Философия эпохи возрождения

Возрождение (Ренессанс) - не только хронологическая эпоха, но и идейное течение, внутри которого формировался новый (по отношению к Средневековью) взгляд на мир и человека.

Периодизация

Конец XIII - XIV вв. - Проторенессанс.

XV в. - Ранний Ренессанс.

Конец XV - начало XVI в. - Высокий Ренессанс.

Середина и вторая половина XVI в. - Поздний Ренессанс.

Тенденции

Секуляризация культуры . Перенос внимания на проблемы земного бытия.

Открытие индивидуальности.

Понимание личности как основной культурной и жизненной ценности.

Переход от теоцентризма (главная ценность, средоточие всего - бог) к антропоцентризму (центр и главная ценность - человек).

Отказ от схоластики.

Признание античной древности в качестве высшей культурной ценности (культуры, литературы и искусства Древней Греции и Рима).

Признание высокой роли античного наследия для воспитания человечности.

Участники

Итальянский поэт, родоначальник гуманизма, глава старшего поколения гуманистов.

Ученый-гуманист, представитель Северного Возрождения, автор сатирического сочинения «Похвала глупости».

Английский гуманист, государственный деятель и писатель. Автор книги «Золотая книга, столь же полезная, как и приятная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Пытался описать идеальное общественное устройство.

Писатель, представитель гуманизма во Франции. Автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Мишель Монтень - французский философ, писатель и политический деятель эпохи Возрождения. Автор книги «Опыты», которая представляет собой поучительные раздумья, основанные на собственной жизни.

Мигель Сервантес - испанский писатель эпохи Возрождения. Автор романа «Дон Кихот».

Заключение

В эпоху Возрождения произошли существенные перемены в представлениях людей о мире. Фундаментом философии эпохи Возрождения стал гуманизм . Он выдвигает на первый план понимание личности как основной культурной и жизненной ценности. Слово происходит от словосочетания studia humanitatis (лат. «гуманитарные студии») - комплекс учебных дисциплин, в который входили грамматика, риторика, поэзия, история, этика. Первоначально именно преподавателей этих дисциплин называли гуманистами. Гуманизм эпохи Возрождения в качестве важнейших провозглашает науки о человеке, так как именно они должны способствовать формированию гармоничной, разносторонне развитой, нравственно совершенной личности.

Важной составляющей философии становится самопознание. Примером такого пристального внимания к себе являются «Опыты» Монтеня. Писатели и философы, ученые-гуманисты эпохи в своих произведениях обличают недостатки земного мира. Свою задачу они видят в совершенствовании общества и воспитании нравственно совершенного человека.

В данном уроке речь пойдет о философии эпохи Возрождения. На рубеже XIV-XV вв. наступила новая эпоха в развитии культуры Западной Европы. Она получила название Возрождение (или на французский манер Ренессанс) . Несмотря на то, что в основе Возрождения лежали подъем образования и городской культуры Средневековья, главной чертой Ренессанса было возникновение принципиально новой культуры.

Сам термин «возрождение» вошел в историографию XIX века благодаря работе Якоба Буркхардта, изданной в 1860 году. Эта работа называлась «Культура Ренессанса в Италии». Однако этот термин не является новшеством историков XIX века. Представители этой эпохи употребляли такие выражения, как «воскрешать», «придавать блеск древности», «обновлять» и т.д. Они противопоставляли новую эпоху света, в которой жили, периоду темноты и невежества, каковым они считали Средневековье. Фундаментом эпохи Возрождения был гуманизм . Это такое идейное течение, выдвигающее на первый план человека и науку о человеке. Антропоцентризм (идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть средоточие Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий) противопоставлялся теоцентризму (философской концепции, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага) предыдущей эпохи. Идеалом гуманистов была свободная, всесторонне развитая и нравственно совершенная личность, живущая в гармонии с природой. Человек представлялся как венец творения, созданный по образу и подобию Бога и наделенный способностью к сознанию, к созиданию и творчеству.

Особая роль в воспитании человека отводилась культуре . При этом латинские и греческие древности, то есть античность, стали образцами для воспитания человека. Гуманисты реабилитировали языческую литературу, поэзию, которые отвергались в Средневековье.

Еще одной чертой гуманизма было то, что ее представители не просто восхищались античностью, а стремились понять эту эпоху . В эпоху гуманизма схоластика (представления, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлечённых рассуждениях, не проверяемых опытом) заменяется практическими исследованиями в области этики и эстетики, политики и экономики, риторики и логики.

Основными характеристиками философии эпохи Возрождения были :

  • антропоцентризм,
  • обращение к античности,
  • отказ от схоластики,
  • обращение к исследованиям в области гуманитарных дисциплин,
  • собственные принципы.

Рассмотрим несколько работ гуманистов эпохи Возрождения.

Итальянский поэт XIV века (рис. 1) в своей работе пишет: «Человек знает многое. Знает зверей, птиц и рыб, знает, сколько волос в гриве льва и сколько перьев в хвосте ястреба. Приведенные вещи по большей части или фальшивы, или неизвестны: но даже будучи истинными, они бесполезны. Я спрашиваю себя, что пользы знать природу зверей, птиц, рыб, и змей и либо игнорировать, либо не заботиться о знании природы человека».

Рис. 1. Франческо Петрарка

Для Петрарки важно прежде всего изучение именно природы человека, являющегося венцом мироздания.

Еще один известнейший философ-гуманист эпохи Возрождения (рис. 2). В 1509 году он опубликовал книгу « Похвала глупости» (рис. 3), в которой высмеивал пороки современного ему общества. Философ высмеивает торговцев, которые обманывают покупателей, а также священников, которые занимаются собственным обогащением. Но самыми глупыми Эразм Роттердамский считает купцов , так как они «вечно лгут, воруют, жадничают, надувают и при всем том мнят себя первыми людьми в мире».

Рис. 2. Эразм Роттердамский

Рис. 3. Произведение Эразма Роттердамского «Похвала глупости»

Французский философ, гуманист, писатель (рис. 4), автор романа « Гаргантюа и Пантагрюэль» (рис. 5). В этом сочинении он в сатирической форме изображает государство, правители которого способны только на то, чтобы творить зло по отношению к своим подданным и возмущать мир войнами ради своего удовольствия.

Рис. 4. Франсуа Рабле

Рис. 5. Произведение Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Говоря об эпохе Возрождения, нельзя не упомянуть Уильяма Шекспира (рис.6) и Мигеля де Сервантеса (рис. 7). Интересны политические учения эпохи Ренессанса. Несмотря на различие политических взглядов гуманистов, их объединяет практицизм .

Рис. 6. Уильям Шекспир

Рис. 7. Мигель де Сервантес

В Англии идеи гуманизма оказали существенное влияние на Томаса Мора - политического деятеля и философа социалиста-утописта (рис. 8). В 1516 году он опубликовал «Золотую книгу» о наилучшем устройстве государства и о новом острове «Утопия» (рис. 9). Томас Мор считал, что причиной всех бед и несчастий человека является частная собственность . Он создает образ идеального государства, которое располагается на острове Утопия, что в переводе означает «несуществующее место». На этом острове нет частной собственности, а есть 54 города, каждый из которых великолепен, во всех городах одинаковый язык, нравы и законы и выглядят они одинаково. Жители острова живут счастливо, не зная бед и несправедливости, благодаря отсутствию частной собственности, а также централизованному распределению ресурсов. Государство снабжает жителей города продуктами питания, одеждой, бытовыми принадлежностями и всем прочим. Существует выборное правительство, сильная идеологическая составляющая государства, воспитание нравственности, невозможность личного обогащения. Но общество острова Утопия иерархично, то есть младшие подчиняются старшим, женщины подчиняются мужчинам. Государство стремится контролировать и личную жизнь граждан. Похожую социально-политическую модель спустя 500 лет будут строить в Советской России.

Рис. 8. Томас Мор

Рис. 9. «Утопия» Томаса Мора

В начале XVII века появилось еще одно произведение, в котором провозглашались похожие идеи. Это утопия «Город Солнца», автором которой является итальянский философ позднего Возрождения (рис. 10).

Рис. 10. Томмазо Кампанелла

Французский политик, экономист, философ XVI века, член парламента Парижа и преподаватель права (рис. 11). Он является одним из разработчиков идеи государственного суверенитета (то есть независимости в решении политических вопросов). Эта концепция стала серьезным идеологическим ударом по позиции католической церкви в Европе Нового времени.

Рис. 11. Жан Боден

Говоря о политических учениях эпохи Возрождения, нельзя не упомянуть имени (рис. 12). Обойти стороной его произведение «Государь» (рис. 13) невозможно. С него начинается эпоха нового политического мышления. Кризис моральных ценностей привел к разрыву между тем, что должно быть, и тем, что есть на самом деле. Реализм Макиавелли заключается в понятии «добродетель государя», эффективно управляющим государством. Практичность и конкретный результат - это добродетель по Макиавелли. Также добродетель - это сила и здоровье, хитрость и энергия, возможность предвидеть, планировать, принуждать и добиваться конкретного результата.

Рис. 12. Никколо Макиавелли

Рис. 13. Произведение Никколо Макиавелли «Государь»

Подводя итоги урока, следует отметить, что эпоха Возрождения формирует новый тип мышления, стремящегося к реальности, конкретному практическому результату. Это критическое мышление, не основанное на догмах и стремящееся выйти за рамки. Новым идеалом нравственности становятся античные образцы. В центре эпохи Возрождения - свободная и способная личность .

Домашнее задание

  1. Назовите основные черты эпохи Возрождения.
  2. Какие основные идеи вы можете выделить в творчестве Франческа Петрарка, Эразма Роттердамского и Франсуа Рабле?
  3. Какими произведениями известны Томас Мор и Никколо Макиавелли?
  4. Читали ли вы какие-нибудь произведения из выше перечисленных и хотели бы прочитать произведения эпохи Возрождения?
  1. Grandars.ru ().
  2. Studopedia.ru ().
  3. Fb.ru ().
  4. Studfiles.ru ().
  1. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса.
  2. Бобкова М.С. Жан Боден: История жизни в эпоху катастроф // История через личность. Новая историческая биография. - М., 2005.
  3. Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. Учебник по истории Нового времени. 7 класс, М., 2013.
  4. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени. 1500 - 1800. М.: «Просвещение», 2012.
  5. Немилов А.Н. Эразм Роттердамский и Северное Возрождение // Эразм Роттердамский и его время. - М., 1989.
  6. Никколо Макиавелли. Государь.
  7. Романчук А. Роль Франческо Петрарки в формировании образа сомневающегося интеллигента // Франческо Петрарка и европейская культура. - М.: Наука, 2007.
  8. Тененбаум Б. Великий Макиавелли: Темный гений власти: «Цель оправдывает средства?» - М.: Яуза, Эксмо, 2012.
  9. Франсуа Рабле, Гаргантюа и Пантагрюэль. / Перевод Н.М. Любимова. -М.: Художественная литература, 1973.
  10. Эразм Роттердамский. Похвала глупости


Читайте также: