Презентация на тему "иван андреевич крылов и его басни". Презентация на тему "иван андреевич крылов и его басни" Бессмертные творения Крылова


1. Что такое басня ?

2. Что такое мораль в басне?

3. Какие художественные приёмы (тропы) часто встречаются в баснях?

4. Назовите баснописцев , которых вы знаете.



Эзоп. Басня «Волк и Собака»

Волк увидел огромную собаку в ошейнике на цепи и спросил:«Кто это тебя приковал и так откор-мил?» Ответила собака:«Охотник». –«Нет, не для волка такая судьба! Мне и голод милей, чем тяжёлый ошейник».

В несчастье и еда не вкусна.




И ты, певец любезный, Поэзией прелестной Сердца привлекший в плен, Ты здесь, лентяй беспечный, Мудрец простосердечный, Ванюша Лафонтен!

А.С.Пушкин



По улицам Слона

водили,

Как видно, напоказ –

Известно, что Слоны

в диковинку у нас –

Так за Слоном толпы

зевак ходили…


У сильного всегда

бессильный виноват -

Тому в Истории мы тьму

примеров слышим;

Но мы Истории

не пишем;

А вот о том как в баснях говорят…


Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна, но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок…


Попрыгунья

Стрекоза

Лето красное

пропела;

Оглянуться

не успела,

Как Зима катит

в глаза…


Невежда так же в

ослепленье

Бранит науки и

ученье,

И все учёные

труды,

Не чувствуя, что он

вкушает их плоды.


Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться…


К несчастью, то ж

бывает у людей:

Как ни полезна вещь,-

цены не зная ей,

Невежда про неё свой толк всё к худу

А ежели невежда

познатней,

Так он её ещё и гонит.


А я бы повару иному

Велел на стенке зарубить:

Чтоб там речей не тратить по-пустому,

Где нужно власть употребить.


Навозну кучу разрывая,

Петух нашёл Жемчужное Зерно

И говорит: «Куда оно?

Какая вещь пустая!..»


Проказница

Мартышка

Осёл,

Козёл,

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки,-

Пленять своим искусством свет…


Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело

не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука…


Голодная кума Лиса

залезла в сад,

В нём винограду кисти

рделись.

У кумушки глаза и зубы

разгорелись.

А кисти сочные, как

яхонты, горят…


Сосед соседа звал откушать;

Но умысел другой тут был:

Хозяин музыку любил

И заманил к себе соседа певчих слушать.

Запели молодцы – кто в лес кто по дрова,

И у кого что силы стало.

В ушах у гостя затрещало,

И закружилась голова…


Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,

Тихохонько Медведя толк ногой:

«Смотри-ка,- говорит,- кум милый мой,

что это там за рожа?

Какие у неё ужимки и прыжки!

я удавилась бы с тоски,

Когда бы на неё хоть чуть была

похожа!..»


Писатель, счастлив ты, коль дар прямой

Но если помолчать вовремя не умеешь

И ближнего ушей ты не жалеешь,

То ведай, что твои и проза и стихи

Тошнее будут всем Демьяновой ухи.

И. А. Крылов. Избранные басни

5 класс


И. А. Крылов. Избранные басни

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать!»


Номера слайдов

«Кто не слыхал его живого слова?»

Слайд 4

Из биографии

Слайды 5 -7

У истоков жанра. Басня как жанр

Слайды 8 - 10

Крылатые выражения из басен

Слайды 11 - 14

«Волк на псарне»

Слайды 15 -18

«Свинья под Дубом»

Слайд 19

«Ворона и Лисица»

Слайд 20

Чему учит басня

Слайд 21

Слайд 23

Использованные материалы


Иван Андреевич Крылов (1769 - 1844)

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

М. Исаковский

К. Брюллов. Портрет И. А. Крылова


Из биографии

Иван Андреевич Крылов родился в бедной дворянской семье и поэтому не получил никакого образования.

Первоначально письму и чтению обучал Ивана Андреевича отец, а затем у него появилась охота к литературе благодаря матери.

Учение давалось Крылову легко. Особенно были заметны с детства разнообразные способности Ивана Андреевича. После смерти отца заботы о воспитании и образовании сыновей Ивана и Льва взяла на себя мать. Так как отец был единственным кормильцем семьи, Иван с детства начал работать в Калязинском земском суде, затем в Тверском магистрате. Из-за нехватки денег Крылов работал у Львовых, а платой за труд стала учеба.


В Санкт-Петербурге

В Петербург Крылов переехал в 1782 с Львовыми. С 1783 служил в Казенной палате в Петербурге, активно занимался самообразованием. Кроме французского, он выучился читать и писать по-немецки и по-итальянски. Хорошо играл на скрипке, выучил теорию музыки, разбирался в математике. У Львовых и, возможно, у драматурга Я. Б. Княжнина, Крылов познакомился практически со всем, довольно узким кругом литераторов и знатоков искусств того времени, в числе которых был и Г. Р. Державин с женой, покровительствовавшей Крылову.

Группа писателей в Летнем саду. Слева: И. А. Крылов


  • В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. В конкурсе на лучший проект победил барон Петр Карлович Клодт. Он работал над памятником вместе с художниками К.Брюлловым и Агиным.
  • Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова.

У истоков басенного жанра

Эзоп – древнегреческий баснописец (VI век до н. э.), считавшийся создателем басни.

Лафонтен Жан де (1621 – 1695) – французский поэт, прославившийся как баснописец


Басни в русской литературе писали:

В. И. Майков

М. В. Ломоносов

А. П. Сумароков

И. А. Крылов

И. И. Хемницер


Басня как жанр

Краткий рассказ, часто стихотворный

Диалог

2 части: основное повествование и мораль (нравоучение)

Использование просторечной лексики

Аллегория (иносказание)

Лаконизм

Сатирическое изображение

Афористичность языка

Герои – чаще животные

Особый басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь

Олицетворения


А Васька слушает да ест

Один говорит, стыдит, убеждает, а другой, не обращая внимания, продолжает делать что-то плохое.

Говорят, когда хотят подчеркнуть, что бесполезно уговаривать в тех случаях, когда нужны решительные меры, а не слова.

Художник А. М. Савченко


А воз и ныне там

Говорится обычно в ситуации, когда прошло много времени, а дело с места не сдвинулось.

Сколько раз говорили, что надо готовиться к каждому уроку, «а воз и ныне там» - опять вы не подготовились.


трудиться,

не лучше ль на себя,

кума, оборотиться?

Вместо того, чтобы критиковать недостатки других, лучше посмотреть, нет ли их у тебя самого.

Говорится обычно иронически в ситуации, когда кто-либо указывает другому на недостатки, которые есть и у него самого.

Каждому из нас в той или иной мере надо прежде всего «на себя оборотиться», быть строже к себе.

Художник Г. Куприянов

Кума (устар., разг .) – здесь: приятельница, обращение к представительнице женского пола.


Кукушка хвалит петуха за то,

что хвалит он кукушку

Взаимные похвалы не бывают искренними.

Говорят иронически, когда один хвалит другого потому, что тот похвалил его.

Художник Г. Куприянов


У каждой басни своя история

  • «Волк на псарне» - отклик на события войны 1812 года, когда Наполеон вошел в оставленную русским полководцем Кутузовым Москву и понял, что русская армия не побеждена, а набирает силы. Эти события и запечатлел в своей басне великий русский баснописец, затем переслал басню Кутузову, который, прочитав ее вслух после сражения под красным, обнажил голову, показав свои седины.

Художник А. М. Савченко


Рассмотрим басню подробнее

Как перекликаются строчки басни с реальными событиями войны 1812 года?

Здесь под Ловчим подразумевается великий русский полководец М. И. Кутузов, под Волком – Наполеон.

Художник Е. М. Рачёв


Поработаем над языком басни

Выражение «попал на псарню» имеет дополнительный смысл: слово «попал» несет оттенок неожиданности, а псарня – это не овчарня, псы могут защитить себя сами.

«Поднялся…двор» означает, что с Волком начал сражаться весь народ.

Прямое значение фразы «и вмиг ворота на запор» дополняется переносным: русская армия, совершив маневр и выйдя на Калужскую дорогу, закрыла для Наполеона пути отхода в области, где были запасы продовольствия.

Волк забился в угол, «ощетиня шерсть, глазами, кажется, хотел бы всех он съесть». У русского народа есть пословица: «Видит око, да зуб неймет». Волк- Наполеон хочет завоевать всю Россию, но не может. Его возможности меньше его желаний.


«Пустился в переговоры» - значит «начал переговоры». «Начал» - в данном случае синоним слова «пустился». Но «пустился» звучит выразительнее.

«Уставим общий лад» - значит «заключим мирный договор». Волк- Наполеон предлагает русскому царю стать союзником и «грызться», то есть воевать на стороне России.

«Не делать мировой» означает не заключать мирного договора.

«Выпустить на Волка гончих стаю» - дать армии команду преследовать отступающих французов, чтобы изгнать их за пределы страны.


"Свинья под Дубом"

Какое явление жизни аллегорически описывает басня?

Какой вам представляется Свинья?

В каких строчках заключена мораль басни?

Создайте свои иллюстрации к басне.

«Свинья под Дубом». Художник Г. Куприянов


"Ворона и Лисица"

Сравните басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица» с баснями Эзопа и Лафонтена.

Что общего и чем различаются басни?

В чем смысл морали? Какая ситуация подтверждает эту мораль?

Какие качества осуждают и высмеивают баснописцы?

Чья басня кажется вам более выразительной?

«Ворона и Лисица».

Худ. Г. Куприянов


Чему учат басни Крылова?

Басни И. А. Крылова учат быть добрыми, честными, справедливыми. Хотя в баснях действуют животные, птицы или предметы, мы понимаем, что речь идет о людях. Автор помогает нам оценить их поступки.


Использованные материалы

  • Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М. : Вако, 2005.
  • Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М. : Просвещение, 2004.
  • Уроки литературы Кирилла и Мефодия.

5 класс

  • Интернет-ресурсы:

http://it-n.ru , http://school-collection.edu.ru , http://window.edu.ru

http://kostyor.ru

Интерактивные тестовые задания по басням И. А. Крылова.

Мультфильм по басне «Ворона и Лисица».

Материал для выполнения проектных заданий. Режим доступа http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%C1%E0%F1%ED%E8+%CA%F0%FB%EB%EE%E2%E0&context=current&interface=pupil&class%5B%5D=47&subject%5B%5D=10

http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&lib_no=21422&tmpl=lib&page=1


Басни И.А.Крылова Басня стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.






Басни И.А.Крылова Животные басни - это басни, в которых животные (волк, сова, лисица) действуют как человек. Лисе свойственна хитрость, сове - мудрость. Гусь считается глупым, лев мужественным, змея коварной. Качества сказочных животных взаимозаменяемы. Сказочные животные представляют определенные характерные черты людей.




Басни И.А.Крылова Крылов Иван Андреевич (1768 или 1769, Москва, Петербург) - писатель. Родился в семье бедного армейского офицера. Учился из милости с детьми помещика, у которого прислуживал лакеем. Не получив систематического образования, самостоятельно овладел французским, немецким, итальянским языками, увлекался математикой и рус. литературой, рисовал и играл на скрипке.


Басни И.А.Крылова После смерти отца семья осталась без всяких средств к существованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде. Мать не сумела добиться пенсии после смерти мужа, и в 1782 было решено ехать в Петербург хлопотать о пенсии. В столице тоже ничего не удалось добиться, но для Крылова нашлось место канцеляриста в Казенной палате. К тому же Петербург открывал перед ним возможность заниматься литературным трудом.








Басни И.А.Крылова «Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша: "Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перышки! какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица, Ведь ты б у нас была царь- птица!"


Басни И.А.Крылова Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись И вместе трое все в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав - судить не нам; Да только воз и ныне там.


Басни И.А.Крылова «Мартышка к старости слаба глазами стала; А у людей она слыхала, Что это зло еще не так большой руки: Лишь стоит завести Очки. Очков с полдюжины себе она достала; Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет; Очки не действуют никак…»


Басни И.А.Крылова Демьянова уха. "Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай". - "Соседушка, я сыт по горло". - "Нужды нет, Еще тарелочку; послушай: Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!" - "Я три тарелки съел". - "И полно, что за счеты: Лишь стало бы охоты, - А то во здравье: ешь до дна! Что за уха! Да как жирна; Как будто янтарем подернулась она. Потешь же, миленький дружочек! Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек! Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!"


Басни И.А.Крылова Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку И не давал ему ни отдыху, ни сроку; А с Фоки уж давно катился градом пот. Однако же еще тарелку он берет, Сбирается с последней силой И - очищает всю. "Вот друга я люблю! - Вскричал Демьян. - Зато уж чванных не терплю. Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!" Тут бедный Фока мой, Как ни любил уху, но от беды такой, Схватя в охапку Кушак и шапку, Скорей без памяти домой - И с той поры к Демьяну ни ногой.


Басни И.А.Крылова Памятник И. А. Крылову был открыт в мае 1855 года, к десятой годовщине со дня смерти баснописца. Пьедесталом памятника служит гранитный куб, полностью покрытый барельефами на сюжеты 36 басен Крылова. Если приглядеться к пьедесталу, на нем можно увидеть героев басен "Квартет", "Лиса и виноград", "Мартышка и очки" и многих других


Басни И.А.Крылова Творчество великого русского баснописца И. А. Крылова любимо народом. Памятник ему, созданный П. К. Клодтом, более 150 лет неизменно привлекает внимание посетителей Летнего сада. В этой популярности - проявление благодарности потомков баснописцу и скульптору



Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней

М. Исаковский

Слайд 2

Иван Андреевич Крылов

  • Родился 2 февраля в Москве, много читал и считался одним из самых просвещенных людей своего времени.
  • Из-за бедности семьи Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде.. В 11 лет написал первую басню.
  • С 1786 года пишет пьесы, издаёт сатирический журнал «Почта духов», но басни-главные произведения писателя. Девять книг включают более 200 басен.
  • В 1812 стал библиотекарем только что открывшейся Публичной библиотеки,
  • где прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841. Много работал по составлению библиографических указателей и славяно-русского словаря.
  • 9 ноября 1844 в возрасте 75 лет Крылов скончался. Похоронен в Петербурге.
  • Слайд 3

    Басня - это небольшой стихотворный рассказ, состоящий из двух частей:

    1. Основное повествование.

    Здесь в аллегорической (иносказательной) форме показана жизнь. Герои-животные и люди. Присутствуют сатира, олицетворение, эзоповязык.

    2. Мораль.

    Поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни.

    Слайд 4

    Аллегория-иносказание-изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.
    Например, в народной сказке хитрость изображена через образ лисы.
    Сатира-злой смех, при помощи которого писатель изображает пороки общества, чтобы их исправить.
    Например, И.А.Крылов через историю Вороны и Лисицы говорит о том, что нельзя верить всему, что тебе говорят.
    Олицетворение-наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы,
    Например, в стихотворении Ф.И.Тютчева оживают времена года:
    Зима недаром злится. Прошла её пора.
    Весна в окно стучится и гонит со двора…
    Эзопов язык-умение замаскировать главную мысль (по имени греческого баснописца Эзопа)

    Слайд 5

    ВОРОНА И ЛИСИЦА

    Уж сколько раз твердили миру,
    Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
    И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
    Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;
    На ель Ворона взгромоздясь, позавтракать было совсем уж собралась,
    Да призадумалась, а сыр во рту держала.
    На ту беду Лиса близёхонько бежала;
    Вдруг сырный дух Лису остановил:
    Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
    Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
    Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
    И говорит так сладко, чуть дыша:
    «Голубушка, как хороша!
    Ну что за шейка, что за глазки!
    Рассказывать, так, право, сказки!
    Какие пёрышки! Какой носок!
    И, верно, ангельский быть должен голосок!
    Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
    При красоте такой и петь ты мастерица, -
    Ведь ты б у нас была царь-птица!»
    Вещуньина с похвал вскружилась голова,
    От радости в зобу дыханье спёрло, -
    И на приветливы Лисицыны слова
    Ворона каркнула во всё воронье горло:
    Сыр выпал-с ним была плутовка такова.

    ВОРОНА И ЛИСИЦА

    Слайд 6

    ТАНЦ-МИНУТКА

    Слайд 7

    Что это за басня?

    • Квартет
    • Лебедь, Щука и Рак
    • Мартышка и Очки
    • Мартышка и Зеркало
    • Слон и Моська
    • Волк и Ягнёнок
    • Волк на псарне
    • Стрекоза и Муравей
  • Слайд 8

    Узнаем героя по реплике!

    «Ты всё пела? Это дело:
    Так поди же попляши!»

    «А… (кто он?) в углу, припав за уксусным бочонком…трудится над курчонком»

    «Лишь были б жёлуди:
    Ведь я от них жирею»

    «А ты, Кукушечка, мой свет,
    Как тянешь плавно и протяжно:
    Во всём лесу у нас такой певицы нет!»

    «Я удавилась бы с тоски,
    Когда б на неё хоть чуть была похожа»

    Слайд 9

    Прочтём басню!

    Слон и Моська.

    По улицам Слона водили,
    Как видно, напоказ.
    Известно, что Слоны в диковинку у нас,
    Так за Слоном толпы зевак ходили.
    Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
    Увидевши Слона, ну на него метаться,
    И лаять, и визжать, и рваться;
    Ну так и лезет в драку с ним.
    "Соседка, перестань срамиться, -
    Ей Шавка говорит, - тебе ль с
    Слоном возиться?
    Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
    Вперед
    И лаю твоего совсем не примечает.
    "Эх, эх! - ей Моська отвечает, -
    Вот то-то мне и духу придает,
    Что я, совсем без драки,
    Могу попасть в большие забияки.
    Пускай же говорят собаки:
    "Ай, Моська! знать, она сильна,
    Что лает на Слона!"

    Слайд 10

    Проверь себя!

    1. С каким писателем познакомились? Что узнали о его жизни?
    2. Каковы по жанру его главные произведения?
    3. Кто первым начал писать басни ещё в Древней Греции?
    4. Что такое басня? Как она устроена?
    5. Назовите известные вам басни Крылова.4. История русской литературы 19 века. 1800-1830-е годы.- Москва, Просвещение, 1989.

    Посмотреть все слайды



  • Читайте также: