Значение посошков иван тихонович в краткой биографической энциклопедии. На заре российской экономической мысли Нужна помощь по изучению какой-либы темы

(1726-02-12 ) Страна:

Русское царство

Научная сфера:

Ива́н Ти́хонович Посошко́в ( , село Покровское , близ Москвы - 1 февраля 1726 года , Петропавловская крепость , Санкт-Петербург) - выдающийся русский экономист , публицист , предприниматель и изобретатель . Первый русский экономист-теоретик. Основное сочинение - социально-экономический трактат «Книга о скудости и богатстве » ( , опубликована в 1842 году).

Сторонник военных и экономических преобразований Петра I . Придерживался меркантилистских взглядов. Выступал за развитие промышленности и торговли, реформу налоговой системы (сокращение и упорядочение налогов) и денежного обращения (предлагал сделать его основой медные деньги, вместо серебра и золота), рациональное использование природных ресурсов, увеличение исследований месторождений полезных ископаемых . Впервые выступил с инициативой законодательной регламентации повинностей крепостных крестьян. Репрессирован (1725). Умер в Петропавловской тюрьме .

Биография

О Посошкове известно очень мало. Первое упоминание о нём в документах встречается по делу строителя Андреевского монастыря Аврамия, который подал императору Петру I документы, в которых раскрывались причины недовольства в народе. По этому делу были привлечены к ответу, среди прочих, и крестьяне «Ивашка да Ромашка П.». В последующие годы Посошков много работает, успевает сделаться состоятельным человеком, однако высокого места среди петровских сподвижников он не получил. Посошков скончался в Петропавловской крепости, причиной его ареста был, вероятнее всего, написанный им «Трактат о скудости и богатстве», выступавший за ограничение дворянского землевладения. Кроме того, Посошкову принадлежат «Завещание отеческое» и «Зерцало суемудрия раскольнича».

Книга о скудости и богатстве

Полное название этой книги - «Книга о скудости и богатстве, сие есть изъявление от чего приключается скудость, и от чего гобзовитое богатство умножается», она принадлежит к числу выдающихся произведений не только русской, но и мировой экономической литературы. Трактат поднимал весьма глубоко проблемы, которые на более низком уровне обсуждались в окружении Петра I, а также частично поднимались в трудах западных экономистов, хотя трактат создавался абсолютно независимо от них. Трактат представляет собой соединение меркантилистской теории с идеями Запада. Он требует ограничения крепостного права на позициях абсолютизма: «крестьянам помещики не вековые владельцы, того ради не весьма их берегут, а прямой их владелец - Всероссийский Самодержец». Посошков предлагал ограничивать цены посредством наказания для завышающих цены: «буде кто взял цену не противонастоящие излишнюю, взять штрафу да высечь батогами или плетьми, чтобы впредь так не делал». Он противник множественности налогов, по его мнению, следует установить единый «государственный … сбор…, то есть десятинный», и с товара установить единую пошлину.

Не сводя богатство к деньгам, Посошков различал богатство вещественное и невещественное. Под вещественным он подразумевал богатство государства (казны) и богатство народа. Что в настоящее время можно отождествить с валовым продуктом. Под невещественным – «истинную правду», т. е. законность, правовые условия, хорошее управление страной – те ценности, которые сегодня мы называем «институтами». Поэтому Посошкова можно назвать предтечей российского институционализма. Источником богатства он называл производительный труд, а причинами скудости – отсталость сельского хозяйства, недостаточное развитие промышленности, неудовлетворительное состояние торговли. Для уничтожения скудости и достижения богатства Посошков предлагал два условия: 1) уничтожить праздность и заставить всех людей прилежно и производительно работать; 2) решительно бороться с непроизводительными затратами, осуществлять строжайшую экономию.

Являясь идеологом купечества, Посошков много места в своем сочинении отводил вопросам внутренней торговли. В стремлении сделать купечество монополистом в торговле он предлагал запретить дворянам и крестьянам заниматься торговлей и высказывался за «установленную цену», регулируемую сверху системой надзора и контроля, т. е. в данном вопросе отстаивал устаревшие взгляды. Посошков внимательно относился к внешней торговле, организация которой должна была защитить русское купечество от иностранной конкуренции и способствовать приумножению денег в стране, считал необходимым ввозить только то, что не производится в России. Ограничение ввоза предметов роскоши должно было сохранить, по его мнению, деньги в стране. Он предлагал прекратить вывоз из страны промышленного сырья и вывозить за границу лишь готовые изделия. Оригинальны взгляды Посошкова на деньги: он отстаивал номиналистическую теорию денег.

Вклад в экономическую науку

В лице Посошкова русская экономическая мысль конца XVII - начала XVIII в. прочно стояла на уровне мировой экономической мысли того времени.

И. Т. Посошков был первым последовательным институционалистом в истории экономических учений. Он пишет о невещественном богатстве страны - набором гражданских основ - институтов, способствующих здоровому функционированию экономики и общества.

Он впервые поднимает вопрос о вещественном богатстве, как не о денежной массе, находящейся в стране, а о материальных благах, находящихся в руках государства и народа. Что в настоящее время можно отождествить с валовым продуктом.

Особенно большое внимание Посошков уделял вопросам развития русской промышленности, проблемы которой и в настоящее время являются актуальными. В числе мер, направленных на её развитие, он предлагал строить заводы за государственный счет и передавать их затем в частные руки.

Поддерживая идеологию купечества, Посошков вместе с тем выражал и интересы крестьянства. Не требуя открыто отмены крепостного права, он стремился ограничить власть помещиков определенными рамками. Заслуга И. Т. Посошкова состоит в том, что он сумел правильно, в пределах своей эпохи, понять основные задачи России.

Взгляды экономиста, изложенные в книге «О скудости и богатстве» являлись новаторскими не только в России, но и на международной арене, что делает И. Т. Посошкова выдающимся экономистом и в настоящее время, так как он впервые поднимал вопросы, исследовал процессы и явления, являющиеся актуальными и в современном обществе.

Примечания

Литература

  • Погодин М. П. Предисловие // Сочинения Ивана Посошкова. - М.: Типография Николая Степанова, 1842.
  • Кафенгауз Б. Б. И. Т. Посошков. Жизнь и деятельность. - М.: Изд-во АН СССР, 1951. - 204 с.
  • Платонов Д. Н. Иван Посошков. - М.: Экономика, 1989. - 142 с.
  • Пашков А. И., Экономические взгляды И. Т. Посошкова, «Изв. АН СССР. Отделение экономики и права», 1945, № 4
  • История русской экономической мысли, т. 1, ч. 1, М., 1955; Мордухович Л. М.
  • Очерки истории экономических учений, М., 1957, гл. 6; Мордухович Л. М.
  • Главные этапы истории экономических учений, т. 1, М., 1970.
  • Гукасьян Г.М., Нинциева Г.В., История экономической мысли, Изд-во "Питер", 2008г., 168с.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся в 1652 году
  • Умершие 12 февраля
  • Умершие в 1726 году
  • Экономисты по алфавиту
  • Экономисты России
  • Предприниматели России
  • Изобретатели России
  • Репрессированные в Российской империи
  • Заключённые Петропавловской крепости

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Посошков, Иван Тихонович" в других словарях:

    Посошков (Иван Тихонович) известный русский экономист, один из тех самоучек начетников Московской церковной письменности, которые, крепко придерживаясь старых национальных начал, тем не менее ясно понимали, что Россия должна идти вперед и что… … Биографический словарь

    Посошков Иван Тихонович - . Принадлежал к семье потомственных ювелиров (серебреников), работавших для Оружейной палаты; в детстве обучился разнообразным ремеслам … Словарь русского языка XVIII века

    - (1652 1726) российский экономист и публицист. Сторонник преобразований Петра I, выступал за развитие промышленности и торговли, предлагал усилить исследование месторождений полезных ископаемых. Основные труды Книга о скудости и богатстве (1724,… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1652, с. Покровское, ныне Московской обл., ‒ 1.2.1726, Петербург), русский экономист и публицист. Родился в семье ремесленника ювелира. Занимался различными ремёслами, затем стал купцом, предпринимателем, владел землёй. Основной труд П. ‒ «Книга … Большая советская энциклопедия

    Посошков, Иван Тихонович - ПОСОШКОВ Иван Тихонович (1652 1726), российский экономист и публицист. Сторонник преобразований Петра I, выступал за развитие промышленности и торговли, более активное исследование месторождений полезных ископаемых. Основные труды ”Книга о… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Писатель Петровского времени, род. под Москвой в 1652 или 1653 г., умер 1 го февраля 1726 г. в Петербурге. Отец его был оброчным крестьянином подмосковного дворцового села Покровского, которое теперь входит в черту города Москвы. Село это… … Большая биографическая энциклопедия

    - (1652 1726), российский экономист и публицист. Был самоучкой; практическую деятельность предпринимателя сочетал с литературными занятиями. Сторонник преобразований Петра I, выступал за развитие промышленности и торговли, предлагал усилить… … Энциклопедический словарь

Иван Тихонович Посошков (1652, село Покровское, близ Москвы - 1 февраля 1726 года, Петропавловская крепость, Санкт-Петербург) - выдающийся русский экономист, публицист, предприниматель и изобретатель. Первый русский экономист-теоретик. Основное сочинение - социально-экономический трактат «Книга о скудости и богатстве» (1724, опубликована в 1842 году).

Сторонник военных и экономических преобразований Петра I. Придерживался меркантилистских взглядов. Выступал за развитие промышленности и торговли, реформу налоговой системы (сокращение и упорядочение налогов) и денежного обращения (предлагал сделать его основой медные деньги, вместо серебра и золота), рациональное использование природных ресурсов, увеличение исследований месторождений полезных ископаемых. Впервые выступил с инициативой законодательной регламентации повинностей крепостных крестьян. Репрессирован (1725). Умер в Петропавловской тюрьме.

О Посошкове известно очень мало. Первое упоминание о нём в документах встречается по делу строителя Андреевского монастыря Аврамия, который подал императору Петру I документы, в которых раскрывались причины недовольства в народе. По этому делу были привлечены к ответу, среди прочих, и крестьяне «Ивашка да Ромашка П.». В последующие годы Посошков много работает, успевает сделаться состоятельным человеком, однако высокого места среди петровских сподвижников он не получил. Посошков скончался в Петропавловской крепости, причиной его ареста был, вероятнее всего, написанный им «Трактат о скудости и богатстве», выступавший за ограничение дворянского землевладения. Кроме того, Посошкову принадлежат «Завещание отеческое» и «Зерцало суемудрия раскольнича».

Научные достижения

Полное название этой книги - «Книга о скудости и богатстве, сие есть изъявление от чего приключается скудость, и от чего гобзовитое богатство умножается», она принадлежит к числу выдающихся произведений не только русской, но и мировой экономической литературы. Трактат поднимал весьма глубоко проблемы, которые на более низком уровне обсуждались в окружении Петра I, а также частично поднимались в трудах западных экономистов, хотя трактат создавался абсолютно независимо от них. Трактат представляет собой соединение меркантилистской теории с идеями Запада. Он требует ограничения крепостного права на позициях абсолютизма: «крестьянам помещики не вековые владельцы, того ради не весьма их берегут, а прямой их владелец - Всероссийский Самодержец ». Посошков предлагал ограничивать цены посредством наказания для завышающих цены: «буде кто взял цену не противонастоящие излишнюю, взять штрафу да высечь батогами или плетьми, чтобы впредь так не делал ». Он противник множественности налогов, по его мнению, следует установить единый «государственный... сбор..., то есть десятинный », и с товара установить единую пошлину.

Не сводя богатство к деньгам, Посошков различал богатство вещественное и невещественное. Под вещественным он подразумевал богатство государства (казны) и богатство народа. Что в настоящее время можно отождествить с валовым продуктом. Под невещественным – «истинную правду », т.е. законность, правовые условия, хорошее управление страной – те ценности, которые сегодня мы называем «институтами ». Поэтому Посошкова можно назвать предтечей российского институционализма. Источником богатства он называл производительный труд, а причинами скудости – отсталость сельского хозяйства, недостаточное развитие промышленности, неудовлетворительное состояние торговли. Для уничтожения скудости и достижения богатства Посошков предлагал два условия:

  1. уничтожить праздность и заставить всех людей прилежно и производительно работать;
  2. решительно бороться с непроизводительными затратами, осуществлять строжайшую экономию.

Являясь идеологом купечества, Посошков много места в своем сочинении отводил вопросам внутренней торговли. В стремлении сделать купечество монополистом в торговле он предлагал запретить дворянам и крестьянам заниматься торговлей и высказывался за «установленную цену», регулируемую сверху системой надзора и контроля, т. е. в данном вопросе отстаивал устаревшие взгляды. Посошков внимательно относился к внешней торговле, организация которой должна была защитить русское купечество от иностранной конкуренции и способствовать приумножению денег в стране, считал необходимым ввозить только то, что не производится в России. Ограничение ввоза предметов роскоши должно было сохранить, по его мнению, деньги в стране. Он предлагал прекратить вывоз из страны промышленного сырья и вывозить за границу лишь готовые изделия. Оригинальны взгляды Посошкова на деньги: он отстаивал номиналистическую теорию денег.

В лице Посошкова русская экономическая мысль конца XVII - начала XVIII в. прочно стояла на уровне мировой экономической мысли того времени.

Посошков был первым последовательным институционалистом в истории экономических учений. Он пишет о невещественном богатстве страны - набором гражданских основ - институтов, способствующих здоровому функционированию экономики и общества.

Он впервые поднимает вопрос о вещественном богатстве, как не о денежной массе, находящейся в стране, а о материальных благах, находящихся в руках государства и народа. Что в настоящее время можно отождествить с валовым продуктом.

Особенно большое внимание Посошков уделял вопросам развития русской промышленности, проблемы которой и в настоящее время являются актуальными. В числе мер, направленных на ее развитие, он предлагал строить заводы за государственный счет и передавать их затем в частные руки.

Поддерживая идеологию купечества, Посошков вместе с тем выражал и интересы крестьянства. Не требуя открыто отмены крепостного права, он стремился ограничить власть помещиков определенными рамками. Заслуга Посошкова состоит в том, что он сумел правильно, в пределах своей эпохи, понять основные задачи России.

Взгляды экономиста, изложенные в книге «О скудости и богатстве» являлись новаторскими не только в России, но и на международной арене, что делает Посошкова выдающимся экономистом и в настоящее время, так как он впервые поднимал вопросы, исследовал процессы и явления, являющиеся актуальными и в современном обществе.


Добавить в закладки

Добавить комментарии

ПОСОШКОВ Иван Тихонович (1652-1726) родился в 1652 г. в семье ремесленника-серебряника в подмосковном селе Покровском. Его отец был из крестьян, что находились в ведении Оружейной палаты и работали в различных мастерских Государева двора. Занимался различными ремеслами, торговлей, стал крупным промышленником и землевладельцем. В 1694-1696 гг. работал над денежным станком для подношения Петру I, а в 1697 г. демонстрировал царю "огнестрельные рогатки". Имел винокуренный завод, серный прииск, искал нефть, пытался завести фабрику игральных карт, работал фонтанным и водочным мастером. К концу жизни покупал дома, деревни, земли в Новгороде и Петербурге. Наряду с предпринимательством занимался публицистикой, отзываясь на все острые вопросы эпохи. В 1701, после поражения русского войска под Нарвой, составил записку для Петра I "О ратном поведении", предложив меры по созданию боеспособной армии. Свои взгляды на вопросы просвещения, этики, церковные проблемы Посошков изложил в 1703-1710 в записках, обращенных к митрополиту Стефану Яворскому, предлагал создать патриаршую академию, учить детей духовенства, печатать учебники с опровержением ереси, считал необходимым упрощение церковнославянского алфавита.

Свою предпринимательскую и изобретательскую деятельность Посошков сочетал с литературной, оставив несколько проектов и три полемических сочинения, в которых выдвинул ряд предложений по подъему народного хозяйства России. К концу жизни Посошков написал книгу "О скудости и богатстве", где обобщается изложенное в других сочинениях. Она была закончена в 1724 г. и предназначалась для Петра I. Возможно, эта книга и вызвала арест автора и привела к трагедии в жизни И.Т. Посошкова. Подобные труды в XVIII веке предназначались, как правило, одному, самому главному читателю - царю-батюшке, с желанием донести до него все "неправды" и "неисправности" и предложить меры, какими можно было бы помочь искоренению зла. Не зря в посвящении автор просит императора не открывать его имени, боясь, что ябедники и обидчики "не попустят мне и малого времени на свете жить, и потому буду я сам себе убийца". Слова оказались пророческими. Вряд ли сам Петр I успел прочитать книгу. Скорее всего, она попала в руки царских приспешников, которые и усмотрели в ней угрозу "слову и делу государеву". В августе 1725 г. Посошков был арестован и заключен в Петропавловскую крепость, где 1 февраля 1726 г. скончался.

"Книга о скудности и богатстве" общая характеристика

Основное сочинение Посошкова, доставившее ему громкую посмертную славу, закончено им в 1724 году, когда автору было уже 72 года. Оно посвящено преимущественно экономическим проблемам, как показывает выразительное его название - "Книга о скудости и богатстве, си есть изъявление, отчего приключается напрасная скудость, и от чего собогобзоватое (обильное) богатство умножается".

В нем содержится множество предложений или проектов, касающихся различных сторон государственной и общественной жизни. Содержание книги шире того, что сказано в заголовке, так как наряду с экономическими темами в ней обсуждаются вопросы административного устройства, суда, законодательства, просвещения, говорится о положении крестьянства. Книга делится на 9 глав, в которых речь идет о духовенстве, о воинских делах, о правосудии, купечестве, о художестве (то есть о ремесле и промышленности), о разбойниках, о крестьянстве, о земляных делах, и в последней главе - о царском интересе или о государственных финансах.

"Книга о скудости и богатстве" была итогом всей литературной деятельности Посошкова. Он воспользовался для нее предшествующими своими сочинениями. Из первой своей работы, "Доношения о ратном поведении", он перенес в нее указание на изобретенные им огнестрельные рогатки, имеющаяся в ней глава "О духовности" близка по содержанию к письмам автора Стефану Яворскому, из "Завещания отеческого" перенесен целиком раздел о суде, здесь же изложено последнее его "Доношение о деньгах". В книге нашел отражение богатый жизненный опыт автора, отличное знание законодательства, он часто ссылается на Уложение 1649 года и на Петровские указы и подвергает их критике. Автор предназначал "Книгу о скудости и богатстве" для поднесения Петру I, как это явствует из заключительных слов: "утаянно от зрения людского трелетным трудом восписав, твоему царскому величеству предлагаю".

В сохранившихся списках "Книги о скудости и богатстве", относящихся к середине XVIII века, имеются любопытные, живо составленные заметки, сделанные внимательным читателем и внесенные последующим переписчиком в текст книги. Против слов Посошкова о предании смертной казни за богохульство стоит: "Осмотрись, старичок, и эту речь вонми: несть грех, побеждающий Божие человеколюбие". В другом месте, где рекомендуется ввести единую указную цену на товары, вероятно, тому же лицу принадлежат следующие слова: "Старичок, нельзя одной цены уставить, веть товару имя одно, да доброта не одна. Ину пору уж и ты врешь!"

В особом красноречивом доношении, обращенном к Петру, сохранившемся лишь в черновиках, отдельно от книги, Посошков высказывает основную мысль, пронизывающую "Книгу о скудости и богатстве" и говорит о задачах, которые он имел в виду. Его "книжица" должна служить к процветанию и обогащению страны, и в особенности должна содействовать осуществлению права и справедливости. Он видел "во владущих судиях, такс в подвластных многое множество содевающееся неправды и всяких неисправностей" и решил предложить свою книгу "пред очи" царя. Проведение в жизнь его предложений должно увеличить государственные доходы, но он смотрит дальше, обещает больше, чем обогащение царской казны, он имеет в виду "всенародное богатство". Наряду с народнохозяйственными задачами он обещает осуществление "правды" и искоренение обид и вражды, "высокомнимые дворяня могут претвориться в кроткие овчата и будут иметь любовь с простым народом". Эти возвышенные задачи и привели его к разработке обширной программы преобразований.

Корни экономических воззрений Посошкова лежат в окружающей реальной действительности, которую он воспринимал и оценивал в соответствии со своими идеалами. Взгляды Посошкова оригинальны, экономические предложения полны жизненного и практического смысла.

По своим политическим взглядам Посошков был сторонником монархии. Вместе с тем он критически относился к системе и порядкам управления в России, видел в них препятствие к устранению скудости и умножению богатства в стране.

У Посошкова нет свойственного представителям меркантилизма Западной Европы отождествления богатства с деньгами. Он считал, что богатство общества воплощается не только в драгоценных металлах, но и в материальных благах. Посошков различает богатство вещественное и невещественное. Под вещественным богатством он разумел богатство государства (казны) и богатство парода, под невещественным - "истинную правду", т.е. законность, правовые условия, хорошее управление страной.

Задачей экономической политики государства Посошков ставил "всенародное обогащение". Он писал:". в коем царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно слыть богатому". Рост народного богатства выгоден и народу и государству - такова основная мысль Посошкова по этому поводу. Его высказывания носили прогрессивный характер и выходили за рамки меркантилистских представлений о богатстве.

Целью книги, по его словам, было показать причины напрасной скудости государства и умножения богатства. Посошков был убежден, что предложенный им план преобразований позволит превратить Россию в богатую культурную и могучую державу. Он уверял царя, что если его рекомендации будут осуществлены, то "вся наша великая Россия обновитца как в духовности, тако и во гражданстве и не токмо одна царская сокровища наполнятца, жители Российские обогатятца и прославятся". Он надеялся, что с улучшением жизни исчезнут вражда и обиды, а высокородные дворяне с любовью будут относиться к простому народу.

Экономические взгляды Посошкова отражали идеи меркантилизма, хотя он не был знаком с трудами западных экономистов своего времени. Не имея специального образования, Посошков самостоятельно пришел к идеям меркантилизма, которые господствовали тогда на Западе. Поэтому он по праву считается выдающимся меркантилистом России. Идеи Посошкова отражают специфику и особенности России, а потому имеют немало отличий от западных.

Петр I тоже был приверженцем меркантилизма, и его реформы в значительной мере были реализацией этого учения, но относительно ряда важных проблем управления экономической жизнью взгляды Посошкова не совпадали с идеями Петра, а иногда явно противоречили им.

К оригинальным идеям Посошкова относится разделение богатства на вещественное и невещественное. Под первым он подразумевает богатство государства (казны) и народа, а под вторым - эффективное управление страной и наличие справедливых законов. Рассуждения Посошкова о невещественном богатстве конкретизировались им в требовании реформы управления, поскольку именно реформа создает возможности для устранения скудности государства и умножения богатства в стране. (В настоящее время, когда признано, что наука является непосредственной производительной силой, нетрудно оценить прогрессивность подобных взглядов, имевших место почти 300 лет назад.)

Принципы Посошкова об улучшении управления экономикой исходили из решающей роли государства в руководстве хозяйственными процессами. Он был решительным сторонником строгой регламентации хозяйственной жизни. Основным рычагом такой регламентации должны быть царские указы, которые он считал самым важным средством осуществления экономических пре образований. Среди его многочисленных рекомендаций назовем лишь две: заставлять всех людей работать, причем работать прилежно и производительно, уничтожать праздность во всех ее видах; решительно бороться с непроизводительными затратами, осуществлять строжайшую экономию во всем; бороться с роскошью, излишествами в жизни людей.

Для уничтожения скудости и достижения богатства в стране наибольшее значение имеют два следующих наставления Посошкова: заставить всех людей работать, причем прилежно и производительно, уничтожить праздность во всех ее видах; решительно бороться с непроизводительными затратами, осуществлять строжайшую экономию во всем.

Требование бережливости во всем, экономного расходования материальных благ и денег красной нитью проходит через всю книгу Посошкова.

Исходя из общегосударственных интересов, он решительно восстает против хищнического отношения к естественным богатствам страны и излагает наиболее целесообразные, с его точки зрения, принципы их эксплуатации.

Посошков, подобно будущим классикам буржуазной политэкономии А. Смиту и Д. Рикардо, связывает источник богатства с трудом. В его рекомендациях подразумевается, что труд является источником увеличения богатства. По его мнению, никто не имеет права жить без работы и даром есть хлеб. И надо не просто работать, а труд должен быть с "прибытком" (на современном языке - с прибылью). Посошков устанавливает явную связь между ростом богатства и производительностью труда, что еще раз подчеркивает его восприятие труда как важного источника богатства.

Внеэкономическая форма принуждения для Посошкова, так же, как и для его современников, и особенно российских, была естественной формой трудовой дисциплины. Вместе с тем он весьма убедительно обосновывал преимущества сдельной оплаты труда по сравнению с повременной. В качестве стимула для повышения производительности труда он рекомендовал выдавать рабочим государственных предприятий более высокую зарплату и критиковал крохоборство управляющих, которые устанавливали рабочим крайне низкую зарплату (5 коп. в день): "Они мнят тем учинить великому государю прибыль, что мастеровых людей не кормят, а они тем великий убыток делают. А и во всяких делах правители наши за кроху умирают, а где тысячи рублев пропадают, то ни во что поставляют, и неданием полного кормления у русских людей охоту и к мастерству прилежание тем пресекают и размножится доброму художеству не допускают".

Что же касается многочисленных рекомендаций Посошкова о строжайшей экономии и борьбе с роскошью и излишествами, то здесь надо особо подчеркнуть, что эти понятия он не ограничивал сферой быта, а рассматривал их в более широком смысле с позиций интересов общества. Ярким примером в этом отношении является его проект против хищнического отношения населения к естественным богатствам. Образно говоря, он ратовал за сохранение экологии. Он выступал против хищнического истребления молодого леса, молодой рыбы, сбора незрелых орехов и других подобных мер, наносящих вред природе и обществу. Автор проекта обоснованно доказывал, что правильные принципы использования природных богатств способствуют их умножению, а вредные - истреблению.

"Книга о скудости и богатстве", как и предшествующие сочинения Посошкова, проникнута глубоким патриотическим чувством. Автор охвачен страстным стремлением добиться преуспевания нашей родины, не уступающей ни в чем другим странам.

посошков русский экономист книга

Книга Посошкова проникнута горячей любовью к родине и желанием охранять нашу страну от всяких посягательств иностранцев как в экономической жизни, так и в военных делах. Независимая, сильная и зажиточная страна - вот идеал Посошкова. Однако он не имеет в виду таких изменений, которые бы разрушили социальные и политические основы крепостнической империи и в своих конкретных проектах остается в рамках петровского государства, в котором "возвышение класса помещиков, содействие нарождавшемуся классу торговцев и укрепление национального государства этих классов происходило за счет крепостного крестьянства, с которого драли три шкуры".

1652 - 1.2.1726, Петербург), писатель, экономист. Род. в подмосковном селе. Отец - из крестьянского сословия, но работал серебряником. П. также занимался ремесленничеством, монетным делом, изобретательством и предпринимательством разного рода. В конце жизни приобрел землю, винокуренный завод и подготавливал запуск полотняного. В 1725 был арестован по неизвестному обвинению и вскоре умер в Петропавловской крепости.

П. получил традиц. древнерус. книжное образование, обучаясь самостоятельно (см. Средние века). Лит. наследие П. отражает все характерные черты и уровень этого образования, в то же время оно носит отпечаток его природного таланта и реформаторского духа эпохи Петра I. Цель писательской деятельности П. - анализ всех сторон рус. действительности и предложения по ее исправлению. Однако, вопреки политике Петра I, не стремился ориентироваться на Зап. Европу; в области культуры отстаивал духовные ценности рус. старины и православной веры. Из этой ориентации исходят идеи П. о реформе образования в России. Они изложены в трех посланиях к Стефану Яворскому (между 1703 и 1710), трудах «Завещание отеческое к сыну» (1719), «Книге о скудости и богатстве» (1724).

П. видел причину церк. раскола и разных ересей в невежестве населения и в «неученных священниках». Он также подчеркивал необходимость знаний для полемики с представителями др. вероисповеданий, контакты с к-рыми стали в нач. 18 в. постоянными.

П. пришел к мысли о принудительном просвещении всего рус. народа вплоть до его низших слоев, и особенно о просвещении духовенства. Под просвещением П. понимал знание и разумное понимание основ православного вероучения.

П. был далек от идеи осуществлять нач. образование и катехизацию населения через школу. Обращаясь к главе Синода Стефану Яворскому, он предлагал, чтобы каждый духовник на исповеди кроме обычных вопросов задавал чаду духовному вопросы об основах вероисповедания. Вопросы эти П. предполагал опубликовать в помощь священникам (незнающим духовный отец дает разъяснения и наставления и в спец. книгу запишет, что к следующей исповеди прихожанин должен ему ответить твердо).

В обращении к светским властям П. подчеркивал пользу для гос-ва от всеобщего образования, такого, «чтоб не было и в малой деревне без грамотного человека». Грамотные крестьяне, по мысли П., не только будут лучше служить помещикам, но и станут способными участвовать в гос. делах. В то же время подчеркивал, что обучение грамоте необходимо и для самих крестьян: их невозможно будет обмануть лживым прочтением важных для них указов и др. документов. Он предлагал начать с создания новой грамматики на слав. языке (с упрощением алфавита и приспособлением его к совр. речи) и продавать ее «без прибыли», чтобы все люди могли приобщаться к учению. Считал необходимым печатать и др. книги, в т. ч. философские сочинения.

Особо тщательно П. продумывал проект обучения духовного сословия, для к-рого он предлагал организовать «академию великую, всех наук исполненную». С этой целью он даже соглашался на приглашение учителей «самых высокоученых» из неправославных стран, если своих учителей «не обрящется». Академию П. представлял себе как «патриаршую», с «благочестивым христианином» во главе. В епархиальных городах и крупных монастырях П. полагал устроить грамматич. школы, подробно описывал порядок обучения в них. Поставление в священнослужители должно, по его мнению, происходить только для тех лиц, кто успешно окончил подобную школу.

П. считал, что в этих образоват. учреждениях следует изучать не только христ. вероисповедания, но и др. мировые религии, чтобы уметь доказать единственную правильность своей веры. Он старался основывать уверенность в правоте своей веры не на авторитетах, а на знании, на исследовании и на доказательствах, способствуя, т. о., становлению рационалистич. подхода.

В рассуждениях П. о воспитании детей прослеживаются черты православной пед. традиции. Это воспитание в страхе Божи-ем, в смирении, в чистоте душевной и телесной, в преданности вере православной через наказания, через послушание отцу и духовнику, через знание церк. книжности и понимание православного вероучения, через молитвы и отправления церк. обрядов. Он завещал сыну создать семью и воспитать своих детей также в традициях православия и в книжной грамотности, дать им основы знаний, необходимых для всякого ремесла, научить на «государевой службе» и во всяком сословном положении не гордиться и не унывать, а «стараться о правде» и жить так, чтобы «всегда быти готову умереть».

Иван Тихонович Посошков (1652-1726)

Видный экономист и публицист. Родился в семье ремесленника-ювелира из подмосковного села Покровское, занимался различными ремеслами, затем стал Купцом, предпринимателем, владел землей. Его «Книга о скудости и богатстве» являлась выдающимся произведением экономической мысли и публицистики первой трети XVIII в. И хотя она распространялась в рукописи (впервые была напечатана только в 1842 г.), среди передовой интеллигенции имела большой успех. В ней И. Т. Посошков выступил как идеолог нарождающейся буржуазии, предлагая меры для поощрения торговли и промышленности. Причем, по его мнению, занятие торговлей - это привилегия купечества. Дворянам и крестьянам торговать должно быть запрещено. Защищал идею ограничения крепостного права, установления законом размеров крестьянских повинностей. Вопросы образования рассматривал как составную часть своих общественно-экономических проектов.

Постоянно занимался самообразованием. Его произведения «Письмо о денежном деле», «О ратном поведении», «Зерцало очевидное», «Завещание отеческое», «Книга о скудости и богатстве» проникнуты чувством глубокого патриотизма, желанием сделать Россию сильной, промышленно развитой. Особые надежды он возлагал на «купецких людей». В «Книге о скудости и богатстве», сочинении «Завещание отеческое» (1705) И. Т. Посошков изложил прогрессивные идеи о необходимости обучать народ грамоте, создавать школы, печатать книги на русском языке, упростить церковнославянский алфавит. По его мнению, надо издать закон, обязывающий помещиков учить крестьян, потому что грамотные крестьяне принесут больше пользы и помещику и государству.

В «Завещании» И. Т. Посошков подробно останавливается на вопросах обучения и воспитания. Большое место в работе отведено нравственному, патриотическому, трудовому воспитанию. Он считал, что воспитывать человека надо с малых лет, ибо если «в юности научится злу, то в старости добрым человеком не будет». Родители должны следить, чтобы сын «никогда праздней не был». «Украшать себя надо не золотом и серебром, а храбростью... правдивым и твердым словом, а также книжным учением».

Хотя проекты Посошкова не были направлены ни против абсолютизма, ни против основ крепостничества, они носили прогрессивный характер, поэтому были истолкованы как опасные для государства, и после смерти Петра I Посошков был заключен в Петропавловскую тюрьму-крепость, где и умер.

Из «Книги о скудости и богатстве»

(Печатается по изданию: Посошков И. Т. Собр. соч. М., 1951. Впервые опубликовано в 1842 г. Сторонник петровских реформ, И. Т. Посошков, представляя в 1724 г. Петру I свою «Книгу о скудости и богатстве», просил сохранить его имя в тайне. Однако этого не было сделано, и после смерти Петра I И. Т. Посошков погиб в застенках Петропавловской крепости как лицо, опасное государству. В книге И. Т. Посошков показал необходимость просвещения крестьян, что могло бы оказать, по его мнению, благотворное влияние на уровень развития экономической и социальной жизни России. В главах, опубликованных в «Антологии», изложены мысли об обучении народа грамоте. )

О ДУХОВНОСТИ

И во всех епархиях построить бы школы пространные и в те школы собрать всех поповых и дьяконовых и дьячковых и пономарских детей, от градских церквей и от уездных, от десятилетних. И буде которые отцы добром их в школы отпустить не похотят, то брать бы их и неволею и учить грамматике и всякого книжного разума.

И положить о сем недвижимый предел: буде кой человек школьного учения не принял и грамматического разумения не научился, таковых бы отнюдь во пресвитеры (Священнослужитель. ) и в дьяконы не посвящати. Такие причетники церковные пожелают пресвитерства, то будут и три-дцатилетные, в школы и без понуждения приходя учитися и учением своим будут поспешати, и таковые люди года и в два-три научиться могут, понеже себя ради будут поспешати и с охотою учится имут. И которой из них учение грамматическое твердо приимет, а летами своими юне, то таковых надлежит и риторики поучить или и философии. И тии не токмо во пресвитерской сан, но во архиерейство будут годны и учителями могут застати.

И таковым способом вся Россия может умудритися не весьма многими леты. И сие преславное дело трудно токмо начати да основа-ти, а тамо будет оно уже и само правитися понеже и учение грамматическое и прочих наук умным и острым людям вельми охотно и любезно бывает.

А аще сие утвердитися, еже во пресвитерство неучившихся в школах не посвящати, то не можно будет того миновати, еже бы желающему пресвитерства не поучитися в школе, то я чаю, что друг друга будут учением своим и предваряти.

А егда грамотники и всякого благоразумия научатся и книг божественного писания начтутся, то не то что раскольнику, но и лютору и римляну могут отпор дать и уста их заградить, понеже все они от истинного христианства совратились, и бродят все, яко козлята, по непроходимым дебрям и по неудобным восшествия стремнинам. И тако в далекие пути зашли, что и возвратитися к прежнему благочестию не могут...

А ныне истинно таковых пресвитеров много, что не то, чтобы кого от неверия в веру привести, но и того не знают, что то есть речение вера, и не до сего ста, но есть и таковые, что и церковные службы, како прямо отправити, не знают. Да и знать не по чему: печатного двора справщики (Корректор )от многого питья и от роскошного житья утыли и не хотят ясного изъявления о всяком церковном служении напечатать, чтобы всякой мог разумети, как что отправляти. Но токмо той пресвитер мало-мало и может прямо отправляти, кой довольное время побудет в городе при соборе или при разумном пресвитере и подначальстве, то тот то лише может по надлежащему службу церковную отправити. А буде кой под началом не много побыл, тот ничего по книгам отправить не может.

А по прямому делу надлежало было о всяком служении напечатать в тех же служебных книгах ясно, дабы и простолюдин мог разу-мети, как что отправити, а ныне многие наугад отправляют, как тому промыслитса. И сие стало не весьма добро, что так деется, и того ради и во градах в церквах многое несогласие бывает, а о сельных и дивить нечего.

И ради совершенного в церковных служениях исправления о всякой службе надлежит в тех же служебных книгах напечатать мелкою печатью тонкостное расположение, как моя служба или действо какое начать и как отправить и совершить. И аще обо всем будет ясно напечатано, то во всех церквах не токмо во градских одних, но и в засельских всякое служение отправлятися имать согласно.

И ради всесовершенного исправления не можно пробыть, еже б не напечатать тонкостного расположения о всяком священнодействии, а в совершенные школы послать учителей иноческого чина и мирского, кои грамматического учения искусны, и других учителей к ним, кои книжного разумения искусны и церковного круга навычны и кои в божественном писании силу знающий, еже непоемые речения могли рассуждати.

И грамматические учителя бы учили своего учения грамматического до обеда, или рещи, до полудни... бы те другие учителя, иже божественного писания искусны, учили б их страху божию и книжному чтению и церковному обхождению.

И все школьники читали бы книги неспешно, но с самым вниманием, дабы чтомое мог разумети и памятствовати. И кой ученик невнятно будет читати, то той читатель, кой ко чтению и вразумлению книжному приставлен, непрестанно их понуждал и вразумлял, как их вразумительно читать и чего не дознают, толковал бы им. И кои книги кто читает, от тех бы книг спрашивал их по одинкам и внимал бы, каково кто памятно сказывает, и той учитель в памятную б книгу записывал, кто каков есть.

И буде кой ничего сказать не помнит, и тому чинил бы наказание и велено бы ему в другой ряд прочести. И буде и в другой ряд прочтет, а что читал, не помнит, то яве есть, еже тот во пресвитер-ство не будет годен.

А чаю не худо бы и летописных книг дать им почитать, чтобы обо всем знали, что досюль бывало...

А в день недельный велели бы им чинить между собою доспы-тания от священных писаний. А учителя оба бы слушали и внимали, кто каков в разуме и в разумении Святого писания, и каково что разсуждает, все бы то впредь для памяти записывали, а и того смотрели бы, кто к какому делу склонен, к духовному ли или к светскому...

И егда куды потребуют пресвитера, то из тыих бы учеников отсылать на пресвитерство не по Отечеству, не по богатству, ниже по прошению прихожан, но по разуму и по истинному священства достоинству. И достоинство бы того школьника подписывали оба тыи учителя, еже он годе во пресвитерской сан...

И аще коея церкви попов сын возжелает отцу своему наследником быть, а по свидетельству учителей своих явится к тому чину негоден, то, аще и заручная о нем челобитная будет, отказать ему...

А кой из них будет понарочитее, тово можно в дьяконство вчинить. А в пресвитерство отсылать самых достаточных и в писании рассудительных и во нраве кротких, чтобы он был свет миру, а не тьм...

И аще священный чин от таковых неключимств исправится, то яко новый свет в России воссияет. И такс их надлежит изучити, чтобы во время исповедания детей своих духовных паче всего научали о благочестии и о благоверии, како в нем твердо стояли, дабы блазни люторские и римлянские не склонялися и с раскольниками бы никакого разглагольства не знаючи, не разговаривали.

И о сем всех бы своих детей духовных увещевали, чтобы они детей своих юных, не токмо градские, но и поселянские, учили бы грамоте и всякому благонравию научили их, а по улицам играть и без дела шататися не попускали с великим и твердым запрещением...

О КРЕСТЬЯНСТВЕ

Паки немалая пакость крестьянам чинится и от того, что грамотных людей у них нет. Аще в коей деревне дворов двадцать или тридцать, а грамотного человека ни единого у них нет, и какой человек к ним не приедет с каким указом или и без указу да скажет, что указ у него есть, то тому и верят и оттого приемлют себе излишние убытки, потому что все они яко слепые ничего не видят, не разумеют. И того ради многие, и без указу приехав, пакости им чинят великие, а они оспорить не могут, айв поборах много с них излишних денег емлют, и оттого даровой приемлют себе убыток.

И ради охранения от таковых напрасных убытков, видится не худо б крестьян и поневолить, чтоб они детей своих, кои десяти лет и ниже, отдавали дьячкам в научные грамоты и, науча грамоте, научили бы их и писать. И чаю, не худо бы так научить, чтобы не было и в малой деревне без грамотного человека. И положить им крепкое определение, чтобы безотложно детей своих отдавали учить грамоте, и положить им срок года на три или на четыре. А буде в четыре года детей своих не научат, такоже, кои ребята и впредь подрастут, а учить их не будут, то какое ни есть положить на них и страхование.

А егда грамоте и писать научатся, то они удобнее будут не токмо помещикам своим дела править, но и к государственным делам угодны будут. Наипаче же в сотские и в пятидесятские вельми будут пригодны и никто уже их не изобидит и ничего с них напрасно не возьмет.

А чаю, не чудо указ послать и в низовые городы, чтобы у мордвы детей брать и грамоте учить отдавать, хотя бы и насильно. А егда научатся, то и самим им слюбится потому, что к ним паче русских деревень, приезжие солдаты и приставы и подьячие, овогда с указом, овогда ж и без указу, и чинят, что хотят, потому что они люди безграмотные и беззаступные. И того ради всяк их изобижает и чего никогда в указе не бывало, того на них спрашивают и правежем правят.

А егда дети их научатца грамоте, то грамотные будут у них владетелями и по-прежнему в обиду их уже не дадут, и будут свою братию от всяких напрасных нападок оберегать.

А иные выучат грамоте, познают святую христианскую веру, возжелают и креститися, то те грамотники мало-помалу иных свою братию к христианской вере приводить будут.

Завещание отеческое (отрывки)

(Печатается по изданию: Посошков И. Т. Собр. соч. М., 1951. Впервые опубликовано в Петербурге в 1893 г. «Завещание отеческое» написано не позднее 1705 г. В нем И. Т. Посошков, с одной стороны, излагает в духе «Домостроя», как воспитывать детей сегодня («в великой грозе», в духе религиозности и покорности), с другой стороны, в «Завещании» многие страницы посвящены светскому образованию, нравственности, элементам буржуазной идеологии. )

ОТЕЧЕСКОЕ ЗАВЕЩАНИЕ СЫНУ ОБ ОТРОЧЕСКОМ ЖИТИИ

Глава 1

1. В начале отрочества своего, сыне мой, паче всех наук прилежи книжному научению, не токмо славянскому одному, но и греческому, или латинскому, или хотя польскому, понеже и на польском языке много таковых книг есть, кои у нас на славянском языке не обретаются; а и к науке польский язык иных языков поемнее. И аще латинскому поучитися, обаче не все их книги приемли: кои обрящеши на разврат благочестивой нашей веры или к каковому греху приводящие, тыи весьма от себя отревай. И во все храни себя опасно, дабы тебе в чесом не поползнутися, и благочестия не погубити, и ери-тиком бы не быти...

7. Ты, сыне мой, не токмо единого блудного греха бойся, но и от всякого зла удаляйся. Так жить навыкай, еже бы тебе никого, старого или малого, или богатого или убогого человека, ничем же бы оскорбити. Но ко всем буди любителей и всякому человеку отвечай и глаголи кротостно; а сурово никаковому человеку, кроме причины, не глаголи, понеже сурово слово воздвигает гнев...

8. И аще ты, сыне мой, поедеши на коне, блюдись того, дабы ты какого человека, богатого или убогого, конем своим не потеснити и с дороги бы пешеходные не стиснути в грязь; и аще и не по пешеходной дороге поедеши и въедеши в грязь, то ты коня своего удерживай, дабы конь твой тихо ступал, дабы ты никакого человека не обрызгати грязью. И не токмо человека люби, но и скот милуй. Аще и курицу на пути наедеши, в песке роющуюся, не потесни ее: аще можно, объедь ю; и аще сие дело и не велико есть, обаче ты храни, понеже и она тварь есть божия. И аще какую скотину, или и пса на пути наедеши спяща или и не спяща, да распростершися по земли лежаща, не досаждай и ей, но такоже объеди ю, дабы и псу досаждения какого не учинити ти. Тебе от того трудности великой не будет, еже ее поберечь и объехать или обойти, а она, аще бессловесна есть, обаче ей любо будет...

10. Такожде и по пашне насеянной на коне отнюдь не езди, понеже тою своею ездою; насеявшему ниву великую обиду учиниши: егда конь на кое место ступит, то не токмо колос повредит, но из корени изторгнет. И егда обрящеши где насеянный горох, или репу, или и иное что съедомое, не моги обиды учинити насеевшему, но токмо самую малую часть возьми, дабы той господин богу на тя жалобы не принес.

Так, сыне мой, опасно живи, дабы ты не токмо человекам, но и скотом мил бы ты был. И всякое дело первее к себе приложи и помысли о нем, угодно ль оно будет тебе, аще кто тако сотворит, яко ты кому хочеши сотворити. И аще тебе оно угодно, то и инем твори без сумнения; а аще же оно тебе самому не угодно явится, то ты такового дела людем отнюдь творити не замышляй...

13. Сыне мой, аще в совершенный возраст еще и не приспеши, а начнет в тебе возжигатися пламень похотения блудного, то ты немедленно оженись законным браком, дабы тебе в беззаконие не впас-ти и чистоты бы своей телесной осквернением блуда не погубити...

14. О избирании невесты. Еще же тебе, сыне мой, сказу ю и за-вещеваю: егда невесту будеши себе избирати, то и красоты преизлиш-ней не ищи, да не введеши женнею красотою иных человеков в соблазн, и да не будеши чужим грехам виновен. А аще же искать будеши красоты духовной, а не телесной, то есть смирения и страха божия, и по той духовной красоте аще получиши и телесную красоту...

Глава 3

9. ...Аще бо со младенчества детей своих научите себя бранить и бить, то в возрасте бойтеся, чтобы вам от них до смерти убиенным не быть. Вельми бо, вельми зло, еже младым детям чинить потачка: всякое бо зло и безумство родится от родителевые потачки...

11. Егда же коего сына отдати во училище, книжного ради научения, то и тогда ни малой воли ему не давай, но в великой грозе держи его. И приставь к нему приставника верного, старика или старуху, чтоб ему не попускали с ребятами играть, а наипаче не попускали бы с ними вместе спать или и сидеть на одине; так тем приставникам твердо накажи, дабы из очей своих ни на мал час не выпускали. А егда повозмужают и за двенадцать лет которой сын переступит, то блюди твердо, дабы с девицами и со женами ни малого кощунания не чинил; и спать с ними, аще и в свойстве кая будет, не попускай; ниже со строки на особности попускай ему спати, дабы он в самой младости и прежде возмужания в блуд не впал. И того ради все бы твои дети спали во очесех наших; и в ночи надзирайте их, дабы кто из них не изшол во иную храмину ночевать. А наипаче не попускайте на чужие дворы, аще и к свойственникам, ходить ночевать, но всегда бы ночевали во очесех ваших.

12. Егда же книжного учения славенского крепко навыкнуть, и грамматику славенскую изучить кой, такоже и писать добре научится, и, выкладке цифирной научив до деления, поучи его и латинской грамоте и языку, или греческому, или хотя польской грамоте и языку, а потом поучи его и художеству, к каковому он свойствен будет. И каковому художеству, тягостному или к легкостному, научиши, то как твое хотение будет. А сего учения не моги отложити, еже бы тебе его не научить рисовать и в размере силу знать, чтобы он всякое дело прежде начинания делати, мог его нарисовати по размеру. И аще в размере будет силу знати, то ко всякому мастерству будет ему способно; и аще и командиром у какова дела будет, то он может всякое дело насквозь видети: ко всякому бо художеству рисовальное дело присутственно и зело потребно. К сему же понуждай его потребное и непотребное рисовати, чтоб он навыкал тому рисованию досконале... дабы никогда празден не был и дней бы своих не терял даром.

13. И при том порядке обучай его и нужду всякую терпети. Одеждами драгоценными не украшай его, и не токмо драгоценными, но и в мягкие одеяния не облачай его, кроме праздничных дней; но даждь ему платье носить самое расхожее или и грубое, дабы он навыкал терпению. И аще придет на него скудость или бедство какое, то не он гнушатися и земледельного одеяния. То бо наше неразумие, еже детей своих преизлишне украшати и во всем их нежити; но надлежит детей своих украшати украшением духовным, а ризное украшение никакого добра не принесет, кроме пакости: от украшения бо навыкают дети гордости и вящее присвоение к блуду. Егда бо девицы или и замужние жены узрят младого отрока во убранстве добром, то зря на них паче уязвляются. А аще кой отрок и млад, да в суровом одеянии будет, к тому же аще во уборстве, к тому же аще не попустите с ними ни шутить и никаких разговоров перебивочных говорить, то на такового не восхотят и воззрить. И буде узрите или уведомитеся от кого, еже сын ваш с девицами или с молодицами будет шутить, то ты и ребра ему сокруши, без всякого милосердия накажи его, дабы впредь ни мало к ним не приближался, дабы он в блуд не впал и тела своего и с душою не осквернил. И такового ради охранения надлежит до самой женитьбы водить детей во одеждах не уборных и не красных.

Егда же оженится, то тогда можно уже и получше одежду учинить ему. Обаче и тогда выше меры свое отнюдь не давай им носити, но со уятием, дабы в том излишние траты пожиткам твоим не было, а наипаче царственному богатству излишней траты не было...

14. Нам не золотом, не серебром, но паче подобает нам себя украшати в воинском деле храбростию, в судейском деле - правосудием, в купечестве - праведным и неподвижным словом и товаром нелестным, мастеровым же людям - в тщательном художестве... к тому же украшатися книжным учением, грамматическим и риторским, и философским разумом. И аще в нас будут, то на весь свет будем мы славны, а и на оном свете не без похвалы будем.

И ты, сыне мой, всячески тщися детям своим одежды чинить не от высоких цен: елико себя ради, паче же - ради царственного пополнения, дабы наше Российское царство, от излишнего наряду, не отончевало. И тоя ради царственной прибыли, детям своим обшивных пуговиц, ни шелковых, ни шерстяных, ни самых золотных не покупай, понеже обшивные пуговицы - перевод деньгам...

16. ...И аще обыкнут твои дети одежды носить грубые, и яди ясти суровые, и пьянственна Питья, а паче заморскаго, пить не будут, а к тому аще обучиши их в ежедневных трудах пребывати, то вельми будут здравы и долголетны, и в разуме и " во всяких своих делах будут тверды.

И тако детей своих крепко держи, еже бы никакого дела своим изловом, без вашего ведения, не делали, но все бы житие свое и дела их были по вашей воле: понеже самоволие и в совершенном мужестве человеков вреждает, колми же паче в юности. Аще бо здраво посмотрит, то всякие пакости содеваются в народе, тако и гражданские и житейские, от самоволия. К сему же ты, сыне мой, детей своих всему тому обучай, чесому аз повелех тебе обучатися и навыкати. И к каковому чину будет он склонен, то ты те статьи и предлагай пред него.

И обедая в людях, избирай себе куски из блюда худшие или кои тебе ближние; а от дальнего края не взимай, да не будеши мерзок посадившему тя за стол; и за столом сидя, не ускори прежде господина или честньшего тя гостя ясти. И сие творя, всем любезен будеши.

И сего ради ты, чадо мое, не моги и близ себя допустити само-умничества, но во всяком деле, не токмо в духовном или во гражданском, но и в правлении, употребляй совета, ово ж и от посторонних людей.

23. А без совета, наипаче без женнего, отнюдь ничего не твори...

О ГРАЖДАНСКОМ ЖИТИИ

Глава 5

1. Живи ты, чадо мое, никого не обижай и ничего чужого не желай, но буде доволен своим си имением. Аще и весьма беден будеши, в том и тщися пребывати, и богатства временного не весьма ищи но паче ищи вечного, чем тебе в бесконечные веки жить. Богатство бо временное ничто же есть, и аще кто его и получит, не всякому оно на пользу, но вящши бывает на погибель. Ибо от богатства приходит гордость, тщеславие, чревообъедение, сластолюбие, вещелюбие, всякая роскошность непотребная. От излишнего изобилия и в блуд паче впадают, и блудницы их паче любят, нежели убогих. Богатии же паче и обижают убогих и маломощных; и не токмо они сами, но и люди их многих обидят. И сего ради ты, сыне мой, не весьма ищи богатства. Добро богатство бывает тому, кой человек может им владеть Авраамеки; а аще кто тако держати его не может, то лучше жить в посредности или и в самом убожестве. Богатство бо, и кроме вышеупомянутых страстей, и прежде получения, пакости наводит на человека: ибо кои человецы желательно его ищут и хотят вскоре обогатитися, то впадают в великие напасти и погибают...

О пропитании книг и о почитании их. Егда будеши, сыне мой, книги читати, то читай их неборзостно и с прилежным вниманием. И держи при себе бумагу и чернила, и кая те.речь понравится, записывай именно, в коей книге и в коей части... пользу бо великую себе и людям получиши от тоя записки. И никогда празден, сыне мой, не сиди: либо какое художественное дело делай, либо книги читай...

11. О земледелъстве. А аще, сыне мой, и весьма оскудееши, и, от той великой скудоты, чем пропитатися не возможеши, то и тогда, сыне мой, во отчаяние, ни во уныние не вдавайся, и ни к каковому воровству и неправедному делу не касайся, и к воровским людям и к разбойникам не прилепляйся, и с мошенниками, ни со обманщиками, и ни с каковыми людьми неключимыми не снимайся, но... иди в земледельную работу. И аще цену, велику или малу, возьмеши, работай всею правдою, без лености и без лукавства: не дань к вечеру гони, но дело к концу приводи. И какую работу работать ни будеши, работай не так, каков обычай имут поденщики, но работай так, как ты можеши про себя работать...



Читайте также: