помещик! Что? Много наторговал мертвых?» Чичиков не знал, что делать. Прокурор и губернатор также пришли в сильное замешательство. Нозд­рев продолжал кричать о том, что не отстанет, по­ка толком не узнает, зачем Чичикову нужны бы­ли мертвые души. Всем известна была репутация Ноздрева как отъявленного негодяя и лгуна, од­нако его слова слышали многие, и у них на лицах появилось глупо-вопросительное выражение. Мно­гие дамы недвусмысленно перемигнулись. Чичи­кову вдруг стало очень неуютно и скверно. Он стал озабочен, хотя дело замяли. Делал глупые ошибки при игре в вист, не мог приятно разгова­ривать за ужином, хотя Ноздрева давно уже вы­вели. Павел Иванович чувствовал себя разбитым, как после дальней дороги. Не дождавшись окон­чания ужина, он уехал к себе.

В гостинице Чичиков долго сидел в жестком кресле, ругая балы, когда в период дороговизны и голода иная накручивает на себя тысячу рублей, и все из-за обезьянства. Затем Павел Иванович вспомнил неласковым словом Ноздрева и всю его родню. Этой же ночью в город приехала Коробоч­ка, которая после отъезда Чичикова засомнева­лась, не продешевила ли она с мертвыми душами. Старушка решила лично выяснить этот вопрос.

Здесь искали:

  • мёртвые души 8 глава краткое содержание
  • краткое содержание 8 главы мертвые души
  • краткое содержание мёртвые души 8 глава

Краткое содержание: Том 1
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Глава четвертая
Глава пятая
Глава шестая
Глава седьмая
Глава восьмая
Глава девятая
Глава десятая
Глава одиннадцатая

Особенности поэмы

licey.net : Материалы для сочинений. Анализ литературных произведений

Глава восьмая

1. Какова роль городских разговоров о переселяемых крестьянах Чичикова в создании образа народа в поэме?

(По мнению чиновников и обывателей, крестьяне — народ "буйный", при переселении стоит опасаться "бунта").
2. Отметьте алогизм в описании увлечений чиновников.
(В подтверждение того, что многие были люди просвещенные, автор под маской восторженного обывателя замечает: "...Кто читал Карамзина, кто "Московские ведомости", кто даже и совсем ничего не читал". Нет логики в противопоставлении "тюрюка" и "байбака" — оба лежебоки).
3. Какой прием использует Гоголь при описании губернских дам?
(Скрывшись опять же за маской восторженного и робкого к высоким чинам регистратора пошлых событий, автор якобы не может приступить к описанию дам — он в трепете перед их сановными мужьями, и ему вообще трудно говорить о них: ведь нужно описать "живыми красками их душевные качества". Описать их он так и не смог — видимо, "душевных качеств" не было. Изображению поддалось только наружное, то, что лежит на поверхности. Заглядывать "поглубже" вообще опасно — там могло обнаружиться много дурного).
4. Что в поведении дам говорит об их двуличии?
(Неверность мужьям допускалась, но в тайне; неприличные слова произносились только по-французски, а по-русски заменялись эвфемизмами).
5. Как воздействовал на дам слух, что Чичиков — "миллионщик"?
("Нежное расположение к подлости", обнаружившееся в обществе в связи с этими слухами, коснулось по-своему и дам — они стали отзываться благоприятно о наружности Чичикова, усиленно наряжаться; Чичиков получил слащаво-безвкусное письмо от одной из них).
6. Что означает в Чичикове его особенное внимание к своему телу?
(Гоголь подчеркнуто подробно описывает заботу Чичикова о чистоте тела и белья, о приличности выражения лица и небрежение душой. Слова "может быть, от самого создания света не было употреблено столько времени на туалет" подсказывают, что перед нами некто вроде Антихриста (это переименование Чичикова позднее состоится в поэме).
7. Что "необыкновенного" в реакции на появление Чичикова на балу и в его поведении там?
(Его появление на балу произвело "необыкновенное действие", а сам он "чувствовал какую-то ловкость необыкновенную" — знак чего-то важного, совершаю¬щегося с ним).
8. Мнение Гоголя о причинах необработанности русского языка в художественной литературе.
(От высших сословий "не услышишь порядочного русского слова", они выражаются на французском, немецком и английском языках, и русский язык не обрабатывается; "сам собою" язык не сделается "стройным, очищенным и благородным").
9. Особенность немой сцены с Чичиковым на балу.
(Чичиков вел себя очень "непринужденно и ловко", изъяснялся с дамами пошло, употребляя туманно-аллегорические фразы, лишенные вкуса — так, иронизирует Гоголь, как герои "светских" повестей и "ловкие военные люди". Военные ассоциации, в их ирони¬ческом звучании, вообще характеризуют поведение Чичикова на балу до немой сцены: дамы находили в нем "что-то даже марсовское и военное".
10. "Вдруг" Чичиков остановился, "будто оглушенный ударом".
Немая сцена вызвана оглушительным воздействием на ловкого героя лица губернаторской дочки, которое художник взял бы "в образец для мадонны". Эта вторая встреча заставила Чичикова припомнить первую, на пути к Собакевичу, и теперь он видит в этом "странное" — их экипажи тогда "странно столкнулись".
11. Вмиг из поведения Чичикова исчезла ловкость.
— Чичиков, что совершенно для него необычно — "смешался", не мог произнести ни одного толкового слова, и когда губернаторша с дочерью уже отошли от него, "все еще стоял неподвижно на одном и том же месте". Неслучайность и высоту переживаний Чичикова Гоголь объясняет воздействием на него "какого-то неведомого духа", результатом чего стала чуждость Чичикова всему окружающему: бал "стал на несколько минут как будто где-то вдали; скрипки и трубы звучали" "где-то за горами", и все подернулось "туманом". Все это было "странным" и необъяснимым для Чичикова. Прелесть юности и простоты девушки ("молоденькие стройные члены", "белое, почти простое платьице") контрастировала с "мутной и непрозрачной толпой".
12. Пропала его слащавая любезность с дамами.
Он устремился за "свеженькой блондинкой" решительно, словно "толкал его кто сзади", но в то же время он "робко" вел себя с девушкой, в его движениях и речах появилась "какая-то неловкость" — он толкнул мешавших ему людей и повел с блондинкой речи, скучные ей многочисленными подробностями; дамам же отвечал "сухими и обыкновенными словами". Чичиков оказался способен к любви, автор обнаруживает в его душе живой участок).
13. Почему пьяная болтовня вруна Ноздрева про Чичикова произвела столь сильное впечатление в обществе?
(Дамы уже были настроены против Чичикова из-за его подчеркнутого внимания к "блондинке", и теперь был найден приличный предлог для "негодования". Но не только дамы, а "все остановились с каким-то деревянным" выражением перед ноздревской информацией — тоже своего рода немая сцена. Законы пошлин, морг-вой жизни города делали свое дело — один "смертный" передал другому "смертному", и слух родился).
14. Обратите внимание, как описываются военные на балу.
(Их поведение — верх светской ловкости, но "талант" нести беседу, или "работать душой и телом" в танце, или подать даме соус на конце обнаженной шпаги — все это вызывает иронию автора, сопоставляющего, конечно, эти "подвиги" с подлинным военно-героическим поведением).
15. Как неприятность с Ноздревым разбудила в Чичикове после бала национальное чувство?
(В неспокойном состоянии "духа" Чичиков негодует на бал в условиях "неурожаев", понимает, что платье за тысячу рублей куплено на счет "крестьянских оброков" или взяток. Бал вообще представляется ему занятием "не в русском духе, не в русской натуре", "нее из обезьянства" перед французами. "После... бала" из-за пустоты этого занятия у Чичикова состояние — точно "грех сделал". Перед нами еще один взлет его духа после умиленна над списком крестьян и восторга перед "мадонной").
16. Какая "странная" причина огорчения Чичикова не открыта автором?
(Автор, обладающий "глубиной душевной", видит, что Чичиков страдает от нерасположения тех, кого совсем не уважает. "Странен человек", — делает вывод Гоголь, много в нем нелогичного. Странное в поэме — способ проявления чудесного, фантастического, необъяснимого).
17. Особенность описания въезда в город Коробочки.
("Странный" экипаж Коробочки, похожий на арбуз, с "шумом и визгом" проехал по городу, и ворота дома протопопши, "разпнувшись, наконец, проглотили это неуклюжее дорожное произведение". Двери захлопнулись, судьба Чичикова оказалась предрешенной. В описании "арбуза" запоминаются "щеки" — деталь, общая с портретом Чичикова).

Чичиков покупал у помещиков мертвые души за копейки, но в купчих крепостях была указана иная цена, близкая к той, что платилась за крестьян живых. На бумаге покупки Чичикова обошлись почти в сто тысяч рублей. Это обстоятельство быстро разгласилось в городе и стало предметом живых обсуждений. Шли толки, что Чичиков не более, не менее как миллионщик. Отцы города спорили друг с другом, удобно ли приобретать крепостных на вывод и, в частности, в Херсонскую губернию .

Но особо пристальное внимание теперь обратили на Чичикова дамы губернского общества, тем более что он проявлял истинно обворожительное обращение и до тонкостей постиг великую тайну нравиться. Пересуды о миллионном состоянии Чичикова овеяли его в женских глазах ещё большей привлекательностью и загадкой. Городские купцы теперь изумлялись тому, как быстро расхватывались в их лавках любые материи для дамских платьев. Однажды Чичикову даже принесли в гостиницу письмо от таинственной корреспондентки, которое начиналось словами: «Нет, я должна к тебе писать!» Подписи не было, но в postscriptum"е указывалось, что его собственное сердце должно отгадать авторшу послания на завтрашнем балу у губернатора.

Чичиков - главный герой «Мертвых душ» Гоголя

Намеченный бал обещал Чичикову много приятного. Он собирался на него весьма тщательно, долго рассматривал себя в зеркале, делая разные выражения лица и под конец даже потрепав сам себя за подбородок и сказав: «Ах ты, мордашка эдакой!» Стоило Чичикову появиться на балу, как все городские чиновники бросились его обнимать. Не успел он выкарабкаться из рук председателя, как очутился уже в объятиях полицеймейстера. Полицеймейстер сдал его инспектору врачебной управы, тот – откупщику, а этот – архитектору… Дамы обступили Чичикова блистающей гирляндой. Одна дышала розами, от другой несло весной и фиалками, от третьей – резедой. Наряды их отзывались самым тонким вкусом. Талии были обтянуты и имели самые крепкие и приятные для глаз формы. Каждая обнажила свои владения до тех пор, пока чувствовала, что они способны погубить человека; остальное все было припрятано. Глядя на начавшиеся танцы, Чичиков не без удовольствия произнёс про себя: «Вона! пошла писать губерния!» (См. .)

В весёлом расположении духа он непринужденно и ловко разменялся с некоторыми из дам приятными словами, подходил к той и другой дробным, мелким шагом, семеня ножками. Дамы были очень довольны и стали находить у него не только умение быть любезным, но и величественное выражение в лице, что-то марсовское и военное. Среди некоторых из них возникли мелкие стычки за право занять ближайшее к Чичикову место.

Вскоре он оказался лицом к лицу с губернаторшей, которая, улыбаясь, выразила желание познакомить его со своей дочерью. В этой дочери Чичиков вдруг узнал ту шестнадцатилетнюю девушку, которая была им встречена по пути от Ноздрёва к Собакевичу и так понравилась ему тогда. Очарование опять охватило его до глубины души. Чичиков неожиданно смешался. Его ловкость внезапно заменилась рассеянностью. Он беспрестанно подымался на цыпочки, чтобы увидеть отошедших уже от него губернаторшу с дочерью. Странная перемена с Чичиковым не укрылась от внимания прочих дам и сильно повредила ему в их глазах.

В этот-то момент неожиданное происшествие нанесло Чичикову страшный и роковой удар. Из соседней комнаты в залу вошёл уже явно хлебнувший рома Ноздрёв. Направившись прямо к Чичикову, он залился своим оглушительным смехом и закричал: «А, херсонский помещик!»

Чичиков остолбенел. Ноздрёв же, подойдя, кричал на весь зал: «Что? много наторговал мертвых? Послушай, Чичиков! говорю по дружбе, – я бы тебя повесил, ей-богу, повесил! Приезжаю сюда, а мне говорят, что ты накупил на три миллиона крестьян на вывод. Я, брат, теперь не отойду от тебя, пока не узнаю, зачем ты покупал мертвые души. Вот и губернатор здесь, и прокурор… Чичиков, хоть ты и скотина, но мне дороже отца родного. Дай я напечатлею один поцелуй на белоснежную щёку твою!»

Слова о покупке мертвых душ были произнесены Ноздрёвым во всю глотку и с громким смехом, который привлек внимание даже тех, кто находился в самых дальних углах комнаты. Все застыли с каким-то глупо-вопросительным выражением лиц. Чичиков чувствовал себя так, как будто прекрасно вычищенным сапогом вдруг вступил в грязную, вонючую лужу. Замечая вокруг странные перемигивания, он совсем растерялся и вскоре уехал с бала.



Читайте также: